Использование межпредметных и проблемных заданий в процессе обучения биологии (раздел "Человек и его здоровье"). Наиболее сложные вопросы преподавания раздела «Человек и его здоровье

Учебный раздел "Человек и его здоровье" как часть школьного биологического предмета в системе среднего биологического образования учащихся имеет специфические задачи, связанные с особенностями содержания данного курса. Содержание составляет система понятий, одни из них обширны и охватывают ряд тем курса, другие носят более частный характер.

В содержании этого учебного предмета выделяют физиологические, санитарно-гигиенические, общебиологические, цитогистологические, медицинские понятия и др. Все группы указанных понятий тесно связаны между собой. Из закономерностей строения и функций органов выводятся гигиенические правила поведения, а хорошее усвоение понятий физиологии способствует выработке умений практически учитывать физиологические закономерности. В процессе формирования понятий следует устанавливать связь между ними и следить за их постепенным развитием.

Кроме связи друг с другом, понятия раздела "Человек и его здоровье" связаны со специальными понятиями, составляющими содержание раздела "Растения" и особенно раздела "Животные", которые подготовили учащихся к пониманию и усвоению понятий по анатомии, физиологии и гигиене человека. В свою очередь система понятий по данному курсу способствует формированию общебиологических понятий и подготавливает школьников к восприятию материала заключительного раздела школьной биологии - общей биологии.

У восьмиклассников, изучающих раздел "Человек и его здоровье", сравнительно с младшей возрастной группой школьников более развито абстрактное мышление, они лучше владеют приемами самостоятельного получения знаний, их память вмещает больше учебной информации, знания значительно обогащены. Тем не менее из всех школьных биологических разделов знания по анатомии, физиологии и гигиене человека усваиваются значительно труднее. Наибольшие трудности усвоения вызывают физиологические понятия, так как материал по физиологии трудно, а подчас и невозможно представить для непосредственного наблюдения. Учитель вынужден искать дополнительные пути и средства, помогающие учащимся овладевать этим материалом. Одно из таких средств - работа с терминами, которая состоит из системы рассмотренных выше приемов.

Осуществляя работу по усвоению научного языка раздела "Человек и его здоровье", учителю следует учитывать, что многие термины, особенно анатомо-морфологические, учащимся уже известны, поэтому нет необходимости вновь выяснять их смысловое значение, происхождение и т. д. Однако это не значит, что с такими терминами совсем не должна проводиться работа. Учителю надо организовать работу таким образом, чтобы учащиеся чаще использовали свои знания в новой для них учебной ситуации. Например, из школьного раздела "Животные" школьники знают название отделов, костей скелета позвоночных животных. Организуя изучение скелета человека, учитель предлагает найти соответствующие отделы и кости в скелете человека, дать им названия, сравнить со скелетом млекопитающих, отметить сходство и отличие. Таким образом осуществляется развитие уже известных учащимся понятий, обозначенных одними и теми же терминами. Используя известные термины, учащиеся тем самым укрепляют их в своей памяти и вместе с тем, что очень важно, насыщают новым содержанием.

Аналогичная работа проводится по системам органов человека. При ее проведении можно использовать рисунки учебника "Человек". Учащимся предлагается на рисунках дать названия соответствующих органов человека и млекопитающих, сравнить их топографию, сделать вывод из сравнения о сходстве и отличии.

В содержании данного школьного раздела учащиеся, однако, встретятся с большим количеством новых для себя терминов русского и иностранного происхождения, требующих больших усилий для запоминания, поскольку они сложные (состоят из нескольких слов). И здесь особо важное значение приобретает работа над семантикой терминов русского происхождения, а также русский перевод терминов иностранного происхождения. Такая работа будет способствовать в первую очередь глубокому усвоению понятий, а также лучшему запоминанию терминов.

Учитель должен помнить о том, что упущения на уроке в работе с терминами, особенно иностранного пропохождения, не могут быть восполнены учащимися в самостоятельной работе дома, так как в школьном учебнике "Человек" * такая работа предусмотрена явно недостаточно. Так, в текстах учебника встречается более семидесяти терминов иностранного происхождения и только девять из них даны с переводом на русский язык, причем не все из них связаны с главными понятиями. Это термины: автономная деятельность, социальная программа, ядро, эпителиальная ткань, гуморальная регуляция, дендрит, аксон, соматическая нервная система, фагоцитоз .

* (См.: Ц узмер А. М., Петришина О. Л. Биология: Человек и его здоровье: Учебник для 9 класса средней школы/Под ред. В. Н. Загорской и др. - 19-е изд. - М.: Просвещение, 1990. )

Среди терминов, не переведенных на русский язык, подавляющее большинство относится к понятиям, включенным в школьную программу. А если учесть, что ряд программных понятий в текстах учебника только называется и не раскрывается их содержание, станет понятно, что терминологическая работа на уроках должна занимать особое место. Так, в § 1 "Клетка, ее строение и химический состав" авторы называют такие органоиды клетки, как эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, лизосомы, комплекс Гольджи, клеточный центр, мембрана , и ничего не говорят об их строении. Что же касается функций этих органоидов, то речь идет только о значении рибосом и митохондрий. Все перечисленные выше термины даны без перевода. Если не раскрывается понятийное содержание термина и не понятен смысл, заключенный в нем, то запоминать учащимся термины очень трудно. К тому же в последующих темах этот материал практически не находит ни закрепления, ни дальнейшего развития. Вновь с этими терминами школьники встречаются только в 10 классе, поэтому они воспринимают их как новые. Вместе с тем, если учащиеся в 8 классе были ознакомлены с тем, что термин мембрана в переводе означает "кожица", что клеточная мембрана-кожица участвует в регуляции обмена веществ между клеткой и окружающей ее средой, им проще было бы усвоить это понятие и в 10 классе на него можно было бы опираться, раскрывая разнообразные процессы жизнедеятельности клетки, и меньше тратить времени на его восстановление в памяти школьников. Или, знакомя восьмиклассников с лизосомами клеток, можно было сообщить в тексте учебника, что в переводе с греческого языка на русский термин означает: лизос - растворение, сома-тело, т. е. тело, обладающее способностью растворять. Понятийное содержание этого термина сводится к следующему: лизосома - это клеточный органоид, служащий резервуаром ферментов, участвующих в процессах переваривания белков, нуклеиновых кислот, липидов. Подобное раскрытие понятий в значительной степени облегчало бы задачу их усвоения учащимися. Поэтому в связи с изучением материала необходимо дать перевод таких терминов: органоиды, мембрана, митохондрии, рибосомы, хромосомы, ферменты, нейрон, рецептор, эритроциты, лейкоциты, лимфа, иммунитет, пульс, гипертония, гипотония, трахея, бронхи, плевра, диффундирование, реанимация, фистула, ассимиляция, диссимиляция, эпидермис, симпатические, парасимпатические нервы, вестибулярный аппарат, гормоны, микседема, гипофиз и др.

В школьном учебнике "Человек" имеется указатель терминов. Работа с ним может осуществляться на всех этапах урока и в самостоятельной работе дома, но учитель должен учитывать отмеченные выше недостатки учебника.

Так же как и при изучении животных, в терминологической работе при обучении данного школьного курса можно увеличить долю самостоятельности учащихся и проверять, насколько школьники владеют тем или иным приемом терминологической работы. Для этой цели можно использовать отдельные задания или карточки как при проверке знаний, так и при закреплении изученного. Например,

1. Заполните таблицу:

Клетки крови и их значение

2. Объясните смысл термина кроветворные органы .

Карточка

На листе бумаги изображена схема кровообращения человека, под соответствующими цифрами показаны его органы. Задание:

1. Рассмотрите схему кровообращения человека, напишите названия кровеносных сосудов, укажите, какая в них течет кровь.

2. Определите, какими цифрами обозначены круги кровообращения, назовите их.

3. Объясните смысл терминов капилляр, малый круг кровообращения .

При изучении организма человека очень важно, чтобы учащиеся умели правильно сопоставлять понятия и термины, особенно в тех случаях, когда термины известны учащимся из предшествующих биологических курсов или из повседневной жизни. С этой целью можно практиковать такие самостоятельные письменные работы, которые носят программированный характер. Например, после изучения тем "Кровь", "Кровообращение" учащимся можно предложить выполнить работу на два варианта * .

* (См.: Бруновт Е. П., Зверев И. Д. и др. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиены человека. - М.: Просвещение, 1978. - С. 226. )

Поочередно учитель зачитывает вопросы каждого варианта, учащиеся, пользуясь кодом, находят правильный ответ, который записывают у себя в тетрайях под соответствующей ответу буквой.

Код а) кровь к) селезенка б) плазма л) воспаление в) лимфа м) фагоциты г) эритроциты н) иммунитет д) лейкоциты о) защитные вещества е) тромбоциты п) вакцина ж) тканевая жидкость р) лечебная сыворотка з) ослабленные микробы и) красный костный мозг с) сыворотка

Вопросы первого варианта

1. Из чего состоит внутренняя среда?

2. Что выступает при ссадинах в виде светлых капелек?

3. Где образуются эритроциты?

4. Как называется кровь без клеток и фибрина?

5. Что находится в осадке отстоявшейся крови?

6. Что применил Дженнер в первом опыте по прививке мальчику?

7. Что вводят лошадям для выработки лечебной сыворотки?

Вопросы второго варианта

1. Что вводят теленку для выработки оспенной вакцины?

2. Какие элементы крови надо ввести больному при остром малокровии?

3. Где образуются лейкоциты?

4. Какие кровяные клетки необходимы для свертывания крови?

5. Из чего состоит при отстаивании крови верхний жидкий слой?

6. Каким клеткам крови свойственно внутриклеточное переваривание?

7. В одной книге по физиологии было сказано: "В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно, но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание". Что подразумевается под "кораблями" и "гаванями"?

Особую трудность при обучении данному предмету представляет собой работа с биологическими терминами иностранного происхождения, перевод которых в учебнике отсутствует. Ниже приводим выборку терминов с переводом на русский язык и пояснением их понятийного значения.

Термины школьного раздела "Человек"

Адаптация (позднелат. Адаптацио - приспособление) - комплекс морфофизиологических и поведенческих особенностей особи, популяции или вида, обеспечивающий успех в конкуренции с другими видами, популяциями и особями и устойчивость к воздействиям факторов абиотической среды.

Акклиматизация (от лат. ак - к, при + лат. клима - наклон; древние греки связывали климатические различия с неодинаковым наклоном солнечных лучей к земной поверхности) - приспособление какого-либо вида к новым условиям существования, в которые он попал вследствие искусственного его переселения.

Анализатор (от гр. анализис - разложение, расчленение, разбор) - сложная система нервных образований у высших позвоночных животных и человека, осуществляющая восприятие и анализ раздражений из внешней и внутренней среды организма.

Анатомия (от гр. анатоме - рассечение) - группа научных отраслей, исследующих форму и строение органов, их систем и всего организма в целом.

Биосинтез (от гр. биос - жизнь + гp. синтез - образование) - процесс образования необходимых организму веществ, протекающий в его клетках с участием биокатализаторов - ферментов. В процессе биосинтеза из исходных веществ образуются более сложные соединения - белки, полисахариды и др.

Гипофиз (от гр. гипофизис - отросток) - нижний мозговой придаток, железа внутренней секреции позвоночных, расположенная у основания головного мозга. Оказывает влияние на рост, обменные процессы.

Гормон (от гр. гормао - возбуждаю, привожу в движение) - биологически активное вещество, вырабатываемое в организме специализированными клетками, тканями или органами (железами внутренней секреции) и оказывающее целенаправленное воздействие на деятельность других органов и тканей (влияет на рост, развитие, размножение, обмен веществ).

Диафрагма (позднелат. - диафрагма, от гр. Диафрагма - перегородка) - грудобрюшная преграда, мышечная перегородка, полностью отделяющая у млекопитающих грудную полость от брюшной.

Иммунитет (от лат. иммунитас - освобождение, избавление от чего-то) - невосприимчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам.

Лейкоциты (от гр. леукос - белый + гр. китос - клетка) - бесцветные, функционально разнообразные, подвижные клетки животных, включая клетки человека, способные захватывать и переваривать микроорганизмы и инородные частицы, а также вырабатывать антитела.

Лизосома (от гр. лизос - растворение + гр. сома - тело) - клеточный органоид, служащий резервуаром ферментов, участвующих в процессах переваривания белков, нуклеиновых кислот и липидов.

Лимфа (от лат. лимфа - чистая вода, влага) - бесцветная жидкость в теле позвоночных животных, образующаяся из плазмы крови посредством ее фильтрации в межтканевые пространства и оттуда в лимфатическую систему.

Мембрана клеточная (от лат. мембрана - кожица) - биологическая мембрана, окружающая протоплазму живой клетки; участвует в регуляции обмена веществ между клеткой и окружающей ее средой.

Менструация (от лат. менструус - ежемесячный) - периодические кровянистые выделения из матки в течение детородного периода у приматов (у человека - с полового созревания до 47-50 лет), связанные с овуляцией.

Митохондрия (от гр. митос - нить + гр. хондрион - зерно, гранула) - органоид, характерный для большинства клеток растений и животных; имеет изменчивую форму палочек, зернышек, нитей. Основная функция - выработка энергии.

Нейрон (от гр. неурон - жила, нерв) - основная структурная и функциональная единица нервной системы, обладающая специфическими проявлениями возбудимости; способен принимать сигналы, перерабатывать их в нервные импульсы и проводить к нервным окончаниям, контактирующим с другими нейронами или органами.

Овуляция (от лат. овум - яйцо) - выход яйцеклеток в полость тела. У большинства животных - одна из форм полового (или менструального) цикла.

Органоид (от гр. органон - инструмент, орудие + гр. эйдес - вид) - обязательные цитоплазматические структуры в клетках любых организмов, выполняющие специфические функции.

Плевра (от гр. плеура - ребро, бок, сторона) - серозная оболочка, выстилающая часть общей полости тела наземных позвоночных, в которой заключены легкие, и переходящая на легкие.

Пульс (от лат. пулсус - удар, толчок) - периодическое, толчкообразное расширение стенок артерий, синхронное с сокращениями сердца.

Рецептор (от лат. реципере - получать) - специальное чувствительное образование, т. е. окончание чувствительных нервных волокон, которые воспринимают и преобразуют раздражения из внешней или внутренней среды организма.

Симпатическая нервная система (от гр. симпатес - чувствительный, восприимчивый к влиянию) - часть вегетативной нервной системы позвоночных.

Тромбоцит (от гр. тромбос - кровяной сгусток + гр. китос - клетка) - форменный (клеточный) элемент крови позвоночного животного (включая человека), участвующий в свертывании крови.

Физиология (от гр. физис - природа + гр. логос - учение) - биологическая наука, исследующая функции живого организма, протекающие в нем процессы.

Хромосома (от гр. хрома (хромос) - цвет, краска + гр. сома - тело) - самовоспроизводящийся структурный элемент ядра клетки, содержащий ДНК, в которой заключена наследственная информация.

Эмоция (от фр. эмоцион, от лат. эмовере - возбуждать, волновать) - субъективная реакция: психическое переживание, душевное волнение (гнев, страх, радость и др.) - возникающие у человека или животного вследствие воздействия на них внешних и внутренних раздражителей.

Эндоплазматическая сеть (от гр. эндо - внутри + гр. плазма - вылепленное, образованное) - сеть каналов, трубочек, пузырьков, расположенных внутри цитоплазмы.

Эпидермис (от гр. эпи - на, над, сверх + гр. дерма - кожа) - поверхностный слой кожи позвоночных животных, включая человека, состоящий из многослойного плоского эпителия.

Эритроцит (от гр. эритрос - красный + гр. цитос - клетка) - красное кровяное тельце, один из форменных элементов крови. Эритроциты переносят кислород от легких к тканям тела, а от них к легким - углекислый газ.

В работе с такими терминами желательно сразу же давать их перевод и предлагать учащимся самим объяснять изучаемое понятие, конечно, там, где перевод совпадает с понятийным значением. Например, при изучении кровообращения учитель предлагает учащимся объяснить, что такое пульс (в переводе с латинского языка - удар ). Сопоставив перевоз термина с жизненными знаниями и наблюдениями, учащиеся правильно определяют понятийное значение термина - как сердечные удары, соответствующие выбросам крови в сосуды и ощущаемые в определенных точках тела человека. Развивая дальше это понятие, учитель может задать вопрос: "Можно ли по пульсу судить о работе сердца?" Обсуждение данного вопроса поможет учащимся более четко представить данное физиологическое явление. Подобный прием можно использовать в работе с другими иностранными терминами, важно, чтобы в 8 классе знания приемов терминологической работы перевести в умения, на основании которых вести учащихся к самостоятельному получению новых знаний.

5.1. Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы

5.1.1. Анатомия и физиология человека. Ткани

5.1.2. Строение и функции пищеварительной системы

5.1.3.Строение и функции дыхательной системы

5.1.4. Строение и функции выделительной системы

5.2. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека

5.2.1. Строение и функции опорно-двигательной системы

5.2.2.Кожа, ее строение и функции

5.2.3. Строение и функции системы органов кровообращения и лимфообращения

5.2.4. Размножение и развитие организма человека

5.3. Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины

5.3.1. Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет

5.3.2.Обмен веществ в организме человека

5.4. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой

5.4.1.Нервная система. Общий план строения. Функции

5.4.2. Строение и функции центральной нервной системы

5.4.3. Строение и функции вегетативной нервной системы

5.4.4. Эндокринная система. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности

5.5. Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека

5.5.1 Органы чувств (анализаторы). Строение и функции органов зрения и слуха

5.5.2.Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека

5.6. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния кружающей среды. Соблюдение санитарно–гигиенических норм и правил здорового образа жизни

Раздел 6 Надорганизменные системы. Эволюция органического мира

6.1. Вид, его критерии и структура. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Способы видообразования. Микроэволюция



6.2. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественного отбора в эволюции. Исследования С.С. Четверикова Синтетическая теория эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира

6.2.1. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции

6.2.2. Творческая роль естественного отбора. Синтетическая теория эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира

6.3. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы.

6.4. Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных

6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] Лернер Георгий Исаакович
Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

1.3.6. Здоровье *Общие положения*. Не думайте, что вам удастся уйти от врага и остаться живым в районах джунглей, если вы не будете поддерживать физическую форму. Даже в идеальных условиях это трудно, но шансы можно увеличить, следуя некоторым правилам, продиктованным здравым

Из книги Эти странные бельгийцы автора Мейсон Энтони

1.5.8. Здоровье Носители болезней - насекомые, ядовитые змеи, растения и животные, а также сами болезни уменьшаются по мере движения к северу и к югу от экватора. Физические препятствия, такие, как снег и холод, увеличиваются. Главная опасность для здоровья в Арктике -

Из книги Эти странные норвежцы автора Будур Наталия Валентиновна

ЗДОРОВЬЕ Если хотите услышать долгий и нудный рассказ с неприятными подробностями, спросите у бельгийца о его здоровье.Бельгийцев весьма беспокоит здоровье - как их собственное, так и чужое. Это основная тема разговоров, и стоит только затронуть ее, как вам тут же

Из книги Будапешт и пригороды. Путеводитель автора Бергманн Юрген

ЗДОРОВЬЕ Несмотря на любовь к "живой воде", норвежцы просто помешаны на своем здоровье. Они регулярно ходят к врачам, благо неусыпная забота со стороны государства это позволяет - в стране существует система медицинского страхования.В Норвегии постоянно строятся

Из книги Справочник необходимых знаний автора Менделев Владимир Аронович

Здоровье Для поездки в Венгрию вам понадобится шенгенская медицинская страховка. Никаких специальных прививок делать не требуется. Летом могут пригодиться солнечные очки и средства от насекомых.Государственная система здравоохранения обеспечивает в целом хорошее

Из книги Как совершить кругосветку. Советы и инструкции для осуществления мечты автора Ёрдег Элизабетта

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ На первый взгляд, в организме человека нет никаких чудес. Миллионы клеток совместно работают, обеспечивая жизнедеятельность сложных по своей структуре органов и систем. От рождения до смерти, на протяжении всей жизни наш организм обеспечивает

Из книги Женское здоровье. Большая медицинская энциклопедия автора Автор неизвестен

16. Здоровье Раз одна наша подруга приехала к нам на лодку в Индонезию, на остров в архипелаге Комодо. Местная достопримечательность - вараны, плотоядные ящерицы, длинной до трёх метров, которые к тому же бегают быстрее чем человек. Обычно на людей они не нападают, но в

Из книги Звезды и судьбы 2013. Самый полный гороскоп автора Кош Ирина

Из книги Справочник настоящего мужчины автора Кашкаров Андрей Петрович

Здоровье Представители этого знака обладают надежным здоровьем и феноменальными способностями в короткий срок восстанавливать свои силы.Астроанатомически Скорпиону соответствуют нижняя часть живота, пах, половые органы. И заболевания этих мест могут быть особо

Из книги Памятная книжка краснофлотца автора Кузнецов Н. Г.

Здоровье Стрельцы отличаются завидным здоровьем. И неприятности с этим могут возникнуть лишь от чрезмерной активности, перенапряжения.С точки зрения астроанатомии Стрельцы имеют проекцию на двигательные центры - таз, бедра, ягодицы, а также органы, исполняющие

Из книги Болезни кожи: эффективные методы лечения и профилактики автора Савельева Елена М.

Здоровье Люди, рожденные под этим знаком, в большинстве своем очень выносливые, с высокой сопротивляемостью болезням и огромным инстинктом самосохранения.Астроанатомически этот знак отвечает за колени и прилегающие к ним области - нижнюю часть бедер и верхнюю часть

Из книги автора

Здоровье Водолей - это классический тип бегуна на дальние дистанции. С точки зрения анатомии этот знак отвечает за сосуды, связки, сухожилия, зрение. Проецируется он на голени и лодыжки, что отражает его способность к тем видам деятельности, где требуются в первую очередь

Из книги автора

Здоровье Знак Рыб имеет астрологическую проекцию на ступни ног, где расположено максимальное количество активных точек, связанных со всеми органами тела. По рисунку на ступнях можно сделать раннюю диагностику заболевания, хотя именно ступни - наиболее скрытая от глаз

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Здоровье кожи - здоровье человека Кожные покровы каждого человека представляют собой, по сути, границу, отделяющую внешнюю среду ото всего, что составляет наш организм. Продолжая известную поэтическую аналогию, если глаза человека - это зеркало его души, то кожа служит

Вариант 1.

1. АНАТОМИЯ - наука, изучающая строение организма, его органов, тканей, клеток.

2. Кровь и лимфа - особые виды эпителиальной ткани.

3. Нервная и гуморальная регуляция действуют параллельно независимо друг от друга.

4. Кровь - это соединительная ткань.

5. Малый круг кровообращения заканчивается в правом предсердии.

6. Процесс пищеварения в тонкой кишке состоит из трех последовательных этапов: полостного пищеварения, пристеночного пищеварения, всасывания.

7. Белки, поступающие с пищей, под влиянием пищеварительных соков расщепляются на отдельные аминокислоты.

8. У взрослого человека между позвонками отсутствуют прослойки упругой хрящевой ткани.

9. В природе существует один путь размножения - половой.

10. Анализатор - это система чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих раздражения, которые действуют на человека.

11. Все клетки человека имеют одно ядро.

12. Физиология - наука, изучающая строение и функции клеток.

13. Нейрон-это структурная единица нервной ткани.

14. В состав нервной системы входят головной мозг и нервы.

15. Лейкоциты участвуют в переносе углекислого газа.

16.Единственный орган выделения человека - почки.

17. Лобная кость - это кость лицевой части черепа.

18. Жиры в пищеварительной системе расщепляются до глюкозы.

19. По функциональным особенностям мышцы подразделяются на сгибатели и разгибатели.

20. В ядрах половых и соматических клеток разное число хромосом: в соматических их в два раза больше, чем в половых.

21. Анализатор состоит из рецепторного органа, нервных путей и мозговых центров.

22. Гигиена - наука, изучающая функции целостного организма, отдельных систем, органов и клеток.

23. Основное свойство нейрона - сократимость.

24. Серое вещество головного и спинного - это скопление тел нейронов.

25. Кровь состоит из форменных элементов.

26. Воспаление - это защитная реакция организма.

27. Легкие и кожа выполняют выделительные функции.

28. Пластический обмен - это процесс усвоения органических веществ, которые организм получает из окружающей среды.

29. Позвоночник имеет три изгиба: шейный, грудной, поясничный.

30. Человек не только биологическое, но и социальное существо.

31. Формы и размеры клеток, составляющих органы, зависят от выполняемой этими органами функции.

32. Орган - это часть организма, выполняющая определенные функции.

33. Нервный импульс - это электрическая волна, бегущая по нервному волокну.

34. Кровь, межклеточное вещество, лимфа образуют внутреннюю среду организма.

35. Иммунитет - это способность организма защищать себя от микробов, а также инородных тел и веществ.

36. Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость.

37. Пищевые продукты состоят только из органических веществ.

38. Аппетит - это ощущение потребности в пище.

39. В семенниках образуются сперматозоиды и мужские половые гормоны.

40. Процесс слияния половых клеток называется оплодотворением.

41. Рефлексы, приобретенные организмом в течение жизни, называются безусловными.

42. Изучением строения и функций тканей занимается .

43. Плазма крови без фибриногена называется сывороткой крови.

44. Подкожная клетчатка образована жировой тканью.

45. Пространство между клетками заполнено межклеточным веществом.

46. Печень не относится к органам пищеварения.

46а B коже находятся рецепторы, воспринимающие давление, боль, холод, тепло, вырабатывается с Д.

47. Тазовые кости прочно соединены с поясничным отделом позвоночника.

48. Кровь матери смешивается с кровью зародыша.

49. Секрет слезных желез действует как смазывающая и дезинфицирующая жидкость.

50. Рефлексы, которые вырабатываются в ходе индивидуальной жизни организма, называются условными.

51. Спинной мозг выполняет две функции: рефлекторную и проводниковую.

52. Автоматизм сердца - способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражите­лей под влиянием импульсов, возникающих в нем.

53. Мягкая часть в центре зуба называется пульпой.

54. Стопа образована костями предплюсны, плюсны, пальцев.

55. Навыки - это двигательные условные рефлексы, обеспечивающие автоматизированные действия.

56. Вода составляет в среднем до 80% массы клетки.

57. В ротовой полости происходят только механические изменения пищи: она разжевывается и увлажняется слюной.

58. Все кости покрыты плотной сросшейся с ними оболочкой - надкостницей.

59. Продолговатый головной мозг - это непосредственное продолжение спинного мозга, сходное с ним по строению.

60. Всасывание веществ в основном происходит в желудке.

61. Костная ткань - это разновидность эпителиальной ткани.

62. Пульс-это толчки крови в сосудах.

63. Основной способ деления клеток в организме человека - прямое деление.

64. Ткань - это группа клеток разных по строению и происхождению, но объединенных общей функцией.

65. Инсулин - гормон, вырабатываемый поджелудочной железой.

66. В создании вкусового образа принимают участие обоняние и осязание.

67. Кровеносная система состоит из сердца, сосудов и нервов.

68. Волосы и ногти - это производные собственно кожи.

69. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью химических веществ.

70. Половые железы функционируют как железы внешней и внутренней секреции.

71. Большой круг кровообращения берет начало от правого желудочка.

72. Клетки собственно кожи живые и способны к делению.

73. Всасывание питательных веществ происходит в основном в двенадцатиперстной кишке.

74. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно.

75. Безусловные рефлексы формируются в течение жизни.

77. В выработке иммунитета большую роль играют эритроциты.

78.Различные участки языка одинаково воспринимают вкус.

79. Трахея - это трубка, состоящая из сплошных хрящевых колец.

80. Сновидения характерны для периода медленного сна.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО БИОЛОГИИ. 8 класс.

(РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ.)

Вариант 2.

Выберите правильные утверждения, поставьте рядом слева от цифры (порядкового номера) знак «+».

1. Анатомия - наука, изучающая строение организма, его орга­нов тканей, клеток.

2. Кровь и лимфа - это особые виды эпителиальной ткани.

3. Нервная и гуморальная регуляция действуют параллельно, независимо друг от друга.

4. Кровь - это жидкая соединительная ткань.

5. Малый круг кровообращения заканчивается в правом пред­сердии.

6. Процесс пищеварения в тонкой кишке состоит из трех после­довательных этапов: полостного пищеварения, пристеночного пи­щеварения и всасывания.

7. Белки, поступающие с пищей, под влиянием пищеваритель­ных соков расщепляются на отдельные аминокислоты.

8. У взрослого человека между позвонками отсутствуют про­слойки упругой хрящевой ткани.

9. Управление работой скелетных мышц осуществляется сома­тической нервной системой.

10. В природе существует один тип размножения - половой. 11. Анализатор - это система чувствительных нервных образо­ваний, воспринимающих и анализирующих раздражения, которые действуют на человека. 12. Все клетки организма человека имеют одно ядро. 13. Физиология - наука, изучающая строение и функции клеток.

14. Нейрон - это структурная единица нервной ткани.

15. В состав центральной нервной системы входят головной мозг и нервы.

16. Лимфа - это просочившееся в лимфатические капилляры межклеточное вещество.

17. Лейкоциты участвуют в переносе углекислого газа.

18. По легочным венам в левое предсердие течет артериальная кровь.

19. Единственный орган выделения человека - почки.

20. Проникшие через стенки ворсинок продукты всасывания поступают в кровеносные капилляры и лимфатические сосуды.

21. Лобная кость - это кость лицевой части черепа.

22. Жиры в пищеварительной системе расщепляются до глюкозы.

23. По функциональным признакам мышцы подразделяются на сгибатели и разгибатели.

24. В ядрах половых и соматических клеток разное число хро­мосом: в соматических их в два раза больше, чем в половых.

25. Анализатор состоит из рецепторов органа, нервных путей и мозговых центров.

26. Психика - это внутренняя, принадлежащая конкретному че­ловеку, картина мира, существующая именно в его головном мозге.

27. Гигиена - наука, изучающая функции целостного организ­ма, отдельных систем, органов и клеток.

28. Основное свойство нейрона - сократимость.

29. Серое вещество головного и спинного мозга - это скопле­ние тел нейронов.

30. Кровь состоит из форменных элементов.

31. Воспаление - это защитная от инфекций реакция организма.

32. В лимфе отсутствуют эритроциты и тромбоциты, а концен­трация белков ниже, чем в плазме крови.

33. Продукты расщепления жиров всасываются непосредствен­но в кровь.

34. Легкие и кожа выполняют выделительные функции.

35. Пластический обмен — это процесс усвоения органически веществ, которые организм получает из окружающей среды.

36. Позвоночник имеет три изгиба: шейный, грудной и поясничный.

37. Гладкие мышцы способны очень быстро сокращаться.

38. В половых клетках находится полный набор хромосом, характерный для данного вида.

39. Человек - это не только биологическое, но и социально существо.

40. Формы и размеры клеток, составляющих органы, зависят от выполняемой этими органами функций.

41. Орган - это часть организма, выполняющая определенны функции.

42. Нервный импульс - это электрическая волна, бегущая по нервному волокну.

43. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют внутреннюю среду организма.

44. Иммунитет - это способность организма защищать себя от болезнетворных микробов, вирусов, а также инородных тел и веществ.

45. Между сердцем и околосердечной сумкой находится жил кость.

46. Пищевые продукты состоят только из органических веществ.

47. Аппетит - это ощущение потребности в пище.

48. Кожа с помощью потовых желез выделяет те же вещества что и почки.

49. Витамины участвуют во всех и физиологических процессах организма человека как регуляторы его жизнедеятельности.

50. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно.

51. В скелетных мышцах человека мышечные волокна изолированы друг от друга, и возбуждение, возникшее в одном из них, не распространяется на соседние.

52. В семенниках образуются сперматозоиды и мужские половые гормоны.

53. Процесс слияния яйцеклетки и сперматозоида называется оплодотворением.

54. Каждый участок человеческого тела содержит несколько видов рецепторов.

55. Рефлексы, приобретаемые организмом в течение жизни, назвал безусловными.

56. Изучением строения и функций тканей занимается цитология.

57. Рефлексом называется ответная реакция организма на раз­дражение чувствительных рецепторов, осуществляемая при уча­стии центральной нервной системы.

58. Плазма крови без фибриногена называется сывороткой крови.

59. Между предсердием и желудочками сердца находятся полу­лунные клапаны.

60. Функция органов пищеварительной системы только секре­торная.

61. Подкожная клетчатка образована жировой тканью.

62. Скелет верхней конечности состоит из трех отделов: плеча, предплечья и кисти.

63. Через плаценту зародыш получает от матери питательные вещества, кислород и освобождается от углекислого газа и других ненужных продуктов обмена веществ.

64. Анализаторы не связаны между собой и работают изолиро­ванно.

65. Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление орга­низма к постоянным условиям среды.

66. Пространство между клетками заполнено межклеточным веществом.

67. Самые простые рефлекторные дуги образованы всего одним нейроном.

68. Тромб - это застрявшие в сети фибрина тромбоциты.

69. Полулунные клапаны обеспечивают ток крови только в од­ном направлении: из желудочков в аорту и легочную артерию.

70. Печень не относится к органам пищеварительной системы.

71. В коже находятся рецепторы, воспринимающие давление, боль, холод, тепло, вырабатывается витамин D.

72. Предплечье образовано локтевой костью.

73. Нервные пути от отдельных рецепторов направляются в строго определенные центры мозга.

74. Все животные одного вида обладают одинаковым набором безусловных рефлексов.

75. Митохондрии - органоиды клетки, в которых происходит синтез белков.

76. Безусловные рефлексы формируются в течение жизни.

77. Эритроциты образуются в печени.

78. Сокращение желудочков сердца сменяется их расслаблени­ем, которое длится 0,4 с.

79. Большую часть коронки, шейки и корня зуба составляет дентин.

80. При расширении кровеносных сосудов количество проте­кающей через кожу крови увеличивается, и температура кожи по­вышается, отдача тепла организмом увеличивается.

Вариант 1.

1 3 6 7 11 12 13 14 17 19 20 21 24 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 38 39 40 42 43 44 45 46а 47 49 50 51 52 53 54 55 56 58 59 62 65 68 69

Шкала оценивания:

ОТВЕТЫ К ИТОГОВОМУ ТЕСТУ ПО БИОЛОГИИ. 8 класс

(раздел «Человек и его здоровье»)

Вариант 2.


4 6 7 9 11 12 14 16 18 20 21 23 24 25 31 32 34 37 39 40 41 42 43 44 45 47 49 50 52 53 54 58 61 62 63 66 68 69 71 73 74 78 80

Шкала оценивания.


5.1. Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы.

5.1.1. Анатомия и физиология человека. Ткани.

5.1.2. Строение и функции пищеварительной системы.

5.1.3.Строение и функции дыхательной системы.

5.1.4. Строение и функции выделительной системы.

5.2. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека.

5.2.1. Строение и функции опорно-двигательной системы.

5.2.2.Кожа, ее строение и функции.

5.2.3. Строение и функции системы органов кровообращения и лимфообращения.

5.2.4. Размножение и развитие организма человека.

5.3. Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

5.3.1. Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет.

5.3.2.Обмен веществ в организме человека.

5.4. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.

5.4.1.Нервная система. Общий план строения. Функции.

5.4.2. Строение и функции центральной нервной системы.

5.4.3. Строение и функции вегетативной нервной системы.

5.4.4. Эндокринная система. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.

5.5. Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека.

5.5.1 Органы чувств (анализаторы). Строение и функции органов зрения и слуха.

5.5.2.Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека.

5.6. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния кружающей среды. Соблюдение санитарно–гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

5.1. Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы.

5.1.1. Анатомия и физиология человека. Ткани.

5.1.2. Строение и функции пищеварительной системы.

5.1.3.Строение и функции дыхательной системы.

5.1.4. Строение и функции выделительной системы.

Ткани

Ткань представляет собой совокупность клеток и межклеточного вещества, объединенных общностью строения и происхождения, а также выполняемыми функциями.

У человека и животных выделяют четыре основных типа тканей: эпителиальную, мышечную, нервную и соединительную.

Эпителиальная ткань, или эпителий (рис. 5.1), покрывает тело, выстилает все полости внутренних органов и образует различные же­лезы. Она выполняет защитную, дыхательную, всасывающую, выде­лительную, секреторную и другие функции. Клетки эпителиальной ткани плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества в ней немного или нет совсем, и ее обязательно подстилает соединительная ткань.

По расположению и выполняемым функциям эпителии делят на железистые и поверхност­ные. Железистые эпителии являются основой желез внутренней и внешней секреций, например, слезных, слюнных, щитовидной и др. Они способны вырабатывать разнообразные продукты - се­креты, например слезную жидкость, пищеварительные ферменты и гормоны.

Поверхностные эпителии по количеству слоев клеток подразделяют на однослойные и много­слойные, а по форме клеток - на плоские, кубические, призматические, реснитчатые и т. д. Многослойные эпителии относят также к ороговевающим и неороговевающим. Так, многослой­ный плоский ороговевающий эпителий покрывает наше тело и называется эпидермисом кожи, а неороговевающий выстилает, например, ротовую полость.

Соединительная ткань заполняет все промежутки между органами и другими тканями и со­ставляет более 50% массы тела человека (рис. 5.2). Отличительной особенностью ее строения является наличие большого количества межклеточного вещества и значительное разнообразие клеточных элементов. Межклеточное вещество соединительной ткани состоит из коллагеновых и эластических белковых волокон, а также аморфного вещества. Этот тип ткани выполняет в ор­ганизме питательную, транспортную, защитную, опорную, пластическую и структурообразова- тельную функции.

Соединительную ткань ранее делили на собственно соединительные ткани, скелетные и пи­тательные, или трофические (кровь и лимфу), однако по современным классификациям кровь и лимфу выделяют в отдельный тип тканей.

К собственно соединительным тканям относят плотные волокнистые ткани сухожилий и свя­зок, волокнистую соединительную ткань, а также ретикулярную и жировую ткани. В межкле­точном веществе плотной волокнистой ткани преобладают коллагеновые и эластические волокна, из нее состоят связки и сухожилия. В рыхлой волокнистой соединительной ткани преобладает аморфное вещество, она сопровождает сосуды, образует дерму и некоторые органы. Ретикулярная ткань образует своеобразную сетку из волокон и отростчатых клеток в красном костном мозге, се­лезенке, лимфатических узлах и др. Она играет важную роль в процессе кроветворения. Жировая ткань образована жировыми клетками и составляет подкожную жировую клетчатку и прослойки между внутренними органами.

Скелетные соединительные ткани представлены костной и хрящевой. Из первой образованы кости скелета и ткани зуба. Межклеточное вещество костной ткани содержит до 70% минераль­ных солей, особенно фосфата кальция, придающего ей прочность, около 20 % воды и белки. Клет­ки этой ткани - остеоциты - замурованы в пластинках межклеточного вещества и соединяют­ся друг с другом отростками.

Хрящевая ткань соединяет кости скелета, образует суставные поверхности, формирует дыха­тельные пути, ушную раковину, крылья носа и т. д. Ее межклеточное вещество сильно оводнено, в нем преобладают коллагеновые волокна. Основными клетками хрящевой ткани являются хон- дроциты, они расположены группами в межклеточном веществе.

Мышечная ткань - тип ткани, отличительной особенностью которой является возбудимость и сократимость.

Сокращение мышечной ткани обусловлено взаимодействием актиновых и миозиновых микро­нитей. Элементы мышечной ткани обычно имеют вытянутую форму. Они обеспечивают движение организма человека и сокращение стенок внутренних органов и принимают участие в осущест­влении некоторых важнейших функций жизнедеятельности. Мышечные ткани организма делят на гладкие и поперечнополосатые. К поперечнополосатым относят скелетную и сердечную мы­шечные ткани. Исчерченность поперечнополосатой мышечной ткани обусловлена наложением чередующихся актиновых и миозиновых микронитей.

Клетки гладкой мышечной ткани - миоциты - имеют верете- новидную форму и единственное палочковидное ядро (рис. 5.3). Со­кращения миоцитов ритмичны и не зависят от сознания человека, поэтому данную ткань называют еще непроизвольной. Этот вид тка­ни залегает в стенках внутренних мышечных органов, таких как пищевод, желудок, мочевой пузырь, артерии и др.

Единицами строения поперечнополосатой скелетной мышечной ткани являются многоядерные мышечные волокна с характерной ис- черченностью. Этой тканью образованы скелетные и мимические мышцы, мышцы рта, языка, гортани, верхней части пищевода и диа­фрагма.

Поперечнополосатая сердечная мышечная ткань состоит из ис­черченных мышечных клеток - кардиомиоцитов - с одним-двумя ядрами (рис. 5.4). Благодаря особым клеточным контактам она спо­собна сокращаться одновременно. Поперечнополосатая сердечная ткань образует средний слой стенки сердца - миокард.

Нервная ткань обеспечивает интеграцию частей организма в единое целое, регуляцию и координацию их деятельности, взаи­модействие организма с окружающей средой, а у человека - еще и мышление, сознание и речь. Основными свойствами нервной ткани являются возбудимость и проводимость. Клетки нервной ткани плот­но прилегают друг к другу. Основным видом клеток нервной ткани являются нейроны, способные к возбуждению (образованию нервных импульсов) и его проведению (рис. 5.5).

Нейроны состоят из тела и отростков. Отростки, по которым нерв­ный импульс приходит в нейрон, называются дендритами, а пере­дающие его другим клеткам - аксонами.

Передача информации в виде нервного импульса от одного ней­рона к другому или на другие клетки происходит через особый вид клеточных контактов - щелевидные синапсы (рис. 5.6). Передаю­щий импульс нейрон выделяет путем экзоцитоза специального ве­щества - медиатора, которое воспринимается следующей клеткой и вызывает ее реакцию (возбуждение или торможение). Соответствен­но, в зависимости от характера действия синапсы делят на возбужда­ющие и тормозные. Некоторые нервные клетки способны выделять гормоны и в кровоток, их называют нейросекреторными.

Питание, защита и изоляция нейронов друг от друга являются функциями клеток нейроглии, которая заполняет все промежутки между нейронами.

Нервная ткань является основным структурно-функциональным элементом нервной системы, образует головной и спинной мозг, а также нервы и нервные узлы.

Строение и жизнедеятельность органов системы пищеварения

Пищеварением называют совокупность процессов механического измельчения и химического расщепления пищи, которое делает ее компоненты пригодными для всасывания и использова­ния в процессе обмена веществ. Эту функцию выполняет система пищеварения. Кроме того, она обеспечивает также удаление непереваренных остатков пищи, выделение токсичных продуктов обмена веществ и поддержание иммунитета.

Пищеварительная система человека образована пищеварительным каналом и сопутствую­щими железами. Общая длина пищеварительного канала составляет 8-10 м, он делится на три отдела: передний, средний и задний. В переднем отделе осуществляется в основном механическая обработка пищи, в среднем - химическое расщепление, всасывание и формирование каловых масс, а в заднем они накапливаются и время от времени удаляются. Передний отдел состоит из ротовой полости, глотки и пищевода, средний включает в себя желудок, тонкий и толстый кишеч­ник, а задний представлен частью прямой кишки (рис. 5.7).

Ротовая полость подразделяется на преддверие рта, или пред- ротовую полость, и собственно ротовую полость. Спереди преддве­рие рта ограничено щеками и губами, а сзади - зубами. В него ведет ротовое отверстие. Губы и щеки представляют собой склад­ки кожи с мышечной подстилкой из круговой мышцы рта и щеч­ных мышц. Губы обеспечивают восприятие температуры и конси­стенции пищи.

У ребенка насчитывается 20 молочных зубов, а у взрослого человека - 32 постоянных. Процесс смены зубов завершается к 12-14 годам.

Постоянный зуб имеет коронку, шейку и корни (рис. 5.8).

Ко­ронка покрыта эмалью, а корни - цементом, под ними залегает слой костной ткани - дентина. Середину зуба занимает пульпа, в которой располагаются кровеносные сосуды, обеспечивающие питание тканей зуба, и нервные окончания.

На каждой челюсти у взрослого человека расположены по 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных и 6 больших коренных зуба. Последние коренные зубы называют «зубами мудрости», так как они вырастают позднее всего, к 20-25 годам.

С помощью зубов пища разделяется на куски, измельчается и пережевывается.

Наиболее распространенным заболеванием зубов является ка­риес, который вызывается бактериями, обитающими в ротовой полости. Эти бактерии выделяют кислоту, разрушающую эмаль зубов. В немалой степени кариесу способствует употребление горя­чей и холодной пищи. Кариес может вызвать развитие заболева­ний как пищеварительной системы, так и других систем органов.

Собственно ротовая полость спереди и по бокам ограничена зу­бами, сверху - твердым и мягким небом, а снизу - диафрагмой рта, на которой лежит язык. В нее, как и в преддверие рта, от­крываются слюнные железы.

У человека имеется три пары крупных слюнных желез - око­лоушные, подъязычные и поднижнечелюстные, а также много­численные мелкие железки щек, языка и неба. Они вырабатывают слюну, содержащую около 99 % воды и растворенные в ней мине­ральные соли и белки. Немаловажную роль среди белков слюны играют ферменты амилаза и птиалин, начинающие расщепление углеводов-полисахаридов, а также лизоцим, который обеззаражи­вает пищу. Кроме того, значение слюны в пищеварении заклю­чается также в смачивании пищи и склеивании ее частиц, что облегчает пережевывание, формирование пищевого комка и гло­тание. Для нормального функционирования компонентов слюны необходима щелочная среда (рН > 7,0).

Язык - это мышечный орган, прикрепленный задним концом. Он обеспечивает восприятие вкуса, температуры и консистенции пищи, а также способствует перемешиванию пищи во рту и гло­танию пищевого комка. Попадание пищевого комка на корень языка стимулирует глотательный рефлекс и продвижение пищи через глотку и пищевод в желудок. При этом должен закрыть­ся надгортанник, чтобы она не оказалась в дыхательных путях. Язык вместе с зубами участвует в формировании членораздельной речи (рис. 5.9).

В глубине ротовой полости также размещаются миндалины, выполняющие защитную функ­цию.

Таким образом, в ротовой полости происходит измельчение, смачивание и первичное перева­ривание пищи, а также восприятие ее вкуса.

Глотка является частью пищеварительной трубки, соединяющей ротовую и носовую полости с одной стороны, и пищевод с гортанью - с другой.

Пищевод - это выстланная изнутри эпителием мышечная трубка, по которой пища попадает в желудок. Длина пищевода составляет около 23-25 см. Он начинается в шейной области, про­ходит через грудную полость, диафрагму и впадает в желудок, лежащий в брюшной полости. Пищевод расположен позади трахеи.

Все органы пищеварительной системы, расположенные в брюшной полости - желудок, тон­кий и толстый кишечник, не разбросаны там беспорядочно, а подвешены на брыжейках - тяжах соединительной ткани.

Желудок - полый мышечный орган объемом 1,5-2 л. Стен­ки желудка выстланы эпителием, который выделяет желудочный сок и слизь, предотвращающую переваривание стенок желудка (рис. 5.10).

В состав желудочного сока входят фермент пепсин и соляная кислота. Соляная кислота активирует пепсин и отчасти обеззараживает пищу, а также делает среду в желудке кислой (рН < 7,0). Под действием пепсина происходит расщепление бел­ков до аминокислот. Сокращение стенок желудка обеспечивает перемешивание пищи и ее продвижение в направлении кишечни­ка. В желудке пища задерживается от 2 до 48 часов в зависимости от ее химической природы.

На границе желудка и тонкого кишечника находится сфинк­тер - круговая мышца, не позволяющая пище возвращаться об­ратно, если она поступила в кишечник.

Кишечник у человека делится на тонкий и толстый. Длина тонкого кишечника составляет около 5-6 м, он образован две­надцатиперстной, тощей и подвздошной кишками. В двенадцати­перстную кишку открываются протоки печени и поджелудочной железы.

Стенки тонкого кишечника покрыты многочисленными выро­стами эпителия - ворсинками, а также содержат многочислен­ные кишечные железки, вырабатывающие кишечный сок. В тон­ком кишечнике под действием ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока, выделяемого железистыми клетками стенок, происходит окончательное расщепление углеводов, белков и жиров, а также их всасывание в кровь и лимфу. Для нормаль­ной работы ферментов в тонком кишечнике оптимальной являет­ся щелочная среда (рН > 7,0). Стенки ворсинок кишечника имеют микроворсинки, что способствует значительному увеличению по­верхности всасывания растворенных веществ, которые попадают в кровеносные и лимфатические капилляры, пронизывающие вор­синки изнутри, а затем разносятся по всему организму (рис. 5.11).

Следует отметить, что углеводы и аминокислоты всасываются в кровь и обязательно проходят через печень, тогда как продукты расщепления жиров, поступающие в лимфу, минуют печень.

В толстом кишечнике, образованном слепой, ободочной и прямой кишками, завершается расщепление веществ, проис­ходит обратное всасывание воды и формируются каловые мас­сы (рис. 5.12).

В нем также обитают симбиотические бактерии, которые расщепляют некоторые непереваренные организмом человека вещества, например цел­люлозу, синтезируя витамины (например, группы В) и другие биологически активные вещества, которые затем всасываются в кровь и используются организмом. Каловые массы периодически удаляются из организма путем дефекации.

Слепая кишка имеет червеобразный отросток (аппендикс), который является органом иммун­ной системы. Его воспаление называется аппендицитом.

Печень является самой крупной железой организма, масса которой составляет около 1,5 кг (рис. 5.13).

Она обеспечивает обезвреживание ядовитых веществ, попадающих в кровь, способ­ствует перевариванию пищи, а также выполняет запасающую функцию. Секрет печени называет­ся желчью, он способствует эмульгированию, омылению, расщеплению и всасыванию жиров, а также стимулирует сокращения стенок кишечника. Эмульгированием называется дробление крупных капель жира на более мелкие, что облегчает доступ ферментов к ним. С желчью выделя­ются также продукты распада вредных для организма веществ. В сутки вырабатывается около 1,5-2 л желчи, однако часть ее в отсутствие пищи временно накапливается в желчном пузыре. Кровеносные сосуды, которые оплетают стенки тонкого кишечника, собираются в воротную вену печени. Кровь, принесенная воротной веной, проходит своеобразную очистку, в ходе которой обез­вреживаются ядовитые для организма вещества. Избыток глюкозы в плазме крови задерживается в печени и запасается в виде гликогена, при необходимо­сти высвобождаясь. Регулируется данный процесс гормо­нами поджелудочной железы - инсулином и глюкаго- ном.

Поджелудочная железа (рис. 5.13) относится к желе­зам смешанной секреции, поскольку часть ее клеток вы­деляет в тонкую кишку пищеварительный сок, а другая часть выбрасывает в кровяное русло гормоны инсулин и глюкагон. Сок поджелудочной железы содержит фер­менты, расщепляющие углеводы, белки и жиры, напри­мер амилазу, трипсин и липазу.

Изучением процессов пищеварения и их рефлектор­ного характера занимался великий русский физиолог

И. П. Павлов. В опытах на собаках он доказал, что выработка слюны и желудочного сока - это безусловный рефлекс на запах и вид пищи.

Строение и жизнедеятельность органов системы дыхания

Дыхание является одной из важнейших функций живого организма, которая обеспечивает высвобождение энергии химических связей органических соединений и образование конечных продуктов обмена - углекислого газа и воды. Если без пищи человек может прожить около 30 дней, без воды - 10, то без воздуха - до 6 минут, после чего наступают необратимые измене­ния в головном мозге. В организме человека и ряда животных дыха­ние является многостадийным процессом, в процессе которого воз­дух поступает в легкие, затем его кислород диффундирует в кровь, транспортируется из нее в ткани, проникает в клетки, где, наконец, и происходит непосредственно процесс высвобождения энергии, на­зываемый тканевым дыханием.

Внешнее дыхание, или процесс газообмена между организмом и окружающей средой, целиком зависит от функционирования ды­хательной системы. Кроме того, она играет важную роль в термо­регуляции, осуществлении выделительной и речевой функций. Так, поддержание постоянства температуры тела связано с образованием водяного пара, отделение которого приводит к охлаждению тканей. Обнаружить выделение пара можно даже у спящего или находя­щегося в бессознательном состоянии человека, если поднести к его губам зеркало - оно обязательно запотеет. Когда же человек вхо­дит в холодную воду, происходит задержка дыхания, чтобы сохра­нить температуру тела. Выдыхаемый воздух, помимо углекислого газа и пара, содержит аммиак и другие летучие продукты обмена веществ, а с откашливаемой слизью может выделяться, например, мочевина. Формирование звуков также связано с дыхательной си­стемой, поскольку именно в ней находятся голосовые связки, а в не­которых языках есть даже специальные носовые звуки (рис. 5.14).

Строение дыхательной системы. Дыхательная система человека состоит из дыхательных путей (рис. 5.15) и легких. Дыхательные пути, в свою очередь, подразделяются на носовую полость, носоглот­ку, гортань, трахею и бронхи, разветвляющиеся в легких на много­численные канальцы - бронхиолы.

Носовая полость открывается наружу ноздрями с одной стороны и сообщается с носоглоткой с другой. Она разделена носовой перего­родкой на две симметричные половины - правую и левую, каждая из которых разделена на носовые раковины и ходы. Носовая полость выстлана реснитчатым эпителием с многочисленными железистыми клетками и обильно снабжается кровью. В ней воздух очищается от взвешенных частиц, в том числе возбудителей различных заболе­ваний, увлажняется и приводится к температуре тела (согревается или охлаждается). В верхней части носовой полости расположены обонятельные рецепторы, обеспечивающие восприятие запаха. Но­совая полость сообщается и с околоносовыми пазухами, например гайморовой, участвующими в согревании воздуха и являющимися звуковыми резонаторами, и с носослезным протоком, по которому стекает часть слезной жидкости.

Носоглотка сообщается не только с носовой, но и с ротовой по­лостью, через нее воздух попадает в гортань.

Гортань - воронкообразный соединительнотканный орган, при­крытый хрящевым надгортанником. При попадании пищи на корень языка, когда происходит рефлекторный акт глотания, надгортанник должен закрыться, чтобы пища не попала в дыхательные пути.

Передняя часть гортани сформирована щитовидным хрящом, который у мужчин срастается под острым углом и формирует кадык, или адамово яблоко. В гортани расположены голосовые связки, обеспечивающие вместе с зубами, языком и губами членораздельную речь. У мужчин голосовые связки длиннее, чем у женщин, вследствие чего тембр голоса обыкновенно более низкий.

Трахея спереди защищена хрящевыми полукольцами, а сзади затянута эластичной соедини­тельнотканной перегородкой, что обеспечивает беспрепятственное прохождение пищи по пище­воду, расположенному непосредственно за трахеей. В нижней части трахея разветвляется на два бронха - правый и левый.

Бронхи образованы хрящевыми кольцами. Входя в легкие, они начинают разветвляться на все более мелкие бронхи следующих порядков и бронхиолы, заканчивающиеся пузырьками - альвео­лами, собранными в гроздевидные структуры.

Легкие - парные органы, лежащие в грудной полости, ограниченной грудной клеткой и диа­фрагмой. Ниже левого легкого находится сердце, поэтому левое легкое меньше правого. Легкие человека имеют альвеолярное строение (рис. 5.16). Стенки альвеол выстланы эпителием и густо оплетены капиллярами, они выделяют специальную жидкость, которая способствует газообмену и препятствует спаданию стенок альвеол. В альвеолах воздух отдает крови кислород и обогаща­ется углекислым газом.

Легкие покрыты плеврой, имеющей два листка - наружный и внутренний, между которыми находится плевральная жидкость, уменьшающая силу трения при дыхательных движениях.

Механизм легочной вентиляции. В процессе дыхания вдох осуществляется в такой последова­тельности: сокращаются межреберные мышцы, ребра поднимаются, диафрагма опускается, объем грудной клетки увеличивается, давление в грудной полости падает, что приводит к растяжению легких и втягиванию воздуха в них. Выдох происходит в обратном порядке: межреберные мышцы и диафрагма расслабляются, ребра опускаются, диафрагма поднимается, объем грудной клетки уменьшается, объем легких сокращается и воздух выталкивается наружу.

Газообмен в тканях. Совершая вдох и выдох, человек вентилирует легкие, поддерживая в альвеолах относительно постоянный состав газов. Во вдыхаемом воздухе концентрация кис­лорода повышена, а в выдыхаемом - снижена. Содержание же углекислого газа в выдыхаемом воздухе, наоборот, выше, чем во вдыхаемом.

Состав альвеолярного воздуха отличается и от вдыхаемого, и от выдыхаемого, что объясняет­ся смешиванием воздуха, входящего в легкие или покидающего их, с воздухом, содержащимся в самих дыхательных путях.

В легких кислород из альвеолярного воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из кро­ви - в легкие путем диффузии через стенки альвеол и кровеносных капилляров. Направление и скорость диффузии определяются парциальным давлением газа в воздухе, или его напряжением в растворе. Парциальным давлением газа называют часть общего давления газов, которая опре­деляется данным газом. Разница между напряжением газов в венозной крови и их парциальным давлением в альвеолярном воздухе составляет для кислорода около 70 мм рт. ст., а для углекис­лого газа - 7 мм рт. ст. Эта разница позволяет обеспечить потребности организма даже во время физической работы и занятий спортом.

Кровь транспортирует кислород от легких к тканям и углекислый газ от тканей к легким в связанном с гемоглобином эритроцитов состоянии.

Обогащенная кислородом кровь поступает во все органы и ткани организма, где происхо­дит диффузия кислорода в ткани, которая обусловлена разницей напряжения в крови и тканях. В клетках кислород используется в биохимических процессах тканевого дыхания - окислении органических соединений до углекислого газа и воды с образованием АТФ.

Дыхательные и легочные объемы. Вентиляция легких определяется глубиной дыхания (ды­хательный объем) и частотой дыхательных движений. Для исследования характеристик дыхания используют специальные приборы - спирографы, спирометры и др.

Глубина дыхания и его частота зависят от физической нагрузки, степени тренированности, эмоционального состояния, условий окружающей среды и других причин. В покое они невелики (около 500 мл воздуха и 12-18 дыхательных движений в минуту соответственно), тогда как, на­пример, на холоде газообмен усиливается, чем поддерживается постоянство температуры тела. В связи с этим выделяют ряд легочных объемов и емкостей.

1. Дыхательный объем - объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в спокойном состоянии (в среднем около 500 мл).

2. Резервный объем вдоха - дополнительный объем воздуха, который человек может вдохнуть после нормального вдоха (около 1 500 мл).

3. Резервный объем выдоха - объем воздуха, который человек может еще выдохнуть после нор­мального выдоха (около 1 500 мл).

4. Остаточный объем легких - объем воздуха, который остается в легких после самого глубо­кого выдоха (около 1 200 мл).

5. Жизненная емкость легких - это объем воздуха, который можно выдохнуть после самого глубокого вдоха; является суммой дыхательного объема, резервных объемов вдоха и выдоха (3,5-4,7 л).

6. Общая емкость легких - объем воздуха, содержащегося в легких после самого глубокого вдоха: является суммой жизненной емкости и остаточного объема легких (4,7-5 л).

7. Функциональная остаточная емкость - объем воздуха, остающегося в легких после спокой­ного выдоха: сумма резервного объема выдоха и остаточного объема (2,7-2,9 л). Обеспечивает выравнивание колебаний концентраций газов во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе. Регуляция дыхания. С одной стороны, «дыхательные» нейроны посылают ритмические им­пульсы к межреберным мышцам и диафрагме, а с другой - чутко реагируют на сигналы, при­ходящие от разнообразных рецепторов. Часть рецепторов расположена в легких и дыхательных путях, реагирует на растяжение. Другие рецепторы находятся в продолговатом мозге и стенках сосудов и реагируют на изменение концентрации углекислого газа, кислорода, рН крови. Вдох вызывается увеличением концентрации углекислого газа в крови, а выдох стимулируется растя­жением стенок дыхательных путей и легких. Несмотря на то, что дыхательный центр расположен в продолговатом мозге, «дыхательные» нейроны расположены и в более высоких отделах нервной системы. В целом дыхание является рефлекторным актом.

На интенсивность дыхания существенное влияние могут оказывать высшие дыхательные цен­тры в коре больших полушарий переднего мозга, а также вегетативная нервная система. Так, ее симпатический отдел способствует учащению дыхания и увеличению глубины дыхания, а пара­симпатический, наоборот, снижает его частоту и глубину.

В гуморальной регуляции дыхания задействован в основном гормон надпочечников - адрена­лин, возрастание концентрации которого способствует увеличению частоты и силы дыхательных движений.

Заболевания дыхательной системы. Так как дыхательная система непосредственно связана с окружающей средой, в нее проникают возбудители многочисленных заболеваний. Наиболее распро­страненными заболеваниями являются насморк, гайморит, фарингит, трахеит, бронхит, пневмония и туберкулез. Одни из них вызываются вирусами, а другие, такие как пневмония и туберкулез, - бактериями. В последнее время заболеваемость туберкулезом приобретает характер эпидемии.

Строение и жизнедеятельность органов выделительной системы

В организме человека выделение осуществляется с помощью выделительной, пищеваритель­ной, дыхательной систем, потовых и сальных желез кожи. Однако ведущую роль в этом процессе жизнедеятельности играет именно выделительная система.

Строение выделительной системы. В состав выделительной системы входят почки, мочеточ­ники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. Почки - это парные бобовидные органы, лежащие в поясничной области брюшной полости со спинной стороны. На внутренней вогнутой поверхности почки расположены ворота, через которые входят артерии и нервы и выходят вены, лимфатические сосуды и мочеточник (рис. 5.17). Функциями почек являются выведение конеч­ных продуктов обмена веществ в процессе мочеобразования, поддержание водно-солевого баланса, регуляция давления крови и др.

На поперечном срезе почки выделяют корковое и мозговое вещество, а также почечные чашки и почечную лоханку. Функциональной единицей почек является нефрон. В каждой почке распо­ложено до 1 млн нефронов. Нефрон состоит из капсулы Шумлянского-Боумена, охватывающей клубочек капилляров, и канальцев, соединенных петлей Генле. Капсулы нефронов и часть ка­нальцев расположены в корковом веществе, тогда как петля Генле и остальные канальцы пере­ходят в мозговое. Нефрон обильно снабжается кровью: приносящая артериола образует клубочек капилляров в капсуле, они собираются в выносящую артериолу, вновь распадающуюся на сеть капилляров, оплетающих канальцы и только затем собирающихся в вену (рис. 5.18).

Мочеобразование. Процесс образования мочи состоит из трех этапов: клубочковой фильтрации, канальцевой реабсорбции и секреции. В процессе фильтрации из крови в полость капсулы благо­даря разности давлений просачиваются вода и большинство растворенных в ней низкомолекуляр­ных веществ - минеральных солей, глюкозы, аминокислот, мочевины и др. Результатом фильтра­ции является образование слабоконцентрированной первичной мочи. Так как кровь многократно проходит через почки, то в течение суток у человека образуется 150-180 л первичной мочи.

Конечные продукты обмена веществ, например мочевина и аммиак, а также ряд ионов и антибиотиков, могут дополни­тельно выделяться в мочу клетками стенок канальцев - этот процесс называется секрецией.

Сразу же после фильтрации начинается процесс реабсорб­ции - обратного всасывания воды и части растворенных в ней веществ, в частности глюкозы, аминокислот, витаминов и мно­гих ионов. В результате реабсорбции образуется 1-1,5 л вторич­ной мочи в сутки, в которой не должно быть ни глюкозы, ни белков. В основном она содержит продукты распада азотистых соединений - мочевину и аммиак, токсичные для организма.

Мочеиспускание. По канальцам нефронов моча поступает в собирательные трубочки, а оттуда - в почечные чашки и по­чечную лоханку. Из почечной лоханки моча по мочеточникам собирается в мочевой пузырь - полый мышечный орган, вме­щающий до 0,5 л жидкости. Из мочевого пузыря моча периоди­чески удаляется по мочеиспускательному каналу.

Регуляция мочевыделения и мочеиспускания. Мочеиспуска­ние является рефлекторным актом. Центр мочеиспускания на­ходится в крестцовом отделе спинного мозга. Безусловными раздражителями выступают не давление мочи в мочевом пузы­ре, а растяжение его стенок и скорость наполнения.

В немалой степени процессы мочевыделения регулируются гуморально: антидиуретический гормон (вазопрессин) гипофиза и альдостерон коры надпочечников усиливают реабсорбцию.

Заболевания выделительной системы. При нарушении пра­вил личной гигиены существует серьезный риск различных воспалительных заболеваний. Их также могут провоцировать заболевания других органов и применение антибиотиков. Наи­более распространенными заболеваниями выделительной систе­мы являются уретрит (воспаление мочеиспускательного кана­ла), цистит (воспаление мочевого пузыря) и некоторые формы нефрита.

 

Возможно, будет полезно почитать: