Самореализация личности в профессиональной сфере. Специфика самореализации личности в социальных сферах жизнедеятельности

Самореализация личности - это особый процесс взаимодействия с миром, который осуществляется посредством творческого самораскрытия. Каждый человек чувствует присутствие в себе всеобъемлющей силы, которая способна вознести его на вершины великих достижений, сделать каждый день невероятно наполненным и осмысленным. Самореализация личности - это то, без чего нельзя обойтись, когда речь идет о формировании глубокого и целостного взгляда на мир и происходящие события. Если мы не будем применять имеющийся в нас потенциал огромных возможностей, то он пропадет зря. А как много людей никогда не используют те знания, которыми в действительности обладают! Большинство привыкает жить просто по инерции и не стремится ни к чему значительному.

В настоящее время стала чрезвычайно модной тема «самореализация личности». Это в психологии на сей момент направление, которое стремительным образом развивается. Сознание некоторых людей пробуждается от многолетней «спячки». Они начинают понемногу видеть истину, осознавать имеющиеся личностные перспективы.

Потребность в самореализации

Даже если человек выглядит достаточно нерешительным, у него все равно имеются некоторые желания, которые просятся на волю. Личные амбиции в той или иной степени присутствуют у каждого. Просто не все имеют смелость высказывать их открыто, без утайки. Многие боятся получить насмешки окружающих, потому скрывают свои истинные намерения под маской равнодушного дружелюбия. Самореализация личности - это потребность в том, чтобы быть услышанным, понятым и принимаемым обществом. Социальное взаимодействие тоже очень важно для человека. Все мы стремимся отыскать свое место в жизни, выразить себя максимально, достичь значительного успеха.

Потребность в самореализации можно ярче всего увидеть у маленьких детей. Они пока не нашли повода сомневаться в себе и не отвергают свои планы. Дети не умеют лгать, а ведут себя естественным образом, находясь в любой ситуации. Им не придет в голову изображать радость, когда на душе тоскливо и мрачно. Самореализация личности - это ее первостепенная потребность, без которой будет невозможным никакое становление.

Наличие цели

Чтобы прийти к чему-то значительному, необходимо понимать, куда следует двигаться. Направление каждый задает себе самостоятельно. Сначала в голове возникает образ большой и светлой мечты. Можно заметить, как сильно дети и подростки верят в нее. Наличие цели помогает развиваться характеру, таким личностным качествам, как амбициозность, настойчивость, уверенность в себе, инициативность. Мысли о воплощении желаемого в жизнь не позволяют стоять на месте и пассивно созерцать происходящие явления. Мечта всегда ведет за собой, заставляет человека всесторонне развиваться и совершенствоваться. Если он не знает, куда и на что направлять свои усилия, то никогда не сможет почувствовать себя действительно счастливым.

Как связаны самоопределение и самореализация личности между собой? До начала любого движения вперед необходимо уметь четко понимать, что вам действительно интересно и в чем заключаются ваши сильные стороны. У всех разная натура, поэтому нет ничего удивительного в том, что и стремления у людей неодинаковые. Умение правильно ставить цель - величайшее благо.

Вера в собственные возможности

Без этого компонента не будет ничего. Только вера заставляет нас идти вперед даже тогда, когда потеряны другие ориентиры. Прежде чем начать действовать в направлении задуманной цели, человеку необходимо знать, что он способен ее достичь. Вот почему люди так часто отказываются от реализации намеченного, даже не успев сделать первого шага. Они просто не верят в себя, считают недостойными всяческих наград и подарков от судьбы! Самоопределение, самореализация личности занимают ведущую позицию в процессе эффективного продвижения вперед.

Когда нет веры в успех, ничего и не может получиться. Человек черпает внутренние силы из собственного источника вдохновения. Когда он пуст, голову не посещают светлые идеи, жизнь кажется серой и бессмысленной.

Проблемы самореализации

Несмотря на довольно сильную популярность данной темы, не каждый человек стремится найти собственное предназначение. Большинство, к сожалению, предпочитают просто плыть по течению, в действительности не стремясь ничего изменить в жизни, привнести в нее новые краски. Нужно всегда помнить о том, что мы сами создаем себе светлые моменты, а темные нужно уметь переживать и отпускать. Деятельность, личность, самореализация - вещи, которые неразрывно связаны друг с другом. Без одного не будет другого. Если понятия не имеете, чем вам следовало бы заниматься, значит, не оцените по достоинству возможность проявить себя, раскрыть свою истинную природу.

Другая проблема самореализации заключается в том, что когда вы действуете, то неизбежно будете иметь трудности. Без этого не происходит становление сильной личности. Иногда создается впечатление, что человека специально решили проверить на прочность высшие силы. Мир должен удостовериться в том, что вы достойны лучших благ и потому как будто проверяет реакцию. В самые тяжелые моменты стоит помнить о том, что они временны и, скорее всего, предназначены для чего-то. Тем самым вы готовитесь стать самодостаточным, начинаете ценить самого себя как никогда прежде. Многие сдаются, пройдя половину пути. Некоторые, сделав несколько робких шагов, в нерешительности поворачивают назад. Они воспринимают трудности как нечто фатальное, тратят драгоценные на переживания. Помните, что нельзя позволять печали оглушить вас в тот момент, когда вы делаете активные шаги по реализации заветной мечты. Дойти до конца способен только истинный победитель.

Условия самореализации

Для того чтобы человек максимально смог применить в жизни свои способности, необходимо соблюдение некоторых важных моментов. Стоит заметить, что все компоненты тесным образом связаны между собой. Нельзя взрастить что-то одно и при этом полностью проигнорировать другое. Условия для самореализации личности просты и сложны одновременно. Самым важным, пожалуй, является внутренний настрой. Если цель поставлена достаточно четко, то желаемое придет в вашу жизнь быстрее, чем ожидаете. Это произойдет настолько естественно и спокойно, что не каждый сможет распознать счастье. Создание условий для самореализации личности позволяет с успехом прийти к желаемой деятельности и начать ее развивать.

Внутриличностный поиск

Он начинается тогда, когда индивид начинает задавать себе вопросы относительно самоопределения. Кто я такой и что должен делать в жизни? Как начать заниматься любимым делом, если нет сил и возможностей хотя бы попробовать и оставить нелюбимую работу? Такие вопросы побуждают к действию, подталкивают к глубокому осмыслению происходящих событий. Внутриличностный поиск может продолжаться несколько лет, до тех пор, пока человек не примет для себя окончательного решения. Здесь нельзя торопиться или ограничивать себя в выборе. Нужно уметь прислушиваться к своему собственному голосу, замечать малейшие изменения в сознании.

Свобода как основной двигатель

Вся наша жизнь состоит из постоянного как условие самореализации личности занимает ведущую позицию. Ведь если у человека не будет возможности всецело проявлять себя, он никогда не станет тем, кем должен являться. Безволие появляется всегда, как результат отказа принимать на себя ответственность за происходящее. Это все равно, что совершить предательство по отношению к самому близкому человеку, каким вы и являетесь.

Свобода как самореализация личности возникает в тот момент, когда человек начинает ярко осознавать свою принадлежность к чему-либо. Он чувствует в себе большой прилив сил и больше не хочет жить по-прежнему. В этот момент и важно, заручившись собственной поддержкой, начать делать первые шаги. Чем больше уверенности у вас будет, тем проще потом продолжать начатое дело.

Свобода как условие самореализации личности крайне необходима для успешного старта. Если человек привыкает жить в изматывающих, то начинает бояться любых перемен. Однообразие представляется ему синонимом стабильности. Он боится всяческого движения, поскольку любой эксперимент может закончиться неудачей. Не у всех имеются дополнительные силы для того, чтобы суметь пережить все «проверки» судьбы на прочность.

Потенциал возможностей

В каждом из нас скрыты большие перспективы. Большинство людей даже не подозревают об этом. Продолжая жить обыденной незаметной жизнью, они не имеют возможности получить драгоценный опыт знакомства с собственным внутренним миром. Если бы мы только могли чем-либо измерить свой богатейший потенциал, то непременно удивились бы. Сколько открылось бы сразу закрытых дверей! Так почему страх настолько сковывает движения, что мешает действовать, ставить реальные задачи ежедневно и стремиться к обретению подлинного состояния счастья?

Задумайтесь, на что вы тратите свою жизнь. Не просиживаете ли вы много часов подряд за компьютерными играми? Стремитесь ли развиваться? Знаете ли, что является вашей первостепенной задачей? Никогда не следует отказываться от своей мечты и разменивать ее на сомнительные удовольствия.

Выбор профессии

Порой мы останавливаемся на каком-то одном варианте только потому, что так посоветовали родители или друзья. Человек в редких случаях к моменту окончания школы действительно четко представляет себе, чем хочет заниматься до пенсии. Чтобы отвечать за всю последующую жизнь, нужно взять на себя большую ответственность. Часто мы осуществляем этот выбор хаотично, поддавшись чьим-то уговорам. А все потому, что не умеем слушать себя, не ценим собственные таланты, постоянно пребываем в самокритике!

Между тем выбор профессии - это довольно серьезное решение, чтобы им пренебрегать. Прежде чем направлять свои усилия в развитие той или иной деятельности, нужно хорошенько подумать. Когда решение еще не принято окончательно, его легко изменить. Спрашивайте себя несколько раз на дню, действительно ли выбранная профессия подходит вам, не мечтаете ли о чем-то большем?

Творческая направленность

Созидательное начало заложено в каждом из нас. Чтобы отыскать свою единственно верную дорогу, обратите внимание на творческие способности. Умение писать тексты, музыку или картины должно вдохновить на карьеру известного писателя, художника, мыслителя. Любые способности нуждаются в развитии. Никто другой не начнет заниматься вашей жизнью.

Социальная самореализация

Человек живет в обществе и никогда не может достичь полной свободы от него. Социальная самореализация личности заключается в том, чтобы суметь построить крепкие доверительные отношения с окружающими людьми.

Духовные практики

Такие занятия, как медитации, йога или релаксации помогут сохранить состояние внутреннего равновесия. Если в вашей жизни происходит что-то не так, поддержите себя. Силы для активной жизни заметно прибавятся.

Вместо заключения

Таким образом, самореализация представляет собой важнейшую потребность личности. От того, насколько продуктивно индивид пройдет этап самоопределения, зависит и вся его дальнейшая жизнь. Только человек, полностью раскрывший свою внутреннюю природу, может стать счастливым.

Рассматривая профессиональную деятельность как предмет изучения в психологии, необходимо отметить следующее. Профессиональная деятельность изучается как особая функция субъекта в процессе трудовой деятельности. В этом смысле изучение профессиональной деятельности неразрывно связано с анализом тех особенностей предметной действительности, которые определяют ее содержание, а также с анализом изменений в развитии человека как следствием осуществления субъектом этого вида деятельности.

Проблема профессионального становления личности непосредственно связана с вопросами освоения профессиональной деятельности, с вопросами развития и реализации личности на различных этапах ее профессионального пути.

Л.И. Белозерова трактует профессиональное становление как процесс развития от стремления реализовать свои творческие, потенциальные возможности к пониманию своего призвания, к формированию профессионализма. Она утверждает, что профессиональное становление осуществляется через развитие самосознания личности. Профессиональное самосознание находит выражение в самосовершенствовании, самообразовании личности. Профессиональное становление происходит по мере обучения, воспитания, самообразования студента, являясь по отношению к нему интегрирующим процессом.

Термин «самореализация» (self-realisation) впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. В настоящее время этот термин отсутствует в отечественной справочной литературе, в то время как в зарубежной он трактуется неоднозначно. Чаще всего понятие «самореализация» интерпретируется как «реализация собственного потенциала».

Самореализация личности в профессиональной сфере на жизненном пути предполагает следующие этапы: профессиональное самоопределение (выбор вида и направленности деятельности), становление в избранной профессии, профессиональный рост и развитие профессиональной компетентности. Однако периодически человек уточняет, корректирует ход своей самореализации, возвращаясь к тому или иному ее этапу. Генезис затруднений и трудностей самореализации в профессиональной сфере уже закладывается в предпосылках самореализации личности и впоследствии имеет место на каждом из выделенных этапов, а на самих затруднениях отражается специфика профессии.

Первый этап самореализации - самоопределение. Самоопределение является одним из центральных механизмов становления личностной зрелости, который заключается в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми.

Понятие профессиональное становление личности - процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление.

Э.Ф. Зеер считает, что профессиональное становление - это большая часть онтогенеза человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни. Учёный утверждает, что движение личности в пространстве и времени профессионального труда получило название профессионального становления субъекта деятельности. Автор даёт краткое определение профессионального становления - это «формообразование» личности, адекватное деятельности, и индивидуализация деятельности личностью. Э.Ф. Зеер сформулировал следующие концептуальные положения :

профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность;

· ядром профессионального становления является развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности;

· процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен, неповторим, однако в нём можно выделить качественные особенности и закономерности;

· профессиональная жизнь позволяет человеку реализовать себя, предоставляет личности возможности для самоактуализации;

· индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и не нормативными событиями, случайными обстоятельствами, а также иррациональными влечениями человека;

· знание психологических особенностей профессионального развития позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию, строить, творить свою историю.

Профессиональное становление - это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала для достижения вершин профессионализма.

Профессиональное становление представляет собой динамический процесс «формообразования» личности, адекватной деятельности, который предусматривает формирование профессиональной направленности, профессиональной компетентности и профессионально важных качеств, развитие профессионально значимых психофизиологических свойств, поиск оптимальных способов качественного и творческого выполнения профессионально значимых видов деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности. Системообразующим фактором этого процесса на разных стадиях становления выступает социально-профессиональная направленность, формируемая под влиянием социальной ситуации комплекса взаимосвязанных развивающихся профессионально значимых видов деятельности и профессиональной активности личности.

Переход от одной стадии становления к другой инициируется; изменениями социальной ситуации, сменой и перестройкой ведущей деятельности, - что приводит к - профессиональному развитию личности кризису ее психологической организации, формированию новой целостности, сменяющейся дезорганизацией и последующим установлением качественно нового уровня функционирования центром которого становятся профессионально обусловленные психологические новообразования.

Профессиональное становление личности представляет собой процесс повышения уровня и совершенствования структуры профессиональной направленности, профессиональной компетентности, социально и профессионально важных качеств и профессионально-значимых психофизиологических свойств через разрешение противоречий между актуальным уровнем их развития, социальной ситуацией и развивающей веду щей деятельностью .

Процесс профессионального становления опосредован профессионально значимыми видами деятельности и социальной ситуацией. Динамика профессионального становления подчинена общим закономерностям психического развития: преемственности, гетерохронность, единству сознания и деятельности.

Действенность профессионального становления личности зависит от следующих условий: психологически обоснованного выбора профессии; профессионального отбора оптантов, имеющих интерес и склонность к профессии, формирования у них профессиональной направленности, придания содержанию и технологии профессионально-образовательного процесса в учебном заведении развивающего характера; последовательного освоения специалистом и профессионалом системы взаимосвязанных видов деятельности.

На начальных стадиях профессионального становления решающее значение имеют противоречия между личностью и внешними условиями жизнедеятельности. На стадиях профессионализации и особенно профессионального мастерства ведущее значение приобретают противоречия внутрисубъектного характера, обусловленные внутриличностными конфликтами, не довольством уровнем своего профессионального роста, потребностью в дальнейшем саморазвитии и самоосуществлении. Разрешение этих противоречий приводит к нахождению новых способов выполнения профессиональной деятельности, смене специальности, должности, а иногда и профессии.

Переход от одной стадии профессионального становления к другой сопровождается кризисами. Поскольку они психологически обоснованы, назовем их нормативными. Крушение профессиональных намерений, прекращение профессионального образования, вынужденное увольнение, переквалификация также сопровождаются кризисами (назовем их ненормативными). Следует также констатировать, что любая профессиональная деятельность деформирует личность, приводит к образованию социально и профессионально нежелательных качеств, черт характера.

В процессе профессионального становления возникают противоречия двоякого рода:

· между личностью и внешними условиями жизнедеятельности.

· внутриличностные.

Основным противоречием, детерминирующим развитие личности, является противоречие между сложившимися свойствами, качества ми личности и объективными требованиями профессиональной деятельности.

Образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качёства составляют профессиональный потенциал развития специалиста. Реализация потенциала зависит от многих факторов:

· биологической организации человека,

· социальной ситуации,

· характера профессиональной деятельности,

· активности личности, ее потребности в саморазвитии и самоактуализации.

Но ведущим фактором профессионального становления личности является система объективных требований к ней, детерминированных профессиональной деятельностью, в процессе выполнения которой и возникают новые свойства и качества. Смена или перестройка способов ее выполнения, изменение отношения к ведущей деятельности обусловливают стадиальность развития личности.

В профессиональном становлении также большое значение имеют социально-экономические условия, социально-профессиональные группы и активность самой личности. Субъективная активность человека определяется системой устойчиво доминирующих потребностей, мотивов, интересов, ориентаций и т.п.

Детерминация профессионального становления личности различными психологическими школами трактуется по-разному.

Социально-психологические теории рассматривают профессиональное развитие как результат социальной селекции и предшествующей выбору профессии социализации.

Психодинамические теории в качестве детерминант профессионального развития человека рассматривают инстинктивные побуждения и эмоционально окрашенный опыт, полученный в раннем детстве. Важную роль играет реальная ситуация в мире профессий, которую наблюдает личность в детстве и ранней юности.

Представители психологии развития факторами профессионального становления считают предшествующее (до выбора профессии) образование и психическое развитие ребенка.

Л.М. Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности :

· адаптивную модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний, алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм. Адаптивная модель отражает становление специалиста, который является носителем профессиональных знаний, умений и опыта.

· модель профессионального развития, которая характеризуется способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей. Модель профессионального развития характеризует профессионала, владеющего профессиональной деятельностью в целом, способного к ее самопроектированию и совершенствованию движущими силами развития специалиста являются противоречия между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, опытом и способностями. Основная движущая сила развития профессионала - внутриличностное противоречие между «Я-действующим» и «Я-отраженным». Переживание этого противоречия побуждает профессионала к поиску новых способов самоосуществления.

Можно выделить следующие траектории профстановления:

1. Плавное, бесконфликтное и бескризисное профессиональное становление в рамках одной профессии.

2. Ускоренное развитие на начальных стадиях становления с последующими стагнацией и спадом. Реализуется, как правило, также в рамках одной профессии.

3. Ступенчатое, скачкообразное личностное и профессиональное развитие, приводящее к вершинным достижениям (не обязательно в рамках одной профессии) и сопровождающееся кризисами и конфликтами профессионального становления.

Изменение темпа и вектора развития происходит в основном при смене стадии становления. Решающее значение при этом имеют изменения социальной ситуации развития, ведущей деятельности и собственной активности личности. Каждый из трех основных вариантов становления имеет разнообразные версии.

При профессиональном становлении могут возникать затруднения, которые, в свою очередь, накладываются на ранее имевшиеся затруднения в ходе профессионального самоопределения (выбора профессии). При этом личность либо «доопределяется» и адаптируется в ходе профессионального становления, либо оказывается в ситуации безработицы. Возможен также вариант обретения новой профессии, в которой личность сможет самореализоваться более адекватным образом, чем ранее. Однако в данном случае необходимо наличие значительного личностного потенциала и способности выйти на иной, более высокий уровень самореализации.

В этап профессионального роста входят развитие профессиональной компетентности и последующая адаптация уже не себя к профессии, а профессии к себе (Е.П. Ильин). Безусловно, существует преемственность, плавный взаимопереход между этапами профессионального становления и профессионального роста. Последний соответствует высокому уровню самореализации личности - уровню смысложизненной и ценностной реализации (сущностной аутентичности). В структурно-функциональной модели самореализации личности имеет место сбалансированность между блоками модели при некотором превалировании блока «хочу» взаимосвязанного со смысложизненными и ценностными ориентациями. При этом блок «хочу» содержит выраженный компонент аутентичности. Низкий уровень самореализации отличается преобладанием данного блока, примитивно выраженного, с превалирующим потребностным компонентом. Именно на этом уровне аккумулируются различного рода затруднения самореализации в профессиональной сфере.

С уровнями самореализации, генезисом самореализации личности связано понятие личностной зрелости и ее становления, что особенно важно в профессиональной сфере как одной из основных сфер жизнедеятельности. Характеристика, атрибутивно присущая личности, самореализующейся в профессиональной сфере, - личностная автономность. Таким образом, автономность может служить одним из условий личностной зрелости и, соответственно, высокого уровня самореализации личности.

Близким понятиям к понятию профессионального становления, самоопределения является понятие «профессиональная самореализация», раскрываемым А. Маслоу «через увлеченность значимой работой», К. Ясперсом через «дело», которое делает человек. В этом понятии также акцентируется активность личности в процессе профессионализации человека. Но понятие «профессиональная самореализация» является более узким, чем понятие «профессиональное самоопределение» и характеризует лишь одну стадию профессионального самоопределения.

Итак, Э.Ф. Зеер утверждает, что профессиональное становление личности обогащает психику, наполняет жизнедеятельность человека особым смыслом, придаёт профессиональной биографии значительность. Профессиональное становление - это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала для достижения вершин профессионализма.

Что такое самореализация человека?

Самореализация - активная жизненная позиция личности по воплощению в деятельности или отношениях своих потенциальных возможностей.

Процесс самореализации личности предполагает претворение в жизнь своих внутренних ресурсов и способностей врождённых и/или приобретённых безотносительно к тому, про или антисоциальными являются эти способности.

Потребность человека в самореализации

Желание человека проявить себя в обществе, отразив свои личностные качества, его стремление к наиболее полному раскрытию себя, использованию своих знаний и умений, осуществлению собственных замыслов, реализации индивидуальных талантов и способностей в достижении всего желаемого, стремление быть лучшим и чувствовать удовлетворенность своим положением. Потребность человека в самореализации и самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.

Самореализация = признание + самоутверждение

Потребность в самореализации состоит из потребности в признании и потребности в самоутверждении. Личности важно не только уметь проявить себя. Чтобы потребность в самореализации полностью удовлетворить человеку ещё необходимо получить и высокую оценку от окружающих. То есть, чтобы самореализоваться личности важно не только получать результат от своей деятельности, но и ощущать отдачу от окружающих.

Чтобы оценить, насколько вы самореализовались, должен быть критерий оценки. Например, вы хотите самореализоваться, как врач. Тогда критерием оценки может быть количество пациентов, которым вы помогли выздороветь. При этом признание - это признание пациентов (а не коллег), а самоутверждение - это ваш уровень профессионализма.

Человека, который смог развить и применить на практике свои внутренние врожденные и приобретенные способности, общество оценивает как состоявшуюся личность.

Процесс самореализации требует от личности, в первую очередь, активного приложения волевых усилий в условиях конкретной деятельности.

Способы самореализации личности

Какими инструментами пользуется человек, чтобы достичь самореализации, общественного признания и занять свое место в жизни?

Ежедневно мы раскрываем себя в профессиональной деятельности, в своих увлечениях, а недавно появился и новый способ самореализации – глобальная виртуальная сеть и мировое информационное пространство. Однако все же главным и основным средством самореализации человека является творчество.

Творческая самореализация

Творческая самореализация включает в себя раскрытие талантов не только в сфере искусства, а также применение своих способностей и знаний в научной деятельности. Однако, не стоит отрицать возможность творческой самореализации, если вам кажется, что у вас нет способностей к искусству или к науке.

Творческая самореализация возможна также в процессе решения определенных профессиональных и жизненных задач, в поиске способов самовыражения в любой сфере жизнедеятельности.

Безусловно творческий подход открывает перед личностью наибольшие возможности для самореализации. Именно творческая самореализация способствует и саморазвитию личности, и достижению многих других целей.

Профессиональная самореализация

Профессиональная самореализация в первую очередь означает достижение значимых успехов в выбранной и интересующей личность сфере трудовой деятельности. Такая профессиональная самореализация может выражаться в занимании желаемой престижной должности, выполнении приносящих удовольствие профессиональных обязанностей, в повышении уровня заработной платы и т. п.

Так что профессиональная деятельность, особенно в сочетании с личными мотивами и целями, дает самую плодородную почву для эффективной самореализации. Ведь именно в общественно полезной и актуальной деятельности возможно полное раскрытие потенциала и способностей личности.

Сама по себе деятельность в сфере выбранной профессии играет в жизни человека едва ли не главенствующую роль. Многие из нас отдают своей работе практически все свободное время. Именно в условиях работы формируется определенный опыт, навыки, умения и знания, происходит личностный и карьерный рост. Профессиональная самореализация также оказывает значимое влияние на социальный статус человека, что в свою очередь связано с его социальной самореализацией.

Социальная самореализация

Социальная самореализация – это достижение успешности во межличностных отношениях, в обществе, причем именно в таком количестве и качестве, которые приносят удовлетворение и ощущение счастья человеку, а не ограничиваются шаблонами и стереотипами, устанавливаемыми социумом.

В отличие от других сфер самореализации и областей жизнедеятельности, социальная самореализация основывается на сугубо личных целях личности. Социальная самореализация заключается в достижении человеком того уровня социального статуса и удовлетворенностью своей жизни, который конкретно для него кажется идеальным.

Социальная самореализация личности во многом связана с теми социальными ролями, которые заключают в себе любую из возможных социальной деятельности, например, педагогическую, политическую, гуманитарную и др.

Например, социальная самореализация для женщин часто трактуется как истинным, природно заложенным предназначением представительниц слабого пола. Успешная социальная самореализация в нашем обществе заключается в осуществлении женщиной потенциала: встретить свою любовь, создать семью, состояться как мать. И для большинства женщин такая самореализация – необходимый компонент для ощущения себя счастливым человеком.

Условия самореализации личности

Существует ряд факторов, при отсутствии которых процесс самореализации в принципе невозможен, то есть имеются в виду условия самореализации личности.

В первую очередь к ним относится воспитание и культура индивида. К тому же, каждый социум, каждая отдельная социальная группа, определенная система семьи, вырабатывает свои стандарты и уровни развития личности. Это отражается и на воспитательных процессах, поскольку каждая отдельная общность будет оказывать на ребенка, то есть будущего полноценного индивида, определенное влияние, прививать ему свою культуру поведения, обособлять черты характера, принципы, и даже мотивацию поведения.

Также отдельным влиянием на возможность самореализации для индивида, которое нередко оказывается наиболее сильным, обладают принятые в социальной среде традиции, устои, даже стереотипы.

Факторы самореализации личности

Важными факторами самореализации выступают и определенные врожденные характеристики личности. Так например, психологи описывают личность, способную на эффективную самореализацию как особу:
обладающую свободой действий в любых жизненных ситуациях;
ощущающую самостоятельный контроль над жизнью;
подвижную, имеющую высокие адаптационные ресурсы;
действующую спонтанно в принятии решений;
имеющую творческий потенциал.

Но не все психологи однозначно трактуют вышеуказанные характеристики человека как необходимые черты, качества, условия для самореализации личности. Очевидно, что для достижения эффективной самореализации необходима не столько врожденная одаренность, а сколько приобретенные свойства личности такие как целеустремленность, уверенность в себе, понимание цели, инициативность, решительность, трудолюбие, жизненная активность и энергичность.

Самореализация возможна на том уровне развития человека, когда личность открывает и развивает свои способности, осознает приоритеты в своих интересах и потребностях, имеет определенный набор качеств характера, готова прикладывать определенные волевые усилия. Поэтому главным условием эффективной самореализации является также кропотливая внутренняя работа над собой, постоянное саморазвитие и самовоспитание.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, как знаменитые и успешные люди добились своего нынешнего положения? А Вы хотите изменить собственную жизнь? Сделать ее лучше и интереснее, добиться настоящего успеха?

Каковы бы ни были конкретные причины успеха того или иного человека, главное, что характеризует всех успешных людей - это высокий уровень их личностной самореализации.

Под самореализацией гуманитарная психология, основоположником которой считается известный американский психолог и философ А. Маслоу ***, понимает состояние осуществления внутренней природы человека. Самореализация означает все более полное становление собой, выражение своей внутренней сущности на внешнем уровне жизни. Это то, что делает человека незаурядной личностью.

Самореализация - это раскрытие собственных возможностей - и это тот путь, который ведет человека к более счастливой и успешной жизни.

Самореализация - высшая потребность человека

Психология и нейрофизиология исходят в общем и целом из того, что современный человек реализует в среднем всего лишь 5- 10% своего потенциала. Если Вы представите, что пианист при игре пользуется только левым мизинцем, то получите наглядное представление о том, что это значит. Может ли такая игра принести удовольствие самому пианисту, не говоря уже об успехе у зрителей?

А. Маслоу является автором иерархической модели потребностей человека - так называемой "пирамиды потребностей ". Чем "выше" уровень потребностей, тем больше счастья способно доставить человеку их осуществление. Наибольший уровень счастья и удовлетворения приносят "высшие " потребности, которые напрямую связаны с самореализацией человека, с саморазвитием.

Однако, пока более "низшие " потребности не удовлетворены, человеку трудно обратить свой взор к потребностям более высокого порядка и ощутить ту радость, которую они в состоянии дать. Повседневные заботы о еде и одежде, работе и жилище часто полностью поглощают человека. В такой жизни мало радости и мало смысла. С точки зрения А. Маслоу, это своего рода подготовка к жизни, нежели действительная жизнь. Не случайно многие люди современного общества испытывают фрустрации, депрессию , связанные со смутным или явным осознанием рутинности и бессмысленности своего существования, своей нереализованности . По оценкам медиков, прозвучавших на Международной Конференции ВОЗ, проходившей в Москве 28 апреля 2011 г., около 30% населения западного мира страдают депрессией, а через 20 лет эта цифра составит уже 50%.

Последние три уровня: "познание", "эстетические потребности" и "самореализация" вместе называют "потребностью в самовыражении" или духовными потребностями.

А. Маслоу исходит из того, что человеческая жизнь приобретает тем больше смысла и удовлетворения, чем больше делается для реализации так называемых "крайних" или "главных ценностей", т. е. любви, свободы, правды, справедливости и красоты.

Но важна и обратная связь: чем выше уровень самореализации человека (уровень раскрытия собственных способностей), тем легче человек достигает своих целей с точки зрения удовлетворения потребностей более низшего порядка. Самореализация означает рост личной эффективности человека в любой области жизни.

В итоге самореализовавшийся человек удерживает в равновесии идеализм и материализм, "высшее" и "низшее". Материальная сторона жизни приносит ему такое же удовлетворение, как и духовная.

Самореализация - зрелость личности

Самореализация означает максимально полное раскрытие не только индивидуальных, но и универсальных качеств, присущих всякому развитому человеческому существу.

Самореализация - это формирование определенных качеств личности, наиболее полно отражающих внутреннюю природу человека, которая совершенна.

Внутренняя природа человека - это сознание , которое, являясь самой сущностной характеристикой человека, определяет весь стиль его мышления и поведения. Поэтому самореализация напрямую связана с раскрытием полного потенциала сознания человека. Можно сказать, что самореализация - это показатель определенной внутренней зрелости сознания человека. Все более полное использование потенциала сознания человека делает его все более совершенной личностью.

А. Маслоу исследовал людей, которые стали незаурядными личностями (деятелей искусства, предпринимателей и политиков). В результате он установил признаки, которые характеризуют самореализовавшихся людей.

  1. Тот, кто достиг цели раскрытия собственных возможностей (самореализации), яснее воспринимает действительность. Он в состоянии лучше различать реальность и надежды, ожидания или веру.
  2. Самореализовавшийся человек принимает себя таким, какой он есть.
  3. Поведение того, кто достиг высокого уровня самореализации, характеризуется непосредственностью, простотой и естественностью. Ему чужды искусственность и страсть к эффектам.
  4. Человек, достигший самореализации, ориентирован не на себя, а на решение проблемы. Он не слишком поглощен заботой о самом себе, а живет ради выполнения задачи, цели или миссии, важной для всех. Самореализовавшийся человек действует с ответственностью, а не как "шахматная фигура".
  5. Одиночество не гнетет его. Он самодостаточен.
  6. Люди, достигшие высокой степени самореализации, легче переносят так называемые "удары судьбы", лишения, фрустрации и т. п. Они в большей степени независимы от влияний окружающего мира. Это поднимает их над обстоятельствами, позволяя им направлять свою жизнь в нужное для них русло.
  7. Они в состоянии постоянно производить переоценку основных жизненных ценностей, какое бы это ни производило впечатление на других людей. Это означает также, что самореализовавшиеся люди не ведают скуки.
  8. Люди, достигшие самореализации, подчас испытывали мистические чувства, как то: неограниченных возможностей, неописуемого удивления по отношению к действительности, бесконечности времени и пространства и др.
  9. Самореализация делает отношения людей, достигших ее, с другими людьми более полноценными и гармоничными. Самореализовавшиеся люди чувствуют единение с другими более отчетливо, чем "средний человек", но круг их близких друзей ограничен.
  10. Люди, достигшие самореализации, обладают демократичным характером: относятся одинаково дружелюбно к людям любого типа. Они всегда открыты для того, чтобы учиться у каждого чему-нибудь.
  11. Такие люди обладают ясными моральными представлениями и твердыми этическими принципами. Им не надо объяснять, что правильно, а что нет; но их воззрения на добро и зло часто не совпадают с мнением большинства.
  12. Они понимают юмор, но не смеются злобным шуткам, больно ранящим других людей, а также таким шуткам, в которых высмеиваются слабости других. Поэтому по сравнению с "обыкновенными людьми" они выглядят сдержанными.
  13. Творческие способности, оригинальность или изобретательность непременные спутники самореализации и присущи всем самореализовавшимся людям. У самореализовавшихся людей постоянно возникают новые идеи.
  14. Люди с высоким уровнем самореализации достаточно терпимы, но в критических ситуациях проявляют решительность и мужество.
  15. Самореализовавшиеся люди исключительно преданы своей семье.

Самореализация и Техника Трансцендентальной Медитации

Техника Трансцендентальной Медитации Махариши является простым и эффективным способом развития полного умственного потенциала человека и роста уровня его самореализации. Как подтвердили многочисленные тесты, проводимые с медитирующими, уже после 2-х месяцев медитации у исследуемых отмечается прогресс по таким показателям, как интеграция и стабильность личности, эмоциональная зрелость, целеустремленность, высокая самооценка, умение поддерживать хорошие отношения, гибкость в достижении целей, адаптивность к сложным условиям и другим признакам, характерным для личности с высоким уровнем самореализации.

Во время медитации растворяются глубокие, накопленные за всю жизнь стрессы и напряжения , являющиеся причиной всех стереотипных реакций и моделей поведения, присущих психике того или иного человека. Это снимает блоки и ограничения, обычно давлеющие над человеком всю его жизнь, и позволяет раскрыть все богатство внутреннего мира человека.

Медитация повышают самоуважение и позволяют интегрировать отдельные подавленные части личности. Она избавляет от необходимости постоянно подавлять свои качества, которые считаются отрицательными. Вместо этого она предоставляет медитирующему возможность прислушаться к своему внутреннему "Я". Вот как выразила это одна из медитирующих женщин:

"Раньше я училась быть такой, какой меня хотели бы видеть другие. Ценой этому была потеря контакта с самой собой. С медитацией ощущение моей личности вновь ожило. Медленно, но верно я стала ощущать различные черты моей внутренней действительности. Я все свободнее и свободнее стала руководствоваться в своих мыслях и действиях собственным опытом. Я стала доверять своим собственным впечатлениям и ощущать себя все увереннее. Медитация предоставила мне шанс восстановить нарушенные контакты с самой собой. Я согласна быть такой, какая я есть, без помощи постоянных приказов и предписаний типа: "Скажи же и ты что-нибудь", "Будь внимательнее" и т. п. И вдруг все пошло гораздо легче и естественнее".

Медитация устраняет саму причину всех стереотипов мышления и "заколдованных кругов" и высвобождает силы, способные изменить образ поведения, ведущий к застою и саморазрушению.

Самореализация - это естественное, автоматическое следствие развития сознания , происходящего в результате занятий медитацией. Раскрытие собственных возможностей- это естественный процесс, который начинается тогда, когда нет существенного психического противодействия в сознании самого человека.

Самореализация - цель жизни

Самореализация, самораскрытие означает, по А. Маслоу, процесс, ведущий к тому, чтобы стать человечнее. Самореализация ведет к достижению более высокой степени совершенства, к тому, чтобы все в большей степени становиться человеком .

Самореализация - наиболее полное осуществление собственной внутренней природы является истинной целью жизни каждого человека.

"Человек по своей природе стремится к наполненному и абсолютному бытию, ко все более полной реализации своего существования - так же точно, как желудь стремится стать дубом"

А. Маслоу

Ю. Сычева, кандидат экономических наук,
Учитель Трансцендентальной Медитации

*** Абрахам Маслоу (англ. Abraham Maslow, 1.04.1908- 8.06.1970)- видный американский психолог, основатель гуманистической психологии. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года "Мотивация и Личность" (Motivation and Personality).

Каждая личность уникальна по-своему. Жизненный путь отдельно взятого человека никогда не получится повторить. Но если длина нашей жизни предначертана свыше, то ее ширина, зависит лишь от нас. И здесь у многих возникает проблема и заключается она в самореализации человека как личности. Одним удается найти свою нишу, другие всю жизнь проводят в поисках, а третьи и вовсе проживают лучшие годы впустую. Как найти себя и полностью раскрыть свой потенциал? Об этом мы сейчас и поговорим.

Психология самореализации личности

Самореализация – это не только процесс совершенствования личности и познания себя. Также это и результат постоянного роста и работы с внутренним потенциалом. О людях, которые смогли реализовать свои внутренние ресурсы, обычно говорят, что они состоялись в жизни. Однако чтобы это произошло, человек обязан постоянно развиваться. Психологические проблемы самореализации личности заключаются в несоответствии между энергетическим и интеллектуальным потенциалом человека и степенью его актуализации. Иными словами, в силу различных жизненных обстоятельств истинный потенциал личности может не совпадать с конечным результатом ее деятельности. Это часто приводит к ощущению неудовлетворенности собственной жизнью. Несмотря на это потребность в самореализации сохраняется у каждой личности и этот феномен уже долгое время изучается ведущими психологами мира.

В своих исследованиях С.Л. Рубинштейн пришел к выводу, что основным механизмом формирования личности являются мотивы. Они проявляются в мыслях и поступках человека. Если, к примеру, человек берет на себя ответственность, смелость в принятии решений и работает со своими страхами, то впоследствии эти поступки укоренятся в его сознании в виде определенных черт характера. В результате все новые свойства будут связаны в единую систему, с помощью которой человек сможет, либо наоборот окажется не в состоянии раскрыть себя.

К. Роджерс выделял два типа личности:

  • полноценно функционирующая;
  • неприспособленная.

Однако другой его коллега С. Мадди сравнил несколько теорий личности и взял за основу в своих исследованиях следующие хараткеристики полноценного человека:

  • творчество – без него невозможна жизненная реализация личности;
  • принцип «здесь и теперь» - включает в себя подвижность личности, ее высокую адаптивность и спонтанность в принятии решений;
  • свобода действий во всех жизненных ситуациях – ощущение контроля над своей жизнью.

Стратегии самореализации личности

Самореализация – это процесс, который длится в течение всей жизни человека. Она становится возможной только тогда, когда сама личность осознает свои способности, интересы и потребности. Иными словами вся жизнь человека строится на цепочке действий, направленных на самореализацию и достижение жизненных целей. Чтобы состояться в жизни важно прилагать усилия, которые состоят из определенных стратегий. Выполнение этих стратегий и является главным условием самореализации личности.

С изменением возраста человека, меняются его потребности, а значит, цели и жизненные стратегии тоже видоизменяются. К примеру, в юности человек начинает определяться в выборе профессиональной деятельности, а многие на первых порах начинают решать и вопросы личной жизни. Когда первая ступень самореализации достигнута и человек обзавелся семьей и профессией, начинается коррекция и видоизменение стратегий. Когда уходит потребность в обретении должности, начинается адаптация к этой должности, окружению и т.п. Что касается семьи, то и там происходит нечто подобное. Стратегии выбираются личностью с учетом возраста, характера и потребностей. Хотя нередки случаи, когда срабатывает принцип «здесь и сейчас», когда у человека нет времени на раздумья или выгода подвернувшегося действия очевидна.

Возникает резонный вопрос - какие существуют способы самореализации личности? Какими инструментами пользуется человек, чтобы достичь общественного признания и занять свое место в жизни? На самом деле все довольно просто. Ежедневно мы раскрываем себя в труде, в хобби и увлечениях, а недавно появился и новый способ самореализации – глобальная сеть и мировое информационное пространство. Однако все же главным и основным средством, через которое проходит весь потенциал человека, является творчество. Психологи считают, что только творческая активность может привести человека к сверхнормативной деятельности без преследования какой-то определенной цели. Иными словами, творчество – это добровольное занятие, на которое человек готов тратить все свои силы ради того чтобы проявить себя и свои возможности. Но что мотивирует человека на длительную и кропотливую работу над собой? Это, как правило, общеизвестные и общечеловеческие ценности, потребности и механизмы.

 

Возможно, будет полезно почитать: