Как воздействуют повышенные уровни шума на человека. Влияние шума на организм человека

Во все времена в жизни человека присутствовали звуки и шум, он всегда окружал человека в большей или меньшей степени.

К звукам относятся механические колебания, которые воспринимает наше ухо из окружающей нас среды.

Если колебания большей частоты, то их называют ультразвуком, а меньшей частоты называют инфразвуком, к шуму относятся громкие звуки, которые сливаются в нестройное звучание.

Не для кого ни секрет, что шум неблагоприятно влияет на организм человека.

Одним из воздействий окружающей среды является шум, он действует на организм человека и на все живущие организмы на земле.

Звуки и шумы большей мощности сильно поражают слуховой аппарат, они действуют на нервные центры, иногда могут вызвать даже болевые ощущения и шок.

Шум также сказывается на структуре головного мозга это вызывает неблагоприятные изменения в функциях различных систем и органов человека.

Шум бывает двух видов специфический и неспецифический.

Специфический шум и его воздействие

Рассмотрим, что такое специфический шум и как он влияет на организм человека.

Постоянное влияние шума на слуховой анализатор у человека приводит к невриту слухового нерва, у человека постепенно снижается слух.

Такое очень часто встречается у работников, которые работают на шумном производстве в шумных цехах.

Люди, которые начинают работать в шумных цехах сначала ощущают головную боль, повышенную утомляемость организма, постоянное ощущение шума в ушах, затем они начинают терять слух, что приводит к различным заболеваниям.

Постоянное, сильное воздействие на слуховой нерв, приводит здоровье человека к заболеванию, которое называется тугоухость.

Неспецифический шум и его воздействие

Рассмотрим, что такое неспецифический шум и как он влияет на организм человека.

Постоянное влияние шума на организм человека отрицательно сказывается не только на слухе человека и заболеваниях, которые связаны со слухом, но также страдают и другие органы, и системы в организме человека.

Человек, который постоянно подвержен шуму и его воздействию начинает чувствовать постоянные головные боли, снижение памяти, сонливость, повышенную утомляемость, нарушение сна, раздражительность, потливость, снижение аппетита, боль в области сердца, значительные изменения в кровообращении.

Влияние шума на организм человека из окружающей среды

Шум имеет очень сильное влияние на организм человека, человек, который живет в большом городе постоянно ощущает на себе различный шум, из-за воздействия шума на человека продолжительность жизни уменьшается на десять, двенадцать лет.

Различные беспорядочные колебания, которые происходят вокруг человека называются шумом.

Любой шум, который нарушает тишину человека негативно отражается на организме человека и оказывает на него вредные воздействия.

Организм человека по-разному реагирует на шум, который его окружает, некоторые люди спокойно относятся к шуму, другие реагируют на малейшие шумы, но независимо, как реагирует человек на шум, он все равно страдает от воздействия шума.

Шум бывает разного уровня, рассмотрим разные уровни шума и как они влияют на организм человека.Уровень шума измеряется в децибелах сокращенно дб.

Если уровень шума составляет 70-90 децибел, то при длительном воздействии на организм человека могут развиваться заболевания центральной нервной системы, кровеносной системы, болезни внутренних органов, боль в области сердца.

При уровне шума свыше 100 децибел человек начинает терять слух и постепенно может оглохнуть.

Если посмотреть на нормативы Всемирной организации здравоохранения, то мы увидим, что при воздействии шума более 50 децибел в ночные часы, это может быть неинтенсивное движение на улице, приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям.

При уровне шума 35-42 децибел, это может быть просто шепот, можно заработать бессонницу.

При длительном воздействии шума на организм человека от 85-90 децибел, это может быть работа в шумных условиях, появляется головокружение, головная боль, тошнота, плохое самочувствие, постепенно снижается слух, что приводит человека к глухоте.

При длительном воздействии на организм человека шум может стать причиной аварий, травм и несчастных случаев.

Шкала уровня шума

Курсы для развития интеллекта

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Как улучшить память и развить внимание

Бесплатное практическое занятие от advance.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ "да", то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание , концентрация , скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

  1. Научиться очень быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
  3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Заключение:

Влияние шума так или иначе присутствуют в нашей жизни, старайтесь чаще избегать сильных воздействий на свой организм, таким образом вы сможете сохранить свое здоровье на долгие годы. Желаем вам удачи.

Как защититься от постороннего шума?

Шумовое загрязнение приняло статус экологической проблемы крупных городов.
Избыточная степень загрязнения города звуком разрушительна для человека.
Акустическое раздражение накапливается и иногда вызывает необратимые последствия:

Неврологические заболевания;
- головокружение;
- оглушение;
- рассеянность.

Неприятно? Еще бы!

Мифы о пластиковых окнах

Миф 1. Пластиковые окна закупоривают проем и «не дышат»

Современные конструкции оборудованы качественной фурнитурой и уплотнительной резиной по периметру створки и рамы, исключающей проникновение сквозняка в помещение. Не привыкшему к такой герметичности пользователю первое время кажется, что в квартире стало душно. По сравнению со старыми деревянными рамами, которые «дышали» благодаря щелям и рассохшейся древесине, пластиковые окна действительно не пропускают воздух. Чтобы избежать духоты и обеспечить доступ свежего воздуха, необходимо не менее 2 раз в день проветривать комнату по 15 минут. Новые деревянные окна тоже не «дышат» естественным образом. Поверхность рамы обрабатывают специальными пропитками и лаками, через поры которых не проходит ветер. Изделия из дерева требуют ежедневного проветривания для комфортного микроклимата в помещении.

Миф 2. Окна из пластика неэкологичны

Распространено мнение, что пластиковые конструкции опасны для здоровья. Чаще всего покупатель реагирует на упоминание свинца в составе профиля ПВХ . Для жесткости, прочности, увеличения срока службы, красивого внешнего вида, надежной защиты от впитывания влаги в пластик добавляются различные стабилизаторы. Эти добавки могут быть на основе свинца или соединения кальция и цинка. Только в состав материала входит не сам свинец, а его соединение, что абсолютно не влияет на здоровье человека. Та же пищевая соль – это натрия хлорид. Если бы мы говорили о том, что соль состоит из хлора, стали бы мы употреблять ее в пищу? Но соединение разительно отличается от самого химического элемента. То же самое и с добавками в профиль. Безопасность пластика давно изучена и доказана. Из этого материала мы каждый день используем такие вещи как зубная щетка, очки, посуда. Детские бутылочки сделаны из пластика и даже в медицине без него не обойтись, те же сосуды для донорской крови выполнены из ПВХ.

Шум — это совокупность звуков, неблагоприятно воздействующих на организм человека и мешающих его работе и отдыху.

Источниками звука являются упругие колебания материальных частиц и тел, передаваемых жидкой, твердой и газообразной средой.

Скорость звука в воздухе при нормальной температуре составляет приблизительно 340 м/с, в воде -1 430 м/с, в алмазе — 18 000 м/с.

Звук с частотой от 16 Гц до 20 кГц называется слышимый, с частотой менее 16 Гц — и более 20 кГц — .

Область пространства, в котором распространяются звуковые волны, называется звуковым полем, которое характеризуется интенсивностью звука, скоростью его распространения и звуковым давлением.

Интенсивность звука — это количество звуковой энергии, передаваемой звуковой волной за 1 с через площадку 1 м 2, перпендикулярную направлению распространения звука, Вт/м2.

Звуковое давление — им называется разность между мгновенным значением полного давления, создаваемого звуковой волной и средним давлением, которое наблюдается в невозмущенной среде. Единица измерения — Па.

Порог слуха молодого человека в диапазоне частот от 1 000 до 4 000 Гц соответствует давлению 2× 10-5 Па. Наибольшее значение звукового давления, вызывающего болезненные ощущения, называется порогом болевого ощущения и составляет 2× 102 Па. Между этими значениями лежит область слухового восприятия.

Интенсивность воздействия шума на человека оценивается уровнем звукового давления (L), который определяется как логарифм отношения эффективного значения звукового давления к пороговому. Единица измерения — децибел, дБ.

На пороге слышимости при среднегеометрической частоте 1 000 Гц уровень звукового давления равен нулю, а на пороге болевого ощущения — 120-130 дБ.

Окружающие человека шумы имеют разную интенсивность: шепот — 10-20 дБА, разговорная речь — 50-60 дБА, шум от двигателя легкового автомобиля — 80 дБА, а от грузового — 90 дБА, шум от оркестра — 110-120 дБА, шум при взлете реактивного самолета на расстоянии 25 м — 140 дБА, выстрел из винтовки — 160 дБА, а из тяжелого орудия — 170 дБА.

Виды производственного шума

Шум, в котором звуковая энергия распределена по всему спектру, называется широкополосным ; если прослушивается звук определенной частоты, шум называется тональным ; шум, воспринимаемый как отдельные импульсы (удары), называется импульсным.

В зависимости от характера спектра шумы разделяются на низкочастотные (максимальное звуковое давление меньше 400 Гц), среднечастотные (звуковое давление в пределах 400-1000 Гц) и высокочастотные (звуковое давление больше 1000 Гц).

В зависимости от временных характеристик шумы разделяются на постоянные и непостоянные.

Непостоянные шумы бывают колеблющимися по времени, уровень звука которых непрерывно изменяется во времени; прерывистыми, уровень звука которых резко падает до уровня фонового шума; импульсными , состоящими из сигналов менее 1 с.

В зависимости от физической природы шумы могут быть:

  • механическими - возникающими при вибрации поверхностей машин и при одиночных или периодических ударных процессах (штамповка, клепка, обрубка и т.п.);
  • аэродинамическими — шумы вентиляторов, компрессоров, двигателей внутреннего сгорания, выпусков пара и воздуха в атмосферу;
  • электромагнитными - возникающими в электрических машинах и оборудовании за счет магнитною поля, обусловленного электрическим током;
  • гидродинамическими - возникающими вследствие стационарных и нестационарных процессов в жидкостях (насосы).

В зависимости от характера действия шумы делятся на стабильные, прерывистые и воющие ; последние два особенно неблагоприятно действуют на слух.

Шум создается одиночными или комплексными источниками, находящимися снаружи или внутри здания, — это прежде всего транспортные средства, техническое оборудование промышленных и бытовых предприятий, вентиляторные, газотурбокомпрессорные установки, санигарно-техническое оборудование жилых зданий, трансформаторы.

В производственной сфере шумы наиболее распространены в промышленности и сельском хозяйстве. Значительный уровень шума наблюдается в горнорудной промышленности, машиностроении, лесозаготовительной и деревообрабатывающей, текстильной промышленности.

Воздействие шума на организм человека

Шум, возникающий при работе производственного оборудования и превышающий нормативные значения, воздействует на центральную и вегетативную нервную систему человека, органы слуха.

Шум воспринимается весьма субъективно. При этом имеет значение конкретная ситуация, состояние здоровья, настроение, окружающая обстановка.

Основное физиологическое воздействие шума заключается в том, что повреждается внутреннее ухо, возможны изменения электрической проводимости кожи, биоэлектрической активности головного мозга, сердца и скорости дыхания, общей двигательной активности, а также изменения размера некоторых желез эндокринной системы, кровяного давления, сужение кровеносных сосудов, расширение зрачков глаз. Работающий в условиях длительного шумового воздействия испытывает раздражительность, головную боль, головокружение, снижение памяти, повышенную утомляемость, понижение аппетита, нарушение сна. В шумном фоне ухудшается общение людей, в результате чего иногда возникает чувство одиночества и неудовлетворенности, что может привести к несчастным случаям.

Длительное воздействие шума, уровень которого превышает допустимые значения, может привести к заболеванию человека шумовой болезнью — нейросенсорная тугоухость. На основании всего выше сказанного шум следует считать причиной потери слуха, некоторых нервных заболеваний, снижения продуктивности в работе и некоторых случаях потери жизни.

Гигиеническое нормирование шума

Основная цель нормирования шума на рабочих местах — это установление предельно допустимого уровня шума (ПДУ), который при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа, не должен вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Соблюдение ПДУ шума не исключает нарушения здоровья у сверхчувствительных лиц.

Допустимый уровень шума — это уровень, который не вызывает у человека значительного беспокойства и существенных изменений показателей функционального состояния систем и анализаторов, чувствительных к шуму.

Предельно допустимые уровни шума на рабочих местах регламентированы СН 2.2.4/2.8.562-96 “Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки”, СНиП 23-03-03 “Защита от шума”.

Мероприятия по защите от шума

Защита от шума достигается разработкой шумобезопасной техники, применением средств и методов коллективной защиты, а также средств индивидуальной защиты.

Разработка шумобезопасной техники — уменьшение шума в источнике — достигается улучшением конструкции машин, применением малошумных материалов в этих конструкциях.

Средства и методы коллективной защиты подразделяются на акустические, архитектурно-планировочные, организационно-технические.

Защита от шума акустическими средствами предполагает:

  • звукоизоляцию (устройство звукоизолирующих кабин, кожухов, ограждений, установку акустических экранов);
  • звукопоглощение (применение звукопоглощающих облицовок, штучных поглотителей);
  • глушители шума (абсорбционные, реактивные, комбинированные).

Архитектурно-планировочные методы — рациональная акустическая планировка зданий; размещение в зданиях технологического оборудования, машин и механизмов; рациональное размещение рабочих мест; планирование зон движения транспорта; создание шумозащищенных зон в местах нахождения человека.

Организационно-технические мероприятия — изменение технологических процессов; устройство дистанционного управления и автоматического контроля; своевременный планово-предупредительный ремонт оборудования; рациональный режим труда и отдыха.

Если невозможно уменьшить шум, действующий на работников, до допустимых уровней, то необходимо использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ) — противошумные вкладыши из ультратонкого волокна “Беруши” одноразового использования, а также противошумные вкладыши многократного использования (эбонитовые, резиновые, из пенопласта) в форме конуса, грибка, лепестка. Они эффективны для снижения шума на средних и высоких частотах на 10-15 дБА. Наушники снижают уровень звукового давления на 7-38 дБ в диапазоне частот 125-8 000 Гц. Для предохранения от воздействия шума с общим уровнем 120 дБ и выше рекомендуется применять шлемофоны, оголовья, каски, которые снижают уровень звукового давления на 30-40 дБ в диапазоне частот 125-8 000 Гц.

См.также

Защита от производственного шума

Основные мероприятия по борьбе с шумом — это технические мероприятия, которые проводятся потрем главным направлениям:

  • устранение причин возникновения шума или снижение его в источнике;
  • ослабление шума на путях передачи;
  • непосредственная защита работающих.

Наиболее эффективным средством снижения шума является замена шумных технологических операций малошумными или полностью бесшумными, однако этот путь борьбы с шумом не всегда возможен, поэтому большое значение имеет снижение шума в источнике — путем совершенствования конструкции или схемы той части оборудования, которая производит шум, использования в конструкции материалов с пониженными акустическими свойствами, оборудования на источнике шума дополнительного звукоизолирующего устройства или ограждения, расположенного по возможности ближе к источнику.

Одним из наиболее простых технических средств борьбы с шумом на путях передачи является звукоизолирующий кожух , закрывающий отдельный шумный узел машины.

Значительный эффект снижения шума от оборудования дает применение акустических экранов, отгораживающих шумный механизм от рабочего места или зоны обслуживания машины.

Применение звукопоглощающих облицовок для отделки потолка и стен шумных помещений (рис. 1) изменяет спектр шума в сторону более низких частот, что даже при относительно небольшом снижении уровня существенно улучшает условия труда.

Рис. 1. Акустическая обработка помещений: а — звукопоглощающие облицовки; б — штучные звукопоглощатели; 1 — защитный перфорированный слой; 2 — звукопоглощающий материал; 3 — защитная стеклоткань; 4 — стена или потолок; 5 — воздушный промежуток; 6 — плита из звукопоглощающего материала

Для снижения аэродинамического шума применяют глушители , которые принято делить на абсорбционные, использующие облицовку поверхностей воздуховодов звукопоглощающим материалом: реактивные типа расширительных камер, резонаторов, узких отростков, длина которых равна 1/4 длины волны заглушаемого звука: комбинированные, в которых поверхности реактивных глушителей облицовывают звукопоглощающим материалом; экранные.

Учитывая, что с помощью технических средств в настоящее время не всегда удается решить проблему снижения уровня шума, большое внимание должно уделяться применению средств индивидуальной защиты : наушников, вкладышей, шлемов, защищающих ухо от неблагоприятного действия шума. Эффективность средств индивидуальной защиты может быть обеспечена их правильным подбором в зависимости от уровней и спектра шума, а также контролем за условиями их эксплуатации.

Многие специалисты считают, что из всех воздействий на чувства человека наиболее сильным являются звуки.

Восприятие звуков человеком начинается ещё с эмбрионального периода развития. Многочисленные отечественные и зарубежные наблюдения убедительно свидетельствуют, что плод, особенно в последние месяцы, не остаётся безразличным к звукам внешней среды.

Ещё профессор Преображенский Б.С., действительный член Академии медицинских наук СССР, указывал на то, что люди очень чувствительны к звукам, имеющим даже малую интенсивность, и поэтому очень серьёзно страдают от шума.

Орган слуха человека - это чрезвычайно сложная система. Во внутреннем ухе около 25 тысяч клеток, реагирующих на звук. Пройдя сквозь наружный слуховой проход, звуковые волны колеблют барабанную перепонку, слуховые косточки и воздух в барабанной полости. Затем через овальное окно эти колебания передаются во внутреннее ухо, где и возникает первичное раздражение нервных элементов, которое по слуховому нерву передаётся в мозг.

Долгое время считалось, что шумы влияют только на органы слуха. Поэтому в течение многих лет влияние шума на человека изучалось с точки зрения его воздействия только на органы слуха. Действительно слуховой орган человека чрезвычайно чувствителен к длительным и сильным звуковым воздействиям. В результате происходят патологические изменения слухового нерва, а также в чувствительных клетках внутреннего уха. Как следствие, наступают разного рода расстройства слуха, развивается тугоухость и может наступить глухота.

Влияние шума на человеческий организм в целом до последнего времени не являлось предметом систематического изучения. Тем не менее, многочисленные и разнообразные результаты наблюдений как в нашей стране, так и, в особенности, за рубежом, показываю, что ни в коем случае не стоит приуменьшать его значение.

Постоянное или временное повышение кровяного давления, повышенная раздражительность, пониженная способность к сосредоточению мыслей, душевная депрессия - далеко не полный перечень последствий воздействия шума.

Шум является причиной и первоисточником многих тяжёлых заболеваний. Под разрушительным влиянием шума развиваются заболевания сердца и сосудов.

Не будет преувеличением утверждать, что самой «нагруженной» системой в организме человека является нервная система. И именно на неё в первую очередь самым негативным образом воздействует шум!

Шум - причина многочисленных нервных заболеваний, хронической усталости, преждевременного переутомления, ослабления внимания и памяти, препятствие нормальному отдыху и восстановлению сил.

Шумы оказывают глубокое раздражающее влияние на весь организм человека: замедляют психические реакции, вызывают раздражительность, ускоряют процесс утомления, изменяют скорость дыхания и пульса, нарушают обмен веществ.

Советскими медиками было установлено , что:

  • Шум приводит к нарушению функций желудочно-кишечного тракта.
  • Под воздействием шума снижается секреторность желудочного сока, падает кислотность, сокращения желудка и кишечника становятся более вялыми и редкими, пища плохо переваривается и задерживается, происходит зашлакованность организма.
  • Гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, чаще всего встречаются у людей, живущих или работающих в шумной обстановке.

Исследования английских учёных убедительно доказали , что:

  • Под воздействием шума нарушается работоспособность клеток коры головного мозга, развиваются признаки их истощения.
  • Шум в 50-60 дБ вызывает в коре головного мозга возникновение очаг резкого возбуждения.
  • Высокочастотный шум в 85 дБ вызывает торможение коры головного мозга и возбуждение подкорковых образований.
  • Помимо нарушений в головном мозге, были обнаружены сдвиги в вегетативной нервной системе при шумовом воздействии на организм человека.

По мнению австрийских учёных шум - причина преждевременного старения в 30 случаев из 100 и сокращает жизнь людей в крупных городах на 8-12 лет!

Внезапный шум большой силы (например, взрывы) может вызвать хронические поражения слухового аппарата. Известны многочисленные случаи, когда кратковременный неожиданный шум приводил людей (главным образом, детей) к слепоте и заиканию, вызывал припадки эпилепсии.

Шумовые явления обладают свойством кумуляции, т.е. накапливаясь в организме, они всё больше и сильнее угнетают нервную систему!

В этой связи большое значение имеет ещё одно обстоятельство: неопределённые, не доходящие до сознания шумы. Такие шумы, тем не менее, вызывают расходование нервной энергии, в результате чего могут служить причиной незаметных до поры до времени нарушений в организме.

Если редкие отдельные шумы повторяются через правильные промежутки времени и воспринимающий их невольно ждёт их повторения, то он может впасть в состояние мучительного нервного возбуждения (волнение ожидания), независимого от того силён или нет этот шум

«Когда-нибудь человеку придется ради своего существования столь же упорно бороться с шумом, как он борется сейчас с холерой или чумой». Эта крылатая фраза принадлежит Роберту Коху (1843-1910 гг.) - величайшему учёному-бактериологу, лауреату Нобелевской премии.

К сожалению, только в последнее время люди стали понимать, насколько обоснована для здоровья человека потребность в тишине. Многие даже уезжают из городов в сельскую местность, в поисках тишины и умиротворения!

Однако, есть ещё очень много примеров того, как некоторые безнравственные люди, совершенно не считаются с тем, что рядом с ними живут граждане, уставшие и нуждающиеся в отдыхе.

«Шум пробуждает у невежды представление о силе» . Так сказал Джеймс Уатт (1736-1819), изобретатель парового двигателя, о владельце паровой машины, не разрешившем произвести регулировку своей машины для устранения производимого ею шума.

Что же касается прямых и косвенных виновников шума, то им обычно не приходится страдать от него. Ведь при желании они всегда имеют возможность в любой момент, - в той или иной мере, - устранить его! И, наоборот, лицам, испытывающим на себе воздействие шума без возможности избавиться от него, может быть нанесён серьёзный ущерб. В особенности, если они заняты умственным трудом или отдыхают после работы.

То же самое можно сказать о рабочих и ИТР, занятых на шумном производстве. Несмотря на кажущуюся привычку, шум может нанести большой вред их здоровью, подорвать их физические силы и умственные способности. Надлежащая защита от шума повышает производительность труда и качество выпускаемой продукции, снижает производственный травматизм.

Отсутствие шума - фактор, снижающий степень усталости и улучшающий общее самочувствие человека. А защита от шума есть, прежде всего, утверждение ценности человеческой личности !

Если раньше говорилось, что «чистота - залог здоровья», то теперь не менее насущна другая истина: «Тишина - залог здоровья!».

Человек тем сильнее нуждается в ослаблении нервного напряжения и в отдыхе, чем больше ему приходится концентрировать свои творческие способности и силы для решения проблем современной жизни.

Практика показывает, что наибольшее влияние на человека оказывает бытовой шум, т.е. так называемый «шум соседей». Единственным решением этой проблемы является устройство надлежащей звукоизоляции, выполненной на высоком профессиональном уровне с применением высокоэффективных звукоизоляционных и звукопоглощающих современных материалов. Например, ТермоЗвукоИзол® и его модификации.

Щелманова Екатерина Александровна

В проекте рассматривается что такое шум и шумовое загрязнение, как влияет шум на здоровье человека, приведены результаты анкетирования учителей и учащихся школы по влиянию шума на их здоровье, приводятся результаты практической работы по определению остроты слуха у учащихся 9 и 11 классов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа №19 с углублённым изучением отдельных предметов».

Проект по экологии

«Влияние шума на здоровье человека»

Выполнила ученица 11 «А» класса

Щелманова Екатерина Александровна

Руководитель проекта:

Учитель химии и экологии Хрипунова Т.В.

г. Заволжье 2012 г.

  1. Введение …………………………………………….3
  2. Актуальность работы………………………………5
  3. Цель работы…………………………………………5
  4. Характеристика звука…………………………….5
  5. Шум…………………………………………………..6
  6. Влияние звуков на человеческую психику…..8
  7. Практическая часть:

Практическая №1…………………………………9

Практическая №2………………………………...12

  1. Заключение………………………………………..13
  2. Приложение……………………………………….14

10.Литература……………………………………….15

Введение

В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение.

Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов Природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами

Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку.

Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности.
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь “под колокол”. Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.

Очень высок уровень и промышленных шумов. На многих работах и шумных производствах он достигает 90-110 децибелов и более. Не намного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума - так называемая бытовая техника.

Шум

Шум действует на организм как стресс-фактор, вызывает изменение звукового анализатора, а также, благодаря тесной связи слуховой системы с многочисленными нервными центрами на самом различном уровне, происходят глубокие изменения в центральной нервной системе.

Наиболее опасно длительное действие шума, при котором возможно развитие шумового болезни - общего заболевания организма с преимущественнымпоражением органа слуха, центральной нервной и сердечнососудистой систем.

Уровни шума в жилых квартирах зависят от:

Расположения дома по отношению к городским источникам шума

Внутренней планировки помещений различного назначения

Звукоизоляции ограждающих конструкций здания

Оснащения дома инженерно-технологическим и санитарно-техническим оборудованием.

Источники шума в окружающей человека среде могут быть разбиты на две большие группы - внутренние и внешние.

Внешние источники:метрополитен, тяжелые грузовые автомобили, железнодорожные поезда, трамваи

Внутренние: лифты, насосы, станки, трансформаторы, центрифуги

Источники шума

Уровень

шума

Влияние на организм

шепот

20дБ

безвреден

Негромкий разговор

30-40 дБ

Ухудшается сон

Громкий

разговор

50-60 дБ

Снижается внимание, ухудшается зрение

Перемена в школе

80дБ

Изменение кровотока кожи, возбуждение организма

Мотоцикл

Автобус

На производстве

Реактивный самолет

86 дБ

91 дБ

110дБ

102 дБ

Нарушение слуха, утомляемость, головная боль, заболевания сердца

взрыв

130-150 дБ

Болевые ощущения, смерть

Актуальность работы

Где бы мы ни находились, что бы ни делали - нас всюду сопровождают самые различные звуки. Каждое наше движение вызывает звук - шорох, шелест, скрип, стук. Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуки природы всегда приятны ему, они успокаивают его, снимают стрессы. Но в повседневный жизни мы больше сталкиваемся с шумом бытовой техники, промышленными, транспортными шумом. И замечаем, что наш организм устает все больше и больше. С чем это связано, неужели окружающие нас звуки так сильно влияют на состояние, в чем тогда оно проявляется?

Цель работы

  1. Выяснить, что такое шум, какое влияние могут оказывать звуки на человека, что такое шумовое загрязнение и каковы его источники, как проявляется шумовая болезнь.
  2. Узнать из литературы о воздействии шума на человека и окружающую среду
  3. Определить уровень слуха учащихся при выполнении практической работы, методы борьбы с шумовым загрязнением.

План исследования:

  1. Характеристика звука
  2. Шум и его влияния на здоровье человека
  3. Исследовательская работа с учащимися и учителями
  4. Вывод
  5. Памятка: Что нужно сделать, чтобы в доме было тише

Характеристика звука

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 20 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком. Шум - громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.

Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.

Шум

Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных городах вводились правила ограничения шума.

В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.

Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.

Некоторые люди теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно уменьшенной интенсивности.

Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.

Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания.

Шум обладает аккумулятивным эффектов, то есть акустические раздражение, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему.

Поэтому перед потерей слуха от воздействия шумов возникает функциональное расстройство центральной нервной системы. Особенно вредное влияние шум оказывает на нервно-психическую деятельность организма.

Процесс нервно-психических заболеваний выше среди лиц, работающих в шумных условиях, нежели у лиц, работающих в нормальных звуковых условиях.

Шумы вызывают функциональные расстройства сердечнососудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.

Как показали исследования, неслышимые звуки также могут оказать вредное воздействие на здоровье человека. Так, инфразвуки особое влияние оказывают на психическую сферу человека: поражаются все виды интеллектуальной деятельности, ухудшаются настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности - чувство слабости, как после сильного нервного потрясения.

Например известный американский физик предложил постановщику спектакля использовать очень низкие, рокочущие звуки, которые, полагал ученый, и создадут в зрительном зале обстановку чего-то необычного, пугающего. Для получения тревожного звука физик сконструировал специальную трубу, которая присоединяется к органу. И первая же репетиция испугала всех. Труба не издавала слышимых звуков, но когда органист нажимал клавишу, в театре происходило необъяснимое: дребезжали оконные стекла, звенели хрустальные подвески канделябров. Хуже того, все, кто присутствовал в этот момент в зале и на сцене почувствовали беспричинный страх! А виновником были неслышимые человеческим ухом инфразвуки!

Даже слабые звуки инфразвуки могут оказывать на человека существенное воздействие, в особенности, если они носят длительный характер. По мнению ученых, именно инфразвуками, неслышно проникающими сквозь самые толстые стены, вызываются многие нервные болезни жителей крупных городов.

Ультразвуки, занимающие заметное место в гамме производственных шумов, также опасны. Механизмы их действия на живые организмы крайне многообразны. Особенно сильно их отрицательному воздействию подвержены клетки нервной системы.

Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Нарушения в организме человека против шума практически беззащитен.

В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.

Влияние звуков на человеческую психику

Кошачье мурлыканье способствует нормализации :

Сердечнососудистой системы

Артериального давления

Классическая музыка (Моцарт) способствует:

Общему успокоению

Повышению выделения молока (на 20%) у кормящей матери

Ритмичные звуки за счет прямого воздействия на мозг способствуют:

Выбросу стрессовых гормонов

Ухудшению памяти

Колокольный звон быстро убивает:

Тифозные бактерии

Вирусы

Практическая работа №1

Социологический опрос, проведённый среди учеников и учителей школы №19 о влиянии шума на здоровье:

Учителя Ученики

Вывод: По мнению учителей и учеников, шум влияет на здоровье человека

2.Как Вы думаете, где на территории школы повышено шумовое загрязнение

Учителя Ученики

Вывод:Главными источниками шума являются этажи, спорт залы и столовая

3.Считаете ли вы шум причиной рассеянности, отвлечённости учащихся на уроке?

Учителя Ученики

Вывод:Большинство учителей и учеников, считаю, что шум влияет на сосредоточенность на уроке

4. А что лично Вам мешает сосредоточиться на уроке?

Учителя Ученики

Вывод:По мнению большинства, шум в коридоре мешает на уроке

5.Что Вы чувствуете при шумовом загрязнении? Как шум влияет на вас?

Учителя Ученики

Вывод:У большинства опрошенных шум вызывает головную боль и усталость

6. Где большое шумовое загрязнение?

Учителя Ученики

Вывод:Большинство опрошенных считают, что наибольшее шумовое загрязнение в школе

Таким образом, по мнению учащихся и учителей, шум может быть источником болезней, усталости, может мешать нормальному ритму жизни, а школа является объектом повышенного уровня шума.

Практическая работа №2

«Определение остроты слуха»

Цель: определить остроту слуха учащихся.

Оборудование: линейка, часы.

Острота слуха –это минимальная громкость, которая может быть воспринята ухом испытуемого

Ученики 9 класса

1расстояние

2расстояние

Сред.расстояние

1 ученик

2 ученик

26,5

3 ученик

Вывод: у всех учеников хороший слух

Ученики 11 класса

1 расстояние

2 расстояние

Сред.расстояние

1 ученик

2 ученик

24,5

3 ученик

Вывод: у учеников 11 класса так же хороший слух.

Вывод: у учеников школы хороший слух, но у учеников 9 класса на немного лучше.

Заключение

Звуки негативно влияют на здоровье человека, особенно в современном мире, когда вокруг много шум носителей. Исходя из опроса учащихся и учителей было выяснено что: шум влияет на здоровье человека, главными источниками шума являются этажи,спорт залы и столовая, шум влияет на сосредоточенность на уроке, шум в коридоре мешает на уроке, шум вызывает головную боль и усталость и что наибольшее шумовое загрязнение в школе.

Мнение учителей и учеников схоже с таблицей, приведённой перед практическими работами. В ходе работы над проектом, также удалось определить уровень слуха у учащихся 9 и 11 классов, который показал, что пока особых проблем со слухом нет, но которые могут возникнуть впоследствии, так как в 11 классе уровень слуха уже ниже.

Все это связано с тем, что подростки очень часто слушают громкую музыку в наушниках и с тем, что появилось много техники, которая негативно влияет на здоровье людей(мобильные телефоны, машины)

Приложение

Памятка

Что нужно сделать, чтобы в дому, где вы живете, было тише:

  1. Внешние стены должны иметь звукоизоляцию
  2. Двойные стекла существенно снижают шум
  3. Высадите деревья между домом и дорогой
  4. Замените тонкие двери более основательными
  5. Настелите толстые ковровые покрытия с хорошей прокладкой
  6. Выберите самую тихую модель бытовой техники
  7. Если бытовые приборы сильно шумят, вызывайте специалиста
  8. Пользуйтесь дома мягкой обувью

Литература

  1. http://tmn.fio.ru/works/40x/311/p02.htm Влияние шумов на здоровье человека.
  2. http://schools.keldysh.ru/labmro/web2002/proekt1/zaklych.htm - факторы здоровья
  3. Криксунов Е.А. Экология 9 кл. М. Дрофа 2007г.
  4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России 9-11 кл.
  5. Кузнецов В.Н. Экология М. Дрофа 2002г

Подписи к слайдам:

Проект по экологии«Влияние шума на здоровье человека»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ».
Выполнила: ученица 11 «А» класса Щелманова Екатерина АлександровнаРуководитель проекта: учитель химии и экологии Хрипунова Т.В.
г. Заволжье 2012 г.
Обоснование выбора темы
Где бы мы ни находились, что бы ни делали - нас всюду сопровождают самые различные звуки. Каждое наше движение вызывает звук - шорох, шелест, скрип, стук. Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуки природы всегда приятны ему, они успокаивают его, снимают стрессы. Но в повседневный жизни мы больше сталкиваемся с шумом бытовой техники, промышленными, транспортными шумом. И замечаем, что наш организм устает все больше и больше. С чем это связано, неужели окружающие нас звуки так сильно влияют на состояние, в чем тогда оно проявляется?
Цель работы
Выяснить, что такое шум, какое влияние могут оказывать звуки на человека, что такое шумовое загрязнение и каковы его источники, как проявляется шумовая болезнь. Узнать из литературы о воздействии шума на человека и окружающую средуОпределить уровень слуха учащихся при выполнении практической работы, методы борьбы с шумовым загрязнением. Здоровье нации должно стоять на первом месте в любой стране. Поэтому изучению влияния различных факторов на здоровье человека уделяется большое внимание. Знание проблемы - первый шаг в её решении
План исследования:
Характеристика звукаШум и его влияния на здоровье человекаВлияние звуков на человеческую психикуИсследовательская работа с учащимися и учителямиВывод Памятка: Что нужно сделать, чтобы в доме было тише
Характеристика звука
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 20 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком. Шум - громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.
Шум и его влияние на здоровье человека
Шум - это неприятный или нежелательный звук либо совокупность звуков, мешающих восприятию полезных сигналов, нарушающих тишину, оказывающих вредное или раздражающее действие на организм человека, снижающих его работоспособность.Шум является общебиологическим раздражителем и в определенных условиях может влиять на все органы и системы целостного организма, вызывая разнообразные физиологические изменения.
Источники шума
Уровни шума в жилых квартирах зависят от:расположения дома по отношению к городским источникам шумавнутренней планировки помещений различного назначениязвукоизоляции ограждающих конструкций зданияоснащения дома инженерно-технологическим и санитарно- техническим оборудованием. Источники шума в окружающей человека среде могут быть разбиты на две большие группы - внутренние и внешние
Влияние уровня шума на здоровье человека
Внешние источники-транспортные средства, создающие при работе большие динамические нагрузки, которые вызывают распространение вибрации в грунте и строительных конструкциях зданий. Эти вибрации часто являются также причиной возникновения шума в помещениях зданий.-метрополитен-тяжелые грузовые автомобили-железнодорожные поезда-трамваи Внутренние источники-инженерное и санитарно-техническое оборудование, которое может находиться в соседних помещениях вашей квартиры или офиса -лифты-насосы-станки-трансформаторы -центрифуги
Единицы измерения шума
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления -децибелах (ДБ). Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 ДБ –безвреден, это естественный фон. Громкий звук -80 ДБ. 130 ДБ –болевые ощущения,150 –звук становится невыносимый
Влияние звуков на человеческую психику
Кошачье мурлыканье способствует нормализации:Сердечнососудистой системыАртериального давленияКлассическая музыка (Моцарт) способствует: Общему успокоениюПовышению выделения молока (на 20%) у кормящей материРитмичные звуки за счет прямого воздействия на мозг способствуют:Выбросу стрессовых гормоновУхудшению памятиКолокольный звон быстро убивает:Тифозные бактерииВирусы
Назначение района, застройки, территорий, помещений
Допустимый уровень звука, Дб
7-23 ч
23-7 ч
Курортные и лечебно-оздоровительные(зоны)
40
30
Территории и зоны массового отдыха (вне курортных районов)
50
-
Промышленные районы или зоны с жилой застройкой
65
55
Кабинеты врачей больниц, санаториев, поликлиник, провизорские аптеки
35
35
Жилые комнаты квартир
40
30
Спальные помещения в детских дошкольных учреждениях
40
30
Классы в школе
40
-
Пришкольные участки
50
-
Спортивные залы
50
-
Практическая работа №1
Социологический опрос, проведённый среди учеников и учителей школы №19 о влиянии шума на здоровье: 1.Можно ли считать шум невидимым убийцей Учителя Ученики
2.Как Вы думаете, где на территории школы повышено шумовое загрязнение
Учителя Ученики
По мнению учителей и учеников, шум влияет на здоровье человека
Главными источниками шума являются этажи,спорт залы и столовая
3. Считаете ли вы шум причиной рассеянности, отвлечённости учащихся на уроке? Учителя Ученики
4.А что лично Вам мешает сосредоточиться на уроке
Учителя Ученики
Большинство учителей и учеников, считаю что шум влияет на сосредоточенность на уроке
По мнению большинства, шум в коридоре мешает на уроке
5. Что Вы чувствуете при шумовом загрязнении? Как шум влияет на Вас? Учителя Ученики
6.Где больше шумовое загрязнение?
Учителя Ученики
У большинства опрошенных шум вызывает головную боль и усталость
Большинство опрошенных считают, что наибольшее шумовое загрязнение в школе
Практическая работа №2 «Определение остроты слуха»
Цель: определить остроту слуха учащихся.Оборудование: линейка, часы.Острота слуха –это минимальная громкость, которая может быть воспринята ухом испытуемого. ХОД РАБОТЫ:1.Приближайте к себе часы, пока не услышите звук.2.Приложите часы плотно к уху и отводите их от себя, пока не исчезнет звук.3.Измерьте расстояние (в 1 и2 случаях) между ухом и часами в см.4.Найди среднюю величину двух показателей. Сделайте вывод.
В проекте были задействованы ученицы 9 и 11 класса. Ученики9 класса: Ученики 11 класса: ВыводИнтенсивность звука существенно меняется в зависимости от удаленности источника звука (шума), чем ближе часы, тем выше уровень шума, и наоборот.Если звук часов слышен на расстоянии 15-20 см- удовлетворительный (небольшие проблемы), 5см- это уже признак тугоухости (в дальнейшем возможна полная глухота). В результате практической работы выяснилось что у учеников 9 класса слух не намного лучше чем у 11 класса.

1ученик
2ученик
3ученик
1
26
24
23
2
28
25
29
3
27
24,5
26
1ученик
2ученик
3ученик
1
27
25
24
2
29
28
28
3
28
26,5
26
Вывод
Звуки негативно влияют на здоровье человека, особенно в современном мире, когда вокруг много шум носителей. Исходя из опроса учащихся и учителей было выяснено что: шум влияет на здоровье человека, главными источниками шума являются этажи,спорт залы и столовая, шум влияет на сосредоточенность на уроке, шум в коридоре мешает на уроке, шум вызывает головную боль и усталость и что наибольшее шумовое загрязнение в школе. Мнение учителей и учеников схоже с таблицей приведённой перед практическими работами. В ходе работы над проектом, также удалось определить уровень слуха у учащихся 9 и 11 классов, который показал, что пока особых проблем со слухом нет, но которые могут возникнуть впоследствии, так как в 11 классе уровень слуха уже ниже.Все это связано с тем, что подростки очень часто слушают громкую музыку в наушниках и с тем, что появилось много техники, которая негативно влияет на здоровье людей(мобильные телефоны, машины)
Памятка
Что нужно сделать, чтобы в дому, где вы живете, было тише:Внешние стены должны иметь звукоизоляциюДвойные стекла существенно снижают шумВысадите деревья между домом и дорогойЗамените тонкие двери более основательнымиНастелите толстые ковровые покрытия с хорошей прокладкойВыберите самую тихую модель бытовой техникиЕсли бытовые приборы сильно шумят, вызывайте специалистаПользуйтесь дома мягкой обувью
Литература
http://tmn.fio.ru/works/40x/311/p02.htm Влияние шумов на здоровье человека.http://schools.keldysh.ru/labmro/web2002/proekt1/zaklych.htm - факторы здоровьяКриксунов Е.А. Экология 9 кл. М. Дрофа 2007г.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России 9-11 кл.Кузнецов В.Н. Экология М. Дрофа 2002г

 

Возможно, будет полезно почитать: