Крещение господне. Богоявление

Что означает Святое Богоявление - Крещение Господне? История праздника, его древний и измененный позже смысл будут рассмотрены в данной статье. Мы также расскажем о том, как отмечают этот день разные христианские народы. Что принято говорить и как поступать в этот праздник? Какие ритуальные кушанья употреблять? Следует ли в этот день поститься? Особое внимание мы уделим отмечанию этого праздника у

Святое Богоявление - Крещение Господне: описание

Что говорит об этом событии Новый Завет? Все четыре канонических Евангелия упоминают Крещение Христа. История Крещения Господнего описывается так. Будучи в возрасте около тридцати лет, Спаситель решил открыться людям - явить Свою божественную сущность. «Во те дни, - пишет евангелист Матфей, - Иоанн Креститель проповедовал и говорил: «Предуготовьте прямые стези Господу, покайтесь в грехах своих, ибо близится Царствие Небесное». «Был человек от Бога, - вторит ему Иоанн, - Он был послан свидетельствовать о Свете, чтобы все уверовали в Него». Когда же Христос приблизился к берегу куда приходили толпы иудеев, Иоанн Предтеча сказал: «Мне следовало бы креститься от Тебя», подразумевая тем самым, что окропление материальной водой - ничто перед облечением в Дух Святой. Но Господь сказал: «Так надобно исполнить правду». И когда окропил его водой, «открылись небеса, Дух Святой снизошел в виде голубя и раздался голос: Сие есть Мой возлюбленный Сын».

Святое Богоявление - Крещение Господне: история праздника

Первое упоминание об отмечании этого дня восходит ко второму столетию. О празднике говорят гностики и такой известный теолог, как Климент Александрийский. Изначально это событие интерпретировалось именно как «Открытие Христа народу». Празднование приобрело массовый характер сначала на востоке а потом - и на западе. В этот день - шестого января - чествовались сразу три события из жизни Иисуса в нашем мире: Рождество, поклонение волхвов и Крещение Господне - Святое Богоявление. Причем это последнее интерпретировалось как начало служения людям, исполнение миссии. После этого Иисус удаляется в пустыню и постится там сорок дней, будучи искушаем Сатаною. И только потом Он совершает Свое первое чудо - на свадьбе в Кане Галилейской. Вот почему в ранней Церкви в этот день крестили послушников (их называли «оглашенными»). Они сначала принимали крещение водой, а потом - Духом Святым. Но с течением времени праздники разделились. Рождество стало отмечаться 25 декабря, а приход волхвов и крещение - 6 января.

Празднование в Средние века

На протяжении столетий смысл события, описанного в книгах Нового Завета, стал восприниматься иначе. Был сделан акцент на ценности крещения водой. Хотя сам Иоанн Предтеча отрицал, что он пророк или мессия. Он говорил: «Придет Некто, больший меня, чью обувь я недостоин развязать… Это я крещу вас земной водой. Он же будет делать это Святым Духом, а еще огнем». Тем не менее Крещение Господне - Святое Богоявление получило и другую интерпретацию - чествование Троицы. Стало считаться, что во время этого события народу Моисеевому открылся Бог-отец. Сын показал пример омовения в смывающей грехи воде. А еще явился Дух Святой в виде голубки. Однако старинные «рудименты» празднования продолжали сохраняться. Так, например, на Крещение Христово принято есть кутью (сочиво), как и на Рождество. С разделением Церквей на Западную (Римскую) и Восточную (Византийскую) праздник получил различную интерпретацию в их традициях. В православии он именовался Епифанией или Теофанией (в переводе с греческого «Богоявление». Также этот праздник назывался «Святые Светы». Таким образом, наибольшую важность в описываемом Евангелиями событии Церковь видела в открытии небес, сошествии Святого Духа и гласе Бога-Отца. В католицизме праздник называется Manifestatio - явление, утверждение.

Поздняя интерпретация

Как только праздники Рождества и Крещения Христова разделились во времени (двадцать пятого декабря и шестого января), смысл последнего события стал переосмысливаться теологами обеих Церквей. Еще в шестом столетии в Византии, как доказывает история, Крещение Господне Богоявление означало начало исполнения Миссии Христом. А после тысячного года акцент сместился на чудотворность омовения церковной купели. Вся традиция чествования этого праздника теперь состоит в освящении попами воды. В западной традиции «Манифестацио» получило осмысление в явлении народу Лиц Троицы - то есть Отца, Духа Святого и Сына. Кроме того, в этот день также поминают приход волхвов («Адорацио»). В странах, где разговаривают по-испански, именно в праздник «Трех Королей» («Los Reyes Magos») принято делать детям подарки, а не на Рождество. Истинное же значение - «предуготовить свою душу к служению Богу», как призывал Иоанн Креститель - было забыто.

Интерпретация Богоявления в катарской традиции

На переломе двух тысячелетий (около 1000 года), когда Римская и Православная Церкви активно боролись за власть в этом мире, существовал члены которого буквально придерживались Заповедей Христовых. Они учили, что «Мир во зле лежит» (1 Иоанн. 5:19) и что материальная вода не творит никаких чудес. Эта Церковь Добрых Христиан, которую оппоненты назвали катарской ересью и физически уничтожили в XIII-XIV веках, не праздновала Крещение Господне - Святое Богоявление. Путь к душе - вот главный посыл, который эти монахи видели в описываемом Евангелиями событии. Перед тем как взять крест добрых дел и следовать за Христом (Мар.10:21), нужно очистить свое сердце от грехов. Их снимает не материальная вода, а искреннее покаяние. Ведь и Иоанн Предтеча так учил. Он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Перед тем как душа примет крещение Духом Святым, чтобы стать «храмом Божьим», она должна быть свободна от грехов. Ибо если слепой поведет слепого, оба окажутся в яме.

Крещение Христово в церковном каноне

В православной двунадесятый Господский праздник. Так чествуются дни, связанные с событиями жизни Иисуса Христа в этом мире - от Рождества до Вознесения. Крещение Господне Святое Богоявление празднуется сейчас 19.01. По эта дата соответствует шестому января. Накануне праздника духовенство и верующие должны соблюдать строгий пост. Поэтому и кутья, подаваемая в этот день, называется «Голодной». На сам праздник духовенство облачается в белые ризы. Священники дважды освящают воду. В первый раз, накануне, Великой агиасмой (особым чином крещения), а второй раз - во время Божественной литургии. Поэтому и праздник в украинском языке называется «Водохреща» или «Йордань» (в честь реки, где крестился Спаситель). Он знаменует собой окончание чествования Рождественских святок.

Празднование в народной традиции

А как отмечалось Крещение Господне - Святое Богоявление у восточных христиан? В России, Украине, Беларуси, Болгарии в этот день священники «освящают воду». Это происходит как у церквей - в чанах, так и на реках или озерах. Там, где очень холодно и водоемы замерзают, специально делают проруби, которые называются «иордань». Считается, что окунание в такие лунки смывает все грехи и приносит телу здоровье. Особенно следует погрузиться в «иордань» тем, кто ворожил на святках. Поскольку Церковь считает гадание грехом. В Украине первые лица государства в этот день совершают омовения в Днепре. А в Болгарии священник бросает в воду крест. Верующие (преимущественно молодые парни) ныряют за ним. Считается, что того, кто поднимет крест на поверхность, ждет удача. Миряне несут воду из церкви и пьют ее потихоньку весь год, веруя, что она лечит различные болезни.

Празднование в Западной Европе

В католицизме день 6 января, Крещение Господне - Святое Богоявление, сейчас уже полностью связан с приходом волхвов. В церквях освящают ладан, мел и воду. Дети ходят по домам и хозяева их одаривают, а за это малыши им рисуют на дверях «С+М+В». Это начальные буквы имен трех королей - Каспар, Мельхиор и Балтазар. Но надпись может интерпретироваться и как «Christus mansionem benedicat» («Христос да благословит этот дом»). Еще в этот день по традиции готовят «Пирог Магов». В тесто запекается монетка, боб или фигурка. Пирог разрезается и раздается членам семьи. Тот, кому достался «сюрприз», будет счастлив весь год.

Словарь Ушакова

Богоявление

богоявление (Богоявление), (Б прописное), Богоявления, ср. (церк. ). Один из христианских праздников - то же, что Крещение.

Православие. Словарь-справочник

Богоявление

(Крещение Господне)

двунадесятый праздник, отмечаемый Православной Церковью 6 (19) января. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан (греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом «крещение», буквально значит «погружение»). Иоанново Крещение было собственно очистительным омовением. Христианское крещение понимается как взятие на себя креста и соотносится со словами Спасителя: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк. 9, 23). Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: Мне надобно креститься от Тебя (Мф. 3, 14). Праздник Крещения также называется праздником Богоявления – в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех Лицах Своего Божества: Бог Сын – Иисус Христос – принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него, Бог Отец засвидетельствовал об Иисусе Христе гласом с неба. Накануне праздника Крещения Господня установлен строгий пост (Крещенский сочельник). Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение.

Православный энциклопедический словарь

Словарь церковных терминов

Православная энциклопедия

Вестминстерский словарь теологических терминов

Богоявление

♦ (ENG Epiphany Sunday)

воскресенье между 2 и 8 янв., когда христианская церковь празднует явление Бога. Признается, что откровение Иисуса Христа предназначалось всему миру, как это показано в сцене поклонения волхвов младенцу Христу (Мф. 2).

Словарь Богословских Терминов (Майерс)

Богоявление

Theophany

Физическое проявление Бога. Иногда означает явление Христа, - богоявление относящиеся к явлению Христа в человеческом обличии в Ветхом Завете (Бытие 18, Судей 6).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Богоявление

(επιφάνεια, τα " έπιφάνια, τα " θεοφάνια) - великий двунадесятый праздник, 6-го января, иначе называется праздником Крещения Господня; так как в этот день Церковь воспоминает Крещение Спасителя от Иоанна в Иордане (Матф. 3, 13-17; Марк 1, 9-11; Лук. 3, 21-22). Первое же название усвояется этому празднику потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех трех лиц Божества: Отец из отверстых небес гласом свидетельствовал о крещаемом Сыне, и Св. Дух в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца. В древности в навечерие этого праздника, как и в самый день праздника, обыкновенно крестили оглашенных, и поэтому праздник называли праздником светов, праздником просвещения. В службе праздника Церковь воспоминает событие Крещения Спасителя и вместе откровение всех лиц Св. Троицы, как и гласит тропарь Крещения: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение..". Церковное празднование Богоявления как праздника великого продолжается двенадцать дней, 2-14 января. Ближайший перед праздником воскресный день называется неделею перед Просвещением. В праздновании Б. есть большое сходство с празднованием Рождества: в навечерие обоих праздников совершаются царские часы, в навечерие того и другого праздника Церковь одинаково держит пост, называемый Сочевник или Сочельник. В навечерие Б. и в самый день Б. бывает великое освящение воды (в отличие от малого, совершаемого в другие дни): в навечерие в церкви и в самый праздник вне церкви на реках, прудах и колодезях. Этот обряд происходит из глубокой христианской древности; водоосвящение в этот день на древнем русском языке называлось водокрещением. Богоявленская , или Крещенская , вода издревле считалась великою святынею (агиасма). Ее хранили, как и теперь хранят, в продолжение целого года, ею окропляют вещи, принимают ее с верою в болезни и дают пить тем, кто по каким бы то ни было причинам не может быть допущен к причащению.

С праздником Б. в различные времена в разных церквах соединялись представления о нескольких священных событиях. На Востоке он праздновался, по свидетельству Климента Александрийского, с II века в воспоминание Крещения Иисуса Христа; к этому событию приурочивали его даже гностики, последователи Василида, понимая самое событие, конечно, в духе своей еретической системы. В смысле воспоминания о Крещении Б. праздновали в III веке в церкви египетской, палестинской и друг. восточных, 6-го января. Так как день этого праздника сделался днем торжественного крещения оглашенных, то и стали называть его: "Τα φωτα, ήμέρα των φώτων, φωτα τοΰ Χριστοΰ"; потому что этими словами обозначалось Крещение. Со временем Крещения совпадает время вступления Христа на общественное служение; поэтому с праздником стали соединять представление о Мессианстве Христа, засвидетельствованном Отцем и Св. Духом при Крещении. Чудо в Кане Галилейской было первым откровением Мессии в Чудесах. То и другое представление было соединено с праздником, и название Епифания стало указывать собственно на крещение, а Феофания - указывало собственно на Чудо. Далее: 6-е января в Египте считали днем Рождения Христа и, таким образом, вместе с явлением Мессии воспоминали и вообще явление Бога во плоти. Из Египта такое представление распространилось на Востоке, тем удобнее, что до конца IV века не было определено время празднования Рождества Христова. Таким образом, с одним днем соединялось троякое воспоминание: О вступлении Мессии на общественное служение, Откровение его достоинства в первом Чуде и, наконец, О рождении и вочеловечении. Но названия праздника остались те же, и потому многие восточные отцы словами епифания и феофания обозначают и Рождество Христово. Но на Западе блаж. Иepoним выразительно говорит, что эти слова должны обозначать Крещение, а не Рождение Христа. Может быть, не без влияния Запада впоследствии воспоминание Рождения Христа и на Востоке перенесли на 25-е декабря, а 6 января воспоминали Крещение Христа и явление при крещении всех лиц Св. Троицы. Первое известие о праздновании Б. на Западе мы имеем от 360 г. В этом году кесарь Юлиан, впоследствии император, богоотступник, праздновал Б. вместе с другими христианами в Галлии, в Вьене. Западные называли этот праздник - Dies epiphaniorum, Dies apparationis или ap p arationum - и праздновали 6-го янв., соединяя с этим днем все упомянутые представления, но главное внимание при этом обращалось на явление звезды, поклонение волхвов, т. е. на откровение Сына Божия в мире языческом, представителями которого являются здесь волхвы. Так как волхвы, по преданию, были цари, то и праздник получил на Западе название - праздник царей (festum regum) или праздник трех царей (f. trium regum). Крещение Иисуса Христа и Чудо в Кане не были совершенно забыты при этом празднике, но им уделялось мало внимания, они перед поклонением волхвов отступили на задний план.

Церковные праздники имеют свои названия. Что это такое - Богоявление Господне, можно узнать, прочитав об истории возникновения торжества, и событий связанных с земной жизнью Христа. Церковные правила проведения праздника и возникшие на его основе народные традиции -имеют различия и смешивать их нельзя.

Что такое Богоявление?

В день Крещенья Господнего на речке Иордан явилась Троица Пресвятая зримым для простого человека образом. Иисус Христос предстал сыном Божьим, о нем с небес был услышан голос отца - Бога небесного, который провозгласил Иисуса сыном, и спустился Святой Дух в виде голубя – случилось святое Богоявление - было засвидетельствовано очевидцами и записано Евангелии. Этот праздник называют двунадесятым, что означает - он тесно связан с земной жизнью Спасителя. Крещение и Богоявление – празднуются в один день.

Самое точное воспроизведение произошедших событий изображено на праздничной иконе, её на Богоявление выставляют для поклонения верующими. В центре картины изображен Спаситель, стоящий в водах Иордана, а над ним свершает таинство Крещенья, вознесший десницу (правую руку) пророк Иоанн, с неба на Христа сходит Дух Святой – изображенный голубем излучающим свет.

Богоявление у католиков

Празднуют католическое Богоявление христиане западной церкви 6 января. Главный смысл праздника у католиков, связывают с событиями, произошедшими после Рождества. Торжество поклонения младенцу Иисусу волхвами, называют праздником «Трех царей». Языческие царские особи – Каспар, Мельхиор, Вальтасар пришли с дарами в город Вифлеем, где родился Спаситель. С собой они принесли: золото – дар царю, ладан – дар Богу, миро – дар человеку. Проводимая в костеле месса имеет торжественный порядок - проходит освящение мела и ладана, которые приносят в дом и хранят целый год.


Богоявление у православных

В православном контексте праздник имеет более важное значение. Он тесно связан с Рождеством и причисляется к «Святкам». Иисус Христос принял крещение в возрасте тридцать лет - что значит Богоявление одно из основных радостных торжеств, связанное с жизнью Спасителя, оно следует в чреде . Церковные песнопения с 14 января, в праздник Обрезания Господнего, предвозвещают своими словами, что скоро наступит торжественный час – в водах Иордана крестится Спаситель.

Что такое навечерие Богоявления?

Навечерие Богоявления 18 января – день строгого поста, если навечерие припадает на субботу или воскресный день, то строгий пост заменяют на разрешение употреблять постную еду 2 раза в день. В канун праздника – в навечерие, в храмах служиться служба Божья, после которой происходит Великое Освящение воды. Навечерие празднования Богоявления ещё называют крещенским сочельником, что связывают с приготовлением в старину блюда на основе круп, меда и изюма – сочива.

Чем отличается Богоявление от Крещения?

Богоявление и Крещение - один праздник. До четвертого века 6 января все земные явления Господа людям праздновались в один день, то есть праздник Рождества и Крещенья отмечались вместе, но впоследствии они были разделены на отдельные праздничные дни. Богоявлением назвали не Рождество, а день Крещения Иисуса, потому что как сын Божий он явился людям, находившимся рядом с ним, при крещении в реке, а не в день своего рождения. Это и есть ответ на вопрос, Богоявление Господне - что это такое и с чем связан этот праздник.


Праздник Богоявления Господня

Праздник Богоявления еще называют Просвещенья или праздником Светов. В древних церковных традициях в этот день крестили тех, кто был оглашен (являлся кандидатом, получившим устное наставление и разъяснение) в день навечерия Богоявления. Крещенье для каждой личности – духовное просветление, дающее возможность достигать духовного развития, светлая одежда в которую облекается душа.

Какого числа Богоявление Господне?

Богоявление православная церковь празднует 19 января. После торжественного Богослужения, во второй раз (первое освящение воды в навечерие Богоявления 18 января) освящается вода в храмах. Существует народная традиция, после утреннего Богослужения, приходить на прорубь для Крещенских купаний. По одной из версий обычай окунуться у проруби, в день Богоявления, возник после того как христиане Палестины совершали торжественные ходы к речке где Господь принял крещение.

Пост на Богоявление

Подготовительными этапами великих церковных торжеств являются посты. Богоявление Господне – что это такое и как можно питаться в эти дни: 18 января первый постный день после Рождества Христового, до этой даты - дозволено вкушать не постную пищу в любой день недели. Церковный праздник Богоявление (19 января) по уставу не имеет поста, даже в те периоды, когда выпадает на среду или пятницу, позволено употребление вина.

Освящение воды на Богоявление

Существует мнение, что освященная в день Богоявления и накануне, в Крещенский сочельник, вода имеет отличительные целебные различия, но это суждение ошибочно, она идентична и имеет определенные свойства:

  1. Сам факт того, что священная вода долгими годами сохраняет свежесть и имеет приятный вкус (как бы почерпнута из источника недавно) уже – чудо, которое пытаются объяснить ученые.
  2. По одной из выдвинутых теорий вода имеет память – сохраняет в себе силу молитв прочитанных на Богослужении.
  3. Освященная в храмах на Богоявление вода имеет благотворные свойства. Ею окропляют жилища, принимают как действенное лекарство. Дорожат водой как святыней, бережно хранят.
  4. На протяжении нескольких лет, Богоявленская вода не портится, если надо, её можно разбавлять – доливая до нужного объема, причем благодатные свойства в изначальном виде она сохраняет.
  5. Принимают воду натощак, после . Но если человек нуждается в помощи – болеет или ощущает упадок сил, воду можно и нужно пить в любое время.
  6. Принято считать, что в день Богоявления Господнего все источники с водой становятся целебными. В воде Иисус крестился и незримым, для людского ока, способом в праздничные дни она становиться освященной.

Богоявление - что нельзя делать?

Учитывая, что празднование Богоявления относиться к великим церковным торжествам следует посетить храм Божий – принять участие в Богослужении, принести домой освященную воду, при желании, если позволяет здоровье, искупаться в Крещенской проруби – Иордани. Праздник дарует радость для души, он напоминание о том, что надо обращаться лицо к Творцу, молясь о спасении души и о здравии дорогих для сердца людей, поэтому такие действия нежелательны:

  1. В этот день по возможности не занимаются тяжелым физическим трудом, строительными или ремонтными работами.
  2. Отголосок язычничества - на Богоявление небо открывается значит, в праздник надо гадать и запоминать приметы. Современный человек, который порою не верит в Божью Благодать, с удовольствием берется за возможность заглянуть в туманное будущее при помощи непонятных ритуалов – чего делать категорически нельзя.

Приметы на Богоявление

Существуют поверья или приметы на Богоявление и Крещение - искупавшись в проруби, человек смывает все грехи, но он является ошибочным. Для оставления грехов надо прийти в церковь на исповедь и причаститься. Купание в проруби повышает иммунитет – подтверждают медики, чему верят не все, а доверять гаданиям или выдуманным приметам – на самом деле грех. Многие все же прислушиваются к народной мудрости и не считают это не угодным Богу. Среди примет в этот день можно выделить те, которые проверены веками:

  • если этот день морозный, то жатва будет солнечной и жаркой;
  • метель в праздник Богоявления говорит о хорошем сборе меда в сезон;
  • яркие звезды предвещают прирост поголовья скота и хороший ягодный сезон;
  • синие облака говорят о хорошем и богатом урожае;
  • услышать лай собак в этот день - к финансовому благополучию.

Мистика на Богоявление

Связывать термины магия Богоявления или традиция праздничных гаданий – не совсем уместно. Взрослый человек должен понимать, что церковь место, приходя куда, он общается с Богом, а праздник - напоминание о делах Господних, конкретных событиях, записанных на страницах Библии. Он дан человеку для того торжества душевного - особой праздничной молитвы, когда Бог принимает возносимые к нему прошения.

Богоявление Господне – что это такое и какую душевную благодать приносит посещение праздничных Богослужений, можно ощутить, придя в храм. Проникновенные песнопения и особое состояние духа в такие праздники укрепляет в жизненных заботах, дает человеку возможность пообщаться с Богом, выразить свои молитвы и принести домой частичку священной воды имеющей целебную силу, в которой так часто нуждается каждый. Это и есть мистика Богоявления Господнего.

Святое Богоявление или Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа отмечается - Великий двунадесятый праздник, когда православная церковь вспоминает крещение Иисуса Христа в Иордане.

Богоявлением этот праздник называется потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех Трех Лиц Божества: Бог Отец из отверстых Небес свидетельствовал о крещаемом Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна Предтечи, Дух Святой в виде голубя сошел на Сына, подтверждая таким образом Слово Отца (Мф. 3, 17), то есть засвидетельствовал об Иисусе Христе, что Он не пророк, подобный древним пророкам, и не ангел, но Единородный Сын Божий, сущий в лоне Отчем.

Господь Иисус Христос, достигнув, по человеческому естеству, тридцати лет, всенародно вступил в Свое открытое служение для искупления рода человеческого (по ветхозаветному закону ранее тридцати лет принимать сан учителя или священника не дозволялось).
Сам Господь, как источник всякой чистоты и святыни, безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой и Пресвятой Девы Марии, не имел нужды креститься, но так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к реке, чтобы очистить их посредством крещения.
Спаситель пришел на реку Иордан, при которой святой пророк Иоанн Предтеча приготовлял народ иудейский к принятию обетованного Искупителя,- и принял от Иоанна крещение в водах Иордана (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-22).

Погружением в водную стихию Господь освятил естество воды и для нас устроил купель святого крещения,- изъясняет преподобный Иоанн Дамаскин. По церковному преданию, святой Иоанн Предтеча каждого крестившегося у него человека погружал в воду до шеи и держал его так, пока тот не исповедовал все грехи свои. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде, поэтому в Евангелии сказано, что Он вышел из воды тотчас (Мф. 3, 16).
По изъяснению святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского, «как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличную ветвь, так и теперь Дух Святый возвещает разрешение грехов в виде голубя: там ветвь масличная, здесь милость Бога нашего».

С древних времен в церковном уставе и у отцов Церкви праздник Богоявления называется также днем Просвещения и праздником Светов, ибо Бог есть Свет и Воскресение и явился просветить «сидящих во тьме и тени смертной» (Мф. 4, 16), спасти падший род человеческий открывшейся во Христе Божественной благодатью (2 Тим. 1, 9-10). Поэтому в древней Церкви в навечерие Богоявления, как и в самый день праздника, был обычай крестить (духовно просвещать) оглашенных. В это время совершается в храмах и на водоемах великое освящение воды. Богоявленская или крещенская вода (агиасма) считается великой святыней, исцеляющей душу и тело. Ее принято сохранять в течение года, окропляя вещи, принимая в случае болезни, давая пить тем, кто не может быть допущен ко Святому Причащению.

В русском народном быту Крещение означало конец святок, заканчивались святочные вечера, длившиеся двенадцать дней и считалось днем, предназначенным для изгнания нечистой силы, якобы появлявшейся на земле за эти две недели, а также днем очищения людей от грехов. В народе праздник Богоявления называют еще и Водокрещи. Главным обрядом Крещения было великое водосвятие. На Руси издревле было принято в праздник Богоявления совершать торжественные крестные ходы на реки и водные источники. По традиции, в Богоявление освещают любую воду, речную или озерную. Для подступа к воде пробивают большой прорубь, имея название Иордань.
В день Крещения после литургии к проруби отправлялся крестный ход в сопровождении всех деревенских жителей. Священник проводил молебен, в конце которого три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение и тем самым, освещают воду. Освещенная вода считается как целебная. После этого все присутствующие набирали из проруби воды, которая считалась святой, обливали ею друг друга, а некоторые парни и мужчины, чтобы очиститься от святочных грехов, купались в ледяной воде. Так же считается, что в крещенскую ночь вода приходит в движение, как бы, в память о Крещении Иисуса Христа. И сила воды становится чудодейственная. С божественной помощью воды – излечивались больные, воду давали пить детям. В древности народ веровал, что на Богоявление светит солнце, а в крещенскую ночь открывается небо, что символизирует открытое общение с Богом.

Как и в сочельник, в день Крещения после водосвятия совершали обряды очищения домов и хозяйственных построек, используя уже "иорданскую" воду. С этой же целью совершались обходы причта по домам прихожан с крестом и святой водой.
Крещенское водосвятие осмыслялось в деревенской культуре как очищение вод от нечисти, заполонившей мир в дни новолетья. По поверьям, распространенным в русских деревнях, вода в реке после водосвятия оставалась святой еще в течение трех дней.
Святая вода считалась целебной, способной защитить человека от болезней, восстановить жизненные силы, отпугнуть нечисть, охранить от греха. Хозяин или хозяйка, крестясь, читая молитвы, обрызгивали мокрым веничком окна, двери, углы, все щели, изгоняя нечисть, не позволяя ей затаиться в доме. После этого на окнах, дверях, въездных воротах в деревню, колодцах ставились крестики. Крестики должны были преградить вход изгнанной нечистой силе. Окропление святой водой строений накануне и в день праздника совершалось еще и для того, чтобы выгнать отовсюду святочную нечистую силу, имеющую в разных местностях свои названия.
С представлениями о разгуле нечистой силы в Крещение и необходимости ее изгнания в этот день были связаны также обряды, направленные на сохранение скота и домашней птицы. Они бытовали по всей России в самых разнообразных формах. Так, в некоторых деревнях в крещенский сочельник за дверь бросали блин, “чтобы курочки жили хорошо”.

Крещение считалось в народе особым днем, который может принести счастье: например, верили, что жизнь ребенка, крещенного в этот день, будет проходить в довольстве и радости; сватовство будет удачным, а свадебный сговор, совершенный в Крещение, обеспечит мир и согласие семье.

Επιφάνια - Эпифания ); ещё одно название - Просвеще́ние (греч. Φώτως ) - один из древнейших христианских праздников (наряду с Пасхой и Пятидесятницей), посвящённый рождению Иисуса Христа и событиям, сопутствовавшим ему, а также крещению Иисуса Христа в Иордане . Первые сообщения о праздновании Богоявления восходят ко II веку и упоминаются у Климента Александрийского и гностиков .

В ходе истории смысл праздника претерпел в разных христианских традициях большие изменения (в частности, Рождество Христово стало отдельным праздником), в результате чего в настоящее время исторические церкви отмечают праздник по-разному.

История

Слово Επιφάνια (эпифания) первоначально использовалось применительно к самому факту явления Христа в мир, то есть Его рождению . Изначально праздник был посвящён воспоминанию трёх евангельских событий: рождества Христа , поклонения волхвов , а также крещения Иисуса в Иордане в начале Его служения. Датой празднования почти повсеместно было 6 января. О празднике Богоявления, как о празднике, посвящённом Воплощению, Рождеству и Крещению Христовым, говорится, например, в проповедях Григория Неокесарийского , Григория Богослова и в древних лекционариях .

Первые упоминания о празднике относятся к рубежу и III веков . В начале IV века празднование Богоявления приобрело массовый характер на Востоке, а чуть позже и на Западе. В том же веке сначала на Западе, а к концу века и на Востоке праздник Рождества Христова выделяется в самостоятельное торжество.

Дата 6 января и смысл, соответствующий смысловому наполнению праздника христианской Церкви IV века, сохраняется в Армянской апостольской церкви , которая, отвергнув решения Халкидонского собора (451), во второй половине VI века по указанию католикоса Нерсеса II (548-557) окончательно утвердила обычай праздновать Рождество и Крещение в один день.

В IV-V веках в Церкви распространилась практика отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря, а Богоявление 6 января стали праздновать как воспоминание прихода трёх волхвов и Крещения Господня. Тем не менее Иоанн Кассиан Римлянин описывал, что в христианском Египте в V веке 6 января в празднике Богоявления продолжали праздновать Рождество Христово и Крещение Господне .

Современное празднование

  • Древние восточные церкви : 6 января - Богоявление: воспоминание Рождества Христова, поклонения волхвов и Крещения. Отдельные праздники Рождества Христова и Крещения отсутствуют. Коптская православная церковь празднует единое Богоявление 7 января .
  • Православие : 25 декабря (7 января) - Рождество Христово ; Богоявления - 6 (19) января . В Православии для литургических целей используют юлианский (см. Старостильные церкви) или новоюлианский календари; в XX-XXI веках 6 января по юлианскому календарю соответствует 19 января по григорианскому, 25 декабря юлианского счисления - 7 января

 

Возможно, будет полезно почитать: