Перцептивная сторона общения. Феномен первого впечатления о человеке

Нередко бывает, что люди пытаются объяснить странное или вызывающее поведение другого человека, опираясь на собственное восприятие всей ситуации. Когда это происходит, человек просто интерпретирует поступок и его мотивы таким образом, как будто он сам его и совершил.

Психологическая подмена

Такая психологическая подмена действующих лиц имеет сложное название в психологии - казуальная означает, что кто-то обладает недостаточным количеством информации о ситуации или о самой личности, которая в этой ситуации фигурирует, и поэтому старается объяснить все с собственной точки зрения. Казуальная атрибуция подразумевает, что человек «ставит себя на место другого» за неимением других способов объяснить сложившееся положение. Конечно, такая интерпретация мотивов поведения нередко бывает ошибочной, потому что каждый человек мыслит по-своему, а «примерить» свой образ мышления на другого человека практически невозможно.

Возникновение теории атрибуции в психологии

Понятие «казуальная атрибуция» в психологии появилось не так давно - всего лишь в середине 20-го века. Ввели его американские психологи-социологи Гарольд Келли, Фриц Хайдер и Ли Росс. Это понятие не только стало широко употребляться, но еще и обзавелось собственной теорией. Исследователи полагали, что казуальная атрибуция поможет им объяснить механизмы трактовки среднестатистическим человеком некоторых причинно-следственных связей или даже собственного поведения. Когда человек совершает какой-то который приводит к определенным действиям, он всегда ведет диалог с собой. Теория атрибуции пытается объяснить, как этот диалог проходит, каковы его стадии и результат, в зависимости от психологических особенностей человека. При этом человек, анализируя свое поведение, не отождествляет его с поведением посторонних людей. Объяснить это просто: чужая душа - потемки, а самого себя человек знает гораздо лучше.

Классификация атрибуции

Как правило, каждая теория предполагает наличие определенных показателей, обязательных для ее функционирования. Казуальная атрибуция, таким образом, предполагает присутствие сразу двух показателей. Первый показатель - это фактор соответствия рассматриваемого действия так называемым социально-ролевым ожиданиям. Например, если у человека очень мало или совсем нет информации об определенном человеке, тем больше он будет придумывать и приписывать, и тем сильнее будет убежден в собственной правоте.

Второй показатель - это соответствие поведения рассматриваемой личности общепринятым культурным и этическим нормам. Чем больше норм нарушает другой человек, тем активнее будет приписывание. Сам же феномен «приписывания» бывает в теории атрибуции трех видов:

  • личностное (причинно-следственная связь проецируется на сам субъект, который совершает действие);
  • объектное (связь проецируется объекту, на которое это действие направлено);
  • обстоятельственное (связь приписывается обстоятельствам).

Механизмы казуальной атрибуции

Неудивительно, что человек, который рассуждает о ситуации «со стороны», не участвуя в ней напрямую, объясняет поступки других участников ситуации с личностной точки зрения. Если же он напрямую принимает участие в ситуации, то учитывает обстоятельственную атрибуцию, то есть сначала рассматривает обстоятельства, а уже потом приписывает кому-то определенные личностные мотивы.

Будучи активными участниками социума, люди стараются не делать выводов друг о друге, основываясь только на внешних наблюдениях. Как известно, внешность нередко бывает обманчивой. Именно поэтому казуальная атрибуция помогает людям сформулировать какие-то выводы, опираясь на анализ поступков окружающих, «пропущенный» через фильтр собственного восприятия. Конечно, такие выводы тоже не всегда бывают соответствующими действительности, ведь невозможно судить человека по одной конкретно взятой ситуации. Человек - слишком сложное существо, чтобы так легко о нем рассуждать.

Почему казуальная атрибуция - это не всегда хорошо

Существует множество примеров в литературе и кинематографе, когда ошибки казуальной атрибуции приводили к разрушению человеческих жизней. Очень хороший пример - это фильм «Искупление», где маленькая главная героиня делает вывод о другом персонаже, только опираясь на особенности собственного детского восприятия ситуации. Как следствие, жизни многих людей рушатся только потому, что она что-то недопоняла. Вероятные причины, которые мы предполагаем, очень нередко бывают ошибочными, поэтому рассуждать о них как об истине в последней инстанции никогда нельзя, даже если кажется, что никаких сомнений быть не может. Если мы не можем разобраться даже в собственном внутреннем мире, что уж говорить о внутреннем мире другого человека? Нужно стремиться к анализу бесспорных фактов, а не собственных домыслов и сомнений.

Введение

Заключение

Библиография

Введение

Данная работа посвящена каузальной атрибуции как социально-психологическому феномену.

Актуальность данной темы объясняется тем, что каузальная атрибуция определяет социальное поведение, включена в структуру многих социально-психологических процессов, и поэтому ее исследование приобретает существенное теоретическое и практическое значение. Теоретический аспект состоит в том, что сейчас в социальной психологии назрела потребность в создании единой научной теории, объясняющей особенности и механизмы социального восприятия, а один из механизмов социального восприятия - это каузальная атрибуция. Помимо этого, изучение каузальной атрибуции имеет и практическое значение, так как для оптимизации совместной деятельности и межличностных отношений необходимо, помимо прочего, принимать во внимание каузальную атрибуцию как один из основных механизмов социальной перцепции.

Цель работы заключается в рассмотрении каузальной атрибуции как социально-психологического феномена.

Объект исследования: процесс социального познания.

Предмет исследования: каузальная атрибуция как социально-психологический феномен.

казуальная атрибуция социальный психологический

1. Каузальная атрибуция как социально-психологический феномен

Каузальная атрибуция (от лат. causa - причина + attribuo - придаю, наделяю) - это феномен социального восприятия, интерпретация человеком причин поведения другого человека, а также своего собственного.

Явление каузальной атрибуции имеет место быть тогда, когда люди интерпретируют причины поведения другого человека в условиях недостаточности информации об этих причинах, то есть осуществляется своеобразное достраивание информации. При этом "сфера приписывания становится значительно более широкой - причины приписываются не только поведению отдельного человека, но вообще различным социальным явлениям" и значение явления каузальной атрибуции сводится к тому, что "придать смысл окружающему" .

2. Теории каузальной атрибуции Ф. Хайдера и Г. Келли

2.1 Теория каузальной атрибуции Ф. Хайдера

Ф. Хайдер является основоположником исследований атрибутивных процессов. В предложенной им концепции человек стремится к формированию непротиворечивой и связной картины мира, и в процессе этого стремления у него "вырабатывается "житейская психология" как результат попыток объяснить для себя причины поведения другого человека и прежде всего вызвавшие его мотивы" . При этом важно, "объясняем ли мы то или иное явление факторами, локализованными внутри человека или вне его" (например, объяснить ошибку человека можно его низкими способностями, что будет представлять внутреннюю причину, либо трудностью задачи, что будет являться внешней причиной). Причем характер объяснения "в каждом отдельном случае определяется не только уровнем развития субъекта, его собственными побуждениями, но также необходимостью сохранить когнитивный баланс" . Примером может служить то, что при несовпадении ожидаемых действий и реакций, исходящих от знакомого человека нарушается когнитивное равновесие, и у познающего вступают в действие психологические силы, стремящиеся его восстановить.

Многие положения концепции Ф. Хайдера были проверены и подтверждены экспериментально, сам же он ссылается на эксперимент М. Циллига, проведенный еще в 1928 году. "В этом эксперименте две группы детей - популярных и непопулярных - выступали перед своими одноклассниками с гимнастическими упражнениями. Хотя "популярные" специально делали ошибки, а "непопулярные" выступали безошибочно, зрители впоследствии говорили об обратном. .

2.2 Теория каузальной атрибуции Г. Келли

Теория атрибутивного процесса, предложенная Г. Келли, достаточно развернуто отвечает на вопрос о том, откуда берутся причины, приписываемые объекту восприятия. В данной теории разбираются два случая:

Когда воспринимающий черпает информацию из многих источников и имеет возможность различным образом комбинировать поведение объекта и его причины, выбрав одну из них, при этом есть неоднократные наблюдения.

Когда воспринимающий имеет одно-единственное наблюдение и тем не менее должен как-то объяснить причину события,

которых может быть несколько.

Для каждого из этих двух случаев предназначен специальный раздел теории Г. Келли: первый случай рассматривается в "модели анализа вариаций" (ANOVA), второй - в теории каузальных схем .

Модель анализа вариаций включает в себя такие структурные элементы атрибутивного процесса, как: Личность, Стимул (объект), Обстоятельства. "Соответственно называются три вида причин (а не два, как у Хайдера): личностные, стимульные (или объектные) и обстоятельственные" , при этом "три вида элементов и три вида причин составляют "каузальное пространство", которое изображается при помощи куба, где стороны обозначают виды атрибуции" , а сущность процесса приписывания причин заключается в том, чтобы "находить адекватные варианты сочетания причин и следствий в каждой конкретной ситуации" . В данном случае, "когда воспринимающий имеет возможность пользоваться данными многих, а не одного наблюдения, он "подбирает" причину к тем факторам, с которыми, как ему кажется, будет ковариировать результат" . Важно отметить то, что данную схему нельзя рассматривать как абсолютную, так как в ряде случаев "индивид может демонстрировать выбор и сложных причин, например "личностно-объектную"" .

Суть принципа конфигурации заключается в том, что "если в реальных ситуациях человек не располагает никакой информацией о реакциях субъекта на аналогичные стимулы или о реакциях других людей на тот же самый стимул (т.е. не может использовать критерии подобия, различия и соответствия), то он должен обрисовать для себя всю конфигурацию возможных причин и выбрать одну из них" , и для облегчения этого процесса предлагается учитывать следующие возможные характеристики причин: а) обесценивания (субъект отбрасывает те причины, которым есть альтернатива по причине их "обесценивания"), б) усиления (чаще приписывается причина, которая чем-нибудь усиливается: например, она кажется более вероятной, потому что встречает препятствие), в) систематического искажения информации (ошибки атрибуции), образующих в совокупности "принципы конфигурации" .

3. Ошибки каузальной атрибуции

3.1 Фундаментальные ошибки каузальной атрибуции

В целом фундаментальные ошибки представляют собой "склонность людей игнорировать ситуационные причины действий и их результатов в пользу диспозиционных" , то есть их характер представляет собой переоценку личностных и недооценку обстоятельственных причин.Л. Росс, назвавший это явление "сверхатрибуцией", обрисовывает условия возникновения подобных ошибок:

"Ложное согласие" выражается в том, что воспринимающий принимает свою точку зрения как "нормальную" и потому полагает, что другим должна быть свойственна такая же точка зрения, иначе вина ложится на "личность" воспринимаемого.

"Неравные возможности" отмечаются в ролевом поведении: в определенных ролях легче проявляются собственные позитивные качества, и апелляция совершается именно к ним, то есть так же к личности человека, но в данном случае обладающего такой ролью, которая позволяет ему в большей мере выразить себя, что приводит к переоценке личностных причин поведения без принятия в расчет ролевой позиции действующего лица.

"Большее доверие вообще к фактам, чем к суждениям", проявляется в том, что первый взгляд всегда обращен к личности.

"Легкость построения ложных корреляций" состоит в том, что наивный наблюдатель произвольно соединяет какие-либо две личностные черты как обязательно сопутствующие друг другу, тем самым автоматически приписывая причину поведения наблюдаемой личности посредством произвольной "связки" черт и причин.

3.2 Мотивационные ошибки каузальной атрибуции

Мотивационные ошибки "представлены различными "защитами", пристрастиями, которые субъект атрибутивного процесса включает в свои действия" . Первоначально эти ошибки были выявлены в ситуациях, когда испытуемые стремились сохранить свою самооценку в ходе приписывания причин поведения другого человека. Величина самооценки зависела в большой степени от того, приписываются ли себе или другому успехи или неудачи. . Значительная разработка этой проблемы принадлежит Б. Вайнеру, предложившему рассматривать три измерения в каждой причине:

внутреннее - внешнее;

стабильное - нестабильное;

контролируемое - неконтролируемое.

Так различные сочетания этих измерений дают восемь моделей - возможных наборов причин. Вайнер предположил, что выбор каждого сочетания обусловлен различной мотивацией .

При рассмотрении всех экспериментов, касающиеся использования первых двух пар причин (наиболее изученных), то "результат везде однозначен: в случае успеха себе приписываются внутренние причины, в случае неуспеха - внешние (обстоятельства); напротив, при объяснении причин поведения другого возникают разные варианты" , описанные Б. Вайнером.

Заключение

В ходе данной работы был рассмотрен социально-психологический феномен каузальной атрибуции, для чего было составлено представление о происхождении и сущности такого понятия, как каузальная атрибуция в социальной психологии, рассмотрены наиболее значимые теории каузальной атрибуции, а также выявлены виды и суть ошибок каузальной атрибуции. Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Атрибутивный процесс представляет собой феномен социального восприятия, который мотивирован желанием индивида понять причины и следствия поступков других людей, то есть смысл человеческих отношений, а также потребностью предсказать дальнейший ход этих отношений, что являются важнейшим условием ориентации человека в окружающем его социальном мире.

Наиболее значимые теории по данной теме включают в себя теорию каузальной атрибуции Ф. Хайдера, теорию корреспондентского выведения Э. Джонса и К. Дэвиса, а также теорию каузальной атрибуции Г. Келли. Но все эти теории, несмотря на интересные находки в описании атрибутивных процессов, рассматривают их вне социального контекста, что приводит к многочисленным разногласиям. Данное упущение пытается преодолеть теория социальной атрибуции, где атрибуция рассматривается с учетом принадлежности познающего и познаваемого индивидов к определенной социальной группе.

Ошибки каузальной атрибуции включают в себя фундаментальные (переоценка личностных и недооценка обстоятельственных причин) и мотивационные (представлены различными "защитами", пристрастиями, которые субъект атрибутивного процесса включает в свои действия) и являются скорее не "ошибками", а искажением воспринимаемого.

Библиография

1.Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - Изд. 2-ое, перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 288 с. [Электронный ресурс]. URL: #"justify">2.Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. - СПб: Питер, 2010. - 672 с. [Электронный ресурс]. URL: #"justify">.Семечкин Н.И. Социальная психология на рубеже веков: истории, теория, исследования: Часть 1. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2001. - 152 с. [Электронный ресурс]. URL: #"justify">.Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред.Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 256 с. [Электронный ресурс]. URL: #"justify">.Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Изд-во "Эксмо", 2005. - 672 с.

.Юревич А.В. К анализу исследований каузальной атрибуции в зарубежной социальной психологии / А.В. Юревич // Вопросы психологии. - 1986. - № 5. - С. 168-175.

В процессе взаимодействия друг с другом у людей появляется необходимость взаимопонимания. Если фактов, объясняющих поведение другого человека, недостаточно, то наблюдающим свойственно приписывать различные мотивы. То же самое относится и к самому объекту обсуждения: он тоже пытается найти причины своего результата. Данное явление получило название каузальной атрибуции – приписывать причины, не зная наверняка содержания произошедшего. Его начали изучать ещё в западной социальной психологии. Основоположником принято считать Хайдера.

Казуальная атрибуция в психологии. Примеры атрибуции

Это явление существует потому, что каждый хочет видеть целостную картину, представлять себе все события. Но проблема в том, что не всегда известны факты. И тогда человек начинает дорисовывать, додумывать картину, доводя её к логическому заключению. Осуществляется этот процесс в соответствии с имеющимся жизненным опытом. В психологии была отмечена разносторонняя реакция общества на стереотипные и отклоняющиеся от нормы варианты поведения . Рассмотрим пример.

Ученики ожидают нового учителя, который будет преподавать у них историю. Если их попросить описать учителя истории, то, скорее всего, занятия будут скучными и неинтересными. А если представить им иного учителя, предварительно описав его манеру преподавания (он использует наглядные макеты, устраивает сценки; делает всё, чтобы уроки были интересными), то мнение о личности будет нестандартным, отличным от распространённого привычного суждения.

Фундаментальная ошибка каузальной атрибуции

Эта ошибка заключается в различных точках зрения, в других фокусах. Как правило, есть две позиции наблюдения: сам участник происходящего и наблюдающий со стороны. Здесь для первого фигурой суждения являются обстоятельства, а для второго – сама личность. Таким образом, случается заблаговременный просмотр случившегося или происходящего с различных позиций . Это в психологии и является фундаментальной ошибкой атрибуции.

Виды каузальной атрибуции

В зависимости от того под каким углом рассматривают ситуацию, является и получившийся результат. Различают следующие виды :

  1. Личностная атрибуция. Приписывание причин неудач непосредственно личности;
  2. Обстоятельственная. Обвинение сложившихся обстоятельств;
  3. Объектная. Причина в самом объекте.

Интересно то, что позиция человека определяет направленность его мышления. Сам участник чаще всего обвиняет обстоятельства. Наблюдатель видит мотив неудачи в личности (участнике). Это происходит из-за того, что ни тот, ни другой не представляет себе полностью правдоподобной картины. Получается, что атрибуция представляет собой субъективное, следовательно, зачастую ошибочное мнение.

Ещё один пример. Стеснительный парень наконец-то решил познакомиться с девушкой. Заранее всё обдумал, даже репетировал свою речь. В общем, и самооценку себе он тоже поднял. Он знакомиться с ней на улице, а она почему-то отказывается от подвернувшегося случая знакомства. Парень сразу же выстраивает всевозможные гипотезы. Он думает: «может, дело во мне, может, я ей несимпатичен; может она просто не в настроении» и т.п. Эти мысли могут быть как отдельно, так и приходить одна за другой.

В то же время правильное понимание причин поступков человека очень важно для сохранения отношений между людьми . Мотивы поведения надуманные могут очень сильно отличаться от мотивов действительных. Но так получается, что иной раз человек не может спросить, уточнить какие-то моменты и поэтому вынужден воспользоваться своим воображением.

Цели и результаты исследований каузальной атрибуции

Целью исследований механизмов каузальной атрибуции находят повышение эффективности взаимодействия между людьми и эффективности личностного роста. Первое предполагает наиболее верное определение мотивов тех или иных поступков. А второе показывает варианты воздействия на мотивацию, деятельность, эмоции и т.п. Что наиболее полно помогает понять изучение данного явления, так это указание момента возложения или же принятия ответственности за конкретные действия. И комплексное рассмотрение сложившегося результата. То есть цель исследований – нахождение точного определения действительных мотивов поведения .

Известно, что к себе человек относится мягче при оценке, нежели к другим посторонним людям. Чьи-то успехи и свои собственные неудачи человек относит к ситуативной атрибуции. Но, описывая чужие неудачи и свои успехи, он обращается к личностной атрибуции. В этих случаях причиной случившегося человек склонен считать либо сложившиеся обстоятельства, либо саму личность соответственно конечному результату.

Обычно человек объясняет успех своим трудолюбием, силой воли, своей уникальностью. Но неудача ассоциируется всегда с ситуацией. А если проводить анализ действий другого человека, то всё вышесказанное применимо в обратном порядке. Если человек добился успеха – это обстоятельства так сложились. А если он потерпел неудачу, то сам в этом виноват . И мало кто мыслит иначе. Немногие обратят внимание на ситуацию, сделают на неё акцент. Ведь если объяснять результат деятельности человека по-другому, то это означает признать его на своём уровне, а то и лучше. Это означает сравнивать его с собой.

Поэтому люди склонны защищать свою самооценку таким путём. Легче обвинить обстоятельства, объект поступка, нежели заставить себя работать, совершенствовать себя. Каузальная атрибуция применима везде: в быту, на работе, в отношениях. И везде действует такой принцип противоположности.

Зачем людям каузальная атрибуция

По разным причинам люди стремятся найти объяснение причин поступков.

Вот некоторые из них:

  1. Понимание происходящего вокруг позволяет человеку избегать нежелательных последствий;
  2. Желание чувствовать себя в безопасности;
  3. Понимание происходящего необходимо для принятия рациональных решений.

Для начала давайте разберемся, что такое каузальная атрибуция. Это словосочетание происходит от латинских слов causa - причина и attribuo - придаю, наделяю. Т.е. в итоге мы имеем особое явление в межличностном восприятии людей, которое заключается в интерпретации действий окружающих, субъективном объяснении причин их поведения в условиях ограниченной информации. Например, когда бабушки в подъезде видят молодую девушку, выходящую из парадного, они додумывают, что она идет на свидание и что она ветреная особа. Их предположение произрастают из отсутствия достаточной информации об этой девушке.

Сама теория каузальной атрибуции пришла к нам из западной социальной психологии, где она в общих чертах была сформулирована как Attribution theory такими учеными, как Фриц Хайдер (создатель), Гарольд Келли, Эдвард Джонсон, Даниел Джилберт, Ли Росс и другие. Свою цель исследовали видели в том, чтобы проследить механизмы построения причинно-следственных связей простыми гражданами, увидеть, как они объясняют не только происходящие рядом с ними события, но и свое собственное поведение.

Следующий механизм каузальной атрибуции помогает нам понять некоторые важные вещи об окружающих: люди, наблюдая поведение другого человека, стремятся выяснить для себя причины этого поведения → ограниченность информации побуждает людей сформулировать вероятные причины поведения другого человека → причины поведения другого человека, которые для себя определяют люди, оказывают влияние на их отношение к этому человеку. Это объясняет такие явления как, например, почему на вас соседи смотрят косо, почему учитель не любит вашего ребенка, почему вам хамят в транспорте и многие другие! Более того, Хайдер во время изучения «человека с улицы», который руководствуется здравым смыслом при объяснении поведения других людей, пришел к заключению, что мнение о человеке (хороший человек – плохой человек) автоматически распространяется и на все его поведение (правильно поступает – плохо поступает). Именно поэтому вам так трудно изменить превратное мнение о вас у некоторых окружающих!

Исследователь Г. Келли выделил три типа атрибуции:

  1. личностная атрибуция – причина приписывается совершающему действие человеку (ребенок съел конфету, потому что он невоспитанный);
  2. объектная атрибуция – причина приписывается объекту, на который направлено действие (ребенок съел конфету, потому что в этой конфете много веществ, вызывающих у детей привыкание);
  3. обстоятельственная атрибуция – причина приписывается обстоятельствам (ребенок съел конфету, потому что обед был несколько часов назад).

Интересен тот факт, что участники событий чаще используют обстоятельственную атрибуцию, а наблюдатели – личностную. Это называется фундаментальной ошибкой. Так, например, ваш ребенок говорит, что опоздал в школу, потому что дорога была очень заснеженная/перекопанная/сидела злая собака, а учитель может говорить, что он опоздал, потому что он ленивый/безответственный/не хочет учиться.

От чего же зависит степень атрибуции, глубина приписывания? Она зависит от двух факторов: соответствие поступков ролевым ожиданиям и культурным нормам. Т.е. чем больше вы соответствуете существующим стереотипам, тем меньше вам приписывают. А зачем же вам что-то приписывать, если вы ведете себя предсказуемо? Ведь дефицита информации о вас в таком случае нет.

Закончить данную статью хочется следующим: любая теория дает нам пищу для размышлений. Так что,

  • пред тем, как осуждать другого человека – обратите внимание на обстоятельства, в которых он оказался;
  • прежде чем оправдываться – посмотрите в глубь себя, возможно, причина лежит не в вашем окружении, а в вас самих;
  • не все приятные люди делают приятные поступки и не все неприятные поступают плохо;
  • если вы хотите жить неординарной жизнью, демонстрировать свою яркую индивидуальность – имейте в виду, что вы станете жертвой каузальной атрибуции, с этим вы ничего поделать не сможете, но кто предупрежден – тот вооружен!

Гармонии вам и вашим близким!

Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда из-за недостатка информации, неправильного толкования чужих эмоций и чувств человек искаженно оценивает тот или иной поступок другого. Чаще всего эти выводы построены на основе собственных домыслов или сложившегося мнения о человеке.

История и исследование феномена в психологии

Основателем термина "каузальная атрибуция" в психологии стал исследователь Ф. Хайдер в середине ХХ века. Он впервые озвучил схемы, показывающие причины, по которым человек создает мнение о каком-то событии или человеке. Идею Хайдера сразу же подхватили другие психологи, в частности Ли Росс и Джордж Келли.

Огромную работу в познании причин поведения проделал Келли, расширив круг исследований до оснований приписывания Чем больше один человек узнает другого, тем больше его охватывает желание узнать мотив его поступков. В процессе познания человек опирается на уже известные ему данные, но порой их бывает слишком мало для создания целостной картины поведения и объяснения действий. Вопрос не может остаться нерешенным, из-за недостатка информации человек начинает додумывать то, что не смог объяснить. То есть незнание причин чужих поступков дает человеку повод придумать их самому, опираясь на собственные наблюдения за поведением другого человека. описан в психологии как "каузальная атрибуция".

Критерии приписывания причин поведения за Келли.

Значительный шаг в помогла сделать каузальная атрибуция как феномен В своей теории Келли пытался установить, какими критериями пользуется человек при попытке объяснить причины чужого поведения. В ходе исследований было установлено 3 критерия:

    данное поведение является для человека постоянным (критерий постоянства);

    подобным поведением человек отличается от других (критерий исключительности);

    обычность поведения (критерий консенсуса).

Если возникшую проблему человек решает так, как и предыдущие, значит его поведение постоянное. Когда при ответе на очевидный вопрос человек отвечает совсем по-другому, напрашивается вывод о принципе исключительности. "В сложившейся ситуации так ведут себя многие" - прямое доказательство обычности. В поиске причин объяснения чужого поведения человек в большей или меньшей мере вписывается в эту схему. Она дает лишь общие характеристики, а набор причин у каждого индивидуален. Остается вопрос, на который до сих пор не смогла дать ответ каузальная атрибуция: к использованию каждого из критериев в какой ситуации прибегнет человек?

Проявление каузальной атрибуции по отношению к себе и другим

Особенностью этого феномена является то, что человек по отношению к себе применяет абсолютно другие мотивы поведения. Ошибки каузальной атрибуции состоят в том, что человек обосновывает чужие поступки личностными качествами. А свои действия объясняет внешними обстоятельствами - конечно, ведь к себе мы более снисходительны. В ситуации, когда другой человек не выполнил возложенное на него задание, мы даем ему звание лентяя и безответственного человека. Если задание не выполнил я, значит, мне помешала погода, громкая музыка за стеной, и т.п. Причина такого представления состоит в том, что свое поведение мы считаем нормальным, а поведение, отличающееся от нашего, мы трактуем как ненормальное.

 

Возможно, будет полезно почитать: