Кто такие эскимосы? Где живет эскимос? Особенности расселения, фото и название жилища, интересные факты об образе жизни.

Это коренной народ проживающий на гренландских и канадских землях, а также на Аляске и Чукотке. В зависимости от территории проживания язык на котором разговаривают отличается, это может быть английский, датский, русский и конечно же их родной, эскимосский.

Народ эскимосы

Численность

По последним данным переписи населения насчитывалось около 170 тысяч эскимосов. Народность проживает в таких странах и населенных пунктах:

  • США — 56 тыс (Аляска, Калифорния, Вашингтон);
  • Канада — 50,5 тыс (Нунавут, Квебек, Лабрадор, Ньюфаунленд и Северно-Западные территории);
  • Гренландия — 50 тыс;
  • Дания — 18,5 тыс;
  • Россия — 1,7 тыс (Чукотка, Магадан).

Языковая принадлежность

Эскимосский язык принадлежит к эскимосско-алеутской семье эскимосской ветки, которая объединяет более 20 самостоятельных языков. Эскимосы бывают:

  • сибирские;
  • канадские;
  • лабрадорские;
  • гренландские.

В некоторых случаях их обозначают просто: азиатские (калааллит) и американские (инуиты). А вот первых делят на восточных, западных и северных.

В Канаде, Гренландии и на Аляске распространен инуитский язык (инупик). На Чукотке и Аляске применяются юпикские языки (центральный и сибирский юпик, алутиик или сугпиак). Канадские эскимосы, в отличие от иных имеют свою письменность (канадское слоговое письмо). Выделяют 3 основных диалекта:

  • чаплинский или цeнтрально-сибирский (письменность и литература принята на этой разновидности языка);
  • науканский;
  • сиренекский (мертвый язык).

Но больше всего среди эскимосов пользуется спросом русский язык.

Описание народа

Эскимосы небольшие ростом, ниже всех гренландские и лабрадорские. Помимо этого голова для их роста достаточно большая. Характерна темная кожа и волосы. Нос имеет приплющенную форму. Глаза темные и узковатые, но с чётким выраженным взглядом. Губы толстые.

Происхождение

Так как народ является коренным то возникает много споров о происхождении этноса. Некоторые исследователи предполагают, что на процесс формирования народности повлияли индийские племена абенаки и атабаски. Само же название народа «эскимосы» переводится, как «тот, кто ест сырую рыбу». К родственным народам, общинам и племенам относятся:

  • алеуты;
  • коряки;
  • алюторцы;
  • ительмены;
  • кереки.

Религия

Эскимосы разнообразны в своих верованиях, кто-то поддерживает атеизм, а кто-то православие или протестантство, другие остались верны шаманизму и анимизму. В настоящее время христианство самое популярное направление. Хотя каждый эскимос верит в одушевленность и повсюду видят духов, а шаманы выступают в роли народных лекарей или целителей.

Кухня

Для них кровь животных — диетическое блюдо. Также эскимосы уверены, что употребляют только полезную пищу.

В эскимосской кухне можно найти довольно странные блюда:

  • игунак (протухшее мясо моржей);
  • мактак (сало с кожей кита в замороженном виде);
  • акутак (морженное из жира с добавлением ягод, рыбы и других продуктов).

Помимо этого едят оленину, рыбьи головы и другую пищу, характерную для северных народов.

Жилище

Эскимосы строят очень интересные дома под названием иглу. Они имеют форму купола и построенные со снеговых блоков. Сюда же прорезают или прорывают ход, а утепляют дом с помощью шкур и меха животных.

Одежда

Эскимосы изначально носили кухлянки, которые шили из птичьих шкурок, сами же перья выворачивали внутрь. Для того, чтобы одежда не промокала стали использовать рыбьи кишки (наверное именно эскимосы заложили идею создания дождевиков). Обувь этого народа называется унты (меховые сапоги), кстати, именно эта обувь в последние годы стала очень популярна во многих странах.

Традиции

Эскимосы еще в раннем возрасте договариваются о браках своих детей. Практикуется обмен женами, только как знак дружбы между семьями. К женщинам мужчины относятся бережно и трепетно.

07.05.2018 Сергей Соловьев 2253 просмотров


Эскимосский чум. Фото: Константин Лемешев/ТАСС

Российские эскимосы проживают в Чукотском автономном округе Магаданской области. В России проживает менее двух тысяч эскимосов.

Происхождение эскимосов доподлинно неизвестно. Некоторые исследователи считают их наследниками древней культуры, которая была распространена ещё в первом тысячелетии до нашей эры по берегам Берингова моря.

Считается, что слово «эскимос» произошло от «эскиманцик», то есть «сыроед», «жующий сырое мясо, рыбу». Многие сотни лет тому назад эскимосы стали селиться на обширных территориях - от Чукотки до Гренландии. В настоящее время их численность невелика - по всему миру примерно 170 тыс. человек. Этот народ имеет свой язык - эскимосский, он относится к эско-алеутской семье.

Историческая связь эскимосов с другими народами Чукотки и Аляски очевидна - особенно она заметна с алеутами. Также большое влияние на формирование эскимосской культуры оказало соседство с другим народом Севера - чукчами.


Эскимосы традиционно занимаются охотой на пушного зверя, моржей и серых китов, сдавая государству мясо и мех. Фото: Константин Лемешев/ТАСС


Эскимосы издавна занимались китобойным промыслом. Кстати, именно они изобрели поворотный гарпун (унг`ак`), костяной наконечник которого отделяется от древка копья. Очень длительное время киты являлись основным источником пищи для этих людей. Однако постепенно поголовье морских млекопитающих заметно снизилась, поэтому эскимосы были вынуждены «переключиться» на добычу тюленей и моржей, хотя про охоту на китов они, конечно же, не забыли. Мясо эскимосы употребляли в пищу как в мороженом, так и засоленном виде, его также вялили и варили. Гарпун длительное время оставался основным оружием этой народности Севера. Именно с ним мужчины-эскимосы отправлялись на морскую охоту: на каяках или на так называемых байдарах - легких, быстроходных и устойчивых на воде лодках, каркас которых обтягивался моржовыми шкурами. Некоторые из этих лодок могли вместить человек двадцать пять или около четырёх тонн груза. Другие каяки, наоборот, сооружались на одного или двух человек. Как правило, добыча делилась между охотниками и их многочисленными родственниками поровну.

По суше эскимосы передвигались на собачьих упряжках - так называемых дугокопыльных нартах, в которые собаки запрягались «веером». В XIX веке эскимосы немного изменили технику передвижения - стали использовать также и короткие бескопыльные сани, в которых полозья изготавливались из моржовых клыков. Чтобы удобнее было ходить по снегу, эскимосы придумали специальные лыжи-«ракетки», которые представляли собой небольшую раму с закреплёнными концами и поперечными распорками, переплетёнными кожаными ремешками. Снизу они подбивались костяными пластинами.


Коренной житель Чукотки. Фото: Константин Лемешев/ТАСС


Охотились эскимосы и на суше - в основном отстреливали северного оленя и горного барана. Основным оружием (до появления огнестрельного) являлся лук со стрелами. Довольно долго эскимосов не интересовала добыча пушного зверя. В основном его били для того, чтобы сшить одежду для себя. Однако в XIX веке спрос на пушнину увеличился, поэтому «жующие сырое мясо», у которых к тому времени появилось огнестрельное оружие, начали активно отстреливать и этих животных, а их шкурки выменивать на различные товары, которые привозились с Большой Земли. Со временем эскимосы превратились в непревзойдённых охотников, слава об их меткости распространилась далеко за пределами тех мест, где они проживали. Приёмы добычи песца и лисицы у эскимосов очень похожи на те, которые применяют чукчи - также отменные охотники.

Ещё в XVIII веке эскимосы «подсмотрели» у чукчей технологию строительства каркасных яранг. Прежде они жили в полуземлянках с углублённым в землю полом, который выстилался китовыми костями. Каркас этих жилищ покрывался оленьими шкурами, затем его обкладывали дёрном, камнями, а сверху снова укладывались шкуры. Летом эскимосы сооружали лёгкие постройки четырёхугольной формы с односкатными крышами на деревянных каркасах, которые обтягивали моржовыми шкурами. На самом излёте XIX века у эскимосов появились лёгкие дощатые дома с двускатными крышами и окнами.
Считается, что именно эскимосы первыми стали строить снежные хижины - иглу, куполообразные постройки диаметром два-четыре метра и высотой примерно два метра из уплотнённых снежных или ледяных блоков. Свет в эти сооружения попадал либо непосредственно через снежные блоки стен, либо через небольшие отверстия, которые закрывались высушенными тюленьими кишками.

У чукчей эскимосы переняли и стиль одежды. В конце концов, они перестали шить одежду из птичьих перьев и стали изготавливать более качественные и тёплые вещи из шкур оленей. Традиционная эскимосская обувь - унты со вставной подошвой и косым голенищем, а также меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Эскимосская непромокаемая обувь делалась из тюленьих шкур. Меховые шапки и рукавицы эскимосы в повседневной жизни не носили, их надевали лишь во время длительных переездов или кочёвок. Праздничные одеяния украшались вышивкой или меховой мозаикой.


Эскимосы выступают перед участниками советско-американской экспедиции "Берингов мост" на острове Малый Диомид (США). 1989 г. Фото: Валентин Кузьмин/ТАСС


Современные эскимосы по-прежнему чтут старые традиции, в глубине души веря в духов, родство человека с животными и предметами, которые его окружают. А общаться с этим миром людям помогают шаманы. Когда-то в каждом селении проживал свой шаман, но теперь людей, способных проникать в миры духов стало поменьше. Ныне живущие шаманы пользуются огромным уважением: им приносят дары, их просят о помощи и благополучии, они являются главными фигурами чуть ли не на всех праздничных мероприятиях.
Одним из самых почитаемых у эскимосов животных всегда была касатка, её считали покровительницей морских охотников. Согласно поверьям эскимосов, касатка могла превращаться в волка, помогая охотникам и в тундре.

Другое животное, к которому с особым уважением относились и относятся эскимосы, - морж. Примерно в середине лета наступал период штормов, и охота на море временно прекращалась. В это время эскимосы устраивали праздник в честь моржа: тушу животного вытаскивали из ледника, шаман начинал неистово бить в бубен, созывая всех жителей посёлка. Кульминация праздника - совместное застолье, где основным блюдом было мясо моржа. Часть туши шаман отдавал духам воды, призывая их присоединиться к трапезе. Остальное доставалось людям. Череп моржа торжественно водружался на жертвенное место: предполагалось, что это дань главной покровительнице эскимосов - касатке.

Многие промысловые праздники сохранились у эскимосов до сих пор - осенью, например, отмечаются "проводы кита", весной - "встреча кита". Фольклор эскимосов достаточно разнообразен: всё устное творчество делится на два вида - унипак и унипамсюк. Первое - это непосредственно «весть», «новость», то есть рассказ о недавних событиях, второе - героические предания и рассказы о событиях далёкого прошлого, сказки и мифы.

Любят эскимосы и петь, причём их песнопения также делятся на два вида - общественные песни-гимны и «песни для души», которые исполняются индивидуально, но непременно в сопровождении бубна, который считается семейной реликвией и передаётся из поколения в поколение - до тех пор, пока полностью не выйдет из строя.

В странах, прилегающих к Северному полюсу, в том числе в Канаде, России, Гренландии и США (на Аляске) проживает 155 тыс. эскимосов. Большая часть (около трети) – в Канаде. Эскимосы являются одной из трёх отличающихся по своей культуре групп коренных народов, признанных канадской конституцией.

Земля, принадлежащая эскимосам, называется Инуит Нунангат. Она состоит из четырёх регионов, границы которых были установлены в соответствии с договорами о возращении земли коренным народам. Переговорный процесс между эскимосами и правительством Канады, предшествовавший их заключению, затянулся на долгие 30 лет.

Использование дикой природы эскимосами на протяжении многих тысяч лет являлось неотъемлемой частью их культуры. Природные ресурсы Арктики важны для социального и экономического благополучия эскимосов и сегодня. Культурные ценности и практические навыки эскимосов включают в себя не только эксплуатацию дикой природы, но и уважительное и ответственное отношение к ней. Эскимосские общины играют важную роль в совместном управлении дикой природой в Канаде и принимают активное участие в сохранении её ресурсов для будущих поколений.

В соответствии с международным соглашением о защите популяции белых медведей (1973 г.) охота на них с целью удовлетворения традиционных жизненных потребностей является исключительным правом коренных народов. Право эскимосов на использование дикой природы гарантировано рядом соглашений о возвращении земли коренным народам между эскимосами и правительством Канады. На территории канадской части Арктики находится около 16 тыс. белых медведей, что приблизительно составляет две трети всемирной популяции этих животных. Канада является мировым лидером в области управления, исследования, мониторинга и сохранения популяции белых медведей. Из 19 субпопуляций, обитающих в приполярных регионах, к территории страны относятся 13 (включая три, чей ареал распространяется и на территорию Гренландии, а также одну, проживающую и на Аляске). Канада является инициатором и участником ряда международных соглашений, подписанных с целью обеспечения устойчивых параметров управления, охоты, мониторинга и сохранения популяции белых медведей.

Начиная с 70-х годов прошлого века, канадское правительство в сотрудничестве с местными общинами эскимосов разработало систему устойчивой добычи белых медведей, введённую в действие посредством специальных соглашений и выдачи квот на охоту. Доход, получаемый от продажи эскимосами непищевых компонентов, получаемых в результате традиционной охоты на белого медведя, и организации охотничьих туров является важной составляющей экономического благосостояния эскимосских общин.

Квоты на охоту выделяются только эскимосам. Общины сами могут решить: какая часть этих квот будет предложена лицам некоренных национальностей для участия в организуемых охотничьих турах. Во время охоты должны применяться лишь традиционные охотничьи методы и приёмы, при этом любая часть медведя, неиспользованная лицами некоренного населения, будет передана эскимосской общине.

Такой промысел не представляет угрозы канадской популяции белых медведей: ежегодно на рынок поступает 2% (300 медведей) от общего количества многотысячной популяции. Количество выдаваемых квот базируется на принципах охраны окружающей среды и удовлетворения традиционных жизненных потребностей коренного населения. Их размеры не зависят от ситуации на рынке и в торговле. Зачастую фактический уровень добычи значительно ниже установленной годовой квоты.

Количество выдаваемых квот учитывает все известные случаи добычи медведей, произошедшие по вине людей, а также вследствие проведения охоты для удовлетворения традиционных жизненных потребностей коренного населения и организованных охотничьих туров, задокументированные случаи браконьерской охоты, а также случаи разрешённого отстрела медведей с целью защиты жизни и имущества.

/По материалам Международного форума по вопросам сохранения белых медведей, Москва, 4–6 декабря 2013 г./


Российские эскимосы составляют незначительную часть достаточно многочисленного полярного народа, живущего как в России - на самой оконечности Чукотки, так и за ее пределами - на побережье Аляски, в приполярных областях Канады и Гренландии. Общая численность эскимосов - 97 тысяч человек, и всего 1700 из них проживает в России.
Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. От своих далеких предков эскимосы унаследовали монголоидные черты внешности.

С этнонимом «эскимосы» европейцев впервые познакомил французский пастор Биар: в его отчете о поездке в Америку в 1611 году употреблено слово «эскимантсик», которое на языке индейцев-вобинаков означало «поедатели сырого мяса» - так они называли эскимосов, лакомившихся сырой шкурой кита и тому подобными яствами.


Самоназвание же эскимосов - югипыт, или югыт, что означает - «настоящие люди».

Действительно, к пришельцам, чаще всего беспомощным перед лицом Арктики, эскимос относился как к существам неполноценным. Гренландские эскимосы называют таких «собачий сын» с оттенком иронии и снисходительности.

Наивысшей похвалой в устах эскимоса звучат слова, которые один английский адмирал услышал от старого эскимосского охотника после многих лет совместных зимовок и странствий: «Ты - почти как мы».

До середины XIX века эскимосы мало общались с русскими. Сближение произошло, когда русские промысловики подключились к основному занятию эскимосов - охоте на морского зверя, в основном на кита, моржа и тюленя. Однако перевод охотничьего промысла на промышленные рельсы поставил под угрозу традиционный образ жизни аборигенов.

На сегодняшний день не более 20 % российских эскимосов свободно владеет родным языком, причем эти люди в основном старшего поколения. Остальные могут лишь понимать эскимосский.


В настоящее время на Чукотке не осталось чисто эскимосских поселений. Повсеместно они живут с русскими, чукчами и другими народами. Преобладающей частью населения они являются лишь в 2-х селах - Новое Чаплино и Сиреники.

Эскимосы перебрались в Заполярье еще на заре истории человечества. И теперь они лучше приспособлены к жизни в холодном климате, чем любой другой народ. Ноздри у них более узкие, чем у людей других рас, что снижает потерю влаги и тепла при дыхании. У них даже появились защитные подушечки жира на скулах и веках, всегда открытых ветру и морозам.

Однако и эскимосы не смогли бы выжить в Арктике, если бы не их одежда. Рукавицы и сапоги они шьют из тюленьей кожи, штаны - из медвежьих шкур, а на рубахи идут шкуры карибу и птичья кожа с полным опереньем. Швы зашиваются так искусно, что не пропускают воды. Один человек надевает одновременно две рубахи и две пары штанов - нижние мехом к коже, верхние мехом наружу.


Кочуя по вечной мерзлоте, эскимосы строили жилища из снега, нарубая его брусками. Бруски укладывались друг на друга сходящейся кверху спиралью. Эти иглу, как называли эскимосы свои постройки, иногда снабжались подобием окон: между снежных брусков вставлялся кусок прозрачного льда. Но даже в этом случае свет давали плошки с жиром. Тепло горящего жира вместе с теплом человеческих тел поднимало температуру в этой искусственной снежной пещере до 15 градусов, так что ее обитатели сбрасывали тяжелую одежду и полуголые удобно располагались на меховых одеялах.
Жизнь эскимосов слагалась из череды немыслимых лишений. И однако же, «эскимосы производят впечатление счастливейших людей», - дружно подтверждают исследователи. Эскимос видит мир в светлых красках. Разве мало причин для радости? Не погиб во время охоты, благополучно вернулся к домашнему очагу, обеспечил семью пищей…
А какое это упоительное чувство - во время внезапной метели в пути спешно выстроить себе иглу, отгородиться от свиста пурги. Кладя за собою последнюю глыбу снега и закрывая вход, эскимос смеется. Это смех победителя. Он не сдался злым духам, перехитрил их, он умен, отважен, настоящий человек, он всегда справится с трудностями. Как же не радоваться этому?

«Смех витает в воздухе» , - гласит старинная эскимосская поговорка.


Сергей Цветков, историк

 

Возможно, будет полезно почитать: