Реакция алюминия с карбонатом натрия. Где используются сложные соли алюминия

В мире существует довольно много веществ, которые не могут существовать в нормальных условиях. Из-за высокой химической активности или других окружающих факторов они сразу же разлагаются на воздухе на составные части или же вступают в реакцию со всеми подряд элементами с образованием новых соединений.

Для хранения подобных веществ приходится обеспечивать им специальные условия, которые позволили бы материалу, находящемуся внутри, сохранять свое агрегатное состояние. Карбонат алюминия относится как раз к той группе веществ, которые не могут существовать при нормальных условиях. Для его хранения пришлось бы воссоздать очень сложную систему, которая бы оберегала вещество от доступа извне.

Но вопрос стоит в том, что в этом совершенно нет никакой необходимости. Соединение не несет в себе никакой прорывной научной ценности, так что держать его в таких сложных условиях и тратить на это огромные деньги совершенно ни к чему. Поэтому о данной соли алюминия можно найти совсем немного информации.

Как получают вещество?

Образование соединения алюминия с солью карбонатной кислоты получается в результате спекания алюминиевого основания с карбонатами щелочных металлов. В итоге можно получить нужное вещество, но оно сразу же разлагается из-за гидролиза карбоната алюминия.

Причина кроется в том, что слабая кислота в симбиозе со слабым основанием дают слабую соль, которая не может противостоять атмосферному воздействию. Подобные реакции проводятся только для наглядных опытов, потому что сами вещества не несут промышленной ценности, а затраты на их хранение были бы намного больше полезности.

Также промежуточно можно получить соединение при реакциях:

  • . карбонат калия+оксид алюминия;
  • . хлорид алюминия+карбонат натрия;
  • . сульфат алюминия+карбонат натрия;
  • . оксид алюминия+карбонат натрия;
  • . карбонат натрия нитрат алюминия;
  • . хлорид алюминия+карбонат калия.

Есть еще большое количество реакций с карбонатами калия и натрия, которые вытесняют алюминий из его солей и промежуточно меняются местами. Но в итоге все равно получается алюминат калия или натрия, так что полученное соединение не сохраняется. Поэтому весьма проблематично изучить его свойства. Ни один справочник по химии не дает ответа на данный вопрос, так как он просто напросто не изучен.

Взаимодействие металлического алюминия с карбонатом натрия

Натрий является одним из самых активных металлов, так что используется для большого количества опытов, причем, как в чистом виде, так и в своих соединениях. Поэтому интересным вопросом выглядит реакция карбонат натрия→алюминий. Алюминий ни при каких условиях не вытесняет натрий из его солей, так что по-хорошему и никакой реакции быть не должно. Но при определенных условиях она происходит.

Самое главное, что итог будет весьма странным: алюминий растворяется в концентрированном растворе карбоната натрия. В результате получается сложный окисел, в который входит сразу два металла. Такая реакция возможна благодаря амфотерности алюминия, проявляющего разные свойства в зависимости от условий среды реагирования. Ни с одним другим веществом повторить подобный опыт не получится из-за невозможности поставить металл на место неметалла в данной ситуации.

Оксид карбоната алюминия также не существует в природе по описанным причинам. Зато при помощи теплового сопровождения на уровне 1200 градусов по Цельсию, можно сплавить оксиды натрия и алюминия, чтобы получить алюминат. Этот материал является промежуточным и идет на нужды других отраслей промышленности, например, играет роль протравочного вещества перед покраской тканей в текстильном производстве.

Использование сложных солей алюминия на практике

Сложные многоатомные соединения часто используются в фармацевтике, так как там нужно применять нестандартные подходы для поиска оптимального состава лекарственных препаратов. Например, вещество алюминия гидроксид-магния карбонат магния-гидроксид представляет собой сложное многоатомное соединение, которое обладает большим набором полезных качеств.

Его свойства можно изложить списком:

  • . Является сильнейшим атацидным средством, так что может быстро успокаивать желудок при ощущении в нем дискомфорта после острой или кислой пищи.
  • . Нейтрализует среду желудка, забирая на себя избыточную соляную кислоту.
  • . Возвращает в норму кислотно-щелочной баланс.

Алюминия гидроксида-магния карбоната гель-магния гидроксид прописывают пациентам при изжоге, повышенной кислотности желудка, хронических гастритах и язвенной болезни, грыже. Также он позволит снять негативное воздействие алкоголя на организм после его злоупотребления.

При диетах или приеме других лекарств будет положительно влиять на желудок, так как избавит его от избыточной кислоты, которая всегда доставляет дискомфорт и приводит к болевым ощущениям и ухудшению самочувствия. Противопоказаниями к применению выступают только болезнь Альцгеймера и тяжелые нарушения функции почек, которые не позволяют им работать в полную силу.

Побочные эффекты проявляются крайне редко и могут иметь вид тошноты, незначительной диареи или изменения вкусовых ощущений. Также иногда пациенты чувствуют слабость быструю утомляемость или замедленную реакцию на окружающий мир. С другими лекарственными препаратами отмечается отличный уровень взаимодействия, но в любом случае нужно все делать только после консультации со своим лечащим врачом.

В 2012 году предложена новая форма задания С2 — в виде текста, описывающего последовательность экспериментальных действий, которые нужно превратить в уравнения реакций.
Трудность такого задания состоит в том, что школьники очень плохо представляют себе экспериментальную, не бумажную химию, не всегда понимают используемые термины и протекающие процессы. Попробуем разобраться.
Очень часто понятия, которые химику кажутся совершенно ясными, абитуриентами воспринимаются неправильно, не так, как предполагалось. В словаре приведены примеры неправильного понимания.

Словарь непонятных терминов.

  1. Навеска — это просто некоторая порция вещества определенной массы (её взвесили на весах ). Она не имеет никакого отношения к навесу над крыльцом.
  2. Прокалить — нагреть вещество до высокой температуры и греть до окончания химических реакций. Это не «смешивание с калием» и не «прокалывание гвоздём».
  3. «Взорвали смесь газов» — это значит, что вещества прореагировали со взрывом. Обычно для этого используют электрическую искру. Колба или сосуд при этом не взрываются !
  4. Отфильтровать — отделить осадок от раствора.
  5. Профильтровать — пропустить раствор через фильтр, чтобы отделить осадок.
  6. Фильтрат — это профильтрованный раствор .
  7. Растворение вещества — это переход вещества в раствор. Оно может происходить без химических реакций (например, при растворении в воде поваренной соли NaCl получается раствор поваренной же соли NaCl, а не щелочь и кислота отдельно), либо в процессе растворения вещество реагирует с водой и образует раствор другого вещества (при растворении оксида бария получится раствор гидроксида бария). Растворять можно вещества не только в воде, но и в кислотах, в щелочах и т.д.
  8. Выпаривание — это удаление из раствора воды и летучих веществ без разложения содержащихся в растворе твёрдых веществ.
  9. Упаривание — это просто уменьшение массы воды в растворе с помощью кипячения.
  10. Сплавление — это совместное нагревание двух или более твёрдых веществ до температуры, когда начинается их плавление и взаимодействие. С плаванием по реке ничего общего не имеет.
  11. Осадок и остаток.
    Очень часто путают эти термины. Хотя это совершенно разные понятия.
    «Реакция протекает с выделением осадка» — это означает, что одно из веществ, получающихся в реакции, малорастворимо. Такие вещества выпадают на дно реакционного сосуда (пробирки или колбы).
    «Остаток» — это вещество, которое осталось , не истратилось полностью или вообще не прореагировало. Например, если смесь нескольких металлов обработали кислотой, а один из металлов не прореагировал — его могут назвать остатком .
  12. Насыщенный раствор — это раствор, в котором при данной температуре концентрация вещества максимально возможная и больше уже не растворяется.
    Ненасыщенный раствор — это раствор, концентрация вещества в котором не является максимально возможной, в таком растворе можно дополнительно растворить ещё какое-то количество данного вещества, до тех пор, пока он не станет насыщенным.
    Разбавленный и «очень» разбавленный раствор — это весьма условные понятия, скорее качественные, чем количественные. Подразумевается, что концентрация вещества невелика.
    Для кислот и щелочей также используют термин «концентрированный» раствор. Это тоже характеристика условная. Например, концентрированная соляная кислота имеет концентрацию всего около 40%. А концентрированная серная — это безводная, 100%-ная кислота.

Для того, чтобы решать такие задачи, надо чётко знать свойства большинства металлов, неметаллов и их соединений: оксидов, гидроксидов, солей. Необходимо повторить свойства азотной и серной кислот, перманганата и дихромата калия, окислительно-восстановительные свойства различных соединений, электролиз растворов и расплавов различных веществ, реакции разложения соединений разных классов, амфотерность, гидролиз солей и других соединений, взаимный гидролиз двух солей.
Кроме того, необходимо иметь представление о цвете и агрегатном состоянии большинства изучаемых веществ — металлов, неметаллов, оксидов, солей.
Именно поэтому мы разбираем этот вид заданий в самом конце изучения общей и неорганической химии.
Рассмотрим несколько примеров подобных заданий.

    Пример 1: Продукт взаимодействия лития с азотом обработали водой. Полученный газ пропустили через раствор серной кислоты до прекращения химических реакций. Полученный раствор обработали хлоридом бария. Раствор профильтровали, а фильтрат смешали с раствором нитрита натрия и нагрели.

Решение:

  1. Литий реагирует с азотом при комнатной температуре, образуя твёрдый нитрид лития:
    6Li + N 2 = 2Li 3 N
  2. При взаимодействии нитридов с водой образуется аммиак:
    Li 3 N + 3H 2 O = 3LiOH + NH 3
  3. Аммиак реагирует с кислотами, образуя средние и кислые соли. Слова в тексте «до прекращения химических реакций» означают, что образуется средняя соль, ведь первоначально получившаяся кислая соль далее будет взаимодействовать с аммиаком и в итоге в растворе будет сульфат аммония:
    2NH 3 + H 2 SO 4 = (NH 4) 2 SO 4
  4. Обменная реакция между сульфатом аммония и хлоридом бария протекает с образованием осадка сульфата бария:
    (NH 4) 2 SO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 + 2NH 4 Cl
  5. После удаления осадка фильтрат содержит хлорид аммония, при взаимодействии которого с раствором нитрита натрия выделяется азот, причём эта реакция идёт уже при 85 градусах:

    Пример 2: Навеску алюминия растворили в разбавленной азотной кислоте, при этом выделялось газообразное простое вещество. К полученному раствору добавили карбонат натрия до полного прекращения выделения газа. Выпавший осадок отфильтровали и прокалили , фильтрат упарили , полученный твёрдый остаток сплавили с хлоридом аммония. Выделившийся газ смешали с аммиаком и нагрели полученную смесь.

Решение:

  1. Алюминий окисляется азотной кислотой, образуя нитрат алюминия. А вот продукт восстановления азота может быть разным, в зависимости от концентрации кислоты. Но надо помнить, что при взаимодействии азотной кислоты с металлами не выделяется водород ! Поэтому простым веществом может быть только азот:
    10Al + 36HNO 3 = 10Al(NO 3) 3 + 3N 2 + 18H 2 O
  2. В растворе остался нитрат натрия. При его сплавлении с солями аммония идёт окислительно-восстановительная реакция и выделяется оксид азота (I) (такой же процесс происходит при прокаливании нитрата аммония):
    NaNO 3 + NH 4 Cl = N 2 O + 2H 2 O + NaCl
  3. Оксид азота (I) — является активным окислителем, реагирует с восстановителями, образуя азот:
    3N 2 O + 2NH 3 = 4N 2 + 3H 2 O

    Пример 3: Оксид алюминия сплавили с карбонатом натрия, полученное твёрдое вещество растворили в воде. Через полученный раствор пропускали сернистый газ до полного прекращения взаимодействия. Выпавший осадок отфильтровали, а к профильтрованному раствору прибавили бромную воду. Полученный раствор нейтрализовали гидроксидом натрия.

Решение:

  1. Оксид алюминия — амфотерный оксид, при сплавлении со щелочами или карбонатами щелочных металлов образует алюминаты:
    Al 2 O 3 + Na 2 CO 3 = 2NaAlO 2 + CO 2
  2. Алюминат натрия при растворении в воде образует гидроксокомплекс:
    NaAlO 2 + 2H 2 O = Na
  3. Растворы гидроксокомплексов реагируют с кислотами и кислотными оксидами в растворе, образуя соли. Однако, сульфит алюминия в водном растворе не существует, поэтому будет выпадать осадок гидроксида алюминия. Обратите внимание, что в реакции получится кислая соль — гидросульфит калия:
    Na + SO 2 = NaHSO 3 + Al(OH) 3
  4. Гидросульфит калия является восстановителем и окисляется бромной водой до гидросульфата:
    NaHSO 3 + Br 2 + H 2 O = NaHSO 4 + 2HBr
  5. Полученный раствор содержит гидросульфат калия и бромоводородную кислоту. При добавлении щелочи нужно учесть взаимодействие с ней обоих веществ:

    NaHSO 4 + NaOH = Na 2 SO 4 + H 2 O
    HBr + NaOH = NaBr + H 2 O

    Пример 4: Сульфид цинка обработали раствором соляной кислоты, полученный газ пропустили через избыток раствора гидроксида натрия, затем добавили раствор хлорида железа (II). Полученный осадок подвергли обжигу. Полученный газ смешали с кислородом и пропустили над катализатором.

Решение:

  1. Сульфид цинка реагирует с соляной кислотой, при этом выделяется газ — сероводород:
    ZnS + HCl = ZnCl 2 + H 2 S
  2. Сероводород — в водном растворе реагирует со щелочами, образуя кислые и средние соли. Поскольку в задании говорится про избыток гидроксида натрия, следовательно, образуется средняя соль — сульфид натрия:
    H 2 S + NaOH = Na 2 S + H 2 O
  3. Сульфид натрия реагирует с хлоридом двухвалентного железа, образуется осадок сульфида железа (II):
    Na 2 S + FeCl 2 = FeS + NaCl
  4. Обжиг — это взаимодействие твёрдых веществ с кислородом при высокой температуре. При обжиге сульфидов выделяется сернистый газ и образуется оксид железа (III):
    FeS + O 2 = Fe 2 O 3 + SO 2
  5. Сернистый газ реагирует с кислородом в присутствии катализатора, образуя серный ангидрид:
    SO 2 + O 2 = SO 3

    Пример 5: Оксид кремния прокалили с большим избытком магния. Полученную смесь веществ обработали водой. При этом выделился газ, который сожгли в кислороде. Твёрдый продукт сжигания растворили в концентрированном растворе гидроксида цезия. К полученному раствору добавили соляную кислоту.

Решение:

  1. При восстановлении оксида кремния магнием образуется кремний, который реагирует с избытком магния. При этом получается силицид магния:

    SiO 2 + Mg = MgO + Si
    Si + Mg = Mg 2 Si

    Можно записать при большом избытке магния суммарное уравнение реакции:
    SiO 2 + Mg = MgO + Mg 2 Si

  2. При растворении в воде полученной смеси растворяется силицид магния, образуется гидроксид магния и силан (окисд магния реагирует с водой только при кипячении):
    Mg 2 Si + H 2 O = Mg(OH) 2 + SiH 4
  3. Силан при сгорании образует оксид кремния:
    SiH 4 + O 2 = SiO 2 + H 2 O
  4. Оксид кремния — кислотный оксид, он реагирует со щелочами, образуя силикаты:
    SiO 2 + CsOH = Cs 2 SiO 3 + H 2 O
  5. При действии на растворы силикатов кислот, более сильных, чем кремниевая, она выделяется в виде осадка:
    Cs 2 SiO 3 + HCl = CsCl + H 2 SiO 3

Задания для самостоятельной работы.

  1. Нитрат меди прокалили, полученный твёрдый осадок растворили в серной кислоте. Через раствор пропустили сероводород, полученный чёрный осадок подвергли обжигу, а твёрдый остаток растворили при нагревании в концентрированной азотной кислоте.
  2. Фосфат кальция сплавили с углём и песком, затем полученное простое вещество сожгли в избытке кислорода, продукт сжигания растворили в избытке едкого натра. К полученному раствору прилили раствор хлорида бария. Полученный осадок обработали избытком фосфорной кислоты.
  3. Медь растворили в концентрированной азотной кислоте, полученный газ смешали с кислородом и растворили в воде. В полученном растворе растворили оксид цинка, затем к раствору прибавили большой избыток раствора гидроксида натрия.
  4. На сухой хлорид натрия подействовали концентрированной серной кислотой при слабом нагревании, образующийся газ пропустили в раствор гидроксида бария. К полученному раствору прилили раствор сульфата калия. Полученный осадок сплавили с углем. Полученное вещество обработали соляной кислотой.
  5. Навеску сульфида алюминия обработали соляной кислотой. При этом выделился газ и образовался бесцветный раствор. К полученному раствору добавили раствор аммиака, а газ пропустили через раствор нитрата свинца. Полученный при этом осадок обработали раствором пероксида водорода.
  6. Порошок алюминия смешали с порошком серы, смесь нагрели, полученное вещество обработали водой, при этом выделился газ и образовался осадок, к которому добавили избыток раствора гидроксида калия до полного растворения. Этот раствор выпарили и прокалили. К полученному твёрдому веществу добавили избыток раствора соляной кислоты.
  7. Раствор иодида калия обработали раствором хлора. Полученный осадок обработали раствором сульфита натрия. К полученному раствору прибавили сначала раствор хлорида бария, а после отделения осадка — добавили раствор нитрата серебра.
  8. Серо-зелёный порошок оксида хрома (III) сплавили с избытком щёлочи, полученное вещество растворили в воде, при этом получился тёмно-зелёный раствор. К полученному щелочному раствору прибавили пероксид водорода. Получился раствор желтого цвета, который при добавлении серной кислоты приобретает оранжевый цвет. При пропускании сероводорода через полученный подкисленный оранжевый раствор он мутнеет и вновь становится зелёным.
  9. (МИОО 2011, тренинговая работа) Алюминий растворили в концентрированном растворе гидроксида калия. Через полученный раствор пропускали углекислый газ до прекращения выделения осадка. Осадок отфильтровали и прокалили. Полученный твердый остаток сплавили с карбонатом натрия.
  10. (МИОО 2011, тренинговая работа) Кремний растворили в концентрированном растворе гидроксида калия. К полученному раствору добавили избыток соляной кислоты. Помутневший раствор нагрели. Выделившийся осадок отфильтровали и прокалили с карбонатом кальция. Напишите уравнения описанных реакций.

1) Кремний сожгли в атмосфере хлора. Полученный хлорид обработали водой. Выделившийся при этом осадок прокалили. Затем сплавили с фосфатом кальция и углём. Составьте уравнения четырёх описанных реакций.


2) Газ, полученный при обработке нитрида кальция водой, пропустили над раскалённым порошком оксида меди(II). Полученное при этом твёрдое вещество растворили в концентрированной азотной кислоте, раствор выпарили, а полученный твёрдый остаток прокалили. Составьте уравнения четырёх описанных реакций.

3) Некоторое количество сульфида железа(II) разделили на две части. Одну из них обработали соляной кислотой, а другую подвергли обжигу на воздухе. При взаимодействии выделившихся газов образовалось простое вещество жёлтого цвета. Полученное вещество нагрели с концентрированной азотной кислотой, при этом выделился бурый газ. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

4) При взаимодействии оксида алюминия с азотной кислотой образовалась соль. Соль высушили и прокалили. Образовавшийся при прокаливании твёрдый остаток подвергли электролизу в расплавленном криолите. Полученный при электролизе металл нагрели с концентрированным раствором, содержащим нитрат калия и гидроксид калия, при этом выделился газ с резким запахом. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

5) Оксид хрома(VI) прореагировал с гидроксидом калия. Полученное вещество обработали серной кислотой, из образовавшегося раствора выделили соль оранжевого цвета. Эту соль обработали бромоводородной кислотой. Полученное простое вещество вступило в реакцию с сероводородом. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

6) Порошок магния нагрели в атмосфере азота. При взаимодействии полученного вещества с водой выделился газ. Газ пропустили через водный раствор сульфата хрома(III), в результате чего образовался серый осадок. Осадок отделили и обработали при нагревании раствором, содержащим пероксид водорода и гидроксид калия. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

7) Аммиак пропустили через бромоводородную кислоту. К полученному раствору добавили раствор нитрата серебра. Выпавший осадок отделили и нагрели с порошком цинка. На образовавшийся в ходе реакции металл подействовали концентрированным раствором серной кислоты, при этом выделился газ с резким запахом. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

8) Хлорат калия нагрели в присутствии катализатора, при этом выделился бесцветный газ. Сжиганием железа в атмосфере этого газа была получена железная окалина. Её растворили в избытке соляной кислоты. К полученному при этом раствору добавили раствор, содержащий дихромат натрия и соляную кислоту. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

9) Натрий нагрели в атмосфере водорода. При добавлении к полученному веществу воды наблюдали выделение газа и образование прозрачного раствора. Через этот раствор пропустили бурый газ, который был получен в результате взаимодействия меди с концентрированным раствором азотной кислоты. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

10) Алюминий прореагировал с раствором гидроксида натрия. Выделившийся газ пропустили над нагретым порошком оксида меди(II). Образовавшееся простое вещество растворили при нагревании в концентрированной серной кислоте. Полученную соль выделили и добавили к раствору иодида калия. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

11) Провели электролиз раствора хлорида натрия. К полученному раствору добавили хлорид железа(III). Выпавший осадок отфильтровали и прокалили. Твёрдый остаток растворили в иодоводородной кислоте. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

12) К раствору гидроксида натрия добавили порошок алюминия. Через раствор полученного вещества пропустили избыток углекислого газа. Выпавший осадок отделили и прокалили. Полученный продукт сплавили с карбонатом натрия. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.


 

Возможно, будет полезно почитать: