Эмоциональная загрузка и перезагрузка. Кто рискует больше других? Смотреть что такое "утомление эмоциональное" в других словарях

Все мы люди и все мы устаем. От физической работы – физическая усталость, а от эмоциональной нагрузки, от общения, от взаимодействия с социумом, от неприятностей, потерь, болезней и, наоборот, от множества радостных событий тоже бывает «перебор» и психика начинает сбоить… Психическая усталость наступает после интенсивной умственной работы и многочасового напряжения и внимания. Продолжительное сидение за бумагами, компьютером, решение сложных проблем, подготовка к важному событию, общение с большим числом людей и напряженная мозговая работа изматывают не меньше физических нагрузок. Это сказывается на работе нервной системы: нарушается сон, под глазами появляются синие круги, трудно сосредоточиться, все начнет раздражать, и жизнь приобретает мрачные краски.

Эмоциональная усталость - результат психоэмоционального стресса, сопровождается снижением настроения, подавленностью и замкнутостью. После ситуации, потребовавшей от нас сильных эмоциональных реакций - потеря близкого человека, расставание с любимым, внезапная болезнь, стихийное бедствие, - мы ощущаем опустошение и полное отсутствие моральных сил. Длительные эмоциональные переживания, когда жизнь кажется беспросветной, способны вызвать депрессивное состояние.
Положительные стрессы, напротив, благотворно влияют на наш организм.

Мужчины или женщины, молодые или взрослые более подвержены такой вот усталости?

Статистические данные не приведу, да и вряд ли они есть. Бывает, что человек находится в не лучшей психологической форме, но не подает виду (это, несомненно, относится больше к мужчинам, воспитание, знаете ли!) и терпит, еще больше загоняя себя в угнетенное состояние. Про возрастные особенности тоже нельзя сказать однозначно, бывает, что пожилой фору даст по своей эмоциональной заряженности юному созданию. Все зависит от конкретного человека, у каждого из нас есть свои, уникальные черты.

Есть ли у такой усталости признаки? (см.п 1) Например, вот не хочется абсолютно ничего, похоже на эмоциональную усталость?

Да, апатия, нежелание ничего делать, видеть, внешние изменения, проблемы со сном и пр. – признаки психоэмоциональной усталости. Депрессия.

Можно ли от такой усталости избавится? Устроить эмоциональную перезагрузку?

Эх, если бы люди были оргтехникой и проблемы решались нажатием кнопки! Но мы более сложные! И к каждому нужен особый подход! Важно помнить и знать, что если не доводить себя (а зачастую люди сами себя вгоняют в это состояние) до крайности, а давать себе отдых, не брать на себя больше, чем можете вынести/сделать, грамотно и своевременно решать возникающие проблемы, с помощью профессиональных помощников (психологов, массажистов, юристов), с помощью родных и друзей – не будет возникать тупиковой ситуации.

Какое лечение предлагают психологи?

Психологи не лечат, а к психиатру торопиться не стоит! Пытаться таблетками снизить тревожность, повысить настроение с их же помощью или с помощью напитков, конечно, можно, но ненадолго этого хватит – важно работать с причиной, причинами, которые привели к такому состоянию, выгоранию.

А можно ли предупредить такую усталость, выполнять, например, какие-то
упражнения, Вы можете что-то посоветовать?

Конечно. Первое упражнение – это обязательный отдых, ни наше тело, ни психика не могут работать на износ, сверх сил. Важно посвящать себе время, уделять внимание, прислушиваться к «звоночкам», которые наш организм посылает нам, предупреждая о приближающейся усталости. У каждого, наверняка, есть свой уникальный способ позаботиться о себе! Прогулка по лесу, поездка на пару дней на рыбалку или к подруге, которую сто лет не видели, просчитанная книга, поход к психологу, беседа с мамой, занятия спортом, курс массажа, чашка кофе, ленивое валяние на диване… Единых рецептов, кроме как позаботьтесь о себе, любимом, нет…

Почему если человек меняет места жилья, например, жил в городе, а переехал на дачу, за город, почему такой способ очень действенен в борьбе с усталостью?

Для кого-то такой шаг единственно верный, а кого-то приведет в то самое
эмоциональное замешательство – важно чувствовать, что каждому годится, а что противопоказано! Для многих проживание на природе – великое испытание, они горожане и чириканье птичек их бесит, а многочасовые пробки по пути на работу, в театр и т.д. и обратно – повергнут в еще более сильный стресс!

Сменить род деятельности — это может помочь? Но такой шаг, конечно, решиться не каждый?

А в работе ли дело? Есть люди, меняющие много мест, но так и не нашедшие душевного комфорта, все так же эмоционально выгорающие и на новом месте. Важно, повторюсь, найти, откуда ноги растут у того дискомфортного, угнетающего состояния.

Может ли на эмоциональное состояние человека влиять окружающая среда - как с этим бороться, на что обратить внимание, чтобы искоренить негативно влияющие факторы?

Окружение, естественно, влияет на нас. Бороться не стоит! В борьбе среда победит, она мощнее. Важно найти своё место в системе, найти баланс с самим собой в первую очередь, душевный баланс. Тогда и мир станет доброжелательней. Всё – взаимно!

Если нет возможности уехать, поменять карьеру, как быть, как себя эмоционально перезагрузить?

Попытки уйти ОТ зачастую не имеют результата. Важно знать, видеть, хотеть двигаться К Своей цели. Это как поездка на автобусе. Уехать из города М. можно, сев в первый попавшийся, наугад, но куда, К чему он Вас привезет? Важно знать, в какой пункт Вы хотите попасть и, соответственно, выбрать маршрут! Перезагрузка прекрасно осуществляется с помощью специально обученных людей, психологов. Они помогают увидеть ситуацию и воспринять ей по иному, зачастую люди принимают свое состояние как зависящее от того-то и сего-то, а оказывается, что причина кроется в другом, что скрыто, амнезировано, не допускается к принятию…

Творчество (любимое хобби), искусство (походы в театр и кино) как помогает нам бороться с плохим настроением и усталостью, в чем их сила?

Вот про это я и не устаю повторять! Каждый знает свой рецепт хорошего состояния! Важно не забывать, не игнорировать свои любимые интересы, любить себя не на словах, а на деле! Сила в них – огромная!

Как Вы считаете, насколько важно съездить в отпускные дни куда-то отдохнуть?

Для меня – важно. А кому-то важно посидеть за компьютером, к которому он не подходил пару месяцев, кому-то – погулять с ребенком в ближайшем парке, чего из-за загрузки не делал месяц. Кто-то любит экскурсии по Вене, а кто-то посиделки на даче с комарами 🙂

Следите за своим самочувствием, прислушивайтесь к «звоночкам», любите себя, помните, что взваливать на себя больше, чем Вы можете вынести – вредно, дышите воздухом, заботьтесь о своей душе и теле, обращение к специалистам вовремя поможет Вам «перезагрузиться» безболезненно!

Последние публикации

В процессе выполнения работы может развиться состояние пониженной работоспособности организма, которое объективно оценивается как утомление, а субъективно воспринимается в виде чувства усталости.

Утомление - снижение работоспособности, возникающее в результате выполнения труда большой тяжести, напряженности или продолжительности и выражающееся в количественном и качественном ухудшении его результатов.

В настоящее время наиболее популярной является теория утомления, согласно которой утомление в первую очередь возникает в центральной нервной системе. При длительном возбуждении определенных участков нервной системы наступает перевозбуждение и торможение условных рефлексов. Торможение является мерой предупреждения функционального истощения клеток, что позволяет клеткам не реагировать на поступающие импульсы.

Чрезвычайно высока биологическая роль утомления . Оно выполняет защитную функцию, предохраняя организм от истощения при слишком длительной или напряженной работе. Повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма.

В развитии утомления различают преодолеваемое утомление, при котором сохраняется высокая работоспособность, поддерживаемая волевым усилием. Это так называемое компенсированное утомление. Работоспособность в этом случае обеспечивается значительными энергозатратами. Чаще всего утомление и усталость развиваются параллельно, однако это происходит не всегда. Так, если человек занят любимым, важным для него делом, он может работать достаточно долго, не чувствуя усталости, хотя налицо признаки утомления.

Дальнейшее выполнение работы вызывает развитие некомпенсированного , явного утомления, главным признаком которого является снижение работоспособности. Проявляется утомление субъективным чувством усталости. Фаза декомпенсированного утомления характеризуется снижением общего уровня активности ЦНС (уменьшением скорости зрительно- и слухомоторной реакции, падением уровня внимания), рассогласованием активности различных областей коры большого мозга. Отмечается падение сократительной способности работающих мышц, дискоординация движений, замедление их темпа.

Необходимо так дозировать деятельность человека, чтобы возникающее в ее результате утомление исчезало за время отдыха. Если этого не происходит, то симптомы утомления накапливаются, что приводит к переутомлению.

Переутомление – это длительное и глубокое снижение работоспособности, сопровождающееся нарушением деятельности систем жизнеобеспечения и требующее для своего устранения длительного отдыха. Таким образом, переутомление – это патологическое состояние, которое не исчезает после обычного отдыха и требует специального лечения. Существует понятие синдром хронической усталости . Проведенные рядом ученых исследования показали, что хроническая усталость является основной причиной обращения к врачу около 24% взрослого населения.

Причин, приводящих к хронической усталости, множество и связаны они как с физическим состоянием человека, так и с состоянием его духа. Большинству пациентов лучше помогает комплексный подход к лечению с учетом психологических факторов. Выявление и корректировка проблем, волнующих человека, является важной частью в деле его исцеления. Среди конкретных рекомендаций преодоления состояния хронической усталости наиболее значимы следующие:

    Осознание факта, что самооценка оказывает значительное влияние на здоровье и возможности выздоровления.

    Выявление сторон жизни, вызывающих у человека стресс и поиск способов исключения стрессовых ситуаций.

    Постепенное восстановление активности: объема воспринимаемой информации, физической нагрузки, времени общения с людьми.

Физиологический механизм формирования нервного напряжения. Если ранее ученые преимущественно занимались вопросами, связанными с утомлением и переутомлением, то в настоящее время особую актуальность приобрели проблемы - напряжения и перенапряжения.

Труд не сводится лишь к физической и умственной деятельности. Он почти всегда связан с эмоциональным напряжением, достижением поставленной цели и преодолением затруднительных ситуаций, которые также могут способствовать развитию нервного перенапряжения. Кроме умственно-эмоционального перенапряжения в процессе труда могут возникнуть перенапряжения другого характера, например физическое. В рамках этой работы рассмотрим умственно-эмоциональное перенапряжение как самое распространенное пограничное состояние не только среди работников умственного труда, но и работников других современных профессий.

В сфере эмоций и умственной деятельности современного работника наблюдается значительная интенсификация, которая приводит к тому, что работающий не успевает адекватно и быстро реагировать на всю биологически значимую информацию. Накапливается все больше неотреагированных воздействий, нереализованных эмоций, нерешенных задач различного характера.

Образ жизни и трудовая деятельность за последние годы настолько изменилась, что приспособительно-компенсаторные механизмы, выработанные в процессе эволюции, с трудом справляются с новыми условиями действительности. Возникает дисгармония между психофизиологическими и трудовыми, социальными ритмами. Можно допустить, что темпы адаптации организма человека отстают от темпов возросших жизненных требований, т.е. от ускоренного социально-производственного развития. В связи с этим значительно повышается напряженность регуляторных механизмов ЦНС и гомеостатических констант организма. Чрезвычайно сильные раздражители все более вовлекают структуры коры и подкорки и формируют нервное напряжение. Напряженность нервных и приспособительно-компенсаторных механизмов резко возрастает, возбудительный процесс принимает застойный характер.

В отличие от переутомления, сущность которого в истощении компенсаторно-адаптивных механизмов, нервное перенапряжение - это состояние организма, когда процесс возбуждения при продолжительном воздействии какого-либо постоянного раздражителя или эмоционального комплекса достигает предельно высокого уровня, длительно сохраняющегося только благодаря постоянному включению дополнительных нервных механизмов и потенциальных ресурсов.

Умственно-эмоциональное перенапряжение - это состояние, вызванное психоэмоциональными раздражителями, воздействие которых определяется не их физическими параметрами, а информационно-вербальным содержанием и характеризуется условно-рефлекторным механизмом воздействия.

Умственно-эмоциональное перенапряжение расценивается как качественно новое состояние организма, находящееся между нормальными и патологическими реакциями. Новое физиологическое качество нервного перенапряжения заключается в том, что оно в определенных неблагоприятных условиях и на определенных этапах может смениться заболеванием.

Факторы риска возникновения нервного перенапряжения. Возникновение факторов риска в процессе умственной работы происходит из-за неумения планировать свое рабочее время, учебно-информационной перегрузки мозга, отсутствия навыков самостоятельной работы, дефицита сна, недостаточной физической нагрузки, курения, злоупотребления алкоголем, артериальной гипертонии и гипотонии, высокого уровня тревожности и неврозов, дискомфорта психоэмоциональной сферы, нарушения полового поведения.

Нервное перенапряжение возникает в результате суммарного воздействия различных факторов риска. Комплексное влияние на организм нескольких факторов риска сильнее, если они выступают одновременно и приобретают хронический характер.В зависимости от характера и специфики действия факторы риска условно можно разделить на две группы: биолого-психологической и социально-производственной природы.

Факторы биолого-психологической природы . Особую роль в развитии нервного перенапряжения играют наследственно-конституциональные факторы. Генетическая природа присуща всем психофизиологическим проявлениям организма. Без учета генотипа трудно объяснить разнонаправленные психофизиологические сдвиги под влиянием факторов риска и экстремальных ситуаций.

Развитие нервного перенапряжения в значительной степени определяется также наследственной отягощенностью эндокринно-гуморальной системы. При наличии у человека предрасположенности к какому-нибудь заболеванию возникновение его в результате стресса почти гарантировано.

Из психологических факторов имеет значение резкая выраженность тех или иных черт характера, которой отличаются так называемые акцентуированные личности. Формированию нервного перенапряжения могут способствовать следующие личностные особенности: мотивационные конфликты и конфликты интимно-личностного характера, усиление значения субъективного фактора в оценке тех или иных жизненных ситуаций, непонимание между близкими людьми, эмоционально насыщенная речь, напряженность мышц тела во время разговора, неуверенность в себе, агрессивность, нейротизм, хроническая тревожность и внутреннее напряжение. Индивидуумы с высоким уровнем тревожности более чувствительны к эмоциональному стрессу и с трудом выходят из эмоционально насыщенных ситуаций.

К факторам социально-производственной природы относятся: социальные перемены, значимые жизненные трудности (развод, смерть близких), длительное эмоциональное напряжение, значительное преобладание интеллектуального труда, постоянное ощущение недостатка времени и хроническая усталость, хроническое нарушение режима труда и отдыха, снижение интереса к работе, падение личного престижа, отсутствие элементов творчества в работе и чрезмерная трудовая нагрузка, хроническая гипокинезия, отсутствие трудовых навыков.

Некоторые авторы делают попытки разделить людей на предрасположенных (тип А) и непредрасположенных (тип Б) к заболеваниям в зависимости от типичных для них поведенческих актов и свойственных им психофизиологических особенностей.

Для лиц типа А характерны такие проявления, как торопливость, раздражительность, реактивность, нетерпение, тревожность, стремление к конкуренции, выраженное чувство долга. Лица типа А обычно способные люди, преуспевающие в делах, которые берутся за выполнение одновременно нескольких сложных дел. Они энергичны, стремятся к продвижению по работе, им всегда не хватает времени для отдыха, двигательной активности и сна. Эти характерные черты обостряются в стрессовых и экстремальных ситуациях, при жестком дефиците времени в условиях соревнований и информационной перегрузки. Лица относящиеся по поведенческим проявлениям к типу А, дают основание предполагать наличие у них хронически активной рабочей доминанты. В дальнейшем психологическое состояние торопливости и беспокойства может служить стержневым синдромом, отражающим длительное эмоциональное напряжение с повышенной реактивностью преимущественно симпатико-адреналовой системы.

Полную противоположность представляют собой люди типа Б. Они не перегружают себя работой, весьма равнодушны к ней, веселы, умеют наслаждаться жизнью, много отдыхают, неконфликтны, общительны. Знание личностных психофизиологических и социально-производственных особенностей каждого типа позволяет своевременно применить превентивные лечебно-оздоровительные мероприятия.

Благодаря хроническому характеру нервное переутомление и психоэмоциональное перенапряжение являются ведущими факторами развития сердечно-сосудистых, нервных и психических заболеваний. Статистически достоверно, что так называемые "болезни цивилизации" особенно часты у представителей профессий, связанных с малоподвижным напряженным умственным трудом и эмоциональными нагрузками.

Особенности развития нервного напряжения при монотонном труде. Монотонность труда - это однообразие трудовых операций и производственной обстановки. В настоящее время различные виды монотонных работ разделяются на две основные категории.

    Монотонность действия, при которой состояние монотонии возникает в связи с выполнением однообразных рабочих действий и частым их повторением.

    Монотонность обстановки, при которой состояние монотонии возникает в связи с воздействием однообразных факторов окружающей рабочей обстановки и дефицита поступающей информации ("сенсорный голод").

Термин "монотонность" в основном характеризует внешние объективные факторы трудовой деятельности, а термин "состояние монотонии" в большей степени относится к реакциям человека на монотонный труд. Состояние монотонии , - комплекс физиологических (объективных) и психологических (субъективных) изменений в организме человека, возникающих при монотонном труде.

К факторам, потенцирующим развитие состояния монотонии, относятся гипокинезия и гиподинамия, факторы окружающей обстановки: постоянный фоновый шум и вибрация, недостаточное освещение, некомфортный микроклимат, замкнутость и однообразное оформление интерьера производственных помещений.

К факторам влияющим на устойчивость человека к монотонии относятся: характер и условия работы, профессиональная и физическая подготовленность работников, функциональное состояние человека, отношение к работе, психофизиологические особенности личности.

Состояние монотонии включает широкий комплекс изменений в различных функциональных системах организма человека, характеризующихся снижением уровня их активности. Наиболее серьезным последствием продолжительного труда в монотонных условиях может являться формирование у работающих нервного напряжения и возможное развитие перенапряжения.

Разрабатываемые мероприятия по профилактике развития состояния монотонии должны быть направлены на повышение уровня активности ЦНС, увеличение эмоционального тонуса и мотивации; обеспечение оптимальной информационной и двигательной нагрузок; устранение объективных факторов монотонного труда. Все это достигается оптимизацией характера и условий трудовой деятельности.

Адаптационные процессы и экзаменационный стресс у студентов. Для поддержания взаимосвязи между высшими координирующими центрами и периферическими исполнительными органами существуют сложные отношения, которые обеспечивают взаимную регуляцию, ведущую к оптимальной согласованности функций различных систем и органов человека. Однако при резких изменениях внешней среды или внутреннего состояния организма может возникнуть рассоглассованность между различными системами и произойти нарушение гомеостаза.

W.Selye установил, что сильное воздействие стрессоров на организм приводит к возникновению особого состояния, названного им стрессом (напряжением). Состояние стресса он включил в понятие общего адаптационного синдрома . Во время стресса происходит нарушение приспособительно-компенсаторных и защитных механизмов организма и возникают изменения, не зависящие от природы действующего стрессора.

Выделено три стадии общего адаптационного синдрома: патологии, резистентности и истощения. Патологические сдвиги в организме могут возникнуть в начале воздействия стрессора. Они характеризуются реакцией тревоги и возникают только при воздействии очень сильных раздражителей. Стадию резистентности характеризует активизация физиологического состояния организма.

Период сдачи экзаменов, как правило, сопровождается эмоциональным стрессом у студентов. Подтверждением нарушения биологической саморегуляции организма у некоторых студентов во время экзаменов служат видимые (мимика, речь, жесты, двигательные акты) и невидимые (вегетативно-эндокринные изменения) эмоциональные эффекты. С видимыми проявлениями обычно человек может справиться, подключив волю, а с невидимыми справиться бывает трудно и неизбежно наступает "вегетативная буря". При воздействии соответствующих внешних или внутренних факторов нарушение гомеостаза происходит не пассивно, а с обострением и напряжением деятельности определенных функциональных систем организма.

Учебные стресс-факторы вызывают эмоциональные реакции, вредно действующие на организм и мешающие сдаче экзаменов. Такими учебными стресс-факторами у студентов являются: плохие оценки, конфликтные ситуации с преподавателями, недостаточная подготовка предмета, ожидание неудачи, постоянный страх быть отстраненным от учебы, дефицит времени, темп и скорость экзаменационного периода, необходимость подготовки к экзамену большого объема учебного материала, частые ночные работы, состояние неопределенности.

Стрессы, возникающие во время экзаменационной сессии, принимают хронический и комбинированный характер, их причиной следует считать одновременное действие нескольких экзаменационных стресс-факторов. Когда стрессовые воздействия неоднократны и продолжительны, у студентов возникают симптомы хронического эмоционального стресса, который может формировать у них предпатологическое состояние. Подобные эмоции затрудняют целенаправленную умственную работу студентов.

Многочисленные исследования показали, что под влиянием экзаменационного стресса повышаются или понижаются артериальное давление, ча­стота пульса, показатели ЭКГ, температура кожи, кровенаполне­ние сосудов мозга и нижних конечностей, уровень саха­ра, катехоламинов, липидов, форменных элементов в перифериче­ской крови.

Однократные функциональные сдви­ги в организме под влиянием стресса не представляют опасности и рассматриваются как биологически целесообразные реакции организма для преодоления затруднительных ситуаций. Но так как экзаменационные стресс-факторы действуют многократно, то вы­званные ими функциональные сдвиги после окончания экзаменов не восстанавливаются длительное время. Положительное или отрицательное действие стресса зависит от длительности его дей­ствия и от того, восстанавливаются ли нарушенные под влиянием стресса функции организма. Адаптационные резервы организ­ма не безграничны и использовать их следует постепенно.

Установлено, что эмоциональное напряжение начинается за 4-5 дней до начала экзаменационной сессии и сохраняется на всем протяжении экзаменов даже в те дни, когда студент экзаменов не сдает. Таким образом, студенты вузов два раза в год переживают дли­тельный экзаменационный эмоциональный стресс.

Психофизио­логические и биохимические изменения, происходящие под влиянием эмоционального стресса, в од­них случаях объясняются возникновением замкнутых “эмо­циональных кольцевых кругов” между корковыми и подкорковы­ми эмоциональными зонами, которые усиливают друг друга при каждом экзаменационном стресс-факторе. В других случаях экзаменационная перегрузка мозга не соответствую­щая интеллектуальным способностям и возможностям данного студента, вызывает невротические нарушения.

Проявление эмоционального стресса часто вызывает субъективные переживания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, тревожностью, которые являются источником помех и неудач на экзаменах.

Для предупреждения эмоционального стресса можно рекомен­довать умеренную и равномерную учебную нагрузку в течение семестра, что будет поддерживать жизненный тонус и положительные эмоции, препятствуя возникновению стресса. Целесообразно поддержание интереса к учебному процессу. Развитие интереса необходимо для поддержания здоровья и адаптационных резервов организма студентов. Снижение инте­реса способствует накоплению не усвоенного учебного материала, что в свою очередь вызывает эмоции страха и неуверенности, особенно перед экзаменами.

← Расскажи друзьям

Состояние, которое в быту мы называем «эмоциональной усталостью», психологи именуют «эмоциональным выгоранием». Что это и как с этим бороться, выяснила редакция журнала «Секретик».

Невозможно встретить человека, который бы не уставал эмоционально. Ежедневно мы тратим чрезмерно много внутренних сил и не всегда успеваем их восстановить, возникает эмоциональная усталость. Нет ничего необычного в том, что к вечеру человек чувствует усталость, при условии, что за ночь он успевает восстановить силы и готов идти навстречу новым свершениям. В случае если состояние усталости проявляется ежедневно и становится хроническим, следует сосредоточить на этом серьезное внимание.

Проявления эмоционального выгорания

Раздражение

Раздражение - самый верный признак состояния эмоционального выгорания. Очередь в супермаркете, безобидные шутки коллег, «слишком» горячий кофе и огромное множество прочих пустяков порождают невероятное раздражение. Появляется ощущение, что всё против тебя.

Желание остаться в одиночестве

Основным источником негативных всплесков внутри человека являются люди: в офисе и парке, в вагоне метро, и салоне красоты. Их слишком много. Обыденные деловые и личные встречи, но человеку при этом хочется соорудить вокруг себя громадную стену, чтобы никто не мог подступиться к нему.

Невнимательность

В состоянии эмоционального выгорания человеку очень сложно сосредоточить внимание на выполнение простых задач - составление типового отчета в срок, отправление письма партнеру, приготовление ужина, прогулка с собакой. Многое человек просто забывает - посетить магазин, перезвонить кому-либо, выключить рабочий компьютер. Особенно сложно принимать решения, сознание будто затуманено.

Психофизиологические симптомы

На фоне эмоциональной усталости появляются такие симптомы, как: нарушение сна, состояние постоянной взволнованности, отсутствие аппетита и физическое утомление.

Тоска и разочарование

У человека пропадает интерес ко всему в жизни. Мы начинаем задумываться о «вечном»: ту ли профессию мы выбрали и место работы, с тем ли человеком вступили в брак, неудачи колоссальны, а успехи ничтожны.

Этапы эмоциональной усталости

Люди, деятельность которых состоит в основном из общения с людьми - студентами, клиентами, покупателями, больше остальных подвержены синдрому эмоционального истощения.

На первом этапе человек испытывает чувство, что ежедневные занятия начинают его сильно угнетать. У бухгалтера программа учета данных вызывает отвращение, администратору салона хочется спрятаться в подсобное помещение, тренер по баскетболу с трудом дожидается окончания тренировки. Чтобы избежать тягостного состояния, человек старается эмоционально оградиться от людей, выполняет должностные обязанности формально, стараясь не устанавливать контакты. На следующем этапе такое отстранение человека понемногу замещается ненавистью к окружающим людям. На последнем этапе эмоциональная усталость проявляется на физиологическом уровне - бессонницей, сердечными и зубными болями. Наступление третьего этапа говорит, что пора принять меры, способствующие восстановлению душевных сил.

Как же побороть эмоциональной усталостью?

В состоянии сильнейшего эмоционального выгорания необходимо срочно организовать себе передышку, отдых. Можно безгранично ругать себя, пытаться настроиться на выполнение задач, но пока мы не позволим себе отдохнуть, усталость не исчезнет. Прислушайтесь к себе, и Вы поймете, какой именно сейчас Вам необходим отдых. Множество людей выбирает уединение. Нескольких дней будет достаточно, чтобы «прийти в себя». Поездка в другой город или кратковременный отпуск, проведенный дома, с чашкой любимого чая и увлекательной книгой пойдут на пользу.

Чтобы впредь не допускать последних стадий эмоционального истощения, необходимо соблюдать несколько не сложных правил:

  • Чаще прислушивайтесь к себе. Если выявить признаки эмоциональной усталости на начальном этапе, вполне вероятно остановить процесс, перестроиться так, чтобы остановить ее развитие.
  • Учитесь говорить «Нет»: клиентам, партнерам, коллегам. Старайтесь как можно чаще щадить себя, и не нагружать ненужными заботами.
  • Не забывайте периодически посвящать время отдыху. Не бойтесь сказать родным, что вам необходимо некоторое время побыть одному.
  • Не оставляйте без внимания вопрос: «А нравится ли Вам дело, которым Вы занимаетесь? Нравится ли жизнь, которую проживаете?».
  • Подумайте, что можно изменить в своей жизни, чтобы результаты вашей деятельности стали успешнее. Эмоциональная усталость не возникает там, где осознается и чувствуется отдача от собственных действий.
  • Эмоциональное истощение легко побороть физическими нагрузками: плавание, утренняя пробежка, велосипедные и пешие прогулки помогут снять стресс и нервное возбуждение. Ведь зачастую одной из причин эмоциональной усталости является сидячий образ жизни и недостаток физических нагрузок.

 

Возможно, будет полезно почитать: