Психические состояния. Активность

Личность, формируется, не является пассивным продуктом взаимодействия биологического и социального факторов. Взаимодействие этих факторов реализуется через активность ребенка.

Активность личности - условие и результат психического развития индивида, проявляется в его деятельности

Средством активности ребенка, что проявляется в деятельности, происходит двустороннее взаимодействие подрастающей личности с социумом протяжении взросления индивида и усложнение его психической организации a активность тоже обогащается, как содержанием, так и способами ее выражения На разных стадиях развития ребенка его активность проявляется на таких уровнях (по Г Люблинской):

а) репродуктивный (копирование действий взрослого в словах, играх, манере поведения)

б) исполнительный (выполнения ребенком поставленных взрослым задач и на этой основе выработки новых умений)

в) самостоятельный (самостоятельная постановка задач, поиски и апробация способов их решения).

Сначала свою активность дети направляют на взрослого, вызывая обратное влияние с его стороны. В последствии, начиная с преддошкольного возраста, ребенок направляет свою активность на самопознание и самосовершенствование.

По мере формирования мотивации и самосознания индивид становится избирательно восприимчивым к воздействиям среды, чувствительным к тому, что соответствует его жизненным устремлениям. Социальное окружение меняется для индивида вследствие его роста, увеличения физических и умственных возможностей, становление новых видов деятельности. То, что привлекает в окружающем мире дошкольника, теряет актуальность для младшего школьника. Психологические потребности разные в подростковом и юношеском возрасте. Личностная динамика наблюдается и на протяжении всех периодов взросления.

Влияние общественной среды на психическое развитие индивида зависит от развития его направленности и способности восприятия, подражания, от становления его потребностей и стремлений Имеет место избирательность проявления и направленности активности личности. Даже в одной семье дети, имея одних родителей, развиваются по-разному в зависимости от того, как складываются их действующие взаимоотношения с окружающими людьми, как взрослые осуществляют воспитания этих детей. Различия активности индивида сказываются на всех аспектах его психической жизни - содержании и способах познания окружающей действительности и себя, регуляции эмоций и поведения, построении взаимоотношений с другими людьми, становится основой для формирования индивидуальности личности.

Данные исследований показывают, что даже у детей-близнецов, имеющих идентичные генотипы и живущих в одной семье, часто формируются различные эмоциональные, волевые, характерологические черты вследствие того, что в их возрасте один ребенок чаще выступает как инициатор, лидер, а другой - как исполнитель, подчиненный.

Не столько семья социализирует ребенка, сколько ребенок сам социализирует окружающих его близких, подчиняет их себе, пытается сконструировать удобный и приятный для себя мир...

В процессе взросления ребенок, проявляя свою активность во взаимодействии со взрослыми, не только развивается сам, но и видоизменяет отношения в новые, более сложные формы, определяет влиятельность воздействия внешней - социальной среды, а также при определенных условиях может модифицировать действие биологического фактора.

Всеобщей характеристикой жизни является активность – деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире.

Активность как деятельное состояние субъекта детерминирована изнутри, со стороны его отношений к миру, и реализуется во вне – в процессах поведения.

Принципиальное отличие активности и деятельности заключается в том, что деятельность выходит из потребности в предмете, а активность – из потребности в деятельности.

4.1.Внутренняя характеристика активности. Говоря об активности человека, исследователи обычно подразумевают возможность ответа на следующие вопросы:

*Если кто-то проявляет активность, то ради чего? (мотивационная основа активности);

*Активность – в каком направлении? (целевая основа);

*Каким образом, посредством каких психологических механизмов реализуется активность? (инструментальная основа).

К внутренней организации активности человека, по А.В.Петровскому, входят мотивационная, целевая, инструментальная основы активности.

Мотивационная основа активности. Каждое живое существо, и человеческий индивид в том числе, несет в себе внутренний образ своих жизненных отношений с миром. Для человека эти отношения весьма многообразны: откликаться на нужды других людей, ощущать себя частью Природы и. п. Все это – многообразные формы субъектности человека.

Во-первых , субъект активности представляет «индивидуальное Я» человека. Деятельность человека, как он сам считает, мотивируется его собственными интересами и потребностями: «Я поступаю так, потому что именно Я хочу этого», «Я делаю это для себя самого».

Во-вторых, субъект активности – это «Я другого во мне», когда «присутствие» другого переживается как своего рода вторжение в свой внутренний мир.

В-третьих, субъект активности таков, что он не отождествим ни с кем из людей конкретно – надындивидуален. Но в то же время он имеет отношение к каждому, выражая собой то, что должно быть свойственно всем людям – «человеческое в человеке»: совесть, разум, добро, красоту, свободу».

В-четвертых, субъект активности безличен и отождествляется с природным телом индивида, «не Я»: он погружается при этом в стихию природного. В психоаналитических концепциях это активное начало обозначают термином «Оно» (З.Фрейд) и рассматривают как средоточие сил любви(инстинкт продолжения рода) и смерти (инстинкт разрушения, агрессия). «Не Я», однако, при таком взгляде не исчерпывается сугубо биологическими побуждениями: творчество, альтруизм и даже религиозные устремления иногда рассматривают как проявления чисто природного начала.

Кроме четырех указанных аспектов мотивационной основы активности, внутреннюю организацию активности человека составляют потребности. Потребности выступают источником активности человека.

Потребности это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий существования и выступающее источником его активности.

К человеческим потребностям относят его витальные нужды и устремления (от ‘vita’ - жизнь): необходимость в пище, воде, во сне, чувстве безопасности и т.п.; социальные интересы: необходимость принадлежать группе других людей, вступать в эмоциональные контакты, обладать определенным статусом и т.п.; экзистенциальные побуждения: «быть субъектом собственной жизни», чувствовать самоидентичность и т.п.

Целевая основа активности. Процесс удовлетворения потребностей субъекта предполагает достижение им тех или иных целей (конечной или промежуточной).

Деятельность предполагает наличие в активности человека осознанной цели.

Цель – то, к чему стремятся, что намечено достигнуть . Важно различать цели и мотивы активности человека.

Мотивы – это побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением потребностей, в которых проявляется активность субъекта, а также определяется его направленность.

В мотивах, так же как и в целях, предвосхищено возможное будущее. В мотивах как бы написано, чем является активность для субъекта, что должно произойти с ним самим. Цели активности ориентированы вовне, в них предвосхищен результат, который должен существовать объективно – будь-то художественное полотно, выточенная деталь, доказанная теорема.

В отличие от мотивов, цели человеческой активности всегда сознаваемы. Цель есть предвосхищаемый в сознании результат, доступный пониманию самого субъекта, а также – других людей. Мотивы же – это достояние прежде всего самого субъекта, они могут быть представлены уникальными и глубинными его переживаниями, далеко не всегда находящими отклик и понимание у кого-либо еще.

Следует различать конечную и промежуточные цели.

Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения цели конечной. Так, художник, делая эскизы будущей картины, преследует промежуточную цель.

Процесс поставки цели обозначается как целеобразованием.

Инструментальная основа активности. Важные ее составляющие – знания, умения, навыки.

Знания – это не только совокупность сведений о чем-то, но и способность людей ориентироваться в системе социальных отношений, действовать соответственно обстоятельствам в различных жизненных ситуациях.

Навыки – это освоенные до степени автоматизма способы употребления определенных средств деятельности. Человек выполняет действие «машинально». Такие автоматизированные элементы действия встречаются в любой сфере деятельности, ставшей для человека привычной. Так, автоматизируется способы написания и соединения букв в слове, но сам процесс письма остается целенаправленным, преднамеренным действием.

На основе знаний и навыков складывается фонд умений человека.

Умение – способность осознанно выполнять необходимое действие. «Знать» что-либо еще не значит «уметь»: необходимо владеть способами превращения информации о каком-либо предмете в управляющие действия- «команды». В отличие от навыков , каждый из которых образован серией автоматически следующих друг за другом «команд», обусловленных знаниями человека, умения проявляются в осознанном использовании человеком определенных «команд». Умения составляют основу мастерства личности.

Умения и навыки подразделяются на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические, практические.

Двигательные навыки и умения включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности, например спортивная, целиком построенные на основе двигательных навыков и умений.

Познавательные – включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний.

Теоретические – связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие навыки и умения более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.

У каждой проблемы есть решение – простое и удобное. И для ее решения нужны знания и навыки. Г. Менкен

Практические – формируются в ходе практической деятельности человека, когда он встречается не с теорией, а с реальной жизнью. Они позволяют адаптироваться к этой жизни.

4.2.Внешняя организация активности. Деятельность – наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности, целостный мотивированный акт поведения.

Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение продукта материальной или духовной культуры.

Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая.

Всякая деятельность состоит из ряда актов - действий или поступков , основанных на побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель.

В различных условиях цель может быть достигнута разными способами (операциями ) или путями (методами ), действие выступает как решение задачи.

Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее.

Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.

Любой вид деятельности связан с движениями:

Мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником;

Или движение речевого аппарата при произнесении слов.

Движение есть физиологическая функция живого организма. Двигательная, или моторная, функция у человека появляется очень рано.

Первые движения наблюдаются во внутриутробный период развития, у зародыша. Новорожденный кричит и производит руками и ногами хаотические движения, у него проявляются и врожденные комплексы сложных движений; например, сосательный, хватательный рефлексы.

Врожденные движения младенца предметно не направлены и стереотипны. Как показывают исследования по психологии детства, случайный контакт раздражителя с поверхностью ладони новорожденного вызывает стереотипное хватательное движение.

По физиологической основе все движения человека могут быть разделены на две группы:

Врожденные (безусловно-рефлекторные);

Приобретенные (условно-рефлекторные).

Подавляющее количество движений, включая передвижение в пространстве, человек приобретает в жизненном опыте, т, е. большинство его движений являются условно-рефлекторными.

Лишь незначительное количество движений (крик, моргание) являются врожденными.

Двигательное развитие ребенка связано с преобразованием безусловно рефлекторной регуляции движений в систему условно-рефлекторных связей.

Огромны прижизненные возможности развития движений человека. Они включены в различные виды труда обслуживают межличностные отношения.

Упрочившиеся системы движений начинают выражать некоторые индивидуальные особенности личности.

Движения ходьбы образуют походку, которая отличает одного человека от другого. На изменение походки, скорости движения оказывают влияние переживания.

Огромное число движений (мимика, жесты) передают чувства, мысли, отношения. Жесты и мимика выполняют роль языка знаков.

Звуки речи, создаваемые движением гортани, напряжением голосовых связок, полостью рта, относятся к движениям, обеспечивающим (через звук речи) информацию о психических состояниях человека.

Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с двигательными задатками. У балерин, спортсменов, певцов, актеров двигательные способности доводятся до такой степени совершенства, что они становятся объектом эстетического восприятия.

Система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения, называется действием .

В отличие от движений, которые связаны с моторной функцией организма, действия изначально носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующими поколениями, с которыми сталкивается человек.

Самыми простыми действиями являются предметные . Ребенок учится есть ложкой, мыть руки мылом, вытирать их полотенцем. В самих предметах, созданных руками человека, заложен способ действия с ними.

Ребенок постепенно овладевает предметным миром, и соответственно с этим происходит развитие его действий. Из случайных соприкосновений с предметами постепенно развиваются целенаправленные действия.

Появление действий связано с выделением предметов из окружающей среды и их использованием в соответствии с потребностями ребенка. На первом году жизни выделение предметов и операции с ними основываются только в чувственном образе. С развитием речи слово начинает направлять и регулировать действие, хотя образ и остается по-прежнему важнейшим его компонентом.

Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей .

Тогда они становятся актом поведения: поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им.

В психологии различают физические (внешние, моторные) действия с предметами и умственные (внутренние, психические) действия с психическими реальностями.

Исследования психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план.

Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.

Рассмотрим это на примере. Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, прикладывая их друг к другу. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отвлеченное от самих предметов и внешнего действия с ними. Объектом оперирования становятся символы: слова и числа.

Формирование разнообразных умственных действий обеспечивает умственную деятельность.

Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной.на достижение желаемой цели, человек планирует действие в уме, оперируя образами и речевыми символами.

Внешняя деятельность направляется и контролируется умственной деятельностью.

Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

Как уже было сказано, деятельность – это динамическая система, которая способна изменяться, а между внутренней (психической) и внешней (физической) составляющими происходят взаимопереходы.

Процесс перехода от внешнего реального действия к внутреннему идеальному называют интериоризацией.

Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которых в данное время нет в поле зрения.

Важным способом такого перехода является слово, а способом перехода – речевое действие.

Внешняя сторона деятельности – движения, с помощью которых человек влияет на окружающий мир, - определяется и регулируется внутренней деятельностью, мотивационной, познавательной и регуляционной.

Процесс перехода от внутренней (психической) к внешней (предметной) деятельности называют экстериоризацией. Так, например, обдуманный ход решения задачи, ученик начинает записывать последовательность действий в тетрадь.

Внешняя деятельность контролируется внутренним планом действия. Человек сравнивает производимое действие с запланированным, существующим в виде образов и мыслей.

Умственный план реального действия и регулирование на его основе движений и действий названы акцептором действия.

Данный механизм позволяет сравнивать реальный результат с желаемым и вносить коррективы, направленные на достижение окончательной цели.

П. К. Анохин, разработавший понятие акцептора действия, определяет его как аппарат контроля результатов действия и сличения их с поставленной целью.

По степени осознанности целей (“зачем я это делаю”) и последствий (“к чему это может привести”) действия делятся на импульсивные и волевые.

Импульсивные действия характеризуются малой степенью осознанности целей и возможных последствий.

Возникший в сознании образ или слово, команда сразу же вызывает действие.

Импульсивные действия часто встречаются у младших школьников и подростков - это обычные случаи не злостного, случайного нарушения дисциплины.

Волевые действия предполагают продуманность целей и возможных последствий.

Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность.

Действие – это относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение промежуточной осознанной цели.

Действие может быть как внешним, которое выполняется с участием двигательного аппарата и органов чувств, внутренним – умственным. Термином «действие» описываются процессы поведения, соответствующие целям, которые ставит субъект. Действия осознаны, ибо осознанна их цель. Осознан и объект, на который направлено действие. Действие это целевой акт поведения субъекта.

Действие в составе активности является более дробной единицей ее анализа, чем деятельность; однако и оно может быть представлено в виде сочетания более мелких фрагментов поведения – операций.

Когда поведение рассматривается в его взаимосвязи с инструментальной основой деятельности, оно выступает как последовательность операций.

Одно и тоже действие может выполняться с помощью совсем не похожих друг на друга операций. Например, различие в операциях, осуществляемых при игре на разных музыкальных инструментах: гитаре, трубе, флейте. Исполнение одного и того же произведения реализуется по средством совершенно несходных движений.

Рассматривая какое-либо действие, можно различить его моторные, сенсорные и центральные компоненты . Соответственно и функции, которые выполняют эти компоненты во время действий, могут быть определены как выполнение, контроль и регулирование.

Способы выполнения, контроля и регулирования действий называют приемами деятельности .

Каждая из перечисленных функций может быть реализована человеком как осознанно так и неосознанно. Например, система движений гортани, необходимая для произношения слов, совсем не осознается человеком. Хотя грамматические формы и содержание фразы, которую человек собирается произнести, всегда вначале осознается.

Возможно и обратное явление, когда действие требуют сначала детального осознанного регулирования, а дальше начинаются выполняться с меньшим участием сознания – автоматизируются. Именно такую частичную автоматизированность выполнения и регулирования движений человека называют навыком.

Формирование навыка никогда не бывает самостоятельным, изолированным процессом. Каждый навык функционирует и состоит из системы навыков, какими уже владеет человек. Одни из них помогают новому навыку образоваться и функционировать, другие затрудняют, третьи его видоизменяют.

Как известно, действие определяется его целью, объектом и условиями (ситуацией). Действие выполняется как система необходимых приемов двигательного выполнения, сенсорного контроля и центрального регулирования.

Общая закономерность выработки навыка заключается в том, что получив новое задание человек стремится вначале использовать такие приемы, какими он уже владеет. Успешность переноса приемов деятельности зависят от того, насколько точно оценивается сходство заданий с точки зрения способов их решения. Можно выделить два крайних случая.

Первый – когда цель или объекты, или условия двух действий воспринимаются человеком как сходные, хотя на самом деле эти действия различны по приемам выполнения, контроля и центрального регулирования. В такой ситуации проявляются неэффективные приемы действия. Тогда говорят о негативном переносе, или интерференцию, навыков.

Например, драматична демонстрация механизма интерференции наблюдалась в массовых масштабах в Швеции. Там было провозглашено о переводе всего транспорта с левостороннего движения на правостороннее. Что привело к негативным последствиям: ошибок во время движения и рекордное количество аварий.

Другой возможный крайний случай – когда цель, объекты или условия внешне различны, тогда как действия, необходимые для правильного решения сходны с приемами выполнения, контролем и регулированием.

Так, наличие у школьников хороших навыков применения напильника значительно облегчает им овладение приемами резания металла другими инструментами. В этом случае при наличие разных объектов и цели действие имеет сходство приемов выполнения и сенсорного контроля. В этой ситуации говорят о позитивном переносе, или индукцию, навыков.

Еще одним элементом деятельности – это привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки, то привычки являются негибкой частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения.

Деятельность – наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности, - целостный мотивированный акт поведения. Результатом деятельности является динамика переживаний, выражающих отношение между субъектом потребности и ее объектом.

Деятельность человека реализуется в его действиях.

Действие. Этим термином описываются процессы поведения, соответствующие целям, которые ставит субъект.

Действия – осознанны , ибо осознанна их цель. Осознан и объект , на который направлено действие. Объекты действия – это «вещи» как носители значений, в которых кристаллизован совокупный человеческий опыт. Итак, действие есть целевой акт поведения в поле значений субъекта. Результатом действия является преобразование или познание жизненной ситуации. В этой связи говорят о предметно-преобразовательных и предметно-познавательных актах.

В первом случае (предметно-преобразовательный акт), человек изменяет ситуацию согласно имеющимся у него представлениям о том, какой она должна быть.

Во втором случае предметная ситуация должна как бы нетронутой, активность познающего субъекта имеет характер уподобления предмету. В обоих случаях, благодаря действию, достигается более тесная связь человека с миром.

Говоря о том, что объектом действия является вещь как носитель значений, подчеркивают возможность единого понимания людьми эффектов производимого действия. В случае затрудненности такого «прочтения» действие производит впечатление абсурдного, то есть в глазах окружающих перестает быть собственно действием. В психологических текстах, посвященных проблеме деятельности, цитируют, например, такой замечательный эпизод, рассказанный Куртом Лоренцем. Известный этолог однажды водил «на прогулку» выводок утят, замещая собой их мать. Для этого ему приходилось передвигаться на корточках и крякать.

Реакция недоумения на лицах туристов может быть понята как свидетельство невозможности установить значения действия.

Действие в составе активности является более дробной единицей ее анализа, чем деятельность; однако и оно может быть представлено в виде сочетания более мелких фрагментов поведения – операций .

Операции. Когда поведение рассматривается в его взаимосвязи с инструментальной основой деятельности, оно выступает как последовательность операций. Построение взаимодействий между средствами, отвечающими цели субъекта, относится к области операций.

Таким образом, деятельность, действия, операции проявляясь во внешних мотивационных, целевых, инструментальных отношениях индивида создают гибкую динамичную систему.

4.3. Виды деятельности. У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Практически дать характеристику всем видам очень сложно, так как их количество очень велико. Есть три основных параметров потребностей – сила, количество, качество .

Под силой потребности имеется в виду значение соответствующей потребности для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал. Более сильная потребность является более значимой, возникает чаще, доминирует над другими потребностями и заставляет человека вести себя таким образом, чтобы в первую очередь была удовлетворена именно данная потребность.

Количество – это число разнообразных потребностей, имеющихся у человека и время от времени становящихся для него актуальными. Есть люди, у которых число потребностей относительно невелико, и они вполне успешно справляются с их систематическим удовлетворением, получая удовольствие от жизни. Но есть такие, которые имеют множество различных, порой противоречащих друг другу, несовместимых потребностей. Актуализация таких потребностей требует одновременного включения человека в различные виды деятельности, причем нередко возникают конфликты между равнонаправленными потребностями и ощущается дефицит времени, необходимого для их удовлетворения. Такие люди обычно жалуются на нехватку времени и испытывают неудовлетворение от жизни.

Под своеобразием потребности имеются в виду предметы и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть достаточно полно удовлетворена у данного человека, а также предпочитаемый способ удовлетворения этой и других потребностей. Например, познавательная потребность одного человека может быть удовлетворена в результате систематического просмотра только развлекательных передач по телевидению. Другому для полного удовлетворения аналогичной потребности мало чтения книг, газет, просмотра телепередач. Третьему помимо перечисленного необходимо систематическое общение с людьми – носителями полезной информации.

Кроме указанного, есть и другой путь: обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям. Это общение, игра, учение, труд.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, личных и деловых отношений. Общение может быть непосредственным и опосредованным (нет прямых контактов между людьми), вербальным и невербальным.

Игра это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр). Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.

Учение - процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Учение – вид деятельности, цель которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным (осуществляется в специальных учебных заведениях) и неорганизованным (дополнительный результат других видов деятельности). У взрослых учение может иметь характер самообразования.

Труд - деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.

Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры.

Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют следующие аспекты прогрессивного преобразования деятельности:

1.Филогенетическое развитие системы деятельности человека (филогенетическое преобразование системы деятельности совпадает по существу с историей социально-экономического развития человечества. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением у людей новых видов деятельности). Процесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельностей называют социализацией.

2.Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития(онтогенез).

3.Изменени, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.

4.Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.

— интегрированные отражения воздействий на субъекта как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания (бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, скука и т.д.).

Психические состояния человека

Весьма подвижна, динамична. Поведение человека в какой-либо промежуток времени зависит оттого, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в это конкретное время.

Очевидно, что бодрствующий человек отличается от спящего, трезвый — от пьяного, счастливый — от несчастного. Психическое состояние - как раз и характеризует особен ноет и психики человека в определенный промежуток времени.

При этом психические состояния, в которых может находиться человек, конечно, влияют и на такие его характеристики, как психические процессы и психические свойства, т.е. эти параметры психики тесно связаны друг с другом. влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретая устойчивость, могут стать свойством личности.

Вместе с тем современная психология рассматривает психическое состояние как относительно самостоятельный аспект характеристики психологии личности.

Понятие психического состояния

Психическое состояние — понятие, которое используется в психологии для условного выделения в психике индивида относительно устойчивого компонента, в отличие от понятий «психический процесс», подчеркивающий динамический момент психики и «психическое свойство», указывающее на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность в структуре его личности.

Поэтому психологическое состояние определяется как устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека.

Как правило, чаще всего под состоянием понимается некая энергетическая характеристика, влияющая на активность человека в процессе его деятельности — бодрость, эйфория, усталость, апатия, депрессия. Также особо выделяют. которые в основном определяются уровнем бодрствования: сон, дремота, гипноз, бодрствование.

Особое внимание уделяется психологическим состояниям людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (при необходимости экстренного принятия решений, во время экзаменов, в боевой обстановке), в ответственных ситуациях (предстартовые психологические состояния спортсменов и т.п.).

В каждом психологическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты. Поэтому в структуру психологических состояний входят множество разнокачественных компонентов:

  • на физиологическом уровне проявляется, например, в частоте пульса, артериальном давлении и т.п.;
  • в моторной сфере обнаруживается в ритме дыхания, изменении мимики, громкости голоса и темпа речи;
  • в эмоциональной сфере проявляется в положительных или отрицательных переживаниях;
  • в когнитивной сфере определяет тот или иной уровень логичности мышления, точность прогноза предстоящих событий, возможность регулирования состояния организма и т.п.;
  • на поведенческий уровне от него зависит точность, правильность выполняемых действий, их соответствие актуальным потребностям и т.п.;
  • на коммуникативном уровне то или иное состояние психики влияет на характер общения с другими людьми, способность слышать другого человека и воздействовать на него, ставить адекватные цели и достигать их.

Исследования показали, что возникновение тех или иных психологических состояний базируется, как правило, на актуальных потребностях, которые выступают по отношению к ним в качестве системообразующего фактора.

Так, если условия внешней среды способствуют быстрому и легкому удовлетворению потребностей, то это ведет к возникновению позитивного состояния — радости, воодушевления, восторга и т.п. Если же вероятность удовлетворения того или иного желания низкая или вообще отсутствует, то психологическое состояние будет негативным.

В зависимости от характера возникшего состояния могут резко изменяться все основные характеристики психики человека, его установки, ожидания, чувства, или. как говорят психологи, «фильтры восприятия мира».

Так, для любящего человека объект его привязанности кажется идеальным, лишенным недостатков, хотя объективно он может таковым и не являться. И наоборот, для человека в состоянии гнева другой человек выступает исключительно в черном цвете, причем те или иные логические доводы очень слабо влияют на подобное состояние.

После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами, вызвавшими то или иное психологическое состояние, например любовь или ненависть, человек приходит к какому-то результату. Этот результат может быть следующим:

  • или человек реализует потребность, вызвавшую то или иное психическое состояние, и тогда оно сходит на нет:
  • или результат оказывается отрицательным.

В последнем случае возникает новое психологическое состояние — раздражения, фрустрации и т.п. При этом человек вновь упорно пытается удовлетворить свою потребность, хотя она и оказалась трудно выполнимой. Выход из этой сложной ситуации связан с включением механизмов психологической защиты, которые способны снизить уровень напряженности психологического состояния и уменьшить вероятность хронического стресса.

Классификация психических состояний

Жизнь человека — непрерывная череда разнообразных психических состояний.

В психических состояниях проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникают в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как к ним относимся.

Психическое состояние — временное своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его , личностным отношением к этой деятельности.

Познавательные, эмоциональные и волевые процессы комплексно проявляются в соответствующих состояниях, определяющих функциональный уровень жизнедеятельности индивида.

Психические состояния являются, как правило, — системой реакций на определенную поведенческую ситуацию. Однако все психические состояния отличаются резко выраженной индивидуальной особенностью — являются текущей модификацией психики данной личности. Еще Аристотель отмечал, что добродетель человека состоит, в частности, в том, чтобы на внешние обстоятельства отвечать в соответствии с ними, не превышая и не преуменьшая должного.

Психические состояния подразделяются на ситуативные и личностные. Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются:

  • на общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида;
  • состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения;
  • конфликтные психические состояния.

К устойчивым психическим состояниям личности относятся:

  • оптимальные и кризисные состояния;
  • пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость);
  • психические состояния нарушенного сознания.

Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействием левого и правого полушарий мозга, функциональными связями коры и подкорки, взаимодействием первой и второй сигнальных систем и в конечном счете с особенностями психической саморегуляции каждого индивида.

Реакции на воздействия внешней среды включают в себя прямые и вторичные приспособительные эффекты. Первичные — специфичный ответ на конкретный стимул, вторичные — изменение общего уровня психофизиологической активности. Исследованиями выявлены три типа психофизиологической саморегуляции, что соответствует трем типам общефункциональных состояний психической активности:

  • вторичные реакции адекватны первичным;
  • вторичные реакции превышают уровень первичных;
  • вторичные реакции слабее необходимых первичных реакций.

Второй и третий тип психических состояний вызывают избыточность или недостаточность физиологического обеспечения психической активности.

Перейдем к краткой характеристике отдельных психических состояний.

Кризисные состояния личности

Для многих людей отдельные житейские и служебные конфликты оборачиваются непереносимой психической травмой, острой непроходящей душевной болью. Индивидуальная психическая уязвимость личности зависит от ее моральной структуры , иерархии ценностей, того значения, которое она придает различным жизненным явлениям. У некоторых людей элементы морального сознания могут быть несбалансированы, отдельные нравственные категории могут обрести статус сверхценности, образуются моральные акцентуации личности, ее «слабые места». Одни люди высокочувствительны к ущемлению их чести и достоинства, несправедливости, нечестности, другие — к ущемлению их материальных интересов, престижа, внутригруппового статуса. В этих случаях ситуативные конфликты могут перерастать в глубокие кризисные состояния личности.

На психотравмирующие обстоятельства адаптивная личность, как правило, реагирует защитной перестройкой своих установок. Субъективная система се ценностей направляется на нейтрализацию травмирующего психику воздействия. В процессе такой психологической защиты происходит коренная перестройка личностных отношений. Душевный беспорядок, вызванный психической травмой, замещается реорганизованной упорядоченностью, а иногда и псевдоупорядоченностью — социальным отчуждением личности, уходом в мир грез, пристрастием к наркотикам. Социальная дезадаптация индивида может проявиться в различных формах. Назовем некоторые из них.

Состояние негативизма — превалирование у личности отрицательных реакций, утрата положительных социальных контактов.

Ситуационная оппозиция личности — резкая отрицательная оценка отдельных лиц, их поведения и деятельности, агрессивность по отношению к ним.

Социальная отчужденность (аутизм) — устойчивая самоизоляция индивида в результате конфликтных взаимодействий с социальным окружением.

Отчужденность личности от социума связана с нарушением ценностных ориентации индивида, отвержением групповых, а в ряде случаев и общесоциальных норм. При этом другие люди и социальные группы осознаются индивидом как чуждые, враждебные. Отчужденность проявляется в особом эмоциональном состоянии личности — устойчивом чувстве одиночества, отверженности, а иногда в озлобленности, даже мизантропии.

Социальная отчужденность может приобрести форму устойчивой личностной аномалии: личность утрачивает способность к социальной рефлексии, учету позиции других людей, резко ослабляется и даже полностью тормозится ее способность к сопереживанию эмоциональных состояний других людей, нарушается социальная идентификация. На этой почве нарушается стратегическое смыслообразование: индивид перестает заботиться о завтрашнем дне.

Длительные и трудно переносимые нагрузки, непреодолимые конфликты вызывают у человека состояние депрессии (лат. depressio — подавление) — отрицательное эмоционально-психическое состояние, сопровождающееся болезненной пассивностью. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно переживаемые подавленность, тоску, отчаяние, отрешенность от жизни; ощущает бесперспективность существования. Резко снижается самооценка личности. Весь социум осознается индивидом как нечто враждебное, противопоставленное ему; происходит дереализация , когда субъект утрачивает чувство реальности происходящего, или деперсонализация , когда индивид утрачивает возможность и необходимость быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, не стремится к самоутверждению и проявлению способности быть личностью. Недостаточность энергетической обеспеченности поведения приводит к мучительному отчаянию, вызванному нерешенностью задач, невыполнением принятых обязательств, своего долга. Мироощущение таких людей становится трагическим, а поведение — недейственным.

Итак, в одних психических состояниях проявляются устойчивые личностно характерные состояния, но бывают и ситуативные, эпизодические состояния личности, которые не только не характерны для нее, но даже противоречат общему стилю ее поведения. Причинами возникновения таких состояний могут быть различные временные обстоятельства: ослабленность психической саморегуляции, захватившие личность трагические события, психические срывы, обусловленные нарушением обмена веществ, эмоциональными спадами и др.

В психологии активность рассматривается как одна из важнейших категорий, характеризующая деятельное состояние человека; всеобъемлющая характеристика жизни, детерминируемая врожденными, приобретенными в онтогенезе и в процессе социализации личности потребностями. Активность всегда направлена на устранение либо внутренних противоречий организма, либо противоречий между организмом и средой, между субъектом и окружающей средой, между личностью и социальной средой. Проявляется она внутри организма в виде физиологических, нейрофизиологических, психических процессов, а вне организма - в виде реакции, действий, поведенческих актов, поведения, деятельности, общения, познания, созерцания на индивидуально-субъектном, индивидуально-личностном уровнях. Устранение противоречий происходит либо с изменением субъектом самого себя, либо преобразованием окружающей среды.

Активность - деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире.
Активное существо не просто пребывает в движении, оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения. Речь при этом может идти о восстановлении энергии, структуры, свойств, процессов и функций живого существа, его места в мире, вообще говоря, - о воспроизведении любых измерений его жизни, если только они рассматриваются как существенные и неотъемлемые. Имея в виду это особое качество - способность к самодвижению, в ходе которого индивид воспроизводит себя, - говорят, что он выступает как субъект активности. В становлении и существовании человеческого индивида как субъекта представлены такие ее проявления, как активация, безусловно - и условно-рефлекторные акты, поисковая активность, Поисковое моделирование в поведении), произвольные акты, воля, акты свободного самоопределения и самополагания субъекта. В соотнесении с деятельностью, активность субъекта определяется как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения.
Активность характеризуется такими свойствами, как спонтанность, то есть обусловленностью производимых актов спецификой внутренних состояний индивида в момент действования, в отличие от реактивности как их обусловленности предшествующей ситуацией; произвольностью , то есть обусловленностью того, что совершается, актуальной целью субъекта, в отличие от полевого поведения, надситуативностью , то есть выходом за границы предустановленного, в отличие от приспособительности, как ограниченности действий рамками заданного; действенностью, то есть устойчивостью по отношению к реализуемой цели, в отличие от пассивности как тенденции непротивления обстоятельствам, с которыми надлежит встретиться в будущем. Феномен активности как единства спонтанности, произвольности, надситуативности и действенности не может быть осмыслен в рамках традиционной "причинно-следственной" схемы, а также согласно схеме "целевой причинности". По-видимому, необходимо выделить особый тип причинности, определяемой спецификой актуального состояния индивида в момент действования. Такая причинность может быть названа актуальной . В отличие от детерминации со стороны "прошлого" (обычные причинно-следственные отношения") или со стороны возможного "будущего" ("целевая" детерминация), в данном случае подчеркивается детерминирующее значение "момента". Корректная форма описания такого типа причинности содержится в работах И. Канта - в его представлениях о "взаимодействии" (или "общении") субстанций.

способность производить общественно значимые преобразова­ния в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляю­щаяся в творчестве, волевых актах, общении.

Отличное определение

Неполное определение

Активность личности

от лат. activus – деятельный) – деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания. А.Л. – вид активности социальной и психической: интенсивность направленности личности на определенную деятельность, наиболее отчетливо проявляющаяся в характере. Активность надситуативная (неадаптивная) – способность человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи, преодолевая внешние и внутренние ограничения деятельности; предполагает существование мотивации, суть которой заключается в самой притягательности действий с непредрешенным исходом. Человеку известно, что выбор, который он собирается сделать, будет оплачен, возможно, разочарованием или срывом, но это не отталкивает, а еще сильнее стимулирует к действию. Интенсивно разрабатывается психологом В.А. Петровским. А.Н. выступает в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, «бескорыстного» риска, сверхнормативной активности. В процессе воспитания необходимо стимулировать такую активность у детей и подростков и поощрять ее проявления. Активность познавательная – деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. А.П. – вид психической активности, проявляющейся у животных в форме ориентировочного рефлекса, а у человека, кроме того, в формах непроизвольного внимания, любопытства, любознательности, творчества. Физиологической основой А. является рассогласование между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом. Различают три уровня А.П. – воспроизводящая, интерпретирующая, творческая. Активность общественная – деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-волевое качество личности. Предполагает наличие интереса к общественной работе и организаторских умений, ответственность при выполнении поручений, инициативность, исполнительность, требовательность к себе и готовность помочь др. при выполнении общественных заданий. Активность социальная – родовое понятие относительно видовых: общественно-политической, трудовой, познавательной и др. Реализуется в виде социальных полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно значимые потребности. Субъектом – носителем А.С. является человек, социальная группа и др. общности. Как общественное свойство личности, А.С. развивается через систему связей человека с окружающей социальной средой в процессе познания, деятельности и общения. Являясь динамичным образованием, А.С. может иметь различную степень проявления. Тот или иной уровень А.С. зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность.

 

Возможно, будет полезно почитать: