Почему болеют дети? Психосоматика детских заболеваний. Почему болеют наши дети: психосоматика заболеваний Психосоматические проблемы у ребенка 3 лет

Частые болезни в детском возрасте, увы, не редкость. Обычно родители сталкиваются с этим, как только ребенок начинает посещать детский сад - простудные заболевания следуют одно за другим, ребенок капризничает, постоянно жалуется, устраивает истерики или становится невероятно тихим, безразличным ко всему. Родители пичкают малыша микстурами, модными препаратами, возят по врачам, пытаясь спасти свои нервы и вернуть малышу здоровье. На самом деле в ряде случаев необходимо обратить пристальное внимание на отношения в детском коллективе, семье, способы общения ребенка со сверстниками - детская психосоматика является причиной многих физиологических недугов.

Здоровая мама - здоровый ребенок

Давно доказан факт психологической природы многих заболеваний - восточные целители призывают искать причины болезни в отношении к жизни, окружающим людям, самим себе. Вы часто нервничаете и получаете проблемы с сердцем и сосудами, злитесь - страдают зубы и печень, много грустите - неизбежны бронхиты, хронический кашель и т.д. Детская психосоматика имеет ту же природу, что и взрослая - все душевные переживания находят выход в частых простудах, следующих одна за другой.

Беременным женщинам всегда советуют не нервничать, стараться избегать стрессовых ситуаций, больше отдыхать и т.д. Это очень верные рекомендации, так как формирование психосоматических расстройств у ребенка происходит уже на стадии внутриутробного развития. Ребенок, которого любят и ждут, приходит в этот мир спокойным и уравновешенным. Крохи, родители которых не планировали беременность, не очень рады появлению ребенка и позволяют негативным эмоциям вмешиваться в естественный ход развития малыша, часто рождаются недоношенными, плаксивыми, болезненными. В младенческом возрасте исправить эти состояния можно практически всегда, основное условие - спокойная, здоровая и расслабленная мама. Связь малыша с матерью очень сильна - грудничок чутко реагирует на изменения ее настроения, улавливая ее перепады, и меняет свое поведение.

Детская психосоматика, в отличие от аналогичных проблем у взрослых, имеет свои особенные проявления - ребенок не может справиться с душевным дискомфортом способами, которые доступны людям в зрелом возрасте. Он просто не понимает, что происходит, а чувствует только подавленность и неуверенность. Рано или поздно его неудовлетворенность выливается в проблемы со здоровьем. Как часто родители жалуются на то, что, только заслышав слово «детский садик», ребенок тут же начинает симулировать, выдумывая несуществующие боли в животе, голове, горле и т.д. Но если колики трудно проверить, то постоянные ангины и бронхиты симулировать невозможно. Малыш просто подсознательно запускает механизмы, приводящие к возникновению заболеваний. Более того, он хорошо усвоил, что во время болезни мама всегда рядом с ним, жалеет и ласкает, поэтому использует эту схему каждый раз, как только начинает чувствовать себя одиноким.

Психосоматические причины детских заболеваний

Часто ребенок болеет из-за недостатка внимания, гиперопеки или неблагоприятной атмосферы в семье - это основные психосоматические источники детских хворей. Детская психосоматика типична в своих проявлениях. У ребенка болит горло - он либо сильно обижен, либо страдает от невозможности высказать свое мнение. Родители такого ребенка часто обрывают его инициативу, останавливая его просьбами помолчать, не вмешиваться, делают за него то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Если каждая простуда сопровождается кашлем, то это внутренний протест - малыш не хочет что-то делать, но боится открыто возразить. Ребенок, свободу которого постоянно ограничивают запретами, будет иметь проблемы с дыханием - воспаления легких, бронхиты, бронхиальная астма. Астма может быть проявлением и обратного поведения - родители буквально душат ребенка своей заботой, не дают и шагу ступить самостоятельно. Дети, посещающие детские сады, почти поголовно страдают от хронического насморка - это признак того, что не все ладно в коллективе. Ребенок пытается оградиться от ситуаций или людей, которые его не устраивают (воспитатели, сверстники, родственники), поэтому дома такой насморк проходит, а возобновляется только при появлении источника раздражения. Второй реакций на жизнь в коллективе становятся болезни ушей, которые также могут быть следствием ругани, скандалов и разговоров на повышенных тонах, которые слышит ребенок. Жалобы на боли в животе должны насторожить родителей - ребенка что-то пугает. У малыша портятся зубки - возможно, он пытается сдержать свои эмоции, гнев или сильное раздражение. Проблемы с кожей - аллергические дерматиты, ветрянка, появление сыпи и прочие отражения внутреннего состояния говорят о том, что ребенок пытается установить дистанцию между взрослыми и собой. Все та же гиперопека, которая проявляется в регулярных прикосновениях, объятиях, поцелуях, приводит к тому, что малыш подсознательно ставит барьер - ему необходимо личное пространство. Нарушения мочеиспускания и ночные недержания появляются у детей, которые склонны контролировать себя, опасаясь негативной реакции со стороны родителей.

Устраните источник проблемы

Детская психосоматика, как источник нарушений физического состояния ребенка, подвержена коррекции, но работать необходимо со всеми членами семьи. Еще более важно осознание родителями того, что любая их эмоция, поступок или особенности поведения, всегда находят отражение в состоянии здоровья ребенка. Понять необходимость перемен, сделать все возможное, чтобы к процессу выздоровления подключились все близкие ребенку люди - это уже пройденная половина пути к успеху. Важно выбрать хорошего специалиста, которому вы будете полностью доверять, ведь цена такой работы высока - здоровье, гармоничное развитие и будущий успех вашего ребенка.

В аптеке то и дело слышишь: «Одно разорение на лекарствах, каждый месяц ребенок болеет, только в садик пошел, а уже снова больничный!» И это один взгляд на проблему. Вполне реальный: здоровый ребенок сталкивается с вирусами в детском коллективе, организм не может их побороть и заболевает. Хотя... Заболевает не каждый ребенок. Может, малыш просто подсознательно готов заболеть, чтобы остаться дома с мамой? Почему же болеют наши дети? Портал ННмама.ру спросил гештальт-терапевта, специалиста в области семейных проблем, психосоматических расстройств Центра психологической помощи «Отражение» Илону Фомину.

Психосоматика у детей: отвергнутая девочка

Илона Фомина предлагает на простом примере рассмотреть, как рождаются детские страхи и болезни. Вы удивитесь, но «родитель» у них один. Просто сам ребенок в какой-то момент выбирает, какую реакцию он сделает ключевой на окружающую его обстановку: страх или болезнь.

Пример №1 : В семье растет ребенок - девочка пяти лет. У мамы с папой рождается малыш. Понятно, что мама эмоционально перегружена, а старшему ребенку не хватает внимания и заботы. И вот девочка подходит к маме и говорит: «Поиграй со мной!». А мама отвечает: «Отстань, у меня нет времени. Ты не видишь, я говорю с подругой по телефону?!».

Дочка продолжает крутиться рядом, смотрит в глаза, дергает за юбку, а мама не обращает внимание. Девочка опять: «Пойдем играть?». А мама раздражается и говорит: «Иди сама играй!».

И вот эта пятилетняя девочка в состоянии злости кричит маме: «Я тебя ненавижу!» Ну, или любые другие болезненные для любой мамы слова. Женщина в растерянности и испуге думает: «Боже мой, какого монстра я воспитываю!» А дочке говорит: «Закрой рот сейчас же, чтобы я больше таких слов не слышала!» Тут из комнаты выходит папа и подливает масла в огонь: «Ты наказана за такие слова!»

В итоге наша девочка оказывается в очень сложной ситуации. Она не знает, как выразить злость, ведь пятилетний ребенок еще не умеет говорить: «Мама, я понимаю, что ты занята, но я злюсь на то, что ты меня отвергаешь». Ребенок не может видеть мир целостно. К слову, и многие взрослые склонны видеть либо черное, либо белое.

Она оказывается в ситуации, когда рядом нет ни одного доброго человека, например, бабушки с пирогами или того же папы, который поймет ее злость и научит ее выражать. Она никак не может понять, что ей делать с болью и одиночеством.

Страх или болезнь?

1. Первый вариант развития событий: образуется страх. Девочка понимает, что злиться нельзя, что на это у нее стоит запрет, и, если она будет злость показывать, то будет наказана и дополнительно отвергнута матерью. Она проецирует эту «злостную часть» на собаку (или мультяшного героя, монстра, темноту, высоту) и выстраивает между собой и страхом жесткую границу, чтобы не общаться со своей отвергнутой частью. И говорит: «Ой, эта собака злая, ненавистня, кусачая!» Так формируется страх.

И она начинает эту собаку бояться, а фактически она боится злость внутри себя, боится эту злость и нужду выражать в отношениях. С одной стороны, она везде будет этих собак видеть, чтобы наконец-то завершить ситуацию. А с другой, - выстраивать очень жесткие границы и говорить: «Я не пойду к собаке, она плохая!». Фактически, она никак не хочет встретиться со своей злостью и это лучшее, что придумал ребенок чтобы остаться в отношениях с родителями.

2. Второй вариант развития событий: образуется болезнь. Ребенок в этой точке берет и проецирует эту энергию на свое тело, зажимая грудную клетку. Почему? В том момент, когда мама кричит: «Закрой рот сейчас же!» И выбегает папа... Ей хочется разрыдаться от отчаяния. Она настолько в своей нужде отвергнута, что у нее внутри очень много слез.

У нее идет энергия рыдания, боли, крика. Но одновременно мама с папой ее остановили. И вот представьте, в грудной клетке есть желание прокричаться, до конца высказать свою боль: «Вы на меня не обращаете внимание, посмотрите на меня!» И начать рыдать. А с другой стороны – есть остановка. Вот вам готовый асматический приступ.

Илона Фомина уточняет, что такое сдерживаемое телесное состояние должно закрепиться. Разовая ситуация, конечно, к астме не приведет. Но, если из раза в раз повторяется одно и то же, и в семье есть запрет на выражение злости, то такая участь вполне вероятно может ждать ребенка.

Главное, что любой симптом – приглашение к отношениям. Болезнь – это творческое приспособление как раз для того, чтобы остаться и сохранить мир в семье.

В чем здесь ловушка? Наше тело устроено так, что каждая часть тела отвечает за разные чувства. Симптом у ребенка возникает, чтобы дорогие ему отношения сохранить. Наша девочка развила астму именно потому, что она любит маму и папу, и хочет с ними остаться, ну и просто зависима от них. Поэтому она формирует симптом, который удовлетворяет и останавливает обе потребности, оба чувства: и злость, и радость. А в основе лежит боль одиночества и неразделенные переживания.

Симптомы и последствия

  • Болят руки. Если у нас есть зажим в руках, они болят и плохо двигаются, мы не можем ни обнять человека, ни оттолкнуть. Психотерапевты работают не только над тем, что «я не могу тебя обнять», но и над «я не могу тебя оттолкнуть».
  • Зажим в челюсти при неврозах. Мы не можете ни улыбаться, ни целоваться, ни выражать злость.
  • Болят уши. Отит в ухе и ребенок плохо слышит. Это: «Я не хочу тебя слышать!» И одновременно «Подойди поближе ко мне, и скажи мне на ухо!»
В любом симптоме, какую часть тела вы не возьмете, есть два разных амбивалентных переживания: любовь и злость, радость и грусть. И всегда он удовлетворяет две потребности. Он нужен, чтобы сохранить отношения.

Показательный пример: как у женщин образуется мигрень?

Пример №2: Вы живете с мужем, любите его, хотите, чтобы он вам дарил цветы, а он не дарит. И вы на него обижены, что он не делает то, что вам нужно. Он подходит к вам и говорит: «Пошли спать. А вы: «Ой, я не могу, у меня голова болит». Вы не можете ему прямо сказать, что я не хочу тебя, потому что я на тебя обижена».

Почему? Потому что вы не хотите скандала, конфликта. У вас есть и другие чувства помимо обиды: вам муж дорог, вы его любите и хотите с ним жить. Вот вы взяли и организовали спазм в голове. И удовлетворили обе потребности: вы и остались с ним в кровати, и его отвергли .

В этом тонкость работы, чтобы понять, какие же разные чувства скрыты за симптомом.

Получается, что родители бегают за таблеткой. Таскают ребенка по врачам, пичкают таблетками, а психосоматика, тем временем, развивается. Один симптом переходит в другой.

1. Задумайтесь, чего не хватает в отношениях между вами и ребенком, чтобы он мог смело выражать разные чувства. Это работа над доверием, над опорой, над безопасностью.

2. Если вы накричали на ребенка, остановитесь, подойдите и извинитесь. Мама, в первую очередь, должна уметь выражать свои чувства и осознавать, что с ней происходит: «Я люблю тебя, но я устала и поиграю с тобой в следующий раз. Хорошо?» И она должна научить этому ребенка.

Очень часто в ответ на жалобы молодой мамы о том, что ребенок уже третий раз за сезон болеет простудой, можно услышать такие фразы, как «все дети болеют», «перерастет», «надо кутать, а то вы, молодежь, сами раздетые, и детей не одеваете» и т.д. Так ли это на самом деле, имеют ли место быть такие установки общества в реальности?

Да, то, что все дети болеют – это факт. Но частота, серьезность и характер заболеваний зависят от множества разных факторов. Основные факторы – это психоэмоциональное состояние матери и психологическая атмосфера в семье или так называемый психологический климат. Если эти два момента оставляют желать лучшего, если мама не умеет сама экологично проживать свои эмоции, если родители не научились слушать и слышать друг друга, даже если открытых конфликтов нет, как таковых, то вероятность возникновения у детей психосоматических заболеваний возрастает в несколько раз.

Почему болеют дети: по данным исследований…

По данным Всемирной организации здравоохранения около 40 % всех заболеваний имеют психосоматическую природу. А у детей этот процент намного выше, так как в среднем до 3 лет они полностью находятся в поле матери, а выходят из него совсем только к 24-25 годам, то есть присутствует очень сильная эмоциональная, энергетическая и психологическая связь матери и ребенка, а если ребенок остается жить с родителями, то эта связь остается еще на долгие годы, здесь и кроется частично ответ на вопрос, почему болеют дети.

В современном обществе уже доказано многочисленными исследованиями и общеизвестно, что родительская, в частности, материнская любовь – это залог крепкого здоровья, адекватной самооценки, успешного построения партнерских и семейных отношений.

Хочу рассказать Вам об одном интересном психологическом исследовании, проведенном в Соединенных Штатах Америки. Цель его заключалась в том, чтобы выяснить, насколько здоровье человека зависит от его личной удовлетворённости отношений с родителями. Студентам различных учебных заведений предлагали ответить всего на один простой вопрос «Считают ли они, по их внутренним ощущениям, любят их родители или нет?». Спустя 35 лет экспериментаторы нашли всех опрошенных студентов и встретились с ними, попросив заполнить анкеты с вопросами

касательно их здоровья. В итоге оказалось, что среди тех людей, которые были внутренне удовлетворены родительской любовью, болевшими различного рода заболеваниями было около 25%.

Среди тех, кто по итогам первичного опроса был не удовлетворён родительской любовью, болеющих было 87%.

А среди тех, кто в юношестве ответил, что чувствуют любовь только одного родителя, уровень заболеваний был около 50%.

Согласитесь, очень интересные выводы, которые заставляют задуматься, особенно когда в очередной раз хочется отругать капризничающего ребенка вместо того, чтобы уделить так необходимое ему в эти моменты внимание и показать свою родительскую любовь и поддержку?

Материнская любовь обладает огромной силой, как разрушающей, так и созидающей

Обычно подразумевается, что мать обожает своего ребёнка, она в нем души не чает. В связи с этим во многих источниках упоминают про безусловную материнскую любовь. Как выяснилось в процессе научных исследований, когда человек испытывает любовь, угнетается работа тех отделов мозга, которые отвечают за критику и активизируют отрицательные чувства. Когда женщина с нежностью любуется на ее любимого карапуза, в теле вырабатывается дофамин (этот гормон отвечает за ощущение эйфории), а в мозгу активизируются участки, которые отвечают за чувство удовольствия. Потребность в любви - базовая потребность абсолютно всех людей. Но, к сожалению, так случается, что мама по определенным причинам не может так относиться к своему малышу, не может дать ему безусловное принятие и любовь.

Оказывается, когда человек действительно получает или только чувствует отказ в любви или другими словами отвержение, то активируются участки нашего мозга, которые отвечают за ощущения боли в теле и кожном покрове. В такие моменты человек может реально ощутить физическую боль. Болит наша душа, сердце, тело, порой просто тяга к жизни ослабевает. И если случается так, что мать отвергает своего ребёнка, то для него жизнь теряет всякий смысл. Отвергнутые дети в таком случае как бы получают от матери бессознательное послание “Не живи!”, и послушный любящий ребёнок его принимает и исполняет. К примеру, часто и серьезно болеет, периодически бывает в депрессивных состояниях, свою собственную семью, отказывается иметь хорошую (да и вообще, какую-либо) работу – словом, действительно отказывается жить полноценно.

Под отвержением понимаются не только те случаи, когда мама, к примеру, оставила малыша на попечение в детском доме или ближайшим родственникам (чаще всего бабушкам), или умерла в раннем детстве. Возможно и так, что у матери ранее были прерванные/замершие беременности или ее мать рано оставила ее, или какие-то другие случаи, то, что и сейчас очень тяжело переживается, и теперь приятные заботы о малыше не находят должного отклика в ее израненной душе. Мама как будто энергетически “уходит” туда, где осталась её боль, и малыш перестаёт ощущать безусловную любовь от той, которая его родила. Хотя со стороны может казаться, что она довольно заботливая, опекающая и тревожащаяся (или же тревожная) мама. При этом часто прослеживается прямая зависимость, чем больше мать опекает ребенка, тем меньше у неё внутренняя связь с ним. Такой гиперопекой часто женщина просто-напросто неосознанно компенсирует своё душевное и энергетическое отсутствие в отношениях с ребенком. Гиперопеку очень часто принимают за любовь, но на самом деле это совершенно разные и очень далекие друг от друга понятия. Безусловная материнская любовь – это, скорее, своего рода бессознательный поток. Человек его ощущает, как некую внутреннюю силу, как бы далеко ни находилась его мама, даже если она уже умерла. Это создает глубокое неосознанное чувство защищённости, удовлетворённости жизнью и внутреннего спокойствия. Такой ребёнок доволен своей жизнью, и что немаловажно, обладает крепким здоровьем, которое часто окружающие объясняют генетикой, везением (якобы не сталкивался со страшными вирусами или молод еще).

Если у женщины много внутренних переживаний, тягот на душе, она не всегда вовремя может проследить, что психологическое состояние ребенка меняется не в лучшую сторону. Она так сильно погрузилась в свою душевную боль и переживания, что состояние ребенка кажется ей вполне себе нормальным, обычным по сравнению с её состоянием. В связи с этим часто случается так, что мама обращает внимание на появившиеся проблемы ребёнка уже тогда, когда не заметить их уже просто невозможно, когда они выходят на физический уровень и проявляются в виде недомоганий. И для мамы они ощущаются очень болезненно и чаще всего кажется так, как будто

появились внезапно. Но в действительности для того, чтобы у ребёнка начали появляться, а потом проявляться физически различные проблемы со здоровьем, нужно достаточно много времени, чем серьезнее заболевание, тем больше времени. К счастью или к сожалению, в этом мире ничего не появляется случайно. Поэтому большую часть проблем можно предотвратить, а проявление остальных изменить и ослабить. В этом случае негативные изменения в здоровье появляются как следствие недостатка материнской любви. Но проявляются они в важные, переломные моменты жизни малыша, в такие периоды, когда ребёнку необходим ресурс для очередной ступени в его жизни, например, начал посещать детский сад или центр развития для детей – начал легко подхватывать простуды, стал капризным, конфликтным и т.д.

Личный пример

У меня есть наглядный пример того, как внутреннее состояние матери влияет на здоровье ребенка, из собственного опыта. Буквально на днях мне пришлось экстренно обратиться к стоматологу, усыпила своего 2-летнего сына в коляске и взяла с собой. Не буду описывать свои телесные терзания, но вышла я от врача с еще большей болью, чем пришла, в почти предобморочном состоянии, но сил придавала мысль, что ребенка надо доставить домой, внутренне собралась, спрятала свои слезы и всхлипы поглубже. И этой же ночью мой крайне редко болеющий сын несколько раз просыпался с температурой, с болями непонятного происхождения. За переживаниями о состоянии ребенка я и не подумала о связи произошедшего со мной и его внезапным недомоганием. На это указал мне муж, предположив, что непонятная болезнь сына связана с пережитым мной ужасом прошедшим днем. И я утвердилась в этой мысли, когда уже утром от недомогания не осталось и следа. Я признала тот страх, признала ту боль, которые испытала накануне, дала им выход, и ребенок снова бодр и весел, как обычно.

Влияние атмосферы в семье на здоровье ребенка

Еще один фактор, влияющий на возникновение психосоматических заболеваний у детей, который хочется упомянуть в моей статье, это психологический климат в доме. После рождения своего ребенка я стала замечать в разных семьях некую взаимосвязь между тем, насколько родители умеют договариваться между собой, принимать ответственность за важные решения согласно семейной иерархии, вести конструктивные диалоги при решении проблем и тем, как часто болеют дети в этих семьях. Результаты удивили не только меня, но и моего скептика мужа. В тех семьях, где оба родителя обладали вышеперечисленными навыками, проявляли свою взрослую позицию, а также не зависели от старшего поколения материально и психологически, прослеживалась закономерность – дети очень редко и непродолжительно болели. Важный момент, на который стоит обратить внимание, заключается в том, что, если родители конфликтуют и не могут найти компромисс, пусть даже не показывают свои противоречия при детях, все равно атмосфера в доме становится напряженной, а тонко чувствующие детские натуры считывают это на подсознательном уровне и показывают родителям в виде болезней, что им срочно надо научиться конструктивно взаимодействовать.

Я не отрицаю существование вирусов и других возбудителей заболеваний, но то, насколько ребенок подвержен их воздействию, напрямую зависит от вышеописанных факторов.

Приведу небольшой пример из моей практики. Муж с женой на грани развода, но принимают совместное решение постараться сохранить семью ради двоих детей-подростков, ведут себя вполне мирно дома, избегают

прямых противостояний и выяснений отношений, даже вместе ходят к семейному психологу в надежде разрешить свои накопившиеся внутренние проблемы, избавиться от претензий друг к другу. И спустя некоторое время женщина замечает резко возросшее количество заболеваний у обоих детей. В подобных случаях важно понимать, что микроклимат даже в полной семье, но где родители несчастны, каждый сам по себе, на самом деле может негативно повлиять на здоровье детей, вызвав у них развитие психосоматических заболеваний. Иногда лучше не сохранить семью, но стать внутренне спокойным, удовлетворенным жизнью взрослым/родителем, чем психологически мучить себя и партнера ради мнимого блага детей. Но я призываю к сохранению семьи в тех случаях, когда это возможно без энергетических потерь и внутренних страданий обеих сторон, путем естественного развития людей, достижения компромисса мирным способом.

Как пишут в книгах по психологии и жизненным ценностям: на первое место в списке приоритетов нужно ставить себя, потом свою пару (я+партнер) и только потом идут дети. Если в вашей голове будет ясность и порядок, то, скорее всего, и пару вы создадите гармоничную, и как следствие, дети будут считывать правильную модель поведения, и бонусом ко всему не узнают про психосоматические заболевания.

В заключение

Я очень надеюсь, что после прочтения этой статьи вы сделаете для себя вывод, насколько важно внутреннее состояние родителей в целом и мамы в частности для сохранения психологического и физического здоровья детей. То, что вы вкладываете в детей, учите их и показываете им – это один фактор, а то, что скрываете от них и переживаете внутри себя – это другой, немаловажный фактор, но который воздействует на них энергетически и психологически даже сильнее и глубже первого.

Я очень хочу донести до всех женщин, до всех матерей, будущих и состоявшихся, ту мысль, что нужно экологично проживать свои эмоции, нужно решать свои внутренние проблемы, не закрываться от них, уходя в быт или развлечения, об этом подробно мы говорим на моем . И это нужно не только для их стабильного психологического состояния, но и для ментального и физического здоровья их детей.

Современные родители всё чаще сталкиваются с ситуацией, когда та или иная болезнь ребенка - простуды, кишечные расстройства, аллергии и так далее – возвращаются к нему снова и снова, что бы они ни делали, чем бы ни лечили. И вот уже задействованы все ресурсы, найдены лучшие врачи, а облегчение не наступает.

В этом случае психологи советуют обратить внимание не столько на физиологическое состояние ребенка, сколько на его психику. Сегодня широкое развитие получила наука под названием психосоматика, которая утверждает наличие связи между психологическим состоянием человека и его здоровьем.

Ни для кого теперь уже не секрет, что психологическое состояние сказывается на нашем физическом состоянии. Эта взаимосвязь и называется психосоматикой (слово состоит из двух греческих корней: психэ – душа, и сома - тело).

Но почему-то многие даже не задумываются о том, что дети точно так же подвержены психосоматическим воздействиям, как и взрослые. Ошибочно считать, что раз детские проблемы нам кажутся несерьезными, значит, и малышами они переживаются также легко. На самом деле, малыши относятся к своим неурядицам ничуть не менее остро, чем взрослые люди.

При этом маленькому человечку гораздо сложнее высказать наболевшее. Особенно если взрослые запрещают полноценно выражать свои мысли и чувства: «Ты же мальчик, разве мальчики плачут? Ты же воспитанная девочка, хорошие девочки так не кричат».

Чем более категорично высказывание родителей, тем больше ребенок чувствует себя виноватым, причем не только за то, как он выражал чувства, но и за сами эмоции. В итоге в стрессовых ситуациях ребенок остается один на один со своими проблемами, и вымещает их из области психологии в область физиологии.

В этом случае и возникают психосоматические расстройства у детей. Часто бывает очень сложно заподозрить психологическую основу реальной болезни. Но если болезнь возвращается вновь и вновь без видимой на то причины, имеет смысл рассмотреть психосоматику, как возможное объяснение.

Согласно последним исследованиям, психосоматические расстройства могут возникать даже у новорожденных детей. А некоторые медики высказывают предположение, что и в перинатальном периоде психологические факторы могут влиять на состояние плода.

Давно замечено, что нежеланные дети часто бывают излишне болезненными, ослабленными. Часто у них встречаются и заболевания, которые сложно бывает вылечить в рамках традиционной медицины. Что и позволяет предположить наличие психосоматики.

Вообще, для плода и детей в первые месяцы жизни эмоциональное состояние матери имеет огромнейшее значение. Уже давно никто и не пытается отрицать, что между матерью и ее ребенком существует тесня связь. Ребенок чувствует малейшие изменения в состоянии матери. Поэтому стрессы, недовольство, ревность, беспокойства могут повлиять негативно не только на женщину, но и на ее малыша.

Какие проблемы могут спровоцировать развитие психосоматических расстройств у ребенка в более старшем возрасте? Увы, их тоже немало. Недостаток внимания мамы, адаптация к садику или школе, постоянные ссоры дома, развод родителей, даже излишняя забота со стороны взрослых.

Например, когда родители ребенка постоянно ссорятся или даже готовятся к разводу, ребенок может заболеть для того, чтобы родители хотя бы ненадолго объединились для ухода за ним. Сложности адаптационного периода в детском саду также известны многим, и на частые болезни в это время родители просто не обращают внимание. Но если в те редкие моменты, когда малыш всё же ходит в садик, он возвращается оттуда грустный, а утром остается в саду с криками и плачем, возможно, стоит задуматься о поиске психологической подоплеки у частых простуд.

Нередко заболеть стремятся дети излишне требовательных родителей . Ведь во время болезни режим ребенка смягчается, а, нагрузки значительно снижаются. Для маленького человечка болезнь – единственная возможность отдохнуть.

У детей может быть огромное количество очень серьезных и, порой, трудноразрешимых проблем, о которых мы, взрослые, можем вовсе ничего не знать. А ребенок страдает, не всегда даже сам не зная, отчего ему так плохо, и что ему нужно. И уж тем более не в состоянии сам что-то изменить. Нервное напряжение накапливается и со временем начинает выходить наружу через самые разные болезни и проблемы тела, освобождая таким образом душу.

Как понять, в чем причина?

Врачи выделяют несколько групп заболеваний, которые чаще других бывают связаны с психосоматикой. К ним относятся простудные заболевания, ангины и бронхиты, аллергии, экземы и дерматиты, кишечные расстройства, даже диабет первого типа и онкология.

Причём, согласно наблюдениям опытных психологов, часто работающих с детьми, страдающими психосоматическими расстройствами, по тому, какое именно заболевание мучает вашего малыша, можно предположить и характер мучающей его проблемой.

Так, если ваш ребенок постоянно простужен , его мучает кашель или насморк, другие расстройства, связанные с затрудненным дыханием, вам предстоит найти, что именно «мешает дышать» вашему ребенку. Это может быть и чрезмерная опека взрослых и резкая критика в адрес любых его действий, и завышенные (не по возрасту или не по темпераменту) требования.

Все эти действия как бы заключают ребенка в кокон, мешая полноценно жить. Заставляют постоянно оглядываться: не обманет ли он ожидания родителей своим поступком, не расстроит ли их, не вызовет ли новый поток упреков, обвинений и критики.

Частые ангины, потеря голоса могут свидетельствовать о том, что ребенок хочет сказать что-то, но не решается этого сделать. Его может мучить чувство вины и стыда. Часто эти чувства надуманны, являются следствием попыток родителей убедить ребенка, что то или иное действие является недостойным, стыдным.

Возможно, у ребенка возник конфликт с кем-то из детей или воспитателей в садике, и он считает, что сам виноват в этом? Или он очень скучает по маме, но ведь ей надо работать, и он боится ее беспокоить.

Анемия также считается психосоматическим расстройством у ребенка и может свидетельствовать о том, что в его жизни слишком мало ярких, радостных моментов. А может быть, ребенок просто сомневается в своих силах? И то и другое, по мнению специалистов, может вызвать стойкий недостаток железа.

Стеснительные, замкнутые нервные дети чаще других страдают кишечными расстройствами . Кроме того, запор, боль в животе могут быть свидетельством острого чувства страха.

Чаще других на нервной почве возникают проблемы с кожей : аллергическая сыпь, экземы, дерматиты, крапивницы. К сожалению, определить причину подобных расстройств бывает очень сложно, такую реакцию вызывают самые разные трудности у детей. Проблемы и напряжение уже распирает ребенка, выплескиваясь на его кожу красными и зудящими пятнами, но какая это именно проблема? Вам придется проявить максимум внимания и тактичности к своему ребенку, чтобы разобраться и помочь ему.

Лечение психосоматических заболеваний

Самые большие трудности с лечением психосоматических расстройств у детей заключаются в их диагностике. Порой родители месяцами и даже годами не задумываются о том, что причина соматических проблем их чада кроется в напряженном состоянии психики.

Поэтому врачам, как правило, приходится иметь дело с крайне запущенным состоянием психологических проблем у маленького пациента. Естественно, что в этом случае лечение будет сильно осложнено.

В Европейской медицине уже некоторое время существует практика направлять детей с повторяющимися заболеваниями или частыми рецидивами хронических заболеваний на консультацию психолога. Это позволяет вовремя выявить зарождающиеся проблемы и решить их. К сожалению, в нашей стране такая практика пока не прижилась, и вся надежда в этом направлении только на внимательное отношение родителей к своему ребенку.

Но мало заподозрить у своего ребенка проблемы психосоматики. Очень важно убедиться, что действительно существует взаимосвязь между психическим и физическим здоровьем ребенка, а также точно определить проблему, с которой предстоит работать.

После этого можно приступать к лечению психосоматических расстройств у ребенка. Такие болезни требуют к себе комплексного подхода. Врач, психолог и родители должна стать одной командой. Педиатр подбирает консервативный метод лечения, психолог работает с выявленной проблемой, а родители во всем их поддерживают, тщательно выполняют рекомендации и стараются сохранить дома теплую, дружескую атмосферу.

Если проблемы ребенка заключаются в затянувшемся адаптационном периоде, кому-то из родителей лучше снова посидеть дома. Это не значит, что ребенок останется с ним. По утрам его также нужно отводить в садик, но не на полный день, а на несколько часов, постепенно удлиняя эти периоды. Кроме того, если ребенок начинает плакать и капризничать, воспитатель сможет позвонить маме или папе и попросить прийти. Таким образом ребенок убедится, что родители всегда с ним, любят его и заботятся. Ему легче будет преодолеть сложившуюся ситуацию.

Скорее всего, родителям придется сосредоточиться на построении с ребёнком более доверительных отношений. Он не должен бояться говорить с вами, делиться переживаниями, страхами и обидами. Он должен чувствовать, что вы всегда на его стороне. И даже если он неправ, рассказывать ребенку об этом необходимо в доброжелательной форме, ни в коем случае не критикуя и не осуждая его.

Если проблема изначально лежала именно в психосоматической плоскости, совместная работа над здоровьем ребенка в конце концов даст свои результаты и малыш пойдет на поправку.

Профилактика психосоматических заболеваний

Для психосоматических расстройств профилактика имеет особое значение. И дело не только в том, что подобные проблемы проще предотвратить, чем вылечить. Психологическое здоровье всегда нуждается в большем внимании, ведь если вовремя не отследить проблему в этой области, она остается с человеком на всю жизнь. При этом он может об этом и не подозревать. Но комплексы, фобии и другие расстройств напрямую влияют на жизнь человека в любом возрасте.

Огромное значение для профилактики имеет отсутствие поощрения болезни . Многие родители всячески облегчают жизнь детей во время болезни, разрешают им больше, чем обычно, покупают игрушки и снимают ограничения в сладком. Конечно же, ребенку в таких условиях значительно выгоднее болеть, чем быть здоровым, особенно если существуют и другие поводы, проблемы.

Воздействие психосоматики на здоровье людей изучается длительное время. Ранее было установлено, что развитие заболеваний может произойти из-за психосоматики у детей. При этом не столь важно, в каких условиях растет ребенок в неблагополучной или обычной семье. Обычно причины болезни лежат на поверхностном уровне. Но иногда причина может быть гораздо глубже. В этом случае нужно будет обратиться за помощью к специалисту.

Психосоматика

Дети болеют часто, и молодые родители волнуются за состояние своего малыша, воспринимая болезнь как испытание. Родители этих детей постоянно обращаются к специалистам, выполняют все требуемые рекомендации, следят за тем, чтобы ребенку было тепло. Также родители запрещают своим чадам посещать многолюдные места, чтобы они не заразились какой-нибудь инфекцией. Но иногда, ребенок, за которым тщательно следят, постоянно болеет: выздоравливает от одного заболевания и через пару дней лежит уже с другой болезнью. В данном случае родителям нужно знать, что, возможно, постоянное появление болезней происходит из-за психосоматики у детей. Педиатр не может найти истинную причину болезни, так как по всем анализам и осмотру у малыша нет патологии. Поэтому нужно обратиться за помощью к психологу. Возможно, состояние ребенка ухудшается не из-за физических расстройств организма, а вследствие психологического нарушения. Психологи определяют причину расстройства психики малыша и устраняют проблему. На сегодняшний день серьезной проблемой в медицине становится психосоматика заболеваний детей. Обычно психологическое расстройство наблюдается у малышей, страдающих от заболеваний желудочно-кишечного тракта, диабета, аллергии, астмы. Число заболеваний постоянно растет, хоть и медицина находится на высоком уровне, но врачи ничего не могут сделать. Для того чтобы вылечить ребенка, необходимо обратиться к психологу и устранить проблему.

Взрослые пациенты также часто сталкиваются с психосоматикой заболевания. Причем выявить причину появления заболевания сложно. Порой причины расстройства кроются в прошлом, в детстве человека. А проявления детского психологического расстройства влияют уже на взрослого сформировавшегося человека.

На сегодняшний день большинство детей страдают от нестабильного давления, проблем с желудком. Также встречаются дети с атеросклерозом. Все перечисленные заболевания ранее считались возрастными. Почему от детской психосоматики страдает множество малышей?

Причины появления психосоматических расстройств

Каждый человек, в том числе и ребенок, может испытывать отрицательные эмоции, переживать и обижаться. Ребенок не знает, что ему делать, и не понимает, что с ним происходит. В подростковом возрасте дети начинают понимать причины своего дискомфорта и пытаются разобраться с проблемами.

Малыши чувствуют внутреннее давление, но не могут объяснить ощущение, поэтому они не рассказывают об этом. Также маленький ребенок не знает, как можно снять напряжение, сковавшее весь организм. Из-за накапливания напряжения появляется психосоматика у ребенка. Психологическая подавленность начинает проецироваться на физическое состояние пациента. Таким образом, у малыша появляются хронические заболевания, которые вновь ухудшают общее состояние ребенка. Также у детей могут проявляться кратковременные болезни, о причинах которых он не знает. Часто симптомы различных болезней начинают проявляться, если ребенок начинает задумываться об этом. Например, малыш не желает идти в детский сад. Он начинает капризничать, но такие действия не помогают, и родители все равно отводят его в садик. Так как плач не помог, он начинает придумывать болезнь. Говорит родителям о том, что у него болят горло или живот. Также ребенок может симулировать заболевание. Но если после симулирования у него действительно появились симптомы болезни, то нужно задуматься о психосоматике.

Факторы

Существуют факторы, которые воздействуют на здоровье ребенка и зависят от особенностей конкретного малыша, воздействия внешних факторов и людей, а также от предрасположенности к каким-либо заболеваниям:

  • Генетика. Заболевания, которые передаются от родителей.
  • Осложнения, которые были во время беременности женщины. К осложнениям можно отнести болезни, которые перенесла будущая мама, инфекции и травмы, которым подверглась беременная женщина. Во время беременности развивается плод и происходит формирование внутренних органов у малыша. При негативном воздействии (инфекции, травмы, болезни) у будущего ребенка могут появиться проблемы со здоровьем.
  • Нарушения нервной системы.
  • Появление стафилоккока после рождения ребенка.
  • Нарушение гормонального фона малыша.
  • Отклонения в биохимических данных от нормы.

Если на малыша имеет влияние какой-то фактор из списка, то его здоровье может ухудшиться. Опасности будут подвергнуты наиболее слабые органы в организме. Если бы не психосоматика у детей, то, возможно, не было бы никаких заболеваний. Несмотря на то, что вышеперечисленные факторы имеют большое значение, но основную роль в развитии заболевания играет психика. Ребенок должен чувствовать себя хорошо дома, в детском саду, школе, в общественных местах. Человек должен ощущать себя равным другим людям. В процессе воспитания малышей важна адаптация в коллективе.

Психосоматика в самом раннем возрасте человека

Во время проведения исследований специалисты выявили, что какие-либо заболевания могут быть заложены во время беременности женщины. Это утверждение является спорным, так как плод не может испытывать различного рода переживания. Но стоит отметить, что во время беременности эмоции у женщины становятся наиболее насыщенными, также она часто испытывает раздражение. Негативные эмоции могут отрицательно повлиять на здоровье будущего ребенка. Во время исследований также осматривались дети, которые были нежеланными. Женщины считали их ошибкой и воспринимали всю беременность негативно. По их мнению, беременность была не вовремя и разрушила множество планов. Нежеланные дети уже в первые дни своего рождения страдали от множества различных болезней. В основном дети заболевали такими болезнями, как язва желудка, бронхит, ОРВИ, астма, бронхит, аллергия, болезни сердца. То есть еще не рожденный малыш чувствовал свою ненадобность и пытался самостоятельно себя уничтожить.

Для того чтобы плод развивался правильно, женщина должна желать эту беременность. Беременную женщину нужно всегда поддерживать. Весь негатив, который испытывает будущая мама, будет отрицательно сказываться на здоровье малыша.

Но даже если беременность была желанной, женщина все равно чувствует то, как к ней относятся другие люди. Если она не находит понимания и любви, то станет испытывать отрицательные эмоции. Также на психосоматику у ребенка влияют эмоции родителей в первые месяцы жизни. Малыш после рождения отделяется от матери и становится отдельной личностью. Но все же связь между ними сохраняется, и ее настроение передается малышу. Негативные эмоции передаются из-за того, что мама становится внешним миром. С помощью матери ребенок начинает впервые воспринимать окружающую его действительность. Таким образом, он смотрит на реакцию окружающих и сам начинает проявлять активность. Причем все переживания и обиды матери будут передаваться ребенку на эмоциональном уровне.

Для того чтобы избежать психосоматики у детей, необходимо создать в доме условия, которые не позволят матери переживать, ведь ребенок будет воспринимать все эмоции. Важно, чтобы и мать понимала это. Она должна настроиться на позитив во время беременности и после рождения малыша. Положительные эмоции помогут избежать психосоматических последствий, и ребенок будет расти здоровым.

Кашель

Появление кашля, а также насморка у детей может быть связанно не только с простудой. Причиной психосоматики кашля у детей может стать неблагожелательная атмосфера в доме. Если в семье появляются проблемы, ребенок хочет обратить на себя внимание. И он вспоминает те моменты, когда за ним ухаживали и дарили тепло во время простуд. Подсознание детей провоцирует появление симптомов заболевания на физическом уровне. Также кашель может появиться во время сильных нагрузок в период учебы. Организм защищает ребенка и дает ему выходной в виде болезни для передышки. Психосоматика кашля у детей проявляется при отсутствии выбора. Например, если ребенку всегда указывают на то, что он должен делать и не дают выразить собственное мнение. В дальнейшем кашель может превратиться в астму.

Аллергия как симптом психологического нарушения

Основной причиной психосоматики аллергии у детей является атмосфера в доме. В первые месяцы жизни малыш чувствует чужие эмоции, но не может рассказать о своем состоянии. Его негативные чувства будут проявляться аллергией. Уже в дошкольном позднем возрасте ребенок может привлечь внимание родителей и рассказать о том, что его тревожит. Но, как правило, родители не прислушиваются к малышу, а лишь следят за его его физическим здоровьем. При воспитании детей в тоталитарной семье им и вовсе запрещается выражать эмоции негативным образом (например, плакать). Длительное сдерживание чувств и обид может привести к различным заболеваниям, в том числе к аллергии.

Психосоматика аллергии у детей также проявляется при возникновении проблем во взаимоотношениях родителей. При частых ссорах в семье, скандалах, рукоприкладстве у ребенка появляются различные патологии. Психологическое состояние аллергиков индивидуально у каждого. Но основной причиной аллергии является непереносимость какой-либо ситуации или человека. Это может быть окружение в детском саду, обида и злость на мать или отца. Проявлением отрицательных эмоций у малыша становятся зуд, сыпь, кашель, астма, проблемы с пищеварением.

Дерматит

Состояние кожи является показателем состояния здоровья человека. Любые заболевания отражаются на состоянии кожи. Часто психосоматика дерматита у детей связана с серьезными эмоциональными потрясениями, переживаниями, злостью, обидами. Например, если дерматит появляется на коже рук или ног, то возможно, малыш не желает делать то, что его заставляют (идти гулять, посещать детский сад). Дерматит на голове, лице может быть следствием психологического давления, конфликтов в семье, неуверенности в себе. В более серьезных ситуациях дерматит может стать симптомом появления у ребенка фобии или какой-либо другой проблемы. Психосоматические заболевания у детей чаще всего проявляются, если ребенок является эмоционально неуравновешенным. То есть ему намного тяжелее пережить проблему, чем другим деткам. У малышей происходит внутренний психологический конфликт, который они не могут решить самостоятельно. В данном случае может понадобиться помощь специалиста.

В первые месяцы жизни ребенка контакт с матерью установлен. Но для того чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, необходимы прикосновения. Так ребенок почувствует себя любимым и нужным. При отсутствии тактильных отношений матери и ребенка происходит дисбаланс, и начинают появляться различные заболевания. В старшем возрасте атопический дерматит проявляется из-за конфликтов в семье или проблем со сверстниками. Например, ребенку в детском саду кажется, что с ним никто не хочет играть и все над ним насмехаются и обижают. Чувствуя негативные эмоции, ребенок становится подавленным, у него пропадает желание общаться с другими детьми, а также малыш может почувствовать себя хуже других. Вследствие данных отрицательных эмоций у детей может появиться дерматит.

Рвота

Психосоматика детей может привести к появлению тошноты и рвоты. Если ребенок чувствует постоянную тошноту или его рвет без видимых на то причин, то стоит задуматься о психосоматике болезни. Возможно, ребенок не может принять то или иное событие в его жизни. Также тошнота и рвота могут быть вызваны страхом. Например, ребенок боится отвечать на уроке, не хочет рассказывать стих на публику. Бывают и более серьезные проблемы в семье. Рвота может проявиться и при проблемах во взаимоотношениях родителей или при разводе. Сложно определить психосоматику детских болезней. Для того чтобы устранить симптомы и болезни, необходима помощь специалистов и родителей.

Устранение болезней

Если ребенок постоянно заболевает одной и той же болезнью, то родителям стоит задуматься о психосоматике. Возможно, болезнь - это всего лишь симптом психологического сбоя у ребенка. Почему болеют дети? Психосоматика поможет ответить на данный вопрос родителям. Для того чтобы избавиться от болезни, необходимо:

  • проконсультироваться со специалистом, психологом;
  • выявить причину болезни;
  • получить направление на определенную терапию.

Во время посещения психолога также важна откровенность родителей. Возможно, какое-либо событие в жизни семьи стало отправной точкой для болезни. Часто специалисты направляют детей на иглотерапию, климатотерапию. Также для успокоения детей выписываются различные седативные препараты. Препараты ни в коем случае нельзя давать самостоятельно. Можно покупать успокаивающие средства только по направлению врача.

Заключение

Почему болеют наши дети? Детская психосоматика может стать причиной множества недугов у детей. Родители могут думать: «Какие могут быть проблемы у ребенка?» Но проблемы у детей действительно есть. Дети сильнее воспринимают окружающую действительность, так как они намного впечатлительнее взрослых. Чтобы болезни отступили, ребенку нужно дарить счастливые моменты в жизни. Также важно давать право выбора в каких-либо вопросах для того, чтобы он почувствовал свою самостоятельность. Право выбора должно быть не во всем у маленького ребенка, так как не все решения могут быть верными с его стороны. Например, дать право выбора - это не значит разрешить ребенку идти на улицу зимой без шапки или куртки только из-за того, что он так захотел. Право выбора должно проявляться в мелочах и постепенно расширяться с возрастом малыша. Например, можно спросить у ребенка: «Какую куртку ты наденешь сегодня, красную или зеленую?» Малыш будет понимать, что он самостоятельно решает какие-то вопросы в своей жизни. Если постоянно ребенку говорить о том, что он должен делать, то впоследствии он перестанет быть самостоятельным и не сможет принимать решения, будучи взрослым. Также у ребенка дома должны быть обязанности для того, чтобы он понимал свою необходимость и значимость в жизни семьи. Хорошая атмосфера дома, внимание родителей, ощущение нужности и значимости помогут детям избавиться от множества психологических и физических заболеваний.

 

Возможно, будет полезно почитать: