Слух у новорожденных 2 месяцев. Когда новорожденные начинают слышать? Как проверить слух малыша дома

Любой родитель очень переживает за здоровье своего ненаглядного крохи. Довольно часто молодые мама и папа волнуются, хорошо ли слышит их малютка, ведь пока малыш не разговаривает, это достаточно сложно понять. В каких случаях стоит бить тревогу?

Развитие слуха во внутриутробном периоде

Развитие органа слуха у плода начинается практически с самого начала внутриутробного периода, а именно с 5-й недели беременности, и продолжается вплоть до появления на свет. Примерно с 16-й недели внутриутробной жизни малыш начинает воспринимать, то есть различать на слух, звуки. К 20-й неделе внутреннее ухо плода развивается до размеров внутреннего уха взрослого человека. С этого момента малютка начинает различать частоту (то есть высоту) и интенсивность (то есть громкость) звука. С 26-27-й недели внутриутробного периода малыш уже начинает реагировать на различные звуки. При ультразвуковом исследовании можно наблюдать, что в ответ на резкий внешний звук кроха вздрагивает, у него может усилиться двигательная активность, увеличиться частота сердечных сокращений.

По мере развития органа слуха малыш учится распознавать источник звука. Оказывается, способность поворачивать головку в сторону источника звука, наблюдающаяся у грудничков, появляется у плода уже после 32-й недели беременности. Полагают, что после этого срока малютка может запоминать музыку и узнавать ее после появления на свет.

"Место жительства" малыша в утробе полно самых разнообразных звуков, что создает отличные условия для тренировки формирующегося органа слуха. Эта "звуковая среда" представлена, в первую очередь, звуками маминого организма. С легким шипением течет по сосудам плаценты кровь, с шумом и стуком сокращается в отдалении материнское сердце, с хлюпаньем и урчанием переливается жидкость в кишечнике, большим насосом неторопливо работают легкие. В эту череду естественных звуков врывается мамин голос. Постепенно кроха учится распознавать его, привыкает к определенному ритму и темпу речи. Вот почему сразу после рождения новорожденный быстро идентифицирует голос матери и выделяет его из всех прочих. Кстати, голоса других людей тоже слышны в утробе, но неразборчиво, общим фоном, примерно как мы слышим голоса из другой комнаты: слышен общий тон речи, но слов не разобрать. Другие звуки внешнего мира кроха также слышит приглушенно — за счет того, что он находится в околоплодных водах и, кроме того, окружен тканями материнского организма.

К моменту рождения периферический орган слуха (он включает в себя ушные раковины, наружный слуховой проход, полость среднего уха, в которой располагаются слуховые косточки, передающие колебания от барабанной перепонки к внутреннему уху, и улитка, орган внутреннего уха, где расположены слуховые нейроны) полностью сформирован. Он мало изменится со временем, зато височные доли головного мозга, ответственные за слух и представляющие собой центральную часть слухового анализатора, будут развиваться еще как минимум до школьного возраста.

Если что-то идет не так...

Согласно статистике, более половины всех случаев тугоухости у детей являются врожденными, а около 80% из оставшейся половины формируется на первом году жизни. К сожалению, многие факторы могут оказать негативное влияние на развитие органа слуха. К таковым относятся:

  • различные инфекционные осложнения беременности (краснуха , грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз , сифилис и др.);
  • тяжелые соматические заболевания матери (сахарный диабет, сердечно-сосудистая патология, болезни почек);
  • использование во время беременности препаратов с потенциальным ототоксическим эффектом, то есть опасных для органа слуха — антибиотиков-амигликозидов (СТРЕПТОМИЦИН , ГЕНТАМИЦИН , АМИКАЦИН , ТОБРАМИЦИН и пр.) и макролидов (ЭРИТРОМИЦИН , АЗИТРОМИЦИН и др.), сильных мочегонных средств (ФУРОСЕМИД ), нестероидных противовоспалительных препаратов (ИНДОМЕТАЦИН , НАПРОКСЕН );
  • курение и употребление наркотиков;
  • контакт с ядовитыми веществами;
  • радиационное воздействие.

Со стороны малыша факторами риска являются родовые травмы и другие тяжелые состояния:

  • тяжелая гипоксия (кислородная недостаточность) во время беременности и родов;
  • асфиксия новорожденного (когда первая оценка по менее 5 баллов, вторая — менее 7 баллов);
  • глубокая степень недоношенности и очень низкий вес при рождении (менее 2 кг);
  • переношенность;
  • поражение в родах ;
  • необходимость использования искусственной вентиляции легких более 4 суток;
  • , развившаяся в результате резус-конфликтной беременности.

Вероятность развития нарушения слуха у детей значительно повышается в семьях, где среди ближайших родственников имеются случаи врожденной тугоухости, тем более при близкородственных браках. Если у одного ребенка насчитывается более двух факторов риска, вероятность снижения слуха увеличивается. Нарушение функции слухового аппарата может также быть осложнением некоторых заболеваний, перенесенных в раннем детстве, особенно на первом году жизни, главным образом инфекционных (краснуха, ветряная оспа, корь, свинка, токсоплазмоз, коклюш, скарлатина, грипп и др.).

Проверить как слышит ребенок — и успокоиться

Наблюдение за малышом . На что же следует обращать внимание родителям, чтобы убедиться, что со слухом малыша все в порядке, или же вовремя заподозрить неладное? Ведь понятно, что чем раньше диагностировано снижение слуха, тем раньше можно начать соответствующие лечение и реабилитацию и тем больше шансов будет у ребенка минимально отличаться от своих здоровых сверстников.

Показателем могут стать реакции малыша на звук, которые либо соответствуют возрастным, либо отстают от них. Реакции грудничков на звук достаточно четко определены в каждом возрасте и зависят от степени развития многих функций в организме. Так, не стоит ждать от малютки в возрасте 2 недель, что он станет сразу же поворачивать головку на звук . Он еще слишком мал и, хотя и слышит звук, его мышечная система еще не настолько координирована, чтобы обеспечить эту реакцию. Остановимся подробнее на "правильных" возрастных реакциях детей на звуковые раздражители.

Так, в первые 2-3 недели жизни малютка в ответ на громкие звуки вздрагивает, у него может отмечаться — характерное резкое разведение ручек в стороны с возможным последующим "объятием" себя. После 2-3 недель, ближе к месячному возрасту, у новорожденного формируется замирание как реакция на голос.

У малыша в возрасте 1-3 месяцев в ответ на голос матери наблюдается характерный комплекс оживления: он внимательно смотрит, начинает улыбаться, активнее двигать ножками и ручками, пытается агукать. Собственно, формирование гуления в возрасте 2-4 месяцев также является важным критерием . Кроме того, дети в возрасте 1,5-6 месяцев реагируют на резкие звуки широким открыванием глаз.

Примерно после 1-1,5 месяцев младенец, а потом и подросший ребенок беспокоится во сне при резких звуках. В среднем в 3 месяца формируется способность поворачивать голову в сторону звучащей погремушки или голоса. В возрасте 4-5 месяцев гуление должно переходить в лепет (произнесение отдельных слогов). При появлении в поле зрения хорошо знакомых ребенку людей, в первую очередь родителей, лепет становится более эмоциональным, выразительным.

После 8 месяцев в речи малыша появляются новые звуки, а ближе к 1 году он пытается некоторые слова и или их фрагменты. Он поворачивает голову, слыша знакомые звуки, и подает голос в ответ на обращенную к нему речь. Начинает оборачиваться, когда его окликают сзади.

Уже с 8-9 месяцев малютка отчетливо понимает некоторые слова ("мама", "папа", "дай", "возьми", "привет", "пока") и совершенно определенно реагирует на них. В возрасте 1 года, помимо появления в речи отдельных слов, можно заметить, что малыш замирает и прислушивается, если при нем ведется оживленный разговор, поворачивает голову в сторону говорящего. Несоответствие реакций на звуковые раздражители примерным возрастным нормам должно насторожить родителей. Кроме того, часто нарушения слуха "выглядят" как психического и иногда психомоторного развития. Это неудивительно, ведь слух играет важную роль в получении информации об окружающем мире, которая и заставляет нервную систему крохи развиваться и обретать новые способности.

Помощь специалистов . Что касается объективных методов исследования слуха, еще совсем недавно они были значительно затруднены на первом году жизни, ведь малыш не владеет речью и не может сообщить о своих слуховых ощущениях. Но в настоящее время применение нашел простой, быстрый и надежный методрегистрация вызванной отоакустической эмиссии . Отоакустическая эмиссия — это чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые внутренним ухом. Колебания эти вызываются искусственно с целью их последующего анализа (по их характеру специалисты могут судить о наличии или отсутствии патологии в слуховой системе ребенка). Вызванная отоакустическая эмиссия регистрируется в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микрофона. Это исследование безопасно и безболезненно. Достаточно ввести улавливающий кончик (так называемый пробник) специального аппарата в наружный слуховой проход, плотно закрыв последний, и нажать кнопку. Результат исследования записывается в память прибора и выводится на маленький экран. Результаты оцениваются специально обученным медицинским работником.

Метод позволяет распознать нарушения слуха и начать лечение как можно раньше. Исследование занимает всего несколько минут и в настоящее время должно применяться как скрининговый метод исследования слуха новорожденных во всех роддомах. Результат его вносится в обменную карту новорожденного, с которой он выписывается из роддома. Срок проведения этого исследования — 3-4-й день жизни, так как в первые двое суток в наружном слуховом проходе могут еще сохраняться остатки околоплодных вод и первородной смазки, что затрудняет проведение исследования и лишает его результаты достоверности. Его также применяют для исследования слуха в первые годы жизни малыша — в основном тем детям, которым не проводилось исследование слуха в роддоме.

В качестве скринингового метода, а также для уточнения характера снижения слуха в дальнейшем применяется метод регистрации вызванных слуховых потенциалов (ВСП) , позволяющий оценить состояние слуховой коры и слухового нерва. Данное исследование проводится с использованием специального наушника, который объединяет датчик звуковых сигналов (в процессе исследования подаются сигналы различной частоты и интенсивности) и электроды, фиксирующие электрические потенциалы головного мозга. В основе метода компьютерной аудиометрии лежит анализ полученной с помощью ВСП информации.

Метод акустической импедансометрии (основан на регистрации сопротивления звукопроводящего аппарата слуховой системы) служит для выявления разрыва цепи слуховых косточек, наличия жидкости в барабанной полости, нарушения функции слуховой трубы.

Учитывая современные возможности диагностики слуха, своевременным считается исследование его в роддоме или хотя бы в течение первых двух месяцев жизни. Первым сроком обследования крохи у ЛОРа считается 3-месячный возраст (перед проведением вакцинации против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита). Но если в том родильном доме, где появился на свет ваш малыш, подобных исследований не проводится, а ребенок входит в "группу риска" хотя бы по каким-то из перечисленных критериев или у вас появилось, пусть даже малейшее, подозрение, немедленно обратитесь к врачу — оториноларингологу, отологу или сурдологу, не дожидаясь положенного срока. Врач владеет методиками первичной оценки слуха и сможет более объективно, чем вы, оценить реакцию ребенка на звуковые раздражители, фиксируя не только внешне заметные реакции, но и изменение ритма дыхания, пульса, зрачковый рефлекс и другие показатели.

Еще раз хочется напомнить: будьте внимательны к своему малышу, но не пытайтесь самостоятельно ставить ему диагноз! Ваша задача — вовремя обратиться к специалисту. Он сможет развеять ваши подозрения, убедив вас, что с малышом все в порядке и повода для тревоги нет, или направит в соответствующее квалифицированное учреждение.

Нестабильность работы систем новорожденного порой пугает неопытных родителей. Им кажется неправильным, что кроха не фокусирует на них взгляд, еще больше тревог у мам и пап вызывает то, что младенец некоторое время не реагирует на шум. Как проверить слух у новорожденного ребенка в домашних условиях и успокоить себя?

Особенности развития слуха у младенцев

Слух у младенца развивается постепенно, это связано с незрелостью нервной системы, которая должна принимать и обрабатывать получаемые сигналы извне. День за днем способности малыша крепнут, и со временем кроха начинает адекватно реагировать на окружающие шумы.

  1. Активизация слуховых функций происходит в момент рождения малыша. Новорожденный слышит, но не способен еще реагировать на окружающие звуки из-за невосприимчивости определенных тонов и незрелости отдельных участков головного мозга. Постепенно диапазон звуков будет расширяться, а младенец начнет движениями, плачем и замиранием отвечать на слышимое.
  2. К концу первого месяца жизни у крохи уже формируются первичные реакции — в ответ на громкие резкие звуки он вздрагивает и вскидывается, а услышав знакомый голос или даже свое имя, ребенок замирает и прислушивается.

Как проявляется патология?

Все окружающие нас звуки можно грубо поделить на две группы — низкочастотные (гул машин, низкий голос, стук, звуки ударов погремушки) и высокочастотные (высокий голос, шелест листьев и шорох бумаги, пение птиц). Если тяжелые степени тугоухости, когда кроха не слышит вообще, диагностируются еще в роддоме, то определение легких степеней патологии значительно затруднено. Малыши с начальными нарушениями слуха не способны воспринимать только высокие тона, при этом хорошо реагируют на низкие.

Ни родители, ни педиатры порой не замечают этих признаков тугоухости, пока болезнь не начинает отражаться на темпах развития дитя.

Младенцы, страдающие от начальных степеней тугоухости:

  • До 4 месяцев никак не реагируют на громкие звуки — они могут спать в шумной обстановке и не вздрагивают от хлопанья дверей и пр.;
  • до полугода не начинают гулить, поскольку плохо слышат родительскую речь и не отвечают на нее;
  • к 9 месяцам не начинают упражняться к издавании звуков и не пытаются копировать родителей;
  • к 1-2 годам у них не накапливается минимальный словарный запас.

Избежать таких последствий поможет своевременная диагностика и лечение малыша. Несмотря на то, что слух младенца проверяется несколько раз на протяжении первого года жизни, родители также должны обращать внимание на то, как реагирует грудничок на окружающую обстановку.

Даже при малейших сомнениях в том, что малыш нормально слышит, его следует показать специалисту. Промедление может негативно отразиться как на протекании тугоухости, так и на темпах развития грудничка.

Методы проверки слуха

Как проверяют слух у новорожденных? Первый раз способность слышать у ребенка определяют в родильном доме. Аудиометрия делается с помощью специального прибора, подающего разночастотные звуковые сигналы непосредственно в ухо и регистрирующего ответ внутреннего отдела на них. В ходе исследования сурдолог способен определить, в каких отделах происходят патологические изменения, влияющие на способность дитя воспринимать окружающие его шумы.

Но первая аудиометрия способствует диагностике только тяжелых форм тугоухости, начальные же отклонения от нормы на таких ранних сроках проверка слуха не может определить. Именно поэтому родителям следует озаботиться вопросом, как проверить слух новорожденного в домашних условиях, и регулярно проводить тестирования с помощью специально разработанных методик.

Рефлекс Моро

Одна из доступных для проверки слуха новорожденного методик основана на рефлексе Моро. Такую диагностику можно легко провести родителям в домашних условиях. Она не поможет вам определить, какова пороговая слышимость у грудничка, или оценить степень чувствительности слуховых рецепторов, но зато данная методика способна исключить тугоухость тяжелых 3 и 4 степеней.

  1. Новорожденного следует положить на ровную поверхность и максимально распрямить его конечности. Не нужно делать это насильно — попробуйте разгладить ручки и ножки по наружной поверхности.
  2. На расстоянии примерно 20 см от проверяемого уха малыша громко хлопните в ладоши. В ответ на резкий звук ребенок должен адекватно отреагировать — заплакать, вздрогнуть или растопырить пальчики.
  3. Подобным же образом следует проверить на восприимчивость низких частот второе ушко новорожденного.

Методика И. В. Калмыковой

Если способ проверки слуха крохи, основанный на рефлексе Моро, определяет восприимчивость дитя к низким частотам, то данная методика позволяет в домашних условиях с помощью доступных материалов протестировать, слышит ли новорожденный еще и средние и высокие тона.

  1. Подготовьте пластиковые бутылочки или банки и заполните их на одну треть разными крупами: манкой, гречкой и горохом. Эти три вида содержимого при тряске создадут три уровня интенсивности звука.
  2. Для проведения теста потребуется двое взрослых. Один будет привлекать внимание новорожденного к себе и следить за его реакцией на шумы, а другой должен встать вне зоны видимости дитя с «реквизитом».
  3. В 10 см от уха младенца следует потрясти сначала банкой, наполненной манной крупой. Это содержимое при движении создает высокочастотные звуки. Трясти банкой следует с интервалом в 30 секунд.
  4. После проведения теста с манной крупой, следует приступить к банке с гречкой, а затем — с горохом.

В период новорожденности нормой будет, если кроха услышит хотя бы баночку с горохом и отреагирует на производимый ею шум замиранием или, наоборот, вскидыванием. Звук всех трех наполнителей ребенок должен воспринять только к полугоду.

Если же новорожденный не услышал шум гороха в банке при тряске, попробуйте повторить тест через несколько дней. Если положительной динамики в звуковой восприимчивости не будет — обращайтесь к отоларингологу-сурдологу для более тщательной диагностики малыша.

Благодаря им окружающее малыша пространство окрашивается в яркие краски, обретает формы, наполняется звуками и запахами. Однако это происходит не сразу…

К моменту рождения зрение и слух ребенка еще недостаточно развиты. Это связано с тем, что нервные центры головного мозга, где «замыкаются» концы всех анализаторов, не завершили свое формирование. Они совершенствуются по мере роста малыша (под влиянием факторов внешней среды) и обеспечивают его гармоничное развитие.

Зрение ребенка: 1 месяц жизни

Новорожденный видит мир не так, как взрослые. Однако утверждение, будто бы малыш воспринимает все вверх ногами, ученые давно опровергли. В первые 3–5 дней после рождения глаза новорожденого еще не способны полноценно работать: лишь зрачок реагирует на изменение освещения в помещении.

К концу 1-й недели жизни ребенок начинает видеть размытые контуры, плоские фигуры и цветовые пятна. Он еще не может фокусировать взгляд и координировать движения глаз и-за слабости глазных мышц.

Через 10–14 дней после рождения младенец уже способен рассмотреть предмет, медленно перемещающийся на расстоянии 20–40 см от его лица. Зрачки крохи при этом двигаются скачкообразно, словно с запаздыванием.

К 4-й неделе жизни малыш уже может 5–10 с удерживать в поле зрения неподвижный предмет; чаще всего это лицо мамы, когда она наклоняется к нему.

Зрение ребенка: 2 месяц жизни

У ребенка начинает развиваться предметное зрение . Малыш уже способен длительно сосредотачивать взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете. Он может рассматривать яркую игрушку, подвешенную на расстоянии 40–50 см над его грудью, в течение 20–25 c. К концу 2-го месяца движения глазных яблок становятся плавными и скоординированными. Ребенок длительно следит за движущейся игрушкой, поворачивая при этом голову. Зрительная система крохи к этому времени позволяет ему воспринимать объемность, трехмерность предметов.

Зрение ребенка: 3 месяца

В 3 месяца ребенок может фиксировать внимание на объекте лежа не только на спине, но и на животе, а также в вертикальном положении. Малыш внимательно вглядывается в лица людей, которые его окружают, стараясь сосредоточить взгляд на глазах взрослых.

Примерно с 3–4-х месяцев ребенок начинает различать основные цвета – сначала желтый, потом красный, и, наконец, зеленый и синий. Такой порядок цветоразличения обусловлен развитием колбочек, расположенных в сетчатке глаза и ответственных за восприятие цветов. У новорожденного цветовое зрение есть, но оно плохо развито, и весь видимый мир представляется ему размытой картинкой, со сливающимися цветами.

Первые месяцы жизни ребенок лучше всего воспринимает черно-белое изображение.

Зрение ребенка: 4–5 месяцев

Зрительное восприятие малыша постепенно накладывается на его социальное поведение, формируя его. С 4-х месяцев ребенок начинает различать близких и чужих людей и по-разному реагировать на них: радуется, видя лицо члена семьи – и, наоборот, настораживается или плачет, глядя на незнакомого взрослого.

К концу 4-го месяца жизни кроха способен различать плоские и объемные предметы. Ребенок уже почти точно оценивает расстояние до игрушки, когда тянется за ней. Он больше не пытается схватить нарисованный предмет или свою тень. Младенец учится рассматривать объекты и классифицировать их как знакомые или незнакомые.


Зрение ребенка: 6 месяцев

К 6 месяцам у ребенка развивается острое детальное зрение , поэтому особенное внимание в этот период малыш начинает уделять маленьким предметам.

Начиная с 6-ти месяцев кроха уверенно различает близких и чужих людей. Он уже осознает, что отражение в зеркале – его собственное, и улыбается, узнавая себя.

Зрение ребенка: 7 месяцев и далее

В 7 месяцев ребенок может связать предмет с его названием. Если спросить у малыша: «Где собачка (мама, киска)?» – он найдет взглядом нужный объект или человека. После 7 месяцев зрительный анализатор практически завершает свое формирование. В дальнейшем у ребенка меняется только острота зрения: к концу первого года жизни она составляет 1?/?3 – 1?/?2 от взрослой нормы и достигает 100?% к 3–4 годам.

Слух ребенка: 1 месяц

Слух ребенка полностью формируется к концу 1-го месяца жизни. Но понимать и воспринимать все, что он слышит, малыш начинает чуть позже.

С первых недель новорожденный реагирует на громкий резкий звук (например, хлопок, звонок в дверь). Он вздрагивает, моргает или широко открывает глаза. Эта реакция свидетельствует об отсутствии грубых нарушений слуха у только что появившегося на свет крохи. На 3-й неделе жизни малыш начинает прислушиваться к звукам, голосам, но слуховое сосредоточение (когда резкий звук вызывает у ребенка прекращение движения – он замирает и замолкает) длится недолго, всего 5–10 с.

Слух ребенка: 2–3 месяца

Если в течение 1-го месяца жизни ребенок просто прислушивается к звукам и замирает, то со 2-го месяца малыш начинает постепенно ориентироваться в мире звуков. Он пытается определить, где находится источник шума, поворачивает голову в его сторону, стремясь найти его взглядом.

Слух ребенка: 4 месяца

В 4 месяца младенец вычленяет из звукового потока голоса, музыку, звон погремушки, хорошо отыскивает взглядом источник звука, четко поворачивает к нему голову. По-разному реагирует на спокойную и ритмичную мелодии: тихо слушает колыбельную песню и оживляется при звуках танцевальной.

Слух ребенка: 5 месяцев

В 5 месяцев кроха начинает различать интонации голоса взрослого (ласковую или строгую) и по-разному отзывается на них. На ласковую речь – улыбается, оживляется; на строгую – напрягается, хмурится и может заплакать. Отличает голоса близких от голосов незнакомых людей.

Слух ребенка: 6–7 месяцев

К 6–7 месяцу малыш уже знает свое имя. Он слышит его среди других слов и звуков в речи взрослых и реагирует на него – поворачивает головку, улыбается, тянется к папе или маме.

Слух ребенка: 8–9 месяцев

В 9 месяцев ребенок начинает подражать услышанным звукам. Он понимает обращенную к нему простую речь и откликается на нее. Например, по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, улыбается в ответ на похвалу, останавливается, если мама говорит слово «нельзя».

Слух ребенка: 10–12 месяцев

К 10–12 месяцам малыш способен осмысливать услышанные слова и повторять их. Речь развивается параллельно со слухом.


Осязание ребенка

Осязание и обоняние дополняют информацию, которую ребенок получает от органов зрения и слуха. Эти ощущения связываются друг с другом, создавая целостную картину окружающего мира и помогая малышу знакомиться с новыми предметами.

У детей первых месяцев жизни очень развита тактильная чувствительность . Практически всю информацию о внешнем мире малыш после рождения получает через органы осязания, так как его слух и зрение в этот период еще недостаточно развиты.

Именно телесный контакт с миром позволяет крохе испытывать новые ощущения, чувствовать свое тело. Мамины руки способны передать младенцу спокойствие. Малышу очень нравится, когда его гладят по спинке, ручкам и ножкам. Объятия и нежные поглаживания дают почувствовать новорожденному, что мама рядом и все хорошо.

Если прикоснуться к ресничкам, щечкам, ушкам 2–3-месячного ребенка, он не только зажмурит глазки, но и потянется к ним ручкой, будет тереть их. Это так называемая реакция кожного сосредоточения .
Начиная с 4-х месяцев ее можно вызвать, прикасаясь к животу и ладоням младенца.

Примерно в 5 месяцев малыш начинает проявлять интерес к маминому лицу, изучая его при помощи касаний. Во время кормления грудью кроха не только с интересом разглядывает маму, но и трогает ручками ее глаза, нос, щеки, волосы.

После 3–4 месяцев малыш начинает захватывать руками игрушки и обследовать их пальчиками и ладошками.

С 5 месяцев он может подолгу изучать предметы на ощупь, при этом «познает» их уже не только ручками, но и ртом – «пробует на зуб». Примерно в это же время малыш начинает исследовать свое тело, ощупывая его и прикасаясь к себе руками.

Обоняние ребенка

Уже в возрасте 2-х месяцев у детей прекрасно развито обоняние. Кроха использует его как средство общения с матерью: ее аромат словно сигнал для него – «мама здесь». Младенец быстро успокаивается и засыпает, если чувствует рядом родной запах.

В возрасте 2–3 месяцев малыш уже способен выражать свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует замиранием, оживлением и улыбкой, на вторые – гримасой недовольства и чиханием.

После 6 месяцев с введением прикорма ребенок начинает различать пищевые вкусы и ароматы.


Эмоции ребенка

Эмоции маленького ребенка непроизвольны: он еще не властен над своими чувствами и не может по своему желанию управлять ими.

Эмоциональное развитие малыша непосредственно зависит от общения со взрослыми. Именно поэтому родителям нужно стараться как можно больше внимания уделять ребенку, поощряя его выражать свои эмоции.

1 месяц жизни

Первые эмоциональные реакции ребенка – это хныканье, крик и плач. Они выполняют защитную функцию и помогают малышу приспособится к новой, незнакомой для него обстановке, привлечь внимание мамы.

Иногда на личике ребенка можно увидеть нечто похожее на улыбку. Это она и есть, только неосознанная – физиологическая улыбка. В 1,5–2 месяца у малыша появляется первая осознанная улыбка: кроха радуется, глядя на взрослого.

2–3 месяца жизни

С 3 месяцев движения и эмоции младенца складываются в единую реакцию на внимание и заботу взрослого, которая называется «комплекс оживления». Когда взрослый наклоняется к малышу, тот начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, иногда активно гулит. Комплекс оживления у ребенка выполняет две функции: сопровождает его радость по поводу полученных впечатлений и служит средством общения – причем функция общения в этот период становится для малыша главной.

4–6 месяцев жизни

В 4 месяца ребенок начинает громко и заразительно смеяться, а также реагировать на щекотание.
На 5 месяце жизни малыш открывает для себя, что окружающие люди бывают разные: есть близкие, родные, а есть чужие. В присутствии чужого человека ребенок может напрягаться, чувствовать себя некомфортно, заплакать. Однако если незнакомый человек демонстрирует свое доброе отношение к малышу, разговаривает с ним и улыбается, настороженное внимание сменяется радостью.

Кроме того, в этом возрасте кроха неуютно чувствует себя в незнакомой обстановке. Для ощущения безопасности он нуждается в мамином присутствии.

7 месяцев и далее

Ближе к 7–9 месяцам эмоции ребенка становятся еще более сложными. С их помощью малыш выражает гнев, печаль, радость и т.д.

В этот же период начинает формироваться «социальная ссылка»: при столкновении с незнакомой ситуацией малыш внимательно наблюдает эмоциональную реакцию мамы (или других близких ему взрослых) – и именно эта реакция становится ориентиром для его собственного поведения. Во втором полугодии ребенок пытается понять эмоциональное состояние взрослых, их отношение к происходящему и к нему самому. Так у ребенка формируется образ самого себя.

В период между 7 и 11 месяцам и появляется так называемый «страх расставания» – грусть или испуг, если мама внезапно исчезает из поля зрения.

Для того чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо, чтобы основные органы чувств малыша – слух, зрение, осязание, обоняние – были также достаточно развиты. А развиваются они в процессе общения со взрослыми. Чем активнее и теснее взаимодействие крохи с близкими людьми, тем больше информации (в том числе чувственного характера) ребенок получает, а это, в свою очередь, является залогом его здорового развития.

Возможно, вам будут интересны статьи

Вопрос о том, когда начинает слышать новорожденный ребенок, является противоречивым:

  • одни считают, что слух начинает формироваться уже с 15 недели беременности;
  • другие, что ребенок может слышать звуки только к концу третьего триместра.

Точно доказано, что малыш слышит материнское сердцебиение, звуки снаружи. Именно поэтому для гармоничного развития ребенка рекомендуется читать ему сказки, петь спокойные колыбельные песни, а также слушать красивую музыку.

К концу первого месяца жизни у ребенка окончательно сформировывается слух. Когда малыш начинает слышать мамин или папин голос, свое имя, или просто приятную музыку, то он обязательно будет прислушиваться.

К концу третьего месяца, ребенок уже точно слышит и узнает мамин голос, начинает поворачивать голову в сторону шума. Резкие звуки могут заставить новорожденного вздрагивать.

Как слышит новорожденный ребенок ?

Малыш может различать речь или звуки по нескольким признакам:

  1. Скорость речи. Новорожденный ребенок начинает активнее себя вести, если речь, обращенная к нему, ускоряется. И наоборот – спокойный, монотонный разговор быстро его успокаивает.
  2. Очень важна для ребенка и интонация. Резкий, грубый разговор может заставить малыша плакать. Ласковая манера общения, которую слышит кроха, доставит ему радость.
  3. Малыш в состоянии разделять звуки на любимые и нет. Кроме того, увлекшись любимой погремушкой, новорожденный может не слышать ничего вокруг. Это нормально и пугаться этого не следует.

Проверка слуха у новорожденного

Молодые мамы часто переживают за слух ребенка. Как проверить слух у новорожденного, и когда можно это сделать?

Возьмите колокольчик или тихую музыкальную игрушку. Звук должен быть незнаком для новорожденного. Незаметно подойдите к малышу сбоку и тихо включите музыку или позвените колокольчиком.

Даже ребенок в возрасте месяца даст понять своей мимикой, услышал ли он шум. Малыш же старше двух месяцев обязательно повернет глазки в сторону источника звука.

Если малыш спит, то в это время также можно использовать для проверки слуха. Только нужно выбрать время, когда новорожденный только уснул и находится в стадии так называемого «быстрого» сна.

Нужно тихо подойти к кроватке крохи и тихонько потереть руки или кашлянуть. Малыш среагирует движениями глазных яблок, вздохом или вскидыванием ручек.

Ни в коем случае нельзя издавать громкие, резкие звуки. Они могут испугать ребенка!

Первая проверка слуха у новорожденного происходит еще в роддоме. Делается это специальным аппаратом и называется слуховым скринингом. К сожалению, очень часто данная процедура проводить исключительно для галочки и иногда врачи упускают нарушения слуха ребенка.

Есть и другой фактор – аппарат для проверки выдает только результат, участвуют ли специальные волосковые клетки в передаче звука. А ведь в этом процессе задействовано огромное количество клеток.

Есть и другой метод для проверки – проверка слуха при помощи компьютера (аудиометрия). При такой методике в слуховой проход малыша вводят датчики, которые посылают определенный импульс. При этом фиксируется, подает ли слуховая система новорожденного ответы на раздражение. Такая проверка проходит во время сна и не доставляет неудобств. При подозрениях на нарушение слуха лучше всего пройти проверку именно на таком аппарате.

Поэтому в первые месяцы жизни родители должны тщательно следить за развитием слуха ребенка. Итак, на что нужно обращать пристальное внимание?

  • В возрасте двух недель новорожденный не вздрагивает при громких звуках.
  • В возрасте одного месяца ребенок никак не реагирует на звук сзади него. В этот период новорожденный должен поворачивать головку.
  • В три месяца малыша не успокаивает голос мамы. Можно заметить, что он его не слышит и никак не реагирует.
  • В возрасте четырех месяцев ребенок должен поворачивать голову в сторону незнакомого шума. Если реакции нет, следует обратить на этот факт внимание педиатра.
  • В возрасте двух-четырех месяцев, ребенок не подражает звукам.

Изначально эта проверка предназначена для выявления повреждения спинного мозга в шейном отделе, однако и информацию о слухе новорожденного тоже дает. Ведь если он не услышит хлопков, значит слуховая система не работает.

Какие факторы могут привести к нарушению слуха?

Статистика говорит, что количество детей с нарушениями слухового аппарата растет. Причин тому огромное количество:

  1. Плохая наследственность. Если родители, бабушки или дедушки новорожденного страдали нарушением слуха, то в 50 процентах случаев это передается ребенку.
  2. Курение во время беременности, употребление алкоголя. Даже малые дозы спиртного могут привести к нарушению развития органов слуха и зрения ребенка. То же самое касается и сигарет.
  3. Сахарный диабет у матери, нарушение функций щитовидной железы, гестоз и другие патологии беременности.
  4. Употребление антибиотиков во время беременности, лечение другими серьезными лекарственными препаратами.
  5. Стремительные или наоборот, затяжные роды, применение акушерских щипцов.
  6. Вирусная или бактериальная инфекция у мамы во время беременности. Например, токсоплазмоз в 45 процентах случаев может привести к снижению слуха.
  7. Частые отиты и воспаления среднего и внутреннего уха. Чтобы избежать частых болезней и простуд, необходимо закалять ребенка и укреплять его иммунитет. Подробнее об этом смотрите в курсе Здоровый ребенок >>>

Как развивать слух у малыша?

Чтобы развить слух у новорожденного, достаточно постоянно разговаривать с ним спокойным тоном, четко выговаривая все слова. Кроме того, современные музыкальные игрушки также направлены на тренировку слуха. Разные звуки в них – пение птиц, шелест листвы, спокойные песенки – отлично тренируют слух малыша и учат его различать звуки окружающего мира.

Очень полезно для ребенка слушать разнообразную музыку. Сейчас можно приобрести диски или же скачать из Сети различные детские песенки и классические композиции. Можно ставить ребенку записи шума моря, звуков леса и т.д. Такие записи есть и в детских игрушках. Например, в продаже есть детские ночники с записью различных успокаивающих песенок и звуков.

В доме, где проживает ребенок, не должно быть никаких скандалов и повышения голоса. Излишне громкая и раздражающая музыка также под запретом. Следите за тем, чтобы в квартире не работал «фоном» телевизор. Постоянный звук отвлекает ребенка и раздражает его нервную систему. И в то же время нельзя приучать ребенка к полной тишине, например, во время сна. Такие детки гораздо сильнее пугаются внезапных громких звуков, например, если сосед начал сверлить стену.

Ребенок, который нормально развивается, будет агукать , лепетать и стараться повторить слова, обращенные к нему.

Любите малыша и следите за его развитием.

Органы слуха у здорового новорожденного ребенка готовы выполнять свои функции с первых секунд его появления на свет. Малыш познает мир звуков постепенно и в течение первых месяцев адаптируется к новым условиям. Для своевременного выявления отклонений и оказания помощи в развитии грудничка необходимо знать, как можно проверить слух у младенца. При возникновении сомнений не обойтись без визита к специалисту, но базовые тесты можно провести самостоятельно в домашних условиях.

Развитие слуха у новорожденных

Слух развивается у детей в течение формирования плода в утробе матери. Этот процесс приходится на третий триместр, а потому практически с самого начала малыш может устанавливать связь с внешним миром и различать голоса и звуки.

У новорожденных чувство слуха еще не отлажено, а потому звуки нового мира поначалу не воспринимаются ими в должной мере. Только по истечении первого месяца жизни постепенно восстанавливается баланс. В этом возрасте малыш начинает реагировать на резкие звуки, голоса родных и т. д. Обращение мамы к ребенку – это лучший способ как можно проверить слух у новорожденного.

В течение следующих нескольких месяцев органы слуха адаптируются к новым частотам и позволяют различать новые звуки. К тому же постепенно у детей вырабатывается понимание некоторых явлений. После полугода кроха отлично воспринимает сказки, стишки и песни. На основании этих навыков и подражании вырабатывается способность произносить отдельные звуки, а затем первые слова. Именно поэтому роль хорошего слуха в процессе развития ребенка является одной из наиболее важных.

Возможные признаки проблем

Так как проверить слух у ребенка можно самостоятельно, стоит обратить внимание на любые подозрительные явления. Признаками нарушения развития этого чувства у детей могут быть:

  • отсутствие реакции на резкие звуки;
  • наличие ушных заболеваний;
  • отсутствие реакции на голос мамы и собственное имя;
  • наличие врожденных и наследственных заболеваний;
  • существенное отклонение от нормальных сроков развития слуха.

Точный диагноз поставит врач. К процессу диагностики обязательно должен быть привлечен сурдолог.

В группу риска могут входить определенные категории новорожденных детей, во время вынашивания которых наблюдались следующие ситуации:

  • патология беременности;
  • недоношенность;
  • прием антибиотиков;
  • наследственный фактор;
  • резус-конфликт;
  • предлежание плаценты;
  • наличие родовой травмы;
  • инфекции или серьезные заболевания у матери во время беременности.

Проверка слуха дома и у сурдолога

Чтобы узнать все ли в порядке с вашим ребенком, можно проверить его слух самостоятельно.

Как проверить слух в домашних условиях :

  • Хлопок в ладоши – малыш должен отреагировать на резкий громкий звук вздрагиванием или замиранием.
  • Около 2-3 месяцев дети уже могут различать голоса родных и выражать соответствующую эмоциональную реакцию.
  • После трехмесячного возраста слух детей тестируют с помощью погремушки. Для этого ею нужно потрясти справа или слева от головы малыша, чтобы он обернулся на шум.

Более профессиональная и достоверная проверка слуха проводится у новорожденных специалистом. Сурдолог применяет такие методы, как скрининг и аудиометрия. С их помощью сурдолог проверяет реакцию ребенка на звуки определенной частоты и громкости.

Процедуры безопасны для малышей и позволяются выявить проблемы на ранних стадиях.

Помощь в развитии

Если проверка слуха показала, что проблема имеется, для развития таких детей необходимо приложить больше усилий. В этом родителям помогают такие специалисты, как логопед, сурдолог, психоневролог и т. д. Чтобы ребенок имел навыки общения с другими людьми и не испытывал психологический дискомфорт, важно с раннего возраста поддерживать с ним постоянный контакт.

Первые годы основное влияние на малыша имеют родители. Помогает им в этом специалист-сурдолог, корректируя методику общения и назначая специальные процедуры и упражнения. Необходимо добиться отклика малыша и в дальнейшем стимулировать развитие не только слухового, но и речевого аппарата.

Для новорожденных с расстройствами слуха, связанными с нарушением передачи импульсов, применяются современные методы лечения. В возрасте до года можно установить кохлеарный имплантат, который заменит слуховые рецепторы и поспособствует нормальному общению с людьми в дальнейшем. Столь раннее проведение процедуры по его установке дает прогноз более 80 % на благоприятный исход.

 

Возможно, будет полезно почитать: