Нестандартное мышление. Нестандартные подходы в бизнесе и жизни

«Большая часть моих проблем не имеет решения -
или решение хуже самой проблемы»
Эшли Бриллиант

В перечне проблем, периодически возникающих в нашей повседневной жизни, встречаются достаточно необычные, когда мы просто не знаем с какой стороны к ней подойти или к какому специалисту обратиться для ее решения.

Могу привести пример такой проблемы.

Одна из предпринимательн иц купила по доверенности машину у молодого человека. Через некоторое время он позвонил ей и сказал, что хочет расторгнуть сделку, вернуть ей деньги и забрать машину обратно. При этом он дал ей понять, что не стоит противиться этой просьбе, так как он состоит в одной из группировок и всегда сможет настоять на своем. Дама, заподозрив неладное, решила обратиться за помощью. В правоохранительн ые органы обращаться она побоялась, так как опасалась возможных последствий и решила попросить совета и помощи у нас.

После общения с клиентом мы навели справки и выяснили, что указанная группировка действительно специализируется на мошенничестве с автотранспортом. Используемая схема была проста и эффективна – покупателю продавали по доверенности автомобиль, а через какое-то время настоятельно требовали расторгнуть сделку и вернуть машину владельцу, пообещав вернуть ранее уплаченную сумму. Вот только с получением денег при проведении встречи чаще всего были проблемы – забрав обратно автомобиль и документы на него, продавцы могли всучить «куклу» или фальшивые купюры. Попытки восстановить справедливость, как правило, были безрезультатны, потому что с продавцом обычно приезжали трое-четверо мускулистых ребят, которые давали понять, что не стоит протестовать или обращаться к кому-либо за помощью.

Наша задача была достаточно необычна – надо было не позволить обмануть нашу клиентку при проведении сделки и при этом исключить какое-либо провоцирование конфликта и его дальнейшее силовое развитие.

По разработанному нами и одобренному клиентом плану, встреча с продавцом была назначена в центральной части города рядом с одним из отделений Сбербанка. Вместе с клиентом находился наш сотрудник, который должен был вести все переговоры и указания которого клиент должна была выполнять без всяких обсуждений. Продавцу и сопровождающим его ребятам он был представлен как «персональный консультант» клиента. Его стильный костюм, отменная вежливость, хорошая физическая форма, умение вести переговоры и правильно поставить себя в общении с данным контингентом (что достигалось большим опытом предыдущей службы в одной из специализированн ых организаций) сразу производили впечатление и переводили общение в совершенно иную плоскость. Он предложил для продолжения переговоров зайти в просторный холл банка, а после того как это было сделано, заявил, что все документы подготовлены, автомобиль стоит рядом с банком и после передачи денег продавец получит все обратно. Только передача денег должна состояться следующим образом – продавец отдает наличные деньги операционистке банка с реквизитами счета, куда они должны быть перечислены и затем в обмен на квитанцию получает документы и ключи от машины. Вот тут и возникла «мхатовская пауза». Как выяснилось, у продавца при себе была только половина суммы. Пытаться силовым образом решить эту проблему мешало наличие «персонального консультанта» и удачно выбранное место, где находилась охрана и видеокамеры. Посовещавшись с «группой сопровождения», продавец попросил отсрочку на 15 минут и через четверть часа вернулся с оставшейся суммой. Еще через несколько минут сделка была завершена к удовольствию нашего клиента и явному неудовольствию противоположной стороны.

Теперь можно перейти ко второй части заголовка – к решению сложных проблем.

По нашему мнению, сложная проблема представляет собой такую проблему, для решения которой необходимо привлечение профессионалов самого разного профиля – юристов, экономистов, психологов, экспертов, специалистов по безопасности и пр. Решение таких проблем сопровождается рядом сложностей – во-первых, клиенту надо найти таких специалистов и правильно оценить уровень их профессионализма. Во-вторых, надо собрать из них команду, направленную на достижение единой цели, что, согласитесь, не так просто, учитывая межличностные отношения, амбиции и многое другое. В-третьих, нужно выбрать руководителя данной команды, который возьмет на себя не только координацию действий, но и ответственность за конечный результат.

Может ли все это сделать сам клиент? Конечно, может – в том случае если у него масса свободного времени или его не очень интересует конечный результат. В конце концов, когда у нас выходит из строя дорогой японский телевизор, мы же не лезем в него с отверткой и паяльником – мы приглашаем мастера. А у наших клиентов проблемы на порядок серьезнее японского телевизора.

В качестве примера.

Один из клиентов обратился к нам для решения очень сложной и острой для него проблемы. Как ему стало случайно известно, его сын задолжал крупные суммы нескольким физическим лицам. После того как он составил с ним серьезный разговор, выяснилось, что его сын, пытаясь заниматься бизнесом, брал деньги у своих знакомых под проценты. Бизнес не получился, а долги составили достаточно крупную сумму – порядка 10 млн. руб. Видя, что должник не расплачивается, часть кредиторов готовилась обратиться в суд, а другая часть – перешла к откровенным угрозам в адрес должника и его семьи. Ситуация накалилась настолько, что клиент для решения проблемы был готов собрать часть денег, но их не хватало на оплату даже половины указанной суммы. Кроме того, развитие такого скандала могло негативно отразиться на положении самого клиента, занимавшего на то время достаточно высокую должность в одной из правоохранительн ых структур. По совету своего друга, он решил обратиться к нам за консультацией, а если получится, то и за помощью.

Первое, что мы предложили – не допустить перехода конфликта в острую стадию и для этого провести переговоры со всеми кредиторами. При этом, проведение этих переговоров должно быть поручено абсолютно постороннему лицу, который не может представлять в данном конфликте интересы ни одной из сторон. Он должен участвовать в этом процессе в качестве профессионала, приглашенного для решения проблемы. И только по итогам переговоров с каждым кредитором, после выяснения их позиций и намерений появится возможность определить возможные направления действий, составить план с указанием специалистов, услуги которых будут востребованы и т.д.

Немного подумав, клиент сообщил, что хотел бы, чтобы решением его проблемы занялись мы. После заключения договора один из членов нашей команды занялся проведением предварительных переговоров с каждым из кредиторов в отдельности. Основные тезисы, которые были изложены кредиторам сводились к следующему:

  • каждый кредитор имеет документально подтвержденную задолженность перед ним и может в любой момент обратиться в суд. То, что суд примет решение в его пользу, не вызывает никаких сомнений. А вот то, что данное решение будет исполнено – вызывает очень большие сомнения, так как официально должник не владеет никаким имуществом. Поэтому кредитор может рассчитывать только на часть ежемесячно удерживаемой из зарплаты должника суммы;
  • родители должника, сознавая свою моральную ответственность за действия сына готовы выделить некоторую сумму для покрытия его долгов;
  • попытка перевода проблемы в криминальную плоскость сразу меняет статус кредитора, делая его возможным соучастником уголовно наказуемых деяний.

После первоначальных переговоров, которые были проведены профессионально и максимально доброжелательно 15 из 18 кредиторов выразили желание решить проблему в досудебном порядке. Трое оставшихся остались при своем решении обратиться в суд.

Дальше началась кропотливая работа. Была достигнута договоренность, что ввиду ограниченности средств для погашения задолженности будет учитываться только сумма основного долга (без учета процентов), что сразу потребовало привлечения экономистов, которые должны были по распискам, разрозненным черновым записям кредиторов и должника определить те суммы, которые подлежали возмещению.

Часть расписок вызвала сомнения должника в их подлинности и для проверки нами были привлечены эксперты, которые дали заключения о подлинности тех ли иных документов.

Так как последствия этой проблемы отражались и на семье должника, пришлось привлекать к решению проблемы психологов.

На первом этапе работы нам пришлось решать вопросы обеспечения безопасности должника и его семьи.

Через три месяца работы проблема клиента была снята. После уплаты согласованных сумм кредиторы отказались от своих претензий.

Причем, что интересно – кредиторы тоже остались довольны нашей работой, хотя получили всего по 40% от заявленных сумм. По их мнению, если бы не наша работа, у них не было бы другого пути кроме обращения в суд или к услугам криминальных структур. Что никоим образом не гарантировало решение проблемы задолженности, а во втором случае могло привести к появлению новых проблем.

Можем ли мы решить все проблемы или есть нерешаемые? Точно можно сказать только одно – любую проблему надо пытаться решить, или же она так и останется в разряде нерешаемых.

Мыслительная деятельность подразделяется на воспроизводящую (репродуктивную) — решение типовых задач известными способами и поисковую (продуктивную) — развернутый мыслительный процесс, направленный на решение нестандартной познавательной задачи. Мыслительная деятельность при решении нестандартных задач совершается в виде последовательного ряда этапов (рис. 1).

Рис. 1. Структура решения нестандартных мыслительных задач

Начальный этап поисковой познавательной деятельности — осознание индивидом возникшей проблемной ситуации . Такие ситуации связаны с необычностью сложившейся обстановки, внезапно возникшими затруднениями в решении тех или иных вопросов. Акт мышления при этом начинается с осознания противоречивости, неоднозначности исходных условий деятельности, необходимости познавательного поиска. Осознание возникшего познавательного барьера, недостаточности наличных сведений порождает стремление к восполнению информационного дефицита. Прежде всего формируется объективизация неизвестного — начинается поиск формулировки познавательного вопроса, выяснение того, что необходимо знать или уметь, чтобы выйти из возникшей проблемной ситуации. Проблемная ситуация как бы наталкивает субъекта на соответствующую сферу познания — формулируется познавательная проблема.

Проблема (греч. problema — задача) и означает преграду, трудность, а с психологической точки зрения — осознание вопроса , подлежащего исследованию. Формулировка проблемы — начало взаимодействия субъекта познания с объектом познания. Если проблема взаимодействует с познавательной базой субъекта познания, позволяет ему наметить искомое, которое он может найти путем некоторых преобразований исходных условий, возникает задача. Задача — структурно организованная проблема . При этом неизвестное осознается в его скрытых объективных взаимосвязях с известным.

Определить задачу — значит выделить в проблемной ситуации стартовые условия познавательной деятельности.

Преобразование проблемной ситуации в проблему, а затем в задачу — первый, исходный акт познавательно-поисковой деятельности . Познавательный вопрос задачи определяет познавательную цель, а последняя — необходимую систему действий.

Расчленение основного вопроса на ряд иерархически связанных вопросов — формирование программы решения задачи .

При этом устанавливается, что можно узнать из имеющихся данных и какие новые сведения необходимы для выполнения всей программы поиска.

Типы задач определяются теми способами мыслительной деятельности , которые лежат в основе их решения. Все познавательно-поисковые задачи по объективному содержанию делятся на три класса — задачи: 1) на распознавание (установление принадлежности данного явления к определенному классу объектов); 2) конструирование; 3) объяснение и доказательство.

Объяснение — использование системы суждений относительно сущности каких-либо явлений. Чаще всего это прием логического следования.

Доказательство — мыслительный процесс утверждения истинности какого-либо положения (тезиса) посредством системы других аксиоматических суждений. При этом сначала изыскивается исходный аргумент, а затем — система связующих аргументов, подводяших к итоговому выводу.

Задачи на доказательство решаются тремя путями: 1) ссылкой на организацию объекта, присущие ему устойчивые структурные взаимосвязи; 2) выявлением устойчивых взаимосвязей объектов и их сторон; 3) выявлением функциональных взаимосвязей объектов.

Мыслительные задачи подразделяются на простые и сложные. Простые задачи — задачи типовые, стандартные. Для их решения применяются известные правила, алгоритмы. Интеллектуальный поиск здесь состоит в выявлении типа задачи по ее опознавательным признакам, соотнесении частного случая с общим правилом. При систематическом решении такого рода задач формируются соответствующие интеллектуальные навыки, привычные схемы действий.

К сложным задачам относятся нетиповые, нестандартные задачи, к наиболее сложным — задачи с неполными исходными данными (например, возникающие при расследовании неочевидных преступлений). При этом первоочередным эвристическим действием является расширение информационного поля задачи путем преобразования исходной информации . Один из приемов этого преобразования — дробление проблемы на ряд частных проблем, формирование «дерева проблем» .

Второй этап решения задачи выявление способа ее решения . Для этого необходимо объяснение возможных причин явления высоковероятностными предположениями — гипотезами. Если задача — информационная система с рассогласованными ее элементами, то гипотеза — первая проба согласования се элементов. На этой базе человек мысленно изменяет проблемную ситуацию в определенном направлении.

Гипотеза (греч. hypothesis — предположение) — вероятностное предположение о сущности, структуре, механизме, причине какого-либо явления, это основа гипотстико-дедуктивного метода познания, вероятностного мышления. Гипотеза используется в тех случаях, когда причины явления недоступны опытному исследованию и исследованы могут быть лишь его следствия . Выдвижение гипотезы (версии) предваряется исследованием всех доступных наблюдению признаков явления, предшествующих, сопутствующих и последующих обстоятельств события.

Гипотезы (версии) формируются лишь в определенных информационных ситуациях — при наличии концептуально сопоставимых исходных данных , служащих основанием для высоко-вероятностных предположений.

Можно выделить следующие основные правила выдвижения гипотезы: 1) гипотеза должна быть совместима со всеми относящимися к ней фактами; 2) необходимо выдвигать возможно меньшее количество гипотез с возможно большей связью между ними; 3) из ряда противостоящих друг другу гипотез предпочтительнее та, которая более единообразно объясняет серию фактов; 4) противоречащие друг другу гипотезы не могут быть истинными; 5) гипотеза должна быть основана на теоретических знаниях.

В различных отраслях практики возникают специфические особенности решения задач индуктивно-гипотетическим методом. Так, в следственной практике широко используются типовые версии.

Гипотеза — информационно-вероятностная модель, мысленно представляемая система, отображающая элементы проблемной ситуации и позволяющая преобразовать эти элементы в целях восполнения недостающих звеньев реконструируемой системы.

Осуществляя модельно-вероятностный способ исследования события, субъект использует различные методы: аналогию, интерполяцию, экстраполяцию, интерпретацию, мысленный эксперимент.

Аналогия (греч. analogia — сходство) — сходство различных явлений в каких-либо отношениях, на основе которого делается вывод о возможном наличии у исследуемого объекта определенных ранее не выявленных свойств. Метод аналогии способствует отражению в нашем сознании наиболее распространенных связей и отношений. Сходные в одном отношении объекты, как правило, бывают сходны и в другом. Однако по аналогии можно получить лишь вероятностное знание. Предположения по аналогии должны подвергаться проверочным действиям. Чем в большем числе существенных свойств сходны объекты, тем выше вероятность их сходства и в других признаках. Различаются аналогия свойств, аналогия отношений и аналогия изоморфизма.

Методом интерполяции (от лат. interpolatio — изменение, подставление) по ряду данных значений находится функция промежуточных значений. Так, установив определенную зависимость в числовой последовательности, мы можем заполнить числовой пробел: 2, 4, 8, 16, (?), 64.

Проблемные ситуации, разрешаемые методом интерполяции, допускают нахождение логически обоснованных промежуточных элементов. Однако интерполяционный метод ликвидации пробела возможен только при определенных условиях: интерполяционная функция должна быть довольно «гладкой» — обладать достаточным числом не слишком быстро возрастающих производных. При чрезмерно быстром их возрастании интерполяция затрудняется (например, в таком ряду: 2, 4, (?), 128).

Методом экстраполяции (от лат. extra — сверх меры и polite — отделывать) решаются задачи, допускающие перенос знаний об одной группе яменнй на другую группу, обобщение явления в целом по его части.

Метод интерпретации (лат. interpretatio — толкование, разъяснение) означает истолкование, раскрытие смысла события.

Вероятностные информационные модели увязывают отдельные стороны исследуемого события в пространственно-временном и причинно-следственном отношениях.

Одним из методов познания является мысленный эксперимент . Эвристическая значимость мысленного эксперимента состоит в том, что он связывает эмпирическое познание с теоретическим; при этом становится возможным преодоление тех познавательных трудностей, которые не разрешаются только на эмпирическом уровне.

Вероятностные информационные модели динамичны, по мере накопления информации они преобразуются, оснащаются жесткими узлами, вариативность элементов уменьшается — вероятностная информационная модель все более приближается к достоверной информационной модели.

Итак, вероятностное моделирование — второй необходимый этап решения нестандартных проблем.

Третий этап решения задачи — проверка следствий из выдвинутых предположений. Она осуществляется в разных сферах деятельности различными специфическими средствами. Например, следователь, расследуя происшествие, устанавливает систему необходимых в данном случае следственных действий.

Если при выдвижении гипотезы мысль идет от частного к общему, то при ее проверке — от общего к системе частных проявлений. При этом должны быть проанализированы все необходимые и возможные проявления общего в частном.

На четвертом, заключительном, этапе решения задачи полученные результаты сопоставляются с исходным требованием. Их согласование означает создание достоверной информационно-логической модели исследуемого объекта , решение поставленной задачи. Достоверная информационная модель исследуемого события формируется в результате проверки такой версии, все следствия которой реально подтверждены и дают всем фактам единственно возможное объяснение.

Древняя мудрость индейского племени Дакота гласит, что если Вы обнаружили, что Вы скачете на дохлой лошади, наилучшая стратегия - спрыгнуть с нее.
Однако в бизнесе, похоже, что мы часто стараемся использовать другие стратегии по отношению к дохлой лошади, включая следующие:
1. Покупаем более сильную плеть
2. Меняем наездников
3. Говорим «Мы всегда скакали на лошади именно таким образом»…

В компанию Procter & Gamble пришёл человек и предложил за солидную сумму рассказать, как можно в полтора раза увеличить объём продаж популярного шампуня. Сумма была не маленькая, и руководство решило попробовать решить эту задачу своими силами.

Американцы и японцы решили устроить соревнование по гребле. Обе команды долго и упорно тренировались, чтобы достичь высшей спортивной формы. И вот в один прекрасный день, они решили, что уже готовы. Японцы победили, обогнав американцев на одну милю.

Американская команда была горько разочарована своим проигрышем. Просто пала духом. Корпоративное руководство постановило, что надо найти причину разгромного поражения и потому наняло…

1. Чувство сожаления по отношению к себе.

Настроенные на бедность люди жалеют себя и полагают, что быть богатым им не предначертано судьбой. Кто-то жалеет себя за то, что родилась женщиной (потому что у мужчин больше возможностей), кто-то жалеет себя за полную фигуру (потому что стройные люди получают лучшие рабочие места), кто-то оплакивает свой рост, национальность, цвет кожи, религию предков, некоторые люди жалеют себя за то, что до сих пор не вышли замуж и не женились, другие плачут из-за кольца на безымянном пальце или из-за штампа о разводе, молодые видят источник проблем в неопытности, пожилые – в своем возрасте. Как вы думаете, если человек жалеет себя из-за какого-то неважного факта и целыми днями фокусируется на нем, как будут поступать окружающие его люди? Жалеть себя – это прекрасный способ обрести многотонный якорь, который остановит вас на пути личного развития и обеспечит вечную бедность…

2. Пришла в голову идея? Запишите.

3. Опаздываете? Найдите способ предупредить об этом.

4. Не смейтесь над чужими мечтами.

5. Не возвращайтесь к людям, которые вас предали. Они не меняются.

Как-то одного очень опытного и успешного бизнесмена спросили, почему он никогда не советует, каким бизнесом заняться новичкам или не оценивает перспективы их проектов.

Он ответил так:

Иногда я вижу проекты, реализовать которые, как я знаю точно, у меня получится, но я вовсе не уверен, что это получится у того, кто мне их предлагает. А иногда мне представляют проекты…

Наука побеждать
Опыт – это название, которое каждый дает своим ошибкам.
15 способов изменить свою жизнь за 30 секунд!

1. Копите деньги
Ежедневно уделяйте 30 секунд тому, чтобы положить немного денег в вашу домашнюю семейную копилку.

2. Уменьшите счет за электроэнергию
30 секунд – то время, которое потребуется вам, чтобы дойти до стены и щелкнуть выключателем. Выключите все источники электроэнергии, в которых вы не нуждаетесь.

Один страховой агент узнал, что его постоянный партнёр по гольфу застраховал свою жизнь на миллион долларов у его конкурента. Агент был просто в шоке - человек, которого он знал больше двадцати лет, предпочёл обратиться не к своему другу, а к незнакомому агенту. Он позвонил и спросил:…

Один юноша, окончив университет, устроился работать помощником к купцу. Купец тот был неучем, и едва умел писать и считать. Но торговля у него шла хорошо, и капитал его рос с каждым годом. Юноша подавал большие надежды, и купец уделял ему особое внимание. И вот как-то парень слишком долго принимал решение, какой именно товар выставить на прилавок в первую…

Работодатель через рекламные агентства оповестил об открытии своей фирмы и вскоре получил множество заявлений. Из большого числа претендентов он выбрал двоих и пригласил их на собеседование. Во время беседы работодатель внимательно наблюдал за каждым из приглашённых.

Когда вошёл первый соискатель, он оставил за собой дверь открытой. Работодатель поговорил с ним минут пятнадцать, попросил его подождать в приёмной…

В одной бедной деревушке родился на свет мальчик. Он проводил свои дни бессмысленно, механически и монотонно, так же как и остальные обитатели этой угасающей деревушки, не имея представления, что делать с собственной жизнью. И в одну прекрасную ночь ему приснилось море. Ни один из жителей деревни ни разу не видел моря, поэтому никто не смог подтвердить, что где-то в мире существует такая бескрайняя вода.

Современная притча

Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.

Притча неизвестного происхождения

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

Притча в изложении Ошо

Вы не можете быть никем иным, а лишь тем, кто вы есть. Расслабьтесь! Существованию вы нужны именно таким.

Однажды царь пришёл в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, царь нашёл её опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе.

Притча неизвестного происхождения

Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две дочери. Старшая - красавица, а младшая - не очень.

Один из моряков сказал своему другу:

Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.

Да, ты прав, старшая дочь вождя - красавица, умница. Ты сделал правильный выбор - женись.

Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.

Ты что, с ума сошёл? Она же такая… не очень.

Христианская притча

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним - Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну - от его ног, другую - от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов.

Современная притча

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.

В конце спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её.

Ситуация с рекламацией к авто дилеру.

Забавные случаи и нестандартные решения в бизнесе. Кинотеатр и Шах Ирана

Забавные случаи и нестандартные решения в бизнесе. Запчасти Фудзияма.

Дресс-коды для успешной мимикрии в обществе бизнесменов, хипстеров, богемы, послов и бабушек.

Способов «распознавания по одежке» существует множество, а описания отдельных кодов вроде Business Traditional, White Tie или Semi-formal при желании можно найти и в интернете, и в модных журналах. Тем не менее это не освобождает от ежедневных практических вопросов: в чем пойти в ДЕЗ или на премьеру в Большой, как одеться, идя в хипстерское кафе или в гости к начальнику? «Русский репортер» выбрал и проанализировал десять «проблемных» жизненных ситуаций.

1. Терпеть то, что тебе не нравится.

2. Общаться с людьми, которые убивают твою самооценку.

3. Думать о том, что скажут другие.

4. Пытаться держать все под контролем.

5. Плыть по течению и выбирать путь наименьшего сопротивления.

6. Держать свое мнение и все чувства при себе.

Крылатые фразы «12 стульев»

Наверное, каждый человек стыкался с какой-нибудь неразрешимой проблемой, когда необходимо правильно и быстро сделать свой выбор, но, почему-то, это никак не получается. Как же принять правильное решение, о котором не придется впоследствии жалеть? Итак, вот несколько способов, которые помогают немного пробудить вашу интуицию ото сна.

Давайте рассмотрим знакомую многим ситуацию. Вам предложили новую работу, с более высокой зарплатой и новыми интересными обязанностями. С одной стороны, вам хочется научиться чему-нибудь новому, поднять свое финансовое положение, но с другой стороны, вы боитесь не справиться с новыми обязанностями, не поладить с будущим руководством и коллегами. В таком случае, большинство людей начинают терзать сомнения. Но вот известные психологи попытались помочь нам, и выдвинули несколько своих методик для принятия нестандартных решений.

Одну из самых популярных и интересных методик придумал известный философ, математик, физик и врач Рене Декарт. Этот воистину мудрый и решительный человек смог много чего добиться в своей жизни: его аналитические труды по геометрии стали основой всех современных учебников по математике. Кроме того, именно Рене Декарт выпустил несколько интересных формулировок главных психологических и философских понятий, которые часто используются в современной психологии.

Чтобы решить для себя что-то важное Декарт советует поставить четыре главных вопроса, которые помогут найти альтернативу в любой жизненной ситуации.

Первый вопрос, который не обходимо задать себе: Что случиться, если это произойдет? Задавая себе этот вопрос, необходимо постараться ответить прямо. Следует вообразить, что случиться, если вы, например, согласитесь на новую работу. Важны именно те картинки, которые всплывают в памяти при ответе на этот вопрос. Пример ответов, которые могут всплывать:

Если я соглашусь на эту работу, я начну больше зарабатывать.

Если я соглашусь на эту работу, я начну уважать себя.

Если я соглашусь на эту работу, я продвинусь в своей карьере.

Второй вопрос, который вы должны задать себе: Что НЕ случиться, если это произойдет? Задавая этот вопрос, также необходимо быть полностью честным с собой. В то же время, вместе с позитивными моментами, с каждым нашим решением мы получаем и некоторые негативные стороны. Их необходимо также учитывать при принятии важного решения. Так, ответы на такой вопрос могут быть следующими:

Если я соглашусь на эту работу, я не смогу больше видеться со своими прежними коллегами.

Если я соглашусь на эту работу, я не смогу так много времени проводить с семьей.

Третьим, не менее важным вопросом, на который необходимо дать ответ, будет: Что случиться, если это НЕ произойдет? Этот вопрос подразумевает то, что человек должен задуматься над тем, что будет, если он откажется от реализации своего плана. Конечно, при таком вопросе ответы могут быть как позитивными, так и негативными. Например:

Если я не соглашусь на эту работу, то смогу не переживать за свое будущее.

Если я не соглашусь на эту работу, я всю жизнь буду сожалеть об упущенной возможности.

И последним, четвертым вопросом, будет: Что НЕ случиться, если это НЕ произойдет? Конечно, этот вопрос почти всех немного страшит, ведь наш мозг интуитивно отвергает «лишнее» не. Но все же попытайтесь честно ответить на этот вопрос. Ответы могут быть самыми разными, например:

Если я не соглашусь на эту работу, я не покажу себе, какой я ничтожный и не разочаруюсь в себе.

Если я не соглашусь на эту работу, я не потеряю свою мечту.

Просуммировав все свои ответы, человеку становится более легко выбрать тот путь, который поможет вам в будущем.

Что такое фрирайтинг?

Фрирайтинг – это:

Поток сознания, выплеснутый без ограничений на чистый лист;
принудительное творчество, при котором вы не успеваете редактировать, но успеваете фиксировать свои мысли;
увлекательный способ поиска решений.

Мозг – ленивая штука – рождает банальные мысли, вяло текущие в привычном русле. Каждый раз, когда вы набираете текст или пишите его от руки, вы внимательно выписываете под диктовку только то, что разрешает вам мозг. А он не хочет оказаться в смешной ситуации из-за случайных ляпов и прочих глупостей, поэтому подключает внутреннего цензора.

Фрирайтинг – техника, которая загоняет мозг в угол, и тем самым заставляет его выдавать на-гора оригинальные решения. Практикуя фрирайтинг вы поймете, что бумагомарательство – это весело! Так как вы пишете только для себя, и никому не показываете свои записи, – значит, вы можете фантазировать как угодно. В результате процесс, который вызывал у вас скуку и напряжение, становится увлекательным – вы сами не знаете, куда приведет вас ваша же мысль, вы просто позволяете ей появится на бумаге. Перечитывая написанное, вы удивитесь, как легко и точно формулируете свои мысли, передаете знания и решаете сложные вопросы.

Зачем нужен фрирайтинг?

Вам пригодится фрирайтинг, если вы:

Ищете свежую идею;
хотите увидеть иную сторону вопроса;
найти нестандартные решения, в том числе и те, которые могли родиться только у вас;
хотите научиться мыслить без шаблонов;
внести ясность;
четко сформулировать идею;
подтолкнуть себя к творчеству и фантазиям;
хотите писать искренне и увлекательно;
наращиваете скорость набора 🙂

13 приемов фрирайтинга, которые помогут раскрыть ваши умственные возможности

1. С чего начать?

Сам сеанс фрирайтинга начинайте с постановки своей проблемы или описания своей задачи. Например, вам нужно прийти к какому-то решению или придумать новую идею. Что делать, если нет явной и серьезной проблемы, и вы хотите просто пофантазировать? Тогда с этой фразы и начинайте: «У меня нет проблем, я хочу пофантазировать …»

Также можно использовать наводки. Это короткие фразы без финала. Например, «После дождя…», «Вот две вещи, которые сделают мою жизнь счастливой…», «Я боюсь…», «Это сумасшествие, но этот повысит мою эффективность в 50 раз….» и т.д.

Благодаря тому, что вы пишите все, что приходит вам в голову, даете волю воображению, вы создаете фундамент для возникновения по-настоящему хорошей идеи в будущем. Ведь из воздуха придумать что-то толковое могут лишь единицы.

2. Выкладывайтесь на 90%

Поймите, никто не ждет от вас откровений и гениальных идей, поэтому не нужно напрягаться во время фриратйинга – просто запишите на бумагу или в Word свои мысли и все. Начинайте с успокаивающей фразы-напоминания, что не нужно выдавливать из себя креативность, что вы выкладываетесь не на все 100%, что у вас останутся силы на случай форс-мажора.

3. Пишите быстро

Чтобы освободиться от «редактора» в голове, вам нужно писать так быстро, как только сможете. Представьте, вы опаздываете на встречу и на ходу набрасываете на клочке бумаги записку. У вас явно нет времени на мягкие или размытые формулировки. Ваши буквы размашисты, в Word множество опечаток и лишних пробелов.

Если вы выводите каждую букву, ваш мозг замедляет абсолютно все процессы, чтобы ваша рука успевала записывать все, что он генерирует. Более того, мозг еще и отвлекается на ерунду, оценивает идею, и вы сбиваетесь, забывая, что хотели записать.

Вы выходите на новый уровень мышления, где мозг не руководит вами, где нет цензоров которые ставят на идее клеймо «неудачная» – только если пишете со скоростью мысли.

4. Пишите непрерывно

Если вы в течение 5-20 минут пишете без остановки (и, соответственно, правок текста), то ваш внутренний редактор «понимает», что ему пора на отдых. Он не будет вмешиваться в процесс создания текстов, вычеркивая сленговые слова, неправильные формулировки, некорректные мысли, которые вы вряд ли бы озвучили на совещании или в кругу друзей. В итоге вы успеваете записать тысячу плохих идей, десяток невероятных и одну неповторимую мысль. Да, она еще не точная, но уже зафиксированная! И позже вы запросто сумеете развить хорошую мысль в нужном вам направлении.

Вы заметите пропажу редактора – это момент прозрения, щелчка в голове, освобождения вашего мышления, ухода от напряжения в руках.

5. Вам нужен таймер

Писать непрерывно и быстро – достаточно сложно. Чтобы «вывалить» все свои мысли без длительных подготовок поставьте себе жесткие временные рамки. Вам пригодится таймер, беззвучно отсчитывающий время и напоминающий о финише громким сигналом. Зная, что в нужный момент раздастся звонок, вы сможете сосредоточиться, будете работать быстрее и четче формулировать свои мысли. Один сеанс фриратийнга может длиться от 5 до 20 минут, в зависимости от вашего желания. Чем дольше сеанс, тем быстрее вы «дрессируете» мозг на креатив и разрыв шаблонов. Марк Леви на своих мастер-классах заставляет писать в течение часа.

6. Хьюстон, у нас проблемы!

Если вы зашли в тупик, не знаете, о чем дальше писать, просто лепечите, повторяйте слова и буквы, записывайте бессмысленные фразы, которые приходят вам в голову. Пока вы нагружаете руку, сохраняя скорость и непрерывность письма, мозг ищет варианты, перелопачивает массу слоев вашей памяти, подымая к поверхности хорошую идею.

Выйти из мыслительного тупика помогут вопросы-переключатели внимания:

Как я могу выразить эту мысль иначе?
Почему я застрял в этой точке?
Как можно подтвердить мою правоту или опровергнуть ее?
С какими аналогичными проблемами я сталкивался раньше?
Какое самое оптимистичное решение?
Почему я занимаюсь этим проектом?
Какие слабые стороны у проекта?
Какой информации мне не хватает для принятия блестящего решения?
Как бы я описал свою проблему первому встречному, отцу, другу?

7. Развивайте ситуацию

Представьте, вы импровизируете в паре с другом, и ваша задача – поддерживать диалог в течение определенного времени. Это означает, что любую вашу фразу и/или вопрос партнер должен подхватить. Нельзя загонять «сценку» в тупик, т.е использовать фразы, после которых-то и сказать нечего. Гораздо важнее соглашаться с тем, что вы сказали (пусть это и не слишком логично выглядит), а затем новым предложением расширить предыдущее, рождая пространство для дальнейшей беседы.

Практикуя фрирайтинг, берите одну конкретную мысль и развивайте ее в нескольких направлениях. Например, вы – маркетолог, менеджер по продажам и покупатель товара, и вы озадачены вопросом: «Почему товар А лучше товара Б?». Если уверены, что как маркетолог вы сказали все, что могли, разработайте внутренний диалог по второму и третьему направлению. Вы найдете хорошее решение и нужную вам аргументацию.

Еще можно представить, что вы беседуете с гуру. Тут сложность в том, чтобы почувствовать виртуального собеседника. Бесполезно болтать с Линкольном или Кийосаки, если вы не представляете его внешность, привычки, обороты речи.

Разговоры на бумаге помогут вам обосновать, почему, к примеру, нужно повысить вам зарплату, купить машину вместо холодильника, найти ответы на всевозможные возражения.

8. Факт is all you need

Факт сложно исковеркать. Поэтому в поисках крутой идеи не старайтесь придумать сразу что-то невероятное и жутко полезное человечеству. Для начала соберите в одном тексте все очевидные факты, которые касаются сути фрирайтингового сеанса – одной темы/вопроса/задачи.

Зная, какую задачу надо решить, записывайте все факты, лежащие прямо перед вами. Набросайте текст, где факт цепляется за другой факт, рождая третий факт. Поразмышляйте языком фактов, какова ваша идея, что есть уже сейчас для ее реализации, чего не хватает, что мешает ей, чего в избытке, где найти ресурсы для нее и т.д. Само по себе изложение фактов не пугает ожиданиями, наоборот, успокаивает, – и в итоге вы находите решение! Неочевидное и правильное.

9. Подмена концепций

Если бы вас попросили придумать алгоритм для какой-нибудь компьютерной программы, вы сошли бы с ума, потому что не владеете темой и далеки от математики и программирования. Но если попросить вас придумать фокус с картами? Вы легко предложите последовательность действий со всеми «если да, то…» и «если нет, то…». И специалисты легко напишут программу по вашему алгоритму. Вместо того, чтобы разочароваться в себе, вы заменили одну сложную концепцию другой, более понятной вам, и решили задачу.

Чтобы использовать метод подмен концепций, ищите ответы в других сферах, задавайте себе вопросы (без конкретики, цифр): какую проблему я хочу решить? кому приходилось уже решать подобную задачу? как разрешился это вопрос? как чужое решение можно использовать в моей ситуации?. Кстати, этот прием хорошо работает не только в рамках фрирайтинга, но и при брейнштормах.

10. Соврите!

Если вы не знаете, как поступить в конкретной ситуации, – солгите. Просто представьте, как вы решили бы этот вопрос, если бы один час вашего времени стоил $1000 долларов (а на самом деле $50). Что бы изменилось в подходах вашей работы, в качестве, в отношениях с партнерами и клиентами, если бы вы поставили такую планку? Смешные и увлекательные выдуманные сценарии расчищают путь для свежей мысли там, где раньше стояли блоки из ограничений реальности. Поэтому меняйте форму и вид предмета, сроки годности, внешность человека, переврите приоритеты и посмотрите, как небольшое искажение правды может изменить ваше отношение к ситуации.

11. Будьте точны

Чтобы научить мозг думать в непривычном для него манере, нужно регулярно его тренировать. Постоянно конкретизируйте то, что вы написали, задавая уточняющие себе вопросы: как именно я попал в тупик? как именно я могу это сделать? что именно я имею ввиду? как можно ускорить процесс? кого и что подключить?

12. Выбирайте, кому говорить

Представьте, что у вас есть друг хирург, библиотекарь, хиппи и вахтер. Каждый из них поймет вас, только если вы описываете проблему с его точки зрения. Вахтер не разберется в сложных медицинских терминах, а хиппи протянет «Ну, ты напряяяжный!», услышав нудные лекции на тему закона. Ищите подходы к каждому, пытаясь разъяснить свою проблему или идею. Объясняя что-то другому человеку, некоторые вещи становятся понятными и для нас самих.

13. Вижу красное!

Если я пообещаю вам $10 за каждый предмет красного цвета, который вы увидите в своей комнате – вы мигом найдете целый десяток! А еще час назад, когда вы не были сосредоточены на теме, вы не назвали бы и пары. На чем концентрируетесь, то и замечаете. Процесс фрирайтинга помогает вам в этом. Попробуйте, например, описать все минусы вашего товара, хобби, ситуации с точки зрения детей или же ищите ассоциативные связи с формой яблока у предметов в вашей комнате. Главное – придумайте, по какому признаку вы объединяете элементы или с какой точки зрения смотрите на проблему. Вы удивитесь, как много вы не замечали раньше!

Тренируйтесь, пишите, развивайте навык нестандартного решения. Любую сложную проблему можно решить легко. Напишите об этом сами!

 

Возможно, будет полезно почитать: