Лейкоциты могут самостоятельно передвигаться. Показатели лейкоцитов в крови: что значит их повышение или понижение

  • Лейкоциты. Виды лейкоцитов. Защитные функции лейкоцитов. Роль Т- и В-лимфоцитов в обеспечении иммунологической защиты организма.
  • Лейкоциты. Виды, причины и механизмы развития. Значение для организма
  • Лейкоциты. Виды, причины и механизмы развития. Значение для организма.
  • Лейкоциты , или белые кровяные тельца,- бесцветные клетки, содержащие ядро и протоплазму. Размер их 8-20 мкм. В крови здоровых людей в состоянии покоя количество лейкоцитов колеблется в пределах 4,0-9,0- 10 9 /л (4000-9000 в 1 мм 3). Увеличение количества лейкоцитов в крови называется лейкоцитозом , уменьшение - лейкопенией .

    Лейкоциты делятся на две группы: зернистые лейкоциты, или гранулоциты , и незернистые, илиагранулоциты .

    Зернистые лейкоциты отличаются от незернистых тем, что их протоплазма имеет включения в виде зерен, которые способны окрашиваться различными красителями. К гранулоцитам относятсянейтрофилы, эозинофилы и базофилы . Нейтрофилы по степени зрелости делятся на миелоциты, метамиелоциты (юные нейтрофилы), палочко-ядерные и сегментоядерные. Основную массу в циркулирующей крови составляют сегментоядерные нейтрофилы. Миелоциты и метамиелоциты в крови здоровых людей не встречаются.

    Агранулоциты не имеют в своей протоплазме включений. К ним относятся лимфоциты и моноциты .

    Процентное соотношение между отдельными видами лейкоцитов называют лейкоцитарной формулой

    При ряде заболеваний характер лейкоцитарной формулы меняется. При острых воспалительных процессах (острый бронхит, пневмония) увеличивается количество нейтрофильных лейкоцитов(нейтрофилия). При аллергических состояниях (бронхиальная астма, сенная лихорадка) преимущественно возрастает содержание эозинофилов (эозинофилия).Эозинофилия наблюдается также при глистных инвазиях. Для вялотекущих хронических заболеваний (ревматизм, туберкулез) характерно увеличение количества лимфоцитов (лимфоцитоз). Таким образом, анализ лейкоцитарной формулы имеет диагностическое значение.

    Свойства лейкоцитов. Амебовидная подвижность - способность лейкоцитов активно передвигаться за счет образования протоплазматических выростов - ложноножек (псевдоподий). Поддиапедезом следует понимать свойство лейкоцитов проникать через стенку капилляра. Кроме того, лейкоциты могут поглощать и переваривать инородные тела и микроорганизмы - фагоцитоз .

    Лейкоциты, поглощающие и переваривающие микроорганизмы, называют фагоцитами . Лейкоциты поглощают не только попавшие в организм бактерии, но и отмирающие клетки самого организма.

    Функции лейкоцитов . Одной из важнейших функций, выполняемых лейкоцитами, являетсязащитная . Лейкоциты способны вырабатывать специальные вещества - лейкины , которые вызывают гибель микроорганизмов, попавших в организм человека. Некоторые лейкоциты(базофилы, эозинофилы) образуют антитоксины - вещества, обезвреживающие продукты жизнедеятельности бактерий, и обладают, таким образом, дезинтоксикационным свойством. Лейкоциты способны к выработкеантител . Антитела могут длительное время сохраняться в организме, поэтому повторное заболевание человека становится невозможным . Наконец, лейкоциты (базофилы, эозинофилы) имеют отношение к процессам свертывания крови ифибринолиза - защитным реакциям организма.

    Лейкоциты стимулируют регенеративные (восстановительные) процессы в организме, ускоряют заживление ран.

    Моноциты принимают активное участие в процессах разрушения отмирающих клеток и тканей организма за счет фагоцитоза.

    Ферментативная функция . Лейкоциты содержат различные ферменты, необходимые для осуществления процесса внутриклеточного пищеварения.

    Иммунитет - невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим антигенными свойствами. Иммунная система - совокупность всех лимфоидных органов (вилочковая железа, селезенка, лимфатические узлы) и скопление лимфоидных клеток. Основным элементом лимфоидной системы является лимфоцит .

    Наш организм - удивительная вещь. Он способен вырабатывать все необходимые для жизни вещества, справляться со множеством вирусов и бактерий, наконец, обеспечивать нам нормальную жизнь.

    Где образуются лейкоциты у человека?

    Кровь человека состоит из форменных элементов и плазмы. Лейкоциты являются одними из этих форменных элементов наряду с эритроцитами и тромбоцитами. Они бесцветные, имеют ядро и могут самостоятельно передвигаться. Увидеть под микроскопом их можно только после предварительной окраски. Из органов, входящих в где образуются лейкоциты, они выходят в кровяное русло и ткани организма. Они также свободно могут переходить из сосудов в прилежащие ткани.

    Передвигаются лейкоциты следующим образом. Закрепившись на стенке сосуда, лейкоцит образует псевдоподию (ложноножку), которую просовывает сквозь эту стенку и цепляется ею за ткань снаружи. Затем протискивается через образовавшуюся щель и активно передвигается среди других клеток организма, ведущих «оседлый» образ жизни. Их передвижение напоминает движение амебы (микроскопического одноклеточного организма из разряда простейших).

    Основные функции лейкоцитов

    Несмотря на сходство лейкоцитов с амебами, они выполняют сложнейшие функции. Их основными задачами является защита организма от различных вирусов и бактерий, уничтожение злокачественных клеток. Лейкоциты гоняются за бактериями, обволакивают их и уничтожают. Этот процесс называется фагоцитозом, что в переводе с латинского значит "пожирание чего-то клетками". Уничтожить вирус сложнее. При заболевании вирусы поселяются внутри клеток организма человека. Поэтому, чтобы до них добраться, лейкоцитам необходимо разрушить клетки с вирусами. Злокачественные клетки лейкоциты также разрушают.

    Где образуются лейкоциты и сколько живут?

    При исполнении своих функций многие лейкоциты погибают, поэтому организм их постоянно воспроизводит. Лейкоциты образуются в органах, входящих в иммунную систему человека: в костном мозге, лимфатических узлах, миндалинах, селезёнке и в лимфоидных образованиях кишечника (в Пейеровых бляшках). Эти органы расположены в разных местах организма. также является местом, где образуются лейкоциты, тромбоциты, эритроциты. Считается, что лейкоциты живут около 12 дней. Однако часть их погибает очень быстро, что бывает при их схватке с большим количеством агрессивных бактерий. Погибшие лейкоциты можно увидеть, если появляется гной, представляющий собой их скопление. На смену им из органов, относящихся к иммунной системе, где образуются лейкоциты, выходят новые клетки и продолжают уничтожать бактерии.

    Наряду с этим среди T-лимфоцитов есть клетки иммунологической памяти, которые живут десятилетиями. Встретился лимфоцит, например, с таким монстром, как вирус лихорадки Эбола, - он запомнит его на всю жизнь. При повторной встрече с этим вирусом лимфоциты преобразуются в крупные лимфобласты, которые обладают способностью быстро размножаться. Затем они превращаются в лимфоциты-киллеры (клетки-убийцы), которые перекрывают доступ в организм знакомому опасному вирусу. Это свидетельствует об имеющемся иммунитете к данному заболеванию.

    Как лейкоциты узнают о внедрении в организм вируса?

    В клетках каждого человека имеется система интерферона, являющаяся частью врожденного иммунитета. При внедрении вируса в организм происходит выработка интерферона - белкового вещества, которое защищает еще не зараженные клетки от проникновения в них вирусов. Одновременно с этим интерферон являющиеся одной из разновидностей лейкоцитов. Из костного мозга, где образуются лейкоциты, они направляются к зараженным клеткам и уничтожают их. При этом некоторые вирусы и их фрагменты выпадают из разрушенных клеток. Выпавшие вирусы пытаются проникнуть в еще не зараженные клетки, но интерферон защищает эти клетки от их внедрения. Вирусы, находящиеся вне клеток, нежизнеспособны и быстро погибают.

    Борьба вирусов с системой интерферона

    В процессе эволюции вирусы научились подавлять систему интерферона, которая является для них слишком опасной. Сильным подавляющим действием на нее обладают вирусы гриппа. Еще сильнее угнетает эту систему Однако все рекорды побил вирус лихорадки Эбола, который практически блокирует систему интерферона, оставляя организм практически беззащитным перед огромным количеством вирусов и бактерий. Из селезенки, лимфатических узлов и других органов, относящихся к иммунной системе, где образуются лейкоциты, выходят все новые клетки. Но, не получив сигнала об уничтожении вируса, они бездействуют. При этом организм человека начинает разлагаться заживо, образуется множество токсических веществ, разрываются кровеносные сосуды, и человек истекает кровью. Смерть наступает обычно на второй неделе заболевания.

    А когда возникает иммунитет?

    Если человек переболел тем или иным заболеваем и выздоровел, то у него образуется стойкий приобретенный иммунитет, который обеспечивается лейкоцитами, относящимися к группам Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов. Эти лейкоциты образуются в костном мозге из клеток-предшественников. Приобретенный иммунитет развивается и после вакцинации. Эти лимфоциты хорошо знают вирус, который побывал в организме, поэтому их убийственное действие является целенаправленным. Вирус практически не может преодолеть этот мощный барьер.

    Каким образом лимфоциты-киллеры убивают ставшие опасными клетки?

    Прежде чем убить опасную клетку, надо ее найти. Лимфоциты-киллеры неустанно разыскивают эти клетки. Они ориентируются на так называемые антигены гистосовместимости (антигены совместимости тканей), расположенные на мембранах клеток. Дело в том, что если в клетку попал вирус, то эта клетка для спасения организма обрекает себя на гибель и как бы выбрасывает «черный флаг», сигнализирующий о внедрении в нее вируса. Этим «черным флагом» является информация о внедрившемся вирусе, которая в виде группы молекул располагается рядом с антигенами гистосовместимости. Эту информацию «видит» лимфоцит-киллер. Такую способность он приобретает после обучения в вилочковой железе. Контроль над результатами обучения очень жесткий. Если лимфоцит не научился отличать здоровую клетку от больной, он сам неминуемо подлежит уничтожению. При таком строгом подходе выживает только около 2 % лимфоцитов-киллеров, которые в дальнейшем выходят из вилочковой железы для защиты организма от опасных клеток. Когда лимфоцит точно устанавливает, что клетка заражена, он делает ей «смертельную инъекцию», и клетка погибает.

    Таким образом, лейкоциты играют огромную роль в защите организма от болезнетворных агентов и злокачественных клеток. Это маленькие неутомимые воины основных защитных сил организма - системы интерферона и иммунитета. Они массово гибнут в борьбе, но из селезенки, лимфатических узлов, костного мозга, миндалин и других органов иммунной системы, где образуются лейкоциты у человека, им на смену выходит множество вновь образовавшихся клеток, готовых, как и их предшественники, пожертвовать своей жизнью во имя спасения организма человека. Лейкоциты обеспечивают наше выживание во внешней среде, наполненной огромным количеством различных бактерий и вирусов.

    Выпишите номера признаков, характерных для представителей моллюсков. Большой прудовик:_____________________

    Беззубка:__________________________

    Кальмар:________________________

    1.Тело животного мягкое, есть мантия.

    2.Снаружи тело покрыто двустворчатой раковиной.

    3.Наружной раковины нет. Есть лишь её останки. скрытые под кожей.

    4.Раковина единая, имеет вид башенки.

    5.Фильтруя воду, питается органическими частицами и микроорганизмами.

    6.хищник: поедает рыбу.

    7.Дышит атмосферным воздухом.

    8.Дышит растворенным в воде кислородом, пронткающим через жабры.

    9.Кровеносная система замкнутая.

    10.Нервная система состоит из нескольких пар узлов, соединённых между собой перемычками.

    11.Нервные клетки не образуют узлов, они лишь соприкасаются между собой длинными отростками.

    12.Есть глаза, расположенные у основания щупалец.

    13.Органы зрения отсутствуют

    14.Обитает в пресных водоёмах.

    15. Обитает в морях и океанах

    16. передвигается за счёт мускулистой ноги.

    17.Характерен реактивный способ передвижения.

    18. питается водными растениями.

    19. Глаза расположены по бокам головы, крупные и по своему строению напоминают глаза рыб, птиц, зверей.

    из перечисленных признаков выпишете характерные для класса: 1)саркодовые(корненожки) 2) жгутиковые А. способность образовывать цитоплазматические выросты

    Б. наличие жгутиков В. передвижение за счёт жгутиков Г. захват пищи с помощью ложноножек Д. захвату пищи способствуют жгутики Е. передвигаются с помощью псевдоподий Ж. тело заключено в раковину Е.гетеротрофное питание И. питание автотрофное, гетеротрофное, и миксотрофорное (смешанное) К. имеются колониальные формы просто распределить эти слова которые обозначены буквами к цифрам саркодовые(корненожки) 2) жгутиковые

    4. Приспособленность хрусталика глаза человека к близ­кому и дальнему видению предметов состоит в 1) способности передвигаться в глазной

    2) эластичности и способности изменять форму благо­даря ресничной мышце

    3) том, что он имеет форму двояковыпуклой линзы

    4) расположении перед стекловидным телом

    5. Зрительные рецепторы у человека расположены в

    1) хрусталике

    2) стекловидном теле

    3) сетчатке

    4) зрительном нерве

    6. Нервные импульсы в органе слуха человека возникают

    1) в улитке

    2) в среднем ухе

    3) на барабанной перепонке

    4) на перепонке овального окна

    8. Различение силы, высоты и характера звука, его направ­ления происходит благодаря раздражению

    1) клеток ушной раковины и передаче возбуждения на бара­банную перепонку

    2) рецепторов слуховой трубы и передаче возбуждения в среднее ухо

    3) слуховых рецепторов, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг

    4) клеток вестибулярного аппарата и передаче возбуждения по нерву в мозг

    9. Звуковой сигнал преобразуется в нервные импульсы в структуре, обозначенной на рисунке буквой

    1) А 2) Б 3) В 4) Г

    11.В какой доле коры больших полушарий головного мозга
    находится зрительная зона у человека?

    1)затылочной 2)височной 3)лобной

    4)теменной

    12.Проводниковая часть зрительного анализатора

    1)сетчатка

    3)зрительный нерв

    4) зрительная зона коры головного мозга

    13. Изменения в полукружных каналах приводят к

    1) нарушению равновесия

    2) воспалению среднего уха

    3)ослаблению слуха

    4) нарушению речи

    14. Рецепторы слухового анализатора расположены

    1) во внутреннем ухе

    2) в среднем ухе

    3) на барабанной перепонке

    4) в ушной раковине

    16. За барабанной перепонкой органа слуха человека расположены:

    1) внутреннее ухо

    2) среднее ухо и слуховые косточки

    3) вестибулярный аппарат

    4) наружный слуховой проход

    18. Установите последовательность прохождения света, а затем и нервного импульса через структуры глаза.

    A) Зрительный нерв

    Б) Палочки и колбочки

    B) Стекловидное тело
    Г) Хрусталик

    Д) Роговица

    Е) Зрительная зона коры мозга

    4 ТЕСТОВЫХ ВОПРОСА

    Вопрос №1:
    В состав клеток всех организмов входят белки, что служит доказательством
    1) единства живой и неживой природы
    2) единства органического мира
    3) эволюции органического мира по пути ароморфоза
    4) эволюции органического мира по пути идиоадаптации

    Вопрос №2:
    Жиры в организме ряда животных защищают тело от холода за счёт их
    1) высокой энергетической ценности
    2) нерастворимости в воде
    3) низкой теплопроводности
    4) высокой теплоёмкости

    Вопрос №3:
    Многие органические кислоты и сахара в растительной клетке накапливаются в
    1) цитоплазме
    2) вакуолях
    3) лейкопластах
    4) хромопластах

    Вопрос №4:
    Наличие билипидного слоя в плазматической мембране обеспечивает её
    1) связь с органоидами
    2) способность к активному транспорту
    3) устойчивость и прочность
    4) избирательную проницаемость

    Выпишите номера признаков, характерных для представителей моллюсков. Большой прудовик:_____________________

    Беззубка:__________________________

    Кальмар:________________________

    1.Тело животного мягкое, есть мантия.

    2.Снаружи тело покрыто двустворчатой раковиной.

    3.Наружной раковины нет. Есть лишь её останки. скрытые под кожей.

    4.Раковина единая, имеет вид башенки.

    5.Фильтруя воду, питается органическими частицами и микроорганизмами.

    6.хищник: поедает рыбу.

    7.Дышит атмосферным воздухом.

    8.Дышит растворенным в воде кислородом, пронткающим через жабры.

    9.Кровеносная система замкнутая.

    10.Нервная система состоит из нескольких пар узлов, соединённых между собой перемычками.

    11.Нервные клетки не образуют узлов, они лишь соприкасаются между собой длинными отростками.

    12.Есть глаза, расположенные у основания щупалец.

    13.Органы зрения отсутствуют

    14.Обитает в пресных водоёмах.

    15. Обитает в морях и океанах

    16. передвигается за счёт мускулистой ноги.

    17.Характерен реактивный способ передвижения.

    18. питается водными растениями.

    19. Глаза расположены по бокам головы, крупные и по своему строению напоминают глаза рыб, птиц, зверей.

    из перечисленных признаков выпишете характерные для класса: 1)саркодовые(корненожки) 2) жгутиковые А. способность образовывать цитоплазматические выросты

    Б. наличие жгутиков В. передвижение за счёт жгутиков Г. захват пищи с помощью ложноножек Д. захвату пищи способствуют жгутики Е. передвигаются с помощью псевдоподий Ж. тело заключено в раковину Е.гетеротрофное питание И. питание автотрофное, гетеротрофное, и миксотрофорное (смешанное) К. имеются колониальные формы просто распределить эти слова которые обозначены буквами к цифрам саркодовые(корненожки) 2) жгутиковые

    4. Приспособленность хрусталика глаза человека к близ­кому и дальнему видению предметов состоит в 1) способности передвигаться в глазной

    2) эластичности и способности изменять форму благо­даря ресничной мышце

    3) том, что он имеет форму двояковыпуклой линзы

    4) расположении перед стекловидным телом

    5. Зрительные рецепторы у человека расположены в

    1) хрусталике

    2) стекловидном теле

    3) сетчатке

    4) зрительном нерве

    6. Нервные импульсы в органе слуха человека возникают

    1) в улитке

    2) в среднем ухе

    3) на барабанной перепонке

    4) на перепонке овального окна

    8. Различение силы, высоты и характера звука, его направ­ления происходит благодаря раздражению

    1) клеток ушной раковины и передаче возбуждения на бара­банную перепонку

    2) рецепторов слуховой трубы и передаче возбуждения в среднее ухо

    3) слуховых рецепторов, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг

    4) клеток вестибулярного аппарата и передаче возбуждения по нерву в мозг

    9. Звуковой сигнал преобразуется в нервные импульсы в структуре, обозначенной на рисунке буквой

    1) А 2) Б 3) В 4) Г

    11.В какой доле коры больших полушарий головного мозга
    находится зрительная зона у человека?

    1)затылочной 2)височной 3)лобной

    4)теменной

    12.Проводниковая часть зрительного анализатора

    1)сетчатка

    3)зрительный нерв

    4) зрительная зона коры головного мозга

    13. Изменения в полукружных каналах приводят к

    1) нарушению равновесия

    2) воспалению среднего уха

    3)ослаблению слуха

    4) нарушению речи

    14. Рецепторы слухового анализатора расположены

    1) во внутреннем ухе

    2) в среднем ухе

    3) на барабанной перепонке

    4) в ушной раковине

    16. За барабанной перепонкой органа слуха человека расположены:

    1) внутреннее ухо

    2) среднее ухо и слуховые косточки

    3) вестибулярный аппарат

    4) наружный слуховой проход

    18. Установите последовательность прохождения света, а затем и нервного импульса через структуры глаза.

    A) Зрительный нерв

    Б) Палочки и колбочки

    B) Стекловидное тело
    Г) Хрусталик

    Д) Роговица

    Е) Зрительная зона коры мозга

    4 ТЕСТОВЫХ ВОПРОСА

    Вопрос №1:
    В состав клеток всех организмов входят белки, что служит доказательством
    1) единства живой и неживой природы
    2) единства органического мира
    3) эволюции органического мира по пути ароморфоза
    4) эволюции органического мира по пути идиоадаптации

    Вопрос №2:
    Жиры в организме ряда животных защищают тело от холода за счёт их
    1) высокой энергетической ценности
    2) нерастворимости в воде
    3) низкой теплопроводности
    4) высокой теплоёмкости

    Вопрос №3:
    Многие органические кислоты и сахара в растительной клетке накапливаются в
    1) цитоплазме
    2) вакуолях
    3) лейкопластах
    4) хромопластах

    Вопрос №4:
    Наличие билипидного слоя в плазматической мембране обеспечивает её
    1) связь с органоидами
    2) способность к активному транспорту
    3) устойчивость и прочность
    4) избирательную проницаемость

    В переводе с греческого звучит как «белые клетки крови». Их также называют белыми кровяными тельцами. Они захватывают и обезвреживают бактерии, поэтому главная роль лейкоцитов в том, чтобы защитить организм от заболевания.

    Антонина Камышенкова / «Здоровье-Инфо»

    Когда уровень лейкоцитов меняется

    Незначительные колебания уровня лейкоцитов совершенно нормальны. Но кровь очень чутко реагирует на любые негативные процессы в организме , и при ряде заболеваний резко меняется уровень белых кровяных телец. Низкий уровень (ниже 4000 на 1 мл) называется лейкопения, и он может быть следствием, например, отравления различными ядами, действия радиации, ряда болезней (брюшной тиф, ), а также развиваться параллельно с железодефицитной анемией . А увеличение лейкоцитов - лейкоцитоз - также может быть следствием некоторых заболеваний, например, дизентерии .

    Если количество белых кровяных телец резко увеличивается (до сотен тысяч в 1 мл), то это означает белокровие - острый лейкоз. При этом заболевании в организме нарушается процесс кроветворения, и образуется множество незрелых белых кровяных клеток - бластов, которые не умеют бороться с микроорганизмами. Это смертельно опасное заболевание, и при отсутствии его лечения пациенту грозит .

     

    Возможно, будет полезно почитать: