Как стать купцом на руси. Значение слова купец

Торговые пути, по которым лодьи купцов русских племен устремлялись к грекам и варягам, обогащали земли. Впечатляет статистика роста городов на Руси. Если верить летописцам, то при князе Владимире Красное Солнышко в Киевском княжестве числилось 25 крупных городов. Накануне нашествия Батыя упоминается уже 271 город. Царь Иван Грозный правит землей с 715 городами. И в начале царствования Государя Алексея Михайловича Романова речь идет уже о 923 русских городах, располагавшими своей торговой и промышленной базой.

Русское купечество держалось за городской уклад и всеми силами способствовало росту родных посадов. В расположенных на перекрестье торговых артерий поселениях росли склады товаров и ремесленных изделий, продуктов землепашества. Именно в городах заключались крупные сделки с купцами Запада и Востока. Здесь начинали свои торги первые русские ярмарки.
Купеческая деятельность, предпринимательство на русской земле всегда было открыто для новых участников торговли. Вести свое дело не возбранялось крестьянам, любому свободному человеку. Даже и подневольному. Главное, получай прибыль, проявляй предприимчивость, храбрость, отвагу в делах.
Торговые люди постепенно образовывали общественный класс, который состоял из людей решительных и умных. Князья дорожили своими купцами, людьми способными проявлять инициативу. Первые русские законы домонгольской эпохи карали виновного в убийстве торговца двое строже, чем полагалось за гибель простого землепашца или ремесленника.
Русское купечество в средние века было проводником государственной политики, инструментом установления межгосударственных связей, разведывательным кланом. На подворьях в Константинополе русские купцы завязывали контакты с влиятельными торговцами и политиками Византии, которая старалась также использовать энергию и связи купцов в своих интересах.
Купцы для князей и состоятельных бояр были полезны и как поставщики предметов роскоши. Из Царьграда на Русь привозили караванами китайские шелковые ткани, чеканное и россыпное золото, тонкие кружева, греческие и итальянские вина, душистое мыло, восточные лакомства. Немалая торговля шла с северными викингами, варягами, у них русское купечество покупало бронзовые, железные вещи, всегда нужное олово, свинец. Заключали выгодные сделки с арабами на Ближнем Востоке. Из Аравии Русь получала яркий бисер, драгоценные камни, персидские и арабские ковры, тонны пряностей, сафьян, дамасские булатные сабли и прочее оружие, вплоть до артиллерии.
Дух частного предпринимательства пронизывает русские законы. Немало на пользу купечества поработала знаменитая «Русская Правда». Свод первых законов регламентировал права купцов, особенности проведения бизнес-операций, определял торговые понятия -- отдачу имущества на хранение, «поклажу» от «займа», одолжение по дружбе - от отдачи денег в рост. Русский купец отдавал гостю, купцу-земляку, торговавшему с иными городами или областями, «куны в куплю» («куна» - счетная, весовая и денежная единица на Древней Руси), на комиссию для закупки товаров на стороне. Западные же торговые люди доверяли нашим купцам куны для оборота из барыша.
Купеческая работа, непростая и опасная, иногда ставила интересы торговых слоев выше княжеских. И князьям нередко приходилось мириться с мнением торговых воротил, умеряя свои военные аппетиты, подавляя княжескую гордыню и жадность до новых земель.
Купец Древней Руси не жил иллюзиями, а трезвым умом. Жизнь выработала некий кодекс поведения купечества. По нему требовалось соблюдать осторожность и чувство меры, не прельщаться легкими деньгами, а думать о будущем, заботиться о стабильности предприятия и будущих барышах в ущерб сиюминутной выгоде.

Купец - это не такая древняя профессия как охотник, но все же достаточно старинная специальность в области предпринимательства, то есть деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от торговли.

Основа основ

На Руси купцы были уже в IX веке. В те времена казна государства наполнялась в основном за счет дани, взимаемой с покоренных народов. Второй статьёй дохода была торговля. Она же являлась и двигателем прогресса. Города строились в основном по берегам рек, служивших торговыми путями. По историческим сведениям скифы вообще не имели других дорог. Прибрежные города становились сначала торговыми центрами, а затем в них развивались ремесла. В Древней Руси купец - это не только торговец. которому установлен в Твери, на его родине, был и ходившим «за три моря», и первооткрывателем, и дипломатом. А знаменитый легендарный новгородский купец Садко хаживал и на дно морское.

Торговые пути

Благодаря товарообмену и его представителям купцам были открыты такие великие торговый пути, как «из варяг в греки», «великий шелковый путь», который называют «перекрестком цивилизаций», «чумацкий шлях», знаменитый «путь благовоний», пересекающий и многие другие. Купцами были русские князья, вынужденные каким-то образом избавляться от излишков натуральной дани или накопившихся денег, тратя их на заморские диковинки. Купец - это и главный информатор в те далекие времена «Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?» - узнавали только от представителей этой многогранной профессии.

Петровские реформы коснулись всех

Этот вид деятельности был уважаем, купечество являлось важным сословием во все времена. О коммерческой предприимчивости русских слагались легенды. Старинные купеческие дома часто приходили на помощь государству. Богатейшие Строгановы открывали новые земли, строили заводы, возводили храмы. В некоторых исторических исследованиях говорится о том, что Петр I разгромил купечество, в результате чего погибли многие виды русских ремесел, любимых и поддерживаемых купцами. Царь провел реформы, в результате чего старая форма купеческих объединений «сотни» была упразднена, а на смену им пришли гильдии. было или плохо, но купечество не погибло.

Богатые и добрые

Купечество развивалось и набирало силу, лучшие представители этого сословия дослуживались до присвоения им дворянства за особые заслуги перед отечеством. Например, Руковишниковы. Московская династия основала дворянский род, а Иван Васильевич (1843—1901) дослужился до тайного советника. Новгородская династия, основателем которой был оборотистый крестьянин, уже в третьем поколении стала принадлежать высшему сословию. Девизом этой семьи были слова «жертвую и попечительствую». То же самое можно сказать о совсем немалом числе русских предпринимателей. В этом особый менталитет отечественного торговца. Русский купец - это в большинстве случаев благодетель и покровитель. Фамилии крупнейших купцов-меценатов, память, оставленная ими, в российской истории занимают особое место. Кто не знает купца Третьякова, основателя художественной галереи его имени. Каждому, кто хоть немного знаком с историей России, известны имена и деяния лучших представителей этого сословия - Мамонтовы и Морозовы (легендарный Савва Морозов), Найденовы и Боткины, Щукины и Прохоровы. Большое количество больниц, домов призрения, театров и библиотек России были построены на средства купцов.

Образы положительные и отрицательные

Однако в русской литературе образ торговца скорее негативный. Во многих пьесах Островского высмеивается купеческая среда, а сам купец - это скорее хитрый прощелыга, чем образованный щедрый человек. Кустодиевские купцы и купчихи олицетворяют то, что с насмешкой называют «купеческим вкусом». К отрицательному образу добавляют черты и отзывы иностранцев. В этой связи хочется отметить, что русских, о которых иностранцы отзываются хорошо, вообще крайне мало. Их мнение не должно быть приговором. Многие известные писатели над купцами подсмеивались. А вот Калашников у Лермонтова очень хорош. В нем сконцентрированы лучшие черты купечества - честность, порядочность, смелость, готовность отдать жизнь за доброе имя любимого человека. Были, конечно, в этой среде и проходимцы. А в какой среде их нет? И потом, купечество, как отмечалось выше, делилось на гильдии. К «третьей», с небольшим капиталом (500 рублей) могли относиться любые безответственные люди. Но состоятельные русские купцы, живущие на виду у всех, думающие о своей торговой марке, в большинстве своем были мало сказать совестливыми и порядочными, а фанатично честными людьми. «Слово купца» - не легенда. Конечно же, не все сделки заключались только устно. Но данное купеческое слово держалось жестко, иначе бы оно не стало легендой в хорошем смысле этого слова.

Происходившие изменения в экономической, социальной и духовной жизни славян привели в IX в. к образованию государства Киевская Русь. Это было раннефеодальное государство, отличавшееся большим количеством городов (иностранцы называли Русь страной «Гордарики»), выгодным геополитическим положением.

Деловая жизнь на Руси, как и в других государствах эпохи раннего средневековья, развивалась в основном в форме торговли, но не столько внутренней, сколько внешней, благодаря выгодному географическому положению страны. В качестве торговцев выступали князья и дружинники. Собрав дань мехами, воском, медом, они отправлялись в Византию и другие страны, где обменивали привезенный товар на вина, шелк, оружие и т.д. Наиболее образно описал их арабский географ и путешественник Ибн Русте, свидетельствующий, что «вооружены они были прекрасно: на боку - стальной меч, в руках - копье. Одеты они очень хорошо», так как занимаются торговлей. Упоминает он и золотые обручи (гривны), шаровары в 100 локтей материи и мечи, пояса, в которые завязываются деньги.

Нередко торговля сочеталась с грабежом и военными нападениями. Грабили в чужих и русских землях, захватывали рабов и меха, грабили и по пути на юг. Это было одной из отличительных черт деловой жизни эпохи раннего средневековья, когда сохранялись и действовали традиции прошлого, когда князь «став государем, как кониг, он как варяг, не переставал еще быть вооруженным купцом».

Лишь в Х в. появились купцы - профессионалы. Среди предпосылок, вызвавших появление купцов, следует выделить накопление в руках феодализирующейся знати значительных излишков продукции сельского хозяйства и лесных промыслов, потребность в их сбыте, а также возникновение торгово-ремесленных поселений вокруг прежних племенных центров, ставших основными пунктами обмена товаров. Из какой же среды происходили первые русские купцы?

Это были, в первую очередь, воины-дружинники (представители «младшей дружины», отроки, которые не вошли в формирующийся класс феодалов), ремесленники, княжеские и боярские слуги, т.е. те люди, которые были связаны с феодальной знатью и которые отличались предприимчивостью, инициативой, смелостью, решительностью.

В далекие путешествия купцы всегда отправлялись целыми отрядами. Военный лагерь-стоянка купцов назывался «товаром». Слово «товарищ» в то время означало «принадлежащий к одному лагерю, к одному отряду». Такой вооруженный отряд, отправляясь в далекий путь, приносил жертвы богу грозы и оружия - Перуну. И на всем дальнейшем пути купцы не забывали своих воинственных богов, клялись их именами при заключении договоров, жертвовали им животных, возили с собой их изображения.

В XI-XII вв. на Руси начинали возникать купеческие организации, аналогичные западноевропейским гильдиям и братствам. Их возникновение диктовалось общими коммерческими интересами купечества, трудностями дальней торговли, усиленным вниманием феодальной знати к торговому капиталу.

По данным источников и литературы, одними из первых на Руси создали свою корпоративную организацию в 1134-1135 гг. купцы Новгорода. Корпорация имела церковь Иоанна Предтечи на Опоках и называлась «Иванское сто». Во главе Иванского купечества стояли пять старост, в число которых входил и тысяцкий. Старостат ведал всеми торговыми и гостиными делами и торговым судом; посадник и бояре не имели права вступать в дела гильдии. Стать полноправным членом Иванского купеческого товарищества мог лишь тот, кто был в состоянии внести в храмовую казну, т.е. в фонд корпорации, пошлину в размере 50 гривен серебра (10 кг), а также преподнести новгородскому тысяцкому рулон дорогого «ипрского сукна», привезенного из Фландрии. Вступивший в корпорацию становился полноправным, пошлым, как тогда говорили (от слова «пошло»), т.е. потомственным купцом (пошлое купечество передавалось от отца к сыну). Иванская община имела свою пристань на берегу Волхова, за право причаливать к которой взималась пошлина. Иванский купеческий староста был видным лицом в Новгороде. Реальные масштабы деятельности «Иванского сто» были достаточно широки. Есть предположения, что корпорация осуществляла руководящие функции в отношении всего новгородского купечества, вершила торговое судопроизводство, обеспечивала сбор пошлин. От имени всего новгородского купечества старосты «Иванского сто» участвовали в переговорах с иностранными купцами.

Помимо Иванского, в Новгороде существовали и другие купеческие организации: Заморские купцы, Югоршина, Низовские купцы. Каждая группа купечества имела храм, который, как правило, закладывался правителем организации.

Подобные организации купечества были и в других русских городах - Киеве, Полоцке, но источники и литература не позволяют в должной мере проиллюстрировать их деятельность. По этим же причинам трудно провести сравнительный анализ между купеческими гильдиями Запада и купеческими объединениями Киевской Руси. Но сам факт их создания и деятельности говорит о том, что в стране появился слой профессиональных деловых людей, в которых пробуждалось корпоративное сознание, которые стремились к консолидации и объединению, чтобы совместно преодолевать трудности, отстаивать и защищать свои интересы.

О том, что купечество утвердилось в древнерусском обществе, выделилось в одно из его сословий и получило признание со стороны государства, свидетельствует «Русская Правда» - первый в истории нашего государства кодекс законов (XI-XII вв.). В нём «цена жизни» купца определялась где-то посередине между «ценой жизни» бояр, с одной стороны, и смердов - с другой. Так, за убийство княжеского тиуна полагалась «вира» (штраф) в 80 гривен, за убийство «людина», простого свободного человека (к этой категории принадлежала, судя по всему, основная часть купцов) - штраф в 40 гривен, за убийство смерда и холопа - 5 гривен.

Власть поддерживала купечество, была заинтересована в его росте. Почему? Во-первых, часть получаемой Великим князем с населения дани в виде продуктов и изделий продавалась гостями. Во-вторых, через купцов устанавливались и поддерживались международные контакты и, в-третьих, пополнялась казна. Внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах в 1125 г. после съезда князей издал закон о защите русских купцов от более предприимчивых представителей других национальностей, участвовавших во внутренней торговле. Владимир Мономах завещал своим детям особенно почитать гостя «откуда бы он не пришел: простой ли, именитый ли, или посол».

Но, с другой стороны, государство контролировало и регламентировало торгово-предпринимательскую деятельность купцов, облагало их тяжелыми таможенными налогами. Это прежде всего мыт - старейшая торговая пошлина. «Русская Правда» упоминает о «мытниках» - сборщиках данного налога. Кроме мыта, торговые люди должны были платить налоги с мер и весов. Сборы в денежной форме считались натуральным налогом.

Таким образом, в древнерусском обществе утвердился слой деловых людей - купцов, занимающихся коммерческой деятельностью регулярно и профессионально. Низшую категорию этого слоя составляли торговые (или купчие люди), промышлявшие преимущественно местной торговлей. Высшая - это гости (от древнерусского «гостьба» - торговля), которые вели внешнеторговые операции, а также операции с другими русскими княжествами.

Введение

К VIII-IX вв. славяне занимали половину европейского континента - от Адриатики до Верхней Волги и от Эльбы до верховий Дона. Восточная ветвь славянства распространилась на значительной части великой Русской равнины, почти до Финского залива на севере, а на юге - до Черного моря в низовьях таких рек, как Дунай, Днестр и Днепр. Центром расселения восточного славянства было Среднее Поднепровье.

Восточные славяне населяли территорию площадью приблизительно 700 тыс. кв. км. Природные условия отличается от остальной Европы равнинным рельефом, более холодным и относительно равномерным климатом, сильными ветрами, большой разностью зимних и летних температур. Лес, покрывавший в ранний период Среднерусскую равнину, с одной стороны, затруднял земледелие, с другой - обеспечивал плодородие почв. Долгое время он также позволял поддерживать самодостаточность хозяйственной жизни, являясь источником удовлетворения практически всех основных жизненных потребностей: в пище, одежде, жилье, защите от врагов. Расселившись на приднепровских территориях, славяне оказались вовлеченными в международную торговлю, которая способствовала более широкому освоению богатых лесных ресурсов.

Центрами хозяйственной жизни были реки. Речные системы располагались относительно близко и исключительно благоприятно. Они служили важнейшими транспортными артериями и летом, и зимой. Реки давали пищу и способствовали развитию земледелия и скотоводства, а их берега были привлекательными местами для поселений. Мощные речные системы Среднерусской равнины с древности считались удобным путем сообщения между севером и югом, западом и востоком.

Степь представляла собой враждебную макросреду. Являясь воротами в Азию, она несла угрозу набегов кочевников. Для своей защиты восточные славяне вынуждены были создавать военные поселения. Вместе с тем, степь отчасти заменяла море: кочевые народы связывали друг с другом разрозненные очаги оседлой цивилизации, не только разрушая, но и распространяя материальную культуру различных народов.

Все перечисленные условия наложили существенный отпечаток на характер труда восточных славян. Задачи выживания и развития в сложных климатических условиях обусловили необходимость напряженного совместного труда.

Приспособившись к жизни на больших неосвоенных территориях, русские стали обладателями огромных природных ресурсов, что оказало сильное влияние, как на характер их труда, так и на всю последующую историю. Богатство лесов, рек, земных недр сформировало такую черту характера, как небережливость, граничащая с расточительностью. В то же время природные ресурсы России часто становились объектом притязаний со стороны других народов, что порождало военные конфликты. Огромные незаселенные пространства и холодный климат развивали предприимчивость и склонность к колонизации.

Глава 1. Становление предпринимательства в Древней Руси.

Зарождение предпринимательства

Истоки отечественного предпринимательства были во многом связаны с переплетением географических, экономических и политических факторов.

Краткость периода, пригодного для полевых работ, являвшаяся следствием местоположения Древнерусского государства, обусловила сложности в производстве достаточного количества излишков.

Отсутствие надежных рынков также объясняло низкую производительность сельского хозяйства.

Таким образом, складывался своего рода замкнутый круг: неблагоприятные погодные условия приводили к низким урожаям; низкие урожаи порождали нищету; из-за нищеты не было достаточного количества покупателей сельскохозяйственных продуктов; нехватка покупателей не позволяла поднять урожайность. Разрыв замкнутого круга мог быть достигнут при дополнении дохода от земледелия различными промыслами: рыболовством, дублением кож и ткачеством. При этом результаты промыслов обменивались на товары, привозимые из других земель Руси или из-за границы. Таким образом, создавались предпосылки для появления ростков предпринимательства в Древнерусском государстве.

Для понимания специфики развития деловых отношений следует принимать во внимание и огромные усилия для обороны огромной территории и освоения новых земель. Сильное государство мобилизировало скудные ресурсы для решения этих задач. Отсюда вытекала необходимость тяжелого финансового и налогового гнета. Без усиления крепостничества становилось проблематичным содержание многочисленного войска. Все это не могло не сдерживать позитивные тенденции в развитии предпринимательства.

В конце IX в. наряду с товарообменом, возникли денежные отношения. Главными торговцами выступали киевское правительство, князь и бояре. К торговому каравану судов князя и бояр приставлялись купеческие лодки, хозяева которых стремились заручиться вооруженной и обеспечить безопасности товаров.

Внешнеполитическая деятельность киевских князей IX - X вв. была во многом обусловлена экономическими интересами. По мнению В.О. Ключевского, она имела две цели: приобрести заморские рынки и обеспечить охрану торговых путей. Торговые связи древнерусского купечества получили наибольшее развитие во взаимоотношениях с Византией. За границей пользовались спросом меха, продукция лесных промыслов, воск. В свою очередь, в русские земли поступали шелковые ткани, золото, вина, парусину, канаты. О значении упрочения внешнеэкономического престижа свидетельствовали торговые договоры, заключенные киевскими князьями с Византией в X в., представлявшие собой первые образцы норм международного права, известные нашим соотечественникам. Расширялась география торговых связей. Русские купцы привозили особо ценный товар (меха) в хазарскую столицу Итиль (вблизи современной Астрахани), преодолевая большие пространства - от Киева до Дона, перетаскивая затем суда по суше волоком до Волги. Посредническую роль в налаживании торговли с соседними народами на северо-востоке и северо-западе играли волжские булгары.

Об усложнении хозяйственного организма Киевской Руси свидетельствует и включение в выдающийся памятник права XI в. - Русскую Правду - положений о купле-продаже, личном найме, хранении, поручении. В этом документе определялся порядок взимания долгов с несостоятельного должника. Достаточно четко различались и виды кредитного оборота. Относительно предпринимательского кредита следует отметить, что он вызывал неоднозначное отношение городских низов. В 1113 г. в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков, взимавшее огромные проценты и занимавшиеся скупкой и перепродажей товаров широкого потребления по спекулятивным ценам.

Глава 2. Купечество, торговое сословие

В записках византийского императора Константина Багрянородного рассказывается о деятельности русских купцов еще в первой половине X в. По его словам, с ноября месяца, как только подмерзала дорога и устанавливался санный путь, русские купцы покидали города и направлялись в глубь страны. Всю зиму они скупали по погостам товары, а также собирали с жителей дань в оплату за ту охрану, которую им давал город. Весной уже по Днепру с полой водой купцы возвращались в Киев и на подготовленных к тому времени судах отправлялись в Царьград. Труден и опасен был этот путь. И только большая охрана спасала караван смоленских, любечских, черниговских, новгородских, вышегородских купцов от многочисленных грабителей. Проплыв Днепр, выходили в море, держась берега, так как в любой момент утлые суденышки могли погибнуть от крутой волны.

В Царьграде русские купцы торговали шесть месяцев. Согласно договору, оставаться на зиму не могли. Размещали их не в самом городе, а у «святого Мамы» (монастырь святого Маманта). Во время пребывания в Царьграде русские купцы пользовались различными льготами, предоставленными им греческим императором. В частности, продавали свои товары и покупали греческие, не платя пошлины; кроме того, им выделяли бесплатно продукты питания и разрешали пользоваться баней. По окончании торга греческие власти обеспечивали нашим купцам съестные товары и корабельные снасти. Возвращались домой не ранее октября, а там уже снова наступал ноябрь, и нужно было ехать вглубь страны, на погосты, распродавая то, что было привезено из Византии, и скупать товары для зарубежной торговли на следующий год. Такая предпринимательская деятельность велась Русью не одно столетие. Круговорот торговой жизни сыграл огромную роль в освоении и объединении русских земель. Все большее и большее число людей вовлекалось в эту экономическую деятельность, становясь кровно заинтересованным в ее результатах.

Впрочем, русские купцы вели торговлю не только с Царьградом, откуда вывозили шелковые ткани, золото, кружева, вина, мыло, губки, различные лакомства. Большая торговля велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с арабами, откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности.

О том, что торговля велась очень большая, свидетельствует характер кладов того времени, которые до сих пор в изобилии находят близ старинных городов, на берегах больших рек, на волоках, возле бывших погостов. В этих кладах не редкость арабские, византийские, римские и западноевропейские монеты, в том числе даже отчеканенные в VIII в.

Вокруг русских городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли, или, как тогда называли, «гостьбы», купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и другие тогдашние «промышленники». Места эти получали название погостов (от слова «гостьба»). Позже, уже после принятия христианства, в этих местах, как наиболее посещаемых, строились церкви и размещались кладбища. Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь (весы, меры), складывались товары, а также хранились торговые договоры. За это духовенство взимало с торговцев особую пошлину.

Первый русский свод законов «Русская Правда» был пронизан духом купечества. Когда читаешь его статьи, то убеждаешься, что он мог возникнуть в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций.

«Правда», – пишет историк В.О. Ключевский, – строго отличает отдачу имущества на хранение – «поклажу» от «займа», простой заем, одолжение по дружбе от отдачи денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем краткосрочный – от долгосрочного и, наконец, заем – от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда. «Правда» дает далее определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, умеет различать несостоятельность злостную от несчастной. Что такое торговый кредит и операции в кредит – хорошо известно «Русской Правде». Гости, иногородние или иноземные купцы, «запускали товар» за купцов туземных, т.е. продавали им в долг. Купец давал гостю, купцу-земляку, торговавшему с другими городами или землями, «куны в куплю», на комиссию для закупки ему товара на стороне; капиталист вверял купцу «куны в гостьбу», для оборота из барыша».

Городские предприниматели, справедливо отмечает Ключевский, являлись то сотрудниками, то соперниками княжеской власти, что отражало их большую роль в обществе. Русское законодательство дорожило жизнью купца, за его голову полагался штраф вдвое больший, чем за голову простого человека (12 гривен и 5–6 гривен).

Успешный рост купеческой деятельности в Древней Руси подтверждался развитием кредитных отношений. Новгородский купец Климята (Климент), живший в конце XII – н. XIII в., сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов (отдачей денег в рост). Климята был членом «купеческого ста» (союз новгородских предпринимателей), занимался он преимущественно бортным промыслом и скотоводством. К концу жизни ему принадлежали четыре села с огородами. Перед смертью он составил духовную, в которой перечислял свыше десятка различного рода людей, связанных с ним предпринимательской деятельностью. Из перечня должников Климяты видно, что он выдавал также и «поральское серебро», за что взимались проценты в виде наклада. Деятельность Климяты была такова, что он не только предоставлял кредиты, но и брал их. Так, он завещал в уплату долга своим кредиторам Даниле и Воину два села. Все свое состояние Климята завещал Новгородскому Юрьеву монастырю – типичный для того времени случай.

Одним из самых характерных купеческих городов был Новгород Великий. Торговлей здесь жила большая часть населения, а купец считался главной фигурой, о которой складывались сказки и легенды. Типичный пример – новгородская былина о купце Садко.

Новгородские купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями, или компаниями, представлявшими из себя хорошо вооруженные отряды. Купеческих артелей в Новгороде насчитывалось десятки, в зависимости от товаров, которыми они промышляли, или местности, куда ходили торговать. Были, например, поморские купцы, торговавшие на Балтийском или Белом морях, низовские купцы, имевшие дела в Суздальской области, и т.п.

Самые основательные новгородские купцы объединялись в торгово-промышленную «ассоциацию», именуемую тогда «Иваново сто», имевшую свой центр около храма св. Иоанна Предтечи в Опоках. Здесь располагался общественный гостиный двор, где купцы складывали свои товары, а также находилась «гридница» (большая палата), своего рода зал для проведения деловых совещаний. На общем собрании «Иваново сто» купцы выбирали старосту, который руководил делами этой «ассоциации», наблюдал за общественной кассой и оформлением деловых документов.

Около церкви проходил торг, стояли специальные весы, при которых находились выборные присяжные чины, наблюдавшие за правильностью веса и торговли. За взвешивание, как и при продаже товара, взималась особая пошлина. Кроме больших весов, возле церкви стояли и малые, служившие для взвешивания драгоценных металлов, слитки которых заменяли монеты.

Возникавшие между купцами и покупателями противоречия решались в специальном торговом суде, председателем которого был тысяцкий.

Купцы, входившие в «Иваново сто», обладали большими привилегиями. В случае финансовых затруднений им предоставляли кредит или даже безвозмездную помощь. При опасных торговых операциях от «Иваново сто» можно было получить вооруженный отряд для охраны.

Однако вступить в «Иваново сто» мог только очень состоятельный купец. Для этого в кассу «ассоциации» нужно было внести большой взнос – в 50 гривен – и, кроме того, безвозмездно пожертвовать в пользу церкви св. Иоанна в Опоках еще почти 30 гривен (за эти деньги можно было купить стадо в 80 волов). Зато, вступив в «Иваново сто», купец и его дети (участие было наследственным) сразу занимали почетное положение в городе и получали все связанные с этим привилегии.

Большую взаимовыгодную торговлю новгородские купцы вели с Ганзейским союзом. Новгородские купцы скупали по всей России и продавали ганзейцам льняные ткани, выделанные кожи, смолу и воск высокого качества, хмель, строевой лес, мед, меха, хлеб. От ганзейцев новгородские купцы получали вино, металлы, соль, сафьян, перчатки, крашеную пряжу и разные предметы роскоши.

Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Если... складывались обычаи торгового оборота. Значение купечества в жизни государства заставляло законодателя учитывать...

  • Древнерусская литература. Ответы

    Шпаргалка >> Литература и русский язык

    ... – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово... повести становится купеческий сын, т.к. именно купечество самый подвижный слой(странствуют, общаются...

  • Древнерусская культура (4)

    Реферат >> Культура и искусство

    Русской культуры…………………………………………………7 Глава 2. Письменность и древнерусская архитектура…………………...………..8 2.1. Образование …………………………………………………………………8 2.2. Славянская азбука... горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества , зажиточных ремесленников. В сельской...

  • Возникновение и развитие Древнерусского государства IX - начало XII в.

    Реферат >> История

    Торговля и ремесло. Местное купечество было полноправным участником торговых... выходцами из дворянства, купечества , крестьянства, чиновничества. Экономическое... несоединимое». Позднее возникло увлечение древнерусским зодчеством, готикой, неоклассицизмом. ...

  • Русское купечество всегда было особенным. Купцы и промышленники признавались самым обеспеченным классом Российской империи. Это были смелые, талантливые, щедрые и изобретательные люди, меценаты и ценители искусства.

    Бахрушины

    Происходят из купцов города Зарайска Рязанской губернии, где их род можно проследить по писцовым книгам до 1722 года. По профессии Бахрушины были «прасолы»: гоняли гуртом скот из Приволжья в большие города. Скот иногда дох по дороге, шкуры сдирали, везли в город и продавали кожевенным заводам - так начиналась история их собственного дела.

    Алексей Федорович Бахрушин перебрался в Москву из Зарайска в тридцатых годах позапрошлого столетия. Семья переезжала на телегах, со всем скарбом и младшего сына Александра, будущего почетного гражданина города Москвы, везли в бельевой корзине. Алексей Федорович - стал первым московским купцом Бахрушиным (в московское купечество он занесен с 1835 года).

    Александр Алексеевич Бахрушин, тот самый почетный гражданин Москвы, был отцом известного городского деятеля Владимира Александровича, коллекционеров Сергея и Алексея Александровичей и дедом профессора Сергея Владимировича.

    Кстати о коллекционерах, это известная страсть к “собирательству” была отличительной чертой рода Бахрушиных. Особенно стоит отметить коллекции Алексея Петровича и Алексея Александровича. Первый собирал русскую старину и, главным образом, книги. По духовному завещанию, библиотеку он оставил Румянцевскому музею, а фарфор и старинные вещи - Историческому, где были две залы его имени. Про него говорили, что он страшно скуп, так как «ходит кажное воскресенье на Сухаревку и торгуется, как еврей». Но вряд ли его можно за это судить, ведь каждый коллекционер знает: самое приятное - самому разыскать подлинно ценную вещь, о достоинствах коей другие не подозревали.

    Второй, Алексей Александрович, был большим любителем театра, долгое время председательствовал в Театральном обществе и был весьма популярен в театральных кругах. Поэтому Театральный музей стал единственным в мире богатейшим собранием всего, что имело какое-либо отношение к театру.

    И по Москве, и по Зарайску они были почетными гражданами города,- честь весьма редкая. Во время моего пребывания в Городской думе было всего два почетных гражданина города Москвы: Д. А. Бахрушин и князь В. М. Голицын, бывший городской голова.

    Цитата: "Одной из самых крупных и богатых фирм в Москве считается Торговый дом братьев Бахрушиных. У них кожевенное дело и суконное. Владельцы - молодые еще люди, с высшим образованием, известные благотворители, жертвующие сотни тысяч. Дело свое они ведут хотя и на новых началах - т. е. пользуясь последними словами науки, но по старинным московским обычаям. Их, например, конторы и приемные заставляют многого желать". "Новое время".

    Мамонтовы

    Род Мамонтовых ведет свое начало от звенигородского купца Ивана Мамонтова, о котором практически ничего неизвестно, разве что год рождения - 1730, да то, что у него был сын Федор Иванович (1760). Скорее всего, Иван Мамонтов занимался откупным промыслом и составил себе хорошее состояние, так что сыновья его были уже богатыми людьми. Можно догалываться о его благотворительной деятельности: памятник на его могиле в Звенигороде был поставлен благодарными жителями за услуги, оказанные им в 1812 году.

    У Федора Ивановича было три сына - Иван, Михаил и Николай. Михаил, видимо, не был женат, во всяком случае, потомства не оставил. Два других брата были родоначальниками двух ветвей почтенной и многочисленной мамонтовской семьи.

    Цитата: «Братья Иван и Николай Федоровичи Мамонтовы приехали в Москву богатыми людьми. Николай Федорович купил большой и красивый дом с обширным садом на Разгуляе. К этому времени у него была большая семья”. ("П. М. Третьяков". А. Боткин).

    Мамонтовская молодежь, дети Ивана Федоровича и Николая Федоровича, была хорошо образована и разнообразно одарена. Особенно выделялась природная музыкальность Саввы Мамонтова, что сыграло большую роль в его взрослой жизни.

    Савва Иванович выдвинет Шаляпина; сделает популярным Мусоргского, забракованного многими знатоками; создаст в своем театре огромный успех опере Римского-Корсакова «Садко». Будет не только меценатом, но советчиком: артисты получали от него ценные указания по вопросам грима, жеста, костюма и даже пения.

    С именем Саввы Ивановича тесно связано одно из замечательных начинаний в области русского народного искусства: знаменитое Абрамцево. В новых руках она возродилась и скоро стала одним из самых культурных уголков России.

    Цитата: "Мамонтовы прославились на самых разнообразных поприщах: и в области промышленной, и, пожалуй, в особенности в области искусства. Мамонтовская семья была очень велика, и представители второго поколения уже не были так богаты, как их родители, а в третьем раздробление средств пошло еще дальше. Происхождением их богатств был откупщицкий промысел, что сблизило их с небезызвестным Кокоревым. Поэтому, при появлении их в Москве, они сразу вошли в богатую купеческую среду". ("Темное царство", Н. Островский).

    Родоначальником этой одной из самых старых торговых фирм в Москве был Василий Петрович Щукин, уроженец города Боровска Калужской губернии. В конце семидесятых годов XVIII века Василий Петрович учредил в Москве торговлю мануфактурным товаром и продолжал ее в течение пятидесяти лет. Его сын его, Иван Васильевич, основал Торговый дом «И. В. Щукин с сыновьями» Сыновья - это Николай, Петр, Сергей и Дмитрий Ивановичи.
    Торговый дом вел обширную торговлю: товары отправлялись во все уголки Центральной России, а также в Сибирь, на Кавказ, Урал, в Среднюю Азию и Персию. В последние годы Торговый дом стал продавать не только ситцы, платки, бельевые, одежные товары и бумажные ткани, но и шерстяные, шелковые и льняные изделия.

    Братья Щукины известны как большие ценители искусства. Николай Иванович был любителем старины: в его собрании находилось множество старинных рукописей, кружев, различных тканей. Для собранных предметов на Малой Грузинской он выстроил прекрасное здание в русском стиле. По завещанию - вся его коллекция, вместе с домом, поступила в собственность Исторического музея.

    Сергей Иванович Щукин занимает особое место среди русских самородков-коллекционеров. Можно сказать, что вся французская живопись начала текущего столетия: Гоген, Ван Гог, Матисс, часть их предшественников, Ренуар, Сезанн, Монэ, Дега - была в коллекции Щукина.

    Насмешки, неприятие, непонимание обществом работ того или иного мастера - не имели для него ни малейшего значения. Часто Щукин покупал картины за грош, не по своей скаредности и не из желания притеснить художника, - просто потому что они не продавались и даже цены на них не было.

    Рябушинские

    Из слободы Ребушинской Пафнутьево-Боровского монастыря Калужской губернии в 1802 году в московское купечество “прибыл” Михаила Яковлев. Торговал он в Холщовом ряду Гостиного двора. Но разорился во время Отечественной войны 1812 года, как и многие купцы. Возрождению его как предпринимателя способствовал переход в “раскол”. В 1820 году основатель дела вступил в сообщество Рогожского кладбища - московской твердыни старообрядчества "поповщинского толка", к которому принадлежали богатейшие купеческие фамилии первопрестольной.

    Михаил Яковлевич принимает фамилию Ребушинский (именно так она писалась тогда) в честь своей родной слободы и вступает в купечество. Торгует он теперь "бумажным товаром", заводит несколько ткацких мануфактур в Москве и Калужской губернии, и оставляет детям капитал более 2 миллионов рублей. Так суровый и истовый старообрядец, носивший простонародный кафтан и работавший в качестве “мастера” на своих мануфактурах, заложил основу для будущего процветания семейства.

    Цитата: "Меня всегда поражала одна особенность - пожалуй, характерная черта всей семьи, - это внутренняя семейная дисциплина. Не только в делах банковских, но и общественных, каждому было отведено свое место по установленному рангу, и на первом месте был старший брат, с коим другие считались и в известном смысле подчинялись ему". ("Мемуары", П. Бурышкин).

    Рябушинские были известными коллекционерами: иконы, картины, предметы искусства, фарфор, мебель... Неудивительно, что Николай Рябушинский, "беспутный Николаша" (1877-1951), выбрал жизненным поприщем мир искусства. Экстравагантный любитель пожить "на широкую ногу" вошел в историю русского искусства как редактор-издатель роскошного литературно-художественного альманаха "Золотое Руно", выходившего в 1906-1909 годах. Альманаху под флагом "чистого искусства" удалось собрать лучшие силы российского "серебряного века": А. Блок, А. Белый, В. Брюсов, среди "искателей золотого руна" значились художники М. Добужинский, П. Кузнецов, Е. Лансере и многие другие. Сотрудничавший в журнале А. Бенуа оценивал его издателя, как "фигуру любопытнейшую, не бездарную, во всяком случае особенную".

    Демидовы

    Родоначальник династии купцов Демидовых - Никита Демидович Антуфьев, более известный под фамилией Демидов (1656-1725) был тульским кузнецом и выдвинулся при Петре I, получив огромные земли на Урале для строительства металлургических заводов. Никита Демидович имел трех сыновей: Акинфия, Григория и Никиту, между которыми и распределил все свои богатства.

    В знаменитых алтайских рудниках, обязанных своим открытием Акинфию Демидову, в 1736 году были найдены богатейшие по содержанию золота и серебра руды, самородное серебро и роговая серебряная руда.

    Его старший сын Прокопий Акинфиевич мало обращал внимания на управление своими заводами, которые и помимо его вмешательства приносили огромный доход. Он жил в Москве, и удивлял горожан своими чудачествами и дорого стоившими затеями. Прокопий Демидов немало тратил и на благотворительность: 20 000 рублей на учреждение при Петербургском воспитательном доме госпиталя для бедных родильниц, 20 000 рублей Московскому университету на стипендии беднейшим студентам, 5 000 рублей главному народному училищу в Москве.

    Третьяковы

    Происходили из старого, но небогатого купеческого рода. Елисей Мартынович Третьяков, прадед Сергея и Павла Михайловичей, прибыл в Москву в 1774 из Малояровславца году семидесятилетним стариком с женой и двумя сыновьями, Захаром и Осипом. В Малоярославце купеческий род Третьяковых существовал еще с 1646 года.
    История рода Третьяковых в сущности сводится к жизнеописанию двух братьев, Павла и Сергея Михайловичей. При жизни их объединяли подлинная родственная любовь и дружба. После смерти они навсегда остались в памяти как создатели галереи имени братьев Павла и Сергея Третьяковых.

    Оба брата продолжали отцовское дело, сначала торговое, потом промышленное. Они были льнянщики, а лен в России всегда почитался коренным русским товаром. Славянофильствующие экономисты (вроде Кокорева) всегда восхваляли лен и противопоставляли его иноземному американскому хлопку.

    Эта семья никогда не считалась одной из самых богатых, хотя их торговые и промышленные дела шли всегда успешно. На создание своей знаменитой галереи и собирание коллекции Павел Михайлович тратил огромные деньги иногда в ущерб благосостоянию своей собственной семьи.

    Цитата: "С гидом и картой в руках, ревностно и тщательно, пересмотрел он почти все европейские музеи, переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленького итальянского, голландского и немецкого городка в другой. И он сделался настоящим, глубоким и Стонким знатоком живописи". ("Русская старина").

    Солтаденковы

    Происходят из крестьян деревни Прокунино Коломенского уезда Московской губернии. Родоначальник рода Солдатенковых, Егор Васильевич, значится в московском купечестве с 1797 года Но известной эта семья стала лишь в половине XIX века, благодаря Кузьме Терентьевичу.

    Он снимал лавку в старом Гостином дворе, торговал бумажной пряжей, занимался дисконтом. Впоследствии стал крупным пайщиком ряда мануфактур, банков и страховых обществ.

    У Кузьмы Солдатенкова была большая библиотека и ценное собрание картин, которые он завещал Московскому Румянцевскому музею. Это коллекция является одной из самых ранних по времени ее составления и самых замечательных по превосходному и долгому существованию.

    Но главным вкладом Солдатенкова в русскую культуру считается издательская деятельность. Его ближайшим сотрудником в этой области был известный в Москве городской деятель Митрофан Щепкин. Под руководством Щепкина было издано много выпусков, посвященных классикам экономической науки, для чего были сделаны специальные переводы. Эта серия издания, носившая название "Щепкинской библиотеки", была ценнейшим пособием для студентов, но уже в мое время - начало этого столетия - многие книжки стали библиографической редкостью.

     

    Возможно, будет полезно почитать: