Слух у новорожденного ребенка и старше — проверка, полезная информация. Зрение и слух новорожденного Проверка слуха у ребенка в 1 месяц

Сформированное слуховое восприятие — залог полноценного развития малыша. Молодые родители должны знать, как проверить слух у ребёнка в разные периоды и какие признаки его нарушения существуют. Помните: чем раньше обнаружены проблемы и начато лечение, тем благоприятнее исход.

Слуховой анализатор появляется у зародыша из слухового пузырька. К 12 неделям беременности у плода формируются три полукружных канала (органы равновесия во внутреннем ухе) и кортиев орган, ответственный за восприятие звуков. На 20 неделе слуховой нерв покрывается миелиновыми клетками, служащими изоляцией для нервных импульсов. В третьем триместре начинают созревание мозговые центры слуха, которые активно развиваются после рождения. Процесс формирования заканчивается к началу подросткового возраста.

Известно, что шестнадцатинедельный плод способен распознавать звуковые сигналы. Однако это не означает, что малыш различает звуки. Для него весь шум — единый поток разной громкости и тональности. Становление слуха проходит несколько этапов, знание которых поможет понять, как проверить слух ребёнка.

  • К третьей неделе после рождения ребёнок сосредотачивается на шуме, прислушивается. Родители замечают, что малыш, услышав громкий звук, прекратил двигаться на 5 — 7 секунд.
  • В два месяца младенец стремится найти источник звука, поворачивая голову.
  • К 4 месяцам ребёнок выделяет из потока шума отдельные звуки — мелодию, голос мамы или папы, звон игрушки — и поворачивает голову к источнику. До 5 месяцев малыш начинает реагировать на своё имя активным движением рук и ног, улыбкой, гулением.
  • В пять месяцев грудничок отличает голоса близких от голосов малознакомых людей.
  • С полугодовалого возраста начинает копировать услышанное. Активно возится со звонкими игрушками и другими предметами, извлекая из них звуки.
  • К 9 месяцам повторяет услышанные звуки, слоги и выполняет простые просьбы.
  • К году ребёнок произносит несложные слова.

Как видим, развитие слухового восприятия сопровождается определёнными реакциями, при отсутствии которых необходимо отвести малыша к отоларингологу (ЛОРу).

Проверка

Слух малыша проверяют в роддоме, при плановом посещении терапевта или по желанию родителей, если те заметили тревожные симптомы. Нарушение слухового восприятия бывает в форме ослабления (тугоухости) и полной потери (глухоты). Проверка фонематического и музыкального слуха происходит после года и имеет свои особенности.

В роддоме

Слух у большей части детей проверяют в роддоме, в первые сутки после рождения, двумя способами:

  • отоакустической эмиссией (ОАЭ) . В ухо ребёнка вводят зонд с микрофоном и динамиком, через который подаётся звуковой сигнал. Фиксируют реакцию улитки (части внутреннего уха) на звуки. Обследование проходит за 5 — 8 минут;
  • исследованием слуховых потенциалов ствола спинного мозга (КСВП, ССВП, ABR, BAER) . На голову ребёнка крепят 4 — 5 электродов, на уши надевают наушники, по которым передаются звуки разной громкости. С помощью специального аппарата определяют электрическую активность нервных волокон. Тест длится 5 — 15 минут.

В конце диагностики врач даёт одно из двух заключений.

  1. Прошёл . Скорее всего, у ребёнка нет расстройства слухового восприятия. Помните, что дети со слабым снижением слуха могут пройти проверку. К тому же нарушение может развиваться постепенно. Отведите малыша на повторное обследование спустя 2 — 3 месяца.
  2. Не прошёл . В этом случае назначают повторное исследование через 7 дней: есть вероятность, что амниотическая жидкость в ушном канале блокирует звук, или малыш капризничал во время тестирования. При подозрении на нарушение слуха проводят полную диагностику ABR с разными звуками, длящуюся 40 — 50 минут.

Методы, как проверить слух у новорождённого, не способны выявить нарушение со 100% вероятностью.

У младенцев и детей старше года

Если результат проверки (ОАЭ или ABR) отрицательный или родители подозревают нарушение слуха у малыша, следует обратиться к отоларингологу. ЛОР проверит состояние наружного и среднего уха. Затем подключится сурдолог — врач, специализирующийся на тугоухости.

  1. Опросит родителей и малыша (по возможности) о симптомах расстройства.
  2. Осмотрит уши.
  3. Проведёт аппаратную диагностику:
  • ОАЭ и ABR;
  • тимпанометрию. В ухе изменяют давление воздуха, фиксируя упругость барабанной перепонки;
  • аудиометрию со зрительным подкреплением. Подходит для детей от полугода до двух лет. Перед глазами ребёнка видеоизображение, звук передаётся через наушники. Врач наблюдает за реакцией малыша;
  • тест разборчивости речи. Ребёнка старше трёх лет просят повторить звуки, произнесённые с разной громкостью;
  • тональная аудиометрия (для старших дошкольников и младших школьников). На голову ребёнка надевают наушники и просят нажать на кнопку или поднять руку, когда он услышит звуки.

На основе полученных данных сурдолог ставит диагноз: здоров, есть тугоухость или глухота.

Для детей младше 5 — 6 лет не проводят аудиометрию, как для взрослых. Её заменяют комплексом объективных методов (описанных выше).

Симптомы нарушения

В группе риска находятся дети:

  • имеющие генетические нарушения (есть близкие родственники с расстройствами слухового восприятия);
  • рождённые после патологической беременности (мать перенесла инфекционные заболевания, употребляла алкоголь, медикаменты, курила);
  • недоношенные или с недостатком веса. Учтите, что для недоношенных детей разработаны отдельные нормы развития, поскольку они отстают в развитии в том числе и слуха. Врач поможет определить индивидуальные параметры;
  • пострадавшие в процессе родов (долгие роды, наложение щипцов и другое);
  • перенёсшие травмы или инфекционные заболевания после рождения (громкий шум, корь, менингит, паротит, воспаление ушей).

Симптомы расстройства таковы:

  • до 3 — 4 месяцев малыш не реагирует на громкие звуки замиранием или вздрагиванием, широким открыванием глаз;
  • к 4 — 5 месяцам не появляется гуление и лепет, поиск источника звука, реакции на своё имя;
  • к 8 — 12 месяцам ребёнок не произносит слоги и простые слова;
  • подходит близко к источнику шума, чтобы расслышать;
  • говорит громче, чем требуется.

Помните, что нарушение слуха у детей может возникнуть до или после рождения. Внимательно следите за развитием малыша, особенно входящего в группу риска.

Фонематический

Фонематический слух — возможность воспринимать человеческую речь и отличать её от других звуков. Способность формируется постепенно к двум годам. До 5 лет ребёнок допускает ошибки в разговоре, однако после речь становится «чистой», звуки произносятся правильно. Отведите малыша к логопеду, если есть грубые нарушения к 4 — 4,5 годам:

  • ошибки в произношении фонем л и р (например, говорит «игла» вместо «игра»);
  • заменяет или смешивает звуки (т — к, д — г и другое);
  • пропускает гласные/согласные, переставляет, проговаривает лишние буквы, смягчает согласные («садь» вместо «сад»);
  • заменяет схожие фонемы (з — с, ш — ж, к — г).

Фонематический слух нарушается из-за патологических процессов в коре головного мозга. Слуховое восприятие искажается. Ребёнок воспроизводит звуки такими, какими он их слышит. Поэтому появляются ошибки в звукопроизношении.

Музыкальный

Музыкальный слух подразумевает способность человека воспринимать, различать, запоминать и воспроизводить услышанную мелодию. Данное умение есть у 95% людей в той или иной степени, которая повышается в ходе тренировок (музыкальных занятий). Педагог проверяет слуховое восприятие по трём критериям:

  • чувство ритма . Учитель настукивает ритм (используют известные детские песни или произвольные ритмические рисунки). Ребёнок повторяет. Постепенно схема усложняется;
  • интонация . Напевается мелодия, которую малыш воспроизводит. Однако «чистота» голоса не связана с развитостью музыкального слуха;
  • музыкальная память . Ребёнок отворачивается от пианино. Педагог нажимает клавишу. Малыш прослушивает звук и запоминает его. Затем поворачивается к инструменту и нажимает на клавиши в поисках того же звука.

Слуховое восприятие начинает формирование в утробе матери и совершенствуется до подросткового возраста. Проверку слуха у детей проводят в роддоме или на плановом приёме терапевта в обязательном порядке. Если родители заметили ухудшение слуха у ребёнка, необходимо отвести его к ЛОРу или сурдологу.

Инструкция

Если малышу еще не исполнился месяц, то его реакция в на громкие звуки ограничится вздрагиванием или он может развести ручки и, как бы обнять себя, медики называют это синдромом Моро. В месяц ребенок начнет замирать, слыша громкие звуки.

Спящего ребенка должны беспокоить резкие звуки, если его возраст больше 1,5-2 месяцев. После он должен начинать лепетать, пытаться произносить какие-то слоги на своем языке, а от до года произносить отдельные слова и пытаться ответить на слова взрослых, при этом поворачивая голову на звук, даже, если он идет со стороны спины.

Родителей должны насторожить не соответствующие возрастным нормам реакции ребенка на звуки. Порой кажется, что малыш отстает в развитии, это бывает, ведь плохо слышащий ребенок не совсем правильно воспринимает информацию окружающего мира.

Проверить слух можно в медицинском учреждении или центре. Для этого сегодня существуют разные методы. Медицинские работники пользуются методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии, методом регистрации вызванных слух овых потенциалов и методом акустической импедансометрии. Несомненно, родители должны внимательно относиться к своему ребенку, чтобы не пропустить заболевание, но при первых симптомах , надо обязательно обратиться к специалисту, чтобы тот развеял сомнения или направил на в квалифицированное учреждение.

Видео по теме

Источники:

  • как проверяют слух у новорожденных

Очень важную роль в развитии ребенка играет хороший слух . С его помощью малыш учится распознавать голоса, подражать различным звукам, а, следовательно, и говорить. На первый взгляд, точно определить слышит малыш или нет, довольно-таки сложно. Но и эта, казалось бы, практически невыполнимая задача имеет свое решение. Проверить слух у ребенка любого возраста под силу самим родителям в домашних условиях без использования современных аппаратов.

Инструкция

Чтобы вовремя понять, что у малыша есть -либо проблемы со слух ом, в первую очередь, достаточно быть очень родителем. Маме и папе следует знать некоторые особенности развития малыша в том или ином возрасте, следить за его реакцией на внешние раздражители, на громкие звуки, голос близких ему людей, а также обращать внимание на уровень речевого развития малыша.

С семи до девяти месяцев карапуз должен издавать много различных звуков, поворачивать голову в сторону даже негромких звуков, начинает понимать самые простые слова, к примеру, «мама», «папа», «дай», «пока».

К двум годам малыш с хорошим слух ом любит, когда ему читают вслух детские книжки, четко не менее 10 слов, выполняет просьбы родителей, не смотря им в лицо. Если малыш внимательно разглядывает лицо мамы или папы при разговоре, возможно, он пытается читать по губам.

Проверить слух у ребенка можно и с помощью громко звучащих игрушек, например, свистком, барабаном, дудкой. Принцип такой проверки очень прост. Малыш садится на колени, к примеру, к маме, лицом к лицу. Папа в это время играет на приготовленных инструментах вне поля зрения ребенка . От игрушек до карапуза должно быть расстояние метра 3-4. Естественно, нормальная реакция ребенка на издаваемые звуки – это повороты головы или тела в соответствующие стороны.

Три маленьких коробочки, наполненные на одну треть: одна манкой, другая гречкой, а третья горохом, также могут помочь , хорошо ли слышит ребенок. Трясти коробочки необходимо на расстоянии 20-30см от левого и правого ушка ребенка так, чтобы он их не видел. При этом нужно наблюдать за реакцией карапуза на звуковые раздражители.

При малейших подозрениях на плохой слух у малыша родители должны незамедлительно обратиться к врачу-отоларингологу для проверки слух а ребенка на специальном медицинском аппарате.

Все новорожденные слышат только громкие звуки, а на тихие реагируют плохо. Чаще наблюдайте за поведением своего ребенка - это поможет определить, как развивается у него слух. Помните, что все нарушения в развитии речи можно предупредить и устранить, если вовремя назначить лечение.

Инструкция

Если вы решили для своего успокоения, делайте это лучше когда он . В возрасте до малыш реагирует на громкие звуки, открывает глаза и , вздрагивает во сне или просыпается. Если возраст малыша до трех , попробуйте слегка хлопнуть в ладоши за его головой. Если он вздрогнет, тогда со слухом все в порядке. Если нет, похлопайте еще раз.

В возрасте от трех до шести месяцев малыш замирает, когда слышит новый звук. Ребенок может улыбаться или если слышит знакомый голос и поворачивать к вам голову. Услышав интересный ритм, малыш начинает искать его источник глазами. От шести до десяти месяцев он реагирует на свое имя и на телефонный звонок, шум работающего пылесоса. В этом возрасте дети любят слушать музыку, реагируют на звук, даже очень . Ребенок должен поворачивать голову, когда к нему обращаются по имени, начинает понимать простые слова, например, мама, папа, пока.

В возрасте от десяти до пятнадцати месяцев малыш должен по просьбе взрослого показывать различные предметы на картинке. Посмотрите как он реагирует на приглушенные звуки, исходящие из соседней комнаты. В этом возрасте дети поворачивают голову к тому, кто с ними . С пятнадцати месяцев до полутора лет ребенок понимает простые просьбы, например, «брось мячик» или «принеси мишку». Может махать на прощание ручкой, делает различные движения, когда слышит знакомую музыку.

В возрасте двух лет ребенок внимательно на ваше лицо, читает по губам. Если вы заметили развития речи у малыша, проверьте сами его слух. Для этого попросите его встать спиной к вам на расстоянии 5 метров, затем говорите негромко простые слова. Малыш должен повторять их за вами. Понаблюдайте за ребенком. Если слух явно нарушен, обратитесь к отоларингологу. Врач назначит , а если нужно, выпишет звукоусиливающую аппаратуру.

Видео по теме

Любой талант, в том числе и музыкальный – явление сложное, не до конца изученное. В психологической науке существуют разные модели таланта. Самая жесткая из них – мультипликативная модель, сформулированная американским ученым Д. Симонтоном: если хотя бы один из компонентов таланта равен нулю, то и все остальные компоненты следует «умножить на нуль». В соответствии с этой моделью талантливыми в той или иной области могут считаться лишь 0,5% людей.

Это, конечно, преувеличение, и все же количество талантливых людей невелико, и родители должны быть готовы к тому, что их ребенок в это число не входит.

Музыкальные способности

Сердцевина музыкального таланта – музыкальные способности. Среди них выделяются основные – такие, без которых невозможна ни одна музыкальная деятельность: ни исполнение музыки, ни , ни даже восприятие. Ученые и педагоги считают, что такими способностями обладают все люди, исключая лишь тотально глухих от рождения, различие заключается в степени их развития.

Основные музыкальные способности выделены отечественным психологом Б. Тепловым: ладовое чувство, музыкально-ритмическое чувство и способность к формированию обобщенных музыкально-слуховых представлений.

Ладовое чувство – это способность воспринимать музыку как выражение какого-то содержания. Его внешние проявления – способность оценить характер музыки более разнообразно, чем «грустная» или «веселая», отличить завершенную мелодию от незавершенной, устойчивую гармонию от неустойчивой.

Музыкально-ритмическое чувство выражается в способности двигаться сообразно музыкальному ритму – маршировать в такт, танцевать, передавая характер музыки в движении.

Способность к обобщенным музыкально слуховым представлениям проявляется в умении опознавать мелодии, которые ребенок где-то и когда-то слышал, в любом тембровом изложении – какой бы человек их ни напевал без слов, на каком бы инструменте их не играли.

Другие составляющие таланта

Один из главных признаков таланта – высокая мотивация музыкальной деятельности. Если родители водят ребенка в музыкальную школу «под конвоем», а дома принудительно усаживают за инструмент – талантливым музыкантом этого ребенка назвать нельзя, даже если у него хорошо развиты музыкальные способности. Действительно талантливый ребенок страстно желает учиться музыке – иногда даже вопреки воле родителей – и точно знает, на каком инструменте он хочет играть. Критически следует оценивать желание учиться игре на гитаре – оно может определяться не талантом, а подражанием сверстникам.

Вряд ли добьется успеха в музыке ребенок со слабым здоровьем, который часто болеет, быстро утомляется, ведь исполнительская деятельность – тяжелая физическая работа. По этой же причине врагом музыкального таланта можно считать неусидчивость.

Каким бы очевидным ни казался музыкальный талант ребенка его родителям, последнее слово нужно оставить за педагогом-музыкантом. Учителя тоже могут ошибаться, но не так часто, как это может представляться честолюбивым отцам и матерям.

Беременность – настоящее волшебство, во время которого в организме женщины происходят невероятные изменения. Будущая мама чувствует, как в ней зарождается новая жизнь, как маленький человечек растёт, развивается и готовится к появлению на свет. Удивительно, ведь ребёнок уже в животике у мамы слышит. Да, он слышит мамин голос, пение птиц в парке, музыку, голос старшего брата и биение материнского сердца. Слух крохи начинает формироваться ещё до рождения.

Уже после рождения малыш имеет достаточно развитый слух, но органы слуха еще не так хорошо сформированы, как у взрослого человека. У новорождённого в среднем ухе находится жидкость, которая немного ограничивает слух. Малыши в таком раннем возрасте лучше реагируют на высокие голоса и громкие звуки.

Слух, несомненно, является очень важным в развитии малыша. Если ребёнок плохо слышит – это проблема, ведь кроха в таком случае будет иметь трудности с общим развитием. Именно поэтому нужно как можно раньше проверить слух у своего карапуза. Слух у новорождённого могут проверить в роддоме на специальном аппарате.

Но если вы пропустили такую проверку, её можно провести в домашних условиях без какого-либо специального оборудования:

  1. Для того чтобы проверить слух у крохи, достаточно стать за его спиной и громко хлопнуть в ладоши. Если малыш как-то отреагирует на такой резкий звук, его слух в норме.
  2. Новорождённые детки реагируют на резкие звуки вздрагиванием. Когда крохе исполнится месяц, он может замирать от внезапного шума.
  3. В 2 или 3 месяца дети начинают реагировать на голоса родных. В таком возрасте можно проверить слух, разговаривая с малышом. Кроха, который нормально слышит, в ответ на речь мамы или папы будет оживлённо лепетать и агукать.
  4. После 3-х месяцев малыши способны реагировать на яркие погремушки. Пошумите погремушкой попеременно слева и справа от малыша. Если кроха слышит хорошо, он будет поворачивать голову к игрушке.
  5. Когда ребёнок уже будет самостоятельно сидеть, уроните возле него какой-то предмет на пол. Нормально слышащий малыш обязательно как-то отреагирует на звук падающей игрушки, например. Кроха может потянуться за ней вслед.
Что же может вызвать нарушение слуха у малышей? На формирование органов слуха могут влиять многие факторы:
  1. Наследственность очень часто становится причиной проблем со слухом.
  2. Влиять на развитие органов слуха малыша могут инфекции, которые действовали на плод ещё в утробе матери.
  3. Недоношенные детки часто имеют проблемы со слухом.
  4. Какие-либо проблемы во время родов, гематомы, асфиксия могут не лучшим образом повлиять на развитие органов слуха новорождённого.
  5. Иногда проблемы со слухом носят временный характер, так как вызваны повреждениями ушей или накоплением ушной серы.
Если всё-таки у вас возникли подозрения касательно того, что кроха плохо слышит или не слышит вовсе, нужно обязательно сообщить об этом педиатру. Он направит вас к отоларингологу или сурдологу, малышу проведут тщательное обследование и назначат лечение в случае, если проблемы со слухом действительно есть.

Имейте в виду, что ранняя диагностика проблем со слухом позволит вам избежать осложнений в будущем. Если игнорировать проблему, ваш малыш может окончательно потерять слух.

Слух у новорожденных проверяется в родильном доме в первые дни жизни. Своевременно выявленная патология позволит вовремя принять нужные для правильного развития ребенка меры.

Способность слышать звуки мира позволяет человеку вовремя определить опасность, изучать окружающее пространство и общаться с окружающими людьми. Запоздалое определение того, что ребенок плохо слышит, будет виновным в появлении больших проблем. Развившаяся от бездействия родителей глухота, будет иметь последствием немоту – малыш не сможет повторять обращенные к нему слова и говорить.

В прошлом веке несвоевременное определение невозможности ребенка воспринимать звуки нередко влекло за собой постановку диагноза «слабоумие» детям при нормальном уровне интеллекта.

Процедура проверки слуха носит название аудиометрии, ее проводит врач сурдолог. Нарушения слуха в той или иной форме обнаруживают в 1 месяц жизни у 3-5 младенцев из тысячи.

Методы проверки слуха

Для проверки возможности младенца слышать наблюдают за его ответной реакцией на определенный звук. Новорожденный ребенок в 1 месяц будет реагировать на него:

  • активным движением ножек и ручек;
  • замиранием в попытке распознать новый для него раздражитель;
  • широким открыванием глаз;
  • изменением дыхания;
  • пробуждением ото сна.

Такая, внешне несложная процедура, требует подготовки – нужен достаточный опыт, чтобы различить реакцию ребенка на звук от обычного желания подвигаться. Если при проверке слуха у грудничка, он себя плохо чувствует – у него болит животик или ребенок простужен, тест может быть некорректным из-за того, что малыш раздражен из-за дискомфорта.

При нарушении слуха у деток раннее выявление патологии – залог успешной реабилитации ребенка, поэтому диагностирование уровня слуха новорождённых все время усовершенствуется.

Все методы проверки слуха делятся на три группы и их выбор зависит от возраста человека:

  1. компьютерное аудиометрическое обследование;
  2. поведенческое обследование;
  3. игровая аудиометрия.

Компьютерная диагностика нарушения слуха позволяет наиболее точно определить изменения в организме новорожденного ребенка в первый месяц жизни.

Для исследования чуткости слуха у новорожденных деток от нескольких месяцев и до трех лет жизни целесообразной является методика поведенческой аудиометрии.

При использовании игрового метода можно определить качество слуха у детей от 36 месяцев до пяти лет.

Зрение и слух формируются во внутриутробном развитии и совершенствуются в первые годы жизни. Чтобы контролировать развитие и остроту слуха у новорожденных и выявлять отклонения, педиатры настаивают на проверке его уровня специалистами, начиная с первых дней жизни в роддоме, затем при периодических осмотрах.

В домашних условиях родители могут контролировать формирование слуха у новорожденных, применяя хорошо разработанные методики, для которых не нужно использовать специальную аппаратуру.

Аппаратные обследования

Скрининг позволяет достаточно точно определить нарушение возможности недавно появившегося ребенка слышать еще в роддоме. По результатам процедуры врач может определить, где в организме ребенка произошли изменения, мешающие воспринимать звук.

Правильно проведенное обследование, профессионализм врача позволяют точно определить, на каком именно участке слухового отдела возникли изменения, выстроить эффективную и результативную схему лечения.

Первое скрининговое обследование проводят до выписки ребенка из роддома на протяжении первой недели жизни. Это обследование является стандартным и входит в программу обследования новорожденных

Для обследования детей применяют 2 различных способа:

  1. исследование реакции слухового ствола ЦНС (по международной терминологии АВR);
  2. акустической эмиссии (ОАЭ).

Тест, которым проверяют слух у новорожденного, избирается, исходя из методики, применяемой в лечебном учреждении, наличия аппаратуры и уровня профессиональной подготовки врача. Оба способа не травмируют ребенка и являются точными, но различаются по технологии проведения. В некоторых случаях новорожденному необходимо пройти оба теста.

Определение реакции мозга на звук (ABR)

При помощи этого способа определяется уровень развития слуховой системы ребенка, для этого отслеживается уровень реакции ЦНС на звуковые колебания, которые передаются в мозг по слуховому нерву.

Как проверяют слух таким методом? На головке младенца закрепляют электроды и через наушники транслируют специально подобранные звуки.

Установленная на компьютере программа обрабатывает полученную информацию и выводит ее на монитор. Врач может узнать, какой самый тихий звук доступен ребенку.

Контрольным сигналом, который позволяет определить проблемы со слухом у деток, является «щелчок». Это сочетание, которое позволяет одновременно комплексно протестировать весь слуховой аппарат. Если программа прохождения звука фиксирует адекватный ответ – тест считается пройденным успешно. Скрининг занимает по времени до четверти часа.

Проверка внутреннего уха (ОАЭ)

Обзор самых популярных витаминных добавок для детей от компании Garden of Life

Как продукция компании Earth Mama может помочь молодым родителям в уходе за грудничком?

Донг квай (Dong Quai) – удивительное растение, помогающее сохранять молодость женскому организму

Витаминные комплексы, пробиотики, омега-3 от компании Garden of Life, разработанные специально для беременных женщин

Чтобы проверить, как реагирует на звук непосредственно слуховой аппарат, используют метод отоакустической эмиссии, определение этого проводят на специальном диагностическом аппарате.

Для получения правильного результата ребенок должен спать. Прибор, состоящий из динамика и микрофона вкладывают в ушко грудничка. Звук передается через устройство в мозг, параллельно генерируется еще один звук, который не транслируется по нерву. Этот эффект носит название отоакустической эмиссии.

Программа тестового компьютера позволяет определить, на какие звуки слуховой аппарат ребенка дал ответ, качество и количество этих ответов.

По результатам теста ребенок должен реагировать на силу звука, которая позволяет различить тихую речь. Скрининг проводится на протяжении 10 минут.

Погрешность исследований

Методики имеют некоторое количество ошибочных результатов. ABR дает до 4% ложных результатов, более простой и быстрый ОАЭ – до 21% при проверке в первые три дня после рождения. Причина расхождения – остатки внутриутробных вод в ушах младенца, которые блокируют прохождение звука и создают ложную глухоту. В таком случае назначается повторный тест через неделю.

Если у врача формируются подозрения на то, что ребенок страдает определенными нарушениями слуха, предписывается полное диагностическое обследование. В результате всестороннего обследования даются ответы на вопросы:

  1. есть ли нарушения слуха и тугоухость у младенца;
  2. насколько снижена чувствительность к звуку;
  3. является ли снижение слуха временным или постоянным явлением.

Диагностика проводится по методу ABR с применением большего спектра раздражителей и занимает до часа.

Проверка слуха родителями

Все родители должны знать, как проверить слух у новорожденного в домашних условиях.

Детки после рождения еще не способны реагировать на тихие низкие звуки и откликаются только на высокие и резкие. В сторону звука ребенок сможет осознанно поворачивать голову только к четырем – пяти месяцам. Если ребенок хорошо слышит, после полугода он окликается на звук и четко поворачивает голову в направлении источника.

Определить, что у малыша развивается нарушение слуха, очень трудно на первых месяцах жизни – кроха может , что дезинформирует неопытных родителей.

К 8-9 месяцам жизни у ребенка появляется возможность осознавать звуки и пытаться воспроизводить самые простые их сочетания, возможность говорить в этом возрасте зависит от слуха.

Рефлекс Моро

Самая простая методика носит название рефлекса Моро, она позволяет определить наличие слуха у младенца и выявить развившиеся нарушения, но не дает представления об уровне восприятия звука.

Для проверки младенца:

  1. укладывают на любую ровную поверхность, распеленывают;
  2. сильно хлопают в ладоши на расстоянии 25-30 сантиметров от правого, затем от левого ушка.

Хорошо слышащий ребенок начинает сильно двигать ручками и ножками или плакать от испуга. Если реакции нет – ребенка необходимо срочно показать врачу

Метод Калмыковой

Более сложная методика разработана врачом Калмыковой и предполагает использование предметов, которые создают различный по силе звук. Для изготовления анализаторов используют одинаковые банки из пластика, на треть заполненные в каждом доме манкой, гречкой и горохом.

С малышом работают 2 человека – один играет с малышом, показывая ему красивую, ярко раскрашенную игрушку, второй – на расстоянии 10-15 сантиметров трясет банкой с крупой над ухом ребенка. На каждом этапе проверки используют различные банки. Первой используют емкость с манкой, затем с гречкой, в последнюю очередь – с горохом. Между тестами делают минутный перерыв. В каждом периоде развития младенец реагирует на разную интенсивность звука – до 6 месяцев это 70 децибел.

Нормальный ребенок заинтересуется игрушкой, но одновременно будет реагировать на звук банки с гречкой и горохом, если реакция не появится – это должно насторожить родителей.

Если у ребенка обнаружен дефект слуха – это не повод впадать в отчаяние. Современные методики лечения и протезирования позволяют такому малышу быть полноценным членом общества.

Появление малыша на свет – счастливое время, которое, однако, связано с определенными беспокойствами.

Иногда взрослых начинает настораживать тот факт, что младенец выдает слабую реакцию на шум, не замечает работающий телевизор и не просыпается от громкой музыки, звучащей из соседней квартиры.

Неудивительно, что многие мамы интересуются, слышит ли новорожденный ребенок.

Органы слуха у человеческого эмбриона начинают формироваться с пятой недели беременности. К 16-й неделе плод уже воспринимает различные звуки.

После шести месяцев внутриутробного развития кроха не просто способен услышать музыку и голос, но и отреагировать на услышанное. Проведенный эксперимент доказал: новорожденный малыш начинает шевелиться в ответ на знакомые стихи, которые он слышал, находясь в материнской утробе.

Сложно представить, сколько разных шумов окружает ребенка в животе. Бежит по сосудам мамина кровь, отсчитывает удары ее сердце, активно работает кишечник.

Кроме того, малыш отчетливо слышит материнский голос. Вот почему младенцы легко отличают родительские голоса от прочих звуков.

В каком возрасте дети начинают слышать?

В течение двух-трех дней внутреннее ухо малыша наполнено жидкостью, которая смягчает восприятие звуков, обрушивающихся на него после рождения.

Хотя слуховой нерв развивается полностью к годовалому возрасту, новорожденный неплохо слышит и умеет улавливать интонацию, голосовой тембр, темп речи. Его реакцию легко проследить по оживлению:

  • малыш активно перебирает ножками и сжимает кулачки;
  • ищет глазками источник звуков;
  • замирает или вздрагивает;
  • плачет, если звук слишком сильный или неожиданный.

Иногда у младенцев возникают судорожные движения. В раннем возрасте подобную реакцию специалисты не считают отклонением.

Двухмесячный малыш начинает реагировать на происходящее более упорядоченно – исчезают судорожные движения, он поворачивает голову к источнику шума.

Разговаривая с ним, обратите внимание:

  • если вы говорите быстро, ребенок становится беспокойным, а его движения ускоряются;
  • если вы разговариваете плавно и медленно, кроха успокаивается, и его движения также замедляются.

Иногда увлеченные игрушками детки не обращают внимания на посторонние звуки. Кроме того, не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, поэтому даже педиатры предупреждают, что сложно предугадать, как именно грудничок будет реагировать на шум.

Врачи советуют не переживать раньше времени, если вам показалось, что новорожденный не отвлекается на звуковые раздражители. Вероятно, в вашей семье просто родился спокойный и флегматичный малыш.

Проблемы со слухом у новорожденного

Нередко у младенцев можно встретить такие серьезные заболевания, как тугоухость или глухота. К ним зачастую приводят:

  • вирусные заболевания (краснуха, грипп, корь) у беременной женщины;
  • прием будущей матерью алкоголя, наркотических средств или токсических препаратов;
  • осложнения при протекании беременности и родов (токсикозы, гипертония, недоношенность, переношенность, стремительные роды);
  • наследственность – нарушения слуха у мамы с папой или бабушек-дедушек.

Как проверить слух грудничка?

Если вы переживаете, слышит ли ваш новорожденный или нет, попробуйте сами проверить его слух. Лучше всего это делать на пятые сутки после родов.

Покашляйте рядом с ребенком, негромко хлопните в ладоши и обратите внимание на детскую реакцию (моргание или движения ручками).

Еще один способ проверки – звучание незнакомых предметов, например, погремушки.

Консультация с педиатром необходима, если:

  • в две-три недели кроха не отвлекается на громкие звуки вблизи от него;
  • в возрасте одного месяца не поворачивает головку на шум;
  • не успокаивается в три месяца от вашего голоса;
  • в четыре месяца отсутствует звукоподражание;
  • в полгода у крохи нет гуления, лепетной речи.

Стоит еще раз отметить, что такие возрастные нормативы и способы реагирования младенцев достаточно условны и могут зависеть от индивидуальных особенностей ребенка.

Уход за детскими ушками

Маленький человечек чрезвычайно уязвим, поэтому необходимо осторожно и тщательно подходить к уходу за новорожденным. Не забывайте, что неосторожные действия способны навредить его слуху, повредив барабанную перепонку. Предлагаем несколько несложных правил ухода за ушами младенцев.

  1. Уделяйте особое внимание складочкам за ушами. Их необходимо смазывать детским кремом или маслом и следить, чтобы туда не попадали смеси и грудное молоко. Они способствуют возникновению опрелостей и воспалений.
  2. Ушные раковины следует очищать раз в неделю. Излишки серы удаляют для поддержания гигиены и снижения вероятности развития воспалительного процесса. Удобнее всего это делать после банных процедур.
  3. Для чистки ушек стоит использовать специальные аксессуары – детские ватные палочки. Они отличаются от обычных формой головки и наличием ограничителей, которые препятствуют глубокому проникновению предмета внутрь уха.
  4. При купании заложите уши небольшими ватными шариками. Затем выньте их и протрите ушки салфетками. Если вода все-таки попала, сверните ватные турунды и поместите их не очень глубоко в ушные проходы. Пористая вата быстро справится с влагой.
  5. Не стоит увлекаться и стараться почистить детское ухо поглубже. Если же вы все-таки протолкнули туда вату, не старайтесь извлечь ее самостоятельно. Незамедлительно обращайтесь к отоларингологу.

Вот мы и узнали о том, когда начинают слышать новорожденные дети. Помните, что они только приспосабливаютс я к новой действительности. Поэтому приучайте младенца с рождения к умеренному шуму – малыш не нуждается в стерильной тишине, даже когда засыпает.

Читайте ему сказки, исполняйте колыбельные. Тем самым вы не только разовьете детский слух, но и расширите знания об окружающем мире.

 

Возможно, будет полезно почитать: