Характерным признаком биосферного уровня организации жизни является. Структурные уровни организации жизни

Основные свойства живых организмов. Вопросы о происхождении жизни, закономерностях исторического развития в различные геологические эпохи всегда интересовали человечество. Понятие жизнь охватывает совокупность всех живых организмов на Земле и условия их существования.
Сущность жизни заключается в том, что живые организмы оставляют после себя потомство. Наследственная информация передается из поколения в поколение, организмы саморегулируются и восстанавливаются при воспроизводстве потомства. Жизнь — это особая качественная, наивысшая форма материи, способная, оставляя потомство, к самовоспроизведению.
Понятию жизнь в разных исторических периодах давались различные определения. Первое научно правильное определение дал Ф. Энгельс: "Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел". При прекращении процесса обмена веществ между живыми организмами и окружающей средой белки распадаются, и жизнь исчезает. Опираясь на современные достижения биологической науки, русский ученый М. В. Волькенштейн дал новое определение понятию жизнь: "Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров — белков и нуклеиновых кислот". Это определение не отрицает наличие жизни и на других планетах космического пространства. Жизнь называется открытой системой, на что указывает непрерывный процесс обмена веществ и энергии с окружающей средой.
На основании последних научных достижений современной биологической науки дано следующее определение жизни: "Жизнь — это открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы совокупностей живых организмов, построенные из сложных биологических полимеров — белков и нуклеиновых кислот".
Основой всего живого считаются нуклеиновые кислоты и белки, так как они функционируют в клетке, образовывают сложные соединения, которые входят в структуру всех живых организмов.
,

Основные свойства живых организмов

Живые организмы отличаются от неживой природы присущими им свойствами. К характерным свойствам живых организмов относятся: единство химического состава, обмен веществ и энергии, сходство уровней организации. Для живых организмов характерны также размножение, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция, ритмичность и др.

Уровни организации жизни

Все живые организмы в природе состоят из одинаковых уровней организации, это общая для всех живых организмов характерная биологическая закономерность. Выделяют следующие уровни организации живых организмов — молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
1. Молекулярно-генетический уровень. Это наиболее элементарный характерный для жизни уровень. Как бы сложно или просто ни было строение любого живого организма, они все состоят из одинаковых молекулярных соединений. Примером этого являются нуклеиновые кислоты, белки, углеводы и другие сложные молекулярные комплексы органических и неорганических веществ. Их называют иногда биологическими макромолекулярными веществами. На молекулярном уровне происходят различные процессы жизнедеятельности живых организмов: обмен веществ, превращение энергии. С помощью молекулярного уровня осуществляется передача наследственной информации, образуются отдельные органоиды и происходят другие процессы.
2. Клеточный уровень. Клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов на Земле. Отдельные органоиды в составе клетки имеют характерное строение и выполняют определенную функцию. Функции отдельных органоидов в клетке взаимосвязаны и выполняют единые процессы жизнедеятельности. У одноклеточных организмов (одноклеточные водоросли и простейшие) все жизненные процессы проходят в одной клетке, и одна клетка существует как отдельный организм. Вспомните одноклеточные водоросли, хламидомонады, хлореллу и простейших животных — амебу, инфузорию и др. У многоклеточных организмов одна клетка не может существовать как отдельный организм, но она является элементарной структурной единицей организма.

Тканевый уровень

Совокупность сходных по происхождению, строению и функциям клеток и межклеточных веществ образует ткань. Тканевый уровень характерен только для многоклеточных организмов. Также отдельные ткани не являются самостоятельным целостным организмом. Например, тела животных и человека состоят из четырех различных тканей (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная). Растительные ткани называются: образовательная, покровная, опорная, проводящая и выделительная. Вспомните строение и функции отдельных тканей.

Органный уровень

У многоклеточных организмов объединение нескольких одинаковых тканей, сходных по строению, происхождению и функциям, образует органный уровень. В составе каждого органа встречается несколько тканей, но среди них одна наиболее значительная. Отдельный орган не может существовать как целостный организм. Несколько органов, сходных по строению и функциям, объединяясь, составляют систему органов, например пищеварения, дыхания, кровообращения и т. д.

Организменный уровень

Растения (хламидомонада, хлорелла) и животные (амеба, инфузория и т. д.), тела которых состоят из одной клетки, представляют собой самостоятельный организм)А отдельная особь многоклеточных организмов считается как отдельный организм. В каждом отдельном организме происходят все жизненные процессы, характерные для всех живых организмов, — питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, размножение и т. д. Каждый самостоятельный организм оставляет после себя потомство. У многоклеточных организмов клетки, ткани, органы и системы органов не являются отдельным организмом. Только целостная система органов, специализированно выполняющих различные функции, образует отдельный самостоятельный организм. Развитие организма, начиная с оплодотворения и до конца жизни, занимает определенный промежуток времени. Такое индивидуальное развитие каждого организма называется онтогенезом. Организм может существовать в тесной взаимосвязи с окружающей средой.

Популяционно-видовой уровень

Совокупность особей одного вида пли группы, которая длительно существует в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида, составляет популяцию. На популяционном уровне осуществляются простейшие эволюционные преобразования, что способствует постепенному появлению нового вида.

Биогеоценотический уровень

Совокупность организмов разных видов и различной сложности организации, приспособленных к одинаковым условиям природной среды, называется биогеоценозом, или природным сообществом. В состав биогеоценоза входят многочисленные виды живых организмов и условия природной среды. В природных биогеоценозах накапливается энергия и передается от одного организма к другому. Биогеоценоз включает неорганические, органические соединения и живые организмы.

Биосферный уровень

Совокупность всех живых организмов на нашей планете и общей природной среды их обитания составляет биосферный уровень. На биосферном уровне современная биология решает глобальные проблемы, например определение интенсивности образования свободного кислорода растительным покровом Земли или изменения концентрации углекислого газа в атмосфере, связанные с деятельностью человека. Главную роль в биосферном уровне выполняют "живые вещества", т. е. совокупность живых организмов, населяющих Землю. Также в биосферном уровне имеют значение "биокосные вещества", образовавшиеся в результате жизнедеятельности живых организмов и "косных" веществ (т. е. условий окружающей среды. На биосферном уровне происходит круговорот веществ и энергии на Земле с участием всех живых организмов биосферы.

Уровни организации жизни

Уровни организации органического мира - дискретные состояния биологических систем, характеризующиеся соподчиненностью, взаимосвязанностью, специфическими закономерностями.

Структурные уровни организации жизни чрезвычайно многообразны, но основными являются молекулярный, клеточный, онтогенетический, популяционно-видовой, бигиоценотический и биосферный.

1. Молекулярно-генетический уровень жизни. Важнейшими задачами биологии на этом этапе является изучение механизмов передачи генной информации, наследственности и изменчивости.

Существует несколько механизмов изменчивости на молекулярном уровне. Важнейшим из них является механизм мутации генов - непосредственное преобразование самих генов под воздействием внешних факторов. Факторами, вызывающими мутацию, являются: радиация, токсические химические соединения, вирусы.

Еще один механизм изменчивости - рекомбинация генов. Такой процесс имеет место при половом размножении у высших организмов. При этом не происходит изменения общего объема генетической информации.

Еще один механизм изменчивости был открыт лишь в 1950 -е гг. Это - неклассическая рекомбинация генов, при котором происходит общее увеличение объема генетической информации за счет включения в геном клетки новых генетических элементов. Чаще всего эти элементы привносятся в клетку вирусами.

2. Клеточный уровень. Сегодня наукой достоверно установлено, что наименьшей самостоятельной единицей строения, функционирования и развития живого организма является клетка, которая представляет собой элементарную биологическую систему, способную к самообновлению, самовоспроизведению и развитию. Цитология - наука, изучающая живую клетку, ее строение, функционирование как элементарной живой системы, исследует функции отдельных клеточных компонентов, процесс воспроизводства клеток, приспособление к условиям среды и др. Также цитология исследует особенности специализированных клеток, становление их особых функций и развитие специфических клеточных структур. Таким образом, современная цитология была названа физиологией клетки.

Значительным продвижением в изучении клеток произошло в начале 19 века, было открыто и описано клеточное ядро. На основании этих исследований и была создана клеточная теория, ставшая величайшим событием в биологии 19 в. Именно эта теория послужила фундаментом для развития эмбриологии, физиологии, теории эволюции.

Важнейшая часть всех клеток - ядро, которое хранит и воспроизводит генетическую информацию, регулирует процессы обмена веществ в клетке.

Все клетки делятся на две группы:

· Прокариоты - клетки, лишенные ядра

· Эукариоты - клетки содержащие ядра

Изучая живую клетку, ученые обратили внимание на существование двух основных типов ее питания, что позволило все организмы разделить на два типа:

· Автотрофные - сами производят необходимые им питательные вещества

· Гетеротрофные - не могут обходиться без органической пищи.

Позднее были уточнены такие важные факторы, как способность организмов синтезировать необходимые вещества (витамины, гормоны), обеспечивать себя энергией, зависимость от экологической среды и др. Таким образом, сложный и дифференцированный характер связей свидетельствует о необходимости системного подхода к изучению жизни и на онтогенетическом уровне.

3. Онтогенетический уровень. Многоклеточные организмы. Этот уровень возник в результате формирования живых организмов. Основной единицей жизни выступает отдельная особь, а элементарным явлением - онтогенез. Изучением функционирования и развития многоклеточных живых организмов занимается физиология. Эта наука рассматривает механизмы действия различных функций живого организма, их связь между собой, регуляцию и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуального развития особи. По сути дела это и есть процесс онтогенеза - развитие организма от рождения до смерти. При этом происходит рост, перемещение отдельных структур, дифференциация и усложнение организма.

Все многоклеточные организмы состоят из органов и тканей. Ткани - это группа физически объединенных клеток и межклеточных веществ для выполнения определенных функций. Их изучение является предметом гистологии.

Органы - это относительно крупные функциональные единицы, которые объединяют различные ткани в те или иные физиологические комплексы. В свою очередь органы входят в состав более крупных единиц - систем организма. Среди них выделяют нервную, пищеварительную, сердечнососудистую, дыхательную и другие системы. Внутренние органы есть только у животных.

4. Популяционно-биоценотический уровень. Это надорганизменный уровень жизни, основной единицей которого является популяция. В отличии от популяции видом называется совокупность особей, сходных по строению и физиологическим свойствам, имеющих общее происхождение, могущих свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство. Вид существует только через популяции, представляющие генетически открытые системы. Изучением популяций занимается популяционная биология.

Термин "популяция" был введен одним из основоположником генетики В. Иогансеном, который назвал так генетически неоднородную совокупность организмов. Позднее популяция стала считаться целостной системой, непрерывно взаимодействующей с окружающей средой. Именно популяции являются теми реальными системами, через которые существуют виды живых организмов.

Популяции - генетически открытые системы, так как изоляция популяций не абсолютна и периодически не бывает возможным обмен генетической информацией. Именно популяции выступают в качестве элементарных единиц эволюции, изменения их генофонда ведут к появлению новых видов.

Популяции, способны к самостоятельному существованию и трансформации, объединяются в совокупности следующего надорганизменного уровня - биоценозы. Биоценоз - совокупность популяций, проживающих на определенной территории.

Биоценоз представляет собой закрытую для чужих популяций систему, для составляющих его популяций - это открытая система.

5. Биогеоцетонический уровень. Биогеоценоз - устойчивая система, которая может существовать на протяжении длительного времени. Равновесие в живой системе динамично, т.е. представляет собой постоянное движение вокруг определенной точки устойчивости. Для ее стабильного функционирования необходимо наличие обратных связей между ее управляющей и исполняющей подсистемами. Такой способ поддержания динамического равновесия между различными элементами биогеоценоза, вызвано массовым размножением одних видов и сокращением или исчезновением других, приводящее к изменению качества окружающей среды, называют экологической катастрофой.

Биогеоценоз - это целостная саморегулирующаяся система, в которой выделяется несколько типов подсистем. Первичные системы - продуценты, непосредственно перерабатывающие неживую материю; консументы - вторичный уровень, на котором вещество и энергия получаются за счет использования продуцентов; затем идут консументы второго порядка. Также существуют падальщики и редуценты.

Через эти уровни в биогеоценозе проходит круговорот веществ: жизнь участвует в использовании, переработки и восстановлении различных структур. В биогеоценозе - однонаправленный энергетический поток. Это делает его незамкнутой системой, непрерывно связанной с соседними биогеоценозами.

Саморегуляция биогеоценлзов протекает тем успешнее, чем разнообразнее количество составляющих его элементов. От многообразия его компонентов зависит и устойчивость биогеоценозов. Выпадение одного или нескольких компонентов может привести к необратимому нарушению равновесия и гибели его как целостной системы.

6. Биосферный уровень. Это наивысший уровень организации жизни, охватывающий все явления жизни на нашей планете. Биосфера - это живое вещество планеты и преобразованная им окружающая среда. Биологический обмен веществ - это фактор, который объединяет все другие уровни организации жизни в одну биосферу. На этом уровне происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле. Таким образом, биосфера является единой экологической системой. Изучение функционирования этой системы, ее строения и функций - важнейшая задача биологии на этом уровне жизни. Занимаются изучением этих проблем экология, биоценология и биогеохимия.

Разработка учения о биосфере неразрывно связана с именем выдающегося российского ученого В.И. Вернадского. Именно ему удалось доказать связь органического мира нашей планеты, выступающего в виде единого нераздельного целого, с геологическими процессами на Земле. Вернадский открыл и изучил биогеохимические функции живого вещества.


Для которой свойственна организация с четкой иерархией. Именно это свойство и отражают так называемые уровни организации жизни. В такой системе все части четко расположены, начиная от низшего порядка к высшему.

Уровни организации жизни - это иерархическая система с соподчиненными порядками, которая отображает не только характер биосистем, но и их постепенное усложнение в отношении друг к другу. На сегодняшний день принято выделять восемь основных уровней

Кроме того, выделяют следующие системы организации:

1. Микросистема - это некая доорганизменная ступень, которая включает в себя молекулярные и субклеточные уровни.

2. Мезосистема - это следующая, организменная ступень. Сюда относят клеточный, тканевой, органный, системный и организменные уровни организации жизни.

Существуют также и макросистемы, которые представляют собой надорганизменную совокупность уровней.

Стоит также отметить, что каждый уровень имеет собственные характеристики, которые и будут рассмотрены ниже.

Доорганизменные уровни организации жизни

Здесь принято выделять две основных ступени:

1. Молекулярный уровень организации жизни - представляет собой уровень работы и организации биологических макромолекул, включая белки, нуклеиновые кислоты, липиды и полисахариды. Именно здесь начинаются самые важные процессы жизнедеятельности любого организма - клеточное дыхание, превращение энергии, а также передача генетической информации.

2. Субклеточный уровень - сюда можно отнести организацию клеточных органелл, каждая из которых исполняет важную роль в существовании клетки.

Организменные уровни организации жизни

К этой группе можно отнести те системы, которые обеспечивают целостную работу всего организма. Принято выделять следующие:

1. Клеточный уровень организации жизни . Ни для кого не секрет, что именно клетка является структурной единицей любого Этот уровень изучается с помощью цитологических, цитохимических, цитогенетических и

2. Тканевый уровень . Здесь основное внимание стоит уделить строению, особенностям и функционированию разного рода тканей, из которых, собственно, и состоят органы. Исследованиями этих структур занимаются гистология и гистохимия.

3. Органный уровень . характеризируются новым уровнем организации. Здесь некоторые группы тканей объединяются, образовывая целостную структуру со специфическими функциями. Каждый орган является частью живого организма, но не может самостоятельно существовать вне его. Этот уровень изучают такие науки, как физиология, анатомия и в некой мере эмбриология.

Организменный уровень представляет собой как одноклеточные, так и многоклеточные организмы. Ведь каждый организм является целостной системой, внутри которой осуществляются все важные для жизнедеятельности процессы. Кроме того, во внимание берутся и процессы оплодотворения, развития и роста, а также старения отдельного организма. Изучением этого уровня занимаются такие науки, как физиология, эмбриология, генетика, анатомия, палеонтология.

Надорганизменные уровни организации жизни

Здесь во внимание берутся уже не организмы и их структурные части, а определенная совокупность живых существ.

1. Популяционно-видовой уровень . Основной единицей здесь является популяция - совокупность организмов определенного вида, которая заселяет четко ограниченную территорию. Все особи способны к свободному скрещиванию друг с другом. В исследовании этого уровня участвую такие науки, как систематика, экология, генетика популяций, биогеография, таксономия.

2. Экосистемный уровень - здесь во внимание берется устойчивое сообщество разных популяций, существование которых тесно связано между собой и зависит от климатических условий и т. д. В основном изучением такого уровня организации занимается экология

3. Биосферный уровень - это высшая форма организации жизни, которая представляет собой глобальный комплекс биогеоценозов всей планеты.

Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого.

Требования к уровню подготовки выпускников:

Знать и понимать методы научного познания, признаки живых систем, уровни организации живой природы;

Уметь объяснять роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Обмен веществ - одно из основных свойств живых систем, он характеризуется тем, что происходит

1. Избирательное реагирование на внешние воздействия окружающей среды

2. Изменение интенсивности физиологических процессов и функций с различными периодами колебаний

3. Передача из поколения в поколение признаков и свойств

4. Поглощение необходимых веществ и выделение продуктов жизнедеятельности

5. Поддержание относительно постоянного физико-химического состава внутренней среды

В цитологии НЕ используют следующие методы:

1. Генетическое клонирование

2. Культуры клеток и тканей

3. Микроскопия

4. Нанобиотехнологии

5. Центрифугирование

Процессы деления клеток изучают с помощью методов

1. Дифференциального центрифугирования

2. Культуры клеток

3. Микроскопии

4. Микрохирургии

5. Фото- и киносъемки

Онтогенез, метаболизм, гомеостаз, размножение происходят на... уровнях организации жизни.

1. Клеточном

2. Молекулярном

3. Организменном

4. Органном

5. Тканевом

Клеточную теорию сформулировали

2. А. Левенгук

3. Дж. Уотсон

4. Т. Шванн

5. М. Шлейден

Изучение биологических объектов, процессов в различных специально созданных условиях осуществляют с помощью методов

1. Абстрагирования

2. Клонирования

3. Моделирования

4. Обобщения

5. Эксперимента

Разделами ботаники являются

1. Альгология

2. Бриология

3. Ихтиология

4. Экология

5. Этология

1. Биохимия

2. Гистология

3. Морфология

4. Физиология

5. Цитология

Модель структуры ДНК в виде двойной спирали создали

2. А. Левенгук

3. Ф. Мюллер

4. Дж. Пристли

5. Д. Уотсон

Разделами зоологии являются

1. Альгология

2. Вирусология

3. Лихенология

4. Териология

5. Этология

Развитие - всеобщее свойство материи - представлено

1. Гомеостазом

2. Метаболизмом

3. Онтогенезом

4. Тропизмами

5. Филогенезом

В синтезе АТФ участвуют

1. Вакуоли

2. Митохондрии

3. Лизосомы

4. Хлоропласты

5. Хромопласты

1. Изготовил первый микроскоп

2. Открыл клеточное ядро

3. Ввел термин "клетка"

4. Описал пластиды и хроматофоры

5. Усовершенствовал микроскоп

Электронный микроскоп сконструировали

1. Р. Вирхов

2. М. Кнолль

3. Н. И. Лунин

4. И. И. Мечников

5. Е. Руска

Метод центрифугирования позволяет

1. Определять качественный и количественный состав веществ клетки

2. Определять пространственную конфигурацию и некоторые физические свойства макромолекул

5. Разделить органоиды клетки

Кириленко А. А. Биология. ЕГЭ. Раздел «Молекулярная биология». Теория, тренировочные задания. 2017.

Задания №2.

1. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие уровни организации живой природы представлены биокосными системами, включающими не только живое вещество, но и неживое?

1. Организменный

2. Популяционно-видовой

3. Биоценотический

4. Биогеоценотический

5. Биосферный

2. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Цитогенетический метод позволяет

1. Обнаружить генные мутации

2. Обнаружить хромосомные мутации

3. Обнаружить геномные мутации

4. Оценить роль внешней среды в формировании фенотипа

5. Прогнозировать вероятность передачи потомкам наследственных заболеваний

3. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие биологические науки изучают сообщества живых организмов?

1. Экология

2. Морфология

3. Генетика

4. Ветеринария

5. Биогеография

4. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие биологические науки изучают развитие жизни?

1. Анатомия

2. Палеонтология

3. Биохимия

4. Эволюционное учение

5. Биотехнология

5. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Выберите самый простой и самый сложный уровни организации живой природы из ниже перечисленных.

1. Органно-тканевый

2. Популяционно-видовой

3. Молекулярно-генетический

4. Биоценотический

5. Субклеточный

6. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из свойств живого вещества связаны с развитием?

1. Онтогенез

2. Филогенез

3. Наследственность

4. Изменчивость

5. Раздражимость

7. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из свойств живого не присущи вирусам?

1. Клеточное строение

2. Обмен веществ

3. Способность к размножению

4. Наследственность

5. Изменчивость

8. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие биологические науки не изучают эукариот?

1. Вирусология

2. Микология

3. Ботаника

4. Бактериология

5. Протистология

9. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие биологические науки изучают молекулярный уровень развития жизни?

1. Молекулярная биология

2. Экология

3. Биохимия

4. Цитология

5. Гистология

10. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие биологические науки изучают отдельные уровни организации всего живого?

1. Ботаника

2. Гистология

3. Генетика

4. Цитология

5. Эволюционное учение

11. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие классификационные единицы организмов являются специфическим объектом изучения селекции?

3. Семейство

12. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Укажите уровни организации жизни, являющиеся сферой изучения экологии.

1. Молекулярно-генетический

2. Клеточный

3. Органный

4. Организменный

5. Популяционно-видовой

13. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие ученые внесли значительный вклад в развитие эволюционного учения, предложив свои варианты теории эволюции живого мира?

1. Фрэнсис Крик

2. Маттиас Якоб Шлейден

3. Томас Морган

4. Жан-Батист Ламарк

5. Чарльз Дарвин

14. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие российские ученые внесли значительный вклад в развитие физиологии?

1. Иван Сеченов

2. Николай Вавилов

3. Николай Миклухо-Маклай

4. Иван Павлов

5. Владимир Вернадский

15. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Методы селекции позволили создать культурыне разновидности дикой капусты. Какие из них представлены в списке?

3. Кольраби

5. Брокколи

16. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

С помощью светового микроскопа в клетке арбуза невозможно увидеть

1. Оболочку

2. Включения

4. Вакуоли

5. Рибосомы

17. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Собственную ДНК содержат

1. Вакуоли

2. Рибосомы

3. Хлоропласты

5. Митохондрии

18. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

На молекулярном уровне организации живой природы происходят процессы

1. Деление

2. Метаболизм

3. Транскрипция

4. Онтогенез

5. Трансляция

19. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Круговорот веществ и превращение энергии происходят на... уровнях организации жизни.

1. Биогеоценотическом

2. Биосферном

3. Клеточном

4. Организменном

5. Популяционно-видовом

20. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Модель структуры ДНК в виде двойной спирали создали:

2. А. Левенгук

3. Д. Уотсон

4. Т. Шванн

5. М. Шлейден

21. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Биогенетический закон сформулировали

1. Вавилов Н. И.

2. Вайнберг В.

3. Геккель Э.

4. Либих Ю.

5. Мюллер Ф.

22. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

В селекции растений применяют следующие методы

1. Искусственное осеменение

2. Искусственный мутагенез

3. Испытание производителей по потомству

4. Массовый отбор

5. Полиэмбрионию

23. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Организменный уровень организации живого изучают

1. Анатомия

2. Биохимия

3. Генетика

4. Гистология

5. Цитология

24. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

На популяционно-видовой уровне организации живой природы происходят:

1. Гомеостаз

2. Изменение генофонда

3. Круговорот веществ и превращение энергии

4. Размножение

5. Элементарные эволюционные изменения

25. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Разделами зоологии являются

1. Альгология

2. Бриология

3. Ихтиология

4. Лихенология

5. Энтомология

26. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

И. В. Мичурин в селекционной работе использовал следующие методы:

1. Искусственного мутагенеза

2. Клонирования

3. Ментора

4. Полиэмбрионии

5. Посредника

27. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

С помощью цитогенетического метода изучают:

1. Генетический состав популяций

2. Количество хромосом

3. Роль среды и наследственности в формировании признаков

4. Структуру хромосом

5. Характер и тип наследования признаков

28. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Методы физиологии человека позволяют изучить

1. Биотоки головного мозга

2. Биотоки сердца

3. Патологические изменения в строении органов

4. Строение органов и тканей

5. Тонкую структуру органов и тканей

29. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

В биотехнологии используют следующие методы:

2. Микробиологический синтез

3. Пасынкование

4. Пикировка

5. Соматическая гибридизация клеток

30. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Методы электрофореза и хроматографии позволяют

1. Определить качественный и количественный состав веществ клетки

2. Определить пространственную конфигурацию и некоторые физические свойства макромолекул

3. Очистить макромолекулы, выделенные из клетки

4. Разделить смеси веществ, выделенные из клетки

5. Разделить органоиды клетки

31. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Укажите формулировки положений клеточной теории.

1. Оболочка грибной клетки состоит из углеводов.

2. В клетках животных отсутствует клеточная стенка.

3. Клетки всех организмов содержат ядро.

4. Клетки организмов сходны по химическому составу.

5. Новые клетки образуются путем деления исходной материнской клетки.

32. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Генеалогический метод исследования используют для установления

1. Доминантного характера наследования признака

2. Последовательности этапов индивидуального развития

3. Наследственного характера заболеваний

4. Типа высшей нервной деятельности

5. Сцепленности признака с полом

33. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие методы исследования используют в цитологии?

1. Центрифугирование

2. Культура ткани

3. Хроматография

4. Генеалогический

5. Гибридологический

34. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

На каких уровнях организации живого изучают особенности реакций фотосинтеза у высших растений?

1. Биосферном

2. Клеточном

3. Популяционно-видовом

4. Молекулярном

5. Экосистемном

35. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

На каких уровнях организации живого изучают особенности реакций фотосинтеза?

1. Биосферном

2. Клеточном

3. Биогеоценотическом

4. Молекулярном

5. Тканево-органном

36. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие признаки служат исходными для живых и неживых объектов природы?

1. Клеточное строение

2. Изменение температуры тела

3. Наследственность

4. Раздражимость

5. Перемещение в пространстве

37. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Гибридологический метод исследования используют

1. Эмбриологи

2. Селекционеры

3. Генетики

4. Экологи

5. Биохимики

38. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Исторический метод исследования используют для изучения

1. Внутреннего строения организмов

2. Эволюции органического мира

3. Химического состава живого

4. Происхождения групп организмов на Земле

5. Онтогенеза организма

39. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Близнецовый метод исследования используют

1. Цитологи

2. Зоологи

3. Генетики

4. Селекционеры

5. Биохимики

40. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Генетики, используя генеалогический метод исследования, составляют

1. Генетическую карту хромосом

2. Схему скрещивания

3. Родословное дерево

4. Схему предковых родителей и их родственные связи в ряде поколений

5. Вариационную кривую

41. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Вклад биотехнологии в медицину состоит в

1. Использовании химического синтеза для получения лекарственных препаратов

2. Создании лечебных сывороток на основе плазмы крови иммунизированных животных

3. Синтезе гормонов человека в бактериальных клетках

4. Изучении родословных человека для выявления наследственных заболеваний

5. Культивировании штаммов бактерий и грибов для производства антибиотиков в промышленных масштабах

42. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных объектов существуют на субклеточном уровне?

1. Спирогира

2. Бактериофаг

3. Стрептококк

4. Митохондрии

5. Лейкопласты

43. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие признаки характерны только для живых систем?

1. Способность к передвижению

2. Обмен веществ и энергии

3. Зависимость от температурных колебаний

4. Рост, развитие и способность к самовоспроизведению

5. Устойчивость и относительно слабая изменчивость

44. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

По каким принципам организованы биологические системы?

1. Закрытость системы

2. Высокая энтропия системы

3. Низкая упорядоченность

4. Иерархичность - соподчинение элементов и частей

5. Оптимальность конструкции

45. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

К эмпирическим методам биологических исследований относят

1. Сравнение

2. Абстрагирование

3. Обобщение

4. Экспериментальный метод

5. Наблюдение

46. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Что из нижеперечисленного можно установить экспериментальным методом?

1. Сроки весенней линьки у белки

2. Влияние удобрений на рост комнатного растения

3. Сроки прилета и отлета перелетных птиц

4. Высоту комнатного растения

5. Условия прорастания семян

47. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

К теоретическим методам биологических исследований относят

1. Сравнение

2. Экспериментальный метод

3. Обобщение

4. Измерение

5. Наблюдение

48. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие методы исследования позволили установить пространственную структуру молекулы ДНК?

1. Цитогенетический метод

2. Рентгеноструктурный анализ

3. Метод культуры клеток

4. Метод моделирования

5. Центрифугирование

49. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие методы исследования помогают изучить процесс фотосинтеза в клетке?

1. Экспериментальный метод

2. Метод микроскопирования

3. Метод меченых атомов

4. Метод клеточных культур

5. Метод центрифугирования

50. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

На каком уровне организации происходят такие процессы, как раздражимость и обмен веществ?

1. Популяционно-видовой

2. Организменный

3. Молекулярно-генетический

4. Биогеоценотический

5. Клеточный

51. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

К генетическим относят термины

2. Филогенез

3. Фенотип

4. Консумент

5. Дивергенция

52. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Клеточному уровню организации жизни соответствуют

1. Амеба обыкновенная

2. Кишечная палочка

3. Бактериофаг

4. Гидра пресноводная

5. Вирус гриппа

53. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

К методам цитологии относят

1. Микроскопирование

2. Мониторинг

3. Центрифугирование

4. Инбридинг

5. Гетерозис

54. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Вся живая природа представляет собой совокупность биологических систем разного уровня организации и различной соподчинённости.
Под уровнем организации живой материи понимают то функциональное место, которое данная биологическая структура занимает в общей системе организации природы.

Уровень организации живой материи - это совокупность количественных и качественных параметров определенной биологической системы (клетка, организм, популяция и т.д.), которые определяют условия и границы ее существования.

Выделяют несколько уровней организации живых систем, которые отражают соподчинённость, иерархичность структурной организации жизни.

  • Молекулярный (молекулярно-генетический) уровень представлен отдельными биополимерами (ДНК, РНК, белками, липидами, углеводами и другими соединениями); на этом уровне жизни изучаются явления, связанные с изменениями (мутациями) и воспроизведением генетического материала, обменом веществ. Этим занимается наука - молекулярная биология.
  • Клеточный уровень - уровень, на котором жизнь существует в форме клетки - структурной и функциональной единицы жизни, изучает цитология. На этом уровне изучаются такие процессы, как обмен веществ и энергии, обмен информацией, размножение, фотосинтез, передача нервного импульса и многие другие.

Клетка - структурная единица всего живого.

  • Тканевый уровень изучает гистология.

Ткань - это совокупность межклеточного вещества и сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям клеток.

  • Органный уровень . Орган включает в свой состав несколько тканей.
  • Организменный уровень - самостоятельное существование отдельной особи - одноклеточного или многоклеточного организма изучают например, физиология и аутэкология (экология особей). Особь как целостный организм представляет собой элементарную единицу жизни. В другой форме жизнь в природе не существует.

Организм - это реальный носитель жизни, характеризующийся всеми ее свойствами.

  • Популяционно-видовой уровень - уровень, который представлен группой особей одного вида - популяцией; именно в популяции происходят элементарные эволюционные процессы (накопление, проявление и отбор мутаций). Этот уровень организации изучают такие науки как демэкология (или популяционная экология), эволюционное учение.

Популяция - это совокупность особей одного вида, длительно существующих на определенной территории, свободно скрещивающихся и относительно изолированных от других особей того же вида.

  • Биогеоценотический уровень - представлен сообществами (экосистемами), состоящими из разных популяций и среды их обитания. Этот уровень организации изучает биоценология или синэкология (экология сообществ).

Биогеоценоз - это совокупность всех видов с различной сложностью организации и всех факторов среды их обитания.

  • Биосферный уровень - уровень, представляющий совокупность всех биогеоценозов. В биосфере происходит круговорот веществ и превращение энергии с участием организмов.

Уровни организации живых систем отражают соподчиненность, иерархичность структурной организации жизни; отличаются друг от друга сложностью организации системы (клетка устроена проще по сравнению с многоклеточным организмом или популяцией).

Уровень жизни – это форма и способ ее существования (вирус существует в виде молекулы ДНК или РНК, заключенной в белковую оболочку – форма существования вируса. Однако свойства живой системы вирус проявляет, только попав в клетку другого организма, где он размножается – способ его существования).


Уровни организации

Биологи-ческая система

Компоненты, образующие систему

Основные процессы

1.
Молекулярно-генетический уровень

Молекула

Отдельные биополимеры (ДНК, РНК, белки, липиды, углеводы и др.);

На этом уровне жизни изучаются явления, связанные с изменениями (мутациями) и воспроизведением генетического материала, обменом веществ.

2.
Клеточный

Комплексы молекул химических соединений и органоиды клетки

Синтез специфических органических веществ; регуляция химических реакций; деление клеток; вовлечение химических элементов Земли и энергии Солнца в биосистемы

3.
Тканевый

Клетки и межклеточное вещество

Обмен веществ; раздражимость

4.
Органный

Ткани разных типов

Пищеварение; газообмен; транспорт веществ; движение и др.

5. Организменный

Организм

Системы органов

Обмен веществ; раздражимость; размножение; онтогенез. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Обеспечение гармоничного соответствия организма его среде обитания

6. Популяционно-видовой

Популяция

Группы родственных особей, объединенных определенным генофондом и специфическим взаимо-действием с окружающей средой

Генетическое своеобразие; взаимодействие между особями и популяциями; накопление элементарных эволюционных преобразований; выработка адаптации к меняющимся условиям среды

7.
Биогеоцено-тический

Биогеоценоз

Популяции разных видов; факторы среды; пространство с комплексом условий среды обитания

Биологический круговорот веществ и поток энергии, поддерживающие жизнь; подвижное равновесие между живым населением и абиотической средой; обеспечение живого населения условиями обитания и ресурсами

8.
Биосферный

Биосфера

Биогеоценозы и антропогенное воздействие

Активное взаимодействие живого и неживого (косного) вещества планеты; биологический глобальный круговорот; активное биогеохимическое участие человека во всех процессах биосферы

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Часть А

А1. Уровень, на котором изучаются процессы биогенной миграции атомов, называется:

1) биогеоценотический
2) биосферный
3) популяционно-видовой
4) молекулярно-генетический

А2. На популяционно-видовом уровне изучают:

1) мутации генов
2) взаимосвязи организмов одного вида
3) системы органов
4) процессы обмена веществ в организме

А3. Поддержание относительного постоянства химического состава организма называется

1) метаболизм
2) ассимиляция
3) гомеостаз
4) адаптация

А4. Возникновение мутаций связано с таким свойством организма, как

1) наследственность
2) изменчивость
3) раздражимость
4) самовоспроизведение

А5. Какая из перечисленных биологических систем образует наиболее высокий уровень жизни?

1) клетка амебы
2) вирус оспы
3) стадо оленей
4) природный заповедник

А6. Отдергивание руки от горячего предмета – это пример

1) раздражимости
2) способности к адаптациям
3) наследования признаков от родителей
4) саморегуляции

А7. Фотосинтез, биосинтез белков – это примеры

1) пластического обмена веществ
2) энергетического обмена веществ
3) питания и дыхания
4) гомеостаза

А8. Какой из терминов является синонимом понятия «обмен веществ»?

1) анаболизм
2) катаболизм
3) ассимиляция
4) метаболизм

Часть В

В1. Выберите процессы, изучаемые на молекулярно-генетическом уровне жизни:

1) репликация ДНК
2) наследование болезни Дауна
3) ферментативные реакции
4) строение митохондрий
5) структура клеточной мембраны
6) кровообращение

В2. Соотнесите характер адаптации организмов с условиями, к которым они вырабатывались

Часть С

С1. Какие приспособления растений обеспечивают им размножение и расселение?
С2. Что общего и в чем заключаются различия между разными уровнями организации жизни?

 

Возможно, будет полезно почитать: