Консультация "условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье". Профилактика заболеваний детей в доу консультация на тему Психическое здоровье детей в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками

деятельности учреждений здравоохранения. Эти факторы в такой же пропорции влияют не только на психическое, но и на общее здоровье.

Социально-психологические факторы

Дисгармония семейного воспитания (нарушения в сфере детско-родительских отношений). При этом выделяются следующие типы неправильного воспитания: эмоциональное отвержение ребенка – неприятие, присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения – равнодушие, попустительство и отсутствие контроля со стороны родителей. В подобных условиях дети вырастают робкими, забитыми, нерешительными.

Социально-культурные факторы

Эти факторы обусловлены ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.

Социально-экономические факторы

Сюда можно отнести неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли. И.В. Дубровина (1995) считает, что помещение детей до 3-х лет в ясли или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием. Она рекомендует помещать ребенка в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем, в возрасте после 3-х лет.

Характеристика основных направлений оздоровительной деятельности

К основным направлениям оздоровительной деятельности и дошкольном образовательном учреждении следует отнести:

  • организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
  • организацию питания;
  • обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду;
  • организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
  • физическое воспитание детей.

1. Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей регламентируются целой серией нормативно-пра- вовых и инструктивных документов, которые обязаны знать все работники дошкольных учреждений.

Важно сказать и о гражданской ответственности педагогов. И в первую очередь это касается организации ухода за детьми. Дело в том, что ребенок до 7 лет запрограммирован на уход за ним со стороны взрослых, и плохой уход либо его отсутствие квалифицируется как жестокое обращение с ребенком. Уход за ребенком – это прежде всего обеспечение чистоты его тела, одежды, постели, на которой он спит. У ухоженного ребенка в порядке нос, есть носовой платок. Волосы его расчесаны, ногти пострижены и т.п.
Ученые института им. Гельмгольца в Германии провели уникальные исследования и доказали, что световой поток, проникая через зрачок глаза, определенным образом воздействует на гипоталамус и гипофиз головного мозга, которые, в свою очередь, «ведают» процессами роста и обмена веществ. Поэтому и света в групповых помещениях должно быть достаточно, и зоны для занятий и игр детей располагаться в наиболее освещенных местах. Но главное – дети как можно больше должны находиться на свежем воздухе.

2. Организация питания детей в дошкольном учреждении, которое берет курс на оздоровление детей и оптимизацию физического воспитания, также требует определенной коррекции.

Психологический компонент связан с комфортными условиями приема пищи. Здесь важно все: качество предлагаемых детям блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приема пищи.
Важно отметить, что обеспечение психологического комфорта во время приема пищи под силу только коллективу профессионалов, живущих в ногу со временем и искренне любящих своих воспитанников.

3. Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в дошкольном учреждении предполагает устранение и предупреждение различного рода угроз и опасностей, способствующих возникновению психоэмоционального напряжения детей, снижающих их уровень естественной активности и настроения.
Психологический дискомфорт может быть вызван разными причинами: действиями педагога с недостаточной психологической подготовкой; неподготовленностью детей к предлагаемым физическим и учебным нагрузкам; завышенными ожиданиями со стороны взрослых в отношении детей; отрицательной оценкой! воспитателя, невольно выраженной им в неконтролируемой реплике или неосознаваемом взгляде; передается детям и состояние нервного напряжения педагога.
Нерациональное, скудное питание, дефицит свободы движений, реакция организма на погоду, неправильная организация сна и отдыха, неразрешенное детских проблем могут также представлять угрозу психологическому благополучию малышей.

Признаки подавленного состояния ребенка

  1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
  2. Усталость ребенка после нагрузки, которая раньше давалась ему легко.
  3. Беспричинная обидчивость, плаксивость по ничтожному поводу пли, наоборот, агрессивность.
  4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаще ищет одобрения взрослых, «жмется» к ним.
  5. Состояние психологического стресса может проявляться в ненаблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.
  6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него наблюдается стойкая потеря аппетита.
  7. Признаками стрессового состояния ребенка являются также не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.
  8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, пли, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.
  9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.

Все вышеперечисленные признаки могут говорит нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.

В образовательном учреждении в стрессовой ситуации адаптационный процесс протекает чаше как реакция приспособления. И у детей, как способ защитного поведения, очень часто появляется социальная маска. Они могут стать лживыми, неуверенными, некоммуникабельными, фанатично упрямыми, часто беспомощными в жизни. К сожалению, эти последствия стрессов редко своевременно замечают взрослее. Обычно они замечают, что с ребенком что-то неладно, когда уже разворачиваются множественны! реакции.

Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении условий для нормального физического развития. Ощущение физического здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствуе устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Самую высокую физическую нагрузку на физкультурном занятии дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъем мь наблюдаем при этом!

Учеными давно доказано, что лучшим средством снятия нервного напряжения являете; физическая нагрузка. Использовать движения в качестве противовеса отрицательные эмоциям рекомендовала, например, Н.П. Бехтерева. Известный русский физиолог И.П Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит" мышечную радость создавая устойчивое настроение.

По данным статистики, детей, начиная с ясельного возраста, недосыпающих по 1,5–2 часа в сутки, примерно 5%. Причина в недооценке значения сна для здоровья ребенка, а также неумелая его организация.

Ребенок дошкольного возраста должен спать от 12 до 14 часов в сутки.

Бытует мнение, что ничего страшного пет в том, что ребенок засыпает под звуки телевизора, разговоры взрослых. Считается, что такая спартанская манера воспитания позволяет вырастит ребенка неизнеженным. Но это серьезное заблуждение.Специальные исследования показали, что в такой обстановке не может быть глубокого сна, г следовательно, нервная система ребенка не получает полноценного отдыха. Ребенок становится беспокойным, без повода раздражительным, часто плачет, теряет аппетит. Вс время сна нормализуются обменные процессы в организме человека, а специалисты в области психологии и психиатрии отмечают, что полноценный сон является наилучшим лекарством от беспокойства.

4. Организация лечебно-профилактической работы в дошкольном учреждении предполагает осуществление комплекса мероприятий с целью укрепления здоровья ребенка, повышение способности его организма противостоять различного рода воздействиям внешней среды (например, холоду, повышенной влажности), а также реабилитацию детей после перенесенных заболеваний.

5. Физическое воспитание традиционно понимается как педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства.

Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.

Один из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка - это дошкольное детство (приблизитель­но от 3 до 6 лет), когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в пер­вую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребен­ка. Теперь он может не только ориентироваться и действо­вать в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и уста­навливать связи между общими понятиями и представлени­ями, которые не были получены в его непосредственном опыте. Таким образом, мышление ребенка отрывается от чи­сто наглядной основы, т. е. переходит от наглядно-действен­ного к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности - игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д.Б.Эльконина, "появляется возмож­ность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситу­ации, а не от ситуации к мысли" (1989, с. 150).

С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте речь начинает выпол­нять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, все больше обогащается словарный запас и грамма­тический строй речи. Теперь ребенок способен не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюми­нутное желание, но и задуматься, и порассуждать о приро­де, других людях, самом себе и своем месте в мире.

Таким образом, с развитием памяти, мышления, речи неразрывно связано появление мировоззрения и самосозна­ния ребенка-дошкольника.

Вот далеко не полный список тех изменений и новообра­зований, которые происходят в дошкольном возрасте. Это описание будет еще менее полным, если не обратить внима­ние на ту роль, которую играет взрослый на всем протяже­нии развития ребенка. Переоценить значение взрослого и, главное, общения со взрослым для психического развития и психического здоровья ребенка трудно. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слы­шит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Истории известно немало примеров, когда дети, по каким-либо при­чинам лишенные возможности общаться со взрослыми пер­вые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться "по-человечески" мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.

Столь же ярким примером является феномен "госпитали­зации", при котором взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и ис­ключается возможность полноценного эмоционального об­щения между ребенком и взрослым человеком (это происхо­дит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка). Доказано, что такие дети во многом отстают от своих свер­стников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмо­циональном развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто ограничи­ваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны, не владеют навыка­ми общения с другими людьми. Безусловно, описанные примеры представляют собой крайние, нетипичные явле­ния, но они являются яркой иллюстрацией к тому факту, что общение ребенка со взрослыми является основополагаю­щей детерминантой психического развития и психического здоровья детей.

В нормальной обыденной жизни ребенок окружен внима­нием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди де­тей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высо­кий процент психических заболеваний, в том числе невро­зов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т. е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений. Более того, по дан­ным В.А.Коллеговой (1971), А.И.Захарова (1988) и других исследователей, наибольшее число неврозов наблюдается в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах. По­этому родителям с первых лет жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие такое отклонение. В психологической литерату­ре выделены и достаточно глубоко проанализированы фак­торы, оказывающие влияние на психическое здоровье ре­бенка и, в частности, на возникновение невротических ре­акций. Большинство из этих факторов носят социально-пси­хологический, социально-культурный и социально-эконо­мический характер (А.И.Захаров, 1993).

Социально-культурный характер факторов, оказываю­щих неблагоприятное влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефици­том времени, недостаточными условиями для снятия эмоци­онального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочета­нии с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психоло­гической и психотерапевтической помощи. Подобная лично­стная дисгармония родителей находит свое отражение в раз­витии детей и оказывает негативное влияние на их психику.

На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономичес­кие факторы, среди которых А.И.Захаров выделяет такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, за­нятость родителей, ранний выход матери на работу и поме­щение ребенка в ясли. Помещение детей в раннем возрасте (до 3-х лет) в детское дошкольное учреждение или привле­чение няни для их воспитания является сильным психотравмируюшим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно развито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней (рассматривает себя только в единстве с матерью - катего­рия "МЫ"). В ситуации нормального эмоционального обще­ния ребенка с матерью к 3 годам у детей формируется чув­ство "Я", т. е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью (помещение в ясли или в санаторий) у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появле­нию невротических реакций. В среднем лишь к 3 годам у ребенка появляется желание "расстаться" с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возни­кает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте 3 лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.

К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей, относятся прежде всего такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония се­мейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.

Проблеме супружеских и детско-родительских отноше­ний уделяется пристальное внимание как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Выделяются причины и ха­рактер внутрисемейных конфликтов, рассматриваются пути их коррекции. Попробуем посмотреть на дисгармоничные се­мейные отношения с позиции ребенка, с точки зрения того влияния, которое оказывают подобные отношения на пси­хическое здоровье детей дошкольного возраста.

Еще раз обратим внимание на то, что дошкольный воз­раст характеризуется тесной эмоциональной привязаннос­тью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного обще­ния, не способен понимать причины конфликтов между ро­дителями, не владеет средствами для выражения собствен­ных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень час­то ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоцио­нального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чув­ствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случив­шемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и недостоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционально­го напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.

Большинство психологов считает, что психическое здо­ровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера вза­имоотношений родителей и детей. В литературе можно встре­тить различные классификации стилей и типов родительс­кого воспитания, анализ последствий, вытекающих из практики того или иного стиля воспитания (анализ часто носит клинический характер).

Так, например, А.Болдуин выделяет демократический, контролирующий и смешанный стили родительского воспи­тания.

Демократический характеризуется высоким уровнем приятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результа­те такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.

При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничи­вают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.

При смешанном стиле воспитания дети чаще всего харак­теризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фан­тазией.

Особый интерес представляют изучение и классифика­ция неправильных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Например, В.И.Гарбузов, А.И.Захаров, Д.Н.Исаев (1987) выделяют три типа не­правильного воспитания.

1. Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осоз­наваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регла­ментирующих и контролирующих мер, навязывание ребен­ку определенного типа поведения в соответствии с роди­тельскими понятиями о "хороших детях". Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попусти­тельством и отсутствием контроля со стороны родителей.

2. Гиперсоциализирующее воспитание - тревожно-мни­тельное отношение родителей к здоровью, успехам в обуче­нии своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.

3. Эгоцентрическое - чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли "кумира семьи", "смысла жизни".

Все негативные факторы, о которых шла речь, связаны с проблемой невротизации ребенка, т. е. с причинами возник­новения и протекания болезни. В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболева­ниями, весьма актуальной является проблема психопрофи­лактики психического состояния здоровых детей-дошколь­ников. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Конечно, не существует готовых рецептов и мо­делей воспитания, которые можно просто взять и, не изме­няя, "приложить" к своему ребенку. Однако можно дать некоторые рекомендации по воспитанию детей, отнестись к которым по-своему - право каждого родителя.

Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок - единственный в своем роде, непохож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией Вас самих. Поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения постав­ленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому.

Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недо­статками, слабостями и достоинствами. Принимайте его та­ким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.

Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

Не бойтесь "залюбить" ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему этого хочется.

В качестве воспитательного воздействия чаще исполь­зуйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание.

Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рам­ки и запреты (желательно, чтобы их было немного - лишь самые основные, на Ваш взгляд) и позвольте ребенку сво­бодно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.

Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воз­действовать на ребенка просьбами - это самый эффектив­ный способ давать ему инструкции. В случае неповиновения родителю необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка. Лишь в этом случае мож­но применять прямые инструкции, приказы, что достаточно эффективно, если ребенок привык реагировать на вежливые просьбы родителей. И только в том случае, если ребенок демонстрирует открытое неповиновение, родитель может подумать о наказании. Нет необходимости напоминать, что наказание должно соответствовать проступку, ребенок дол­жен четко понимать, за что он наказан. Каждый родитель сам выбирает меру наказания; хочется лишь заметить, что физические наказания - самая крайняя и самая тяжелая по своим последствиям карательная мера.

Не забывайте, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в процессе игры Вы сможете передать ему не­обходимые навыки и знания, понятия о жизненных прави­лах и ценностях, лучше понять друг друга.

Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте ему не­понятные явления и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку научиться вербально выражать свои жела­ния, чувства и переживания, научиться интерпретировать свое поведение и поведение других людей.

Хотелось бы напомнить родителям: психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою лю­бовь и интуицию и при необходимости обращайтесь за по­мощью к психологу или психотерапевту.

Рассмотрим несколько подробнее взаимоотношения ребен­ка дошкольного возраста и взрослых (учителей, воспитателей).

Цель оздоровительной работы ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, а также формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

В ДОУ используем следующие профилактические мероприятия.

1. Организация правильного питания детей

Незаменимой профилактикой простудных заболеваний является полноценный и разнообразный рацион малыша.

К укрепляющим веществам относятся витамин С (цитрусовые, капуста, шиповник), витамин А (морковь, сладкий перец, любая зелень), цинк (все зеленые овощи, яйца, молочные продукты), магний и селен (любые крупы).

2. Активный образ жизни и закаливание ребенка

Система по профилактике простудных заболеваний и оздоровлению детей в ДОУ включает дыхательную гимнастику, оздоровительную гимнастику после сна с элементами самомассажа, фито-витаминно-медикоментозная терапия, кислородные коктейли.

Во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей, что способствует оздоровлению детей. Ежегодно устраиваются дни здоровья, зимние и летние спартакиады.

В настоящее время в условиях детского сада применяется и такой метод закаливания, как хождение по влажным солевым дорожкам и контрастное обливание ног в комбинации с босохождением по массажным коврикам, дорожкам, ребристой доске, расположенными в разных местах группы. В результате проводимой работы у детей происходит не только закаливание кожи стоп к влиянию пониженных температур, но и осуществляется массаж стопы. А он стимулирует биологически активные точки, улучшая адаптацию и повышая устойчивость всего организма.

Плавание – это универсальное закаливание для всех. Оно не только прекрасно закаливает и повышает иммунитет, для растущего организма оно является практически незаменимым, так как развивает мышцы, способствует росту и нормализует состояние вегето-сосудистой системы ребенка, которая в период активного роста выдерживает высокие нагрузки. Кроме того, для дошкольников посещение бассейна становится универсальным средством расслабления всех мышц и успокоения нервов.

3. Одежда по сезону

Одежда детей должна быть по сезону, не теплее и не легче необходимого. Основное требование: чтобы не было переохлаждения, ноги были сухими и теплыми. В зимний период родителям необходимо принести в детский сад запасную одежду, так как режиме детского сада запланированы ежедневные утренние и вечерние прогулки.

4.Своевременная изоляция больных острыми вирусными и бактериальными инфекциями. При выявлении первых признаков заболевания ребёнка необходимо изолировать.

5.Специфическая профилактика заболеваний:

Для профилактики гриппа проводится ежегодная вакцинация.

Повышение защитных сил организма в осенне-зимний период.Прием противовирусных препаратов в сезон повышенной заболеваемости альгирем, анаферон, арбидол, ремантадин и др., а также использование трав (фитотерапия), гомеопатических средств профилактики и мёда (при отсутствии аллергических реакций на введение этих средств).



  1. ^ Почему ребенку необходим четкий режим дня?

  2. Какие режимные процессы определяют распорядок дня?

  3. Как организуются занятия, трудовая деятельность, про­гулки и экскурсии?

  4. Как организуется сон детей в дошкольном учреждении?

Практическое занятие 9

Тема: ^ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – БАЗА ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Учебные вопросы:

1. Психическое здоровье детей дошкольного возраста.

2. Нервно-психические нарушения, их лечение и профилактика

3. Рахит, его проявление, лечение и профилактика.

Литература:

1. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. ВУЗов. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

2. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб.поосбие для студ.ВУЗов / М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. – 3-е изд. – М.: Издат.центр «Академия», 2008. – 416 с.

3. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. - 4-е изд. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 176 с.

1. Психическое здоровье детей дошкольного возраста.

Один из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка - это дошкольное детство (приблизительно от 3 до 6 лет), когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он может не только ориентироваться и действовать в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и устанавливать связи между общими понятиями и представлениями, которые не были получены в его непосредственном опыте. Таким образом, мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т. е. переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности - игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д.Б.Эльконина, "появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а
не от ситуации к мысли".

С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, все больше обогащается словарный запас и грамматический строй речи. Теперь ребенок способен не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, и порассуждать о природе, других людях, самом себе и своем месте в мире. Таким образом, с развитием памяти, мышления, речи неразрывно связано появление мировоззрения и самосознания ребенка-дошкольника.

Вот далеко не полный список тех изменений и новообразований, которые происходят в дошкольном возрасте. Это описание будет еще менее полным, если не обратить внимание на ту роль, которую играет взрослый на всем протяжении развития ребенка. Переоценить значение взрослого и, главное, общения со взрослым для психического развития и психического здоровья ребенка трудно. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит
человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Истории известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться "по-человечески" мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.

Столь же ярким примером является феномен "госпитализации", при котором взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка). Доказано, что такие дети во многом отстают от своих сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми. Безусловно, описанные примеры представляют собой крайние, нетипичные явления, но они являются яркой иллюстрацией к тому факту, что общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и
психического здоровья детей.

В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т. е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений. Более того, по данным В.А.Коллеговой
(1971), А.И.Захарова (1988) и других исследователей, наибольшее число неврозов наблюдается в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах. Поэтому родителям с первых лет жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие такое отклонение. В психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на
психическое здоровье ребенка и, в частности, на возникновение невротических реакций.
Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер (А.И.Захаров, 1993).

Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на
их психику.

На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых А.И.Захаров выделяет такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли. Помещение детей в раннем возрасте (до 3-х лет) в детское дошкольное учреждение или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмируюшим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно развито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней (рассматривает себя только в единстве с матерью - категория "МЫ"). В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3 годам у детей формируется чувство "Я", т. е. восприятие себя как отдельного индивида,
постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью (помещение в ясли или в санаторий) у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к 3 годам у ребенка появляется желание "расстаться" с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с
другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте 3 лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.

К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей, относятся прежде всего такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.

Проблеме супружеских и детско-родительских отношений уделяется пристальное внимание как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Выделяются причины и характер внутрисемейных конфликтов, рассматриваются пути их коррекции. Попробуем посмотреть на дисгармоничные семейные отношения с позиции ребенка, с точки зрения того влияния, которое оказывают подобные отношения на психическое здоровье детей дошкольного возраста.

Еще раз обратим внимание на то, что дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний.
Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд
родителей и недостоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.
Большинство психологов считает, что психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей. В литературе можно встретить различные классификации стилей и типов родительского воспитания, анализ последствий, вытекающих из практики того или иного стиля воспитания (анализ часто носит клинический характер).

Так, например, А.Болдуин выделяет демократический, контролирующий и смешанный стили родительского воспитания.

Демократический характеризуется высоким уровнем приятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.

При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.

При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией.
Особый интерес представляют изучение и классификация неправильных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Например, В.И.Гарбузов, А.И.Захаров, Д.Н.Исаев (1987) выделяют три типа неправильного воспитания.

1. Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о "хороших детях". Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попустительством и отсутствием контроля со стороны родителей.

2. Гиперсоциализирующее воспитание - тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.

3. Эгоцентрическое - чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли "кумира семьи", "смысла жизни".

Все негативные факторы, о которых шла речь, связаны с проблемой невротизации ребенка, т. е. с причинами возникновения и протекания болезни. В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психического состояния здоровых детей-
дошкольников. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно просто взять и, не изменяя, "приложить" к своему ребенку. Однако можно дать некоторые рекомендации по воспитанию детей, отнестись к которым по-своему - право каждого родителя.

Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок - единственный в своем роде, непохож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией Вас самих. Поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому.

Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами.
Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.

Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

Не бойтесь "залюбить" ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему этого хочется.

В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание.

Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью.
Установите четкие рамки и запреты (желательно, чтобы их было немного - лишь самые основные, на Ваш взгляд) и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.

Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами - это самый эффективный способ давать ему инструкции. В случае неповиновения родителю необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка. Лишь в этом случае можно применять прямые инструкции, приказы, что достаточно эффективно, если ребенок привык реагировать на вежливые просьбы родителей. И только в том случае, если ребенок демонстрирует открытое неповиновение, родитель может подумать о наказании. Нет необходимости напоминать, что наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать, за что он наказан.
Каждый родитель сам выбирает меру наказания; хочется лишь заметить, что физические наказания - самая крайняя и самая тяжелая по своим последствиям карательная мера.

Не забывайте, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в процессе игры Вы сможете передать ему необходимые навыки и знания, понятия о жизненных правилах и ценностях, лучше понять друг друга.

Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте ему непонятные явления и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку научиться вербально выражать свои желания, чувства и переживания, научиться интерпретировать свое поведение и поведение других людей.
Хотелось бы напомнить родителям: психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию и при необходимости обращайтесь за помощью к психологу или психотерапевту.

^ 2. Нервно-психические нарушения, их лечение и профилактика

Нарушения нервно-психического здоровья детей возникают по разным причинам. Наследственная предрасположенность, конституциональные особенности нервной системы, особенности темперамента и условия воспитания обычно играют роль предрасполагающих факторов. Стрессовые воздействия (например, испуг) и длительные психотравмирующие ситуации (жестокое или изменчивое отношение со стороны взрослых, конфликты в семье, неадекватные требования достижений от ребенка, подавление его инициативы) могут служить пусковым механизмом того или иного расстройства. Повышенную готовность к нервно-психическому расстройству может создать любая причина, вызывающая ослабление организма: неполноценное питание, недосыпание, сильное утомление, острые и хронические болезни. Нельзя недооценивать также неблагоприятное воздействие перегрузки ребенка информацией, которая очень часто встречается в наши дни: стремление родителей «развить» его всеми возможными и невозможными средствами. Компьютер, телевизор, избыток общения также нередко оказываются непосильными для неокрепшей нервной системы ребенка.

Как уже упоминалось выше, нерациональная организация детской жизни, физические и психические перегрузки нередко приводят к переутомлению. Длительно сохраняющееся переутомление лежит в основе формирования астенического синдрома - состояния нервно-психической слабости, быстрой истощаемости, утомления от любой деятельности, неспособности к длительному напряжению. У ребенка повышается чувствительность к внешним раздражителям (громкие звуки, яркий свет), он становится раздражительным, плаксивым, нетерпеливым, головные боли становятся стойкими, ухудшаются внимание и память. Болезненное повышение чувствительности может быть настолько выражено, что ребенок страдает от обычных каждодневных раздражителей - для него непереносимым становится пребывание в шумной группе, громкий голос воспитателя может заставлять его вздрагивать, вызывать головную боль, ему трудно воспринимать материал на занятиях. Чувствительность глаз иногда нарушается настолько, что они краснеют, ребенок начинает щуриться, часто моргать, на фоне истощенной нервной системы это приводит к формированию тикоидного моргания. Повышенная утомляемость глазных мышц приводит к неспособности длительно фиксировать взгляд, что препятствует обучению. Сопровождается это, как правило, падением мышечного тонуса, ослаблением мышечной силы. В результате ребенок плохо удерживает карандаш, не может провести четких прямых линий. Нарушение нервной регуляции приводит к расстройствам пищеварения и сосудистого тонуса вплоть до обмороков и всевозможных болей. Сон становится поверхностным, тревожным, с частыми просыпаниями, по утрам ребенок испытывает чувство усталости, угнетенности, нежелание ничем заниматься.

У астенизированного ребенка повышена предрасположенность к тикам, заиканию, навязчивым страхам. Легко возникающие раздражительность и гневливость ухудшают его отношения со сверстниками, плаксивость нередко делает объектом насмешек других детей. Нарушенные отношения в детском коллективе угнетают ребенка, ухудшая тем самым его самочувствие.

В таком состоянии ребенок не способен справиться даже с той нагрузкой, которая была вполне ему доступна, иногда его несостоятельность достигает такой степени, что он производит впечатление отстающего в умственном развитии. Он может безразлично смотреть на предложенное задание, не стараясь его выполнить, отвечать «невпопад» или отказываться от задания, капризничать, отвлекаться. Не в силах сосредоточить свое внимание, сконцентрироваться, приложить необходимое напряжение, ребенок начинает жаловаться на головную боль. Упреки в лени, наказания делают его замкнутым, плаксивым и угрюмым, настроение стойко снижается, и он впадает в астеническую депрессию.

Родители не всегда могут адекватно оценить состояние ребенка, поэтому роль педагога в выявлении астении у детей трудно переоценить. Особенно важно это по отношению к неблагополучным семьям, а также семьям, где детям не уделяется должного внимания или предъявляются слишком высокие требования.

При неврозах у детей наблюдается не только повышенная раздражительность, но и расстройства речи, пищеварения, необоснованные страхи, нарушения сна, навязчивые движения, анорексия (отказ от еды), рвота, энурез и т.д. У некоторых детей может быть лишь один из перечисленных симптомов, у других (что встречается чаще) их бывает несколько. Все перечисленные расстройства протекают на фоне сниженного настроения (депрессии) и измененного поведения ребенка.

Частым расстройством, особенно у тревожных детей, бывают стойкие страхи. Нормальная реакция испуга отличается от невротических страхов тем, что она быстро проходит и не изменяет состояния и поведения ребенка в целом. Болезненные страхи нередко распространяются на ситуации, лишь косвенно связанные с причиной первого испуга, а иногда и ничем с ней не связанные (генерализация страхов). Иногда причину страха обнаружить не удается. Генерализация страхов - тревожный признак. Наличие ее, а также изменение душевного состояния ребенка, выражающееся в снижении активности, мрачности, замкнутости, говорит о необходимости срочно показать его детскому психиатру.

Достаточно распространены у детей дошкольного возраста такие расстройства, как тики (непроизвольные или частично произвольные навязчивые движения в отдельных группах мышц - мигание, шмыганье носом, гримасничанье) и заикание. И тики, и заикание могут быть следствием реакции на острый или хронический стресс (сильный испуг или постоянные конфликты между родителями, травмирующие ребенка). Однако часто фоном для их возникновения служит органическая недостаточность нервной системы, в этих случаях они отличаются стойкостью и трудно поддаются лечению. Дети с тиками и заиканием требуют особенного внимания в детском учреждении: во-первых, потому, что их могут дразнить в группе, способствуя формированию чувства неполноценности и подавленному настроению; во-вторых, нездоровому ребенку могут подражать здоровые дети.

Заикание чаще всего возникает в период становления речи (от двух до трех лет), когда ребенок начинает произносить слова и фразы. При заикании дети по несколько раз повторяют первые звуки или первоначальные слоги или делают внезапную остановку в начале или в середине слова. Дыхание становится напряженным, неровным, возникают непроизвольные движения: подергивание мышц лица, зажмуривание глаз, высовывание языка, движения рук и ног. Ребенок начинается стесняться своего недостатка, предпочитает молчать или говорит шепотом, иногда пытается объясняться жестами. Такого ребенка изолировать от всей группы не следует (только при тяжелом заикании показаны специальные логопедические группы или сады для заикающихся детей). Воспитатели должны разъяснить здоровым детям, что дефект речи у их товарища исправится, если они будут к нему хорошо относиться. Очень важно спокойно, не торопясь выслушивать заикающегося ребенка, при быстрой сбивчивой речи доброжелательно остановить его, попросить говорить медленно, нараспев. Необходимо проконсультировать ребенка у врача-психоневролога и у логопеда.

Частым проявлением невротического состояния у ребенка является ночное недержание мочи - энурез . Механизм его возникновения достаточно сложен, он сочетает в себе и психологические (невроз), и органические (недостаточная функциональная зрелость мозга) причины. Выделяют первичный энурез, когда ребенок не имел «сухого» периода, т.е. у него не сформировался навык пробуждения от сна для мочеиспускания. Его объясняют чаще недостатками со» стороны нервной системы. При вторичном энурезе ночное недержание мочи возникает у ребенка, уже освоившего навыки опрятности ночью. В таком случае необходимо найти причину, приведшую к возникновению расстройства: чаще всего это хроническая психотравмирующая ситуация, не всегда очевидная для взрослых (например, появление в семье младшего ребенка и недостаточное внимание родителей к старшему).

У некоторых детей мочеиспускание случается каждую ночь, у других - 1-2 раза в неделю. Ночному недержанию мочи могут способствовать сильное утомление днем, большое количество выпитой жидкости, охлаждение ребенка во время сна.

Большинство детей с энурезом стыдятся своего состояния, стремятся его скрыть, болезненно реагируют на насмешки и упреки, у них развивается неуверенность в себе. При появлении у ребенка энуреза ни в коем случае нельзя его упрекать, стыдить и запугивать. Надо убедить его в том, что это не результат плохого поведения, а заболевание, от которого можно полностью излечиться. Ребенка следует обязательно показать врачу, а в случаях вторичного энуреза - и психологу и начать лечить. Обычно на 2-3 месяца таким детям назначают особый пищевой режим, ограничивающий во второй половине дня соль и жидкость. Целесообразность медикаментозного лечения определяет врач, существенную помощь в излечении может сыграть также психотерапевтическое лечение.

Вопреки распространенному мнению, частым явлением даже у маленьких детей бывают головные боли. Среди болезненных состояний они занимают второе место после болей в животе. У детей первого года жизни головная боль проявляется плачем, повышенным возбуждением, нарушениями сна, рвотой, фонтанирующим срыгиванием. Уже с полутора-двух лет дети в состоянии различать и осознавать боль, могут показать, где болит, часто просятся полежать, жалуются на усталость. Заподозрить головную боль у ребенка можно и по его внешнему виду: он становится вялым, малоактивным, нередко бледнеет.

Головные боли могут быть разного происхождения. Их причиной может быть органическая недостаточность нервной системы, возникшая вследствие родовой травмы или неблагополучной беременности и выражающаяся в повышении внутричерепного давления (так называемый гипертензионный синдром, одно из проявлений которого - головные боли). Боли могут возникать также при воспалительных заболеваниях мозга: менингитах, энцефалитах. Причиной могут быть нарушения зрения или заболевания носоглотки: например, если заложены пазухи носа при запущенном гайморите или неправильно подобраны очки. Во всех перечисленных случаях необходимо точно установить причину головной боли и воздействовать непосредственно на нее.

Головной болью проявляется такое психосоматическое заболевание, как мигрень. Оно может передаваться по наследству, ею страдают около 30% людей, в том числе и дети. Чаще она впервые проявляется в подростковом периоде - на волне гормонального всплеска. Однако известны случаи раннего начала мигрени - в два-три года. Обычно болит либо правая, либо левая половина головы, и большинство обезболивающих средств здесь бессильно. Лучше всего малыша положить в постель, поставить теплый компресс на лоб, умыть горячей водой или наложить на голову давящую повязку.

Известны также головные боли напряжения. Ребенку кажется, что болит вся голова, а на самом деле болят мышцы, опоясывающие черепную коробку. Боль иногда настолько сильна, что воспринимается как внутренняя. Она может быть вызвана нехваткой солей кальция, приводящей к нарушениям нервно-мышечной возбудимости и спазму мышц головы.

В некоторых случаях боли могут носить невротический характер и возникать в психотравмирующих ситуациях. Длительные и нескончаемые, они возникают на фоне сниженного настроения из-за неприятных обстоятельств жизни ребенка, чрезмерных нагрузок и т. д. Очень важно следить за эмоциональным состоянием детей, чтобы вовремя заметить нарушения подобного рода.

Ребенок, страдающий головными болями, должен быть обследован педиатром и невропатологом, а при необходимости - и другими специалистами. Профилактикой головных болей является предупреждение и лечение состояний, их вызывающих. При мигрени следует избегать некоторых продуктов - шоколада, орехов, сыра, если они вызывают приступы головной боли. Для снятия головных болей напряжения полезны продукты, содержащие большое количество кальция - сыр, творог, йогурт, кефир и т. д. При невротических головных болях помогают элеутерококк, лимонник - добавлять по утрам несколько капель в чай. Полезна в данном случае и аскорбиновая кислота, а также успокаивающие средства (валериана, пустырник, пион).

У детей раннего возраста наиболее частым проявлением нервно-психического неблагополучия является нарушение сна. По разным данным, от 1 / 2 до 1 / 3 всех младенцев имеют трудности с засыпанием и частые пробуждения во время ночного сна. Нередко причиной является повышенная возбудимость, те или иные последствия неблагополучных беременности и родов. Однако нельзя исключить и влияние неправильного ухода за ребенком, непонимание его потребностей. Причиной могут оказаться и боли в животе, воспаление среднего уха или почек. Чтобы выявить причину, каждого ребенка с нарушением сна должны осмотреть врачи - педиатр и невропатолог.

Сон - не однородное состояние, во время него происходят сложные физиологические процессы, а также чередование различных стадий активности нервных клеток. Для засыпания необходима синхронизация биоритмов головного мозга, которая сформирована не у всех новорожденных детей. Механизмы синхронизации формируются и после рождения ребенка под воздействием ритмичных влияний на его органы чувств. В этой связи было пересмотрено негативное отношение к так называемым «вредным привычкам», связанным со сном, - укачиванию, сосанию пустышки, колыбельным. Именно такие ритмичные раздражители способствуют формированию полноценного здорового сна. Важным стимулом созревания нервной системы, необходимым для нормализации сна, является воздействие на кожные рецепторы ребенка: массаж, активные игры с ним, ношение на руках. Рациональное распределение периодов активного и спокойного бодрствования, достаточные контакты со взрослыми, предупреждение переутомления также способствуют нормализации сна. Некоторые здоровые дети испытывают меньшую потребность во сне, чем их сверстники. Показателем «нормального» укорочения времени сна служит активное, спокойное бодрствование.

Несколько иную картину представляют собой нарушения сна у детей дошкольного возраста - они нередко могут сопутствовать неврозам, эмоциональным расстройствам и другим психическим заболеваниям. Трудности засыпания могут сопровождаться сновидениями устрашающего характера, частыми просыпаниями, невнятным бормотанием, а иногда и хождением во сне. Сновидения могут отражать травмирующее ребенка содержание его жизни - конфликтные ситуации в семье, неприятие сверстниками. По утрам ребенок часто не чувствует себя отдохнувшим, жалуется на плохое настроение, головную боль. В таких случаях он нуждается в консультации детского психиатра или психоневролога.

^ Патологические привычки - сосание своих пальцев, ковыряние в носу, раскачивание тела, ног, онанизм и т.д. - обычно возникают в раннем возрасте, но могут сохраняться или возникать и значительно позднее. Патологические привычки служат для самоуспокоения ребенка и усиливаются, как правило, в моменты усталости, засыпания и переживаний. Основную роль в их возникновении играет недостаток внимания к ребенку со стороны взрослых, безразличное, строгое отношение, лишение ребенка тактильных контактов, необходимых для благополучного становления его нервной системы и психики. Нередко они наблюдаются у детей с явлениями госпитализма. В тяжелых случаях может отмечаться выдергивание своих волос, щипание себя и другие направленные на себя агрессивные действия. Усугубляют и закрепляют эти привычки их запрещение, постоянное одергивание, запугивание. Неправильное поведение взрослых приводит к обратному результату: ребенок фиксирует внимание на своих действиях, при каждом замечании взрослого испытывает чувство страха, вины, от чего его невротическое состояние только усугубляется.

Особого внимания требуют дети с проявлениями гиперактивности . Выражается она в том, что ребенок ни минуты не сидит спокойно, не может ни на чем сосредоточиться, постоянно суетится, отвлекается. Черты, характеризующие синдром гиперактивности, - общее двигательное беспокойство, неусидчивость, обилие лишних движений, недостаточная целенаправленность и импульсивность поступков, повышенная возбудимость, - часто сочетаются с трудностями в усвоении чтения, счета, письма.

Первые проявления гиперактивности дают о себе знать с первых дней жизни ребенка: дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем раздражителям (свету, шуму), плохо спят, во время бодрствования подвижны и возбуждены. В три-четыре года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно заниматься чем-либо, он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Особенно ярко нарушения поведения видны в ситуациях, требующих организованного поведения ребенка, например на занятиях и утренниках в детском саду.

Гиперактивный ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он просто не хочет сосредоточенно работать и подчиняться дисциплинарным правилам. Взрослые не понимают, что ребенок практически не способен вести себя соответственно общим нормам поведения, сконцентрироваться на чем-то, последовательно и целенаправленно что-либо выполнять. Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков («сначала сделает, а потом подумает»), что приводит к опасным ситуациям. Например, ребенок может бежать по улице, не глядя на приближающийся транспорт, заниматься физически опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях. Неумение управлять собой затрудняет контакты со сверстниками, приводит к агрессивному и разрушительному поведению (в состоянии возбуждения ребенок может сломать попавший ему в руки предмет, разорвать или смять тетрадь и т.п.).

Эмоциональная напряженность, свойственная гиперактивным детям, склонность остро переживать трудности, которые возникают в детском коллективе, приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка и враждебность ко всему, связанному с детским учреждением. Отсюда возникают протестные реакции, вторичные неврозоподобные расстройства (тики, энурез, страхи), которые усиливают дезадаптацию. Развитие вторичных нарушений в значительной степени зависит от окружающей ребенка среды. Оно определяется тем, насколько взрослые способны понять трудности, возникающие из-за болезненно повышенной активности, эмоциональной неуравновешенности, и создать условия для их коррекции в атмосфере доброжелательного внимания и поддержки.

В основе развития состояния гиперактивности, как правило, лежит более или менее выраженная органическая недостаточность нервной системы. Поэтому каждый ребенок с проявлениями гиперактивности должен быть проконсультирован психоневрологом. При организации занятий с этими детьми очень важен принцип соответствия трудности предлагаемого задания реальным возможностям ребенка с учетом его нарушенного внимания. Занятие необходимо строить так, чтобы деятельность ребенка оказывалась успешной, а цель - достигнутой. Нельзя допускать вседозволенности - гиперактивные дети нуждаются в четком определении мо дели допустимого поведения, включающей поощрение за це ленаправленную, сосредоточенную деятельность и наказа ние за неприемлемые поступки.

Гиперактивные дети особенно трудны для педагога, так как постоянно привлекают его внимание, мешают другим детям. Если педагог понимает причины неправильного поведения маленького «нарушителя», не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить Доброжелательный контакт и помочь ребенку.

^ Психосоматические заболевания занимают пограничное положение между телесными и душевными болезнями. Причиной их является душевное неблагополучие человека, а про-являются они «телесными» (соматическими) нарушениями. Самый яркий пример нарушения жизнедеятельности при душевном страдании - депрессия, которая возникает у некоторых младенцев при отрыве от матери. Беспокойство и плач сменяются у них апатией, безразличием к окружающему, снижается аппетит, повышается чувствительность к инфекциям (организм как бы не противостоит болезням, не борется), нарушается сон, ребенок начинает отставать в весе, затормаживается его развитие.

У дошкольника, который еще не может осознать и высказать свои душевные проблемы, соматизация депрессии (так врачи называют телесную «маску» психического неблагополучия) - скорее правило, чем исключение. Различные боли (в животе, головные и т. д.), отказ от еды или повышенный аппетит, утомляемость и слабость, необъяснимые подъемы температуры или длительный субфебрилитет, недержание мочи или кала, нарушения сна, аллергические состояния, возникающие как бы «на пустом месте», должны насторожить родителей и педагогов: не стоит ли за ними снижение настроения?

У некоторых детей депрессивные расстройства нередко приобретают форму вполне определенных болезней - их принято называть психосоматозами . Нейродермит, бронхиальная астма, язва желудка, колит, мигрень, сосудистая дистония, ожирение - при любом из этих заболеваний надо обратить пристальное внимание на душевное состояние ребенка. Встречаются также случаи, когда болезнь «непонятна»: выраженность и обилие жалоб, интенсивность болей, снижение общего тонуса, ослабленность не находят подтверждения в анализах и рентгеновских снимках. Отсутствие подтверждения в анализах какой-либо серьезной болезни должно заставлять задуматься о душевном неблагополучии ребенка.

Так называемая «соматизация» может произойти не только при депрессии, но и при состояниях тревоги разной степени выраженности. Ожидание воображаемой опасности, неуверенность, беспокойство, сильное волнение, отрицательное отношение к ситуации, к необходимости действовать в ней нарушают гармоничность деятельности организма. Наряду с психическими проявлениями страха и сниженного настроения возникают такие реакции, как бледность или покраснение кожи, потливость, дрожание рук. Встречаются у детей и так называемые панические расстройства: приступы сердцебиения, болей в области сердца, головокружения или головной боли, тошноты, ощущения жара или холода, частое дыхание. Такое состояние возникает внезапно и обычно сопровождается острым чувством страха, ощущением нехватки воздуха, боязни замкнутого пространства.

Встречается и третий вариант расстройств физического здоровья, в основе которых лежит душевное неблагополучие ребенка. Это те состояния, когда проявления болезни помогают найти выход из трудной ситуации, непереносимой для ребенка: например, боли в животе утром, когда нужно идти в детский сад, если ребенок имеет значительные трудности в общении со сверстниками.

^ Лечение нервно-психических нарушений. Психотерапия и психокоррекция . Как правило, в происхождении нервно-психических расстройств у детей играют роль разные факторы: и неблагополучное состояние нервной системы, и нарушение адаптации к условиям, в которых находится ребенок, и несформированные навыки общения со сверстниками, и конфликтные отношения в семье. Поэтому лечение отклонений в нервно-психическом здоровье у детей требует комплексного подхода. Во всех случаях необходима консультация специалиста - детского психиатра или психоневролога для выявления причин и особенностей нарушений, решения вопроса о необходимости применения лекарственных средств. Очень важна работа с родителями: не всегда адекватно оценивая состояние ребенка, они могут считать, что «все само пройдет», и отказываться от лечения. Задача педагога, имеющего более обширный опыт работы с детьми, доброжелательно и доступно, не пугая родителей, объяснить им необходимость своевременной и полноценной помощи ребенку, важность коррекции отклонений в здоровье для его дальнейшей судьбы.

От педагога в значительной степени зависит и атмосфера, окружающая ребенка в детском коллективе. Необходимо создать обстановку, предохраняющую его от усугубления болезненных расстройств: спокойное, доброжелательное отношение, понимание и поддержка взрослых, оптимистичный настрой на выздоровление. Важно объяснить детям, окружающим больного ребенка, правильное к нему отношение, исключить насмешки и отторжение, убедить по возможности, что он нуждается в их внимании и поддержке.

Часто значительного улучшения можно добиться изменением неправильного отношения к ребенку, устранением травмирующих его факторов. Лекарственные средства, назначенные врачом, могут уменьшить тревогу у ребенка, улучшить сон, повысить устойчивость к психическим нагрузкам. Однако во всех случаях - и при применении лекарственных препаратов, и без них - ведущая роль в преодолении отклонений в нервно-психическом здоровье у детей принадлежит психотерапевтическим и психокоррекционным методам воздействия.

Психотерапией называется лечебное воздействие на психику ребенка нелекарственными методами. Детская психотерапия сравнительно молода и в настоящее время интенсивно развивается. Она имеет ряд существенных особенностей. Во-первых, в формировании личности ребенка и в создании среды, влияющей на него, огромная роль принадлежит родителям. Нередко родителям же принадлежит ведущая роль в возникновении у ребенка тех или иных расстройств. Поэтому лечение начинается с работы с родителями: выяснения особенностей их личности, отношения к ребенку, воспитательной тактики и общей психологической атмосферы в семье, а также с воздействия на неблагоприятные для ребенка аспекты семейной жизни.

Во-вторых, в связи с преобладанием чувственных переживаний и повышенной внушаемостью основным способом психотерапевтического воздействия в детском возрасте считается опосредованное внушение через специально ориентированные игры, истории, театрализованные представления с вовлечением в них ребенка.

В-третьих, важную роль играет отвлечение ребенка от болезненных проявлений посредством вовлечения в игры, труд, культурно-массовые мероприятия, участие в которых позволяет постепенно преодолеть имеющиеся проблемы.

^ Самым распространенным методом психотерапевтиче ской работы непосредственно с ребенком является игра. Игры могут быть театрализованными, спонтанными, кукольными, сюжеты игр помогают участвующим в них детям «выплеснуть» накопившиеся у них переживания, найти способы решения трудных проблем, обучают правильному поведению в психотравмирующих ситуациях и преодолению болезненных проявлений. Широко используются также рисование (особенно эффективно для преодоления детских страхов и скрытых проблем), сочинение различных сказок и историй, отражающих трудности ребенка и показывающих пути их преодоления.

Осуществляет психотерапевтическое лечение врач-психотерапевт или специально подготовленный психолог. Однако нельзя забывать, что, помимо специальных сеансов лечения, мощное психотерапевтическое воздействие на ребенка могут оказывать окружающие его люди, прежде всего родители и педагоги. Внимательное отношение к ребенку, понимание его переживаний помогает в преодолении болезненных расстройств, а неформальное, терапевтически ориентированное общение с ним может дать хороший лечебный эффект.

Помимо психотерапии, в работе с детьми широко используется методы психологической коррекции . Направлены они на улучшение отдельных психических функций (развитие познавательных интересов, общеинтеллектуальных умений, концентрации внимания, увеличение объема памяти и др.), а также на совершенствование умения общаться со сверстниками, работать в коллективе, на повышение самооценки, ориентацию на успех. Эти методы, в отличие от психотерапевтических, являются скорее педагогическими, чем лечебными. Психокоррекционной работой занимаются, как правило, психологи, однако роль педагогов, ежедневно проводящих с ребенком занятия, в этой работе переоценить невозможно - ведь именно от них зависит закрепление освоенных умений, поддержание ощущения успеха и стремления к дальнейшим достижениям.

^ Профилактика нервных расстройств у детей является важной задачей педагогов, работающих в дошкольных учреждениях. Организация правильного ухода, соблюдение рационального режима сна, питания, отдыха способствуют повышению адаптационных возможностей ребенка и служат лучшим предупреждением нервно-психических нарушений. Большую роль играют мероприятия, направленные на укрепление детского здоровья в целом: физическое воспитание и закаливание, своевременное выявление и лечение болезней.

Необходимо избегать ситуаций, травмирующих неокрепшую детскую психику. Родители и воспитатели должны разговаривать с ребенком спокойным тоном, без раздражения, не применять унижающих его телесных наказаний. Нельзя забывать, что травмы бывают не только физические, но и душевные - от грубого слова, несправедливого отношения. И напротив, спокойное, заинтересованное, доброжелательное отношение создает у ребенка чувство надежности, защищенности, формирует у него положительную самооценку, способствует гармоничному развитию личности.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (вопросы к зачету):


  1. Роль воспитателя в выявлении, коррекции и предупреждении нервно-психических нарушений?

  2. Что такое психосоматические болезни?

  3. Что такое психотерапия и психокоррекция? Каковы особенности психотерапии в детском возрасте?

Критерии здоровья ребенка

Согласно принятой классификации здоровья, дети посещающие ДОУ относятся к разным группам здоровья:

I. - абсолютно здоровые

II. - рискующие развитием каких - либо отклонений в состоянии здоровья или уже проявившие этот риск в виде нарушенной функции органов и тканей, но не имеющие хронических заболеваний

III. - имеющие какое - либо хроническое заболевание.

Педагоги получают сведения о здоровье детей от медицинских работников. К сожалению, не всегда обеспечивается полнота информации о здоровье ребенка при направление его в ДОУ. Однако опыт показал, что эта информация необходима. Нельзя говорить о здоровье ребенка без знания о том, как функционирует его нервная система, каково состояние его анализаторов(зрения, слух), эмоциональной сферы, развития движений, речи, мышления, внимания, памяти. Например, у часто болеющего ребенка может быть прекрасное психическое развитие, если с ним во время болезни дома занимаются родители. И наоборот, задержка темпов развития, особенно в раннем возрасте, свидетельствует о плохой компенсации перинатальных поражений нервной системы. Важным в профилактике с детьми ДОУ являются предупреждения интеллектуальных перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе.

Физический статус ребенка тесно связан с его психологическим состоянием, в основе которого лежит переживание ребенком психологического комфорта или дискомфорта.

Как разобраться в ребенке, если сказал, то что это означает, по каким критериям отнести его к той или иной группе здоровья?

1 критерий здоровья - наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе.

Для полной оценки 1 критерия и определения риска развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья ребенка необходимо знать семейный онтогенез. Благодаря семейному онтогенезу можно определить направленность риска, т.е. выяснить грозят ли ребенку сердечно-сосудистые, бронхолегочные, желудочно-кишечные, обменные заболевания или заболевания нервной системы.

Знания о том, как протекали беременность и роды, дает возможность судить о раннем развитии ребенка. В том случае, если у малыша серьезные заболевания, то в первую очередь надо помнить, что это дети «стрессоуязвимые». А это значит, что они чаще болеют ОРЗ с присоединением осложнений со стороны дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем, что является дополнительным отягощающем фактором для центральной нервной системы, а так же чаще подвергаются ЛОР - заболеваниям.

Все эти заболевания усугубляются адаптационным стрессом при переходе ребенка в ДОУ, ухудшением здоровья. По своим умственным спсобностям не отличаются от сверстников. Важное значение для здоровья детей имеет социальный анализ. Оценка материально-бытовых условий, психологического климата в семье, наличие вредных привычек, полноты семьи позволяет воспитателям и врачам определить степень риска и своевременно предупредить возможности его проявления. К сожалению, в настоящее время педагоги и врачи сталкиваются со сведениями такого характера «:сочетанное неблагополучие». Это значит, что у ребенка есть отклонения в раннем возрасте. В этих случаях детский сад может стать тем фактором, который поможет ребенку укрепить его здоровье.

Таким образом, что любые отклонения в раннем возрасте - это повод задуматься: стоит ли форсировать дальнейшее развитие ребенка или же путем подбора оптимального способа оздоровления и воспитания компенсировать действия факторов риска? Ребенка с неблагополучным анамнезом нельзя отнести к категории абсолютно здоровых, т.е. к 1 группе здоровья. Такие дети относятся ко 2 группе. Здесь оздоровительные мероприятия без учета индивидуальных возможностей ребенка могут привести к противоположному результату.

2 критерий здоровья - физическое и степень его гармоничности.

Обычно оценку этого критерия делают медицинские работники. Большая часть детей имеет нормальное физическое развитие, но в каждом детском саду есть дети с отклонениями в физическом развитии (с избытком или дефицитом массы, низких или слишком высоким ростом, которые не соответствуют возрасту.)

Отклонения в физическом развитии могут быть вызваны рядом причин: не правильное питание, наличие каких - либо заболеваний. Знание о физическом развитии ребенка нужны всем: родителям - для того чтобы ориентироваться как растет ребенок, насколько он упитан; воспитателям - для того чтобы правильно подобрать мебель для занятий и правильно подобрать пособия и ориентироваться в показателях развития движений и др.

Начиная со второго года жизни ребенок вступает в период, когда, подражая взрослым, он энергично осваивает окружающий мир. В связи с этим любые медикаменты, химические вещества и другие опасные предметы должны храниться в местах, недоступных для детей.

На физическое развитие влияют многие факторы, в первую очередь наследственный и этнотерриториальный, поэтому лучше всего знать индивидуальную динамику физического развития ребенка. Кроме того, этот критерий здоровья обязательно контролируется медицинским работником в ДОУ.

Масса тела определяется путем взвешивания. Очень важно, чтобы она соответствовала не возрастным нормативом, а физической высоте ребенка.

Важным показателем физического развития и здоровья ребенка является его осанка.

Осанка - это привычная правильная поза человека при сидении и стоянии. Она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как незначительные отклонения в ее развитии отражаются на их функционировании таких основных систем, как дыхательная и сердечно - сосудистая.

Кроме того, в семье и в ДОУ необходимо укреплять мышцы и связки путем систематических занятий физической культурой.

Показателем, имеющим тесную связь с физическим развитием у детей раннего возраста, является стопа. Правильное формирование свода стопы чрезвычайно важно для здоровья ребенка.

Плоскостопие чаще всего возникает у детей, имеющих недостаточно развитые и слабые мышцы, связки, которые могут растягиваться, в результате чего и происходят изменения формы стопы. Основными задачами формирования свода стопы являются: развитие двигательной функции, общей и силовой выносливости мышц нижних конечностей с учетом индивидуальных возможностей и состояния физического развития детей. Следует предлагать детям упражнения из разных исходных положений

3 критерий здоровья - нервно-психическое развитие ребенка.

Нельзя говорить о здоровье ребенка без знания о том, как функционирует его нервная система, каково состояние его анализаторов(зрение, слух), эмоциональной сферы, развитие движение, речи, мышления, внимания, памяти.

Важным в психопрофилактической работе с детьми в ДОУ являются предупреждение перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе.

Физический статус ребенка тесно связан с его психологическим состоянием. Нарушения со стороны психического здоровья детей могут быть следствием чрезмерной психологической и физиологической нагрузки, получаемой ребенком в детском саду и дома.

Причины нарушения нервно-психического развития ребенка могут быть следующими: длительное нахождение в большом коллективе сверстников; неудовлетворение биологической потребности в двигательной активности; объем умственной и физической нагрузки; постоянные нарушения в режиме дня и др. В профилактике нарушений деятельности нервной системы ребенка важное значение имеет полноценный ночной и дневной сон.

4 критерий здоровья - это степень инфекционной устойчивости организма по кратности острой заболеваемости.

Если ребенок болеет не более трех раз в год, то его устойчивость нормальная.

Если болеет от четырех до шести раз, то его инфекционная устойчивость снижена и это часто болеющий ребенок. Все часто болеющие дети нуждаются в специальном оздоровлении. Нужно обратить внимание родителей и вместе заняться индивидуальным оздоровлением ребенка по рекомендации врача. Преступно рекомендовать «здоровый образ жизни» и любые физкультурно-оздоровительные мероприятия, не выяснив причины частой заболеваемости.

5 критерий здоровья - уровень основных функций, характеризующих постоянство внутренней среды организма.

Существует целый ряд показателей функционального состояния организма: уровень гемоглобина, показатели анализов мочи, пробы на выносливость и др. Здесь я привожу те показатели функционального состояния организма, которые доступны для определения и информативны в доврачебной ситуации. Для родителей и воспитателей очень информативным показателем функционального состояния ребенка является его самочувствие и поведения. Любая мама и воспитатель, знающий ребенка, могут сказать, что ребенок сегодня «какой-то не такой». Чаще всего это связано с началом заболевания: дети, обычно шустрые и подвижные, затихают, а «спокойные» иногда неоправданно подвижные, крикливые и плаксивые.

Известный специалист по воспитанию детей раннего возраста Н.М. Аксарина так характеризует особенности функционального состояния детей раннего возраста: «Маленькие дети прежде всего не осознают своего состояния, и не понимают причин своего плохого самочувствия и тем более не могут сами устраивать эти причины. Например. Ребенок не выспался ночью, плохо себя чувствует, раздражителен, но не просит чтобы его уложили спать, и даже часто на вопрос взрослого, хочет ли он спать, отвечает: «Нет, не хочу». Ребенок с посиневшими от холода руками отказывается надеть варежки, уверяя, что ему не холодно.

О функциональном состоянии воспитатели судят:

· По результатам утреннего приема

· По результатам анкетирования родителей

6 - наличие или отсутствие хронических заболеваний - обычно определит врач. Если у ребенка есть какое-либо хроническое заболевание, то он наблюдается у соответствующего специалиста и задача родителей - соблюдать все рекомендации по предупреждению обострений и по оптимизации его здоровья.

 

Возможно, будет полезно почитать: