«Виноваты Звезды», Джон Грин. Зарубежные женские любовные романы: список

Статья предоставляет вам обзор самых интересных и популярных современных любовных романов, обязательных для чтения.

ИНТЕРЕСНО: Автор Джоджо Мойес родилась в Лондоне. Долгое время женщине приходилось подрабатывать на должностях наборщика текста и даже таксиста, но в конце концов, ей удалось выиграть грант на обучение и заслуженно получить диплом журналиста. После этого она работала репортером и в 2002, под впечатлением от истории любви родных бабушки и дедушки, написала первый свой любовный роман.

В настоящий момент автор Джоджо Мойес очень популярен во всем мире. Читатели любят ее книги за простой слог и огромную чувственность, которую может пережить каждый, окунаясь в романы этого писателя. Книги Джоджо Мойес имеют большой рейтинг и некоторые из них требуют обязательного прочтения.

Произведения Джоджо Мойес:

  • «До встречи с тобой» — самое популярное произведение автора. Первая книга, получившая одноименную экранизацию в кинематографе. История рассказывает о событиях, стремительно развивающихся в жизни простой официантки и зажиточного мужчины. По воле судьбы, эти двое людей встречаются и, несмотря на все проблемы, которые их окружают, обретают друг друга.
  • «После тебя» — продолжение истории «До встречи с тобой», где официантка Лу Кларк пытается найти в себе силы, чтобы продолжать жить без своего любимого. В этой истории она знакомится и заводит дружбу с Сэмом, стараясь научиться заново любить мужчину.
  • «Девушка, которую ты покинул» — особенность данного романа в том, что действия здесь описываются, учитывая события далекого прошлого. Читать имеет возможность наблюдать за событиями, происходящими во Франции во время гражданской войны и тут же перемещаясь в современную квартиру Лондона. Роман о том, как суметь отпустить умершего любимого человека и найти в себе силы полюбить вновь.
  • «Последнее письмо от твоего любимого» — так же, как и предыдущей книге, в этом романе переплетаются два временных отрезка: современный 21 век и 60-е годы прошлого века. Журналистка Элли пытается понять, кто писал письма с признаниями в любви и мольбой уйти от мужа женщине, потерявшей память после автокатастрофы.
  • «Один плюс один» — увлекательный роман, в котором описана жизнь простой женщины, матери-одиночки с двумя детьми. Она старается и работается для того, чтобы обеспечить детей, но часто у нее ничего не получается. Жизнь сводит ее с очаровательным незнакомцем и эта встреча полностью меняет ее осознание мира.
  • «Корабль невест» — это исторический роман, созданный на основе собственных впечатлений Джоджо Мойес. В книге описывается 46 год прошлого века. Читатель наблюдает за событиями, происходящими на корабле «Виктория», который плывет в Англию из Австралии. На этом авианосце плывут 650 женщин, которые возвращаются к своим мужьям, перенесшим тяготы войны. Есть среди них Маккензи – главная героиня романа, которая очень хочет убежать от своего прошлого.
  • «Танцующая с лошадьми» — история рассказывает о событиях в жизни Сары, 14-летней девочки, потерявшей своего отца. Анри – отец Сары, был наездником и умер в тот момент, когда девочке нужно было тренироваться. Жизнь сводит Сару с Наташей, адвокатом, переживающей развод с мужем и дележку имущество, но именно эта встреча полностью изменит жизни этих двоих женщин.
  • «Счастливые шаги под дождем» — история рассказывает о том, как не складывались отношения у матери с дочерью. В конце концов, Кейт (дочь) бежит из дома, обещая, что никогда в жизни не станет такой матерью для собственной дочери. Однако события повторяются и Сабина, дочь Кейт, через много лет приезжает в дом бабушки Джой. Спустя время туда же возвращается Кейт и события стремительно развиваются, когда каждый открывает тайны, хранящиеся в душе.
  • «Серебристая бухта» — в мечтах сбежать от своего прошлого, Лиза укрывается в тихом прибрежном городке. Размеренная и спокойная жизнь здесь ее вполне устраивала до тех пор, пока в городке не появился Майк – грубиян, самоуверенный хам и модник, мечтающий построить на берегу большой отель и превратить город в туристическое место.
Книги Джоджо Мойес: любовные романы

Любовные романы: Сесилия Ахерн – лучшие книги

ИНТЕРЕСНО: Сесилия Ахерн написала свой первый роман-бестселлер «P.S. I love you» в возрасте 21 года. Книгой сразу же заинтересовались крупные кинокомпании и сняли одноименный фильм, который, как и книга, «взорвал» все возможные рейтинги. Сесилия родом из Ирландии, она являются дочерью бывшего премьер-министра, закончила факультет журналистики. Является востребованным писателем в США, Англии, Ирландии, Европе.

  • «С любовью, Рози» — история дружбы с детства. Двое людей не забывают друг о друге, даже спустя много лет и переписываются, находясь по две стороны океана. Они привыкли рассчитывать друг на друга, даже спустя множество разводов и неудач в личных отношениях.
  • «P.S. Я люблю тебя» — роман учит читателя тому, как суметь выжить после того, как любимый человек умирает от тяжелой болезни. Главная героиня теряет мужа, но спустя время после его смерти к ней начинает приходить бесконечное количество записок и подарков от мужа, который все спланировал заранее.
  • «Посмотри на меня» — в этой книге речь идет о молодом дизайнере – Элизабет. Она очень занята семьей и работой, всегда серьезна, ухаживает за сестрой с ребенком и отце. Она рассталась со своим парнем несколько лет назад, потому как была сильно обременена заботами. В жизни Элизабет начинаются перемены, когда в ее доме появляется таинственный незнакомец.
  • «Как влюбиться без памяти» — Кристина всегда стремиться помогать окружающим. Вместе с этим она стремиться найти свое место в жизни и даже рассталась из-за этого со своим мужем, о чем не пожалела. Жизнь сводит ее с Адомом, которого она хочет предостеречь от ошибки.
  • «Время моей жизни» — история девушки, которую бросил любимый человек. Она всяческими способами пытается научиться жить преданной и ненужной, окутывая себя собственной и чужой ложью. Жизнь преподносит ей подарок и радует ее неожиданной встречей.
  • «Сто имен» — Китти очень успешная телеведущая. Но она сумела заработать себе несколько проблем, обвинив ничем не виновного человека. Любимый ее бросил, а из журнала хотят уволить. Чтобы восстановить свою репутацию, она берется за расследование и у нее есть список «интересных» имен. Это полностью изменит ее жизнь.
  • «Волшебный дневник» — история молодой девушки, которая вынуждена была переехать в глубинку из большого города потому, что отец потерял состояние, а мать тяжело больна. Здесь она знакомится с владельцем передвижной библиотеки, который вручает ей «волшебную» книгу.
  • «Спасибо за воспоминания» — книга ведает историю Джойс. Эта девушка попала в автокатастрофу, к тому же она серьезно поругалась с мужем и пережила выкидыш. Вступает в новую жизнь она с «новой» кровью, которую ей перелили в больнице. С этого и начинаются ее перемены в жизни, ведь она начинает видеть странные картины и сны, а так же читать мысли.


Книги Сесилии Ахерн: любовные романы

Любовные романы: Э.Л. Джеймс – трилогия «50 оттенков»

ИНТЕРЕСНО: Эрика Леонард Джеймс – английская писательница, ставшая популярной после выхода в свет первого эротического романа «50 оттенков серого» в 2011 году. Популярность ее книг позволила женщине попасть в список «100 самых влиятельных женщин мира».

  • «50 оттенков серого» — книга знакомит читателя с простой девушкой, студенткой литературного курса, Анастейшей Стил. Совершенно случайно, помогая свое подруге, она отправляется в крупную компанию, чтобы взять интервью у его основателя – Кристиана Грея. С первой встречи между простушкой Анной и сильным властным Кристианом происходит нечто большее, чем симпатия. Со временем Анастейша узнает о странных предпочтениях Кристиана и только вступив в отношения, рвет с ним связь.
  • «50 оттенков темнее» — во второй части произведения Анна уже заканчивает университет и устраивается в редакторскую компанию, в надежде построить собственную карьеру. Кристиан не может отпустить Анну и всеми способами старается вернуть потерянные отношения, это у него получается. Тем не менее, Анастейша не намерена полностью покорятся властному мужчине и Кристиану приходится открыть этой женщине свою душу, которая еще «на 50 оттенков темнее». Мужчина делает предложение Анне и она соглашается.
  • «50 оттенков свободы» — семья Грей очень успешна и потому у нее есть много завистников. Именно один из них хочет «проучить» Кристиана, похищая его сводную сестру. Книга начинается со счастливого медового месяца Анастейши Грей, но в середине романа читатель погружается в череду расследований и освобождения Миа (сестры). Так же еще одна новость полностью меняет ход событий, Анна узнает о своей беременности и боится сказать об этом Кристиану, который не планировал пока заводить детей.
  • «Грей» — это еще одна книга автора Э.Л. Джеймс. Она весьма необычна только потому, что этот роман ведется не от лица Анны, а от лица Кристиана. В этом произведении каждый желающий может прочесть о тех же событиях, которые происходили с героями, но с мужской точки зрения.


Книги Эрики Леонард Джеймс: любовные романы

Любовные романы: Паоло Коэльо – лучшие книги

ИНТЕРЕСНО: Мало кто знает, что для того, чтобы заниматься любимым делом – писать книги, Паоло Коэльо пришлось пройти курс лечения в психиатрической больнице и даже отсидеть срок в тюрьме. Тем не менее, слог у автора очень мягкий и его глубоко философские романы читатели любят во всем мире.

  • «11 минут» — история Марии, которая познает себя путем увлечением сексом. Она любит заниматься сексом и неожиданное знакомство с одним человеком заставляет ее посмотреть на себя со стороны. Она открывается новым ощущением, желая стать счастливой.
  • «Алхимик» — это произведение одно из самых лучших и популярных работ автора. История рассказывает о духовном путешествии Сантьяго, который в стремлении разбогатеть отправляется в поиски алхимика. В итоге он находит Фатиму, обретает любовь и понимает «душу мира».
  • «На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала» — роман представляет историю женщины Пилар, которая за одну неделю смогла пережить несколько чувств: любовь, потерю и сделать важный выбор. Книга учит читателей понимать какое большое значение имеет любовь для человека.
  • «Вероника решает умереть» — эта история представляет читателю молодую девушку Веронику, которой всего 24 года и ей уже не интересно жить. Она выпивает большое количество таблеток и ждет смерти, в ожидании пишет письмо в журнал. Умирать она не успевает, ее спасают. Просыпается Вероника в психиатрической больнице и здесь полностью переосмысляет свою жизнь, когда узнает, что от большого количества принятых медикаментов сердце ослабло. Тут она знакомится с Эдуардом – шизофреником, с которым хочет провести оставшиеся дни.
  • «Заир» — у мужчины пропадает жена и он моментально отправляется на ее поиски по всему миру. Во время путешествия он полностью переосмысляет свое существование и понимает, как много значит для человека любовь.
  • «Адюльтер» — этот роман рассказывает историю женщины, которой наскучил брак и, встретив своего старого знакомого, окунается в череду измен и обманов. Книга открывает читателю духовные поиски и мысли женщины, которая любит и хочет быть любимой.


Книги Паоло Коэльо: любовные романы

Любовные романы: Джоди Пиколт – лучшие книги

ИНТЕРЕСНО: Джоди Пиколт – американская писательница, которая перед тем, как стать успешным автором, прошла долгий путь разнообразных подработок: секретаря, редактора, учителя. Сейчас ее книги популярны во всем мире. Автор хорош в написании современной прозы и любовных романов.

  • «Обещание» — книга, которая рассказывает об отношениях двух молодых людей. Они искренне влюблены друг в друга и их родители ждут их брака. Однако судьба распорядилась так, что девушку убивают, а парня подозревают в убийстве и кроме того, что ему нужно научиться жить без возлюбленной, следует так же доказать свою невиновность.
  • «Жестокие игры» — история о том, как школьница влюбилась во взрослого и опытного мужчину. Их связь не привела ни к чему хорошему и спустя время его обвиняют в растлении малолетних.
  • «Особые отношения» — этот роман рассказывает историю двух людей, мечтающих завести ребенка. К сожалению, природа не позволяла им это сделать и на седьмом месяце у Зои случился выкидыш. В отличие от Макса, который нашел утешение в выпивке, Зои намерена стараться еще и обрести дитя, пусть даже у него будет две матери, вместо отца.
  • «Идеальная жизнь» — история женщины, которую нашли избитой на кладбище. На время она потеряла память и уже в клинике узнала, что беременна. Лечение ей помогло и она вспомнила, что у нее есть богатый муж.
  • «Забрать любовь» — эта история женщины, которая переживает упадок сил из-за череды неудач. Она позволила карьере мужа полностью поглотить их любовь, за что поплатилась позже и ушла из семьи в поисках лучшего.


Книги Джоди Пиколт: любовные романы

Любовны романы: Стефани Майер серия «Сумерки»

ИНТЕРЕСНО: Стефани Майер – молодая американская писательница, получившая свою популярность и призвание после выхода в свет первой книги серии «Сумерки». Произведение настолько понравилось публике, что по этой книге, а так же по нескольким следующим были сняты фильмы.

  • «Сумерки» — книга знакомит читателей с Беллой – молодой девушкой, переехавшей к отцу в маленький городок. Она поступила в местную школу и старательно пытается завести новых друзей. Здесь она знакомится с Эдвардом и с первых минут между ними возникает влечение. Не обращая внимание на то, что все откровенно считают Эдварда и его друзей «странными», они влюбляются и он открывает Белле свою тайну.
  • «Новолуние» — во второй части Белла узнает не только о том, что существуют вампиры, но и о другом клане – оборотни. Эдвард решает порвать отношения с Беллой только потому, что считает это лучшим путем обезопасить девушку от самого себя. Однако Белла не намерена уходить от него и отправляется на поиски любимого.
  • «Затмение» — выбирая Эдварда и предавая любовь оборотня Джейка, Бэлла открывает войну между двумя кланами, которые и созданы быть ля друга врагами. Однако существует «общий противник», которого вервульфы и вампиры должны победить для обретения мира и безопасности Беллы.
  • «Рассвет» — эта история очень романтична и трагична одновременно. Белла и Эдвард наконец-то венчаются и отправляются в свадебное путешествие, где с ними случается немыслимое – Белла беременеет. Это и счастливое и горестное событие в семье, ведь ребенок не человек, а помесь вампира и он съедает ее изнутри.


Стефани Майер: любовные романы

Видео: «Хорошие книги о любви»

Любовь - слишком сложное для классификации чувство, однако в истории мировой литературы есть несколько романов с уникальным сюжетом. Специально ко сайт представляет подборку лучших любовных романов всех времен.

«Унесенные ветром», Маргарет Митчелл

«Я подумаю об этом завтра, ведь завтра уже будет другой день», - культовая фраза Скарлетт О’Хары стала жизненным кредо многих девушек. Популярность женского любовного романа «Унесенные ветром» невозможно измерить – Пулитцеровская премия, переводы на 40 языков мира, восемь статуэток «Оскар» за экранизацию, миллионные роялти и мировая слава, а главное – имена Скарлетт и Ретта Батлера уже стали нарицательными. Роман Маргарет Митчелл можно использовать, как настольную энциклопедию, которая дает ответы на все вопросы, начиная от того, как соблазнить мужчину мечты, как отбить мужа подруги, как пошить эффектное платье из старых штор, и заканчивая небольшим эссе о посевных работах. Опыт Скарлетт доказывает, что в жизни может случиться всякое, главное – всегда оставаться леди.

Австралийская писательница Колин Маккалоу вновь подняла вопрос проблемы выбора между «красным и черным» - любовь или служение богу? Долгая и волнующая история любви Мэгги и святого отца Ральфа интригует от самого зарождения до роковой развязки. Читателя ожидают почти семьсот страниц увлекательного любовного романа, в котором так до конца и не ясно, будет ли хэппи энд?

«П.С. Я люблю тебя», Сесилия Ахерн

Одна из самых сентиментальных книг XXI века. Дебютный роман Сесилии Ахерн можно использовать в качестве шоковой терапии, когда кажется, что хуже уже некуда. Первые слезы начинают напрашиваться уже после десяти страниц прочтения, к концу книги строки практически не читаются. Если и этого мало, то можно посмотреть одноименный фильм с участием Хилари Суонк и Джерарда Батлера .

«Здравствуй, грусть!», Франсуаза Саган

В 50-е годы роман малоизвестной писательницы Франсуазы Саган надел много шуму. Впрочем, не без оснований. Автору только исполнилось 19 лет, и содержание романа никак не соотносилось с жизненным опытом юной француженки. Критики негодовали: кого мадмуазель Саган ставит в пример своим сверстникам? Избалованную девчонку Сесиль, которая привыкла быть в центре внимания, и чье безрассудное поведение становится причиной гибели возлюбленной отца? Что ж, любовь бывает разной, и с превалирующим акцентом эгоизма, и с легким оттенком грусти тоже.

«Опасные связи», Шодерло де Лакло

Еще за два века до Франсуазы Саган из-под пера генерала Шодерло де Лакло вышел роман в письмах не менее порочного и откровенного содержания. Сам автор уверял, что переписка подлинная, он лишь внес легкую корректуру. Сопереживать то наивной красавице Сесили, то обманутому виконту де Вальмону можно и на страницах романа, и на экранах. «Опасные связи» - любимый авантюрный роман многих сценаристов и режиссеров, его экранизировали семь раз.

«Джейн Эйр», Шарлотта Бронте

Роман Шарлотты Бронте можно перечитывать в любом возрасте. В юношеском – учиться благоразумию главной героини, в более зрелом – всепрощающей любви к мистеру Рочестеру. «Джейн Эйр» до сих пор занимает верхние строчки к рейтингах лучших любовных романов.

«Ночь нежна», Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Роман «Ночь нежна» главного писателя эпохи джаза Фрэнсиса Скотт Фицджеральда во многом автобиографичен. В 1930 году у жены писателя, известной светской львицы, Зельды произошло помутнение рассудка, после чего она всю жизнь страдала шизофренией. Книга получилась безрадостной: в основу легла их личная трагедия, а вовсе не та роскошная жизнь, которой они предавались. Американские читатели остались недовольны.

«Жареные зеленые помидоры в кафе Полустанок», Фэнни Флэгг

Семейная сага, действие которой разворачивается в тихом и уютном городке. Образец американской литературы, в котором присутствуют все главные темы: любовь, дружба, взаимовыручка, расовые проблемы. Если современный любовный роман «P.S. Я люблю тебя» нужно читать, когда все плохо, то книга Фэнни Флэгг, наоборот, для тех, кто хочет, чтоб все было хорошо. А после прочтения непременно будет!

«История любви», Эрик Сигал

Популярный сюжет невероятно предсказуем, но все равно каждый раз во время чтения или просмотра фильма одолевает буря чувств. Он – богатый и успешный студент Гарварда, она – обычная девушка, они встречаются, влюбляются друг в друга наперекор всем, и никто не в силах разлучить их кроме тяжелой болезни. В конце истории любви он вновь остается один. Как только не переворачивали этот сценарий, но он всегда работает безотказно.

«Любовница французского лейтенанта», Джон Фаулз

Постмодернистский роман , время действия которого относится к викторианской эпохе. В основе сюжета лежит уже известная история: он из знатного рода, помолвлен на девушке из богатой семьи, она – горничная с весьма сомнительной репутацией. Но Фаулз – не бульварный писатель, которому интересны обыденные любовные передряги. Писатель начинает игру с финалами (и с читателем) и предлагает три открытые концовки. Пусть читатель сам выберет, как он хочет закончить это повествование, или придумает свой собственный вариант.

Анна Каренина. Лев Толстой

Величайшая история любви всех времен и народов. История, не сходившая со сценических подмостков, экранизированная бессчетное количество раз – и до сих пор не утратившая беспредельного обаяния страсти – страсти губительной, разрушительной, слепой – но тем более завораживающей своим величием.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Мастер и Маргарита. Михаил Булгаков

Это – самый загадочный из романов за всю историю отечественной литературы XX в. Это – роман, который почти официально называют “Евангелием от Сатаны”. Это – “Мастер и Маргарита”. Книга, которую можно читать и перечитывать десятки, сотни раз, но главное, вкоторой все равно понять невозможно. Итак, какие страницы “Мастера и Маргариты” надиктованы Силами Света?

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Грозовой перевал. Эмили Бронте

Роман-загадка, вошедший в десятку лучших романов всех времен и народов! История бурной, поистине демонической страсти, которая будоражит воображение читателей вот уже более полутора сотен лет. Кэти отдала свое сердце двоюродному брату, но честолюбие и жажда богатства толкают ее в объятия богача. Запретное влечение превращается в проклятие для тайных любовников, и однажды.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Евгений Онегин. Александр Пушкин

Читали ли вы “Онегина”? Что вы скажете об “Онегине”? Вот вопросы, по­вторяемые беспрестанно в кругу литераторов и русских читателей”, – отмечал после выхода в свет второй главы романа писатель, предприимчивый издатель и, кстати, герой эпиграмм Пушкина Фаддей Бул-гарин. Уже давно ОНЕГИНА не принято оцени­вать. Говоря словами того же Булгарина, он “написан сти­хами Пушкина. Этого довольно”.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Собор Парижской Богоматери. Виктор Гюго

История, пережившая века, ставшая каноном и давшая своим героям славу нарицательных образов. История любви и трагедии. Любви тех, кому любовь была не дана и не позволена – религиозным саном, физической немощью или чужой злой волей. Цыганка Эсмеральда и глухой горбун-звонарь Квазимодо, священник Фролло и капитан королевских стрелков Феб де Шатопер, прекрасная Флёр-де-Лис и поэт Гренгуар.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Унесенные ветром. Маргарет Митчелл

Великая сага о Гражданской войне в США и о судьбе своенравной и готовой идти по головам Скарлетт О’Хара была впервые опубликована более 70 лет назад и не устаревает по сей день. Это единственный роман Маргарет Митчелл, за который она получила Пулитцеровскую премию. История о женщине, на которую не стыдно равняться ни безусловной феминистке, ни убежденной стороннице домостроя .

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Ромео и Джульетта. Уильям Шекспир

Это – высочайшая из трагедий о любви, какую только способен создать человеческий гений. Трагедия, которую экранизировали и экранизируют. Трагедия, которая не сходит с театральных подмостков по сей день – и по сей день звучит так, словно написана вчера. Идут годы и века. Но одно остается и навсегда останется неизменным: “Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…”

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Великий Гэтсби. Фрэнсис Фицджеральд

“Великий Гэтсби” – вершина не только в творчестве Фицджеральда, но и одно из высших достижений в мировой прозе XX века. Хотя действие романа происходит в “бурные” двадцатые годы прошлого столетия, когда состояния делались буквально из ничего и вчерашние преступники в одночасье становились миллионерами, книга эта живет вне времени, ибо, повествуя о сломанных судьбах поколения “века джаза” .

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Три мушкетера. Александр Дюма

Самый знаменитый историко-авантюрный роман Александра Дюма повествует о приключениях гасконца д’Артаньяна и его друзей-мушкетеров при дворе короля Людовика XIII.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Граф Монте-Кристо. Александр Дюма

В книге представлен один из самых захватывающих приключенческих романов классика французской литературы XIX века Александра Дюма.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Триумфальная арка. Эрих Ремарк

Один из самых красивых и трагических романов о любви в истории европейской литературы. История беженца из нацистской Германии доктора Равика и запутавшейся в «невыносимой легкости бытия» прекрасной Жоан Маду происходит в предвоенном Париже. И тревожное время, в которое довелось познакомиться и полюбить друг друга этим двоим становится одним из главных героев «Триумфальной арки».

Купить бум ажную книгу в Labirint.ru >>

Человек, который смеётся. Виктор Гюго

Гуинплен – лорд по рождению, в детстве был продан бандитам-компрачикосам, сделавшим из ребенка ярмарочного шута, вырезав на его лице маску “вечного смеха” (при дворах европейской знати того времени существовала мода на калек и уродов, забавлявших хозяев). Вопреки всем испытаниям, Гуинплен сохранил лучшие человеческие качества и свою любовь.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Мартин Иден. Джек Лондон

Простой моряк, в котором легко узнать самого автора, проходит длинный, полный лишений путь к литературному бессмертию… Волею случая оказавшийся в светском обществе, Мартин Иден вдвойне счастлив и удивлен… и пробудившимся в нем творческим даром, и божественным образом юной Руфи Морз, так не похожей на всех людей, которых он знал прежде… Отныне две цели неотступно стоят перед ним.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Сестра Керри. Теодор Драйзер

Издание первого романа Теодора Драйзера было сопряжено с такими сложностями, что это привело его создателя к тяжелой депрессии. Но дальнейшая судьба романа “Сестра Керри” оказалась счастливой: он был переведен на многие иностранные языки, переиздан миллионными тиражами. Новые и новые поколения читателей с удовольствием погружаются в перипетии судьбы Каролины Мибер.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Американская трагедия. Теодор Драйзер

Роман “Американская трагедия” – вершина творчества выдающегося американского писателя Теодора Драйзера. Он говорил: “Никто не создает трагедий – их создает жизнь. Писатели лишь изображают их”. Драйзеру удалось так талантливо изобразить трагедию Клайва Грифитса, что его история не оставляет равнодушным и современного читателя.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Отверженные. Виктор Гюго

Жан Вальжан, Козетта, Гаврош - имена героев романа давно сделались нарицательными, число его читателей за полтора столетия с момента выхода книги в свет не становится меньше, роман не теряет популярности. Калейдоскоп лиц из всех слоев французского общества первой половины XIX столетия, яркие, запоминающиеся характеры, сентиментальность и реализм, напряженный, захватывающий сюжет.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Похождения бравого солдата Швейка. Ярослав Гашек

Великий, оригинальный и хулиганский роман. Книга, которую можно воспринять и как “солдатскую байку”, и как классическое произведение, непосредственно связанное с традициями Возрождения. Это искрометный текст, над которым смеешься до слез, и мощный призыв “сложить оружие”, и одно из самых объективных исторических свидетельств в сатирической литературе .

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Илиада. Гомер

Притягательность гомеровских поэм не только в том, что их автор вводит нас в мир, отделенный от современности десятками столетий и все же необычайно реальный благодаря гению поэта, сохранившего в своих поэмах биение современной ему жизни. Бессмертие Гомера в том, что в его гениальных творениях заключены неисчерпаемые запасы общечеловеческих непреходящих ценностей – разума, добра и красоты.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Зверобой. Джеймс Купер

Купер сумел найти и описать в своих книгах ту самобытность и неожиданную яркость недавно открытого континента, которая сумела заворожить всю современную Европу. Каждый новый роман писателя ждали с нетерпением. Захватывающие приключения бесстрашного и благородного охотника и следопыта Натти Бампо покоряли как юных, так и взрослых читателей .

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Доктор Живаго. Борис Пастернак

Роман “Доктор Живаго” – одно из выдающихся произведений русской литературы, на протяжении долгих лет остававшееся закрытым для широкого круга читателей в нашей стране, знавших о нем только по скандальной и недобросовестной партийной критике.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Дон Кихот. Мигель Сервантес

Что говорят нам сегодня имена Амадиса Галльского, Паль-мерина Английского, Дона Бельяниса Греческого, Тиранта Белого? А ведь именно как пародия на романы об этих рыцарях создавался “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский” Мигеля де Сервантеса Сааведры. И пародия эта на века пережила пародируемый жанр. “Дон Кихот” был признан лучшим романом за всю историю мировой литературы.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Айвенго. Вальтер Скотт

“Айвенго” – ключевое произведение в цикле романов В.Скотта, которые переносят нас в средневековую Англию. Юному рыцарю Айвенго, тайком вернувшемуся из Крестового похода на родину и волей отца лишенному наследства, предстоит отстоять свою честь и любовь прекрасной леди Ровены… На помощь ему придут король Ричард Львиное Сердце и легендарный разбойник Робин Гуд.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Всадник без головы. Рид Майн

Сюжет романа выстроен столь искусно, что держит в напряжении до самой последней страницы. Не случайно захватывающая история благородного мустангера Мориса Джеральда и его возлюбленной, прекрасной Луизы Пойндекстер, расследующих зловещую тайну всадника без головы, чья фигура при своем появлении наводит ужас на обитателей саванны, чрезвычайно полюбилась читателям Европы и России.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Милый друг. Ги де Мопассан

Роман «Милый друг» стал одним из символов эпохи. Это самый сильный роман Мопассана. Через историю Жоржа Дюруа, прокладывающего себе «путь наверх», раскрываются истинные нравы высшего французского общества, дух продажности, царящий во всех его сферах, способствует тому, что заурядная и безнравственная личность, какой является герой Мопассана, легко добивается успеха и богатства.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Мертвые души. Николай Гоголь

Выход первого тома “Мертвых душ” Н.Гоголя в 1842 году вызвал бурную полемику современников, расколов общество на поклонников и противников поэмы. “…Говоря о “Мертвых душах” – можно вдоволь наговориться о России…” – это суждение П.Вяземского объясняло главную причину споров. По-прежнему актуален вопрос автора: “Русь, куда несешься ты, дай ответ?”

Сохранила свой высокий статус и престиж в XXI веке, несмотря на неоднозначные награждения (вспомним, например, Мо Яня или Боба Дилана). Время все расставит по своим местам, кого-то из недавних нобелиатов будут читать спустя век, а кого-то забудут через пару десятилетий. Давно ли вы перечитывали книги Джозуэ Кардуччи или Эрика Карлфельдта? Вот-вот. А того же Томаса Манна до сих пор читают во всем мире.

Мы отобрали 10 романов нобелевских лауреатов нынешнего столетия.

Без судьбы. Имре Кертес

Имре Кертес - единственный на сегодняшний день венгерский нобелиат. Это человек удивительной судьбы: узник Освенцима и Бухенвальда, диссидент, замечательный переводчик, но прежде всего мастер психологической и одновременно с этим философской прозы. Формулировка комитета в 2002 году была следующей: «За то, что в своем творчестве Кертес дает ответ на вопрос о том, как индивидуум может продолжать жить и мыслить в эпоху, когда общество все активнее подчиняет себе личность». «Без судьбы» - самый известный роман Кертеса, повествующий о молодом человеке, попавшем в нацистский концлагерь.

Бесчестье. Дж. М. Кутзее

Роман Кутзее стал прямо-таки пугающе актуальным в свете недавних сексуальных скандалов. Судьба главного героя, университетского профессора, уличенного в связи со студенткой и лишившегося всего, до боли напоминает то, что произошло с Вайнштейном и Спейси. Но писатель в своем творчестве затрагивает куда более серьезные проблемы: постколониализм, расизм, природу человеческой жестокости. Кстати, именно за «Бесчестье» Кутзее в 1999 году получил еще и Букеровскую премию.

Пианистка. Эльфрида Елинек

Эльфриду Елинек называют одним из самых «неудобных» немецкоязычных авторов наших дней. Сторонница марксизма и феминизма, в своих произведениях она критикует неспособность Австрии преодолеть нацистское прошлое и анализирует наиболее острые проблемы современного общества. Из-за смелых высказываний у писательницы неоднократно возникали проблемы с властями. Спектакли по ее пьесам даже запрещали в австрийских театрах.

Однако литературная общественность отдала должное таланту Елинек: в 2004 году ей была присуждена Нобелевская премия по литературе. «Пианистка» - самый известный ее роман. Именно он лег в основу культового фильма Михаэля Ханеке, завоевавшего Гран-при на Каннском кинофестивале в 2001 году.

Музей Невинности. Орхан Памук

Несколько турецких авторов вполне могли получить нобелевку еще в прошлом столетии. Например, Орхан Кемаль или Лейла Эрбиль. Но первый турецкий лауреат появился лишь в XXI веке. Им вполне заслуженно стал Орхан Памук, один из наиболее ярких современных романистов. В данную подборку мог бы войти любой из шедевров писателя. Но мы остановили свой выбор на, пожалуй, самом сентиментальном из них. Стамбул, неразделенная любовь и вещи, вещи... много вещей. Кстати, в турецкой столице с недавних пор работает вполне реальный Музей Невинности, который могут посетить поклонники творчества прозаика.

Марта Квест. Дорис Лессинг

Европейские и американские читатели знали Дорис Лессинг преимущественно как автора научно-фантастических романов цикла «Канопус в Аргосе». Именно поэтому присуждение ей в 2007 году Нобелевской премии по литературе стало настоящей неожиданностью. Формулировка Комитета была следующей: «Повествующей об опыте женщин, со скептицизмом, страстью и провидческой силой подвергшей рассмотрению разделенную цивилизацию». И «опытом женщин» в данном случае стал ее автобиографический роман «Марта Квест», впервые опубликованный в далеком 1952-м и все эти годы остававшийся в тени «Канопуса в Аргосе».

В книге рассказывается история молодой романтичной идеалистки, для которой жизнь потеряла свое очарование - все стало однообразным, обыденным и скучным. Марта находится в бесконечном поиске себя, постоянно меняет обстановку и окружение, ставит перед собой все новые и новые цели и задачи, но каждый раз приходит к осознанию того, что внутри ничего не меняется, а жизнь все так же неинтересна ей, как и раньше. Девушке хочется вырваться из этого - дать волю инстинктам, найти мужчину своей мечты и отправиться навстречу приключениям. Но получится ли у нее измениться, если ее желания сбудутся?

Сердце-зверь. Герта Мюллер

На сегодняшний день Герта Мюллер является одной из крупнейших писательниц Германии. Ее творчество неоднократно отмечалось различными литературными наградами, в том числе и Нобелевской премией в 2009 году.

«Сердце-зверь» - ее самый известный роман, в котором она подняла тему существования человека в тоталитарном государстве. В основе этой автобиографической книги лежит трагичная история четырех друзей - этнических немцев, проживавших в Румынии во времена правления Чаушеску.

Город и псы. Марио Варгас Льоса

Дебютный роман перуанского писателя, который принес ему всемирную известность. Это история группы подростков, оказавшихся в застенках военного училища и пытающихся не сломиться в аду беспощадной муштры, ежедневных унижений и тотального «осолдачивания». Варгас Льоса сам был одним из таких курсантов, и он не понаслышке знает о том, как государство воспитывало детей во времена диктатуры. После выхода «Города и псов», книгу торжественно сожгли на плацу описанного в ней училища. Впрочем, это лишь добавило популярности роману, о котором узнали десятки тысяч людей по всему миру.

Страна вина. Мо Янь

К Мо Яню крайне неоднозначное отношение на Западе. Его называют «китайским Шолоховым», а присуждение ему Нобелевской премии незаслуженным. Да и формулировка, наверное, самая странная за долгую историю высокой награды: «за его галлюциногенный реализм, который объединяет народные сказки с современностью». Но все-таки нужно признать, что он на сегодняшний день - один из наиболее талантливых китайских авторов своего поколения. «Страна вина» - самый известный роман Мо Яня, в котором самым немыслимым образом переплетется сатира на бюрократию и авторитарный режим с довольно жестким юмором и самоиронией.

Улица Темных Лавок. Патрик Модиано

Присуждение нобелевки Патрику Модиано в 2014 году вызвало очередной вал критики в адрес Комитета. Ведь у писателя была репутация хорошего беллетриста, не более. Формулировка была следующей: «За искусство памяти, благодаря которому он выявил самые непостижимые человеческие судьбы и раскрыл жизненный мир человека времен оккупации». Напомним, что родился Модиано... 30 июля 1945 года.

«Пожалуй, „Улица Темных Лавок“ - лучший способ отделаться сравнительно малой кровью. Роман этот, во-первых, небольшой, во-вторых, самый знаменитый, а в-третьих, абсолютно типовой для автора», - пишет о творчестве французского автора Галина Юзефович. Сюжет книги незамысловат: главный герой Ги Ролан теряет память, частный сыщик трудоустраивает его в свое детективное агентство, организовав ему новые документы и личность. Но однажды его покровитель уходит на покой и Ги решается отправиться на поиски своего прошлого...

Остаток дня. Кадзуо Исигуро

Исигуро стал третьим нобелиатом японского происхождения за всю историю премии. Но при этом он уже давно подданный Соединенного Королевства и пишет исключительно по-английски. «Остаток дня» - это, пожалуй, самый британский роман прошлого века. В 1989 году жюри Букеровской премии единогласно присудило высокую награду Исигуро. Образ главного героя, типичного английского дворецкого, напоминает нам о десятках других похожих персонажей в произведениях Конан Дойла, Вудхауса, Голсуорси и других британских классиков. Но что будет, когда хороший человек, вернее хороший дворецкий, служит плохому делу, вернее, плохому господину?

В "НГ - ExLibris" в номере от 31.01.2008 под заголовком «От Божественной Бутылки мэтра Франсуа Рабле до скандального «Голубого сала» Владимира Сорокина» опубликован весьма любопытный и небесспорный список «100 романов, которые, по мнению коллектива редакции «НГ-Ex libris», потрясли литературный мир и оказали влияние на всю культуру».


«Тысячелетие только началось, можно подводить итоги. В том числе и литературные. Год тоже в самом начале, мы предлагаем вашему вниманию список из 100 лучших, на взгляд редакции «НГ-EL», романов всех времен и народов.
В конце-то концов, а чем мы хуже? Англичане/американцы составляют свои списки великих романов, включая туда или скучную современную англоязычную беллетристику, или еще более скучную, но давным-давно забытую англоязычную беллетристику. Добавив «для объективности» несколько русских романов, несколько вещей из мировой литературы. Мы тоже тенденциозны, мы тоже включаем только то, что знаем, то, в чем уверены, – ведь это именно наш выбор. Мы очень хотим быть объективны, но абсолютная объективность в подобных списках невозможна. Хотя у нас, конечно, намного больше англоязычных романов, нежели у англичан – русских. Мы не обидчивы. И если что нравится, так и говорим – нравится.
Разумеется, романы ныне живущих (или недавно умерших) авторов нам ближе, понятнее, поэтому их больше, чем надо бы. Писали бы мы свой список 100 лет назад, наверняка включили бы Арцыбашева, Вельтмана, Чернышевского, Писемского, Крестовского, Лескова и Мережковского (их и сейчас стоило бы включить, да рассказы и повести у них, как и у многих других невключенных, пожалуй, все-таки лучше) и пр. Разумеется, многие не вошли. Те, без которых литература немыслима. Иван Бунин, например. Или Эдгар По. Или Антон Чехов. Или Кнут Гамсун, автор множества великолепных романов. Но лучшая-то его вещь – «Голод» – повесть! Аналогичная история, кстати, и с Юзом Алешковским. Есть у него романы, но «визитные карточки» – «Маскировка» и «Николай Николаевич» – повести, будь они трижды неладны!
Другие, напротив, вошли «по блату». Вот, скажем, «Евгений Онегин» Пушкина – поэма же, но автор назвал свое произведение «роман в стихах». Значит, роман. С другой стороны, и «Мертвые души» Гоголя, и «Москва–Петушки» Ерофеева, по мнению авторов, – поэмы. Да, поэмы. Но если это не романы, то что тогда романы? То, что пишут Сергей Минаев и Оксана Робски? Так что наша позиция – это не противоречие, это диалектика, наш редакционный произвол.
Несмотря на исключительную распространенность жанра романа, его границы до сих пор недостаточно ясно определены. Большинство литературоведов считают, что жанр крупных повествовательных произведений, именуемых романом, возник в западноевропейской литературе XII–XIII веков, когда стало складываться литературное творчество третьего сословия с торговой буржуазией во главе. Вследствие этого на смену героической эпопее и сказанию-легенде, господствовавшим в античной и феодально-рыцарской литературах, пришел жанр романа. Неспроста Гегель назвал роман «буржуазной эпопеей». Потому не найдете вы в нашем списке ни «Золотого осла» Апулея, ни «Парсифаля» Вольфрама фон Эшенбаха. Исключение сделано лишь для творений Рабле и Сервантеса, которые можно считать романами-эмбрионами, или протороманами.
Повторим: это исключительно наш выбор, субъективный и пристрастный. Мы, как это принято, одних включили зря, других же, напротив, несправедливо игнорировали. Составляйте свой вариант. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Сам список вы можете увидеть в сегодняшнем номере «НГ-EL». С краткими комментариями. Романы мы расположили в хронологическом порядке (или по времени написания, или по дате первой публикации).

«100 романов, которые, по мнению коллектива редакции «НГ - Ex libris», потрясли литературный мир и оказали влияние на всю культуру»

1. Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532–1553).
Феерия душевного здоровья, грубых и добрых шуток, пародия пародий, каталог всего. Сколько столетий прошло, а ничего не изменилось.

2. Мигель де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605–1615).
Пародия, пережившая на много веков пародируемые произведения. Комический персонаж, ставший трагическим и нарицательным.

3. Даниель Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» (1719).
Предельно точное воплощение в художественной форме идей гуманизма эпохи Возрождения. Беллетризованное доказательство того, что отдельно взятая личность имеет самостоятельную ценность.

4. Джонатан Свифт. «Путешествия Лемюэла Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» (1726).
Жизнеописание человека, столкнувшегося с невероятными формами разумной жизни – лилипутами, великанами, разумными лошадьми – и нашедшего не только общий с ними язык, но и много общих черт со своими соплеменниками.

5. Аббат Прево. «История кавалера де Грие и Манон Леско» (1731).
На самом деле «Манон...» – это повесть, вставная глава в многотомный роман «Записки знатного человека, удалившегося от света». Но именно эта вставная глава и стала шедевром любовного романа, поразившим не столько современников, сколько потомков, шедевром, затмившим все остальное, написанное Прево.

6. Иоганн Вольфганг Гёте. «Страдания молодого Вертера»(1774).
Говорят, в XVIII веке молодые люди кончали жизнь самоубийством, прочтя этот роман. И сегодня история ранимого человека, не способного отстоять свое «я» пред лицом враждебной действительности, никого не оставляет равнодушным.

7. Лоренс Стерн. «Жизнь и убеждения Тристрама Шенди» (1759-1767).
Обаятельная игра в ничто и в никогда. Тонкий постмодернизм, веселая и легкая борьба остроумного и рискованного. Весь текст – на грани, отсюда, из мнений джентльмена Шенди, возник не только Саша Соколов, не только Битов, но даже и Сигизмунд Кржижановский, увы, рассказчик, а не романист.

8. Шодерло де Лакло. «Опасные связи» (1782).
Нравоучительный роман в письмах из жизни куртуазного XVIII века. Порок плетет хитроумные интриги, заставляя восклицать: «О времена! О нравы!» Однако добродетель все-таки торжествует.

9. Маркиз де Сад. «120 дней Содома» (1785).
Первая в истории мировой литературы компьютерная игра с отрезанными частями тел и душ кукольных персонажей, многоуровневая резалка-душилка-сжигалка. Плюс черный-черный юмор в черной-черной комнате черной-черной ночью. Страшно, аж жуть.

10. Ян Потоцкий. «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1804).
Лабиринтоподобный роман-шкатулка в новеллах. Читатель попадает из одной истории в другую, не успевая перевести дух, а их всего 66. Удивительные приключения, драматические события и мистика высшей пробы.

11. Мэри Шелли. «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818).
Готическая история, выпустившая на волю целый «выводок» тем и персонажей, впоследствии подхваченных многими и эксплуатируемых до сих пор. Среди них и искусственный человек, и творец, несущий ответственность за свое произведение, и трагически одинокий монстр.

12. Чарльз Мэтьюрин. «Мельмот-скиталец» (1820).
Настоящий готический роман, полный тайн и ужасов. Парафраз на тему Вечного Жида Агасфера и Севильского Обольстителя Дон-Жуана. А также роман искушений, разнообразных и неодолимых.

13. Оноре де Бальзак. «Шагреневая кожа» (1831).
Самый страшный роман Бальзака, первого и лучшего на сегодняшний день автора сериалов. «Шагреневая кожа» – тоже часть его большого сериала, просто кусочек все меньше и меньше, дочитывать очень не хочется, но влечет в пропасть уже неудержимо.

14. Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери» (1831).
Апология романтики и социальной справедливости на материале французского Средневековья, до сих пор имеющая массу поклонников – хотя бы в виде одноименного мюзикла.

15. Стендаль. «Красное и черное »(1830–1831).
Достоевский сделал из этого – из газетной криминальной хроники – тенденциозный обличительный памфлет с философией. У Стендаля вышла любовная история, где все виноваты, всех жалко, и главное – страсти!

16. Александр Пушкин. «Евгений Онегин» (1823–1833).
Роман в стихах. История любви и жизни «лишнего человека» и энциклопедия русской жизни, о чем благодаря критику Белинскому нам известно со школы.

17. Альфред де Мюссе. «Исповедь сына века» (1836).
«Герой нашего времени», написанный Эдуардом Лимоновым, только без мата и любвеобильных афроамериканцев. Любвеобильности, впрочем, довольно и здесь, полно тоски, отчаяния и жалости к себе, но есть и трезвый расчет. Сволочь я последняя, говорит лирический герой. И он безусловно прав.

18. Чарльз Диккенс. «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837).
На удивление смешное и позитивное произведение английского классика. Вся старая Англия, все лучшее, что в ней было, воплотилось в образе благородного, добродушного и оптимистичного старика – мистера Пиквика.

19. Михаил Лермонтов. «Герой нашего времени» (1840).
История «лишнего человека», ставшего тем не менее, а точнее, именно поэтому примером для подражания многих поколений юношей бледных.

20. Николай Гоголь. «Мертвые души »(1842).
Трудно найти более масштабную картину русской жизни на самом глубинном, мистическом ее уровне. Да еще написанную с таким сочетанием юмора и трагизма. В ее героях видят и точные портреты, написанные с натуры, и изображения злых духов, отягощающих нацию.

21. Александр Дюма. «Три мушкетера» (1844).
Один из самых известных историко-авантюрных романов – энциклопедия французской жизни эпохи Людовика XIII. Герои-мушкетеры – романтики, кутилы и дуэлянты – до сих пор остаются кумирами юношей младшего школьного возраста.

22. Уильям Теккерей. «Ярмарка тщеславия»(1846).
Сатира, только сатира, никакого юмора. Все против всех, снобы сидят на снобах и обвиняют друг друга в снобизме. Некоторые современники смеялись, потому что не знали, что над собой смеялись. Сейчас тоже смеются, и тоже потому, что не знают, что изменилось время, а не люди.

23. Герман Мелвилл. «Моби Дик» (1851).
Роман-притча об американских китобоях и последствиях одержимости одним-единственным несбыточным желанием, целиком порабощающим человека.

24. Гюстав Флобер. «Мадам Бовари» (1856).
Роман, попавший на скамью подсудимых еще в виде журнальной публикации – за оскорбление нравственности. Героиню, принесшую в жертву любви семейные узы и репутацию, так и тянет назвать французской Карениной, но «Мадам» опередила «Анну» на двадцать с лишним лет.

25. Иван Гончаров. «Обломов» (1859).
Самый русский герой самого русского романа о русской жизни. Нет ничего прекраснее и губительнее обломовщины.

26. Иван Тургенев. «Отцы и дети» (1862).
Антинигилистическая сатира, ставшая революционным руководством к действию, потом снова сатирой, скоро опять будет руководством. И так без конца. Потому что Енюша Базаров вечен.

27. Майн Рид. «Всадник без головы» (1865).
Самый нежный, самый американский, самый романтический из всех американских романов. Потому, наверное, что писал британец, действительно влюбленный в Техас. Он нас пугает, а нам не страшно, за это мы его еще больше любим.

28. Федор Достоевский. «Преступление и наказание» (1866).
Роман контрастов. Наполеоновские планы Роди Раскольникова приводят его к вульгарнейшему преступлению. Ни размаха, ни величия – только мерзость, грязь и неприятный привкус во рту. Даже краденым он не может воспользоваться .

29. Лев Толстой. «Война и мир» (1867–1869).
Война, мир и обитаемая вселенная человеческого духа. Эпопея о любой войне, о любой любви, о любом обществе, о любом времени, о любом народе.

30. Федор Достоевский. «Идиот» (1868–1869).
Попытка создать образ положительно прекрасного человека, которую можно считать единственно удавшейся. А что князь Мышкин – идиот, так это как раз нормально. Как и то, что все кончается крахом.

31. Леопольд фон Захер-Мазох. «Венера в мехах» (1870).
Работу по эротизации страдания, начатую Тургеневым, продолжил его австрийский почитатель. В России, где страдание относится к «самым главным, самым коренным духовным потребностям» (если верить Федору Достоевскому), роман вызывает неослабевающий интерес.

32. Федор Достоевский. «Бесы» (1871–1872).
О русских революционерах – атеистах и нигилистах – второй половины XIX века. Пророчество и предупреждение, которым, увы, не вняли. А кроме того, убийства, самоубийства, причуды любви и страсти.

33. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (1876) / «Приключения Гекльберри Финна» (1884).
Роман из двух книг. Предтеча постмодернизма: одни и те же события показаны глазами двух мальчиков – помладше (Том) и постарше (Гек).

34. Лев Толстой. «Анна Каренина» (1878).
Яростная любовная история, бунт замужней женщины, ее борьба и поражение. Под колесами поезда. Плачут даже воинствующие феминистки.

35. Федор Достоевский. «Братья Карамазовы» (1879–1880).
Отцеубийство, в котором – так или иначе – замешаны все сыновья Федора Карамазова. Фрейд прочитал и придумал Эдипов комплекс. Для русских же главное: есть ли Бог и бессмертие души? Если есть, то не все дозволено, а если нет, то извините.

36. Михаил Салтыков-Щедрин.«Господа Головлевы» (1880–1883).
Вершина литературной деятельности самого жесткого русского сатирика XIX века, окончательный приговор крепостническому строю. Необычайно рельефное изображение уродливого семейства – людей, исковерканных совокупностью физиологических и общественных условий.

37. Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея» (1891).
Волшебная, сказочная, чудесная, трогательная и воздушная история стремительного превращения молодого негодяя в старую сволочь.

38. Герберт Уэллс. «Машина времени» (1895).
Один из столпов современной социальной фантастики. Первым продемонстрировал то, что по времени можно передвигаться взад и вперед, а также то, что легкий жанр способен поднимать очень даже серьезные проблемы.

39. Брэм Стокер. «Дракула» (1897).
Мостик между размеренной викторианской литературой и энергичной приключенческой прозой ХХ века. Произведение, сначала превратившее мелкого православного князька, балансировавшего между исламской Турцией и католической Германией, в воплощение абсолютного Зла, а потом сделавшее его кинозвездой.

40. Джек Лондон. «Морской волк »(1904).
Морская романтика – только фон для портрета капитана Ларсона, удивительной личности, сочетающей грубую силу и философскую мысль. Позже такие люди становились героями песен Владимира Высоцкого.

41. Федор Сологуб. «Мелкий бес »(1905).
Самая реалистическая вещь из всей декадентской литературы. История о том, до чего доводят зависть, злость и предельный эгоизм.

42. Андрей Белый. «Петербург» (1913–1914).
Роман в стихах, написанный прозой. К тому же про террористов и российскую государственность.

43. Густав Майринк. «Голем» (1914).
Завораживающий оккультный роман, действие которого происходит на грани яви и сна, мрачных улочек пражского гетто и запутанных лабиринтов авторского сознания.

44. Евгений Замятин. «Мы» (1921).
Идеальное тоталитарное государство, увиденное глазами математика. Литературное доказательство того, что социальную гармонию невозможно проверить алгеброй.

45. Джеймс Джойс. «Улисс» (1922).
Роман-лабиринт, из которого на сегодняшний день еще никто не сумел выбраться живым. Ни один литературный Тесей, ни один литературный Минотавр, ни один литературный Дедал.

46. Илья Эренбург. «Необычайные похождения Хулио Хуренито» (1922).
Сатира, в которой в качестве главного героя Хулио Хуренито выведен XX век. Книга, некоторые страницы которой оказались пророческими.

47. Ярослав Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» (1921–1923).
Здравый смысл во время чумы. Герой, которого объявляют идиотом за то, что он – единственный нормальный. Самая смешная книга про войну.

48. Михаил Булгаков. «Белая гвардия» (1924).
Тонущий корабль прошлого ничто и никто не может спасти. Тем заманчивее игрушечный домик, где будут по-настоящему убиты настоящие солдаты, проигравшие войну против своего народа.

49. Томас Манн. «Волшебная гора» (1924).
Завтра была война. Только Первая мировая. А так и впрямь – Волшебная гора. Там, наверху, где горы, хочется отсидеться, убежать от чумы (любой, она во все времена и во всех странах примерно одинакова), да только нельзя. Волшебство не работает, внизу уже ждут, и у них очень хорошие аргументы.

50. Франц Кафка. «Процесс» (1925).
Один из самых сложных и многоплановых романов XX века, породивший сотни взаимоисключающих интерпретаций во всем диапазоне от занимательно рассказанного сновидения до аллегории метафизического поиска Бога.

51. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. «Великий Гэтсби» (1925).
Роман эпохи американского «Джазового века». Литературоведы до сих пор спорят: то ли автор похоронил в нем великую американскую мечту, то ли просто сожалеет о вечном опоздании сегодняшнего дня, зажатого между памятью о прошлом и романтическим обещанием будущего.

52. Александр Грин. «Бегущая по волнам» (1928).
Прекраснодушная романтическая феерия, помогающая вот уже которому по счету поколению молодых людей и девушек пережить пубертатный период и обрести веру в Добро и Свет и в собственное высшее предназначение.

53. Илья Ильф, Евгений Петров. «Двенадцать стульев» (1928).
Плутовской роман эпохи построения социализма с главным героем-авантюристом Остапом Бендером. Сатира на советское общество 1920-х – на грани антисоветчины, к счастью, почти не замеченной цензорами тех лет.

54. Андрей Платонов. «Чевенгур» (1927–1929).
История построения коммунизма в отдельно взятом селе. Может быть, самый тревожный роман о взрыве мессианских и эсхатологических настроений в первые послереволюционные годы.

55. Уильям Фолкнер. «Шум и ярость» (1929).
Скромное обаяние волшебного американского Юга. Легенды, сказки, мифы. Они не отпускают, они до сих пор аукаются американцам, потому что надо бояться прошлого. Фолкнер придумывает американский Зурбаган, только там и можно спастись.

56. Эрнест Хемингуэй. «Прощай, оружие!» (1929).
Военная проза, заокеанская военная проза. Война без войны, мир без мира, люди без лиц и глаз, зато со стаканами. Стаканы полны, но пьют из них медленно, потому что мертвые не пьянеют.

57. Луи Фердинанд Селин. «Путешествие на край ночи» (1932).
Стильная и утонченная чернуха. Без надежды. Трущобы, нищета, война, грязь, и никакого просвета, никакого луча, одно темное царство. Даже трупов не видно. Но они есть, путешествие должно продолжаться, пока Харону весело. Специально для толерантных оптимистов.

58. Олдос Хаксли. «О, дивный новый мир» (1932).
Интерпретаторы спорят: утопия это или антиутопия? Как бы то ни было, Хаксли удалось предвосхитить блага и язвы современного «общества потребления».

59. Лао Шэ. «Записки о Кошачьем городе» (1933).
Кошки тут ни при чем. Даже лисы, традиционные для китайцев, тоже ни при чем. Это власть, это читатели в штатском пришли и стучат в дверь. Начинается весело и аллегорично, кончается китайской камерой пыток. Очень красиво, очень экзотично, только хочется выть и рычать, а не мяукать.

60. Генри Миллер. «Тропик Рака» (1934).
Стон и вой самца, тоска по городам и годам. Самое физиологически грубое стихотворение в прозе.

61. Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина» (1925–1936).
Почти эпопея, политическая листовка, написанная почти стихами, агония интеллигенции начала века – актуальная и в конце его, и в середине.

62. Маргарет Митчелл. «Унесенные ветром» (1936).
Гармоничное сочетание женской прозы с эпической картиной американской жизни времен Гражданской войны Севера и Юга; вполне заслуженно стал бестселлером.

63. Эрих Мария Ремарк. «Три товарища» (1936–1937).
Один из самых известных романов на тему «потерянного поколения». Люди, прошедшие через горнило войны, не могут уйти от призраков прошлого, но именно военное братство сплотило трех товарищей.

64. Владимир Набоков. «Дар» (1938–1939).
Пронзительная тема изгнания: русский эмигрант живет в Берлине, пишет стихи и любит Зину, а Зина любит его. Знаменитая IV глава – жизнеописание Чернышевского, лучшее из всех существующих. Сам автор говорил: «Дар» не о Зине, а о русской литературе.

65. Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита» (1929–1940).
Уникальный синтез сатиры, мистерии и любовной истории, созданный с дуалистических позиций. Гимн свободному творчеству, за которое обязательно воздастся – пусть даже после смерти.

66. Михаил Шолохов. «Тихий Дон» (1927–1940).
Казачья «Война и мир». Война во времена Гражданской войны и мир, который до основанья мы разрушим, чтобы потом ничего и никогда больше не строить. Роман умирает ближе к концу романа, удивительный случай в литературе.

67. Роберт Музиль. «Человек без свойств» (1930–1943).
Много лет Музиль подгонял одну к другой до предела отшлифованные строки. Неудивительно, что филигранный роман так и остался недописанным.

68. Герман Гессе. «Игра в бисер» (1943).
Философская утопия, написанная в разгар самой страшной войны XX века. Предвосхитила все основные черты и теоретические построения эпохи постмодернизма.

69. Вениамин Каверин. «Два капитана» (1938–1944).
Книга, призывавшая советскую молодежь «бороться и искать, найти и не сдаваться». Однако романтика дальних странствий и научного поиска пленяет и притягивает до сих пор.

70. Борис Виан. «Пена дней» (1946).
Изящный французский Хармс, иронист и постмодернист, вывалял всю современную ему культуру в перьях и алмазах. Культура не может отмыться до сих пор.

71. Томас Манн. «Доктор Фаустус» (1947).
Композитор Адриан Леверкюн продал душу дьяволу. И стал сочинять великолепную, но ужасающую музыку, где звучат адский хохот и чистый детский хор. В его судьбе отражается судьба немецкой нации, уступившей соблазну нацизма.

72. Альбер Камю. «Чума» (1947).
Роман-метафора о «чуме XX века» и той роли, которую вторжение зла играет в экзистенциальном пробуждении человека.

73. Джордж Оруэлл. «1984» (1949).
Антиутопия, проникнутая затаенным страхом западного общества перед советским государством и пессимизмом в отношении человеческой способности противостоять социальному злу.

74. Джером Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи» (1951).
Трогательный подросток Холден Колфилд, который не хочет (и не может) быть как все. Именно за это его все сразу и полюбили. Как в Америке, так и в России.

75. Рей Бредбери. «451 по Фаренгейту» (1953).
Антиутопия, которая давно сбылась. Книги сейчас не сжигают, их просто не читают. Перешли на другие носители информации. Бредбери, который всегда писал про деревню (ну пусть марсианскую или какую еще, но все равно – деревню), тут особенно яростен. И абсолютно прав в своей ярости.

76. Джон Р. Р. Толкин. «Властелин колец» (1954–1955).
Трехтомная сага-сказка о борьбе Добра и Зла в вымышленном мире, предельно точно отразившая чаяния людей ХХ века. Заставила миллионы читателей переживать за судьбы гномов, эльфов и мохноногих хоббитов, как за своих соплеменников. Сформировала жанр фэнтези и породила множество подражателей.

77. Владимир Набоков. «Лолита» (1955; 1967, русская версия).
Шокирующая, но литературно изощренная история о преступной страсти взрослого мужчины к малолетке. Однако похоть здесь странным образом оборачивается любовью и нежностью. Много трогательного и забавного.

78. Борис Пастернак. «Доктор Живаго» (1945–1955).
Роман гениального поэта, роман, получивший Нобелевскую премию по литературе, роман, убивший поэта – убивший физически.

79. Джек Керуак. «На дороге» (1957).
Одно из культовых сочинений культуры битников. Поэтика американской автострады во всем ее грубом обаянии. Погоня за хипстером, которая оканчивается ничем. Но гнаться интересно.

80. Уильям Берроуз. «Голый завтрак» (1959).
Еще одно культовое сочинение культуры битников. Гомосексуальность, извращения, глюки и прочие ужасы. Интерзона, населенная тайными агентами, безумными докторами и всевозможными мутантами. А в целом – истерический рапсод, отталкивающий и завораживающий.

81. Витольд Гомбрович. «Порнография» (1960).
Несмотря на то что провокационное название не соответствует содержанию, никто из тех, кто осилил этот чувственно-метафизический роман, не остался разочарованным.

82. Кобо Абэ. «Женщина в песках» (1962).
Русская тоска без русских просторов. Побег по вертикали. Из небоскребов в песочную яму. Побег без права вернуться, без права остановиться, без права передохнуть, без каких бы то ни было прав вообще. Женщина может только укрыть песком, только засыпать. Что она и делает. Побег считается удачным: беглец не найден.

83. Хулио Кортасар. «Игра в классики» (1963).
Роман, сотканный из романов. Интерактивные игры, позвоните, господин читатель, в прямой эфир, я сделаю, как вы скажете. Латиноамериканцы любят играть, они очень азартны. Этот роман – игра в азартные литературные игры по-крупному. Некоторые выигрывают.

84. Николай Носов. «Незнайка на Луне» (1964–1965).
Роман-сказка. Только здесь очень мало сказки, но очень много смешного и страшного. Самая точная, самая сбывшаяся антиутопия ХХ века. И сейчас еще эта книга все сбывается и сбывается.

85. Джон Фаулз. «Волхв» (1965).
Жизнь и ужасающие приключения души и смысла современных робинзонов крузо на, увы, обитаемом острове сплошных кошмаров. Никто никогда не простит никому и ничего.

86. Габриэль Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества» (1967).
Полная драматизма история вымышленного города Макондо, основанного пассионарным лидером-тираном, интересующимся мистическими тайнами Вселенной. Зеркало, в котором отразилась реальная история Колумбии.

87. Филип К. Дик. «Снятся ли роботам электроовцы» (1968).
Произведение, задавшееся вопросом «А те ли мы, за кого себя принимаем, и такова ли реальность, какой ее видят наши глаза?». Заставило обратиться к фантастике серьезных философов и культурологов и заодно заразило специфической паранойей несколько поколений писателей и кинематографистов.

88. Юрий Мамлеев. «Шатуны» (1968).
Метафизический роман о таинственном эзотерическом кружке, члены которого разными способами пытаются вырваться из обыденного мира в запредельное.

89. Александр Солженицын. «В круге первом» (1968).
Роман о «хорошем» лагере, роман о том, что, казалось бы, не так страшно, оттого, видимо, и действует так сильно. В полном кошмаре уже ничего не чувствуешь, а здесь – когда «можно жить» – здесь и понимаешь, что жизни нет и быть не может. Роман даже не лишен юмористических сцен и от этого тоже действует еще сильнее. Не забудем, что круг, может, и первый, но это не спасательный круг, а один из кругов колымского ада.

90. Курт Воннегут. «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» (1969).
Смешной и безумный роман в шизофренически-телеграфном стиле. Бомбардировка Дрездена американцами и англичанами в 1945-м, инопланетяне, уволакивающие Билли Пилигрима на планету Тральфамадор. И «такие дела», произносимые всякий раз, когда кто-нибудь умирает.

91. Венедикт Ерофеев. «Москва–Петушки» (1970).
Подпольная энциклопедия русской духовной жизни второй половины ХХ века. Смешная и трагическая Библия дервиша, алкоголика и страстотерпца – кому что ближе.

92. Саша Соколов. «Школа для дураков» (1976).
Один из тех редких романов, в которых важнее не что, а как. Главный герой отнюдь не мальчик-шизофреник, а язык – сложный, метафоричный, музыкальный.

93. Андрей Битов. «Пушкинский дом» (1971).
Об обаятельном конформисте, филологе Леве Одоевцеве, который уходит из гнусных «совковых» 1960-х в золотой XIX век, дабы не замараться. Воистину энциклопедия советской жизни, органичная часть которой – великая русская литература.

94. Эдуард Лимонов. «Это я – Эдичка» (1979).
Роман-исповедь, ставший одним из самых шокирующих книг своего времени благодаря предельной авторской откровенности.

95. Василий Аксенов. «Остров Крым» (1979).
Тайваньский вариант российской истории: Крым в Гражданскую не достался большевикам. Сюжет фантастический, но чувства и поступки героев – настоящие. И благородные. За что им и приходится заплатить очень дорого.

96. Милан Кундера. «Невыносимая легкость бытия» (1984).
Интимная жизнь на фоне политических катаклизмов. А вывод – любой выбор неважен, «то, что произошло однажды, могло совсем не происходить».

97. Владимир Войнович. «Москва 2042» (1987).
Самое изощренное сочинение писателя. Четыре утопии, вставленные друг в друга, как матрешки. Трюки с хронотопом и прочие забавы. А также – самые эксцентричные проявления российского менталитета во всей красе.

98. Владимир Сорокин. «Роман» (1994).
Книга прежде всего для писателей. Роман, герой «Романа», приезжает в типично русскую деревню, где живет типично деревенской жизнью – все как в реалистических романах ХIХ века. Но финал – особый, сорокинский – символизирует конец традиционного романного мышления.

99. Виктор Пелевин. «Чапаев и Пустота» (1996).
Буддийский триллер, мистический боевик о двух эпохах (1918 год и 1990-е). Которая из эпох настоящая – неизвестно, да и не важно. Острое чувство жизни в разных измерениях, сдобренное фирменной иронией. Иногда даже захватывает дух. Страшно и весело.

100. Владимир Сорокин. «Голубое сало» (1999).
Самый скандальный роман этого автора. Бурный сюжет, водоворот событий. Завораживающая игра с языком – как в симфонии. Китаизированная Россия будущего, Сталин и Гитлер в прошлом и много еще чего. А в целом, когда дочитаешь, пробивает до слез.

 

Возможно, будет полезно почитать: