Профессиональные болезни дальнобойщиков. Профессиональные болезни водителей и правило

Болезни водителей

Проведенный недавно опрос жителей нескольких крупных российских городов показал, что почти пятая часть населения считает автомобиль наиболее ценным изобретениям человечества. Миллионы людей не маслят свою жизнь без «железного коня». Но автомобиль не только удобное средство передвижения, а еще и источник повышенной опасности для здоровья. Откуда же водителю ждать неприятностей, не считая, конечно, риска ДТП?

Большинство «профессиональных» болезней водителей связаны с неудобным положением за рулем. В результате нарушается циркуляции крови в малом тазе, повышаются нагрузки на позвоночник. Чаще всего водители страдают радикулитами и остеохондрозами. К сожалению, эти заболевания – «подарок» на всю оставшуюся жизнь. Остеохондроз, к тому же, вообще может привести к инвалидности. Из-за частых сквозняков, работающего кондиционера у водителей нередко воспаляются мышцы шеи и груди (называется это миозитом). Дополняют букет геморрой и простатит.

Другая группа заболеваний – следствие повышенной эмоциональной нагрузки. Постоянное напряжение за рулем увеличивает риск болезней сердца и сосудов. Потому-то у водителей нередки инфаркты, гипертония, сбои сердечного ритма. Водители, помимо всего прочего, подвергаются повышенному воздействию токсичных веществ, что приводит к снижению иммунитета, аллергии, бронхиальной астме и даже онкологическим заболеваниям.

На первом месте по степени опасности – выхлопные газы. Большинство автомобилей работают на бензине, при сгорании которого выделяется более 200 токсичных продуктов. Наиболее вредными для здоровья являются окислы углерода (СО) и азота (NO), углеводороды (формальдегид, бензапирен, фенол) и тяжелые металлы.

Окись углерода (или угарный газ) не имеет ни цвета, ни запаха, поэтому человек может не почувствовать ее присутствия в воздухе даже при смертельных концентрациях. Однако в атмосфере очень редко содержание окиси углерода достигает уровня, опасного для жизни. Коварство угарного газа в другом: это соединение «мешает» белку крови гемоглобину переносить по органам и тканям кислород. В результате может наступить кислородное голодание, от которого в первую очередь страдает мозг. При легком отравлении наблюдаются головная боль, тяжесть в голове, слабость, головокружение, тошнота, рвота. В более тяжелых случаях человек может даже потерять сознание.

Не менее опасны окислы азота – главная причина смога на оживленных магистралях. Они раздражают органы дыхания и глаза, могут быть причиной хронических заболеваний легких.

Углеводороды, особенно бензапирен, являются канцерогенами, т.е. веществами, способными вызвать рак.

Установка на выхлопные трубы катализаторов помогает избавиться только от части вредных веществ, наиболее же опасные канцерогенные углеводороды они не задерживают. Поэтому, чтобы защитить себя и других от токсичных веществ, желательно заправляться бензином, содержащим специальные присадки, которые обеспечивают более полное сгорание топлива.

Опасны для здоровья продукты, выделяемые шинами автомобилей. При резком торможении они выделяют целый букет токсических веществ: бензол, ксилол, стирол, толуол; сероуглерод, формальдегид, фенолы; окислы серы. При трении шин об асфальт образуются еще и нитрозосоединения, которые являются мощнейшими канцерогенами. Международная организация по исследованию рака включила их в список так называемых приоритетных токсикантов, т.е. веществ, представляющих наибольшую опасность для здоровья человека.

Шинная пыль, образующаяся при износе протектора, при попадании в легкие вызывает аллергические реакции, бронхиальную астму, а при контакте со слизистой оболочкой и кожей – конъюнктивит, ринит и крапивницу. По оценкам американских ученых, в США за год в атмосферу попадает 900.000 тонн пыли; не меньше ее выбрасывается и на российских дорогах.

Еще одним источником опасности в автомобиле являются… тормозные колодки. Дело в том, что они изготавливаются из асбеста, «общение» с которым приводит к раковым заболеваниям (его, например, давно запретили использовать при строительстве новых домов, а в Германии даже сносят старые постройки, где применялся этот материал). Но наибольший вред здоровью человека наносит фенол, выделяющийся при торможении, когда температура диска и колодок достигает восьмисот градусов.

Что же нужно делать водителям, чтобы избежать неприятностей? Как бы банально это ни звучало, необходимы разнообразные физические нагрузки, то есть ежедневный комплекс гимнастических упражнений. Круговые движения в поясничном отделе позвоночника, всевозможные сгибания и разгибания.
Очень полезен контрастный душ. Температурное «раскачивание» активизирует кровообращение, нормализует тонус нервной системы, стимулирует иммунитет. Витамины тоже не помешают, особенно их сбалансированные комплексы.

Кроме всего прочего, очень желательна ежедневная прогулка. В день нужно проходить примерно пять километров (Yтром ли вы это будете делать, вечером ли – значения не имеет). Этих процедур вполне достаточно для того, чтобы держать себя в необходимой форме и противостоять «автомобильным» недугам.

Автомобиль – не роскошь, а провокатор болезней. Видео

Об этом прекрасно знают те, чья профессия связана с долгими поездками - дальнобойщики, таксисты и т.п. Тем более удивительно, что обычные люди, купив машину, практически сутками не вылезают из нее, садясь за руль даже для того, чтобы съездить в булочную на углу. Чем это может обернуться рассказывает доктор медицинских наук Алексей Рунов.

Профессиональные болезни водителей условно можно разделить на три группы.

Первая группа профессиональных заболеваний водителей

Это заболевания и органов малого таза из-за длительного сидения за рулем, отчего происходит застой кровообращения в малом тазу. Сюда можно отнести радикулиты, остеохондрозы, геморрой и простатит.

Вторая группа заболеваний водителей

Вторая группа заболеваний связана с повышенной эмоциональной нагрузкой. Не верьте тем, кто говорит, что за рулем отдыхает. На самом деле, человек, его нервная система находятся в постоянном напряжении, что становится причиной сердечно-сосудистых заболеваний. У водителей часто наблюдаются сбои сердечного ритма, гипертония, инфаркты.

Третья группа профессиональных заболеваний тех, кто за рулем

Третья группа - болезни желудочно-кишечного тракта, связанные с нерегулярным и неполноценным питанием во время работы. Но это больше удел водителей-профессионалов, нежели любителей.

Что делать, чтобы не допустить появления этих болезней водителей и тем более перехода их в форму? Как банально это не звучало, но в первую очередь разнообразить физические нагрузки. Я говорю о ежедневном комплексе гимнастических упражнений, который должен держать в норме сердце, сосуды и поддерживать тонус нервной системы.

Это самый обычный комплекс зарядки. Но в нем обязательно должны присутствовать круговые движения в поясничном отделе позвоночника, всевозможные наклоны, сгибания и разгибания.

Каждая профессия по-своему сложна и оказывает определенное воздействие на организмы людей. Работа водителем не является исключением, а у профессиональных шоферов со стажем при детальном обследовании нередко выявляется целый букет заболеваний. Преимущественно их провоцирует постоянное сидячее положение и минимальная подвижность в рабочие часы. Давайте рассмотрим профессиональные болезни водителей, что к ним приводит и как предупредить их развитие?

Как предотвратить пищеварительные нарушения у водителей

Врачам известны самые разные профессиональные заболевания водителей, но начинается все обычно с нарушений желудочно-кишечного тракта. Первой неприятностью становится разрастание жировых отложений на животе, груди и бедрах. Многие дальнобойщики, вынужденные вести сидячий образ жизни, имеют лишние килограммы из-за того, что употребляемая пища не усваивается надлежащим образом, превращаясь в жир. Причина проста: водитель из-за минимальной подвижности и отсутствия физических нагрузок почти не затрачивает энергии.

Профилактика профессиональных заболеваний - задача не из легких, но в данном случае все вполне выполнимо. Водителю нужно лишь отказаться от фаст-фуда, сладкой газировки, всевозможных снеков и прочей бесполезной пищи. При несбалансированном питании что-либо исправить будет невозможно. Рацион должен состоять преимущественно из продуктов с малым содержанием быстрых углеводов и жиров, то есть меню желательно составлять из:

Рекомендуется готовить еду самостоятельно и брать в дорогу в контейнерах, или покупать диетическую пищу в закусочных. В перерывах между рейсами рекомендовано ходить в спортзал, выходить на пробежки, заниматься кардио.

Помимо ожирения из-за недостаточной физической активности может развиться и другое нарушение, связанное с перистальтикой кишечника. Употребляемая на ходу еда усваивается не полностью, задерживаясь в организме дольше, чем нужно. Это приводит к скоплению токсических веществ, нарушению выработки ферментов и раздражению слизистых. Все это приводит к воспалениям кишечника, гастритам, язвам и даже появлению недоброкачественных полипов. Чтобы всего этого избежать, водителям нужно кушать не на ходу, а в кафе за столом, причем после еды стоит выделить 10-15 минут пешей прогулки - это полезно для пищеварения. Нередко у водителей развивается и сахарный диабет из-за неправильного питания.

Почему у водителей возникают проблемы из-за кровообращения

Сердечно-сосудистые заболевания тоже довольно распространены. Даже врачебная статистика подтверждает, что мужчины, вынужденные часто и подолгу сидеть за рулем, сильнее подвержены риску развития гипертонии и иногда даже инфарктов. У данного явления есть элементарное объяснение. Высокая эмоциональная нагрузка, возникающая из-за того, что водитель вынужден постоянно контролировать дорогу, не дает ему расслабиться.

Масло в огонь подливает и минимальная активность при слабом обмене веществ, вызывающая атрофию мышц, в том числе сердца. В сидячем положении сердечно-сосудистой системе просто не приходится полноценно функционировать, поэтому ее состояние постепенно угнетается.

Простатит у водителей

У водителя, который постоянно находится в автомобильном кресле, могут возникнуть проблемы с половой системой. Главная причина заключается в отсутствии нагрузок. У мужчин 20-50 лет частым заболеванием является простатит, причем многие пациенты урологов - это водители. Первые симптомы болезни проявляются общей слабостью и быстрой утомляемостью. Чем раньше начать лечение, тем ниже вероятности серьезных осложнений в виде бесплодия и импотенции.

Развивается простатит из-за застоев крови в области малого таза, которые усугубляются постоянной тряской и физическими перегрузками при езде по неровностям. Еще крайне негативно влияет подогрев сидений, ведь перегрев области паха опасен для мужских половых органов.

Профессиональный водитель, который проводит за рулем много времени, периодически выходит из машины. Когда это происходит в холодное время года, организм испытывает резкие температурные перепады, которые тоже негативно влияют на предстательную железу и провоцируют ее воспаления.

Бесплодие - еще более опасное заболевание профессионального водителя, к которому может привести невылеченный простатит. Особенно высок риск, если шофер постоянно ездит с включенным подогревом сиденья. Частые автоболезни таксистов и дальнобойщиков связаны и с другими половыми расстройствами, среди которых:

Если своевременно не начать лечить органы малого таза, нарушение будет прогрессировать и приведет к серьезным отклонениям.

Мышечная и костная системы

Люди, постоянно ездящие на автомобилях, наверняка обращали внимание, как после длительных поездок возникает дискомфорт в позвоночнике. Защемление мышц - одна из самых частых проблем профессиональных шоферов, причем многие игнорируют возникающий дискомфорт.

Постепенно в ущемленной зоне возникает боль, ощущение жжения и онемение. Если ничего не предпринять, опорно-двигательный аппарат может деформироваться. В запущенных случаях появляется внутреннее кровотечение, отказывают пищеварительные органы и нарушается вещественный обмен. В общем, последствия для здоровья самые неприятные.

Если каждые часа два-три не вставать и не делать разминку и простейшие упражнения, профессионального водителя обязательно одолеет .

Другие проблемы со здоровьем

Выхлопные газы становятся причиной многих проблем со здоровьем. Мужчинам, работающим таксистами или дальнобойщиками, приходится постоянно пребывать в атмосфере с выхлопными газами. Со временем это становится проблемой, приводящей к нарушениям здоровья. Дыхательная система поражается, так как токсины проникают в бронхи и легкие. Курение усугубляет ситуацию, а к частым автоболезням относят дистрофию слизистой, эмфизему и даже онкологию.

Выше мы уже выяснили, что застои крови в области малого таза у водителей являются причиной многих проблем со здоровьем. Без правильной профилактики шоферу вряд ли удастся избежать такой хронической болезни, как геморрой. Риск его развития особенно высок, если в автомобиле неудобное сиденье, но это не главная причина. Неправильная работа кишечника из-за нездорового рациона часто приводит к запорам, которые способствуют появлению геморроя.

Вот мы и разобрались, от каких болезней чаще всего страдают водители. Сохранить здоровье поможет только профилактика перечисленных хронических заболеваний и своевременное обращение к врачу при выявлении первых же симптомов любого нарушения.

В любой районной поликлинике каждый из врачей: невролог, уролог, кардиолог, проктолог, окулист, ортопед и все остальные – имеют, что сказать насчет этой пары «мужчина и его машина». Только вот, к сожалению, на прием каждого пациента по государственным нормам им отводится всего 15 минут, и они просто не успевают все высказать. Мы попробуем немного упростить жизнь медиков, а особо рьяным шоферам, которые даже в ближайший магазин едут через 3 разворота, вместо того, чтобы дойти до него пешком всего за 3 минуты – мы попробуем дать над чем подумать.

Итак, профессиональные заболевания водителей условно делятся на 4 группы.

1. Болезни, вызванные продолжительным нахождением в сидячем положении. К таким относятся остеоартозы, привычные , и .

2. Болезни, связанные с продолжительным воздействием стрессов. постоянно находится под напряжением, что вызывает сердечно-сосудистые заболевания. У водителей нередко появляются , кардиалгии и .

3. Болезни, связанные с неполноценным и нерегулярным в рабочее время. Однако это скорее удел профессиональных водителей, чем любителей. К таким заболеваниям относят , язвенную болезнь, и .

4. Заболевания, обусловленные малоподвижным образом жизни и нарушениями : сахарный и .

Что надо делать, чтобы предотвратить все перечисленные выше заболевания водителей? Может, это и звучит слишком банально, однако, прежде всего, необходимо разнообразить физические нагрузки. Езда на автомобиле не должна становиться главным способом передвижения, и о ногах хоть иногда необходимо вспоминать. Гулять в парке, плавать в бассейне. вообще отлично снимает мышечное и психоэмоциональное напряжение.

Помимо рациональной физической нагрузки необходимо проявлять заботу о собственном здоровье, оснащая машину приспособлениями типа массажных и обогревающих накидок на сиденья (хотя, производители автомобилей сегодня сами делают подогрев водительских сидений даже в бюджетных авто). Однако каким бы не был пассивный , каждые 3 часа езды за рулем необходимо делать перерыв, хотя бы получасовой. Причем во время этого перерыва нужно не просто стоять у обочины, закрыв глаза, а выходить из автомобиля и совершать маленькую прогулку.

Эксперты определили, что езда на автомобиле в течение 12 часов без хороших перерывов вызывает временную импотенцию.

Еще одной проблемой водителей является . На нормальную еду времени у автолюбителей не хватает, поэтому сухарики, чипсы и шоколад постоянно поглощаются пробках, которые в больших городах далеко не редкость. Так как во время простоя в пробке водитель обращает внимание вовсе не на еду, а следит за светофором и пытающимися обогнать его «салагами», количество съеденных вредностей в день превышает любые разумные нормы. При этом никакой сытости, а лишние килограммы и увеличение глюкозы в гарантированы. Вывод: перекусывайте, сколько пожелаете. Но лишь правильными продуктами. Не ленитесь прихватить с собой морковку, огурец, яблоко или бутерброд из цельнозернового хлеба. И не запивайте это все сладкой газированной водой (обратите когда-нибудь внимание, сколько сахара в ней содержится). Если вы не представляете свою жизнь без колы, то покупайте хотя бы диетическую.

Что касается нервов, это отдельный разговор. На вопрос: «Как вы думаете, материться за рулем вредно или полезно?». Участники одного из водительских интернет-форумов отвечали следующим образом:

- «Полезно. Это выводит отрицательную энергию из организма…»
- «Пар необходимо сразу выпускать, иначе потом могут начаться нервные срывы…»
- «Матерясь, ты выплескиваешь весь негатив, и поэтому за рулем ты более внимателен, не нервничаешь и не психуешь. Таким образом уменьшается риск столкновения».
- Я обычно делаю это молча, но облегчение при этом все равно испытываю».

Психологи соглашаются с мнением водителей, и советуют «не держать в себе». Таким образом, если накапливается, то лучше высказаться покрепче, чем стискивая давить на газ, пытаясь на деле доказать, кто хозяин на дороге. Аварийность на дорогах и без того высока, поэтому не следует пополнять данные статистики.

 

Возможно, будет полезно почитать: