К эффектам игровой деятельности не относится. Игровая деятельность в младенчестве и раннем детстве


Мир любого ребёнка наполнен необходимыми для него вещами: пирамидками, разнообразными игрушками, мультиками и стрелялками. Это неудивительно, ведь для дошкольника важнейшим видом деятельности остаётся игра. Разумеется, родители обязаны знать, чем и как развлекать своего малыша, чтобы одновременно это занятие способствовало его развитию и приносило пользу.

Роль игры в развитии ребёнка

Игра для ребёнка является обязательным видом деятельности.

  • Она раскрепощает его, поэтому малыш играет с удовольствием и без принуждения. С первых недель жизни крошка уже пытается взаимодействовать с погремушками, подвешенными над его кроваткой.
  • В дошкольном возрасте игровая деятельность приучает детей к порядку и соблюдению правил.
  • В процессе игры дети стремятся проявить все свои умения (особенно играя со сверстниками).
  • Появляется увлечённость, многие способности активизируются, игра создаёт окружение вокруг малыша, помогает найти друзей и наладить контакты.
  • Играя, ребёнок учится находить выход и решать проблемы.
  • Правила игры учат его быть честным, а когда они нарушаются - следует всеобщее возмущение играющих.
  • Ребёнок может проявить в игре качества, которые в повседневной жизни незаметны.
  • Кроме того, в игре проявляется соперничество между детьми, что поможет им отстаивать свою позицию и выживать.
  • Благотворно сказываются игры на развитии воображения, мышления и остроумия.
  • Постепенно через игровую деятельность ребёнок подготавливается к вступлению во взрослую жизнь.

Функции игровой деятельности

Любая деятельность имеет то или иное функциональное предназначение, не является исключением и игровая деятельность.

  • Главная функция игры - развлечение. Игра должна пробудить у ребёнка интерес, доставить удовольствие, воодушевить его.
  • Коммуникативная функция игры заключается в том, что в её процессе ребёнок развивает речевой механизм в процессе поиска общего языка с партнёрами.
  • В выборе игровой роли скрыта функция самореализации. Ребёнок, выбравший роль с дополнительными действиями, более активен и имеет задатки лидера.
  • В преодолении в игре разнообразных трудностей (которые возникают везде) заключается её терапевтическая функция.
  • Благодаря диагностической функции малыш может лучше познать свои способности, одновременно воспитатель определит возможное наличие отклонений от нормального поведения ребёнка.
  • Посредством игры можно аккуратно корректировать структуру личности. Кроме того, в игре ребёнок усваивает правила человеческого общежития, ценности, приучается к социально-культурным нормам, встраивается в систему социальных отношений.

Виды игровой деятельности

Первично все игры можно разделить на две большие группы, различающиеся формой активности детей и участию в них взрослых.
В первую группу самостоятельных игр входят такие занятия, в подготовке и проведении которых непосредственного участия взрослые не принимают, а на первый план выдвигается активность самих детей. Они сами ставят цели игры, развивают её и самостоятельно действуют. В подобных играх дети могут проявлять инициативу, что повышает уровень развития их интеллекта. Сюда же можно отнести сюжетные и познавательные игры, направленные на развитие детского мышления.
Во вторую группу входят обучающие игры, требующие участия взрослого человека, который устанавливает правила игры и направляет работу детей вплоть до достижения требуемого результата. Цель этих игр состоит в обучении, воспитании и развитии ребёнка. В эту группу входят игры-драматизации, игры-развлечения, подвижные, дидактические, музыкальные игры. С обучающих игр деятельность ребёнка проще плавно переводить к процессу обучения. В этой группе обучающих игр можно выделить много разновидностей с различными целями и сценариями.

Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знать родителям маленьких детей о таком важном аспекте...

Характеристика игровой деятельности дошкольника

Мир ребёнка копирует взрослый мир. Свои игрушки малыш наделяет реальными и выдуманными свойствами. Через игру ему проще освоиться в окружающем его обществе, постичь его роли, взаимоотношения и культурные традиции.
Обычно у дошкольников в структуре игровой деятельности присутствует несколько фаз:

  • сенсомоторная;
  • режиссёрская;
  • образно-ролевая и сюжетная игра, включающая также музыкально-игровую деятельность;
  • игра по правилам.

Начало познания окружающего мира связано со знакомством с игрушками, приятными на ощупь, издающими звуки, а также различными бытовыми предметами, сыпучими материалами и жидкостями. Родителям лучше всего покупать те игрушки, функции которых схожи с функциями предметов, с которыми ребёнку придётся соприкасаться в жизни. В дошкольном возрасте руководить игровой деятельностью детей следует ненавязчиво. Родителям полезно вовлекать детей в повседневные дела, знакомя их с новыми предметами, а заодно исподволь воспитывая в них полезные привычки и приобщая к обязанностям.
Чуть повзрослев, ребёнок переходит к режиссёрской игре: сам наделяет предметы произвольными свойствами и управляет их действиями. Ещё позже у дошкольников возникает сюжетно-ролевая игровая деятельность. Дети, копируя взрослый мир, организуют «больницы», «семьи», «магазины» и т. д. Если прежде ребёнок мог играть в одиночку, то, повзрослев, он уже тянется к общению и взаимодействию со сверстниками. Это лишний раз демонстрирует важность игры для формирования из ребёнка социальной единицы. Затем командные игры приобретают соревновательный характер и обставляются перечнем правил.

Игры для дошкольников

Мы редко задумываемся, почему наши дети любят играть, и что, собственно, им даёт игра. А игры малышам нужны, и самые разные. Просто потому, что они яв...

Дидактические игры

Важнейшим значением игровой деятельности является развитие детей в её процессе. Непосредственно этому служат дидактические игры, проводимые воспитателями. Эти игры специально придуманы для обучения и воспитания, в них есть определённые правила и ожидается конкретный результат. Фактически дидактическая игра является синтезом формы обучения и игры. В ней ставятся дидактические задачи, определяются правила и игровые действия и прогнозируется результат. Под дидактической задачей подразумевается воспитательное воздействие и цель обучения. Её хорошо демонстрируют игры, где закрепляется умение составить из букв слово или навыки счёта. Задача в дидактической игре осуществляется через игровые действия. В основе игры лежат осуществляемые самими детьми игровые действия. Чем интереснее эти действия, тем результативней и увлекательней получится игра.
Управляющий поведением детей педагог задаёт правила игры. Когда игра заканчивается, необходимо подвести её итоги. Под этим может подразумеваться определение победителей, справившихся лучше всех с заданием, но при этом нужно поощрить каждого участника игры. Взрослые используют дидактические игры как способ обучения, позволяющий плавно перейти от игровой деятельности к обучающей.

Игра и развитие детской речи

Игра значительно влияет даже на развитие речи ребёнка. Минимальный уровень навыков общения необходим уже для того, чтобы малыш мог уверенно подключиться к игровой ситуации. Благодаря необходимости объясняться с другими детьми стимулируется развитие связной речи. В игре, которая является в этом возрасте ведущей формой деятельности, усиленно развивается знаковая функция речи благодаря замещению одного объекта другим. Объекты-заместители служат обозначениями отсутствующих предметов. Знаком может служить любой реальный объект, замещающий другой объект. Объект-заместитель трансформирует словесное определение, связывая слово с отсутствующим предметом.
Благодаря игре ребёнок начинает воспринимать индивидуальные и иконические знаки. У иконических знаков чувственные свойства виртуально приближены к замещаемому предмету, а чувственная природа индивидуальных знаков мало связана с обозначаемым предметом.
Также игры важны для развития рефлексивного мышления. Например, играющий в больницу ребёнок плачет и страдает, словно пациент, хотя внутренне он получает удовольствие от исполнения роли.

Влияние игры на развитие психики ребёнка

Усложнение игровой деятельности способствует развитию детской психики. С помощью игры формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. Со временем из игры прорастают прочие виды деятельности, становящиеся важными в последующей жизни человека. Игра отлично развивает память, внимание, поскольку в ней ребёнку необходимо сосредоточиться на деталях, чтобы успешно погрузиться в игровую ситуацию. Благодаря ролевым играм развивается воображение. Примеряя на себя разные роли, ребёнок создаёт новые ситуации, замещает одни объекты другими.
Отмечено влияние игровой деятельности и на становление личности ребёнка, который приобретает навыки общения, учится налаживать контакты с ровесниками, изучает поведение и взаимоотношения взрослых людей. Рисование и конструирование очень близки к игровой деятельности. При этом в них ещё заключается подготовка к труду. Ребёнок старается, делая что-то своими руками, при этом ему небезразличен результат. При этих занятиях его обязательно следует похвалить, ведь похвала станет для него новым стимулом достичь совершенства.
В жизни ребёнка игра так же важна, как и работа для взрослого или учёба для школьника. Это знают воспитатели, но важно это уяснить и родителям. Детские интересы нужно всячески развивать, поощрять их направленность к лучшему результату, победе. По мере роста малыша ему нужно предлагать такие игрушки, которые помогали бы ему умственно прогрессировать. Родителям следует иногда играть вместе с ребёнком, ведь совместную игру он воспринимает, как более важную.

28 11.2016

Здравствуйте, друзья! Очень рада нашей встрече. Сегодняшняя тема, я думаю, не оставит равнодушным никого из вас. Сначала мы поиграем. Согласны?

Итак, наденьте маски козлят и овечек, 2 козленка и 2 овечки. Начинаем играть:

«Два сереньких козленка пошли гулять у речки.

К ним прискакали две белые овечки.

А теперь нам нужно знать,

Сколько зверят пришли гулять?

Раз, два, три, четыре, никого мы не забыли –

Двух овечек, двух козлят, всего четверо зверят!»

А сейчас поговорим. Скажите, пожалуйста, сколько будет два плюс два? Ваш ответ – четыре. Правильно.

Какой из вариантов вам понравился больше? Играть с масками или решать примеры?

А теперь вспомните, часто ли ваш ребенок пристает к вам с просьбой поиграть с ним во что-нибудь? А если не пристает, то чем он занят в течение дня? Рисует, играет самостоятельно или смотрит мультики?


Игра как основная деятельность присуща всем детям дошкольного возраста. Игры детей раннего возраста, конечно, будут отличаться от игры старших дошкольников по структуре, по форме, по содержанию. Чтобы знать, во что играть с детьми разного возраста, психологи выделяют виды игровой деятельности дошкольников.

N . B . Дорогие родители! Постарайтесь быть для своих малышей не только наставником, но и первым другом в играх. Во-первых, вы все равно проводите с ним большую часть времени. Во-вторых, играть ребенку необходимо для получения опыта и развития.

В-третьих, играя с ребенком, вы будете уверены, что его развлечения не носят агрессивный характер, не воплощают негативные события и не оказывают на психику малыша травмирующего влияния.

Игра как необходимость

Играть малыш начинает практически сразу после появления на свет. Уже в возрасте 1-2 месяцев кроха пытается дотянуться до погремушки, поймать мамин палец или попасть по резиновой игрушке. Малыши активно познают окружающий мир через игровую деятельность, которую принято называть ведущей.

Каждому этапу жизни и развития соответствует свой вид ведущей деятельности:

  • Игровая – ребенок дошкольного возраста
  • Учебная – школьник и студент
  • Трудовая – после окончания обучения в юношеском возрасте

Игра меняет свое содержание, но всегда придерживается единой цели – развитие. Нам не понять, почему малыш так трудно и безрадостно воспринимает наши просьбы сесть и писать палочки и крючки. И с каким воодушевлением берется за те же палочки, если мама обыграла задачу интересно и весело.

Но не думайте, что этот процесс дается ребенку легко. Всему нужно учиться, и игре в том числе.

Как и любой другой процесс развития и познания, игровая деятельность нуждается в основе, базе. Для этого создается предметная среда для развития игровой деятельности. Это похоже на организацию совместной или самостоятельной деятельности посредством использования необходимых пособий и материалов.

Что же, давайте рассмотрим, какие бывают виды игр. Классификация их весьма обширна, так что попробуем двигаться от больших частей к их составляющим. Условно их можно поделить на четыре группы:

  1. Сюжетно-ролевые
  2. Подвижные
  3. Театрализованные или постановочные
  4. Дидактические

Теперь познакомимся с каждой из этих групп более подробно.

Есть сюжет, возьмите роли

Сюжетно-ролевая игра говорит сама за себя. Но к ней ребенок может перейти после освоения более простых ее видов. Сначала это действия с предметами, направленные на ознакомление с ними, изучение их свойств. Затем наступает период игры-манипуляции, когда предмет выступает в роли заместителя чего-то из мира взрослых, то есть малыш отображает окружающую его действительность.

К сюжетно-ролевой игре дошкольники приходят к 5-6 годам , хотя зачатки ее можно заметить уже в возрасте около 3 лет. К началу 4 года жизни у малышей наблюдается увеличение активности, тяги к познанию и социализации, к совместной деятельности и творчеству.

Малыши младшего дошкольного возраста еще не могут играть долго, и сюжеты их незатейливы. Но уже в таком маленьком возрасте мы можем оценить инициативность, фантазию, усвоение моральных норм и правил поведения.

Для удобства все сюжетно-ролевые игры подразделяются по подгруппы по тематике:

  • Игры с природными материалами. Они направлены на непосредственное ознакомление с миром природы, изучение свойств и состояний воды, песка, глины. Такая игра способна увлечь даже самого непоседливого карапуза, она развивает бережное отношение к природе, пытливость, мышление.
  • «Бытовые» игры. Они как нельзя лучше отображают межличностные отношения в семье ребенка, в них проигрываются события и ситуации, которые произошли с ребенком, закрепляются статусные отношения между членами семьи.

N . B . Если внимательно проследить за детскими играми в «семью», можно иногда заметить, как дети в игре пытаются воплотить свои желания. Например, в игре «День рождения» вы можете понять, как малыш видит праздник, о каком подарке он мечтает, кого хочет пригласить и т.д. Это может послужить нам подсказкой для лучшего понимания собственных детей.

  • «Профессиональные» игры. В них малыши отображают свое видение представителей разных профессий. Чаще всего дети играют в «Больницу», «Школу», «Магазин». Более инициативные берут на себя роли, которые требуют активных действий и речевого воплощения. Они часто выступают врачами, учителями и продавцами.
  • Игры с патриотическим смыслом. В них играть детям интересно, но сложно, если у них мало информации. Здесь придут на помощь рассказы дома и в детском саду о героических периодах страны, о событиях и героях того времени. Это могут быть отражения космической или военной темы.
  • Игры-воплощения сюжетов литературных произведений, кинофильмов, мультфильмов или историй. Дети могут играть в «Ну, погоди!», «Винни-Пуха» или в «Спасателей Малибу»

Салочки – скакалочки

Подвижные игры занимают тоже очень большую часть времени у малыша-дошкольника. Сначала подвижные игры носят характер беспорядочных хаотичных движений руками и ногами, малышу до момента, пока он научится стоять, проводят массаж и гимнастику. У «ползунков» уже есть любимая подвижная игра – в догонялки.

Когда ребенок уже умеет ходить и передвигаться самостоятельно, вот здесь и начинается эпоха подвижных игр. В ход идут каталки и качалки, машинки и мячи, палочки и кубики. Подвижными играми можно не только укреплять здоровье и развиваться физически, они также способствуют воспитанию силы воли, выработке характера, действий по правилам.

Малыши все очень разные, поэтому с ними нужно играть в игры, которые направлены на различные направления развития.

После шумной игры в «Кошки-мышки», где мышка не всегда может убежать от кота, можно переключить внимание детей на коллективное движение. В таком случае бедной «мышке» не придется оставаться один на один с быстрым и ловким «котом», и она сможет затеряться в толпе.

N . B . Бывает, что слабо развитый физически малыш после игры расстраивается и отказывается играть дальше. Для ребенка, чьи особенности развития вы хорошо знаете, постарайтесь подбирать игры с такими движениями, в которых он сможет себя показать.

Может, у него хорошо и долго получается висеть на турнике, тогда игра «Выше ноги от земли» подойдет как нельзя лучше. Или он умеет отлично кувыркаться, тогда предложите ему измерять минуты в медвежатах в игре «Зайчик, Зайчик, сколько время?»

Особенностью подвижных игр в любом возрасте можно читать их положительное влияние на настроение и самочувствие детей. Но не стоит включать живые и шумные игры в режим дня ребенка после ужина. Перевозбуждение нервной системы может помешать малышу быстро уснуть и хорошо выспаться.

Психологи даже отмечают нарушение сна у малышей с началом периода активного физического развития до года и во время освоения навыка ходьбы. А чем старше ребенок, тем разнообразнее его движения.

Станиславскому бы понравилось…

Постановка и инсценировка в дошкольном возрасте занимают свое почетное место в ряду игр. Театральное искусство оказывает огромное влияние на психику малышей, они при постановке так вживаются в образ, что начинают даже переживать за своего героя.

Дошкольники обычно любят театрализованные представления, когда они являются главными исполнителями,

Основным условием для проведения театрализованных игр, драматизаций по теме литературного произведения, является работа режиссера (взрослого), которому нужно организовать детей так, чтобы не было скучно, распределить роли и воплотить в жизнь.

Кроме этого, режиссер следит за взаимоотношениями героев и должен быть готов вмешаться, если вдруг намечается конфликт.

Обычно для игры-драматизации берут произведение, имеющее воспитательный характер. В процессе игры дети легче и глубже понимают суть и идею произведения, проникаются смыслом и моралью. А для этого огромное значение имеет отношение самого взрослого к произведению и то, как оно было представлено детям первоначально, какими интонациями и художественными приемами было наполнено.

Приблизиться к образу своего героя детям помогают костюмы. Даже если это не целый костюм, а только небольшой атрибут, этого может быть достаточно для маленького актера.

Игры-драматизации и театральные постановки проводятся с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В 5-6 лет ребенок уже сумеет работать в коллективе, учитывая значение и важность каждой роли в общей деятельности.

«Правильные» правила

Еще одна большая группа игр для дошкольников. Это игра, в которой ребенок постигает определенные знания, умения и закрепляет навыки. Это игра, в которой есть четкие границы деятельности каждого участника, есть строгие правила, есть цель и обязательный конечный результат. Я думаю, вы догадались, что в этом разделе рассматриваются дидактические игры.

В такие игры можно начинать играть с раннего возраста. По мере взросления малыша, дидактическая игра будет преобразовываться, усложняться, будут добавляться новые цели.

Самым важным критерием отбора и постановки цели для дидактической игры должен выступать уровень развития ребенка в данный момент времени. Взрослый, руководящий процессом, должен быть хотя бы на полшага впереди, чтобы дать ребенку возможность проявить усилие, смекалку, творческие и умственные способности для решения поставленной задачи.

Дидактические игры всегда несут в себе зерно обучения или закрепления. Для успешного овладения новыми знаниями ребенку необходим старт, удачное начало. Это поможет ему в дальнейшем.

N . B . Опираясь на собственный опыт педагога, психолога и просто мамы, я каждый раз поражаюсь, насколько меняется ребенок, его поведение и восприятие слов взрослого, стоит только взять в руки игрушку, которая вдруг обращается к малышу.

То, чего мы не можем добиться простыми просьбами, легко достигается по просьбе любимой игрушки или сказочного персонажа. И всякий раз убеждаешься, что лучшего способа воздействия на ребенка, чем игра, нет и быть не может. Это точно))

Детям создают определенные условия, в которых им нужно принимать решения, уступать друг другу, действовать сообща, или, наоборот, от действий каждого будет зависеть результат.

С помощью дидактической игры мы можем посвящать детей в тайны физических явлений, говоря с ними на простом доступном языке, регулировать проявления характера или корректировать поведение.

Как правило, они приветствуются ребятишками, им нравится видеть результаты своей деятельности. Тем более что радоваться результату малыш сможет уже с самого начала введения дидактической игры в его режим.

Как видите, игровая деятельность просто необходима ребенку в дошкольном детстве, для него это его жизнь, его будни. И в наших силах сделать эти будни не просто наполненными различными заданиями, а заданиями-играми, веселыми, познавательными, шумными и яркими. Ведь все мы знаем, что малышам нравится все яркое и запоминающееся.

Играющий ребенок – счастливый ребенок, который проживает свое детство, вдыхая полной грудью аромат любви, развлечений, приключений и новых интересных знаний.

В заключение хочется привести слова знаменитого советского педагога и писателя Василия Сухомлинского . Вы вслушайтесь в них и поймете, что на самом деле значит игра для ребенка.

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Добавить нечего.

Предлагаем только посмотреть семинар д.п.н. Смирновой Е.О., и вы точно убедитесь, насколько игра важна в жизни каждого ребенка:

Ждем вас на страницах блога. Не забывайте заглядывать в раздел «Обновлений» и делиться своими впечатлениями в комментариях.

Спасибо, что вы с нами. До свидания!

Й. Хейзинга, подробно изучив природу, значение, онтологию игры в истории человечества, пишет: "...Подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания, ибо культура предполагает известное самоограничение и самообладание, известную способность не видеть в своих собственных устремлениях нечто предельное и высшее, но рассматривать себя внутри определенных, добровольно принятых границ".

Игра - организация мнимой ситуации, в которой действуют реально, используя свои знания, умения, опыт, но по установленным правилам, сообразно своей роли в игре. Любовь человека к игре, стремление войти в игровую ситуацию - мощная мотивация, так как обусловлена потребностью в творческо-преобразовательной деятельности. В игре можно показать себя, померяться силами, чему-то научиться, приобрести опыт, вступить в то общение, которое в обычной жизни не удается. Умение играть - показатель культуры человека и общества в целом.

Определение игры – это совокупность, каких то норм и правил, необходимых реквизитов и аксессуаров, которые нужны для организации игровой деятельности.

Подходы к природе игры:

Г. В. Плеханов связывает происхождение игры с магико-культовыми потребностями, с трудовыми процессами; английский философ Г. Спенсер расценивает игру как проявление “избытка сил”; австрийский психолог К.Бюлер видит причину игры в функциональном удовольствии, а З.Фрейд рассматривает игру как реализации вытесненных из жизни желаний и т.п.

Е.А.Аркин, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин выработали подход к игре как явлению, имеющему социально-историческую природу. В частности, детские игры рассматриваются ими как форма включения ребенка в мир человеческих отношений, как стремление к гармоничному сосуществованию с миром взрослых, как формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.

Игра – выполнение игровых заданий на конкурсной основе. Это понятие пассивное.

Игровая деятельность- это эмоциональные, интеллектуальные и физические усилия направленные на достижение игровой задачи (то есть это понятие активное).

Признаки игровой деятельности:

27 она не продуктивна

28 добровольна

29 проходит по определенным правилам

30 связана с эмоциональным, интеллектуальным и физическим напряжением (в нем содержится удовольствие от игры). Оно должно быть адекватно аудитории (если конкурсы слишком простые, аудитория не играет).

Структура игры , характеризующие ее как универсальное понятие.

1 игровой контекст, включающий: игровую зону (реальную или психологическую); время и пространство, в границах которых осуществляется игровое действие. Контекст игры это, по словам М. М. Бахтина, атмосфера быстрых и резких перемен, риска и свершений.

Игра создает новую модель мира, приемлемую для ее участников. В рамках этой модели задается новая воображаемая ситуация, изменяются семантические смыслы предметов и действий, часто "спрессовывается" время, до краев наполняясь интеллектуальными и эмоциональными событиями. Чтобы возник и начал жить новый игровой мир, должны совпасть векторы устремлений, желаний, творческих возможностей играющих людей. На развитие мира игры действуют и другие факторы: владение игроками техникой игры, понимание ими своего места в реальном и игровом мире, отношения окружающих к личности и к самой игре, культурная ситуация в целом, влияющая на положение игры и игровых сообществ.

2 Правила игры, которые, по словам А. Г. Асмолова, "можно считать полномочными представителями тенденции к устойчивости, стабильности, повторяемости жизни". И тут же он добавляет, что тем не менее "никакие правила, принятые в игре, не дают возможности предсказать все ходы, все возможные варианты, т.е. получается, что игра – это одновременно как бы и хранилище норм, сберегающих устойчивость бытия, и школа социализации, готовности к непредсказуемости жизни". С одной стороны, игра представляет собой жесткую структуру, так как она требует от участников обязательного соблюдения правил, определяющих ее ход. А с другой правила игры, ограничивая степени свободы, допускают, однако, разнообразные импровизации и вариативность поведения. Таким образом, игра образует противоречивое единство свободы и необходимости, заданности и гипотетичности, жесткости игровых обстоятельств и условности поведенческих границ.

3 сюжет (сценарный ход. В качестве сценарного хода выступают часто два приема: путешествие и раскалдовывание / освобождение) ,

4 риск – он повышает ситуацию азарта,

5 выигрыш (нет игры без выигрыша, это может быть не материальная выгода; большинство игр носит состязательный характер, награда за выигрыш – приз)

7 игровая роль.

Игра выступает в самых разнообразных проявлениях (М. С. Каган)

1 активность природы, не зависимая человека (играют волны, ветер свищет);

2 специальная деятельность человека (игра актера, игра спортсмена и т.п.);

3 развитие физических и творческих сил человека (игра воображения художника, конструктора, гонщика и т.п.);

4 самостоятельная форма деятельности (суть ее собственно игра: игра в биллиард, игра в шахматы, деловая игра и пр.).

Существует ряд видов игровой деятельности:

а) спортивные, способствующие развитии физических и интеллектуальных сил человека;

б) ролевые, воспроизводящие действия других людей, животных и т.п.;

в) художественные, природы, настроение и пр.;

г) дидактические, формирующие навыки;

д) деловые, воссоздающие предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, моделирующие систему отношений, характерных для определенного вида деятельности;

е) военные, прогнозирующие ход сражения.

Психолого - педагогические возможности игры:

1 социализация личности,т.е. принятие индивидом норм и ценностей общества.

2 развитие навыков межличностного общения

3 активизация учебного процесса и профессиональной подготовки (так называемые « деловые игры»).

4 Коррекция поведения и физического развития личности

5 Диагностика психического и профессионального развития личности

Функции игры (каждая игра многофункциональна):

1 Игра интенсифицирует его познавательные, творческие, коммуникативные силы; имеет группообразующий и сплачивающий характер . Ролевая игра - эффективное средство корректировки своего и чужого опыта, я-образа и я-концепции. Это свидетельствует о том, что с помощью игры можно делится опытом.

2 Характеристики игры: развлекательность, зрелищность, эмоциональность, расслабление и т.д. Т.е. можно утверждать, что она в полной мере реализует функцию рекреации .

3 Развитие личности: научить творчески мыслить, активно действовать, развить особые умения, такие как общительность и коммуникабельность, способность принятия творческих решений, организаторские умения, способность проявлять инициаливу, раскрытие своих скрытых талантов и способностей, и многое другое. Прелести игры состоит в том, что каждому участнику необходимо проявить многие личностные качества: волю, риск, настойчивость, находчивость и др. Этим игра имитирует саму жизнь, где индивиду нередко приходится проявлять те же самые свойства. В то же время игра создает ситуацию быстро меняющейся смены психических ощущений и состояний: азарт риска, ожидание, нетерпение, напряжение, радость победы, горечь поражения и т.д.

4 Такие ситуации не только способствуют эмоциональной разрядке, но и заряжают новой энергией .

5 Профилактики конфликтов – в таком аспекте как соревновательность.

6 Играя вместе люди лучше узнают друг друга, выстраивают модели поведения и общения друг с другом, безусловно, выполняя различные игровые задания выделяются лидеры , способные увлечь за собой людей.

Существуют общие требования к играм, выполняемые на определенных этапах их организации и провидения.

1. Формулировка педагогической цели, которая в свою очередь определяет форму, характер и содержание избираемой игры. Игра может быть использована как педагогический прием для выработки или развития тех или иных качеств, умений и навыков. Кроме того, игра может использоваться, как собственно дидактическая, нацеленная на восприятие и закрепление нового знания, проверку и ознакомление со способами реализации этого знания как в художественной действительности, так и в повседневной жизни.

2. Определение темы и названия игры. На втором этапе организации игр формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить в данных условиях с данной аудиторией (учитывая возраст и количество играющих, их психологические и физические особенности, уровень общего развития, знания, умения, навыки и уровень интереса к данному виду художественной деятельности.)

Формулировка и решение поставленных задач должны быть нацелены на формирование у детей направленности на социальные ценности. Ибо именно направленность, характеризующаяся доминирующими у индивида интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, указывает на социальную активность.

3. Осуществление подготовки к игре (ее название, игровое оборудование, место проведения, состав аудитории и временные рамки игры).

4. Осуществление игрового действия (знакомство с правилами игры, краткая характеристика хода игры и соблюдение условий ее проведения).

Успешное применение игры происходит лишь при соблюдении ряда условий: игра должна несет положительный эмоциональный заряд в самых разнообразных игровых ситуациях; в ней должны быть задействованы все участники мероприятия и осуществляться сменность ролей играющих; она должна предусматривать преодоление определенных трудностей, усложняющихся в процессе игры; в игру необходимо вводить элемент состязательности.

5. Анализ полученных итогов и оценка результатов. В качестве критериев оценки результатов выступают:

а) выполнение условий проведения игры;

б) соблюдение основных требований, предъявляемых к игре;

в) степень решения поставленных задач;

г) уровень достижения поставленной цели.

В процессе исторического развития детского досуга накоплен огромный арсенал форм игровой деятельности:

1 Игра-путешествие

2 Игра-викторина

3 Игра-инсценировка

4 Игра-импровизация

5 Игра-фантазия

6 Игра-диспут

7 Сюжетно-ролевая игра

8 Игра-драматизация

10 Подвижные игры

Массовая работа детских досуговых учреждений строится на основе использования всего многообразия игровых форм..

В качестве критериев оценки результатов выступают: а) выполнение условий проведения игры; б) соблюдение основных требований, предъявляемых к игре; в) степень решения поставленных задач; г) уровень достижения поставленной цели. Оценка этих параметров, охарактеризованных выше, определит педагогическую результативность игры в целом.

Таким образом, социализация детей, подростков и юношества в процессе досуговой деятельности осуществляется тем успешнее, чем активнее используется игра как метод воздействия. Игра в руках опытного педагога является тем инструментом, с помощью которого осуществляется изящный переход от детского любопытства, удовольствия и, даже может быть каприза, к целенаправленной и систематической творческой деятельности по социализации.


26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.

Самодеятельность- это деятельность, совершаемая человеком по внутренней потребности в реализации себя, своих сил и способностей, потребностей познать мир и воплотить себя в деяниях.

Объединения возникли, живут, испытывают кризисы – это развивающийся живой социальный механизм.

Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими видами деятельности. Первой из них является игра. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Игровая деятельность - одно из самых удивительных и еще не понятных до конца явлений в развитии живых существ. Игра неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы.

Игровая деятельность - естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.

Игра - это особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм. Это для них всегда творческая изобретательская деятельность.

Мало того, игра присуща не только человеку - играет и животный детеныш. Следовательно, этот факт должен иметь какой-то биологический смысл: игра для чего-то нужна, имеет какое-то специально биологическое назначение, иначе она не могла бы существовать, получить такое широкое распространение. В науке было предложено несколько теорий игры.

Наиболее распространенные теории игр в 19 - 20 веках:

К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни.

К. Шиллер, Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях.

К. Бюллер подчеркивал обычную увлеченность, с которою играют дети, утверждал, что весь смысл игры заключается в том удовольствии, которое она доставляет ребенку.

З. Фрейд считал, что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценности.

Хотя приведенные объяснения игры кажутся неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания.

Принципиально иначе подходят к объяснению игры русские и советские ученые:

Л.С. Выготский считал, что игра вырастает из противоречия между социальными потребностями и практическими возможностями ребенка, и видел в ней ведущее средство развития его сознания.

А.И. Сикорский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгат, К.Д. Ушинский высказываются за своеобразие игры как подлинно человеческой деятельности.

Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, а затем многие педагоги и психологи углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.

Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Период игр с прятаньем, убеганием и т.д., связан с выработкой умения перемещать себя в среде и ориентироваться в ней. Можно без преувеличения сказать, что почти все самые основные и коренные наши реакции вырабатываются и создаются в процессе детской игры. Такое же значение имеет элемент подражательности в детских играх: ребенок активно воспроизводит и усваивает виденное им у взрослых, учится тем же отношениям и развивает в себе первоначальные инстинкты, которые понадобятся ему в будущей деятельности.

Ни одна игра не повторяет с точностью другую, но каждая из них представляет мгновенно новые и новые ситуации, которые требуют всякий раз новых и новых решений.

При этом надо иметь в виду, что такая игра является величайшей школой социального опыта.

Последняя особенность игры - подчиняя все поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребенка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды.

Итак, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Она является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов -- от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

игра дошкольник психологический

Педагогические условия и средства развития ребенка в игровой деятельности

Информационное сопровождение темы: Игра занимает важное место в жизни ребенка, является преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.А. Венгер, А.П.Усова).

Исследуя значение детских игр С.А. Шмаков, выделил следующие ее функции: социокультурное назначение игры, функция межнациональной коммуникации, функция самореализации ребенка в игре как полигоне человеческой практики, коммуникативная функция игры, диагностическая функция игры, игротерапевтическая функция игры, функция коррекции в игре, развлекательная функция игры.

Сущность феномена игры заключается в следующих положениях(С.А. Шмаков):

  • Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и способом организации его жизни и неигровой деятельности;
  • Игра означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит активным средством воспитания и самовоспитания;
  • Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей;
  • Игра, обладая синтетическим свойством , вбирает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступает в жизни ребенка многогранным явлением;
  • Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому что играют;
  • Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего, будущего;
  • Игра – свобода самораскрытия , саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры – наслаждение ее процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей.

В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. А.Н. Леонтьев считал ведущей деятельностью такую, которая оказывает на данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Им выделены основные положения, благодаря которым игру называют ведущим видом деятельности дошкольника:

  • Она удовлетворяет основные потребности ребенка

Стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых;

Потребность в познании окружающего мира;

Потребность в активных движениях;

Потребность в общении.

  • В играх зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности:

Учебная деятельность:

Трудовая деятельность.

  • Игра способствует:

Формированию новообразований ребенка, развитию его психических процессов;

Развитию детского воображения;

Развитию способности переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этим функциями.

В педагогике существует множество определений игры. «Игра… то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для этого служащие (В.Даль «Толковый словарь живого русского языка ). « Игра – занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения или забавы, а также применение на практике некоторых искусств (« Большая энциклопедия). «Игрой мы называем серию следующих друг за другом дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом… но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох (Э.Берн).

Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил (О.С.Газман).

Как отмечается в педагогической литературе, детские игры – явление неоднородное что позволяло ученым предпринимать неоднократные попытки изучить и описать каждый вид игры с учетом его функций, дать классификацию игр.

Ф.Фребель в основу классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

По педагогическому значению классифицировал игры К.Грос: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю – «игры обычных функций»; семейные игры, игры в охоту, ухаживания – «игры специальных функций».

Современная классификация игр выполнена С.Л. Новоселовой. Она выделила в качестве основания для классификации инициативу ребенка:

  • Игры, возникающие по инициативе детей:

Самодеятельные игры – экспериментирования;

Самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);

  • Игры, возникающие по инициативе взрослого:

Обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);

Досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные);

  • Игры, определяемые инициативой этноса: обрядовые, досуговые, тренинговые.

Н.А.Короткова, Н.Я. Михайленко классифицируют игры по признаку свободы действий: творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) и игры с правилами (игры на физическую компетенцию, на умственную компетенцию, игры на удачу). Н.А. Короткова выделяет специфические признаки игр с правилами и творческих игр.

Игры с правилами

Творческие игры

  1. Основа – свод формализованных правил, обязательных для всех участников.

Правила эти безличны, одинаковы для всех, стабильны на протяжении игры.

2 .Действия реальны и однозначны.

3.Всегда совместная деятельность.

4.Конечный результат есть. Это результат действий каждого играющего, соотнесенный с результатами других детей. Результат – выигрыш. Момент завершения игры определяется критериями выигрыша.

5.Процесс деятельности цикличен, каждый вид игры завершается выигрышем и возобновляется снова.

6.Тип отношений играющих – отношения состязания

1.Основа - воображаемая ситуация, которая проявляется в условных, замещающих действиях.

Все действия имеют личностный смысл, у каждого играющего свое понимание воображаемой ситуации.

2.Условные замещающие действия внешне неоднозначны.

3.Игра может носить как индивидуальный, так и совместный характер.

4. Процесс игры не имеет конечного результата, момент ее завершения определяется желанием окружающих.

5.Процесс деятельности характеризуется поступательным характером, воображаемая ситуация все время развивается.

6.Тип отношений играющих – отношения дополнительности и сопричастности.

Изучая разные подходы к классификации детских игр можно составить опорную схему игровой деятельности.

Классификационные признаки

Характеристики

Виды игр

Предметные. Ролевые. Сюжетно-ролевые. Дидактические. Театрализованные. Подвижные. Экспериментирование. Забавы и развлечения.

Функции игры

Познание. Экспериментирование. Упражнение. Исследование. Прогнозирование. Моделирование. Самопознание. Отдых. Забава. Отображение. Релаксация. Компенсация. Реализация потребностей.

Инициатива в возникновении игры

От ребенка. От взрослого. От других детей

Предмет игры

Готовые игрушки. Заместители. Воображаемые предметы и образы. Слово. Рисунок. Компьютерная программа. Природные материалы и явления.

По количеству играющих

Индивидуальные. Рядом. Микрогрупповые. Коллективные. Массовые.

По динамике

Статичные. Малоподвижные. Подвижные.

По способу решения игровых задач

Интеллектуальные. Социальные. Двигательные.

Игровые приемы

Соревнование. Драматизации.

По степени и характеру создания

Готовые. Репродуктивные. Творческие. Импровизированные.

По месту развития

В помещении: игровая карта, стол, лист бумаги, ширма, подиум, пространство группы. На воздухе: игровое поле, площадка, весь участок. В воображении

По времени создания и развития

Архаичные. Традиционные. Современные. Ситуативные. Длительные. С фиксированным временем.

Все исследования творческих игр (Д.Б.Эльконин, Д.Б. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова И др.) объединяет:

Оценка игры как могущественного средства воспитания, формирования личности ребенка, развитие его разных содержательных сторон;

Понимание того, что игра это жизнь ребенка, его радость, необходимая для него деятельность;

Представление об игре как социальной деятельности. В игре дошкольник усваивает общественный опыт, но не копирует окружающую жизнь, выражает свое отношение к увиденному, услышанному, а это связано с развитием творческого воображения

Понимание специфики сюжетно-ролевых игр, состоящей в том, что ребенок по-особому самостоятелен в ней, он свободен в выборе темы игры, сюжета, роли, в определенном изменении содержания, направления игры, в выборе товарищей по игре, игровых материалов, определении начала и завершения игры.

Сюжетно-ролевые игры

На протяжении всего дошкольного возраста наиболее характерным видом деятельности является сюжетно-ролевая игра.

Игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью взрослых творчески воспроизводятся детьми социальные отношения или материальные объекты называются сюжетно-ролевыми (О.С. Газман).

Как отмечают Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений. Но кроме сиюминутного субъективного ощущения вседозволенности, эмоционального комфорта, сюжетная игра имеет большое значение для психического развития ребенка, так сказать долговременный эффект. Именно исключительное сочетание объективного развивающего значения игры и субъективного ощущения внутренней свободы ребенка в ней заставляет отводить ей важное место в педагогическом процессе детского сада.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

  • Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.
  • Содержание игры – это, то что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой и общественной деятельности.
  • Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким – либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Генезис игровой деятельности раскрыт в работах Д.Б.Эльконина:

1.Замысел игры, постановка игровых целей и задач :

2-3 года – выбор игры определяется игрушкой, заранее не продумывается;

3-4 года – самостоятельно ставят игровые задачи, но не всегда могут понять друг друга, нуждаются в помощи взрослого;

4-5 лет- воплощение замысла происходит путем решения нескольких игровых задач, усложняются способы их решения, сами договариваются перед началом игры;

5-6 лет – замыслы игр устойчивые, развивающиеся, совместно обсуждают замысел игры, согласованность и плановость сочетается с импровизацией, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения, появляется длительная перспектива игры.

2-3 года – основное содержание действие с предметами;

3-4 года – сюжетно-отобразительная переходит в сюжетно-ролевую, отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения;

4-5 лет - отражают разнообразные взаимоотношения людей, действия с предметами отодвигаются на второй план;

5-6 лет – создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.

3. Сюжет игры

2-3 года – сюжеты бытовые, немногочисленны, однообразны, неустойчивы;

3-4 года – бытовые сюжеты преобладают, но они менее статичны, чаще используют эпизоды из хорошо знакомых сказок;

4-5 лет – сюжеты развернуты и разнообразны, появляются общественные сюжеты, дети комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни;

5-6 лет – эпизоды из сказок, общественной жизни занимают значительное место, дети комбинируют в играх знания, почерпнутые из наблюдений, сказок, фильмов, совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжет.

3.Выполнение роли и взаимодействие в игре

2-3 года – начинают обозначать роль словом, дети разговаривают с игрушками как с партнерами по игре, постепенно роль партнеров переносится на сверстников, переходят к играм вдвоем;

3-4 года – берут на себя роль, но не называют себя соответственно роли, эмоционально передают ролевое поведение, развивается ролевой диалог, тяготеют к совместным играм, которые становятся более длительными;

4-5 лет – ролевой диалог, ролевое взаимодействие более длительно и содержательно, используются разнообразные средства выразительности;

5-6 лет - ролевое взаимодействие содержательно, выразительно, есть любимые роли, ролей много, через речь раскрывается сущность ролевых отношений.

4.\Игровые действия, игровые предметы

2-3 года – выполняют действия с предметами-заместителями, воображаемыми предметами, заменяют действия словом, переходят к обобщенным действиям, доступна условность игры, постепенно функции играющих разделяются;

3-4 года – используют разнообразные предметные способы воспроизведения действительности, придумывают разнообразные замещения, хорошо владеют сюжетно-образными игрушками, воображаемыми предметами, предметами-заместителями;

4-5 лет – самостоятельно выбирают предметы-заместители, воображаемые предметы, легко дают им словесные обозначения;

5-6 лет - игровое действие заменяется словом, широко используется подсобный материал, по ходу игры подбирают или заменяют предметы.

5. Правила игры

2-3 года – детей привлекает само действие, правила не выполняют функцию регулятора;

3-4 года – правила регулирую последовательность действий;

4-5 лет – правила регулируют ролевые взаимоотношения, дети выполняют правила в соответствии со взятой на себя ролью, следят за выполнением правил игры другими детьми;

5-6 лет – дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли.

С.Л. Новоселова в своих работах определяет этапы развития сюжетно-ролевой игры:

  • Первый этап – ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы
  • Второй этап – отобразительная игра. Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта
  • Третий этап – сюжетно-отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.

В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей (А.П. Усова):

  • Уровень не организованного поведения , которое ведет к разрушению игр других детей
  • Уровень одиночных игр. Ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть
  • Уровень игр рядом. Дети могут играть вместе, но каждый действует в соответствии своей игровой целью
  • Уровень кратковременного общения . Ребенок какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу
  • Уровень длительного общения – взаимодействия на основе интереса к содержанию игры
  • Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий

Л.С. Выготский анализируя игровую деятельность, выделил парадоксы игры, благодаря которым она и обеспечивает развитие ребенка:

Ребенок получает в игре удовольствие, т.е. действует по линии наименьшего сопротивления, но научается действовать по линии наибольшего сопротивления. Игра – школа воли.

Игра – школа морали. Обычно ребенок переживает подчинение правилу как ситуацию отказа от того, что ему хочется, а в игре подчинение правилу есть путь к максимальному удовольствию.

Ребенку нравится замещение предметов, но ему нравятся и натуральные предметы.

Взаимодействие реальных и игровых взаимоотношений.

Игра- деятельность творческая, но развитие игры предполагает руководство ею.

Таким образом, Л.С. Выготским был сформулирован основной закон игры: «Игра эволюционирует от прежде открытой игровой роли, воображаемой ситуации и скрытого правила к открытому правилу и скрытым воображаемой ситуации и роли».

Одной из важнейших проблем педагогики является проблема руководства сюжетно-ролевыми играми. В настоящее время существует несколько технологий управления и содействия сюжетно-ролевыми играми в детском саду.

Игровая технология – определенная последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов и результатов игровой деятельности.

Технология формирования игровой деятельности Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой представлена тремя направлениями руководства: обогащение представлений детей, формирование игровой деятельности, воспитание дружеских взаимоотношений и личностных качеств. По мнению авторов, основной путь воздействия на игру – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Педагог должен войти в игру, взяв на себя одну ролей, в качестве партнера.

Технология комплексного руководства игрой (Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова). Данный метод составляет совокупность взаимосвязанных этапов и педагогических компонентов. Этап обеспечения педагогических условий развития игры представлен компонентами: обогащение детей знаниями и опытом деятельности, передача игровой культуры ребенку. Этап педагогической поддержки самодеятельных игр составляют компоненты: развивающая предметно-игровая среда, активизация проблемного общения взрослого с детьми. Все компоненты комплексного руководства развитием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста. О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова предложили вариант методического сопровождения к играм детей, который поможет в систематизации материала в методическом кабинете, согласно компонентам метода.

  • Планомерное обогащение знаниями и опыта деятельности

Полные тексты художественных произведений для чтения

Варианты познавательных бесед с детьми

Варианты рассказов педагога о том, что он видел или слышал, интересные истории

Возможные рассказы педагога о том, как он играл в такую же игру, когда был маленьким

  • Передача игровой культуры ребенку

Дидактические игры по выбранной теме

Варианты входа в игру и выхода из нее

Варианты постепенного самоустранения взрослого, передачи роли ведущего ребенку

Перечень ролей, которые могут быть задействованы в игре

Перечень действий, которые могут выполняться в игре

  • Развивающая предметно-игровая среда

Оформление игровых уголков

Перечень возможных атрибутов к игре

  • Активизация проблемного общения взрослого с детьми

Примерные сценарии хода игры

Дидактические упражнения

Усложнение сюжетов с помощью привлечения игр-спутников

Проблемные ситуации

Технология формирования игровых умений разработана Н.А Коротковой, Н.Я. Михайленко. Они выделили п едагогические принципы организации игровой деятельности:

Педагог должен:

Играть вместе с детьми;

На каждом этапе открывать детям более сложный способ построения игры;

Ориентировать ребенка на осуществление и пояснение смысла игрового действия партнерам.

Начиная работу по формированию сюжетной игры, педагог должен исходить не только из паспортного возраста детей, но и учитывать общий уровень развития ребенка, имеющийся у него опыт жизни в детском саду, а также игровой опыт, приобретенный в семье.

В технологии представлены следующие этапы развития игр. Этап формирования условных игровых действий составляют условия: создание ситуаций предметного взаимодействия; создание предметно-игровой среды; формирование условных действий с игрушками; использование игровых ситуаций . На этом этапе задача педагога – сформировать у ребенка умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом – заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем и сверстником. Этап формирования ролевого поведения составляют : соответствующий подбор ролей; минимальное число игрушек; игры в «телефон»; игры по мотивам сказок; использование многоперсонажных сюжетов; ролей больше, чем участников игры . Задача педагога – развивать ролевое поведение в игре, формировать умение изменять его в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры . Этап сюжетосложения составляют условия: совместная со взрослым игра-фантазирование . Задача педагога – формировать умения ребенка выстраивать новые последовательности событий, комбинировать события в общем сюжете в процессе игры, пользоваться разноконтекстными ролями.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре педагога с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры .

Под влиянием систематического формирования игровых умений изменяется самостоятельная игра дошкольников. Прежде всего возникает установка на придумывание новой, интересной игры, сюжеты становятся разнообразнее, свертываются многие действия с предметами, учащаются моменты речевого взаимодействия, возрастает число участников и их инициатива, развивается умение прислушиваться к партнерам, соединять их замыслы со своими, уменьшается количество конфликтов в игре.

Технология содействия сюжетно-ролевой игре Н.Ф. Тарловской описана в образовательной программе « Радуга».

Первый раздел программы и технологии содействия сюжетно-ролевым играм получил название «Играем вместе с детьми» (1 мл. группа). В данном разделе выделяются:

1. Игра в адаптационный период.

Цель: Наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, вызвать положительной отношение к детскому саду.

Содействие играм осуществляется в рамках традиционных сюжетов: «Я иду в гости с подарками» (коробочки, фантики, камешки, игрушки…); «Загляни ко мне в окошко» (я что-то покажу, чем-то угощу); «Шли, шли, что-то нашли (зонтик, кастрюльку, шарик); «Приходите ко мне в гости» (я вас буду угощать, будем весело играть, будем вместе танцевать). Специфика данных сюжетов в том, что:

  1. Все имеют ритуальное начало.
  2. Игры не длительные (5-7 минут) и эмоциональны.
  3. Идет обращение к ребенку по имени.
  4. Используются для всех одинаковые предметы.
  5. Не применяются игровые персонажи, так как идет общение с ребенком.

2. Становление целенаправленной деятельности.

Цель: Раскрыть возможности использования предметов-заместителей, научить совершать условные действия с ними, приобщить к самостоятельному поиску оригинальных способов достижения игровых целей.

Данная задача раскрывается в рамках сюжетов:

1. Кормление.

2.Поездка на транспорте.

3.В гости.

Последовательность проигрывания сюжетов представлена в данной схеме. Отличие ее от традиционной технологии заключается в том, что действия педагога сразу направлены на ребенка, а не на игрушку:

1. Игровые действия воспитателя направлены на детей («я тебя покормлю»):

В Д

2.Игровые действия детей направлены на воспитателя (ты меня покорми»):

Д В

3. Игровые действия детей направлены на игрушки (« покорми собачку»):

Д И

3. Подготовка к принятию роли.

Цель: формировать способность « превращаться в другого».

Последовательность превращений: 1) Известные животные и птицы; 2) Интересные движущиеся предметы; 3) Взрослые, чья профессия имеет характерные внешние атрибуты. Методика представляет собой ряд последовательных, алгоритмичных действий:

1. Воспитатель обозначает себя и входит в образ (внешний вид, среда, пища, повадки):

У меня есть; Я ем; Я живу; Я люблю.

2. Побуждение детей к принятию образа.

3. Убеждение, что ребенок принял образ.

4.Развитие сюжета.

5.Завершение сюжета.

Во 2 младшей группе в разделе «Как играть с детьми» реализуются следующие линии содействия сюжетно-ролевой игра:

  1. Продолжить работу по подготовке к принятию роли.

Цель: демонстрация социальной значимости профессии и системы присущих им целей, соотношение игровых действий с ролью.

Методика:

  • Организованное наблюдение за профессиональными действиями взрослых:

Специфика и выразительность одежды;

Набор профессиональных действий;

Яркость и выразительность техники показа профессиональных действий и речи;

Конечный результат работы;

Атрибуты для ролевой игры, которые дети получат по окончании наблюдения.

  • Наблюдение педагога за самостоятельными играми детей:

Использование игровых приемов, побуждающих принять роль;

Поощрение детей, которые обозначили свои роли атрибутами;

Эмоциональное комментирование игровых действий ребенка и соотнесение их с названием роли.

2. Обогащение ролевого поведения.

Цель: обогащение ролевого поведения игровыми целями, передача выразительных способов игровых действий, насыщение предметно-игровой среды.

Методика:

  • Принятие взрослым параллельной роли:

- наблюдение за самостоятельной игрой ребенка, анализ ее;

Восхищение игрой и уточнение в кого играет ребенок;

Получение разрешения на принятие параллельной роли;

Дублирование игровых действий ребенка, постановка собственных целей, отличных от тех, которые ребенок реализует в игре;

Повторение за ребенком 1-2 игровых действий;

Завершение игры.

  • Введение в игру ребенка новых атрибутов:

Копии;

Атрибуты, отражающие внешние знаки.

3. Расширение диапазона ролей.

Цель: знакомство с новыми ролями.

Методика:

  • Совместная игра взрослого с несколькими детьми одновременно:

Взрослый обозначает свою роль каким-либо атрибутом и организует простейшую игровую обстановку;

Приглашает в игру 4-5 детей;

Называет свою роль и кратко поясняет, с какими игровыми действиями она связана;

Побуждает детей включиться в совместную игру;

Помогает принять новую роль;

Начинает совместную игру с известных детям игровых действий;

Предлагает детям поставить свою игровую цель;

Возвращает детей к известным игровым действиям;

Поощряет детей за участие в игре.

4. Подготовка детей к ролевому взаимодействию.

Цель: знакомство с формами ролевого взаимодействия, демонстрация образцов ролевого диалога.

Методика:

  • Совместная с детьми игра взрослого:

Демонстрация образцов содержательного ролевого диалога, отражающего социальные отношения взрослых людей на известных детям ролевых действиях

В разделе «Игры детей» в старшей группе интерес представляют следующие направления в управлении процессом развития сюжетно-ролевых игр:

  1. Помощь в организации взаимодействия детей в совместной игре.

Цель: раскрывать содержание, связи и соотношения разыгрываемых ролей, знакомство с основными моментами организации игры, использование игры для улучшения положения ребенка в коллективе сверстников.

Методика:

  • Скрытое управления игрой педагогом в роли диспетчера или волшебницы:

Подсказка игровых действий;

Подсказка событийной стороны игры;

Приемы по улучшению положения детей в группе

  1. Обогащение содержания ролевой игры.

Цель: внесение и побуждение детей вносить в игры новое содержания.

Методика:

  • Обогащение педагогом событийной стороны игры в роли диспетчера;
  • Создание условий для самостоятельного придумывания детьми новых событий через тематические книжки;
  • Рассказы педагога из личного опыта организации игр:
  • Фиксация внимания детей на том, что у игры есть начало;
  • Рассказ о том, как распределяли роли и разрешали конфликты;
  • Рассказ о том, кто и что будет делать в игре;
  • Рассказ о том, как создавалась игровая обстановка;
  • Рассказ о непосредственном содержании игры;
  • Рассказ о том, как заканчивалась игра.

3. Создание игровой среды.

Игрушка

  • Игрушка – специально изготовленный предмет, предназначенный для игр
  • Игрушка – «материальная основа игры» (А.С. Макаренко)

Предметно-игровая среда – совокупность материальных и социальных средств, функционально моделирующих содержании.

Критерии, связанные с безопасностью ребенка, защитой от негативных влияний игрушки на здоровье и эмоциональное благополучие ребенка применяются, если игрушки:

  • провоцируют ребенка на агрессивные действия;
  • вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры или игрушки
  • провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
  • вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетентности;
  • провоцируют ребенка на пренебрежительной или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей
  • игровой деятельности (С.Л.Новоселова )

Критерии, связанные с качествами игрушки, направленные на обеспечение развития ребенка :

  • полифункциональность, способствующая развитию творчества детей;
  • возможность применения игрушки в совместной деятельности;
  • дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями;
  • эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развивать творческие способности
  • Дидактические игры – это обучающие игры, которые направлены на усвоение, закрепление детьми знаний, умений и навыков, развитие их умственных способностей
  • Самостоятельная игра
  • Прием обучения
  • Специальное занятие
  • Сочетание познавательного содержания и игровой формы
  • Специфика структуры игры
  • - дидактическая задача
  • - игровая задача
  • - игровые действия
  • - правила
  • Игровые взаимоотношения между педагогом и детьми
  • Настольно-печатные игры
  • - лото
  • - домино
  • - парные картинки
  • - разрезные картинки
  • - лабиринты
  • - пазлы
  • Словесные игры
  • Игры с предметами и игрушками
  • Настольно-печатные игры
  • - лото
  • - домино
  • - парные картинки
  • - разрезные картинки
  • - лабиринты
  • - пазлы
  • Словесные игры
  • Музыкально-дидактические игры
  • Подготовка к проведению дидактической игры
  • Проведение игры:
  • - мотивация на игру
  • - ознакомление с содержанием, с дидактическим материалом
  • - объяснение хода и правил
  • - показ игровых действий
  • - определение роли педагога
  • - приемы активизации
  • Подведение итога, анализ

 

Возможно, будет полезно почитать: