Телесно-ориентированная психотерапия - психосоматика - телеска. Телесная психотерапия

Свобода, грация, красота, здоровое тело, здоровый разум. Или, боль, дискомфорт, скованность, напряжение…

— Что выбирает ваше тело?

— Первый вариант! Какие могут быть вопросы?

Так почему же тогда, глядя в зеркало, мы восклицаем подобно О. Мандельштаму, — "Дано мне тело — что мне делать с ним, таким единым и таким моим? "

На протяжении жизни наши невысказанные желания и сдержанные эмоции блокируются в теле. Чувства подавляются.

Так формируется "мышечный панцырь ". Сбросив его, человек оставляет позади чувство вины, запреты, связанные с жизнью в этом мире, тревоги, — он выходит "за пределы этого мира ". Высвобождение чувств оживляет, сердце раскрывается, словно цветочный бутон, где-то внутри ощущается тепло, — и вам говорят, что с вами рядом светло. У вас появляется новое, неведанное до сих пор чувство внутреннего благополучия, при том, что внешние обстоятельства могут оставаться прежними. Появляется эмоциональная гибкость. Тело становится расслабленным и одновременно сильным. Эти изменения приятно удивляют. Вы прислушиваетесь к нему и вам хорошо со своим телом.

Человек не существует отдельно от своего тела. Тело выражает то, что он чувствует, как относится к жизни.

Вернуться обратно к своему телу и наслаждаться им человеку помогает телесно-ориентированная терапия — направление психотерапии, включающее в себя техники, объединённые общим взглядом на телесные (физиологические) функции (дыхание, движение, статическое напряжение тела и др.), как неотъемлемую часть целостной личности. Тело всегда подскажет, где разлад. Телесно-ориентированная психотерапия это новый путь восприятия проблем.

Основоположник телесной психотерапии Вильгельм Райх делал акцент на полном и глубоком дыхании и способности отдаваться спонтанным и непроизвольным движениям тела. Дыхание, движение, чувственность и самовыражение это важные функции нашего тела.

"Человек, который не дышит глубоко, уменьшает жизнь своего тела. Если он не двигается свободно, он ограничивает жизнь своего тела. Если он не чувствует полно, он сужает жизнь своего тела. И если его самовыражение сокращено, он лимитирует жизнь своего тела ", — пишет Александр Лоуэн , представитель телесно-ориентированной терапии и основатель биоэнергетического анализа. Человек холит и лелеет своё тело, но при этом, предаёт его, причём делает это изо дня в день, месяцами, годами. И все трудности человека исходят из этого предательства своего тела, считает Лоуэн.

При активном дыхании поток энергии увеличивается. Когда человек заряжается энергией, его голос становится более звучным, ярким, лицо сияет, в буквальном смысле слова. Телесная психотерапия работает с ощущениями, чувствами, процессами, импульсами. Вас не будут лечить, вам лишь помогут познакомиться со своими телесными привычками, помогут увидеть их первопричину, ограничивающие убеждения, которых человек придерживается бессознательно. И далее, изменяя привычные движения, можно сформировать новые здоровые.

В телесно-ориентированной психотерапии особую роль играют прикасания , как первичная форма контакта. Человек телом помнит, как мама держала его на руках и прижимала к себе; тело замирало, наступало ощущение благости, теплоты. Но, прикосновения важны не только для малыша. Взрослому человеку прикосновения также нужны для эмоционального здоровья. В телесной терапии физический контакт между терапевтом и пациентом налагает большую ответственность на терапевта. Уважение терапевтических отношений это необходимая вещь.

Тело является продолжением психики и, работая с телом, с заключёнными в нём переживаниями, можно исцелить душу, можно научиться получать удовольствие от происходящего в жизни. Упражнения , предлагаемые телесным терапевтом , помогают заново пережить напряжение, которое вызвало образование мышечной брони и высвободить его.

"В теле — комфорт, в голове — чисто, светло, в сердце — любовь к людям… Кажется, что родилась заново ", — это один из отзывов человека, прошедшего телесно-ориентированную психотерапию.

Тело — это своеобразная книга, и человек сам является писателем своей жизни . Осознав свои телесные привычки, где бы вы ни находились сейчас, вернитесь к своему телу, осознайте свои истинные желания и ощущения и начните переписывать главы своей жизни.

Телесная психология. Упражнения телесной терапии

Еще в древности человек начал искать источники силы и энергии, которые определяют его здоровье, успешность и самочувствие, способность достигать свои цели и находить выход из сложных ситуаций. Человек начинал искать способы управлять своей силой, своим состоянием, своей энергетикой. Это привело к появлению традиционных систем саморегуляции, таких как йога, даосская алхимия, тайцзи-цюань, шаманские практики. Изначально эти знания развивались в рамках своих культур и игнорировались европейской наукой, но уже с начала XX века европейцы в своих научных исканиях начинают все больше тянуться к ним. Как результат, появилась телесно-ориентированная психотерапия, опирающаяся как на классические психологические принципы, так и на древние практики управления телом и энергетикой.

Телесная психология позволяет отследить зажимы, которые скапливаются в теле, и упражнения телесной терапии изначально заточены на быстрое снятие телесных зажимов и блоков.

Истоки телесной психологии

Впрочем, научности ради начать мы должны с другого. Телесная психология возникла в начале ХХ века, в рамках, как ни парадоксально, психоанализа. Практически тут же от него отделившись и сформировав свое, диаметрально противоположное направление. Ученик Зигмунда Фрейда Вильгельм Райх заметил, что, лежа на кушетке во время сеанса психотерапии, клиент всегда сопровождает эмоции определенными телесными проявлениями. Потому тело пациента зачастую может рассказать значительно больше о его проблемах, чем слова. Тело запечатлевает все наши переживания и чувства, знаковые события и жизненный опыт. Тело может сказать даже то, о чем сознание пока не догадывается.

Сегодня телесно-ориентированная психотерапия является одним из основных направлений современной психологической практики. Это способ исцелять душу через работу с телом, работать с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека. Кстати, именно в рамках телесно-ориентированного подхода научный мир «вспомнил» про древние энаргетические практики и системы саморегуляции. Все, что происходит в душе человека, оставляет отпечаток в его теле, все, что происходит в психике, влияет на энергетику. Здоровая энергетика определяет физическое здоровье, физическое здоровье создает условия для психического благополучия, которое, в свою очередь, обеспечивает здоровую энергетику.

В научный оборот понятие биоэнергетики ввел А. Лоуэн, основатель биоэнергетического анализа и один из классиков телесно-ориентированной терапии, показав, что управление энергетическим потенциалом активизирует внутренние ресурсы личности, что способствует самопознанию, самовыражению, самореализации. Это дало толчок развитию всевозможных энергетических школ и направлений, многие из которых вышли за рамки не только телесно-ориентированной терапии, но и вообще какой-либо научности.

Телесная психология: общие принципы

Постулат телесной психологии предельно прост: работая с сознанием, мы можем воздействовать на тело, а воздействуя на тело, работать с сознанием. Это перекликается с одним из базовых постулатов НЛП: сознание и тело – элементы одной системы. При чем же здесь бессознательное? – спросите вы. Элементарно – воздействие на сознание через тело осуществляется в обход самого сознания. То есть, ресурсами бессознательного.

Потому методы работы с проблемой в телесно-ориентированной терапии самой проблемы, как правило, практически не касаются. Работа идет с телесным проявлением данной проблемы. Например, при страхе или раздражительности происходит перенапряжение определенных групп мышц, что приводит к зажимам. Через расслабление этих зажимов происходит проработка вызвавшей их проблемы. Оставив в стороне вопросы выявления глубинных проблем и методов их решения как более подходящие для курсов подготовки практикующих специалистов-телесников, остановимся на том, как это может использовать простой человек в повседневной жизни.

Исходя из того, что любое неосознанное напряжение – проявление какой-либо проблемы или душевного дисбаланса, возьмем на вооружение простую установку: чем более тело расслаблено, тем в более гармоничном состоянии находится человек, и тем больше ресурсов ему доступно для решения повседневных задач. И тем здоровее становится организм за счет проработки психосоматических причин заболеваний. Из этого следует, что расслаблять нужно все, что можно расслабить.

Кто-то возразит: но ведь напряжение мышц обеспечивает определенную защищенность и связано с безопасностью! И это будет одним из очень распространенных заблуждений. Напряжение мышц может создавать только чувство… даже не безопасности, а некой готовности к опасности. То есть – напряжение в ожидании угрозы. Как известно, длительное нахождение в напряженном состоянии неизбежно ведет к стрессам и нарушениям работы нервной системы, а также «перегоранию» организма. Тот ли это результат, которого мы ожидали? Напротив, расслабленная мышца всегда быстрей напряженной, потому во многих системах рукопашного боя учатся не столько напрягать, сколько правильно расслаблять мышцы. Это же, кстати, способствует увеличению двигательного диапазона, оптимизации расходов сил и энергии и минимализации телесных повреждений. Простой пример: что больше пострадает от удара топором – деревянная доска или ткань, подброшенная в воздух? И главное – расслабленное тело свидетельствует о том, что человек может себе позволить быть расслабленным (а значит – уверен в своих силах), что обеспечивает глубинное чувство защищенности.

Кто-то скажет, что он итак всегда расслаблен. Это также распространенное заблуждение – в человеческом теле всегда хватает зажимов, и тотальное расслабление можно приравнивать к тотальному просветлению. Совершенно естественно, что в «нормальном» состоянии человек не воспринимает своего напряжения и, зачастую, не представляет, как может быть по-другому. Более того, существует такое понятие, как «социальное тело» – совокупность телесных зажимов, которые мы должны «одевать», находясь в социуме, которые формируют нашу адекватность, управляемость и соответствие ролевым стереотипам в тех или иных ситуациях. Потому расслабление – это искусство, осваивают которое постепенно. И чем больше осваивают, тем больше зажимов в себе замечают.

Что способствует расслаблению? Простейшие медитативные техники, способствующие торможению психики, что влечет общее расслабление организма. Способствует, как это ни банально, общее умиротворение, бесконфликтное поведение, доброжелательность, умение сохранять позитивный эмоциональный настрой. Кстати, все эти навыки прекрасно тренируются и развиваются. Эффективны такие народные методы релаксации, как массаж и баня, особенно в комплексе с оптимальным психологическим настроем. Большое значение имеет телесный контакт с другим человеком, на чем строятся многие упражнения телесной терапии. И самое главное – необходимо чувствовать свое тело и отслеживать изменения, которые в нем происходят.

Упражнения телесной терапии

Активная мышечная релаксация

Идея очень проста: чтобы максимально расслабить мышцу, нужно максимально ее напрячь. А чтобы равномерно расслабить все тело, нужно дать для него равномерную нагрузку. Для этого мы последовательно напрягаем все части тела: лицо, шею, плечи, руки, пресс, бедра, голени и стопы. Для каждой части тела мы стараемся создать максимальное напряжение и удерживать его 10-20 секунд, а затем фиксируем внимание на расслаблении.

Сбрасывание зажимов

Для начала – обратите внимание на те процессы, которые происходят в теле. На те очаги напряжения, которые в нем есть. И… постарайтесь найти ту позу, которое будет наиболее комфортно. Для этого достаточно прислушаться к своему телу: какое положение оно хотело бы принять? И затем можно позволить себе расслабиться. Еще глубже. И, охватывая все тело внутренним взором, можно заметить, как очаги напряжения постепенно таят, а внутреннее пространство становится все более расслабленным и лекгим.

Образное дыхание

Эта практика позволяет совместить эффект медитативного транса и направленную работу с телом. Для начала закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании. Вы заметите, как можно почувствовать легкую прохладу на вдохе и легкое тепло на выдохе. И пусть в мире не будет ничего кроме вдохов и выдохов. Затем можно представить, что вы дышите через середину груди, продолжая ощущать прохладу вдоха и тепло выдоха. Затем дышим через солнечное сплетение, низ живота, ладони и стопы (можно добавить макушку, но осторожно – не увлекайтесь), а затем – через поверхность всего тела. Для каждой части тела делаем 10-15 вдохов и выдохов.

Развитие телесной осознанности

  • В течение 5 минут, без перерыва, проговаривайте (вслух!) все, что происходит в вашем теле.
  • Позвольте себе в течение нескольких минут не иметь никаких целей . Позвольте телу делать все, что оно действительно хочет делать, и позвольте ему делать это. Просто будьте наблюдателем и разрешите телу найти тот способ самопроявления, который актуален здесь и сейчас .
  • И затем, оставаясь в этом состоянии, позвольте телу найти ту позу, в которой ему будет по-настоящему комфортно в данный момент времени.
  • И, оставаясь в этой позе, пройдите внутренним взором все тело: обратите внимание, в каком тонусе находится каждая часть тела, что происходит в вашем внутреннем пространстве. Отследите зажимы, которые есть в вашем теле, и позвольте им расслабиться.

Алексей Недозрелов

Телесно-ориентированная психотерапия – это способ терапии души, который существует столько, сколько живет человечество. Её техники развивались параллельно в восточном и западном направлениях, поскольку веками в восточных течениях имела место другая культура тела и телесности вообще. Теперь же разные подходы встречаются в современной психологической телесно-ориентированной практике. Методы этого направления легко накладываются на другие способы психологической работы. Более того, очень часто, используя именно телесно-ориентированный подход, мы можем поднять из бессознательного те глубинные содержания, которые блокируются при работе другими методами.

Наконец в нашей культуре стало более принято обращать внимание на переживания собственного тела, и не тогда лишь, когда оно болеет. К телу стали относиться уважительнее, однако все равно часто доминанта смещена в сторону головы, телу остается меньше внимания. Это хорошо видно в статистике рисуночного теста, когда предлагается нарисовать человека, и места для тела у многих на листе не хватает. Потому так распространены горловые проблемы, ведь горло соединяет голову с телом.

В европейской традиции историю телесного подхода тяжело отследить, в психологии ее принято начинать с Вильгельма Райха. Несмотря на частую его критику, он ввел все те понятия, которыми пользуются телесно-ориентированные терапевты и по сей день. Выросла современная европейская телесная психотерапия под сильным влиянием , потому ее можно рассматривать как метод работы с той же проблемой, но через иной вход.

Телесное направление позволяет психологу работать с клиентом, которую тяжело осознать и вербализовать свою проблему. Он бы и готов объяснить, отчего ему плохо, но ему буквально не хватает слов. Другая крайность – когда клиент чрезмерно говорлив и даже использует речь для ухода от проблемы. Телесно-ориентированная психотерапия позволит лишить его привычного защиты, прикрывания психологической проблемы.

Методы телесно-ориентированной психотерапии

Тело не лжет, раскрывая саму суть душевных переживаний. Сложно и скрывать свое сопротивление в теле – его можно даже зафиксировать. Можно отрицать свою тревогу, но нельзя скрыть дрожь в руках или скованность всего тела. А поскольку работа с сопротивлением при решении психологической проблемы зачастую занимает большую часть времени, то объективный, материалистичный телесный подход оказывается очень эффективным.

Абсолютно все переживания человека кодируются в теле. И те, которые мы не можем раскодировать через речь, возможно, раскрыть через тело. Объем невербальной информации, сигнализирующей о состоянии человека, просто огромен, и нужно лишь научиться работать с ним. В голове проявляются проблемы сверхконтроля, в руках, плечах – сложности контактов с людьми, в тазу находят отражение интимные проблемы, ноги же несут нам информацию о сложностях опоры человека, его уверенности и движения по жизни.

Телесно-ориентированная терапия построена на попытке обращения к животному телу человека, к тому, что в нас природосообразно, естественно и содержит уйму полезной информации. Однако наше социальное тело часто вступает конфликт с инстинктивными стремлениями, табуирует их и порождает множество психологических проблем. Мы часто плохо слышим свое тело и не умеем налаживать взаимодействие с ним.

Телесно ориентированная психотерапия Райха основана на изученных психологических защитах и их проявлении в теле – так называемом мышечном панцире. Это понятие было введено Райхом для обозначения зажатых мышц и стесненного дыхания, которые образовывают будто броню, физическое проявление различных способов психологических защит, рассматриваемых психоанализом. Метод Райха заключался в модификации состояния тела, а также воздействии на зажатую область. Для каждой отдельной группы мышц он разрабатывал техники, позволяющие снизить напряжение и высвободить зажатые эмоции. Техники были направлены на то, чтобы сломать мышечный панцирь, для этого к клиенту прикасались сдавливая или щипая. Удовольствие Райх видел как естественное течение энергии из центра тела вовне, а тревожность – смещение этого движения на самого человека внутрь.

Александр Лоуэн модифицировал терапию Райха и создал собственной направление – , широко известную под этим названием и сегодня. Телесно ориентированная психотерапия Лоуэна рассматривает тело как биоэлектрический океан с непрекращающимся химико-энергетическим обменом. Целью терапии также является эмоциональное высвобождение, раскрепощение человека. Лоуэн применял райхианскую дыхательную технику, а также ввел в работу различные напряженные положения тела для наполнения энергией заблокированных участков. В разработанных им позах давление на мышцы постоянно и настолько увеличивается, что человек вынужден в итоге расслабить их, не в силах справляться более с непомерной нагрузкой. С целью принятия собственного тела в методике использовалось наблюдение его обнаженным перед зеркалом или же перед другими участниками тренинга, которые давали после свои комментарии. Описание тела позволяло составить образ мышечного панциря, характерного конкретному человеку, и идущих из него проблем.

Метод следующего известного психотерапевта, Моше Фельденкрайза, рассматривает конфликт между социальной маской и природным чувством удовлетворения, побуждениями. Если человек сливается со своей социальной маской – он словно теряет себя, метод же Фельденкрайза позволяет сформировать новые, более гармоничные привычки, которые сгладят это конфликтное напряжение и дадут возможность проявиться внутренним содержаниям. Фельденкрайз рассматривал деформированные шаблоны мышечных актов, которые с их укреплением приобретают все большую застойность и действуют вне . Он уделял большое внимание свободе движений в простых действиях, клиенту было рекомендовано самостоятельно искать лучшее положение для своего тела, соответствующее его индивидуальной анатомии.

Матиас Александер также исследовал телесные привычки, позы, осанку с целью поиска более гармоничных и естественных положений. Он считал наиболее правильным максимальное распрямление, вытяжение позвоночника вверх. В терапии Александера также используются надавливания, следующие от головы и дальше вниз, вследствие которых клиент все больше расслабляется, при этом старается выпрямляться. Результатом является ощущение освобождения и легкости. Метод этот используется часто публичными людьми, танцорами, певцами, поскольку сам Александер изобрел эту технику, потеряв голос, а благодаря найденному решению смог вновь вернуться к сцене. Также он эффективен для терапии в случаях травм, увечий, ряда хронических болезней.

Телесно-ориентированная психотерапия – упражнения

Для любой работы с телом первично важно прочувствовать его и заземлиться. Станьте прямо, выпрямив ноги, вытянув вверх макушку и немного даже выдвинув вперед грудь. Почувствуйте, как из ног вся энергия идет наверх, это состояние приподнятости и даже некоторой подвешенности. Сделайте вдох, затем, присогнув колени, расслабив таз, выдох. Представьте, будто вы сейчас сядете в мягкое кресло, как будто вы корнями прорастаете в землю. Осмотритесь, вы почувствуете себя больше присутствующим, словно даже начнете чувствовать воздух кожей. Это самое простое упражнение, чтобы заземлиться и начать более глубокую работу с чем угодно, касается ли это эмоциональных переживаний или дальнейшей работы с телом.

Следующее упражнение посвящено распусканию зажима в области рта – челюстного зажима. Мы часто сжимаем челюсти в момент физического напряжения или необходимости быть стойким, добиться цели. Также если нам что-то не нравится, но нет возможности это высказать – мы снова сжимаем челюсть. Иногда челюсть сжимается настолько сильно, что нарушается кровообращение в этой области. Для выполнения этого упражнения вы можете сидеть или же стоять. Подложите под подбородок ладонь вверх тыльной стороной и теперь старайтесь на вдохе, открыв рот, опустить челюсть вниз, рука же должна препятствовать этому движению. На выдохе челюсть расслабляется и снова смыкается. После нескольких таких движений вы почувствуете место смыкания челюстей, можете помассировать его, расслабив мышцы. В результате вы ощутите тепло, вам станет легче произносить слова и, возможно, даже дышать.

Примером телесного блока могут быть поджатые наверх плечи. Если еще несколько усилить этот зажим – получится, что шея буквально прячется в плечи, какие подобно панцирю черепахи защищают ее от возможного удара или толчка сзади. Когда человек уже свыкся с таким положением плечей – это означает, что в его жизни было много стрессовых ситуаций, когда ему приходилось внутренне сжиматься. Простейшее упражнение здесь – попытаться будто сбросить что-то с плеча. Для усиления образа можно представить, как на плече находится чья-то рука, и нам не хочется, чтобы она там находилась. Стряхивайте ее с плеча и делайте это уверенно.

Еще одно упражнение с той же целью освобождения плеч – отталкивание. Выставьте вперед руки, словно пытаясь оттолкнуть от себя неприятного человека. Также возможна вариация, когда вы толкаетесь назад локтями. Вы можете даже помогать себе отстраняться словами, проговаривая отказ от контакта.

В упражнениях с присутствием другого человека, что практикует и телесно ориентированная психотерапия Райха, и телесно ориентированная психотерапия Лоуэна, он может при вашем положении лежа на спине, находясь за головой у вас, помассировать вам лоб, затем область шеи за головой. Лучше, если действие выполняет профессиональный терапевт. Выполняйте покачивания тела в такт массирующим движениям. Дальше – переход к мышцам шеи, массирование сухожилий, места, где мышцы крепятся к черепу, мягкое натягивание мышцы. Снова нужно потянуть шею и даже немного волосы, если длина позволяет.

В любой момент, если напряжение присутствует, снова можно вернуться к области лба, поразминать, плотно соприкасаясь руками с головой. Необходима опора и отсутствие резких движений. В волосяной части головы также нужно выполнить разминающие движения, размять скальп. Это можно делать в разных направлениях любыми движениями, пальцами и костяшками. С каждым новым толчком можно менять расположение пальцев. Захватив складку надбровных дуг, можно потянуть ее в стороны и сомкнуть обратно.

Поработав с лобным зажимом, осуществляется переход к мимическим мышцам. Симметрично установив пальцы по сторонам от носа, их нужно медленно разводить в стороны к ушам. По носогубной складке смещаемся вниз, натягивая мышцу. Прорабатываем челюстные мышцы, местам напряжения уделяем особое внимание. Снимаем напряжение с кости челюсти, ставим руки по сторонам от центра подбородка и медленно разводим их снова к ушам. Чем медленнее движение – тем оно глубже. Работая с мимическими мышцами – мы работаем с застрявшими в них эмоциями.

Далее работа смещается к шее, и плечам. Если в шее используются аналогичные разминающие приемы, то в плечах допустима опора и сильное нажатие с целью распрямить их. Нажатие выполняется покачивающимися движениями, затем переходящими на руки. Взяв руку, которая должна быть полностью расслаблена, нужно выполнить раскачивание, взять за запястье и потянуть, затем отпустить и повторить от раскачивания цикл снова. Затем следует разминание кисти, какую, словно пластилин, нужно повытягивать мягкими частями ладоней, а также пройтись разминающими движениями по каждому пальцу, словно стягивая напряжение. Можно использовать и перекручивающие движения. Завершить нужно все успокаивающим покачиванием.

Техники телесно-ориентированной психотерапии

Тело, как самый большой наш ресурс, содержит записанную в себе всю информацию. Подобно кольцам на дереве в нем хранится история нашей жизни о тех сложных и эмоционально-насыщенных ситуациях, что остаются как зарубки на нем, проявляясь в болевых ощущениях и дискомфортных мышечных зажимах. Работа с телом дает возможность попасть в глубину, суть, в те ядерные переживания, какие могут сохраняться как результаты конфликтов в отношениях, на работе, внутренних конфликтов, страхов, бессонницы, эмоционального напряжения, какое невозможно сдержать, вплоть до панических атак.

В любой ситуации тело включено, потому оно принимает на себя абсолютно все проходящие через жизнь человека стрессы. В момент напряжения, волнения меняется дыхание, вслед за которым изменяется состав крови, гормональный фон, что на уровне физиологии готовит человека к действию. Если же гештальт не закрылся – это состояние затем откладывается в мышцах.

Для терапии негативных состояний в телесно-ориентированном подходе используют различные техники, начиная от уже описанного заземления. Затем часто используется центрирование, когда клиент располагается лежа в позе звезды, а терапевт стягивающими движениями массирует его голову, руки и ноги, с каждой части снимая лишнее напряжение. Если первая техника может выполняться самостоятельно и подходит для применения даже вне терапии, то вторая требует присутствия терапевта.

Отдельного внимания заслуживают распространенные дыхательные техники, которые в разнообразных вариантах известны еще из древних духовных практик. С помощью отслеживания естественного способа дыхания человека можно диагностировать его психологические проблемы. Затем через изменение ритма и глубины дыхания достигается новое состояние сознания. В поверхностной форме это может быть обычное расслабление или поднятие тонуса, что применимо и в бытовом использовании, когда человек сам хочет успокоиться или настроиться, наоборот, на работу. В терапевтической же работе дыхательные техники могут использоваться намного более активно, даже в некоторых случаях для погружения человека в транс. Конечно, это требует руководства квалифицированного терапевта.

Работа с телом направлена на обращение к внутренним ресурсам, развитие ощущения данного мгновения жизни, полное присутствие и высвобождение перекрытой, зажатой энергии. Все это – обязательные компоненты полноценной, радостной жизни.

Те или иные формы воздействия через тело на психику, кото­рые условно можно отнести к телесной терапии, существуют с не­запамятных времен. Вспомните пословицу «В здоровом теле -здоровый дух!» Аналогичные высказывания существуют в фольк­лоре и литературе разных народов, поэтому вряд ли кто будет ос­паривать их.

Однако, признавая единство психического и физического в че­ловеке, мы в сфере современной психотерапии чаще встречаемся лишь с однонаправленным воздействием через психику на сома-тику. Это, безусловно, важный путь, эффективно применяющийся для профилактики и лечения многих психосоматических рас­стройств и заболеваний. Однако обратный путь (воздействие че­рез соматику на психику) используется далеко не так широко и эффективно, как хотелось бы.

В какой-то мере мы сталкиваемся с этим в различных техни­ках психорегуляции, психофизических тренировок, аутотренин­га. Эти методы мы находим в сокровищницах древнетибетской медицины, системе йогов, аюрведе и пр. Происходит комплекс­ное взаимодействие: сочетание физических упражнений, специ­альных поз и типов дыхания с определенной духовно-психической работой и направленностью внимания на различ­ные внутренние и внешние объекты.

Иоганнес Шульц в своем аутотренинге применяет, говоря тер­минами И.П.Павлова, эффект условно-рефлекторного воздейст­вия слова с актуализацией мышечных ощущений (расслабления, тепла, тяжести и т.п.).

Наиболее активно путь воздействия через соматику на регуля­цию психических состояний прослеживается в прогрессивной (правильнее, хотя и реже встречается, - «прогрессирующей») мы­шечной релаксацией по Э.Джекобсону (в переводах с английско­го; он же Якобсон в переводах с немецкого). Джекобсону удалось выявить закономерности напряжения и расслабления отдельных мышечных групп и сегментов в строгом соответствии с опреде­ленными психическими состояниями. Поэтому по механизму об­ратной связи он решил (и многолетний опыт показывает правильность этого решения) целенаправленно корректировать психиче­ские состояния клиента локальным напряжением и расслаблением конкретных мышц.

Существует еще несколько более или менее удачных модифи­каций этого подхода с помощью добавления элементов лечебной физкультуры, различных видов массажа и т.п. Однако официаль­но родоначальником того психотерапевтического направления, которое получило распространение под названием телесная тера­пия, по праву считается Вильгельм Райх (1897-1957).

Ключевыми понятиями телесной терапии В. Райха явились «оргонная энергия» и «мышечный панцирь», который мешает вы­свобождению этой энергии.

В. Райх, считавшийся (и считавший себя) учеником Фрейда, пришел к заключению, что лечение от неврозов и решение многих психологических проблем клиентов могут происходить значи­тельно быстрее и без такого глубокого проникновения в психику, как это делается в классическом психоанализе. Райх считал, что для этого достаточно снять с человека мышечный панцирь неаде­кватного напряжения и тем самым освободить связанную им энергию, которая пока находится под «панцирем» и не имеет пря­мого выхода, ведет разрушительную работу в виде образования и усугубления неврозов и других психологических проблем. Более четкое (и широкое) осознание человеком телесных ощущений уже дает терапевтический эффект, снимающий многие невротические состояния и проблемы.

Райх выделял следующие основные области возникновения мы­шечного панциря: это (по нисходящей) - области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. В соответствии с концепцией те­лесной терапии, так называемая оргонная энергия флюктуирует (перемещается) по телу параллельно позвоночнику то вниз, то вверх, а кольца мышечного панциря образуются перпендикулярно этому движению и мешают ему своими зажимами. Устранение этих зажимов, их расслабление способствует обретению человеком ком­форта и удовлетворения, в том числе и сексуального.

Райх предлагает следующие основные способы расслабления колец мышечного панциря:

С помощью глубокого дыхания, которое способствует акку­мулированию в теле оргонной энергии;

Расслабление хронических «зажимов» (колец мышечного пан­циря) с помощью физического воздействия, различных элементов массажа;

Совместный с клиентом анализ, помогающий ему осознать основные идеи телесной терапии применительно к его конкрет­ному случаю, то есть взаимосвязь беспокоящих его психических состояний с напряжением конкретных мышечных сегментов и не­обходимостью устранения этих зажимов.

Вот некоторые классические примеры применения техники устранения мышечного панциря.

Область глаз

Типичными признаками наличия мышечного панциря в облас­ти глаз считаются: неподвижность мышц лба и пустое (неживое) выражение глаз (как у ученика, который уставился в окно или да­же на преподавателя, а думает о своем).

Для устранения данного зажима клиента просят неоднократно включать мышцы лба и век посредством раскрывания глаз как можно шире, как будто вы хотите утрированно изобразить страх. Затем отрабатываются неоднократные и все более естественные и свободные движения глаз из стороны в сторону.

Область рта

Эта область мышечного панциря, который, в соответствии с пси­хоаналитической фрейдовской терминологией, Райх назвал ораль­ным сегментом, состоит из мышц подбородка, горла и затылка.

Признаком неадекватного (сигнализирующего об определен­ном неблагополучии) состояния данного сегмента являются мыш­цы челюсти (за которыми легче наблюдать). Они могут быть либо излишне напряжены, либо, напротив, слишком расслаблены. Оба признака говорят о неадекватности состояния мышечной области орального сектора.

Считается, что данная область мышечного панциря содержит в себе «закодированные» в неадекватном мышечном состоянии та­кие выражения эмоций, как гнев, крик, плач, кусания, сосания, гримасничанья и т.п.

Для освобождения от данного мышечного зажима или парадок­сального расслабления (а значит, и соответствующих им эмоций) применяются такие упражнения, как имитация плача, кусающих и даже рвотных движений, многократного произнесения звуков, за­ставляющих губы сильно напрягаться и расслабляться.

К этому добавляется и непосредственное физическое воздейст­вие на эти мышцы в виде разных элементов косметического мас­сажа, подавливания, пощипывания и растягивания.

Область шеи

В область шеи включаются глубокие мышцы шеи, а также язы­ка. Считается, что мышечный панцирь этой области как бы сдер­живает (содержит в себе в закодированном состоянии) такие эмо­циональные проявления, как плач, крик, гнев и т.п.

Так как физическое воздействие типа массажа на глубинные мышцы шеи практически невыполнимо, то в виде упражнений телесной терапии здесь применяется имитация рвотных движении, различные максимально естественные и спонтанные выкрики, сто­ны и другие обычно сдерживаемые эмоциональные выражения.

Согласно телесной терапии такие упражнения способствуют расслаблению мышц данного сегмента и соответственно устране­нию или значительному уменьшению тех эмоциональных состоя­ний, которые в них «закодированы».

Область груди

В эту область входят мышцы грудной клетки, плеч, лопаток, рук вплоть до кистей. Считается, что эта область мышечного пан­циря удерживает внешнее проявление, а значит, и разрядку таких эмоций, как страстность (хотя это слишком широкое понятие. -А. Р.), смех, гнев, печаль и др.

Так как одним из внешних признаков мышечного панциря в этой области и подавления соответствующих эмоций являются различные виды сдерживания дыхания, то и работа над снятием данного зажима начинается с дыхательных упражнений с акцен­том внимания на максимально полное расслабление мышц этого сегмента в момент полного выдоха.

Затем подключаются активные движения рук и кистей с имита­цией метких ударов, с заданием, не сдерживая своих эмоций, де­лать активные движения, как будто вы кого-то бьете, душите, что-то рвете на части.

Область диафрагмы

В эту область мышечного панциря входят мышцы диафрагмы, района солнечного сплетения, внутренние органы, а также мыш­цы нижних позвонков.

Считается, что характерным признаком наличия мышечного панциря в этой области (то есть - бессознательного защитного напряжения) является прогнутость позвоночника вперед, кото­рую отчетливо видно, когда клиент лежит на спине на кушетке и у него между спиной и кушеткой остается четко выраженный промежуток.

Другой признак наличия зажима в этой области - свидетельст­во клиента о том, что выдох дается труднее, чем вдох.

Райх утверждал, что мышечный панцирь в этой области удер­живает (и, соответственно, накапливает) проявление сильного гнева.

В качестве упражнений по устранению зажимов данного сег­мента сначала применяются различные вышеупомянутые виды целенаправленного расслабления, массажа и т.п. для освобожде­ния от панциря первых четырех основных областей локализации мышечного панциря: глаз, рта, шеи, груди.

И лишь после этого (сверху - вниз, а затем - вглубь) перейти к работе над панцирем, сдерживающим расслабление мышц диа­фрагмы и разрядку закодированных в этом панцире и неотреагированных эмоций.

Это осуществляется кропотливой и нередко длительной рабо­той над специальными дыхательными упражнениями и имитацией рвотного рефлекса. (Практика телесной терапии показывает, что клиенты с крепким мышечным панцирем в области диафрагмы в большинстве случаев не могут вызвать реальную рвоту, даже если это необходимо, например при отравлении.)

Область живота

В эту область, типичную для образования мышечного панциря, входят главным образом широкие мышцы живота и мышцы спи­ны. Считается, что панцирь (зажимы) поясничных мышц удержи­вает в себе (но отнюдь не устраняет) проявление страха. Причем не страха вообще, а страха нападения, как прямого физического, так и косвенного: психологического, посягательства на права, свободу личности, собственность и т.п.

(Разумеется, здесь, как и в обсуждении эмоций, сдерживаемых различными областями мышечных панцирей, Райх, как психоана­литик, имеет в виду главным образом неосознаваемые клиентом эмоции, хотя на мой взгляд возможны комбинации «частично осознанных - частично неосознанных». - А. Р .)

По мнению «телесных психотерапевтов», мышечный пан­цирь на боковых мышцах талии ассоциируется с подавлением злости, неприязни и... «боязнью щекотки». Практика показы­вает, что устранение зажимов в области мышц живота не зани­мает длительного времени при условии, если уже проведена работа по раскрепощению панциря (по направлению сверху вниз) во всех предыдущих областях накопления психомышеч­ных напряжений.

Область таза

Последняя из основных выделенных Райхом областей, типич­ных для образования мышечного панциря, это - область мышц таза. Обычно этот панцирь захватывает одновременно и мышцы нижних конечностей.

Показателем крепости мышечного панциря в этой области считается некоторое выпячивание таза назад, которое тем боль­ше, чем крепче мышечные зажимы.

В этих случаях, как правило, отмечается определенная болезнен­ность и напряженность ягодичных мышц. Говоря словами Райха, такой таз «ригиден (неподвержен естественной динамике вариаций мышечного тонуса. - А. Р .), «мертвый» и бессексуальный».

Считается что мышечный панцирь в области таза характеризу­ет (и в свою очередь усиливает) подавление тенденций к проявле­нию естественной, потребности в получении удовольствия и спон­танного выражения гнева.

Будучи хотя и непоследовательным, но безусловным по своей сути психоаналитиком-фрейдистом, Райх исходил из того, что мышечный панцирь всегда возникает от возбуждения или тре­вожности, вызванных подавлением стремлений к получению сек­суального удовольствия.

Из этого подхода вытекает, что освобождение от гнета невоз­можности удовлетворения этого основного (по Фрейду) инстинк­та может быть осуществлено целенаправленной разрядкой гнева и других сильных, но сдерживаемых эмоций именно в тазовой об­ласти путем полного расслабления закрепощенных мышц (или одновременно с этим).

Физически процедура такой разрядки выглядит довольно при­митивно, но, по утверждению практиков телесной терапии и их клиентов, часто приносит быстрый и необходимый эффект.

Это упражнение, направленное на полное расслабление тазо­вых мышц, заключается в том, что клиент, лежа на кушетке, неод­нократно предельно напрягает мышцы таза, а затем резко рас­слабляет их, яростно лягая ногами и ударяя тазом о кушетку.

«Телесные психотерапевты» и многие их клиенты утверждают, что по мере обретения навыков освобождения от ранее неосозна­ваемых телесных напряжений, а затем и полного освобождения от мышечной брони у людей не только возникает чувство внутренней раскрепощенности и свободы, но принципиально меняется жизне­ощущение, а соответственно с этим и весь их жизненный стиль.

Ранее закрепощенная энергия высвобождается для ее полезно­го или приятного применения, пробуждая дремавшие способно­сти и расширяя круг жизненных интересов. Люди перестают об­манывать себя на счет своих истинных чувств и эмоций и начина­ют жить реальной жизнью с ее глубокими и искренними естест­венными переживаниями и их проявлениями, что и является при­знаком их психического оздоровления.

Некоторые другие направления телесной терапии

Идеи и методы Райха, несмотря на их спорность (а во многом и благодаря его трудному скандально-демонстративному харак­теру), после многочисленных нападок, серьезной и несерьезной критики и осмеяния, породили целый ряд довольно интересных направлений развития. Это развитие продолжается и в настоя­щее время.

Среди наиболее известных современных (или по крайней мере «послерайховских») направлений телесной психотерапии можно отметить:

Биоэнергетическую телесную терапию Александра Лоуэна;

Метод Фельденкрайса;

Метод Александера;

Рольфинг (или структурную интеграцию);

Первичную терапию Артура Янова;

Терапию, ориентированную на «чувственное осознавание»;

Восточные методы телесной психотерапии.

Почти каждое из этих направлений и техник применяется не только в индивидуальном виде, но и в так называемой групповой телесной психотерапии, получающей все большую популярность.

В определенном смысле к методам телесной психотерапии могут быть отнесены и многие элементы хатха-йоги, тай-цзи-цуань, айкидо и других восточных практически ориентированных учений и школ.

Биоэнергетическая терапия Александра Лоуэна

Основные элементы этого вида терапии:

Различные типы дыхания (в основном - глубокого);

Специальные статические позы с общим и локальным напря­жением различных мышечных групп тела для определения и осо­знания мест зажимов энергетических потоков, а так же для после­дующего ослабления и снятия мышечного панциря;

Специально подобранные словесные формулы, которые после условно-рефлекторного закрепления могут существенно усили­вать эффект физического воздействия при расслаблении конкрет­ных мышечных групп и высвобождения энергии.

Метод Фельденкрайса

Сущность этого метода заключается в последовательном осоз­нании неэффективных физических привычек, определении неадек­ватно напрягаемых мышечных групп и избыточных статических или динамических усилий при стоянии, бытовых и профессио­нальных движениях.

Далее следуют упражнения по освобождению этих мышечных групп от статического хронического напряжения (мышечного пан­циря) и минимизации динамических усилий до уровня, необходи­мого для эффективной реализации нужных движений. (По существу это близко к идее активной релаксации (АР), хотя АР понимается, разумеется, значительно шире и комплекснее.) Этот метод позволя­ет модифицировать или сформировать лучшие «телесные привыч­ки» (позы и навыки), восстановить естественную свободу, коорди­нацию и красоту движений, расширить самоосознание и развить свои возможности, повысить уверенность в себе и самооценку.

Метод Александера

Этот метод тоже направлен на выявление недостаточно эффек­тивных привычных поз и их совершенствование, что помогает вос­становить и усовершенствовать естественную, наиболее экономич­ную и эффективную по затратам нервно-мышечную энергию.

В результате соответствующих упражнений у клиента появля­ется ощущение так называемой «кинестетической легкости» -свободы и ненапряженности, которая постепенно (путем упраж­нений и положительных закреплений каждого успеха) распро­страняется и на все его другие, бытовые и профессиональные, двигательные действия.

Рольфинг

Этот метод получил свое название от имени его автора - Иды Рольф. Она характеризует ее как структурную интеграцию.

С технической точки зрения основу этого метода составляет глубокий массаж, который осуществляется не только с помощью пальцев, но и суставов пальцев и даже локтей с целью максималь­но глубокой проработки мышц и суставов, которые, по мнению терапевта, нуждаются в коррекции («выпрямлении» и раскрепо­щении мышечных зажимов). Но эта часть, несмотря на важность и необходимую квалифицированность ее выполнения, играет, по И.Рольф, подсобную роль.

Через формирование «правильного» тела и осознание этой «правильности» клиентом у него формируется и «правильный» психологический образ себя самого, что помогает освобождению от комплексов, осознанию и раскрытию истинного собственного Я , высвобождению и наиболее эффективному использованию ра­нее закрепощенной энергии на пути самореализации.

Первичная терапия Артура Янова

Сущность метода состоит в «организации» переживания кли­ентом так называемой первичной боли, которая, по утверждению А. Янова, заложена в каждом человеке, главным образом, психо­травмами на этапе раннего детства (здесь он близок к З.Фрейду), но вытеснена настолько глубоко в подсознание, что не осознается «в чистом виде», а проявляет себя в виде различных неврозов, фрустраций и неадекватных поведенческих реакций.

Специалисты считают, что основными авторскими достиже­ниями А. Янова являются разработанные и усовершенствованные им и его последователями методики, позволяющие достаточно эффективно концентрировать внимание и усилия клиента на вос­становлении (перевод из подсознания в сознание), а затем и ими­тационном воспроизведении ранних детских психотравмирующих воспоминаний.

Эти воспоминания часто оказываются чрезвычайно трудны и болезненны для их осознания и воспроизведения, однако, по мне­нию психотерапевтов этой школы (и вполне в соответствии со взглядами З.Фрейда), являются необходимым условием освобож­дения от «первичной боли» и порожденных ею неврозов и психо­логических проблем.

Чтобы дать выход заблокированной энергии скрытого эмо­ционального напряжения, клиенту помогают преодолеть смуще­ние и с максимальной интенсивностью осуществлять спонтан­ную разрядку эмоций в виде криков, ругательств, импульсив­ных агрессивных (безопасных для других и самого клиента) движений.

Терапия, ориентированная на чувственное осознание

Цель этого вида терапии - помочь клиенту осознать (сначала последовательно, а затем и одновременно комплексно) свои те­лесные ощущения и чувства (эмоции, потребности, желания, ожи­дания). Считается, что это поможет восстановить не только в па­мяти, но и в ощущениях свое истинное Я , свои врожденные задат­ки и способности, которые оказались нереализованными, так как были подавлены формализованной (недостаточно индивидуали­зированной) системой воспитания и обучения.

Упражнения данного метода состоят в оказании помощи кли­енту научиться отличать свои собственные чувства и ощущения от навязанных ему на жизненном пути шаблонов и штампов.

Упражнения широко используют элементы медитации, кото­рые помогают освободить сознание от суеты и зацикленности, мешающих самоосознанию (и соответственно - самореализации) своего истинного Я .

При правильном систематическом повторении медитативных упражнений возникает и стабилизируется чувство внутреннего покоя, снижается излишняя психо-мышечная напряженность, воз­никает ощущение единства и гармонии с окружающим миром, лучше осознаются свои истинные (а не «зашлакированные» суе­той) самоощущения, чувства и желания.

За счет разблокирования одновременно хронически зажатых мышечных сегментов и ненужных барьеров сознания высвобожда­ется энергия. Эта энергия в дальнейшем может быть направлена на более эффективную самореализацию или на прекращение скрытого разрушительного действия на психику и соматику клиента.

Восточные методы и элементы телесной терапии

Разумеется, речь идет лишь об отдельных элементах техники из восточной телесной терапии, так как углубленное изучение восточных методов психотерапии требует специального рассмотре­ния в непрерывном единстве с философией Востока.

Некоторые восточные методы и техники психофизического со­вершенствования имеют двойную связь с телесной психотерапией. С одной стороны, они сами или по крайней мере многие их эле­менты могут рассматриваться как виды телесной терапии. С дру­гой стороны, различные западные направления телесной терапии в настоящее время используют различные элементы восточных практических учений, гимнастики и единоборств.

В целом надо сказать, что во взаимосвязи восточных методов и традиционной телесной терапии множество различных комбина­ций, уже «отлаженных» техник, здесь заложено богатство пер­спектив использования.

Для тех, кто хотел бы более глубоко вникнуть в эту проблема­тику, отметим основные, на наш взгляд, направления.

Хатха-йога

Хатха-йога - одно из наиболее распространенных на Западе направлений (а точнее - частей) системы йогов. Это направление акцентирует внимание на очищении путем принятия и удержания специальных поз (асан). Согласно хатхе-йоге это приводит к вы­свобождению закрепощенных в организме различных видов жиз­ненной энергии. Основная цель упражнений - очищение и усиле­ние тела как носителя различных витальных энергий.

Тай-цзи-цуань

Если хатха-йога направлена на высвобождение энергии, то тай-цзи-цуань способствует повышению энергетического потен­циала (ци). Если в хатхе-йоге преобладают статические позы, то в тай-цзи-цуань используются традиционные медленные движения, напоминающие плавание в воздухе.

Естественно, предполагается комбинация элементов и упраж­нений этих двух школ, что и делается рядом западных «телесных терапевтов», которые в отличие от восточных учителей обычно являются приверженцами какого-то одного стиля и не обязаны отстаивать преимущество своей школы перед другой.

Айкидо

Это древнее практическое учение стало в настоящее время по­пулярно не только на Востоке, но и на Западе. Во всем мире рас­пространены и распространяются многочисленные секции айки-до, главным образом как вида спорта и самообороны.

К сожалению, это поистине глубокое древнее учение (а по мне­нию многих - и искусство) таким подходом упрощается до набора физических упражнений и приемов (впрочем, так же как хатха-йога, карате и др.), тогда как в истинном айкидо физические упражнения решают вспомогательную задачу духовного совершенствования, гармонизации отношений человека с самим собой (снятие внутрен­них противоречий), с другими и со всей Вселенной.

Реже в западном обществе (в отличие от Востока) элементы ай­кидо используются как лечебная и оздоровительная физическая культура, которой могут успешно заниматься лица разного возрас­та и состояния здоровья, используя оптимальные для каждого виды движений и уровень их интенсивности. Но в таком случае возмож­ности духовного совершенствования, а значит и психотерапевтиче­ского воздействия, используются крайне неэффективно.

Чтобы эффективно использовать возможности айкидо, надо осознавать, что это прежде всего духовное направление, предпо­лагающее гармонию духа и тела. Айкидо - это словосочетание, ставшее единым словом, но сохранившее смысл составляющих его частей: aй,ки, до.

Ай переводится как единство (гармония).

Ки - жизненная энергия.

До - путь достижения этого единства со Вселенной, раскрытия и повышения жизненной энергии.

При телесной терапии здесь так же, как и в тай-цзи-цуань, применяются плавные текучие движения, которые способствуют перетеканию и высвобождению энергии и слиянию с окружаю­щим миром. Резкие движения рвут эту целостность и гармонию.

Упражнения айкидо проводятся как индивидуально, так и с партнерами. При этом для стиля айкидо (как единоборства) ха­рактерно не сопротивление, а использование инерции собствен­ного движения соперника против него же самого (что напоминает большинство приемов дзю-до).

В лечебно-оздоровительной гимнастике айкидо с партнером так­же используется принцип несопротивления, но уже не для победы над противником, а для гармонизации, слияния усилий партнеров, отчего (по айкидо) возрастает энергетический потенциал каждого.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные положения телесно ориентированной терапии В. Райха.

2. Что такое мышечный панцирь?

3 Перечислите основные зоны мышечного панциря по В. Райху.

4. С какими подавленными эмоциями связаны мышечные панцири?

5. Какие упражнения предлагает В.Райх для освобождения от мышечного панциря в разных зонах?

6. Какие еще виды телесно ориентированной психотерапии вы знаете?

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Термин "психотерапия" я использую очень условно. Ведь сам этот термин взят из медицины и подразумевает наличие терапевта и пациента. "Пациент" же в переводе с латинского означает "пассивный". И получается, что в этом формате по умолчанию закладывается ситуация доминирования терапевта, отсутствие равного взаимодействия.
А это совершенно не соответствует той работе, которую мы проводим на наших сеансах.
Никакого доминирования с моей стороны и никакой пассивности со стороны человека, пришедшего на этот сеанс, не подразумевается. Это очень живая, контактная, интерактивная работа. Скорее я бы назвал это "углубленное самоисследование", чем какая-то терапия.

Но поскольку термин "телесно-ориентированная психотерапия" сейчас довольно широко известен, понятен, и даже где-то популярен, я оставил его.

К тому же в этом термине содержится очень важное указание на работу с телом. Ведь наша работа действительно очень "телесно-ориентирована".
О чем бы мы ни говорили, что бы мы ни рассматривали, ни исследовали, мы постоянно слушаем тело, работаем с дыханием, периодически переключаемся на какие-то массажные, висцеральные или мягкие мануальные техники. Телесная работа тесно вплетена в это углубленное самоисследование.

И потому, пусть пока остается "телесно-ориентированная психотерапия", хотя и со всеми вышеозначенными уточнениями:)

Для начала покажем, как примерно выглядит стандартный сеанс телесно-ориентированной психотерапии в моей системе:

Душа и тело: тесная взаимосвязь

Любые психологические проблемы можно разделить на две основные категории. К первой категории относятся те проблемы, которые вызваны чисто внешними нагрузками или физическими травмами. Ко второй категории относятся проблемы, порожденные сверх-тяжелыми событиями личной истории, психическими травмами, потрясениями, стрессами, а так же просто особенностями характера - неуверенность, беспокойность, тревожность, раздражительность, обидчивость, саможаление или самобичевание и т.д.

Проблемы первой категории, как правило, для нас очевидны - жил человек нормально, попал в травматическую ситуацию (катастрофа, авария, нападение), получил травму, и в результате - боли, тугоподвижность и т.д.
Либо менее экстремальный вариант того же самого - человек начал постоянно работать за компьютером, и через какое-то время стала болеть шея, плечи... В обоих вариантах причина и следствие налицо.

А вот проблемы второй категории очевидны, к сожалению, далеко не всем, а лишь тем людям, кто имеет хоть какое-то представление о психосоматической связи психики и тела.
А связь эта колоссальна!

Возьмем очень распространенный пример: стандартная травма утраты. Скажем, внезапно ушел из жизни горячо любимый человек - друг, родственник и т.д.
Горе захлестнуло с головой.
И вот, день за днем, месяц за месяцем, человек живет, внутренне не приняв, не согласившись с этой утратой.
Внутренне, подсознательно, он сжался и где-то там, в глубине, упрямо твердит "нет, нет, нет, этого нет, этого нет, я не согласен, я не согласен"...
Он упрямо не хочет признать, он отказывается принимать этот факт, не смотря на то, что умом он все прекрасно понимает...
А через полгода он вдруг обнаруживает, скажем, тахикардию...
Или еще какой-то явный физиологический сбой в организме...

Сможет человек проследить, уловить, интуитивно отследить эту связь или не сможет - она всё равно существует !
И это издревле известно всем подлинным врачевателям.

Наше тело очень психологично!

Или можно сказать иначе - наша психика очень физиологична .

Все пережитые человеком душевные травмы, сильные психические потрясения и стрессы остаются в виде напряжения в нервной системе, что в свою очередь создает напряжение в мышцах тела, гладкой мускулатуре внутренних органов, и постепенно закрепощает их .

И получается, что человек долго-долго ходит к массажистам и мануальным терапевтам чтобы они наконец избавили его от мышечных болей или прострелов в позвоночнике, а причина этих проблем может лежать в каком-то психическом потрясении, сильном стрессе, произошедшим совсем недавно или далеко в прошлом...

Тоже самое касается многих болезней, в том числе хронических - человек ходит по врачам, принимает горы дорогостоящих лекарств без особых результатов, а причина болезни лежит в подсознании, ведь посттравматическое нервное напряжение влияет не только на мышцы, но и на физиологию.

Обращение к врачам и массажистам без проработки этого причинного уровня проблем, кардинально ничего не решает, и даже наоборот, осложняет ситуацию, ведь современные лекарственные препараты сами по себе довольно неоднозначны...

Что же делать с этим скрытым напряжением нервной системы? Как его снимать, как избавиться от последствий стрессов, застрявших в подсознании?

Методами современной телесно-ориентированной психотерапии.

Причем необходимо отметить, что в отличие от других психотерапевтических подходов, при решении проблем в рамках этой терапии, можно работать даже с НЕПРОГОВАРИВАЕМЫМИ ПРОБЛЕМАМИ - такими, о которых человек не в состояни говорить.

Обычно, приходя к психологу, человек должен рассказать о своей проблеме, описать её, обозначить...

А если человеку неудобно говорить об этой проблеме или описывать ситуацию, в результате которой возникла эта проблема?
Если у человека горло перехватывает при одной мысли о том, что с ним произошло или происходит сейчас?
Если при первых словах об этой проблеме у него сердце начинает давать сбои и давление резко подскакивает?
Если душит стыд, страх, отчаяние, боль?...
Ну и, в конце концов, если по роду своей деятельности человек не имеет права рассказывать о своей проблеме?

А проблема сидит в горле, в плечах, в спине, в нервах и не дает нормально жить... Приходится принимать лекарства, которые ничего по сути не решают, а только загоняют проблему вглубь...

Телесно-ориентированная психотерапия позволяет решать в том числе и такие проблемы.

Для начала работы, в принципе, никакой информации о проблеме не требуется, достаточно сказать"Докотор, у меня ЭТО" (в смысле - есть такой симптом ) - и можно работать...

Итак, телесно-ориентированная психотерапия работает через тонкое взаимодействие тела и психики для снижения негативной активации в нервной системе.

Данный подход имеет четкое нейробиологическое основание, и опирается на внутреннюю способность нервной системы к гибкому реагированию на стресс.

В любой период жизни человека некие сверхтяжелые для него события могут привести к изменению в нервной системе, которые негативно повлияют на чувства человека и его отношения с окружающим миром. Телесно-ориентированная психотерапия позволяет нервной системе внутренне интегрировать (иначе говоря "переварить") эти сверхтяжелые события и вернуть баланс психической и физической жизни человека.

С чем работает "телеска"?

1. Травма "свидетеля" - когда человек сам не вовлечен в катастрофическое событие, но был или является его непосредственным свидетелем. Например, человек был свидетелем авиа-, авто- или ж/д-катастрофы, теракта, стихийного бедствия.
Сюда же относятся ситуации, когда на глазах человека происходит какое-то тяжелое событие или процесс, например болезнь родственника или любимого, умирание близкого человека (напр. вялотекущая онкология, когда даже простое пребывание в онко- или туб-диспансере оставляет в душе тяжелый след). Или это может быть судебное преследование, тюремное заключение кого-то из близких.
К этой же категории травм относится ситуация, когда человек живет рядом с зависимым родственником - наркоманом, алкоголиком, игроманом и т.д.

2. Травма утраты - смерть людей, которые нам бесконечно близки и дороги, которые в нас бкувально "проросли" (или в которых мы сами "проросли"). Не смотря на то, что ум все понимает, и даже принимает (если, скажем, это естественная смерть очень пожилого родственника), эмоциональный план, нервная система, тело - переполнены болью. И боль эта не исчезает со временем, а лишь теряет свою внешнюю остроту.
Сюда же относятся ситуации потер и друзей или любимых в результате разрыва отношений, расставания (особенно если расставание произошло в результате обмана, навета, предательства и т д.).
Когда любимый человек уходит, и тем более бросает, то рана от такого события может быть не менее долгой и болезненной, чем смерть. Именно об этом, собственно, поется в известной песне: "расставанье - маленькая смерть " ...
К этой же категории травм относится вообще потеря чего-то очень ценного: какого-то социального-карьерного-культурного статуса, образа жизни, круга общения, рода деятельности, бизнеса, т.е. любые серьезные потери.Это может быть даже банальный переезд в другое место жительства.
И так же с юда относится утрата каких-то привычных "опор" существования, к которым человек привык, которые уже прочно включились в обменный цикл, но от которых он решил отказаться: курение, алкоголь, и прочие пристрастия. Когда человек "бросает" или "завязывает", осознав на умственном плане весь тот вред, который он приносит своему здоровью, организм неизбежно проходит период "ломки", когда возникшая пустота еще ничем позитивным не заполнена. Соответственно, чем сильнее и длительнее была привязанность, пристрастие, тем глубже и болезненнее будет ломка.

***Хочу отметить важный момент - здесь имеется в виду ситуация, когда человек УЖЕ РЕШИЛ И УЖЕ БРОСИЛ, а не ситуация, когда он еще только хочет бросить или, тем более, ситуация, когда кто-то (родные, знакомые и т.д.) хочет, чтобы человек бросил. Моя сфера - это именно ситуация, когда человек САМ решил и САМ сделал шаг - то есть это именно травма утраты - утрата, которая уже состоялась. ***

3. Травма сильного воздействия : техногенные катастрофы (авто-, мото-, авиа-, производственные и т.д.), природные катастрофы. Синдромы сдавления, падения. Сильный испуг.
Сюда же относится ощущение стыда (скажем, когда ребенка стыдят перед всем классом), состояния унижения/презрения/глумления и сексуальные домогательства.

4. Травма нападения : вооруженное нападение, взятие в заложники, изнасилование, ограбление.

5. Медико-стоматологическая травма : оперативное вмешательство, анестезия, интоксикация, отравление, госпитальный синдром.

6. Глобальная активация : перинатальный дистресс, родовая травма, утопление, удушение, применение галлюциногенов и т.д. Сюда же относятся ночные кошмары, проблемы страшных снов.

Перечень травмирующих событий, оставляющих в душе человека раны, можно продолжить еще и еще. Но для общей картины вполне можно ограничится вышеприведенным списком.
Отметим только, что даже если каких-то сверхтяжелых событий и связанных с ними мощных потрясений, в жизни человека на его памяти не случалось, многие его мышечные зажимы и напряжения могут происходить от забытых происшествий, а так же просто от стрессогенной среды, в которой человек длительное время находится (тяжелая работа, напряженный бизнес, служба в горячей точке, тюремное заключение и т.д.)

Кроме психических травм, телесно-ориентированная психотерапия может работать и просто как коррекция сознания .
В данном случае сам термин "терапия" в общем-то даже и не подходит, поскольку человек в принципе ни в каком лечении, ни в какой терапии не нуждается. Он здоров, но нуждается именно в мягкой коррекции, для ощущения бОльшей полноты и гармонии жизни, для более яркого, творческого и креативного образа жизни.

Основная дыхательная психотехника, которую я практикую в работе - это ребёфинг.
По-английски это звучит как rebirthing , и поскольку в русской фонетике нет полного эквивалента звуку "th ", то в русской транскрипции эта техника называется разными людьми по-разному: "ребёфинг", "ребесинг", ребирсинг" и т.д.
Я привык к варианту "ребёфинг" и потому пользуюсь именно им, хотя когда-нибудь я непременно займусь разработкой уже своей собственной концепции дыхания и соответственно, название будет другое.
Мои практические и теоретические наработки в этом плане давно уже вышли за рамки классического ребёфинга, но пока у меня просто руки не доходят до масштабной теоретической работы, ибо я всё еще слишком увлечен практикой и работаю практически в режиме нонстоп:)
И потому пока в терминологическом плане я остаюсь с этой старой, привычной терминологией.

Как выглядит сеанс ребёфинга можно в общем и целом посмотреть вот в этом видео (правда там снят обучающий сеанс, когда я ещё и объяснял ученику нюансы работы с дышащим:

Теперь чуть подробнее:
Эта действительно замечательная, уникальная оздоровительная техника разработана американским психологом Леонардом Орром в 70-х годах прошлого века. В настоящее время она имеет широкое распространение во всём мире.

Я обучался этой технике в 1993 г. у доктора психологических наук Владимира Козлова на базе Ярославского университета. Там же я проходил и сертификацию.
Но самое большое влияние на меня как на практика, оказал ученик Л.Орра новозеландский ребефер Хойт Дрейк, который обучал меня лично, когда гостил у меня во время своего путешествия по России летом 1993 г.

Основная направленность этой техники состоит в высвобождении энергии , заблокированной в теле.
Благодаря практике ребёфинга, человек освобождается от стрессовых накоплений и последствий различных психологических травм, в результате чего высвобождается жизненная энергия.

Как известно, мышечный слой человека с возрастом становится более жестким и напряженным (кстати, именно поэтому в телесно-ориентированной психологии и возник устойчивый термин "мышечный корсет").
Даже без каких-то специальных исследований, подтверждений этому не мало в нашей повседневной жизни. Например, мы знаем, что утром, после сна, рост человека на 2-3см больше, чем вечером - т.е. мы видим, что за ночь какой-то процент мышечного напряжения уходит. А другой известный факт состоит в том, что после смерти человек вытягивается на целых 8-10см. Это же какое напряжение мы в себе носим, если мышцы настолько расслабляются при нашем уходе из тела!

Каким же образом накапливается в нас такое напряжение?

Во-первых, это, конечно же наши повседневные нагрузки. Однообразные движения, гиподинамия (которая, как известно закрепощает мышцы не слабее физических нагрузок), ношение портфелей, сумок на каком-то одном плече, неудобная поза при сидении и т.д., и т.п.
А во-вторых, это более сильные и глубокие психологические стрессы, потрясения, травмы, драматические жизненные ситуации, потери, разочарования...
В нашем обыденном представлении считается, что ситуация психологического стресса, потрясения является завершенной и разрешенной, когда человек психологически забылся, отключился, успокоился.
Но всё дело в том, что тело человека также на своём уровне переживает стресс, а значит и последствия этого стресса необходимо устранять на этом же, телесном, уровне , что обычно не делается.

В момент (или период) стресса в организме возникает масса физиологических изменений: дыхание, сердцебиение, спазмы, напряжения, мышечные зажимы и т.д.
Человек же, чьё внимание поглощено происходящей ситуацией, регистрирует своим сознанием только наиболее крупные физиологические изменения, о чём в обиходе говорится как “ком в горле”, “сердце сжалось”, “дыхание перехватило”, “колени подкосились” и т.п.
Но при этом множество других, менее заметных, но не менее значимых для организма изменений, остаётся вне сферы сознания и именно поэтому человек в большинстве случаев сознательно не занимается физиологической гармонизацией после стресса.
Конечно, существует определенный процент людей, у которых необходимая регуляция происходит спонтанно, но обычно этот уровень проблемы решается нами по принципу “уколоться и забыться”: транквилизаторы, алкоголь, наркотики или более мягкие формы, например, путешествия.
Разумеется, все эти способы не решают проблему по существу, а только лишь отвлекают от неё наше сознание, загоняют это напряжение вглубь тела, вытесняют её в область бессознательного

В результате множество различных микрозажимов, спазмов, пережатий в мышцах так и остаются, многие сбои в работе органов, желёз, систем организма тоже никуда не уходят, не говоря уж об общей потере жизненного тонуса, энергичности, лёгкости и подвижности.
Техника ребёфинга непосредственно работает с вышеописанными физиологическими последствиями стрессов, ранее пережитых человеком.

Все подробности и нюансы данной техники обговариваются с клиентом перед началом сеанса, если же говорить в общем, то принцип действия данной техники состоит в следующем.

Особые типы дыхания, которыми дышит человек во время сеанса, включают те отделы мозга, которые в повседневной жизни не задействованы, в том числе отделы, связанные с системой саморегуляции организма.
В результате этого скрытые от повседневного сознания микрозажимы, спазмы, напряжения проявляются , становятся ясно осознаваемыми и через специально разработанную систему действий, происходит освобождение от этих негативных явлений.

Многие болезни человека имеют своей причиной именно эти подсознательные наслоения, практически неподвластные никаким химическим препаратам: будь то искусственным (медикаменты), или натуральным (фитотерапия, пищевые добавки и т.д.)
Многие неврозы человека имеют ту же причину.
Неуверенность, различные страхи, фобии, разнообразные комплексы неполноценности, общая эмоциональная закрепощённость и даже изменение веса тоже часто являются продуктом накопленных за многие годы физиологических последствий стрессов и психологических травм.
Так называемый "синдром хронической усталости" - весьма распространенный ныне диагноз, очень эффективно решается посредством ребёфинга.

Еще одно важнейшее свойство ребёфинга - он восполняет хронический "голод ощущений", который у нас существует в нашей перегруженной стрессами городской жизни...
Гармоничные, объемные, глубокие ощущения - это тоже своего рода пища для нашего тела - такая же важная, как и физическая пища, которую мы едим ртом.
Без достаточного количества, и, что еще более важно - качества телесных ощущений , наше тело голодает и страдает нисколько не меньше, нежели без пищи физической. Просто мы не распознаем этот голод , не узнаем его в лицо...

Более подробно данная тема - тема "голода ощущений" - рассмотрена у меня вот в этом материале .

Ну и наконец, ребёфинг вполне может практиковаться и вне какого-либо терапевтического, лечебного контекста. Его вполне можно практиковать и просто как замечательную общеоздоровительную технику.
Это точно так же, как массаж: мы вполне можем пойти на массаж не потому, что у нас что-то болит, а просто потому, что это приятно и полезно для тела.
Как и хороший массаж, ребёфинг обладает высоким общеоздоровительным и общеукрепляющим эффектом.
Кстати, длительность одного сеанса ребефинга в принципе такая же, как и длительность хорошего общего массажа - в среднем это 1,5 часа.

На данный момент я разработал свою индивидуальную обучающую программу по ребёфингу .

Задача этого курса, во-первых, научить человека ребёфингу, чтобы он получил в свои руки этот мощнейший инструмент саморегуляции, во-вторых, получить всю ту пользу, которую дает ребёфинг для здоровья тела и психики, и в-третьих получить незабываемый, яркий опыт самопознания.

По своему оздоровительному эффекту, этот курс нисколько не уступает полноценному массажному курсу. А по своему обновляющему, оживляющему эффекту на нервную систему, даже превосходит курс массажа.
Дело в том, что мышечное напряжение накапливается как вследствие внешних физических нагрузок и перегрузок, так и в следствии наших психологических, душевных жизненных перипетий.
Последние могут закрепощать мышцы даже более сильно и глубоко, нежели простые физические нагрузки.
Так вот мышечные блоки, порожденные психологическими причинами, никаким массажем не возьмешь, либо же они снимутся лишь на какой-то небольшой, совершенно несущественный процент.
Ребёфинг же с такими мышечными блоками работает очень эффективно.
Нередко мы с моими клиентами совмещаем курс массажа и курс ребёфинга с очень хорошими результатами.

Техника дыхания за время этого курса нарабатывается полностью.
И кроме того, человек получает хороший набор интегративных психотехник, которые могут использоваться как в сеансе ребефинга, так и в любое другое время, даже когда мы находимся на людях.

Подробнее об этом обучающем курсе ребефинга - .

Кроме ребёфинга в некоторых редких случаях я использую еще одну дыхательную технику - холотропное дыхание.
Эта дыхательная техника была разработана американским психологом, ныне всемирно известным учёным С.Грофом.

Теоретической базой этой техники является трансперсональная психология, создателем которой является С.Гроф.
Я обучался этой технике в 1994 г. у одного из первых российских учеников С.Грофа, доктора философских наук В.Майкова, ныне руководителя Московского трансперсонального центра. Сертификационную же программу по трансперсональной психологии я проходил в Московском Институте Интегративной Психологии (МИИП), у Германа Карельского - ученика В.Майкова
Основная направленность и принцип действия холотропного дыхания практически совпадает с тем, что говорилось о ребефинге, но сам способ дыхания, его структура и ритмика другие.
Эта техника более жёсткая и более напряженная. По сравнению с ребёфингом, я бы даже сказал - грубоватая...
Это своего рода "тотальная встряска" всего организма.
Она требует от человека значительно больше физических сил, выносливости, а также достаточно высокого общего уровня здоровья.
Кроме того, она имеет гораздо больше противопоказаний и "побочных эффектов".
По своей биохимической сути - это антифизиологичная техника и для постоянного практикования никак не подходит - по крайней мере с точки зрения здоровья. И потому я считаю позиционирование её как основной техники в тренсперсональной психологии - фундаментальной методологической ошибкой.
Но при всём этом не могу отрицать и такой факт, что в каких-то случаях она всё-таки работает.
Я применяю её довольно редко, только в случае особой необходимости, и только с клиентами, прошедшими у меня курс ребёфинга, т.е. людьми, уже имеющими хороший навык интегративной работы.
Подробнее об отличиях и нюансах ребёфинга и холотропной терапии, можно послушать на моих аудиозаписях, где я, в частности, касаюсь и этого вопроса.
Там же, на записях, довольно подробно разбирается отличие групповой терапии, как это в основном практикуется в холотропе, от индивидуальной работы.
Эти аудиозаписи находятся на страничке по ребёфингу, .

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПСИХОТЕХНИКИ

Интегративные психотехники очень многообразны. Но при всем внешнем многообразии, смысл и направленность у них одна - интеграция, т.е. собирание человека, восстановление его целостности.
Всё, что в силу множества жизненных обстоятельств оказалось вытеснено, подавлено - все это должно быть осознанно и пережито, если мы хотим избавится от того "груза", который мы ощущаем в себе с годами и от тех болезней, в которые со временем неизбежно выливается весь этот подавленный материал...

Состояние цельности, целостности - это лёгкость как на душе, так и в теле.
Лёгкость, радость, внутренний свет...

И это не поверхностность, не "пофигизм", от которых вроде как на первый взгляд тоже легко. Но ведь это действительно только на первый взгляд, ибо пофигизм по определению безответственен .

Человек просто сбросил ответственность.
Но ведь невозможно сбросить ответственно просто так, вникуда! Если кто-то её сбросил, то она обязательно на кого-то другого упадет! Природа, как известно, не терпит пустоты...

То есть человек, как говорится, слинял из под ответственности, ему стало легче, но ему стало легче только потому, что тому, на кого он эту свою ответственность сбросил - стало тяжелее !
И не важно кто конкретно является тем, на кого эта ответственность упала - родители, бабушки/дедушки, супруг/супруга, любовник/любовница, друг/подруга, ребенок, или же это какая-то внешняя организация: коллектив, круг друзей, государство, монастырь...

Не важно куда, человек "делегировал" ответственность за себя. Важно что её обязательно кто-то взял - и не важно осознанно взял или неосознанно (как это, кстати, часто делают дети, которые искренне любят родителей)...

А значит эта "легкость пофигизма" - она не настоящая, нецелостная!

Такой подход к жизни оправдан для ребёнка, ну или по крайней мере - для подростка.

А для взрослого человека он абсолютно неприемлем, ибо пофигизм взрослого - это практически всегда чья-то дополнительная нагрузка, чья-то дополнительная ответственность.

Целостность - не поверхностна.

И та лёгкость, которую мы ощущаем будучи целостными, это легкость при все той ответственности , что мы имеем, будучи взрослыми людьми...
И вот не смотря на всю эту нагрузку, ответственность, сложность многих проблем - своих собственных и тех людей, кто от нас зависит (дети, престарелые родители, подчиненные и т.д.), мы ощущаем легкость и свет внутри. Мы ощущаем глубину смысла и глубинную радость жизни - тихую, спокойную, бездонную радость, которая подобно небу над головой, дает ощущение внутренней свободы, внутреннего объема, внутреннего пространства...

В бытовой традиции это называется "счастье ". В философской традиции это называется "Смысл " (именно с большой буквы). В религиозной традиции это называется "благодать ". В эзотерической традиции это называется "самобытие ".

Вот примерно так можно описать целостность, интеграцию.

Ну, а интегративные техники нам в этом помогают.

Эти техники мы используем как в сочетании с ребёфингом, так и самостоятельно, как отдельную практику, отдельную работу, которая, собственно, так и называется - "интегративная работа", "интегративная практика" или просто "интегративка" .
Более подробно и расширенно о ней и о техниках, которые там используются - на соответствующей страничке .

*****

БИНАУРАЛЬНЫЕ РИТМЫ В ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

В последнее время тема бинауральных ритмов стала довольно известной среди людей, увлеченных самопознанием и саморазвитием. В интернете можной найти много разной, порой противоречивой информации о бинауральных ритмах. Есть мнения как "за", так и "против". Причем, и те и другие основаны на чьем-то живом опыте. Я в своей практике так же использую эту технологию, многое из неё уже вполне изучил, освоил и ввел в практику. И потому картина явления более-менее определилась.

Термин "бинауральный" происходит из латыни: “bini” – “два” и “auris” – “ухо”

* * *

Далее отмечу еще некоторые особые, специфические сферы применения телесно-ориентированной психотерапии.
Во-первых, это работа со специалистами, работа которых связана с людьми и их проблемами. Это медики, психологи, массажисты, космептологи, работники МЧС, МВД и различных социальных служб.
Во-вторых это работа в области психологии самопознания, то есть с людьми, ориентированными на духовный поиск, на самопознание и самосовершенствование.

Поскольку это не касается всех людей, я расскажу об этом более подробно на отдельных страничках. Итак,

 

Возможно, будет полезно почитать: