Она характерна для сенсорной алалии. Почему молчит ребенок — признаки, симптомы и лечение сенсорной и моторной алалии

Специалисты давно установили примерный возраст ребенка, в котором он должен начать говорить. Отклонения от нормы могут быть обусловлены индивидуальными особенностями развития. Однако явление может возникать и в результате алалии. Это речевые нарушения, требующие лечения.

А теперь остановимся на этом подробнее.

Что такое «алалия»?

Алалией называют полное отсутствие речи или ярко выраженную дефицитарность. При этом интеллект ребёнка и слух не повреждены. Это позволяет таким детям успешно познавать мир и обучаться. Частыми признаками заболевания выступают повреждения области левого полушария мозга, контролирующего языковые способности, при родах. Аналогичное явление приводит к заболеванию органа или его травме, с которой ребенок столкнулся в младенчестве.

Заболевание проявляется поздним проявлением речевых реакций, бедным словарным запасом, нарушением слога, дефектами в звукопроизношении и проблемами с кинематическими процессами. При развитии патологии детям в возрасте старше 3 лет не могут полностью произнести слово или составить предложение. Ребёнок путает звуки, также может менять их местами. Способность общаться с окружающими отсутствует.

Заболевание развивается в результате нарушения передачи импульсов между органами речевого аппарата и центром головного мозга. В результате появляется так называемая мозговая дисфункция. Она возникает из-за замедленного созревания нервных клеток.

Алалия способна привести к возникновению задержки развития интеллекта. Патология значительно затрудняет социальную адаптацию. Она может стать причиной развития неврозов.

Интересный факт. Алалия очень похожа на . Заболевания часто путают. Отличие патологии состоит в том, что она не представляет собой первоначальную неспособность ребенка научиться говорить. называется состояние, при котором пациент перестает разговаривать уже после того, как научился нормально общаться.

Нужно учитывать, что алалия не имеет никакого отношения к аутизму. Такое название получила патология, при которых ребенок утрачивает интерес к общению с другими людьми и не может эмоционально воспринимать происходящее вокруг него.

Виды алалии

Важную роль в том, чтобы выявить формы алалии, выступает определение зоны поражения головного мозга. Так, если травмирована лобно-теменная часть, специалисты говорят о развитии у ребенка моторной алалии. В случае повреждения височной области возможно развитие сенсорной разновидности заболевания. Форма патологии характеризуется разной клиникой и возможностями ребенка в будущем. Однако отделение является условным. В клинической практике присутствует сочетание проявлений моторной и сенсорной алалий - речевая алалия.

Моторная алалия

Патология появляется из-за недоразвития области Брока. Какое название получила часть коры головного мозга, отвечающая за воспроизведение речи. При этой форме заболевания у ребенка наблюдается слабое развитие моторики. Явление выражается в следующем:

  1. У ребенка нарушена артикуляция. Пациент с трудом произносит согласные звуки путем работы языка, губ и зубов, также опускания нужного количества воздуха.
  2. Пациент не может выполнять действия, которые связаны с манипуляциями с мелкими предметами. Так, у таких детей наблюдается проблема с зашнуровыванием ботинок или застегиванием пуговиц на одежде. Всё это приводит к тому, что человек, страдающий патологией, не может самостоятельно себя обслуживать.
  3. Присутствует проблема и с совершением других движений. Пациент не может сохранять равновесие, когда двигается по бревну или прыгает на одной ноге. Такой ребёнок не ощущает ритм во время танца.
  4. Наблюдается проблема с концентрацией и вниманием. Ребёнку трудно на чём-либо сосредоточиться. Он не может понять грамматических особенностей языка. Пациент путает единственное число с множественным. Он не различает падежи и неправильно произносит окончания слов. Словарный запас ребенка очень ограничен.

В случае развития этой разновидности заболевания, ребёнок хорошо понимает речь, обращенную к нему. Однако пациентам трудно запомнить нужную последовательность звуков и воспроизвести их. В зависимости от сложности патологии, ребенок может не разговаривать до 5-10 лет. Если лечение отсутствует, болезнь может прогрессировать.

Речевая алалия

Существует третий тип патологии, объединяющий особенности первых двух из них. Заболевание именуют сенсорно-моторной алалией. Смешанный тип подразумевает присутствие тех же симптомов, как и в случае первых двух разновидностей патологии. Пациент нуждается в коррекции со стороны логопеда и невролога.

Сенсорная алалия

К развитию сенсорной алалии приводят патологии височной области. Нарушения возникают в так называемом центре Вернике. Эта корковая область головного мозга отвечает за способность воспринимать смешанную речь, понимать сказанное и различать звуки. При выявлении патологии у ребёнка отсутствует восприятие речи. При этом слух ребёнка не нарушен.

Разновидность патологии характеризуется тяжёлой формой речевых нарушений. Больные дети хорошо слышит речь, однако практически не воспринимают и не понимают видео. Говорить самостоятельно они также не могут. Такие дети бессмысленно произносят звуки или их сочетания, а также жестикулируют. Речь у больных отличается навязчивым повтором звуков и слогов, а также звуковой заменой. Дети могут повторять чужие слова, однако не понимают их значение. Может присутствовать способность объединения отдельных словесных отрезков в одно целое.

Пациенты, у которых выявлена патология, отличаются повышенной речевой активностью. Однако их речевое воспроизведение напоминает так называемый словесный салат. Смысл в том, что говорит ребёнок, отсутствует.

Если у пациента выявлена более легкая форма заболевания, он может воспринимать звучащую речь. Однако происходит понимание не указанных звуков, а тембра, словоформ. Иногда на помощь таким пациентам приходит чтение по губам.

Первые признаки алалии

Дети, у которых присутствует алалия, не имеют каких-либо внешних отклонений. Нарушения в развитии также не наблюдаются. У ребенка возникают лишь проблемы с восприятием речи и ее воспроизведением. При этом слух не нарушен. Умственное развитие также находится в норме. Всё это приводит к тому, что выявить алалию до того момента, как ребенок заговорит, достаточно сложно. Первым признаком патологии может выступать молчание пациента в возрасте, в котором он должен начать говорить. При воспроизведении речи может наблюдаться аграмматизм, нарушение слоговой структуры слов или расстройство их поиска. Ребенок медленно усваивает язык.

В зависимости от разновидности патологии, признаки могут меняться. Так, при сенсорной разновидности нарушения возможно неосознанное повторение чужих слов, объединение нескольких слов в одно и навязчивые бессмысленные произнесения звуков и их сочетаний. Ребенок не понимает речь, которая обращена к нему.

Симптомы алалии

Симптоматика, присущая патологии, напрямую зависит от его разновидности. Так, моторной алалии характерно:

  • настроение у ребёнка часто меняется;
  • имеет место быть низкая работоспособность и повышенная утомляемость;
  • ребёнку трудно сконцентрировать внимание;
  • имеет место быть нарушение мелкой моторики;
  • мимика и жестикуляция ярко выражены;
  • присутствует скудный словарный запас, что обуславливает непонимание речи окружающих;
  • ребёнок не может говорить, или присутствует неясное воспроизведение звуков;
  • чрезмерная активность может быстро смениться заторможенностью и малоподвижностью.

Если присутствует сенсорная алалия, характерные симптомы меняются. Патология сопровождается:

  • имеет место быть нарушение памяти;
  • присутствует повышенная восприимчивость к звукам;
  • ребенок широко используют в общении мимику и жесты;
  • пассивность может быстро смениться активностью, а импульсивность - замкнутостью;
  • ребёнок может пропускать буквы в словах, неправильно произносить окончания или соединять два слова в одно;
  • пациент воспроизводит бессмысленный и непонятный для окружающих набор звуков и слов.

Дети с такой патологией с трудом запоминают новые слова. У некоторых пациентов подобный процесс вообще отсутствует. Из-за того, что ребёнок не может различить обращенную к нему речь, у него появляются способности к чтению по губам.

Причины и профилактика алалии

Алалия может быть врожденной или рано приобретенной. Вторая разновидность заболевания возникает в речевом виде. Именно в первые три года жизни ребенка наблюдается интенсивное формирование клеток коры головного мозга. Если патология имеет врожденный характер, к ее развитию способны привести следующие факторы:

  • мать страдала сильным токсикозом во время беременности;
  • имела место быть асфиксия плода;
  • во время беременности возникала угроза самопроизвольного выкидыша;
  • произошло внутриутробное инфицирование ребенка;
  • у матери присутствовали хронические соматические болезни.

В анамнезе заболевания прослеживается целый ряд факторов и провокаторов. Патология может развиться на фоне , которая отягощена осложнениями во время родов, преждевременных родов или недоношенности. Ребёнок может получить травму во время неправильного использования инструментальных акушерских приспособлений. Некоторые исследователи нашли связь заболевания с наследственностью. Операции с применением общего наркоза в первые годы жизни также могут стать причиной появления алалии. Спровоцировать патологию могут и этиопатогенетические причины, в перечень которых входят:

  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • гипотрофия;
  • осложненные вирусные заболевания.

В результате происходит повреждение речедвигательного анализатора. У ребенка наблюдается замедленное созревание нейронов. Очень часто они остаются нейробластомами. В результате таких нарушений присутствует снижение возбудимости нервных окончаний, функциональная истощаемость и инертность основных процессов головного мозга.

Профилактические меры заключаются в обеспечении условий для благоприятного протекания беременности и родов, а также раннего физиологического развития ребенка. Если патология всё же выявлена, проводится коррекционная работа по преодолению проблемы. Это позволит предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.

Коррекция алалии

Если ребенку поставили такой диагноз, важно как можно скорее начать лечение. Терапия зависит от тяжести и формы патологии. Лечение проводится по нескольким направлениям. Так, ребенку назначают логопедические упражнения. Они могут проводиться в индивидуальном порядке или во время совместных занятий. Достигнуть положительного результата удается лишь в случае систематических продолжительных занятий. Работа ведется под руководством логопеда, который поможет ребенку овладеть правильным произношением отдельных слогов и слов, а также позволит начать распознавать речь по его звучанию.

Дополнительно проводится логопедический массаж. Метод считается эффективным дополнением к упражнению. Он способствует развитию отдельных мышц полости рта, которые отвечают за правильное произношение. Процедура может выполняться вручную или с использованием специального зонда.

Применяется и медикаментозная терапия. Ребенку назначают лекарственные препараты, которые стимулируют кровоснабжение мозга. Дополнительно выписывается витамины B12 и B15. Большое внимание уделяется рациону. Питание должно быть сбалансированным.

Ребёнка могут направить на физиотерапевтические процедуры. Лечение назначается курсами. Оно проводится в зависимости от состояния ребенка. Возможно осуществление водолечения, лазеротерапии, магнитотерапии и ряда других физиотерапевтических воздействий.

Иногда проводится рефлексотерапия. Суть метода состоит в стимулировании участков мозга электрическими импульсами. Это приводит к созданию новых нервных связей, которые способствуют облегчению обучения. Однако метод используется только в отношении детей, возраст которых больше 9 лет.

Дальнейший прогноз напрямую зависит от времени начала лечения, подходов к его осуществлению и системности воздействия на все речевые компоненты. Речевой процессор должен формироваться вместе с психическими функциями. Наиболее благоприятный прогноз врачи дают при моторной алалии. В случае остальных разновидностей заболевания прогноз неоднозначен. Всё зависит от того, насколько сильно поражён головной мозг.

Алалия - это полное отсутствие речи либо ее недоразвитие у детей при нормальном интеллекте и слухе. Данное нарушение является результатом повреждения речевых областей головного мозга в процессе рождения. Также оно может появиться из-за заболевания нервной системы или сильной травмы черепа, перенесенной ребенком еще в доречевом периоде жизни. Изначально алалию называли слухонемотой и никак не лечили.

Алалия бывает различной степени - от самой тяжелой, когда ребенок не говорит до 12 лет, до легкой, больше напоминающей общее недоразвитие речи.

Алалия - это нарушение, связанное с поражением головного мозга, которое проявляется у ребенка отсутствием способности к разговору. Важно отличать таких больных от тех, у кого нарушен слух и интеллект, - с умственной отсталостью. Дети с алалией способны реагировать на звуки и воспринимать информацию. может нарушиться у ребенка только из-за отчуждения, педагогической запущенности, невозможности усвоения учебной программы и слабой памяти.

Классификация

Выделяют два основных вида алалии - сенсорную и моторную. Оба нарушения поддаются коррекции при комплексном подходе. В большинстве случаев при своевременной диагностике и соблюдении всех рекомендаций дети способны поступить учиться в общеобразовательную школу.

Сенсорная алалия

Данная проблема характеризуется первоначальным нарушением восприятия речи при нормальном слухе. Сенсорная алалия появляется вследствие поражения височных областей головного мозга, находящихся в левом полушарии, которые называются центром Вернике.

Дети при сенсорной алалии совсем не понимают речь или понимают ее ограниченно. Они способны адекватно реагировать на различают разные по характеру шумы (шорох, стук, скрип и т. д.). В речи малышей с сенсорной алалией присутствуют эхолалии — это автоматическое неосмысленное повторение чужих слов. Поэтому вместо ответа на вопрос такой ребенок может повторить сам вопрос.

Ведущим при сенсорной алалии считается нарушение которое проявляется в разной степени. То есть это может быть абсолютное неразличение речевых звуков либо их затрудненное восприятие, проявляющееся в сложностях различения близких по звучанию, но разных по написанию слов (дочка - бочка, рак -лак).

Ребенка с сенсорной алалией важно своевременно направить на консультацию к специалистам: к отоларингологу для исследования слуха, к психоневрологу и логопеду.

В практике случаи сенсорной алалии - достаточно редкое явление, чаще встречается более простая форма недуга - моторная.

Второй тип

Моторная алалия - это комплекс симптомов, причем как речевых, так и неречевых, где ведущим является овладение языком. у детей встречается в несколько раз чаще, чем сенсорная. Насколько серьезна данная проблема?

Алалия. Диагностика и речевые признаки

Нарушение речи при моторной алалии захватывает все ее компоненты: лексико-грамматическую и фонетико-фонематическую сторону. Предполагается, что первая проблема обусловлена поражением передних отделов моторной области в коре головного мозга, а вторая - нарушением функционирования нижних отделов центральной моторной области в коре доминантного полушария, где и концентрируются все раздражения от мышц и связок, появляющиеся при выполнении артикуляционных движений.

У ребенка с алалией затруднено формирование тонких двигательных координаций Эти нарушения носят различный характер, начиная от оральной апраксии (паралича), заканчивая нарушением последовательности или переключаемости. Также наблюдается неумение выполнять определенные артикуляционные движения.

Часто дети с моторной алалией из-за недостаточного звукового восприятия улавливают только определенные элементы фразы и неспособны связывать их в общую смысловую структуру. Данная ограниченность понимания выступает как вторичное проявление недоразвития собственной речи. Дети с моторной алалией обычно обладают ограниченным словарем, но пассивный словарь при этом очень объемный.

При моторной алалии могут быть нарушены следующие стороны речи:

  • фонематическая реализация высказываний;
  • языковые оформления речи;
  • ритмическая организация слова - скандированная речь.

Теперь рассмотрим, какие имеет моторная алалия симптомы. Словарный запас у детей с подобным нарушением очень медленно развивается и используется в речи неправильно. В результате бедности запаса лексико-семантических средств появляются замены по сходству или по контрасту, например, стирает - моет, чашка -стакан, топор - молоток. Набор прилагательных и наречий невелик.

На первоначальных этапах развития речи у такого ребенка нет потребности в общении с использованием связной речи, что обусловлено недоразвитием как общей, так и речевой активности. Поэтому малыш чаще использует мимику, жесты и односложные слова при общении со взрослым.

Неречевые признаки недуга

У детей с моторной алалией наблюдается недоразвитие не только речи, но и некоторых психических и моторных функций. Обычно наблюдается неврологическая симптоматика, разная по степени выраженности: от минимальных проявлений мозговой дисфункции до выраженных расстройств. Часто также отмечается физическая недостаточность и общая соматическая ослабленность организма.

Дети с моторной алалией обычно неуклюжие, имеют дискоординацию движений, их движения замедленны или расторможены. Моторная активность снижена, ритмичность недостаточна, динамическое и статическое равновесие нарушено. Особенно проявляются нарушения мелкой моторики.

У детей с моторной алалией обычно недоразвиты (памяти, внимания, мышления и др.) на уровне произвольного и осознанного восприятия.

В ряде случаев могут развиваться патологические качества личности и формирование характера по невротическому типу. У детей с моторной алалией отмечается замкнутость, неуверенность в себе, раздражительность, обидчивость и склонность к слезам.

Существует еще одна разновидность недуга - тотальная, или смешанная сенсорно-моторная алалия. При подобном варианте нарушается и сенсорная, и моторная стороны речи. Если у ребенка сенсорно-моторная алалия, он не может говорить. Кроме того, пациент не понимает обращенную к нему речь.

Какие же имеет смешанная алалия симптомы? Это заболевание сложно поддается диагностике. Его нередко путают с такими проблемами, как аутизм, нарушение слуха, интеллекта и т. п.

Работа с детьми с алалией тотальной часто включает помимо занятий с психологом и логопедом медикаментозное лечение, направленное на активизацию речевых центов в коре головного мозга.

Как же появляется заболевание?

Основная причина алалии - поражение головного мозга при внутриутробном развитии или в первый год жизни ребенка.

  1. Во внутриутробный период на развитие головного мозга могут оказать влияние инфекции, гипоксия, плацентарная недостаточность, вредные привычки матери. Повреждение головного мозга ребенка может произойти и в период родов. Сюда можно отнести гипоксию, родовую травму, переохлаждение.
  2. На первом году жизни малыша поражение головного мозга возможно из-за перенесенных вирусных инфекций или черепно-мозговых травм.

Симптомы

Алалия, диагностика которой - сложный процесс, иногда практически неотличима от некоторых других заболеваний. Важно исключить глухоту или умственную отсталость. При алалии у ребенка нарушается деятельность определенных участков головного мозга. Огромную роль играет поражение двух структур головного мозга: речевых центров Брока и Вернике, которые отвечают за формирование собственной речи и ее понимания.

Признаки моторной алалии

Среди симптомов заболевания можно выделить:

  • отсутствие навыков самообслуживания;
  • нарушение движения: дети не прыгают на одной ноге, не могут пройти по доске, часто спотыкаются, неспособны ритмично танцевать под музыку;
  • выделяют несколько стандартных уровней развития речи при данном нарушении: от ее полного отсутствия до способности говорить развернутыми фразами;
  • ребенок чаще всего не может выразить свои чувства и попросить о чем-то;
  • наблюдается осознание речи, обращенной к больному;
  • малыш понимает лексическое значение слова, но не окончания, приставки, предлоги.

Признаки сенсорной алалии

  • ребенок не понимает смысла услышанного слова;
  • нет связи между конкретным предметом и звуковым оформлением;
  • наличие эхолалий (автоматических повторений слов).

Исправление проблемы

Рассмотрим, как производится коррекция алалии. Поскольку она является медико-психолого-педагогической проблемой, необходим комплексный подход к формированию становления речи и развитию личности в целом. должна проводиться на фоне медикаментозного и психотерапевтического лечения. Алалия - это сложное нарушение, диагностировать которое непросто.

Главные особенности коррекционной работы

  • Процесс в первую очередь направлен на формирование мотива, коммуникативного намерения, внутренней программы высказывания.
  • Уделяется внимание мелкой моторике: дети учатся раскрашивать, штриховать, играть с мозаикой, завязывать узелки и т. д.
  • Эффективным для развития речи у детей с алалией является использование ритмики и логоритмики. На этих занятиях музыка, речь и движение сочетаются в различных упражнениях и формируют речедвигательную деятельность. Также происходит развитие памяти и личностного развития детей.
  • Для активизации речи важна практика общения на доступном ребенку уровне: операции со словами (повтори, покажи, назови), фразами и фразовым материалом.
  • Важным считается развитие анализаторов - зрительного, слухового и тактильного.
  • Применять необходимо только игровую форму работы.
  • Обязательно использование наглядного материала: различной символики, материалов окружающей среды, картинок, сопровождения действий речью и т. д.
  • Воздействие должно быть направлено на общую систему речи, уточнение словаря, развитие фразовой и связной речи, постановку звуков.

Основные этапы

  1. На первом этапе работы происходит воспитание речевой активности и наполнение пассивного словаря, доступного для понимания.
  2. Далее формируется фразовая речь и диалоговая.
  3. На третьем этапе особое внимание уделяется таким аспектам, как связная речь, коммуникативные умения, кроме того, автоматизируются грамматические структуры.

В процессе устранения проблемы активно используют разнообразные приемы проведения словарной работы. Первый вариант - натуральные: демонстрация предметов, картинок, действий, ситуаций. Второй - словесные: соотнесение новых слов с уже известными по сходству и противоположности.

Используют разные виды работы над словарем, к которым относится подбор предметов к действию, например, показать или сказать, кто летает, бегает, ползает. Не менее эффективны такие приемы: называние отдельных частей целого, например, колесо, фара, руль; подбор однокоренных слов, синонимов, антонимов; отгадывание предметов по описанию; преобразование уменьшительно-ласкательных слов и т. д. Также параллельно с пополнением словаря по общим темам (животные, растения, игрушки, овощи, фрукты, семья и т. д.) развивается навык употребления определенной грамматической формы слов (падежи, единственное и множественное число и др.).

Если у ребенка алалия, коррекционная работа как должна проводиться? Выполняя действия с предметами, дети должны стараться их озвучивать речью, то есть сопровождать каждое действие словами: лью воду, переливаю воду, наливаю воду в бутылку, дую на воду и т. д. У пациентов на этом этапе вырабатывается навык отвечать на вопросы и пытаться задавать их, придумывать предложения сначала по одному слову, а затем по опорным, с помощью серий картинок, отгадывать и составлять загадки по описаниям, сопоставлять характеристики нескольких предметов и т. д. В это время поощряются многообразные и развернутые варианты ответов, что, в свою очередь, способствует активному поиску и выбору подходящей грамматической формы нужного слова, воспитывает интерес к речи как к средству общения.

Естественно, ребенку не объясняется никаких правил, не сообщаются сведения по грамматике. Процесс терапии предусматривает только игровую форму и практическое ознакомление с более частотными моделями в словоизменении и словообразовании, построении предложений.

Если у ребенка моторная алалия, занятия как проводятся? Процесс практического использования детьми с алалией грамматических структур обладает некоторыми особенностями, так как формирование всех понятий осуществляется только на базе специальных форм анализа и синтеза, которые в результате приводят к абстракции и ненужным обобщениям.

Постоянно должна быть на виду основная задача работы, которая включает формирование процесса коммуникации и активное пополнение средств для общения у ребенка. Следующим этапом можно считать постепенный переход от диалога в межличностном общении к при развитии побуждения к рассказыванию. Для этого обычно ребенок рассказывает об увиденном или передает какую-то информацию.

Грамота способствует освоению структуры слов и фраз, а через чтение и письмо ребенок с алалией контролирует и корректирует свою речь. Обучение таких детей гораздо длительнее, и оно требует использования специальных методик и приемов. Часто у детей с рассматриваемым недугом в процессе овладения письменной речью проявляется вторичная дислексия и дисграфия.

У малыша алалия? Лечение и коррекция какие имеют особенности? Одним из наиболее часто используемых способов избавления от рассматриваемой проблемы является стимулирование определенных участков кожи с помощью низкочастотных импульсов тока. Подобные области представляют собой проекции речевых зон головного мозга. В результате их стимуляции активируются нервные окончания. Данный способ лечения не имеет под собой научно обоснованной базы, поэтому при коррекции недуга только с его помощью возможно отсутствие терапевтического эффекта, следовательно, использование методики нейростимуляции речевых зон не всегда может быть обосновано.

Дополнительные методы

Если у пациента алалия, занятия с логопедом очень важны. Они должны проводиться регулярно. активно используется при таком речевом нарушении, как алалия. Лечение направлено на стимуляцию мышц, которые участвуют в процессе формирования звуков. Для этого проводят массаж при помощи пальцев или специальных логопедических зондов.

Физиотерапевтическое лечение также применяется у детей с алалией. Среди основных методов - лазеро-, водо-, магнито-, иглорефлексотерапия.

Заключение

Речевая алалия требует очень длительного лечения и комплексного подхода. Чаще всего терапия проходит в специализированных детских садах и школах, где учатся ребята с нарушениями речи. При наличии результатов лечения существует возможность перехода детей в общеобразовательную школу.

В некоторых случаях на устранение и коррекцию алалии у ребенка уходит несколько лет, а далее требуются постоянные занятия с логопедом для поддержания результата. Даже после успешной терапевтической работы большинству детей требуются регулярные занятия для устранения дисграфии и дислексии. Ребенок с алалией нуждается в психологической помощи и поддержке. Ему трудно заводить новые знакомства и хорошо чувствовать себя в коллективе. Некоторые дети испытывают постоянный стресс при общении со сверстниками, что может привести к агрессии, нервным срывам. Поэтому ребенку с алалией требуется помощь в преодолении страха перед общением, замкнутости.

Многие мамы с недоверием относятся к советам родных и знакомых сводить ребенка к врачу на предмет задержки речи, видя долгое молчание малыша. Другие родители уверены, что первые слова малыша – верный признак правильного развития речи, но это ошибочное суждение. Отмахиваясь таким образом от проблем, можно не заметить алалию – нарушение развития речи.

Природа заболевания

Алалия у детей – болезнь, возникающая при повреждении зон коры головного мозга, отвечающих за речь, что приводит к плохому и неправильному формированию речевой деятельности.

Алалия сопровождается нарушением сразу всех компонентов речи – и лексико-грамматического. Нарушение речевых центров могло быть обусловлено повреждениями в период внутриутробного развития или же в раннем развитии ребенка (до трех лет).

Алалия имеет свои предпосылки. Скорее всего, имело место органическое повреждение головного мозга в одной из его частей: Вернике – центр, отвечающий за восприятие речи, или Брока – центр, отвечающий за речевую моторику.

Исходя из источника повреждения, алалию классифицируют на два вида: сенсорную и моторную. Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Алалия: виды и признаки

Моторная

Центр Брока отвечает за правильное развитие речи. Нарушение его функций проводит к моторной алалии. Из-за чрезмерной опеки родителей ребенок наиболее подвержен такому состоянию: усиленная забота часто связана с болезнью в младенчестве или проблемами при родах. Ребенок становится упрямым, капризным и раздражительным. Сложности с самообслуживанием у таких детей – явная внешняя характеристика. Им сложно одеться или завязать шнурки, завязать бант, и застегнуть пуговицы – задачи подчас невыполнимые для ребенка с нарушением моторной функции. Координация движений также нарушена: дети не могут держать равновесие, прыгать на одной ноге, часто падают и не улавливают музыкальный ритм в танце. Бывают заметны и другие нарушения движений.



Моторная алалия часто соседствует с несамостоятельностью ребенка соответственно его возрасту

Развитие речи при моторной алалии подразделяется на несколько уровней: от неспособности ребенка произносить слова до небольших отклонений при умении построить развернутую фразу (см. также: ). Уровни классифицируются, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Ребенок с моторной алалией понимает слова, которые ему говорят (рекомендуем прочитать: ). Среди множества картинок он без труда указывает на ту, которую его просили показать. Сложности начинаются при понимании падежей и количества: ребенок не может показать на примерах, где «висит картина», а где «висят картины». Таким образом, он воспринимает слово, а не форму. Вне восприятия остаются также предлоги или приставки. Специализированные сады и школы призваны исправить подобные дефекты, а вот обычные школы не подходят для детей с таким заболеванием.

Сенсорная

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, которое связано с повреждением центра Вернике коры головного мозга. Ребенок не говорит, потому что ему непонятны слова, он не в состоянии связать их с предметами (подробнее в статье: ). В подобных ситуациях зачастую ребенку ставят неправильный диагноз с причислением его к слабослышащим, при абсолютном здоровье слухового аппарата.

Сенсорная алалия характеризуется явлением – эхолалией. Ребенок с легкостью повторяет только что услышанные слова. К примеру, вопрос, адресованный ему, ребенок воспроизводит в виде повторения этого самого вопроса.

Данный вид заболевания трудноизлечим, при том что дети с сенсорной алалией – явление редкое. Небольшой прогресс в лечении достигается за счет обучения таких деток в специализированных школах.


Ребенок с сенсорной алалией может показаться слабослышащим, однако первое же обследование у специалиста опровергает это предположение

Как заметить неладное?

Распознать недуг поможет знакомство с нормами развития речи, хотя каждый отдельный случай алалии индивидуален. Среднестатистический малыш должен осваивать речевую деятельность в следующем порядке:

  • в два месяца у ребенка появляется характерное гуление;
  • в 3-4 – лепет;
  • 6-8 месяцев – первые слова;
  • к году ребенок должен уметь строить целые фразы.

В случае ограниченности словарного запаса ребенка до двух лет несколькими словами, нужно задуматься. Заметившим серьезные отклонения от норм родителям стоит обратиться к специалистам за консультацией.

Недоразвитая речь – характерная черта алалии. Произнесение только первых или только последних слогов (па – в слове папа, ко – в слове молоко), а также слабое развитие речи в целом и отсутствие положительной динамики относятся сюда же. Указанные симптомы дают сигнал родителям начать обследование, чтобы в максимально короткие сроки излечить любимое дитя.

Методы лечения

Медико-педагогические способы

Положительные результаты в лечении сенсорной и моторной алалии достигаются только комплексными методиками, в которых участвуют врачи-психологи, медики и опытные педагоги. Дети с подобными заболеваниями лечатся в специализированных санаториях, стационарах, детских садах и коррекционных центрах.

Лечение лекарственными средствами, которое способствует активному и успешному созреванию мозговых клеток и связей, сопровождается дополнительными процедурами, способствующими исправлению нарушений мозговых центров: магнитотерапия, электрофорез, ИРТ и другие. Комбинированное развитие общей и ручной моторики, а также развитие памяти, внимания и мышления – важные условия для успешного лечения.

Системность самого заболевания обуславливает и соответствующее развитие всех навыков речи.

  • При моторной алалии врачи помогают увеличить активность речи, формируют активный и пассивный словарь, развивают связную речь. Логоритмика, включенная в программу, как и логопедический массаж, направлена на стимуляцию развития речевых навыков (рекомендуем прочитать: ).
  • При сенсорной алалии основными достижениями будут различение слов и словоформ, умение сопоставлять их с действиями и предметами, восприятие речевых фраз. Педагоги активно формируют понимание грамматического строя речи. При правильном развитии акустического и фонематического восприятия возможно улучшение качества речи и дальнейшая самостоятельная речевая активность (см. также: ).

Обе формы алалии лечатся более успешно, если параллельно ребенка обучают писать и читать. Такая форма помогает лучше запоминать пройденное и улучшает контроль за устной речью.

Упомянем, что своевременная диагностика и постановка диагноза гарантируют максимальную результативность лечения. Не стоит откладывать визит к специалистам, при обнаружении характерных симптомов.

Самостоятельные занятия с ребенком

Необыкновенная пластичность детского мозга и его навыки быстрой адаптации в большинстве даже самых тяжелых случаев, обеспечивает полное излечение от болезни. Способность отдельных здоровых мозговых клеток взять на себя функции нерабочих участков и делает излечение возможным.



Лучшее, что родитель ребенка с алалией может сделать самостоятельно - развивать мелкую моторику малыша, напрямую связанную с деятельностью речевых зон мозга

Каждый ребенок с алалией проходит лечение под тщательным присмотром врачей, и методика в каждом отдельном случае будет индивидуальной. В домашней обстановке родители тоже могут оказать посильную помощь в лечении любимого малыша.

  • Давно известно и врачам, и родителям, что развитие мелкой моторики напрямую связано с речевой активностью. Чем чаще родители будут заниматься с детскими пальчиками, помогая сделать их ловкими и умелыми, тем быстрее и качественнее будет развиваться и речь у малыша.
  • Массаж пальчиков в игровой форме будет иметь огромную пользу для организма.
  • Пальчиковые игры и гимнастика помогут стимулировать развитие мелкой моторики. Простые занятия - например, сортировка круп и бобовых, складывание пазлов и мозаики, нанизывание бусин будут способствовать активной работе мозга и тренировке маленьких пальчиков.

Сегодня можно найти большое количество видеоматериалов с обучением и занятиями при алалии, которые родители могут применить дома. Необходимо использовать все возможные способы, чтобы вылечить ребенка как можно быстрее.

Алалия является грубой патологией детского организма, при которой наблюдаются серьезные нарушения в речи, спровоцированные поражением коры головного мозга. Алалия у детей, симптомы которой и будут рассмотрены ниже, встречается относительно редко. Именно поэтому родители не знают, как бороться с болезнью. Стоит отметить, что патология поддается коррекции и лечению, если с пациентом заниматься систематично.

Заболевание определяется логопедами и терапевтами как проблема в формировании членораздельной речи. Возникновение данной патологии обусловлено повреждением отдела головного мозга, отвечающего за процессы формирования и воспроизведения речевого потока.

Основной признак заболевания — его системность: не составляет труда проследить нарушение речевой функции на всех уровнях (фонетический, лексический и грамматический). Ребенку сложно воспроизводить не только отдельные звуки, но также слова и целые предложения.

Иногда отзыв на чужую речь вообще не наблюдается. Болезнь не проявляется внезапно, если малыш до этого нормально разговаривал и не имел проблем с выговариванием фонем. Такое явление является характерным для другой детской патологии – афазии. В случае с алалией говорят об изначальном поражении речевого центра.

Alalia не является широко распространенной. Она встречается только у 1% детей от года до трех лет. Специалисты подчеркивают, что практически вдвое чаще алалия возникает среди мальчиков.

На сегодняшний день вопрос возникновения алалии изучен достаточно глубоко. Врачи методом глубоких и подробных исследований обнаружили следующие факторы, под влиянием которых может развиться патология:

  • сильные и очень частые токсикозы, попытка прерывания беременности или угроза выкидыша, падения беременной с ушибами живота;
  • инфицирование плода в период развития внутри утробы матери;
  • наличие у будущей роженицы ряда хронических заболеваний: гепертензия или гипотония, легочная недостаточность;
  • преждевременные или, наоборот, затяжные роды, асфиксия новорожденного, инструментальное вмешательство со стороны врачей;
  • воздействие на малыша в первые годы его жизни таких факторов, как энцефалиты, операции с использованием общего наркоза, воспаление твердых или мягких оболочек головного мозга, отсутствие контактов с другими людьми, которые бы позволяли развивать речь.

В большинстве случаев на малыша воздействует сразу несколько негативных факторов, провоцирующих нарушения в речевом отделе головного мозга. Ведь при комплексном влиянии ему намного сложнее возобновить свое нормальное функционирование.

Классификация и симптомы алалии

Учеными было придумано несколько классификаций этого заболевания. В основе каждой из них лежит отдельный фактор систематизации: зона поражения мягких оболочек, степень прогрессирования болезни, принцип развития заболевания. Но чаще всего используют систему ученого В.А. Ковшикова. Она считается универсальной и может дополняться другими только для получения полной картины диагноза. Анализируя данную систему, стоит выделить три ее составляющие: сенсорную, моторную и смешанную алалию.

Симптомы моторной алалии

Если прослеживается признак моторной патологии, то характерными будут не только речевые ее проявления, но и нарушения в деятельности нервной системы. Очень часто родители отмечают плохую моторику рук: ребенок не может держать мелкие предметы, завязывать шнурки, складывать пазлы. Помимо этого такие дети имеют плохую память. Они рассеяны, забывчивы и часто раздражаются по мелочам. Малыш, у которого наблюдается моторный вид алалии, очень быстро устает и выглядит слегка заторможенным. Если проблемой заняться вовремя, то эти проявления можно устранить.

Симптомы сенсорной алалии

Пациент, который страдает таким видом заболевания хоть и с трудом, но все-таки поддается терапии. Он лишен способности членораздельно разговаривать, но при этом может воспринимать речь на слух и осознавать ее. При наличии сенсорной патологии, симптомы алалии у детей будут следующими:

  • высокая чувствительность органов слуха к слишком резким и громким звукам;
  • повышенная речевая активность, несмотря на то, что речь составляет собой набор несвязанных между собой звуков;
  • частое повторение слов и отдельных фонем за окружающими людьми, нередко перерастающее в навязчивую форму;
  • общение осуществляется при помощи мимики или активной жестикуляции;
  • восприятие речи и ее понимание часто зависит от ситуации и эмоционального равновесия;
  • плохое распознавание паронимов или созвучных словосочетаний;
  • высокая отвлекаемость и отсутствие интереса со стороны ребенка, имеющего сенсорный вид алалии.

Очень часто среди детей, страдающих этой формой патологии, наблюдается повышенная обидчивость, ранимость и замкнутость. Это объясняется тем, что им сложно общаться с окружающими. Они считают, что беседы лучше избежать.

Смешанная симптомы

Если диагностировали смешанный тип алалии, который также часто называют тотальным, то им стоит заниматься с малышом особенно усердно. Дело в том, что ребенок с данной формой патологии во всех случаях не может воспроизводить речь в любом ее проявлении. Кора головного мозга, отвечающая за формирование слогов, отдельных слов, предложений, полностью поражена. Важно понимать, что пациент не только не может говорить, но также не понимает того, что говорят ему окружающие. По сравнению с двумя предыдущими видами патологии, этот лечить очень сложно, ведь у него явно прослеживается умственная отсталость.

Обследование детей с алалией

Анализируя причины возникновения заболевания, отметим, что диагностирование направлено в первую очередь на исследование существующих повреждений мягких оболочек головного мозга, а также степени проявления этих травм. Оно должно проводиться как можно раньше, ряд различных симптомов алалии в 3 года уже можно проследить.

Чтобы изучить проблему полностью, пациент должен пройти целый ряд обследований, среди которых электроэнцефалография (исследование активности отдельных центров мозга), а также эхоэнцефалография (поиск патологий с использованием ультразвука). В некоторых случаях необходимо провести также отоскопию, с помощью которых можно подтвердить или снять диагноз сенсорной алалии у детей, симптомы и лечение которой были описаны выше.

Для этого исследуется слуховой проход и барабанная перепонка. Специалист методом несложных манипуляций устанавливает минимальную высоту звука, которую различает ребенок. Иногда для установления точного диагноза с ребенком должен поговорить детский врач или психолог.

Коррекция алалии

В условиях быстрого развития современных технологий, в том числе и медицины, прогнозы при алалии у детей достаточно обнадеживающие. Конечно, многое зависит от формы заболевания, возраста ребенка и желания родителей. Если патология еще не перетекла в запущенную форму, подойдут стандартные методики лечения: массаж, занятия с логопедом, физиотерапия, занятия с педагогом или медикаментозное вмешательство.

Логопедическая коррекция и массаж

При помощи нехитрых движений и манипуляций можно улучшить тонус мышц лица ребенка. Врач выполняет точечный массаж, легкие поглаживания отдельных участков лба, скул или шеи. Иногда нужно тереть определенные участки лица, чтобы улучшить их внешнюю реакцию. Он также может посоветовать комплекс мимических упражнений.

Чтобы стимулировать иммунитет и перевести заболевание в рецессивную стадию, на организм часто воздействуют водой. Это может быть как физическое, так и химическое воздействие. Лучше всего такая терапия помогает детям с общими расстройствами речевого аппарата.

Медикаментозная терапия

В отдельных случаях приходится использовать сильнодействующие препараты. Но это достаточно опасно, так как иммунная система малыша развита не очень хорошо.

Чаще всего медики используют следующие ноотропные препараты: Гаммолон, Когитум, Кортексин. Никогда не практикуйте самостоятельное лечение. Все медикаменты должны назначаться исключительно лечащим врачом. Такая терапия в среднем длится 2-3 месяца.

Хороших результатов просто невозможно достичь без участия логопеда в процессе лечения. Именно он сможет назначить подходящую мимическую или языковую гимнастику, выбрать интересные развивающие игры и наладить контакт с маленьким пациентом. Таким образом, можно заниматься не только мимикой и умственным развитием, но и улучшать мелкую моторику рук.

Как заниматься дома самостоятельно

Заниматься с целью развития умственных способностей малыша можно и дома. Для этого стоит проконсультироваться с логопедом или детским врачом, чтобы те посоветовали комплекс упражнений для ежедневного выполнения. Похожие списки можно найти и в интернете. Если не лениться и выполнять тренировки хотя бы 15-20 минут в день, можно достичь хороших результатов.

Примеры упражнений

Ребенок должен высунуть язык наружу и совершать им движения со стороны в сторону.

Надувание щек

Малыш должен надуть щеки, как будто он сильно на кого-то обиделся.

Необходимо, чтобы он вытянул губы вперед, соединив их, как будто это – маленькая длинная трубочка.

Ребенок должен щуриться и улыбаться, представляя, как он греется на солнышке.

Пусть малыш представит, что он маленький мишка, спящий в своем домике. И вот к нему закралась талая вода. Пусть покажет, как он испугался, после удивился и обрадовался наступлению тепла.

Солнышко

Ребенок должен представить, что над ним ярко светит солнышко, и посмотреть вверх. Теперь же ему нужно взглянуть на цветочки, которые распустились внизу.

Прогноз и профилактика алалии

Если у малыша уже диагностировали данную патологию, стоит немедленно обратиться к врачу, чтобы заболевание не прогрессировало дальше. В этом вопросе также может помочь консультация педагога, логопеда, психолога. Главное – достучаться до ребенка, адаптировать его в окружающей среде, остановить возникновение осложнений и настроится на позитивный прогноз.

Молодым родителям часто бывает сложно выбрать школу, в которой стоит обучать малыша. Здесь мнения специалистов также расходятся. Одни настаивают на обучении в обычных школах, ведь алалия не определяется, как инвалидность. Но с другой стороны, сможет ли учитель найти подход к ребенку, поймут ли его другие дети, как они воспримут сверстника, который отличается своим поведением?

Существуют отдельные речевые школы, где ребенок будет не только получать знания, но и регулярно заниматься для улучшения протекания своей болезни по видео и методикам.

  • отказ от любых вредных привычек;
  • переход на сбалансированное правильное питание;
  • своевременное лечение любых заболеваний, возникающих в процессе беременности, а также предотвращение прогрессирования хронических патологий;
  • посещение курортов, санаториев (можно заменить частыми прогулками на свежем воздухе);
  • отказ от самолечения сильнодействующими препаратами.
  • регулярные визиты к гинекологу.

Заключение

Если у ребенка была диагностирована алалия, одним из самых важных заданий для его родителей и воспитателей будет правильная адаптация малыша в окружающей среде. Это необходимо для того, чтобы заболевание не начало прогрессировать под воздействием эмоциональных нагрузок и стрессов. Здесь очень важно не перейти грань между нехваткой общения, одиночеством и, наоборот, сложностями из-за повышенного внимания со стороны. Родители должны понимать, что домашние занятия, как и работа с логопедом, это процесс, который затянется на многие годы. Но при выборе правильной методики и наличии желания можно достичь значительных успехов.

Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи (активное устное высказывание) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. Это нарушение обусловлено несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Причины возникновения моторной алалии:

Родовые травмы и асфиксии.

Внутриутробные энцефалиты и менингиты.

Неблагоприятные условия развития.

Интоксикация плода.

Врождённая отягощённость.

Внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга.

Болезни раннего детства с отягощением на мозг.

Моторная алалия не просто временная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния ЦНС.Отдельные проявления моторной алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребёнка на более ранней стадии.

Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми неоднозначны. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущими являются языковые нарушения.

Симптомы моторной алалии:

Речевые:

Дети, страдающие этой формой алалии имеют достаточные произносительные возможности, но они не способны ими пользоваться. Нарушения носят фонематический характер, у них нарушена операция выбора звука для оформления речевого высказывания. В речи моторных алаликов изобилуют литеральные парафазии (замена звука в слове на другой), персеверации (навязчивое воспроизведение звуков или слов), элизии (выпадение звуков).

Так же имеются нарушения смысловой стороны речи. В пассивном словаре у этих детей слов значительно больше чем они используют в активной речи. Наблюдается преобладание предметного словаря, в то время как глагольный словарь резко ограничен, как понимание глаголов, так и использование в речи.

Дети заменяют одни слова другими, близкими по смыслу входящими вместе с ними в одно ассоциативное поле, например, вместо слова стол говорят стул и т. д. В речи могут наблюдаться контаминации, когда ребёнок в речи объединяет слоги, относящихся к разным словам, в одно слово например — трашет – трактор пашет.

Нарушение грамматического строя речи проявляется в неправильном согласовании слов по числу, роду, падежу, времени. Дети опускают в речи предлоги. Обращенную речь большинство моторных алаликов понимают на номинативном уровнена (знают в основном названия предметов).

Неречевые:

Наблюдаются выраженные неврологические нарушения:

· Оральная апраксия (двигательные нарушения целенаправленных движений и действий лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка).

· Общая моторная неловкость, у детей с моторной алалией нарушено равновесия.

· Нарушение мелкой моторики.

· Признаки минимальной мозговой дисфункции.

· выраженные вегетативно-сосудистые изменения.

Психопатологические симптомы:

· Очень характерен речевой негативизм (нежелание говорить).

· Психическое развитие детей в различной степени отстаёт от нормы.

· Неравномерно формируются высшие психические функций (память, внимание, мышление и т. д.).

· Локальные поражения коры головного мозга затрагивают и близ лежащие речевые зоны.

· Затруднено программирование своих действий, наблюдается снижение произвольности действий.

· Дети бывают заторможены, но чаще расторможены и импульсивны.

· Плохо адаптируются к условиям, которые их окружают.

· Присутствует выраженная несформированость игровых действий.

· Дети обидчивы, замкнуты и нередко агрессивны.

В последнее время логопеды и неврологи диагноз моторная алалия ставят гораздо чаще, чем он имеет место быть. Моторная алалия нечто вроде расхожего диагноза ОРВИ и ОРЗ, все не говорящие дети автоматически записываются в моторные алалики, хотя таковыми являются далеко не всегда.

 

Возможно, будет полезно почитать: