Классификация видов первичной медико санитарной помощи. Организация первичной медико-санитарной помощи населению

(ПМСП) (по определению ВОЗ) — удовлетворение потребностей населения (каждого лица, семьи и общины) путем предоставления медицинских услуг при первом контакте с системой здравоохранения, комплексное обслуживание, приближенное к месту жительства и работе.

Первичная медико-санитарная помощь в настоящее время определяется как «зона первого контакта» населения с медико-санитарными службами, как первый этап охраны здоровья населения. Именно ПМСП определяет осуществление основного принципа отечественного здравоохранения — профилактики, так как является наиболее массовой медицинской службой. Оказание ПМСП является одной из гарантий медико-социальной помощи.

Первичная медико-санитарная помощь представляет собой комплекс медико-санитарных, лечебных, профилактических и гигиенических мер: лечение заболеваний и травм, снабжение самыми нужными лекарственными средствами, охрана материнства и детства, иммунизация против основных инфекционных заболеваний, профилактика местных эндемических заболеваний и борьба с ними, планирование семьи, санитарное просвещение, достаточное снабжение безопасной питьевой водой, содействие обеспечению продовольствием и рациональному питанию.

Первичная медико-санитарная помощь включает все виды амбулаторно-иоликлинической помощи, службу скорой и неотложной помощи, родовспоможение, санитарно-противоэпидемические учреждения.

Большой вклад в развитие первичной медико-санитарной помощи внесла Международная конференция ВОЗ по проблемам ПМСП, проходившая в Алма-Ате в 1978 г. Конференция отметила главную особенность ПМСП на современном этапе: разницу медицинского обслуживания обеспеченных и необеспеченных слоев населения в разных странах и внутри каждой страны. Конференция провозгласила лозунг «Здоровье для всех к 2000 году», что означало достижение равных возможностей в доступности равнозначной медицинской помощи. Главным средством достижения этого конференция признала ПМСП. На конференции было выяснено, что проблемы ПМСП в России стоят не так остро благодаря уникальности отечественной системы амбулаторно-поликлинической помощи.

На протяжении многих лет в здравоохранении России делался акцент на развитие амбулаторно-поликлинической помощи. К концу 1990-х гг. более 80 % обращений населения приходилось на учреждения ПМСП. Но вместе с тем накапливалось все больше проблем, связанных с материально-техническим состоянием учреждений ПМСП, уровнем подготовки кадров, качеством и культурой оказываемой помощи, уровнем подготовки медицинских кадров. Это привело к необходимости реформирования ПМСП.

Предусмотрен переход к организации первичной медико-санитарной помощи по принципу семейного врача (врача общей практики). Это предполагает значительное расширение функций, выполняемых участковыми терапевтами и педиатрами. Основной функцией семейного врача является оказание населению многопрофильной амбулаторной медицинской помощи. В связи с этим возникает необходимость переориентации деятельности участковых терапевтов и педиатров: значительное расширение объема их деятельности по смежным специальностям, обучение практическим навыкам, выполняемым сейчас узкими специалистами. Объем лечебно-диагностических манипуляций, которые обязан выполнять семейный врач, очень разнообразен: хирургические манипуляции, отоларингологические, офтальмологические, гинекологические и т. д. Следует отметить, что в деятельности семейного врача значительная роль отводится организации медико-социальной помощи (совместно с органами социальной защиты населения, благотворительными организациями, службами милосердия) одиноким престарелым, инвалидам, хроническим больным.

Однако переход к системе семейного врача предусматривает немало проблем: не определены длительность рабочего дня и график работы семейного врача, не разработан механизм социальной и правовой защиты врачей и сестер общей практики и т. д.

С целью совершенствования ГТМСП в дополнение к существующим составляющим ПМСП в настоящее время созданы детские реабилитационные центры, центры реабилитации женщин с патологией беременности, кабинеты медико-социальной реабилитации, медико-генетические консультации и т. д.

Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП), по определе­нию ВОЗ,-удовлетворение потребностей населения (каждого лица, семьи, общины) путем предоставления медицинских услуг при первом контакте с системой здравоохранения, комплексное обслу­живание, приближенное к месту жительства и работе.

Оказание ПМСП является одной из гарантий медико-социальной помощи.

ПСМП представляет собой комплекс медико-санитарных, ле­чебных, профилактических и гигиенических мер: диагностика и лечение заболеваний и травм, снабжение самыми необходимыми лекарственными средствами, охрана материнства и детства, имму­низация против основных инфекционных заболеваний, профилак­тика инфекционных заболеваний, планирование семьи, санитарной просвещение, снабжение безопасной питьевой водой и продукта­ми питания, и пр.

ПМСМ включает в себя все виды амбулаторно-поликлиниче­ской помощи, службу скорой и неотложной помощи, родовспомо­жение, санитарно-противоэпидемические учреждения, центры са­нитарного просвещения.

В настоящее время ПМСП находится в стадии реформирования. Предусмотрен переход к организации ПМСП по принципу семейно­го врача (врача общей практики). Основной функцией семейного врача является оказание населению многопрофильной амбулатор­ной медицинской помощи. В связи с этим возникает необходимость переориентации деятельности участковых терапевтов и педиатров: значительное расширение объема их деятельности по смежным специальностям, обучение практическим навыкам, выполняемым узкими специалистами. Объем лечебно-диагностических манипуля­ций, которые обязан выполнять семейный врач, чрезвычайно разно­образен: хирургические, отоларингологические, гинекологические, офтальмологические манипуляции.

С целью совершенствования ПМСП в дополнение к существу­ющим созданы стационары дневного пребывания, детские реаби­литационные центры, центры реабилитации женщин с патологией беременности, кабинеты медико-социальной реабилитации, меди­ко-генетические консультации и т. д.

Амбулаторно-поликлиническая помощь населению

Амбулаторно-поликлинические учреждения предназначены для оказания медицинской помощи приходящим больным, а также больным в домашних условиях.

Поликлиника - многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медицинской, в том числе специализированной, помощи больным, а при необходимос­ти для обследования и лечения больных в домашних условиях. В по­ликлинике ведут прием врачи разного профиля, а также функци­онируют различные диагностические кабинеты. Основной принцип работы поликлиники территориально-участковый, когда за участ­ковым врачом-терапевтом и медицинской сестрой закрепляется участок с определенным числом жителей (1700 человек старше 14 лет на 1 должность участкового терапевта, норма нагрузки - пять посещений в час на приеме в поликлинике и два - при обслу­живании пациентов на дому терапевтом).

Амбулатория, так же как и поликлиника, осуществляет медицин­скую помощь приходящим больным и на дому. Отличается от поликли­ники меньшим объемом работы и ограниченными возможностями специализированной медицинской помощи (не более пяти специалис­тов). Амбулатории, как правило, обслуживают сельское население.

Основные задачи поликлиники:

    оказание квалифицированной специализированной медицинс­кой помощи населению при обращении в поликлинику и на дому;

    организация и проведение диспансеризации населения;

    организация и проведение профилактических мероприятий сре­ди населения с целью снижения заболеваемости, инвалидности и смертности;

    экспертиза временной нетрудоспособности;

    организация и проведение работы по санитарно-гигиеническо­му воспитанию населения и формированию здорового образа жизни.

Одним из структурных подразделений поликлиники является отделение профилактики, которое включает в себя кабинет довра­чебного контроля, смотровой женский кабинет и др. В отделение профилактики направляются больные из регистратуры, впервые пришедшие на прием к врачу. В кабинете доврачебного контроля выдают различные справки и проводят предварительные осмотры.

Диспансеризация населения

Диспансеризация является основным средством профилакти­ки в отечественной системе здравоохранения.

Под диспансериза­цией понимается активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие этих групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения и комплекс­ного лечения заболевших, проведение мероприятий по оздоровле­нию условий их труда и быта, предупреждению развития и рас­пространения болезней, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жизнедеятельности.

Диспансеризация предусматривает прежде всего сохранение здо­ровья у здоровых, активное выявление больных с ранними стадиями заболеваний и предупреждение случаев нетрудоспособности. Конеч­ной целью диспансеризации является сохранение и укрепление здоро­вья и трудоспособности диспансеризуемого контингента. Этим опреде­ляется социально-гигиеническая сущность диспансеризации.

В настоящее время существуют различные диспансеры: врачебно-физкультурные, кожно-венерологические, противотуберку­лезные, наркологические, кардиологические, онкологические, пси­хоневрологические.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПМСП - основа системы оказания медицинской помощи, включающая мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Первичную доврачебную медико-санитарную помощь оказывают фельдшеры, акушеры и другие медицинские работники со средним медицинским образованием. Первичную врачебную медико-санитарную помощь оказывают врачи-терапевты, в том числе участковые, врачи-педиатры, в том числе участковые, и ВОП [врачи общей (семейной) практики]. Первичную специализированную медико-санитарную помощь оказывают врачи-специалисты, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь, в том числе ВМП.

ПМСП оказывают в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара. В последнее десятилетие объемы ПМСП растут. В 2011 г. на ПМСП, оказанную в амбулаторных условиях, приходилось 1175,2 млн посещений на сумму 288,6 млрд рублей; в условиях дневных стационаров - 60 млн пациенто-дней на сумму 20,6 млрд рублей.

Ниже перечислены основные медицинские учреждения, в которых оказывают ПМСП:

Поликлиники (взрослые, детские, стоматологические);

Женские консультации;

Центры общей врачебной (семейной) практики;

Диспансеры.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ

ПМСП - самый массовый вид медицинской помощи, которую получают около 80% всех больных, обращающихся в организации

здравоохранения. Организация деятельности учреждений, оказывающих ПМСП, базируется на 4 основополагающих принципах (рис. 5.1).

Участковость

Большая часть учреждений, оказывающих ПМСП, работает по участковому принципу: за ними закреплены определенные территории, которые, в свою очередь, разделены на территориальные участки. Участки формируют в зависимости от численности населения. За каждым из них закреплены участковые врач (терапевт, педиатр) и медицинская сестра. При формировании участков для обеспечения равных условий работы врачей следует учитывать не только численность населения, но и протяженность, тип застройки, удаленность от поликлиники, транспортную доступность и др.

Доступность

Реализацию этого принципа обеспечивает широкая сеть амбулаторно-поли-клинических учреждений, действующих на территории Российской Федерации. В 2011 г. в России функционировало более 13 тыс. амбулаторно-поликлиничес-ких учреждений, в которых медицинская помощь была оказана более 50 млн человек. Любой житель страны не должен иметь препятствий для обращения в учреждение, оказывающее ПМСП, как по месту жительства, так и на территории, где в настоящее время находится. Доступность и бесплатность ПМСП населению обеспечивает ПГГ бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Преемственность и этапность лечения

ПМСП - первый этап единого технологического процесса оказания медицинской помощи «поликлиника - стационар - учреждения восстановительного лечения». Как правило, пациент вначале обращается к участковому врачу поликлиники. В случае необходимости он может быть направлен в консультативно-диагностический центр (КДЦ). диспансер (онкологический, противотуберкулезный, психоневрологический и др.), больничное учреждение, центр медицинской и социальной реабилитации. Между этими звеньями оказания медицинской помощи должна существовать преемственность, позволяющая исключать дублирование диагностических исследований, ведения медицинской документации, тем самым обеспечивая комплексность профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных. Одним из направлений в достижении этой цели служит внедрение электронной истории болезни (электронного паспорта больного).

Профилактическая направленность

Учреждения, оказывающие ПМСП, призваны играть ведущую роль в формировании здорового образа жизни как комплекса мер, позволяющего сохранять и укреплять здоровье населения, повышать качество жизни.

Приоритетное направление деятельности этих учреждений - диспансерная работа. Диспансеризация - направление в деятельности медицинских учреждений, включающее комплекс мер по формированию здорового образа жизни, профилактике и ранней диагностике заболеваний, эффективному лечению больных и их динамическому наблюдению.

В профилактической деятельности учреждений, оказывающих ПМСП, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.

Диспансерный метод прежде всего используют в работе с определенными группами здоровых людей (дети, беременные, спортсмены, военнослужащие и др.), а также с больными, подлежащими диспансерному наблюдению. В процессе диспансеризации эти контингента берут на учет с целью раннего выявления заболеваний, комплексного лечения, проведения мероприятий по оздоровлению условий труда и быта, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жизнедеятельности.

Важное направление профилактической работы учреждений, оказывающих ПМСП, - прививочная работа. Детскому населению профилактические прививки проводят по соответствующему календарю, взрослому - по желанию и показаниям.

Дальнейшее развитие ПМСП должно быть направлено на решение следующих задач:

Обеспечение доступности этого вида медицинской помощи для всех групп населения, проживающих в любых регионах страны;

Полное удовлетворение потребности населения в квалифицированной лечебно-профилактической и медико-социальной помощи;

Усиление профилактической направленности в деятельности учреждений, оказывающих ПМСП;

Повышение эффективности работы учреждений, оказывающих ПМСП, совершенствование управления;

Повышение культуры и качества медико-социальной помощи.

ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Городская поликлиника для взрослых - учреждение здравоохранения, оказывающее ПМСП населению в возрасте 18 лет и старше. Поликлиники организуют в составе больничных учреждений (областной, краевой, республиканской, окружной, центральной районной больницы, медико-санитарной части). Кроме того, они могут быть и самостоятельными учреждениями.

Основные задачи поликлиники:

Оказание медицинской помощи населению непосредственно в поликлинике и на дому;

Организация и проведение среди прикрепленного населения комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности;

Диспансеризация населения, прежде всего лиц с повышенным риском заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкологических и других социально значимых болезней;

Организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, формированию здорового образа жизни.

Примерная организационная структура городской поликлиники для взрослых представлена на рис. 5.2.

Поликлинику возглавляет главный враг, который руководит деятельностью учреждения и несет ответственность за качество и культуру лечебно-профилактической помощи, а также организационную, административно-хозяйственную и финансовую деятельность. Он разрабатывает план работы учреждения и организует его выполнение.

Главный врач проводит подбор кадров медицинского и административно-хозяйственного персонала, несет ответственность за их работу, выносит поощрения хорошо работающим инициативным сотрудникам и привлекает к дисциплинарной ответственности нарушителей трудовой дисциплины; осуществляет расстановку кадров, организует повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала, готовит резерв руководителей подразделений, устанавливает распорядок работы учреждения, утверждает графики работы персонала и др.

Главный врач распоряжается кредитами, контролирует правильность исполнения бюджета и обеспечивает экономное и рациональное расходование средств, сохранность материальных ценностей, правильное составление и своевременное представление в соответствующие инстанции статистических, медицинских и финансовых отчетов, своевременное рассмотрение жалоб и заявлений населения, а также принимает по ним необходимые меры.

Из числа наиболее квалифицированных и обладающих организаторскими способностями врачей главный врач назначает своего первого заместителя - заместителя по лечебной работе, который в период отсутствия главного врача исполняет его обязанности. Он фактически отвечает за всю профилактическую и лечебно-диагностическую деятельность учреждения. У главного врача есть и другие заместители: по клинико-экспертной работе, административно-хозяйственной части.

Свою долю ответственности за качество профилактической и лечебно-диагностической работы в поликлинике, соблюдение персоналом медицинской этики несут и заведующие отделениями. Они осуществляют непосредственное руководство профилактической и лечебно-диагностической работой врачей, контролируют ее, консультируют больных со сложными в диагностическом плане формами заболеваний, контролируют обоснованность выдачи врачами листков временной нетрудоспособности; организуют своевременную госпитализацию


больных, которым необходимо стационарное лечение, обеспечивают проведение мероприятий по повышению квалификаций врачей и среднего медицинского персонала. Лечение больных, нуждающихся в госпитализации, но оставленных по каким-либо причинам на дому, также проводится под постоянным контролем заведующего отделением.

Первое знакомство пациента с поликлиникой начинается с регистратуры, которая организует прием больных и их обслуживание на дому. Она выполняет следующие задачи:

Ведет запись на прием к врачам при непосредственном обращении и по телефону;

Регулирует интенсивность потока пациентов с целью обеспечения равномерной нагрузки на приеме, распределение больных по видам оказываемой помощи;

Осуществляет своевременный подбор медицинской документации и доставку ее в кабинеты врачей, правильное ведение и хранение картотеки.

В практике ПМСП используют три основных способа организации записи пациентов на прием к врачу: талонную систему, самозапись и комбинированный способ.

В настоящее время в ряде городов страны реализуется проект «Электронная регистратура». Он предусматривает значительное повышение оперативности записи населения на прием к врачу и систему мониторинга доступности медицинской помощи в регионе, населенном пункте или отдельно взятом медицинском учреждении.

«Электронная регистратура» дает пациенту возможность записаться на прием к врачу следующими способами: по единому номеру телефона; через Интернет; через информационный киоск, расположенный в вестибюле поликлиники; через регистратуру поликлиники.

«Электронная регистратура» предусматривает наличие единого для всех муниципальных поликлиник бесплатного номера телефона. Набрав его, пациент попадает в call-центр, где специально обученные операторы в течение минуты оформляют запись к необходимому специалисту. Помимо call-центра, записаться к врачу можно через специализированный интернет-портал с удобной навигацией. Если врач по каким-либо причинам недоступен, пациенту предлагают альтернативные варианты: либо записаться к специалисту в другое лечебное учреждение, либо встать в очередь. Информационные ресурсы call-центра позволяют оператору предложить пациенту наиболее быстрый и удобный вариант записи. На интернет-портале варианты предлагаются в автоматическом режиме.

«Электронная регистратура» не только повышает оперативность записи пациентов на прием к врачам, но и служит эффективным управленческим инструментом для руководителей органов управления здравоохранением и амбулаторно-поликлинических учреждений. Создаваемая информационная база позволяет в течение короткого времени формировать необходимую отчетность, а также управлять потоками пациентов в амбулаторно-поликлинические учреждения в режиме онлайн.

Вызвать врача на дом можно очно или по телефону. Принимаемые вызовы заносят в «Книгу записей вызова врача на дом» (форма 031/у), в которой указывают не только фамилию, имя, отчество и адрес больного, но и основные жалобы. Эти книги ведут как по каждому терапевтическому участку, так и по каждому из врачей узких специальностей.

Для получения пациентами необходимой информации в вестибюле поликлиники целесообразно организовать подробную «немую справку» с расписанием работы врачей всех специальностей, номеров их кабинетов, врачебных участков с входящими в них улицами и домами, правилами подготовки к исследованиям

(рентгеноскопии, рентгенографии, анализам крови) и др. «Немая справка» должна содержать, кроме того, информацию о времени и месте приема населения главным врачом и его заместителями; адреса дежурных поликлиник и стационаров района (города), оказывающих экстренную специализированную помощь населению в воскресные дни, и др.

Оптимальна форма работы регистратуры с использованием электронных (безбумажных) технологий хранения информации. Для этих целей необходимо создание локальной компьютерной сети в масштабе всей поликлиники с терминалами во всех врачебных кабинетах и лечебно-диагностических подразделениях.

В непосредственной близости от регистратуры должен располагаться кабинет доврачебного приема, который организуют в поликлинике для регулирования потока посетителей и выполнения функций, не требующих врачебной компетенции. Для работы в нем подбирают наиболее опытных медицинских сестер.

Основная фигура городской поликлиники для взрослых - участковый терапевт, который обеспечивает в поликлинике и на дому квалифицированную терапевтическую помощь населению, проживающему на закрепленном участке. Терапевтические участки формируют из расчета 1700 жителей в возрасте 18 лет и старше на один участок. В своей работе участковый терапевт непосредственно подчиняется заведующему терапевтическим отделением.

Работа участкового терапевта осуществляется по графику, утверждаемому заведующим отделением или главным врачом поликлиники, в котором должны быть предусмотрены фиксированные часы амбулаторного приема, время для оказания помощи на дому, время для профилактической и другой работы. Распределяют время приема в поликлинике и помощи на дому в зависимости от численности и состава населения участка, посещаемости и других факторов.

Важную роль в организации ПМСП населению играют врачи узких специальностей (кардиолог, эндокринолог, невропатолог, уролог, офтальмолог и др.), которые в своей работе непосредственно подчиняются заведующему отделением или заместителю главного врача по лечебной работе.

ЖЕНСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Женскую консультацию организуют как самостоятельное ЛПУ муниципального района (городского округа) или структурное подразделение ЛПУ (городской или центральной районной больницы) для оказания амбулаторной акушерско-гинекологической помощи женщинам.

Руководство женской консультацией, организованной как самостоятельное ЛПУ муниципального района (городского округа), осуществляет главный врач, которого назначает на должность и освобождает от должности руководитель органа управления здравоохранением муниципального образования. Руководство женской консультацией в структуре ЛПУ осуществляет заведующий отделением, которого назначает на должность руководитель учреждения.

Структуру и штатную численность медицинского и иного персонала женской консультации утверждает руководитель ЛПУ в зависимости от объема проводимой работы.

Основная цель работы женской консультации - оказание квалифицированной амбулаторной акушерско-гинекологической помощи женскому населению вне беременности, в период беременности и в послеродовом периоде.

Основные задачи женской консультации:

Подготовка женщин к беременности и родам, оказание акушерской помощи во время беременности и в послеродовом периоде;

Оказание ПМСП женщинам с гинекологическими заболеваниями;

Обеспечение консультирования и услуг по планированию семьи, профилактика абортов и заболеваний, передаваемых половым путем, внедрение современных методов контрацепции;

Оказание акушерско-гинекологической помощи в условиях специализированного приема,дневного стационара;

Оказание социально-правовой помощи в соответствии с законодательством;

Предоставление в региональное отделение Фонда социального страхования РФ отчетов-заявок на получение родовых сертификатов;

Проведение мероприятий по повышению знаний, санитарной культуры населения в области охраны репродуктивного здоровья и др.

Примерная организационная структура женской консультации представлена на рис. 5.3.

В крупных женских консультациях могут быть организованы дневные стационары для обследования, лечения гинекологических больных и проведения малых гинекологических операций и манипуляций.

Работу женской консультации организуют с учетом обеспечения максимальной доступности акушерско-гинекологической помощи женскому населению. Неотложную акушерско-гинекологическую помощь обеспечивают специализированные отделения больниц или родильных домов. Помощь на дому беременным, родильницам и гинекологическим больным оказывает лечащий или дежурный врач женской консультации. Помощь на дому осуществляют в день вызова. После посещения женщины врач вносит соответствующую запись в первичную медицинскую документацию. Лечебные и диагностические манипуляции на дому по назначению врача выполняет средний медицинский персонал.

Женщине предоставляется право выбора акушера-гинеколога по ее желанию. В целях оптимизации преемственности рекомендовано наблюдение женщины вне беременности, в период беременности и после родов одним и тем же врачом. Основные задачи врача акушера-гинеколога: осуществление диспансерного наблюдения гинекологических больных, беременных и родильниц, оказание им при необходимости экстренной медицинской помощи и направление в специализированные стационары.


Подготовку к родам и материнству в женской консультации проводят как индивидуально, так и в группах. Наиболее перспективная и эффективная форма занятий - семейная подготовка к рождению ребенка, направленная на привлечение членов семьи к активному участию в дородовой подготовке. Присутствие отца ребенка во время родов и послеродовом периоде способствует изменению образа жизни беременной и ее семьи, ориентирует на рождение желанного ребенка.

Наряду с семейной формой подготовки к деторождению рекомендовано использование традиционных методов психофизической подготовки беременных к родам, а также обучение их правилам личной гигиены, подготовки к будущим родам и уходу за ребенком в «Школах материнства», организуемых в женских консультациях. При этом используют демонстрационные материалы, наглядные пособия, технические средства и предметы ухода за ребенком.

С 1 января 2006 г. в рамках национального проекта «Здоровье» началась реализация программы «Родовый сертификат», направленной на решение проблемы сохранения и укрепления здоровья матери и ребенка, повышение качества и доступности медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, создание условий для рождения здоровых детей.

Родовый сертификат выдают в женской консультации по месту жительства при сроке беременности 30 нед (в случае многоплодной беременности - 28 нед) и более. Обязательное условие - постановка на учет и непрерывное наблюдение в этой женской консультации не менее 12 нед. Сертификат выдают на женщину, а не на ребенка, поэтому даже в случае многоплодной беременности он всего один. Женщине, которая во время беременности наблюдалась в женской консультации на платной основе или заключила договор с роддомом об оказании платных услуг, не может быть выдан родовый сертификат. В случае отсутствия регистрации по месту жительства («прописки») женщина может встать на учет в женской консультации того населенного пункта, где фактически проживает. При выдаче сертификата в нем делают отметку о причине отсутствия регистрации. Женщина также имеет возможность выбрать роддом в любом городе по своему желанию. Сертификат выдают независимо от того, совершеннолетняя женщина или нет, работает она или не работает.

В результате введения сертификатов объем дополнительного финансирования службы родовспоможения в 2011 г. составил более 17,3 млрд рублей, которые распределились следующим образом: в женские консультации было направлено 32%, в родильные дома - 63%, в детские поликлиники - 5% этих средств. Средства, полученные этими учреждениями здравоохранения по программе «Родовый сертификат», направлялись на повышение заработной платы персонала, оказывающего медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов, диспансерное наблюдение ребенка 1-го года жизни, а также на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, медицинского оборудования, инструментария, мягкого инвентаря, а в стационарных учреждениях - дополнительное питание беременных и кормящих матерей.

Введение родовых сертификатов послужило одним из факторов снижения показателей младенческой, перинатальной и материнской смертности.

Особую социальную значимость имеет работа по планированию семьи, которую выполняет женская консультация.

Планирование семьи - принятие осознанного решения о числе детей и сроках их рождения, возможность регулировать деторождение в соответствии с конкретной ситуацией в семье, а следовательно, возможность рождения только желанных детей от готовых к этому родителей. Предоставление женщинам права на охрану репродуктивного здоровья, включая планирование семьи, служит основополагающим условием их полноценной жизни и равенства полов. Реализация этого права возможна только при развитии службы планирования семьи, расширении и

внедрении специальных программ («Безопасное материнство» и др.), улучшении системы полового и гигиенического образования, обеспечении контрацептивами населения (в первую очередь молодежи).

Регулируют деторождение тремя способами: контрацепцией, абортами и стерилизацией.

ВОЗ отмечает, что один из компонентов репродуктивного здоровья - наличие у мужчины и женщины права на получение необходимой информации и доступ к безопасным, эффективным, недорогим и приемлемым методам регулирования рождаемости по собственному выбору. Работу по планированию семьи осуществляют врачи акушеры-гинекологи и акушерки, имеющие специальную подготовку. Специализированный кабинет (прием) планирования семьи оснащают аудио- и видеотехникой для демонстрации средств контрацепции, наглядными пособиями, печатными информационными материалами для населения по вопросам планирования семьи и профилактики абортов.

Работа с молодежью, представляющей собой группу риска по возникновению нежелательной беременности и ИППП, можно осуществлять путем выделения особых часов на специализированных приемах в кабинетах планирования семьи.

К сожалению, в России аборт остается одним из основных способов регулирования рождаемости. В 2011 г. было произведено 1124,9 тыс. абортов, что составляет 26,9 случая на 1000 женщин фертильного возраста. Если в конце 1980-х гг. на долю СССР приходилась треть всех абортов в мире, то с начала 1990-х гг. благодаря развитию службы планирования семьи их частота постепенно снижается (рис. 5.4). Тем не менее и сейчас на аборты приходится более 40% причин вторичного бесплодия.


В соответствии с действующим законодательством каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводят по желанию женщины при сроке беременности до 12 нед. по социальным показаниям - до 22 нед, а при наличии медицинских показаний и согласия женшины - независимо от срока беременности.

Вопрос о прерывании беременности по социальным показаниям решает комиссия в составе врача акушера-гинеколога, руководителя учреждения (отделения) и юриста при наличии заключения о сроке беременности, установленном врачом акушером-гинекологом, соответствующих юридических документов (свидетельство о смерти мужа, разводе и др.), подтверждающих социальные показания, и письменного заявления женщины. При наличии социальных показаний бере-

менной выдают заключение, заверенное подписями членов комиссии и печатью учреждения.

Искусственное прерывание беременности по медицинским показаниям проводят с согласия женщины независимо от срока беременности. Медицинские показания устанавливает комиссия в составе врача акушера-гинеколога, врача той специальности, к области которой относится заболевание (состояние) беременной, и руководителя учреждения (отделения) здравоохранения. При наличии медицинских показаний беременной выдают заключение с полным клиническим диагнозом, заверенное подписями указанных специалистов и печатью учреждения.

В целях охраны здоровья женщин, снижения числа абортов и смертности от них в РФ разрешена хирургическая стерилизация женщин (и мужчин). Ее проводят по желанию пациента при наличии соответствующих показаний. Существует большой перечень медицинских и социальных показаний и противопоказаний для хирургической стерилизации, которую нельзя расценивать как оптимальный способ предохранения от беременности.

ЦЕНТР ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ (СЕМЕЙНОЙ)ПРАКТИКИ

Центры общей врачебной (семейной) практики (ЦОВП) принимают активное участие в оказании ПМСП населению. В 2011 г. в России действовало более 3500 ЦОВП.

ЦОВП организуют на территории муниципальных районов и городских округов. Участок ВОП формируют из расчета 1500 человек взрослого населения (в возрасте 18 лет и старше), участок семейного врача - 1200 человек взрослого и детского населения.

Как показывает накопленный за последнее десятилетие опыт, привлечение центров общей врачебной (семейной) практики к оказанию ПМСП ведет к значительному улучшению качества и доступности медицинской помощи, усилению профилактической работы, укреплению здоровья семьи.

Организация ЦОВП позволит со временем заменить действующую сеть врачебных амбулаторий в сельской местности, поликлиник - в городах, и улучшить оказание населению ПМСП.

Сложившаяся в последние годы практика показывает, что деятельность ЦОВП ориентирована на оказание медицинской помощи населению по следующим основным специальностям: терапия, акушерство и гинекология, хирургия, стоматология, офтальмология, оториноларингология, геронтология и др. Примерная организационная структура ЦОВП представлена на рис. 5.5.


На должность ВОП (семейного врача) назначают специалистов, имеющих высшее медицинское образование по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», окончивших клиническую ординатуру по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» или прошедших переподготовку и получивших сертификат специалиста по этой специальности. В обязанности ВОП входят:

Ведение амбулаторного приема, посещение больных на дому, оказание неотложной помощи;

Проведение комплекса профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на раннюю диагностику заболеваний, лечение и динамическое наблюдение больных;

Проведение экспертизы временной нетрудоспособности;

Организация медико-социальной и бытовой помощи совместно с органами социальной защиты и службами милосердия одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным;

Проведение санитарно-просветительной работы по гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи;

Ведение утвержденных форм учетной и отчетной документации.

ВОП (семейный врач), как правило, выполняет функцию руководителя ЦОВП.

ДНЕВНЫЕ СТАЦИОНАРЫ

Стационары дневного пребывания - одна из эффективных форм оказания ПМСП населению. Их организуют для обследования и лечения больных с острыми заболеваниями и обострениями хронических заболеваний или патологией беременности, не требующих круглосуточного стационарного режима, а также для реабилитации больных после стационарного лечения. Опыт организации стационаров дневного пребывания в амбулаторно-поликлинических учреждениях Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга показал их наибольшую эффективность при лечении следующих патологических состояний: АГ I-II стадии, ИБС со стенокардией без нарушения ритма, обострение хронического бронхита и бронхиальной астмы (без гормональной зависимости), радикулиты, болевые синдромы на почве остеохондроза, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки (неосложненная), хронический гастрит, облитерирующий атеросклероз нижних конечностей, экстрагенитальные заболевания беременных и др.

Отбор и направление больных на обследование и лечение в стационар дневного пребывания в амбулаторно-поликлиническом учреждении проводят участковые врачи-терапевты, педиатры и другие специалисты. При ухудшении течения заболевания больной, находящийся в стационаре дневного пребывания, должен быть незамедлительно переведен в соответствующее специализированное отделение больницы.

Мощность стационаров дневного пребывания и необходимую численность должностей медицинского персонала индивидуально в каждом конкретном случае определяет руководитель амбулаторно-поликлинического учреждения по согласованию с руководителем органа управления здравоохранением.

Расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств устанавливают в соответствии с действующими в данном учреждении расчетными нормативами.

Стационар дневного пребывания пользуется в своей работе лечебно-диагностическими службами в составе поликлиники, на базе которой он организован. Питание больных в стационарах дневного пребывания в амбулаторно-поликлинических учреждениях организуют применительно к местным условиям и за счет самого больного.

Стационары на дому организуют в случаях, когда состояние больного и домашние (социальные, материальные) условия позволяют организовать медицинскую

помощь и уход на дому. Цель организации стационаров на дому - лечение острых форм заболеваний (не требующих интенсивного стационарного наблюдения). долечивание и реабилитация хронически больных, медико-социальная помощь престарелым, наблюдение и лечение в домашних условиях лиц, перенесших несложные оперативные вмешательства, и др.

Стационары на дому могут быть организованы в составе поликлиник, поликлинических отделений больниц, диспансеров. Они хорошо зарекомендовали себя в педиатрии и гериатрии.

Организация стационаров на дому предполагает ежедневное наблюдение больного врачом, проведение лабораторно-диагностических обследований, медикаментозной терапии (внутривенные, внутримышечные инъекции), различных процедур (банки, горчичники и др.). При необходимости в комплекс лечения больных включают также физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебную физкультуру и др. Более сложные диагностические обследования (фонокардиограмма. эхокардиограмма, рентгеноскопия и др.) проводят при наличии клинических показаний в поликлинике, куда больных доставляют санитарным транспортом. При необходимости больным в стационаре на дому оказывают консультативную помощь врачи узких специальностей.

Руководство стационаром на дому осуществляет заведующий соответствующим отделением, который в своей деятельности подчиняется главному врачу больницы и его заместителю по поликлинике. Отбор больных на лечение проводит заведующий отделением совместно с врачом стационара на дому по представлению участковых врачей или врачей других специальностей.

Стационары на дому могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованная форма работы предусматривает выделение отдельного врача-терапевта и 1-2 медсестер. При этом нужно отметить, что медсестра стационара на дому забирает биологические материалы для анализов, выполняет процедуры и инъекции 1-2 раза в день. Дополнительные инъекции больным проводит участковая медсестра поликлиники. При такой форме работы стационар на дому обслуживает в день 12 14 больных. При централизованной форме организации необходимо транспортное обеспечение.

Наиболее целесообразна организация работы стационара на дому в децентрализованной форме с участием участковых врача и медсестры поликлиники. При этом в помощь участковым медсестрам выделяют выездную процедурную медицинскую сестру (или двух) для проведения больным процедур: инъекций, забора биологических сред для анализа. Участковые врачи и медсестры обслуживают сразу 2-3 больных на близлежащих участках. Участок обслуживания выездной процедурной медсестры может включать до 20 тыс. населения, для чего ее обеспечивают автотранспортом.

Таким образом, организация стационаров на дому максимально учитывает специфику обслуживаемых пациентов (дети, лица пожилого возраста, хронически больные). Помимо достижения конкретного медицинского и экономического эффекта, лечение в стационарах на дому имеет большое социально-психологическое значение, так как позволяет осуществлять медицинскую помощь в привычных условиях и не связано с нарушением микросоциальной среды больного. Это лечение по показателям медицинской и социальной эффективности в ряде случаев не уступает лечению в стационаре круглосуточного пребывания, но в то же время в 3-5 раз дешевле.

ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ - совокупность медицинских и санитарно-гигиенических мероприятий, проводимых на первом (первичном) уровне контакта населения со службами здравоохранения.

Понятие «первичная медико-санитарная помощь» как отражение стратегии и программы деятельности Всемирной организации здравоохранения (см.) было предложено ею в 70-х гг. 20 в. с целью «достижения здоровья для всех к 2000 году». При этом П. м.-с. п. была определена как основное средство осуществления цели стратегии. Понятие и концепция П. м.-с. п. претерпели существенные изменения по мере изучения и обобщения опыта развития здравоохранения и социальных служб, под воздействием активной позиции СССР и других социалистических стран на сессиях ВОЗ и в ее повседневной деятельности. Первоначально эта форма медпомощи трактовалась как преимущественно лечебная, примитивная, оказываемая жителям сельских общин развивающихся стран лицами, не имеющими мед. образования, а получившими лишь первоначальные навыки оказания доврачебной медпомощи и проведения вакцинации, за счет средств общины. Более того, такая форма медпомощи в большинстве стран противопоставлялась профессиональным, в т. ч. государственным, службам здравоохранения, не способным обеспечить большинству населения медпомощь в силу острой нехватки мед. кадров и учреждений здравоохранения и непомерно высокой и все растущей стоимости медпомощи. Предлагалось называть эту форму первичной медицинской помощью, а ее осуществление считать обязанностью общин, не связанных с профессиональной мед. организацией. Однако такая позиция противоречила целям и задачам здравоохранения как неразрывной части социального развития и лишала население развивающихся стран, широкие слои трудящихся экономически развитых капиталистических стран современной медпомощи из-за ее дороговизны, одного из основных прав человека - права на здоровье; она шла в разрез с решениями самой ВОЗ, и прежде всего с принятой на XXIII Всемирной ассамблее здравоохранения (1970) резолюцией об основных принципах национального здравоохранения, с успехами строительства государственных систем здравоохранения в социалистических странах и опытом ряда других стран. Представления о примитивном характере П. м.-с. п., оторванной от служб здравоохранения и от планов и программ социально-экономического развития, следовало заменить прогрессивной концепцией, отвечающей потребностям населения, принципам и задачам ООН, по примеру ряда стран, и прежде всего социалистических, продемонстрировавших реальные возможности предоставления общедоступной, квалифицированной медико-санитарной помощи на основе создания ее всеобъемлющих систем и служб. Долголетний опыт развития в СССР П. м.-с. п., прежде всего в рамках врачебного участка, имел плодотворный эффект. После обсуждения многообразных проблем П. м.-с. п. на национальных и международных конференциях, в т. ч. в регионарных комитетах и на Всемирных ассамблеях здравоохранения, ВОЗ и ЮНИСЕФ было решено созвать специальную международную конференцию по П. м.-с. п. По инициативе и приглашению правительства СССР такая конференция была проведена в сентябре 1978 г. в Алма-Ате. Участники конференции не только обсудили многочисленные и разнообразные аспекты концепции П. м.-с. п. и ее осуществления в различных странах, но и смогли ознакомиться с леч.-проф, учреждениями Казахской ССР и других среднеазиатских республик, оценив весьма высоко организацию и эффективность их работы, вт. ч. оказываемую ими П. м.-с. п. Конференция приняла Алма-Атинскую декларацию и другие документы, в к-рых было сформулировано понятие и концепция П. м.-с. п., определены возможности стран, основные пути, средства реализации этой формы мед.-сан. помощи, обязанности государств, правительств, международных организаций. Решения алма-атинской конференции получили широкую известность и поддержку во всем мире. Они положены в основу разрабатываемой ВОЗ новой стратегии, подтверждены и развиты в документах последующих Всемирных ассамблей здравоохранения (XXXII, XXXIII, особенно XXXIV). ВОЗ считает, что через П. м.-с. п. можно будет постепенно перейти к созданию всеобъемлющих систем здравоохранения для всего населения. Уже в 1979 г. в обобщающем документе ВОЗ «Разработка стратегии по достижению здоровья для всех к 2000 году» говорилось о предоставлении каждому индивидууму доступа к первичной медико-санитарной помощи, а через нее - ко всем уровням всеобъемлющей системы здравоохранения. Концепция П. м.-с. п. означает наличие службы или системы здравоохранения, передним краем к-рой она является; предполагает существование нескольких уровней (первичного - П. м.-с. п., вторичного и др.). Еще нет полного представления о структуре, формах и функциях П. м.-с. п., ее связях с другими уровнями (эшелонами). Бесспорно (и это признано на алма-атинской конференции и в последующем), что наивысшая форма П. м.-с. п. имеет место в СССР и ряде других социалистических стран, где создана всеобъемлющая государственная система здравоохранения как важнейшая часть социально-экономического и политического развития, к-рая обеспечивает охрану и улучшение здоровья всего населения, где имеет место прочная связь всех звеньев медпомощи - амбулаторно-поликлинической, ртационарной, специализированной, где основой деятельности системы здравоохранения, и прежде всего П. м.-с. п., является профилактика (см.), социально-профилактическое направление.

Понимание концепции П. м.-с. п. как универсальной доктрины не означает, что она не учитывает разный уровень социально-экономического развития стран и их служб здравоохранения. Соответственно конкретные формы, возможности развития П. м.-с. п. различны. Однако остаются общими понятие и концепция П. м.-с. п. В Алма-Атинской декларации говорится: «Первичная медико-санитарная помощь включает основные медико-санитарные мероприятия, повсеместно доступные отдельным людям и семьям в общине и осуществляемые при их всемерном участии на основе практически применимых, научно обоснованных и социально приемлемых методов и технологии и при затратах в пределах материальных возможностей общины и страны в целом на каждом этапе их развития в соответствии с принципом самообеспечения и самоопределения. Первичная помощь составляет неотъемлемую часть как национальной системы здравоохранения, осуществляя ее главную функцию и являясь ее центральным звеном, так и всего процесса социально-экономического развития обществ. Она является первым уровнем контакта отдельных лиц, семьи и общины с национальной системой здравоохранения, максимально приближает медико-санитарную помощь к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны здоровья народа». В Алма-Атинской декларации и других документах ВОЗ П. м.-с. п. называется основой служб системы здравоохранения, ее неотъемлемой частью, ядром, обеспечивающим все мероприятия мед.-сан. характера, более того, предусматривает нек-рые социально-медицинские мероприятия на первом этапе деятельности по охране здоровья населения. ВОЗ подчеркивает, что П. М.-с. п. направлена на решение основных проблем охраны здоровья населения и включает мероприятия по укреплению здоровья, профилактике, лечению и реабилитации.

Поскольку характер этих функций отражает экономические и социальные условия страны и различных групп ее населения, а также обусловлен ими, то в зависимости от страны и р-на система П. м.-с. п. может иметь особенности, но должна включать следующие функции: содействие рациональному питанию и достаточному снабжению доброкачественной водой; проведение основных сан.-гиг. мероприятий; охрану здоровья матери и ребенка, включая планирование семьи; вакцинацию против основных инф. болезней, профилактику местных эпидемических заболеваний и борьбу с ними; сан. просвещение по актуальным проблемам охраны здоровья и способам их решения, включая профилактику, лечение распространенных заболеваний и травм. Учитывая крайне низкий социально-экономический уровень нек-рых развивающихся стран, в документах ВОЗ, в т. ч. материалах Всемирных ассамблей здравоохранения, имеются попытки определить минимум сан.-гиг. и мед. требований П. м.-с. п. (напр., наличие доброкачественной воды в домах или в 15 мин. ходьбы от жилища;, проведение иммунизации против дифтерии, столбняка, коклюша, кори, полиомиелита, туберкулеза; оказание мед.-сан. помощи по месту жительства, включая пользование минимум 20 лекарственными средствами; наличие персонала для акушерско-гинекологической помощи).

В условиях нашей страны П. м.-с. п. следует рассматривать как систему таких отраслей и служб, как амбулаторно-поликлиническая (включая поликлиники, здравпункты, МСЧ); скорая и неотложная медпомощь, родовспоможение; а также частично стационары, куда первично обращаются или доставляются пациенты. К учреждениям П.м.-с. п. относятся также фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, участковые б-цы в сельской местности. Более 80% всех больных начинают и завершают лечение в этой системе; она призвана также выполнять практически всю профилактическую, санитарно-противоэпидемическую работу. Эта система требует возрастающего внимания, решения многих организационных проблем - усовершенствования профилактики, диспансеризации, осмотров, преемственности, специализации, управления на различных уровнях ее иерархии, участия в ней населения. Система П. м.-с. п. как основное звено здравоохранения и система органов и учреждений здравоохранения прошла сложную и длительную эволюцию, тесно связанную с развитием советского здравоохранения (см. Здравоохранение).

На первых этапах в связи с тяжелым наследием, полученным молодой Советской республикой от царской России, организация П. м.-с. п. базировалась на привлечении к участию в здравоохранении широких масс трудящихся и создании в городах и сельской местности значительной сети медпунктов и пунктов зравоохранения. Вскоре в широком масштабе стали развиваться амбулаторно-поликлинические учреждения, диспансеры, служба скорой и неотложной медпомощи, санитарно-противоэпидемическая служба, учреждения по охране здоровья матери и ребенка.

Важнейшей формой работы амбу-латорно-поликлинических учреждений страны (объединенных с б-цами и самостоятельных), находящихся в городах и сельской местности, как основы организации системы П.м.-с.п. стал принцип участковости.

Каждый врачебный участок интегрирует первичную мед.-сан., социальную и специализированную медпомощь населению участка. Участковый врач координирует деятельность размещенных на территории участка медпунктов и его среднего медперсонала, всего санитарного и общественного актива участка, а также врачей-специалистов амбула-торно-поликлинического учреждения.

Участковость в медпомощи населению создает оптимальные условия для проведения комплекса леч.-проф, и сан.-гиг. мероприятий, изучения причин заболеваемости и определения путей их снижения и устранения (см. Врачебный участок).

В более сложных условиях функционируют сельские врачебные участки (см. Сельский врачебный участок), что связано с характером расселения, особенностями условий труда и быта сельских жителей и ведет к этапности оказания им медпомощи. Сельский врачебный участок является первым врачебным звеном в системе медпомощи сельскому населению. На него в основном возлагаются организация и осуществление П. м.-с. п. На территории сельского врачебного участка размещены следующие мед. учреждения: участковая б-ца с амбулаторией или самостоятельная амбулатория (см. Амбулатория), фельдшерско-акушерские пункты (см.), фельдшерские здравпункты (см. Здравпункт) в совхозах и на предприятиях, колхозные родильные дома, детские дошкольные учреждения. Эти учреждения осуществляют разностороннюю деятельность по оказанию П. м.-с. п.

В городах П. м.-с. п. оказывается как по месту жительства, так и по месту работы через врачебные территориальные и производственные (цеховые) участки (см. Цеховой врачебный участок), входящие в состав территориальных и заводских поликлиник (см. Медико-санитарная часть).

П. м.-с. п. детям оказывается гл. обр. в детской поликлинике (см.) по участковому принципу, а основным методом ее, как и в других леч.-проф, учреждениях, является диспансеризация (см.).

Для оказания П. м.-с. п. женщинам предназначены специальные амбулаторные учреждения - женские консультации (см.). В их работе ведущее место также принадлежит диспансерному методу.

В работе медперсонала врачебных участков и медработников амбулаторно-поликлинических учреждений большое место занимает сан. просвещение населения, направляет и координирует к-рое сеть домов санитарного просвещения (см.).

Особое место в системе П. м.-с. п. в СССР занимают скорая и неотложная медицинская помощь (см.), а также нек-рые виды выездной медпомощи (см. Помощь на дому). Для оказания скорой медпомощи создана широкая сеть учреждений: б-цы скорой медпомощи, станции и отделения скорой и неотложной медпомощи, функционирующие круглосуточно в городах и в сельской местности.

Разнообразные функции по оказанию П. м.-с. п. преимущественно сельскому населению осуществляют передвижные (выездные) службы: выездные врачебные бригады, передвижные амбулатории, лаборатории, рентгенфлюорографические, стоматологические и другие кабинеты, а также отделения экстренной и планово-консультативной помощи областных (краевых, республиканских) больниц (см. Областная больница) с организованными при них станциями санитарной авиации (см.). Передвижные службы формируются при центральных районных, областных (краевых, республиканских) и крупных городских б-цах в целях массового обследования населения, диспансеризации и оказания квалифицированной лечебно-консультативной помощи.

Одной из важнейших задач системы П. м.-с. п. является проведение сан.-гиг. и санитарно-противоэпидемических мероприятий, к-рые в СССР осуществляются, помимо медперсонала врачебных участков и сан. актива, государственной санитарно-эпидемиологической службой (см.). Эта служба располагает значительной сетью научных и практических учреждений здравоохранения. На нее возложены функции разработки проектов государственных стандартов, сан. норм и правил и других законодательных актов-по обеспечению сан. охраны объектов окружающей среды (см. Санитарное законодательство), оптимальных условий труда и быта, физ. развития населения, его питания, профилактики заболеваний. Работники этой службы не только осуществляют функции санитарного надзора (см.), но и принимают непосредственное участие в проведении сан.-гиг. и противоэпидемических мероприятий.

Т. о., леч.-проф., лечебно-консультативная и сан.-гиг. деятельность различных звеньев и служб советского государственного здравоохранения по оказанию П. м.-с. п. городскому и сельскому населению страны не только полностью соответствует разработанному ВОЗ определению, но и далеко выходит за его рамки. В СССР понятие «Первичная медико-санитарная помощь» значительно шире и глубже. Его следует интерпретировать как первичную врачебную медико-санитарную помощь, сочетанную на государственной основе со всеми другими видами и формами оказания медпомощи населению страны, со всем советским социалистическим здравоохранением и всей системой социалистического государственного и общественно-политического строя.

Библиография: Алма-Атинская конференция по первичной медико-санитарной помощи, Хроника ВОЗ, т. 33, № 3, с. 123, 1979; Буренков С. П. Развитие советского здравоохранения, Сов. здравовхр., № 11, с. 3, 1979; Конституция (©сновной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, М., 1978; Лисицын Ю. П. Международная конференция по первичной медико-санитарной помощи в Алма-Ате, Здравоохр. Рос. Федерации, № 3, с. 31,1979; Основы законодательства Союза ССР и союзных республик ® здравоохранении, М., 1970; Первичная медико-санитарная помощь, ВОЗ/ЮНИСЕФ, М., 1978; Петровский Б. В. Основные этапы, состояние и перспективы развития лечебно-профилактической помощи населению СССР, М., 1978; Работа ВОЗ в 1978 - 1979 годах, Женева, ВОЗ, 1980; Серенко А. Ф., Ермаков В. В. и Петраков Б. Д. Основы организации поликлинической пом@щи населению, М., 1976; Шарманов Т. Ш. Опыт организации первичной медико-санитарной помощи в Казахской ССР, Алма-Ата, 1978.

Ю. П. Лисицын, Н. И. Гаврилов.

  • 1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения. Методы.
  • 2. История развития здравоохранения. Современные системы здравоохранения, их характеристика.
  • 3. Государственная политика в области охраны здоровья населения (Закон Республики Беларусь "о здравоохранении"). Организационные принципы государственной системы здравоохранения.
  • 4. Номенклатура организаций здравоохранения
  • 6. Страховая и частная формы здравоохранения.
  • 7. Врачебная этика и деонтология. Определение понятия. Современные проблемы врачебной этики и деонтологии, характеристика. Клятва Гиппократа, клятва врача рб, Кодекс врачебной этики.
  • 10. Статистика. Определение понятия. Виды статистики. Система учета статистических данных.
  • 11. Группы показателей для оценки состояния здоровья населения.
  • 15.Единица наблюдения. Определение, характеристика учетных признаков
  • 26. Динамические ряды, их виды.
  • 27. Показатели динамического ряда, вычисление, применение во врачебной деятельности.
  • 28. Вариационный ряд, его элементы, виды, правила построения.
  • 29. Средние величины, виды, методики расчета. Применение в работе врача.
  • 30. Показатели, характеризующие разнообразие признака в изучаемой совокупности.
  • 31. Репрезентативность признака. Оценка достоверности различий относительных и средних величин. Понятие о критерии «t» Стьюдента.
  • 33. Графические отображения в статистике. Виды диаграмм, правила их построения и оформления.
  • 34. Демография как наука, определение, содержание. Значение демографических данных для здравоохранения.
  • 35. Здоровье населения, факторы, влияющие на здоровье населения. Формула здоровья. Показатели, характеризующие общественное здоровье. Схема анализа.
  • 36. Ведущие медико-социальные проблемы народонаселения. Проблемы численности и состава населения, смертности, рождаемости. Взять из 37,40,43
  • 37. Статика населения, методика изучения. Переписи населения. Типы возрастных структур населения. Численность и состав населения, значение для здравоохранения
  • 38. Динамика населения, ее виды.
  • 39. Механическое движение населения. Методика изучения. Характеристика миграционных процессов, влияние их на показатели здоровья населения.
  • 40. Рождаемость как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни рождаемости по данным воз. Современные тенденции в Республике Беларусь и в мире.
  • 42. Воспроизводство населения, типы воспроизводства. Показатели, методика вычисления.
  • 43. Смертность населения как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни общей смертности по данным воз. Современные тенденции. Основные причины смертности населения.
  • 44. Младенческая смертность как медико-социальная проблема. Факторы, определяющие ее уровень. Методика расчета показателей, оценочные критерии воз.
  • 45. Перинатальная смертность. Методика расчета показателей. Причины перинатальной смертности.
  • 46. Материнская смертность. Методика расчета показателя. Уровень и причины материнской смертности в Республике Беларусь и мире.
  • 52.Медико-социальные аспекты нервно-психического здоровья населения. Организация психоневрологической помощи.
  • 60. Методика изучения заболеваемости. 61. Методы изучения заболеваемости населения, их сравнительная характеристика.
  • Методика изучения общей и первичной заболеваемости
  • Показатели общей и первичной заболеваемости.
  • 63. Изучение заболеваемости населения по данным специального учета (инфекционных и важнейших неэпидемических заболеваний, госпитализированная заболеваемость). Показатели, учетные и отчетные документы.
  • Основные показатели "госпитализированной" заболеваемости:
  • Основные показатели для анализа заболеваемости с вут.
  • 65. Изучение заболеваемости по данным профилактических осмотров населения, виды профилактических осмотров, порядок проведения. Группы здоровья. Понятие «патологическая пораженность».
  • 66. Заболеваемость по данным о причинах смерти. Методика изучения, показатели. Врачебное свидетельство о смерти.
  • Основные показатели заболеваемости по данным о причинах смерти:
  • 67. Прогнозирование показателей заболеваемости.
  • 68. Инвалидность как медико-социальная проблема. Определение понятия, показатели.
  • Тенденции инвалидности в рб.
  • 69. Летальность. Методика расчета и анализ летальности. Значение для практичес­кой деятельности врача и организаций здравоохранения.
  • 70. Методы стандартизации, их научно-практическое предназначение. Ме­тодики вычисления и анализ стандартизованных пока­зателей.
  • 72. Критерии определения инвалидности. Степень выражения стойких нарушений функций организма. Показатели, характеризующие инвалидность.
  • 73. Профилактика, определение, принципы, современные проблемы. Виды, уровни, направления профилактики.
  • 76. Первичная медицинская помощь, определение понятия, роль и место в системе медицинского обслуживания населения. Основные функции.
  • 78.. Организация медицинской помощи, представляемой населению в амбулаторных условиях. Основные организации: врачебная амбулатория, городская поликлиника. Структура, задачи, направления деятельности.
  • 79. Номенклатура больничных организаций. Организация медицинской помощи в условиях стационара организаций здравоохранения. Показатели обеспеченности стационарной помощью.
  • 80. Виды, формы и условия оказания медицинской помощи. Организация специализированной медицинской помощи, их задачи.
  • 81. Основные направления совершенствования стационарной и специализированной помощи.
  • 82. Охрана здоровья женщин и детей. Управление. Медицинские организации.
  • 83. Современные проблемы охраны здоровья женщин. Организация акушерско-гинекологической помощи.
  • 84. Организация лечебно-профилактической помощи детскому населению. Ведущие проблемы охраны здоровья детей.
  • 85. Организация охраны здоровья сельского населения, основные принципы оказания медицинской помощи сельским жителям. Этапы организации.
  • II этап – территориальное медицинское объединение (тмо).
  • III этап – областная больница и медицинские учреждения области.
  • 86.Городская поликлиника, структура, задачи, управление. Основные показатели деятельности поликлиники.
  • Основные показатели деятельности поликлиники.
  • 87. Участково-территориальный принцип организации амбулаторной помощи населению. Виды участков.
  • 88. Территориальный терапевтический участок. Нормативы. Содержание работы врача-терапевта участкового.
  • 89. Кабинет инфекционных заболеваний поликлиники. Разделы и методы работы врача кабинета инфекционных заболеваний.
  • 90. Профилактическая работа поликлиники. Отделение профилактики поликлиники. Организация профилактических осмотров.
  • 91. Диспансерный метод в работе поликлиники, его элементы. Контрольная карта диспансерного наблюдения, информация, отражаемая в ней.
  • 1Ый этап. Учет, обследование населения и отбор контингентов для постановки на диспансерный учет.
  • 2Ой этап. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья диспансеризуемых и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.
  • 3Ий этап. Ежегодный анализ состояния диспансерной работу в лпу, оценка ее эффективности и разработка мер по ее совершенствованию (см. Вопрос 51).
  • 96.Отделение медицинской реабилитации поликлиники. Структура, задачи. Порядок направления в отделение медицинской реабилитации.
  • 97. Детская поликлиника, структура, задачи, разделы работы.
  • 98. Особенности оказания медицинской помощи детям в амбулаторных условиях
  • 99. Основные разделы работы участкового педиатра. Содержание лечебно-профилактической работы. Связь в работе с другими лечебно-профилактическими организациями. Документация.
  • 100. Содержание профилактической работы врача-педиатра участкового. Организация патронажного наблюдения за новорожденными.
  • 101. Комплексная оценка состояния здоровья детей. Профосмотры. Группы здоровья. Диспансеризация здоровых и больных детей
  • Раздел 1. Сведения о подразделениях, установках лечебно-профилактической организации.
  • Раздел 2. Штаты лечебно-профилактической организации на конец отчетного года.
  • Раздел 3. Работа врачей поликлиники (амбулаторий), диспансера, консультации.
  • Раздел 4. Профилактические медицинские осмотры и работа стоматологических (зубоврачебных) и хирургических кабинетов лечебно-профилактической организации.
  • Раздел 5. Работа лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов).
  • Раздел 6. Работа диагностических отделений.
  • Раздел I. Деятельность женской консультации.
  • Раздел II. Родовспоможение в стационаре
  • Раздел III. Материнская смертность
  • Раздел IV. Сведения о родившихся
  • 145. Медико-социальная экспертиза, определение, содержание, основные понятия.
  • 146. Законодательные документы, регламентирующие порядок проведения медико-социальной экспертизы.
  • 147. Виды мрэк. Состав областных, районных, межрайонных, городских и специализированных мрэк. Организация работы, права и обязанности. Порядок направления на мрэк и осмотра граждан.
  • ПМСП - медико-санитарная помощь, необходимая и доступная как для каждого человека в отдельности, так и для всего населения в целом, и предоставляемая на приемлемой для него основе, при его активном участии и при затратах, соответствующих возможностям населения и государства.

    Она направлена на решение основных проблем охраны здоровья населения.

    ПСМП является неотъемлимой частью ЗО страны, являясь ядром этой системы и компонентом общественно-социального и экономического развития.

    С учетом экономических условий, социальных ценностей, географических особенностей, культуры ПМСП в различных государствах может иметь специфические черты, но независимо от этого она включает следующие общие функции :

    а) содействие рациональному питанию и достаточному снабжению доброкачественной водой;

    б) основные санитарно-гигиенические мероприятия;

    в) здоровье матери и ребенка, включая планирование семьи;

    г) вакцинация против основных инфекционных заболеваний;

    д) профилактика местных эпидемических заболеваний и борьба с ними;

    е) санитарное просвещение населения (гигиеническое обучение и воспитание);

    ж) лечение распространенных заболеваний и травм.

    Необходима поддержка и взаимосвязь ПМСП с другими звеньями ЗО по следующим направлениям :

    а) подготовка кадров;

    б) руководство и контроль ЗО;

    в) организация материально-технического снабжения;

    г) информирование

    д) финансирование;

    е) организация системы направления больных

    ж) доступность медицинского обслуживания

    Виды доступности:

      Территориальная – расстояние до медицинского учреждения, средства транспорта, время проезда приемлемы для населения.

      Финансовая – независимо от системы оплаты за медицинскую помощь расходы на охрану здоровья не должны выходить за пределы возможности населения и страны.

      Культурная – технические и организационные методы должны соответствовать культурному укладу населения;

      Функциональная – медицинская помощь представлена тем, кто в ней нуждается на постоянной основе и в любое время.

    Назначение ПМСП – обеспечение всего населения необходимыми видами медицинской помощи.

    ПМСП – это один из критериев рационального использования всей системы здравоохранения.

    Состав сил (служб), входящих в структуру медицинских подразделений ПМСП :

    1. ФАП: около 2,5 тыс в РБ

    3. Сельские участковые больницы

    1. участковая сеть поликлиник

    2. женские консультации

    3. станции скорой медицинской помощи

    3. ЦГиЭ: 146 в РБ

    4. дезинфекционные станции

    5. санитарно-контрольные пункты

    Виды медицинской помощи по объему и качеству:

    1. Первая медицинская помощь - оказывается на месте происшествия в порядке само- и взаимопомощи с помощью подручных средств.

    2. Первая доврачебная (фельдшерская) помощь (ФАП)

    3. Первая врачебная помощь (СВА, СУБ)

    5. Квалифицированная медицинская помощь - для ее оказания необходимо наличие специалиста, оснащения, условий для реализации помощи

    6. Специализированная медицинская помощь

    По качеству оказания помощи : район (квалифицированная  специализированная помощь), область и республика (квалифицированная и все виды специализированной помощи).

    ПМСП – это зона первого контакта населения и медико-санитарных служб, она связана с другими отделами здравоохранения.

    Виды медицинской помощи по месту оказания : амбулаторно-поликлиническая и стационарная.

      Основные принципы медицинской помощи населению. Медицинские организации первичной медицинской помощи.

    Основные принципы первичной медико-санитарной помощи:

    а) профилактическая направленность - организация широкого спектра социально-профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья обслуживаемого населения, изучение и по возможности вносения корректив в условия его труда и быта.

    б) доступность - обеспечивается путем приближения места работы врача к месту жительства обслуживаемого населения, обеспечения его надежной телефонной (пейджинговой) связью, автотранспортом, позволяющими оказывать прикрепленному населению первичную медицинскую помощь в любое время суток.

    в) непрерывность - в своей профессиональной деятельности врач не ограничивается рамками отдельного или частного эпизода болезни, а занимается охраной здоровья человека на протяжении значительных периодов его жизни.

    г) всеобщность - врач оказывает медицинскую помощь пациентам независимо от их возраста, пола, вероисповедания, социального, материального или служебного положения.

    д) комплексность - врач осуществляет не только лечебную помощь и реабилитацию, но также профилактику болезней и укрепление здоровья обслуживаемого населения.

    е) координация - в необходимых случаях врач принимает решения о направлении пациента к соответствующему специалисту, организует все виды квалифицированной медицинской помощи и имеет право участвовать в консультациях своих пациентов у специалистов различного профиля. Врач информирует население об имеющихся службах здравоохранения, видах оказываемой помощи и услуг, новых перспективных методах лечения и профилактики заболеваний, активно отстаивает интересы пациентов при их контактах с другими представителями медицинской помощи.

    ж) конфиденциальность - врач и все медицинские работники обязаны хранить не только врачебную тайну, но и любые другие сведения из жизни пациентов, что особенно важно в условиях их компактного проживания, а обслуживаемое население должно быть полностью уверено в конфиденциальности своих обращений (за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством РБ).

    Представителем ПМСП является врач общей практики - специалист, имеющий высшее базовое медицинское образование по специальности "лечебное дело", прошедший дополнительное профессиональное обучение, ориентированное на первичную медико-санитарную помощь, и допущенный к медицинской деятельности в порядке, установленном законодательством РБ.

    Медицинские организации первичной медико-санитарной помощи - см. вопрос 34.

 

Возможно, будет полезно почитать: