Протезирование зубов у детей. Зубное протезирование в детском возрасте

Вопрос протезирования волнует многих взрослых людей. Но мало кто слышал о протезировании молочных зубов – мол, зачем? Ведь после их потери на смену придут полноценные коренные.

Все так, но могут возникнуть ситуации, когда для будущего здоровья всей зубочелюстной системы ребенка необходимо проводить протезирование еще в период молочного или сменного прикуса.

В сегодняшней статье постараемся раскрыть все основные моменты восстановления зубов у детей путем их протезирования.

Чем чревато раннее выпадение?

Для нормальной физиологической смены зубов у детей необходимо несколько условий. Прежде всего, это полностью сформированные и оформившиеся зачатки коренных зубов, а для этого – рассасывание корней молочных.

Основные причины их повреждений :

  • неправильное питание;
  • недостаточная гигиена;
  • болезни и прием некоторых лекарственных препаратов;
  • общие экологические факторы;
  • травмы: ушибы, удары и прочее.

Если молочный зуб потерян или его пришлось удалить, то в этом случае на его месте все же вырастет коренной, однако строго в то время, когда это предусмотрено природой.

Вот примерные сроки роста :

  • резцы центральные, боковые – в 6-9 лет;
  • первые премоляры – 9-10 лет;
  • клыки – 10-11 лет;
  • вторые премоляры – 10-12 лет.

Когда молочные зубы по тем или иным причинам потеряны слишком рано, в большинстве случаев это приводит к самым неприятным последствиям:

  • Возрастание нагрузок от жевания на оставшиеся зубы.
  • Отсутствие нормального роста и развития тканей кости на месте потерянного зуба, что препятствует правильному прорезыванию.
  • Возможен хаотичный рост постоянных зубов – вне ряда или дуги, скученность и прочее.

    Стоящие рядом с пустым местом молочные зубы стараются занять его, постепенно сдвигаясь, поэтому при прорезывании коренного места для него будет недостаточно.

  • Снижение высоты прикуса .
  • Аномалии развития зубочелюстной системы , в частности, патологии прикуса.
  • Плохое пережевывание пищи , что нарушает работу пищеварительной системы.
  • Нарушение речевых функций , плохая дикция.
  • Заболевания височно-нижнечелюстного сустава .
  • Психологические проблемы .

Функции ортопедических конструкций

Основным назначением зубных протезов для детей является препятствие возможным последствиям ранней потери зубов:

  • Нормализация важных физиологических функций: глотания, жевания, речи.
  • Профилактика проблем с дыханием и заболеваний ЛОР-органов.
  • Предупреждение функциональных и морфологических нарушений в развитии зубочелюстной системы и строении лица.

Показания и противопоказания

Для начала следует сказать, что абсолютных противопоказаний к протезированию молочных зубов нет, кроме общих для всех. К ним относятся некоторые болезни, в частности психические.

Обычно говорят лишь о местных и временных противопоказаниях , которые могут быть устранены:

  • острые стадии вирусных и воспалительных несистемных заболеваний;
  • перенесенная недавно лучевая терапия;
  • острый стресс;
  • недостаточность гигиены;
  • конфликт ребенка с родителями.

Даже при индивидуальной непереносимости материала, из которого производятся протезы, можно подобрать адекватную замену, не вызывающую аллергических реакций.

Показания:

  • Разрушение коронковой (верхней) части кариесом, когда восстановлению она не подлежит.
  • Травма: откол коронки, перелом основания или корня и прочее.
  • Флюороз, спровоцировавший разрушение зуба.
  • Воспаление, начавшееся в тканях кости, при котором требуется удалять зуб.
  • Периодонтит, вызвавший расшатывание.
  • Гипоплазия эмали (системная).
  • Бруксизм – скрежетание зубами, вызванное чрезмерным напряжением жевательных мышц.

Как делятся по назначению?

В зависимости от выполняемых функций, то есть прямого назначения, протезы для молочных зубов могут быть съемными и несъемными .

Съемные

Их определяющим признаком является возможность при необходимости легко и быстро снять конструкцию. Могут быть изготовлены из одного материала, а также и сочетать разные по свойствам.

  • Мостовидные протезы . Используются для замещения значительной протяженности дефектов ряда (от трех и более отсутствующих зубов).

    Чаще всего изготавливаются из разного рода пластмасс. Возможно также использование металла для изготовления креплений или отдельных деталей конструкции.

  • Пластинчатые протезы . По отзывам, наиболее распространенная разновидность. Имеют общую деталь – пластиковый базис с креплениями.

    Могут быть как стационарными, так и раздвижными. Подобные конструкции применяются также и в ортодонтии для исправления дефектов прикуса и положения некоторых зубов.

  • Иммедиат-протез . Небольшие цельнолитые конструкции из термопластичных масс на основе нейлона, называются также «бабочкой» из-за своей формы.

    Представляют собой коронку с эластичными креплениями-кламмерами, которые охватывают соседние зубы, удерживая аппарат. Чаще всего применяются при потере одного молочного зуба в результате травмы.

Несъемные

Обычно несъемными бывают те конструкции, которые призваны восстановить частичные дефекты – без полной потери зуба. Их в большинстве случаев выбирают при наличии сохранившейся, хоть и с сильными разрушениями, коронки и целых корнях.

  • Вкладки . Требуются при разрушении коронки без затрагивания пульпы, например, кариесом, или же при повышенной стираемости.

    По сути, вкладка являет собой большую пломбу, которая замещает утраченную часть, сохраняя анатомическую форму поверхностей.

  • Штифтовые вкладки . Необходимы в случае повреждения пульпы и необходимости ее удаления, а также при сохранившихся корнях и практически утраченной коронке.

    Установку штифта проводят максимально аккуратно, не повреждая тонкие стенки корней. Для них используют хромоникелевые и золотые сплавы, восстанавливая затем коронку с помощью пластиковых или фарфоровых фасеток.

  • Коронки . Это металлические конструкции, которые полностью восстанавливают коронковую часть, замещая ее собой.

    Чаще всего используют нержавеющую сталь медицинских марок или безопасный хромоникелевый сплав.

  • Strip-коронки . Новый метод, который подразумевает частичное восстановление фронтальных зубов с помощью специальных съемных колпачков из акрила или светоотверждаемого композита.

    Коронка зуба подготавливается (обтачивается), и на нее надевается колпачок, заполненный фиксирующим цементом. Используются при активном кариозном процессе, гипоплазии эмали, механических повреждениях, нарушениях амелогенеза.

Каким требованиям должны соответствовать?

По сравнению с конструкциями для восстановления зубов, используемыми для взрослых людей, детские протезы должны соответствовать довольно жестким требованиям, касающимся буквально всех аспектов этого вопроса.

Это обусловлено необходимостью учитывать то, что организм малышей еще не сформирован полностью, он растет и развивается.

Речь идет не только о том, что зародышам коренных зубов необходимо создать условия для роста, принимая во внимание увеличивающийся размер челюстей. Также дети более восприимчивы к воздействию разного рода материалов.

Организм пока не может полноценно препятствовать влиянию различных веществ, пагубному развитию микроорганизмов и так далее. Все это обязывает использовать только подходящие материалы в простых конструкциях , которые не смогут навредить здоровью детей.

Еще одно важное обстоятельство, которое должно быть обязательно учтено – конструкции протезов не должны требовать какого-либо повреждения, например, обточки соседних зубов .

Безопасность использования

Требования к конструкциям также особые. Прежде всего они касаются безопасности ребенка.

С помощью протеза нельзя пораниться, травмировать слизистую и мягкие ткани, ребенок должен легко обучиться управляться с аппаратом и понять в полной мере правила, установленные для гигиенических процедур.

Итак, конструкции должны соответствовать таким требованиям :

  • максимальная простота;
  • атравматичность;
  • эстетичность;
  • не должны никоим образом препятствовать росту и развитию зубных дуг и челюстей в целом.

Из каких материалов изготавливают

К предназначенным для ношения детьми зубным протезам выставляются повышенные требования, которые касаются в первую очередь материалов изготовления. Организм ребенка сильно восприимчив и склонен к проявлению аллергических реакций.

Именно поэтому все материалы, используемые в производстве ортопедических конструкций, должны соответствовать определенным условиям и быть:

  • гипоаллергенными;
  • не дающими усадки;
  • легкими;
  • прочными;
  • гигиеничными;
  • не впитывающими влагу;
  • устойчивыми к разного рода воздействиям.

Чаще всего в изготовлении указанных конструкций используют акрилат, нейлон, хромированную, а также нержавеющую сталь марки ЭИ-95 и сплавы на основе золота, серебра и олова.

Этапы процедуры

Протезирование молочных зубов – очень ответственная процедура, от которой зависит будущее здоровье ребенка.

Именно поэтому, независимо от разновидности применяемой в каждом отдельном случае конструкции, его должен проводить врач-профессионал специализированной детской клиники, который учтет все возможные факторы ее влияния.

Вот общие этапы протезирования , которые проходят в обязательном порядке:

  • осмотр и консультация;
  • диагностический этап: детальный опрос и обследование пациента (рентгенограмма);
  • подготовка к протезированию (по необходимости предварительное лечение: эндоканальное, обточка твердых тканей зуба и пр.);
  • снятие слепков;
  • изготовление протеза;
  • примерка и установка конструкции.

Следует уточнить, что установка протеза любого типа требует также общей подготовки зубов – проведения профессиональной чистки поверхности эмали от любых загрязнений: мягкого и твердого налета, зубного камня.

Как проводится протезирование, смотрите на видео:

Длительность использования

Длительность использования протезов и срок их службы – разные понятия. Причем и то, и другое зависит от типа конструкции.

Несъемные конструкции, как, например, штифтовые вкладки, обычно не заменяют. Они замещают собой часть коронки вплоть до смены зуба на коренной.

Другая ситуация со съемными аппаратами. Время их службы намного больше того времени, которое ребенку необходимо будет их носить.

Средний срок, на который устанавливают протезы, составляет около 6-8 месяцев. Однако все зависит от конкретной клинической картины – иногда их носят по 3-4 месяца, а иногда и более года.

Сколько стоит?

Нельзя назвать общую цену для всех протезов, используемых в детской стоматологии. Она напрямую зависит от типа конструкции, ее размера, материалов, используемых для изготовления, и количества замещаемых зубов.

Также стоит учитывать стоимость предварительных и подготовительных процедур , которые могут понадобиться: профессиональная чистка, снятие слепков, лечение кариеса, каналов и прочее.

Минимальная стоимость замещения одного утраченного молочного зуба – около 1000 рублей .

В конструкции, подразумевающей наличие кламмерной фиксации, увеличение числа креплений повышает стоимость в среднем на 800-1000 рублей. Использование благородных металлов при изготовлении также увеличивает цену.

Иногда полная стоимость всего лечения и установки протеза может доходить до 5-10 тысяч рублей .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Протезирование молочных зубов подразумевает восстановление с помощью искусственных материалов поврежденных или удаленных зубов у детей. При этом можно установить как один зубной протез, так и мост из нескольких коронок. Раньше считалось, что в зубных протезах нуждаются только взрослые люди. Но сравнительно недавно врачи пришли к выводу, что преждевременная потеря молочных зубов серьезно нарушает жевательную функцию и отрицательно влияет на здоровье ребенка в целом. Кроме того, отсутствие молочных зубов значительно портит внешность малыша и, как следствие, подрывает его уверенность в себе. Поэтому сегодня родители, озабоченные душевным и физическим состоянием своих детей, все чаще обращаются в клиники по поводу протезирования молочных зубов, тем самым обеспечивая непрерывно растущую популярность данному направлению в стоматологии.

Показания к протезированию зубов у детей

Точный ответ на вопрос, требуется ли вашему ребенку протезирование молочных зубов, может дать только детский врач-стоматолог. Обычно протезирование молочных зубов у детей проводится при наличии следующих показаний:

  • Разрушение молочного зуба кариесом и невозможность его восстановления. Отсутствие коренных зубов негативно отражается на пережевывании пищи, приводит к заболеваниям желудка и нежелательному снижению веса у детей. Потеря же фронтальных зубов может спровоцировать возникновение дефектов речи или психологических комплексов.
  • Разрушение зубов флюорозом. Это хроническое заболевание развивается еще до прорезывания зубов, а впоследствии вызывает появление на них пятен и приводит к их разрушению. Протезирование молочных зубов помогает предотвратить этот процесс и сохранить эстетику детской улыбки.
  • Необходимость удаления зуба в связи с воспалением надкостницы. Это заболевание нередко вызывает появление новообразований, сопровождающихся болями. Зачастую в таких случаях зуб подлежит обязательному удалению.
  • Расшатывание или выпадение зубов при периодонтите. Это заболевание, при котором поражается соединительная ткань между костью зубной лунки и корневым цементом. Оно может также привести к нежелательной потере зубов у ребенка, а потому является еще одним показанием к протезированию молочных зубов.
  • Раннее выпадение молочного зуба. Выпадение молочного зуба за год и более до появления постоянного приводит к укорочению зубного ряда в постоянном прикусе у детей , ненормальному прорезыванию постоянных зубов и значительным нарушениям в зубочелюстной системе.
  • Травма зуба. Дети в силу своего активного образа жизни гораздо чаще, чем взрослые, подвержены травмам. А преждевременная потеря даже одного молочного зуба, как уже отмечалось выше, может привести к нежелательным для детского организма последствиям.
  • Непроизвольный скрежет зубами (бруксизм). При несвоевременном лечении это заболевание может привести к деформации или преждевременной потере зуба.
  • Адентия. Это полное или частичное отсутствие зубов, которое может быть как врожденным, так и вызванным объективными причинами.

Особенности протезирования зубов у детей

Детское протезирование зубов имеет свои нюансы. Во-первых, у взрослых челюсть сформирована, тогда как ребенок все время растет, и стоматолог должен сделать все возможное, чтобы протезирование молочных зубов не вызвало нарушение процессов развития в организме. Поэтому протезы для зубов для детей должны быть гипоаллергенными, безопасными, удобными, устойчивыми к воздействию химических веществ. Поэтому для изготовления детских зубных протезов используются такие материалы, как акрил, сталь с хромовым покрытием, нержавеющая сталь, сплавы серебра и олова. Во-вторых, детские конструкции не должны мешать развитию челюсти.

По своему назначению зубные протезы для детей подразделяются на следующие группы:

  • лечебные – восстанавливают функции и корректируют строение зубов;
  • профилактические – предотвращают деформации и патологии развития зубов и челюстей;
  • фиксирующие – служат для крепления ортодонтических аппаратов и лечебных материалов.

Интересный факт!

Детские зубы назвал молочными еще Гиппократ. Он был убежден, что первая смена человеческих зубов развивается из молока, которым питаются младенцы.



Виды протезов для зубов у детей

Обычно детям устанавливаются несъемные, съемные или условно-съемные зубные протезы . Съемные (временные) протезы изготавливаются по индивидуальным отпечаткам челюстей, иногда с дополнительными элементами (винтами, пружинами, дугами). В детском протезировании зубов их устанавливают при отсутствии нескольких зубов с целью расширения челюсти или исправления расположения зубов, и они подлежат регулярной замене по мере роста ребенка. Несъемные зубные протезы устанавливаются для длительного ношения и удаляются вместе с выпадающими молочными зубами.

Протезы для зубов

Вид протеза Материал Характеристики
Коронки Нержавеющая сталь, сплавы металлов, акрил (Strip-коронки) Сплавы металлов Используются при частичном поражении зубов кариесом, травме, бруксизме. Процедура установки таких протезов проходит намного быстрее и проще, чем обычное пломбирование. При этом пульпа сохраняется, а обточка зуба производится по методике для «взрослого» протезирования. В процессе монтажа коронки врач должен внимательно следить за тем, чтобы коронка не заходила за край десны. Несъемные коронки можно устанавливать детям в возрасте от 1 года до 12 лет, поскольку они не влияют на естественный процесс выпадения молочных зубов.
Штифты Сплавы металлов Конструкция штифта для детского протезирования зубов аналогична конструкции штифта у взрослых. Детский штифт отличается только специальным элементом для более надежной фиксации. Как правило, штифты устанавливаются в корни фронтальных зубов в верхней челюсти и клыков нижней челюсти. Согласно общепринятой методике, препарирование наддесневой части корня для последующего протезирования штифтом проводится карборундовыми камнями.
Вкладки Сплавы металлов Микропротезы, которые устанавливаются вместо отсутствующих тканей и воссоздают анатомическую форму зуба. В протезировании молочных зубов используются для устранения дефектов с обязательным сохранением зубной пульпы.
Мостовидные протезы Нержавеющая сталь, сплавы металлов Конструкция, состоящая из нескольких коронок, которая крепится к естественным зубам. Восстанавливает функцию жевания и сохраняет эстетику улыбки.
Иммедиат-протезы Акрил, нейлон Самый популярный вид частично-съемных протезов. Используется для замены одного утраченного зуба. Почти незаметен. Требует привыкания. Характеризуется отсутствием противопоказаний и подходит всем пациентам без исключения.
Бюгельные протезы Нейлон Удобные, обеспечивают равномерное распределение нагрузки между всеми зубами. В точности повторяют контуры десен и потому достаточно сложны в изготовлении и требуют нескольких посещений стоматолога. Эластичные и гибкие, они фиксируются на соседних зубах мягкими нейлоновыми кламмерами. Требуют некоторого привыкания. Не натирают десну, почти не видны за счет своей прозрачности.
Полные покрывные протезы Акрил, нейлон Заменяют полностью все зубы на одной или обеих челюстях. Крепятся к небу путем присасывания или при помощи специального крема. Они отличаются прочностью и не нуждаются в особом уходе.

Как выбрать клинику для протезирования молочных зубов?

При выборе клиники для протезирования молочных зубов необходимо изучить информацию об учреждениях, осуществляющих эту процедуру, и, в частности, узнать о наличии у них лицензий на оказание стоматологических услуг детям. Таких клиник немного, но стоит все-таки озадачиться поиском именно той стоматологии, где вашему ребенку окажут профессиональную помощь по протезированию молочных зубов специалисты с соответствующей квалификацией.

Как ухаживать за детскими протезами?

Дети должны ухаживать за зубными протезами так же, как и за естественными зубами. Необходимо чистить зубы дважды в день и после каждого приема пищи. При отсутствии необходимых условий для этого допустимо полоскание чистой водой и применение зубной нити. В отдельных случаях, в зависимости от материала зубных протезов, необходимо проводить регулярную профессиональную чистку зубных протезов в стоматологическом кабинете.



Профилактика протезирования зубов у детей

Преждевременной утраты молочных зубов, а значит, и протезирования зубов у детей можно избежать, если своевременно и регулярно посещать стоматолога, который диагностирует состояние зубов, выявит возможные дефекты прикуса и заболевания полости рта. Правильный уход за зубами и посещение профилактических осмотров позволит устранить проблему на начальной стадии, избежать потери зуба и необходимости протезирования. Немаловажную роль в сохранности молочных зубов играет и питание ребенка. Ведь при недостатке нужных растущему организму веществ зубы разрушаются сами, без механического воздействия на них. В настоящее время при занятости родителей, неблагоприятных экологических и экономических факторах состояние зубов у детей с каждым днем ухудшается и протезирование молочных зубов приобретает все большую актуальность. Поэтому следует принимать профилактические меры для сохранения здоровья зубов с ранних лет.



Цены на протезирование зубов у детей

Стоимость протезирования молочных зубов зависит от категории клиники, квалификации специалиста, объема работы зубного техника и материала, из которого будет изготовлен протез. При этом первичная консультация детского стоматолога в большинстве клиник проводится бесплатно.

Зубное протезирование в детском возрасте - это один из молодых разделов стоматологии детского возраста, входящий в ортодонтию. Он начал успешно развиваться с середины 30-х годов нашего столетия.

Это объясняется тем, что среди стоматологов старой формации до этого времени существовало мнение, что у детей в период временного и раннего сменного прикуса протезирование зубов и зубных рядов является несущественным, бесцельным, не эффективным, и даже противопоказанным, так - как влечет за собой задержку роста и развития челюстных костей.

Учитывая выше сказанное, отечественными авторами доказано, что можно создать такие конструкции протезов, которые не только не задерживают рост челюстных костей, но и оказывают ряд благоприятных воздействий на нормальное развитие и рост всего организма и зубочелюстной системы в частности.

Клинико - биологические основы зубного протезирования в детском возрасте

Клинико - биологическое обоснование необходимости протезирования зубов и зубных рядов у детей является актуальным вопросом стоматологии детского возраста.

Одной из основных особенностей, отличающих ребенка от взрослого, является быстрый рост, т. е. увеличение размеров и веса тела. Как известно, средний вес новорожденного 3,5 кг. К 7 годам ребенок должен весить около 21 кг (его вес увеличивается в 6 раз), а к 15 годам - 40 - 45 кг (увеличение в 13 - 15 раз). Для того, чтобы организм нормально развивался необходимо не только достаточное и полноценное питание, но и полное усвоение питательных веществ, витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Не менее важной особенностью детского организма является несовершенная ферментативная активность желудочно - кишечного тракта.

Следовательно, полноценное усвоение питательных веществ возможно при условии качественного пережевывании пищи, что зависит от состояния зубочелюстной системы ребенка.
Образование дефектов зубных рядов, т. е. анатомические нарушения, ведут к нарушениям функций, а функциональные нарушения усугубляют морфологические нарушения в зубочелюстной системе. Сформировавшийся порочный круг приводит к целому ряду нарушений в развитии всего организма вцелом. Это, главным образом, и послужило основой клинико-биологического обоснования необходимости протезирования зубов и зубных рядов у детей.

Кроме того, от состояния зубов и зубных рядов зависит функция жевательных мышц, устойчивость периодонта, полноценное формирование альвеолярных отростков и челюстных костей, т.е. сохраняется морфо-функциональное равновесие всей зубочелюстной системы и ее нормальное развитие и рост.

На нормальный процесс развития и роста челюстных костей стимулирующее воздействие оказывают три основных фактора:

Первый фактор
- биологическая потенция к росту, которая заложена в природе молодой развивающейся ткани, органа и всего организма.
Второй фактор - процесс прорезывания зубов.
Третий фактор - жевательная нагрузка во время функции.

При отсутствии зубов, вследствие кариозного разрушения и удаления их, как известно, происходит атрофия костной ткани в области утраченных зубов. Тем более кость плохо развивается при ретенции зубов и адентии.

Вследствие образования дефектов зубов и зубных рядов формируются различно ориентированные по плоскостям и по степени тяжести аномалии зубочелюстной системы или ее деформации. Зубы, особенно передней группы, имеют большое значение в звукообразовании и формировании чистоты речи, формировании эстетики лица. Не менее важным является фактор психологической травмы и формирования характера ребенка.

Все названные факторы являются обоснованием обязательной необходимости протезирования зубов и зубных рядов у детей с целью профилактики аномалий развития и деформаций зубочелюстной системы и эстетического оптимума челюстно - лицевой области, а также полноценного роста и развития всего организма.

Причины отсутствия зубов у детей

Причины отсутствия зубов у детей могут быть самыми различными. Каждая из них дает типичный характер дефекта зубных рядов и требует особого подхода в отношении протезирования.
Рассматривая этиологические факторы, первое место среди причин дефектов зубов и зубных рядов занимает кариес и его осложнения, неподдающиеся консервативному лечению - 57,6%, травма - 32,6%, адентия- 6,3%, новообразования и местные воспалительные процессы - 2,3%, ретенция - 1%, инфекционные заболевания (сифилис, туберкулез, нома) - 0,2%.

Как видно, кариес и его осложнения - основная причина потери зубов у детей. Проблема кариеса остается одной из основных проблем в стоматологии. Нет ни одной болезни, которая была бы так сильно распространена, как кариес. Чаще всего разрушаются или отсутствуют фронтальные зубы - 53%, затем первые моляры - 29%, далее премоляры - 9,5%.

В числе причин разрушения или отсутствия зубов у детей и подростков на втором месте стоит травма. Дети весьма подвержены травматическим повреждениям, как вследствие их значительной подвижности, так и меньшей осторожности.

А. А. Лимберг приводит данные о частоте травматических повреждений, около 25% всех переломов челюстей приходится на детский и юношеский возраст. Статистические данные о частоте травм в различные возрастные периоды свидетельствуют о ее последовательном увеличении.

Повреждения приводят к многообразным последствиям, нередко проявляющимся как травматическая болезнь, которая по тяжести может превосходить саму травму. Большинство повреждений в детском возрасте неблагоприятно отражаются на процессах роста и развития челюстей, формирования и прорезывания зубов.

Адентия, как фактор отсутствия зубов, наблюдается у людей проживающих в различных географических условиях и различных расс неодинаково и колеблется от 0,15% (Канада) до 10,4% (Норвегия).

Кроме термина “адентия”, для характеристики врожденного отсутствия отдельных зубов в литературе встречаются и другие: “первичная адентия” (Курляндский В. Ю., 1957), “гиподонтия” (Калвелис Д. А., 1957), адонтия (Бетельман А. И. и др., 1965), “олигодонтия”. Однако, термин “адентия” является наиболее распространенным. Различают частичную и полную адентию.

Выявлено более частое врожденное отсутствие отдельных зубов у мужчин (Агаджанян С. Х., 1986; Бондарец Н. В., 1989).

По данным Х. А. Каламкарова (1973), полная адентия встречается очень редко, а частичная составляет - 0,9% от числа зубочелюстных аномалий у детей.

По данным Агаджаняна С. Х. (1983), адентия отдельных зубов встречается - у 21,5% пациентов, обратившихся за ортодонтической помощью: адентия 1 - 2 зубов наблюдается у 48,5% пациентов, до 4 зубов - у 15,9%, до 10 зубов - у 15,3%, 10 зубов и более - у 20,3%. Отсутствие зубов на верхней челюсти составляет - 53,6%, на нижней - 46,4%. Чаще наблюдается адентия вторых премоляров - 24%, боковых резцов - 18%, третьих постоянных моляров - 16%. Чаще других зубов отсутствуют верхние боковые резцы, верхние или нижние вторые премоляры, третьи моляры. Кроме перечисленных зубов, отмечается врожденное отсутствие также отдельных или всех нижних резцов, первых премоляров, вторых моляров. Редко встречается адентия отдельных клыков.

Причины адентии до конца не установлены. Отдельные исследователи, уменьшенное количество зубов, расценивают как редукцию зубочелюстной системы у современного человека и ее приспособление к новым функциональным потребностям.

Большинство авторов, уменьшенное количество зубов связывают с нарушениями закладки зачатков или их гибелью в период эмбрионального развития, чему могут способствовать болезни матери, а также состояния парафункции отдельных органов или систем во время беременности.

В настоящее время все большее значение уделяется генетически обусловленной информации, приводящей к пороку развития зачатков зубов. В зависимости от степени тяжести, они могут проявляться в виде нарушений формы, размеров, структуры твердых тканей зубов, отсутствием отдельных или групп зубов и полным отсутствием зубом, причем как временных, так и постоянных. Такая адентия, когда отсутствуют зачатки зубов, получила название «истинная адентия».

Одним из таких заболеваний является эктодермальная дисплазия. Наибольшие нарушения в зубочелюстно - лицевой области наблюдаются при ангидротической эктодермальной дисплазии (АЭД).

Этиология адентии недостаточно выяснена, несмотря на то, что в большинстве случаев наблюдается одновременное врожденное уменьшение количества зубов, отсутствие волос, уменьшение и недоразвитие сальных и потовых желез, недоразвитие ногтей, а иногда и умственную отсталость. Все перечисленные проявления связывают с пороком развития всех эктодермальных образований. С другой стороны имеются наблюдения отсутствия целых групп зубов, не сопровождающиеся нарушением других органов эктодермального происхождения.
Патогномоничный симптомокомплекс АЭД: ангидроз, гипотрихоз, множественная врожденная адентия, дисплазия лица и черепа, дисморфогенез мягких тканей полости рта.

Рентгенологически выявляются короткие корни имеющихся зубов. Периодонтальная щель расширена, особенно в области зубов, имеющих контакт с антогонистами. Альвеолярные отростки челюстей гипопластичные, низкие, возвышающиеся только в области имеющихся зубов и их зачатков.

При ортопантомографии обнаруживается, что в беззубых участках верхней челюсти структура костной ткани нарушена (особенно выражено в области бугров), альвеолярный отросток недоразвит или отсутствует. Вертикальные размеры тела нижней челюсти резко уменьшены в связи с недоразвитием альвеолярного отростка.

Принято делить истинную адентию на две группы. К первой группе относят случаи, когда отсутствуют верхние боковые или нижние центральные резцы, или же вторые нижние премоляры. Ко второй - все случаи отсутствия других зубов, причем, как правило, выше перечисленные зубы тоже отсутствуют.
Многие авторы адентию первой группы рассматривают не как патологию, а как редукцию зубочелюстной системы, по аналогии отсутствия третьих моляров - “зубов мудрости”, не называется адентией. Напротив, адентия второй группы является патологией, обусловленной глубокими изменениями организма.

Ильина-Маркосян Л. В. предлагает делить больных с адентией на 4 группы.

В первую группу относят адентию, при которой зубы почти полностью отсутствуют, и имеется ряд общих признаков - основных (форма зубов, неба, альвеолярных отростков) и дополнительных (строение кожи, волос, ногтей).

Ко второй группе относят адентию при отсутствии меньшего количества зубов, но общими остаются основные признаки, дополнительные признаки не выражены, но могут наблюдаться различные проявления аномалий прикуса.

Адентия третей группы сочетается с прогеническим прикусом и уменьшением нижней трети лица. Отсутствуют верхние боковые резцы и все нижние резцы. Между верхними центральными резцами большая диастема. Нижние клыки крупные, и острые. Во время смыкания челюстей нижние клыки почти полностью перекрывают верхние. Верхняя челюсть заметно отстает в развитии от нижней. Небо плоское с торусом, альвеолярный отросток нижней челюсти тонкий, гребневидный. Большая нижняя челюсть с крупными клыками придает лицу суровое выражение.

Адентия четвертой группы включает легкие случаи, как отсутствие вторых верхних и первых нижних резцов, без нарушения прикуса и не сопровождающаяся другими дополнительными признаками.

Протезирование детей с истинной адентией необходимо осуществлять в обязательном порядке и приступать к этому нужно как можно раньше. Эти дети отстают в росте и весе не только по внутренним причинам общего характера, но и вследствие того, что организм не получает в полном объеме достаточно механически переработанную пищу, необходимую для его нормального физического развития. Протезирование детей с адентией четвертой группы не является обязательным, и вопрос о показаниях к нему должен решаться индивидуально.

Нуждаемость детского населения в зубном протезировании

Какова же нуждаемость детского населения Украины в ортопедическом лечении. Литературные статистические данные свидетельствуют о том, что: 1. Дети с временным прикусом имеют дефекты зубов и зубных рядов в 48,5% случаев, из них 25,1% детей нуждаются в протезировании, т.е. каждый 4-й ребенок; 2. В возрасте от 7 до 14 лет нуждаются в протезировании 29,8% т.е. 1 из 3 детей. 3. В возрасте от 14 до 17 лет нуждается в протезировании 38,6% , из них - 37,7% - несъемными конструкциями и 1,3% - съемными конструкциями зубных протезов.

Нуждаемость в ортопедическом лечении детей в г. Харькове (по данным кафедры стоматологии детского возраста Харьковского государственного медицинского университета): 1. Дети с временным прикусом в 29,1% случаев нуждаются в протезировании зубов и зубных рядов. 2. В возрасте от 7 до 14 лет нуждается в протезировании 34,1% детей. 3. В возрасте от 15 до 17 лет нуждается в протезировании 37,1% детей, из них около 2,1% - съемными конструкциями зубных протезов.

Процентное выражение нуждаемости детей г. Харькова в ортопедическом лечении превышает средние республиканские данные по всем возрастным группам.

При проведениии обследования и определения распространенности дефектов зубных рядов для удобства регистрации, систематизации и статистической обработки полученных результатов, Самсоновым А.В. предложена специальная карта обследования. Она отражает необходимые параметры позволяющие определить достоверные значения процента распространенности дефектов зубных рядов у детей, их характер и нуждаемость в своевременном и рациональном протезировании.

Классификации дефектов зубных рядов у детей

Для определения видов дефектов зубных рядов у детей предложено ряд классификаций, отражающих вид прикуса ребенка в зависимости от возраста (временный, сменный, и постоянный), его протяженность в зависимости от количества отсутствующих зубов и степени нарушения функции.

Классификация предложенная Василенко З. С., Триль С. И. (1992).

Демнер Л. М. и Лепехин В. П. (1985) предложили классификацию дефектов зубных рядов, обусловленных ранним удалением зубов во временном, сменном и постоянном прикусе, в которой выделены три группы с учетом топографии, протяженности дефекта и функциональных нарушений. Каждая группа имеет два подкласса.

Первая группа - включенные дефекты зубного ряда, образовавшиеся вследствие преждевременного удаления одного временного зуба:


Вторая группа - включенные дефекты зубного ряда, при котором отсутствуют два рядом расположенных временных зуба:

1. На одной стороне челюсти (односторонний).
2. На обеих сторонах челюсти (двусторонний).

Третья группа - дефекты зубного ряда, когда отсутствуют два или более, рядом стоящих зуба:

1. На одной стороне челюсти (односторонний).
2. На обеих сторонах челюсти (дусторонний).

Ортодонтия
Под редакцией проф. В.И. Куцевляка

Конструкции зубных протезов, применяемые в клинике протезирования детей, имеют особенности, обусловленные особенностями детского организма и их назначением.

Основное показание к их применению - нормализация функции жевания, глотания, речи, дыхания, профилактика морфологических и функциональных нарушений в зубочелюстно-лицевой области, воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта и др.

Конструкции протезов должны быть простыми, чтобы не осложнять процесс их изготовления, быть доступными для всех детей, нуждающихся в протезировании. В практике зубного протезирования детей применяются следующие конструкции зубных протезов: вкладки, коронки, штифтовые зубы, съемные пластиночные протезы, мостовидные протезы и распорки, а также протезы - аппараты.

По назначению они делятся на лечебные, профилактические и фиксирующие. Лечебные восстанавливают морфологические и функциональные нарушения.

Профилактические предупреждают формирование аномалий и деформаций при развитии и формировании зубочелюстной системы.

Фиксирующие - для фиксации других конструкций зубных протезов, ортодонтических аппаратов, лечебных и прокладочных материалов.

По способу фиксации они делятся на несъемные и съемные.

По времени применения (использования) - временные и постоянные, хотя понятие постоянные в детском возрасте относительное, т.к. с ростом, развитием и формированием зубочелюстной системы все конструкции зубных протезов необходимо периодически заменять.

Искусственные коронки

Коронки, применяемые в клинике детского протезирования для удобства изложения, принято условно разделить на «временные» и «постоянные».

К временным относятся профилактические или фиксирующие коронки. Ими покрывают не кариозные зубы, а используют, например, на фронтальные зубы при травматическом отломе угла или режущего края для фиксации лечебного материала, применяя биологический метод лечения пульпита, для фиксации профилактических аппаратов (протезов) у детей с дефектами зубных рядов, предупреждающих смещение зубов, для фиксации ортодонтических аппаратов.

При использовании временных коронок, зубы не препарируют, при плотно стоящих зубах проводят физиологическую сепарацию с помощью эластичных колец или прокладок, а в некоторых случаях достаточно незначительно истончить апроксимальные поверхности.

Особенностью временных коронок является то, что их край должен располагаться на уровне десневого края потому, что:

1) если коронка изготавливается на временный зуб, то, исходя из его анатомической особенности - расположения экватора в области десневого края - коронка будет плотно охватывать зуб, а при попытке введения ее в зубодесневой карман она будет травмировать край десны;

2) если коронка изготавливается на постоянный зуб, то она в области шейки будет значительно шире зуба, поскольку должна пройти через непрепарированный экватор, а, следовательно, при попытке введения ее края в зубодесневой карман, она также будет травмировать десну.

Для изготовления временных коронок используются тонкостенные гильзы, толщиной 0,14 - 0,15 мм. Во время технологического процесса изготовления коронки ее толщина уменьшается до 0,11 - 0, 12 мм. Исходя из этого, после наложения такой коронки появляется незначительное завышение прикуса, которое самоустраняется через 1 - 2 дня, а поэтому не является причиной патологических состояний.

После выполнения своей функции временная коронка свободно снимается аппаратом Коппа, поскольку поверхность эмали зуба гладкая.

При необходимости изготовления постоянных коронок применяются общепринятые врачебные правила и технические методы в зависимости от их конструкции (рис. 156).

Штифтовые зубы

Для протезирования штифтовыми зубами в детском возрасте пригодны преимущественно корни верхних передних зубов и премоляров, имеющих один корень, а также нижние клыки. Корни нижних резцов и премоляров плоские и истонченные и при механической подготовки канала корня под штифт его стенки истончаются, что приводит к перфорации или поломки корня штифтом.
Требования к корню под штифтовый зуб полностью соответствуют требованиям как и для взрослых.

Учитывая анатомические особенности корней и каналов в детском возрасте (тонкие стенки и широкий канал), а также наиболее частое осложнение при протезировании штифтовыми зубами в виде расцементировки и возможного полома корня, для детей разработана специальная конструкция штифтового зуба.

Ильина - Маркосян Л.В. предложила конструкцию штифтового зуба, особенностью которой является то, что в ней имеется приспособление улучшающее фиксацию, герметизацию устья корневого канала и является амортизатором неблагоприятных для корня боковых нагрузок. Это приспособление представляет собой литую вкладку в устье корневого канала кубической формы с сечением 2 -3 мм.

Схема разновидности вкладок изображено на (рис. 157), где видно, как сила, направленная на зуб под каким - либо углом к его вертикальной оси, достигнув препятствия в виде стенок вкладки, раскладывается на две: вертикальную и горизонтальную. Из них практически опасной может быть только горизонтальная, которая значительно ослабляется встречным сопротивлением.

Итак, данная конструкция штифтового зуба имеет следующие положительные свойства:

1. Плотно прилегает к поверхности корня и герметично обтурирует устье корневого канала.
2. Надежно фиксируется на корне.
3. Наличие вкладки раскладывает (перераспределяет) все виды нагрузки на большую площадь поверхности корня, выполняя амортизирующую функцию.
4. Не оказывает отрицательного влияния на корень и ткани зуба.
5. Эффективна в эстетическом отношении.
6. Несложна в изготовлении.

Конструкция штифтового зуба Ильиной - Маркосян Л.В. имеет существенный недостаток в том, что в результате формирования полости под вкладку кубовидной формы неравномерно истончаются стенки корня, что снижает их прочность. Поэтому Цитрин Д. Н. предложил формировать полость в виде двух встречных треугольников, обращенных вершинами к устью корневого канала. Основание одного треугольника обращено к вестибулярной, а второго к оральной поверхности. Такая форма полости под вкладку в меньшей степени ослабляет прочность стенок корня.
Недостатком этой конструкции заключается в трудоемкости формировании полости под вкладку.

Нами предложена конструкция штифтового зуба с вкладкой в устье корневого канала ромбовидной формы. Формирование такой полости не трудоемко, сохранившиеся стенки корня имеют относительно равномерную толщину, что не ослабляет его прочность (рис. 158).

Мостовидные протезы

Мостовидные протезы в детской практике принято подразделять на профилактические и лечебные. Функция профилактических мостовидных протезов (аппаратов), сохранение места в зубном ряду в области дефекта для последующего нормального прорезывания постоянного зуба, предупреждая смещение зубов ограничивающих дефект и антогониста. Они применяются только при отсутствии одного зуба.

С этой целью было предложено ряд конструкций, которые просты в изготовлении и применении.

Обычные мостовидные протезы, укрепленные на двух коронках, не применимы в детском возрасте, так как они задерживают рост челюстей. Вред от такого протезирования станет заметным через некоторое время даже по внешнему виду. Например, если при отсутствии у подростка четырех верхних резцов укрепить на клыках мостовидный протез обычной конструкции, рост соответствующего участка верхней челюсти приостановится. В результате может сформироваться прогенический прикус и эстетические нарушения в виде уплощенного лица.

Мостовидные протезы с односторонним укреплением применяют в случае потери одного зуба. При наличии корня зуба, ограничивающего дефект зубного ряда с одной стороны, средством для фиксации протеза может служить штифтовый зуб.

При восстановлении дефектов зубного ряда у детей мостовидными протезами с односторонней опорой (консольные). Неотъемлемой частью детского консольного мостовидного протеза является литая окклюзионная накладка или отросток на оральной поверхности передних зубов, отходящий от тела протеза к зубу непокрытому опорной коронкой. Он предохраняет недостаточно устойчивый опорный зуб от вывихивающих и вращательных движений под давлением языка, откусывания и пережевывания пищи. Окклюзионная накладка располагается в фиссуре на интактной поверхности эмали, а при наличии в зубе кариозной полости изготавливается вкладка с углублением для нее. При протезировании данной конструкцией мостовидного протеза необходимо осуществлять постоянный контроль за тем, чтобы во время роста челюсти окклюзионная накладка не сошла с опорного зуба, если же из наблюдений этот фактор становится явно неизбежным, протез необходимо заменить.

Если мостовидный протез должен быть укреплен посредством штифтового зуба, он готовится по описанному выше методу. Вкладка, расположенная в устье канала, обеспечивает фиксацию искусственного зуба, а небный отросток препятствует вращению и расшатыванию опорного корня.

При протезировании зубных рядов у детей мостовидными протезами с двусторонней опорой, для предупреждения задержки роста челюстной кости конструкция протеза должна быть раздвижной.

Раздвижные мостовидные протезы - одна из наиболее удачных конструкций, применяемых в детской практике. Протезы полноценны и эффективны в функциональном и эстетическом отношении, так как укрепляются на естественных зубах и весьма устойчивы. Фиксирующими элементами раздвижного мостовидного протеза могут быть временные или постоянные коронки, штифтовые зубы, а замещающие отсутствующие естественные зубы цельно литые или с пластмассовыми фасетками искусственные зубы. Применение керамики и металлокерамики в этом возрасте нецелесообразно, так как эти протезы временные и после прекращения роста челюстей заменяются на постоянные.

Протез состоит из двух частей, подвижно соединенных между собой. В процессе роста челюсти, части протеза постепенно расходятся (между ними образуется щель), таким образом, развитие и рост челюстей беспрепятственно продолжается.

Принцип подвижного соединения звеньев протеза выдвигается многими из современных авторов и обоснован стремлением предоставить протезу и опорным зубам возможность независимой подвижности в процессе развития, роста и формирования морфофункционального и эстетического оптимума зубочелюстной системы.

Впервые конструкцию раздвижного мостовидного протеза применительно для практики детской стоматологии предложила Ильина - Маркосян. Тело протеза состоит из двух частей, соединенных между собой задвижкой, представленной трапециевидным отростком (в виде ласточкиного хвоста), отходящего от одной половины тела, а во второй половине с оральной поверхности для этого отростка имеется соответствующей формы и размеров паз. Обе половины тела протеза соединяются путем задвижения отростка в паз и собранном положении спаивается с опорными элементами протеза.

Недостатком предложенной конструкции является то, что при раздвижении протеза во время роста челюсти и выхода отростка из паза образуется пустота, которая забивается пищей и плохо вычищается.

Нами предложена конструкция раздвижного протеза, когда паз для отростка - задвижки находится внутри тела и при раздвижении его половин постоянно остается закрытым отростком - задвижкой прямоугольной формы и гигиенические свойства конструкции не ухудшаются (рис. 159).

Копп З. В. предложена конструкция протеза с шарнирными замками, допускающими подвижность частей протеза в пределах определенной амплитуды.
Подвижное соединение протеза обеспечивают его звеньям большую устойчивость и в то же время дают им возможность раздвигаться в стороны вслед за естественным расширением зубной дуги во время роста.

Съемные протезы

Долгое время существовало мнение, что съемный протез для ребенка может явиться моральной травмой и пользоваться таким протезом он не сможет. Однако такое убеждение безосновательно. Как показывает практика протезирования детей съемными пластиночными протезами, что даже дети младшего возраста (3 - 4 года), с интересом относятся к своим «искусственным зубам», охотно пользуются протезами и достаточно быстро адаптируются к ним.

Конструкции съемных протезов для детей, восстанавливая целостность зубного ряда и сохраняя артикуляционное равновесие зубочелюстной системы, также должны иметь свои особенности, отвечающие требованиям растущего детского организма. Кроме того, базис протеза, передавая жевательное давление на беззубый участок альвеолярного отростка стимулирует развитие челюстной кости в данном участке и прорезывание постоянных зубов.

Впервые, частичные съемные пластиночные протезы с конструктивными особенностями для растущего детского организма, были предложены Ильиной - Маркосян Л.В. (1947), которые представляют собой: 1. Протезы, как правило, изготавливаются без кламмеров. 2. Базис протеза не имеет искусственной десны (не перекрывает альвеолярный отросток с вестибулярной поверхности), а заканчивается на уровне гребня альвеолярного отростка. Такая конструкция пластиночных протезов не задерживает рост челюстных костей, а фиксация протеза осществляется за счет анатомической ретенции, адгезии и когезии. При неблагоприятных условиях для фиксации протеза возникает необходимость изготавливать кламмера или перекрыть альвелярный отросток базисом, в таких случаях базис протеза должен быть раздвижным, т.е. иметь свободный разъем (рис. 160). 3. Искусственные зубы ставятся на приточке. 4. Дистальные границы базиса максимально расширены: на верхней челюсти до линии «А», на нижней челюсти базис перекрывает ретромолярное пространство.

Шарова Т.В. (1983) считает целесообразным край базиса протеза заканчивать в области переходной складки, обосновывая это тем, что при наличии достаточного физиологического раздражения наиболее активный оппозиционный рост челюстных костей, особенно нижней челюсти, происходит с вестибулярной поверхности альвеолярного отростка. Кроме того, у основания альвеолярного отростка образуется плотный костный рубец, который препятствует своевременному прорезыванию постоянных зубов. Наступает преждевременная атрофия альвеолярного отростка.

Конструктивной особенностью такого протеза является то, что с вестибулярной поверхности, на всем протяжении ската «беззубого» участка альвеолярного отростка, где должен располагаться базис протеза, шаблонное пространство между слизистой оболочкой альвеолярного отростка и внутренней поверхности базиса величиной 1 - 1,5 мм для оппозиционного роста альвеолярного отростка и апикального базиса. Край базиса с вестибулярной повехности на уровне переходной складки должен быть утолщен в виде валика и закруглен на всем протяжении. Он погружается в переходную зону и натягивает слизистую оболочку в этой области. Вследствие того, что существует органическая связь слизистой оболочки преддверия полости рта и надкостницы, последняя через слизистую оболочку получает соответствующее раздражение, в ответ на которое происходит усиленный аппозиционный рост костной ткани альвеолярного отростка и апикального базиса.

Развитие, рост и формирование полноценной в анатомическом и функциональном отношении зубочелюстной системы возможно при условии нормального морфологического развития в эмбриональном периоде полноценной биологической потенции растушего организма и выполнении всех физиологических функций с адекватной нагрузкой.

Полное отсутствие зубов и их зачатков у детей является следствием нарушений развития органов эктодермального генеза (эктодермальная дисплазия). Такая врожденная патология приводит к различным по степени тяжести нарушениям развития и роста альвеолярных отростков и челюстных костей, а следовательно, нарушаются все основные функции зубочелюстной системы. Ребенок с полным отсутствием зубов (рис. 161).

Чтобы при такой патологии развитие и рост челюстных костей максимально приблизить к физиологическим условиям, необходимо создать артикуляционное равновесие, и условия для формирования неразвившихся функций зубочелюстной системы вследсвие врожденной патологии. Это обосновывает необходимость своевременного рационального зубного протезирования уже в раннем детском возрасте, которое является одним из составляющих комплекса мероприятий санации полости рта и профилактики различных стоматологических заболеваний.

Для успешного решения этой проблемы необходимо одновременно рассматривать три очень важных аспекта, учитывая возраст пациента:

1. Постановка пациентов с такой патологией на диспансерный учет у врача - ортодонта и оказание своевременной специализированной помощи в полном объеме;
2. Проведение квалифицированного анализа психо-эмоционального состояния пациента и его интеллектуальной способности адекватно воспринимать необходимость проводимых врачебных манипуляций;
3. При протезировании не только максимально исключить вероятность задержки естественного роста челюстных костей, но и создать артикуляционное равновесие, и условия для формирования неразвившихся функций зубочелюстной системы стимулирующие их развитие и рост.

С целью восстановления функций зубочелюстной системы, а в первую очередь функции жевания, необходимо осуществлять протезирование детей полными съемными зубными протезами.
Максимально ранним возрастом возможного зубного протезирования детей мы считаем 3 - 3,5 года, что соответствует данным исследований Л.М. Демнера, П.С. Флиса, Т.В. Шаровой. В этом возрасте от ребенка уже можно ожидать адекватного, соответственно возрасту, понимания необходимости самого протезирования, так и всего комплекса врачебных манипуляций, проводимых на различных этапах изготовления протезов. Кроме того, учитывая психо-эмоциональное состояние ребенка при полном отсутствии зубов, правильно проведенная психологическая подготовка и квалифицированные, доступные для детского восприятия рекомендации, позволят выработать у него элементарные правила и приемы пользования полными съемными зубными протезами и избежать возможных осложнений.

Учитывая рост детского организма, а следовательно, постоянное увеличение размеров и изменение формы челюстных костей, возникает проблема сочетания двух взаимоиcключающих факторов при протезировании полными съемными протезами:

1. Для изготовления функционально полноценных полных съемных протезов необходимым условием является плотное прилегание базиса протеза к всей поверхности протезного ложа и создании клапанной зоны в области переходной складки;

2. В то же время, необходмиым условием возможности постоянного роста челюстных костей у детей является свободная от базиса протеза вся вестибулярная поверхность альвеолярного отростка.

Решая эту задачу, для протезирования детей при полном отсутствии зубов нами предложена конструкция полного съемного протеза с эластичной прокладкой. Протез за счет своих конструктивных особенностей не задерживает естественного роста челюстных костей, но в то же время создается клапанная зона, обеспечивающая его хорошую фиксацию и стабилизацию во время функции.

Данная конструкция полного съемного зубного протеза применялась нами для протезирования детей с трехлетнего возраста. Во всех случаях отмечен хороший лечебный результат (рис. 162).

Ортодонтия
Под редакцией проф. В.И. Куцевляка

В раннем возрасте зубы человека подвергаются различным разрушениям. Причинами могут быть как неблагоприятная экология окружающей среды, несбалансированное питание, недостаточный уход ротовой полости малышей. Зачастую маленькие пациенты обращаются за медицинской помощью к стоматологам с уже запущенным кариесом и невозможностью сохранить разрушенный зуб. В таких ситуациях лучшим выходом становится протезирование.

Процесс протезирования молочных зубов у детей существенно отличается от аналогичной процедуры взрослым людям. В первую очередь, это характеризуется тем, что у ребенка в ротовой полости имеется двадцать единиц, которые исполняют важные функции.

Если у малыша по каким-либо причинам разрушился или вообще выпал хотя бы один зуб, то для него это существенный дефект. Нормальным периодом смены молочных зубов на коренные считается возраст 6 — 12 лет, когда активно формируется скелет. До этого времени следует внимательно относиться к зубным проблемам малышей. Взрослые задаются вопросом, зачем вообще выполнять процедуру протезирования ребенку, если на месте молочного зуба вырастит коренной?

Нормальным периодом смены молочных зубов на коренные считается возраст 6 — 12 лет

Существует много причин, по которым необходимо провести удаление молочного зуба, так как он может стать источником инфекции, при сильном разрушении привести к ряду других проблем. Коренные зубы вырастут только к определенному времени, как к 6-9 годам появляются резцы, а к 10-12 годам появятся клыки. Не допустить проблем со здоровыми зубами поможет своевременное протезирование зубов у детей, обеспечивая профилактику правильного развития. В противном случае это чревато:

  • повышенной нагрузкой, которую будут выполнять оставшиеся единицы;
  • освободившееся место могут занять моляры, резцы, а для коренных зубов не останется места и это приведет к их хаотичному росту;
  • у прикуса проявится дефект;
  • неудобное разжевывание пищи;
  • нарушение дикции, что опасно для 5-6 лет, и у ребенка может остаться на всю жизнь неправильное произношение;
  • в случае удаления передних зубов малыши могут стесняться улыбаться.

Из этого следует, что детское протезирование молочных зубов отзывы которого в большинстве положительные, выполнить крайне важно. Это обеспечивает здоровый внешний вид, улыбку, правильное развитие челюстного аппарата.

Показания к протезированию

Протезирование маленьким деткам показано в таких случаях, как:


Процесс протезирования

На представленном фото до и после детское протезирование зубов можно рассмотреть в двух вариантах исполнения, как:

Установка протеза на передние зубы

  • крепление пластмассовых зубов на съемной пластинке;
  • использование протеза-распорки (чтобы не происходило смещения соседних зубов).

Своевременное протезирование выполняется с соблюдением определенных требований к протезам, в частности, как конструкция не должна нарушать правильного развития и роста челюсти. Протез сохраняет эстетические свойства, безопасен (не натирать и не травмировать эмаль, слизистую), обладает гипоаллергенностью, материал не создает усадки, не набухает от влаги.

Протезирование проводится без боли.Протезы изготавливаются с применением таких материалов, как пластик, нейлон, хромированная сталь, сплавы, в составе которых содержится олово и серебро, в некоторых случаях используется нержавеющая сталь. В протезировании активно применяется протез на одну единицу, закрепляющийся с помощью кламмеров (полукруглый замок) или фиксацией на клей. При удалении нескольких единиц выгодно устанавливать мостовидные конструкции, в которых не последнее место играет материал. Лучшим вариантом станет нейлон, или дешевый пластик. Нейлон обладает высокой гипоаллергенностью и безопасностью для ребенка и способностью идеального повторения естественного рельефа слизистой.

Пластиковые конструкции применяются для замещения молочных зубов реже, так как они вызывают аллергические реакции. При отсутствии противопоказаний пластиковые изделия станут отличным решением, так как они прочные, имеют естественный вид, относительно не большую стоимость.

Детские протезы подразделяются на три основных типа:

  • профилактические;
  • лечебные;
  • фиксирующие (с их помощью закрепляются лечебные материалы, различные аппараты, конструкции).

Так же как и взрослые протезы, они могут быть съемными и несъемными. Но чаще для детей применяются съемные, потому что с ростом и изменением костной ткани их легче заменить.

Съёмный детский протез

Следует отметить различие детских протезов по таким видам, как штифты, вкладки, пластинчатые, мостовидные конструкции, коронки. Штифты применяются в переднем отделе челюсти и для клыков, а коронки защищают от дальнейших повреждений. Все конструкции изготавливаются на основании индивидуальных слепков пациентов. Съемные протезы имеют дополнительные пружинки, винтики, которые с ростом челюсти заменяют на новые. Не создают препятствий и не мешают росту пластинчатые раздвижные протезы с большим базисным размером. Коронки в детском протезировании используются металлические и из композитных материалов. Металлические изделия применяются для восстановления жевательного зуба. Выполняются они из прочных современных металлов, как никельхромовый сплав или нержавеющая сталь. Композитные коронки устанавливаются на передние единицы.

Процедура протезирования происходит в несколько этапов. После того, как удален молочный зуб, должно пройти не менее семи дней для затягивания лунки. Только тогда можно начать протезирование. На начальном этапе стоматолог выполняет слепок челюсти, чтобы будущий протез соответствовал зубному ряду, и подбирается цвет эмали.

По полученным данным протез изготавливается в лаборатории, после чего проводится примерка его у стоматолога. Ребенок при этом разговаривает и ест без проблем. При их возникновении, конструкция возвращается на доработку. Протезирование выполняется с местной анестезией.

Преимущества протезов для детей

К основным достоинствам современных детских протезов относится их прочность, отсутствие негативного влияния на гигиену ротовой полости, препятствие развитию кариеса. Детский протез способствует сохранению места для прорезывания постоянного здорового зуба, защищая малыша от развития неправильного прикуса, проблем дикции.

Конструкция позволяет полноценно принимать пищу, откусывать и выполнять различные жевательные функции.

Протез не позволяя соседним зубам сместиться в область удалённых зубов

Установка проводится за один прием, что сокращает регулярное посещение клиники. Ребенок в результате ощущает себя комфортно, получает красивую здоровую улыбку. Детское протезирование распространено в современных стоматологических клиниках. При определении установки протезов детям следует тщательно подобрать клинику, где можно комфортно и качественно выполнить протезирование с грамотными, опытными стоматологами.

Детские зубы нуждаются в особенном уходе

Чтобы меньше испытывать проблем с зубами ребенка, необходимо проводить грамотный уход и посещать периодически стоматолога для диагностирования их состояния. Следует следить за тем, чтобы дети чаще мыли руки, так как на них скапливается много вредных бактерий.

А руки ребенок любит брать в рот по разным причинам, особенно в период прорезывания коренных зубов. К причинам заболеваний ротовой полости относятся прием немытых продуктов, овощей, фрукты.

Правильное питание, посещение стоматологов для профилактического осмотра, чистка зубов, полоскание рта чистой водой после еды, помогут избежать заболеваний и иметь привлекательную улыбку ребенка.

Детский протез, как и взрослый, если он съемный, следует на ночь хранить в специальном растворе, чистить щеткой с пастой не реже двух раз в день, полоскать рот после еды.

 

Возможно, будет полезно почитать: