Строение клетки. Вопросы для самостоятельной работы

Задания по теме «Клетки и ткани растений». Задание № Верны ли следующие суждения о клетках растений? А. Все живые клетки растений имеют вакуоли. Б. Все живые клетки растений имеют цитоплазму и ядро. 1)верно только А 2)верно только Б 3)оба суждения верны 4)оба суждения неверны Задание № Клетки, сходные по строению, происхождению и функциям, образуют 1)органы 2)системы органов 3)внутреннюю среду 4)ткани Задание № Верны ли следующие суждения о клетках растений? А. Все клетки растений содержат хлоропласты. Б. Все клетки растений имеют клеточную оболочку. 1)верно только А 2)верно только Б 3)оба суждения верны 4)оба суждения неверны Задание № Вставьте в текст «Органоиды растительной клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ОРГАНОИДЫ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ В растительных клетках содержатся овальные тельца зелёного цвета – (А). Молекулы (Б) способны поглощать световую энергию. Растения, в отличие от организмов других царств, синтезируют (В) из неорганических соединений. Клеточная стенка растительной клетки преимущественно состоит из (Г). Она выполняет важные функции. 1)хромопласт 2)вакуоль 3)хлоропласт 4)хлорофилл 5)митохондрия 6)целлюлоза 7)гликоген 8)глюкоза Задание № Рост стебля в толщину осуществляется за счёт тканей 1)древесины 2)сердцевины 3)луба 4)камбия Задание № К неорганическим веществам клетки относят 1)жиры 2)витамины 3)воду 4)углеводы Задание № Проводящая ткань растений, по клеткам которой осуществляется передвижение органических веществ, состоит из 1)сосудов 2)ситовидных трубок 3)волокон 4)клеток с волосками Задание № Установите соответствие между характеристикой ткани растения и её видом. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНИ А)состоит из клеток, содержащих хлоропласты Б)образована клетками с толстыми прочными стенками В)выполняет роль каркаса Г)выполняет функцию образования органических веществ из неорганических на свету Д)служит опорой для растения Е)придает растению постоянную форму ВИД ТКАНИ 1)механическая 2)Фотосинтезирующая Задание № Какая ткань обеспечивает рост растения? 1)образовательная 2)запасающая 3)проводящая 4)Покровная Задание № Старая растительная клетка отличается от молодой тем, что она 1)имеет более крупное ядро 2)содержит большую вакуоль 3)заполнена цитоплазмой 4)включает хлоропласты Задание № Клетки, сходные по строению, происхождению и функциям, образуют 1)органы 3)внутреннюю среду 2)системы органов 4)Ткани Задание № Вставьте в текст «Пластиды» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ПЛАСТИДЫ В растительных клетках часто можно наблюдать разнообразные по форме и окраске пластиды. Так, многочисленные зелёные пластиды – (А) – обеспечивают процесс (Б) за счёт наличия в их составе пигмента (В). Кроме того, в клетках можно встретить пластиды, содержащие красный, оранжевый или жёлтый пигменты. Такие пластиды называют (Г). 1)хромопласт 5)вакуоль 2)хлорофилл 6)дыхание 3)лейкопласт 7)хлоропласт 4)фотосинтез 8)каротин Задание № Какую функцию не выполняет мякоть листа? 1)газообмен 2)удаление излишков воды 3)придание листу прочности 4)фотосинтез

В современной школе, в условиях большого объема учебной информации, обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более,что он является часто недостижимым для многих обучающихся.

В последнее время в школьную практику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активации познавательной деятельности учащихся.

Заслуживают внимание те из них, которые помогают развитию умений систематизировать полученные знания,самостоятельно их приобретать, использовать на практике. К ним можно отнести различные виды дидактического материала. Задания составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на разных уровнях.

Применение разноуровневых тестов, заданий и упражнений можно рассматривать как средство конкретизации и развития понятий, приобретение умений самостоятельно добывать знания и использовать их в новой ситуации - для доказательств и обобщений.

Все задания можно распределить по уровням.

Одним из вариантов проверки знаний являются задания к каждому из которых приводится 4 варианта ответа, один из которых верный. Эти задания базового уровня (А) соответствуют минимуму содержания биологического образования и требованиям к уровню подготовки выпускников, они контролируют знания и умения за основную и среднюю школу.

Уровень А

1.Оболочки клеток состоят из:

а) плазмалеммы (цитоплазматической мембраны);

б) клеточных стенок;

в) плазмалеммы у животных и клеточных стенок у растений;

г) плазмалеммы у животных, плазмалеммы и клеточных стенок у растений.

2.Пищеварительные ферменты, содержащиеся в лизосомах, синтезируют:

а) каналы гладкой ЭПС;

б) рибосомы шероховатой ЭПС;

в)цистерны комплекса Гольджи;

г)сами лизосомы.

Задания повышенного уровня (В) направлены на проверку освоения учащимися более сложного содержания. Выполнение заданий этой группы рассчитано на более сложную умственную деятельность.

Уровень В

1) Выберите верные утверждения

а) Новые митохондрии появляются в клетке в результате процессов синтеза белка и нуклеиновых кислот, протекающих в её ядре. (нет)

б) Пластиды присутствуют в цитоплазме только у растительных клеток. (да)

2) Продолжи предложения

а) Одномембранные сферические пузырьки, заполненные гидролитическими ферментами, - ......(лизосомы).

б) Все содержимое клетки, за исключением её ядра, - ..... (цитоплазма).

Задания повышенного уровня сложности (С) позволяют выявить сформированность у школьников умений глубоко, в полном объеме раскрыть ответ, применить знания в нестандартных ситуациях, решить биологическую задачу, высказать свою точку зрения на проблему.

Уровень С

1) Заполни таблицу “Сходство и различие в строении клеток растений и животных”

2) Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Между третьим и одним из предложенных понятий существует такая же связь. Найди это понятие.

а) митохондрии:кристы =хлоропласты: .........

(фотосинтез, хлорофилл, тилакоиды , пластиды)

б) мембрана:фагоцитоз = микротрубочки: ........

(пиноцитоз, движение , жгутики, центриоль)

Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а также при повторении пройденного материала. Дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе и типе урока.

1 Вариант проверочной работы по теме “Строение и функции клеток”

Выберите верные утверждения.

1. Включения - это постоянные структуры цитоплазмы клеток.(нет)

2. Плазматическая мембрана обладает избирательной проницаемостью.(да)

3. Лизосомы формируются из структуры комплекса Гольджи. (да).

4. В основе структурной организации клетки лежит мембранный принцип строения. (да)

5. На мембранах гладкой ЭПС осуществляется синтез белка. (нет)

6. В настоящее время общепринята модель мозаичного строения мембран.(да)

7. Активный транспорт веществ через плазматическую мембрану не требует затрат энергии. (нет)

8. Органоиды – непостоянные, жизненно важные составные части цитоплазмы клеток. (нет)

9. Количество крист зависит от функции клеток. (да)

10. Цитоплазма не выполняет защитную функцию.(да)

11. Синтез АТФ происходит в вакуолях.(нет)

12. Запасные питательные вещества и продукты распада накапливаются в клетках растений в вакуолях. (да)

13. На поверхности шероховатой ЭПС размещаются рибосомы. (да)

14. Клетка- основная единица строения всех организмов, так как все организмы состоят из клеток. (да)

15. Клетка- генетическая единица организма, так как клетка растет..(нет)

Данную работу можно провести и в форме графического диктанта.

Задания на нахождение в тексте ошибок включены в варианты ЕГЭ.

В данной проверочной работе все утверждения являются неверными. Учащимся дается задание: найти утверждения, в которых сделаны ошибки и, исправить их.

1. Биологические мембраны состоят из липидов и углеводов . (липидов и белков)

2. Процессами, происходящими в клетке управляет цитоплазма . (ядро)

3. Из цистерн, трубчатых структур,вакуолей и транспортных пузырьков состоит эндоплазматическая сеть. (К.Гольджи)

4. Хромопласт содержит пигмент хлорофилл. (хлоропласт)

5. Пластиды -маленькие округлые тельца, отвечающие за внутриклеточное пищеварение.(лизосомы)

6. Митохондрии участвуют во внутриклеточном транспорте веществ. (ЭПС)

7. Ядрышко обеспечивает хранение наследственной информации. (ядро)

8. Внутренняя мембрана хлоропластов образует кристы. (митохондрий)

9.Важную роль в образовании веретена деления играет вакуоль .(клеточный центр)

10.Лизосомы являются немембранным органоидом.(мембранным)

11.Непосредственное образование полимерной цепи белка происходит в ядре .(рибосомах)

12.Клеточная оболочка обеспечивает передвижение клетки.(защиту)

13.Функцию скелета клетки выполняют полости комплекса Гольджи . (микротрубочки)

14.Синтез жиров и углеводов осуществляется в вакуолях. (ЭПС)

15.На поверхности гладкой ЭПС синтезируются молекулы нуклеотидов .(углеводов и липидов)

Следующая работа предполагает работу по вариантам.

  • 1 вариант - выбирает признаки, характерные для прокариот;
  • 2 вариант- выбирает признаки, характерные для вирусов

1.Можно увидеть только в электронный микроскоп.

2.Хромосома имеет форму кольца и погружена в цитоплазму.

3.Являются возбудителями ангины, туберкулеза, столбняка, холеры и др.

4.Являются возбудителями СПИДа, гриппа, краснухи, бешенства и др.

5.Обитают в клетках.

6.Свойственно спорообразование.

7.Имеют клеточную стенку.

8.Генетическая информация представлена ДНК или РНК.

9.В цитоплазме клетки находятся рибосомы.

10.По форме выделяют шаровидные клетки-кокки, вытянутые палочки-бациллы, извитые-спириллы.

11.Форма может быть различной: палочковидной, пулевидной, сферической, нитевидной, в виде сперматозоида.

12.Могут жить как в аэробных, так и в анаэробных условиях.

13.Отсутствует собственный метаболизм.

14.Обитают внутри бактерий.

Ответы:

  • Прокариоты:2,3,6,7,9,10,12
  • Вирусы 1,4,5,8,11,13,14

Задания для проверки знаний учащихся 9 -11 классов по теме:

«КЛЕТКА»

Выберите правильные ответы или установите соответствие:

В1. В клетке прокариот отсутствуют

1) ДНК и РНК

2) хлоропласты

3) оформленное ядро

4) плазматическая мембрана

5) эндоплазматическая сеть

6) рибосомы

В2. Установите соответствие между признаками и группой организмов

Признак

Группа организмов

А) отсутствие митохондрий

Б) наличие митохондрий

В)отсутствие ЭПС

Г)наличие аппарата Гольджи

Д) наличие лизосом

Е) линейные хромосомы в ядре

1) прокариоты

2) эукариоты

В3. Для клетки сине-зеленых водорослей характерно отсутствие

1) митохондрий

2) рибосом

3) плазматической мембраны

4) лизосом

5) ферментов

6) ядра

В4. Для клетки бактерий характерно

1) поглощение твердых частиц путем фагоцитоза

2) наличие плазматической мембраны

3) отсутствие оформленного ядра

4) присутствие рибосом

5) наличие центриолей

6) наличие митохондрий

В5. Для растительной клетки характерно

1) наличие клеточной стенки

2) процесс экзоцитоза

3) наличие вакуолей с клеточным соком

4) наличие центриолей

5) наличие комплекса Гольджи

6) присутствие хромосом в цитоплазме

В6. Для прокариотической клетки характерно

1) наличие клеточной стенки

2) деление митозом

3) простое бинарное деление

4) наличие оформленного ядра

5) наличие обмена веществ

6) наличие митохондрий

В7. Для животной клетки не характерно наличие

1) хлоропластов

2) рибосом

3) жесткой клеточной стенки

4) оформленного ядра

5) вакуолей с клеточным соком

6) митохондрий

В8. Для животной клетки характерно

1) наличие жесткой клеточной стенки

2) присутствие хлоропластов

3) захват веществ путем фагоцитоза

4)неспособность к росту

5) присутствие лизосом

6) отсутствие оформленного ядра

В9. Для клетки грибов в отличие от клетки животных характерно

1) наличие ядра

2) присутствие хлоропластов

3) неспособность к фагоцитозу

4) наличие клеточной стенки

5) наличие вакуолей с клеточным соком

6) наличие хромосом

В10. В растительной клетке, в отличие от животной, имеются

1) хромосомы

2) хлоропласты

3) митохондрии

4) жгутики и реснички

5) целлюлозная клеточная стенка

6) вакуоли с клеточным соком

В11. В клетках прокариот отсутствуют

1) ядерная мембрана

2) митохондрии

3) ДНК и РНК

4) плазматическая мембрана

5) ЭПС

6) рибосомы

В12. Установите соответствие между признаком и царством живых организмов

Признак

Царство

А) автотрофный тип питания

Б) тело состоит из переплетенных нитей – гиф

В) наличие целлюлозы в клеточной стенке

Г) гетеротрофный тип питания

Д) наличие хитина в в клеточной стенке

Е) клетки тела имеют пластиды

1) растения

2) грибы

В13. Вирусы в отличие от прокариот

1) являются одноклеточными

3) не имеют клеточного строения

4) имеют хлоропласты

5) имеют рибосомы

6) имеют капсид

В14. Установите соответствие между признаком и царством живых организмов

Признак

Царство

А) гетеротрофный тип питания

Б) наличие целлюлозы в клеточной стенке

В) способность к фотосинтезу

Г) автотрофный тип питания

Д) способность к росту в течение всей жизни

Е) отсутствие клеточной стенки

1)растения

2) животные

В15. В растительной клетке в отличие от животной имеются

1) хромосомы

2) целлюлозная клеточная стенка

3) запасающий углевод – крахмал

4) ядерная мембрана

5) хлоропласты

6) запасающий углевод – гликоген

В16. Установите соответствие между признаком и надцарством живых организмов

Признак

Надцарство

А) отсутствие эндоплазматической сети

Б) наличие пластид

В) наличие митохондрий

Г) одна кольцевая молекула ДНК

Д) наличие ядерной мембраны

Е) отсутствие аппарата Гольджи

1)прокариоты

2) эукариоты

В17. В клетке эукариот в отличие от клетки прокариот имеются

1) аппарат Гольджи

2) митохондрии

3) рибосомы

4) плазматическая мембрана

5) ядерная мембрана

6) жгутики

В18. Для животной клетки характерно наличие

1) клеточного центра

2) клеточной стенки из целлюлозы

3) клеточной стенки из мурена

4) митохондрий

5) хлоропластов

6) ядерной мембраны

В19. Грибы как и растения

1) имеют хлоропласты

2) имеют клеточное строение

3) являются прокариотами

4) растут в течение всей жизни

5) являются эукариотами

6) являются автотрофами

В20. Для прокариотической клетки не характерно

1) простое бинарное деление

2) деление митозом

3) наличие ЭПС

4) наличие обмена веществ

5) наличие рибосом

6) наличие оформленного ядра

В21. В хлоропластах растительной клетки происходят следующие процессы

1) гидролиз полисахаридов

2) расщепление пировиноградной кислоты

3)фотолиз воды

4) расщепление жиров до жирных кислот и глицерина

5) синтез углеводов

6) синтез АТФ

В22. Установите соответствие между типами клеток и образующимися их органоидами

Органоиды клетки

Типы клеток

А) лизосомы

Б) аппарат Гольджи

В) эндоплазматическая сеть

Г) кольцевая ДНК

Д) митохондрии

Е) лизосомы

1)прокариотическая

2) эукариотическая

В23. В лизосомах клетки происходят следующие процессы

1) расщепление старых клеточных органоидов

2) синтез АТФ

3) гидролиз полисахаридов

4) синтез крахмала

5) образование рибосом

6) расщепление белков до аминокислоты

В24. Установите соответствие между типом клетки и ее характеристикой

Характеристика клетки

Тип клетки

А) имеет крахмальные зерна

Б) не имеет целлюлозной клеточной стенки

В) имеет пластиды

Г) содержит крупные вакуоли с клеточным соком

Д) есть клеточный центр

Е) имеет целлюлозную клеточную стенку.

1)растительная клетка высших растений

2) животная клетка

В25. Установите соответствие между типом клетки и ее характеристикой

Характеристика

Тип клетки

А) запасающий углевод - гликоген

Б) хитиновая клеточная стенка

В) гетеротрофный тип питания

Г) целлюлозная клеточная стенка

Д) хлоропласты

Е) автотрофный тип питания

1)растительная клетка

2) клетка гриба

Ответы на задания:

Задание №

Ответы

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

В9

В10

В11

В12

В13

В14

В15

В16

В17

В18

В19

В20

В21

В22

В23

В24

В25

    Первый микроскоп был изобретен Янсеном в (_).

    В 1665 году Роберт Гук (_).

    Антоний Ван Левенгук открыл мир (_).

    Роберт Броун описал в растительных клетках (_).

    В 1838–1839 гг. ботаник Матиас Шлейден и зоолог Теодор Шванн сформулировали (_).

    Т.Шванн считал, что новые клетки образуются (_).

    В 1855 г. Рудольф Вирхов доказал, что (_).

    Основной единицей строения и жизнедеятельности живых организмов является (_).

    Все клетки живых организмов имеют (_).

    Клетки образуются только (_).

Задание 2. «Строение клеточной оболочки»

    Что обозначено на рисунке цифрами 1 - 5?

    Из каких двух частей состоит оболочка животной клетки? Растительной клетки?

    Какова толщина плазмалеммы?

Задание 3. «Строение плазмалеммы»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Оболочка какой клетки на рисунке? Ответ поясните.

    Что обозначено на рисунке цифрами 1-6?

    Какие молекулы образуют гликокаликс?

Задание 4. «Электрохимический градиент»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что такое концентрационный градиент?

    Что такое электростатический градиент?

    Что такое электрохимический градиент?

Задание 5. «Транспорт веществ через мембрану»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Какие виды транспорта обозначены цифрами 1 - 4?

    Какой вид транспорта требует затраты энергии?

    Как жирорастворимые вещества попадают в клетку?

    Как ионы Na + выводятся из цитоплазмы клетки наружу?

Задание 6. Рассмотрите рисунок «Плазмолиз»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что называется плазмолизом?

    Каким образом осуществляется движение воды через клеточную мембрану?

    Причины плазмолиза?

Задание 7. «Оболочка клетки»

Запишите номера предложений и пропущенные слова:

    Оболочка растительной клетки представлена (_).

    Плазматическая мембрана образована (_).

    Образуют гидрофобную основу клеточной мембраны (_).

    Основная часть воды попадает в клетку через клеточную оболочку (_).

    Захват плазматической мембраной твердых частиц – (_).

    Захват плазматической мембраной капель жидкости и втягивание их внутрь клетки – (_).

    Поступление веществ в клетку – (_), выведение веществ из клетки – (_).

    Транспорт веществ через оболочку клетки, который идет с затратой энергии АТФ – (_).

    Поступление воды в клетку в процессе деплазмолиза происходит за счет (_).

    Плазмолизом называется (_).

    Осмосом называется (_).

Задание 8. «Комплекс Гольджи и лизосомы»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что обозначено на рисунке буквами А-В?

    Где образуются лизосомы?

    Сколько мембран окружает содержимое лизосом?

    Каковы размеры лизосом?

    Каковы основные функции лизосом?

Задание 9. «Одномембранные органоиды»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Каковы основные функции комплекса Гольджи?

    Какие два вида ЭПС известны?

    Каковы основные функции ЭПС?

    Каковы функции ресничек и жгутиков?

    Чем реснички отличаются от жгутиков?

Задание 10. «Митохондрии»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что обозначено цифрами 1 - 5?

    Каковы основные функции митохондрий?

    Как образуются новые митохондрии?

    Какова масса митохондриальных рибосом?

    Что известно о наследственном аппарате митохондрий?

    Каковы размеры митохондрий?

Задание 11. «Пластиды»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что обозначено цифрами 1 - 6?

    Каковы основные функции хлоропластов?

    Как образуются новые пластиды?

    Какова масса пластидных рибосом?

    Что известно о наследственном аппарате хлоропластов?

    Каковы размеры хлоропластов?

Задание 12. «Взаимопревращения пластид»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Приведите примеры превращения пропластид в различные виды пластид.

    Приведите примеры превращения лейкопластов в хлоропласты и наоборот.

    Каковы функции лейкопластов?

    Каковы функции хромопластов?

Задание 13. «Немембранные органоиды»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что обозначено цифрами 1 - 5?

    Каковы основные функции клеточного центра?

    Как образуются центриоли клеточного центра?

    Что характерно для клеточного центра высших растений?

    Каковы функции микротрубочек и микронитей?

    Где образуются субъединицы рибосом?

    Каковы функции рибосом?

    Каковы размеры рибосом?

    Что входит в состав рибосомы?

Задание 14. «Органоиды клетки»

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

**Тест 1 . К одномембранным органоидам клетки относятся:

    Рибосомы. 6. Лизосомы.

    Комплекс Гольджи. 7. ЭПС.

**Тест 2 . К двумембранным органоидам клетки относятся:

    Рибосомы. 6. Лизосомы.

    Комплекс Гольджи. 7. ЭПС.

    Митохондрии. 8. Ядро.

    Хлоропласты. 9. Реснички и жгутики эукариот.

    Цитоскелет. 10. Клеточный центр.

**Тест 3 . К немембранным органоидам клетки относятся:

    Рибосомы. 6. Лизосомы.

    Комплекс Гольджи. 7. ЭПС.

    Митохондрии. 8. Миофибриллы из актина и миозина.

    Хлоропласты. 9. Реснички и жгутики эукариот.

    Цитоскелет. 10. Клеточный центр.

Тест 4. За образование лизосом, накопление, модификацию и вывод веществ из клетки отвечает:

    Комплекс Гольджи.

    Клеточный центр.

    Митохондрии.

Тест 5. Биосинтез белков в цитоплазме клетки осуществляют:

    Митохондрии.

    Хлоропласты.

    Комплекс Гольджи.

    Рибосомы.

Тест 6. "Органоиды дыхания", обеспечивающие клетку энергией:

    Митохондрии.

    Хлоропласты.

    Комплекс Гольджи.

    Рибосомы.

Тест 7. Расщепляют сложные органические молекулы до мономеров, даже собственные органоиды и пищевые частицы, попавшие в клетку путем фагоцитоза:

    Лизосомы.

    Рибосомы.

    Комплекс Гольджи.

Тест 8. В клетках высших растений отсутствуют:

    Митохондрии.

    Хлоропласты.

    Комплекс Гольджи.

    Центриоли.

Тест 9. За образование цитоскелета отвечает:

    Комплекс Гольджи.

    Клеточный центр.

    Миофибриллы.

Тест 10. Способны преобразовывать энергию солнечного света в энергию химических связей образованного органического вещества:

    Митохондрии.

    Хлоропласты.

    Лизосомы.

    Комплекс Гольджи.

1. Головоломка “Расшифруйте фразу”

Пропуская одинаковое количество делений по ходу часовой стрелки, прочитайте зашифрованную фразу. Начинать надо с внешнего круга.

Ответ: все клетки имеют сходное строение и химический состав.

2. Монограмма “Клетка”

Монограммой называют запись слов буквами, нарисованными в геометрических фигурах одна в другой.

Для прочтения монограммы необходимо найти все нарисованные в ней буквы и составить из них слово или целую фразу.

Ответ: клетка.

3. Монограммы “Вещества клетки”

Найдите в монограммах все буквы и прочтите названия химических веществ, из которых состоят клетки растений.

Ответ: 1. Белки. 2. Углеводы. 3. Жиры. 4. Вода. 5. Минеральные соли.

4. Криптограмма “Клетка и увеличительные приборы”

Расставьте буквы ключевых слов по цифрам в клетки и прочитайте криптограмму.

Ответ: окуляр, препарат, объектив, лупа, хромосомы, цитоплазма, ядра, кожица, Линней (клетка).

Разгадав этот ребус, вы узнаете, какие вещества, входящие в состав клеток и тканей растений, являются органическими.

Ответ: углеводы, белки, жиры - органические вещества.

Впишите в клетки кроссворда названия соответствующих деталей микроскопа и органоидов клетки, а также фамилию ученого, впервые обнаружившего клеточное строение растений.

Если задание выполнено правильно, то в выделенном вертикальном ряду вы прочтете название науки, изучающей строение и жизнедеятельность клетки (цитология ).

Ответ: 1. Цитоплазма. 2. Объектив. 3. Тубус. 4. Оболочка. 5. Окуляр. 6. Вакуоль. 7. Гук. 8. Штатив. 9. Ядро.

7. Лабиринт

Найдите начало лабиринта и прочитайте одно из главных положений биологии.

Ответ: передача клетками наследственных свойств связана с хромосомами.

Впишите названия частей и органоидов растительной клетки так, чтобы буква “о” была общей для всех строчек. Цифрами пронумерованных слов укажите соответствующие части клетки на рисунке.

Ответ: 1. Пора. 2. Ядро. 3. Цитоплазма. 4. Лейкопласты. 5. Хромопласты. 6. Хлоропласты.

По горизонтали: 5. Пространство между клетками. 7. Важнейший процесс жизнедеятельности клеток и всего организма. 10. Пластида клетки, окрашенная в оранжевый цвет. 11. Крупный пузырек, заполненный клеточным соком. 12. Небольшое плотное тельце, расположенное в ядре клетки. 15. Оптическая часть микроскопа, направляемая на препарат. 17. Зрительная труба микроскопа. 19. Оптическая часть микроскопа, в которую смотрят. 20. Вещество, входящее в состав клеточной стенки. 22. Бесцветное вязкое внутриклеточное содержимое. 23. Более тонкие участки клеточной оболочки.

По вертикали: 1. Оптический увеличительный прибор. 2. Процесс, приводящий к увеличению числа клеток. 3. Небольшое плотное тельце в цитоплазме клетки. 4. Голландский ученый, усовершенствовавший микроскоп Янсенов. 6. Увеличительное стекло в оправе. 8. Цилиндрической формы тельца, передающие наследственные признаки от клетки к клетке. 9. Пластида зеленого цвета. 13. Процесс, приводящий к увеличению размеров клетки. 14. Часть клетки. 16. Органические вещества, входящие в состав клетки. 18. Оптическая часть микроскопа. 21. Вещество, на долю которого приходится 80-95% массы растения.

Ответ: По горизонтали: 5. Межклетник. 7. Дыхание. 10. Хромопласт. 11. Вакуоль. 12. Ядрышко. 15. Объектив. 17. Тубус. 19. Окуляр. 20. Целлюлоза. 22. Цитоплазма. 23. Пора. По вертикали: 1. Микроскоп. 2. Деление. 3. Ядро. 4. Левенгук. 6. Лупа. 8. Хромосомы. 9. Хлоропласт. 13. Рост. 14. Оболочка. 16. Белки. 18. Зеркало. 21. Вода.

При подготовке к игре учащимся предлагается прочитать:

  1. Бутенко Р.Г. Жизнь клетки вне организма. М.: Знание, 1975.
  2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - Сады и парки мира. - Путешествие с домашними растениями. Л.: Детская литература, 1964, 1970.
  3. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. М.: Просвещение, 1973.
  4. Жизнь растений / Под ред. А.А.nbsp;Федорова. М.: Просвещение, 1974-1982. Т.1.
  5. Ивченко С.И. Занимательная биология. М.: Молодая гвардия, 1972.
  6. Тимирязев К.А. Жизнь растений. Л.: Молодая гвардия, 1950.
  7. Травкин М.Н. Занимательные опыты с растениями. М.: Учпедгиз, 1960.

 

Возможно, будет полезно почитать: