Интернет делает нас умнее? Смех развивает творческое мышление.

Конечно, есть и другие методы: вот, скажем, в метро в час пик все как-то очень быстро становятся ближе друг другу. Но если ты хочешь по‑настоящему растопить лед в сердце собеседника, вызови у него хотя бы улыбку. А дальше его мозг услужливо отметит тебя хештегами #быловесело и #встретимсяеще. И для этого вовсе не обязательно быть резидентом Comedy Woman. Исследования Роберта Провайна, профессора Мэрилендского университета, демонстрируют, что в 80% случаев смех вообще не связан с чьими-то остроумными высказываниями. Чаще всего мы радуемся в ответ на банальные комментарии вроде« Как здорово ты говоришь на английском! Как будто росла в Оксфорде!». Стимул для положительных эмоций — искреннее внимание.

Смех служит подсказкой в любви

Интеллект(а вовсе не рост и не размер) — один из самых главных параметров, по которым мы выбираем себе
партнера. Умные кавалеры, как правило, лучше зарабатывают и реже поддаются на соблазны в виде чужих округлостей. Но не носить же на каждую встречу с новым воздыхателем журнал с головоломками и кубик Рубика для немедленной проверки кандидата! Оценивая IQ своего избранника, проще всего ориентироваться на его чувство юмора. При этом, даже если твой любимый не уступит в остроумии Ивану Урганту, самой тебе вовсе не обязательно рассказывать анекдот за анекдотом. Сразу несколько психологов — Эрик Бресслер, Сигал
Болшайн и Лиана Хоун — обнаружили, что мужчинам нравятся девушки, которые смеются над их шутками, а не придумывают собственные.

Смех развивает творческое мышление

Допустим, тебе надо написать программу урока или статью для журнала, а муза отлучилась по делам.
Уж полночь близится, завтра рано вставать, но вдохновения все нет. Вызвать состояние, при котором ты завопишь« Эврика!», помогут Youtube-ролики с забавными животными или подборка приколов в Интернете. Исследователь Каруна Субраманьям из Северо-Западного университета в Америке выяснила: люди, которые только что сходили в кино на комедию, значительно лучше решают креативные задачи, чем те, кто смотрел ужастик или слушал лекцию по физике. МРТ-диагностика показала: творческие прорывы — результат активности мозга в передней поясной коре. Во время веселья она гораздо быстрее возбуждается, а значит, работает эффективнее. Еще смех ослабляет власть стереотипов и шаблонов мышления и дает нам возможность находить неожиданные связи между явлениями.

Смех заражает весельем тех, кто рядом

Подхватить можно не только грипп, но и хорошее настроение. Стоит кому-то расхохотаться, и эта реакция
передается окружающим как по цепочке. Ученые который год бьются над разгадкой данного феномена
и выдвигают одну гипотезу за другой. Например, доктор психологии Райан Гадзола предположил, что дело
в особой категории нейронов в нашем сером веществе. Они называются зеркальными, и из-за них-то мы и отвечаем улыбкой на улыбку или хором зеваем на скучных совещаниях, то есть испытываем эмпатию. Они создают своеобразный« смехометр», и он срабатывает, когда мы оказываемся рядом с весельчаками. Наверное, именно поэтому в одиночестве человек смеется примерно в тридцать раз реже, чем в компании.

Смех улучшает твое здоровье

Смех — признанное народное средство для укрепления иммунитета. Самые разные врачи советуют« принимать» его несколько раз в день. Так, невролог Ли Берк замечает, что смех способствует выработке клеток, которые убивают вирусы. А психолог Джеймс Роттон — что благодаря ему пациенты легче переносят боль: они пьют меньше транквилизаторов, если после операции им показывают смешные видео. Ничего удивительного, ведь это снижает количество« гормонов стресса». Обладатели хорошего чувства юмора быстрее преодолевают неприятности и излечиваются от депрессии. Хочешь перестать страдать после увольнения или расставания с бойфрендом? Имей в виду: совет пойти развлечься(например, заглянуть на стэнд-ап-шоу) — совсем не бесполезный.

Смех делает любое задание проще

Хохот спасет тех, кто слишком сильно переживает перед встречами с начальством и заказчиками или пасует перед трудными заданиями, опасаясь их провалить. Он повышает давление, частоту сердцебиения и уровень окситоцина в крови, что в сумме прибавляет тебе смелости. Если же ты жертва собственного нездорового перфекционизма, научись по‑доброму подшучивать над собой: самоирония будет напоминать тебе о том, что никто на свете не может выполнить все идеально, даже ты. А чтобы не тушеваться накануне выступлений
и презентаций, подумай, как спровоцировать у слушателей приступ безудержного веселья или хотя бы одобрительную усмешку — древний ораторский прием, который позволяет расположить к себе самую строгую публику.

Смех служит общим языком

Думаешь, только труд превратил обезьяну в человека? А вот и нет — смех тоже причастен к этому благородному делу. Еще несколько лет назад считалось, что способность веселиться — особенность двуногих млекопитающих(то есть нас с тобой). Но группа исследователей из Портсмута после наблюдений за шимпанзе пришла к выводу: братья наши меньшие задорно хихикают не только от щекотки, но и когда играют. Некоторые ученые предполагают, что именно такое выражение эмоций стало прообразом речи. Из-за древних корней оно объединяет даже тех, кто говорит на разных языках. Неважно, откуда ты — из России, Бразилии, Австралии или Южной Кореи, люди на всей планете находят забавными одни и те же ситуации.

Смех дарит детскую спонтанность

Ребенок начинает заливисто хохотать примерно в три с половиной-четыре месяца после рождения — таким образом он выстраивает диалог с родителями. По данным Роберта Провайна, в пять-шесть лет мы смеемся
до двухсот раз в день, а когда вырастаем — не больше двадцати. А ведь именно это дает нам шанс снова почувствовать в себе детскую искренность, непосредственность и ощущение абсолютно беспредельного счастья.

Смех делает тебя умнее

Смех улучшает не только настроение, но и внимание, мотивацию и память. Сотрудники Стэнфорда обнародовали результаты эксперимента, участникам которого показывали комиксы. Оказалось, что рисунки, вызывающие у аудитории хохот, заодно активируют лимбическую систему, «отвечающую» за способность усваивать новую информацию. Ей помогает дофамин, известный как« гормон радости». Он поддерживает твое
стремление сворачивать горы на пути к заветной цели и заряжает энергией, необходимой для новых свершений.

Смех защищает от лишних переживаний

Средство от страхов всегда с тобой: смех обесценивает трудности, которые на первый взгляд часто кажутся непреодолимыми. Вспомни, как в совсем юном возрасте ты пририсовывала усы и рожки на фотографиях людей, которых боялась. Этот же трюк используй и сейчас: представь проблему, которая тебя волнует, и доведи ее до абсурда. Например, если ты переживаешь, что провалишь собеседование, разыграй в воображении сценку: сначала ты эффектно появляешься через окно в плаще супермена, а потом избавляешь весь офис от превратившегося в зомби клиента. Сформированное веселое воспоминание позволит
тебе не воспринимать предстоящую встречу слишком серьезно. Считай юмор своим методом для решения
конфликтов и преодоления обид, и ты сохранишь жизнь не одной тысяче нервных клеток.


Есть ли мыслительные привычки, которые делают ? В конце концов, есть же денежные привычки, которые делают нас богаче, пищевые привычки, которые делают нас здоровее, рабочие привычки, которые делают нас продуктивнее. Так почему бы не существовать мыслительным привычкам, которые способны сделать нас умнее? Этим вопросом задались доктора философии Артур Коста и Бена Каллик. В результате проведенных исследований они определили такие привычки мышления.

Настойчивость

У людей, которые упорствуют, лучше срабатывает стратегия для решения проблем. Они систематически используют разные подходы, собирают отзывы и анализируют, что работает, а что нет, и соответственно меняют свой подход.

Настойчивость прямо-таки требует, чтобы вы чувствовали себя комфортно в неопределенности. Если вы занимаетесь , то зачастую не представляете конечного результата и то, сколько будете к нему идти. Но настойчивый человек не раздражается этим, ему интересен сам процесс.

Люди, которые упорствуют, продолжают искать способы достижения своих целей, даже когда чувствуют, что застряли.

Управление импульсивностью

Управление импульсивностью - это способность сдерживать импульсы в пользу достижения важной цели. Такие люди думают, прежде чем действовать. Вместо того чтобы просто реагировать на внешние стимулы, они размышляют о различных доступных вариантах и выбирают тот, который считают наиболее важным. А затем получают то, чего хотят.

Управление импульсивностью тесно связано с самодисциплиной. Речь идет о том, чтобы не спешить и оставаться спокойным, вдумчивым и осознанным.

Слушание с пониманием и эмпатией

Слушать других людей с пониманием и - это значит уделять внимание не словам, а тому, что стоит за ними.

Речь идет о посвящении душевной энергии мыслям и идеям других людей, уважении их точки зрения и попытке понять, с чем она связана, а также об умении поставить себя на их место.

Гибкость мышления

Гибкое мышление - это способность смотреть на проблему с нескольких ракурсов и перспектив. Умственно гибкие люди имеют возможность рассматривать несколько точек зрения. Кроме того, они могут передумать, когда получают дополнительные данные или информацию, которая противоречит их первоначальному заключению.

Думать о мышлении (метапознание)

Думать о своем мышлении - это способность сделать шаг в сторону от себя и наблюдать за своими мыслями. Это возможность увидеть как то, о чем и как вы думаете, влияет на то, что вы делаете, и на результаты, которые получаете.

Интеллектуальные люди оценивают качество своих . Если они придут к выводу, что делают ошибки в мышлении, то будут искать стратегии для устранения этих ошибок.

Стремление к точности

Стремление к точности означает семь раз подумать, после чего один раз отрезать. Таким образом, вы сводите к минимуму вероятность совершить ошибку. Вы изучаете правила, проверяете ошибки и обращаете внимание на детали. Кроме того, гордитесь своей работой и стремитесь к совершенству.

Люди, которые стремятся к точности, устанавливают высокие стандарты, и всегда ищут способы овладеть своим ремеслом в полной мере.

Постановка проблемы и умение задавать вопросы

Это значит постоянно оспаривать свое мнение и выводы. Например:

  • Какие у меня доказательства, что это правда?
  • Каковы мои предположения?
  • Что, если…?
  • Как бы я мог…?
  • Какие у меня есть альтернативы?

Сбор данных при помощи всех органов чувств

Информацию можно собирать при помощи всех органов чувств. Чем более обострены ваши чувства, тем выше качество решений, которые вы принимаете.

Кроме того, когда вы пытаетесь узнать что-то новое, попробуйте использовать как можно больше своих чувств. Например, если вы учитесь музыке, вслушивайтесь в песню, наблюдайте за музыкантом, играющим ее, прикасайтесь к музыкальному инструменту и почувствуйте вибрации, которые производит музыка.

Созидание, воображение, инновации

У каждого есть способность быть творческим, но многие люди подавляют свое творческое мышление. У умных людей есть способность генерировать идеи, отходить от нормы и быть оригинальными. Быть творческим - это значит замечать новые связи, быть готовыми пробовать новые вещи, искать новые решения проблем и расширять границы того, что считалось ранее невозможным.

Желаем вам удачи!

Переводчик Анастасия Казакова

Редактор Карина Бычкова

Руководитель проекта А. Василенко

Корректор Е. Аксёнова

Компьютерная верстка А. Абрамов

Дизайн обложки Ю. Буга

© Katherine Ellison, 2005

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2017

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

Предисловие к русскому изданию

C 2014 года мы проводим SelfMama Forum, ориентированный на женщин с детьми, которые стремятся к интересной и наполненной жизни, организуем мастер-классы для работающих в корпорациях мам и исследуем проблему совмещения материнства и самореализации женщины. Благодаря глубокому погружению в тему – а также тому, что мы сами являемся матерями и многое из того, о чем говорим, мы переживаем на собственном опыте, – мы можем оценить отношение современного общества к женщинам с детьми. Мы видим, как над ними дамокловым мечом нависают стереотипы вроде «все женщины глупеют в декрете», как они страдают от скрытой дискриминации на рынке труда, где они проигрывают только лишь потому, что у них есть маленькие дети.

На мастер-классах и форумах мы всегда задаем мамам вопрос о том, какие навыки и способности они приобрели после рождения ребенка. Ответы на эти вопросы не могут не поражать. Многие отмечают, что материнство наделило их настоящими «суперспособностями», которых раньше не было. Например, мама, которая способна уговорить трехлетнего ребенка надеть нужного цвета носки, причем сделать это без шантажа, угроз и манипуляции, становится переговорщиком 86-го уровня. Эти ежедневные, чуть ли не ежечасные «упражнения» – в разных вариациях – отлично тренируют переговорные навыки: тут и умение понять позицию оппонента, и способность предложить несколько альтернатив, и умение управлять своими эмоциями для взаимовыгодного завершения переговоров. При выходе на работу из декрета достаточно сменить «контекст носков» на деловой – и работодатель получает работника с дополнительными компетенциями, которого после непродолжительной адаптации можно отправлять на переговоры со сложными клиентами. И это далеко не единственный навык, который успешно развивается в контексте материнства, – то же самое касается и стратегического планирования, и управления людьми, и тайм-менеджмента, и эмоционального интеллекта, умения организовать работу, и многих других.

Задачи, связанные с выбором детского садика, школы, кружков, секций, инструктаж бабушек, делегирование задач папе или помощникам, организация детских дней рождений и совмещение заботы о детях и семье с работой – все это «прокачивает» навыки, востребованные не только в материнстве, но и на работе (будь то свой собственный бизнес или работа по найму). Поэтому мы можем с уверенностью утверждать, что материнство – это не только бессонные ночи, но и приобретение целого ряда конкурентных преимуществ. Но, к сожалению, миф о том, что женщины в декрете глупеют, настолько устойчив в современном обществе, что не только работодатели, но и сами женщины начинают в него верить, а это сильно снижает уверенность в своих способностях и, как следствие, возможности для развития и карьеры.

Кэтрин Эллисон, лауреат Пулитцеровской премии по журналистике и автор книги «Мамин интеллект: Как рождение детей делает нас умнее», была одним из хедлайнеров SelfMama Forum. Ее выступление стало самым настоящим глотком веры в собственные силы и способности. Именно поэтому мы с командой SelfMama решили приложить все усилия к тому, чтобы труд Эллисон был издан на русском языке. Мы рады, что это наконец случилось, и уверены, что книга послужит источником вдохновения для многих русскоязычных мам.

Кроме того, следует отметить, что в книге приводятся ссылки на актуальные исследования о развитии мозга, поэтому она также будет полезна читателям, интересующимся нейронауками.

Команда SelfMama и Анна Зырянова

(ТОП-100 HR-директоров России, генеральный директор SelfMama и сооснователь сервиса по поиску удаленной работы WorkAtHome.ru)

Часть I

Великое превращение

Умнее, чем мы думаем

УМНЫЙ (прил.). 1. Обладающий здравым умом, сообразительностью (о человеке, людях) // Сообразительный, понятливый (о животных) // Выражающий ум, проницательность. 2. Порожденный умом, свидетельствующий о рассудительности, разумности или образованности, учености // Богатый мыслями, содержательный. 3. Умелый, искусный; способный выполнить сложную работу (обычно о руках, пальцах).

Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов

Спустя несколько недель после появления моего первенца я увидела тревожный сон. Стоял сентябрь 1995-го, и я, иностранный корреспондент в Рио-де-Жанейро, была в декрете. В моем кошмаре пришельцы из космоса приземлились в Бразилиа – столице страны, а я… осталась дома, не в состоянии принять решение, стоит ли ради такой новости срываться с места. Позже меня осенило: этот сон идеально иллюстрирует мой страх променять мозг на младенца.

Именно страх удерживал меня, а также многих моих коллег и ровесников от того, чтобы завести детей, вплоть до момента, когда время уже почти лишило нас роскоши выбора. Проблема заключалась в том, что я привыкла полагаться на свою голову, ведь она так часто мне помогала: заработать на хлеб, ощутить чувство собственного достоинства, выйти замуж по любви. И я осознавала, что, родив ребенка, неизбежно подцеплю современный недуг, известный как «материнство головного мозга». Этот веселенький штамп (подобно эвфемизму «проблема пожилых», обозначающему провалы в памяти) подразумевает резкую умственную деградацию. В воображении возникает нервная беременная женщина, рыдающая над рекламой носовых платков, или измотанная мамочка, у которой в голове не умещается ничего, кроме расписания работы перехватывающей парковки и списка продуктов для ближайшего похода в магазин. («Если ты мелки оставил мирно плавиться в машине / И забыл, куда засунул от машины той ключи, / Объяснить несложно это, далеко ходить не нужно: / Материнство головного мозга, детка, у тебя» – автор этих строк самостоятельно ставит себе стихотворный диагноз.)

Наравне с варикозными венами и раздавшейся талией снижение мозговой активности, казалось бы, неизбежный риск, грустная участь девушки в положении. Безусловно, многие бездетные люди именно так воспринимают беременных и молодых матерей. Когда исследователи демонстрировали интервьюируемым несколько видеозаписей с участием женщины в ряде рабочих ситуаций (один и тот же человек, одна и та же должность, но в некоторых сценах героиня ролика появлялась с накладным животом, создающим впечатление, что она в положении), «беременная» оценивалась как менее компетентная и менее квалифицированная для карьерного роста. Мы, матери, также никак не боремся с этим предубеждением. «Материнство головного мозга!» – вот наше алиби, когда нам доведется ляпнуть какую-то нелепицу. «Часть разума покинет тебя вместе с плацентой», – поведала мне одна подруга еще в начале беременности.

Докторант Йельского университета Мэтью Фишер и его коллеги Мэриел Годду и Фрэнк Кейл задали людям серию обманчиво простых вопросов. Они затрагивали темы, которые обычно кажутся понятными, но на самом деле ставят в тупик: например, причины возникновения фаз Луны и процесс изготовления стекла. Одним испытуемым разрешили подсмотреть ответы в интернете, другим - нет. Затем всем задали вторую серию вопросов на другие темы. Участники, которым поз­волили пользоваться интернетом, заметно переоценили свою способность верно ответить на новые вопросы.

Делает ли нас интернет излишне самоуверен­ными? Неужели мы не можем провести грань между тем, что хранится в нашей памяти и в интернете?

Фишер: Мы внимательно изучили, может ли доступ к интернету - этой громадной базе данных - вызвать иллюзию всезнайства. Даже если люди не находили в сети правильного ответа на вопросы из первой серии, они уверенно утверждали, что смогут ответить на последующие вопросы из другой области.

А вдруг они действительно знали ответы на вторую серию вопросов?

Распределение людей по группам было случайным, так что это маловероятно. Все потенциальные различия между участниками, например объем их знаний, таким образом сглаживались. По­этому единственное, что их действительно отличало друг от друга, - доступ к интернету во время работы над первыми вопросами.

В общем, все логично. Если я знаю, что моя машина обслуживается у механика, я буду более уверен в том, что она не сломается.

Здесь иная ситуация. Люди, рывшиеся в сети, выказывали большую уверенность не в том, что они смогут найти верные ответы, а в том, что знают их - что эта информация уже у них в голове. Как если бы доступ к услугам механика убеждал нас в том, что мы сами умеем ремонтировать автомобиль.

Как вы поняли, что люди думали, что уже обладают нужной информацией? Может, они считали, что им снова разрешат подсмотреть?

В ходе одного эксперимента мы просто поинтересовались у них, насколько хорошо они могли бы объяснить свои ответы без использования внешних источников информации. В ходе другого, не спрашивая их об уверенности в себе, мы сказали, что мозг людей, дающих правильные ответы, более активен. Затем, не требуя оценить степень уверенности по какой-либо шкале, показали им ряд снимков мозга с разным уровнем активности и попросили указать, какой из них соответствует работе их мозга при ответе на вопрос. Люди, имевшие доступ к интернету, упорно указывали на изображения с большей активностью.

Хитро.

Да, думаю, это наше изобретение.

И каков же механизм всего этого?

Существует множество исследований транзакционной памяти у партнеров. Представьте себе пожилую пару, вспоминающую свое первое свидание. По отдельности супруги мало что помнят, но сложив свои воспоминания, они создадут картину, которая будет больше суммы вкладов каждого их них. Похоже, что таким партнером по транзакционной памяти может стать компьютер. Человек плюс поисковая машина - это больше, чем человек и поисковая машина по отдельности. Но нам-то кажется, что мы все делаем сами. К тому же поиск в сети почти не требует усилий и практически всегда доступен. Благодаря ему мы не ощущаем своего невежества. Мы настолько плотно «подсели» на него, что путаем доступ к знаниям с обладанием ими. Интернет стал частью нас самих. Это своего рода «когнитивный протез».

Так ли плох этот протез? Это как бионическая рука - очень продвинутая вещь!

Но что происходит, если он не работает? Если мы не можем получить доступ к знаниям? Представители некоторых профессий должны обладать истинно глубокими познаниями, а не ­ложным ощущением всезнайства. Скажем, хирурги. Как минимум, надо выстроить наш мир так, чтобы, если уж эти люди опираются на интернет, он хотя бы не отрубался. Конечно, у сети есть неоспоримые преимущества. Мы просто полагаем, что у людей сдвигается баланс между самостоятельным изучением мира и хранением информации о нем вне собственного мозга. Чем больше мы используем интернет, тем сложнее понять, что же мы на самом деле знаем, в том числе насколько здраво мы оцениваем самих себя.

Как люди реагировали на результаты ваших изысканий?

Более бурно, чем я ожидал. Осталось так мало мест без доступа к интернету, что без него мы уже как без рук. В самолете или во время личного общения, когда невежливо пользоваться мобильными устройствами, нам чего-то не хватает. Мы вдруг чувствуем себя не такими уж умными. Но на самом деле мы и не были умными - мы просто поверили: если мы можем найти ответ, то, по сути, мы его уже знаем.

То есть интернет заставляет нас ощущать себя всезнайками? Но это я и так знал!

Психологи уже изучили феномен ­высказываний типа «Я всегда это знал». Когда некто авторитетный объясняет что-нибудь дилетанту, тот чаще всего отвечает: «Это же очевидно!» или «Да-да, я так и думал». Поэтому у психологов есть типичный прием - они объявляют людям результаты, прямо противоположные истинным. И люди говорят: «Ну да, все логично». Я мог бы сыграть с вами в эту игру и заявить: «Мы обнаружили, что при использовании интернета человек начинает считать себя глупее, ведь его знания по сравнению с всемирной паутиной ничтожны». И вы бы ответили: «Ну еще бы, конечно».

Постойте, а как я пойму, что вы так не поступили? Каковы же результаты на самом деле?

Перед вами данные исследования.

Почему вы заинтересовались именно этой темой?

Это был любопытный практический способ изучить тему, которая меня очень волнует: метакогнитивные знания, то есть способность человека оценить, насколько хорошо он может объяснить явления окружающего мира. Эмоциональная вовлеченность порождает иллюзию знания. Это часто происходит в политике: нам начинает казаться, что мы лучше, чем на самом деле, понимаем чью-либо аргументацию. Наши исследования показали, что, когда студентов просят оценить свои знания по конкретным темам, наименее точными оказываются их оценки, касающиеся профильных предметов. Если мы чем-то увлечены, нам приятно думать, что мы знаем об этом намного больше, чем в действительности.

В интервью я точно разбираюсь лучше многих!

Не сомневаюсь, что вам так и кажется.

Долгое время считалось, что люди уже при рождении наделены определённым уровнем интеллекта, поэтому максимум, что можно сделать в жизни - это полностью реализовать свой потенциал. Современные учёные доказали, что потенциал на самом деле может быть увеличен, и от этого процесса даже возможно получение удовольствия. Теперь мы знаем, что при освоении новых навыков мозг создаёт новые нейронные связи, которые ускоряют и улучают его работу.

Ниже представлен список из семи увлечений, которые делают нас умнее, а также объяснение причин этого.

1. Игра на музыкальных инструментах

Это занятие повышает креативность, развивает аналитические, языковые, математические навыки, улучшает мелкую моторику и многое другое. Хотя всё это очень важно, некоторые люди утверждают, что игра в командные виды спорта делает то же самое. А вот чего другие виды деятельности не умеют, в отличие от игры на музыкальных инструментах, так это укреплять мозолистое тело, соединяющее полушария мозга, создавая новые соединения.

Улучшение состояния мозолистого тела влечёт за собой повышение уровня исполнительных навыков, памяти, способности решать проблемы и функционирования мозга в целом, независимо от того, сколько вам лет.

2. Чтение

Чтение приносит одинаковую пользу, независимо от того, наслаждаетесь ли вы «Игрой престолов» с «Гарри Поттером» или вникаете в свежий номер Wall Street Journal. Чтение снижает уровень стресса, что улучшает ваше самочувствие, и усиливает все три вида интеллекта - кристаллизовавшийся, подвижный и эмоциональный. Это помогает с решением проблем, объединением различных знаний для лучшего ориентирования в повседневной жизни, обнаружением закономерностей, пониманием процессов и точной их интерпретацией, а также улучшает способность реагировать на чувства других людей.

На работе это трансформируется в улучшение понимания причин разных событий и развитие управленческих навыков.

3. Регулярные занятия спортом

Тренировки «время от времени» не дают нужного эффекта. Регулярные физические упражнения гораздо эффективнее нерегулярных тяжёлых тренировок. Тренируясь регулярно, вы насыщаете клетки BDNF-протеинами, которые полезны для памяти, обучаемости, внимания, концентрации и понимания. Всё это также часто называют остротой ума.

Некоторые учёные полагают, что нахождение в сидячем положении в течение длительного времени имеет противоположный эффект и мешает мозгу работать на полную мощность.

4. Изучение новых языков

Перестаньте решать головоломки, пытаясь улучшить вашу память, и выучите какой-нибудь иностранный язык. Исследования показали, что владеющие двумя языками люди быстрее решают головоломки, чем говорящие только на одном языке. Успешное изучение новых языков делает ваш мозг способным лучше справляться с любыми психически сложными задачами. Сюда относятся и типичные исполнительные навыки, такие как планирование и решение проблем.

Кроме того, знание хотя бы двух языков положительно влияет на ваше умение контролировать своё окружение и лучше заострять своё внимание на происходящих событиях. Многим людям рекомендуют выучить испанский или французский язык для продвижения вверх по карьерной лестнице, так как их руководители говорят на этих языках. В зависимости от того, как мозг реагирует на изучение языков, может быть и другой вариант. Изучение иностранного языка может быть последним недостающим звеном, необходимым людям для подготовки мозга к работе на более высоком уровне.

5. Проверьте свою эрудированность

Много умных студентов в средней школе и колледже полностью выкладываются перед финальными экзаменами и довольно хорошо осваивают тему ко дню испытаний. Беда в том, что мы склонны быстро забывать такие вещи, так как нам очень редко требуется повторять эти знания в том же виде. Одна из причин, почему изучение нового языка делает нас умнее, заключается именно в том, что оно задействует накопительное обучение. Когда мы занимаемся улучшением своих языковых знаний, грамматика и лексика, которую мы узнаём, повторяется бесчисленное количество раз, так как мы возвращаемся к ним снова и снова.

Примените концепцию накопительного обучения в повседневной жизни и на рабочем месте, отслеживая примечательные обрывки приобретаемых знаний. Освежите в памяти ключевые моменты из последних прочитанных книг, наблюдения во время важных переговоров или заведите небольшой журнал, куда заносите всё, что привлекает ваше внимание. Начните интегрировать накопительное обучение в свою программу самосовершенствования.

6. Тренировка для мозга

Судоку, ребусы, загадки, настольные игры, видеоигры, карточные игры и другие похожие занятия повышают нейропластичность. Это понятие включает разнообразные изменения в нервных окончаниях и синапсах, что является основой способности мозга к реорганизации. При обновлении реакций нервных клеток повышается нейропластичность, что улучшает способность видеть вещи с разных точек зрения и понимать причинно-следственные связи, а также влияние поведения и эмоций. Мы быстро усваиваем новые шаблоны и повышаем свои когнитивные способности.

Учитывая, что нейропластичность связана с такими нарушениями, как шум в ушах, улучшение её состояния может помочь предотвратить определённые осложнения. Например, люди с высокой нейропластичностью менее склонны к тревожности и депрессии, к тому же быстрее обучаются и больше запоминают.

7. Медитация

В 1992 году Далай-Лама пригласил учёного Ричарда Дэвидсона для исследования мозговых волн, образующихся во время медитации чтобы выяснить, действительно ли его мозг может по команде генерировать особое излучение. Оказалось, что, когда Далай-Лама и другие монахи начали медитировать, сосредоточившись на сострадании, то и их мозговые волны продемонстрировали сигналы, характерные для глубоко сострадательного состояния души. Результаты исследований были опубликованы в «Трудах Национальной Академии наук» в 2004 году, а затем в Wall Street Journal, где привлекли повышенное внимание.

Медитация стала интересной для амбициозных людей, поскольку исследование намекает, что мы можем контролировать собственные мозговые волны и в любое время испытывать те ощущения, которые хотим испытывать. Это означает, что мы можем чувствовать себя более сильным во время переговоров, более уверенным, требуя повышения зарплаты, и более убедительным в ходе телефонного разговора.

Общая идея заключается в том, что мозг может развиваться, и вы можете делать это целенаправленно. Различные виды деятельности стимулируют разные участки мозга, так что вы можете поработать как над совершенствованием своих сильных сторон, так и над исправлением недостатков. Сфокусироваться на совершенствовании своего мозга - хорошая идея для тех, кто чувствует, что находится на пике профессиональных возможностей (или, может быть, просто перестал улучшаться), амбициозных профессионалов и, конечно, предпринимателей, которые хотят максимизировать свой потенциал.

  • Психология: личность и бизнес

 

Возможно, будет полезно почитать: