Рассеянность, невнимательность и другие нарушения внимания: причины, как бороться. Рассеянное внимание

9 6 516 0

Захлопнуть дверь и оставить внутри ключи; начать разговор и тут же забыть его смысл. В подобных ситуациях одни обвинят себя в чрезмерной забывчивости, другие – в рассеянности. Люди с , склонные все драматизировать, могут также приписать себе развитие слабоумия.

Одна из наиболее известных форм – . По данным Всемирной организации здравоохранения, болезнью Альцгеймера страдает около 46 миллионов человек в мире.

Прогнозы ученых не утешительные – примерно через 30 лет эта цифра может увеличиться втрое. Попробуем выяснить, в каких случаях признаки забывчивости или рассеянности являются поводом для обращения к специалисту.

Вам понадобятся:

Отличия забывчивости и рассеянности

Рассеянность нужно рассматривать с точки зрения расстройства внимания. Когда мы говорим о забывчивости, подразумеваем расстройство памяти. Глубина этого расстройства зависит от множества факторов.

Рассеянность внимания и нарушения памяти – отнюдь не одно и то же. Рассмотрим это на примерах:

Способности многих хозяек исполнять несколько задач одновременно мог бы позавидовать Юлий Цезарь. Однако увлекательный разговор по телефону может отвлечь любую женщину. В результате каша подгорела, ребенок разрисовал обои, а кот ободрал угол дивана. “Я такая рассеянная, ” – скажет о себе хозяйка, после того, как заметит оплошность. В данном случае внимание женщины переключилось на посторонний раздражитель, что и послужило причиной для таких последствий.

Студенту на день рождения подарили новый велосипед. Во время лекции юноша, предавшись мечтам о подарке, совсем не замечает, что говорит профессор. Мечтатель вряд ли ответит на вопрос по теме лекции. Невнимательность студента будет вызвана погружением его в мир внутренних переживаний и абсолютную невовлеченность к происходящему в реальности.

Также бывает, что расстроенный чем-то человек, погруженный в свои переживания, может пропустить нужную ему остановку или даже выйти из квартиры в домашних тапочках. В данной ситуации целесообразно говорить о рассеянности, несосредоточенности внимания, а не о забывчивости.

Говоря о забывчивости, подразумевают неспособность запоминать определенную информацию или быстро забывать ее.

Следует брать во внимание факт избирательности памяти. Мы более прочно запоминаем ту информацию, которая для нас наиболее значима. Плохая способность запоминать исторические даты или имена известных людей – не повод для беспокойства. Скорее всего, данная информация не столь важна для вас и не вызывает сильного эмоционального стимула для ее запоминания.

Снова возьмем в качестве примера домохозяйку, которая, переделав за день много дел, решила отдохнуть и почитать книгу. Через некоторое время женщина вернется к своим привычным обязанностям и вряд ли вспомнит имена героев из прочитанного романа. Вечером она в мельчайших подробностях воспроизведет мужу, как прошел ее день и упомянет за книгу с огорчением, что не может пересказать ее содержание. Мужчина с иронией отнесется к забывчивости своей супруги, но когда придет время для родительского собрания окажется, что он не помнит, в каком классе учатся его дети. В данном случае можно сказать об отличиях мотиваций у мужа и жены к запоминанию различной информации.

Таким образом, забывчивость – это сложности с памятью, а рассеянность – с вниманием.

Оба эти явления относятся к нарушениям когнитивных (познавательных) процессов. Рассеянность и забывчивость не относятся к симптомам какого-либо серьезного заболевания, а являются следствием усталости, нарушений сна, неправильного образа жизни. Другое дело, когда излишняя степень рассеянности или забывчивости вызывает для человека сложности во всех сферах его жизнедеятельности.

Причины патологий

К тревожным признакам, требующим немедленной медицинской диагностики, относятся неспособность человека запоминать информацию, полученную только что, а также патологическая неспособность заставить себя запомнить любую информацию.

К наиболее распространенным причинам, вызывающим патологии психических процессов, относят:

  • Последствия тяжелых черепно-мозговых травм, инсультов;
  • возрастные изменения, связанные с нарушением работы сердечно-сосудистой системы;
  • различные заболевания, вызывающие нарушения метаболизма;
  • нарушение функций щитовидной железы;
  • неврологические заболевания;
  • интоксикации организма, хронический алкоголизм или наркомания;
  • злоупотребление психотропными препаратами;
  • болезнь Альцгеймера.

В случае выявления хотя бы одной из перечисленных причин, врач подберет оптимальные методы лечения.

Забывчивость и рассеянность у детей - признак СДВГ

Дети с таким диагнозом отличаются от сверстников тем, что неспособны даже короткое время усидеть на одном месте и сконцентрировать внимание на одном объекте. испытывает трудности в учебе и общении со сверстниками. В то время как развитие познавательных процессов у дошкольников постепенно приобретает произвольный характер, у детей СДВГ этот процесс тормозит.

Прежде всего следует исключить употребление гиперактивным ребенком высокоуглеводных продуктов, ограничить количество сладостей, консервантов, ароматизаторов и других продуктов, способных вызвать аллергические реакции.

Необходимо соблюдать режим дня, заменить просмотр телевизора и компьютерные игры на прогулки, подвижные игры или занятия в спортивных секциях. Переутомление негативно сказываются на нервной системе слишком активного малыша, поэтому в данном случае очень важно не переусердствовать.

В каких случаях обращаться к врачу

Поводом для немедленной консультации специалиста являются следующие признаки, при которых ребенок или человек:

  1. Постоянно отвлекается от заданий, требующих концентрации внимания и усидчивости;
  2. Теряет или забывает свои личные вещи;
  3. Не может самостоятельно выполнить даже элементарные задания;
  4. Медлителен и “витает в облаках”;
  5. Не слушает инструкций, не запоминает элементарных правил;
  6. Не доводит ни одно дело до конца, переключаясь с одного вида деятельности на другое;
  7. Пребывает в состоянии суеты и возбудимости как дома, так и в общественных местах.

Методы лечения

В случаях, когда после сдачи необходимых лабораторных анализов и инструментальных обследований, диагноз расстройства психики подтверждается, врач назначает необходимое лечение.

Лечение проводится комплексно и включает в себя психотерапевтические, психокоррекционные методы и прием специальных лекарственных препаратов – психостимуляторов, таких как: глицин, фенибут, пирацетам, биотредин.

В комплекс борьбы с дефицитом внимания и повышенной активностью входят различные физиологические методы лечения, такие как лазерная терапия, магнитотерапия, УФО носоглотки, ингаляционные процедуры.

Способы улучшения памяти

Ниже представлены методы, которые помогут не только улучшить память и внимание, но и избежать серьезных проблем, связанных с нарушением умственной деятельности в дальнейшем.

  1. Тренировать внимательность можно специальными упражнениями. Например, играть в ассоциации или концентрироваться на деталях.
  2. Занятия спортом помогут организму справиться с недостатком кислорода, тем самым увеличить активность работы головного мозга.
  3. Не менее важным является умение планировать свой день, чередовать режим труда и отдыха и избегать эмоционального перенапряжения.
  4. Держите каждую вещь на своем месте. Порядок в доме и на рабочем столе – залог порядка в голове.
  5. Старайтесь позитивно мыслить и получать от жизни больше ярких впечатлений.

Несколько лет назад специалисты в области психических процессов рекомендовали тренировать память интеллектуальными нагрузками. Современные врачи и исследователи считают, что в первую очередь следует соблюдать правила сбалансированного питания.

Как улучшить психические процессы с помощью питания

  • Употребление достаточного количества воды, исключая кофе и газированные напитки. Вода является основным компонентом для нормального функционирования головного мозга, а соответственно, для улучшения когнитивных процессов.

Все мы когда-либо испытывали проблемы с концентрацией внимания. Она может снижаться как у взрослых, так и детей. В этой статье вы узнаете всё о проблемах с концентрацией : что это и почему они возникают, каковы признаки, симптомы, а также возможные причины низкой концентрации внимания. Нужно ли волноваться по этому поводу? Также мы дадим вам 11 советов, которые могут помочь повысить концентрацию.

Концентрация внимания и мозг. Рис. My SPECT study from Amen Clinic

Концентрация внимания может снизиться у людей в любом возрасте, это довольно распространённая проблема. У детей это проявляется в ухудшении оценок и школьной успеваемости в целом. У взрослых уменьшается работоспособность, также изменение концентрации внимания может отразиться на семейной жизни и в целом негативно влиять на повседневную жизнь. Даже может нарушить наши социальные, рабочие отношения и т.д. Поэтому крайне важно вовремя принять необходимые меры, чтобы решить проблемы с концентрацией и улучшить внимательность.

Что такое проблемы с концентрацией?

Концентрация — это способность эффективно фокусировать наше внимание на задании, которое мы выполняем. Кроме того, при хорошей концентрации внимания мы способны блокировать различные отвлекающие факторы, например, посторонние звуки или даже наши собственные мысли.

Когда уровень концентрации внимания оптимален, нам легче выполнять работу, мы делаем меньше ошибок и тратим на неё меньше времени, лучше запоминаем информацию.

Проблемы с концентрацией, снижение концентрации внимания — это неспособность сконцентрироваться и сосредоточиться на нужном стимуле. При этом нас может отвлекать шум, звук мобильного телефона, различные мысли и т.д., в результате чего мы перестаём выполнять задачу.

Уровень концентрации человека зависит от следующих факторов:

  • Вовлечённость, приверженность задаче
  • Интерес к задаче
  • Способность её выполнить
  • Физическое и эмоциональное состояние
  • Подходящие условия с минимумом отвлекающих факторов

При выполнении этих условий мозгу гораздо легче сфокусировать внимание на важных стимулах и блокировать все остальные нежелательные стимулы и отвлекающие мысли.

Проблемы с концентрацией внимания

Симптомы низкой концентрации внимания

Проблемы с концентрацией у детей

Способность к концентрации у детей не так высока как у взрослых, поскольку их мозг ещё недостаточно развит. Дети, как правило, не способны концентрироваться и удерживать внимание в течение часа, пока идёт скучный урок. Это происходит не потому, что с ними что-то не так. Очень часто мы слишком много требуем от детей. Ребёнку необходимо играть и экспериментировать, поэтому занятия должны быть динамичными и увлекательными. В этом случае дети будут способны внимательно слушать целый час. Узнайте о том, и .

Если ребёнок не может сконцентрироваться в классе и при этом не страдает какими-либо нарушениями и не испытывает трудностей в других ситуациях, обычно проблема заключается в структуре урока и манере преподавания учителя, которая не соответствует возрасту и потребностям учеников.

Можно говорить о проблемах с концентрацией у ребёнка если:

  • Ему трудно удерживать внимание на уроке.
  • Он не может сконцентрироваться на заданиях.
  • Вам кажется, что он вас не слышит, когда вы с ним говорите.
  • Не может внимательно смотреть фильм.
  • Ему трудно сконцентрироваться даже на тех занятиях, которые доставляют ему удовольствие.
  • Ребёнок рассеян.
  • Он отвлекается, не может структурировать процесс игры.
  • Ребёнок замечтался, «витает в облаках».

Если у ребёнка присутствуют все эти симптомы, возможно, всё гораздо серьёзнее, и есть риск того, что он страдает СДВГ .

Проблемы с концентрацией у взрослых

У взрослого нарушена концентрация внимания когда:

  • Он часто забывает. Что такое .
  • Долго не может сосредоточиться на выполнении задания.
  • Ему трудно продолжить чтение.
  • Ощущения, что голова «не соображает», рассеянность.
  • Отвлекается, когда слышит чью-то речь.
  • Его легко «выбить из колеи».
  • Слишком долго выполняет задание.

Причины проблем с концентрацией внимания

Очень важно понимать, почему нарушена концентрация, поскольку в ряде случаев, в первую очередь, необходимо лечить первопричину данной проблемы.

  • Усталось и эмоциональный стресс могут привести к ухудшению концентрации. .
  • Гормональные изменения , например, при менопаузе или беременности, могут влиять на наши когнитивные функции.
  • Проблемы с концентрацией связаны с определёнными физическими и психологическими расстройствами, такими, как, Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности (СДВГ) .
  • Недосып и недостаток отдыха. Когда мы не даём нашему мозгу необходимый и достаточный отдых из-за нехватки времени или стресса, он работает хуже. Недосып — одна из самых очевидных причин проблем с концентрацией.
  • Голод и неправильная диета также могут быть причинами ухудшения концентрации внимания. Голод — это очень неприятное ощущение в теле, с помощью которого наш организм предупреждает нас о нехватке питательных веществ и энергии. Это ощущение будет полностью поглощать наши когнитивные ресурсы, не позволяя сосредоточиться на чём-то ещё. Недостаток питательных веществ также нарушает корректную работу мозга.
  • Чрезмерное беспокойство. Всем нам хорошо знакомо, что если мы очень сильно о чём-то переживаем, нам сложно сконцентрироваться на других вещах. Как правило, это проходит. Однако есть люди, постоянно испытывающие повышенную тревожность и чрезмерное беспокойство, что не даёт им возможности концентрироваться на чём-то ещё. Узнайте каковы .
  • Физическая боль. Концентрация снижается при продолжительной физической боли, когда мы получаем травму или страдаем хронической болью или фибромиалгией.
  • Медикаменты и наркотики . Некоторые лекарства могут влиять на концентрацию и внимание. Наркотики нарушают работу мозга и когнитивные функции, при этом больше всего страдает внимание.
  • Среда , в который мы работаем, также может ухудшить наше внимание. При наличии большого количества отвлекающих факторов — шума, людей, гаджетов и т.д. — вероятнее всего, мы начнём отвлекаться и потеряем концентрацию.
  • Наша индивидуальная способность концентрироваться . Есть люди, способность к концентрации у которых выше, чем у других, ровно как и одни люди более «гибкие», чем другие. Однако это не означает, что концентрацию нельзя развить. Концентрация как мышца, её тоже можно тренировать.

1. Для повышения концентрации не нужны никакие пищевые добавки

2. Используйте CogniFit («КогниФит»), программу-лидер в области когнитивного тестирования и стимуляции для детей и взрослых

Как развить концентрацию внимания? Концентрация — это когнитивный процесс, который можно улучшить с помощью подходящей тренировки. Батарея клинических упражнений от CogniFit («КогниФит») — это профессиональный инструмент, доступный всем . С помощью простых и увлекательных онлайн игр CogniFit («КогниФит») позволяет протестировать и тренировать мозговые функции, которые нарушаются при снижении концентрации.

Программа когнитивной стимуляции от CogniFit («КогниФит») для улучшения концентрации была разработана опытной командой учёных, неврологов и когнитивных психологов. Программа сначала с точностью тестирует уровень концентрации внимания и другие основные когнитивные функции, а затем на основе полученных результатов автоматически предлагает комплексную персонализированную когнитивную тренировку . Программа CogniFit («КогниФит») рекомендована для детей от 6 лет и взрослых и доступна онлайн.

3. Планируйте отдых, чтобы избавиться от рассеянности и проблем с концентрацией

Концентрация часто ухудшается из-за усталости и умственного переутомления. После выполнения задач, требующих значительных усилий, таких, как работа или учёба, концентрация нарушается, если мы не отдыхаем. Необходимо отдыхать каждые полтора часа в течение 10 минут — это поможет вам взяться за задачу с новыми силами. Это время вы можете использовать для прогулки, растяжки, похода в туалет или приготовления себе чашки кофе…

4. Общайтесь с природой

Прогулка по парку или лесу может значительно улучшить уровень концентрации. Прогулка на природе помогает успокоиться и расслабиться, она не требует от нас повышенной концентрации и внимания. В отличие от города, когда мы должны постоянно следить за дорожным движением, окружающими людьми, что вынуждает нас постоянно быть настороже. Согласно данному исследованию , на природе мы можем отдохнуть, отключиться от проблем, улучшить свои когнитивные способности. Поэтому постарайтесь найти побольше времени для прогулки по парку и лесу — там, где много растительности. Заведите себе здоровые привычки!

5. Осознанная медитация «Mindfulness» повышает концентрацию

Как достигнуть 100% концентрации? Исследования показали, что помогает улучшить внимание, а также понижает уровень стресса, тревожности и депрессии. Поэтому это идеальное упражнение для повышения концентрации. С помощью медитации можно отогнать нежелательные мысли, она помогает нам сконцентрироваться на чём-то одном. Вы заметите улучшение даже если будете практиковать медитацию всего 5-10 минут в день или в перерывах между работой или учёбой. Программы осознанной медитации для детей также показали свою эффективность.

6. Исключите всё, что отвлекает вас

Если вы относитесь к тем людям, которые легко отвлекаются при выполнении заданий, лучше уберите всё то, что может вас отвлечь. Спрячьте гаджеты, а если вы работаете на компьютере — старайтесь не открывать страницы, не имеющие отношение к тому, над чем вы работаете. Если вас отвлекает шум, используйте наушники или беруши.

7. Расставьте приоритеты

Сложные задания выполняйте тогда, когда вы свежий и отдохнувший. В этом случае вы сможете эффективно решить их, а затем уделить внимания более простым. Если же наоборот, сначала вы выполните то, что попроще, при решении более сложных задач вы будете уставшим. Расставить приоритеты поможет список задач в порядке убывания их значимости и сложности.

8. Выделите время для ответов на звонки и сообщения

Зачастую мы ощущаем себя рабами электронной почты или телефонных звонков. Мы ошибочно считаем, что должны быть доступны 24 часа в сутки. Мало того, что это снижает нашу производительность, также ухудшается наша работоспособность и концентрация. Поэтому выделите определённое время в течение дня, когда вы доступны для телефонных звонков и ответов на сообщения.

9. Повышайте концентрацию внимания, заботясь о себе

Одна из самых больших инвестиций в улучшение ваших когнитивных способностей — это поддержание организма в отличной форме. Питайтесь правильно, не голодайте, ешьте здоровую пищу. Выделяйте время для сна и отдыха — 7-8 часов сна вполне достаточно. Посвящайте время досугу и релаксации, это поможет снизить уровень стресса и улучшить концентрацию.

10. Сосредоточьтесь на чём-то одном

Спасибо, что прочитали эту статью. Будем признательны за вопросы и комментарии.

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Рассеянное внимание - сложность или невозможность сконцентрироваться на чем-то одном - с каждым годом распространяется все сильнее. Обусловлено это, в первую очередь, информационной перенасыщенностью окружающего мира и быстрым темпом жизни.

Термин «рассеянное внимание» часто употребляется не столько в качестве отдельного диагноза, сколько в комплексной диагностике Синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а иногда рассеянное внимание приписывают трудным детям, оправдывая тем самым свои педагогически провалы.

Разберемся подробнее, что такое Синдром дефицита внимания и гиперактивности. По статистике от этого заболевания страдают примерно 7-10% детей и 4-6% взрослых.

Сложности с усвоением информации вследствие рассеянного внимания никак не связаны с уровнем интеллекта и не являются ни причиной, ни последствия отставания в развитии. Зачастую диагноз ставится в школьном возрасте, в основном потому, что взрослые чаще всего считают свою рассеянность чертой характера, а не расстройством внимания. Однако СДВГ может возникать или обостряться и у взрослых людей.

Признаки СДВГ у детей

  • Не способен удерживать внимание на деталях, часто допускает мелкие ошибки в школьных заданиях «по невнимательности»
  • Складывается впечатление, что ребенок не слушает речь, которая обращена к нему, или «витает в облаках»
  • Не способен самостоятельно организовать работу
  • Отвлекается на посторонние вещи, звуки и т.д. во время выполнения задачи, требующей концентрации
  • Теряет или забывает повседневные предметы: игрушки, письменные принадлежности, варежки и т.д.,

Дети с преобладанием гиперактивности могут проявлять следующие симптомы:

  • Беспокойные движения:
  • покачивание ноги или стук пальцами по парте, «вертится за партой»
  • Бесцельная двигательная активность, невозможность оставаться в одном положении в течение некоторого времени
  • Болтливость
  • Нетерпеливость
  • Ворочается во сне, сбрасывает одеяло, сбивает простыню.

Рассеянное внимание у взрослых

Синдром дефицита внимания у взрослых, как было уже сказано, зачастую принимается за особенность характера: «ну что поделать, я рассеянный», «вот такой я невнимательный» и т.д. Основными признаками могут считаться:

  • частая смена увлечений (при глубоком погружении в новую тему)
  • неспособность соблюдать сроки выполнения поставленных задач, например «дедлайны» на работе, задержки оплаты ЖКХ в быту
  • неспособность планировать рабочий день и личные дела
  • игнорирование социальных норм
  • импульсивные покупки

Проблемы диагностики

Начиная с 70-х годов 20 века, ведутся активные споры, является ли СДВГ психическим расстройством или должен рассматриваться как вариант нормы здорового человека и характерной особенностью личности.

Сложность диагностики заключается в том, что особенности поведения, которые можно считать признаком синдрома, должны рассматриваться в нескольких ситуациях и на протяжении длительного времени, чтобы понять, являются ли они моделью поведения или реакцией на конкретный раздражитель. При этом диагноз может быть поставлен с учетом доминирующего симптома расстройства:

  • с акцентом на дефицит внимания, когда больному сложно сконцентрироваться на какой-либо задаче, появляется быстрая утомляемость при продолжительной монотонной работе, человек рассеян и забывчив, не может правильно организовать быт и работу.
  • с акцентом на гиперактивность, когда больной слишком импульсивен и активен, но при этом не испытывает серьезных проблем с концентрацией.
  • комбинированный вариант

Лечение

Существуют несколько способов лечения СДВГ в зависимости от степени его проявления и особенностях пациента:

Медикаменты: психостимуляторы на основе амфетамина, ингибиторы обратного захвата норадреналина, гипотензики и трициклические антидепрессанты. Такой способ применяется, в основном, при сильных проявлениях синдрома, которые не позволяют вести полноценную жизнь.

Психотерапия: одно из наиболее эффективных способов купирования расстройства и избавления от наиболее мешающих симптомов. Терапия направлена на развитие осознанности человека, подавление импульсов, обучение планированию и систематизации жизни.

Питание и образ жизни в целом. Питание - это, скорее, поддерживающее средство, которое обеспечивает поступление важных для мозга микроэлементов и питательных веществ. Наиболее важным является четкий распорядок дня и планирование времени занятости и отдыха.

Вывод

Медики во всем мире так и не пришли к единому мнению о причинах появления синдрома дефицита внимания, его диагностике и классификации. Нет одного мнения и по поводу того, является ли СДВГ единым диагнозом или набором отдельных симптомов. В любом случае, если вы обнаружили у себя признаки рассеянного внимания, не стоит затягивать с визитом к врачу.

Внимание в психологии - это избирательная направленность восприятия на какой-либо объект. Нарушение этого свойства не позволяет человеку сосредотачиваться на предмете деятельности и удерживать поставленную задачу в сознании в течение необходимого времени (в кратковременной памяти). Признаками рассеянности внимания являются: поверхностное отношение к деятельности, отвлекаемость и блуждание фокуса внимания, забывчивость.

    Показать всё

    Рассеянное внимание у детей

    Синдром рассеянного внимания у детей называются в психотерапии «синдромом дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ) - это неврологическое болезненное состояние, встречающееся у 5% детей, чаще у мальчиков, чем у девочек. Поведенческие симптомы данного заболевания проявляются с раннего возраста. Таким детям тяжело или невозможно сосредоточиться на одной задаче. Им становится скучно, если они выполняют одно действие даже в течение очень короткого времени. Они начинают несколько дел или игр сразу и ни одного не заканчивают.

    Дефицит внимания обычно сочетается с гиперактивностью, хотя может протекать и без нее. Такие дети привлекают внимание и вызывают общественное осуждение своей неугомонностью: они всегда в движении, суетятся, бегают по помещению и т. д. Зачастую ребенок знает правила поведения и даже требует их выполнения от остальных, но сам этого сделать не в состоянии.

    Причины СДВГ

    Причины возникновения СДВГ пока точно не установлены. Существует несколько гипотез. Согласно одной из них в определенные части мозга не поступают необходимые химические вещества. Сигналы нервной системы, обеспечивающие контроль поведения и концентрацию внимания, не передаются нервными клетками. Нарушения могут возникнуть по причине:

    • осложнений течения беременности (инфекции, воздействие лекарственных и наркотических препаратов, алкоголя, табака), угрозы выкидыша;
    • родовых осложнений, приведших к травмам позвоночника плода, асфиксии (недостаток кислорода и избыток углекислого газа в крови), мозговым кровоизлияниям;
    • преждевременных, скоротечных или затяжных родов, стимуляции родовой деятельности, применения наркоза;
    • заболеваний у новорожденных, сопровождающихся высокой температурой и требующих приема сильнодействующих лекарств;
    • осложнений, нарушающих нормальную работу мозга - астмы, пневмонии, сердечной недостаточности и т. п.

    Специалисты относят к причинам появления патологии также ухудшение экологической ситуации и генетические факторы.

    Признаки

    СДВГ обычно затрагивает более одного участка мозга, поэтому у ребенка могут проявляться признаки дефицита внимания вместе с гиперактивностью и импульсивностью. Внимание непроизвольного типа у таких детей преобладает над вниманием произвольного: они сосредотачиваются на новом, привлекательном, вызывающим интерес, легком для восприятия.

    О расстройстве внимания свидетельствуют следующие симптомы:

    • ребенок легко отвлекается, не в состоянии оставаться сосредоточенным даже на короткое время;
    • концентрируется только на том, что интересно ему в данный момент;
    • на короткое время «выключается», находясь в обществе, не реагирует на зов, обращение;
    • с трудом либо немотивированно легко переключается на другую деятельность;
    • увлекается, поддавшись минутному порыву, и настолько же быстро теряет интерес;
    • редко доводит дело до конца;
    • не понимает последовательности выполнения заданий;
    • неорганизован, забывчив, поэтому разбрасывает и теряет вещи;
    • откладывает обязанности, ежедневные дела до последнего, не выполняет обещания;
    • часто просит помощи даже в элементарных действиях, поэтому его считают слишком ленивым;
    • не учится на своих ошибках.

    Дети с СДВГ, приступившие к обучению в школе, испытывают еще большие трудности. Во время чтения они часто останавливаются, теряют строку, не понимают прочитанного. Некоторые буквы и цифры они пишут зеркально; почерк нестабильный, неразборчивый. Читают такие дети по принуждению, даже если книги подобраны по возрасту и интересам.

    Множественные нарушения правописания и плохой почерк у ребенка с синдромом дефицита внимания

    Детей с СДВГ отличает импульсивность поведения: кажется, что ребенок сначала делает, а потом думает, а в ответ на вопрос говорит первое, что придет в голову; легко расстраивается или раздражается. Неуспех в любой деятельности, необходимость попробовать снова или приложить усилие быстро вызывает гнев, ярость, агрессию.

    Гиперактивность проявляется в том, что ребенок постоянно находится в движении, иногда бесцельном.

    Результатом СДВГ является неуспеваемость детей в школе, формирование низкой самооценки. Стремясь избавиться от постоянных неприятных ощущений, связанных с учебой, в средних и старших классах дети уклоняются от выполнения домашних заданий, начинают прогуливать занятия.

    Методы коррекции

    В неврологии СДВГ рассматривается как стойкий синдром, для которого на сегодняшний день не найдено способа окончательной коррекции. 30% детей «перерастают» проявления гиперактивности, а к импульсивности и рассеянности внимания постепенно приспосабливаются. Во взрослой жизни прогнозируются трудности с восприятием информации и снижение интеллекта.

    В лечении таких пациентов применяют сочетание нескольких методов: психотерапия, педагогическая и нейропсихологическая коррекция. Комплекс мер подбирается индивидуально в каждом случае. Ребенок должен научиться контролировать себя, быть рациональным, не поддаваться минутному порыву, взвешивать свои решения. Медикаментозное лечение (психостимуляторы, чтобы ребенок становился более уравновешенным) используют в качестве дополнительного метода.

    Своевременное определение СДВГ позволяет скорректировать его до начала проблем в учебе. При отсутствии психопатологий основной причиной нарушения внимания у детей является низкий уровень интереса к образовательному процессу. Следует искать подход, при котором ребенок захочет сконцентрироваться на выполнении задания. Воспитатели детского сада и учителя должны действовать вместе с родителями, помогая малышу адаптироваться в коллективе, направлять его активность, давать посильные ответственные поручения.

    Ребенок с нарушением внимания требует много терпения. Действовать надо мягко, а не в форме ультиматумов.

    1. 1. Сформировать доверительные отношения между родителями и ребенком. Он должен знать, что может рассказать родителям о своих переживаниях или поступке без страха быть наказанным.
    2. 2. Составить режим дня ребенка и следовать ему. В распорядке обязательно должно найтись место не только для учебы, но и для активных игр, прогулок и спорта. Лучше, если это будет соответствующая интересам малыша спортивная секция со своим коллективом и профессиональным тренером.
    3. 3. Пусть ребенок выберет сам дела по дому, за которые будет нести ответственность только он. Можно завести домашнее животное, о котором малышу будет интересно заботиться самостоятельно. Не позволять откладывать дела на потом, иначе разовьется привычка «забывать» об обязанностях.
    4. 4. Уменьшить время, отводимое просмотру телевизора и компьютерным играм.
    5. 5. Формулировать свои поручения четко, по шагам. Ребенок должен осознать посильность задачи. Фраза «ложись спать» раскладывается на алгоритм: собери игрушки в ящик - переоденься в пижаму - сложи одежду на стул - умойся и почисти зубы - ложись в кровать.
    6. 6. Разработать вместе с ребенком систему поощрения за выполнение обязанностей и взыскания за их игнорирование (лишение чего-то интересного, но не еды и сна).
    7. 7. Хвалить малыша за достижения, не сравнивать его с одноклассниками и знакомыми детьми. Мотивировать его на желаемое поведение с помощью похвалы (это поможет ребенку поверить в себя, сформирует нормальную самооценку).
    8. 8. Когда начнется учеба в школе, оборудовать первокласснику рабочее место, где будут сведены к минимуму отвлекающие факторы. Обязательно наладить контакт с классным руководителем, действовать с ним сообща.
    9. 9. Строго регламентировать время выполнения домашних заданий.
    10. 10. Создать бесконфликтную обстановку в семье, находиться на стороне ребенка и поддерживать его, не насмехаться над его отрицательными качествами.

    Наказание и насилие не поможет детям с СДВГ выполнить просьбу или поручение.

    Нарушение внимания и забывчивость у взрослых

    Рассеянность внимания связана с нарушением работы нервной системы, которое может проявиться у любого человека. Физиологически это отсутствие сильного и стойкого очага возбуждения в коре головного мозга.

    При подлинном рассеянии внимания человек находится в прострации: он словно отключается от окружающего мира, не проявляет интереса к происходящему, его ощущения и мысли расплывчаты. Это состояние возникает в результате сильной утомленности, бессонницы, усталости, постоянных болевых ощущений, монотонной деятельности.

    Мнимая рассеянность возникает из-за глубокой внутренней концентрации. Человек не в состоянии адекватно распределить внимание между объектами внешней среды и своих мыслей. Он не замечает, что происходит вокруг, будучи сконцентрированным на какой-либо проблеме или поиске решения (профессорская рассеянность), или находится в состоянии мечтательности (поэтическая рассеянность).

    Старческая рассеянность - это плохая переключаемость с одной задачи на другую в сочетании со слабой концентрацией. Внимание пожилого человека зацикливается на одном объекте, но степень его низка (засыпают за чтением, просмотром телепередач). Обусловлено это изменениями мозга, связанными со старением.

    Рассеянность характеризуется отсутствием сосредоточенности, малой интенсивностью и недостаточной устойчивостью внимания. Но это может быть и длительное удерживание интенсивного внимания на определенной задаче, когда человек не замечает ничего вокруг.

    Клинические проявления

    Нарушение внимания бывает кратковременным и долговременным. При хронической форме рассеянность охватывает все большие сферы, существенно ухудшает качество жизни человека, приводит к потере профессиональных навыков. Такие люди начинают терять личные вещи, не в состоянии сосредоточиться на деталях (несколько раз возвращаются и перечитывают строки, теряют понимание целого текста); забывают совершить привычные действия. В поведении появляются несвойственные черты: раздражительность, резкие перепады настроения, немотивированный гнев. Состояние могут сопровождать головные боли, головокружение, скачки артериального давления. Нарушается цикл сна: днем ощущается усталость (даже после отдыха) и сонливость, а ночью невозможно уснуть. Пациент жалуется на ухудшение памяти и работоспособности, снижение активности, в том числе половой.

    Причины расстройства внимания

    Человеку трудно сконцентрировать внимание из-за чрезмерной усталости, хронического нервного перенапряжения, недосыпания. Одной из причин является бессознательное нежелание сосредотачиваться на деятельности, которую не хочется выполнять (отсутствие мотивации).

    Рассеянность внимания - одно из проявлений различных психических расстройств, эпилепсии, шизофрении, клинической депрессии. Это состояние также может развиться вследствие органических поражений головного мозга, вызывающих нарушение его кровоснабжения и кислородное голодание:

    • расстройства сосудистого характера: атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, мигрени, повышенное давление;
    • болезнь Альцгеймера (старческое слабоумие);
    • аутоиммунные и системные заболевания, поражающие головной мозг и нервную систему;
    • анемия;
    • нехватка в организме необходимых минералов (железо, магний), избыток свинца;
    • онкология головного мозга.

    Лечение

    Во многих случаях рассеянность внимания не требует медикаментозного лечения. Человеку рекомендуется отдых, смена обстановки и устранение причины тревожности, иногда с помощью психотерапии. Назначается диета и витаминно-минеральный комплекс.

    Если расстройство возникает из-за стресса или депрессии, назначаются антидепрессанты, а при поражениях головного мозга - ноотропные препараты, способные увеличивать устойчивость мозга к чрезмерным нагрузкам или нехватке кислорода, активизировать умственную деятельность, улучшить память (таблетки Глицин, Фенибут, Винпоцетин, Пирацетам и другие).

    Взрослый человек может бороться с рассеянностью самостоятельно, выполняя упражнения на тренировку внимания и памяти, формирование навыков самоконтроля. Важное значение имеет повышение собственного интереса к осуществляемой деятельности, поиск мотивации к работе:

    1. 1. Поскольку забывчивость – это результат отсутствия концентрации, следует приучить себя думать только о выполняемом деле. Необходимо сосредоточиться на том, что происходит в данный момент.
    2. 2. Визуальные напоминания могут помочь избавиться от невнимательности. Нестандартные предметы нужно разместить в поле зрения: сковорода, лежащая на диване во время просмотра фильма, будет напоминать о том, что необходимо выключить блюдо в духовке.
    3. 3. Используя метод сознательных ассоциаций, человек придумывает связь между предметом или обстановкой и задачей.
    4. 4. Беспорядок и лишние предметы на рабочем столе рассеивают внимание. Необходимо приучать себя обдуманно класть вещи на свое место.
    5. 5. Можно оставлять для себя стикеры, напоминающие о важных делах. Не забывать их убирать по мере выполнения.
    6. 6. Нужно делать небольшие передышки в работе, давая отдохнуть мозгу.
    7. 7. Не откладывать на потом дела, которые не требуют долгой подготовки и не занимают много времени на выполнение.
    8. 8. Перед началом сложного дела нужно продумать его до деталей - разбить на этапы, осознать, какие ресурсы потребуются для выполнения. Поощрять себя после каждого завершенного этапа.
    9. 9. Развивать наблюдательность, разглядывать окружающий мир.

    Если рассеянность прогрессирует, становится чертой характера и определяет образ жизни, необходима помощь невролога или психолога. Для диагностики состояния проводится осмотр врачом и биохимический анализ крови. Затем по показаниям может быть назначено:

    • допплеровское исследование сосудов головы;
    • компьютерная томография или МРТ головного мозга;
    • электроэнцефалография;
    • нейропсихологическое тестирование;
    • генетические исследования.

    По результатам исследования врач установит причину рассеянности и назначит лечение.

Рассеянность – это вещь приобретаемая, а не наследственная, поэтому от нее можно избавиться, приложив некоторые усилия. Специалисты дают практические советы, что делать при плохой памяти и рассеянности. Воспользовавшись ими, рассеянность можно побороть, «положить на лопатки».

Что же такое рассеянность?

Классическое рассеянное состояние характеризуется блуждающим вниманием, отвлекающим человека от важных, приоритетных дел или планов. Такое состояние проявляется в следующем:

  • трудность или даже невозможность длительно сосредоточиться на одном предмете или теме. Внимание как будто пространно блуждает от объекта к объекту;
  • отсутствие концентрации в ощущениях и мыслях, они смутны и неопределенны;
  • бессилие и расслабленность;
  • безразличие и незаинтересованность происходящим;
  • скука.

Нарушенное внимание и память очень избирательно, неустойчиво и отличается малым объемом.

Понять причину

Гарантия победы в любой битве — знать врага в лицо. Поэтому и в нашем случае, задаваясь вопросом, как победить рассеянность, для начала нужно понять, из-за чего память может притупляться. Одна их причин – это лень, нежелание сосредотачиваться на деле, которое не хочется выполнять. Следующие причины возникновения плохой памяти: однообразная монотонная деятельность, хроническое недосыпание, физическое и умственное истощение . Все это может послужить началу невнимательности. Если ничего не делать для своевременного решения эти проблемы, она может развиться в патологическую рассеянность. Еще одним основанием является психологическое заболевание , причиной которого может быть поражение мозга. В этом случае нужно медицинское лечение.

Необходимость лечения

Лечение рассеянности зависит от степени этого расстройства.

  1. Внутренние факторы. Органическое поражение мозга. Необходимость клинического лечения.
  2. Внешние факторы. Переутомление или болезнь.

В первом случае невнимательность рассматривается как психическое расстройство, которое может даже протекать с полным отключением памяти. Чаще всего такое случается по причине депрессии или тревожного расстройства. При этом диагнозе назначается медикаментозное лечение, прописываются антидепрессанты или ноотропные препараты. Параллельно оказывается помощь психолога по проработке эмоциональных ситуаций, если таковые имеются.

«Порхающее» внимание

Второй тип расстройства внимания не требует серьезного медицинского лечения. Его можно назвать «порхающим» вниманием. Оно свойственно подростковому контингенту и людям преклонных лет. Такой вид невнимательности наблюдается у переутомленных или ослабленных болезнью людей. Их неспособное к порхает, как бабочка, переключаясь с темы на тему.

У обычных людей такого типа носит временный характер при условии борьбы с такой невнимательностью и причин, ее вызывающих. На эту патологию влияет временное понижение подвижности нервных процессов. В случае клиники такое происходит из-за мозгового кислородного голодания или церебрального атеросклероза. Чаще всего это происходит у людей старшего возраста.

«Как избавиться от рассеянности и плохой памяти? Что делать?» — часто задаваемый вопрос встревоженных пациентов, который они адресуют психологам. Их волнует, серьезное ли это заболевание, нуждается ли в лечении, и как бороться с рассеянностью. Часто такой тип невнимательности проявляется в невозможности концентрироваться и затруднении переключения внимания с предмета на предмет или с одного вида деятельности на другой. Такой тип не нуждается в серьезном лечении рассеянности. Причиной может быть элементарное физическое, эмоциональное или умственное переутомление. В этом случае ясно, что нужно делать. Просто дать организму отдохнуть, возможно, даже на время сменить обстановку.

Самостоятельная профилактика

Вот несколько советов, как бороться с рассеянностью, как не допустить ее критического состояния, когда уже приходится прибегать к лечению. Рассеянности нужно объявлять войну. Дети нуждаются в этой сфере в помощи родителей. Людям, склонным к рассеянности, необходимо понимать, что с этой слабой областью нужно работать.

  • Научиться жить обдуманно и не спеша. Часто природой рассеянности является суета и торопливость.
  • Следить за ходом мыслей, последовательны ли они; их нужно организовывать, останавливая суетливость в голове и направляя ход мыслей в одно русло.
  • Нужно научиться одновременно заниматься только одним делом. Это — дисциплина.
  • Бороться с привычкой жить автоматически. Приучать себя планомерно класть вещи на свое место.
  • Запоминать трудные слова легче с помощью образных подсказок по ассоциации. Также не лениться делать
    «напоминалки», которые помогут жить более организованно, сохраняя приоритеты важности дел.
  • Не перегружать мозг; давать себе короткие паузы, чтобы ни о чем не думать.
  • Развивать наблюдательность, переводя взгляд от себя — на внешнее, устанавливая контакт с окружающим миром.
  • Нужна бдительность, когда приходит ситуация спешки, беспокойства, стресса. Сознательно говорить «стоп» панике или суете, успокаивать разум и выбирать правильный выход.

Все получится

Если есть трудность наблюдать за собой, и рассеянность не подлежит самоконтролю, то стоит обратиться к врачу для назначения индивидуального лечения рассеянности.

Ответственность каждого человека — следить за своим образом жизни: умению ли я отдыхать, не ленюсь ли в тренировке своей памяти и внимания, развиваю самоконтроль?

Для более эффективного результата важно выяснить индивидуальную и постараться разобраться с ней вместо того, чтобы «воевать» со следствием проблемы. Тогда все получится.

Автор статьи: Лаухина Екатерина

 

Возможно, будет полезно почитать: