История - неврология. Массаж при спастической форме дцп

Красноярская Государственная Медицинская Академия Кафедра неврологии Зав.кафедрой: проф., д.м.н. Руднев В. А. Преподаватель: асс., к.м.н. Карпович Э. Г. История болезни Краснова Г. С., 11 лет Диагноз: Детский церебральный паралич, правосторонний гемипарез, спастическая гемиплегия, средняя степень тяжести, стадия реабилитации. Куратор: Косова С.А. Студентка 405 группы педиатрического факультета Дата курации: 8.05.03 г. Паспортные данные. 1. Ф.И.О.: Краснова Галина Сергеевна 2.Возраст, пол: г., 11 лет, ж. 3.Место рождения: п. Кондратьево, Дзержинский район 4. Адрес постоянного места жительства: ул. Центральная 1-26 5.Дата поступления: 29.04.03г. 6.Кем направлен: участковый врач поликлиники 7.Диагноз при поступлении: ДЦП 8.Клинический диагноз: Детский церебральный паралич, правосторонний гемипарез, спастическая гемиплегия, средняя степень тяжести, стадия реабилитации. Жалобы: При поступлении на: ограниченность движений в правой руке, в правой ноге, утомляемость во время ходьбы на 50 метров. На момент курации (08.05.03г.): ограниченность движений в правой руке, в правой ноге, утомляемость во время ходьбы на 50 метров. Anamnesis morbi: Со слов отца, заболела в 1995 году, когда впервые возникло ограниченность движений в правой руке, в правой ноге, утомляемость во время ходьбы, слабость. Обратились к участковому врачу поликлиники по месту жительства, и была направлена в КДБ №1, где после обследования был поставлен диагноз: «ДЦП, правосторонний гемипарез». Проходила стационарное лечение, оформлена инвалидность. 29.04.03г. госпитализирована в неврологическое отделение КДБ №1. Anamnesis vitae: Сведения о семье больного ребенка: Отец: Сергей Николаевич, СПК, механизатор Мать:Оксана Леопольдовна, домохозяйка В семье четверо детей. Состояние здоровья отца – здоров, матери – здорова. Проф.вредности, вредные привычки отрицают. Генеалогическая карта: Внутриутробный период: Ребенок от второй беременности, вторых родов. Течение беременности - без особенностей. Течение родов – со стимуляцией. Период новорожденности: Родилась в срок, масса при рождении – 3000 г., длина – 54 см., закричала сразу, крик средней интенсивности. Выписана на 7 сутки с массой - 3100 г. Жилищно-бытовые условия удовлетворительные, питание хорошее, 3-х разовое. На свежем воздухе бывает часто. Сведения о проделанных прививках – привита по возрасту. Начала держать голову с 4 мес., сидеть – с 1 года; ходить – 1г.3 мес, говорить – с 2 лет. Подвижность удовлетворительная, сон удовлетворительный, рахита, диатезов - нет. Перенесенные заболевания: В 4 года перенесла ветряную оспу, ОРВИ, раз в год, в 1994 году – рожистое воспаление правой ноги. Семейный анамнез: туберкулез, злокачественные заболевания, венерические, сахарный диабет у себя и кровных родственников отрицает. Аллергический анамнез: аллергическая реакция на лекарственные средства, продукты питания, бытовую химию отрицает. Вредные привычки отрицает. Status praesens: Состояние средней степени тяжести. Сознание ясное, положение активное, во времени и пространстве ориентируется, на вопросы отвечает адекватно. Нарушение осанки(сколиоз, справа), походка Вернике - Мана. Конституция астеническая, рост-142 см., вес –20,25кг. Кожные покровы: Кожные покровы смуглые, чистые. Эластичность кожи сохранена, умеренной влажности, тургор кожи не снижен. Подкожные вены заметны на правой ноге. Подкожно жировая клетчатка развита слабо. Лимфатические узлы (поднижнечелюстные, шейные, над- и подключичные, подмышечные, паховые) не пальпируются, безболезненны. Мышечный тонус в руках D>S, в сгибателях. Гипотрофия проксимальных и дистальных групп мышц правой руки, правой ноги. Повышение тонуса в группах мышц - сгибателях и разгибателях левой ноги. Болезненности при пальпации мышц нет. Сухожильные рефлексы (сухожильные, сгибательно-локтевые, разгибательно-локтевые, коленные, аххиловы) высокие. Костно-суставная система без видимой патологии. Деформации костей, изменение пальцев по типу “барабанных палочек” нет. Суставы обычной конфигурации, при пальпации болезненности нет. Система органов дыхания. Голос не изменен. При осмотре полости рта – зев розового цвета, миндалины не увеличены, без налета. Носовое дыхание затруднено(искривление носовой перегородки), крылья носа в дыхании не участвуют. Дыхание ритмичное, ЧДД 20 уд. в минуту. Асимметрия грудной клетки. Лопатки прилежат к грудной клетке, ассиметричны(правая выше левой). При пальпации межреберных промежутков и ребер - болезненности нет. Голосовое дрожание не изменено, с обеих сторон одинаково. При сравнительной перкуссией над легочной тканью ясный легочный звук. При топографической перкуссии: справа слева 1) высота стояния верхушек легких а) спереди 1,5см 1,5см б) сзади 1см 1см 2) ширина полей Кренинга 3см 3см 3) нижние границы - по парастернальной линии 5 ребро - -среднеключичной 6 ребро - - передней подмышечной 7 ребро 7 ребро - средней подмышечной 8 ребро 8 ребро - задней подмышечной 9 ребро 9 ребро - лопаточной 10 ребро 10 ребро - паравертебральной ост. отросток 11 грудного поз-ка 4) подвижность легочного края - среднеключичная линия (вдох/выдох/сумма) 2/2/4 - - средняя подмышечная (вдох/выдох/сумма) 3/2/5 3/3/6 - лопаточная линия (вдох/выдох/сумма) 2/2/4 2/2/4 При аускультации в легких выслушивается везикулярное дыхание, хрипов нет. Система органов кровообращения. При осмотре сердечный горб не обнаружен. При пальпации грудная клетка безболезненна. Верхушечный толчок средней силы, локализован на 1,5 см кнутри от левой среднеключичной линии в 5 межреберье. Сердечный толчок и симптом “кошачьего мурлыканья” не обнаружены. Пульс 64 ударов в минуту, ритмичный, артериальное давление 120/80 мм.рт.ст. Перкуссия сердца. Границы относительной сердечной тупости: Правая: 1 см кнаружи от правого края грудины. Левая: 1 см кнутри от левой среднеключичной линии. Верхняя: 3 ребро. Границы абсолютной сердечной тупости: Правая: по левому краю грудины. Левая: 1 см кнутри от границы относительной сердечной тупости. Верхняя: 4 ребро. Конфигурация сердца нормальная. Ширина сосудистого пучка 6 см. Поперечник сердца (справа - 4 см, слева - 9 см) - 13 см. При аускультации сердца выслушиваются ясные, без изменения тембра тоны во всех 5 точках выслушивания. Усиления или ослабления тонов, расщепления, раздвоения тонов, ритма галопа - не выслушивается. Шумы (систолический, диастолический) не выслушиваются. Шум трения перикарда не выслушивается. Сердечные тоны ясные, ритмичные. ЧСС 70 в минуту. Исследование артерий: Видимой пульсации сонных артерий нет. Пульс на лучевой артерии на обеих руках синхронный. Пульс ударов в минуту, ритмичный, хорошего наполнения. Исследование вен: Пульсации и набухания вен шеи не обнаружено. Система органов пищеварения. Язык влажный, нормальной величины, налета нет, сосочковый слой выражен хорошо. Запаха изо рта нет. Зубы санированы. Десны розового цвета. Стенки зева розового цвета, миндалины не увеличены. Осмотр области живота в положении лежа на спине. Живот в размерах не увеличен, обычной конфигурации, симметричный. Передняя брюшная стенка участвует в акте дыхания. Пупок втянут. Белая линия живота не изменена, по ходу нее и в паховых областях грыжевых выпячиваний нет. Поверхностная пальпация. Брюшная стенка мягкая, безболезненна. Симптом Щеткина-Блюмберга отрицательный. Глубокая пальпация по методу Образцова-Стражеско. Сигмовидная кишка пальпируется в левой подвздошной области в виде гладкого, плотного безболезненного цилиндра. Слепая кишка пальпируется в правой подвздошной области в виде плотного безболезненного цилиндра. Червеобразный отросток, восходящая, поперечная, нисходящая ободочная кишка не пальпируются. В эпигастральной области аускультативно-перкуторным методом определяется нижняя граница желудка - на 4 см выше пупка. Над кишечником перкуторно - тимпанит. Шум плеска отсутствует. Аускультативно - перистальтика сохранена. Шума трения брюшины нет. Исследование печени. Осмотр - при осмотре видимого увеличения печени нет Пальпация - при пальпации нижний край печени не выступает из под края правой реберной дуги. Размеры печени по Курлову - 7-6-5 см. Исследование желчного пузыря: Желчный пузырь не пальпируется. Симптомы Мерфи, Ортнера, Кера, френикус-симптом - отрицательны. Исследование селезенки: Выбуханий в левом подреберье нет. Селезенка не пальпируется. При перкуссии длинник селезенки равен 7см, поперечник равен 4 см. Аускультативно - шума трения брюшины над селезенкой не прослушивается. Мочевыделительная система. Выбуханий, гиперемии кожи в области поясницы нет. Почки не пальпируются. Симптом Пастернацкого отрицательный с обеих сторон. Мочеиспускание безболезненное, свободное, 4-5 раз в день. Суточный диурез – 500-600 мл. Отношение дневного диуреза к ночному – 3:1 Эндокринная система. Щитовидная железа при осмотре и пальпации не увеличена, безболезненна. Видимых проявлений нарушения эндокринной системы нет. Неврологический статус. 1 пара – нормоосмия 2 пара - зрение D/S = 1,0/1,0; светоощущение в норме. Поля зрения: кнаружи – 80є, кнутри - 60є,книзу - 70є, кверху - 60є. Глазное дно не изменено. 3, 4, 6 пара – Ширина глазных щелей D = S. Горизонтальный нистагм. Движение глазных яблок в полном объеме. Диплопия, косоглазие не обнаружены. Форма и ширина зрачков в норме. Фотореакция, реакция на аккомодацию и конвергенцию зрачков сохранены. 5 пара – чувствительность на лице не нарушена. При пальпации тригеминальных точек болезненности не обнаружено. Движение нижней челюсти и напряжение жевательной мускулатуры сохранены. 7 пара – При сморщивании лба, зажмуривание глаз появляются симметричные складки, сглаженность носогубной складки справа. 8 пара – Кохлеарная функция - слух сохранен. Вестибулярная функция – горизонтальный нистагм. 9-10 пары – Небные, глоточные рефлексы нормальные. 11пара – Тонус грудино-ключично-сосцевидных, трапецивидных мышц. Пожимание плечами, поворот головы в стороны совершает одинаково. Приведение лопаток к средней линии – смещено влево. 12 пара – Положение языка во рту в норме, Фибрилляции, дизартрии нет. Двигательная сфера: Мышечный тонус в руках D>S, в сгибателях. Гипотрофия проксимальных и дистальных групп мышц правой руки, правой ноги. Повышение тонуса в группах мышц - сгибателях и разгибателях левой ноги. Болезненности при пальпации мышц нет. Мышечная сила на правой руке -3 балла, лев.руке – 5 баллов, Рефлексы: Сухожильные рефлексы (сухожильные, сгибательно - локтевые, разгибательно - локтевые, коленные, аххиловы) высокие. Периостальные, кожные – не изменены. Патологические рефлексы(Бабинского, Оппенгейма, Гордона, Шеффера, Россолимо, Бехтерева, Жуковского) положительны на руке и ноге справа. Оральные рефлексы отсутствуют. Координаторная сфера: Позу Ромберга проводит с затруднением. Пальце – носовая, пяточно – коленная: справа – с затруднением. Горизонтальный нистагм. Походка Вернике –Мана. Гиперкинезы: Корковые: Джексоновские, Кожевниковские – отсутствуют Подкорковые: атетоз, хорея, торсионная дистония – отсутствуют. Чувствительная сфера: Поверхностная(болевая, тактильная, температурная) и глубокая чувствительность - сохранены. Симптомы натяжения: безболезненны. Менингиальные симптомы: ригидность мышц затылка - тонус мышц не повышен, симптом Кернига, Брудзинского(верхний, нижний, лобковый) отсутствуют. Вегетативная нервная система: Вазомоторные, секреторные, трофические расстройства не обнаружены. Дермографизм красный. Высшие корковые функции: без изменений. Психический статус: Сознание ясное положение активное, во времени и пространстве ориентируется, на вопросы отвечает адекватно. Память и интеллект сохранены. Диагноз Топический: Очаг поражения на уровне головного мозга, нарушение левого полушария в бассейне внутренней капсулы(правосторонний гемипарез, гипертония, гиперрефлексия, сглаженность носогубной складки справа) Клинический: Детский церебральный паралич, правосторонний гемипарез, спастическая гемиплегия, средняя степень тяжести, стадия реабилитации. Дифференциальный диагноз: |Диагностика |Интранатальные |Наследственные |ДЦП | | |спинальные пор-я|амиотрофии | | | Ранние симптомы|Характер |Синдром вялого |Дряблость | | |поражения |ребенка; |ягодиц, | | |зависит от |характер |подтянутые | | |локализации |поражения |кверху пятки, | | |процесса. |зависит от |отсутствие | | | |локализации |нижнегрудного и | | | |процесса(спиналь|поясничного | | | |ные и |лордоза, | | | |невральные). |запроки- | | | | |дывание головы | | | | |кзади, резко | | | | |выраженное | | | | |сгиба-ние или | | | | |разгибание | | | | |рук и ног при | | | | |подъ- | | | | |еме за живот | |Возраст первого |Новорожденный, |Новорожденный, |Второе, реже | |проявления | |0,5 -1,5 года, |первое полугодие| | | |1,5-2 года и |жизни | | | |старше | | |Тонус мышц |Тонус мышщ |Мышечная атония,| Интенционная | | |стабилен при |гипорефлексия, |мышечная | | |любом положении |атрофия мышц. |гипертония, | | |тела | |гиперрефлексия. | Этиология, патогенез и пат.анатомия: Детский церебральный паралич - полиэтиологическое заболевание, возникающее вследствие поражения головного мозга внутриутробно, во время родов или в раннем неонатальном периоде, проявляющееся двигательными расстройствами (парезы, гиперкинезы, нарушение координации) нередко в сочетании с изменениями психики, речи, зрения, слуха, судорожными и бессудорожными припадками. Распознавание в остром периоде проводит обычно врач в родильном доме или детской больнице Причиной внутриутробного поражения головного мозга на различных этапах его развития могут быть гипоксическое, токсическое, метаболическое и др. воздействия. По данным К. А. Семеновой(1989г.), ДЦП носит аутоиммунный характер: нервные клетки плода под влиянием различных повреждающих факторов превращаются в чужеродные для организма мозговые антигены, которые через плаценту попадают в кровь матери и вызывают образование антител в ее организме. Последние через плаценту проникают в организм плода и вызывают деструкцию различных отделов мозга. Механизм возникновения двигательных расстройств можно объяснить с позиции становления и редукции осн. безусловных рефлексов грудного ребенка, прежде всего лабиринтных тонических, шейных тонических симметричных и ассиметричных, простых шейных и туловищных установочных. Морфологические изменения в г.мозге зависят от этиологии и времени поражения структур. Часто встречаются пороки развития (микрогирия, полигирия, дифф. аплазия различных участков мозга). Нередки краевые энцефалиты в виде очагового сращения мозговых оболочек с мелкоклеточным слоем коры полушарий головного мозга, гранулемы, тромбо- и периваскулиты, новообразование капилляров. План обследования: 1.общий анализ крови 2. общий анализ мочи 3. Кровь на RW, гепатит, СПИД.. 4. Биохимический анализ крови. 5. . Анализ крови на иммунограмму. 4. Развернутый анализ крови 5. Кал на я/г. 6.ЭЭГ 7. ЭхоКГ 8.ЭКГ 9.Рентгенография грудной клетки 10. Рентгенография шейного отдела позвоночника 11. Консультация окулиста, ортопеда, ЛОРа, эндокринолога Лабораторные и инструментальные методы исследования. Биохимический анализ крови от30.04. сахар крови – 4,0 ммоль/л общий белок 64,8мг/л билирубин 20,6 АсТ 29,7 мг/л АлТ 19,3 мг/л Креатинин 100 мл/л Калий 4,34 ммоль/л Кальций 2,16 ммоль/л Щелочная фосфотаза 630,0 ед/л Анализ мочи от 30.04. кол-во - 20,0 мл цвет - желтый реакция - кислая уд. вес – м/м белок - “-” сахар - “-” лейк. - 3-4-3 в п/зр. эритр. - - эпит. - 1-0-1 в п/зр. Слизь “+” Анализ кала: я/г не обнаружены. Кровь на RW, Hbs- а/г - отр. Обоснование диагноза. На основании жалоб при поступлении (ограниченность движений в правой руке, в правой ноге, утомляемость во время ходьбы на 50 метров), данных анамнеза(в 1995 году впервые возникло ограниченность движений в правой руке, в правой ноге, утомляемость во время ходьбы, слабость, был поставлен диагноз: «ДЦП, правосторонний гемипарез»), на основании данных осмотра(мышечный тонус в руках D>S, в сгибателях. Гипотрофия проксимальных и дистальных групп мышц правой руки, правой ноги. Повышение тонуса в группах мышц - сгибателях и разгибателях левой ноги. Патологические рефлексы (Бабинского, Оппенгейма, Гордона, Шеффера, Россолимо, Бехтерева, Жуковского) положительны на руке и ноге справа) можно поставить диагноз - Детский церебральный паралич, правосторонний гемипарез, спастическая гемиплегия, средняя степень тяжести, стадия реабилитации. План лечения: 1. Стол №15 2. режим стационарный 3. препараты, улучшающие мозговое кровообращение 4. АТФ 5. Витамины 6. Ноотропные препараты 7. Электрофорез 8. массаж конечностей, справа 9. Парафинотерапия на конечности, справа 10. ГБО 11. ЛФК Дневник курации. Назначение: 08.05.2003 г. 1. Стол № 15 Состояние больной удовлетво- 2. Режим стационарный рительное, отрицательной динамики 3. Sol. Cavintoni 1,0 на физ.р-ре, не наблюдается. АД 120/80. t = 36,7 С. в/в, капельно ЧСС 65 в минуту. ЧДД 23 в мин. 5.Piracеtami 20%-5,0 в\в,струйно мышечный тонус в руках D>S, в сгибателях. 6.Vit. B12 400 , в\м, через день Гипотрофия проксимальных и дистальных 7 . Массаж групп мышц правой руки, правой ноги. 8. Консультация окулиста Повышение тонуса в группах мышц – сгибателях и разгибателях левой ноги. Патологические рефлексы положительны на руке и ноге справа. Со стороны других органов изменений не выявлено. 10.052003 г. 1. Стол № 15 Состояние больной удовлетво- 2. Режим стационарный рительное, отрицательной динамики 3. Sol. Cavintoni 1,0 на физ.р-ре, не наблюдается. АД 120/80. t = 36,7 С. в/в, капельно ЧСС 65 в минуту. ЧДД 23 в мин. 5.Piracеtami 20%-5,0 в\в,струйно мышечный тонус в руках D>S, в сгибателях. 6.Vit. B12 400 , в\м, через день Гипотрофия проксимальных и дистальных 7 . Массаж групп мышц правой руки, правой ноги. 8.Парафинотерапия на конечности,справа 9.Консультация эндокринолога Повышение тонуса в группах мышц – сгибателях и разгибателях левой ноги. Патологические рефлексы положительны на руке и ноге справа. Со стороны других органов изменений не выявлено. 12.05.2003г. 1. Стол № 15 Состояние больной удовлетво- 2. Режим стационарный рительное, отрицательной динамики 3. Sol. Cavintoni 1,0 на физ.р-ре, не наблюдается. АД 120/80. t = 36,6 С. в/в, капельно ЧСС 65 в минуту. ЧДД 23 в мин. 5.Piracеtami 20%-5,0 в\в,струйно мышечный тонус в руках D>S, в сгибателях. 6.Vit. B12 400 , в\м, через день Гипотрофия проксимальных и дистальных 7 . Массаж групп мышц правой руки, правой ноги. 8. Парафинотерапия на конеч- Повышение тонуса в группах мышц – ности, справа сгибателях и разгибателях левой ноги. Патологические рефлексы положительны на руке и ноге справа. Со стороны других органов изменений не выявлено. Этапный эпикриз. Больная Краснова Г.С., 11 лет, находится на стационарном лечении в неврологическом отделении КДБ №1 с 29.04.03г. поступила по направлению участкового врача с диагнозом: Детский церебральный паралич, правосторонний гемипарез. По данным анамнеза, локального статуса, результатам обследования выставлен клинический диагноз: Детский церебральный паралич, правосторонний гемипарез, спастическая гемиплегия, средняя степень тяжести, стадия реабилитации. Объективно: мышечный тонус в руках D>S, в сгибателях. Гипотрофия проксимальных и дистальных групп мышц правой руки, правой ноги. Повышение тонуса в группах мышц - сгибателях и разгибателях левой ноги. Патологические рефлексы (Бабинского, Оппенгейма, Гордона, Шеффера, Россолимо, Бехтерева, Жуковского) положительны на руке и ноге справа. Позу Ромберга проводит с затруднением. Пальце – носовая, пяточно – коленная: справа – с затруднением. Горизонтальный нистагм. Походка Вернике –Мана. Проводится лечение: препараты, улучшающие мозговое кровообращение, ноотропы, витамины, массаж,электрофорез, парафинотерапия. На фоне проводимой терапии динамика не отмечается. В настоящий момент продолжает стационарное лечение.

Понятие о ДЦП (детский церебральный паралич). История изучения

Детский церебральный паралич тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте.

Термин детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.

При ДЦП имеет место раннее, обычно внутриутробное повреждение или недоразвитие мозга. Причины этих нарушений могут быть разными:

  • - различные хронические заболевания будущей матери;
  • - перенесенные матерью инфекционные, особенно вирусные заболевания, интоксикации;
  • - несовместимость матери и плода по резусфактору или групповой принадлежности;
  • - ушиба во время беременности и др.

Предрасполагающими факторами могут быть – недоношенность или переношенность плода.

В отдельных случаях причиной ДЦП могут быть:

  • - акушерский травматизм;
  • - затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода, что приводит к повреждению нервных клеток головного мозга ребенка в связи с недостатком кислорода;
  • - иногда ДЦП возникает после рождения в возрасте до одного года в результате инфекционных болезней, осложняющихся энцефалитом (воспалением мозгового вещества), после тяжелых ушибов головы. ДЦП, как правило, не является наследственным заболеванием.

Термин ДЦП существует уже более столетия, сама болезнь вероятно существовала и без названия не протяжении всей истории человечества. Однако, несмотря на свою долгую историю, до настоящего времени нет единства во взглядах на эту проблему.

Наряду с обобщенным термином ДЦП в клинической практике иногда используется термин болезнь Литтля. Такое название было предложено в честь британского хирурга- ортопеда Уильяма Джона Литтля (Wіllіam John Lіttle), который в середине ХІХ столетия первым установил причинную связь между осложнениями во время родов и нарушениями умственного и физического развития детей после рождения. Его взгляды были подытожены в статье «О влиянии патологических и трудных родов, недоношенности и асфиксии новорожденных на умственное и физическое состояние детей, в особенности относительно деформаций". Эта статья, адресованная акушерскому обществу Великобритании, наиболее часто цитируется в книгах и статьях о церебральных параличах.

Уильям Джон Литтль (William John Little, 1810-1894), британский ортопед, впервые установивший причинную связь между осложнениями при родах и нарушениями умственного и физического развития ребенка. Работы Литтля привлекли внимание его современников. Отвечая своим оппонентам, Литтль не утверждал своего первенства в описании неврологических последствий патологических родов. Не найдя информации по этому поводу в английской медицинской литературе, он цитировал Уильяма Шекспира. По мнению Литтля, в описании Ричарда ІІІ явно угадываются деформации, возникшие вследствие недоношенности и возможно, осложнений во время родов. Шекспир вкладывает в уста трагической личности английского короля такие слова:

«Я, у кого ни роста, ни осанки, Кому взамен мошенница природаВсучила хромоту и кривобокость;Я, сделанный небрежно, кое-какИ в мир живых отправленный до срокаТаким уродливым, таким увечным, Что лают псы, когда я прохожу …»

Подобные двигетальные нарушения назывались болезнью Литтля до тех тор, пока канадский врач Уильям Ослер в 1889 году не предложил использовать термин церебральные параличи. В обширной монографии «Церебральные параличи у детей» он также отметил связь между трудными родами и поражениями нервной системы у детей

Уильям Ослер (William Osler) (1849-1919), знаменитый канадский ортопед. Работая в университете им. Джона Хопкинса, написал книгу „Церебральные параличи у детей” Детский церебральный паралич как отдельную нозологическую форму, объединяющую разнообразные моторные нарушения церебрального происхождения‚ первым выделил известный венский невропатолог, а впоследствии – выдающийся психиатр и психолог Зигмунд Фрейд.

Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud‚ 1856 -1939) полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, австрийский врач, основоположник психоанализа

Во всех предыдущих публикациях XIX века, посвященных моторным нарушениям у детей‚ термин ”церебральный паралич” если и использовался, то лишь в комбинации с другими терминами (например, ”церебральный родовой паралич”). Тем не менее, ежедневная клиническая практика второй половины XIX столетия нуждалась в конкретизации терминологии. В своей монографии Фрейд пишет, что термин ”детские церебральные параличи” объединяет «те патологические состояния, которые уже давно известны, и в которых над параличом преобладает мышечная ригидность или спонтанные мышечные подергивания». Фрейдовская классификация и трактовка детского церебрального паралича была более широкой, чем последующие формулировки других авторов. Он предлагал применять этот термин даже в случаях полного отсутствия паралича, например при эпилепсии или задержке умственного развития. Эта трактовка ДЦП намного ближе к концепции раннего «повреждения мозга», сформулированного значительно позднее. Возможно‚ Фрейд предложил объединить разные моторные нарушения у детей в одну нозологическую группу потому, что он не смог найти другого пути упорядочить эту область детской неврологии. Вначале он изучал церебральные гемиплегии. Затем все другие моторные поражения объединил в одну группу, которую назвал церебральными диплегиями, понимая под этим термином поражение обеих половин тела. В этой группе были выделены четыре разновидности: 1) общая церебральная ригидность; 2) параплегическая ригидность; 3) билатеральная гемиплегия и 4) общая хорея и билатеральный атетоз. Позднее все эти разные моторные нарушения Фрейд объединил в одну нозологическую единицу – детский церебральный паралич. В ХХ столетии отсутствие консенсуса в определении нозологии усложняло проведение научных исследований. Все более очевидной для специалистов становилась необходимость формирования общего взгляда на ДЦП. Одни исследователи трактовали ДЦП как единую клиническую нозологию, другие – как перечисление похожих синдромов.

Одной из инициатив, направленных на обобщение и дальнейшее развитие современных взглядов на церебральные параличи, было создание по инициативе Рональда МакКейса (Ronald MacKeith) и Пола Полани (Paul Polani) в 1957 году Клуба Литтля. Через два года своей работы они опубликовали Меморандум по терминологии и классификации церебральных параличей. Согласно определению Клуба Литтля‚ церебральный паралич – это непрогрессирующее поражение мозга которое появляется в ранние годы жизни нарушениями движений и положения тела. Эти нарушения, возникающие в результате нарушения развития мозга‚ являются непрогрессирующими, но изменяемыми.

В дальнейшем учеными разных стран мира предлагались различные трактовки этого понятия. Ведущий советский специалист по проблеме церебральных параличей, руководитель крупнейшего центра лечения больных ДЦП в Москве, проф К.А. Семенова предлагает такое определение. ДЦП объединяет группу различных по клиническим проявлениям синдромов, которые возникают в результате недоразвития мозга и его повреждения на различных этапах онтогенеза и характеризуются неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. Созвучным было определение ДЦП, предложенное академиком Левоном Бадаляном. По его мнению, термин «церебральные параличи объединяет группу синдромов, возникших в результате недоразвития или повреждения мозга в пренатальный, интранатальный и ранний постнатальный период. Поражение мозга проявляется нарушением мышечного тонуса и координации движений, неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. Двигательные нарушения часто сочетаются с чувствительными расстройствами, задержкой речевого и психического развития, судорогами.

Важной вехой в становлении взглядов на детский церебральный паралич было проведение в июле 2004 года в Мериленде (США) Международного семинара по определению и классификации церебральных параличей. Участники семинара подтвердили важность этой нозологической формы и подчеркнули, что ДЦП является не этиологическим диагнозом, а клиническим описательным термином. Результаты работы семинара были опубликованы в статье «Предложение по определению и классификации церебрального паралича». Авторы предложили следующее определение: «Термин детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу нарушений развития движений и положения тела, вызывающих ограничения активности, которые вызваны непрогрессирующим поражением развивающегося мозга плода или ребенка. Моторные нарушения при церебральных параличах часто сопровождаются дефектами чувствительности, когнитивных и коммуникативных функций, перцепции и/или поведенческими и/или судорожными нарушениями».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЛЕЗНИ

Врач высшей категории Левин А.С.,кандидат медицинских наук Николаева В.В., кандидат медицинских наук Усакова подтермином «детские церебральные параличи»(ДЦП) понимают группу заболеваний, возникающих вследствие поврежденийголовного (реже спинного) мозга, во время внутриутробного развития плода, вмомент родов или в раннем послеродовом периоде. Примерно в 57% случаев заболевание является врожденным,в 40% - обусловлено патологическими родами и только у 3% детей связано с инфекционнымизаболеваниями, черепно-мозговой травмой или другими патологиями, развившимисяуже после рождения. Характерная черта ДЦП – нарушение психомоторных функций.Двигательные расстройства проявляются в виде параличей, парезов, насильственныхдвижений, нарушений координации движений. Эти симптомы нередко сопровождаютсязадержкой психоречевого развития, судорожными припадками, нарушениями зрения,слуха, чувствительности и другими патологиями (Гросс Н.А., 2000, с.49).

Мастюкова Е.М.(1991, с.5) дает следующее определениеДЦП: «Термин ДЦП обозначает группудвигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных системголовного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со сторонынервной системы за функциями мышц».

По БадалянуЛ.О. (2003, с.239) детские церебральныепараличи – это группа патологических синдромов, возникающих вследствиевнутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся вформе двигательных, речевых и психических нарушений.

ПРИЧИНЫ БОЛЕЗНИ

До середины ХХ в. считалось, чтоосновными причинами заболевания являются асфикция плода во время родов,вызванная обвитием пуповины вокруг шеи ребенка или попаданием околоплодных водв его дыхательные пути, а также механическая родовая травма и кровоизлияние вмозг. Однако более поздние наблюдения показали, что, помимо вышеуказанныхпричин, не меньшее значение имеют: интоксикация плода во время беременности в результатеболезни матери; неправильное питание женщины во время беременности, стрессовыесостояния, наличие у нее хронических заболеваний сердечно-сосудистой иэндокринной систем, а также вредных привычек (алкоголизм, наркомания, курение).

Сейчасстановится все более ясной роль внутриутробной нейроинфекции, т.е. поражениянервной ткани во время беременности инфекционным агентом. Это могут быть вирусыгриппа, краснухи, простого герпеса, возбудители листерелеза, токсоплазмоза,кишечная палочка, стрептококки. Инфицирование плода происходит через плацентуили из инфицированных родовых путей матери. Будущая мать может быть носителемэтого или иного инфекционного возбудителя, не подозревая об этом, т.к. невсегда при наличии хронической инфекции имеются клинические симптомызаболевания или они проявляются нечетко. Инфекционный возбудитель, попав вкровь ребенка, при определенных условиях может вызвать поражение нервнойсистемы в виде энцефалита или менингоэнцефалита. В первом случае поражаютсянервные клетки головного мозга, а во втором – к этому добавляется воспалениемягкой мозговой оболочки.

Одной из причинпатологии нервной системы может стать иммунологическая несовместимость матери иплода, в частности, при резус-конфликте, который часто возникает, если кровьребенка резус-положительная. У последнего в этом случае после рождениявозникает желтуха, которая носит название гемолитической. Эритроциты ребенкаподвергаются гемолизу (разрушению), а высвободившийся из них билирубинпроникает в ткани нервной системы, оказывая на нее токсическое действие. Врезультате повреждаются кора головного мозга, подкорковые ядра, ядра стволамозга, что в последующем нередко приводит к развитию церебрального паралича,характеризующегося гиперкинезами.

Отрицательносказываются на развитие нервной системы ребенка прием женщиной во времябеременности некоторых лекарственных препаратов (например, кортикостероидов,барбитуратов), токсикоз беременности, угроза выкидыша, маточные кровотечения,недоношенная беременность, работа будущей матери с вредными химическимивеществами

Органическое повреждение клетокголовного мозга приводит к повышенному потреблению кислорода, вследствие чеговозникает кислородный дефицит в большинстве структур центральной нервнойсистемы, а это в итоге приводит к нарушению обменных трофических процессов как автономно в зонепоражения, так и генерализовано для всего организма плода в целом.

Независимо от причины повреждениянервной ткани во время беременности происходит ее гипоксия – недостаточноеснабжение кислородом. В результате нарушаются обменные процессы в клеткахмозга, прежде всего кислородный обмен, наблюдается сбой в развитии жизненноважных нервных центров и сосудистой системы головного мозга, целый ряд другихпатологических изменений. Все это, в свою очередь, является причиной нарушенийнормального хода родового акта: возникает асфикция плода или он получает черепно-мозговуютравму.

Тяжесть и характер изменений внервной системе определяются не столько свойствами самих факторов, вызвавшихэти изменения, сколько периодом внутриутробного развития плода, в который онидействуют. Наиболее тяжелые пороки развития мозга возникают тогда, когда времявлияния совпадает с периодом органогенеза и формирования плаценты (Гросс Н.А.,2000, с.49-51).

СТАДИИ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Течение заболевания при всех егоформах подразделяется на три стадии:

Начальную резидуальную(восстановительную),

Позднюю резидуальную.

Ранняя стадия заболевания – первые3-4 недели периода новорожденности. Уже в первые дни обнаруживается рядсимптомов, свидетельствующих о поражении головного мозга: повышенная температура,синюшность кожи лица, косоглазие дрожание конечностей, судороги, резкоеповышение или, наоборот, понижение тонуса мышц, отсутствие или слабая выраженностьврожденных рефлексов.

Вторая стадия заболевания - начальная резидуальная, для которой характернызадержка и нарушение первых этапов развития двигательных навыков.

Третья стадия, поздняя резидуальная,характеризуется наличием типичных изменений в опорно-двигательном аппарате,контрактурами и деформациями (как обратимыми, так и необратимыми) и диагностируетсяобычно после 3-4 лет жизни ребенка.

Считается, что ДЦП – непрогрессирующая патология, в отличие от прогрессирующих наследственныхзаболеваний ЦНС и некоторых заболеваний спинного мозга и периферических нервов.Однако иногда может возникнуть впечатление, что процесс со временемпрогрессирует. Это объясняется тем, что мозг, развивающийся в патологическихусловиях не в состоянии удовлетворить потребности растущего организма (ГроссН.А.,2000, с.49-52).

ФОРМЫДЕТСКИХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫХ ПАРАЛИЧЕЙ

ДЦП отличаются большим разнообразиемклинических проявлений, сопутствующих симптомов, тяжести двигательных ипсихических нарушений, степеней компенсации, причин, вызвавших заболевание.

В зависимости от тяжести ираспространенности различают сле­дующие формы детскихцеребральных параличей: спастическую диплегию, спастическую гемиплегию,двойную гемиплегию, парапле­гию, моноплегию, атонически-астатическийсиндром («вялая» фор­ма детского церебрального паралича), гиперкинетическуюформу. (Бадалян Л.О.,2003г. с.241-242).

Спастическаядиплегия(синдром Литтля) - наиболее частая формадетского церебрального паралича, характеризующаяся двигательныминарушениями в верхних и нижних конечностях; причем ноги страдаютбольше, чем руки. Степень вовлечения в патологический процесс рукможет быть различной - от выраженных парезов до легкой неловкости, котораявыявляется при развитии у ребенка тонкой моторики. Мышечныйтонус в ногах резко повышен: ребенок стоит на полусогнутых и приведенныхк средней линии ногах; при ходьбе наблюдается перекрещивание ног.Развиваются контрактуры в крупных суставах. Сухожильные рефлексы высокие,отмечаются клонусы стоп. Вызываются пато­логические рефлексы. (с.242)

При спастическойгемиплегии нарушения отмечаются преиму­щественно на одной стороне.В руке больше повышен мышечный тонус сгибателей, а в ноге - разгибателей. Поэтому рука согнута в локтевом суставе, приведенак туловищу, а кисть сжата в кулак. Нога разогнута и повернутавнутрь. При ходьбе ребенок опирает­ся на пальцы. Сухожильныерефлексы высокие с расширенной зо­ной на стороне пареза (иногда с двух сторон);могут быть клонусы стоп и коленной чашечки; вызываютсяпатологические рефлексы. Паретичные конечности отстают в росте отздоровых. При гемипаретической форме церебрального паралича уребенка может возникнуть задержка речевого развития за счет алалии, особеннопри поражении левого полушария. В 50% случаев у детей старше­говозраста наблюдаются гиперкинезы. Они появляются по мере снижения мышечного тонуса.Психическое развитие замедлено. Степень задержки варьирует от легкой дотяжелой. На задержку развития влияет наличие часто возникающих эпилептиформных припадков.(с.242)

Двойнаягемиплегияхарактеризуется двигательными наруше­ниямиво всех конечностях, однако обычно руки страдают больше, чемноги. Мышечный тонус часто асимметричен. Тяжелое пора­жениерук, лицевой мускулатуры и мышц верхней части тулови­щавлечет за собой выраженную задержку речевого и психиче­скогоразвития. Дети не сидят, не ходят, не могут себя обслуживать. Вдошкольном возрасте, когда двигательная активность становит­сяболее выраженной, у некоторых детей появляются гиперкинезы в дистальныхотделах рук и ног, а также оральные синкинезии. У большинствабольных выражен псевдобульбарный синдром. Сухо­жильные рефлексы высокие,но могут вызываться с трудом из-за высокого тонуса иконтрактур. Эта форма детского церебрально­го паралича частосочетается с микроцефалией и малыми анома­лиями развития (дизэмбриогенетическимистигмами), что свиде­тельствует о внутриутробном поражении мозга.При двойной геми­плегии нередко наблюдаются эпилептиформныеприпадки. В связи с тяжелыми двигательными расстройствами раноформируются контрактуры и деформации. (с.242-243)

Атонически-астатическаяформахарактеризуется мышечной гипотонией. Тоническиешейные и лабиринтный рефлексы выражены не резко; их можнообнаружить во время эмоционального напряжения ребенка и вмомент попытки произвести произволь­ные движения. При этой формецеребрального паралича на 2-3 году жизни выявляются симптомыпоражения мозжечка: интенционный тремор, туловищная атаксия,расстройства координации движе­ний. У этих больных резко страдаютстатические функции: они не могут держать голову, сидеть, стоять,ходить, сохраняя равнове­сие. Сухожильные рефлексы высокие. Часты речевыенарушения в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Отмечает­сявыраженная задержка психического развития. Степень сниже­нияинтеллекта зависит от локализации поражения мозга. При по­ражениипреимущественно лобных долей доминирует глубокая за­держкапсихического развития. При преимущественном поражении мозжечкапсихическое развитие страдает меньше, но в этом случае доминируютсимптомы поражения мозжечка. (с.243)

Гиперкинетическаяформа характеризуется преимущественным поражениемподкорковых образований при резус-конфликтной беременности. Гиперкинезыпоявляются после первого года жиз­ни, за исключением тяжелыхслучаев, когда их можно обнаружить уже на первом году.Гиперкинезы сильнее выражены в мышцах лица, нижних отделахконечностей и мышцах шеи. Различают гиперкинезы типа атетоза,хореоатетоза, торзионной дистонии. Эпилептиформные припадкинаблюдаются редко. Сухожильные рефлексы высокие, с расширенной зоной.Часто наблюдаются ре­чевые расстройства. Психическое развитиестрадает меньше, чем при других формах, однако тяжелые двигательные и речевыена­рушения затрудняют развитие ребенка, его обучение исоциаль­ную адаптацию. (с.243.)

ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Реабилитация детей с двигательныминарушениями - это не только медицинская задача, но и во многом педагогическая исоциальная. Важно не только восстановить утраченные двигательные функции, нетолько повысить функциональное состояние ребенка, у которого страдаютсердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная и другие системы, но и научитьего сидеть, ходить, обслуживать себя, т. е. адаптировать к окружающей среде.Используя в активной форме средствафизической культуры, можно значительно повысить эффективность реабилитационных мероприятий с детьми,имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Физическими упражнениямиможно нагружать не только нервно- мышечную, но и сердечно-сосудистую идыхательную системы, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями.Кроме того, физическая нагрузка, выполняемая в специально созданныхусловиях (тренажерах), в комплексе с дыхательнойгимнастикой и физиотерапией развивает потребность ребенка в движении иактивизирует не только физическую, но и умственную деятельность. (Гросс Н.А. с соавт.,2000, с.9)

При физкультурно-оздоровительнойреабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата требуется дифференцируемый подход. Прежде всего, нужнознать развернутый диагноз больного ребенка, его возраст, степень нарушенияопорно-двигательного аппарата, а также его общее состояние, состояниесердечно-сосудистой системы и функциональную подготовленность.

С учетом всех перечисленных факторов должныподбираться физическая нагрузка и лечебные мероприятия. При этом необходимстрогий контроль за их воздействием на организм ребенка, и в частности насердце. (Гросс Н.А. с соавт., 2000 с.41)

Основной задачей физическоговоспитания детей с церебральным параличом является развитие и нормализациядвижений, (Мастюкова Е.М., 1991, с.27)

Ведущую роль в развитии движений удетей с ДЦП играет лечебная гимнастика. Это связано с тем, что в силу спецификидвигательных нарушений многие статические и локомоторные функции у детей сцеребральным параличом не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно.

С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебнаягимнастика имеет следующие основные задачи.

1.Развитие реакций выпрямления и равновесия, т.е. так называемого постуральногомеханизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и поотношению к туловищу. При помощи этих реакций происходит выравнивание головы,шеи, туловища и конечностей. Ребенок получает возможность сохранять равновесиево время активных движений. Реакция выпрямления и равновесия тормозят неправильныепозы и движения и играют основную роль в сохранении мышечного тонуса умереннойинтенсивности, который должен быть достаточным, чтобы противостоять силеземного притяжения и обеспечить необходимую фиксацию для движений, и в то жевремя не настолько высоким, чтобы затруднять движения.

2.Развитие функций руки и предметно-манипулятивной деятельности.

3.Развитие зрительно-моторной координации.

4.Торможение и преодоление неправильных поз и положений.

5.Предупреждение формирования вторичного порочного двигательного стереотипа. Припроведении всех мероприятий по развитию движений важно знать не только приемыстимуляции моторной активности и развития двигательных навыков и умений, но ите движения и положения конечностей, которых необходимо избегать в процессезанятий и в повседневной деятельности ребенка. Под влиянием лечебной гимнастикив мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в центральнуюнервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. Важно отметить,что только под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с церебральнымпараличом возникают адекватные двигательные ощущения. Без специальныхупражнений ребенок ощущает только свои неправильные позы и движения. Подобногорода ощущения не стимулируют, а тормозят развитие двигательных систем головногомозга. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей,снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственныедвижения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что являетсямощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций инавыков. Поскольку, как правило, ДЦП – врожденное или очень раннее заболевание,физическое воспитание, в частности лечебную гимнастику, рекомендуется начинатькак можно раньше, с первых месяцев жизни ребенка. Раннее проявлениедвигательных нарушений приводит к тому, что ребенок с церебральным параличом спервых месяцев жизни ощущает только некоординированные или насильственныедвижения, что резко затрудняет обогащение его двигательного опыта и задерживаетпсихомоторное развитие. Поэтому, развивая движения ребенка, надо следить затем, чтобы они выполнялись правильно, точно. Особое внимание в занятияхлечебной гимнастикой уделяется тем двигательным навыкам, которые более всего необходимыв жизни, а именно навыкам и умениям, обеспечивающим ребенку ходьбу,предметно-практическую деятельность, самообслуживание. При этом правильностьвыполнения движений должна быть строго фиксирована специальнымиприспособлениями или руками того, кто проводит занятия. Только при этих условияхгимнастика будет способствовать развитию у ребенка правильного двигательногостереотипа. При стимулировании двигательных функций надо обязательно учитыватьвозраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, его интересы, особенностиповедения. Таким образом, лечебная гимнастика при детском церебральном параличеявляется одной из основных форм развития движений. С помощью лечебнойгимнастики создаются необходимые предпосылки движений, формируются статическиеи локомоторные функции, двигательные навыки и умения, предупреждается развитиенеправильных установок туловища, атрофий мышц, укорочений конечностей, а такжеразличных нарушений осанки.(Мастюкова Е. М., 1991, с.37-38)

Естественное желание двигаться не можетбыть удовлетворено 20-30минутнымизанятиями лечебной гимнастикой. Важно проводить также коллективныефизкультурные занятия с детьми, страдающими ДЦП, в процессе которых у детейформируются и укрепляются основные жизненно важные двигательные умения инавыки, а также развиваются воля, чувство товарищества и взаимопомощи,формируется интерес к движениям. Основными задачами физкультурных занятийявляются стимуляция общего физического развития ребенка и коррекция егонарушенных двигательных функций. Занятия включают в себя выполнениеобщеразвивающих и корригирующих упражнений, прикладных упражнений, проведениеподвижных игр и спортивных мероприятий – катание на велосипеде, лыжах,плавание. Каждое физ-

культурное занятие является комплексным, включающим все видыупражнений и подвижные игры. Среди корригирующих упражнений наибольшее значениеимеют дыхательные, упражнения на расслабление, на нормализацию поз и положенийголовы и конечностей, на развитие координации движений, функций равновесия, накоррекцию прямостояния и ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений.У детей с ДЦП на всех возрастных этапах отмечается снижение таких физическихкачеств, как ловкость, скорость, сила и выносливость. Поэтому для них крайневажно выполнение специальных прикладных упражнений, формирующих основныедвигательные навыки и умения и способствующих развитию физических качеств. Ктаким упражнениям относится ходьба, бег, прыжки, лазание и перелезание, а такжеразличные действия с предметами. Для детей с ДЦП особое значение имеетпроведение многих физкультурных занятий на воздухе. Это обеспечивает выполнениеодной из основных задач физического воспитания – совершенствование системорганизма и закаливание ребенка. При обучении движениям детей с ДЦП решающуюроль играет индивидуальный подход на основе учета особенностей двигательныхнарушений, так как даже дети одного возраста имеют различный уровень развитиямоторики. Необходимо комплексное использование разнообразных средств и приемовфизического воспитания, которые должны отвечать оздоровительным, коррекционным,развивающим и воспитательным задачам. При проведении всех видов занятий поразвитию движений следует избегать переутомления детей. Для этого необходиминдивидуальный подход к дозировке физической нагрузки на каждом занятии. Однимиз показателей адекватной нагрузки является частота пульса. После вводной частифизкультурного занятия пульс не должен участиться более чем на 15-20%, а послеосновной части – на 40%. После занятий пульс приближается к исходному через 1-2мин. В ходе выполнения движений не должно быть длительной задержки дыхания удетей. При выполнении упражнений в первую очередь надо обращать внимание на выдох,а не на вдох. Если дети начинают дышать через рот, необходимо снизить дозировкуупражнений. Кроме того, при проведении фронтальных занятий по развитию движенийи подвижных игр следует избегать длительного пребывания детей в одних и тех жепозах, не допускать долгих объяснений заданий, так как это утомляет детей иснижает их двигательную активность. Не следует также чрезмерно возбуждатьдетей, потому что возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение инасильственные движения. В ходе физкультурных занятий нельзя проводитьупражнения, которые могут вызвать переразгибание суставов, усилить приведение ивнутренний поворот бедер, асимметричное положение головы и конечностей, а такжете, выполнение которых требует длительного наклона головы вниз, постоянногоиспользования одной руки или ноги. Крайне важно избегать даже незначительныхушибов головы. Физическое воспитание детей с церебральным параличом тесно связанос лечебно-коррекционными мероприятиями. Поэтому при проведении всех видовфизических занятий должны быть тщательно проанализированы и учтены медицинскиеданные о ребенке. Почти во всех случаях физическое воспитание сочетается смедикаментозным и физиотерапевтическим лечением, ортопедическим режимом. Лечебнаягимнастика проводится индивидуально и малогрупповым методом, физкультурныезанятия – малогрупповым методом и фронтально с половиной группы детей (6-7человек). Начальные спортивные навыки усваиваются индивидуально подруководством методиста лечебной физкультуры или воспитателя. (Мастюкова Е.М.,1991, с.39-44)

КОМПЛЕКСЫ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ

К настоящему времени накоплен большойопыт по реабилитации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата,который свидетельствует о том, что для получения оптимальных результатовследует максимально разнообразить двигательную активность больных детей, неограничиваясь каким-либо одним методом, и стремиться приблизить ее к двигательнойактивности здоровых детей. Разработанные комплексы физических упражненийповышенной двигательной активности совершенствуют традиционные способыреабилитации за счет вертикализации тела, тренировки вестибулярного аппарата,нормализации пространственных восприятий и повышения функциональныхвозможностей занимающихся. Особенностью предлагаемой системы являетсяприоритетное использование физической культуры как формы двигательнойдеятельности, которая позволяет наилучшим образом сформировать жизненно важныедвигательные умения и навыки, обеспечить нормальное функционирование системорганизма, активизировать умственные способности, оптимизировать состояниездоровья и работоспособности (Гросс Н.А. с соавт.,2000, с.73-74)

№1 КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ПОРОЧНОГО ПОЛОЖЕНИЯ РУК (ГроссН.А. ссоавт., 2000, с105)

К числу часто встречающихсяпатологических нарушений относится порочное положение рук, вызванноеспастическим напряжением мышц. В таком состоянии плечи наклонены вперед, рукипостоянно согнуты в локтях, кисть согнута в лучезапястном суставе и приведена,а большой палец согнут и приведен к кисти. В зависимости от степени пораженияэти симптомы могут проявляться одновременно или частично.

Описанные далее упражнения помогаютисправить названные нарушения. Необходимо только регулярно выполнять их ипоследовательно увеличивать количество повторений. Чем их больше за однозанятие – от 20 до 50 раз, - тем быстрее наступит исправление. К примеру,упражнение выполняется 5 раз, затем следует небольшой отдых в 2-3 мин., послечего упражнение повторяется еще 5 раз, затем снова отдых. И так до тех пор, пока не наберетсянеобходимое количество. Можно разделить нагрузку на 2 раза – утром и вечером.Упражнения следует выполнять медленно, обращая внимание на правильностьдвижений.

Кисть больного является конечным звеном в двигательной системеплечевого пояса, где каждое звено существует как самостоятельное, а вместе онисоставляют единое целое. Так, плечо и лопатка обеспечивают вращательныедвижения и движения вперед-назад, локтевой сустав позволяет выполнять сгибаниеи разгибание руки, лучезапястный сустав – сгибание, разгибание и поворотыкисти. Обычно, если одна из частей единого механизма функционирует неправильно,это ведет к изменению во всех других. Поэтому при исправлении порочногоположения руки следует выполнять упражнения,направленные на нормализацию движений во всех трех суставах: плечевом,локтевом, лучезапястном.

1.1Упражнения для развития подвижности плечевого сустава и лопаток

Наиболее типичный случай нарушенияфункции плечевого сустава – наклоненное вперед туловище и приведение плеч из-заспастического напряжения грудных мышц. В таком положении трудно выполнятькруговые движения в плечевом суставе. Для исправления этой дисфункции вначалеследует выполнять упражнения на растяжение грудных мышц и увеличение подвижностив лопатках, затем – на вращение рук.

Упражнение 1

Поворот верхней части туловища. Это упражнение относится ктак называемым растяжкам и способствует растяжению грудных мышц, сгибающих плечивперед при напряженном состоянии.

Лечь на бок, колени согнуть к животу,руки, по возможности, вытянуть вперед на уровне плеч ладонями вместе. Медленноподнять верхнюю руку, повернуться на спину верхней частью тела, головуповернуть лицом вверх и положить вытянутую руку на другую сторону. Таз исогнутые колени остаются в исходном положении, лопатки должны касаться пола.Следить, чтобы согнутое верхнее колено не сдвигалось. Сохранять это положение2-3 мин. Постепенно, если это не получилось сразу, вытянутая рука под действиемсилы тяжести будет опускаться вниз. После того как плечи опустились, вернутьсяв исходное положение, повернуться на другой бок и выполнить упражнение,разворачиваясь в противоположную сторону.

Упражнение 2

Отведение плеч назад. Сидя на стуле или стоя (лучше передзеркалом), самостоятельно или принудительно отвести плечи назад, максимальносведя ло-

патки, зафиксировать это положение на несколько секунд, азатем вернуться в исходное положение.

Упражнение 3

Упражнение с предметом. Сидя на стуле, взять в рукигимнастическую или любую палку двумя руками хватом сверху (четыре пальцанаверху, большой – снизу) и положить ее на плечи за голову. Медленно выпрямитьруки вверх из-за головы самостоятельно или принудительно и вернуться в исходноеположение. При выполнении движения вверх прогнуть поясницу. Повторить 10 раз,отдохнуть и снова повторить 10 раз.

Такое упражнение можно выполнять лежана полу, поднимая палку от живота вверх и заводя ее за голову на пол.

Упражнение 4

Поднимание плеч вверх, круговые движения плечами. Задачейэтого упражнения является увеличение подвижности лопаток. Сидя на стуле иливерхом на скамейке, поднимать и опускать сначала одно, затем другое плечовверх-вниз, затем оба одновременно, стараясь держать плечи отведенными какможно больше назад; и лопатки как можно ближе сведенными. Выполнитьвращательные движения плечами вперед, затем назад по 10 раз в каждую сторону.

Упражнение 5

Упор на согнутых сзадилоктях. Лежа на спине, согнуть самостоятельно или принудительно руки в локтях,приподняв плечи. Сохранять это положение 1-2 мин.

Упражнение 6

Вращение руками. Это упражнение укрепляет мышцы плечевогопояса, участвующие во вращательных движениях рук. Сильный плечевой пояс способенпротивостоять сгибанию тазобедренного сустава, тем самым удерживая туловище ввертикальном положении.

1.2

Упражнения для устранения деформацийлоктевого сустава

Характерной особенностью патологических изменений в этомсуставе являются повышенный мышечный тонус и сгибательная позиция предплечья, врезультате чего ограничивается степень подвижности руки в пространстве. Задачапредлагаемых упражнений – активизация мышц-разгибателей предплечья, находящихсяв растянутом состоянии. Как правило, такие упражнения выполняются в статическомили динамическом режиме при положении кистей рук в упоре на поверхность.

Выпрямление рук в локтях

Вариантов этогоупражнения много, их можно выполнять из разных положений (стоя, сидя, лежа) взависимости от тяжести заболевания. Основная задача – разгибание руки влоктевом суставе для предотвращения образования контрактур или для уменьшенияимеющихся. Наибольший эффект достигается, когда руки находятся в упоре на полили стену.

Упражнение 1

И.п. – лежа на животе. Согнуть руки в локтях перед грудью ипоставить их, по возможности, на ладони. Поднимая плечи вверх, выпрямить руки влоктях, затем снова согнуть их. Повторить 10 раз. После нескольких минут отдыхаснова выполнить 10 сгибаний-разгибаний. Недопустимо принудительное выпрямлениепальцев; если ребенок не может поставить руки на ладони, упражнение выполняетсяв упоре на кулаки.

Упражнение 2

И.п. – стоя на четвереньках, пальцы рук, по возможности,выпрямлены. Сгибание рук в локтях (отжимание от пола) и выпрямление их.

Можно выполнятьаналогичное упражнение, используя овальный мяч, валик или подушку. Лечь поперековального мяча, ноги согнуты в коленях. Отталкиваясь от пола ногами, перенеститяжесть тела на выпрямленные руки, затем оттолкнуться руками и вернуться висходное положение. Выполнит 10 раз, отдохнуть и повторить снова.

Упражнение 3

И.п. – сидя на полу, ладони сзади, руки согнуты в локтях.Выпрямить локти, вернуться в исходное положение. Повторить до 10 раз. Послевыполнения серии обхватить колени рукамидля растяжения работающих мышц. Затем выполнить упражнение еще 10 раз.

Упражнение 4

И.п. – стоя лицом к стене, отжимание от стены или, еслиребенок не может стоять самостоятельно, сидя на стуле, отжимание от спинкистула. Упражнение аналогично Упражнение аналогично упражнению 2.

1.3

Упражнения для исправления порочногоположения кисти и пальцев рук

При повышенном тонусе мышц-сгибателей кисти средние и ногтевые фаланги пальцев иногда находятся в согнутомположении, и большой палец согнут и приведен к ладони. Выполнение упражненийспособствует исправлению деформаций. Следует учитывать, что разгибание пальцевлучше проводить при согнутой в локте руке, т.к. при этом тонус мышцыповерхностного сгибателя пальцев меньше, чем при разогнутой руке.

Упражнение 1

И.п. – сидя на четвереньках, пальцы рук, по возможности,выпрямлены вперед. Приподнять одну руку от пола, затем опустить ее на пол супором на ладонь. То же проделать другой рукой. Повторять по 10 раз.

Упражнение 2

И.п. – стоя на четвереньках. Поставить ладони с разворотомпальцев в противоположные стороны (вправо-влево). Постоять в этом положениинесколько минут. Затем попробовать постановку рук на ладони пальцами назад.

Упражнение 3

И.п. – сидя на стуле, руки перед грудью, пальцы сложены взамок. Не размыкая пальцев, вывернуть ладони наружу и удержать некоторое времяэто положение. Соединить ладони вместе, не раскрывая пальцев. Повторить несколькораз.

Упражнение 4

И.п. – сидя на стуле перед столом или стеной, руки согнуты влоктях. Упереть кончики четырех пальцев в край стола или стену и пружинистымидвижениями покачать ладонь. Отдохнуть и повторить снова.

Упражнение 5

И.п. – сидя на стуле за столом, положить руки на стол и взятьв каждую руку небольшие гантели, палочки или мячики. Поднимать только кистьруки с предметом тыльной стороной вверх и опускать на стол. Предплечье лежит настоле. После нескольких повторений повернуть ладонь пальцами вверх и такжеподнимать и опускать только кисть руки. Это упражнение можно выполнять каждойрукой поочередно либо одновременно, 2-3 серии по 6-10 раз.

Упражнение 6

Перебирать руками натянутый канат или толстую веревку,прокручивать в ладонях палку, скручивать в руках полотенце, как при отжиме белья.

При выполненииупражнений с опорой на поверхность следить, чтобы руки устанавливались наладо

По мнению большинства ученых, исследовавших ДЦП, эта патология, вероятно, существовала и в древние времена. Однако дети с ДЦП долгое время не попадали в поле зрения науки, возможно, по той причине, что производили впечатление безнадежных калек, рано погибавших без специального ухода.

В медицинской литературе первые упоминания о ДЦП относятся к 1826 году. Врачи Денис, Биллард и Крувейлхиер пишут о возможной связи между внутричерепным кровоизлияние при рождении младенца и последующим развитием у него церебрального паралича.

Однако, приоритет в открытии данной патологии, безусловно, принадлежит английскому ортопеду Вильяму Литтлю. В 1839 году он описал нескольких детей с последствиями родовых травм, а в 1862 году Литтль представил подробное классическое описание болезни в монографии «Спастичный ребенок». Этот ребенок имел «неправильную походку, слюнотечение, трудности в речи и слабоумие». Литтль представил свой взгляд на этиологию ДЦП, а именно, он придавал решающее значение родовым травмам и кровоизлияниям в мозг при рождении. На основании наблюдений он писал, что такие дети в дальнейшем либо «перерастают» свои трудности, либо они безнадежны и должны находиться в специальных учреждениях. В 60-х годах XIX века Литтль не мог найти ключ к разгадке патогенетических механизмов данной патологии. В конце монографий он предположил, что двери к дальнейшему изучению церебрального паралича останутся закрытыми на протяжении многих лет.

Однако практически в то же время появляется фундаментальная работа И. А. Сеченова «Рефлексы головного мозга», позволившая в дальнейшем открыть те двери, о которых писал Вильям Литтль. Теперь науке известно, что ДЦП, собственно, и является сложной патологией рефлекторной сферы.

Признательные последователи Литтля назвали описанное им заболевание именем этого ученого - «болезнь Литтля». В дальнейшем это название постепенно вышло из употребления в связи с тем, что Литтль описал только одну, правда наиболее распространенную, форму ДЦП - спастическую диплегию.

В 1893 году Зигмунд Фрейд предложил объединить все формы спастических параличей перинатального происхождения под одним названием - ДЦП, но лишь спустя полвека, в 1958 году, интернациональная группа ученых в Оксфорде утвердила этот термин.

Несмотря на пессимистичное пророчество Литтля о том, что ДЦП еще долго останется «белым пятном», в XX веке эта патология неожиданно попадает в разряд актуальных проблем медицины, а затем и специальной педагогики. Еще в начале XX века несчастные родители детей с ДЦП получали отказ в ответ на свои просьбы и обращения в разные учреждения по поводу лечения и воспитания ребенка. Родителей убеждали в бесполезности каких-либо лечебных мероприятий, а формальным поводом для отказа было то, что специальных учреждений для лечения таких пациентов не существовало. Ситуацию изменила прошедшая в первой половине XX века пандемия полиомиелита. В большинстве стран заболевание приобрело такие масштабы, что потребовалась организация специальных лечебных и образовательных учреждений для таких детей.

И вот в эти учреждения для детей, больных полиомиелитом или перенесших полиомиелит, стали обращаться родители детей с ДЦП. Конечно, ДЦП и полиомиелит имеют лишь отдаленное сходство в симптоматике и патогенетических механизмах. Однако врачи уже не могли отказывать в лечении больных ДЦП, тем более, что всплеск заболевания полиомиелитом проходил, клиники пустели и оказывались на грани закрытия, если бы не дети с ДЦП. (В середине XX века американцы изобрели вакцину против полиомиелита, и с тех пор это заболевание стало достаточно редким следствием халатности или предрассудков родителей, игнорирующих прививки).

В России организация помощи детям с ДЦП берет свое начало с 1890 года, когда группа «Синий крест» основала в Санкт-Петербурге «Приют для детей-калек и паралитиков» на 20 мест. В этот приют в 1904 году был приглашен в качестве консультанта основоположник отечественной ортопедии, заведующий кафедрой Военно-медицинской академии Генрих Иванович

Турнер. В 1931 году в том же здании был открыт Ленинградский научно-исследовательский институт детской ортопедии им. Г. И.Турнера, сотрудники которого явились в нашей стране первопроходцами в области изучения ДЦП.

После революции в крупных городах открывались дома увечного ребенка и профилактории. В 30-х годах начинает развиваться и санаторно-курортное лечение детей с патологией нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

Но так же, как и за рубежом, решающую роль в организации помощи детям с ДЦП сыграла эпидемия полиомиелита, которая в нашей стране прошла в 40-50-х годах. В связи с эпидемией был усилен интерес к лечению детей с патологией опорно-двигательного аппарата, а в 1957 году вышел приказ Министерства здравоохранения о создании специальных школ для детей с последствиями полиомиелита. Это название сохранялось за школами еще в 80-х годах, когда детей с последствиями полиомиелита уже не было, а школы были заполнены и переполнены детьми с ДЦП.

________________________________________________________________

В 1955 г. Джонас Солк объявил о создании первой в мире вакцины против полиомиелита - инактивированной полиовакцины (ИПВ, «вакцина Солка»), в которой вирус был инактивирован формалином.

В 1956 г. Элберт Сэйбин объявил о создании живой полиомиелитной пероральной вакцины (ОПВ), приготовленной на основе ослабленных вирусов полиомиелита 3 типов.

В 1977 г. было объявлено о создании Джонасом Солком в содружестве с Голландским Королевским Институтом вакцин и Институтом Мерье (Франция) новой усиленной ИПВ (уИПВ).

Дети с ДЦП стали основным контингентом школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Практика показала, что, хотя 78,5% детей с ДЦП - инвалиды, при наличии лечения и специального обучения 70,0% из них могут быть приобщены к труду. В связи с признанием социальной значимости данной проблемы необходимо было решать вопросы организации и повышения эффективности обучения таких детей. Эту работу возглавила московская лаборатория НИИ Дефектологии под руководством М. В. Ипполитовой.

По мере психолого-педагогического изучения школьников с ДЦП становилось очевидно, что необходимо начинать специальное образование этих детей как можно раньше. И в 1970-72 годах выходят приказы Министерства здравоохранения и Министерства просвещения о создании специальных яслей и дошкольных учреждений. Однако, развертывание сети специальных дошкольных учреждений для таких детей проходило крайне медленно в связи с неопределенностью в вопросах материального оснащения, недостаточным методическим обеспечением педагогического

процесса, отсутствием специально подготовленных педагогических кадров и сложностью комплектования учреждений. Дело в том, что специальное дошкольное образование детей с выраженными формами заболевания требовало и требует больших материальных затрат, а в те годы экономические соображения превалировали над гуманистическими. В связи с этим учреждения создавались только для детей с легкими отклонениями в физическом развитии, и проблема оказания помощи большинству дошкольников с ДЦП при таком подходе не решалась.

Какой же выход предлагало советское государство для детей с выраженными формами ДЦП? Пожизненное пребывание в психоневрологических домах-интернатах системы социального обеспечения. Неудивительно, что многие родители просто оставляли ребенка дома и пытались помочь ему своими силами. О том, через какие испытания проходит семья ребенка с ДЦП, хорошо написано в книге Мари Киллилц «История о том, как родительская любовь смогла победить тяжелую болезнь». Однако далеко не у всех детей с ДЦП в мире и в нашей стране жизнь сложилась так, как у маленькой американской девочки - дочери автора этой книги.

В эпоху перестройки демократические тенденции в развитии общества привели к организации новых учреждений для детей с ДЦП. Это, в основном, различные центры, имеющие более широкие возможности в организации материальной базы, штатного расписания, форм работы с детьми и комплектования. Однако, проблема научно-методического обеспечения педагогического процесса в этих учреждениях обозначена еще ярче в связи с тем, что большинство энтузиастов, работающих в таких центрах, имеют малый опыт и знания в области специальной педагогики.

История болезни

Термин ДЦП существует уже более столетия, сама болезнь, вероятно, существовала и без названия на протяжении всей истории человечества. Однако, несмотря на свою долгую историю, до сих пор нет единства во взглядах на эту проблему.

Наряду с обобщенным термином ДЦП в клинической практике иногда используется термин "болезнь Литтля". Такое название было предложено в честь британского хирурга-ортопеда Уильяма Джона Литтля (William John Little), который в середине XIX столетия первым установил причинную связь между осложнениями во время родов и нарушениями умственного и физического развития детей после рождения .

Его взгляды были суммированы в статье "О влиянии патологических и трудных родов, недоношенности и асфиксии новорожденных на умственное и физическое состояние детей, в особенности относительно деформаций" . Эта статья, адресованная акушерскому обществу Великобритании, чаще цитируется в публикациях и статьях о церебральных параличах.

Спастическая форма

Для осуществления движений необходимо, чтобы импульс из двигательной области коры головного мозга был беспрепятственно проведен к мышце. При этой форме повреждение двигательной зоны коры головного мозга или основного двигательного (пирамидного) пути нарушает проведение импульса преимущественно к нижним конечностям, которые оказываются парализованными.

Таким образом, паралич, или плегия, - это отсутствие движения в мышце или в группе мышц в результате "поломки" в двигательном рефлекторном пути. Частичная утрата двигательных функций (ограничение силы, объема, амплитуды движений) называется парезом. При спастической форме повреждается центральный двигательный нейрон и развивается центральный паралич или парез.

Спастическая форма характеризуется двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях, причем ноги поражены сильнее, чем руки. Степень поражения рук может быть различной - от выраженных ограничений в объеме и силе движений и до легкой моторной неловкости, которая проявляется лишь при выполнении тонких дифференцированных движений (письмо, составление мозаики, трудовые операции и т.д.).

Различают легкую, среднюю и выраженную формы спастического паралича.

При легкой степени спастического паралича интеллект у больных не нарушается или нарушается, но незначительно, больные самостоятельно передвигаются и обслуживают себя.

При средней степени часто определяется нарушение интеллекта, слуха, зрения, но часть из этих больных может быть приспособлена к труду.

При резко выраженных формах заболевания часто нарушена значительно психика, имеется стробизм, слюнотечение, и др.симптомы. В тяжелых случаях имеется слабоумие, гиперкинезы, атетозы.

При хорошем и последовательном лечении у больных со спастическими параличами, особенно при легкой и средней степени, можно добиться значительного улучшения. Некоторые из этих больных заканчивают средние и даже высшие учебные заведения и успешно работают. Однако при тяжелых формах прогноз может быть неблагоприятным, что особенно касается больных с тяжелым поражением интеллекта.

Часто нарушения моторики рук столь незначительны, что спастическая форма определяется как "спастический паралич конечностей, чаще нижних, реже верхних и нижних", т.е. при легких нарушениях функций рук на первое место выходит диплегия нижних конечностей.

Поражение двух парных конечностей, либо верхних, или нижних, называется "диплегией" (или параплегией). Однако в некоторых литературных источниках спастическая диплегия характеризуется как тетраплегия (или тетрапарез), т.е. как общее поражение четырех конечностей. Действительно, при спастической диплегии имеет место нарушение двигательных функций всех конечностей: поражаются преимущественно ноги, а верхние конечности поражаются в меньшей степени. Однако неодинаковая степень тяжести двигательных нарушений в руках и ногах указывает на поражение конечностей по принципу диплегии. В связи с этим оба термина взаимодополняют друг друга.

При спастической диплегии основным признаком является повышение мышечного тонуса (спастичность) в нижних конечностях с ограничением объема и силы движений.

 

Возможно, будет полезно почитать: