Классный час, посвященный проблемам экологии. Классный час на тему «Экология

Классный час в колледже на тему экологии

Методическая разработка классного часа для учащихся колледжа «Земля – колыбель человечества»

Разработка предназначена для оказания помощи учителям в подготовке и проведении классного часа об экологии и защите природы.
Науменко Ирина Евгеньевна, преподаватель спецдисциплин КГКП «Павлодарский химико-механический колледж», г.Павлодар
Цель: углубить и расширить знания по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы и рациональному природопользованию.
Задачи:
1. Показать влияние хозяйственной деятельности человека на природу и здоровье людей.
2. Развивать способность прогнозировать возможные изменения состояния здоровья под влиянием факторов окружающей среды.
3. Воспитывать чувство заботы о здоровье окружающих.
Форма проведения: проблемная беседа, викторина.
Предварительная подготовка: подбор необходимой литературы.
Оформление кабинета: плакаты и рисунки на экологическую тематику.
Ход классного часа
1. Организационный момент. Приветствие участников. Настрой на позитивную работу.
Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем сегодняшнем занятии. Давайте улыбнемся друг другу, ведь хорошее настроение – залог успеха в любом деле!
2. Определение темы занятия.
Сегодня мы поговорим с вами об одной из планет Солнечной системы, о нашей родной Земле! А эпиграфом к нашему классному часу я выбрала слова М. Пришвина «Природа – наше богатство: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг».
3. Актуализация знаний.
Ребята, мы живем с вами на удивительной планете, которая является нашим общим домом. Это планета Земля, и не случайно ее главные богатства созвучны с названием. Земля – наш дом, земля – наша кормилица. Родная земля, Родина – это место, где человек родился, которое навсегда останется дорогим для него. И люди обязаны заботиться о сохранении природы на нашей планете, потому что это из-за нас происходят негативные изменения в окружающей среде.
Когда-то наши предки только выращивали растения, разводили домашних животных, а сейчас мы строим громадные промышленные предприятия, используем множество автомобилей, вырубаем деревья. Конечно, развитие нашей цивилизации не должно останавливаться. Только надо не забывать, что расходовать ресурсы планеты следует разумно, осторожно, и первостепенной задачей людей является забота о чистоте окружающей среды.
Земля не прощает человеку, если он жестоко уничтожает ее богатства. Все в природе взаимосвязано. Когда мы осушаем русло реки, гибнет рыба, а в итоге сам человек не сможет использовать ее в пищу. Если почва не будет отдыхать, не стоит ждать хорошего урожая. Если постоянно загрязнять воздух и воду, человечество не сможет выжить в условиях экологической катастрофы.
Даже древние люди, которые не владели научными знаниями, с почтением относились ко всем сокровищам Земли. Сегодня в век прогресса и технологий мы знаем, каким образом защитить природу. Я бы хотела, чтобы все известные секреты природы люди направляли не на разрушение, а на сохранение нашего общего дома.
Что же нужно делать, чтобы не случилось экологической катастрофы? (Больше заботиться об экологии планеты, запретить использование технологий, нарушающих природное равновесие, больше сажать растений, следить за чистотой в городе и на природе и т.д.)
4. Основная часть.
Выходит чтец и под тихую спокойную музыку читает стихотворение «Стон Земли».
Чтец 1: Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет
Я так устала… Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею
Своим добром считает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идет моя руда!
А что мне стоит только штат Невада,-
Его подземных взрывов череда!
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И сотрясая твердь землетрясеньем
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли.
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти!
(С. Михалев)

Ведущий 1: А какая она, наша Земля? Необычная, удивительная, прекрасная! Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки вод, носит на себе океаны, облака и грозовые тучи. Принимает ливни, снегопады и туманы. Поражает жерлами дымных вулканов. Взращивает деревья, кустарники, травы. Пускает птиц в небеса и по всем лесам – разнообразных зверей.
Ведущий 2: Человека Земля увлекала своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Хотелось взглянуть: что же там, за зарей, за соседним лесом, за лугом?
Ведущий 1: Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню. Они считали землю живым существом (она родит из своей материнской утробы, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны).
Ведущий 2: Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели его кости, в водах - кровь, в древесных корнях - жилы, в травах и растениях - волосы.
Ведущий 1: Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем. Но люди должны обращаться с ним бережно. Механизм жизни прочен необычайно, но не беспредельно. В случае его поломки пересесть нам будет не на что...
Выходит чтец, читает стихотворение Н.П. Тумановой «Зов сердца»:
Чтец 2: Я призываю всех совсем не зря:
Мутнеют реки и леса горят,
Озера высыхают и моря –
Я призываю всех совсем не зря!
Кругом заводы, фабрики, поля –
От равнодушия измучена земля.
От безразличия грустит даже вода,
А без нее погибнут города.
Ведь вся надежда нынче на тебя!
Ни перед чем, мой друг, не отступай,
Любую подлость строго пресекай,
Любую глупость с честью презирай.
Все в нашей жизни может пригодиться:
Сполна водою чистой насладиться,
Послушать утром трели соловья,
Услышать голос звонкого ручья.
Не так легко нам будет, но ведь важно,
Чтоб понял наконец-то житель каждый,
Что равнодушию пора сказать нам – «Нет!»
Уже мы натворили много бед.
И если сложим мы усилья наши.
Поверь, Земля ведь точно станет краше.
Трава зеленой будет под ногами.
И звонче пенье птиц под облаками.
Чтец уходит, выходят ведущие.
Ведущий 1: Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни звери. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор – уберите его, закопайте в землю. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!
Ведущий 2: Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе.
Чтец 1: Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот...
Но мы еще придем просить прощенье
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька...
Пока об этом
Думать неохота.
Сейчас нам не до этого
Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц
И реки без воды...
Все меньше - окружающей природы...
Все больше - окружающей среды.
Р. Рождественский
Ведущий 1: Планета наша весьма засорена, но человечество еще не до конца осознало, сколько опасностей таит в себе жизнь на огромной свалке. Что достанется нашим детям в наследство? Как они смогут обитать на нашей некогда чистой и прекрасной планете? Сейчас мы познакомим вас с некоторыми фактами, касающимися загрязнения нашего общего дома продуктами жизнедеятельности человечества.
Ведущий 2: Воздух. Ученые подсчитали, что только за один год в атмосферу выбрасывается более 5 млрд. тонн углекислого газа, который истончает озоновый слой, в результате чего образуются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра существует над Антарктикой, временами расширяется и уменьшается – над Арктикой, Европой, Москвой. Эти дыры пропускают ультрафиолетовые лучи, которые пагубно сказываются на здоровье людей. Кислорода на Земле становится с каждым годом все меньше и меньше, благодаря вырубке лесов и увеличению вредных выбросов промышленных предприятий.
Ведущий 1: Вода. Учеными доказано, что ежегодно во всем мире в водоемы попадает столько бытовых и промышленных отходов, что их хватило бы на заполнение 10 тыс. товарных поездов. При исследовании вод Арктики даже в них был обнаружен стиральный порошок.
В результате деятельности людей реки Европы – Сена, Дунай, Рейн, Волга – стали непригодны для купания. Во многих сибирских реках появились микроорганизмы, вредные для человека и животных, причиной этого являются затонувший лес и загрязненные стоки.
Ведущий 2: Почва. Каждый должен помнить, что почва образуется очень медленно, в течение сотен и даже тысяч лет. А вот разрушить ее можно очень быстро и легко. За последний век на Земле уничтожена приблизительно четверть всех плодородных почв. Люди в прошлом столетии осваивали целинные и залежные земли. Первые несколько лет они получали отличные урожаи. А потом ветры-суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже.
Ведущий 1: Леса. Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека.
Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.
Ведущий 2: Неужели на всей Земле природа находится под гнетом человека?
Чтец 2: Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету!
Ведь другой на свете нету!
Ведущий 1: Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг.
Ведущий 2: И если каждый человек будет охранять свою Родину, то все вместе мы сохраним свою планету по имени Земля.
Чтец 1: Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!
Чтец 2: Берегите времени крутые повороты,
Радость, вдохновенья и работы,
Древнего родства живые свойства,
Дерево надежд и беспокойства,
Откровения Земли и Неба,
Сладость жизни, Молока и Хлеба.
Берегите доброту и жалость,
Чтоб они за слабого сражались.
М. Дудин
5. Экологическая викторина
Ход игры
1 ведущий: А теперь проведем небольшую викторину. Она необычная – экологическая и посвящена одной из самых актуальных тем – загрязнению планеты Земля.
2 ведущий: Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть - 97% -идет... в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки - покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.
1 ведущий: Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.
2 ведущий: Моя планета - человеческий дом.
Ну как ей жить под дымным колпаком.
Где сточная канава – океан.
Где вся природа поймана в капкан.
Где места нет ни аисту, ни льву
Где стонут травы: больше не могу!
1 ведущий: Вот она летит, маленькая какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая.
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет.
Все еще живет! Все еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь!
2 ведущий: Вопрос «Что делать с мусором?» становится все актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.
(Группа делится на 2 команды, ведущие знакомят участников викторины с правилами игры).
1 этап.
«Что мы знаем о мусоре и отходах»
1 ведущий: Сейчас каждая команда получит по три таблички-указателя с цифрами 1,2,3. На каждый задаваемый вопрос я буду давать три варианта ответа. По сигналу ведущего капитан команды будет поднимать табличку с номером ответа. На обдумывание дается 10 секунд.
Вопросы:
1. Что составляет большую часть мусора, который загрязняет Землю?
а) Стекло;
б) пластмасса;*
в) металл.
2. Жители какого города производят наибольшее количество бытовых отходов?
а) Нью-Йорка;*
б) Берлина;
в) Минска.
3. Назовите самую процветающую отрасль промышленности во Франции.
а) Производство бытовой техники;
б) автомобилестроение;
в) переработка мусора*.
4. Что нужно сделать перед утилизацией отходов?
а) Собрать в одном месте;
б) рассортировать;*
в) перемолоть.
5. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
а) сжечь при специальных условиях;*
б) компостировать;
в) переплавить.
6. О чем необходимо в первую очередь думать, выбирая место свалки?
а) Об ограждении места свалки;
б) об укомплектование соответствующей техникой;
в) о защите поверхности земли и грунтовых вод*.
7. Что влечет за собой появление незаконных свалок?
а) Изменение климатических условий (температура, влажность)*;
б) разрушение почвы;
в) гибель животных.
8.Что является основой для разработки санитарных норм?
а) Присутствие тяжелых металлов в воздухе;
б) предельно допустимая концентрация вещества;*
в) государственный стандарт качества.
9. На какие регионы и территории оказывают влияние вредные выбросы?
а) Только на те, где загрязнение возникло;
б) на прилегающие территории;
в) даже на удаленные от места загрязнения территории*.
10.Наиболее опасным для человека является наличие в воде:
а) пестицидов;*
б) бытового мусора;
в) минеральных удобрений.
11. Какая страна является самой загрязненной в Европе?
а) Россия;
б) Великобритания;*
в) Италия.
12. На какую отрасль приходится большая часть общего количества отходов в странах ЕЭС?
а) легкая промышленность;
б) тяжелая промышленность;
в) сельское хозяйство*.
13. Какой вид радиоактивных отходов целенаправленно рассеивается в окружающей среде?
А) твердые вещества;
Б) газы;*
В) жидкости.
14. Какой метод борьбы с увеличивающимся количеством отходов является наиболее эффективным?
а) принятие правовых актов, регулирующих процесс;
б) захоронение;
в) вторичное использование отходов (рециркуляция)*.
15. Как называется поступление вредных веществ в среду обитания, которое приводит к сбоям в функционировании экологических систем?
а) Экологический кризис;
б) загрязнение;*
в) интродукция.
16. Какая отрасль промышленности лидирует по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу?
а) нефтегазоперерабатывающая отрасль;
б) автотранспорт;*
в) машиностроение.
17. Какой путь решения энергетической проблемы является оптимальным?
а) Экономия энергии;*
б) использование энергии солнечных батарей;
в) развитие ветровой энергетики.
18. Что такое гарбология?
а) Наука о путешествиях;
б) мусороведение;*
в) наука, которая изучает климат.
19. Какое время пролежит выброшенный в лесу предмет из пластмассы?
а) 5 лет;
б) 55 лет;
в) более 100 лет.*
20. За какое время выброшенная бумага будет уничтожена микробами?
а) 1-2 года;*
б) 3-5 лет;
в) более 10 лет.
2 этап. «Говорят малыши»
1 ведущий: А сейчас давайте попробуем вспомнить наиболее распространенные отходы. Придумать возможности их вторичного использования – важнейшая задача человечества. Я буду произносить фразы детей, которыми они описывают те или иные отходы. На каждый из видов отходов подготовлено 5 фраз. Вы должны понять, какой слово было задумано. Та команда, которая раньше назовет наименование отходов, получает 1 балл. Если команда ошибается, то из суммы ее очков один балл вычитается.
Детские высказывания:
1.Он образуется при помощи коровы.
2.Когда его немного, он полезен.
3.Если его очень много, то это плохо.
4.Когда он попадает в реку, разрушается, а рыба задыхается и гибнет.
5.Он невкусно пахнет.
Ответ: навоз.
1.Из нее сделаны многие мои игрушки.
2.Она твердая, тяжело ломается, бывает разных цветов.
3.То, что из нее изготавливается, обычно не тяжелое.
4.Если нельзя жечь, потому что тогда образуется черный дым с плохим запахом.
5.Ее просто так выбросить в мусор нельзя, потому что она не разлагается.
Ответ: пластмасса.
1.Это изобретение китайцев.
2.Ее делают из деревьев.
3.Это очень легко загорается.
4.Она нужна для того, чтобы писать, рисовать.
5.Из нее образуется большое количество мусора.
Ответ: бумага.
1.Это получают из песка.
2.То, что из него делают, обычно бывает прозрачным.
3.Если оно упадет, то разобьется.
4.Когда это нагревают, оно начинает тянуться как тесто.
5.Если бросить это в лесу, то может случиться пожар.
Ответ: стекло.
1.Этого не бывает много в деревне, зато его всегда много в городе.
2.Если в городе много промышленных предприятий, то этого особенно много.
3.Он появляется от машин, станков, поездов.
4.Если с ним не бороться, то люди будут болеть.
5.От него загрязняется воздух и окружающая среда, а если его будет слишком много, то можно и опьянеть.
Ответ: шум.
1.Ты этого никогда не видим.
2.Они вызывают у людей большое количество заболеваний.
3.Чем больше заводов в городе, тем больше будет этого.
4.Для того чтобы бороться с этим нужны растения с зелеными листочками.
5.Там где этого очень много, не могут вырасти лишайники.
Ответ: газовые отходы.
1.Если это сдать, то за него дадут деньги.
2.Он появляется, когда старые вещи приходят в негодность.
3.Он бывает везде, где живет и работает человек.
4.Он очень твердый.
5.Из него делают что-нибудь новое.
Ответ: металлолом.
1.Она образуется при горении.
2.У этого бывает только черный цвет.
3.Это считается очень вредным для легких и вообще для человека.
4.От нее пачкается одежда человека, а в организме появляются болезни.
5.Этого больше в городе, чем в деревне.
Ответ: сажа.
1.Без этого человек не может обойтись.
2.Этим люди пользуются ежедневно.
3.Если это добавить в воду, то будет пена.
4.От этого гибнет рыба, умирают растения.
5.Это помогает нам бороться с грязью.
Ответ: мыло-моющие средства.
1.Оно очень легкое.
2.Если попадет в воду, то будет плавать наверху и не утонет.
3.Когда это попадает в реку, оно не дает дышать рыбам.
4.Нельзя в реке мыть машину, потому что это загрязнит реку.
5.С поверхности воды это надо убирать.
Ответ: машинное масло.
Подведение итогов викторины, награждение победителей.
1 ведущий: Вот и подошел к концу наш классный час. Давайте же беречь нашу Землю – колыбель человечества, наш общий дом! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.
2 ведущий: Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нет,
Черные сотрешь ли, Человек?
1 ведущий: Поэтому, чтобы не случилось непоправимого, всегда думайте и заботьтесь о Земле. Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остается наедине со своей совестью. Она для человека – единственный контролер. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, – пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.
Все тесно связано вокруг.
(Примеры мы не станем множить.)
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить.
2 ведущий: До свидания, друзья!

Классный час « Мы в ответе за будущее ».

Цели :

  • расширить представление детей об экологических законах;
  • способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;
  • формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;
  • побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оформление:

а) мультимедийная презентация

б) Четыре закона экологии

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Природа знает лучше.

4. Ничто не даётся даром.

в) Раздаточный материал.

г) Плакаты Земли и человечки

План классного часа:

  1. Вступительное слово.
  2. Проблемная ситуация «От чего (кого) зависит наше будущее?».
  3. Информационный блок «Законы экологии».
  4. Работа в группах: создание экологического альбома.
  5. Заключительное слово: что можем сделать мы в своём доме.
  6. Подведение итогов: заселение планеты.

Ход классного часа.

1. Вступительное слово

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проживем вместе классный час. Именно «проживем», так как я надеюсь на ваше активное участие.

2. Проблемная ситуация «От чего (кого) зависит наше будущее?».

Так уж устроен человек, что он любит мечтать, представляя, что с ним будет завтра, через год, два, десять… Я думаю, что каждый из вас задумывался об этом. Но какими бы ни были эти мечты, они неразрывно связаны с нашим общим домом – ведь все мы живем на маленькой голубой планете с таким родным именем – Земля. И сейчас мы попробуем представить, что с нашим домом будет лет через 10, 20, 30…

ВИДЕОРОЛИКИ, во время демонстрации – стихи.

Мы с вами увидели два сюжета будущего нашей планеты, а, значит, и нашего будущего. Как вы думаете, от чего или кого зависит наше будущее?

Верно, будущее нашей планеты зависит от людей, то есть от нас с вами. Итак, тема нашего классного часа «Мы в ответе за будущее»

3. Интерактивная беседа.

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом? Правильно, нашу планету.

А обитатели этого дома – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.

Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.

В общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать. Природа живет по своим законам. Эти законы не в силах отменить и изменить ни одно правительство мира. Мы можем только учитывать их, уважать и использовать.

Каковы же законы экологии? Наверное, они очень сложные, раз человек до сих пор не научился соблюдать их?

Давайте попробуем сформулировать эти законы.

1 ситуация. Два рыбака ловили рыбу на берегу реки, но в лесу были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул молодой рыбак. Старый рыбак, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

Кл. руководитель: Какой же экологический урок дал старый рыбак молодому?

Примерные ответы детей:

Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

В природе всё находится в равновесии, всё связано.

Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Кл. руководитель. Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей :

Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит, предотвращали эпидемии.

ИТАК, первый закон экологии: ВСЁ СВЯЗАНО СО ВСЕМ. (на доску)

2 ситуация. В природе нет никаких отходов: растения производят кислород, которым дышат животные; опавшие листья и останки животных становятся добычей почвенных микроорганизмов, которые возвращают почве неорганические соединения, поддерживая ее плодородие и делая возможным развитие растений. Получается своеобразный круговорот. Природа состоит из тысяч круговоротов, зависящих друг от друга. В них имеются механизмы, восстанавливающие равновесие при его нарушении. В природе ни одно органическое вещество не будет синтезировано, если нет средств для его разложения.

ЗАКОН ВТОРОЙ – Всё должно куда-то деваться.

Ничто не исчезает бесследно, то или иное вещество просто перемещается с места на место, переходит из одной молекулярной формы в другую, влияя при этом на жизненные процессы живых организмов. Действие этого закона – одна из главных причин кризиса окружающей среды.

Вопреки этому закону человек создал (и продолжает создавать) химические соединения, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее, например полиэтилен, пластмассы. Эти соединения не перерабатываются бактериями, и никогда не участвовали ни в каких природных круговоротах. Природа просто не знает, что с ними делать. Идущие в отходы химические соединения накапливаются и загрязняют нашу Планету. То есть человек движется по пути: ресурс – продукт – отход. Мусор – это неразумно израсходованные природные ресурсы. На каждого из 7 млрд жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год. И это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус – высочайшую горную вершину Европы (5642 м). Не менее загрязнён и океан.

Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Простой пример . Сухая батарейка после сравнительно недолгого использования выбрасывается в контейнер, откуда попадает на свалку и сжигается. При сжигании находящаяся в ней ртуть испаряется и вместе с дымом разносится по округе. Дождем или снегом соединения ртути заносятся в ближайший водоём, где и оседает на дно. Здесь их перерабатывают бактерии, превращая в металлическую ртуть, которая распределяется в воде и поглощается рыбой. Не участвуя в процессах жизнедеятельности, это ядовитое вещество накапливается сначала в органах рыбы, а затем и в органах питающихся рыбой людей.

Огромные количества веществ, например, нефти и руды, извлечены из земли, преобразованы в новые соединения и рассеяны в окружающей среде.

Так как эти вещества не участвуют в процессах жизнедеятельности и ядовиты, то они приводят к различным серьёзным заболеваниям.

И не стоит спорить с природой, потому что есть…третий закон экологии

Почему человек начал сооружать подводные лодки такой же обтекаемой формы, что и тела рыб и дельфинов? Почему человек начал сооружать многоэтажные здания, подсматривая, как работают пчелы? Почему человек начал летать на парашютах, словно одуванчиковые пушинки?

Не кажется ли нам обидным перенимать у Природы ее инженерно - технические находки? Нет, потому что в природе всё устроено разумно. Третий закон предлагает человеку смириться с тем, что природа знает лучше и попытаться хоть чему-то научиться у нее.

Третий закон экологии « Природа знает лучше »

Суть этого закона в том, что все созданное природой – совершенно. Если человек не знает, что делать с каким-либо явлением или веществом, как его можно использовать, это не значит, что данное явление или вещество бесполезно. Человек еще не «дорос» до полного понимания всех природных процессов. А это может произойти только в том случае, если человек поймет, что он и природа – единое целое.

Третий закон говорит о том, что, пока нет абсолютно достоверной информации о механизмах и функциях природы, мы, подобно человеку, незнакомому с устройством часов, но желающему их починить, легко вредим природным системам, пытаясь их улучшить.

ПРИМЕР: АРАЛЬСКОЕ МОРЕ.

4 ситуация. Как мы обогреваем своё тело и жилище в холодное время года?
Чтобы изготовить тёплую одежду и обогреть дом нам необходима энергия.
Где мы её берём? Сжигаем уголь, нефть, газ, дрова – это невозобновимые источники энергии. К чему это приводит? Рост числа катастроф на нашей планете: цунами, землетрясения, ураганы, пожары, засуха.

При сгорании топлива образуется углекислый газ, который накапливается в атмосфере. К чему это приводит? Глобальное потепление климата – есть главная плата за человеческую хозяйственную деятельность.

Чернобыль – плата за дешёвую электроэнергию

Мы отбираем жизнь у планеты. По данным Международного Фонда дикой Природы ежедневно исчезает около сотни видов растений и животных. К чему это приводит? – «бесплатных обедов нет». За все надо платить.

Четвёртый закон Б.Коммонера «За всё надо платить» или « Ничто не даётся даром » Глобальная экологическая система, представляет собой единое целое, в ней нельзя что-либо взять, не отдав взамен. Все, что извлечено из природы, должно быть возмещено. Таких платежей невозможно избежать, они могут быть только отсрочены.

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

(Эти законы записаны на доске). Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

4. Работа в группах. Создание «Экологического альбома».

Сейчас мы проведём рейд по улицам и окрестностям нашего города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? И что нужно сделать для того, чтобы улучшить или исправить ситуацию.

Каждой группе я предлагаю экологическую ситуацию-проблему. Ваша задача – сформулировать проблему, оценить последствия и предложить пути решения проблемы.

ГОЛУБЫЕ СТРАНИЦЫ - ВОЗДУХ

1.Выбросы заводами газов.

2.Выхлопные газы

3.Дым сигарет, аэрозоли

ФИОЛЕТОВЫЕ СТРАНИЦЫ – ВОДА

1.Сбросы промышленных предприятий

2.Свалки на берегах рек

ЗЕЛЁНЫЕ СТРАНИЦЫ – ЛЕС

1.Вырубка леса

2.Свалки в лесу

3.Лесные пожары

РОЗОВЫЕ СТРАНИЦЫ – ЖИВОТНЫЕ

1.Истребление животных – охота

2.Разлив нефти

3.Бездомные животные

ЖЁЛТЫЕ СТРАНИЦЫ – ГОРОД

1.Свалки в городе

2.Шлаковая гора

3.Сжигание листьев

ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП

Этот экологический журнал будет храниться в классе, вы можете дополнять его. Во время экологических маршей ваши предложения могут помочь улучшению экологической обстановки в нашем округе.

5. Заключительная беседа «Что можем сделать мы сейчас».

Все эти предложения замечательные, но не все их мы, в силу возраста и возможностей, можем реализовать.

Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери говорит: Запомни, есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

А что РЕАЛЬНО, сейчас, может ежедневно делать каждый из нас?

ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ: не мусорить, не разжигать костры в лесу и т.д.

Верно. А давайте посмотрим, что говорит об этом наша планета.

МУЛЬТФИЛЬМ.

Жил на свете мудрец, который знал ответы на все вопросы. Решили ученики посрамить учителя. Один из них взял в ладони бабочку. И решили спросить мудреца: что у них в руках: мертвое или живое? Если ответит «мёртвое», то мы выпустим бабочку, а если ответит «живое», то сожмем ладони, и она умрет. Таким образом, в любом случае он окажется неправ. Но мудрец ответил своим ученикам…Что же он ответил им? ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ.

Давайте же помнить об этом: наше будущее – в наших руках.

  1. Подведение итогов (рефлексия).

Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Я хочу прочитать вам строки поэта Евгения Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

О чём говорит здесь поэт? Что это за звери? Об этом мы с вами поговорим на следующее классном часе.

А теперь я прошу вас сделать выбор.

ЗАСЕЛЕНИЕ ПЛАНЕТЫ.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Человек на протяжении всего существования находится в тесном взаимодействии с окружающей природой. Но его отношение к ней не всегда является положительным. Прежде всего человек и его деятельность является основным источником загрязнений, катаклизмов, ухудшения экологической обстановки. Это приводит к необходимости проведения воспитательной работы среди подрастающего поколения.

Школе отводится важная роль в этом процессе. Дети должны постигать законы природы, осваивать нормы экологического поведения понимать, к чему приводит неразумная деятельность людей. Для педагогов вариантом донести эту информацию до молодого поколения станет классный час по темам: «Экология» и «Охрана окружающей среды». Материал будет интересен и актуален для школьников 5-7 классов. Проблема защиты природы имеет особое значение, поскольку около 70% населения планеты дышат вредным для здоровья воздухом, а из-за плохого качества воды ежегодно умирает более 25 тыс. человек.

Цели и задачи экологического классного часа

Нужно отметить, что классный час на тему охраны природы преследует цель развития культуры бережного отношения к окружающей среде.

Следует познакомить детей с терминами: экологическая безопасность, исчезающие виды растений и животных, Красная книга, рассказать об основных источниках загрязнений.

Молодое поколение должно знать, как уязвима природа и насколько пагубным может быть воздействие общества на нее. И конечно, дети как члены общества должны научиться вести экологический образ жизни, не оставлять мусор, беречь животных.

Связанные даты

Ежегодно 5 июня во всем мире отмечают Всемирный день охраны окружающей среды, который призван обратить внимание людей на имеющиеся проблемы. Он сопровождается акциями и мероприятиями по охране природы. Экологическая безопасность становится темой номер один в этот день. Кстати, основоположником понятия «экология» является немецкий биолог Эрнст Геккель, который предложил это название в 1866 году в своей знаменитой работе «Общая морфология организмов». Где изложил теорию отношений живых организмов между собой и окружающей средой. Также важными датами являются Всемирный день воды (22 марта), День леса (20 сентября), День защиты животных (4 октября).

Средства наглядного представления материала

В освоении любого материала большую роль играет наглядность. Она способствует успешному учебному процессу и улучшает восприятие информации. Высокой наглядностью характеризуются фильмы.

Фильмы для классного часа по экологии

  • «Тайны Тихого океана. Хрупкий рай»;
  • «Энергия воды и ветра»;
  • «Завтра не умрет никогда. Осторожно! Воздух»;
  • «Под куполом»;
  • «Текстильные города в тени загрязнения»
  • и др.

В этих фильмах хорошо показано, как страдает наша планета и насколько актуально своевременное принятие мер по защите.

Оформление школьного кабинета

Учителю следует позаботиться об оформлении класса. Можно дать домашнее задание детям попросить найти и принести фотографии, картинки, вырезки из газет и журналов на тему окружающей среды, плохой экологии, загрязнений. В кабинете можно разместить стенд, например, назвать его «Наша планета». И представить на нем изображения губительной человеческой деятельности и бедственного состояния природы.

Поскольку рассматриваемая проблема является общечеловеческой, наиболее оптимальной формой проведения классного часа будет круглый стол. Нескольким ребятам можно предложить подготовить дома доклады по различным аспектам темы, например: «Загрязнение почвы», «Проблема нехватки чистого воздуха», «Животные в опасности» и др. А затем обсудить всем классом рассмотренный материал и предложить свои пути решения проблем. Еще одним вариантом может быть разделение школьников на группы. Каждая группа получат задание с конкретной экологической проблемой. Затем дети совместно обсуждают ее и один школьник от каждой группы рассказывает о своей теме и путях улучшения экологической обстановки.

Экологическое воспитание школьников — первостепенная задача взрослых и, прежде всего, учителей. Необходимо регулярно проводить классные часы, воспитательные мероприятия, субботники, посещения заводов и другие производственные экскурсии.

3 КЛАСС

О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Ц е л и: повторить и закрепить знания учащихся по ПДД; отработать умение выбирать верный маршрут по улицам города; повторить дорожные знаки; воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания ПДД в повседневной жизни.

Форма проведения : эстафета «Красный, жёлтый, зелёный».

Оборудование: плакаты по ПДД, дорожные знаки, карточки с заданиями для конкурсов.

Ход эстафеты

Класс украшен плакатами по правилам дорожного движения, дорожным знаками и рисунками детей.

Под музыку дети входят в зал и рассаживаются на стулья.

1. Вступительная часть.

Ведущий. Ребята, мы живем в красивом городе с зелеными широкими улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых машин, едут трамваи, автобусы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Перейти с одной стороны улицы на другую не просто. Помогают нам в этом три сигнала светофора: зеленый, желтый, красный. За порядком следит регулировщик. Он управляет движением. В руках у регулировщика палочка — жезл.

Дети, к нам прибыл гость из сказочного Цветочного города, сейчас он появится. (Входит Незнайка). Вы узнаете, дети, нашего гостя? Кто это?

Дети . Незнайка!

В е д у щ и й . Но Незнайка чем-то смущен, огорчен. Скажи, Незнайка, что с тобой случилось?

Незнайка. Попав в большой и шумный город,

Я растерялся, я пропал.

Не зная знаков светофора,

Чуть под машину не попал!

Кругом машины и трамваи,

То вдруг автобус на пути.

Признаться честно, я не знаю,

Где мне дорогу перейти.

Ребята, вы мне помогите

И, если можно, расскажите,

Дорогу как переходить,

Чтоб под трамвай не угодить!

В е д у щ и й. Наши дети уже знакомы с самыми главными правилами дорожного движения. Они тебе, Незнайка, покажут, как надо вести себя на улицах большого города.

2. Выступление учеников.

Выходят дети, в руках держат дорожные знаки.

Дети (поочерёдно ).

1. С площадей и перекрестков

С высоты глядит в упор

С виду грозный и серьезный

Очень важный светофор.

Он и вежливый, и строгий,

Он известен на весь мир.

Он на улице широкой

Самый главный командир.

2. Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно,

Свет зеленый говорит:

Пешеходам путь открыт!

Желтый свет — предупрежденье:

Жди сигнала для движенья.

Нужно слушаться без спора

Указаний светофора.

Нужно правила движенья

Выполнять без возраженья.

3 . Пешеход! Пешеход!

Помни ты про переход!

Подземный, наземный,

Похожий на зебру.

Знай, что только переход

От машин тебя спасет.

4. И проспекты, и бульвары –

Всюду улицы шумны,

Проходи по тротуару

Только с правой стороны!

Тут шалить, мешать народу

За-пре-ща-ет-ся!

Быть примерным пешеходом

Раз-ре-ша-ет-ся…

5. Чтоб приучить

Пешехода к порядку,

Разлиновали асфальт,

Как тетрадку.

Через дорогу полоски идут

И за собой пешехода ведут.

6. Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая

Проходи скорей вперед.

Ехать «зайцем», как известно,

За-пре-ща-ет-ся!

Уступить старушке месть

Раз-ре-ша-ет-ся…

7. Обходить трамвай не глядя

Не позволит постовой.

Кто трамвай обходит сзади,

Тот рискует головой.

Если ты гуляешь просто,

Все равно вперед гляди,

Через шумный перекресток

Осторожно проходи!

8. Правил дорожных на свете немало.

Все бы их выучить нам не мешало.

Но основное из правил движенья

Знать как таблицу должны умноженья!

На мостовой — не играть, не кататься,

Если ты хочешь здоровым остаться!

9. Город, в котором с тобой мы живем

Можно по праву сравнить с букварем.

Вот она, азбука, — над мостовой

Знаки развешаны над головой

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время урок.,

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда!

Ведущий. Молодцы!

Н е з н а й к а. Спасибо, ребята!

Буду слушаться без спора

Я сигнала светофора.

Буду к правилам движенья

Относиться с уваженьем!

Ведущий. Незнайка, ребята даже знают песню о правилах поведения на дороге. Давайте споем, ребята…

НАМ МОЖЕТ УЛИЦА ЗАДАТЬ

ВОПРОСОВ ОЧЕНЬ МНОГО…

1 Нам может улица задать

Вопросов очень много,

Но первое, что надо знать,

Как перейти дорогу.

Хочу сказать заранее:

Дорога не игрушки.

Здесь главное внимание

И ушки на макушке.

2. При переходе не спеши,

Оставим все забавы

И хорошенько поглядим

Налево и направо.

Чтоб скрыться что-то не могло

От пешехода взора.

И быть, конечно, не должно

Помехи для обзора.

3. Дорогу каждый перейдет

И правильно и просто,

Где пешеходный переход,

А также перекресток.

О том, что это важно знать,

Давайте не забудем.

И правила все соблюдать,

Конечно, все мы будем.

В е д у щ и й. Ребята, закон улиц и дорог строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице как ему вздумается, не соблюдает правил. Но этот закон и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизни. Поэтому только постоянное соблюдение правил дорожного движения позволяет всем нам уверенно переходить улицы. Сегодня вы покажете гостям, знаете 1 ли вы ПДД. (От каждого класса создается команда из 6 человек, готовы эмблемы, название и девиз.)

Мы проведем эстафету дорожных наук. Победитель будет награжден дипломом «Отличник-пешеход», Конкурсы оцениваются жюри по пятибалльной системе.

3. Представление команд.

Команда «Светофор».

На посту в любое время,

Внимание, глядит в упор

На вас трехглазый светофор —

Зеленый, желтый, красный глаз.

Он каждому дает приказ!

Команда «Дорожный знак».

Самый малый знак дорожный,

Он стоит не просто так,

Будьте, люди, осторожны,

Уважайте каждый знак!

Команда « Постовой ».

На посту в любое время

Дежурит ловкий постовой.

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним на мостовой!

4. Конкурсы

«Дорисуй дорожный знак»

В е д у щ и й . Сегодня мы получили вот такое письмо:

«Мы, жители страны Дорожных знаков, находимся в беде. Мы

попали в плен к Помехе-Неумехе. И теперь у нас в стране происходят аварии. Помогите нам!»

Да, ребята, как видите, произошло большое несчастье. Без дорожных знаков очень трудно и машинам, и пешеходам. Вы согласны помочь жителям страны Дорожных знаков?

Каждая команда получает карточку с дорожными знаками, где не обходимо дорисовать недостающие элементы. Команды выполняют задание, а ведущий проводит с болельщиками игру.

Карточки для конкурса«Дорисуй дорожный знак»:

«Это я, это я, это все мои друзья…»

Ведущий . Я буду задавать вопросы, а вы там, где нужно, должны будете отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!» или молчать.

— Кто из вас в вагоне тесном Уступил старушке место?

— Кто, пусть честно говорит, На трамвае не висит?

— Кто летит вперед так скоро, Что не видит светофора? (Дети молчат.)

Кто из вас идет вперед Только там, где переход?

— Кто из вас, идя домой, Держит путь по мостовой? (Дети молчат.)

Знает кто, что красный свет -Это значит — хода нет?

— Кто ГАИ помогает, За порядком наблюдает?

Жюри подводит итоги конкурса.

«Собери разрезные машинки»

Команды получают задание. Побеждает та команда, которая быстрее соберет мозаику.

Конкурс для болельщиков

Болельщики отгадывают загадки, за правильный ответ получают светофорик, подводится итог (болельщики какого класса получили больше светофориков, зарабатывают дополнительное очко для своей команды).

Мальвина.

Я, ребята, к вам сегодня

Так спешила, так бежала!

Попрошу я извиненья,

Что немного опоздала.

Мне, ребята, очень надо

Вам загадки загадать.

Потому что вы, ребята,

Правила должны все знать.

    Разных три имеет глаза,

Но откроет их не сразу:

Если глаз откроет красный –

Стоп! Идти нельзя, опасно!

Желтый глаз — погоди,

А зеленый- проходи! (Светофор.)

    Что за чудо — этот дом:

Окна светятся кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином? (Автобус.)

    Красный вагон по рельсам бежит,

Всех, куда надо, он быстро домчит.

Заливистый звон его нравится детям.

Так в чем же мы с вами по городу ездим? (Трамвай.)

    Сверху — желтый, снизу — синий,

На груди его звезда.

А над ним воздушных линий

Протянулись провода. (Троллейбус.)

    Посмотри, силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик. (Постовой.)

    В два ряда дома стоят.

Десять, двадцать, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга все глядят. (Улица.)

    Полотно, а не дорожка,

Конь, не конь — сороконожка

По дорожке той ползет,

Весь обоз одна везет. (Поезд.)

    Маленькие домики

По улице бегут,

Мальчиков и девочек

Домики везут. (Автомобили.)

    Не нужны мне провода,

Могу ездить хоть куда.

Хоть в четверг, а хоть в субботу,

Отвезу вас на работу,

В школу, в ясли, в детский сад,

Я пассажирам очень рад. (Автобус.)

Жюри подводит итоги конкурса болельщиков.

«Мы идем в школу»

Командам раздается рисунок-схема «Путь ученика в школу в городе», надо показать на ней правильный маршрут.

Образец рисунка-схемы

Игра с болельщиками «Опознай нарушителя»

Задание 1. Сценка-пантомима: мальчик с мячом выбегает на дорогу и попадает под машину.

Задание 2. Сценка-пантомима: мальчик сидит, рядом стоит старушка,

Задание 3.. Сценка-пантомима: мальчик грызет семечки в автобусе.

Жюри подводит итоги игры. Дети исполняют песню.

1. Без правил дорожных сегодня

Ни ехать, ни идти.

Везде и повсюду они людям будут

Помощниками в пути.

Припев Мы правила дорожные

Отлично знать должны.

А выучить несложно их,

А как они важны!

Ведь правила движения

Не пустяки совсем,

Достойны уважения,

Нужны всегда и всем!

2. Свисток, тормоза, запрет понят —

Не прячь, нарушитель, глаза.

Ты правил не знаешь и нарушаешь —

Так поступать нельзя!

5. Конкурс-игра для капитанов. «Есть сигналы светофора, подчиняйся им без спора»

Ведущий читает стихи, капитаны должны отгадать сигнал светофора и поднять соответствующими по цвету круг.

Бурлит в движении мостовая –

Бегут авто, спешат трамваи.

Скажите правильный ответ –

Какой горит для пешеходов свет?

(Показывают красный сигнал.)

Красный свет нам говорит:

Стой! Опасно! Путь закрыт!

Особый свет — предупреждение!

Сигнала ждите для движения.

Скажите правильный ответ — .

Какой на светофоре свет?

(Показывают желтый.)

Желтый свет — предупреждение,

Жди сигнала для движения!

Иди вперед! Порядок знаешь,

На мостовой не пострадаешь.

Скажите правильный ответ –

Какой горит при этом свет?

(Показывают зеленый.)

Зеленый свет открыл дорогу,

Проходить ребята могут!

Исполняется песня.

С утра перед дорогою –

Пятнадцать раз подряд –

Ворона, мама строгая,

Учила воронят:

«Пока вы не освоите

Как следует полет,

Обязаны запомнить вы

Дорожный переход.

Дорога — не тропинка,

Дорога — не канава,

Сперва смотри — налево,

Потом смотри — направо.

Налево гляди и направо гляди –

И, если летать не умеешь, иди.

6. Заключительная часть.

В е д у щ и й. Сегодня вы повторили Правила дорожного движения и узнали много

нового и интересного. ГТДД очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастете крепкими и здоровыми.

НА ЧЁМ ОСНОВАНО ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

Ц е л и : развитие умения «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения; усвоение стандартных приемов эстетических форм общения; учить умению видеть причины отсутствия взаимопонимания.

Оборудование : плакаты с высказываниями «Счастье — это когда тебя понимают», «Что нужно для того, чтобы налаживалось взаимопонимание?».

1. Вступительная часть.

Слово учителя . В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, напрасно обделили.

— Что же нужно для того, чтобы налаживалось взаимопонимание?

Без взаимопонимания не может быть ни полноценной дружбы, ни творческого содружества, ни простого нормального общения. Взаимопонимание во многом зависит от того, насколько мы правильно оцениваем своих товарищей, хорошо знаем их. Попробуем выяснить, насколько мы владеем умением судить о людях.

Задание учащимся «Словесный портрет»: учитель даёт словесный портрет одного ученика из класса и предлагает ребятам отгадать, кто это. Одноклассники должны узнать, о ком идет речь, и оценить, насколько словесный портрет соответствует действительному облику ученика.

Примечание. В характеристике надо отразить физические данные, внешность, манеры поведения, темперамент, положительные черты характера, увлечения» привычки.

Слово учителя . Взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умением по малейшим движениям лица, позы понимать душевное состояние окружающих, их стремления и желания.

Задание учащимся «О чем говорят глаза»: посмотрите на своего соседа по парте. Попробуйте определить, в каком настроении ваш товарищ, как он себя чувствует, о чем думает, чем озабочен. Обменяйтесь своими наблюдениями, выводами.

2. Игры-ситуации.

Учитель. В общении между людьми большое значение имеет умение принять человека таким, какой он есть, понять образ его мыслей, поставить себя на место другого человека в той или иной ситуации. Попытаемся сделать это.

Игра 1. Двум ученикам предлагаются роли учителя и ученика. Необходимо проиграть сцену беседы учителя с учеником по поводу ухудшения его успеваемости и дисциплины.

Игра 2. Два ученика должны проиграть сцену разговора учителя и родителя одного из нерадивых учеников.

Одну и ту же сценку проигрывают несколько раз разные ученики, затем идет обсуждение наиболее удачных вариантов взаимодействия партнеров по общению.

3. Вывод.

Слово учителя. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражаются на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

ЦЕНА ЛОМТИКА

Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.

Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей или иллюстрации; разные виды хлеба (по возможности): булочки, белый хлеб, ржаные изделия, пряники и т. д.

Ход классного часа

С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать классный час с чтения стихотворений или предложить детям отгадать загадки..

1. Вступительная часть.

— Отгадайте: Широко, а не море,

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра — на столе.

(Хлеб.)

Слово учителя . Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок, Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал нёзнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки спёциальной формы — «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.

Дети читают поочерёдно стихотворения о хлебе.

В нем — здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом — тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Вот об этом-то как раз

Начинается рассказ.

Подымались трактористы,

Умывались чисто-чисто.

В степь весеннюю с утра

Выводили трактора.

Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.

Выплывают на просторы,

Ветер песню им поет,

Капитаны-комбайнеры

Смотрят с мостиков вперед.

Как из колоса тугого

Выбивается зерно,

Как пожалуйста — готово,

В ящик сыплется оно.

Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

В порошок ее сотрут!

На большом хлебозаводе Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите», — шепчет тесто.

Ладно, пустим,

В печь давай-

Нарядился каравай.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

2. Рассказ учителя.

Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба:

Почему один хлеб черный, другой — белый? (Пшеничная и ржаная мука)

: Из чего готовят отрубной хлеб?

Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы — оболочка зерна. Это — отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.

Во время Великой Отечественной войны можно было встретит4> лозунг: «Мир народам, хлеб — голодным». Паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему — 125 г хлеба, рабочему — 200 г (показать кусочек в 125 г) и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

Читает ученик.

ВОЕННЫЙ ХЛЕБ

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто

Нелегкий хлеб нелегких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан бмй’1йШгдПсой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотёл, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

(Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

А. Морозов

- А сколько нужно хлеба для вашей семьи?

— Если хлеб остался, что с ним можно сделать? (Сбрызнуть буханку с боков водой и поставить в духовку на 5 мин или над кипящей кастрюлькой с водой. Посушить сухарики, сделать гренки.)

3. Викторина «Мозговой штурм».

Вопросы викторины :

1) В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую — осенью, в зиму.)

2) Куда зерно везут после уборки? (На элеватор — хранилище для зерна.)

3) Где зерно превращают в муку? (На мельнице,)

4) Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто.)

5) Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара.)

4. Рассказ учителя (продолжение).

— Какие вы знаете правила пользования хлебом? (Ответы детей.)

У ч и т е л ь. чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие п р а в и л а:

    Бери хлеба столько, сколько съешь.

    Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.

— Знаете ли вы, что из одного зернышка получается около 20 мл муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется мука от помола 10 тыс. зерен.

5. Работа с пословицами .

Учитель . Вспомним народную мудрость о хлебе — пословицы. (Ответы детей.)

3 а д а н и е : доскажите вторую часть пословицы.

* Не шуба греет, а … (хлеб).

* В дороге хлеб не….(помеха).

* Не будет хлеба,…, (т будет и обеда).

* Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно).

* У кого хлебушко, у того и … (счастье):

* Хлеб всему … (голова),

* Без печки холодно — без хлеба … (голодно).

6. Заключительная часть.

Слово учителя . И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»

Продержимся русской традиции гостеприимства.

На рушнике на блюде выносят сухарики, угощают всех’

Дидактический материал

О ХЛЕБЕ

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!»

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб вы, люди,

Научитесь хлеб беречь»

Н. Тихонов

РУКИ ЧЕЛОВЕКА

Склонила тяжелую голову рожь:

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай уберут,

Спасибо вам, руки,

За добрый ваш труд!

Я долгую зиму в земле пролежала,

Ютилась под снегом,

От стужи дрожала,

Но солнце меня отогрело давно,

И я принесла золотое зерно!

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного,

И если меня вы посеете снова,

Я снова под снегом дорогу найду,

И колосом стану,

И к людям приду».

Я. Дегутите

КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИХОДИТ

Есть пословица в народе –

«Хлеб — на стол,

и стол расцвел».

Ну а все же как приходит

Этот хлеб к тебе на стол?

Он рождается в бороздках.

Посмотри-ка на поля,

Ведь земля-

земля не просто,

А кормилица-земля!

Зеленеют дружно всходы.

Присмотрись:

увидишь тут

Самый главный труд народа,

Самый нужный в мире труд.

Хлеб созрел.

В полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выводят хлеборобы

Полевые корабли.

Из машин рекой струится

На совхозное гумно

Наше золото — пшеница,

Золотистое зерно.

Стал ветряк уже не годен –

Староват и маловат.

Заменил его сегодня

Мукомольный комбинат.

По цехам пройдешь — порядок:

Закрома полны муки,

Зерна мелют автоматы –

Очень умные станки.

Автомат замесит тесто,

Автомат развесит тесто,

Автомат нарежет тесто

И отправит тесто в печь.

Есть пословица в народе:

«Хлеб — на стол,

и стол расцвел».

Хлеб нелегкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СТОЛОВОЙ

Ц е л и : добиться уяснения учащимися правил поведения в столовой; проработать правила хорошего тона за столом.

Форма проведения: занятие-практикум.

Ход занятия

1. Анализ поведения за столом героев сказки А. Толстого .

Учитель. Заглянем в гости в сказку А. Толстого «Золотой ключик». Послушайте и обратите внимание, как ведёт себя за столом Буратино.

…Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал, не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием обсасывал их. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика.

Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Тогда девочка сказала ему строго…

— Какие замечания сделала Мальвина Буратино? (Ответы детей.)

Ответ: 1) вымыть руки; 2) вытащить из-под себя ногу и опустить ее под стол; 3) не есть руками, для этого есть ложки и вилки.

2, Формулирование правил поведения за столом.

— Приглашаю вас на «учебный чай».

— Садитесь за стол. Стоп!

Правила

1. Первыми за стол садятся девочки, а если вы в гостях, то -хозяин дома. Опаздывать неприлично не только в гости, но и в столовую.

2. Не звените ложками. Сахар растворится, даже если тихо мешать. Выньте ложку из стакана и положите, но не в сахарницу, а на блюдце (тарелку).

3 . Когда я ем, я глух и нем. Сначала прожуйте, а потом говорите.

«Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб — драгоценность, его береги».

4. Шумно есть и пить не полагается, но и дуть на пищу не принято, брызги могут попасть на соседа. Если вам горячо, дождитесь, когда остынет.

5 . Не отодвигай свою грязную посуду в сторону соседа. Убери за собой посуду.

6 . Поблагодари того, кто тебя накормил.

— Зачем нам нужны правила поведения за столом? (Ответы детей.)

У ч и т е л ь . Чтобы другим было приятно сидеть с вами за одним столом, главный девиз: думай о других.

Некоторые девочки и мальчики любят делать все наоборот. Они знают, что при встрече нужно поздороваться, но этого никак не хотят делать; они знают, что перед обедом надо обязательно

мыть руки, но они их не моют. Писатель Григорий Остёр специально для таких детей написал книжку «Вредные советы». Послушайте:

Совет2.

Если руки за обедом

Вы испачкали салатом

И стесняетесь о скатерть

Пальцы вытереть свои,

Опустите незаметно

Их под стол и там спокойно

Вытирайте ваши руки

Об соседские штаны.

— Почему так не надо вести себя за столом?

— Как же необходимо поступить в таком случае? (Ответы детей.)

3. Игра «Мозговой штурм».

1) Выбери верный вариант ответа.

— Как правильно расположить руки, ожидая подачи очередного блюда:

а) спрятать под стол;

б) положить на стол, как на парту;

в) взять ложку и вилку и бить ею по столу, поторапливая работников столовой?

2) Выбери верный ответ, последовательность выхода из-за стола после еды:

а) побыстрее уйти, чтобы не мешать другим;

б) задвинуть стул;

в) убрать на мойку посуду;

г) поблагодарить работников столовой.

3) Выбери верный вариант ответа.

Как правильно брать хлеб из общей хлебницы, если она стоит от вас далеко:

а) вилкой;

б) руками через весь стол;

в) попросить, чтобы вам подали хлебницу?

4. Анализ поведения за столом героев сказки А. Милна.

Учитель. Послушайте отрывок из сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Найдите ошибки, которые совершил герой.

И тут он замолчал и долго-долго ничего не говорил, потому что рот у него был ужасно занят… Пух встал из-за стола, от всей души пожал Кролику лапу и сказал, что ему пора идти.

— Уже пора? — вежливо спросил Кролик.

Нельзя ручаться, что он не подумал про себя: «Не очень-то вежливо уходить из гостей сразу, как только ты наелся». Но вслух он этого не сказал, потому что он был очень умный Кролик…

Вопросы для анализа текста:

— Винни-Пух решил подкрепиться в 11 утра, правильно ли это?

— В гостях у Кролика каким предстаёт, на ваш взгляд, Винни-Пух: шумным, жадным, скромным и т. д.?

— Нужно ли уходить из гостей сразу, как только поешь? Как поступил Винни-Пух?

5. Обобщение.

Слово учителя . Очень хотелось, чтобы вы запомнили, как надо вести себя за столом. И когда пригласят вас в гости, пусть все увидят, что за столом сидит воспитанный человек, которого хочется пригласить еще раз.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Це л ь : на основе анализа знакомых литературных произведений способствовать формированию у детей положительных черт характера, чувства ответственности за свои поступки.

Ход классного часа

1. Знакомство с понятием «ответственность».

На доске записаны пословицы:

* Задним умом дела не поправишь.

* После дела за советом не ходят.

В о п р о с ы для анализа пословиц:

— Как вы понимаете смысл пословицы?

— Как же избежать ошибок в жизни?

— Что хуже: бездействие или ошибка?

— Какие в жизни могут быть ошибки? (Поправимые и непоправимые.)

— Назовите примеры из жизни поправимых ошибок. (Двойка по самостоятельной работе, опоздал в музыкальную школу, разбил стакан, потерял кошелек ит. д.)

— Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? (Потеря здоровья, смерть и т. д.)

— О какой ошибке вам труднее будет вспоминать и говорить? Почему?

— Что вы понимаете под словом «ответственность»? (Ответы детей.)

Учитель рассказывает.

Ответственность - это необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, так как человек в обществе облечен множеством прав и обязанностей.

В сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Лис говорит прекрасные слова: «Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу». Человек должен быть ответствен даже за слова, которые он произносит. Народная мудрость гласит: «Слово не воробей, вылетело, не поймаешь».

2. Сказочное путешествие .

У ч и т е л ь . Ошибки нужно уметь предвидеть и избегать их. Говорят, дипломат сначала два раза подумает, прежде чем ничего не скажет. Поэтому все необходимо продумывать на несколько шагов вперед, чтобы потом не пожалеть о содеянном. А теперь вспомним сказки…

— Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (Болтливость.)

— Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А. С. Пушкина? (Жадность.)

— Из-за чего Заяц лишился лубяной избушки? (Доверчивость.)

— Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Непослушание.)

— Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова? (Легкомысленность.)

— Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет? (Глупость.)

У ч и т е л ь. Такие черты характера человека, как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость, могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему.

— Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?

— Как вы понимаете смысл пословицы: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»?

Признать ошибку потрудитесь

И перед другом извинитесь.

Ваш вовсе не сойдет на нет.

Ф. Гинзбург

3. Обобщение.

С л о в о учителя я. Итак, можно сделать вы во д:

— ошибки бывают полезны, если вы на них учитесь;

— вы должны сами отвечать за свои ошибки;

— вы всегда можете пробовать, главное — действовать;

— у вас всегда есть выход из ситуации;

— у вас есть выбор.

ЗАВИСТЬ

Ц е л ь : воспитывать у учащихся положительные качества характера.

Ход классного часа

1. Инсценировка и анализ рассказа.

Учитель читает рассказ или дети, заранее подготовленные, показывают инсценировку рассказа.

Спросила Молния у Солнца:

— Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже очень яркая?

— Они любят тепло и ласку, — отвечало Солнце,

— От моих пожаров, бушующих на Земле, много тепла, но это их не успокаивает!

— Все дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку. А все беды от зависти.

В о п р о с ы для анализа рассказа :

— Кому из участников этого разговора вы больше симпатизируете: Молнии или Солнцу? Почему?

— Какова основная мысль рассказа?

— Как вы понимаете значение слова «зависть»? (Ответы детей.)

2. Знакомство с понятием «зависть».

Учитель. В словаре С. И. Ожегова читаем: «Зависть — чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого».

Завидуют все без исключения, но многие не понимают этого, т наблюдать своих мыслей и душевных состояний. Мы признаться в том, что испытываем зависть к кому-либо. Ведь признаться, что завидуешь, — значит согласиться с тем, что другой человек лучше, интереснее и удачливее. Зависть родилась вместе с нами. Возникает она из-за соперничества с одноклассниками, с братьями-сестрами. Всегда в жизни есть кто-нибудь красивее, сильнее, умнее и богаче. Возникает зависть, когда сравниваешь себя с кем-нибудь.

Вспомним сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».

— Чему учит нас А. С. Пушкин?

Зависть ведет нас к «разбитому корыту».

Вот как Александр Дольский пишет об этом чувстве:

Но исходим мы слезами –

Никнут крылья от тоски.

Это зависть. Это зависть.

Рвется сердце на куски…

Объект зависти — человек, который имеет что-то такое, чего нет у тебя. Когда едешь в маршрутном такси, завидуешь тому, кто едет в «Жигулях», едешь в «Жигулях» — завидуешь тому, кто в «БМВ». Толстый завидует худому, голодный — сытому, старый — молодому. Русский народ не обошел вниманием это человеческое чувство, создал много пословиц и поговорок. Разберем их.

    Кто чужое желает – тайге тот своё потеряет.

    Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

    Где счастье, там и зависть.

    Всех сластей не переешь, всего добра не переносишь.

    Дай душе волю, захочется поболе.

В древности язычники считали, что счастье — это привилегия богов, а людей, желавших того же, нужно наказывать, чтоб было неповадно.

Итак, от зависти приходят к человеку:

смерть болезнь

ложь горе

— Подумайте, зависть - это положительное или отрицательное чувство? Почему?

Наверняка вы от взрослых когда-нибудь слышали термины «черная зависть» и «белая зависть». Черная зависть — самая страшная. Это удел неудачников. Человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу. Эта зависть провоцирует драки, склоки, войны и ведет к смерти.

— Как вы понимаете выражение «белая зависть».? Эта зависть помогает приложить человеку немало усилий и труда, чтобы достичь того же успеха.

— О какой зависти поет Александр Розенбаум?

Она чернеет с каждым часом…

Калечит души, мысли травит,

Переиначивает сны.

3. Чтение и анализ сказки Л. Н. Толстого.

У ч и т е л ь. Послушайте сказку Л. Толстого.

— Какие чувства у вас возникают?

БЕЛКА И ВОЛК

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

Пусти меня.

Волк сказал:

— Хорошо, я пущу тебя, только скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Л. Толстой. Рассказы из «Азбуки»

— На какие размышления наводит вас сказка?

— В чем поучительный смысл сказки?

4. Обобщение .

Слово учителя. Если зависть рождает в нашем теле болезни, то какое чувство подарит вдохновение?

Искреннее восхищение. Это радость за чужие победы и достижения. Восхищение подарит нам положительные эмоции. Но искренне восхищаться могут не все. На это способны лишь добрые, вёликодушные люди.

Урок хочется закончить афоризмом Л. Толстого: «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки».

 

Возможно, будет полезно почитать: