Государственное устройство древнейшего рима. власть судебная - право производить суд

Д Р Е В Н И Й Р И М

---------------------

На холмистом берегу Тибра, в 25 км. от его впадения в

Тирренское море, в IX в. до н.э. возникли поселения пасту-

хов и землевладельцев. Постепенно поселения слились, были

обнесены стеной и стали городом Римом.

Впоследствии появилась легенда, что Рим был основан

близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей. Римляне

верили этой легенде и вели свое летоисчисление от вымышлен-

ной даты основания города.

По этой легенде, троянец Эней, сын богини Афродиты и

смертного Анхиза, уцелел при разрушении Трои. Вместе с сы-

ном Асканием Эней бежал и после долгих странствований при-

был к берегам Лация (холмистая равнина по нижнему течению

Тибра). Там правил тогда Латин, царь местного племени. Он

дружески принял Энея и выдал за него замуж свою дочь Лави-

нию. После смерти Энея Асканий основал новый город АЛЬБУ

ЛОНГУ и стал там царствовать. По другому варианту легенды,

Асканий (или Юл - так звали его в других вариантах легенд)

был сыном Энея и Лавинии.

Через несколько поколений после Юла царем стал Нуми-

тор. Но его свергнул с трона младший брат Амулий. Дочь Ну-

митора Рею Сильвию он отдал в жрицы, которые давали клятву

безбрачия. Однако Рея родила от бога Марса двух близнецов,

за что была осуждена Амулием на смерть. Близнецов царь

приказал бросить в Тибр. Но рабы, которым это было поруче-

но, оставили корзину с близнецами на мелком месте. На плачь

близнецов прибежала волчица и накормила их своим молоком.

Вскоре детей нашел царский пастух Фаустул. Он принес их до-

мой и отдал на воспитание своей жене Ларенции. Близнецам

дали имена Ромула и Рема. В конце концов, тайна происхожде-

ния братьев раскрылась, они убили Амулия и восстановили на

троне своего деда Нумитора. Сами они решили основать новый

город в тех местах, где были найдены. Римляне название Roma

(Рим) производили от имени Romulus.

Ромулу приписывают организацию римской общины. Он соз-

дал сенат из 100 "отцов", установил знаки отличия верховной

власти, разделил народ на 30 курий, устроил убежище для

беглецов, чтобы таким путем увеличить населения города.

После Ромула сенат избирает римским царем Нума Помпи-

лия. Ему приписывается религиозное устройство Рима: созда-

ние жреческих коллегий, календаря и пр.

Двумя следующими царями были Тулл Гостилий и Анк Мар-

ций. По преданию, в царствование Анка Марция в Рим пересе-

лился богатый и энергичный человек принявший имя Люция

Тарквиния Приска. После смерти Анка его избрали царем.

Тарквиний вел удачные войны с соседями, увеличил количество

сенаторов еще на 100 человек, учредил общественные игры,

приступил к осушению болотистых частей города.

Следующим царем был сын Приска - Люций Тарквиний Гор-

дый. Преемником его стал Сервий Туллий.

Этот период римской истории называют периодом семи ца-

Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управ-

ляли старейшины. Род первоначально представлял собой спло-

ченный коллектив, связанный общим происхождением, общей

собственностью на землю, а также почитанием предков.

Со временем на территории, принадлежащей родам, появи-

лись люди, не входящие ни в один из них. Это были освобож-

денные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и тор-

говцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев,

насильственно переселенные из покоренных городов. Этих при-

шельцев в Риме называли п л е б е я м и. Исконное же насе-

ление, жившее родами, называлось п а т р и ц и я м и.

Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сосло-

вий, можно взять за основу его "комплексную теорию":

П а т р и ц и и действительно были коренным граж-

данством. Они представляли собой полноправный "римский на-

В непосредственной связи с ними были к л и е н т ы,

которые получали от них землю, скот, пользовались их защи-

той на суде и пр. За это они должны были служить в военных

отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами,

выполнять различные работы;

П л е б е и стояли вне родовой организации патрици-

ев, т.е. не принадлежали к "римскому народу", не имели

доступа к общинной земле и были лишены политических прав.

Патриции превратились в замкнутую группу знати, проти-

востоящую широкой массе плебеев.

Римская патрицианская община представляла собою прими-

тивный город-государство с типичными чертами "военной де-

мократии".

Носителем верховной власти было племенное собрание.

Оно решало важнейшие вопросы в жизни общины: объявляло

войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важ-

нейшими судебными делами и пр.

Вторым органом демократии был совет старейшин, сенат

(слово senatus происходит от senex - старик). Его члены на-

зывались "отцами" - patres.

Согласно легенде, Ромул назначил первых 100 сенаторов.

Тулл Гостилий прибавил еще 100, а Тарквиний довел их коли-

чество до 300.

В период между смертью старого царя и выбором нового

общиной управляли поочередно сенаторы.

Первые реформы "военной демократии" провел Сервий Тул-

лий. Он разделил все свободное население Рима - и патрициев

и плебеев - на 5 имущественных разрядов или классов:

В первый класс зачислялись лица, обладавшие состоя-

нием не меньше, чем в 100.000 ассов (асс - медная монета,

первоначально весом в 1 фунт, ценность ее для раннего пери-

ода истории Рима не установлена);

Во втором - 75.000 ассов;

В третьем - 50.000 ассов;

В четвертом - 25.000;

В пятом - 12.500.

Те, у кого состояние было меньше, стояли "ниже класса"

и назывались "пролетарии" - proletarii - от слова proles

(потомство), т.е. люди, которые имели только детей.

Имущественным положением определялось и место воинов в

строю легиона. Самые богатые граждане I класса служили в

коннице и назывались в с а д н и к а м и. Остальные члены

этого класса должны были иметь полное тяжелое вооружение

пехотинца и стоять в первых рядах легиона.

Граждане других классов имели облегченное вооружение,

занимали место в задних рядах. Воины Y класса являлись в

строй легко вооруженными, а пролетарии в строю вообще не

Сервий Туллий допустил в войско и плебеев, наделив их

некоторыми политическими правами посредством организции но-

вой формы народного собрания. В нем участвовали оба сосло-

вия. Оно называлось ц е н т у р и а т н ы м с о б р а -

Центурия (сотня), будучи военной тактической единицей,

решли важнейшие функции старых собраний - объявление войны,

выбор должностных лиц, суд и пр.

На тот период времени данные реформы были прогрессив-

ной формой управления.

Падение военной демократии в Риме, как свидетельствуют

данные ученых, произошло в конце YI - начале Y вв. до н.э.

в форме насильственного свержения последнего царя и переда-

чи его власти двум выбранным должностным лицам. Они могли

выбираться только из патрициев и назывались к о н с у л а -

м и. Таким образом был осуществлен переход к республике.

После падения царской власти и образования республики

оба сословия - патриции и плебеи - оказались лицом к лицу.

На протяжении более чем двух столетий шла ожесточенная

борьба между ними. В целом спор шел о трех вопросах: об

уравнении в политических правах, о долговой кабале и о

доступе к общинно-государственной земле. Плебеям удалось в

первые десятилетия Y в. до н.э. достигнуть существенных за-

воеваний в виде самостоятельной организации плебейской об-

щины. К середине этого столетия они добились второго круп-

ного успеха - записи законов. Вскоре после этого плебейская

беднота добилась фактического уничтожения долгового

Основным итогом борьбы между плебеями и патрициями бы-

ла ликвидация олигархической республики патрициев как пере-

житка родовых отношений и создание в принципе демократи-

ческого рабовладельческого государства, полиса. С этой точ-

ки зрения борьба плебеев с патрициями была революцией про-

тив родового строя и закончилась его разрушением.

На смену старой родовой знати патрициев пришла новая

знать. В ходе сословной борьбы произошло постепенное слия-

ние богатой части плебееев с верхушкой патрициата.

Внешняя история Рима в царский период, так же как и

его внутренняя история, содержит много неясных до сих пор

моментов и может быть востановлена лишь в общих чертах.

Продолжались столкновения Рима с соседями. Итоги внеш-

ней политики Y в. до н.э. были достаточно велики. Рим унич-

тожил своего главного противника в южной Этрурии и значи-

тельно увеличили свою территорию. Благодаря союзу с латина-

ми ему удалось остановить натиск с востока. Самое главное -

Рим, территория которого была относительно крупной и сплош-

ной, получил значительное стратегическое преимущество по

сравнению со своими соседями, владения которых были разроз-

В борьбе за Италию, длившейся около трех столетий, по-

бедительницей оказалась бывшая маленькая община на Тибре.

К 60-м годам III в. до н.э. вся Италия времен респуб-

лики от реки Рубикон до Мессинского пролива, вошла в сво-

еобразную федерацию, возглавляемую Римом, способную поме-

риться силами с самыми могущественными державами Средизем-

Следующий период римской истории начинается с больших

завоеваний Рима (примерно 264-241 гг. до н.э.), начиная с I

Пунтийской войны и кончая разрушением Карфагена и Коринфа.

Из целого ряда войн Рим вышел первоклассной военной держа-

вой, равной которой уже не было в районе Средиземного моря.

В Италии, как и в Греции, государство получило вид городской общины, и рано стали возникать городские союзы. Рим был тоже такой городской общиной. Первоначальные жители Рима делились на три трибы, что указывает на образование Рима из общин, бывших раньше самостоятельными. Эти трибы в свою очередь делились на курии, которых было по десяти в каждой трибе, а каждая курия состояла из отдельных родов. Все роды, курии и трибы имели своих главарей («отцы», курионы, трибуны), бывших вождями на войне и представителями перед богами, потому что каждая такая часть народа имела и своих богов. Члены одного и того же рода носили общее имя, указывавшее на происхождение от общего родоначальника. Отдельные семьи каждого рода находились под безусловною властью своих отцов. Домовладыка имел безграничное право распоряжаться и личностью, и имуществом всех членов семьи, мог продавать их в рабство и казнить. Отцовская власть прекращалась лишь со смертью домовладыки, и взрослые сыновья, даже если они были женаты и сами имели детей, находились в полном у него подчинении. Когда отец умирал, сыновья сами становились же домовладыками и получали право опеки над матерью и незамужними сестрами: женщины были до конца своих дней сохраняли юридическую несамостоятельность. Домашний культ тоже находился в руках домовладык. Только отцы семейств могли участвовать в народных собраниях, которые происходили по куриям и назывались поэтому сходками курий или куриатными комициями .

Первые два с половиной века римской истории (753 – 510 гг. до н.э.) приходятся на так называемый царский период . Во главе государства стоял царь (гех), бывший как бы отцом всего государства, его высшим жрецом, военным вождем и судьей. Власть царя была пожизненной, однако она не передавалась по наследству. После смерти царя и новый правитель выбирался особым заместителем царя, интеррексом, после чего утверждался народом. Обо всех важных делах царь совещался с собранием родовых старейшин (или «отцов»), называвшимся сенатом; по числу родов в римском сенате таких «отцов» было триста. Это собрание могло быть собрано лишь по инициативе царя, и его решения не были обязательны для царей, в основном правители прислушивались к решениям сената. Куриатные комиции тоже созывались царями, но могли только давать ответы на предложенные вопросы, не входя в их обсуждение. Древнеримские источники насчитывали 7 царей, включая легендарного основателя Рима Ромула. Однако практически почти все сведения об этих царях относится к области легенд, а не достоверной истории. Второй после Ромула царь из сабинов (Нума Помпилий) воспринимался римлянами в качестве родоначальника религиозного культа, считалось, что именно он установил обряды и учредивл жреческие коллегии понтификов, авгуров и весталок. Трем следующим царям (Туллу Гостилию, Анку Марцию и Тарквинию Приску) приписывались завоевание Альбы-Лонги и других латинских городов, а также возведение первых больших построек в Риме и т. п.


Полноправными гражданами Рима первоначально считались только потомки первых жителей города. Однако уже в очень древние времена в Риме жило немало переселенцев из других мест, которые вынуждены были становиться под защиту и покровительство какого-либо римского рода, становясь при этом как бы частью этого рода и даже принимая его общее имя. Такие люди назывались клиентами («послушными»), и по отношению к ним каждый покровитель был как бы отцом, патроном . Со временем, когда число переселенцев увеличилось, и римляне подчинили себе население ближайших к городу сельских округов, население государственной общины распалось на полноправных граждан (патрициев ) и свободный, но бесправный люд (плебеев ). Плебеи, по-видимому, считались клиентами царя, но в состав плебса вошли, вероятно, и клиенты патрицианских родов. Во всяком случае, плебеи стояли вне государственной общины, т.е. не участвовали ни в куриатных комициях, ни в сенате, не могли занимать никаких должностей, зависели от патрицианского суда. В Риме существовали общинные земли, которыми распоряжались одни патриции; только от них могли получать к этим землям доступ плебеи, желавшие обрабатывать поле или держать скот. Плебеи обязаны были нести военную повинность и платить подати.

В середине VI в. до н. э. сделана была первая известная нам попытка упорядочить взаимные отношения между обеими частями населения Рима. Она связана с именем царя Сервия Туллия, который считался шестым от основания Рима. Его реформа имела сходство с законодательством Солона, потому что в её основу были положены разделение населения на имущественные классы независимо от происхождения, распределение между ними обязанностей сообразно достатку и предоставление бóльших прав более зажиточным. Весь народ был разделен на пять классов (с имуществом в 100 тыс., 75 тыс., 50 тыс., 25 тыс. и 12 тыс. ассов). И патриции, и плебеи вместе, каждый в своем классе, должны были участвовать в новых народных собраниях, так называемых центуриатных комициях . Это название связано с разделением народа на 193 центурии (сотни), из которых 98 приходилось на первый класс, по 20 на второй, третий и четвертый, 30 на пятый, 4 на ремесленников и одна на всех неимущих (пролетариев), полностью освобожденных от службы и налогов. Решения на центуриатных комициях принимались большинством голосов, причем большинство голосов в каждой центурии считалось за общий голос этой комиции. Следовательно, всех голосов в центуриатных комициях было 193, и большинство всегда было обеспечено за первым классом, который располагал 98 голосами. Таким образом плебеи были включены в состав граждан и получили доступ в народное собрание. При этом богатые плебеи могли принадлежать к первому классу, а обедневшие патриции – к одному из низших.

Создав новую организацию, Сервий Туллий, однако, не разрушил старой и не уравнял плебеев с патрициями в правах. Высшие государственные должности по-прежнему могли занимать только патриции. За ними также сохранилось право распоряжения государственными землями. Браки между патрициями и плебеями были запрещены.

В 510 г. до н. э. царская власть в Риме была отменена. Последний римский царь, Тарквиний Гордый, по преданию захватил власть незаконно, убив своего предшественника. Римские источники сообщают, что Тарквиний Гордый был тираном, что и привело к его изгнанию, произошедшему, судя по всему, в результате заговора знати. Источники также сообщают, что после изгнания Тарквиния Гордого римляне решили не выбирать больше царя, а передать высшую государственную власть двум консулам, избиравшимся сроком на один год.

Рим периода республики

Отмена царской власти в Риме в 510 г. напоминает перемены, проис­ходившие в греческих городах. Устройство государства и права граждан остались прежними, но царская власть была разделена между сановниками. Власть консулов отличалась от царской тем, что консулов было два, выбирались они только на один год и по истечении срока подлежали ответственности. Следует отметить, что практически неограниченной властью (империем) во всем её объеме консулы могли пользоваться лишь в военном походе, в самом же Риме и его окрестностях (на расстоянии тысячи шагов от городской стены) они не могли ни казнить, ни подвергать телесным наказаниям. Кроме того, от их должности было отделено исполнение религиозных обязанностей.

Консулы были равны по своим правам, и один всегда мог помешать действовать другому, это называлось правом интерцессии . Постепенно полномочия консулов сокращались, и часть их функций стала передаваться другим магистратам (магистраты – выборные сановники). В случае большой опасности для государства, по поручению сената один из консулов мог назначить диктатора со всеми правами прежних царей, однако срок такой диктатуры не мог составлять более 6 месяцев. Диктатор назначал себе помощника в лице начальника конницы, остальные магистраты в это время не действовали.

После отмены царской власти в Риме возросло значение сената. Сенаторами пожизненно становились отслужившие свой срок магистраты. Ежегодно составлялся список сенаторов («альбом») в котором они были расположены в порядке убывания значимости занимаемых ранее выборных должностей. Первыми по списку шли консулярии (бывшие консулы). Первым по списку (принцепсом сената) был человек, занимавший консульскую должность самое большое количество раз. Что касается комиций, то им кроме права выборов, принадлежало лишь право принятия или непринятия делавшихся народу предложений без всякого их обсуждения, остававшегося привилегией одного сената. В руках сената была также сосредоточена внешняя политика государства.

Важнейшим явлением внутренней истории Рима в V и IV вв. до н. э. была борьба патрициев с плебеями. Эта борьба тянулась очень долго и отличалась большим упорством с обеих сторон. После отмены царской власти в Риме вся власть в государстве сосредоточилась в руках патрицианских родов. Так же, как это было в Аттике до реформ Солона, простолюдины находились очень часто в неоплатных долгах у знати, причем долговое право в Риме было крайне жестоко. Должник отдавал в залог не только свое имущество, но и себя: кредитор имел право заковать его в цепи или запереть в тюрьму, или заставить на себя работать. Естественным следствием такого положения стала борьба плебеев за свои права, которая, разумеется, встречала сильное сопротивление со стороны патрициев.

В 494 г. до н. э., возвращаясь из военного похода, плебеи, находившиеся в римском войске, отказались вернуться в Рим и удалились на находящуюся недалеко от Рима Священную гору с намерением построить свой, особый, плебейский город. Сенат, испуганный таким решением, пошел на уступки. Патриции согласились на то, чтобы плебс получил свою собственную организацию под начальством народных трибунов . Плебейские трибуны, которых было сначала два (позже их число достигло десяти), могли выбираться только из плебеев и лишь плебеями на особых собраниях – трибутных комициях . Трибутные комиции имели также право совещаться о плебейских делах и делать по ним постановления (плебисциты ), которые могли потом представляться сенату в виде прошений. Таким образом, рядом с патрицианскими комициями по куриям и общими комициями по центуриям явились чисто плебейские комиции по трибам. Обязанность трибунов заключалась в том, чтобы оказывать членам своего сословия помощь и покровительство в тех случаях, когда их притесняли. Трибун не мог проводить ночи вне города и двери его дома должны были быть всегда открыты. Внутри городской черты трибуны скоро добились права запрещения принятия законов и постановлений, нарушающих интересы плебеев. Для этого трибуну достаточно было во время обсуждения проекта постановления в сенате произнести слов «veto» (запрещаю). Трибуны были признаны священными и неприкосновенными, В помощь трибунам избирались эдилы , тоже выборные плебейские чиновники, распоряжавшиеся особой казной, из штрафов за проступки против плебса. Таким образом, государственная община Рима как бы разделилась на две разные общины – патрицианскую и плебейскую, и это разделение имело решающее значение для всей дальнейшей борьбы между обоими сословиями.

В числе причин недовольства плебеев было исключение их из пользования государственными землями. Среди самих патрициев нашелся человек, который стал на сторону плебеев и предложил в их пользу первый аграрный закон, как стали называться в Риме законы об участии в пользовании государственными землями. Это был консул 486 г. до н. э. Спурий Кассий, которого патриции не замедлили обвинить в стремлении к захвату царской власти. Консул был призван на суд куриатных комиций и подвергнут казни. Плебеев сенат при этом успокоил обещанием отдать им в пользование часть государственных земель, но преемники Спурия Кассия и не думали исполнять это обещание. Через тридцать лет трибун Генуций привлек к суду плебса всех консулов, правивших после Спурия Кассия, но патриции отделались от энергичного трибуна посредством убийства.

Одним из важнейших требований плебеев было составление законов, поскольку судебные функции исполняли только патрицианские магистраты, опиравшиеся на обычаи и собственные представления о справедливости. Недовольство населения было столь велико, что патриции вынуждены были пойти на уступки. В 451 г. до н. э. для написания законов была образована комиссия децемвиров (десяти мужей), которые получили на время работы над составлением законодательства консульскую власть; даже должность трибунов временно была отменена. В 450 г. до н. э. полномочия комиссии были продолжены, и в её состав вошло несколько плебеев. Когда законы были, наконец, готовы и вырезаны на двенадцати медных досках, децемвиры ещё на некоторое время удержали за собой власть под тем предлогом, что составленные ими и принятые народом законы нуждаются ещё в дополнениях.

Составленные децемвирами законы XII досок, или таблиц легли в основу всего дальнейшего развития римского права. Их содержанием были законы гражданские и уголовные, а также разные распоряжения полицейского характера, касавшиеся благоустройства города с его округом и нравов жителей. Законы XII таблиц особенно ограждали права собственности: пойманный ночью вор мог быть безнаказанно убит, а если бы он стал защищаться, то убить его разрешалось и днем, долговые обязательства по-прежнему влекли за собою кабалу, но величина процентов по долгу была ограничена. Равным образом браки между патрициями и плебеями были по-прежнему запрещены. Консулы обязаны были теперь руководиться в своих приговорах определенными правилами, т.е. в область суда была введена законность. Медные доски с законами были выставлены на форуме для всеобщего ознакомления, и сам суд производился на форуме тоже гласно.

Главным препятствием к допущению плебеев избираться в консулы и к дозволению браков между плебеями и патрициями была патрицианская религия, участие в обрядах которой было доступно лишь членам старых родов, как это было и в Греции. В 445 г. трибуну Канулею удалось добиться закона, устанавливавшего право плебеев вступать в законный брак с членами патрицианского сословия и выбираться на высшую должность в государстве. Делая последнюю уступку, патриции, однако, выговорили для сената право заменять, когда он это найдет нужным, избрание консулов избранием военных трибунов с консульскою властью и только к этой должности допускать плебеев. В течение сорока лет около двадцати раз выбирались консулы из одних патрициев и около двадцати военные трибуны, но так как избрание совершалось в центуриатных комициях, где главное значение принадлежало самому богатому классу, то лишь в 400 г. в первый раз плебей был избран в эту должность. Предвидя, однако, что рано или поздно это все-таки может случиться, патриции еще в 443 г. отделили от консульства в исключительное обладание своего сословия новую должность цензора, или оценщика имущества граждан для распределения их по центуриям и классам, т.е. для определения их политических прав. Цензоров было два, и выбирались они сначала на пятилетний срок, соответственно со сроком переоценки имуществ, но потом пребывание их в должности было ограничено 18 месяцами. Должность цензоров получила огромное значение. Они не только распределяли граждан по классам, но и наблюдали за их нравами, за верностью их национальным преданиям и обычаям, за образом их жизни и даже могли наказывать за отступления моральных норм. За такое нарушение цензоры могли даже лишать должности сенаторов.

По мере того как падали сословные перегородки, все большее и большее значение стали получать имущественные различия, на которых основано было деление граждан на пять классов с разной степенью их участия в центуриатных комициях. Богатые патриции и плебеи стали сближаться между собою, родниться посредством браков, поддерживать друг друга. Избрание магистратов в центуриатных комициях зависело лишь от них, и только они могли брать на себя безвозмездное отправление трудных и ответственных должностей консула, претора и т.п. Постепенно практически все основные должности, а с ними и места в сенате сделались достоянием определенного числа фамилий, образовавших из себя новую аристократию нобилей , т.е. именитых людей, иначе нобилитет . Это уже не была родовая знать, освященная в глазах народа религиозными преданиями: это была знать служебная, все значение которой, кроме богатства, держалось на занятии государственных должностей.

Первая пуническая война. Пунические войны получили свое название из-за того, что римляне называли карфагенян пунийцами. Поводом к первой войне Рима с Карфагеном были разногласия по поводу управления Сицилией, которая занимала удобное положение в Средиземном море.

В конце IV в. до н. э. в Сиракузах произошел насильственный переворот, доставивший власть тирану Агафоклу, который при помощи наемных войск добился признания за Сиракузами гегемонии на всем острове, за исключением западной окраины, удержанной Карфагеном после довольно упорной войны. Приняв титул царя, Агафокл даже стал оказывать защиту и покровительство грече­ским городам в Южной Италии. После его смерти в Сиракузах начались несогласия, которыми воспользовались бывшие у него на службе кампанские наемники, так называемые мамертинцы, и овладели городом Мессаной у пролива, отделяющего Сицилию от материка. Вскоре после этого в Сицилию явился также царь Пирр, с ним соединились Сиракузы и другие важные города, и предприимчивый эпирский вождь, объявив себя царем Сицилии, возобновил войну с Карфагеном. Поссорившись со своими союзниками, он, однако, вскоре покинул Сицилию. Новый владыка Сиракуз, Гиерон, напал на мамертинцев, те обратились за помощью к Риму, который счел нужным заступиться за этих «италиков», а Гиерон, со своей стороны, обратился к посредничеству Карфагена. Когда это дошло до сведения римлян, они переправили в Сицилию свое войско и захватили Мессану. Карфаген ответил на это объявлением войны. Таким образом, началом пунических войн было вмешательство римлян в дела острова, уже давно бывшего ареною борьбы между греками и карфагенянами.

Война началась в 264 г. до н. э. На сторону Рима стали греческие города и туземное население Сицилии, и римляне теснили карфагенян в Сицилии, но зато пунийцы со своим флотом напали на берега Италии. Чтобы не опасаться морской силы Карфагена, Риму, конечно, нужно было завести свой собственный флот. Римляне энергично при­нялись за дело, настроили больших пентер (кораблей с пятью радами гребцов), заранее обучили своих воинов работать веслами, устроив для этого особые приспособления на суше, а главное – приспособили свой новый флот к рукопашным схваткам при помощи перекидных мостов, по которым воины могли легко переходить со своих кораблей на неприятельские суда. На суше, в Сицилии, перевес был, в общем, на стороне Рима, на море победы одерживал Карфаген. В общей сложности война длилась двадцать три года, истощив обе стороны. Когда в 241 г. до н. э. римляне одержали морскую победу при Эгатских островах, Карфаген заключил с Римом мир, оставив за ним Сицилию и согласившись уплатить большую контрибуцию. Сицилия (за исключе­нием владения Гиерона) была первым завоеванием римлян вне Италии, первою римскою провинцией. Мир Рима с Карфагеном был только перемирием, но между первою и второю войнами прошло 23 года, т.е. столько же времени, сколько тянулась первая война. Обе стороны продолжали делать в это время завоевания и готовились к новой борьбе между собою. Римляне овладели частью Северной Италии, построили там несколько крепостей и провели военную дорогу, соединившую Рим с долиной По. Кроме того, они очистили Адриатическое море от иллирийских морских разбойников и даже подчинили себе часть Иллирии, заняв таким образом позицию на Балканском полуострове.

Победы Ганнибала над римлянами . Вторая пуническая война продолжалась 17 лет (218– 201 гг. до н. э.) и сначала была очень неудачна для Рима. Римляне думали вести войну в Африке и в Испании, но карфагенский полководец Ганнибал перенес ее в Италию, явившись туда с той стороны, откуда его не ожидали. По плану Ганнибала, к берегам Сицилии и Италии должна была отплыть карфагенская эскадра, сам же он должен был соединиться в Северной Италии с только что покоренными Римом галлами и вторгнуться оттуда в Среднюю Италию. Исполняя этот план, Ганнибал двинулся из Испании в Италию через Пиренеи, Южную Галлию и Альпы, на что ему потребовалось около полугода. Особенно труден был переход через Альпы, где не было никаких дорог и пришлось идти осенью, когда в горах уже выпадает снег. Люди, лошади, вьючный скот сваливались вниз и гибли. Другие погибали от истощения и болезней. В довершение всего и горные жители встретили армию Ганнибала крайне недружелюбно, преграждая ей путь или сбрасывая сверху камни на проходивших внизу солдат. Из 60 тыс., которые были выведены Ганнибалом из Испании, уцелело лишь тысяч двадцать пехоты да около пяти-шести тысяч конницы. Однако римские консулы (Публий Корнелий Сципион и Тиберий Семпроний Гракх) были один за другим разбиты при реках Тицине и Требии, впадающих в По. При Тразименском озере римляне потерпели третье поражение. Дорога на Рим была открыта, но сам Ганнибал сильно нуждался в отдыхе, чтобы пополнить и переустроить свою армию. Между тем в Риме был избран диктаторами Квинт Фабий Максим, старавшийся, однако, также избегать решительных действий, за что получил кличку Кунктатора, т.е. Медлителя. Вскоре Ганнибал обошел Лациум с востока и явился сначала в Кампанию, а оттуда в Апулию. Он довел численность своего войска до 50 тыс. человек, но и римляне собрали около 86 тыс. В 216 г. до н. э. при Каннах (в Алулии, верстах в 15 от берега Адриатического моря) оба римские консула (Луций Эмилий Павел и Гай Теренций Варрон) потерпели самое страшное поражение за всю эту войну. Римская пехота не устояла перед африканской конницей, и до семидесяти тысяч римлян пало на поле битвы. Однако к счастью для римлян, итальянские союзники Ганнибала действовали крайне вяло, и карфагенское войско не могло предпринять решительных действий. Римляне же проявили после каннского поражения необычайную энергию. Богатые люди на свой счет соорудили флот, и все взрослое мужское население вооружилось для спасения отечества; даже из рабов набрали два легиона войска. Мало того, римляне перешли в наступление, нападая на изменивших им союзников и наказывая их за эту измену. Ганнибал в Южной Италии еще несколько лет, не имея уже прежних сил для борьбы с Римом. Напрасно обращался он за помощью в Карфаген. Сенат купеческой республики и не думал даже что-либо сделать для своего полководца. Дела римлян начали скоро поправляться, и все победы Ганнибала пропали для Карфагена даром. К 206 г. до н. э. Рим успел восстановить свою власть в Италии и Сицилии, завоевать испанские владения Карфагена и принудить к миру Македонию. В этом году возвратился с триумфом в Рим из Испании сам Публий Корнелий Сципион, и на 205 г. до н. э. его выбрали в консулы. Он воспользовался приобретенною в народе популярностью, что­ бы настоять на перенесении войны в самую Африку. В 204 г. до н. э. во главе хорошего войска он, назначенный предводителем этой экспедиции, высадился в Африке и вскоре разбил войска пунов и союзных с ними нумидийцев (203 г. до н. э.), и тогда карфагенский сенат вызвал в Африку Ганнибала. В 201 г. до н. э. пуны были окончательно разбиты Сципионом, и в 201 г. до н. э. Карфаген заключил с Римом мир, уступив при этом своему сопернику испанские владения и острова Средиземного моря, отдав ему свой флот и обязавшись выплатить в 50 лет громадную контрибуцию.

Союзническая война. Едва римляне избежали опасности, как в самой Италии вспыхнуло против них восстание союзников. Центром восстания стал город Корфиниум (в области народа марсов на с. от Лациума), в котором мятежные союзники организовали общее правительство. Опасность для Рима была большая, и он начал с отпавшими войну, которая получила название союзнической (91–88 гг. до н. э.). Римлянам удалось разъединить интересы врагов, сделав им разные уступки, и, в конце концов, выйти из этого опасного положения с успехом.

Война с Митридатом . Затруднениями римлян со времени союзнической войны воспользовались некоторые их соседи. Среди них особенно выдвинулся в Малой Азии Митридат, царь Понта (по южному берегу Черного моря), который, соединившись со своим зятем, царем Армении (Тиграном), предпринял завоевательные походы с целью основания большого государства, в состав которого он включил, например, часть северных берегов Черного моря (Боспорское царство). Он вторгся в 89 г. до н. э. в римскую провинцию Азию (бывшее Пергамское царство), где его сочувственно встретили местные жители, и приказал перебить здесь римских граждан и солдат. Это повеление было исполнено: около 80 тыс. человек было умерщвлено, и их имуществом завладел понтийский царь. Азиатские и европейские греки смотрели на Митридата, как на избавителя от римского ига, и охотно к нему примкнули, а Афины сделались даже центром сопротивления римлянам в Греции. Во главе римского войска для борьбы с Митридатом был поставлен Сулла, который взял Афины, разрушил при этом Пирей (что нанесло непоправимый удар торговому значению Афин), прогнал из Греции вторгнувшегося туда Митридата и перенес войну в Малую Азию.

Восстание рабов и борьба с морскими разбойниками. После смерти Суллы самым влиятельным лицом в Риме стал Гней Помпей, которому, между прочим, пришлось усмирять опасное восстание рабов в самой Италии и очищать Средиземное море от пиратов. Один беглый раб, по имени Спартак, родом фракиец, собрал вокруг себя небольшой отряд беглых рабов, который быстро стал увеличиваться и достиг, наконец, большой цифры – 120 тыс. человек. Сначала действия римлян были неуспешны, но в конце концов, рабы были разбиты Марком Лицинием Крассом, а добил их окончательно Помпей. Ему же римляне поручили войну с морскими разбойниками, которые воспользовались внутренними смутами в Риме, чтобы создать свой флот на Средиземном море, а на его берегах настроить крепостей. Главным гнездом их был остров Крит. Помпей с 500 кораблями и войском в 120 тыс. человек быстро выполнил свое поручение. Рим снова был спасен от грозивших ему опасностей, и, кроме того, римляне овладели Критом;

Завоевание Галлии. По возвращении из Азии Помпей вошел в Риме в соглашение с вождями политических партий Лицинием Крассом и Гаем Юлием Цезарем для совместного гос­подства над римским государством (60 г. до н. э.). В силу этого триумвирата, как называется этот союз, Цезарь, оказавшийся одним из первостепенных полководцев древности, получил в управление Цизальпийскую и Нарбонскую Галлии. К северу от последней, в обширной стране между океаном и Рейном, в постоянных раздорах между собою жили многочисленные кельтские племена, которые начали вступать в сношения с римлянами. Ближайшими соседями «провинции» (откуда название Прованса) были гельветы (в Швейцарии), секваны (на с.-з. от Юры), эдуи (к з. от них) и арверны (к с.-з. от Севен), и когда римляне поддержали эдуев против секванов, последние призвали к себе из-за Рейна на помощь германцев. С целью устрашения и кельтов, населявших Британию, Цезарь переправлялся даже через пролив, отделяющий этот остров от материка. Завоевание Галлии облегчалось для Цезаря тем, что страна в политическом отношении была раздроблена между отдельными племенными государствами, хотя их и объединяла общая религия, имевшая развитое и влиятельное жречество в лице друидов. В каждом таком государстве правительственная власть была организована дурно, а народ находился в крепостной зависимости от богатых и знатных родов. В начале войны Цезарь встретил сильное сопротивление лишь со стороны белгов, занимавших большую область между Сеною и Рейном. Быстро – всего в два года – покорив всю страну, Цезарь, однако, должен был потом усмирять восстания, то там, то здесь, причем восстававшие подвергались суровому наказанию. Например, целое племя венетов в Бретани было продано в рабство. В галльских походах Цезарь создал образцовую армию, развив в самом себе до высшей степени все качества, необходимые для полководца. Завоеванная Цезарем Галлия им же и была организована в римскую провинцию, и, наконец, сам же он в качестве историка описал завоевание этой страны в своих знаменитых «Записках о галльской войне» (Commentarii de bello gallico).

Превращение Египта в римскую провинцию. Во время завоевания Цезарем Галлии триумвират распался. Красе погиб в войне с парфянами, основавшими большое царство в Месопо­тамии, а Помпей, завидуя Цезарю, стал соединяться с его врагами. Дело дошло до междоусобной войны между бывшими триумвирами, охватившей и провинции. Победа осталась на стороне Цезаря. В 48 г. до н. э. он прибыл в Египет, вмешался в качестве третейского судьи в спор за престол между детьми только что умершего царя (Птолемея Авлета), десятилетним Птолемеем и его сестрою Клеопатрою, в пользу которой и решил этот спор. Население Александрии не хотело подчиниться такому решению и подняло восстание, грозившее Цезарю большой опасностью. Пять месяцев ему с небольшим отрядом пришлось выдерживать осаду сначала в царском дворце, а потом, когда дворец сгорел (и с ним погибла александрийская библиотека), – на маячном острове Фаросе, пока его не выручили пришедшие из Азии отряды. С ними Цезарь предпринял завоевание Александрии, и город должен был сдаться. Клеопатра из рук победителя получила египетскую корону и впредь должна была править в зависимости от Рима. Этим было подготовлено обращение Египта в римскую провинцию. Когда несколько лет спустя, уже по смерти Цезаря, в Риме возникла новая междоусобная война (между Антонием и Октавианом), Клеопатра стала на сторону, но была побеждена, и Египет уже прямо превратился в римскую провинцию (30 г. до н. э.).

Организация провинций. Провинции, из которых первою по времени была Сицилия (241 г. до н. э.), считались имениями римского народа, их жители – его подданными. Вся земля в провинциях поступала в собственность римского народа, и за те ее участки, которыми продолжало пользоваться местное население, оно платило в качестве арендаторов известный оброк в римскую казну. Сенат посылал управлять провинциями бывших магистратов, называвшихся проконсулами и пропреторами, и вручал им от имени римского народа державную власть, или империй (imperium), над населением провинций. С этими наместниками ехали в римские провинции квесторы, заведовавшие казенными сборами, легаты, своего рода чиновники особых поручений, и целый штат писцов, ликторов и т.п. мелких должностных лиц. Проконсулу или пропретору принадлежала в про­винциях и высшая судебная власть, и каждый новый наместник, подобно преторам в Риме, издавал эдикт, определявший порядок управления областью. К несчастью провинциалов, наместники менялись ежегодно, причем ни сами они, ни подчиненные им лица не получали жалованья. Облеченные неограниченной властью на очень короткий срок и не получая правильного вознаграждения за свой труд, римские правители вне Италии страшно злоупотребляли своими нравами и прямо обирали подвластное население. О многих из них говорили: «бедным он приехал в богатую провинцию, богатым он покинул бедную провинцию». Хотя в середине II в. до н. э. в Риме был издан особый закон, разрешавший провинциалам жаловаться на своих правителей после истечения срока их службы по поводу учиненных ими вымогательств, но на деле провинциалам было очень трудно добиться удовлетворения. Судьями провинившихся наместников были лица одного с ними положения, одних интересов, и виновные или совсем оправдывались, или наказывались небольшими штрафами. И в провинциях римляне также давали разные привилегии отдельным местностям или категориям лиц, смотря по тому отношению, какое встречали с их стороны при установлении своего владычества.


Общественные отношения

Уже в древнейшую эпоху истории Древнего Рима мы не находим в нем чистого родового строя, то есть, строя, в котором роды были бы суверенны, независимы от какой бы то ни было высшей организации. Уже на пороге своей истории Рим является общиной - и даже, как мы видели, сложной общиной. Тем не менее следы недавнего родового строя еще очень многочисленны.

Так, прежде всего, род сохраняет все свое значение, как союз религиозный: члены рода связаны единством религиозного культа. В связи с этим находится моральный контроль рода над своими сочленами: род блюдет за чистотой нравов, может издавать относящиеся сюда постановления, налагать на провинившихся сочленов те или другие наказания вплоть до полного отлучения и т. д.

В области гражданских, имущественных отношений в более древнее время, по-видимому, существовала родовая общность имуществ, по крайней мере, недвижимых, общность землевладения14. В историческую эпоху, однако, этой общности в чистом виде мы уже не находим. Она уже разложилась на собственность семейную (собственность отдельных семейств), оставив лишь следы своего прежнего существования в праве родового наследования и праве родовой опеки. По законам XII таблиц, если умерший не оставил родственников, индивидуальное родство которых можно доказать, -т. н. агнатов, -то наследство и опека переходят в род, к лицам, принадлежащим, к одному роду с покойным.

Таким образом, возникнувшее государство, охватив отдельные, дотоле независимые роды своей высшей организацией, ослабляет значение родовых связей, разлагает роды на составляющие их элементы. Такими элементами являются семьи- familiae. Этот элемент еще крепок пред лицом государства. Древне-римская familia далеко не то, что наша нынешняя семья. В нашей современной семье каждый отдельный ее член представляет в глазах государства и права отдельную самостоятельную личность; каждый может иметь самостоятельное имущество, искать и отвечать на суде и т. д. Римская семья этой эпохи, напротив, представляет из себя замкнутый, тесно сплоченный круг лиц и имуществ, нечто для государства почти непроницаемое. Отдельных индивидов государство еще по знает; во внутренние отношения семьи оно не вмешивается, оно имеет дело только с главою семьи, который закрывает собою всю семью для внешнего гражданского мира. Он отвечает за нее, но зато пользуется всеми правами внутри нее; de jure он здесь неограниченный владыка. «С точки зрения наших современных представлений, римская семья являла собой маленькую монархию - с тем только отличием, что могла не иметь территории, а была чисто личным союзом». В состав этого замкнутого семейного круга, этой маленькой монархии, входит жена домовладыки, его дети, внуки и т. д. Familia, таким образом, есть все, что находится под властью главы семьи, вся сфера его частного обладания и господства. Здесь, внутри этой сферы, глава семьи владычествует над всем безразлично: имеет над всем и всеми право жизни и смерти, право продажи и т. д. Члены семьи не имеют юридических сношений с внешним миром, они не могут от себя вступать в договоры, выступать стороною в процессе и т. д.; во всем они являются только орудием домовладыки. Только в политическом отношении взрослые члены семьи, способные носить оружие, являются самостоятельными: они участвуют в народном собрании наравне со своими домовладыками и, следовательно, обладают всеми известными тогда правами гражданина.

Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями.

Происхождение плебеев вернее всего может быть отгадано на основании их юридического положения. Это были тоже переселенцы в Рим, но очевидно из таких общин и племен, которые пользовались гражданско-правовою взаимностью. А таковыми, как мы знаем, являлись общины Латинского Союза. Латины не считались за чужестранцев; они и в Риме могли приобретать имущество, заключать с гражданами сделки и вы ступать от своего имени на суде. Поэтому, латинянин, переселяясь в Рим, не имел нужды в покровительстве богатых римлян; но, конечно, не принадлежа ни к одному из родов, входящих в состав курий и триб, он не имел никаких политических прав, -словом, сразу становился в то положение, которое является характерным для плебеев. С ростом Рима количество таких переселенцев (иногда и недобровольных) возрастало; они оставались жить в Риме из поколения в поколение, и, таким образом, рядом с слоем коренных Римлян и сравнительно немногочисленным классом клиентов постепенно нарастал слой нового населения, который и стал называться плебсом.

Исконное же население, жившее родами, называлось патрициями. Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сословий, можно взять за основу его "комплексную теорию":

· патриции действительно были коренным гражданством. Они представляли собой полноправный "римский народ";

· в непосредственной связи с ними были клиенты, которые получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы;

· плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали к "римскому народу", не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав.

Патриции превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкой массе плебеев.

Основными, краеугольными камнями римского общественного строя древнейшего периода являются: род, семья и курия (согласно преданию, они являются некоторым посредствующим звеном между трибами и родами). Весь гражданский и политический механизм рассчитан только на граждан, входящих в состав того или другого из родов и зачисленных в ту или другую курию. Вне принадлежности к одному из родов нельзя было быть гражданином полноправным. Поэтому-то такие полноправные граждане называются патрициями, то есть, теми, кто может указать своего отца, свой род. Следовательно, патриции, по первоначальной идее своей, отнюдь не являются классом богачей или аристократов; это имя обозначает только коренных и потому полноправных обитателей Рима.

Государственный строй

Основными элементами древнейшего государственного устройства Рима являются царь, сенат и народное собрание.

Царь (rex) является верховным владыкой государства; в его руках сосредоточиваются все функции государственной власти. Он является и верховным полководцем народа, и блюстителем внутреннего порядка, и предстателем за народ перед богами. В качестве полководца, он распоряжается военными силами народа, назначает командиров и т.д. В качестве блюстителя внутреннего порядка, он имеет право суда и наказания над всеми гражданами вплоть до права жизни и смерти.

Рим не является, однако, монархией династической. Возможно, что в эпоху доисторическую и Рим знал царскую власть, переходившую по наследству в каком-нибудь роде, но, во всяком случае, уже с самого начала исторической эпохи о такой наследственности речи быть не может.

После смерти царя, в момент междуцарствия верховная власть в государстве переходит к сенату. Сенат выбирает из своей среды 10 человек, которые по очереди (по 5 дней каждый) управляют государством до тех пор, пока не будет намечен кандидат в цари. Намеченного кандидата очередной сенат предлагает народному собранию, которое и облекает его властью. Для приобретения права сноситься с богами вновь избранному царю необходимо еще особое посвящение.

При отправлении своей власти царь может назначать себе помощников; но образовалось ли уже в царский период что-либо вроде постоянных магистратур, трудно сказать. Несомненно существовали командиры отдельных войсковых частей; возможно, что на время своего отсутствия царь оставлял в городе кого-либо в качестве своего заместителя, но постоянные судьи для уголовных дел, по всей вероятности, относятся уже к эпохе республики.

Рядом с царем стоит сенат (senatus), состоявший в древнейшее время из всех родовых старейшин, которые являлись, таким образом, как представители родов, членами сената. Ha это указывает уже упоминавшееся ранее совпадение числа сенаторов с числом родов по римскому преданию, а также наименование сенаторов «patres». Позже, однако, с постепенным падением значения родов и с усилением царской власти, этот принцип родового представительства отпадает и сенат составляется назначением царя.

Роль сената по отношению к царю является чисто совещательной: сенат обсуждает по предложению царя те или другие вопросы, и его заключения имеют принципиально значение советов, для царя юридически не обязательных, но имеющих, конечно, огромную фактическую силу.

По отношению к народу сенат играет роль опекуна. Ho и сверх того, всякий новый закон, принятый в народном собрании, нуждается еще для своей действительности в утверждении.

Третьим элементом государственного устройства является народное собрание, т. е. собрание всех взрослых (способных носить оружие) полноправных граждан (т. е. патрициев). В основу организации этих народных собраний положено деление на курии, Народное собрание созывается по инициативе царя, который и вносит туда свои предложения. Предложения эти в собрании не дебатируются, а лишь просто принимаются или отвергаются открытою устною подачей голосов (простым «да» или «нет»). Большинство голосов в данной курии давало голос курии, а большинство голосов этих последних давало решение народного собрания. Предметы ведомства народных собраний едва ли могут быть определены с достаточной ясностью. Можно предположить, что в санкции народных собраний нуждались все новые законы, затрагивавшие более или менее существенно правовой строй общества. В народном собрании, далее, происходит принятие кого-либо в состав патрициев, a также некоторые важнейшие акты частноправовой жизни-усыновление и завещание. Наконец, вероятно, в собраниях же решались и важнейшие вопросы текущей внутренней и внешней политики-напр., вопрос об объявлении войны, о заключении мира и т. п.

Но, вообще, передать или не передать тот или иной вопрос на решение народного собрания зависело всецело от воли царя, ибо и самое народное собрание без его воли состояться не могло.

Патриархальный характер древне-римского государственного строя устраняет мысль о каких бы то ни было юридических (конституционных) правах народных собраний по отношению к царю. Фактически, конечно, царь во всех важнейших случаях должен был искать опоры в народе, но юридически его личная воля, его верховная власть ничем не была связана.

Ввиду наличности всех трех описанных элементов, общий характер римского государственного устройства этого периода представляется спорным. Ввиду того, что рядом с царем стоят сенат и народное собрание, государственное устройство может показаться монархией конституционной; с другой стороны, ввиду отсутствия каких-либо юридических ограничений царской власти, оно может быть понято, как монархия абсолютная; наконец, принимая во внимание выборный характер царской власти и сравнительную полноту полномочий позднейших республиканских магистратов, в особенности диктаторов и консулов, можно и древнейший Рим счесть за республику, только с диктатором пожизненным. Равным образом, спорен и внутренний характер этого устройства: одни выдвигают в царской власти на первый план элемент военный, другие - элемент религиозный, теократический.

Все эти споры находят себе объяснение в том, что в государственном устройстве этого периода заключены еще все эти элементы вместе и что к не сложившемуся еще строю нельзя прилагать наших нынешних теоретических категорий. И если уж желательно дать этому строю какое-либо общее определение, то наиболее верным будет «патриархальный».

Государственные должности и замещения

Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопрос о смертной казни, объявляло войну.

К IV в. до н.э. плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364-337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей.

В 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto - правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената.

Дел непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мир входили в компетенцию римского совет старейшин - сенат. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался. Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.

Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий "царю", которого называли рексом. Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, всего насчитывают семь рексов.



Государственное устройство. Народные собрания. Сенат. Высшим органом в республиканском Риме оставалось народное собрание . С конца царского периода существовало два типа собраний. Куриатные комиции, аристократический орган, в республиканском Риме уже не играли существенной роли, и в них, как и в афинский ареопаг, были перенесены разбирательства, связанные с религиозными обрядами.

Центуриатные комиции собирались по центуриям, введенным при Сервии Туллии и основанным на имущественном разделении граждан, – в них участвовали и патриции, и плебеи. Центурий было 193, и каждая обладала одним голосом. К первым 98 центуриям, подававшим свои голоса раньше других, принадлежали обеспеченные граждане из выделенных тем же Сервием Туллием шести разрядов, поэтому решение выносилось в угоду первым центуриям. Многие плебеи, пролетарии в том числе, не успевали даже проголосовать, когда закон уже был утвержден обеспеченными гражданами, входившими в первые 98 центурий.

Такое неравноправие было ликвидировано в республиканскую эпоху. Во второй половине III в. была проведена реформа центуриатных комиций: каждый из пяти разрядов граждан выставлял равное количество центурий (70). Из пяти разрядов набиралось 350 центурий. Каждый имущественный разряд теперь получал равное представительство в народном собрании, и важные решения выносились уже всеми гражданами.

После первой сецессии 495 года в противовес аристократическим куриатным комициям собрания граждан созывались по трибам. По трибам проходили как общие собрания и плебеев и патрициев, так и чисто плебейские сходки, плебисциты . Этот третий вид сходок, трибутные комиции , в республиканскую эпоху играл важную роль. Сервий Туллий ввел 21 трибу. В последующую эпоху по мере расширения Рима количество триб было увеличено до 35. Усиление плебеев неизбежно вело к установлению юридического статуса плебейских трибутных собраний в общегосударственных масштабах. В 449 г., согласно закону Валерия и Горация, подтвержденному в 287 г. диктатором Гортензием, именно плебейские собрания по трибам были признаны обязательными и для патрициев.

На народных собраниях избирались магистраты, но в центуриатных – высшие, а в трибутных – более низкого ранга. Вторая важная функция собраний – судебная . На центуриатных сходках разбирались неординарные случаи, например уголовного характера, а на трибутных – дела, в худшем случае каравшиеся штрафом. В третью функцию собраний входило утверждение проектов законов. В этом плане трибутные комиции являлись основным органом, рассматривавшим предложения, выдвинутые магистратами, обладавшими законодательной инициативой. Законопроект либо отвергался, либо утверждался трибутными комициями. В реальности перечисленные функции четко не были разделены между двумя собраниями, в силу чего высшие магистраты могли умело лавировать при утверждении выгодных для них проектов.


Следующий по важности государственный орган – сенат, изначально собрание патрициев. В эпоху республики в него входили должностные лица, отслужившие свой срок, как патриции, так и плебеи. Сенат являлся совещательным органом, с которым консультировались высшие магистраты – они практически никогда не пренебрегали его рекомендациями, негласно носившими характер приказов. Сенат вводил или запрещал культы богов, отвечал за набор войска, его численность и финансирование в период войны, принимал иностранных послов. Он рассматривал законопроекты до обсуждения их на народном собрании, после чего окончательно их принимал или отвергал. То есть сенат являлся начальной и конечной инстанцией в утверждении законопроектов, а также верховным органом, перед которым отчитывались должностные лица, отслужившие положенный срок и включавшиеся в его состав. Сенат был наиболее влиятельным учреждением римского государства, реально определявшим его политику в период республики.

Магистратуры. Принципиальное отличие республиканской системы от царской состояло в наличии государственных должностей – магистратур . В Риме, как и в Греции, не было ни одной должности, занимаемой одним человеком, то есть наличествовала коллегиальность. Все магистратуры отличала краткосрочность : никто не задерживался у власти более чем на один год. По истечении срока магистраты заново избирались. Все должности, вплоть до жреческих, были выборными . Перечисленные меры были направлены на то, чтобы избежать восстановления царской власти.

Магистрат – человек, в руках которого сосредоточивались исполнительные функции. В Риме не было раздутого бюрократического аппарата и вообще понятия чиновник в собственном смысле слова. По мнению римлян, человек, способный управлять, умел все. Такой подход к управленцам был утрачен в европейской традиции. Римляне считали, что человек, последовательно прошедший иерархию должностей, может занимать любой пост, поэтому универсальный римский администратор не нуждался в узкой специализации и особых знаниях для отправления суда, управления провинцией или командования войском.

Гражданские магистратуры. Царская власть, упраздненная в 509 г., дробилась между двумя консулами (вероятно от выражения: «заседающие вместе») – высшими должностными лицами римской республики, обладавшими военной и гражданской властью. Консулы созывали сенат и народное собрание под собственным председательством, вносили законопроекты. В области внутреннего управления они контролировали деятельность других магистратов и следили за внутренней безопасностью города. В мирное время консулы чередовались, то есть месяц управлял один, а второй месяц – другой.

Претор («идущий впереди») – высший руководитель римского судопроизводства. Учреждение этой должности в 366 г. означало исключение судебных функций из ведения консулов, отныне не занимавшихся судом. Сначала преторами становились только патриции, однако вскоре к этой должности были допущены и плебеи. Позднее, после расширения римского государства, число преторов увеличилось до шести.

Цензор («человек, который оценивает») руководил переписью населения, вел списки сенаторов и всадников, осуществляя общий надзор за нравственностью граждан.

Плебейские трибуны выражали интересы только плебеев, а не народа в целом, поэтому формулировка народные трибуны не вполне корректна. Основным полномочием трибуна было право запрета, вето («я запрещаю») законопроектов, ущемлявших, по его мнению, права плебеев. Трибун подвергал аресту или денежному штрафу лицо, противодействовавшее интересам плебеев, однако не обжаловал окончательное решение народного собрания и сената. Трибун мог созывать плебейское собрание и вносить в него предложения.

Кроме рядовых, имелись еще экстраординарные, чрезвычайные магистратуры. Например, в лице диктатора на шесть месяцев возрождалась царская власть, когда при исключительных, крайних обстоятельствах (война или внутренние волнения) на краткий срок устанавливалась единоличная власть. Последний диктатор был назначен в конце второй пунической войны, в 202 г. до Р. Х.

Жреческие магистратуры. В древнейшие времена жрецы назначались царем, а в республиканский период – верховным жрецом, понтификом . Римское жречество не составляло особенную касту. Жрецы избирались из граждан, чаще всего патрициев, но их должности, как правило, не были пожизненными, каким являлся только сан великого понтифика и нескольких особо выдающихся жрецов. Со II в. до Р. Х. возникла идея выборности жрецов на народных собраниях. Соответствующий закон был проведен в 104 г. до Р. Х. (закон Домиция ). Отныне жрецы избирались уже на трибутных собраниях, но не всеми трибами, а только самыми древними.

Государственное устройство Римской республики

В ходе борьбы патрициев и плебеев у римлян сложился устойчивый, долговечный государственный порядок. Великий древний историк, грек Полибий, считал, что именно благодаря своему прекрасному государственному устройству римляне покорили мир. Римская республика имела три основные власти: народное собрание, сенат и магистратов (т.е. начальников, правителей).

Народное собрание (комиции). В Риме, как и в Греции, хозяином государства считался народ. Народное собрание принимало законы и выбирало магистратов Римской республики. Народ обладал большой силой, но пользовался ею умеренно: как правило, простые плебеи доверяли своим выбранным начальникам и послушно голосовали за их предложения. Во время выборов народ отдавал свои голоса самым видным гражданам - патрициям и знаменитым плебеям: римляне, как и греки, считали, что править государством должны люди благородные и опытные.

В благодарность именитые люди должны были свидетельствовать свое уважение перед самодержавным римским народом. Раз в год, перед выборами, кандидаты на ту или иную должность “обхаживали” народ: прогуливаясь по Форуму, они пожимали руки своим избирателям, с помощью особых рабов-подсказчиков называли их по имени, смиренно просили их поддержки. Тот, кто пренебрегал этим обычаем или проявлял гордость, не имел надежды на успех. Как-то раз один знатный кандидат, пожимая мозолистую руку крестьянина, спросил в шутку: “Отчего у тебя такие грубые руки - ты что, ходишь на них?” Слова эти тотчас облетели Форум, плебеи обиделись и провалили шутника.

Со времен Сервия Туллия, когда римляне стали голосовать в народном собрании по сотням-центуриям, голоса зажиточных граждан преобладали над голосами бедняков. А с начала Республики граждане голосовали иногда по трибам - территориальным округам. В народных собраниях по трибам сельские жители имели перевес над горожанами, так как каждая триба обладала одним голосом, всего округов было 35, а городских - только 4 трибы. Таким образом, в обоих народных собраниях бедные и безземельные граждане не имели почти никакого влияния.

Военные сотни-центурии голосовали на Марсовом поле, за чертой города. Трибы собирались то в цирке, то на Капитолии, то на Форуме, где для них ставили 35 деревянных “загонов”. По-латыни народные собрания назывались комициями, а площадка на Форуме, где они собирались чаще всего, - Комицием.

Консулы. Правители Римского государства назывались магистратами. Они избирались сроком на год и по нескольку человек на одну должность. Древнейшими римскими магистратами были два консула, заменившие изгнанных царей. Они обладали царской властью - империем, который давал им право командовать войском и вершить суд; они же составляли списки римских граждан и сенаторов. Консулы унаследовали царские знаки власти: курульное кресло и 12 ликторов. Что касается пурпура, то он покрывал уже не всю их одежду, но лишь часть ее: они имели красные сапоги и окаймленные пурпуром тоги.

Преторианец, император и трибун

Ликторы носили на плечах фасци - связки прутьев с воткнутыми в них топорами. Эти орудия означали, что консулы имеют право сечь и казнить римских граждан. Но топоры втыкались в фасци только за городской стеной, где действовали военные законы. Город считался мирной областью, здесь приговоренный к смерти человек мог требовать народного суда. Поэтому внутри города ликторы убирали топоры, а консулы склоняли фасци перед народным собранием в знак того, что власть народа выше их власти.

Со временем римляне стали выбирать магистратов, к которым перешла часть консульских обязанностей: судом стали руководить преторы, а перепись граждан и оценку их имущества - эта оценка называлась цензом - производили цензоры.

Преторы. Преторы, как и консулы, восседали на курульном кресле и обладали империем. Но их империй считался младше консульского, поэтому они подчинялись консулам и имели только шесть ликторов. В Риме преторы руководили судами, а когда римляне завоевали заморские страны, их стали посылать туда в качестве полководцев и наместников (“губернаторов”). Во времена борьбы патрициев и плебеев был один претор-судья, после присоединения к Риму заморских областей преторов стало шестеро.

Цензоры. Цензорами становились обычно бывшие консулы. Цензура считалась самой почетной должностью: цензоры не только сидели на курульном кресле, но и облачались в царские пурпурные тоги. Цензоры оценивали как имущество, так и нравы римских граждан. Если кто-нибудь расточал отцовское добро, или проявлял трусость на поле боя, или имел славу кутилы и гуляки, - цензор накладывал на такого гражданина взыскание: если это был сенатор - его исключали из сената, если всадник - отнимали коня, если простой плебей - заносили в позорный список худших граждан. Римляне выбирали цензорами самых почтенных граждан и уважали их как стражей добрых нравов: рассказывают, что когда строгий цензор Тиберий Семпроний Гракх проходил вечером по городским улицам, граждане спешно тушили в домах огни, чтобы он не заподозрил их в поздних пирах.

Цензоров, как и консулов, было двое. Избирались они не каждый год, но раз в пять лет.

Проведя ценз, составив списки сенаторов и всадников, цензоры совершали священный обряд очищения римского народа. Считалось, что от правильного проведения этого обряда зависят и урожаи, и здоровье, и благополучие римлян.

Диктатор. Если государство оказывалось в крайней опасности и возникала нужда в “крепкой руке”, то назначался диктатор. Этот магистрат ничем не отличался от царя: он был единоличным правителем государства, ему подчинялись все власти, включая консулов, против него не имело силы трибунское “вето”. Диктатора сопровождали 24 ликтора, которые несли фасци с топорами даже в пределах города. Грозная диктаторская власть ограничивалась только сроком - она не могла длиться долее шести месяцев.

“Почетные” магистраты. Все перечисленные магистраты назывались высшими, а должности их - “почетными”, так как давал их народ и служба была бесплатной. Были также низшие, но тоже “почетные”, избираемые народом магистраты - народные трибуны, казначеи-квесторы, градоправители-эдилы. Последние заведовали городом Римом, следили за ценами и чистотой улиц, устраивали за свой счет для народа праздничные игры. “Почетные” магистраты после года службы заносились цензорами в список сенаторов.

Сенат. Сенат был самым могущественным государственным органом Римской республики. Пополнялся он бывшими “почетными магистратами” - как патрициями, так и плебеями. Звание сенатора было пожизненным, но цензор имел право вычеркнуть из сенатского списка имя недостойного, чем-нибудь запятнавшего себя человека. Почти до самого конца Республики сенат состоял из 300 “отцов”. Старинные сенатские знаки отличия известны: полосатые туники и тоги, золотое кольцо, красные сапожки. Но во времена Республики окаймленную пурпуром тогу и красную обувь имели только те сенаторы, которые занимали в прошлом высшие должности и сидели на царском троне - курульном кресле. Более скромные сенаторы из низших “почетных” магистратов (народные трибуны, квесторы, двое градоначальников-эдилов) носили светлые тоги и черные башмаки. При обсуждении дел сенаторы в красных сапожках высказывали свое мнение вслух, а сенаторы в черных башмаках молча “голосовали ногами”, т.е. расходились в разные стороны. Заседал сенат либо в особом здании - курии, что стояла на Форуме, либо в каком-нибудь храме, чаще всего - в храме Юпитера на Капитолии.

Консулы, как прежде цари, созывали сенат для того, чтобы посоветоваться с ним. Однако при Республике сенатские советы значили гораздо больше, чем при царях, ведь консулы и другие магистраты командовали всего один год, а сенат руководил государственными делами постоянно. На деле сенатские советы магистратам были равны приказам. Сенат объявлял набор войска, определял количество солдат и денег на войну, принимал иностранных послов, вводил или запрещал почитание новых богов. Все важнейшие государственные дела рассматривались в курии. Консулы, преторы, цензоры редко осмеливались спорить с сенатом. Им это было и невыгодно, так как сами они становились по окончании службы сенаторами.

Цицерон произносит речь против Катилины в Сеннате

(картина Чезаре Маккари 1882-1888)

Всадники. Все римские граждане были равны перед законом, но все-таки в Риме существовали сословия - большие группы людей, обладавших особыми правами и знаками отличия. При царях особыми сословиями считались патриции и плебеи, при Республике выделились два высших сословия - сенатское и всадническое.


Римский всадник (реконструкция)

Всадниками назывались богатейшие римские граждане, имевшие не менее 100 га земли.

В армии всадники служили в качестве кавалеристов и офицеров, в мирное время только они имели право добиваться “почетных” должностей, которые открывали дорогу в сенат. В этом праве состояло основное отличие всадников от простых граждан-плебеев. Всадническое сословие называли “рассадником сената”. Как люди, имеющие возможность стать магистратами и сенаторами, всадники носили почти сенатские знаки отличия: золотые кольца и рубашки-туники с пурпурными полосами, но более узкими, чем у сенаторов.

Многие сенаторские и всаднические семьи состояли в родстве друг с другом. И те и другие принадлежали к классу богатых землевладельцев, но некоторые всадники занимались, еще торговлей, ростовщичеством и другими прибыльными денежными делами. Сенаторам как представителям благороднейшего сословия такие занятия были запрещены по закону. Все доходы и промыслы, кроме земледельческих, считались в Древнем Риме низкими.

Республиканская знать и её господство в государстве. Греческий историк Полибий в VI книге своей “Всеобщей истории“ описал римское государственное устройство как наилучшее в мире. Он считал, что у римлян разумно сочетаются три власти: царская - которой обладают высшие магистраты, аристократическая - которую представляет сенат, и демократическая - которую осуществляет народное собрание. На самом деле авторитет сената перевешивал все другие власти, а настоящими аристократами были далеко не все сенаторы.

В эпоху царей аристократией, или знатью, были патриции, а при Республике благородными стали считаться также плебеи, которым довелось сидеть на курульном кресле и носить царский пурпур. После того как плебеи добились права избираться на все должности, в Риме постепенно образовалась новая знать: она состояла из нескольких десятков патрицианских и плебейских семей, члены которых из поколения в поколение занимали высшие должности.

Потомки высших магистратов хранили дома восковые маски своих знаменитых предков, и при похоронах членов своего рода показывали эти маски народу, поминая в надгробной речи заслуги как умершего, так и всех его дедов и прадедов. Народ хорошо знал обладателей знатных имен и отдавал им свои голоса на выборах.

В курии простые сенаторы в черных башмаках поддерживали мнения знатных сенаторов в красных сапожках. Получалось, что Римским государством правил сенат, а в сенате господствовала патрицианско-плебейская знать. Таким образом, не по закону, а на деле Римская республика была государством олигархическим, т.е. таким, в котором господствовали немногие.

 

Возможно, будет полезно почитать: