Иконография казанской божьей матери. Икона божией матери казанская

Казанская икона Божьей Матери – почитаемая православными христианами чудотворная икона Богородицы. Обо всех подробностях её появления читайте в статье.

Казанская икона Божьей Матери: история

1579 год. Белое немилосердно палящее солнце, пыль столбом по дорогам Казани. Пыль и пепел от недавнего пожара – неделю назад здесь полыхал страшный пожар. Начался он около церкви Николы, перекинулся на Кремль Казанский. Долгие часы полыхало зарево, причитали женщины, плакали дети – а ну как на дома перекинется, что будет?! А многие злорадно посмеивались – где же ваш Бог был, что церковь-то сгорела? Видно, врут все попы ваши – вон полыхало-то как. И что скажешь на это? И ведь правда, многие в те дни в вере своей усомнились – может быть, неугодно Богу, что обращаются ко Христу из ислама? “Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием”…

В том огне остались без крова многие семьи, но – делать нечего, никто сгоревшего не вернет, а строить надо скоро – к зиме успеть. Спешил с постройкой в числе прочих погорельцев и стрелец Даниил Онучин. У Даниила была дочка Матрона. Ей родительские скорби были меньше понятны – для детей и пожар – вполне забавно – столько всего остается после – где стеклышко красивое, где камешек невиданный. Только к вечеру, когда спать ложиться, вспоминается, что после пожара все не так, непривычно.

Одной ночью Матреша проснулась от невиданного – явилась ей во сне Сама Матерь Божия – Пресвятая Богородица. И не просто явилась, а повелела Свою икону из-под земли достать. Осияла светом ярким – и проснулась девочка. Все-то у вас сны, да видения, все-то вам мерещится, все чудеса у вас нескончаемые – скажет скептик, читающий эти строки. И предвосхитит наш рассказ, ведь именно так девятилетней Матреше и ответили домашние. «Сны бывают иногда от Бога, но видения только святым бывают, так что лучше снам значения не придавать », – сказали родители. И были правы. Только все же сон тот был видением, ведь повторился он во второй раз и на третью ночь. Тогда родители решили проверить слова девочки.

Матреша с матерью отправились на то место, где, как помнила девочка из сна, должна была находиться икона. Начали копать. Еще глубже, еще – неужели она! И точно – икона Пресвятой Богородицы. Очистили ее от пыли, земли.. Но как же она там оказалась? Видимо, еще давно тайные исповедники христианства в иноверческом стане так спрятали икону Царицы Небесной. Весть о чудесном обретении иконы пронеслась быстрее, чем самая быстрая птица, и вот уже к этому дивному месту спешат священники окрестных храмов, архиепископ Иеремия, благоговейно принимая икону, торжественно переносит ее в храм свт. Николая, откуда, после молебна, перенесли ее с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Сразу стало ясно, что икона чудотворная – уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца. Мы даже знаем их имена: Иосиф и Никита.

И те, кто еще несколько дней назад насмехался над православной верой, смущенно спешили к иконе – с просьбами – Царица Небесная, помоги, вразуми, исцели!

Эти чудеса стали первыми в длинном списке чудес и исцелений. История обретения иконы так поразила царя Ивана Грозного, что он повелел воздвигнуть Казанский собор и основать женский монастырь. Там спустя некоторое время приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.

Образ Казанской Пресвятой Богородицы по типу относится к иконам Одигитрия – Путеводительница, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь. Так, с Казанской иконой двинулось на Москву ополчение, освободившее город от самозванцев Смутного времени. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келья святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: “Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена”. На следующий день был освобожден Китай-город, через 2 дня Кремль.


Казанский собор на Красной площади в Москве

Казанский собор на Красной площади в Москве – один из самых известных московских храмов был возведен в 1636 году. Туда и была перенесена икона-освободительница, а теперь образ хранится в Богоявленском соборе.

Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

Не только государственным мужам и дружинам указывала путь икона – по доброй традиции именно этой иконой благословляют на брак молодых родители, длинным списком чудес сопровождается этот образ Богоматери – один из самых любимых на Руси.

Тропарь Казанской иконе Богоматери, глас 4

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Кондак Казанской иконе Богоматери, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, / скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы. / Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: / источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, / предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, // благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Молитва перед Казанской иконой Богоматери

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

21 июля. Казанская икона Божьей Матери

Эта икона явилась в 1579 году вскоре после взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным. Пресвятая Богородица явила здесь свою чудотворную икону для того, чтобы более утвердить в ней вновь обращенных из тамошних жителей; не веровавших же более расположить к христианской вере. Она Сама явилась во сне одной благочестивой девице, по имени Матрона, дочери погоревшего во время страшного пожара в Казани стрельца, повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при этом указала самое место. Девица рассказала о своем сне матери, но та объяснила его обыкновенною детскою грезою. Сон повторился еще дважды.

В третий раз чудесною силою Матрона была выброшена из окна на двор, где увидела и икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожженною ими, и от иконы исходил голос: «Если ты не исполнишь моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». После сего мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им. Тогда 8 июля, в глубоком огорчении, обе они, в присутствии народа, пошли на указанное место. Мать и народ начали копать землю, иконы не находили.

Но лишь стала копать сама Матрона, икона была найдена. Она была завернута в кусок сукна и сияла чудным светом, как будто была совершенно новая, только что написанная. Полагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани, кем-нибудь из христиан, скрывавших свою веру от ненавистников веры, магометан. Слух о явлении иконы разнесся по всему городу, стеклось множество народа, и архиепископ, в присутствии градоначальников, с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь св. Николая, а оттуда в Благовещенский собор. При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление.

Можно думать, что эта преимущественная цельба слепоты служила знамением того, что святая икона явилась для просвещения духовным светом омраченных слепотою магометанского лжеучения. Список с иконы был отправлен в Москву, и царь Иоанн Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первою инокинею и затем настоятельницею в монастыре была девица Матрона. В 1768 г. императрица Екатерина II, слушав литургию в монастыре, украсила венец чудотворной иконы Богородицы бриллиантовою короною.

4 ноября. Казанская икона Божией Матери

В 1611 году, зимою, св. чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи. Пресвятая Богородица явила Свою милость, взяла под Свой Покров верных сынов отечества, и с Ее помощию Россия была спасена от своих врагов. Прибывшее к Москве с князем Пожарским ополчение встретило много непреодолимых для человеческих сил препятствий, а именно: нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отбить подошедшее к Москве свежее, многочисленное польское войско, усмирить своеволие и буйство русских отрядов, встретивших прибывшее ополчение почти с ненавистью и выказывавших им лишь вражду и измену. Кроме того, отсутствие продовольствия в разоренной местности и недостаток оружия производили сильный упадок мужества в прибывшем войске. И многие из верных сынов отечества, теряя последнюю искру надежды, в глубокой горести восклицали: «Прости, свобода отечества! Прости, Кремль священный! Мы все сделали для твоего освобождения; но видно, Богу неугодно благословить наше оружие победой!»

Решившись на последнюю попытку освободить дорогое отечество от врагов, но не надеясь на собственные силы, все войско и народ обратились с молитвою к Господу и Пречистой Его Матери, установив для сего особое торжественное молебствие и строго соблюдая трехдневный пост. Бог услышал молитвенный вопль пекущихся об отечестве и неприкосновенности Православной Церкви и явил им Свою милость. Находившемуся в тяжком плену у поляков, в занятом ими Московском Кремле, приехавшему в Россию с греческим митрополитом Иеремиею больному архиепископу Елассонскому Арсению явился во сне преподобный Сергий и объявил, что, по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Господь в следующий же день низложит врагов и возвратит спасенную Россию сынам ее, и для уверения в исполнении своих слов даровал Арсению исцеление. Ободренные радостною вестью, русские воины призвали на помощь Царицу Небесную и мужественно приступили к Москве, и – 22 октября 1612 года освободили Китай-город, а через два дня взяли и самый Кремль. Поляки бежали. На другой же день, в воскресенье, Русское воинство и все жители Москвы, в благодарность за избавление свое от врагов, совершили торжественный крестный ход на Лобное место, неся чудотворную икону Божией Матери, священные хоругви и другие московские святыни. Духовная процессия эта была встречена из Кремля архиепископом Арсением с чудотворной Владимирской иконой Богоматери, сохраненной им в плену. Увидев сию икону, воины и народ преклонили колена и со слезами радости целовали святое изображение своей Заступницы.

В память столь чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению царя Михаила Феодоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, установлено Церковию ежегодно 22 октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала крестный ход совершался в церковь Введения Божией Матери, на Лубянке, где находился дом князя Пожарского, а по устроении нового храма, в честь Казанской иконы Божией Матери, построенного на средства князя Пожарского (что ныне Казанский собор, на Воскресенской площади), крестный ход уже совершается в соборе. Туда же перенесена была самим князем Пожарским и чудотворная икона, бывшая с ним в рядах войска.

Тобольская икона Божией Матери

Чудотворная икона сия находится в Тобольске в кафедральном соборе. Она явилась в 1661 году. В этом году 8 июля в Тобольске, в Знаменском монастыре, в день празднования Казанской иконе, на утрене, когда иеродиакон Иоанникий читал сказание о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани и дошел до того места, где сказано, что архиепископ казанский прежде не веровал явлению иконы, потом пред всем народом молил Пречистую Владычицу о прощении своего греха, он вдруг в беспамятстве упал на пол вместе с аналоем.

Когда же опомнился, тотчас потребовал духовника и открыл ему следующее:

«Июня 21-го, после Утрени, я пришел в свою келью и заснул. Вдруг вижу - приходит ко мне святитель в полном облачении, подобный Иоанну Златоусту; я почел его за митрополита Филиппа. Святитель сказал мне: «Встань и скажи архимандриту, воеводе и всему народу, чтобы недалеко от Трехсвятительской церкви в городе построили церковь во имя Казанской Божией Матери, построили бы ее в три дня, а в четвертый освятили и внесли в нее образ Богородицы Казанской – тот самый, который теперь стоит в паперти этой Трехсвятительской церкви в чулане, лицом к стене. Скажи, чтобы сему образу праздновали в городе. Вот за грехи ваши прогневался на вас, вы сквернословите и своим сквернословием, как смрадом, наполняете воздух: это – зловоние и Богу и людям; но Владычица наша, со всеми святыми молила Сына Своего Христа Бога нашего о граде вашем и о всем народе, дабы Он отвратил праведный гнев Свой». Но я, встав от сна, изумился, а никому ничего не сказал. Немного спустя, когда я был в своей келье и стал писать ирмосы: Преукрашенная божественною славою, – вдруг ко мне вошел тот же святитель и милостиво сказал мне: «Почему же ты не поведал того, что сказано было тебе от Пресвятой Богородицы чрез меня, Ее служителя?» – и сам исчез. Я от страха упал на землю, прославил Бога, но сказать о видении побоялся, чтобы не вышло смятения в народе, и из опасения, что мне не поверят. Чрез несколько дней, во время моего сна святитель опять явился мне и сказал уже со гневом: «Почему же ты не сказал повеленного тебе? Из-за твоего пренебрежения гнев Божий грядет на град ваш за грехи ваши. Хлеб ваш гниет, а вода топит, - встань скорее и поведай архимандриту, воеводе и всему народу; если не скажешь, то вскоре лишишься жизни. Если горожане послушаются, то милость Божия будет на граде вашем и его окрестностях; если же не послушают, то тяжко будет граду вашему: скот ваш изомрет, от дождей вода разнесет дома ваши, и все вы исчезнете, как черви, а образ Богоматери прославится в другом месте».

Но и об этом третьем явлении я не сказал никому, и вот июля 6-го, когда после вечернего пения я пришел в келью, лег спать, заснул я легким сном и слышу - в монастыре чудный звон в два колокола и пение необычайных голосов: Возвеличим Тя, Пренепорочную Матерь Бога нашего. Один из поющих сказал мне: «За то, что ты не сказал повеленного тебе, завтра же будешь наказан пред всем народом». И вот когда на утрене я начал читать о явлении чудотворного образа Богоматери в Казани, увидел, что являвшийся мне прежде святитель идет с паперти и благословляет народ на обе стороны; пришед в трапезу, также благословляя людей, подошел ко мне и сказал: «Ты читаешь это и почему не веришь сам? Тот образ был в земле, а этот стоит в паперти лицом к стене; почему же ты не поведал о нем?» И он, погрозив мне рукою, сказал: «Будь отныне дряхл до тех пор, пока совершится божественное дело». Сказав сие, он стал невидим, а я от страха пал на землю и вот уже теперь повествую вам».

Народ, узнав о чудных явлениях, со слезами прославлял милость Пресвятой Богородицы, и все с усердием с крестным ходом отнесли икону на место, где указано было строить Церковь, и церковь была построена в три дня и на четвертый освящена. До построения церкви, замечает повествователь, были дожди проливные и вода прибывала в речках, как бы в весеннее время, а когда начали строить церковь, стало вёдро; хлебы и овощи с того времени поправились.

Казанская икона Божией Матери. Образы

  • Каплуновская-Казанская икона
  • Карповская-Казанская икона
  • Каташинская-Казанская икона
  • Вознесенская-Казанская икона
  • Павловская-Казанская икона
  • Иркутская-Казанская икона
  • Каргопольская-Казанская икона
  • Ярославская-Казанская икона
  • Казанская, находящаяся в московском Симоновом монастыре
  • Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни
  • Казанская, находящаяся в Тамбовском кафедральном соборе
  • Казанская, находящаяся в Суздале

Каплуновская-Казанская икона . Эта икона находится в сельце Каплуновке, Харьковской епархии. Явилась в 1689 году следующим образом. Священнику этого сельца, отличавшемуся особенно благочестивою жизнию Иоанну Уманову явился во сне некто, украшенный сединами старец, и сказал ему, что скоро придут к нему из Москвы иконописцы с иконами и чтобы он у старейшего из них по летам из связки икон приобрел для себя восьмую по счету, Казанскую икону Пресвятой Богородицы. «От нее ты получишь благодать и милость», – прибавил старец. Священник так и сделал, но предварительно пред этим он строго постился. Скоро последовало новое видение во сне священнику Уманову: явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела икону поставить в церковь. Священник сообщил о своем видении народу и с торжеством перенес икону в церковь, и с этого времени от иконы стали совершаться чудеса. Икону назвали Каплуновскою. В 1709 году, когда император Петр Великий воевал со шведским королем Карлом XII, то вызвал к себе в Харьков к армии священника с Каплуновскою иконою и велел носить ее пред полками, а сам со слезами молился пред нею Царице Небесной о помощи. Между тем король Карл, остановившись со своим войском около Каплуновки, поместился с изменником гетманом Мазепою в доме священника Иоанна. Тогда некоторые из его буйных воинов хотели было сжечь церковь. Обложили ее соломою и дровами, но как ни старались поджечь, ни дрова, ни солома не загорались. Узнав о таком чуде и еще о том, что св. икона находится в русском лагере, Карл сказал Мазепе: «Если не могли зажечь церковь и без иконы, то там, где находится она, ненадежно нам будет». Так действительно и случилось. Полтавская битва доставила Великому Петру победу над Карлом. Есть чудотворная Каплуновская икона в слободе Козеевке, в 80 верстах от Харькова.

Нижнеломовская-Казанская икона . Эта икона явилась в 1643 году на источнике в двух верстах от города Нижнего Лома Пензенской губернии. На месте ее явления сначала поставлена была часовня, а затем церковь и монастырь.

Карповская-Казанская икона . Эта икона находится в Курском Знаменском монастыре. Сюда она принесена в 1725 году из Карповской пустыни.

Каташинская-Казанская икона. Эта икона явилась в 1622 году в роще близ села Белого Колодезя Черниговской губернии тамошнему священнику и поставлена им в сельскую церковь. В 1692 году тут был устроен мужской монастырь, названный Каташинским.

Вознесенская-Казанская икона. Она находится в Вознесенском женском монастыре в Москве, в Кремле. В первый раз она прославилась в 1689 году. Два раза она была в опасности сгореть, но чудесно была сохранена. В этом году, после молебна пред сею иконою, забыли погасить свечу, свеча упала, и от нее обгорел аналой, на котором лежала икона, а сама икона, несмотря на то что написана на полотне, осталась совершенно невредимою. В другой раз, когда в 1701 году 19 июня был пожар в Московском Кремле и сгорел царский дворец и Вознесенский монастырь, икона чудесно сохранилась. Когда выносили утварь и иконы из соборного монастырского храма, то ее не вынесли, а между тем она оказалась вместе с другими вынесенными иконами; когда же, по окончании пожара, стали вносить вещи в собор, то увидели, что икона уже стоит на своем месте, хотя никто не вносил ее. И много чудесных исцелений было от сей иконы.

Павловская-Казанская икона. Эта икона находится в селе Павловском Московской губернии Звенигородского уезда. Она явилась на дереве, близ села, где построена часовня в память явления; внутри часовни находится колодезь, названный в народе святым. Первое чудо от иконы было следующее. Один из крестьян села Павловского впал в жестокую болезнь от невоздержной жизни. В это время другому благочестивому крестьянину явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела сказать больному, чтобы тот молился Ей об исцелении и сходил умыться на святой колодезь. Затем оставил бы невоздержанную жизнь, иначе он может погибнуть. Больной с большим усилием отправился к колодцу, умылся и - совершенно выздоровел.

Иркутская-Казанская икона. Она находится в Иркутске в Богоявленском соборе и прославилась многими чудотворениями. Каждогодно в апреле или мае месяце, после посева ярового хлеба носят ее с крестным ходом по соседним сельским крестьянским полям, для освящения посевов. Этот крестный ход установлен издавна по случаю частых неурожаев хлеба по окрестным селам города Иркутска.

Каргопольская-Казанская икона. Эта чудотворная икона находится в г. Каргополе Олонецкой епархии, в Вознесенской церкви. Она прославилась в 1714 году. Икона находилась в доме благочестивой вдовы Марфы Пономаревой, которая однажды во время молитвы пред иконою увидела, что из правого ока Пресвятой Богородицы истекает слеза, и в страхе сообщила об этом священнику. Икона перенесена была в церковь, и здесь два раза в непродолжительное время, в виду всех, из очей Богоматери показывались струи слез, о чем донесено было тогдашнему Новгородскому митрополиту Иову.

Ярославская-Казанская икона. Эта икона находится в Ярославле в женском Казанском монастыре. История прославления ее следующая. В 1588 году 2 июля некоему благочестивому человеку, по имени Герасим, в бытность его в Казани, было чудесное видение Самой Богородицы, и после того, когда он пожелал приобрести для себя Ее икону, то во сне услышал голос, указавший, где и какую икону приобрести, и затем идти в город Романов и там сказать жителям, чтобы они устроили храм во имя иконы. Герасим нашел икону и лишь взял ее в руки, как правая рука его, болевшая с давнего времени, исцелилась. Храм в Романове был устроен, и икона стояла там до 1604 года, когда Романов был взят литовцами. В это время один из них взял из церкви чудотворную икону и увез с собою в Ярославль. Здесь Сама Богородица явилась некоему диакону Елеазару и повелела в честь Ее воздвигнуть храм. Храм был воздвигнут, а затем при нем и монастырь. Жителям Романова желалось возвратить к себе чудотворную икону, но граждане Ярославля просили царя Василия Иоанновича оставить ее в их городе, и царь, по совету с патриархом Гермогеном, грамотою от его лица утвердил желание последних, но с тем, чтобы они сделали точный список с чудотворной иконы для Романова. И саму чудотворную икону каждогодно носят из Ярославля в Романов.

Казанская, находящаяся в московском Симоновом монастыре. Эта икона была пожертвована в монастырь получившими ее на благословение от епископа Воронежского Тихона. По сторонам ее изображены св. Тихон, ангел святителя, и Марфа, ангел сестры святителя – Марфы. Впервые прославилась она исцелением девицы – странницы Натальи, которой три раза являлась во сне икона, но она не знала, где ее найти. Наконец явился ей во сне иеросхимонах Симонова монастыря Алексий с самим образом и сказал, что икона стоит в монастыре в соборной церкви на правой стороне. Икона была найдена, и больная после молитвы пред нею получила исцеление. Впоследствии в честь ее и для нее был устроен при соборном монастырском храме особый придел. От иконы было много чудес.

Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни. Эта икона в 1812 году была привезена из Москвы в Тамбовский Вознесенский девичий монастырь монахинею Миропиею, которая, по случаю разорения столицы, переселилась туда. Благочестивая старица три раза наяву слышала от иконы голос, повелевавший перенести ее в Вышенскую пустынь, и после ее смерти, по завещанию, икона была перенесена. Кроме многих исцелений от иконы, вышенские иноки иногда ночью видели разливавшийся от нее по церкви яркий свет.

Казанская, находящаяся в Высочинском Казанском монастыре . Так названа обитель по иконе, а икона - по селу Высочино, где она прославилась чудесами. Икона явилась в начале XVIII столетия, в царствование императора Петра I. Села Высочино тогда еще не было, а стоял тут казенный сосновый бор. На берегу болотистой реки Мжи, протекавшей среди бора и окруженной болотами, в избе жил сторож с семьею. Этому сторожу и явилась икона стоящею на болотистой кочке. От иконы исходили светлые лучи. Сторож с благоговением и молитвою взял ее и поставил в своей избе с иконами на полке. Тут икона скоро ознаменовала себя исходившим от нее солнцеподобным сиянием и при этом исцелением слепого и хромого старика, отца сторожа. Тогда отнесли икону в ближайшую церковь села Артюховки, но икона три раза возвращалась обратно в избу сторожа. Народ, узнав о явленной иконе, стал во множестве приходить на поклонение ей, и многие получали исцеление и утешение. Тогда сотник Высочин, которому император за заслугу во время Полтавской битвы подарил землю с лесом - бором, где в избе сторожа стояла чудотворная икона, выстроил тут селение, которое было названо, по его фамилии, Высочино, и из села Артюховки перенес сюда церковь, куда и была доставлена чудотворная икона. Впоследствии времени здесь устроен был монастырь. И в монастыре от иконы было много чудес.

Казанская, находящаяся в Тамбовском кафедральном соборе. Эта икона богато украшена. Первым ее чудом были в 1695 году 6 декабря во время всенощного бдения слезы, смочившие пелену и аналой.

Казанская, находящаяся в темниковском Преображенском соборе . Она находилась в кладовой между негодною к употреблению утварью. Икона три раза являлась одной госпоже, страдавшей болью в ногах, и обещала исцеление, если она найдет ее. Больная потребовала, чтобы ее свезли в темниковский собор. Лишь увидела она икону в кладовой, как тотчас же почувствовала облегчение и, после молитвы, совершенно исцелилась.

Казанская, находящаяся в городе Вязниках . Стоит она в соборном храме. Эта икона ознаменовала себя чудесами в начале XVII столетия.

Казанская, находящаяся в Суздале. Стоит она в приходской Воскресенской церкви. Эту икону вследствие явления Самой Богородицы написал один благочестивый инок Шартомского Николаевского монастыря Иоаким, живший в XVII столетии. Жил инок близ Казанской церкви в хижине, где и был погребен.

«Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. История их и изображения», составил протоиерей И. Бухарев. Москва, «Каравелла», 1994 г. Печатается по изданию: Чудотворныя иконы Пресвятой Богородицы (Исторiя ихъ и изображенiя). Составилъ Протоiерей I. Бухаревъ. Москва, Типо-Литография Г.И. Простакова, Балчугъ, д. Симонова монастыря. 1901

Казанская икона Божьей Матери — это одна из самых красивых и любимых икон Православного Мира.Казанская особо чтима православным народом, не зря, именно Казанскую, принято ставить около детских кроваток и именно этой иконой чаще всего благословляют молодых в семейную жизнь.

Чудесна история обретения Казанской иконы Божьей Матери, велики чудеса исцеления по молитвам к Святому Образу. Казанская икона Божьей Матери — как символ процветания России и особого покровительства народа православного, самой Богородицей. Давайте сегодня и поговорим о Казанской.

ИСТОРИЯ ОБРЕТЕНИЯ

На дворе время правления Ивана Грозного. Русскими взята Казань. По высочайшему повелению царя, в честь великой победы, заложен (в 1552 году) Благовещенский собор Пресвятой Богородицы.

В 1579 году в Казани бушует мощнейший пожар. Пожар тушат больше недели, и многие горожане остаются без крова. Некоторые мусульмане стали поговаривать о том, что это «русский Бог» гневается из-за того, что: «Вера Христова стала притчею и поруганием». В Казани стала зарождаться смута.

Но Бог милостив и Он оказывает своё милосердие через маленькую девочку Матрёну, дочку Казанского стрельца. Во сне к Матрёне является сама Богородица. Она требует от девочки найти Свой образ, на пепелище сгоревшего дома. Девочка рассказывает о сне родителям, но они ей не верят. Сон повторяется несколько ночей подряд и родители решают проверить слова маленькой Матрёны.

И каково было удивление, когда в указанном во сне месте, родители находят икону, бережно завёрнутую в рукав мужской одежды, из вишнёвого сукна.

Несмотря на прошедший пожар, икона смотрится так, словно написали её только что, а Лик Богородицы ясен и светел.

Чудесную икону переносят в храм святителя Николая, а после молебна, с крёстным ходом, торжественно переносят в Благовещенский собор.

Во время крёстного хода происходит первое чудо — на глазах простых горожан прозревают два слепца: Иосиф и Никита. Вчерашние насмешники над верой православной, сегодня бегут к чудотворной иконе с мольбами о помощи и вразумлении. Смута успокоилась.

Благая весть доходит и до Ивана Грозного и он, под впечатлением произошедших событий повелевает выстроить Казанский собор и основать женский монастырь.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Со временем, именно в этом монастыре принимает постриг та самая Матрёна и её мать.

ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ И КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Зима 1611 года. Русское государство в упадке. С одной стороны Русь «грызут» шведы, с другой — поляки захватили Смоленск и Москву.

В это время чудотворная икона Божьей Матери возвращается в Казанский Благовещенский собор. По пути, в городе Ярославль, икону встречает ополчение Минина и Пожарского. Народное ополчение идёт из Нижнего Новгорода для того, чтобы освободить Москву.

Узнав о чудесах, произошедших от этой иконы, воины берут Казанскую с собой и усердно молят Богородицу о помощи в освобождении Отчизны.

Пресвятая Богородица явила великую милость, укрыв войско Своим Покровом. С Божьей Помощью Россия спасена, а поляки обращены в бегство.

4 ноября 1612 года (по новому стилю) ополченцы освободили Китай город. Сейчас в этот день празднуют «День народного единства».

Так же, ежегодно 22 октября (4 ноября по новому стилю), в честь Казанской иконы Божьей Матери, в Москве совершается празднование, с крестным ходом.

УТРАТА КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ

В ночь на 29 июня 1904 года, несколько грабителей, во главе с В. А. Стояном-Чайкиным, крадут из стен Казанского собора Казанскую икону Божьей Матери, крадут вместе с богато украшенной ризой.

Вскоре грабителей нашли, но ни ризы, ни самой иконы у них не было. По уверению Чайкина драгоценную ризу они распилили и продали, а святую икону они сожгли в печи. Правда это или нет, многолетнее следствие так и не установило, но 1960-х годах на Западе появилась Казанская икона, в богатой ризе, очень похожая на украденную.

Увы, но икона оказалась всего лишь мастерски сделанным списком, а вот риза по уверению экспертов похожа на подлинный оригинал. Эту икону православные американцы хотели выкупить, но денег у них не хватило. Сейчас (с 1982 года) этот список находится в Ватикане. До сих пор существует одна из версий о том, что оригинал Казанской сохранился и находится заграницей в частных руках.

Доподлинно судьбу Казанской иконы Божьей Матери мы не знаем, но точно известно то, что после её пропажи Россию постигло множество потрясений.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

МОЛИТВЫ

Тропарь Казанской иконе Богоматери, глас 4

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Кондак Казанской иконе Богоматери, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, / скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы. / Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: / источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, / предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, // благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Молитва перед Казанской иконой Богоматери

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице!
Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит Церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола.

Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница.
Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Акафист Божьей Матери перед иконой Казанская

Буду рад, если Вы поможете развитию сайта, нажав на кнопочки ниже:) Спасибо!

Казанская икона Божией Матери – один из самых почитаемых образов на Руси. И хотя сегодня оригинал утрачен, существуют чудотворные списки, а копии есть буквально в каждом доме. Иконе приписывается множество чудес, православные часто называют ее заступницей России. Действительно, после того как образ появился в Казани, он не раз защищал российское войско и приносил победы.

Образ иконы казанской Богородицы

По иконографическому типу Казанский образ относится к изображениям «Одигитрия» (Путеводительница). Наряду с «Орантой» это самый распространенный вариант изображения Девы Марии. Богородица пишется огрудно, ее лицо немного наклонено к лику сидящего на руках Младенца-Христа.

Казанский вариант отличается сдержанной цветовой гаммой: Богоматерь изображается в темно-багряных нарядах, а у Иисуса – белая или голубая рубаха и золотая накидка поверх. На иконе видна лишь десница Господа, которой тот благословляет всех верующих. Здесь нет никаких дополнительных элементов, убранств, изображения ангелов и прочего. Казанская Божья Матерь – простой и поэтому чуть ли не самый узнаваемый образ православной русской иконографии. Лик настолько запоминаемый и особенный, что нередко искусствоведы называют его одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон России.

Списки создавались, всегда строго следуя канону оригинала – иконописцы не допускали серьезных расхождений с чудотворной иконой. При этом на более поздних образцах лицо Девы Марии изображается почти анфас, на оригинале и копиях XVI-XVII веков она больше склонена над Сыном.

Известны случаи, когда списки иконы делались сразу под оклад. Поэтому на них хорошо прописаны только лица и руки Матери с Богомладенцем, а одежды изображены условно.

Обретение святого образа

До XVI века Казань была преимущественно мусульманской. И только с 1553 года, спустя год после завоевания города Иваном Грозным, здесь заработала первая епархия Русской Православной Церкви. Жители достаточно сдержанно относились к новой религии и не воспринимали ее как свою. Однако ситуацию существенно поменял пожар 1579 года, во время которого выгорела большая часть построек Казанского Кремля.

Горожане поначалу расценили беду как «гнев русского Бога», православие в Казани оказалось под угрозой. И тогда произошло чудо – девочке Матроне, девятилетней дочери стрельца Онучина, чей дом тоже пострадал в огне, явилась Божья Матерь. Дева Мария приказала ребенку сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они достали из пепелища святой образ, указала точное место, где нужно было копать. Матрона передала слова Богородицы родителям и служителям Церкви, однако в первый раз никто не обратил на них внимания. Не послушали ребенка и во второй раз. На третий же Мария явилась девочке со словами: «Если не выполнишь моих наставлений, я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Матрона с отчаянием обратилась к своей матери и та откликнулась на просьбу. Вместе с помощниками они копали пепелище точно на том месте, которое указала Богородица. Но лик явился лишь тогда, когда разрывать землю начала сама Матрона.

Икону нашли завернутой обветшавшим суконным полотном. Но когда его раскрыли, люди поразились, насколько чистыми и яркими были краски росписи. Казалось, что икона не просто не была задета огнем, но даже не лежала на пепелище.

События чудесного появления образа описал священник Никольской церкви Ермолай, позже известный как патриарх Московский Ермоген, в «Повести и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». На месте пепелища, где девочка нашла икону, Иван Грозный приказал построить женский монастырь. Первыми послушницами стали Матрона и ее мама.

Роль иконы в Смутное время

Кон. ХVI – нач. ХVII века принято называть Смутным временем (Смутой) – периодом, когда российская государственность переживала тяжелейший кризис. Гражданская война, увеличение роли польских аристократов во власти привели к тому, что по всей России влиятельные боярские кланы сражались друг с другом.

Существенную роль для поднятия духа простого народа сыграл патриарх Ермоген, который призывал не только к миру, но и к сохранению православной веры. Позже за эти речи он был заключен под стражу.

Однако наставления патриарха все же произвели эффект – в Нижнем Новгороде формируется ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Войска направляются на Москву, по дороге к ним присоединяются казанцы и передают список иконы Казанской Божьей Матери. Православные люди верят, что именно святой образ помог войску одержать победу над поляками. Перед штурмом Московского Кремля, в 1612 году, ополченцы выдерживали трехдневный пост и молились образу Богородицы.

Во время осады Москвы там находился архиепископ Элассонский Арсений. По свидетельствам современников, ему явился Преподобный Сергий Радонежский и сказал, что благодаря заступничеству Божьей Матери столицу покинут захватчики, а Россия будет спасена. Осенью 1612 года Москва действительно была освобождена ополченцами от поляков. 25 октября этого же года в Кремле был проведен крестный ход, главной иконой на нем стала Казанская Богородица. Пожарский верил, что именно молитвы перед святым образом помогли ему в тяжелой битве. С тех пор икона получила славу заступницы русской земли, в этот день ежегодно русское православие почитает лик Казанской Девы Марии.

Казанская Богоматерь – защитница на войне

Победа русского войска в 1612 году – не единственный случай, когда проявилась заступническая сила иконы Казанской Богоматери. Летописи упоминают о ее помощи при битве под Полтавой (1709 год), важную роль образ сыграл и в войне с Наполеоном 1812 года. Перед ликом Богоматери о победе молился генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. Особенно примечателен успешный бой под Вязьмой, совпавший с днем почитания иконы. Тогда русским войскам удалось разбить армию Наполеона – это была первая крупная победа над захватчиками после того, как французы покинули Москву. Тогда погибло 7000 солдат из войска Наполеона, а сама битва стала переломным моментом войны и определила дальнейшее распределение сил в пользу русских.

Икона Казанской Божьей Матери, как говорит история, сыграла роль и в боях II Мировой войны. Несмотря на отвержение религии советской властью, образ был доставлен к осажденному Ленинграду. Священники пронесли икону по окраинам города, и Северной столице удалось выстоять под полной блокадой 872 дня. Несмотря на все попытки, фашистская армия так и не смогла взять город. Заступничество иконы Казанской Богоматери во время Великой Отечественной Войны помогло также в битве при Сталинграде. За день до боя перед святым образом в городе был проведен молебен.

Утрата оригинала иконы

Примечательно, что в нач. ХХ века оригинал иконы был утерян. Все чудеса после этого времени связывают со списками Казанской Божьей Матери. Существует несколько версий утраты чудотворного лика. По первой и самой распространенной, в 1904 году Казанский монастырь был ограблен. Святотатцы под предводительством Варфоломея Чайкина украли из обители образы Богоматери и Спасителя. Воров быстро нашли, но после обысков обнаружить сами иконы не удалось. Описание этого случая в судебных документах гласит, что дома у преступников были найдены только части богатых драгоценных риз. Именно оклады заинтересовали воров, по их свидетельствам, сами иконы они изрубили и сожгли.

Однако многие исследователи не верят в такую версию. Ведь к нач. ХХ века слава о Казанской Божьей Матери уже гремела на всю Россию. Представить, что воры не знали, какую икону они выносят из храма, сложно. Историки высказывают предположение, что образ был продан, поскольку мог стоить намного больше, чем драгоценный оклад.

По одной из альтернативных версий, воры вынесли не оригинал, а копию образа. Опасаясь грабежей, настоятельница монастыря на ночь забирала святой лик к себе в покои. По другой, икона была продана и спрятана где-то на территории России. Однако сегодня место ее нахождения неизвестно.

Еще одно предположение высказывает казанский историк Дмитрий Хафизов. По его версии, оригинал иконы был вывезен из России в 1920-х годах, а позже продан на аукционе лондонскому коллекционеру. Версия связана с историей «Ватиканского» списка, который некоторое время считался найденным оригиналом иконы Казанской Божьей Матери.

«Ватиканский» список иконы

С приходом советской власти, с 1917 по 1920 годы многие религиозные святыни были вывезены из России. Среди их числа оказалось немало ценных списков Казанской Божьей Матери. Один из самых известных сегодня носит название «Ватиканский». Краткое описание его истории начинается с 1950 года, когда образ был приобретен коллекционером и археологом Фредериком Митчеллом-Хеджесом. Позже икону выкупила американская организация Blue Army, а с 1993 года образ хранился в личных покоях папы Иоанна Павла II.

Начиная с 90-х годов ХХ века католическая церковь несколько раз высказывала намерение вернуть лик на родину. При этом условием передачи иконы был приезд папы Иоанна Павла II в Россию. Русская Православная Церковь во главе со Святейшим Патриархом Алексием II не соглашалась с этим требованием. Поэтому передача почитаемой святыни затягивалась.

Ошибочно предполагалось, что хранящийся в Ватикане образ и есть утраченным оригиналом иконы. Однако искусствоведческая экспертиза 2003 года, проведенная международными экспертами, показала, что время создания этого списка – XVIII век. Он не является оригиналом или одной из первых копий Казанской Божьей Матери. По некоторым данным, «Ватиканский» образ – икона, которая принадлежала схимонахине Александре, основательнице Дивеевской общины.

Через год после экспертизы, в 2004 году, Ватикан передал хранящуюся у них копию Казанской Богородицы России без каких-либо условий. Сегодня «Ватиканский» список находится в Крестовоздвиженском храме Казанского Богородицкого монастыря, где раньше был подлинник иконы.

Казанская Богоматерь и современность

Икону Казанской Богоматери почитали во все времена, однако в ХХ веке она была забыта основной массой людей. Посвященные ей храмы были разрушены, а история заступничества святыни при битвах с врагом не афишировалась. Даже использование списков Казанской иконы Божьей Матери в годы Великой Отечественной Войны долгое время замалчивалось.

Ситуация изменилась с 90-х годов ХХ века, когда к лику снова начали обращаться люди. Чудотворная икона помогала верующим в разных ситуациях – известны случаи излечения от слепоты и глухоты, избавления от других болезней. Многие верующие рассказывают, что Божья Матерь помогала им решать сложные проблемы. После молитвы перед образом она являлась во снах и подсказывала правильный путь. Особой иконой Казанская Богоматерь стала для детей – считается, что она оберегает их от несчастий и бед. Помогает Богородица и семейным парам. Существует даже предание, что если свадьба выпадает на день почитания святого образа, то супруги долгие годы будут жить счастливо и в согласии.

Также сегодня возобновлена традиция крестных ходов в честь образа Божьей Матери. Например, с 2000-х годов в Казани два раза в год проходят многотысячные ходы с «Ватиканской» иконой. Паломники и прихожане идут от Благовещенского собора до места обретения святыни.

В 2011 году Казанская икона Божьей Матери была доставлена на Международную космическую станцию. Образ передал космонавтам сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сейчас она хранится в российском сегменте МКС.

Интересные факты из истории образа

  • Первые чудеса Казанской Божьей Матери были зафиксированы будущим патриархом Ермогеном, буквально сразу после обретения образа. Так, к двоим слепым мужчинам, которые помогали переносить икону в церковь, вернулось зрение.
  • Первый список явленной в Казани иконы был сделан по приказу Ивана Грозного уже в кон. XVI века.
  • День почитания Казанской иконы отмечается православными верующими два раза за год. 21 июля (8 июля по старому стилю) празднуется обретение святого возраста – дата возникновения иконы на пепелище Казанского Кремля. 4 ноября (22 октября по старому стилю) почитается в честь первого большого чуда – освобождения Москвы от поляков.
  • Казанская икона Божьей Матери чтилась как Покровительница династии Романовых. В 1649 году во время всенощной 22 октября у царя Алексея Михайловича родился наследник Дмитрий Алексеевич. Событие это трактовалось как милость Богоматери к царскому роду. Кстати, именно с этого года указом Алексея Михайловича 22 октября стало официальным всероссийским днем почитания Казанской Божьей Матери.
  • Почитание иконы как защитницы Руси, связано не с оригиналом образа, а с его списком. Именно с копией святого лика Минин и Пожарский вошли в Москву и победили поляков в 1612 году. При царе Михаиле Федоровиче Романове в городе был построен Казанский храм, в котором хранилась чудотворная икона. Примечательно, что московская копия, как и оригинал, была утеряна в нач. ХХ века. В 1918 году ее выкрали из храма, злоумышленников так и не нашли, дальнейшая история образа сегодня неизвестна. В 30-х годах, несмотря на недавно проведенную реконструкцию Казанского собора, власти посчитали содержание храма слишком затратным и просто снесли его. Отстроена обитель за 1990-1993 годы.
  • Вторая почитаемая наравне с оригиналом копия – Петербуржская. В 1801-1811 годах специально для хранения чтимого списка был возведен собор Казанской иконы Божией Матери, крупнейший храм Санкт-Петербурга. Спустя год он стал символом победы над Наполеоном. Здесь же был похоронен фельдмаршал Кутузов. Как и московский храм, собор был упразднен в 30-х годах и возрожден через 60 лет.

Празднование Божией Матери 8 июля (сегодня этому дню соответствует 21 июля по гражданскому календарю) в честь Ее Казанской иконы имеет своим началом чудесное явление ее в Казани в 1579 г. Через некоторое время после покорения Казани молодым царем Иваном Васильевичем Грозным, учреждения им Казанской епархии и успешного распространения христианства магометане стали оказывать сильное сопротивление. Пожар 1579 г., истребивший половину Казанского кремля и прилегавшую часть города, они расценили как гнев «русского Бога». Именно в это время для укрепления Православия в Казани была явлена милость Божия через чудесное обретение иконы Богоматери, получившей по этому случаю наименование Казанской.

Явление чудотворной иконы

Матроне, девятилетней дочери стрельца Онучина, вознамерившегося поставить себе новый дом на месте пожарища, во сне явилась Матерь Божия, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать.

Так как никто не обращал внимания на слова ребенка, Матерь Божия явилась вторично, а на третий раз девочка во сне увидела саму икону, от которой исходил грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Тогда мать испуганной девочки отвела дочь к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не поверил словам ребенка.

Наконец, 8 июля, мать с помощниками стала рыть по указанию дочери, но только, когда сама девочка взялась за заступ и стала копать около печи, появилась икона Богоматери, обернутая в ветхий суконный рукав. Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня (иконография Казанского образа представляет собой разновидность Одигитрии-Путеводительницы). Узнав о чуде, архиепископ с градоначальниками торжественным крестным ходом пришли на место чудесного обретения иконы и перенесли ее в церковь Николы Тульского, затем после молебна — в Благовещенский собор.

События явления и перенесения образа описал священник Никольской церкви, Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за Православие в смутное время. Ему принадлежит и служба в честь Казанского образа, включая общеизвестный тропарь: «Заступнице усердная…». Он также засвидетельствовал и первые чудеса, свершившиеся во время торжества: по дороге прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, в самом соборе исцелился другой слепец Никита. В последствии также была замечена особая милость Богоматери через Свой Казанский образ к страждущим глазами.

После того, как архиепископ с воеводами отправили царю подробное описание обретения иконы с точным ее списком, тот велел строить на месте явления женский монастырь. Первыми постриженицами обители стали отроковица Матрона и ее мать. В 1595 г. митр. Ермогеном был отстроен новый Успенский собор и штат монахинь увеличен до 64 человек; чудотворный образ был обложен царскими дарами — золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В 1798 г. новые украшения были возложены императрицей Екатериной, и ею же были отпущены 25 тыс. руб. на строительство новой соборной монастырской церкви, освященной в 1808 г.

Почитаемые списки Казанской иконы

Русской Церковью особо почитались и два чудотворных списка с Казанского образа Божией Матери, дважды сопутствовавших русскому воинству в борьбе против иноплеменников: Московский и Санкт-Петербургский. Первый список, после тайного воззвания Патриарха Ермогена взятый казанской дружиной в поход в 1611 г., был передан дружинам северных городов под руководством князя Дм. Пожарского, шедшим на освобождение столицы от поляков.

После усердной молитвы русских воинов Богоматери перед Ее образом стало известно о видении прп. Сергия Радонежского греческому архиепископу Элассонскому Арсению, заточенному поляками в Кремле, объявившего ему о том, что заступничеством Царицы Небесной царствующий город освобождается от врагов.

Получив такую духовную поддержку Богоматери, 22 октября (сегодня этому дню соответствует 4 ноября по гражданскому календарю) русские выбили поляков из Китай-города, и затем сами захватчики сдали Кремль. Духовенство вышло навстречу русскому воинству с Московскими святынями, а впереди освободителей шествовала Сама Взбранная Воевода в Своем Казанском образе.

До новой революционной смуты эта икона оставалась в построенном для нее кн. Пожарским Казанском соборе на Красной площади. С 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича местные празднования — казанское 8 июля и московское 22 октября — стали общероссийскими, а Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.

Второй чтимый список, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной главнейших святынь града св. Петра. В 1811 г. в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор.

В следующем 1812 г. М.И. Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим русской армии, перед отъездом в действующие войска молился перед Петербургской святыней и чрез возложение на него святой иконы получил благословение Матери Божией на святое дело борьбы с захватчиками.

Из награбленного французами серебра, отобранного казаками, в соборе Кутузовым был устроен серебряный иконостас — дар Божией Матери. Прах славного полководца, известного своим благочестием, упокоился под сводами Казанского собора рядом с чудотворным образом Богоматери, не отвергнувшей его молитв и даровавшей под его предводительством победу русскому воинству над армиями Наполеона.

В Великую Отечественную войну, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что несомненно добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца. Чудом сохранившийся в революционное лихолетье, Петербургский список Казанской иконы хранится ныне в Князь-Владимирском соборе, дожидаясь возвращения на свое место в иконостасе Казанского собора после его восстановления.

История явленного чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX в. В ночь на 29 июня 1904 собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В тот же год русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.

Кроме этих трех икон множество других списков Казанской иконы Божией Матери в разных уголках нашей необъятной Родины прославилось чудесами исцелений и милостей Царицы Небесной к православному народу, за что русские люди весьма полюбили этот образ. В редком храме не встретишь Казанской иконы; ею же чаще всего благословляют молодых на семейную жизнь.

Возвращение чтимого списка из Ватикана

После революции 1917 г. богоборческий режим безжалостно расправлялся с духовным достоянием русского народа и последовательно уничтожал драгоценные для верующего сердца святыни. Многие иконы ради их древности и богатых окладов были пущены с молотка и попали в руки западных коллекционеров.

Один из списков Казанской иконы Божией матери, написанный в XVIII в. и украшенный драгоценным окладом и камнями, был продан за рубеж, а затем выкуплен и подарен папе Римскому Иоанну-Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1993 г. По некоторым предположениям эта икона принадлежала основательнице Дивеевской общины схимонахине Александре (Мельгуновой) и в свое время хранилась в Казанской церкви села Дивеева.

Желание передать эту икону Русской Православной Церкви высказывалось папой уже очень давно. В 1997 г. условием передачи ставилась личная встреча главы Ватикана со Святейшим Патриархом Алексием II, что было неприемлемо для Русской Церкви в силу усложнившихся в последние годы отношений с Римом. В 2000 г. вопросом возвращения образа заинтересовались гражданские власти, и стал рассматриваться вариант передачи иконы папой Патриарху в Казани во время перелета понтифика в Монголию.

В 2003 г. смешанной комиссией была проведена искусствоведческая экспертиза, определившая, что икона не является ни одним из трех главнейших образов, но представляет собой копию XVIII в., выполненную под оклад (то есть хорошо прописаны только лики и руки) и, судя по окладу, принадлежавшую зажиточной семье.

После экспертизы католической администрацией снова было заявлено о возможности приезда Иоанна-Павла II в Россию для передачи иконы, на что последовала отрицательная реакция Синодального отдела внешних церковных связей. В ней указывалось на то, что передача иконы не является достаточным основанием для визита папы, а сам визит к тому времени даже не фигурировал в качестве предмета межцерковных переговоров (Церковный вестник, № 9-10 (262-263) май 2003 г.).

В следующем 2004 г. Католическая Церковь принимает решение передать список Казанской иконы без всяких условий. 25 августа в Риме прошло торжественное прощание с иконой, и в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15/28 августа 2004 г. за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля чтимый список был передан делегацией Римо-Католической Церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, Русской Православной Церкви в лице ее первосвятителя, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Возвращение Казанского образа Богоматери на Родину воспринимается, с одной стороны, как великая милость Божия к русскому народу, и — с другой, как свидетельство добрых намерений Ватикана возвратиться к искренним отношениям с Русской Православной Церковью, свободным от недоброго соперничества, которым они были омрачены в последнее десятилетие. До принятия решения о постоянном месте пребывания этого образа он хранится в домовом храме рабочей резиденции Святейшего Патриарха в г. Москве.

Диакон Михаил Асмус

За всю историю становления христианства люди неоднократно позволяли себе усомниться в вере православной, и именно в такие моменты Господь являл миру чудеса, которые развеивали все сомнения в силе Божественной. К такому чуду и относится явление народу иконы Богородицы в Казани.

Молитвы Казанской иконе Божьей Матери считаются в православии самыми мощными. Представляем вам сильнейшие молитвы, которые помогут воззвать к милости Богородицы. Пусть помогут они вам на жизненном пути. Вокруг святого образа витает необычайная божественная энергетика.

Обретение иконы

История Казанской иконы началась еще в 1579 году. В тот год сильнейшим пожаром было уничтожено больше половины Казанского кремля и части города. Спасти ничего не удалось, осталось одно пепелище. Зарево полыхало много часов. Вокруг раздавались стоны, причитания женщин, воззвания к Господу и плач детей. Много семей было обескровлено, но жизнь продолжалась, и новое жилье нужно было возвести до приближающихся холодов. Спешил со стройкой и погорелец Даниил Онучин. Была у него дочка Матронушка. Увидела она однажды во сне Божью Матерь, та велела девочке достать из-под земли икону. Матрона поведала о сне родителям. Но те не придали этому должного значения. Но и на вторую, третью ночь являлась Богородица во сне девочке и указывала место обретения святого образа. С матерью Матреша утром все-таки отправилась на указанное место. Там и нашли они икону Богородицы, завернута она была в полотно. Образ был настолько ярким, светлым, словно только написан. Так была обретена погорельцами Казанская икона Божьей Матери. Помогает молитва к ней от многих бед и несчастий.

Прозрение от иконы

По городу в одно мгновение разнеслась благая весть об обретении иконы. К месту поспешили священники из окрестных храмов. Торжественно был перенесен образ Богородицы в храм святителя Николая, архиепископ Иеремия прочел молебен. Поместили икону в Благовещенском соборе - первом православном Казанском храме, построил который Иоанн Грозный. Всем сразу стало понятно, что образ Богородицы чудотворный. Во время торжественного крестного хода, когда переносили святыню, два слепца, которые очень хотели увидеть чудотворную икону, страстно молились и вдруг прозрели. С того момента даже усомнившиеся стали возносить молитвы Казанской иконе Божьей Матери и просить ее о милости. До сих пор Казанская икона творит истинные чудеса и внемлет просящим по вере. Список благодатной помощи нескончаем. Царь Иоанн Грозный так был поражен историей обретения святого образа, что велел выстроить Казанский собор. Там же основали женский монастырь, позже в нем приняли постриг Матронушка со своей матерью.

Смутные времена

Все знают из истории период Смутного времени начала XVII века. В то время совпали все трагические обстоятельства. Природными катаклизмами были вызваны неурожаи, как следствие того - голод. В тот же период была прервана царская династия Рюриковичей, начался кризис государственного управления, экономика рушилась. В результате всего этого часть страны со столицей захватили интервенты. На защиту Родины призвал русский народ патриарх Гермоген. Ополчение было возглавлено князем Дмитрием Пожарским. Из Казани в помощь народу прислали список чудотворного образа Богородицы. Ополчение и весь народ три дня соблюдали строгий пост и превозносили молитвы Казанской иконе Божьей Матери, обращаясь за небесной помощью. Богородица услышала народную мольбу. Под ее покровительством Москва была освобождена от захватчиков-поляков.

Древние списки (копии)

Первый список с образа Казанской Богородицы был сделан в 1579 году и передан в Москву царю Иоанну Грозному. В 1636 году этот образ был перенесен в нововозведенный Казанский собор на Красной площади. Уже позже, в 1737 году, его перевезли в церковь Рождества Богородицы (Санкт-Петербург). В 1811 году икону переместили в Казанский собор.

В Смутные времена, в 1611 году, был сделан второй список святыни. Его передали войску Дмитрия Пожарского для ополченцев-освободителей Москвы от войска польского.

В XIX веке было сделано множество списков Казанской иконы. Оригинал, однако, был утерян. В начале XX века святыня была похищена, драгоценный оклад разграбили, а сама икона пропала без следа.

Списки, сделанные с образа, по всему свету распространились и прославились так же, как чудотворные. Много вывезли из России за границу икон после революции в 1917 году. Сильные молитвы Казанской иконе Божьей Матери заставляют весь мир поверить в чудеса. Особенно славится икона чудесами исцеления от глазных болезней и слепоты. Казанская икона - незаменимая помощница в трудные военные времена.

Где находится икона

Современная Русская Православная Церковь делает все для того, чтобы святыни возвращались на землю русскую. Самый наидревнейший список доступен для людей в Третьяковской галерее. Срок датирования святого образа 1606 год.

В резиденции Московского Патриарха есть и другой святой список Казанской иконы, который также имеет огромную ценность. Получен образ был от Римской Католической Церкви в знак прекращения соперничества.

Есть список и в Князь-Владимирском соборе, что в Санкт-Петербурге, он наиболее приближен к старейшему прообразу иконы.

Защитница земли русской

Образ Казанской Божьей матери относят к иконам-путеводительницам. Они указывают верные пути заблудшим душам, помогают нуждающимся. Прославилась икона чудесами в годы смутных времен. Защитникам Богородица показывала путь к победе, поддерживала военный дух. Не в одном страшном сражении помогла икона одержать победу.

Под защитой Казанской иконы в Смутные времена целое войско отправилось на битву, и воины под предводительством князя Пожарского освободили столицу от польских захватчиков.

Петр I перед знаменитой Полтавской битвой также возносил сильные молитвы именно перед этим списком. В 1812 году с образом Казанской Божьей матери отбивали солдаты набеги французов, было положено начало побед над армией Наполеона. Прежде чем отправиться в действующую армию, Михаил Кутузов стоял перед Богородицей с сильными молитвами.

Но не только правители и войска получают благословение от иконы. Простой народ также обращается к ней за помощью и получает чудеса, которые она дарует молящимся.

О чем молятся перед образом

Молитва Казанской иконе Божьей Матери о помощи возносится при любых телесных недугах. Часто просят о возвращении зрения. Обращаются и для духовного прозрения, при поисках верного пути, если ослабел в душе огонек веры.

Помогает Богородица своими утешениями и наставлениями и в любых тяжелых жизненных ситуациях, когда не остается сил для борьбы с трудностями.

Приходит Путеводительница на помощь к тем, кто молится и ищет правильного решения. Она уберегает от напастей и совершения ошибок, указывает путь к доброй цели. Многие рассказывают о появлении святого лика во сне, когда Богородица советует, как поступить, чтобы избежать беды.

Молятся Богородице за солдат, от избавления вражеских набегов.

В радостях также обращаются к Богородице, молодые просят благословления на брак и создание семьи. С иконой связано много примет. Если свадьба выпадает на праздник святого образа, то брак будет счастливым. Помогает икона избежать раздоров в семье, внести благополучие и гармонию.

Молитва иконе Казанской Божьей Матери о детях защитит вашего ребенка от печалей, несчастий. Поможет ему в становлении на жизненном пути.

Всем без исключения помогает Богородица. Кто просит ее с горячей верой в сердце, дает она свою защиту и благословение.

Как молиться перед иконой

Чтобы до Богородицы дошли ваши молитвы, нужно правильно ей помолиться. Можно делать это не только в церкви, но и в домашних условиях. Возникло желание попросить помощи у Богородицы, лучше всего сделайте это с утра:

  • После пробуждения хорошо умойтесь чистой водой. Заранее перекрестите руки. Настройтесь только на позитивные эмоции.
  • Выкиньте из головы разные негативные, дурные помыслы, раздражающие вас.
  • Зажгите свечи и опуститесь на колени перед образом. Начинайте обряд.
  • Не важно, какую молитву читать иконе Казанской Божьей Матери. Самое главное - произносите слова от чистого сердца, искренне, тогда вы будете услышаны.
  • После молитвы выскажите Богородице ваше прошение. Помните одно - никогда она не воспримет какое-то негативное ваше пожелание, которое отрицательно отразится на другом.

Поддержка семьи

Молитва иконе Казанской Божьей Матери о замужестве многим помогла обрести семью. Не случайно молодых девушек, которые вступают в брак, матери благословляют этой иконой. Издревле считается, что этот образ самый сильный в оказании поддержки семьи. Всем помогает Богородица, кто молится с сильной верой и желает создать свой очаг.

Если мать благословила девушку на брак этой иконой, обязательно образ Казанской Богоматери должен храниться в семье. Это своеобразный оберег вашего дома. Молитвы, превозносимые к ней, сохранят семейный очаг, а также детей, которые родятся в этом браке. Помогут сохранить покой и мир в вашем жилище.

Казанская икона Божьей Матери, молитва самая сильная. Чудеса исцеления

Много чудес свершилось перед образом Казанской иконой, расскажем о наиболее известных.

  • Прозрение слепых. Часто удивляет икона молящихся при исцелении от слепоты. Все помнят случай удивительного обретения иконы в Казани. Уже при крестном ходе прозрели два слепца, искренне молящихся образу. Весть об этом распространилась далеко за пределы Казани. Потянулись к святыне нуждающиеся и болезные. Вскоре принесла слепого младенца к иконе отчаявшаяся мать. Из уст ее лилась молитва иконе Казанской Божьей Матери на выздоровление, поддержали ее и прихожане храма, сам священник. Уже через недолгое время после молитвы малыш стал руками дотрагиваться до лица матери и все поняли, что он прозрел. Был случай прозрения и незрячего инока. Ему не наступило облегчения во время молитвы в храме, и он ушел разочарованный. Тогда Богородица явилась монаху во сне и велела продолжить молитвы, а затем пеленою утереться. Все исполнив в точности, инок прозрел.
  • Исцеление слабых умом и телом. В городе Казани зафиксировано было исцеление молодого человека от расслабления. Больше двух лет юноша не становился на ноги. Родители не переставали молиться и верить в милость Божью. Помогла Казанская икона Божьей Матери. Молитва самая сильная одновременно произносилась матерью в храме перед образом и сыном, который, лежа в постели, слезно просил Богородицу об исцелении. Вдруг он почувствовал облегчение и смог подняться на ноги. Опираясь на два посоха, он пошел к матери в храм. Горячие молитвы двух верующих сердец позволили свершиться чуду. Слабоумие также исцеляет молитва к Богородице. Молодой юноша в Казанском соборе искренне молился и просил излечения. После молебна на удивление всех прихожан он отправился домой совершенно здоровым.
  • Много зафиксировано избавлений от онкологических заболеваний по молитвам к Казанской иконе. Путеводительница считается защитницей в борьбе с врагом, а сражение с опухолью есть не что иное, как битва за свое здоровье с этой напастью, которая просто косит людей не меньше чем на поле боя. Поэтому обращение с молитвой в излечении этой болезни имеет особый смысл.

Праздник иконы Казанской Божьей Матери. Молитвы

Летом праздник Казанской иконы Божьей Матери отмечают 21 июля, и посвящен он обретению святыни, когда образ явился во сне малой Матроне. Позже Иоанн Грозный выстроил монастырь, где в будущем Матрона стала игуменьей Маврой (Марфой).

Осенний праздник отмечают 4 ноября. Как уже упоминалось, в Смутные времена в эту дату благодаря заступничеству Богородицы русские ополченцы смогли освободить Москву от нашествия поляков.

Знаменательным событием стал и тот факт, что именно 4 ноября в Москве открыли восстановленный Казанский Собор, что перед Красной площадью. Сегодня образ Казанской Божьей Матери - это один из самых великих в Православной церкви. Чудеса по молитвам продолжают свершаться и в наше время. В крестном ходе на Донбассе православные верующие несли Казанскую икону как одну из главных. Молили они заступницу о даровании мира и спокойствия на родной земле. Почему не стихают обстрелы в Донецке? Может, потеряли люди веру к небесному могуществу и утратили поэтому покровительство святых. Всем миром необходимо сплотиться народу и, как в Смутные времена XVII века, обратиться к заступнице, превознося сильные молитвы от чистого искреннего сердца.

 

Возможно, будет полезно почитать: