Воображение как познавательный психический процесс. Виды и процессы воображения

Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи. Воображение сильно связано с другими процессами: памятью, мышлением, речью и вниманием. Ведь для того, чтобы четко себе что – то представить, необходимо обладать полной информацией об интересующем предмете, уметь анализировать и сопоставлять.

В повседневной жизни мы часто прибегаем к необходимости представить что – то в своей голове. Скажем, абстрактные понятия или художественные образы, так или иначе, нуждаются в том, чтобы вообразить их, так они легче запоминаются. Воображение помогает сделать внутренний мир человека ярче и насыщеннее. Данный процесс позволяет личности вовремя провести прогнозирование какой – то ситуации, выстроить имеющиеся перспективы и внутренне приготовиться к последствиям своего выбора. Иногда люди с чрезвычайно развитым воображением страдают тем, что начинают создавать такие образы, которые не имеют никакого отношения к действительности, тем самым вводя себя и окружающих в заблуждение. Воображение человека помогает творческим натурам создавать уникальные авторские произведения. Сущность его как процесса заключается в том, чтобы конструировать из имеющихся образов новые — неповторимые и уникальные.

Виды воображения

В современной психологической науке принято различать произвольное (преднамеренное) воображение и непроизвольное. Во втором случае сам процесс проявляет себя в сновидениях, которые видит человек. То есть, пережитые за день события и переживания трансформируются в индивидуальные образы, которые личность продолжает «прокручивать» во сне.

Преднамеренное воображение активизируется только при участии воли человека и включает в себя несколько подвидов: воссоздающее, творческое, мечта. Воссоздающее воображение работает на основе имеющихся представлений о том или ином предмете. Так, при чтении художественной литературы, мы бессознательно выстраиваем у себя в голове абстрактные картины, дополняем их собственными представлениями, смыслами и значениями. Нередко получается так, что одно и то же произведение рождает у людей различные (и даже противоположные) образы.

Творческое воображение формируется посредством преобразования имеющихся представлений о мире в неповторимые структуры. Творческий процесс рождает новый продукт, который обязательно отражает индивидуальное видение мира его создателя. Особым видом воображения является мечта . Этот тип воображения отличается тем, что в нем всегда создается образ желаемого, нет особенной нацеленности на результат, чтобы получить его здесь и сейчас. Устремленность в будущее и эфемерность рождающегося образа иногда приводит к уходу от реальности, к пребыванию в мире грез и фантазий. Если человек строит активные планы на реализацию задуманного, то мечта превращается в цель, которой воплотиться в реальности гораздо легче.

Функции воображения

Воображение как психический познавательный процесс выполняет основную задачу отражения объективной реальности. Человеческий мозг способен полноценно воспринимать информацию только тогда, когда она ему по – настоящему интересна. Среди основных функций принято выделять следующие:

  • Целеполагание и планирование. Прежде, чем взяться за какое – то дело, человеку необходимо представлять его конечный результат. В отдельных случаях от способности прогнозировать и выстраивать последовательность шагов зависит успешность предприятия. Воображение здесь выступает связующим звеном между желаемой целью и конечным продуктом деятельности. В данном случае оно конкретно, не имеет ничего общего с фантазиями. Мечта может вести человека к новым свершениям, но только в том случае, когда он готов действовать, предпринимать практические шаги в желаемом направлении.
  • Познавательная функция. Никакая деятельность невозможна без постоянной работы над собой. Чем бы ни был занят человек, для успешного становления ему всегда требуется продуктивная деятельность. Потребность узнавать новое, совершенствовать свои навыки и умения приводит к процессу активизации познавательной активности.
  • Приспособительная функция. Данная функция заключается в необходимости объяснить себе непонятные явления. Так в древности люди создавали легенды и сказки, используя воображение, чтобы минимизировать собственный страх перед неизвестным.
  • Психотерапевтическая функция. Воображение может успешно использоваться человеком в качестве психологической защиты, когда он «придумывает» несуществующие реалии таким образом, чтобы они соответствовали его внутренней готовности воспринимать окружающий мир. Терапевтическая направленность находит выражение в сублимированных образах, обозначении и признании собственных чувств.

Формы воображения

  • Агглютинация. Представляет собой своеобразное слияние образов различных свойств предметов. На этом приеме основаны все мифические существа: кентавр, русалка и т.д. Агглютинация появляется в результате комбинирования отдельных характеристик и формирования смешанного образа.
  • Акцентирование. Проявляется в намеренном преувеличении, заострении внимания на какой – либо отдельной черте литературного или мифического персонажа. Например, мальчик с пальчик был таким крошечным, что рост можно было сравнить с мизинцем.
  • Гиперболизация. Увеличение или уменьшение объекта до предельного размера воображением, тем самым достигается эффект абсурдности. Гиперболизация часто подчеркивает характер какого – то персонажа, заставляет читателя выстраивать собственные предположения, почему так произошло.
  • Типизация. Даже самый творческий образ создается по определенному типу. Схематизация облегчает процесс создания картины объекта воображением и упрощает ее восприятие. За основу берутся существенные признаки, и на их сути выстраивается целостный образ.
  • Схематизация. Помогает построить новый образ на основе имеющихся представлений того или иного предмета. Общая схема строится путем выделения схожих черт и перенос их на другие объекты.
  • Обострение. Заключается в намеренном акцентировании отдельных признаков объектов.
  • Перенос признаков. Может проявляться в создании несуществующих объектов, мифических и фантастических существ, неодушевленных предметов и наделении их признаками живого.
  • Приемы воображения влияют на моделирование индивидуальной реальности, создание качественных образов, ранее не существовавших. Весь эффект достигается с помощью воображения.

Особенности воображения

Посредством данного психического процесса каждый индивид имеет уникальную возможность создавать и моделировать собственную реальность. Особо значимые потребности, такие как самореализация и личностный рост находят прямое отражение с помощью воображения. Так, например, художник способен отобразить в произведении те вопросы, которые наиболее сильно волнуют его самого, тем самым уменьшив количество собственных переживаний по этому поводу. Воображение прекрасно помогает процессу сублимации. Роль воображения в любом виде деятельности чрезвычайно высока.

Развитие воображения

Воображение как процесс, помогающий познавать окружающий мир, можно и нужно совершенствовать. Для решения этой задачи как нельзя лучше подойдут специальные упражнения и занятия, направленные на его развитие. Надо сказать, что воображение невозможно развивать отдельно от внимания, памяти и мышления. Именно поэтому представленные ниже задания способствуют заметному прогрессу всех познавательных процессов, ведущим из которых является воображение.

  • Прогнозирование будущей ситуации. Развитие воображения начинается с формирования навыка четко представлять себе предмет или явление. Прежде чем приступить к какому – либо делу, постарайтесь заранее продумать, что из этого выйдет. Ответьте себе на вопрос, чего хотите получить в результате, какой видите конечную цель. Доказано, что умение представлять, мыслить конструктивно в направлении заданной цели формирует уверенность в себе, дает дополнительные силы, прибавляет решимости, уменьшает сомнения.
  • Создание художественного образа. Подойдет написание сказки, рассказа, создание портрета или пейзажа. Сюда можно включить и вышивание, главное, чтобы вам нравился сам процесс. Для начала постройте у себя в голове образ, который хотите изобразить. Постарайтесь, чтобы он был ярким, привлекающим внимание, помогающим раскрыться вашим стремлениям и талантам. Не обязательно создавать «Войну и мир», можно ограничиться небольшим стихотворением или зарисовкой, главное условие – творчество должно вдохновлять на новые идеи. Хорошо, если в процессе воображения начнут возникать свежие образы и задумки. Упражнение направлено на формирование умения развивать образ, давать ему раскрыться во всей полноте и многообразии.
  • Дорисовывание фигуры. Упражнение заключается в формировании навыка создавать картину в воображении из ничего, прекрасно тренирует внимание к мелочам, учит понимать, что из самых незначительных деталей можно смоделировать новый образ. В центре на листе бумаги, как правило, изображен фрагмент фигуры, которую требуется дорисовать. Если раздать такие листы участникам небольшой группы и попросить их выполнить задание, у каждого в результате получится свой неповторимый рисунок. Процесс воображения у каждого человека работает сугубо индивидуально.
  • «Я – успешный человек». Если вы давно мечтаете о самореализации, то выполнение данного упражнения принесет вам большую радость и колоссальный подъем энергии. Представьте себе, что вам необходимо для того, чтобы считать себя состоявшейся личностью. Основная задача заключается в том, чтобы как можно конкретнее осознать и удержать в сознании то занятие, которое приносит максимальное удовлетворение, помогает развиваться вашей личности. Когда этот образ будет найден, продолжайте рисовать в своем воображении картину идеального успеха, отмечайте, какие события должны произойти в дальнейшем. Упражнение уникально тем, что позволяет не только тренировать воображение, но и нацеливает человека на положительный результат, помогает развить веру в собственные силы и возможности.

Данные упражнения на воображение способствуют формированию индивидуального видения жизни, выстраиванию перспектив для личностного и профессионального продвижения. Задания можно выполнять каждый день, они подходят представителям любых профессий и званий. Конечно, гораздо легче их будет выполнить творческим людям, имеющим отношение к живописи, литературе, музыке, дизайнерскому делу и т.д.

Таким образом, роль воображения в жизни человека чрезвычайно значима и глубока. Ведь каждому из нас в любой деятельности требуется владеть абстрактным мышлением, уметь представлять себе желаемый эффект. Старайтесь читать больше книг, участвовать в культурной и общественной жизни города, постоянно совершенствуйте свой потенциал. Развитое воображение является неотъемлемой составляющей успешной личности.

Воображение - это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, перестройки представлений человека.
Человек может представлять себе окружающий мир в несколько ошибочном плане и даже искаженно (например, наделяя его мифическими существами, создавая и развивая различные религиозные верования и т.п.). Такое искаженное представление мира нередко приобретает черты твердых понятий и убеждений, которые с трудом поддаются исправлению. Но в целом при правильной опоре на данные прошлого опыта воображение является для человека могучим средством познания мира и его перестройки.
Воображение, как психический познавательный процесс, тесно взаимосвязано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты своих действий и поступков. Оно позволяет создать программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.
С физиологической точки зрения воображение — это процесс образования новых систем временных связей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.
В процессе воображения системы временных нервных связей как бы распадаются и объединяются в новые комплексы, группы нервных клеток связываются по-новому.
В целом воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:
1) вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства;
2) изменения величины размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или приуменьшения по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т.п.);
3) соединения вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человекобык у ассирийцев и т.п.);
4) конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);
5) мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость лисы);
6) переноса этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса, и др.);
7) мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, приводящего к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи сказок, например Кот в сапогах, Мальчик с пальчик);
8) создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе: Онегин, Печорин, Обломов и др.).
На рис. 1 рассмотрены виды воображения.
Воображение у разных людей характеризуется следующими признаками: яркостью образов, устойчивостью, широтой, новизной, правдивостью, оригинальностью, типом представлений (зрительных, слуховых и т.п.), произвольностью.


Рис. 1. Виды воображения

Функции воображения по Р.С. Немову :
. представление действительности в образах и умение пользоваться ими;
. регулирование эмоциональных состояний;
. произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
. формирование внутреннего плана действий;
. планирование и программирование деятельности;
. управление психофизиологическим состоянием организма. Особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве, так как без активного воображения творчество вообще невозможно.
Воображение проявляется в различных формах (рис. 25).


Рис. 25. Формы воображения

Ученому воображение помогает строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам.

Наличие в воображении творческого начала позволяет считать фантазию (так можно называть воображение) и мышление как бы единой мыслительной деятельностью. Но в то же время между ними есть различия.

Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе преобразования прошлого опыта. Это конечно отражение действительности, но человек преобразует что-то ранее отображенное. И, обратите внимание, в отличие от мышления, воображение не оперирует понятиями. Только образы!

Как воображение связано с действительностью?

Воображение - это свойство, характерное только человеку и возникает только с возникновением трудовой, познавательной деятельности. Уже этот факт говорит о том, что связь между действительностью им воображением прямая. Для нас же будут интересны следующие взаимосвязи:

Новые образы всегда складываются из элементов, отраженных в действительности;

Образы вызываются и порождаются реальными запросами действительности;

На основе образов воображения создаются новые реальные предметы, процессы и явления;

Образы воображения вызывают у человека вполне реальные чувства;

Наконец, образы воображения могут стать стимулом, подтолкнувшим человека к активной, преобразующей деятельности.

Данные взаимосвязи убеждают нас, что воображение развито не только у тех, кто «витает в облаках», но и является необходимой основой для любого творческого процесса, основой активности человека.

Приемы воображения.

Приемы воображения, или приемы ассоционирования образа (создания ассоциаций) разделяют на три группы:

Объединение частей (комбинирование). При задании, нарисовать несуществующее животное, человек просто берет часть от птицы, часть от тигра, часть от лягушки и т.д., и получает нечто, что не существует в реальности.

Объединение и подчеркивание общих признаков (типизация, акцентирование, преувеличение (гиперболизация), приуменьшение).

Переосмысление. Такие ассоциации могут быть выдвинуты на основе контраста, неожиданной комбинации, столкновении взглядов, теорий или просто изменения точки зрения.

Виды воображения.

Воображение бывает пассивным и активным.

Пассивное воображение не требует каких-то специальных действий и усилий с нашей стороны. Если говорить о норме такого воображения, то необходимо перечислить сновидения, просоночные образы (в момент, когда человек еще не до конца стряхнул оцепенение сна, и не четко улавливает связь с действительностью), имиджы (образы привычек). Если же говорить о патологии, то речь пойдет о галлюцинациях, которые могут возникать у человека в силу каких-то психических заболеваний или под воздействием стимуляторов.

Пассивное воображение нецеленаправленно, это бессознательная или подсознательная переработка информации прошлого опыта. Такие образы не имеют под собой явного внешнего воздействия.

Активное воображение - это целенаправленное, сознательное (в соответствие с поставленной целью) воображение, контролируемое мышлением человека. Это наши мечты, наше творчество. Лежит в основе создания чего-то нового, в основе новых научных открытий.

Какое место занимает воображение в структуре личности?

Воображение связано с ощущением и восприятием - они дают основу для преобразований;

Существует в единстве с памятью, но память стремиться сохранить точность, а воображение изменяет характер связей и тем самым обеспечивает новизну;

Совместно с мышлением образует нечто новое, но если мышлению требуется большая достаточность информации, то воображение часто включается в действие при недостаточность информации; мышление познает связи и отношения объективной действительности, тогда как воображение создает новые отношения и связи; научные истины пересматриваются и стареют, а образные произведения, созданные с помощью воображения, практически не стареют;

Образы воображения могут вызывать реальные чувства;

Воображение так же можно соотнести с волевой организацией личности, если это воображение действенно.

Человеческое сознание не только отражает окружающий мир, но и преобразовывает его. Для этого человеку необходимо что-то представлять и реализовывать в практической деятельности. Все это возможно благодаря такому психическому процессу как воображение. Оно позволяет человеку придавать деятельности творческий характер.

Воображение – психический познавательный процесс, характеризующийся активным преобразованием имеющихся представлений об окружающей действительности и выражающийся в построении новых образов и их сочетаний.

Образы воображения не совпадают с образами восприятия, они представляют собой совершенно новые образы, которые включают в себя лишь фрагменты или обобщенные представления.

Роль воображения в жизни человека можно конкретизировать в следующих основных функциях:

Представление в психике действительности в образах (человек может преобразовывать образы и создавать новые на основе представлений);

Регуляция деятельности и поведения (сталкиваясь с проблемной ситуацией, человек вначале строит программу ее разрешения и прогнозирует результат, а потом осуществляет практические действия);

Управление эмоциональными состояниями (воображение является основой эмоциональной саморегуляции).

Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий.

Воображение – это создание того, что в опыте человека не существовало, что он раньше не воспринимал, с чем раньше не встречался. При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях.

Воображение может проявляться по-разному, о чем свидетельствует существование различных его видов.

В зависимости от степени выраженности активности различают два вида воображения:

пассивное воображение – воображение, характеризующееся созданием образов, которые впоследствии не воплощаются в практических делах, деятельности;

активное воображение – воображение, связанное с выполнением конкретной практическое деятельности.

В зависимости от волевых усилий пассивное воображение может быть либо преднамеренным, либо непреднамеренным. Преднамеренное (произвольное) пассивное воображение (грёзы) – это образы фантазии, осознанно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. Непреднамеренное (непроизвольное) пассивное воображение – это самопроизвольное создание новых образов. Оно происходит при ослаблении деятельности сознания второй сигнальной системы, например, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации), при чтении книг и т. д.


В зависимости от характера создаваемого образаактивное воображение может быть воссоздающим или творческим.

Воссоздающее (репродуктивное) – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. Это новые образы для конкретного человека, а на самом деле они уже существуют (чтение книг).

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное обозначение. Реализуется этот вид воображения в творческой деятельности.

Особый вид воображения – мечта . Она всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека. Роль мечты в жизни человека сложно переоценить. Она ориентирована на будущее, делает жизнь увлекательной и целеустремленной

К образам мечты относится идеал. Идеал – это образ, в котором представлены наиболее значимые для данного человека черты и свойства личности. Еще один вид творческого воображения – фантазии . Здесь желаемое будущее не связано непосредственно с настоящим.

К основным способам (формам) создания образов воображения относят комбинирование, агглютинацию, акцентирование, гиперболизацию, схематизацию и типизацию.

Комбинирование представляет создание нового образа, в котором сочетаются отдельные элементы разных образов.

Агглютинация представляет собой комбинацию, «склеивание» разных объектов или разных свойств объектов в один образ. Данный способ часто используется в искусстве (кентавр, русалка и т. д.), техническом творчестве (троллейбус, аэросани).

Акцентирование заключается в том, что в создаваемом образе какой-либо элемент выделяется и особо подчеркивается. При акцентировании могут использоваться различные приемы:

утрирование – намеренное подчеркивание особенностей внешности и поведения (например, образ хитрой лисы в сказках, карикатуры, Карлик-Нос и т. д.);

гиперболизация – преувеличение или преуменьшение образа по сравнению с реальным объектом (Дюймовочка, Гулливер, бессили волка перед зайцем в мультфильме «Ну, погоди!»);

типизация - создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (создание образов в художественной литературе: Наташа Ростова, Евгений Онегин и др.).

Таким образом, воображение основано на преобразовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, эмоций. Самый фантастический вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жизни, из прошлого опыта.

Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Является основой наглядно-образного мышления.

Воображение – это психический процесс, выражающийся:

    в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

    в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;

    в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;

    в создании образов, соответствующих описанию объекта.

От восприятия оно отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности. Воображаемый объект всегда несколько отличается от воспринимаемого или вызванного из памяти.

Физиологическую основу памяти составляет замыкание временных нервных связей и их последующее воспроизведение, т.е. припоминание. А в процессе воображения эти системы связей как бы распадаются и объединяются в новые системы.

Т.е. у фантазирующего человека группы нервных клеток связываются по-новому. Никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно .

Воображение – функция коры больших полушарий, но и более глубоко залегающих отделах мозга.

Процессы воображения имеют аналитико-синтетических характер. Основная тенденция памяти - возобновление образов в максимальном приближении к эталону, а основная тенденция воображение – преобразование образов, обеспечивающее создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей.

Воображение тесно связано с мышлением и выступает с ним в единстве. Сходство : так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение. Так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности.Отличие : опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, а опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир.

Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащихся в исходных данных задачи . Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко одна и та же задача может быть решена как с помощью воображения, так и с помощью мышления. И человек выберет тот способ, который соответствует его типу мышления – образному (художественный тип) или логическому, в зависимости от того, какое полушарие головного мозга у него ведущее.

Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью воображения – коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных.

Итак, первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, чтооно позволяет представлять результат труда до его начала , тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению.

Вторая важная особенность воображения:оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования , напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Функции воображения.

    Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция связана с мышлением.

    Регулирование эмоциональных состояний. Таким образом удовлетворяются многие потребности, в том числе и физиологические. Может снять напряжение или повысить его при актуализации потребности.

    Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события.

    Формирование внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

    Планирование и программирование деятельности – составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

 

Возможно, будет полезно почитать: