Кровавые тайны ацтеков: массовые убийства и пирамиды из костей.

Какие силы он олицетворяет и в какой день проводится обряд. В жертву приносились как люди, так и животные. Жертвоприношение людей было более высоким и значимым, поскольку их устраивали преимущественно в праздники и во время военных и развлекательных игр, когда приношение в жертву животных могло быть процедурой ежедневной (например, каждодневное приношение в жертву птиц в честь восхода солнца или собак в честь зимнего солнцестояния).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В центре ацтекской мифологии лежали представления об абсолютной подчинённости судеб людей воле богов, которые в свою очередь требовали для поддержания собственной жизни человеческой крови . Смерть богов могла бы стать причиной гибели всего мира . Так, например, существование солнца, в представлении ацтеков, могло быть возможным только при подпитке его человеческой кровью. Это представление находит отражение в легенде, следуя которой первые боги были вынуждены пожертвовать собой, чтобы солнечный диск продолжал своё движение по небосводу. Таким образом, возникает культ крови, как источника энергии не только для жизни организма, но и для жизни светила.

    Достоверных источников самих ацтеков о том, когда именно зародился культ жертвоприношения, не существует, что связывается с уничтожением письменных источников цивилизации ацтеков во времена Конкисты . Сохранившиеся источники в виде настенных надписей, предметов, используемых в ритуалах, и прочего не могут дать полной информации о культе. Тем не менее, возникновение человеческих жертвоприношений у ацтеков связывают с правлением тлатоани Тисока , который использовал их как способ ведения своей политики в государстве. Более ранние практики жертвоприношения, до прихода ацтеков в Анауак , не известны.

    Жертвоприношения устраивались в какие-либо знаменательные дни, например, в праздники, посвящённые культу солнца или какому-либо событию. Жертвами могли быть как собственно добровольцы из народа, так и захваченные во время сезонных войн пленники. Наиболее известно жертвоприношение, производимое на вершине храма. Жертву окрашивали в синий цвет и вели на вершину пирамиды, где ee поджидал тлатоани или жрец с обсидиановым ножом. Следующим делом жертву клали на камень и рассекали грудную клетку , из которой вынимали сердце и «утоляли им жажду солнца». Нередко при этом жертве отрубали голову , а тело сбрасывали с пирамиды. Сами пленные, приносимые в жертву, как правило, не противились своей участи, поскольку такая смерть была для них лучшим способом попасть в иной мир, а бегство могло стать клеймом позора.

    Чествование бога огня Уеуетеотля (Шиутекутли) происходило по следующему сценарию. Пленников одурманивали коноплёй (яутли ) и рассаживали вокруг костра, после чего каждый жрец хватал по одной жертве и взваливал её себе на плечи. Вместе с живым грузом жрец совершал ритуальный танец смерти, после чего бросал его в огонь. Еще не испустивший дух обгорелый пленный вынимался из костра, жрецы вскрывали его грудь и доставали сердце. Не менее мучительным было жертвоприношение через расстрел , когда жрецы медленно убивали привязанного к столбу пленника, метая в него стрелы.

    Помимо этих ритуалов, известных ещё майя , существовали и иные. Один из известных испанцам способов имел следующий вид. Прославившегося в бою, искусно владеющего оружием пленника привязывали к солнечному камню таким образом, чтобы он мог двигаться, но не мог уйти. Его одурманивали напитком пульке , смешанным с наркотиком, и давали в руки оружие. Четыре воина, два из Орлов и два из Ягуаров , которые могли двигаться свободно, должны были нанести жертве как можно больше ран, а жертва должна была защищаться. Известен случай, сохранившийся в виде устного рассказа ацтеков, о том, что взятый в плен во время тлатоани Монтесумы II тлашкальский вождь Тлауикол во время неравной битвы убил более двадцати противников, за что был помилован.

    В главный ежегодный праздник ацтеков Токстатль, который, по сведениям Бернардино де Саагуна, происходил весной, в жертву приносили самого прекрасного юношу из пленных. Обряд начинался с того, что молодого человека всячески наряжали в золотые украшения, давали ему чистую и дорогую одежду и проявляли знаки внимания. Некоторое время его обучают игре на флейте, манерам, культуре еды и питья. Когда юноша выходил на прогулку, люди, его встречавшие, падали на колени и со слезами молились, почитая его как бога. Сам тлатоани следил за тем, чтобы у юноши было всё, но вместе с тем, чтобы роскошь не повлияла на его физическую привлекательность. Охраной «юного бога» занимался особый отряд, который отвечал головой за его сохранность. За двадцать дней до жертвоприношения юноше выделяли четырёх благородных девиц в жёны, а за пять дней устраивали пышные пиры в его честь. Наконец, на последний день жизни его отвозили на отдельный остров в сопровождении пажей. На том острове жрецы вскрывали его грудную клетку, доставали сердце, а тело сносили вниз на руках, после чего отрубали голову .

    В жертву приносились также женщины и дети. Это было не таким частым явлением, как жертвоприношение мужчин, поскольку женщины и дети не принимали участия в войне, а значит не могли быть взяты в плен. Чаще всего это были рабы, которых использовали в религиозных культах. Так, торговцы, воздавая честь своему божеству, приносили в жертву купленную рабыню, которую убивали на вершине главного храма в Теночтитлане . Тело жертвы возвращалось хозяину, который, совершал обряд ритуального каннибализма . Детей часто приносили в жертву богам плодородия. Например, культ богини маиса Чикомекохуатль предполагал убийство тринадцатилетней девочки-рабыни .

    Большую роль в традиции жертвоприношений ацтеков играли военные и спортивные ритуальные игры, проводимые с целью развития физических характеристик мужского населения, уровня военной подготовки, а также как способ демонстрации силы другим городам и племенам. Наряду с этим игры проводились для отбора жертв. Известные военные игры, называемые «цветочными войнами» , проводились в священных местах между городами ацтеков. Введение этих игр приписывается Тлакаелелю (при Монтесуме I Старшем). По правилам игры, команда, которая показала худшие результаты по итогам соревнований, целиком приносилась в жертву.

    Другие виды жертвоприношений

    Ритуальные жертвоприношения у ацтеков не ограничивались исключительно убиением жертвы, выбранной из пленных, рабов или даже из собственного племени. Частой формой жертвоприношений было самоистязание, которое доказывало способность каждого человека (прежде всего мужчины) переносить боль. Жрецы и простые люди обсидиановыми ножами наносили себе порезы на различных частях тела: ушах, языке , половом члене . Кровь, стекающая с ран, собиралась в ритуальный сосуд в качестве дара богам.

    Жертвоприношение животных часто относят к культу Кетцалькоатля , который согласно легенде (см. Легенда о Кетцалькоатле-Кукулькане), не терпел человеческих жертвоприношений. В его честь убивали бабочек и колибри . Среди животных, приносимых в жертву, выделяют птиц (в частности перепелов), собак и прочих. В качестве специфичной формы жертвоприношений выделяют уничтожение материальных предметов.

    Статистика жертв

    Нельзя судить однозначно о том, сколько именно человек погибло жертвами ритуальных убийств. По некоторым данным, за всю историю ацтеков было убито около 136 тысяч человек , но эта цифра часто оспаривается. Историки соглашаются в одном: размах жертвоприношений у ацтеков не знает себе равных во всей Америке .

    Во время строительства главного храма в Теночтитлане, по данным , в течение четырёх дней было умерщвлено более 84 тысяч человек пленных, причём жертвоприношение проводилось лично Ауицотлем . Современные учёные оспаривают эту цифру, ссылаясь на то, что это невозможно физически, а такое колоссальное количество пленных в истории доколумбовой Мексики просто нереально, учитывая, что эта цифра равносильна населению одного крупного ацтекского города.

    Крупные жертвоприношения совершались в честь бога войны, которому был посвящён один из восемнадцати праздников ацтеков. Согласно мифологии, Уицилопочтли постоянно нуждался в человеческой крови, чтобы поддерживать жизнь солнца. Количество жертв по приблизительным подсчётам составляло около 500 человек, однако американский антрополог Марвин Харрис увеличивает эту цифру, считая, что жертвоприношения устраивались не в одном месте, посвящённом самому Уицилопочтли, а во всех частях города.

    Примечания

    См. также

    Литература

    • Анонимные авторы . Кодекс Мальябекки / Ред. и пер. В.Н. Талаха, С.А. Куприенко. - К. : Видавець Купрієнко С.А., 2013. - 202 с. - ISBN 978-617-7085-04-0 .
    • Анонимный автор . Кодекс Мендоса / Ред. и пер. С. А. Куприенко, В. Н. Талах.. - К. : Видавець Купрієнко С.А., 2013. - 308 с. - ISBN 978-617-7085-05-7 .
    • Пресвитер Хуан; Антонио Перес; фрай Педро де лос Риос (глоссы) . Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос) / Ред. и пер. С. А. Куприенко, В. Н. Талах.. - К. : Видавець Купрієнко С.А., 2013. - 317 с. - ISBN 978-617-7085-06-4 .
    • Сказания о Солнцах. Мифы и исторические легенды науа / Ред. и пер. С. А. Куприенко, В. Н. Талах.. - К. : Видавець Купрієнко С.А., 2014. - 377 с. - ISBN 978-617-7085-11-8 .
    • Талах В.Н., Куприенко С.А. / Ред. В. Н. Талах, С. А. Куприенко.. - К. : Видавець Купрієнко С.А., 2013. - 370 с. - ISBN 978-617-7085-00-2 .
    • Нерсесов Я. Н. Тайны Нового Света: От древних цивилизаций до Колумба. - М. : Вече, 2006. - 320 с. - ISBN 5-9533-1458-2 .

    Ссылки

    • Жак Сустель. АЦТЕКИ. Воинственные подданные Монтесумы . Проверено 8 июля 2011. Архивировано 14 мая 2012 года.
    • Ацтеки. Жертвоприношения кровожадным богам . Проверено 8 июля 2011. Архивировано 14 мая 2012 года.
    • Ацтеки: империя крови и величия . Проверено 8 июля 2011. Архивировано 14 мая 2012 года.
    • Баглай В. Е. АЦТЕКИ. История, экономика, социально-политический строй . Проверено 8 июля 2011. Архивировано 14 мая 2012 года.

    Почти каждого из нас «передёргивает» при мысли, что можно принести в жертву человека для ублажения богов. Современное общество связывает фразу «человеческое жертвоприношение» с жестокими, демоническими, или сатанинскими ритуалами. Однако, у народов, которые в древние времена считались цивилизованными, богатыми, и образованными человеческие жертвоприношения считались вполне нормальным явлением. Ритуалы принимали разные формы от гуманных - глоток яда, до жестоких, сожжение или захоронение заживо. Ниже представлен список 10 древних культур, практиковавших человеческие жертвоприношения в ритуальных целях.

    Карфагенская цивилизация парадоксальна в том, что она была одной из самых богатых и могущественных представителей древнего мира, но, несмотря на это, карфагеняне приносили в жертву младенцев. Многие историки считают, что, таким образом, общество пыталось получить благосклонность богов, а также управляло ростом населения. Ещё бытует мнение, что состоятельные карфагенские родители приносили в жертву младенцев специально, чтобы сохранить своё богатство.

    По оценкам, в период от 800 до н. э. до 146 г. до н. э. приблизительно 20 000 детей были принесены в жертву.


    Многие учёные твёрдо убеждены, что древние израильтяне выполняли «всесожжение детей» во имя древнего Ханаанского Бога, по имени Молох. Но не все древние израильтяне практиковали этот ужасный ритуал - специалисты считают, что его использовал один израильтянский культ, который посвятили свою жизнь поклонению Молоху.


    Цивилизация Этрусков населяла территорию, которая сейчас более известна как современная Тоскана. Занимались в основном фермерством и торговлей с Грецией и Карфагеном.

    В течение многих лет, учёные не желали смириться с тем, что этруски не использовали человеческих жертвоприношений. Но когда археологи из миланского университета обнаружили важные улики в Тарквинии, Италия, было убедительно доказано, что Этруски действительно, приносили в жертву людей. Археологи нашли несколько человеческих останков взрослых и детей, принесённых в жертву, из низкого социального статуса. Помимо человеческих останков, археологи также обнаружили священное здание и каменный алтарь.


    Практика человеческих жертвоприношений была очень распространена в Древнем Китае, особенно в период правления династии Шан - первой китайской династии о которой есть письменные записи. Цель жертвоприношений была двоякая: политический контроль и религиозные взгляды.

    Эксперты считают, что существовало три типа человеческих жертвоприношений, применявшихся в государстве Шан.


    Кельты также использовали человеческие жертвоприношения. Есть письменные труды римских и греческих историков, ирландские тексты, написанные во времена средневековья, и последние археологические находки, доказывающие существование жуткого ритуала. Страбон, греческий географ и философ, описал кельтский ритуал жертвоприношения, в своей книге «география».


    Древние Гавайцы верили, что, принося в жертву людей, они могут получить склонность бога Ку - бога войны и обороны, и добиться побед в своих воинах. Жертвоприношения проводились в храмах, называемых Хейо. Для своих ритуалов гавайцы использовали пленников, особенно вождей других племён. Тела принесённых в жертву людей они готовили или съедали сырыми.


    В Месопотамии практиковали человеческие жертвоприношения как часть похоронных ритуалов королевских и «элитных» семей. Дворцовых слуг, воинов и т. д. приносили в жертву, для того чтобы после смерти хозяев, они продолжали служить им в загробном мире.

    В течение многих лет, эксперты считали, что жертв убивали при помощи яда. Однако новые исследования показали, что их смерти были гораздо более жестокими.


    Ацтеки приносили человеческие жертвы для того, чтобы удержать солнце от смерти. Ацтеки сильно верили, что человеческая кровь была «священная» и что Бог солнца Уицилопочтли, ею питался.

    Жертвоприношения ацтеков были жестоки и ужасными. В качестве жертв они использовали людей из других племён, которые были захвачены во время войны в плен, или добровольцев.


    Многие Египтологи считают, что древние египтяне использовали человеческие жертвоприношения в целях схожими с жителями Месопотамии. Слуг фараонов или других ключевых фигур в основном хоронили заживо вместе с их инструментами, чтобы те продолжали служить фараону в загробной жизни.

    Однако человеческие жертвы в конце концов были поэтапно отменены и заменены символическими человеческими фигурками.


    Инки прибегали к человеческим жертвоприношениям богам, в частности, предлагая своих детей, как способ предотвращения стихийных бедствий. Империя инков была отягощена множеством природных катаклизмов, в том числе вулканическими извержениями, землетрясениями и наводнениями. Инки верили, что природными катастрофами управляли боги, и чтобы заслужить их благосклонность нужно приносить им жертвы.

    Хотя большинство жертв были пленники или заключённые, существовали дети, которые были воспитаны исключительно для ритуальных целей – принесения в жертву богам. Инки твёрдо верили, что в загробной жизни, эти дети будут жить лучше, и счастливей. Кроме того, будущие жертвы получали отличную пищу, в их честь устраивали праздники, и даже встречи с императором.

    Поделится в соц. сетях

    За сто лет до своего падения империя ацтеков пережила невероятные изменения. Сын императора, Тлакаэлель, объявил о том, что бог войны, Уицилопочтли, должен считаться наивысшим из всех богов.

    С тех пор ацтеки начали поклоняться богу войны. Человеческие жертвоприношения стали широко распространённым явлением в жизни ацтекского общества. Ежегодно во славу богов они убивали сотни тысяч человек.

    1. Войны устраивались только для того, чтобы получить пленных для принесения в жертву

    Чтобы утолить ненасытные аппетиты богов, ацтеки все свои религиозные ритуалы сопровождали многочисленными человеческими жертвоприношениями. Как правило, в качестве жертв ацтеки использовали захваченных на войне врагов. Многие войны развязывались с одной единственной целью – повоевать и получить как можно больше пленных. Ацтекам было нужно очень много жертв.

    Ацтеки достигли соглашения с соседним городом-государством Тласкала о том, что они будут воевать друг с другом только для того, чтобы получить людей для принесения в жертву богам.

    Это делалось по взаимному согласию обеих сторон. Проигравшая армия не молила о пощаде, а её воины не жаловались на свою судьбу. Они понимали, что это часть сделки, и покорно шли на смерть.

    2. Некоторые люди добровольно позволяли принести себя в жертву

    Быть принесённым в жертву богам считалось честью. На самом деле, когда испанцы попытались освободить ацтекских заключённых, некоторые из них пришли в ярость от того, что их лишили возможности умереть достойной смертью.

    Под церемониальный нож попадали не только солдаты противника. Преступники и должники также отправлялись на алтарь. Были и добровольцы, которые считали для себя честью умереть во имя своих богов. Согласно традиции, целые группы проституток охотно соглашались на принесение себя в жертву богине любви.

    Во время засухи некоторые ацтеки продавали своих детей в рабство за 400 початков кукурузы. Если дети плохо работали, их могли перепродать. И если раб был продан два раза, то его приносили в жертву богам.

    3. Праздник Токскатл

    Когда наступал месяц Токскатл, ацтеки выбирали одного из мужчин и в течение года почитали его как бога. При выборе они ориентировались на внешность кандидата – он должен был иметь гладкую, тонкую кожу и длинные, прямые волосы.

    Избранного мужчину одевали как бога Тецкатлипока. Его кожу окрашивали в чёрный цвет. На голове у него красовался венок из цветов, а на теле – нагрудник из морских ракушек и множество украшений.

    Мужчине давали четырёх прекрасных жён, с которыми он мог делать всё, что хотел. Его обязанностью было ходить по городу, играя на флейте и благоухая цветами, чтобы люди могли воздавать ему честь.

    По истечении двенадцати месяцев избранник восходил по ступенькам на вершину пирамиды, продолжая играть на своей флейте. Восторженная толпа наблюдала за тем, как священнослужитель помогал ему лечь на длинный каменный алтарь. Затем он вырывал из его тела сердце.

    После этого ацтеки находили нового Тецкатлипока, и всё начиналось сначала.

    4. Ритуал жертвоприношения

    Как правило, церемонии жертвоприношения проводились на вершине большой пирамиды, на жертвенном камне. Жрец вставал над лежащей жертвой, держа в руке нож с лезвием из вулканического стекла. Затем это лезвие опускалось на грудь жертвы и вспарывало ей грудную клетку. После этого жрец выдирал из тела бьющееся сердце.

    Рука с сердцем поднималась так, чтобы её могли все видеть. Затем жрец рвал орган на куски, которые выкладывал на жертвенный камень. Безжизненное тело сбрасывали вниз по ступеням пирамиды, у подножия которой его уже ждали палачи. Тело расчленяли. Череп отделяли и насаживали на копьё, а из плоти готовили блюда для знати.

    5. Поедание тел

    Тела жертв часто запекали с кукурузой и угощали этим блюдом священнослужителей. Иногда убитых было столько, что из них готовили угощение для всех жителей города, и каждый из присутствовавших принимал участие в акте совместного ритуального каннибализма. Кости шли на изготовление орудий труда, музыкальных инструментов и оружия.

    По крайней мере, одно из церемониальных блюд существует и сегодня: это суп позоле. Во времена ацтеков его готовили из бедра пленника, принесённого в жертву, и подавали императору.

    Сегодня это блюдо делают из свинины, а не человеческой плоти, однако вкус его в значительной степени остался прежним. Когда христиане вынудили ацтеков перейти на мясо свиней, те сообщили, что оно на вкус было такое же, как и человечина.

    6. Торжественное открытие Великой Пирамиды

    Не все жертвоприношения совершались одинаково. Были исключительные случаи, когда обряд проводился абсолютно по-другому. Иногда он отличался способом убийства, а иногда – количеством жертв.

    Наиболее массовое жертвоприношение произошло во время открытия Великой пирамиды Теночтитлана. Ацтеки потратили много лет на строительство храма в своей столице, и когда в 1487 году Великая пирамида, наконец, была завершена, они устроили массовый праздник. В честь открытия своего величайшего храма ацтеки убили невероятное количество людей.

    Ацтеки утверждали, что в течение четырёх дней они принесли в жертву 84000 человек. Всего во время правления ацтеков, по оценкам специалистов, за год по всей Мексике убивали в среднем около 250000 человек.

    7. Праздник сдирания кожи с людей

    Один из самых значительных ацтекских праздников назывался Тлакаксипехуалицтли («Праздник сдирания кожи с людей»). Это была церемония, посвящённая ацтекскому богу Ксипе Тотек, чьё имя означает «Тот, с которого содрали кожу».

    За сорок дней до праздника один из мужчин удостаивался чести одеться так, как будто бы с него содрали кожу. Его тело покрывали красными перьями и украшали золотыми драгоценностями, после чего он в течение сорока дней почитался как бог. В день праздника его и восемь других исполнителей роли богов доставляли на вершину храма и убивали.

    Жрецы сдирали с убитых мужчин кожу, что символизировало сбрасывание шелухи спелыми плодами. Затем её окрашивали в жёлтый цвет, чтобы она выглядела как золото. Одни «золотые шкуры» отдавали священникам, устраивавшим в них пляски, другие – молодым мужчинам, которые в течение следующих двадцати дней занимались попрошайничеством, обёрнутые в гниющую человеческую плоть.

    8. Жертвоприношения в виде гладиаторских боёв

    Во время Праздника сдирания кожи некоторые мужчины получали возможность защищать себя. Но чтобы выжить, они должны были победить самых великих ацтекских воинов в вооружённом бою, на что у них не было ни малейшего шанса.

    Предназначенные в жертву воины вставали на каменный круг, называемый «темалакатлом». Им разрешалось обороняться деревянным оружием, которое немногим отличалось от игрушечного. Вооружённые палкой в форме меча, эти люди беспомощно наблюдали за тем, как к ним приближаются вооружённые до зубов самые лучшие ацтекские воины.

    Согласно ацтекской легенде, выжить в таком неравном бою удалось лишь одному человеку – его звали Тлахуиколом. Не имея ничего, кроме деревянного меча, он в одиночку убил восемь до зубов вооружённых воинов-ацтеков. Ацтеки были в восторге от его способностей и предложили ему возглавить их армию.

    Тлахуикол ответил им, что это предложение оскорбительно, поскольку его ждёт более великая судьба – быть принесённым в жертву богам.

    9. Смерть близнецов

    Ацтеки имели странные и во многом противоречивые представления о близнецах. В их мифах часто встречаются близнецы, которые, как правило, рассматриваются как божества и достойны поклонения. Близнецы в их легендах бывают как жестокими убийцами, так и героями, и даже создателями мира.

    Но к настоящим близнецам ацтеки относились с полным презрением. У детей с физическими недостатками и близнецов был единый бог-покровитель, Шолотль, потому что ацтеки считали близнецов уродцами.

    Они думали, что близнецы несут смертельную угрозу для своих родителей. Если вы позволите им жить, то это будет означать конец вашей жизни. По этой причине большинство родителей выбирали одного из близнецов и отправляли его обратно к богам.

    10. Жертвоприношения детей

    В центре столицы ацтеков, Теночтитлане, располагались спаренные храмы. На вершине одного из них, посвящённого богу Тлалоку, ацтеки совершали свой самый страшный и гнусный ритуал.

    Тлалок был богом дождя и молний, и он требовал приносить ему в жертву детей. В конце зимнего месяца под названием Атлкахуало ацтеки приводили детей в храм Тлалока и заставляли их подниматься по лестнице. Дети не были готовы к добровольной смерти, они рыдали горькими слезами, когда поднимались наверх. Если дети плакали, ацтеки считали, что Тлалок благословит их дождём. Поэтому, если дети не плакали сами, взрослые принуждали их к этому.

    После жертвоприношения тела детей помещали в яму за пределами города. Там их выкладывали в форме круга и оставляли под открытым небом, чтобы дождь, который они помогли вызвать, омочил их тела.

    Приносимый в жертву человек именовался шочимики (науатль xochimiqui, дословно цветочная смерть, от слов xochitl - цветок и miquiztli - смерть)
    Жертвоприношения устраивались, в праздники, посвящённые культу солнца. Жертвами могли быть как собственно добровольцы из народа, так и захваченные во время сезонных войн пленники. Наиболее известно жертвоприношение, производимое на вершине храма. Жертву окрашивали в синий цвет и вели на вершину пирамиды, где ee поджидал тлатоани или жрец с обсидиановым ножом. Следующим делом жертву клали на камень и рассекали грудную клетку, из которой вынимали сердце (сами жрецы называли его и «утоляли им жажду солнца». Нередко при этом жертве отрубали голову, а тело сбрасывали с пирамиды. Сами пленные, приносимые в жертву, как правило, не противились своей участи, поскольку такая смерть была для них лучшим способом попасть в иной мир, а бегство могло стать клеймом позора.
    Чествование бога огня Уеуетеотля (Шиутекутли) происходило по следующему сценарию. Пленников одурманивали коноплёй (яутли) и рассаживали вокруг костра, после чего каждый жрец хватал по одной жертве и взваливал её себе на плечи. Вместе с живым грузом жрец совершал ритуальный танец смерти, после чего бросал его в огонь. Ещё не испустивший дух обгорелый пленный вынимался из костра, жрецы вскрывали его грудь и доставали сердце.
    Помимо этих ритуалов, известных ещё майя, существовали и иные. Один из известных испанцам способов имел следующий вид. Прославившегося в бою, искусно владеющего оружием пленника привязывали к солнечному камню таким образом, чтобы он мог двигаться, но не мог уйти. Его одурманивали напитком пульке, смешанным с наркотиком, и давали в руки оружие. Четыре воина, два из Орлов и два из Ягуаров, которые могли двигаться свободно, должны были нанести жертве как можно больше ран, а жертва должна была защищаться. Известен случай, сохранившийся в виде устного рассказа ацтеков, о том, что взятый в плен во время тлатоани Монтесумы II тлашкальский вождь Тлауикол во время неравной битвы убил более двадцати противников, за что был помилован.

    В жертву приносились также женщины и дети. Это было не таким частым явлением, как жертвоприношение мужчин, поскольку женщины и дети не принимали участия в войне, а значит не могли быть взяты в плен. Чаще всего это были рабы, которых использовали в религиозных культах. Так, торговцы, воздавая честь своему божеству, приносили в жертву купленную рабыню, которую убивали на вершине главного храма в Теночтитлане. Тело жертвы возвращалось хозяину, который, совершал обряд ритуального каннибализма. Детей часто приносили в жертву богам плодородия. Например, культ богини маиса Чикомекохуатль

    Ритуальные жертвоприношения у ацтеков не ограничивались исключительно убиением жертвы, выбранной из пленных, рабов или даже из собственного племени. Частой формой жертвоприношений было самоистязание, которое доказывало способность каждого человека (прежде всего мужчины) переносить боль. Жрецы и простые люди обсидиановыми ножами наносили себе порезы на различных частях тела: ушах, языке, половом члене. Кровь, стекающая с ран, собиралась в ритуальный сосуд в качестве дара богам.

    Нельзя судить однозначно о том, сколько именно человек погибло жертвами ритуальных убийств. По некоторым данным, за всю историю ацтеков было убито около 136 тысяч человек.
    Во время строительства главного храма в Теночтитлане, по данным ацтекских источников, в течение четырёх дней было умерщвлено более 84 тысяч человек пленных, причём жертвоприношение проводилось лично Ауицотлем.

    Крупные жертвоприношения совершались в честь бога войны, которому был посвящён один из восемнадцати праздников ацтеков. Согласно мифологии, Уицилопочтли постоянно нуждался в человеческой крови, чтобы поддерживать жизнь солнца. Количество жертв по приблизительным подсчётам составляло около 500 человек.

    В центре ацтекской мифологии лежали представления об абсолютной подчинённости судеб людей воле богов, которые в свою очередь требовали для поддержания собственной жизни человеческой крови. Смерть богов могла бы стать причиной гибели всего мира. Так, например, существование солнца, в представлении ацтеков, могло быть возможным только при подпитке его человеческой кровью. Это представление находит отражение в легенде, следуя которой первые боги были вынуждены пожертвовать собой, чтобы солнечный диск продолжал своё движение по небосводу. Таким образом, возникает культ крови, как источника энергии не только для жизни организма, но и для жизни светила.

    Кадр из фильма Мэла Гибсона «Апокалипсис».


    Во времена правления императора Тлэкэелеля в ацтекской империи верховным божеством был провозглашен Уицилопочтли, почитаемый как бог солнца и бог войны. Широко распространенными стали ритуалы с человеческими жертвоприношениями, и многочисленные кровавые обряды унесли жизни сотен тысяч людей. Современным учёным известно, как проходили некоторые из этих страшных ритуалов. Войны ацтеков для захвата пленников

    Жуткий ритуал ацтеков: войны для захвата пленников.


    Ненасытным богам требовались все новые и новые жертвы, и уже стало не хватало пленников для принесения в жертву. Тогда ацтеки договорились с правителями соседнего города-государства Тласкала о том, что они будут вести между собой войны лишь с целью захвата пленников. Теперь, когда сражение заканчивалось, воины побежденной армии понимали, какая участь их ждет, но, тем не менее, безропотно подчинялись врагу.
    Добровольное сомопожертвование

    Жуткий ритуал ацтеков: добровольное принесение себя в жертву.


    У ацтеков считалось за честь быть принесенными в жертву богам. На жертвенный алтарь добровольно приносили свои жизни пленники, преступники и должники. Пленные ацтеки, которых испанцы однажды собрались отпустить, пришли от этого в ярость, поскольку их лишали возможности достойно умереть. Проститутки также жертвовали собой в честь Богини любви. В периоды длительных засух многие были вынуждены продавать своих детей в рабство, получая за них 400 кукурузных початков. Детей, которые плохо работали, хозяева имели право перепродать. А дважды перепроданный раб уже вполне мог быть отправлен на жертвенный алтарь.
    Праздник Тошкатль

    Жуткий ритуал ацтеков: праздник Тошкатль.


    Праздник Тошкатль (от слова toxcahuia – засуха) в честь бога Тескатлипоки проводился в пятом месяце ацтекского календаря в честь собранного урожая и был призван обеспечить хороший урожай в будущем. За год до праздника выбирали молодого красивого юношу, обычно из числа пленных воинов, которого надлежало весь следующий год почитать почти, как бога. Избранник жил во дворце, учился пению, игре на флейте, ораторскому искусству. А в день праздника на вершине пирамиды совершался ритуальный обряд - на длинном жертвенном камне жрецы вскрывали несчастному грудную клетку, вырывали бьющееся сердце, а тело сбрасывали вниз толпе, где его обезглавливали. И начиналось празднество, сопровождающееся поеданием мяса жертвы и танцами.
    Жертвоприношения на камне

    Жуткий ритуал ацтеков: человеческое жертвоприношение.


    Обычно эта церемония совершалась на длинном жертвенном камне на вершине пирамиды. Жертву укладывали на камень, жрец вскрывал грудную клетку и вырывал из нее еще бьющееся сердце. Затем сердце разрывали на куски и укладывали на жертвенник, в дальнейшем его съедали жрецы. Cамо же тело сбрасывали с пирамиды вниз, там его обезглавливали, расчленяли, а из мяса готовили блюда для предстоящего пиршества.
    Ритуальное людоедство

    Жуткий ритуал ацтеков: людоедство.


    Мясо жертв использовали для приготовления различных блюд для жрецов и знати. Чаще всего готовили мясо, запеченное с кукурузой. Кости шли на изготовление инструментов, оружия, предметов домашней утвари. Рецепт одного из таких блюд - супа позоле, который готовили для императора из бедра жертвы, - дошёл до наших дней, только сейчас для его приготовления используют свинину. Заменить человеческое мясо на свинину ацтеков заставили христиане.
    Массовое жертвоприношение в Теночтитлане

    Жуткий ритуал ацтеков: массовое жертвоприношение в Теночтитлане.


    Во времена правления ацтеков в Мексике каждый год приносилось в жертву около 250 тысяч человек. Но самое массовое из известных жертвоприношений было совершено на праздновании завершения строительства Великой Пирамиды в Теночтитлане. Много лет строился этот священный храм, и 1487 году он был возведен. За 4 дня празднования убили невероятно большое число людей – 84 тысячи.
    Праздник Сдирания кожи с людей

    Жуткий ритуал ацтеков: праздник Сдирания кожи с людей.


    Тлакашипеуалицтли – один из самых страшных ацтекских праздников, проводимых в честь бога Шипе-Тотека, “господина- без-кожи”. За 40 дней до начала праздника выбирали несколько пленных воинов и рабов, одевали их в дорогие одежды, и жили они после этого в роскоши, но только 40 дней. А в первый день праздника, длящегося 20 дней, происходило массовое жертвоприношение, во время которого с них живьем сдирали кожу. Первый день был полностью занят снятием кожи, а второй - расчленением тел. Тела в дальнейшем поедались, а кожу в течение 20 дней носили на себе жрецы, после чего ее отдавали им на хранение, и жрецы использовали ее во время своих ритуальных плясок.
    Гладиаторские бои

    Жуткий ритуал ацтеков: гладиаторские бои.


    Во время праздника Снятия кожи некоторым жертвам давали шанс спастись. Для этого им нужно было победить вооруженных до зубов знаменитых ацтекских воинов, имея в руках всего лишь деревянный меч, что, конечно, не давало им ни малейшего шанса на победу. Бои проходили на круглом жертвенном камне Темалакатль. Но согласно легенде, одному из пленников все же удалось, убив 8 воинов, одержать победу в этом бою. Ацтеки были настолько поражены таким исходом, что победителю в качестве награды предложили командовать армией. Но он их предложение не принял, посчитав его оскорбительным для себя, и предпочел достойно умереть, будучи принесенным в жертву богам.
    Отношение ацтеков к близнецам

    Жуткий ритуал ацтеков: отношение ацтеков к близнецам.


    Ацтеки очень неоднозначно относились к близнецам. В одних мифах они представлены, как герои или даже божества, а в других - как жуткие убийцы. Однако в реальной жизни к близнецам однозначно относились с отвращением, считая их уродами. Покровителем близнецов считался бог Шолотль, бог грозы и смерти, который, имея очень неприятную внешность, сам был одним из двух богов-близнецов. Считалось, что рождение близнецов представляет собой угрозу жизни для их родителей. Поэтому зачастую в живых оставляли лишь одного из близнецов, а второго отдавали в качестве жертвы богам.
    Жертвоприношения детей

    Жуткий ритуал ацтеков: жертвоприношения детей.


    Ацтеки в угоду своей религии не щадили даже детей. В одном из храмов в честь бога Тлалоку, управляющего силами дождя, грома и молний, во время засухи совершался самый ужасный ритуал. Для того, чтобы вымолить у бога дождь, в храм в качестве жертв приводили детей и убивали их там. Многие из детей не хотели идти и громко плакали, поднимаясь по лестнице на вершину храма. Тех, кто не плакал сам, заставляли это делать, поскольку их плач был необходимой частью ритуала. На вершине пирамиды детям отрезали головы, а их тела вывозили за город и хранили в специальной яме под открытым небом. Это делали, чтобы на них тоже мог пролиться благодатный дождь.


    И в продолжение темы ещё 24 факта об ацтеках, ставших последней из великих индейских цивилизаций .

     

    Возможно, будет полезно почитать: