О том, как заботятся об инвалидах за рубежом. Работа инвалид за рубежом

Сегодня я хочу затронуть тему жизни и быта людей с ограниченными возможностями. Часто ли вы задумываетесь, каково им жить в большом городе? Как государство заботится о глухих, слепых и неходячих? Параллельно этому хочется уделить внимание и прекрасному полу, поскольку зачастую матери вынуждены перемещаться по городу вместе с детьми и громоздкими колясками. Естественно, речь пойдёт о Европе, а в частности, о Праге.

В первую свою поездку по Чехии я удивлялась, сколько здесь людей на инвалидных колясках. Мне было неловко смотреть на них, я испытывала некий страх и сострадание. Но в один прекрасный момент что-то щёлкнуло у меня в голове, и я поняла, что это счастливые люди. Ведь в России инвалидов в разы больше, но мы не видим их из-за того, что они не могут даже выйти на улицу, не говоря уже о том, чтобы доехать своим ходом из одного конца города до другого.

Начну с колясочников. Всем нам известно, что даже в России вроде как (частично) соблюдается закон, по которому каждое заведение обязано иметь у своего входа пандус и звонок для инвалидов. Естественно, соблюдается он абы как.

Если же взять Прагу, то каждый подъезд, где живёт инвалид, оборудован специальным пандусом, или же подъезд построен в один уровень с землёй:

Супермаркеты и другие общественные места так же оснащены пандусами, лифтами или звонками:

Возьмём метро - вот вам, пожалуйста, лифты и оборудованные переходы:

"Спасибо, что отдаёте предпочтение пользования лифтам лицам с ограниченными возможностями и не наносите вреда (лифтам)", мой краткий перевод:

Интересует общественный транспорт? Пожалуйста, низкопольные автобусы и трамваи + высокие платформы для удобной «посадки». Я вам даже больше скажу, когда водитель видит инвалида на остановке, то лично помогает тому заехать в салон. На втором фото видна откидная платформа-мостик по которой заезжает коляска:

А как же инвалид размещается в салоне? Очень просто: для этого есть специальное место с мягкой спинкой, поручнями и ремнём безопасности:

В автобусе примерно четверть всех мест предназначена для инвалидов или престарелых (или больных). Видимо, это самый популярный вид общественного транспорта. Есть даже места для слепых:

Если же мама с коляской видит нужный ей трамвай или автобус, то она машет рукой водителю, а тот открывает ей дверь, где находится специальное место для негабаритных вещей. К слову, в салон допускается не более двух колясок. Водитель вправе отказать, если уже нет свободных мест. Но это не страшно, ведь транспорт ходит с периодичностью в 5-10 минут.

На каждой остановке есть расписание, где указаны рейсы автобусов (трамваев) для инвалидов-колясочников. Подавляющее большинство станций метро, как я уже заметила выше, имеют лифт и специальный вагон, где перевозят велосипеды, коляски с детьми и где размещаются инвалиды:

А это схема метро с указанием оборудованных станций:

А как же глухие и слепые? Тоже довольно неплохо. За всю свою жизнь я не видела столько собак-поводырей, служащих своим хозяевам. В метро есть специальные пазы (три полосочки справа), направляющие слепых к остановке вагона:

А это в лифтах:

Каждый пешеходный переход оснащен специальными светофорами для глухих (они издают громкие звуки), а так же нередко можно увидеть кнопки и для слепых:

Если вы будете в Праге, не нажимайте эти синенькие кнопки. Нажимайте только жёлтые, которые предназначены для ручного включения пешеходных светофоров:

Посмотрите, как грамотно сделана навигация для слепых:

Специальные пазы и кладка плитки оповещают об остановках транспорта, о пешеходных переходах. Заметили, что посреди пешеходного перехода идут полоски? Конечно же, это для слепых.

Однажды я стояла на остановке, к нам подъезжал автобус. Он остановился, и водитель по громкой связи объявил номер маршрута и его направление. Сначала я не поняла, зачем он это сделал, а потом увидела незрячего. И тогда у меня аж сердце защемило, и слёзы накатились. В транспорте нет кондукторов, но в обязанности водителя входит помогать людям доехать с комфортом из точки А в точку Б.

Кстати, водители помогают выйти инвалидам: перед остановкой немощные нажимают специальную кнопочку, сигнализируя, что они готовы выходить на следующей остановке. Водитель опускает пневмоподвеску и под ручку выводит человека (или выкатывает коляску).

Что меня очень радует - стопроцентная защита прав инвалидов. Взять хотя бы парковку, где им отданы лучшие места. Только самый отчаянный правонарушитель (если он не инвалид, конечно) осмелится припарковать там свой автомобиль. Как показывает практика, даже если из 10-ти свободных мест вы займёте хоть одно, в течение пяти минут приедет полиция и выпишет вам огромный штраф.

Никакие доводы типа «тут ещё девять свободных мест» не подействуют. Никого не волнует, ведь инвалид мог захотеть припарковаться именно там, где вы оставили свой автомобиль. И даже если твоя жена рожает, и ты всего на две минуты заскочил в аптеку - получай штраф!

Каждый инвалид имеет право на бесплатное собственное парковочное место возле дома:

Перед всеми государственными и культурными учреждениями обязательно несколько самых близких к входу (и удобных по расположению) парковочных мест отданы инвалидам, а каждый тротуар оснащён пандусами.

В общем, можно долго и интересно гулять по городу и изучать эту грамотную систему.

Когда я вижу инвалидов, счастливо путешествующих по Европе, то не испытываю к ним той жалости, которая бывает в России. Особенно приятно видеть, как люди объединяются и дружат: часто можно увидеть картину, как пара или несколько человек управляют своими креслами на колёсах, выезжая из магазина и о чём-то разговаривая, либо просто прогуливаются в парке или зоопарке.

Вспомнила, как впервые увидела в Испании трамвайные остановки: они специально возвышаются до уровня пола вагона, чтобы коляска могла заехать без каких либо усилий. Это удобно и для пожилых людей, и для детей. При этом между транспортом и землёй остаётся лишь малюсенькая щель. А теперь вспомним, как старички или мамы с колясками корячатся, забираясь в наши российские трамваи.

В вагонах метро той же Испании (они же пригородные электрички) мы видели шикарные туалеты для колясочников, вдобавок оборудованные пеленальным столиком. Чуть не забыла о туалетах для инвалидов во всех общественных местах - это тоже забота. И таких примеров по Европе не сосчитать.

В Праге существует специальная программа «Путешествия без барьеров» (

Найти работу в России могут не больше 15 процентов людей с ограниченными возможностями

По данным Министерства труда и социальной защиты РФ сегодня численность инвалидов трудоспособного возраста приближается к четырем миллионам человек. При этом очень многие хотят работать, но не могут работу найти.

Вопрос трудоустройства людей с ограниченными по здоровью возможностями стоял и в советское время. Но тогда больше половины из них были трудоустроены. А сегодня, по разным данным, найти работу могут не больше 15 процентов. Достучаться же до власти им нелегко.

Ростовчанина Андрея Баталова узнала вся страна, когда на «Прямой линии» с Владимиром Путиным режиссер Никита Михалков рассказал главе государства о ростовском инвалиде, который приехал, чтобы задать свой вопрос, но не смог попасть в студию.

Андрей Баталов хотел рассказать президенту, что многие инвалиды – умные люди, у многих высшее образование, и они способны быть управленцами, развивать собственный бизнес. Они вполне могут быть руководителями и трудоустраивать себе подобных. От администрации города он просил помощь в предоставлении мест под офис. Но его бизнес-план был отвергнут.

Чиновники к 2020 году планируют обеспечить работой не менее половины инвалидов трудоспособного возраста, что будет соответствовать уровню занятости инвалидов в странах Западной Европы. Сегодня такой показатель выглядит фантастическим. Непонятно, как удастся всех трудоустроить.

Ведь у нас в стране нет программ интеграции людей с инвалидностью на уровне государства, как на Западе. Зато есть бесперспективные программы по оборудованию рабочих мест для сотрудников с инвалидностью.

За несколько лет под эти программы федеральный бюджет выделил миллиарды. Возмещались затраты компаний-работодателей на создание инфраструктуры, адаптацию инвалида на рабочем месте и наставничество. И что в итоге? Уровень трудоустройства инвалидов повысился лишь на несколько процентов.

Почему же труд инвалидов не пользуется спросом у отечественных работодателей? Казалось бы, принятие на работу инвалида дает организации определенные льготы. Однако в нашей стране льготы, как известно, часто оборачиваются проблемами, а потому организациям проще инвалидов на работу не брать.

В санитарных нормах, предписывающих для каждого такого сотрудника особое рабочее место, говорится, что оно обязательно должно быть просторным, иметь хорошую вентиляцию. Его ни в коем случае нельзя организовывать в цокольном или подвальном этажах. Полы в помещении, где трудится инвалид, не должны быть скользкими, их обязательно надо утеплить.

То есть при создании рабочего места нужно учитывать особенности недуга, которым страдает работник. Сердечники должны исполнять трудовые обязанности в комнате, где отсутствует солнечная сторона. А стол работника, переболевшего туберкулезом, наоборот, следует развернуть на южную сторону.

Кроме того, работодателю надо учесть и еще несколько немаловажных моментов. В здании, где работают инвалиды, придется открывать столовую, чтобы готовить для них горячую пищу (это обязательное требование), а также кабинет врача (на всякий случай). Если сложить все затраты, то организация рабочего места инвалида по сегодняшним нормам и правилам может доходить до шестисот тысяч рублей и выше (не считая услуг приглашенного врача и повара). Понятно, что подобную сумму государство за каждого инвалида платить не будет. Максимум на что может рассчитывать сердобольный руководитель – 100 тысяч рублей компенсации за каждое рабочее место для инвалида.

Хорошо если человек, имеющий группу инвалидности, в состоянии нормально передвигаться: до работы он дойти сможет. А если, например, речь идет об инвалиде-колясочнике? За ним нужно посылать социальное такси или специальный автобус. Если все дополнительные затраты вычитать из скромной зарплаты инвалида каждый месяц, то получать ему будет нечего.

Содержать в штате человека с ограниченными возможностями для любого работодателя очень накладно и очень непросто. Такой работник может постоянно сидеть на больничном, уходить – раньше, приходить – позже, и это ему будет легко сходить с рук. А уволить инвалида очень непросто. Работодатель должен убедить такого человека уйти по собственному желанию, либо устраивать ежегодную аттестацию с целью подтвердить его профнепригодность

Но в наших министерствах привыкли мыслить в глобальных масштабах. На разработку неисполнимых технических регламентов и сомнительных проектов по трудоустройству государство не жалеет миллиарды.

А в итоге в службы занятости обращаются единицы. И помогают с работой далеко не всем.

Дело, конечно, не в том, что люди ленятся идти в службы занятости. Чаще всего сюда приходят инвалиды третьей группы – с самыми легкими формами заболеваний. Колясочники, люди с ослабленным слухом или зрением чаще всего остаются «за бортом». В том числе и потому, что не каждый раз, например, инвалида по слуху может сопровождать по назначению сурдопереводчик, а без него диалога со специалистом службы занятости не получится.

В Минтруде предлагают переформатировать работу центров занятости населения. Теперь предпочтение будет отдаваться инициативной работе с инвалидами. Согласно новому законопроекту, бюро МСЭ будут предоставлять службам занятости информацию о желании человека с ограниченными возможностями работать, а также о его согласии на подбор тех или иных вакансий. Документ предусматривает и содействие в поиске работы тем инвалидам, для которых это будет прописано в индивидуальной программе реабилитации или абилитации.

Программы сопровождения, в рамках которых людям с инвалидностью не только предложат откликнуться на вакансию, но и научат составлять резюме, презентовать себя и успешно проходить собеседование, ориентироваться на рынке труда, сегодня очень востребованы. Понятно, что служба занятости в одиночку с этой проблемой справиться не может. С 2011 года государство стало поддерживать общественные организации, которые занимаются трудоустройством инвалидов на открытом рынке. Но их на сегодня очень мало.

За рубежом же проблему трудоустройства инвалидов решают более основательно. Во многих странах мира приняты специальные программы по включению инвалидов в производственную деятельность.

В большинстве стран Европейского союза, как и у нас в стране, введена система квотирования для инвалидов определенного числа рабочих мест на предприятиях. А в таких странах, как США, Великобритания, странах Скандинавии, Канаде, наоборот, отказались от квот для инвалидов, но в то же время там требуют от работодателей позитивного отношения к приему на работу людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, особое значение уделяют оснащению рабочих мест.

Во Франции инвалиды могут принимать участие как в общих программах для людей, долгое время находящихся без работы, так и в обучающих курсах специализированных институтов. Действуют две программы профессионального обучения на рабочем месте: ЦПР (Центр подготовки работников) или ЦПС (Центр подготовки специалистов). Деятельность этих организаций, направленная на инвалидов, софинансируется со стороны Ассоциации по управлению Фондом социализации инвалидов. Работодатели получают единовременно денежную сумму в размере 1527 евро в год за контракт на обучение на рабочем месте.

В Германии некоторые инвалиды с умственными расстройствами могут быть приняты в десятки институтов начального обучения инвалидов (Berufsbildungswerke). Продолжить образование они могут в институтах продолжительного обучения инвалидов.

При социальных службах в Великобритании существуют специальные службы по найму инвалидов на работу. В них инвалидам оказывается помощь в поисках работы, выделяется пособие для оплаты специального транспорта, рабочее место обеспечивается необходимым оборудованием.

Учреждения, которые принимают на работу инвалидов, получают месячное пособие для приобретения специальной техники (инвалидных колясок, лифтов для инвалидов). Инвалиды с тяжелыми заболеваниями могут выполнять работу на дому, и для этих целей им устанавливается специальное компьютерное оборудование. Для людей с полной или частичной потерей зрения выдается пособие для оплаты услуг чтеца (человека, который ему читает).

Инвалиды в Англии принимаются на работу с испытательным сроком (шесть недель), при этом им выплачивается субсидия. Конечно, о таком отношении нашим инвалидам приходится только мечтать.

«Людей с инвалидностью у нас в стране социально реабилитировали через спорт, искусство, оздоровительные программы, но их не готовили к тому, чтобы получать профессию, – замечает Янина Урусова, член рабочей группы по вопросам социальной интеграции молодых людей с инвалидностью при Президенте РФ. – На сегодняшний момент мы имеем «класс социальных благополучателей, а не рабочий ресурс, который государство предполагает в людях с инвалидностью, требуя от промышленности и бизнес-структур их трудоустройства».

Если на проблему взглянуть с этой точки зрения, то все сразу встает на свои места, ибо создание «рабочих мест для инвалидов» – это профанация, поскольку нет такой профессии «инвалид».

Есть переводчики, IT-эксперты, менеджеры, слесари, имеющие инвалидность. И рабочие места должны предоставляться им по их квалификации, а не по признаку инвалидности.

Чиновники Минтруда соглашаются, что нужно разрабатывать дополнительные меры по привлечению инвалидов к труду и поощрять тех работодателей, которые трудоустраивают их сверх квоты. Но до сих пор не определились с деталями. Зато определились с тем, как воздействовать на нарушителей. Суть нового законопроекта в том, чтобы всем миром навалиться на нарушителей законов и предписаний. Роструду поручается контролировать выполнение требований доступности госуслуг для инвалидов в учреждениях занятости и социальной защиты, Ространснадзору – в сфере транспорта, Росздравнадзору – в сфере здравоохранения, Рособрнадзору – в образовательных организациях.

Побуждать нерадивых чиновников и работодателей к соблюдению прав инвалидов, разумеется, нужно. Но не отпугнет ли целая армия проверяющих тех, кто действительно стремится помочь инвалидам? Им нужны не проверки, а внятные правила и экономические стимулы для приема на работу людей с ограниченными возможностями. Пока же стимулы ничтожно малы, ждать прорыва в трудоустройстве инвалидов при таком положении дел не приходится.

А может, не грех уже и чужим опытом воспользоваться?


Специально для «Столетия»

Статья опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.

В развитых странах за рубежом уже сложились определенные стандарты, формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Естественно, в каждой стране существуют свои особенности оказания помощи этой категории населения, обусловленные национальным своеобразием, социально - экономическими условиями, психолога - педагогическими традициями, ориентацией на определенные научные подходы. Однако, можно выделить и некоторые общие тенденции, которые необходимо учитывать при создании системы оказания помощи таким детям.

· Во-первых, это максимально возможная интеграция ребенка с ограниченными способностями здоровья в общественную жизнь (в том числе и интегрированное обучение).

· Во-вторых, преимущество воспитания этих детей в семье.

· В-третьих, направленность на раннюю диагностику нарушений и их лечение.

· В-четвертых, индивидуальный подход к реабилитации и абилитации ребенка в каждом конкретном случае.

В настоящее время создается, разрабатывается ряд программ, учитывающих данные тенденции. Одна из таких программ, предложенная ООН, - это Реабилитация, базирующаяся на непосредственном окружении (РНБО). Она определяется, как "стратегия развития общества, проводимая с целью реабилитации, уравнивания возможностей и социальной интеграции всех инвалидов.

· изменить положение дел в этой области, проводить обучение, с вовлечением правительства и общественности;

· разработать систему, способную оказать помощь всем нуждающимся инвалидам.

Суть РНБО заключается в том, семья и непосредственное окружение, освоив некоторые основные реабилитационные навыки, а так же сам инвалид, способны самостоятельно осуществлять реабилитацию. Безусловно, им оказывается помощь и поддержка соответствующих учреждений систем здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты.

В США действует программа "Инклюжен”. Ее основы были заложены "Реабилитационным Актом" (закон № 93-112, 1973 г.) и законом об обучении детей-инвалидов (1974-1975 гг.), в которые было внесено несколько поправок и дополнений со временем. В 80-е годы 20 века в Америке начался процесс постройки новых зданий и перестройки старых с учетом потребностей различных категорий инвалидов. Для этих целей правительством выделялись дополнительные финансовые средства и, в то же время, налагались жесткие санкции за нарушение принятых стандартов. Для изменения у граждан отношения к инвалидам проводилась продуманная и разработанная психологами и другими специалистами кампания в средствах массовой информации и т.п., большую роль в этом сыграли и религиозные организации. Таким, образом, инвалиды получили доступ ко всем сферам жизнедеятельности общества, при этом изменилось восприятие их здоровыми людьми.

По всей стране стали появляться общественные организации и клубы для инвалидов, а так же различные фонды. Хотелось бы отметить, что в США именно специализированные фонды и организации осуществляют значительную часть услуг, положенных человеку со специфическими потребностями по закону, за финансовые средства, предоставленные муниципалитетом.

Что касается интеграции в обучении, то трудности возникли с разработкой программ, подготовкой персонала, разработкой психологических моделей восприятия детей - инвалидов здоровыми детьми и наоборот. Модель "Инклюжен” подразумевает, что даже ребенок с синдромом Дауна может обучаться с нормальными детьми. Конечно, для него разрабатываются отдельная программа, свои облегченные задания. Многое в успешности осуществления программы зависит от учителя.

В поддержку этой модели обучения было снято несколько фильмов об успешном обучении детей с ограниченными возможностями. Однако, в США не отказываются и от специальных школ, но помещение туда ребенка осуществляется лишь в крайних случаях.

Говоря о социальном обеспечении в Соединенных Штатах, необходимо отметить, что инвалидам обеспечивается медицинское обслуживание, выплата пособий и компенсаций, жилищно-бытовое устройство и доставка в учебные заведения, бассейн и т.п., которую осуществляют социальные службы. Используется и такой вид социального обслуживания, как надомные услуги.

Итак, можно было убедиться, что в США функционирует отлаженная система оказания помощи инвалидам, которая охватывает все сферы жизнедеятельности и способствует максимально возможной интеграции человека с особыми потребностями в общество, а так же обеспечивает принятие таких людей обществом. Немаловажную роль при осуществлении социальной работы играет комплексный поход и участие целого ряда специалистов из различных областей знаний в разработке программ.

В Великобритании помощь инвалидам, в том числе и детям-инвалидам, оказывают 3 группы организаций: частные владельцы домов, обеспечивающих уход за определенную плату; общественный сектор; местные власти, которые обеспечивают большую часть социальных услуг.

Социальные службы оказывают помощь на дому, в дневных центрах, интернатах или дневных школах. В перечисленных учреждениях при работе с детьми с нарушенным интеллектом особое внимание уделяется обучению навыкам общения, правилам поведения на улице, в общественных местах, для чего организуются специальные прогулки. Для подростков с умственной отсталостью функционируют центры профессиональной подготовки.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья и больных детей при госпиталях организуются специальные отделения трудотерапии. Трудотерапевты в области педиатрии ставят своей целью "развитие у детей оптимального уровня независимости в повседневной жизни с точки зрения физической, психической и социальной”.

Социальный работник из Департамента социальных служб в Великобритании оказывает помощь в виде совета, поддержки и консультирования по личным делам инвалида и его семьи; помогает в разработке индивидуальных программ реабилитации, которые согласовываются с клиентом и его семьей; организуют нормальную, интересную культурную жизнь инвалида вне дома и т.п. Департамент может предоставить необходимое оборудование взаймы, выделить дотацию, оказывать помощь по телефону и другим видам связи.

В Великобритании так же существуют частные реабилитационные фирмы, которые по заказу инвалида могут предоставить любое оборудование.

Что касается образования детей с ограниченными возможностями, то интеграция в обучении и наличие спецшкол рассматриваются как необходимые параллельные условия образования. Они поддерживают порядок и гибкость системы образования и позволяют таким детям включаться в нее и отходить от нее по мере того, как меняются их потребности.

До поступления в школу в большинстве регионов Англии, а так же в некоторых других странах, достаточно эффективно используется система Потедж (педагогическое обслуживание на дому детей от 0 до 4-5 лет с задержками в развитии), которая зародилась в 1970 году в США. В основе работы с такими детьми лежит индивидуальная программа, которая составляется для каждого ребенка с учетом его особенностей.

Для работы с детьми с нарушениями интеллекта в ряде стран, преимущественно Скандинавских, организуются дома, в которых проживает не более 30 детей. В них создается обстановка, максимально приближенная к семейной. Специалисты проводят наблюдения за детьми, определяют методы лечения и реабилитации, разрабатывают индивидуальные программы обучения. Обучение всех категорий детей-инвалидов, в основном, осуществляется в общеобразовательных школах. Школьная и общественная политика направлена на то, чтобы создать условия для установления максимально близких взаимоотношений между учениками всех категорий.

Таким образом, в настоящее время в большинстве стран идёт переход от раздельного образования и присмотра за детьми со специфическими нуждами к их полной интеграции, если это возможно.

Это переход регулируется законодательством стран. Мировым опытом образования этой категории детей выработаны некоторые минимальные стандарты для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Учеников с серьезными нарушениями по возможности необходимо включить с учетом педагогических особенностей в обычные классы начальных и средних школ.

2. Если степень нарушения мешает полной интеграции в обычном классе, ученики должны иметь социальный и образовательный базис в обычном классе и получать дополнительные, лечебно-коррекционные уроки вне класса (индивидуальные или в группах).

3. Дети с серьезными умственными и физическими недостатками могут обучаться в отдельных классах в рамках начальной и средней школ при систематических планируемых контактах со здоровыми сверстниками. При принятии решений относительно системы обслуживания приоритет отдается возможностям для детей получить образование, а не неудобствам администрации.

4. Индивидуальные учебные планы разрабатываются совместно педагогами и родителями с учетом потребностей учеников в интегрированном обучении и обстоятельств окружающей среды.

5. При организации обучения сознательно планируется самостоятельность.

7. Обучение, взаимодействие между людьми должно быть гарантией того, что дети действительно будут взаимодействовать с другими индивидами в интегрированном окружении.

Интересен опыт работы, за рубежом, с онкологически больными детьми. Почти во всех западноевропейских странах и в США

функционируют Хосписы, некоторые из них оказывают помощь детям с

определенными заболеваниями, другие всем нуждающимся умирающим

людям. В Королевстве Норвегия, где проблема заболевания раком стоит очень остро, помощь оказывается в окружных больницах, но основную заботу об онкологических больных берут на себя общественные и частные организации.

Самая крупная организация, решающая все психосоциальные проблемы, связанные с возникновением этого заболевания у детей и взрослых, - это "Норвежское общество борьбы с раком" (НОБР). Помощь в основном оказывается в окружных больницах НОБР (их пять), где работают психолог, специально обученная медсестра с подготовкой семейного терапевта, специалиста - соционома (социальный работник со специальной подготовкой, в том числе и юридической, подготовкой) и, при необходимости, другие специалисты. В основе работы всех специалистов лежат два основных принципа: максимальная открытость, полное информирование о заболевании, его последствиях и т.д. в беседах с детьми и их родителями; создание максимально благоприятных психологических и социальных условий для семьи. Особое внимание уделяется работе с родителями и сиблингами (родные братья и сестры) больного ребенка. При хорошем прогнозе и благоприятном протекании лечения группа специалистов, в том числе и соционом, проводят для семьи индивидуальную семейную программу психосоциальной помощи.

Деятельность социального работника за рубежом начинается с роддома, в основном, направлена на поддержание необходимого материально - бытового уровня семьи, помощь родителям в оформлении документов на получение денежных пособий, страховых выплат и т.п. При необходимости он помогает в улучшении жилищных условий, санитарного состояния жилья, транспортном обслуживании и т.д. Социальный работник работает в тесном тендеме с медиками и психологами с появлением ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на свет, чего нельзя сказать о России.

Таким образом, можно сделать соответствующий вывод: социальный статус детей с ограниченными возможностями в России всё ещё очень низкий. Действительно раннее включение таких детей в социальную жизнь потребует еще немало времени, финансовых ресурсов, изменений законодательства, дополнительных усилий. Не менее важной является проблема, связанная с изменением общественного мнения по отношению к лицам, имеющим инвалидность. Печать, радио, телевидение, прочие средства массовой информации должны объединить свои усилия для воспитания у населения уважительного отношения ко всем людям, оказавшимся из-за физического или психического дефекта в затруднительном положении. Чувство неполноценности, возникающее у них в связи с непониманием их проблем, мешает им жить, пользоваться возможностями человеческой жизни, а у детей формируются качества, не позволяющие им эффективно взаимодействовать с социальной средой. Одно из таких усилий, частично решающее эту проблему является ранняя социальная адаптация, как процесс возвращения и приобщения детей к социальной жизни.

Валерий Спиридонов рассказывает, как инвалиды живут и работают в странах Европы, и делится своими впечатлениями о существующих там программах реабилитации, которые помогают людям с ограниченными возможностями оставаться полноценными членами общества и трудиться на его благо.

Общие ценности: забота и равноправие инвалидов на примере Европы

Проживая жизни в бешеном современном ритме, люди настолько сильно поглощены личными проблемами и заработком денег, что попросту забывают ценить свое здоровье. Мы воспринимаем его как само собой разумеющееся. Однако никто не застрахован от инвалидности. Конечно же, многие люди уже рождаются с определенными нарушениями в умственном, психологическом или физическом развитии, но миллионы ежегодно приходят к инвалидности из-за вредной работы, перенесенных травм, аварий.

По подсчетам социологов, на данный момент больше миллиарда человек страдают от проблем с инвалидностью, что составляет около 15% населения планеты. Когда в 1970-е подобное исследование проводила Всемирная организация здравоохранения, эта цифра едва доходила до 10%. Больше всего к инвалидности склонны люди пенсионного возраста, но и дети не защищены от этой проблемы.

К сожалению, во многих странах мира к инвалидам относятся как к обузе, ведь они представляют собой льготную социальную группу населения, имеющую доступ к бесплатному обеспечению и ряду других преимуществ. В России и странах СНГ к вопросам о социальной защите инвалидов стали серьезно относиться только с недавних пор. Хотя они стабильно получали пенсионные выплаты по инвалидности, люди с ограниченными возможностями по-прежнему были изолированными от общества и оставались наедине со своей проблемой.

В Европе уже довольно давно действуют законы и реабилитационные программы, направленные на то, чтобы устранить дискриминацию инвалидов и помочь им безболезненно интегрироваться в общество. Любому человеку для эмоционального и физического здоровья необходима занятость, общение с людьми и равенство в правах, поэтому европейские системы социальной защиты инвалидов отлично показывают себя на практике и заслуживают особого внимания.

Что понимают под термином "инвалидность"

В России, на Украине и в некоторых других странах инвалидность определяется тремя группами, каждая и которых присваивается в зависимости от уровня ограничения возможностей человека. В Европе такие оценки и распределение проводятся по другим критериям, позволяющим оценить процент потери трудоспособности инвалидов.

К инвалидам относятся не только колясочники и люди, потерявшие конечности, но также дети и взрослые со сложными психологическими или физическими заболеваниями, с полной или частичной потерей зрения, слуха, проблемами в развитии и не только.

К каждой такой группе необходим особый подход, но важно понимать, что они все имеют право на полноценную и счастливую жизнь без ограничений. Иногда для обеспечения такого результата инвалидам достаточно оказать небольшую поддержку и помощь, чем и занимаются европейские специалисты.

Как общество в Европе относится к инвалидам

Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Всегда найдутся люди, которые будут тыкать пальцами и отворачиваться при виде инвалидов, но современное общество постепенно становится более сознательным и лояльным.

Сегодня люди с ограниченными возможностями могут свободно посещать кинотеатры, кафе и рестораны в Европе, так как эти места оснащены специальными пандусами, автоматическими дверями, лифтами и прочими полезными техническими решениями, помогающими инвалидам не испытывать дискомфорта. Это требование к бизнесу на уровне законодательства.

В большинстве случаев люди с инвалидностью сами изолируют себя от общества, так как боятся насмешек и неприятных взглядов, именно поэтому в Европе с ними работают специально обученные психологи и сопровождающие.

Они помогают им адаптироваться к обществу, правильно воспринимать происходящее и учат общаться. Большой популярностью пользуются группы реабилитации, в которых инвалиды знакомятся между собой и вместе восстанавливаются.

Социологические опросы, проведенные среди европейского населения еще в 2001 году, на тему того, что люди испытывают в присутствии инвалидов, выявили, что около 20% человек чувствуют себя некомфортно. Однако остальные респонденты не видели в этом никакой проблемы. Недавние исследования показали, что данный показатель постепенно снижается.

Где в Европе наиболее выгодные условия для обучения и работы инвалидов

Германское правительство весьма эффективно занимается социально трудовой реабилитацией инвалидов. Германия входит в список европейских государств, которые считают выплаты пенсий инвалидам гораздо менее эффективной стратегией, чем их специализированное обучение и обеспечение работой. Заботой о людях с ограниченными возможностями здесь заняты многие государственные учреждения, а также церковные и общественные организации.

Все эти рабочие и организационные моменты находятся под ответственностью Федерального управления по труду. Финансы на обеспечение инвалидов поступают из заработных плат трудящихся и предпринимательских взносов.

Случай каждого инвалида рассматривается индивидуально, чтобы определить для него наиболее подходящую профессию. Затем проходит профессиональная адаптация, обучение и при необходимости повышение квалификации.
Работодатели заинтересованы в найме таких сотрудников, так как они получают дотации от государства. Насчитывается более 40 специальностей подготовки инвалидов, включая сферу торговли, обработку древесины и металла, а также кожи и тканей. Продолжительность обучения может составлять от двух месяцев до двух лет.

Ярким примером успешной профессиональной реабилитации стал центр в Гейдельберге, в котором основам программирования, радиотехники и электроники обучается больше 800 человек. Дети-инвалиды в Германии на их выбор могут учиться в специализированных или обычных школах наравне с другими детьми.

Весьма эффективно трудоустройство инвалидов контролируется в Великобритании, где работодатель обязуется не просто взять человека с ограниченными возможностями на работу, но и обеспечить его благоприятными условиями труда, а также специализированным обучением, повышением квалификации и карьерным ростом. Не менее внимательно к этому вопросу отнеслось и правительство Франции. Там действуют специальные квоты на рабочие места для инвалидов.

Льготы и выплаты инвалидам в европейских странах

— Литва. Довольно интересная система выплаты пособий инвалидам сложилась в этой стране. Рассчитывать на их получение могут только люди, утратившие трудоспособность не менее чем на 45 процентов. Все они получают базовую пенсию в размере 115 евро, а размер остальной доплаты зависит от трудового стажа. Государство предлагает таким людям выгодные скидки на использование общественного транспорта. Дополнительные отпускные недели, снижение налогов и специальные субсидии на жилье.

— Польша. Инвалиды старше 30 лет получают пособие, если у них есть пять лет рабочего стажа, а младше — от одного до четырех лет стажа. Если доход такого гражданина превышает 70% от среднего уровня зарплаты в Польше, пособие будет выплачиваться не в полном размере. В любом случае пенсия по инвалидности не может быть меньше 216 долларов.

— Германия. Люди с тяжелой формой инвалидности, которая не позволяет им работать более трех часов, получают полное пособие — около девяти тысяч евро в год. Работающие до шести часов ежедневно, могут рассчитывать лишь на половину. В основе социально трудовой реабилитации германцев-инвалидов лежит принцип: чем больше работы, тем меньше пособие. Дети могут получать пособие по инвалидности до 27 лет.

В каких европейских странах инвалиды могут бесплатно пользоваться услугами персональных ассистентов

Германское законодательство гласит, что бесплатно пользоваться услугами персонального ассистента может только человек с тяжелой формой инвалидности. Остальные могут на несколько часов в день нанимать сопровождающего за счет муниципалитета или за дополнительную плату.

Схожая система действует и в Швейцарии, где с недавних пор муниципалитет взял на себя оплату сопровождающих и персональных ассистентов инвалидов, если занятость таких специалистов занимает не более 20 часов в неделю. Подобное нововведение особенно благоприятно сказалось на семьях с детьми-инвалидами, ведь теперь они смогут вести нормальную жизнь в кругу родных и близких, а не в специализированных учреждениях, как это практиковалось ранее.

В Латвии, где больше 18 тысяч инвалидов нуждаются в помощи персональных ассистентов, услуги таких специалистов тоже можно получить бесплатно. Для этого нужно обратиться в социальную службу самоуправления с соответствующим заявлением и указанием предполагаемой занятости такого ассистента (не более 40 часов в неделю).

Нетрудно прийти к выводу, что правительства практически всех европейских государств серьезно занимаются совершенствованием социальной защиты и обеспечения инвалидов. Новые законы и поправки обязательно учитывают неточности, устраняя их. К людям с ограниченными возможностями относятся как к равнозначной и неотъемлемой части общества, что освобождает их от физических и психологических проблем.

По оценкам, более миллиарда человек, или около 15% населения мира (согласно оценке глобальной численности населения 2011 года), живут с какой-либо формой инвалидности. Это более высокий показатель, чем предыдущая оценка, выполненная Всемирной организацией здравоохранения в 1970-х годах и составлявшая 10%.

Согласно «Всемирному обзору в области здравоохранения», около 785 миллионов человек в возрасте 15 лет и старше (15,6%) живут с инвалидностью, в то время как в «Докладе о глобальном бремени болезней» приведена оценка, составляющая около 975 миллионов человек (19,4%). В рамках этих оценок, согласно «Всемирному обзору в области здравоохранения», 110 миллионов человек (2,2%) имеют весьма значительные трудности с функционированием, в то время как, по оценкам «Доклада о глобальном бремени болезней», 190 миллионов человек (3,8%) имеют «тяжелую форму инвалидности», что эквивалентно инвалидности, вызванной такими состояниями, как квадриплегия, тяжелая форма депрессии или полная слепота. Измерение детской инвалидности (0–14 лет) проводится только в «Докладе о глобальном бремени болезней»; по его оценкам, она составляет 95 миллионов (5,1%) детей, из которых 13 миллионов (0,7%), имеют «тяжелую форму инвалидности».

Численность инвалидов растет. Это происходит в связи со старением населения – пожилые люди в повышенной степени подвержены риску инвалидности, – а также из-за глобального роста хронических состояний, таких как диабет, сердечно-сосудистые болезни и психические заболевания. В странах с низким и средним уровнем дохода на долю хронических болезней приходится, по оценкам, 66,5% общего числа лет, прожитых с инвалидностью. На модели инвалидности в отдельно взятой стране влияют тенденции развития патологических состояний, а также тенденции развития факторов окружающей среды и других факторов, таких как дорожно-транспортные происшествия, природные катастрофы, конфликты, питание и злоупотребление наркотическими веществами.

В стереотипных представлениях об инвалидности основной акцент делается на инвалидах-колясочниках и ряде других «классических» групп, таких как невидящие и неслышащие люди. Несмотря на это, практический опыт инвалидности, являющийся результатом взаимодействия состояний здоровья, личных факторов и факторов окружающей среды, варьируется в широких пределах. Инвалидность коррелируется с социальной недостаточностью, которая, однако, не проявляется в равной мере у всех инвалидов. Женщины-инвалиды, наряду с воздействием барьеров, связанных с потерей трудоспособности, подвергаются также гендерной дискриминации. Показатели охвата школьным образованием различаются в зависимости от характера нарушений, причем дети с физическими нарушениями находятся в целом в более благоприятном положении, чем дети с нарушениями умственного развития или сенсорными нарушениями. В наибольшей степени исключенными на рынке труда чаще являются те, кто испытывает трудности с психическим здоровьем или страдают нарушениями умственного развития. Как показывают данные, представленные в широком диапазоне – от сельских районов Гватемалы до Европы, – зачастую от социальной недостаточности в наибольшей степени страдают люди с самыми тяжелыми нарушениями.

Во многих странах мира законодательство, защищающее права инвалидов, существует не одно десятилетие. В некоторых странах в высшем законодательстве (в том числе в конституциях) нашла отражение так называемая позитивная дискриминация инвалидов. Она состоит в том, что эта социальная категория получает некоторые льготы по сравнению с остальным обществом по причине особых обстоятельств, в которых она находится. Такая концепция позволяет законодательно усилить позиции социальной защиты инвалидов.

Канада является первой страной, включившей в свою Конституцию положение о равенстве инвалидов: «Каждый индивидуум равен перед законом без всякой дискриминации, в том числе по признаку расы, национальности, религии, пола, возраста, умственных или физических недостатков». В Канаде существует обширное законодательство, направленное на защиту прав и интересов инвалидов. В частности, это Акт о слепых, Акт об инвалидах, Акт о профессиональной реабилитации инвалидов, Закон о правах человека в Канаде, Закон о труде, Закон о компенсации наемным работникам и ряд других.

Законы запрещают дискриминацию инвалидов и поощряют развитие защиты от дискриминации при предоставлении инвалидам товаров и услуг, жилья, работы и т.д. В этих законах отражены вопросы создания информационной службы реабилитации инвалидов, службы по профессиональной подготовке, коррективно-медицинской службы, обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Вопросами организации социальной защиты и реабилитации инвалидов в Канаде занимается Министерство здравоохранения и социального развития. В стране действуют службы экспертизы трудоспособности, консультации, профориентации, реабилитации, информации, профподготовки и трудоустройства инвалидов. Существует множество федеральных, провинциальных и локальных целевых программ по различным аспектам реабилитации инвалидов. Система образования в Канаде законодательно предусматривает возможность обучения инвалидов на всех уровнях от школы до университета. Преобладает форма интеграционного образования, применяются специальные технические средства и индивидуальные программы. Среди студентов канадских университетов не менее 1 процента составляют инвалиды.

В Германии в Конституцию внесены слова: «Никто не может быть ущемлен по причине своей инвалидности». Она предоставляет всем гражданам «право на реабилитацию и интеграцию в нормальную жизнь». Она обязывает законодательную, исполнительную власть и судебные органы, как на федеральном уровне, так и на уровне земель и общин, а также прочие учреждения и организации общественной власти использовать все возможности для введения инвалидов всех групп «насколько это возможно, в нормальную жизнь». В гражданском праве предусмотрен запрет на причинение ущерба инвалидам при отношениях между частными лицами. Однако в Конституции Германии нет требования отдавать предпочтение или оказывать содействие инвалидам для установления одинаковых условий жизни или предоставления одинаковых шансов. Эти вопросы отнесены к компетенции «простого» законодателя, которому надлежит решать их «в рамках своих возможностей и с учетом принципа социального государства».

Существует свод норм и правил, целью которых является интеграция в жизнь общества инвалидов и лиц, которым угрожает инвалидность. В нем подчеркнуто, что понятийное выделение инвалидности не должно способствовать идеологической или социальной дискриминации инвалидов, оно лишь призвано подчеркнуть индивидуальность их проблем и шансов. В Германии существует специальное законодательство «О труде лиц с пониженной физической способностью». Для них организовано квотирование рабочих мест, предусмотрены особые льготы при трудоустройстве.

Согласно закону «О содействии в трудоустройстве» инвалид получает такую же помощь, что и физически здоровый человек, однако если переподготовка требуется именно из-за инвалидности, она будет входить в комплекс мероприятий по профессиональной реабилитации и предоставляться на более выгодных условиях и в значительно большем объеме.

В Германии в основе законодательства об инвалидах лежит идея о том, что реабилитация и последующее трудоустройство инвалидов экономически выгоднее, чем постоянное обеспечение их пенсиями и пособиями. Здесь действует Федеральная программа занятости лиц с тяжелой степенью инвалидности, предусматривающая различные льготы и субсидии предпринимателям, трудоустраивающим инвалидов.

Существует «Кодекс социального права», являющийся, по сути, руководящим положением при определении политики и помощи инвалидам в Германии. Основными принципами «Кодекса социального права» являются: оказание всех видов необходимой помощи любому инвалиду или лицу, которому угрожает инвалидность, независимо от причины; интеграция инвалидов в общество; вмешательство на самой ранней стадии, когда должны быть приняты все меры для уменьшения масштабов последствий инвалидности; принцип оказания индивидуальной помощи, ориентированной на потребности конкретного инвалида.

Существуют законы «О выравнивании услуг по реабилитации», «О социальной помощи», нормы которых направлены на реабилитацию инвалидов с применением механизмов страхования. Согласно этим законам, финансирование процесса интеграции инвалида в трудовую жизнь имеет приоритет перед пенсионным финансированием. Здесь действует принцип «реабилитация до назначения пенсии».

Вопросами социальной защиты инвалидов ведает Министерство труда и социальных дел, а также Федеральный институт страхования. Они осуществляют контроль за выполнением законов и обеспечением финансовых средств на их реализацию. Вопросы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации решаются комплексно, в возможно ранние сроки, с последовательным переходом от одних мероприятий к другим, рекомендуемым на более позднем этапе. Четко определены показания для проведения реабилитации инвалидов в определенных учреждениях и клиниках. В процессе реабилитации выражено стремление к тому, чтобы инвалид как можно раньше стал самостоятельным.

Законодательно определены меры поощрения профессиональной реабилитации инвалидов. Работающим инвалидам предусмотрена выплата специальной компенсации транспортных расходов на дорогу до работы и обратно.

Однако в соответствии с законодательством социальная защита инвалидов в Германии распространяется лишь на лиц, у которых степень утраты трудоспособности составляет не менее 50 процентов. На основании отдельных причин к ним могут быть приравнены лица со степенью инвалидности 30-50 процентов, которые без такого приравнивания не могут рассчитывать на получение пособия и сохранение рабочего места. Инвалиды с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности получают компенсацию ущерба и имеют много льгот (снижение налогов, защита от увольнений и другие).

В Австралии Акт о дискриминации инвалидов предполагает, что федеральное правительство, правительства штатов и местных органов власти разрабатывают особые меры в защиту инвалидов. В Австралии законодательство уделяет особое внимание инвалидам со сложными функциональными нарушениями. Предусмотрена реализация мер для возвращения их к обычной, повседневной жизни. Всем инвалидам, проходящим реабилитацию, положено предоставление протезов и других видов вспомогательных средств. При необходимости инвалидам оборудуются дома, где они могут работать на предоставляемых машинах и станках.

В Конституции США инвалиды особо не упоминаются. Тем не менее, там сказано: «ни один штат не может отказать ни одному индивидууму в равной защите законов». Права инвалидов установлены в других документах, как специализированных, так и общих. К первым можно отнести: Акт об инвалидах, Акт об устранении архитектурных барьеров, Акт о реабилитации. Американский Акт об инвалидах предусматривает, что предприниматели не могут прибегать к дискриминации квалифицированных работников лишь по причине их инвалидности.

В США существует Национальный совет по инвалидам, представляющий собой правительственный орган, члены которого назначаются президентом. В обязанности совета входит рассмотрение федеральной политики, законов и программ в плане их влияния на лиц с инвалидностью.

Совет представляет рекомендации президенту, конгрессу, Администрации реабилитационных служб по проблемам инвалидов. Он является единственным федеральным органом, имеющим полномочия по разработке политики в интересах инвалидов. Совет тесно взаимодействует с Национальным научно-исследовательским институтом по проблемам инвалидности. Среди 45 специальных законодательных рекомендаций, разработанных советом, почти все связаны с обеспечением равных возможностей для инвалидов. Цель совета состоит в том, чтобы сделать американских инвалидов полноценными членами их семей, местных сообществ, страны в целом.

В США принят Акт об образовании детей-инвалидов. Он установил, что ни одному ребенку-инвалиду не может быть отказано в приеме в государственную школу по причине инвалидности. Он также расширил полномочия федеральной власти в организации специальных программ обучения, расширил права родителей по обучению детей-инвалидов.

В США имеется и Акт о профессиональной подготовке, который обязывает правительства штатов резервировать не менее 10 процентов федеральных грантов, получаемых на нужды профессионального образования, для обучения студентов-инвалидов. В стране существует разветвленная сеть по профессиональной подготовке и трудоустройству инвалидов. Они осуществляют деятельность по консультированию, физической и психологической реабилитации, обеспечению вспомогательными техническими средствами, профессиональной подготовке, трудоустройству. Профессиональная подготовка инвалидов предусмотрена как на предприятиях со щадящими условиями труда, так и на крупных предприятиях.

В США в соответствии с законодательством компании, отказывающиеся предоставить работу инвалиду, облагаются значительным штрафом. Компании, принимающие инвалидов, имеют льготы по налогообложению. Однако в США нет закона об обязанности предпринимателей предоставлять определенный процент рабочих мест инвалидам, то есть отсутствует законодательство о квотировании рабочих мест для инвалидов. Каждое предприятие имеет возможность определить собственную тактику в этом отношении.

Деятельность по профессиональной реабилитации инвалидов контролируется Президентским комитетом по трудоустройству инвалидов. Президент ежегодно отчитывается по вопросам обучения и трудоустройства инвалидов, а также размеров их заработной платы. В США активно функционируют целевые программы по сотрудничеству центров специальной подготовки инвалидов и университетов с предприятиями. Финансирование программ осуществляется из госбюджета.

В Австрии имеется обширная законодательная база по социальной защите и реабилитации инвалидов. Так, существует акт об интеграции инвалидов, Акт о попечении инвалидов, Акт о медицинском обслуживании жертв войны, Акт о туберкулезе, Общий закон о социальном обеспечении, Общий закон о социальном страховании, Закон об оказании помощи при трудоустройстве.

В Австрии организатором деятельности по социальной защите инвалидов являются Министерство социальных дел и провинциальные агентства по делам инвалидов. Кроме того, действуют два координирующих органа, членами, которых являются представители федеральных и региональных правительств, профессиональных ассоциаций, страховых организаций, общественных организаций инвалидов. Основная сфера их деятельности - консультативные услуги аппарату министерства. Каждое провинциальное управление имеет комиссию по реабилитации инвалидов.

Для трудоустройства инвалидов существует система квот и субсидий, поощряется создание специальных цехов и предприятий. Организованы центры по профориентации инвалидов.

В Великобритании законодательство об инвалидах существует с 1944 года. Акт о дискриминации инвалидов возлагает на общество серьезные обязанности по отношению к людям с ограничениями в здоровье. Так, обязанности работодателя состоят в создании благоприятных условий по приему на работу, адаптированию рабочего места инвалида, обучению и повышению уровня профессиональной квалификации, продвижению по службе. При заключении договора о трудоустройстве необходимо предусмотреть, чтобы инвалид не оказался в невыгодном положении по сравнению с лицами, не имеющими инвалидности.

Государственные службы и коммерческие структуры обязаны обеспечить доступ инвалидов к товарам, средствам и услугам, предоставляемым всему населению. Им запрещено отказывать инвалидам в обслуживании или предлагать услуги более низкого качества.

В Англии определена нормативная база для широкого развития негосударственного сектора в сфере предоставления инвалидам услуг по медицинской и социальной реабилитации. Реабилитационные службы хорошо снабжены техническими средствами и оборудованием.

В соответствии с законодательными актами об инвалидах 1944-1958 годов, Департамент труда регламентирует оборудование рабочих мест для инвалидов по зрению и предоставление им специальных технических приспособлений. Контроль осуществляет Министерство здравоохранения и социального обеспечения. Предусмотрено создание национального совета и местных комитетов для оказания помощи правительству в вопросах реабилитации инвалидов. Службой профессиональной реабилитации инвалидов непосредственно руководит Агентство по трудоустройству. Серьезное значение придается организации профессиональной реабилитации инвалидов в специализированных центрах. Эффективность профессиональной реабилитации и процент возврата инвалидов к профессиональной деятельности достаточно велики. Предусмотрена организация предприятий с щадящим режимом труда для инвалидов, на которых они осваивают новые профессии и переходят затем на обычные предприятия. Для «тяжелых» инвалидов могут быть созданы условия обучения и трудоустройства на дому. Узаконено квотирование и резервирование рабочих мест для инвалидов.

Во Франции законодательство защищает права инвалидов наравне с правами других граждан. Только о трудоустройстве инвалидов принято 7 законов. Этими законами утверждены права инвалидов на профессиональную подготовку и переобучение, на трудоустройство в счет квотирования рабочих мест, на преимущества в трудовом договоре, содействие в самозанятости. Организация деятельности по социальной защите и реабилитации инвалидов возложена на Министерство здравоохранения и социального обеспечения.

Для инвалидов создана сеть центров реабилитации, приоритетным направлением которой считается профессиональная реабилитация. Эти же центры организуют трудоустройство инвалидов. Развита сеть предприятий с щадящим режимом труда для инвалидов. В Бельгии законодательством утверждено создание обширной системы социального страхования, в рамках которой осуществляется медицинская и социальная реабилитация инвалидов. Учреждения, оказывающие разные виды медицинских реабилитационных услуг, относятся в основном к частному сектору. Оплата услуг частично (примерно 10-15 процентов) осуществляется за счет инвалидов, остальная сумма выплачивается за счет страховых средств. Закон о социальном трудоустройстве инвалидов предусматривает создание национального фонда социальной реабилитации инвалидов. Фонд должен представлять субсидии для создания центров и служб профессиональной реабилитации. Профессиональное обучение проводится как по общим, так и по специальным программам. Законодательством предусмотрен принцип обязательного найма на работу инвалидов. Предприятиям, трудоустраивающим инвалидов, предоставляются льготы. Также законом предусмотрено трудоустройство лиц, страдающих тяжелой степенью инвалидности, в специальных цехах. Контроль за деятельностью в этой сфере осуществляют Министерство здравоохранения, Министерство благосостояния, Министерство труда и занятости и Национальный институт страхования по болезни и инвалидности.

В Швеции в течение последних десятилетий принят ряд законов о трудоустройстве и сохранении рабочих мест на рынке труда для инвалидов.

В Швеции и некоторых других государствах правительства стимулируют работодателей не предоставлением налоговых льгот предприятиям, а выплатой индивидуальных дотаций на каждого работающего инвалида. Сам инвалид получает пособие по инвалидности и заработную плату, но сумма выплат не превышает определенного предела.

В Швеции законодательно определено предоставление инвалиду технических средств для передвижения, занятий спортом. Кроме того, предусмотрено оборудование квартир для проживания инвалидов специальными адаптационными устройствами.

Таким образом, в большинстве развитых стран мира законодательство подчеркивает равенство инвалидов со всеми членами общества и способствует созданию условий для реального осуществления ими своих человеческих прав и интеграции инвалидов в семью, производство и общество. Однако нельзя сказать, что в зарубежных странах в полной мере решены все проблемы, связанные с инвалидностью и реабилитацией инвалидов. Всему мировому сообществу еще предстоит очень многое сделать в этом направлении.

Однако, при разработке политики не всегда учитываются потребности инвалидов, или не применяются на практике существующие меры политики и стандарты.

Предубеждения и предрассудки способствуют созданию барьеров на пути к образованию, занятости, медико-санитарной помощи и участию в социальной жизни. Например, отношение, проявляемое учителями, школьной администрацией, другими детьми и даже членами семьи ребенка-инвалида влияет на инклюзию детей-инвалидов в государственных массовых школах. Ложное представление работодателей о том, что люди с инвалидностью якобы работают менее эффективно, чем их коллеги – не инвалиды, и неосведомленность о доступных мерах по совершенствованию режимов труда и отдыха ограничивают возможности занятости.

Инвалиды значительно более уязвимы перед дефицитом таких услуг, как медико-санитарное обслуживание, реабилитация, а также поддержка и помощь. Данные по четырем странам региона Южной Африки показывают, что только 26–55% людей получают необходимую им медицинскую реабилитацию; 17–37% имеют необходимые вспомогательные устройства; 5–23% получают профессиональное обучение, в котором они нуждаются, и 5–24% – необходимые социальные услуги (7–10). Исследование, проведенное в индийских штатах Уттар-Прадеш и Тамилнад, показало, что недостаток услуг в регионе занимал второе место (после стоимости услуг) среди причин, по которым инвалиды не посещали медицинские учреждения.

Слабая координация услуг, недостаточное кадровое обеспечение и низкий уровень профессиональной подготовки персонала могут отразиться на качестве, доступности и адекватности услуг для инвалидов. Данные по 51 стране, приведенные во «Всемирном обзоре в области здравоохранения», показывают, что для людей с инвалидностью вероятность сообщения о несоответствии знаний и навыков поставщиков медицинских услуг потребностям больного в два раза выше, вероятность невнимательного отношения к больному – в четыре раза выше, а вероятность отказа в предоставлении медико-санитарной помощи – примерно в три раза выше, чем для других пациентов. Многие социальные работники имеют низкую зарплату и недостаточную подготовку. Исследование, проведенное в США, показало, что более 80% социальных работников не имеют формального образования или профессиональной подготовки.

Ресурсы, выделяемые на осуществление мер политики или планов часто недостаточны. Дефицит финансирования является основной преградой для устойчивого предоставления услуг в странах и регионах, относящихся к различным группам по уровню дохода. Например, в странах с высоким доходом в общей сложности у 20–40% инвалидов не удовлетворяются потребности в помощи при осуществлении повседневной деятельности. Во многих странах с низким или средним доходом государство не может обеспечить предоставление надлежащих услуг, а коммерческие поставщики услуг физически или экономически недоступны большинству домохозяйств. Анализ по 51 стране, приведенный во «Всемирном обзоре в области здравоохранения» за 2002–2004 годы, показывает, что люди с инвалидностью испытывают намного больше трудностей, чем не инвалиды, при получении права на бесплатную или льготную медико-санитарную помощь.

Многие здания (в том числе места общественного пользования) и транспортные системы и информация не являются доступными для всех. Отсутствие доступа к транспорту является для инвалидов распространенной причиной отказа от поисков работы или фактором, ограничивающим доступность здравоохранения. Доклады стран, где были приняты, даже 20–40 лет назад, законы в отношении доступности, подтверждают низкий уровень их соблюдения.

В доступных форматах имеется мало информации, а многие потребности инвалидов в области коммуникации не удовлетворяются. Неслышащие люди часто испытывают неудобства с доступом к сурдопереводу: исследование по 93 странам показало, что в 31 стране нет услуг сурдоперевода; только в 30 странах численность квалифицированных сурдопереводчиков составляет 20 человек или менее. Люди с инвалидностью значительно меньше используют информационно-коммуникационные технологии, чем не инвалиды. В некоторых случаях у них может не быть доступа даже к базовым продуктам и услугам, таким как телефония, телевидение и Интернет.

Большинство инвалидов не принимают участия в процессах принятия решений по вопросам, непосредственно влияющим на их жизнь. Например, там, где у инвалидов, получающих поддержку на дому, нет возможности выбирать услуги или контролировать их оказание.

Недостаток точных и сопоставимых данных об инвалидности, а также опыта осуществления эффективных программ может препятствовать пониманию проблем и практическим действиям. Осведомленность об общей численности и условиях жизни инвалидов может способствовать повышению эффективности усилий, направленных на устранение барьеров, связанных с инвалидностью, и предоставление услуг, что позволит инвалидам участвовать в общественной жизни. Например, чтобы облегчить выявление экономически эффективных мер вмешательства необходимо разработать более совершенные индикаторы окружающей среды и ее воздействия на различные аспекты инвалидности.

Как показывает анализ, общими для лиц с ограниченными возможностями здоровья выше рассмотренных стран остаются следующие проблемы:

Медицинское обеспечение и приобретение лекарственных средств, витаминных препаратов бесплатно или на льготных основаниях;

Приспособленность жилья для проживания лица с ограниченными возможностями здоровья, а также наличие индивидуальных средств реабилитации, компенсирующих снижение зрения, слуха и способности к самообслуживанию и передвижению;

Наличие транспортных средств и средств коммуникации для лиц с ограниченными возможностями здоровья, проживающих на селе, в малых и средних городах;

Получение одинокими и одиноко проживающими лицами с инвалидностью требуемого по медицинским и социальным показаниям ухода, предоставление социального обслуживания высокого качества на дому или в учреждениях социального обслуживания;

Доступность профессионального образования и рационального трудового устройства.

Подводя итог сравнения социально-экономическое положение лиц с ограниченными возможностями здоровья в зарубежных странах и России, можно сделать вывод, что в настоящее время:

1. лица с инвалидностью в этих странах оказываются наиболее ограничены в доступе к образованию, причем максимально ущемленными являются инвалиды-колясочники, по сравнению с неинвалидами;

2. подавляющее число лиц с ограниченными возможностями здоровья в этих странах являются незанятыми;

3. существующие на сегодняшний день пособия, дотации и льготы для лиц с ограниченными возможностями здоровья не обеспечивают им уровень жизни, сопоставимый с уровнем, достигаемым лицами без инвалидности.

Высокий уровень синхронизации проблем инвалидов России с инвалидами в зарубежных странах дают возможность эвристической апробации в России тех мероприятий, которые проводятся в этих странах для решения социально-бытовых и других проблем, характеризующих жизненную ситуацию каждого инвалида. Следует помнить, что в США и Великобритании правительства проводят активную политику, направленную на сглаживание региональных различий социально-экономического положения инвалидов, причем она носит непрерывный характер. Это позволяет рекомендовать правительству и субъектам РФ активизировать усилия по выравниванию региональных различий (особенно в сельских территориях) на непрерывной основе.

 

Возможно, будет полезно почитать: