Летние игры на свежем воздухе, которые гарантированно отвлекут от планшета. Игры для лета в детском саду

Найди щетку!

Водящий стоит в середине круга, а остальные участники игры стоят, тесно прижавшись друг к другу.

В руке одного из детей щетка. По команде дети начинают передавать щетку друг другу, держа руки за спиной. Время от времени играющие дразнят того, кто водит: незаметно прикасаются щеткой к его спине.

Водящий должен указать, у кого в руках находится щетка. Для этого требуется особая наблюдательность, потому что участники то и дело пытаются обмануть его, притворяясь, что передают щетку друг другу, тогда как она находится вовсе с другой стороны круга. Вот водящий указал на кого-то, но именно в этот миг другой играющий проводит ею ему по спине. Водящий мгновенно оборачивается, но щетка уже у кого-то другого.

Как только он угадает, ему на смену приходит тот, у кого нашли щетку

Если кто-то уронил ее, водящий меняется.

Нарисуйте хвостик

Для этой игры потребуется мольберт и кусок мела (можно маркер).

Сначала воспитатель рисует на листе или доске какое-нибудь животное. Рисует все детали, кроме хвоста.

Одному из играющих завязывают глаза, подводят к доске, и он должен попытаться вслепую дорисовать недостающий хвостик. Младшие дети могут прикреплять готовый хвостик с помощью липучки.

Воспитатель может нарисовать хвост, чтобы дети представили, где он находится. После этого хвост стирается.

Рисующему можно немного подсказывать, где рисовать хвост.

Нарисуйте животное

Игра проводится аналогично игре «Нарисуй хвостик», но дети разбиваются на две подгруппы. Каждая подгруппа рисует одно и то же животное. Детям по очереди завязывают глаза. Каждый из них рисует только одну часть тела животного. Готовые рисунки сравниваются, выделяются смешные особенности.

Не надо брать сложных для изображения животных.

Детям можно помогать словесными подсказками.

Звонарь (Поймай колокольчик)

Дети берутся за руки, образуя не слишком маленький круг. Двум- трем участникам игры завязывают глаза и одному из них дают в руки колокольчик. Он время от времени позванивает им. Остальные водящие пытаются поймать «звонаря», ориентируясь только по звуку. «Звонарь» же всячески увертывается от тех, кто его ловит, — тоже вслепую.

Кто поймал «звонаря», тому и достается колокольчик.

Жмурочки

Участники игры образуют круг. Водящий-«жмурочка» сидит в центре круга. Он становится на колени перед сидящим воспитателем и утыкается лицом ему в колени так, чтобы не было видно, что творится у него за спиной. Руки при этом «жмурочка» закладывает за спину.

Остальные играющие по очереди несильно хлопают водящего по одной из рук. Он должен угадать по характеру прикосновения, кто именно из ребят только что к нему прикоснулся.

Кроме того, «жмурочке» разрешается сразу после касания вскочить на ноги, обернуться к детям и по их лицам попытаться догадаться, кто дотронулся до его руки.

Если последуют сразу два касания руки, водящий может угадать одного. Если догадка «жмурочки» правильная, водящим становится угаданный.

Водящий может и стоять с завязанными глазами или закрывать глаза руками. Дети же могут выставлять вперед большой палец, поддразнивая «жмурочку», говоря хором: «Это — я, это — я, это вся моя семья».

Жмурки

Вариант 1. Водящему закрывают глаза. Кто-нибудь из группы играющих крутит его на месте, чтобы затруднить ориентацию. При этом можно произносить скороговорку типа:

— На чем стоишь?

— На мосту.

— Что ешь?

— Колбасу.

— Что пьешь?

— Ищи мышей, а не нас.

После этого дети разбегаются. «Жмурка» должен ходить по участку и ловить их. Участники игры бегают, дразнят «жмурку», трогают его, чтобы отвлечь и т.п. «Жмурка» должен поймать кого-нибудь из детей и на ощупь отгадать, кто это.

Вариант 2. Жмурки с колокольчиками

Правила игры, в основном, остаются такими же. В руках у детей колокольчики. «Жмурка» должен ловить, ориентируясь на звук колокольчиков.

Пойманного ребенка ведущий должен узнать по голосу. Голос можно изменять.

Дети могут тихо переходить с места на место, при этом имитируя различные звуки (кричат петухом, кукушкой, звать водящего по имени и т.д.).

Полонез стульев

Для игры потребуются две крышки от кастрюли или бубен и стулья меньше на один, чем количество детей.

Стулья ставятся по одной линии так, чтобы сиденья смотрели в разные стороны.

Дети становятся вокруг стульев, держа руки за спиной. По команде воспитателя дети начинают ходить вокруг них с заложенными за спину руками, напевая знакомую песенку или маршируя. Расстояние между детьми и стульями небольшое, но задевать их они не должны.

Неожиданно воспитатель ударяет в бубен. По этому сигналу все дети стараются занять свободный стул. Если последний стоит сиденьем от играющего, он должен обежать вокруг всего ряда стульев, чтобы на него сесть.

Если на стул уселись два играющих одновременно, воспитатель сам решает, кто из них должен уступить другому.

Каждый раз один из играющих выбывает и уносит один стул в сторону. Так продолжается до тех пор, пока не останется всего один ребенок, который и считается победителем.

Если воспитатель использует выносной музыкальный инструмент, сигналом для детей будет служить обрыв мелодии.

Усложнением игры также является введение разных заданий по ходу продвижения детей по кругу.

Мигалки

Участников игры должно быть нечетное число. Стулья ставят в круг. Количество их соответствует количеству детей, стоящих за ними. Внутри круга дети сидят на всех стульях, кроме одного. У детей, стоящих за стульями, руки заложены за спину.

Начинает игру стоящий за пустым стулом «сторож». Он незаметно подмигивает кому-то из сидящих, призывая его ловко вскочить, добежать и сесть на пустой стул.

«Сторож» из-за стула пытается удержать ловкача. Для этого достаточно осалить его. «Сторож», оставшийся без пары, начинает подмигивать.

«Сторожа», стоящие позади стульев, имеют право вынуть руки из- за спины, только чтобы осалить сидящих. «Сторожа» должны быть очень внимательными, чтобы не упустить своего напарника.

Если кто-то из ребят не умеет подмигивать, можно использовать другой знак, заранее договорившись.

Лирум, ларум, ложка!

Участники игры должны передавать по кругу ложку. При этом каждый говорит какое-нибудь «заклинание». Например, немецкие дети используют традиционное заклинание: «Лирум, ларум, ложка — не ошибись немножко!»

Задача каждого играющего состоит в том, чтобы передать ложку следующему точно таким же манером, как он сам только что ее получил.

Обычно новички или невнимательные дети упускают какие-то детали: например, получил ли играющий ложку из правой или левой руки; надо ли ее перевернуть в процессе передачи; какой стороной она будет кверху — черенком или черпалом и т.п.

Если ложка передана с ошибкой, все, кто это заметил, кричат: «Неправильно, неправильно!» — и ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.

С детьми заранее можно придумать разные способы передачи ложки.

Носильщик

Стулья ставятся в круг. На них рассаживаются все дети, кроме одного — «носильщика». Он ходит внутри круга, на спине у него мягкий сверток или котомка на палке.

Стоит «носильщику» повернуться к кому-нибудь спиной, как дети пытаются незаметно поменяться друг с другом местами.

«Носильщик» внимательно следит за всеми сидящими и чуть что — бросает на освободившееся место свой груз.

Если котомка или сверток попали на стул, «носильщик» имеет право его занять. Оставшийся без места, становится «носильщиком».

Если котомка пролетела мимо цели или упала со стула, «носильщик» продолжает водить.

Скорый поезд

Стулья (по количеству играющих) ставятся без промежутков в круг. Один из играющих водит в центре круга. Остальные садятся на стулья.

По команде дети начинают как можно быстрее пересаживаться на поочередно освобождающийся стул.

Водящий пытается сесть на только что освободившийся стул, прежде чем его займет ближайший из играющих. Движение по кругу возможно в любую сторону.

Если водящему удалось на ходу «вскочить в скорый поезд», то им становится играющий, который должен был занять это место, но не успел.

Стульчики

Стулья, на которых сидят дети, поставлены в ряд сиденьями поочередно в разные стороны.

Водящий берет длинную палку (швабру, щетку) и начинает обходить сидящих детей. Если около кого-то водящий стукнет палкой оземь, этот ребенок должен встать со стула и пойти за ним следом. Так водящий бродит вокруг стульев, стучит то тут, то там оземь. За ним выстраивается целая свита.

Водящий начинает удаляться от стульев. Совершает по участку любые передвижения. Свита повторяет все за ним.

Вдруг, в неожиданный для всех момент, водящий дважды стучит оземь: подает сигнал, что всем надо немедленно занять свои места, а поскольку стулья смотрят в разные стороны, сделать это не так-то просто.

Сам водящий старается занять стул одним из первых. В следующем круге водит тот, кому не досталось места.

Пожарная команда

Стулья стоят в два ряда, спинками друг к другу. Дети-«пожарные» ходят вокруг стульев, напевая какую-нибудь песенку под бубен или другой выносной инструмент.

Как только мелодия обрывается, ребята должны положить на ближайший к ним стул один из заранее приготовленных фантов (предметов одежды).

Когда каждый снял с себя две-три вещи, ведущий, вновь оборвав мелодию, подает команду «Пожар!». Дети должны как можно скорее найти свои вещи и надеть их на себя.

Побеждает тот, кому удается сделать это быстрее всех.

Чудо-рисунок

Детям раздаются цветные мелки. Можно разделить детей на две команды и устроить веселое соревнование. Команда создает общий рисунок на асфальте. Чей-нибудь портрет они рисуют из разных цветов, овощей, фруктов, птичек, бабочек и т.п.

Выигрывает команда, создавшая похожий портрет и работавшая дружно.

Есть или нет?

Играющие встают в круг и берутся за руки. Ведущий — в центре.

Он объясняет задание: если дети согласны с утверждением, поднимают руки вверх и кричат: «Да!», если не согласны, опускают руки и кричат: «Нет!»

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

Покажи цифру

Дети вместе с воспитателем показывают движением без использования прижатых к телу рук и ног цифры по порядку от 1 до 10. При этом можно смеяться, наблюдая, как это делают другие.

Дракон

Играющие становятся в колонну (шеренгу), держась за плечи. Первый участник — «голова», последний — «хвост» дракона.

«Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом».

Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в обеих ролях.

Сборщики

Много всевозможных мелких игрушек разбросано по участку. Участники игры разбиваются на группы по двое-трое и берутся за руки.

По сигналу ведущего двумя свободными руками каждая тройка должна собрать как можно больше предметов. В конце их количество подсчитывается.

В задачу подгрупп входит не только сбор предметов, но и сохранение при этом веселого настроения.

Ладонь в ладонь

Дети делятся на пары, прижимают ладони друг к другу. Таким образом они двигаются по участку, преодолевая различные препятствия, которые должны вызывать у детей смех. Они должны попадать в курьезные ситуации.

Капризная ноша

Для этого веселого аттракциона потребуются две стойки и картонный колпак, как у Незнайки. Нижняя часть колпака может быть сделана из плоского малого обруча.

Колпак надевают на одну из стоек, установленных на расстоянии друг от друга.

Играющий, взяв в каждую руку по палочке, должен с их помощью снять колпак со стойки, донести его, не уронив, до второй стойки и надеть на нее (скрещивать палки нельзя).

Неловкие и неуклюжие действия играющего вызывают у зрителей смех.

Вдвоем одну ношу

Каждая пара играющих получает по две гимнастические палочки и дощечку длиной 70—75 см с укрепленным на ней флажком.

Стоя рядом, играющие держат свои палочки двумя руками, направленными вперед. На концы палочек кладутся дощечки. В таком виде совместными усилиями они должны донести свою ношу до условного места и вернуться обратно.

Если дощечка падает, игроки останавливаются, поднимают ее и продолжают свой путь.

Фанты

Дети приносят с собой любые некрупные предметы — фанты и складывают их в какую-нибудь посудину или шляпу, закрывают платком.

Воспитатель, вынимая один из предметов, спрашивает: «Что делать этому фанту?»

Водящий стоит спиной к фантам и не видит, какой из них вынул воспитатель. Задача водящего — назначить «штраф», задание, которое требуется выполнить, чтобы выкупить фант.

Задания могут быть самые разные:

— попрыгать на одной ноге по кругу;

— рассказать о каком-то реальном происшествии;

— с завязанными глазами найти на полу какой-то предмет;

— поклониться каждому из присутствующих;

— сесть на мяч, не касаясь пола руками;

— трижды обернуться вокруг себя на одной ноге;

— сесть на пол и снова встать без помощи рук;

— обойти круг, делая три шага вперед и два назад;

— с завязанными глазами провести рукой по лицу одного из ребят и угадать, кто это;

— три раза подряд сказать замысловатую поговорку;

— в одном углу рассмеяться, в другом — заплакать, в третьем — зевнуть, а в четвертом — начать танцевать;

— просидеть 2 минуты с серьезным выражением лица, пока остальные смешат.

Вариант 1. «Четыреуголка»

Ребенок, на чей фант указал водящий, уходит с площадки. Остальные дети сговариваются, к какому углу площадки каждый будет «приписан».

Когда ушедшего ребенка позовут обратно, его спрашивают: «Что ты сделаешь с этим уголком?» Он может ответить, к примеру, так: «С этим уголком я хочу танцевать, а остальные споют нам песню». После этого все ребята разбегаются по своим уголкам и исполняют пожелание водящего.

Вариант 2. «Три вопроса за дверью»

Водящий уходит с площадки, а оставшиеся дети договариваются, какие вопросы и в какой последовательности они будут задавать, когда он вернется. Вопросы должны иметь отношение к отсутствующему. Например, можно спросить: «Ты уже умеешь сам одеваться? Ты отдашь мне сегодня компот за обедом?» и т.п.

Водящего зовут вернуться и трижды спрашивают: «Да или нет?» После того как водящий ответит «да» или «нет», ему задают вопросы.

Собери по одному

Трое-четверо играющих становятся у стартовой черты. У ног каждого очерчен круг (можно вырыть ямки). Против каждого игрока кладут по 8—10 камней. Первый на расстоянии метра от черты, все остальные — через метр.

По сигналу играющие бегут, берут первый камень, возвращаются и кладут его в круг или в ямку. Потом бегут за вторым и последующими.

Побеждает тот, кто соберет камни первым.

Игра с песком

В соревновании могут принять участие две-три пары играющих.

Перед ними на деревянных щитах высыпают по кучке песка. В 10—15 шагах от щитов ставят по три-четыре стеклянные или пластиковые прозрачные банки.

В каждой паре один из играющих держит мешочек, а второй наполняет его песком. После того как мешочек будет наполнен, первый участник бежит к банкам и наполняет их песком. Затем дети меняются местами.

Так продолжается до тех пор, пока банки не будут наполнены до краев.

Попади в кольцо

К турнику подвешивается кольцо (обруч). Необходимо изготовить 10—15 деревянных палочек-«дротиков».

Играющие становятся на некотором расстоянии от кольца и по очереди бросают дротики, стараясь, чтобы они прошли сквозь кольцо.

Кольца можно брать разного диаметра, увеличивать расстояние.

Набрасывание колец

На прочном фанерном или деревянном щите рисуется ромб. По углам этой фигуры забиваются большие гвозди или костыли, проставляется по 10 очков, внутри фигуры — по 15 очков.

Играющие отходят от щита на 6—8 шагов. Каждый из играющих получает по 5—6 колец. По очереди они бросают кольца одно за другим, чтобы они повисли на гвоздях.

Подсчитывается общее количество очков.

Рыболовы

На земле устанавливают несколько гимнастических булав, чем-то укрепленных, или пластиковых бутылок с песком. По числу булав изготавливают удилища длиной 1—1,5 м и на тонких веревочках подвязывают к ним проволочные кольца.

Задача каждого играющего — держа в одной руке удилище, надеть кольцо возможно большее число раз на головку булавы или горлышко бутылки.

Пронеси, не разлей

Доска толщиной в 4—6 см ставится на ребро и прочно закрепляется. Вместо доски можно положить на землю шнур и натянуть его.

Играющие, один за другим, беря в каждую руку по пластиковой кружке с водой, должны пройти по доске, не расплескав воду. Тот, кто потерял равновесие, оступился или разлил воду, выбывает.

Между поленьями

На землю ставятся в шахматном порядке 7—8 кеглей или пластиковых бутылок с песком.

Играющий должен запомнить расположение кеглей. Затем ему завязывают глаза, и он должен пройти между ними, не задев и не свалив их.

Кто пройдет?

На земле чертится прямоугольник 2x8 м, который делят на 16 квадратов (1x1 м).

Играющий становится у края прямоугольника. Ему завязывают глаза и предлагают пройти по всем квадратам, ни разу не наступив на линии, разделяющие их.

Детям надо предоставить пробный ход с открытыми глазами.

Ямки

В игре принимают участие пятеро-шестеро детей.

На площадке проводится черта, а в 5—6 шагах от нее выкапывается ямка, за ней выкапываются еще две ямки на расстоянии 1—2 м одна от другой.

Играющие становятся у черты и по очереди бросают в ямки камешки или шишки. Если начинающий с первого раза попадет в первую ямку, то бросает во вторую и т.д. После каждого промаха в игру вступает следующий играющий.

Тот, кто без промаха попадет подряд в первую, вторую и третью ямки, называется «учеником». Чтобы стать «подмастерьем», надо вслед за этим попасть без промаха во все ямки в обратной последовательности. И наконец звание «мастера» получает тот, кто вслед за этим сумеет попасть сначала во вторую, потом в первую и затем в третью ямку.

Ямки можно поменять на корзины. Перед игрой нужно потренироваться бросать камешки.

Попади в ямку

На площадке надо вырыть одну ямку побольше, вокруг нее в радиусе 50—70 см еще 3—4 ямки поменьше.

Играть могут пятеро-шестеро детей. Каждый из играющих получает по 10 камешков. По два из них каждый кладет в центральную ямку, по одному камешку в остальные.

Затем, встав у черты в 3—4 шагах от самой близкой ямки, играющие по очереди бросают свои камешки, стараясь попасть в одну из ямок.

В случае попадания играющий забирает себе все камешки, которые там находились. Если он попадет в ямку, откуда уже вынуты камешки, его камешек остается там.

Тот, кто промахнется, подбирает свой камешек.

Игра заканчивается, когда в ямках не окажется ни одного камешка.

Побеждает тот, кто к концу игры соберет больше камешков.

Игра в камешки

Дети играют, сидя за столом или на земле, площадке. У каждого играющего должно быть по пять камешков.

Сначала определяют, кому начинать. Каждый играющий берет в руку свои камешки, подбрасывает их невысоко вверх и, быстро повернув руку ладонью вниз, ловит их тыльной стороной руки. При этом часть камешков падает на землю. У кого на руке окажется больше камешков (горсти песка), тот и начинает игру. Далее каждый играющий проделывает то же в порядке очереди по кругу.

Примерные упражнения

1. Взять в руку пять камешков, один подбросить вверх, остальные быстро положить и успеть поймать подброшенный камешек той же рукой.

2. Подбросить вверх перед собой находящиеся в руке три камешка и поймать их, взяв предварительно со стола оставшиеся два камешка.

3. Подбросить вверх пять камешков и поймать их.

4. Держа в руке пять камешков, один придерживать большим пальцем, остальные подбросить вверх и поймать, предварительно положив пятый камешек на стол.

5. Вновь подбросить четыре камешка вверх и поймать, предварительно взяв со стола один.

Другие варианты придумайте вместе с детьми.

Чапан-куль

(узбекская игра)

Все участники, скрестив ноги, садятся на корточки в круг. Водящий остается вне круга и начинает бегать. Сидящие в кругу передают друг другу мяч, то вправо, то влево, как можно быстрее. Водящий старается поймать играющего с мячом прежде, чем тот успеет передать его соседу.

Пойманный становится водящим. Если же он долго не может поймать мяч, ему назначается веселое наказание.

Карлики и великаны

Играющие становятся в круг. Воспитатель договаривается с ними, что если скажет: «Великаны!», все должны встать на носки и поднять руки вверх; если же скажет: «Карлики!», все должны присесть на корточки и вытянуть руки вперед.

Сначала воспитатель проводит репетицию, при этом может не делать движений. Потом, проводя игру, воспитатель может время от времени показывать движения невпопад. Кто ошибется, получает штрафное очко.

Запрещенное движение

Играющие образуют круг. Воспитатель заранее условливается с ними, какое движение делать нельзя, например, приседать. Затем показывает детям различные движения (можно под музыку), которые играющие должны в точности за ним повторять. Чем более разнообразны и забавны эти движения, тем интереснее игра.

Неожиданно воспитатель показывает запрещенное движение. Тот из играющих, кто по невнимательности повторит его, должен будет потом сплясать, спеть, прочесть стихи.

Воздух, вода, земля, ветер

Играющие становятся в круг. Водящий стоит в центре круга.

Подойдя к кому-нибудь из играющих, водящий говорит одно из четырех слов: «воздух», «вода», «земля», «ветер» — и считает до пяти.

Играющий за это время в зависимости от заданного слова должен назвать птицу, рыбу, зверя или же покружиться на месте (ветер). Кто не успел ответить, выходит из круга.

Неожиданно вместо четырех указанных слов водящий говорит кому-нибудь: «Огонь». При этом слове все играющие должны поменяться местами, и водящий становится на чье-нибудь место в кругу. Последний, не успевший встать в круг, становится водящим.

Можно усложнить игру тем, что отвечающий ребенок не только называет птицу, рыбу и зверя, но и показывает его.

Белки, орехи, шишки

Играющие рассчитываются по трое. Первые номера — «белки», вторые — «орехи», третьи — «шишки». Каждая тройка берется за руки, образуя кружок. Водящий стоит в середине площадки.

Воспитатель кричит: «Белки!» — и все играющие, названные белками, должны поменяться местами. Водящий в это время старается занять любое освободившееся место. Если он сумеет это сделать, становится «белкой», а оставшийся без места — водящим. То же самое с шишками и орехами.

В разгар игры можно подать команду «Белки, орехи, шишки!». Тогда все игроки должны поменяться местами.

Светофор

Две команды по 12—15 детей выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от воспитателя. В руках у последнего светофор — два картонных кружка, одна сторона которого желтая, вторая — разная(красная и зеленая).

Воспитатель напоминает детям о значении соблюдения правил дорожного движения. Читает стихи С. Михалкова. Недостающие слова дети подсказывают хором.

Если свет зажжется красный,

Значит, двигаться... (опасно).

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь... (открыт)».

Желтый свет — предупрежденье —

Жди сигнала для... (движенья).

Затем воспитатель объясняет правила игры: когда он покажет зеленый сигнал светофора, все маршируют на месте, начиная с левой ноги, когда желтый — хлопают в ладоши, а когда красный — стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делает шаг назад.

Сигналы должны меняться неожиданно, через равные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.

Бери под руку

Дети становятся парами в круг. Двое водящих — в стороне. Один из них убегает, а другой догоняет. Пары под музыку или песню двигаются по кругу. Убегающий, спасаясь от догоняющего, подбегает к кому-нибудь из идущих в паре и берет его под руку Тогда стоявший в этой паре с другой стороны должен убегать.

Если догоняющему удастся запятнать убегающего раньше, чем он успеет взять кого-нибудь под руку, они меняются ролями. Если нет, догоняющий остается тот же.

Волейбол с воздушными шарами

Между двумя стойками натягивается веревка. Мячом служат два воздушных шарика, связанных вместе. В каждый из них наливают по нескольку капель воды. Это делает их чуть тяжелее, и, главное, благодаря перемещающемуся центру тяжести их полет становится очень забавным.

По обеим сторонам веревки располагаются команды, в каждой по три-четыре ребенка. Играющие отбивают мяч, как при обычной игре в волейбол, стараясь перегнать его на сторону противника и не давая упасть на пол на своей стороне. За это присуждается штрафное очко.

Побеждает команда, получившая к концу игры (через 5—7 мин) меньше штрафных очков.

Сядь первым

К спинке стула привязываются две ленты (или два отрезка шнура) длиной 4—5 м. Одна лента оттягивается вправо, а другая влево от стула. Двое играющих прикрепляют концы лент к поясу. По сигналу они начинают кружиться, стараясь как можно быстрее обвить ленту вокруг себя, чтобы первыми приблизиться и занять место на стуле.

Лента все время должна быть натянутой, ее можно слегка придерживать рукой, чтобы она находилась на уровне пояса. Чтобы стул не сдвигался, кто-нибудь должен сзади придерживать его за спинку.

Нельзя садиться, пока лента не обмотается полностью.

Где нос, где ухо

Играющие становятся в круг. Водящий идет по кругу и останавливается перед кем-либо из детей. Он должен дотронуться до какой-ни- будь части тела и назвать при этом другую, например, дотронуться до своего уха и сказать: «Это мой нос». Играющий должен немедленно показать на свой нос и сказать: «Это мое ухо». Если он ответит неправильно, сменяет водящего.

Лови!

Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет правила игры. Они должны кидать друг другу разные предметы, сразу называя их. Тот, кому кидают, должен ловить определенным способом в зависимости от того, как предмет назван: ведь котенка надо ловить иначе, чем змею. С детьми заранее можно обсудить круг предметов, которые можно кинуть.

Если тот, кому кидают, поймает предмет неправильно, он пропускает кон.

Дорога

Дети берут по кубу (стулу) и отправляются «в дорогу». Воспитатель заранее определяет маршрут по участку.

Он ставит условия:

— кубы — это большие, тяжелые ящики. Решите, куда вы их понесете;

— кубы — это дорогие музейные экспонаты. Вы их переносите из одного зала музея в другой;

— кубы — хрупкие стеклянные вазы для цветов;

— кубы — кастрюля с горячим супом. Ее надо поставить на стол.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети выполняли условия передвижения, комментирует их действия.

Простые ходули

Из двух жестяных банок из-под консервов или краски, веревок и палочек мастерятся ходули. Для этого две веревки высотой от стопы ребенка до опущенной руки крепят к боковым сторонам банки параллельно друг другу. Там, где ребенок будет держать веревку, приделывают для удобства палочку (можно прикрутить скотчем).

На таких ходулях можно организовать соревнование между командами. На поверхности, находящейся на уровне, доступном ребенку, стоящему на ходулях, кладут мелкие игрушки (любые мелкие предметы). Каждый ребенок из команды доходит до этой поверхности, берет один предмет и возвращается с ним назад. Побеждает команда, которая выполнит задание быстрее и правильнее.

Птицы

Воспитатель читает стихотворение, в котором вперемежку перечислены птицы и разные предметы. Если воспитатель называет птицу, дети должны хлопнуть в ладоши, а если что-то другое — топнуть ногой.

Если птицу назову,

В ладоши надо хлопнуть.

А если что-то другое —

Ногой надо топнуть!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи,

Лисы, вороны,

Галки, макароны.

Воробьи и чайки,

Грачи и балалайки.

Чибисы, моржи,

Соколы, чижи.

Снегири, кукушки,

Гуси и ватрушки.

Лебеди и совы,

Дятлы и коровы.

Прилетели под конец

Утка, щука и скворец.

А-рам-шим-шим

Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами и вытянутой вперед рукой. Играющие бегут по кругу со словами:

А-рам-шим-шим,

А-рам-шим-шим,

Арамия-гусия,

Покажи-ка на меня.

На последних словах круг останавливается. Играющие смотрят, на кого указывает рука водящего. Тот, на кого он показал, входит в круг и встает спина к спине с водящим. Дети хором произносят: «И раз, и два, и три». На счет «три» стоящие в центре одновременно поворачивают головы. Если они повернули головы в одну сторону, выполняют задание — поют, танцуют, читают стихи, обнимаются и т.п. Если они повернули головы в разные стороны, то первый водящий уходит, а второй начинает игру сначала.

Гиппопотам

Дети берутся за руки и встают в круг. В кругу стоит ведущий. Все вместе они идут по кругу по часовой стрелке и говорят слова:

От страха я на веточку залез. (Два хлопка.)

И вот я здесь, а нога моя там. (После каждого сдвоенного хлопка руки перемещаются с плеч, груди, колен.)

Меня укусил гиппопотам. (Два хлопка.)

Я говорю: «Отдай ногу!» (Два хлопка.)

И вот я здесь, а нога моя там.

Меня укусил гиппопотам (2 раза). (Два хлопка.)

Воспитатель спрашивает у детей, что такое эхо, где его можно услышать, как оно отвечает на вопросы. Предлагает детям стать эхом. Используется пробный ход для понимания детьми, как играть. Воспитатель просит отвечать дружно и хлопать в ладоши.

Собирайся, детвора! (Ра-ра!)

Начинается игра! (Ра-ра!)

Да ладошек не жалей! (Лей-лей!)

Бей в ладоши веселей! (Лей-лей!)

Сколько времени сейчас? (Час-час!)

Сколько будет через час? (Час-час!)

И неправда: будет два! (Два-два!)

Думай, думай, голова! (Ва-ва!)

Как поет в селе петух? (Ух-ух!)

Да не филин, а петух! (Ух-ух!)

Вы уверены, что так? (Так-так!)

А на самом деле как? (Как-как?)

Если дети здесь закукарекали, им ставится штрафное очко, а игра продолжается.

Сколько будет два и два? (Два-два.)

Ходит кругом голова! (Ва-ва!)

Это ухо или нос? (Нос-нос!)

Ведущий держится за ухо.

Или, может, сена воз? (Воз-воз!)

Это локоть или глаз? (Глаз-глаз!)

Ведущий показывает на локоть.

А вот это что у нас? (Нас-нас!)

Ведущий показывает на нос. Кто ошибся, тому штрафное очко.

Вы хорошие всегда? (Да-да!)

Или только иногда? (Да-да!)

Не устали отвечать? (Чать-чатъ!)

При ответе «нет» — штрафное очко.

Разрешаю помолчать!

Игры в летний период в детьми старшего дошкольного возраста

Игра «Солнышко»

Раньше солнышка встаём.

На зарядку мы идём.

(Идём на месте.)

Встали, потянулись,

(Поднимаем руки и тянемся вверх.)

А потом нагнулись.

(Наклоняемся вперёд.)

Будем мы приседать,

(Приседаем.)

Прыгать вместе будем,

(Прыгаем на месте.)

Чтоб до солнышка достать.

Солнышко разбудим.

Здравствуй, солнышко, вставай!

Нам тепло своё давай!

(Поднимаем руки вверх.)

Днём мы будем загорать,

Веселиться и играть.

Сразу солнышко проснулось

И на небо потянулось.

(Руки вверху опускаем их через стороны.)

С неба шлёт свои лучи,

Они стали горячи.

Загадки «Явления природы»

Слушаем загадки и стараемся их отгадать

С неба пришёл,

В землю ушёл. (Дождь.)

Сверкает, мигает,

Огневые стрелы пускает. (Гроза.)

Ждали, звали,

А показался -

Все прочь побежали. (Дождь.)

Через поля, через луга

Разноцветная дуга. (Радуга.)

По синему морю

Белые гуси плывут. (Облака.)

По горной поляне

Невидимый пастушок

Белых барашков гоняет. (Ветер и облака.)

Рассыпался горох

На семьдесят дорог.

Никто его не подберёт. (Град.)

Вечером на землю слетает,

Ночь на земле пребывает,

Утром опять улетает. (Роса.)

Игра «Кругом вода»

Дети по очереди произносят слова, связанные с водой. Например: дождь, лужа, капля, роса, море, океан, ручей, речка, пруд, озеро и т. д. Победит тот, кто назовёт слово последним.

Игра «Что такое лето?»

Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание лета (кто назовёт больше примет).

Послушайте стихотворение «Лето». Перечислите приметы лета. Нравится ли вам лето? Если нравится, то чем, почему? Объясните.

Что такое - наше лето?

Что за время года это?

Солнце, радуга, дождинки.

И зелёные тропинки.

Море тёплое, песок.

И арбузный сладкий сок.

Земляничные полянки,

Кепки, шляпки и панамки.

Жёлто-белые ромашки,

Разноцветные букашки.

Салки, прыгалки и прятки.

И в траве босые пятки.

Пенье птичек до рассвета.

Вот какое наше лето!

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель сообщает детям, что будет произносить каждый раз по четыре названия, причём это задание на слова - шутливое, потому что составлено по сходству звучания слов. Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему. Можно обратить внимание детей на пункт 4 (слова являются не только названиями предметов, но и именами людей).

1. Одуванчик, колокольчик, гвоздика, гвоздик. (Гвоздик. Это не цветок.)

2. Ландыш, кувшин, кувшинка, ромашка. (Кувшин. Это не цветок.)

3. Незабудка, будка, фиалка, астра. (Будка. Это не цветок.)

4. Роза, лилия, василёк, валёк. (Валёк. Это не цветок.)

5. Георгин, пион, чемпион, тюльпан. (Чемпион. Это не цветок.)

Игра «На все цвета»

Воспитатель предлагает цвет. Дети должны вспомнить и назвать цветок (цветы) этого цвета. Можно попросить детей давать описание цветка (какая серединка, какие лепестки - форма, цвет). Варианты игры: называть фрукты, ягоды.

Игра «Пчёлки»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Много на лугу цветочков,

Разноцветных лепесточков.

(Выставляем руки перед собой и разводим их в стороны.)

Видим мы ещё знакомых -

Много разных насекомых.

(Изображаем: машем руками, потом приседаем и прыгаем, руки на коленочках.)

Пчёлки к лугу подлетают.

(Машем руками.)

Их цветочки привлекают.

Пчёлки кружатся, летят

(Кружимся на месте.)

И нектар собрать хотят.

Сядут пчёлки на цветок

И попьют там сладкий сок.

(Приседаем.)

Пчёлки в улей улетают

(Машем руками.)

И нектар в нём оставляют.

Пчёлки будут делать мёд.

Угостят, кто к ним придёт.

(Выставляем руки вперёд и трясём кистями.)

Пальчиковая игра «Каша»

Слушаем стихи и показываем то, о чём говорится.

Утром кашу мы варили.

Мы сперва крупу помыли.

Вот так, вот так

Хорошо крупу помыли.

(Делаем руками круговые движения.)

Мы водичку наливали,

А потом её солили.

Вот так, вот так

Мы водичку посолили.

(Показываем, как солим.)

Долго кашу мы мешали,

Молочка в неё налили.

Вот так, вот так

Много молочка налили.

(Показываем, как наливаем.)

Масла положили в кашу.

(Показываем, как кладём масло.)

Вы поешьте кашу нашу!

Игра «Из чего сделано?»

Воспитатель называет разные зерновые культуры и получаемые из них крупы. (Целесообразно при этом показывать фотографии, слайды.) Дети должны называть каши, которые готовят из этих круп. Например: пшеница - манная крупа, манка - манная каша; гречиха - гречневая крупа, гречка - гречневая каша, гречка; ячмень - перловая крупа, перловка - перловая каша; овёс - овсяная крупа, овсянка - овсяная каша, овсянка; просо - пшённая крупа, пшено - пшённая каша, пшёнка.

Игра «Горох»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

За деревней поезд ехал

И колёсами стучал.

(Стучим кулачком о кулачок.)

«Кукареку! Вот потеха!» -

Громко петушок кричал.

Две вороны полетели,

Обогнали паровоз.

(Машем руками, как крыльями.)

Ведь узнать они хотели,

Что по рельсам он повёз.

В поезд врезались с разгона,

Начался переполох.

Из последнего вагона

Вдруг посыпался горох.

(Стучим кулачком одной руки по ладошке другой.)

«Кукареку! Не беда!

Будет всем теперь еда!» -

Петушок кричал с забора

До горохового сбора.

Где росли деревья и чертополох,

Собралась деревня, чтоб поесть горох.

(Идём на месте.)

Пришли куры - поклевали, и цыплята тоже.

Пришли гуси - поклевали, и гусята тоже.

(Показываем.)

Прибежали поросята,

А за ними жеребята.

Всем горох достался

И ещё остался.

Пальчиковая игра «Огород»

Слушаем стихи и загибаем пальчики.

В огороде там и тут

Овощи у нас растут.

Что растёт на грядке?

Огурцы-ребятки,

Помидоры красные,

Кабачки прекрасные.

Есть капуста и моркошка,

Репа, редька и картошка.

Есть редиска и горох.

Урожай у нас не плох!

Игра «Отгадай овощи»

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какого-либо овоща. Игрок ловит мяч, произносит всё название овоща и бросает мяч воспитателю. Например:

Ре... (Редис.)

Ка... (Капуста.)

Свё... (Свёкла.)

По... (Помидор.)

Мор... (Морковь.)

Игра «Собираем ягоды»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Чтобы вишенки сорвать,

Нужно на носочки встать.

(Поднимаем руки вверх.)

К вишенкам мы тянемся,

Без них не останемся.

(Тянемся вверх на носочках.)

Чтоб крыжовник нам сорвать,

Нужно наклониться.

(Наклоняемся вперёд.)

Собираем ягоды,

Не хотим лениться.

(Делаем наклоны вперёд.)

Чтоб клубнику нам сорвать,

Мы присядем низко.

(Приседаем.)

Нужно листья отгибать.

Ягодки тут близко.

(Показываем, как срываем ягоды.)

Игра «Отгадай ягоды»

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какой-либо ягоды. Игрок ловит мяч, произносит всё название ягоды и бросает мяч воспитателю. Например:

Ви... (Вишня.)

Ма... (Малина.)

Клу... (Клубника.)

Кры... (Крыжовник.)

Смо... (Смородина.)

Игра «Рыбки»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Волны синие бегут.

(Делаем руками перед собой волнообразные движения.)

Рыбки быстрые плывут.

(Трясём кистями рук перед собой.)

И играют, и резвятся,

И ныряют, веселятся.

То подпрыгнут рыбки вверх,

(Прыгаем на месте.)

То опустятся ко дну.

(Приседаем.)

Волны скроют рыбок всех,

(Прикрываем голову ладошками.)

Не заметим ни одну.

Игра «Щука и карасики»

С помощью считалки выбирают щуку. Остальные дети - карасики. Пока щука спит, они весело плавают. По команде щука начинает ловить карасиков. Тот, кого она поймала, выбывает из игры.

Игра «Муравьи»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Меж травинок по дорожке

Целый день мелькают ножки.

(Бежим на месте.)

Меж травинок по тропинке

Кто-то носит груз на спинке.

(Показываем, как несём.)

То лесные жители,

Муравьи-строители.

Для себя они построят

Вот такой высокий дом.

(Поднимаем руки вверх.)

Праздник там потом устроят,

Веселиться будут в нём.

(Весело прыгаем на месте.)

Муравьи плясать устанут

И тихонько лягут спать.

(Приседаем.)

Утром рано они встанут,

Снова груз начнут таскать.

Игра «Отгадай насекомое»

Водящий (в этой роли могут выступать поочерёдно сами дети) изображает какое-то насекомое - как двигается, что делает, какие звуки издаёт (пчела, бабочка, стрекоза, муравей, муха и др.). Остальные должны отгадать. В случае затруднения можно задать тому, кто изображает насекомое, один или два наводящих вопроса.

Игра «Кто лишний?»

Воспитатель называет животных. Дети говорят, кто лишний и почему.

1. Медведь, ёж, кукушка, кабан. (Кукушка. Это птица, а остальные - звери.)

2. Коза, корова, волк, собака. (Волк. Он живёт в лесу, а остальные - домашние животные.)

Игра «Фотоохотник»

Выбирают водящего и фотоохотника (он отходит в сторону). Участники игры выбирают для себя животное, живущее в лесу, и называют водящему. Появляется фотоохотник, и водящий его спрашивает:

Чего тебе?

Фотоохотник отвечает:

У меня охота,

Буду делать фото.

Тогда водящий спрашивает:

Кого тебе?

Фотоохотник называет лесного жителя, например:

Ты кто такой?

Я житель лесной.

Бегу за тобой!

Заяц должен быстро добежать до конца комнаты и вернуться на своё место. Фотоохотник бежит за ним. Если во время бега ему удалось сфотографировать зайца (то есть дотронуться до него рукой), тогда он остаётся фотоохотником, а если нет, то выбирают другого фотоохотника. Игра продолжается.

Игра «Кто больше?»

Дети по очереди называют ягоды, которые им известны. Например: земляника, клубника, малина, черника, брусника, крыжовник, смородина, клюква, рябина и др. Победителем станет тот, кто назовёт ягоду последним.

Лесные загадки

Слушаем и стараемся их отгадать.

С большими ушами,

В серой пушистой шубке.

Такой трусливый,

Что всех боится. (Заяц.)

Зимой беленький,

А летом серенький. (Заяц.)

Серовато, зубовато -

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк.)

Иголки лежали, лежали

И под куст убежали (Ёж)

Он зубами щёлк да щёлк.

Всех в лесу пугает... (волк).

Днём спит,

А ночью летает

И всех пугает. (Сова.)

Игра «Щенок»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Солнце в небе было ярким.

(Руки вверх, растопыриваем пальцы.)

День стал тёплым, даже жарким.

Во дворе Щенок скучал,

(Приседаем.)

Никого не замечал.

(Качаем головой вправо-влево.)

Захотел Щенок попить.

Как же жажду утолить?

Подбежал Щенок к кадушке

И попил водички.

(Показываем, как пьём.)

В травке прыгали лягушки,

Дружные сестрички.

(Прыгаем на месте.)

Им сказал Щенок: «Давайте

Будем весело играть.

Вы скачите, убегайте.

Вас я буду догонять».

(Бежим на месте.)

Игра «Назови животное»

Дети по очереди произносят названия домашних животных. Например: корова, коза, лошадь, овца, баран, петух, курица, гусь, индюк, утка, кошка, собака и др. Победителем станет тот, кто назовёт животное последним.

Игра «Море волнуется»

Воспитатель размахивает руками, изображая волны, и произносит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Фигура акулы, замри!» Дети замирают, изображая акулу. Воспитатель выбирает лучшего. В следующий раз он просит изобразить другую морскую фигуру - чайку или русалку, дельфина, морскую звезду и т. д.

Морские загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Кругом вода,

А с питьём беда. (Море.)

Плавает в море

Всем на горе.

Зубастая, большая

И очень-очень злая. (Акула.)

У маленькой скотинки

Монетки на спинке.

В глубине морской гуляет,

Своим хвостиком виляет. (Рыба.)

У него есть восемь ног.

Он зовётся... (осьминог).

March 28th, 2011

Дошколята 4-5 лет с удовольствием поиграют не только в подвижные игры, но и в те, где нужно подумать. Упор в играх рекомендуется делать на развитие наблюдательности, запоминания, логики, воображения и навыков речи, а в подвижных играх - на совершенствование координации, скорости, ловкости и внимательности.

Вот несколько подходящих игр:

  1. Кошки-мышки

Активная игра. Развивает ловкость, скорость, внимательность. Может с успехом проходить среди разновозрастной компании. Подходит для дома и улицы.
Есть два варианта этой игры.
Первый. Все, кроме троих игроков берутся за руки и встают в незамкнутый круг. Внутри бегает "мышка" и две "кошки". "Кошки" должны догнать мышку, но это не так просто, т.к. она может спокойно пробегать между игроками в кругу, а они – нет. После все втроем встают в круг и выбираются новые кошки-мышки.
Второй вариант. В одном углу обозначается дом кошки, в другом – норка мышей, в третьем – кладовая, где находятся мелкие предметы, изображающие припасы. Кошка засыпает в домике, а мышки перебегают из норы в кладовую. На хлопок ведущего (или после слов стишка) кошка просыпается и начинает ловить мышей, которые стараются добежать до норки. Вначале кошку играет кто-то из взрослых, который делает вид, что ловит, но дает мышкам убежать. В игру можно внести словесное сопровождение:
Кот мышей сторожит,
Притворился, будто спит.
Вот он слышит - вышли мыши,
Потихоньку, ближе, ближе,
Изо всех ползут щелей.
Цап – царап! Лови скорей!

  1. Карусели

Спокойно-активная хороводная игра. Развивает координацию и синхронность движений, ловкость, внимательность. Умение управлять силой голоса. Подходит для дома и улицы.
Ведущий вместе с детьми встает в круг и все начинают медленно и тихо произносить текст:
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели.
(При этом игроки начинают медленное движение по кругу)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(Нарастает и темп и сила голоса, одновременно увеличивается скорость движения. Игроки переходят на бег) Следующая часть произносится с понижением темпа и силы голоса:
Тише, тише! Не спешите!
Карусель остановите!
(С этими словами все останавливаются).

  1. Кенгуру

Активная игра. Развивает ловкость, быстроту в движениях. Может с успехом проходить среди разновозрастной компании. Подходит для дома и улицы.
Соревнуются две команды. Зажав ногами спичечный коробок (или аналогичный предмет), нужно допрыгать как кенгуру до противоположной стенки (или стула), остановиться и громко сказать: "Я – кенгуру!" (это заявление тоже оценивается ведущим). Затем нужно допрыгать обратно и передать коробок товарищу по команде. Победившей команде - призы.

  1. Лишнее слово

Спокойная игра. Развивает внимание, логику, умение объединять предметы в группы и подбирать обобщающие слова. Подходит для дома и улицы.
Перед началом игры ведущий объясняет, что в русском языке есть слова схожие по значению. Ведущий перечисляет детям 4 слова, а они называют, какое лишнее, и объясняют, почему они так думают. Можно играть не только с существительными, но и с глаголами и прилагательными.

  1. Конфетки

Спокойная игра. Учит общению, умению формулировать вопросы и ответы. Подходит для дома и улицы.
Хорошая игра для начала праздника, позволяющая детям раскрепоститься. Потребуются любые конфеты или драже. Каждому ребенку предлагают взять столько конфет, сколько он хочет. Затем тарелку с угощением передают по кругу. Затем ведущий объявляет правила игры: каждый гость должен ответить на количество вопросов от других, равное количеству конфет, которые он взял.

  1. Горячий шарик

Спокойная игра. Развивает ловкость, скорость и внимательность. Подходит для дома и улицы.
Азартная игра: все становятся в круг и под музыку передают друг другу шарик. Когда музыка замолкает, игрок, который не успел передать шарик и остался с ним в руках, выбывает (можно отсаживать в почетные зрители, можно брать фанты). Выигрывает последний участник, оставшийся без шара.

  1. Пропущенные числа


Ведущий считает до 10, умышленно пропуская некоторые числа (или ошибаясь). Игроки должны хлопнуть в ладоши, как услышали ошибку, и назвать пропущенное число.

  1. Пушинка

Спокойная игра. Развивает дисциплину. Подходит для дома.
Старинная русская игра. Команды встают друг против друга, между ними – черта, которую нельзя переступать (например, ленточка). Ведущий подбрасывает перышко (можно использовать распушенный ватный клочок) над головами участников. Задача: передуть его на сторону противника. Внимание, команде, заступившей ленточку или дотронувшейся до перышка руками, засчитывается поражение.

  1. Ромашка

Спокойная игра. Позволяет раскрепоститься. Подходит для дома.
Подходит для начала праздника, если гости чувствуют себя скованно. Для игры заранее заготавливается из бумаги ромашка. Количество лепестков должно быть равно количеству гостей. На обороте каждого написаны легкие смешные задания, например, прокукарекать, пропрыгать по-лягушачьи или на одной ножке, повторить скороговорку, проползти на четвереньках и т.д. Дети отрывают по лепестку и выполняют задание. Если дети еще не умеют читать, задание можно изобразить в виде рисунка или прочитать ведущему.

  1. Ежики

Активная игра. Развивает скорость, мелкую моторику. Подходит для улицы и дома.
Командная игра. Для нее нужна веревка 1.5 м и прикрепленные на нее 30 разноцветных прищепок. В роли ежиков выступают взрослые. Игроки подбегают к растянутой веревке по одному, как в эстафете, снимают по одной прищепке, бегут к сидящим на стульях "ежикам" и прицепляют ее на любое место одежды или прически. Хорошо, если от веревки до ежиков расстояние метров 10. Выигрывает та команда, чей ежик ощетинится лучше, т.е. у которого будет больше прищепок – иголок. Второй команде можно дать приз за самого оригинального/симпатичного/веселого ежа (по обстоятельствам).

  1. Я иду, иду

Активная игра. Развивает скорость и внимание. Подходит для дома и улицы.
Веселая, эмоциональная игра, доставляющая маленьким детям много удовольствия. Дети выстраиваются за ведущим цепочкой. Он идет и произносит следующие слова: "Я иду, иду, иду, за собой детей веду (произвольное число раз), а как только повернусь, сразу всех переловлю" Услышав слово "переловлю", дети бегут в заранее оговоренное безопасное место, а ведущий их ловит (для малышей лучше делать вид, давая им убежать). Игра хорошо подходит для дома, когда ведущий ведет из комнаты в комнату, повторяя первые строчки. Когда же будет произнесено заветное "переловлю", дети с визгом устремляются через всю квартиру к спасительному месту.

  1. Паук и мухи

Мерцающая игра. Учит детей бегать в разных направлениях, не сталкиваясь, и замирать по сигналу. Развивает координацию и внимание. Подходит для дома и улицы.
В одном углу комнаты (площадки) обозначается паутина, в которой сидит "паук". Остальные дети изображают мух: бегают, кружатся по всему помещению, жужжат. По сигналу ведущего: "Паук!" мухи замирают на том месте, где их застал сигнал. Паук выходит из паутины и внимательно смотрит, кто шевелится. Того, кто пошевелился – отводит в свою паутину.

  1. Кто я?

Спокойная игра. Развивает логику, расширяет кругозор. Подходит для дома.
Подойдет для начала праздника. При входе каждый ребенок получает новое имя – медведь, лиса, волк и т.д. Картинка с новым именем прикрепляется на спину ему, он об этом не знает, до тех пор, пока с помощью наводящих вопросов не выяснит у окружающих все о себе. Как вариант, можно описывать это животное только прилагательными (например: хитрая, рыжая, пушистая… - лиса). Задача – как можно быстрее выяснить, о ком идет речь.

  1. Времена года?

Спокойная игра. Развивает внимание, логику, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий выбирает любое время года и называет его игрокам. Затем он начинает перечислять явления и предметы, связанные с этим временем года. Время от времени он произносит неправильные слова. Услышав слово, которое не имеет отношения к этому времени года, дети должны хлопнуть в ладоши.

  1. Съедобное - несъедобное?

Спокойная игра. Развивает внимание и логику. Подходит для дома и улицы.
Ведущий бросает мяч одному из игроков и произносит какое-нибудь слово. Игрок должен поймать мяч, если слово обозначает съедобный предмет, или отбросить его, если предмет несъедобный. Побеждает самый внимательный. С ошибившихся можно брать фанты, по которым потом втемную назначаются смешные задания.

  1. Послушная тень или Зеркало

Спокойная игра. Развивает внимание. Подходит для дома и улицы.
Выбираются два игрока (например, при помощи считалочки), один - тень другого. "Тень" должна повторять действия другого игрока, по возможности синхронно. Если в течении минуты игрок не сделает ни одной ошибки – он становится основным игроком и выбирает себе тень из числа других игроков.

  1. Поиски клада

Спокойная игра. Развивает умение ориентироваться в пространстве, логику, внимание, способность сопоставлять части, собирать мозаику. Подходит для дома и улицы.
Заранее составляется карта места, где спрятаны сокровища (квартиры или улицы), разрезается на кусочки, каждый из которых добывается игроками в виде награды за правильно отгаданную загадку или выполненное задание. Составив карту как пазл, все приглашенные ищут сокровище и обнаруживают что-то вкусное или интересное. Перед этой игрой лучше потренироваться и составить с детьми похожий план, проговаривая, как и что обозначается. Важно обратить внимание детей, что план – это как бы вид сверху. В случае затруднения в поисках клада ведущий подсказывает, направляя детей в нужном направлении.

  1. Горячо-холодно

Спокойная игра. Развивает логику. Подходит для дома.
Подойдет для начала праздника, если в комнате заранее спрятать разные сувениры-безделушки. Пришедший гость начинает искать спрятанный приз, а остальные подсказывают ему, верно ли он идет. Если он приближается к спрятанному предмету – кричат "Тепло", если совсем близко – "Горячо", если удаляется "Прохладно" или совсем "Холодно".

  1. Пропущенные числа

Спокойная игра. Развивает внимание и навыки счета. Подходит для дома и улицы.
Ведущий считает, умышленно ошибаясь или пропуская числа. Игроки должны хлопнуть в ладоши, как заметят ошибку, и исправить его.

  1. Успей-ка

Спокойная игра. Развивает внимание, мелкую моторику. Подходит для дома.
На полу разложены кубики (или кегли и пр.) по числу игроков минус один. Игроки ходят под музыку вокруг, а как только она стихает, должны схватить кубик. Кому не достался кубик – выбывает (или отдает фант).

  1. Где мы были, вам не скажем, что мы делали - покажем

Спокойная игра. Развивает моторику, фантазию, внимание, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий тихо говорит игроку профессию, так, чтобы остальные не слышали. Игрок говорит "Где мы были, вам не скажем, что мы делали - покажем" и пытается без слов показать, что делают люди этой профессии. Остальные угадывают. Угадавший игрок – показывает следующим.

  1. В старом чулане

Спокойная игра. Развивает речь и умение различать части предметов, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий вместе с игроками произносит:
В старом чулане, у бабушки Ани,
Куда я залез –
Много чудес…
Но все они "без"…
Далее ведущий называет предмет, а игрок, на которого он указывает, должен сказать, какой детали предмета может не хватать. Например: стол – без ножки, платье – без кармана и т.д.

Задачи: развивать внимание, воображение, образное мышление, память, тактильное восприятие, умение имитировать движения, звукоподражания; быстроту реакции, чувство юмора, выдержку, умение взаимодействовать с товарищами по игре.

Саймон говорит

Дети строятся в шеренгу или стоят «стайкой». Воспитатель впереди. Он подает детям разные команды, начиная с вводных слов: «Саймон говорит». Например: «Саймон говорит: “Дотроньтесь руками до головы!”» Движения постоянно меняются, но вводные слова обязательно остаются. Если воспитатель их пропустит, а ребенок выполнит движение, то он выбывает из игры. На замену воспитателя водящими позже выбираются дети. Они используют свои имена. Например: «Лена говорит: “Поднимите вверх правую руку!”».

Мистер Кот и мистер Мишка

В поле зрения ребенка воспитатель располагает несколько игрушек. Затем он просит ребенка: «Найди мне голубую машину, мистер Мишка!» Ребенок должен указать на этот предмет и сказать: «Смотри сюда, топтыжка, мой милый мистер Мишка!»

Затем наступает очередь малыша, и он говорит: «Найди мне красный автобус, мистер Мишка!» А воспитатель отвечает: «Вот, мистер Кот!»

Если малышу трудно выговаривать слова, он может просто указывать жестом на предмет.

Это глупо

Бессмысленные сочетания слов вызывают веселую улыбку у детей. В эту игру можно играть приблизительно так. Воспитатель говорит: «Сегодня на завтрак у нас рыбки в шляпках». Ребенок должен ответить что-то в этом же роде, например, «А на обед у нас будут яйца в сапогах». Воспитатель снова подыгрывает: «Ну а на ужин мы поживимся бутербродиками с маленькими медвежатками».

Вариант. Можно использовать другие сочетания слов. Воспитатель начинает так: «Когда я была такой маленькой, ну прямо как булавочка, моей кроваткой был... спичечный коробок». Или: «Когда я была такой, как булавочка, я жила в коробке из-под обуви». Дети должны придумать что-то подобное.

Джон-зайчик

Воспитатель читает стихотворение, а дети на каждый ответ прыгают, хлопая в ладоши над головой.

— Это Джон-зайчик?

— Да-да-да!

— Прыгает как мячик?

— Да-да-да!

— Забегал к нам в сад?

— Да-да-да!

— С грядки съел салат?

— Да-да-да!

— И горошек съел?

— Да-да-да!

— И еще морковку?

— Вот-вот-вот!

Но так ведь опустеют (Дети широко разводят руки в стороны.)

Сад и огород!

Кто не моет уши?

Воспитатель задает детям вопросы, на которые они отвечают: «Я» или молчат. Тот, кто ошибается, выбывает из игры или наказывается каким-нибудь смешным заданием.

— Кто любит шоколад?

— А кто любит мармелад?

— Кто любит груши?

— Кто не моет уши?

— Кто любит гранат?

— Кто любит виноград?

— Кто любит урюк?

— Кто не моет руки?

— Кто маме помогает?

— Кто правильно играет?

— Кто не кусает губы?

— Кто не чистит зубы?

На прогулку вышел гном

Воспитатель называет что-то из одежды и обуви, а дети показывают, на что эту вещь надевают, хлопая дважды по этому месту. Воспитатель ускоряет темп, дети должны успевать. Кто покажет неправильно или задержится, выбывает или наказывается смешным наказанием.

Необходимо называть самые разные виды одежды и обуви. Например: шапка, пилотка, фуражка, панама, косынка, шляпка, бескозырка, шлемофон, каска, тюбетейка и т.п.

Как живешь?

Воспитатель задает детям вопросы, а они отвечают «Вот так!», выставляя большой палец. Если вопрос не предполагает показа утверждающего движения пальцем, его опускают вниз.

— Как живешь? — Вот так! (Дети показывают большой палец.)

— А идешь?

— Ночью спишь?

— Вдаль глядишь?

— Как соришь?

— А шалишь?

— О животных печешься?

— С малышами дерешься?

— Как сидишь?

— А маме грубишь?

— Как утром бываешь свеж?

— А как весь день ничего не ешь?

— Как лихо шоколадки кушаешь?

— Как взрослых не слушаешь?

Чехарда

Играет подгруппа до пяти детей. Один ребенок стоит на четвереньках. Следующий разбегается и пытается через него перепрыгнуть, касаясь руками спины. Если застрял на спине, так там и остается. Следующий играющий разбегается и прыгает на образовавшуюся кучу и так далее до последнего участника.

Гуляем по парку

Участники игры делятся на «скульпторов» и «глину». «Глина» мягкая, податливая, послушная. «Скульптор» делает из «глины» свою статую: животное, цветок, игрушку и т.п. Скульптура замирает, и все «скульпторы» дают ей название. Затем «скульпторы» гуляют по парку, рассматривая творение рук своих друзей, хвалят «скульптуры», отгадывают их название. Затем участники меняются ролями. Проигрывает «скульптура», которая заговорила, зашевелилась или засмеялась.

Живая скульптура

Участники игры свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять.

Следующего участника просят присоединиться к первому какой- нибудь позой в том месте, где много свободного пространства. Затем к ним присоединяется третий.

Затем осторожно выходит из скульптуры первый ребенок и смотрит на общую композицию, оценивая ее и как-то называя.

Четвертый ребенок занимает любое пустое место в общей скульптуре и т.д. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий.

Взрослый выступает в роли скульптора в течение всей игры, поддерживает положительный эмоциональный настрой, шутит, дает шутливые названия композициям.

Тетушка из Таллина

(эстонская игра)

Играющие садятся в круг. Воспитатель призывает детей быть внимательными и запомнить все движения.

Начинающий игру обращается к соседу справа и говорит:

— Тетушка приехала из Таллина.

Сосед спрашивает:

Ему отвечает начавший игру:

— С веером, — помахивая рукой перед лицом, как веером.

Все играющие повторяют это движение. Затем к своему соседу обращается следующий играющий. Между ними происходит такой же разговор, но каждый раз тетушка приезжает из другого города (используются названия знакомых детям городов) и привозит то ступу с пестиком (играющие топают ногой), то сбивалку (потряхивают рукой), то нож, то молоток (взмахивают рукой), то скрипку и др.

В заключение игры все движения повторяются, но в другой последовательности. Воспитатель обращается то к одному, то к другому играющему с вопросом: «Откуда приехала тетушка, что привезла?» Играющие отвечают и повторяют соответствующие движения.

Пантомима

Вызываются двое играющих, между которыми стоит ширма.

Играющие одновременно движениями и мимикой изображают то, что предлагает воспитатель. Зрители оценивают, кто сумел это сделать лучше. Можно, например, предложить изобразить:

— человека, ожидающего зимой на улице автобус в сильный мороз;

— болельщика на футбольном матче;

— человека, у которого болит зуб;

-— человека, встретившего своего друга, и т.п.

Необычный оркестр

Воспитатель говорит, что она дирижер, который собирает свой оркестр. Одних детей назначает музыкальными инструментами — роялем, скрипкой, барабаном, тарелками, гармонью, контрабасом, виолончелью и т.п. Других — музыкантами: пианистом, скрипачом, контрабасистом, барабанщиком, ударником. Выбирается и солистка — певица.

Воспитатель объявляет номер, а дети его исполняют. Это может быть вальс, детская песенка, народная музыка и т.д. «Музыканты» должны играть на своих «инструментах», а те должны издавать соответствующие звуки. «Певица» должна петь так, как если бы у нее был уникальный голос. Она это может делать совсем без звука.

Воспитатель следит за тем, чтобы мелодия получалась красивая.

Игрушки

Воспитатель говорит детям, что они попали в магазин игрушек. Предлагает стать ими. Дети по очереди превращаются в разные игрушки и изображают их, учитывая, из какого материала они сделаны.

Варианты игрушек: громадная кукла, которая умеет закрывать глаза и пищать «ма-ма»; плюшевый медведь; заводная мартышка, которая умеет взбираться по дереву, если ее завести; тигренок из байки; надувной заяц, закрытый пробкой; металлическая заводная игрушка; деревянный Буратино; аист, который пьет воду и т.п.

В роли игрушек дети могут издавать звуки.

В этой игре детям можно дать парные задания: например, потанцевать. Причем надувной заяц может танцевать с тигренком. У них разные конструкции, материал, разные повадки. Аист и Буратино могут разыскивать в земле червячков. Медведь и мартышка могут залезать на дерево. Лягушка и мартышка могут прыгать наперегонки.

Другое задание касается ситуации, когда игрушки испортились.

У куклы, которая умеет закрывать глаза и говорить «ма-ма», — глаза неисправны. То оба закроются и не открываются, а то один только откроется. Голос противно скрипит.

У плюшевого медведя правая нога держится на одной ниточке. Бок продырявлен, зашит. Нитка тоненькая, ненадежная, того и гляди, опилки посыплются.

У заводной мартышки что-то творится с механизмом, поэтому координации движений нет — руки и ноги иногда ведут себя не так, как хочется, а сами по себе.

У байкового тигренка отваливаются пуговки-глаза, они пока держатся, но при резком движении непременно оторвутся.

У надувного зайца все бы ничего, но измазали его чернилами, а он — чистюля. Как отмыться, оттереться? да и за пробкой все время надо следить, она что-то непрочно держится.

У заводной лягушки отломана лапка, поэтому ее все время заносит в сторону.

У Буратино нос раскололся на две части вдоль: какой-то раздвоенный хобот получился, торчит перед глазами, мешает смотреть на мир.

У пьющего аиста — трещина на стеклянной спине, если она увеличится — аист лопнет.

В следующем задании испорченным игрушкам даются парные задания: кукла и тигренок разучивают по нотам песенку на два голоса; мартышка с плюшевым мишкой и лягушка с аистом танцуют вальс; заяц и Буратино стреляют из пневматической винтовки (из лука) по мишеням.

 

Возможно, будет полезно почитать: