Православная церковная иерархия, чины и звания в рпц. Кто такой архиерей и как к нему можно обращаться

(впервые употребившему данный термин), продолжением небесной иерархии: трехстепенной священный строй, представители которого через богослужение сообщают божественную благодать церковному народу. В настоящее время иерархия – разделенное на три степени («чина») «сословие» священнослужителей (духовенства) и в широком смысле соответствует понятию клира.

Структура современной иерархической лестницы Русской Православной Церкви для большей наглядности может быть представлена следующей таблицей:

Иерархические степени

Белое духовенство (женатое или в целибате)

Черное духовенство

(монашествующее)

Епископат

(архиерейство)

патриарх

митрополит

архиепископ

епископ

Пресвитерство

(иерейство)

протопресвитер

протоиерей

иерей

(пресвитер, священник)

архимандрит

игумен

иеромонах

Дьяконат

протодьякон

дьякон

архидьякон

иеродьякон

Низшие клирики (причетники) пребывают вне данной трехстепенной структуры: иподиаконы, чтецы, певцы, алтарники, пономари, церковные сторожа и другие.

Православные, католики, а также представители древних восточных («дохалкидонских») Церквей (Армянская, Коптская, Эфиопская и др.) основывают свою иерархию на понятии «апостольского преемства». Последнее понимается в качестве ретроспективной непрерывной (!) последовательности длинной цепи епископских хиротоний, восходящей к самим апостолам, рукоположившим первых епископов в качестве своих полновластных преемников. Таким образом, «апостольское преемство» – это конкретное («материальное») преемство епископского рукоположения. Поэтому носителями и хранителями внутренней «апостольской благодати» и внешней иерархической власти в Церкви являются епископы (архиереи). Протестантские исповедания и секты, а также наши старообрядцы-беспоповцы, исходя из данного критерия, не имеют иерархии, т. к. представители их «духовенства» (руководители общин и богослужебных собраний) лишь избираются (назначаются) для церковно-административного служения, но не обладают внутренним благодатным даром, сообщаемым в таинстве священства и единственно дающим право на совершение таинств. (Особый вопрос – о законности англиканской иерархии, давно дискутируемый богословами.)

Представители каждой их трех степеней священства различаются между собой «по благодати», дарованной им при возведении (хиротонии) в конкретную степень, или «внеличностной святостью», которая не связана с субъективными качествами священнослужителя. Архиерей, как преемник апостолов, обладает полнотой богослужебных и административных полномочий внутри своей епархии. (Глава поместной Православной Церкви, автономной или автокефальной, – архиепископ, митрополит или патриарх, – только «первый среди равных» внутри епископата своей Церкви). Он имеет право совершать все таинства, в том числе последовательно возводить в священные степени (рукополагать) представителей своего причта и клира. Только хиротония во епископа совершается «собором» или минимум двумя другими епископами по определению главы Церкви и состоящего при нем синода. Представитель второй степени священства (священник) имеет право совершать все таинства, кроме любой хиротонии или хиротесии (даже во чтеца). Его полная зависимость от архиерея, бывшего в Древней Церкви преимущественным совершителем всех таинств, выражается также и в том, что таинство миропомазания он совершает при наличии у него ранее освященного патриархом мира (заменяющего собой возложение рук епископа на главу человека), а евхаристию – только при наличии полученного им от правящего архиерея антиминса. Представитель низшей степени иерархии, дьякон, – только сослужитель и помощник епископа или священника, не имеющий права совершать ни одно таинство и богослужение по «священническому чину». В случае крайней необходимости он может лишь крестить по «мирскому чину»; а свое келейное (домашнее) молитвенное правило и богослужения суточного цикла (Часы) совершает по Часослову или «мирскому» Молитвеннику, без иерейских возгласов и молитв.

Все представители внутри одной иерархической степени равны друг другу «по благодати», дающей им право на строго определенный круг богослужебных полномочий и действий (в этом аспекте только что рукоположенный деревенский священник ничем не отличается от заслуженного протопресвитера – настоятеля главного приходского храма Русской Церкви). Различие – только по административному старшинству и чести. Это подчеркивается церемонией последовательного возведения в чины одной степени священства (дьякона – в протодьякона, иеромонаха – в игумена и т. д.). Она происходит на Литургии во время входа с Евангелием вне алтаря, на середине храма, как при награждении каким-либо элементом облачения (набедренником, палицей, митрой), что символизирует сохранение человеком данного ему при рукоположении уровня «внеличностной святости». В то же время возведение (хиротония) в каждую из трех степеней священства имеет место только внутри алтаря, что означает переход рукополагаемого на качественно новый онтологический уровень богослужебного бытия.

История развития иерархии в древнейший период христианства до конца не выяснена, бесспорно лишь твердое становление современных трех степеней священства к III в. с одновременным исчезновением первохристианских архаических степеней (пророков, дидаскалов – «харизматических учителей», и др.). Гораздо дольше происходило формирование современного порядка «чинов» (рангов, или градаций) внутри каждой из трех степеней иерархии. Смысл их изначальных названий, отражающий конкретную деятельность, при этом существенно менялся. Так, игумен (греч. эгу?менос – букв. правящий ,предводительствующий , – одного корня с «иге?мон» и «гегемон»!), первоначально – руководитель монашеской общины или монастыря, чья власть основывается на личном авторитете, духовно опытный человек, но такой же монах, как остальная «братия», не имеющий никакой священной степени. В настоящее время термин «игумен» указывает только на представителя второго ранга второй степени священства. При этом он может быть настоятелем монастыря, приходского храма (или рядовым священником этого храма), но также просто штатным сотрудником духовного учебного заведения либо хозяйственного (или иного) отдела Московской патриархии, чьи должностные обязанности не имеют прямого отношения к его священному сану. Поэтому в данном случае возведение в очередной сан (ранг) – просто повышение в звании, должностная награда «за выслугу лет», к юбилею или по иному поводу (аналогично присвоению очередной воинской степени не за участие в военных походах или маневрах).

3) В научном и общеречевом употреблении слово «иерархия» означает:
а) расположение частей или элементов целого (какой-либо конструкции или логически законченной структуры) в убывающем порядке – от высшего к низшему (либо наоборот);
б) строгое расположение служебных чинов и званий в порядке их соподчинения, – как гражданских, так и воинских («иерархическая лестница»). Последние представляют собой типологически наиболее близкую священной иерархии также трехстепенную структуру (рядовой состав – офицерство – генералитет).

Лит.: Духовенство древней вселенской Церкви от времен апостольских до IXав. М., 1905; Зом Р. Лебедев А. П. По вопросу происхождения первохристианской иерархии. Сергиев Посад, 1907; МирковичаЛ. Православна Литургика. Први општи део. Друго изданье. Београд, 1965 (наасерб. яз.); Фельми К. Х. Введение в современное православное богословие. М., 1999. С. 254-271; Афанасьев Н., прот. Духа Святого. К., 2005; The Study of Liturgy: Revised edition / Ed. by C. Jones, G. Wainwright, E. Yarnold S. J., P. Bradshaw. – 2-nd ed. London – New York, 1993 (Chap. IV: Ordination. P. 339-398).

АРХИЕРЕЙ

АРХИЕРЕЙ (греч. archiereus ) – в языческих религиях – «верховный жрец» (таково букв. значение этого термина), в Риме – Pontifex maximus; в Септуагинте – высший представитель ветхозаветного священства – первосвященник (). В Новом Завете – именование Иисуса Христа (), не принадлежавшего к Ааронову священству (см. Мелхиседек). В современной православной греко-славянской традиции – родовое название всех представителей высшей степени иерархии, или «епископата» (т. е. собственно епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов). См. Епископат, Духовенство, Иерархия, Клир.

ДИАКОН

ДЬЯКОН, ДИАКОН (греч. diakonos – «слуга», «служитель») – в древнехристианских общинах – помощник возглавляющего евхаристическое собрание епископа. Первое упоминание о Д. – в посланиях ап. Павла ( и ). Близость его к представителю высшей степени священства выражалась в том, что административные полномочия Д. (собственно – архидьякона) ставили его зачастую над священником (особенно на Западе). Церковная традиция, генетически возводящая современный дьяконат к «семи мужам» книги Деяний Апостольских (6:2-6, – совсем не названных здесь Д.!), в научном отношении очень уязвима.

В настоящее время Д. – представитель низшей, первой степени церковной иерархии, «служитель слова Божия», богослужебные обязанности которого состоят преимуществено в громком чтении Св. Писания («благовествовании»), возглашении от лица молящихся ектений, каждении храма. Церковный устав предусматривает его помощь совершающему проскомидию священнику. Д. не имеет права совершать ни одно богослужение и даже самостоятельно облачаться в свои богослужебные одежды, но должен каждый раз испрашивать на это «благословение» священнослужителя. Чисто вспомогательная богослужебная функция Д. подчеркивается возведением его в данный сан на Литургии после евхаристического канона (и даже на Литургии Преждеосвященных даров, не содержащей евхаристического канона). (По желанию правящего архиерея это может происходить и в иное время.) Он лишь «служитель (слуга) при священнодействии» или «левит» (). Священник может обходиться совсем без Д. (это имеет место в основном в бедных сельских приходах). Богослужебное облачение Д.: стихарь, орарь и поручи. Внебогослужебная одежда, как и у священника, –подрясник и ряса (но без креста поверх рясы, носимого последним). Официальное обращение к Д., встречающееся в старой литературе, «Ваше благовестие» или «Ваше благогласие» (сейчас не употребляется). Обращение «Ваше преподобие» может считаться правомочным лишь по отношению к монашествующему Д. Бытовое обращение – «отец Д.» или «отец имярек», либо же просто по имени и отчеству.

Термин «Д.», без уточнения («просто» Д.), указывает на его принадлежность к белому духовенству. Представитель того же низшего ранга в черном духовенстве (монашествующий Д.) именуется «иеродьякон» (букв. «священнодьякон»). Он имеет те же облачения, что и Д. из белого духовенства; но вне богослужения носит общую всем монахам одежду. Представитель второго (и последнего) ранга дьяконата среди белого духовенства – «протодьякон» («первый Д.»), исторически – старший (в богослужебном аспекте) среди нескольких Д., служащих вместе в большом храме (соборе). Его отличает «двойной орарь» и камилавка фиолетового цвета (дается в качестве награды). Наградой в настоящее время является и сам чин протодьякона, поэтому в одном соборе может быть более одного протодьякона. Первый среди нескольких иеродьяконов (в монастыре) называется «архидьякон» («старший Д.»). Постоянно служащий с архиереем иеродьякон, также обычно возводится в сан архидьякона. Как и протодьякон, он имеет двойной орарь и камилавку (последняя – черного цвета); внебогослужебные одежды – те же, что и у иеродьякона.

В древности существовал институт дьяконисс («служительниц»), чьи обязанности состояли главным образом в уходе за больными женщинами, в подготовке женщин к крещению и в служении священникам при их крещении «для благоприличия». Св. (+403) подробно объясняет особенное положение диаконисс в связи с их участием в этом таинстве, решительно исключая их при этом из участия в Евхаристии. Но, согласно византийской традиции, дьякониссы получали особое рукоположение (аналогичное дьяконскому) и участвовали в причащении женщин; при этом они имели право входить в алтарь и брать св. чашу непосредственно с престола (!). Возрождение института дьяконисс в западном христианстве наблюдается с 19 в. В 1911 предполагалась к открытию первая община дьяконисс в Москве. Вопрос о возрождении этого института обсуждался на Поместном Соборе РПЦ 1917-18 гг., но, по обстоятельствам времени, никакого решения принято не было.

Лит.: Зом Р. Церковный строй в первые века христианства. М.,1906, с. 196-207; Кирилл (Гундяев), архим. К вопросу происхождения диаконата // Богословские труды. М., 1975. Сб. 13, с. 201-207; В . Диакониссы в Православной Церкви. СПб., 1912.

ДИАКОНАТ

ДЬЯКОНАТ (ДИАКОНАТ) – низшая степень церковной православной иерархии, включающая в себя 1) дьякона и протодьякона (представителей «белого духовенства») и 2) иеродьякона и архидьякона (представителей «черного духовенства». См. Дьякон, Иерархия.

ЕПИСКОПАТ

ЕПИСКОПАТ – собирательное название высшей (третьей) степени священства православной церковной иерархии. Представители Е., именуемые также обобщенно архиереями или иерархами, в настоящее время распределены, в порядке административного старшинства, по следующим рангам.

Епископ (греч. episkopos – букв. надзиратель, блюститель) – самостоятельный и полномочный представитель «местной церкви» – возглавляемой им епархии, именуемой поэтому «епископией». Его отличительная внебогослужебная одежда – ряса. черный клобук и посох. Обращение – Ваше преосвященство. Особая разновидность – т. н. «викарный епископ» (лат. vicarius – заместитель, наместник), являющийся лишь помощником правящего архиерея большой епархии (митрополии). Он состоит в его непосредственном ведении, исполняя поручения по делам епархии, и носит титул по одному из городов на ее территории. Викарный епископ в епархии может быть один (в С.-Петербургской митрополии, с титулом «Тихвинский») или несколько (в Московской митрополии).

Архиепископ («старший епископ») – представитель второго ранга Е. Правящий епископ обычно возводится в этот сан за какие-либо заслуги либо по истечении определенного времени (в качестве награды). От епископа он отличается только наличием жемчужного крестика, нашитого на черном же клобуке (над лбом). Обращение – Ваше Высокопреосвященство.

Митрополит (от греч. meter – «мать» и polis – «город»), в христианской Римской империи – епископ митрополии («матери городов»), главного города области или провинции (диоцеза). Митрополит может быть и главой Церкви, не имеющей статуса патриархата (Русской Церковью до 1589 г. управлял митрополит с титулом сначала Киевский, а затем Московский). Сан митрополита в настоящее время даруется архиерею либо в качестве награды (после сана архиепископа), либо в случае перевода на кафедру, обладающую статусом митрополии (С.-Петербургская, Крутицкая). Отличительная особенность – белый клобук с жемчужным крестиком. Обращение – Ваше Высокопреосвященство.

Экзарх (греч. начальник, руководитель) – название церковно-иерархической степени, встречающееся с 4 в. Первоначально этот титул носили представители только самых видных митрополий (некоторые превратились позднее в патриархаты), а также чрезвычайные уполномоченные константинопольских патриархов, посылавшиеся ими в епархии с особыми поручениями. В России этот титул впервые был усвоен в 1700 г., после смерти патр. Адриана, местоблюстителю патриаршего престола . Экзархом именовался и глава Грузинской церкви (с 1811 г.) в период вхождения ее в состав Русской Православной Церкви. В 60-е – 80-е гг. 20 в. некоторые заграничные приходы Русской Церкви были объединены по территориальному признаку в экзархаты «Западноевропейский», «Среднеевропейский», «Центрально- и Южноамериканский». Управлявшие иерархи могли быть в сане ниже митрополита. Особое положение занимал митрополит Киевский, носивший титул «Патриарший Экзарх Украины». В настоящее время титул экзарха носит только митрополит Минский («Патриарший Экзарх всея Беларуси»).

Патриарх (букв. «родоначальник») – представитель высшего административного ранга Е., – глава, иначе предстоятель («стоящий впереди»), Автокефальной Церкви. Характерная отличительная особенность – белый головной убор с укрепленным над ним жемчужным крестиком. Официальный титул главы Русской Православной Церкви – «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Обращение – Ваше Святейшество.

Лит.: Устав об управлении Русской Православной Церкви. М., 1989; см. статью Иерархия.

ИЕРЕЙ

ИЕРЕЙ (греч. hiereus ) – в широком смысле – «приносящий жертвы» («жрец»), «священнослужитель» (от hiereuo – «приносить в жертву»). В греч. языке употребляется как для обозначения служителей языческих (мифологических) богов, так и истинного Единого Бога, – т. е. ветхозаветных и христианских священников. (В русской традиции языческие священники именуются «жрецами».) В узком смысле, в православной богослужебной терминологии, И. – это представитель низшего ранга второй степени православного священства (см. таблицу). Синонимы: священник, пресвитер, поп (устар.).

ИПОДИАКОН

ИПОДЬЯКОН, ИПОДИАКОН (от греч. hupo – «под» и diakonos – «дьякон», «служитель») – православный церковнослужитель, занимающей в иерархии низшего клира положение ниже дьякона, его помощника (что фиксирует именование), но выше чтеца. При посвящении во И. посвящаемого (чтеца) облачают поверх стихаря в крестообразно повязанный орарь, и архиерей читает молитву с возложением руки на его голову. В древности И. причислялся к клиру и уже не имел права жениться (если до возведения в этот сан был холост).

Традиционно в обязанности И. входила забота о священных сосудах и алтарных покровах, охрана алтаря, выведение из храма оглашенных во время Литургии и др. Появление иподьяконата как особого института относят к 1-й половине 3 в. и связывают с обычаем Римской церкви не превышать в одном городе число дьяконов выше семи (см. ). В настоящее время иподьяконское служение можно видеть только во время архиерейского богослужения. Иподьяконы не состоят в клире одного храма, но зачисляются в штат к определенному архиерею. Они сопровождают его во время обязательных поездок по храмам епархии, прислуживают во время богослужения – облачают его перед началом службы, подают воду для омовения рук, участвуют в специфических церемониях и действах, отсутствующих при обычном богослужении, – а также выполняют различные внехрамовые поручения. Чаще всего И. бывают студенты духовных учебных заведений, для которых это служение становится необходимой ступенью к дальнейшему восхождению по иерархической лестнице. Архиерей сам постригает своих И. в монашество, рукополагает в священный сан, подготавливая к дальнейшему самостоятельному служению. В этом прослеживается важное преемство: многие современные иерархи прошли через «иподьяконские школы» видных архиереев старшего поколения (иногда еще дореволюционной хиротонии), унаследовав их богатую литургическую культуру, систему церковно-богословских взглядов и манеру общения. См. Дьякон, Иерархия, Хиротония.

Лит.: Зом Р. Церковный строй в первые века христианства. М., 1906;Вениамин (Румовский-Краснопевков В. Ф.), архиеп. Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, Литургии и о всех службах и утварях церковных. М., 1992. Т. 2. С. 266-269; Сочинения блаж. Симеона, архиеп. Фессалоникийского. М., 1994. С. 213-218.

КЛИР

КЛИР (греч. – «жребий», «доля, доставшаяся по жребию») – в широком значении – совокупность священнослужителей (духовенства) и церковнослужителей (иподьяконы, чтецы, певцы, пономари, алтарники). «Клирики так называются потому, что они избираются в церковные степени так же, как избран был по жребию Матфий , поставленный апостолами» (Бл. Августин). По отношению к храмовому (церковному) служению люди делятся на следующие категории.

I. В Ветхом Завете: 1) «клир» (первосвященники, священники и «левиты» (низшие служители) и 2) народ. Принцип иерархии здесь – «родоплеменной», поэтому «клириками» являются только представители «колена» (племени) Ле»вия: первосвященники – прямые представители рода Аарона; священники – представители того же рода, но не обязательно прямые; левиты – представители других родов того же колена. «Народ» – представители всех остальных колен Израилевых (а также принявшие религию Моисея не израильтяне).

II. В Новом Завете: 1) «клир» (священно– и церковнослужители) и 2) народ. Национальный критерий упраздняется. Священно– и церковнослужителями могут стать все мужчины христиане, соответствующие определенным каноническим нормам. Допускается участие женщин (вспомогательные должности: «диакониссы» в Древней Церкви, певицы, прислужницы в храме и др.), при этом к «клирикам» они не причисляются (см. Дьякон). «Народ» (миряне) – все остальные христиане. В Древней Церкви «народ», в свою очередь, подразделялся на 1) мирян и 2) монахов (при возникновении этого института). Последние отличались от «мирян» только образом жизни, занимая по отношению к клиру такое же положение (принятие священного сана считалось несовместимым с монашеским идеалом). Однако этот критерий не являлся абсолютным, и вскоре монахи стали занимать высшие церковные должности. Содержание понятия К. изменялось на протяжении веков, приобретая достаточно противоречивые значения. Так, в самом широком значении в понятие К. включается, наряду со священниками и дьяконами, и высшее духовенство (епископат, или архиерейство), – так у : клир (ordo) и миряне (plebs). Напротив, в узком значении, также зафиксированном в первые века христианства, К. – одни лишь церковнослужители ниже дьякона (наши причетники). В Древнерусской Церкви клир – совокупность алтарных и внеалтарных служителей, за исключением архиерея. Современный К. в широком смысле включает в себя как священнослужителей (рукоположенное духовенство), так и церковнослужителей, или причетников (см. Причт).

Лит.: О ветхозаветном священстве // Христ. Чтение. 1879. Ч. 2; Титов Г., свящ. Полемика по вопросу о ветхозаветном священстве и сущности священнического служения вообще. СПб., 1882; и при статье Иерархия.

МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ

МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ – человек, временно исполняющий обязанности государственного или церковного деятеля высокого ранга (синонимы: наместник, экзарх, викарий). В русской церковной традиции так именуется только «М. патриаршего престола», – архиерей, управляющего Церковью после смерти одного патриарха до избрания другого. Наиболее известны в этом качестве митр. , митp. Петp (Полянский) и митр. Сеpгий (Стpагоpодский), ставший патриархом Московским и всея Руси в 1943 г.

ПАТРИАРХ

ПАТРИАРХ (ПАТРИАРХИ) (греч. patriarches – «родоначальник», «праотец») – важный термин библейско-христианской религиозной традиции, употребляющийся преимущественно в следующих значениях.

1. Библия называет П.-ми, во-первых, родоначальников всего человечества («допотопные П.-и»), во-вторых, – родоначальников народа израильского («праотцы народа Божия»). Все они жили до Моисеева закона (см. Ветхий Завет) и потому являлись исключительными хранителями истинной религии. Первые десять П., от Адама до Ноя, символическая генеалогия которых представлена книгой Бытия (5 гл.), были наделены необычайным долголетием, необходимым для сохранения вверенных им обетований на этом первом земной истории после грехопадения. Из них выделяются Енох, живший «всего» 365 лет, «потому что Бог взял его» (), и его сын Мафусал, напротив, живший долее других, 969 лет, и умерший, согласно иудейскому преданию, в год потопа (отсюда выражение «мафусалов, или мафусаилов, возраст»). Вторая категория библейских П. начинается с Авраама, родоначальника нового поколения верующих.

2. П. – представитель высшего ранга христианской церковной иерархии. Титул П. в строгом каноническом значении установлен Четвертым Вселенским (Халкидонским) собором 451 г., который присвоил его епископам пяти главных христианских центров, определив их порядок в диптихах по «старшинству чести». Первое место принадлежало римскому епископу, за ним следовали епископы константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский. Позднее титул П. получали и главы других Церквей, причем, константинопольский П., после разрыва с Римом (1054г.), получил первенство в православном мире.

На Руси патриаршество (как форма правления Церковью) было установлено в 1589г. (до этого Церковью управляли митрополиты с титулом сначала «киевский», а затем «московский и всея Руси»). Позднее русский патриарх был утвержден восточными патриархами пятым по старшинству (после иерусалимского). Первый период патриаршества продолжался 111 лет и фактически закончился со смертью десятого по счету патриарха Адриана (1700 г.), а юридически – в 1721 г., с упразднением самого института патриаршества и заменой его коллективным органом церковного правления – Святейшим Правительствующим Синодом. (С 1700 по 1721г. Церковью управлял митрополит рязанский Стефан Яворский с титулом «местоблюститель патриаршего престола».) Второй патриарший период, начавшийся с восстановления патриаршества в 1917 г., продолжается по настоящее время.

В настоящее время существуют следующие православные патриархаты: константинопольский (Турция), александрийский (Египет), антиохийский (Сирия), иерусалимский, московский, грузинский, сербский, румынский и болгарский.

Кроме того, титул П. имеют главы некоторых других христианских (восточных) Церквей – Армянской (П.-католикос), Маронитской, Несторианской, Эфиопской, и др. Со времени Крестовых походов на христианском востоке существуют т. н. «латинские патриархи», находящиеся в каноническом подчинении Римской Церкви. Этот же титул, виде почетного отличия, имеют и некоторые западные католические епископы (венецианский, лиссабонский).

Лит.: Ветхозаветное вероучение во времена патриархов. Спб., 1886; Роберсон Р. Восточные Христианские Церкви. СПб., 1999.

ПОНОМАРЬ

ПОНОМАРЬ (или « парамонарь «, – греч. paramonarios, – от paramone, лат. mansio – «пребывание», «нахождение «) – церковный причетник, низший служитель («дьячок»), первоначально выполнявший функцию сторожа священных мест и монастырей (вне и внутри ограды). О П. упоминается во 2-м правиле IV Вселенского собора (451 г.). В латинском переводе церковных правил – «мансионарий» (mansionarius), привратник в храме. считает его обязанностью возжжение светильников при богослужении и называет «хранителем церкви». Возможно, в древности византийский П. соответствовал западному villicus («управляющий», «распорядитель») – лицу, распоряжавшемуся при богослужении выбором и употреблением церковных вещей (наш позднейший ризничий или сакелларий). Согласно «Учительному известию» славянского Служебника (называющего П. «служителем алтаря»), его обязанности состоят в том, чтобы «…вносить в алтарь просфоры, вино, воду, фимиам и огонь, возжигать и гасить свечи, приготовлять и подавать иерею кадильницу и теплоту, часто и с благоговением убирать и очищать весь алтарь, а также полы от всякой грязи и стены и потолок от пыли и паутины» (Служебник. Часть II. М., 1977. С. 544-545). В Типиконе П. называется «параекклисиархом» или «кандиловозжигателем» (от kandela, lampas – «лампада», «светильник»). Cеверные (левые) двери иконостаса, ведущие в ту часть алтаря, где находятся указанные пономарские принадлежности и которыми преимущественно пользуются П., называются поэтому «пономарскими». В настоящее время в Православной Церкви особой должности П. не существует: в монастырях обязанности П. в основном лежат на послушниках и простых монахах (не имеющих рукоположения), а в приходской практике распределяются между чтецами, алтарниками, сторожами и уборщицами. Отсюда выражение «читать как пономарь» и именование помещения сторожа при храме – «пономарка».

ПРЕСВИТЕР

ПРЕСВИТЕР (греч. presbuteros – «старейшина», «старец») – в литургич. терминологии – представитель низшего ранга второй степени православной иерархии (см. таблицу). Синонимы: священник, иерей, поп (устар.).

ПРЕСВИТЕРСТВО

ПРЕСВИТЕРСТВО (иерейство, священство) – общее (родовое) наименование представителей второй степени православной иерархии (см. таблицу)

ПРИЧТ

ПРИЧТ, или ПРИЧЕТ ЦЕРКОВНЫЙ (слав. причьтъ – «состав», «собрание», от гл. причитати – «причислять», «присоединять») – в узком смысле – совокупность низших церковнослужителей, вне трехстепенной иерархии. В широком смысле – совокупность как священнослужителей, или клириков (см. клир), так и собственно причетников, вместе составляющих штат одного правосл. храма (церкви). К последним относятся псаломщик (чтец), пономарь, или дьячок, свещеносец, певцы. В дорев. России состав П. определялся по штатам, утверждаемым консисторией и архиереем, и зависел от размера прихода. Приходу с населением до 700 душ муж. пола полагался П. из священника и псаломщика, приходу с большим населением – П. из священника, дьякона и псаломщика. П. многолюдных и богатых приходов могли состоять из неск. священников, дьяконов и причетников. На учреждение нового П. или изменение штатов архиерей запрашивал разрешение Синода. Доходы П. складывались гл. обр. из платы за совершение треб. П. сельской церкви обеспечивались землей (не менее 33 десятины на П.), некоторые из них жили в церк. домах, значит. часть с сер. 19 в. получила казенное жалованье. По церк. уставу 1988 П. определяется в составе священника, дьякона и псаломщика. Число членов П. изменяется по просьбе прихода и в соответствии с его нуждами, но не может быть менее 2 чел. – священника и псаломщика. Глава П. – настоятель храма: священник или протоиерей.

СВЯЩЕННИК – см. Иерей, Пресвитер, Иерархия, Клир, Хиротония

ХИРОТЕСИЯ – см. Хиротония

ХИРОТОНИЯ

ХИРОТОНИЯ – внешняя форма таинства священства, собственно его кульминационный момент – действие возложения рук на возводимого в священный сан правильно избранного ставленника.

В древнегреч. языке слово cheirotonia означает подачу голосов в народном собрании через поднятие рук, т. е. выборы. В новогреч. языке (и церковном словоупотреблении) находим два близких термина: cheirotonia, хиротония – «рукоположение» и cheirothesia, хиротесия – «руковозложение». Греческий Евхологий каждое поставление (возведение в сан) – от чтеца до епископа (см. Иерархия) – называет Х. В русском Чиновнике и литургических руководствах употребляются как оставленные без перевода греч. термины, так и их слав. эквиваленты, которые при этом искусственно различаются, хотя и не до конца строго.

Поставление 1) епископа: рукоположение и Х.; 2) пресвитера (священника) и дьякона: рукоположение и Х.; 3) иподьякона: Х., посвящение и хиротесия; 4) чтеца и певца: посвящение и хиротесия. На практике говорится обычно о «хиротонии» епископа и «рукоположении» священника и дьякона, хотя оба слова имеют идентичное значение, восходя к одному греч. термину.

Т. обр., Х. сообщает благодать священства и является возведением («рукоположением») в одну из трех степеней священства; совершается она в алтаре и при этом читается молитва «Божественная благодать…». Хиротесия же не является «рукоположением» в собственном смысле, но лишь служит знаком допущения человека (причетника, – см.) к исполнению какого-либо низшего церковного служения. Поэтому она совершается на середине храма и без чтения молитвы «Божественная благодать…» Исключение из этой терминологической дифференциации допускается лишь в отношении иподьякона, что для настоящего времени является анахронизмом, напоминанием о его месте в древнецерковной иерархии.

В древних византийских рукописных Евхологиях сохранился некогда широко распространенный в православном мире чин Х. дьякониссы, аналогичный Х. дьякона (также перед св. престолом и с чтением молитвы «Божественная благодать…»). Печатные книги его уже не содержат. Евхологий Я. Гоара дает этот чин не в основном тексте, но среди вариантов рукописей, т. н. variae lectiones (Goar J. Eucologion sive Rituale Graecorum. Ed. secunda. Venetiis, 1730. P. 218-222).

Кроме этих терминов для обозначения рукоположения в принципиально различные иерархические степени – собственно священнические и низшие «причетнические», имеются также другие, указывающие на возведение в различные «чины церковные» (ранги, «должности») внутри одной степени священства. «Произведение во архидиакона, …игумена, …архимандрита»; «Последование во еже сотворити протопресвитера»; «Возведение архидиакона или протодиакона, протопресвитера или протоиерея, игумена или архимандрита».

Лит.: Ставленник. Киев, 1904; Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний. Каменец-Подольск, 1906; Пособие к изучению устава Богослужения Православной Церкви. М., 1995. С. 701-721; Vagaggini C . L» ordinazione delle diaconesse nella tradizione greca e bizantina // Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1974. N 41; и лит. при статьях Архиерей, Иерархия, Дьякон, Священник, Священство.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИНОК

ИНОК – древнерус. название монаха, иначе – чернеца. В ж. р. – инока, соврем. – инокиня (монахиня, черница).

Происхождение названия объясняется двояко. 1. И. – «одинокий» (как перевод греч. monos – «один», «одинокий»; monachos – «отшельник», «монах»). «Инок наречется, понеже един беседует к Богу день и нощь» («Пандекты» Никона Черногорца, 36). 2. Другое толкование выводит название И. из и н о г о образа жизни принявшего монашество: он «иначе должен вести жизнь свою от мирского поведения» ( , свящ. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993, с. 223).

В современном русском православном церковном обиходе «иноком» называют не монаха в собственном смысле, но рясофорного (греч. «носящего рясу») послушника, – до пострижения его в «малую схиму» (обусловленную окончательным принятием монашеских обетов и наречением нового имени). И. – как бы «новоначальный монах»; кроме рясы он получает также камилавку. И. сохраняет мирское имя и волен в любое время прекратить прохождение послушничества и вернуться к прежней жизни, что для монаха, по православным законам, уже невозможно.

Иночество (в старом значении) – монашество, черничество. Иночествовать – вести монашескую жизнь.

МИРЯНИН

МИРЯНИН – тот, кто живет в миру, светский («мирской») человек, не принадлежащий к клиру и к монашеству.

М. – представитель церковного народа, принимающий молитвенное участие в храмовом богослужении. Дома он может совершать все богослужения, приведенные в Часослове, Молитвослове или ином богослужебном сборнике, опуская священнические возгласы и молитвы, а также дьяконские ектеньи (если они содержатся в богослужебном тексте). В случае крайней необходимости (при отсутствии священнослужителя и смертельной опасности), М. может совершить таинство крещения. В первые века христианства права мирян несравнимо превосходили современные, простираясь до избрания не только настоятеля приходского храма, но даже епархиального архиерея. В древней и средневековой Руси М. подлежали общим княжеским судебно-администр. установлениям в отличие от людей церковных, находившихся под юрисдикцией митрополита и епископа.

Лит.: Афанасьев Н . Служение мирян в Церкви. М., 1995; Филатов С. «Анархизм» мирян в русском православии: Традиции и перспективы // Страницы: Журнал Библ.-Богосл. ин-та ап. Андрея. М., 1999. N 4:1; Минней Р. Участие мирян в религиозном образовании в России // Там же; Миряне в Церкви: Материалы междунар. богосл. конфер. М., 1999.

РИЗНИЧИЙ

РИЗНИЧИЙ (греч. сакелларий, sakellarios ):
1) заведующий царскими одеждами, царский телохранитель; 2) в монастырях и соборах – хранитель церковной утвари, ключарь.

Раздел: ЦЕРКОВНЫЙ ПРОТОКОЛ 2-я страница УСТРОЙСТВО И ИЕРАРХИЯ ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Духовное руководство воистину утвердившимся в святой православной вере: 1400 церковных советов православным - вопросы верующих и ответы святых праведников. Евангелие повествует, как на сороковой день после Своего Воскресения Господь Иисус Христос во славе вознесся на небеса, заповедав своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20). В этих словах Спасителя мира заключалась главная цель великого апостольского служения, к которому были призваны бывшие галилейские рыбаки. Обращаясь с евангельской проповедью к народам и племенам, населявшим Римскую империю, апостолы начали создавать первые христианские общины. Принцип соборности, т. е. соединенности множества верующих во Христе, лежит в основе существования христианской Церкви, поскольку само слово «церковь» (греч. - εκκλησια) переводится дословно как общественное, народное собрание. Со временем число христиан умножилось. Не имея возможности постоянно лично участвовать в жизни общин, ученики Христовы стали избирать для них из числа новообращенных духовных руководителей - пресвитеров. Над теми, кто посвящал себя служению Богу, апостолы совершали особую молитву с возложением рук, призывая на избранников благодать Святого Духа. Это действие, являющееся одним из семи таинств христианской Церкви, впоследствии получило название хиротонии. Практически с самого начала бытия христианской Церкви в ней складывается трехстепенная иерархия священнослужителей, состоящая из диаконов (служителей вспоможения, являвшихся помощниками пресвитеров), пресвитеров и епископов, которые занимают главенствующее положение, являясь носителями высшей духовной власти. Епископам вверено наставление народа в вере, совершение богослужений и управление Церковью. «Правила святых Апостол» - один из древнейших сборников церковных канонов - указывают, что архиерейская хиротония, т. е. возведение в епископский сан, совершается тремя или по крайней мере двумя епископами. Начиная с V века епископами избирались преимущественно представители монашества, которое во все времена в своей массе сохраняло неповрежденным чистоту православного вероучения. Первоначально епископ, подобно пресвитеру, возглавлял молитвенные собрания только одной христианской общины. Но когда число общин возросло, образовались епископии (нынешние епархии) - церковные округа, находящиеся под духовной властью одного епископа. Христианские общины провинций Римской империи, созданные епископами крупных городов - митрополий, подчинялись им, признавая их авторитет и главенство. Возглавлявшие их первые епископы стали именоваться митрополитами. Священнослужители и верующие одной епископии, возглавляемые канонически поставленным епископом, составляют малую поместную Церковь. По разным историческим и политическим причинам эти малые Церкви объединялись в более крупные образования - так возникли Поместные Православные Церкви. С середины V века в церковных документах впервые употребляется слово «Патриарх» (от греч. πατριαρχης - отец рода), как иерархический титул первенствующих епископов наиболее крупных церковных областей. Канонические территории Патриархатов административно разделялись на «диоцезы», состоявшие из нескольких митрополичьих округов, в свою очередь состоявшие из нескольких епископий. Управлявшие ими епископы находились в подчинении митрополитов, а митрополиты - подчинялись Патриархам. Такая практика существует во многих Поместных Церквах и сегодня. При равноапостольном императоре Константине Великом начинается возвышение Константинополя как второго Рима - новой восточной столицы Римской империи и церковно-административного центра. В VI веке (при св. патриархе Мине, 536-552) Константинопольские Первоиерархи усваивают себе титул Вселенских Патриархов. 36-е правило Трулльского Собора, состоявшегося в 691-692 годах, установило «порядок чести» первых пяти Патриархатов: Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского (после отпадения Западной Церкви их количество уменьшилось до четырех). К этому списку впоследствии прибавлялись Предстоятели других Поместных Православных Церквей. Высшей церковной законодательной и судебной властью в Православной Церкви является Вселенский Собор - собрание епископов, представляющих все Поместные Церкви. В этих Соборах могут принимать участие пресвитеры и диаконы в качестве экспертов (а если они представляют отсутствующих епископов, то и с решаю-щим голосом). В церковной истории насчитывается семь Вселенских Соборов, на которых были закреплены основные положения Православного вероучения, а также выработаны канонические и дисциплинарные нормы. В периоды между Вселенскими Соборами для рассмотрения догматических и канонических проблем одной церковной области проводились Соборы епископата Поместной Церкви - Поместные Соборы. В настоящее время Вселенская Церковь в административно-территориальном отношении разделяется на Автокефальные и Автономные Поместные Церкви. Автокефальная Церковь имеет самостоятельный источник власти, ее епископы сами избирают и поставляют своего Первоиерарха. Автокефальная Церковь, сохраняя вероучительное и литургическое единство со всеми остальными Поместными Церквами, имеет право освящать миро, канонизировать святых и составлять богослужебные чинопоследования. Все Патриархаты являются крупными Автокефальными Церквами, Предстоятелями других Автокефальных Церквей являются митрополиты или архиепископы. Автономная Церковь наделена меньшими правами, завися в административном и судебном отношении от кириархальной (господствующей) Поместной Церкви, даровавшей данной церковной области автономию. Кириархальная Церковь утверждает устав и первого епископа Автономной Церкви, а также предоставляет ей святое миро. Межцерковные контакты Автономной Церкви также осуществляются через кириархальную. Положение каждой Поместной Православной Церкви определяется на основе диптиха - перечня, в котором Первоиерархи Церквей указываются по значимости своих кафедр. Ранг кафедры зависит, главным образом, от времени получения Поместной Церковью автокефалии, при этом первенствуют те из них, что были созданы непосредственно апостолами Христовыми. На Руси Патриаршество было учреждено в 1589 году при царе Феодоре Иоанновиче. Интронизация (поставление) первого Патриарха Московского святителя Иова произошло при участии Вселенского Патриарха Иеремии II, который находился в России для сбора милостыни. Собор 1590 года, состоявшийся в Константинополе при участии Предстоятелей Константинопольской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей, утвердил «хрисовул» - уложённую грамоту Патриарха Иеремии о поставлении в Москву Патриарха. Русскому Первосвятителю указано было пятое по чести место после восточных Патриархов. В настоящее время Вселенская Православная Церковь включает девять Патриархатов, шесть Автокефальных и три Автономные Церкви (см. Приложение 1). При совместном служении Первоиерархов Поместных Церквей их старшинство определяется по диптиху. Титулы Первоиерархов Восточных Православных Церквей могут казаться нашим современникам чрезмерно пышными и пространными, однако надо помнить, что они складывались в глубокой древности и несут на себе отпечаток событий церковной истории. Диптих возглавляет Предстоятель Константинопольской Поместной Православной Церкви, носящий титул: Святейший Архиепископ Константинополя - Нового Рима и Вселенский Патриарх. В юрисдикции Константинопольского Патриархата находится Автономная Православная Церковь Финляндии, которую возглавляет Архиепископ Карельский и всея Финляндии. Предстоятелями древних апостольских кафедр являются: Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки; Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока; Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины. В Иерусалимский Патриархат входит на правах автономии Синайская Архиепископия, имеющая своего Предстоятеля с титулом Архиепископа Синайского, Фаранского и Раифского. Пятое место в диптихе с XVI века занимает Первоиерарх Русской Православной Церкви - Патриарх Московский и всея Руси. За ним следует Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский. Титул Католикоса грузинские Первосвятители носят с V века, получив его от кириархальной Антиохийской Церкви: так именовались Первоиерархи Поместных Церквей, территориально находившихся за восточными границами Византийской империи. Самостоятельные церковные структуры в Южной Европе образовались еще в раннем Средневековье, однако окончательно их канонический статус был признан Вселенской Церковью лишь в XIX-XX веках. В диптих входят: Первоиерарх Сербской Поместной Православной Церкви - Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий; Румынской Церкви - Блаженнейший Патриарх, Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский; Святейший Патриарх Болгарский. В титуле Предстоятеля Кипрской Церкви нашли отражение события церковной истории VII-VIII веков. Во 2-й половине VII века, при императоре Юстиниане II, православная община древнего Кипра во главе с Предстоятелем Архиепископом Иоанном, спасаясь от завоевателей-арабов, покинула остров и переселилась в провинцию Геллеспонт (старинное название района Дарданелл), в основанный императором город Юстинианополь (Новая Юстиниана). Трулльский собор своим 39-м каноном сохранил за этой общиной права Автокефальной Церкви и даровал ее Первоиерарху титул Архиепископа города Новой Юстинианы. В 747 году киприоты вернулись на остров, но память о пребывании в Геллеспонте сохранилась и в народе, и в церковной терминологии: официальный титул Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Предстоятели Кипрской Церкви сохраняют до настоящего времени. Элладская Церковь - единственная Поместная Православная Церковь, во главе которой находится не Предстоятель, а Священный Синод Иерархии - аналог нашего Архиерейского Собора. Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады является лишь председателем Синода. Эта ситуация схожа с той, в которой находилась Русская Православная Церковь в «синодальный период», однако Архиепископ Афинский вправе представлять свою Церковь во внешних контактах. Синодальная система управления возникла в Элладской Церкви в XIX веке, когда она была выведена в 1834 году из под юрисдикции Константинопольского Патриархата при греческом короле немецкого происхождения католике Оттоне I. Его советники (протестанты по вероисповеданию) воссоздали в Греции ту же модель сосуществования Церкви и государства, которая к тому времени уже была до некоторой степени опробована в России: король считался главой Церкви, а в состав Синода входил его чиновник, по полномочиям соответствующий русскому обер-прокурору Святейшего Синода. В 1850 году Константинопольской Патриархией был издан Томос о даровании Элладской Церкви автокефалии, что только способствовало окончательному утверждению синодальной системы в Греции (законом от 9 июля 1852 года), заложенной в основу жизни Элладской Церкви с самого момента ее образования и существующей до сих пор: за Литургией после слов «В первых помяни, Господи» в Элладской Церкви поминается Священный Синод Иерархии, в то время как в других Церквах - их Предстоятели (однако первоначально установленная здесь синодальная система в дальнейшем эволюционировала в сторону усиления значения первоиерарха). Далее по диптиху следуют Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всея Албании, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши, Блаженнейший Митрополит Чешских Земель и Словакии. 1 января 1993 года Чехословацкая Республика разделилась на два самостоятельных государства - Чехию и Словакию, но на их территорию распространяется каноническая власть единой Поместной Церкви. Православная Церковь в Америке первоначально находилась в каноническом подчинении Русской Православной Церкви, миссионеры которой еще в XVIII веке принесли Православие на Северо-Американский континент. Лишь в апреле 1970 года этой Церкви была дарована автокефалия. Ее Первоиерархом является Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всея Америки и Канады. Завершает диптих Блаженнейший Архиепископ Токийский, Митрополит всея Японии. Японская Православная Церковь входит в Московский Патриархат на правах автономии. В России поименное поминание Предстоятелей Церквей на «Великой похвале» и «Великом входе» совершается только на Литургии, которую совершает Патриарх Московский и всея Руси, при этом не поминаются Первоиерархи Автономных Синайской, Финской и Японской Церквей. Следует отметить, что упомянутый диптих, принятый в Русской Православной Церкви, отличается от того, который существует в Патриархатах православного Востока - Константинопольском, Иерусалимском, Антиохийском, Александрийском. В нем Первоиерарх Грузинской Православной Церкви занимает девятое место, а Предстоятель Американской Церкви отсутствует. Эти расхождения обусловлены рядом исторических причин. Что должен знать православный христианин: 1. Как человек должен готовиться к посещению храма? 2. Как должен быть одет человек, решивший идти в церковь? 3. Можно ли принимать пищу перед посещением храма в утренние часы? 4. Как вести себя с нищими, встречающими вас перед храмом? 5. Сколько поклонов надо класть перед входом в храм и как вести себя в храме? 6. Сколько времени надо находиться на службе? 7. Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять? 8. Что важно в поклонах и молитве? 9. Как правильно целовать иконы? 10. Что символизирует поставленная перед образом свеча? 11. Имеет ли значение, какого размера свечи ставишь перед образом? 12. Кому и сколько свечей надо ставить? 13. Какие молитвы надо творить перед образами Спасителя, Божией Матери и Животворящего Креста? 14. Почему именно у Распятия принято ставить свечи за упокой? 15. С какой целью и какие продукты можно положить на канун? 16. Какое самое важное поминовение для усопших? 17. Как подать записку о поминовении на проскомидии? Можно ли на проскомидии поминать болящих? 18. Что делать, если, стоя на молебне или другом богослужении, не услышал имени, которое подал на поминовение? 19. Как нужно себя вести при каждении? 20. Какой момент считается концом утреннего богослужения? 21. Что нужно знать об употреблении просфоры и святой воды? 22. Как празднуются праздники Господни и святых Его? 23. Как заказать молебен поминальный и благодарственный? 24. Изглаживает ли покаяние воспоминание о совершенных ранее грехах? 25. Сколько раз в году нужно причащаться? 26. Что такое соборование? 27. Как часто следует посещать храм? 28. Что означает для верующего посещение храма? 29. Какие богослужения ежедневно совершаются в церкви? 30. Что такое пост? 31. Какие молитвы совершаются перед и после вкушения пищи? 32. Для чего нужна смерть тела? 33. Для чего нужен духовный руководитель? 34. Как часто надо обращаться к духовнику? 35. Можно ли испрашивать совета у других пастырей церкви? 36. Всем ли можно открывать свои греховные помыслы? 37. Нужно ли читать какую-нибудь молитву, когда идешь к духовнику? 38. Как нужно вести себя, когда слышишь осуждение священников? 39. Всех ли людей надо любить? 40. Как найти духовника? 41. Как нужно переносить скорби? 42. Как побороть стыд на исповеди? 43. Как узнать, простил ли мне Бог грехи, исповеданные на исповеди? 44. Как себя вести при мысленной брани? 45. В чем состоит епитимия? 46. Какой грех называется смертным? 47. Что делать, если после исповеди совесть не успокаивается? 48. Почему так важно покаяние? 49. Что значит быть виновным в хуле на Духа Святого? 50. Что должно делать в часы отдыха? 51. В чем начало спасения? 52. Что укрепляет душу? 53. Что отвлекает мысль от Бога? 54. От чего христианин получает освящение? 55. О чем должно еще размышлять? 56. Какая самая высшая добродетель? 57. Кто истинный христианин? 58. О чем и кого должно спрашивать? 59. Для чего попускаются напасти? 60. Что главное должно быть в молитве? 61. Что выше милостыня или благодарение в скорбях? 62. Что особенно умилостивляет Господа? 63. Должно ли помнить грехи, сказанные раньше на исповеди? 64. Что выше - праведность или перенесение обид? 65. Что должно читать после утренней молитвы? 66. Чем должна быть занята мысль? 67. Для чего должно выделять ежедневно время? 68. Как только проснешься утром, какую молитву прочитать? 69. К чему должно заставлять себя? 70. Где начало греха? 71. Что главное для верующего? 72. Как избавиться от забытых грехов на исповеди? 73. Какие самые большие дары Божии, данные Богом верующим? 74. Надо ли останавливаться на важных мыслях в молитве? 75. Как избавиться от худых привычек? 76. Когда Господь не прощает нам грехов? 77. Что должно делать перед сном? 78. Какие молитвы святы? 79. Как приобрести мир душевный? 80. Как искать пользу для себя? 81. От каких людей мы должны отходить? 82. Как помочь усопшему? 83. В чем заключается почтение к иконам? 84. Какую силу имеет изображение на себе крестного знамения? 85. К чему должно прибегать прежде во время болезни? 86. Есть ли признаки, по которым можно узнать находимся ли мы на пути спасения? 87. Как должно поддерживать в себе духовную радость? 88. В чем заключается кротость? 89. Что делать, когда нападает отчаяние от многих грехов? 90. Как должно молиться Богу? 91. Можно ли сокращать молитвенное правило по нужде? 92. Чем можно победить беса? 93. Что должно знать просящему у Бога? 94. Что лучше, чтобы мы сами просили у Бога в нуждах наших или другие? 95. Если сердце сочувствует дурной мысли, что надо делать? 96. Что лучше, большое правило молитвенное, но не всегда полностью исполняемое или небольшое, но всегда исполняемое? 97. Грешно ли верить приметам: например, день несчастливый, кто-то встретился, рука зачесалась, кошка перебежала, ложка упала и т.п.? 98. Можно ли при нужде заменить крестное знамение? 99. Как надо посвящать праздничный день Богу? 100. Можно ли работать в Праздники? 101. Что означает, когда во сне являются близкие? 102. Когда должно молиться своими словами? 103. Когда советуется чтение молитвы Иисусовой в храме? 104. Как должно обходиться с ближними? 105. Когда мы отталкиваем от себя Божию помощь? 106. Кто получает пользу для души от своих скорбей и страданий? 107. Как смотреть на тех, кто обижает меня? 108. Как смирять себя? 109. Всякому ли надо переносить скорби? 110. Достаточно ли только перенести оскорбление? 111. О чем должно в молитвах особенно просить Господа Бога? 112. Что требует от нас Бог? 113. Кого должно более любить: Бога ли или своих родственников? 114. Как узнавать волю Божию в жизни? 115. В чем состоит добродетель удаления от мира? 116. Как приобрести страх Божий? 117. При каком условии человек будет совершенствоваться? 118. Что рождает смирение? 119. Какую молитву советуется читать при духовной нужде? 120. Какие особенно добродетели любезны Господу? 121. В любое ли время и в любом ли месте можно молиться? 122. Как достигнуть хорошей молитвы? 123. Как победить в себе гнев? 124. Как бороться с печалью и подавленностью? 125. Какое лучшее средство против уныния? 126. Какое знание самое необходимое и полезное? 127. Как лучше молиться - стоя или на коленях? 128. Можно ли доброе дело достигать дурными средствами? 129. Можно ли иметь пристрастие к человеку, желать его видеть? 130. Как должно проводить дни говения? 131. Как решиться пойти за Христом? 132. Какие молитвы надо произносить Господу, чтобы помог встать на путь спасения? 133. Как надо веровать? 134. Как относиться к болезни? 135. Можно ли молиться о выздоровлении во время болезней? 136. Может ли Бог простить такие грехи как воровство, обман, блуд? 137. Как укрепить в себе веру и надежду на Господа? 138. Спасительно ли, когда другие молятся за тебя? 139. ПРАВИЛО ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО ДЛЯ МИРЯН Небесная помощь страждущим: тайные молитвы семи Архангелам Ангелология САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ О ПРАВОСЛАВНОЙ ХРИСТОВОЙ ВЕРЕ Называющий себя христианином должен всем христианским духом своим полностью и без всяких сомнений принимать Символ Веры и истинность Священного Писания. Соответственно, он должен твердо их знать, ибо нельзя принять или не принять то, что не ведаешь. По лености, по невежеству или по неверию попирающий и отвергающий должное знание православных истин христианином быть не может. Символ Веры Символом Веры называется краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. И кто эти истины не принимает, тот уже не может быть православным христианином. Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат православной веры. Символ Веры читается так: 1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена. 5. И воскресшаго в третий день, по писанием. 6. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. 7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9. Во едину святую, соборную и Апостольскую Церковь. 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11. Чаю воскресения мертвых, 12. И жизни будущаго века. Аминь Верую в единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного, И воскресшего в третий день, согласно Писанию. И восшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону Отца. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков. В единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Признаю одно крещение для прощения грехов. Ожидаю воскресения мертвых, И жизни будущего века. Аминь (истинно так). Христианину должно во всякий день постоянно укреплять и поверять по Священному Писанию свою Христову веру: «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда «, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;» (Евангелие от Матфея, 17:20) Сим Своим Словом Христос даровал людям способ проверки истинности христианской веры каждого, называющего себя верующим христианином. Если сие Слово Христово или иное, сказанное в Священном Писании, вы подвергаете сомнению или пытаетесь толковать иносказательно - вы пока еще не приняли истинность Священного Писания и христианином пока не являетесь. Если по вашему слову горы не двигаются - вы еще недостаточно уверовали, и истинной христианской веры в вашей душе нет даже с горчичное зерно. По совсем малой вере можно попытаться сдвинуть своим словом нечто много меньшее горы - небольшой пригорок или кучу песка. Если и это не удается - вам должно прилагать многие и многие усилия по обретению Христовой веры, пока в вашей душе отсутствующей. По сему истинному Слову Христа проверьте христианскую веру своего священника, дабы он не оказался прельщающим служкой коварного сатаны, Христовой веры вовсе не имеющим и в православную рясу ложно рядящимся. Сам Христос предупредил людей о многих лживых церковных обманщиках: «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят.» (Евангелие от Матфея, 24:4–5) Будьте по-христиански внимательны в выборе своих духовных наставников. Нет хуже оказаться во власти притворствующих и прельщающих алчных служек антихриста сатаны, жаждущих лишь стяжания благ земных и своей власти над людьми. От следования указаниям сих бесовствующих кромешников у вас произойдут многие беды и отъем лжецами ваших средств. А в жизни вечной вас ожидает геенна огненная, ибо следованием указаниям сатанистов вы отвергли от себя святую христианскую веру и пошли по пути антихристианского услужения бесам. Во избежание такой страшной беды постоянно и настойчиво поверяйте свою христианскую веру, а также веру и все деяния своих духовных пастырей по каноническому богодухновенному Священному Писанию. При всяком сомнении в наличии у ваших пастырей истинной Христовой веры по-христиански твердо отходите от ложно прельщающих. Также помните, что оскорблять чувства верующего могут только его собственные грехи. Читайте Какие бывают грехи в христианстве. Ныне большинство называющих себя в России «русскими православными» святую Библию (Священное Писание) и содержащиеся в ней канонические Евангелия - от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, а также Деяния Апостолов, Соборные Послания Апостолов, Послания Апостола Павла, Откровение св. Иоанна Богослова (Апокалипсис) никогда не читали, что есть признак тяжкого неверия в Слово Христово и полнейшего к нему бездуховного небрежения. * * * * * * * ЦЕРКОВЬ БОГОУГОДНО РЕКОМЕНДУЕТ: вино на свои нужды благочестиво приобретайте только в Господних храмах из освященных Христовых запасов. Ибо, по заверениям священников, вино неосвященное, приобретенное в магазине, святости не имеет, но наполнено греховностью и воздействует на христианскую душу разрушающе. Для удовлетворения возросших духовных потребностей россиян в церковных лавках предлагается широкий выбор освященных кагоров и других вин на разные вкусы. Здесь каждый может выбрать вино по своему достатку. Вина подороже обладают большей святостью и богоугодностью. Говорят, что выпитая истинно верующим (священником или иным, особо приближенным к Богу) даже целая бутылка освященного вина НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ АЛКОЛАЗЕРОМ - это надежный способ проверки крепости и истинности христианской веры каждого, имеющего веру хотя бы с горчичное зерно. Сие благое утверждение священства полностью соответствует Священному Писанию: «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда «, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;» Евангелие от Матфея, 17:20 ДОБРЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ СОВЕТ: перед праздниками церковные цены увеличиваются в разы, потому освященные вина следует приобретать в церкви заранее. Прилавок в Господнем храме с ассортиментом освященных кагоров. В духовную помощь верующему: Всякий человек грешен, ибо безгреховен только Бог, и только Он один. Правильное соблюдение христианских постов и усердное чтение молитв укрепляет святую веру и очищает душу верующего в Христовы Заветы от накопившихся грехов. Верующему не следует путать Христовы Заветы с 10-ю Заповедями Моисевыми - первые относятся к Новому Завету, вторые - к Ветхому Завету (который есть часть еврейской Торы). О том читай в Священном Писании. См. О ГРЕХАХ В ХРИСТИАНСТВЕ - какие бывают грехи. Всегда следует знать и помнить, что отпускать грехи может только Бог, и никому из смертных, пусть даже облаченному в рясу, права отпускать грехи Господь не даровал. Священник, как и всякий верующий, может лишь молить Господа об отпущении грехов. Ибо пред Богом все равны, и нет пред Ним более первых и более последних. Всякий смертный, берущийся отпускать грехи за Бога или от Имени Бога, есть тяжкий грешник, погрязший в богомерзком сатанинском смертном грехе гордыни, т.е. полагании себя равным Богу или даже превыше Его. Сей тягчайший из смертных грехов присущ сатане и его бесовствующим служкам. Щедрое ГОСПОДНЕЕ ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ искренне раскаявшимся и желающим очистить свою душу перед Богом, дабы сим избежать страшные вечные муки в нескончаемом адовом пламени. Богодухновенные сообщения для благочестивого богоугодного просмотра, нашим великим Господом Одобренного и Рекомендованного во искупление грехов всем благоверным россиянам. По благодатной воле милосердного Господа каждый просмотр снимает один малый грех, три просмотра снимают один тяжкий грех, восемь - смертный грех. Если в нижерасположенной таблице вы не узрите 8-ми разных сообщений - значит, Господь пока не полагает должным отпустить вам смертный грех. В таком случае далее всемерно укрепляйте свое христианское благочестие и спустя некоторое время зайдите на эту страницу еще раз. Возможно, тогда Господь будет к вам более благосклонен. Господь милосерден, и количество ваших попыток избавиться от груза грехов Господом не ограничивается. Вольно или невольно согрешил - с покаянием посмотрел - пред Господом очистился: загрузка… var RNum = Math.floor(Math.random()*10000); document.write(‘ ‘);

Епи́скоп (от греч. επίσκοπος – блюститель) – высшая степень священноначалия в , третья степень священнического служения, следующая после и .
Епископ – преемник , имеющий благодатную власть совершать все семь , приемлющий в таинстве рукоположения благодать архипастырства – управления Церковью. Епископская степень священной иерархии Церкви есть высшая степень, от которой зависят все прочие степени священноначалия (пресвитер, диакон) и низшего клира. Посвящение во епископа происходит через (Таинство Священства, рукоположение). Епископ избирается из монашествующего духовенства и рукополагается епископами. Епископы также именуются архиереями, то есть старшими иереями. Главные правительственные степени епископа – патриарх, митрополит, архиепископ, экзарх.

1. История установления чина

Наименование «епископ» встречается в Ветхом Завете (), откуда оно и было заимствовано новозаветной Церковью. Сам Иисус Христос в Священном Писании называется епископом, что означает «блюститель душ наших» (); называется Он и Архиереем (). Апостольское звание именуется епископством (). От апостолов звание епископа преемственно передано их ученикам.
Чин избрания и посвящения во епископа подробно излагается в древних писаниях Церкви. Блаженный Иероним говорит о том, что «наречение» во епископа предшествует посвящению. Согласно правилам святых апостолов и постановлениям Первого Вселенского собора рукоположение во епископа должно совершаться двумя или более епископами. В Постановлениях Апостольских указывается молитва на посвящение во епископа. В сочинениях говорится о том, что посвящение во епископа совершается при возложении Евангелия на главу коленопреклоненного поставляемого. Возводимые в сан епископов были предварительно испытываемы в вере и благочестии и произносили Символ веры. При посвящении на главу ставленника возлагаемы были Евангелие и руки присутствующих епископов. , живший в VII веке, о посвящении епископа говорит следующее: «Есть в святых Церквах по всей вселенной древнее апостольское предание, по которому те, кои возводятся на степень священноначалия, обязываются старейшим священноначальником откровенно изложить, как они мудрствуют и как содержат веру. Это предание ведет свое начало от премудрого апостола Павла, который предостерегает, чтобы кто-либо из таковых не вотще протекал свое поприще» () (Из соборного послания к Сергию, патриарху Константинопольскому).
Избрание и поставление епископов в течение всего исторического существования Церкви остается в своих главных моментах неизменным.
В Русской Православной Церкви в «Чине поставления архиерейского» при патриархе Иоакиме было сделано дополнение. Согласно ему облачение новопоставленного архиерея в рясу, мантию, клобук, а также вручение ему четок совершается после благословения патриарха и с осенением его руки. Это дополнение было включено в вышедший в 1677 году в исправленном виде «Чиновник архиерейского священнослужения», откуда он и перешел в современный чин епископской хиротонии.

2. Схема чина хиротонии во епископа.

Наречение кандидата во епископа. «Благословен Бог наш». Тропарь и кондак Пятидесятницы. Сугубая ектения. Отпуст.
Указ об избрании Речь избранного. Многолетие.
Испытание веры новоизбранного. Благословение патриарха. Чтение Символа веры.
Чтение догмата веры об Ипостасях Триединого Бога. Обеты соблюдения канонов святых апостолов, семи Вселенских соборов и девяти поместных и правил святых отец.
Передача текста обещания Святейшему Патриарху.
Благословение ставленника.
Многолетие Патриарху, архиереям и новопоставляемому.
Рукоположение во епископа в конце пения «Трисвятого».
Преклонение ставленником колен пред святым престолом.
Возложение на его голову Евангелия и рук архиереев, тайносовершительная молитва «Кирие, элеисон» (Господи, помилуй).
Чтение Патриархом двух молитв.
Чтение первым и вторым митрополитами ектении.
Облачение в архиерейские одежды.
Приветствие и целование архипастырей
Участие в Божественной Литургии
«Мир всем» перед Апостолом и после Евангелия осенение народа свечами.
Принятие святой чаши от протопресвитера на Великом входе.
Причащение пресвитеров и диаконов в конце Литургии.
Благословение архиерейской рясы, панагии, мантии, клобука и четок у Патриарха и участвующих в хиротонии епископов.
Вручение архипастырского жезла.
Слово предстоятеля к новопоставленному архиерею.
Вручение жезла Архипастырское благословение народа.

3. Идейный смысл священнодействий рукоположения во епископа

По толкованию святого , «рукоположение совершается после первого входа, потому что так происходило и вначале: ибо, когда Владыка воплотился и пострадал за нас, воскрес и вознесся на небеса – что все и означается первым входом, – после того и сошел Дух Святый, который рукоположил преемников Спасителя и явил их сопрестольными Ему. Потому и теперь, когда архиерей вместе с прочими войдет во святилище, как на небеса, и прежде нежели они войдут на сопрестолие, как на пренебесный престол, рукополагаемый приводится и посвящается, таким образом соделывается сопрестольным с ними. Совершается рукоположение сие после Трисвятой песни, песни ангельской, согласного пения горних и дольних». Открытое Евангелие, возлагаемое письменами вниз, есть образ руки Господа, зовущего посвящаемого на проповедь слова Божия.
В первой молитве Патриарх просит Владыку и Господа «наитием благодати Святого Духа» укрепить посвящаемого, как Он укреплял апостолов, пророков и архиереев и сохранил его «непорочным» и украсил всяким благочестием, явил его святым, дабы он мог молиться о спасении людей и был услышан Господом.
Во второй молитве он просит Господа сотворить рукополагаемого подражателем Истинного Пастыря, «душу Свою положившего за овцы», соделать путеводителем слепых, воспитателем немудрых, вразумителем непокорных и дерзновенных, учителем младенцев в истинном ведении, светильником в мире, право правящим вверенные ему души ко спасению».
По объяснению святого

mamlas в Чёрно-белый дух

Чем белое духовенство отличается от чёрного?

В Русской православной церкви существует определённая церковная иерархия и структура. Прежде всего, духовенство делится на две категории — белое и чёрное. Чем они отличаются друг от друга? © К белому духовенству относятся женатые священнослужители, не дававшие монашеских обетов. Им разрешено иметь семью и детей.

Когда же говорят о чёрном духовенстве, имеют в виду монахов, рукоположенных в священный сан. Они посвящают всю свою жизнь служению Господу и дают три монашеских обета — целомудрия, послушания и нестяжания (добровольной нищеты).

Человек, который собирается принять духовный сан, ещё до рукоположения обязать сделать выбор — жениться или стать монахом. После рукоположения жениться священнику уже нельзя. Священники, которые не вступили в брак до принятия сана, иногда вместо пострига в монахи выбирают целибат — дают обет безбрачия.

Церковная иерархия

В православии существует три степени священства. На первой ступени находятся диаконы. Они помогают проводить богослужения и обряды в храмах, но сами не могут вести службы и совершать таинства. Служители церкви, относящиеся к белому духовенству, называются просто диаконами, а рукоположенные в этот сан монахи — иеродиаконами.

Среди диаконов наиболее достойные могут получить чин протодиакона, а среди иеродиаконов старшими являются архидиаконы. Особое место в этой иерархии занимает патриарший архидиакон, служащий при патриархе. Он принадлежит к белому духовенству, а не к чёрному, как другие архидиаконы.

Вторая степень священства — это священники. Они могут самостоятельно вести службы, а также совершать большинство таинств, кроме таинства рукоположения в священный сан. Если священник относится к белому духовенству, его называют иереем или пресвитером, а если он принадлежит к чёрному духовенству — иеромонахом.

Иерей может быть возведён в чин протоиерея, т. е. старшего иерея, а иеромонах — в чин игумена. Нередко протоиереи являются настоятелями храмов, а игумены — настоятелями монастырей.

Высшее иерейское звание для белого духовенства, звание протопресвитера, присваивается священникам за особые заслуги. Этому чину соответствует чин архимандрита в чёрном духовенстве.

Священники, относящиеся к третьей и высшей степени священства, называются архиереями. Они имеют право совершать все таинства, в том числе таинство рукоположения в сан других священников. Архиереи управляют церковной жизнью и руководят епархиями. Они делятся на епископов, архиепископов, митрополитов.

Стать архиереем может только священнослужитель, принадлежащий к чёрному духовенству. Священник, который был женат, может быть возведён в сан епископа, только если примет монашество. Он может сделать это в том случае, если его супруга скончалась или тоже постриглась в монахини в другой епархии.

Возглавляет поместную церковь патриарх. Главой Русской православной церкви является патриарх Кирилл. Помимо Московского патриархата, в мире существуют и другие православные патриархаты — Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский .

Возникновение христианства связывают с приходом на землю сына Божьего - Иисуса Христа. Он чудесно воплотился от Святого Духа и Девы Марии, вырос и повзрослел как человек . В 33 года он отправился проповедовать в Палестине, призвал двенадцать учеников, совершал чудеса, обличал фарисеев и иудейских первосвященников.

Был арестован, судим и подвергся позорной казни через распятие. На третий день воскрес и являлся своим ученикам. На 50-й день после воскрешения - вознесён в Божьи чертоги к своему Отцу.

Христианское мировоззрение и догматы

Христианская церковь была образована более 2 тыс. лет назад. Точное время её начала определить сложно, так как события её возникновения не имеют документированных официальных источников. В исследованиях этого вопроса опираются на книги Нового Завета. Согласно этим текстам - церковь возникла после сошествия Святого Духа на апостолов (праздник Пятидесятницы) и начала их проповеди слова Божьего среди людей.

Возникновение апостольской церкви

Апостолы, после обретения способности понимать и говорить на всех языках, отправились по миру, проповедуя о новом учении, основанном на любви. Это учение базировалось на иудейской традиции поклонения единому Богу, основы которого изложены в книгах пророка Моисея (Пятикнижье Моисея) - Торы. Новая вера предлагала понятие Троицы, которое выделяло в едином Боге три ипостаси:

Основным отличием христианства - был приоритет любви Божьей над законом, при этом сам закон не отменялся, а дополнялся.

Развитие и распространение учения

Проповедники следовали от селения к селению, после их ухода возникшие адепты объединялись в общины и вели рекомендованный образ жизни, игнорируя старые устои, которые противоречат новым догматам. Многие официальные лица того времени не приняли возникшее учение, ограничивающее их влияние и ставящее под сомнение многие сложившиеся положения. Начались гонения, многие последователи Христа подверглись истязаниям и казням, но это лишь укрепило дух христиан и расширило их ряды.

К четвёртому веку общины разрослись по всему Средиземноморью и даже широко шагнули за его пределы. Император Византии Константин проникся глубиной нового учения и стал утверждать его в пределах своей империи. Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, просветлённые Святым Духом, разработали и структурно изложили учение, утвердив порядок богослужений, формулировку догматов и каноничность источников. Укрепляется иерархическая структура, возникает несколько поместных Церквей.

Дальнейшее развитие христианства происходит бурно и на обширных пространствах, но при этом возникают две традиции богослужений и догматов. Они развиваются каждая по своему пути, а в 1054 г. происходит окончательный раскол на католиков, исповедавших западную традицию, и православных сторонников восточной традиции. Взаимные претензии и обвинения приводят к невозможности взаимного литургического и духовного общения. Католическая церковь считает своим главой Папу Римского. Восточная церковь включает в себя несколько патриархатов, сформированных в разное время.

Православные общины со статусом патриархата

Во главе каждого патриархата стоит патриарх. Патриархаты могут включать в себя Автокефальные церкви, экзархаты, митрополии и епархии. В таблице перечислены современные церкви, которые исповедуют православие и имеют статус патриархата:

  • Константинопольская, образована апостолом Андреем в 38 г. С 451 г. получает статус Патриархата.
  • Александрийская. Считается, что её основателем был апостол Марк около 42 года, в 451 году правящий епископ получил титул патриарха.
  • Антиохийская. Основана в 30-е года н. э. апостолами Павлом и Петром.
  • Иерусалимская. Предание утверждает, что первое время (в 60-х годах) она возглавлялась родственниками Иосифа и Марии.
  • Русская. Образована в 988 г., автокефальная митрополия с 1448 г., в 1589 - введено патриаршество.
  • Грузинская православная церковь.
  • Сербская. Получает автокефалию в 1219 г.
  • Румынская. С 1885 г. официально получает автокефалию.
  • Болгарская. В 870 году добилась автономии. Но только в 1953 г. признана патриархатом.
  • Кипрская. Образована в 47 году апостолами Павлом и Варнавой. Автокефалию получает в 431 г.
  • Элладская. Автокефалии добилась в 1850 г.
  • Польская и Албанская православные церкви. Обрели автономию в 1921 г. и 1926 г. соответственно.
  • Чехословацкая. Крещение чехов началось в X веке, но только 1951 г. они получают автокефалию от Московского патриархата.
  • Православная церковь в Америке. Была признана в 1998 г. Константинопольской церковью, считается последней православной церковью, получившей патриархат.

Главой Православной Церкви является Иисус Христос. Управляется она его предстоятелем патриархом, состоит из членов церкви, людей, исповедующих учение церкви, прошедших таинство крещения, регулярно участвующих в богослужениях и таинствах. Все люди, считающие себя членами, представлены иерархией в православной церкви, схема их разделения включает три общности - миряне, церковнослужители и священнослужители:

  • Миряне - это члены церкви, посещающие богослужения и принимающие участие в таинствах, совершаемых священнослужителями.
  • Церковнослужители - благочестивые миряне, выполняющие послушание священнослужителей. Они обеспечивают утверждённое функционирование церковной жизни. С их помощью происходит уборка, охрана и украшение храмов (трудники), обеспечение внешних условий порядка богослужений и таинств (чтецы, пономари, алтарники, иподьяконы), хозяйственная деятельность церкви (казначеи, старосты), а также миссионерская и образовательная работы (преподаватели, катехизаторы и воспитатели).
  • Священнослужители или клирики делятся на белое и чёрное духовенство и включают все церковные саны: дьяконов, священство и епископов.

К белому духовенству относятся церковники, прошедшие таинство рукоположения, но не принявшие монашеских обетов. Среди низших чинов различают такие звания, как дьякон и протодиакон, получившие благодать для совершения положенных действий, помогающие вести службу .

Следующий ранг - пресвитер, они имеют право совершать большинство таинств, принятых в церкви, их чины в православной церкви по возрастанию: иерей, протоиерей и самый высокий - митрофорный протоиерей . В народе их зовут батюшками, священникам или попами, в их обязанность входит быть настоятелями храмов, возглавлять приходы и объединения приходов (благочиния).

К чёрному духовенству причисляют членов церкви, которые приняли монашеские обеты, ограничивающие свободу монаха. Последовательно различают пострижение в рясофор, мантию и схиму. Живут монахи обычно в монастыре. При этом иноку нарекается новое имя. Монах, прошедший дьяконское рукоположение, переводится в иеродиакона, он лишён возможности совершать почти все таинства церкви.

После священнического рукоположения (совершается только епископом, так же как и в случае рукоположения иерея), монаху присваивается чин иеромонаха, право совершать многие таинства, возглавлять приходы и благочиния. Следующие чины в монашестве именуются - игумен и архимандрит или священноархимандрит. Их ношение предполагает занятие должности старшего руководителя монастырской братией и хозяйства обители.

Следующая иерархическая общность называется епископат, она образуется только из чёрного духовенства. Кроме епископов, здесь по старшинству различают архиепископов и митрополитов. Рукоположение во епископа носит название хиротония и осуществляется коллегией епископов. Именно из этой общности назначаются руководители епархий, митрополий, экзархатов. К руководителям епархий в народе принято обращаться - архиерей или владыка.

Вот такие признаки позволяют отличаться членам церкви от остальных граждан .

 

Возможно, будет полезно почитать: