Духовно рыцарские ордена средневековья. Духовно-рыцарские ордена

Рыцарские ордены - организации аристократов (рыцарей) в Западной Европе, созданные в период XIV- XV вв.

После неудач крестовых походов, крестоносные военные ордены стали идеализировать и романтизировать, и в результате в позднее Средневековье появилась идея рыцарства . У них были разные цели - борьба с язычниками, разбойниками, врагами того или иного короля или сеньора. Эти ордена, отличавшиеся один от другого не только задачами, но и численностью, возникали, существовали какое-то время, объединялись или подчинялись иному ордену на феодальных основах и распускались, не достигнув и тени могущества и влиятельности таких орденов, как тамплиеры (храмовники), тевтоны и госпитальеры. Однако именно от них пошел обычай носить особые знаки отличия, изготовляемые из золота и серебра, отделанные драгоценными камнями и жемчугом. Этим знакам отличия суждено было пережить рыцарские ордена, учредившие их, и в конце концов они сами стали называться орденами.

При вступлении нового члена в состав ордена проводился т. н. обряд посвящения.

  • Монашеские ордены - в католицизме сообщества монашествующих, объединённых общей духовностью и уставом.
  • - ордены, появившиеся в период Крестовых походов . Наиболее известны и .
  • Светские рыцарские ордены - ордены европейских стран, возникшие в позднее Средневековье.
  • Государство-орден (нем. Ordenstaat ) - в ряде политических учений XX века, прежде всего тоталитарных, положение о государстве, управляемым организацией - Орденом. Историческим примером такого государства является Государство Тевтонского ордена.

Первоначально ордена появились в средневековье и представляли собой формы образования группировок дворянства и духовенства. Одна из функций ордена - цветографическая идентификация членов для определения в системе свой- чужой, путем ношения одинаковой одежды, знаков и т. д. Закрепилась в названии орденом называется и организация и определяющий ее членов знак - орден. Позднее членство в отдельных орденах особенно приближенных к монарху стало рассматриваться как награда, поскольку вступление в члены ордена требовало определенного происхождения и совершения героических и благородных поступков, а членство в таком ордене сопровождалось значительными привилегиями их внешним проявлением был знак принадлежности - орден. Вместе с тем следует отметить, что рыцарские и духовные ордена были источником разного рода оппозиционных движений, в связи с чем возникли тайные ордена т.е. Организации, члены которых не афишировали свое членство. По мере укрепления абсолютизма в Западной Европе большая часть некогда могущественных орденов была уничтожена.

Годы, последовавшие за триумфом первых крестоносцев, отмечены в европейской истории интереснейшим феноменом – духовно-рыцарскими орденами. Эти полувоенные структуры, подчинявшиеся строгому, почти монашескому уставу, возникли в Европе в начале XII века, и развернули активную деятельность в первую очередь на Ближнем Востоке, куда их члены отправлялись, дабы поддержать оставшихся в Святой земле «воинов веры».

Среди рыцарских орденов наиболее широко известны французские тамплиеры и итальянские госпитальеры. Оба они были созданы с благословения церковных властей в 20-х годах XII века. Каждый орден имел своих небесных покровителей, свои цели и задачи, свой устав. Во главе ордена стоял магистр – человек, наделенный одновременно и светской, и духовной властью. Подчинялся магистр только папе римскому, и всякий контроль над деятельностью ордена со стороны был исключен. Рыцарский орден являлся духовно-светской организацией, вернее сказать, духовно-военной. В отличие от монахов, члены рыцарского ордена имели право и даже были обязаны сражаться с оружием в руках, отстаивая христианскую веру. Большое значение устав ордена придавал военной подготовке рыцарей. Не всякий мог войти в члены орденского братства: как правило, туда принимали людей из рыцарского сословия, и в дальнейшем ордены превратились в закрытые организации, тайные общества. Члены ордена выделялись среди обычных людей своими одеждами. Устав предписывал им носить латы и постоянно быть при оружии, а поверх доспехов они набрасывали мантию с крестом. Цвета мантии и креста определяли орденскую принадлежность рыцаря. Внутри ордена существовала строгая иерархия, уподоблявшая его одновременно и монастырской общине, и воинскому подразделению. Жили рыцари все вместе, в собственных казармах.

Учителю и ученику
Члены рыцарских орденов были крестоносцами в прямом смысле слова. Поверх доспехов они носили, не снимая, цветные мантии из ткани с изображением креста на спине. Отличительными цветами тамплиеров были белая мантия, украшенная красным крестом, госпитальеры же носили черные мантии с белым крестом.
Цвета, использовавшиеся для одежд рыцарей, имели совершенно определенное символическое значение. Так, в средневековой цветовой символике белый был цветом чистоты и непорочности, а красный обозначал кровь, пролитую Христом ради спасения рода людского. Надо полагать, однако, что белые мантии храмовников были белыми лишь первое время. Согласно уставу, рыцарь должен был носить мантию постоянно. Нетрудно вообразить, во что превращалась белая накидка после одного дня езды на коне по пыльной и сухой палестинской земле, не говоря уже о жестоких схватках с сарацинами.

Духовная деятельность рыцарей в ордене регламентировалась все тем же уставом. Вступая в орден, они должны были соблюдать суровые правила, дабы усмирять плоть и укреплять дух и веру. Устав тамплиеров, например, запрещал им мыться и менять одежду чаще нескольких раз в году. Рыцари не владели практически никаким имуществом – все принадлежало ордену. Среди прочих запретов, существовал и запрет на участие в грабежах после захвата города «неверных».

Орден тамплиеров («рыцарей Храма») был обязан своим названием месту нахождения резиденции магистра – главы ордена. Король Иерусалимский выделил ордену для строительства резиденции место в Иерусалиме, где, по преданию, некогда стоял знаменитый храм Соломона, символ государства древних евреев. Тамплиеры, или храмовники, с самого начала создавались как военная организация. Они принимали активное участие в большинстве походов крестоносцев. Орден тамплиеров получил в свое распоряжение богатые земельные наделы, а в походах храмовники награбили богатейшую добычу.

К тому времени, когда деятельность христианских войск на Ближнем Востоке заметно стихла, орден тамплиеров был одной из богатейших организаций в Европе. Покровительствовавшая им католическая церковь не имела права заниматься денежными операциями, но у тамплиеров такого запрета не было. Орден широко ссужал деньгами французских королей, и его руководители пытались даже вмешиваться в политику Франции. Чрезмерная мирская активность в конце концов и погубила орден. Король Филипп Красивый, отчаянно нуждавшийся в деньгах, решил забрать имущество ордена силой. Папа римский, сам опасавшийся усиления своих подопечных, не стал препятствовать королю. В 1309 году все руководство ордена рыцарей Храма было арестовано. Филипп организовал целую серию судебных процессов, во время которых тамплиеры признавались в том, что занимались колдовством и всячески грешили против святой церкви. Имущество тамплиеров было конфисковано в пользу короля, их замки разрушены, а сами тамплиеры сожжены на кострах.

Не слишком долгая история ордена тамплиеров успела уже за время его существования обрасти всевозможными легендами, превратившимися затем, с течением столетий, в один из самых запутанных мифов европейской истории. Тамплиеры в этом мифе представали носителями некоего тайного знания, почерпнутого из восточных мистических учений, и продолжающего традиции раннего христианства, а через него – иудейской мистической традиции, Каббалы.

В настоящее время довольно сложно отделить в этом мифе правду от вымысла. Культура Ближнего Востока действительно начал проникать в европейскую культуру после крестовых походов. Арабы, пришедшие в Малую Азию и ближневосточный регион в VII – VIII веках, заимствовали многое из греческой культуры, сохранявшейся в бывших византийских владениях. Именно через арабов европейцы вновь узнали имена большинства греческих философов и ученых, чьи труды переводились на арабский язык. Кроме того, Восток всегда манил западную цивилизацию. Пышность и богатство, помноженные на совершенно иную, чем в христианстве, мораль и культуру, создали гремучую смесь, поразившую умы европейцев, впервые столкнувшихся со всем этим лицом к лицу.

Мистическая традиция в исламе была не менее развита, чем в католичестве, хотя и совершенно в ином направлении. А в Сирии и Палестине было живо наследие еврейских мудрецов, изучавших тайны мира такими путями, по которым никогда не двигались мудрецы христианские. Тамплиеры, воины, воспитывавшие себя в духе религиозной экзальтации, вполне могли увлечься новыми для себя учениями. Атмосфера закрытого общества этому только способствовала. В то время, как на европейском Западе богословы постигали тайны мира через видения и божественные откровения, тамплиеры, вероятно, избрали свой путь познания. Чрезвычайное усиление тамплиеров, имевшее в своей основе прежде всего финансовую мощь ордена, было также отнесено на счет некоего тайного знания, попавшего в распоряжение храмовников. Не следует забывать, что в XII – XIII веках в Европе были очень сильны разнообразные ереси и мистические умонастроения.

Тайне тамплиеров (ради которой, согласно легендам, неизвестные силы в католической церкви и подучили французского короля разгромить орден, и которую тамплиеры не выдали даже под пытками) посвящено множество серьезных и несерьезных исследований, и вряд ли стоит подробно останавливаться на ней. Гораздо интереснее попытаться выяснить, чем же на самом деле был орден рыцарей Храма, как и другие рыцарские ордены. В чем феномен рыцарских орденов Средневековья? Были ли они учеными, стремившимися постичь истину, или воинами, увлекшимися тайным знанием, когда их основная цель – завоевание Гроба Господня – была уже исполнена, и не нашедшими другого занятия?

Помимо тамплиеров, существовало еще два крупных ордена. Первый, госпитальеры, возник почти одновременно с орденов храмовников. Второй, Тевтонский орден, был создан в конце XII века. Тамплиеры в начале существования ордена занимались вполне конкретными делами – вели военные действия, обороняя завоевания крестоносцев в Святой земле и отвоевывая у неверных новые земли. Орден госпитальеров, или иоаннитов, имел перед собой иную задачу. Его члены организовали множество госпиталей и гостиниц для рыцарей, раненых в боях за веру, и для паломников, стремившихся в Иерусалим и Палестину из Европы.

Тевтонский орден, в который вошли рыцари из немецких земель, в Святой земле почти не воевал. Он был основан в 1190 году, а через десять с небольшим лет перебрался обратно в Германию. Там тевтонские рыцари решительно приступили к борьбе с язычниками – обитавшими в Восточной Европе славянскими племенами. На протяжение почти полувека этот крестоносный орден продвигался в балтийские земли, покоряя все новые земли и железной рукой насаждая там христианство. Коренные жители при этом либо вытеснялись, либо уничтожались. Продвижение Тевтонского ордена сумел остановить только русский князь Александр Невский, разгромивший рыцарское войско на Чудском озере. После этого рыцари закрепились на завоеванных землях и основали там фактически независимое от германского короля государство.

Задолго до того, как тамплиеры получили славу тайного общества, владеющего сокровенным знанием, в Европе они заработали себе репутацию совсем иного свойства. Во Франции в то время бытовало сравнение: «пить и сквернословить, как тамплиер». Скорее всего, рядовые члены орденов (а их было большинство) просто занимались делом, которое хорошо оплачивала церковь – воевали с неверными и язычниками за христианскую веру. Руководство ордена вполне могло окружить свою деятельность завесой таинственности – хотя бы для того, чтобы не подпускать посторонних к рычагам реальной власти и к орденской казне. Возможно, что и король Филипп Красивый удачно воспользовался этой таинственностью, окружившей тамплиеров, чтобы восстановить против них Рим.

К тому же, даже если тамплиеры и получили на Востоке доступ к тайным знаниям, эти знания не помогли им – в конце концов, орден был уничтожен, а его руководители казнены. Другие ордены, не стремившиеся к светской власти, как стремились к ней тамплиеры, просуществовали еще довольно долго, а Тевтонский орден просто создал собственное государство с помощью одной военной силы, превосходно обойдясь без мистики.

Интересные сведения:

  • Орден (от лат ordo – порядок) – централизованное объединение монахов или рыцарей. Жизнь ордена строго регламентировал устав, утвержденный папой римским.
  • Тамплиеры – духовно-рыцарский орден. Основан в 1118 – 1119 гг. в Иерусалиме для защиты паломников и расширения государства крестоносцев. Ликвидирован в 1309 г., официально упразднен в 1312 г.
  • Госпитальеры – духовно-рыцарский орден, основанный в 1113 г. в Иерусалиме в основном для оказания медицинской помощи паломникам и рыцарям, раненым в боях. С 1530 г. резиденция госпитальеров располагалась на о. Мальта.
  • Каббала – мистическое течение в иудаизме. С XV в. Каббалу внимательно изучали европейские гуманисты-христиане.
  • Иоанниты – другое название ордена госпитальеров. Покровителем ордена был Св. Иоанн, орденская резиденция в Иерусалиме находилась в Госпитале Св. Иоанна.
  • – немецкий католический духовно-рыцарский орден. Создан в 1198 г., формально существует и в наши дни. В XIV в. в состав ордена вошли Ливонский орден и орден меченосцев.

С 1100 по 1300 г. в Европе образовалось 12 рыцарских духовных орденов. Наиболее мощными и жизнеспособными оказались три: орден тамплиеров, орден госпитальеров и Тевтонский орден.

ТАМПЛИЕРЫ.

Официально этот орден назывался «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона», но в Европе был более известен как Орден рыцарей Храма. (Его резиденция находилась в Иерусалиме, на месте, где, по преданиям, был расположен храм царя Соломона (tample - храм (франц.)). Самих же рыцарей называли храмовниками.

Создание ордена было провозглашено в 1118-1119 гг . девятью французскими рыцарями во главе с Хуго де Пейнсом из Шампани. Девять лет эти девять рыцарей хранили молчание, о них не упоминает ни один хронист того времени. Но в 1127 г. они возвратились во Францию и заявили о себе.

А в 1128 г. церковный Собор в Труа (Шампань) официально признал орден. На печати тамплиеров были изображены два рыцаря, скачущих на одной лошади, что должно было говорить о бедности и о братстве. Символом ордена стал белый плащ с красным восьмиконечным крестом. Целью его членов было «по возможности заботиться о дорогах и путях, а особенно об охране паломников». Устав запрещал любые светские развлечения, смех, пение и т. д. Рыцари должны были дать три обета: целомудрия, бедности и послушания. Дисциплина была жёсткой: «Каждый совершенно не следует собственной воле, но более заботится о том, чтобы повиноваться приказывающему».

Орден становится самостоятельной боевой единицей, подчиняющейся только Великому магистру (им сразу был провозглашён де Пейнс) и Папе римскому . С самого начала своей деятельности тамплиеры приобретают большую популярность в Европе. Вопреки и одновременно благодаря обету бедности орден начинает накапливать большие богатства. Каждый вступающий безвозмездно приносил в дар ордену своё состояние.

Крупные владения орден получил в подарок от французского короля, английского короля, знатных сеньоров . В 1130 г. тамплиеры уже располагают владениями во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии, а к 1140 г. - и в Италии, Австрии, Германии, Венгрии и в Святой земле.

К тому же храмовники не только охраняли паломников, но и считали своим прямым долгом нападать на торговые караваны и грабить их. Тамплиеры к XII в. стали обладателями неслыханных богатств и владели не только землями, но и верфями, портами, имели мощный флот. Они ссужали деньги обедневшим монархам и тем самым могли влиять на государственные дела. Кстати, именно тамплиеры первыми ввели бухгалтерские документы и банковские чеки. Рыцари Храма поощряли развитие науки, и не мудрено, что многие технические достижения (например, компас) оказывались в первую очередь у них в руках.

Искусные рыцари-хирурги врачевали раненых - это была одна из обязанностей ордена . В XI в. тамплиерам как «храбрейшим и опытнейшим в ратном деле людям» была дарована крепость Газа в Святой земле. Но заносчивость принесла немало вреда «воинам Христовым» и явилась одной из причин поражения христиан в Палестине. В 1191 г. рухнувшие стены последней обороняемой тамплиерами крепости Сен-Жан-д"Акр погребли не только храмовников и их Великого магистра, но и славу ордена как непобедимого воинства.

Тамплиеры перебрались из Палестины сначала на Кипр, а затем окончательно в Европу. Огромные земельные владения, мощные финансовые средства и наличие рыцарей ордена среди высоких сановников заставляло правительства Европы считаться с тамплиерами и часто прибегать к их помощи в качестве третейских судей. В XIII в., когда Папа объявил крестовый поход против еретиков - катаров и альбигойцев, тамплиеры, опора католической церкви, чуть ли не открыто выступили на их стороне. В своей гордыне тамплиеры возомнили себя всемогущими. В 1252 г. английский король Генрих III, возмущённый их поведением, пригрозил храмовникам конфискацией земельных владений.

На что Великий магистр ответил: «Пока Вы творите справедливость, Вы будете править . Если же Вы нарушите наши права, то вряд ли останетесь королём». И это была не простая угроза.

Орден мог это сделать! Рыцарями-храмовниками были многие влиятельные люди в королевстве, а воля сюзерена оказалась менее священна, чем клятва верности ордену. В XIV в. король Франции Филипп IV Красивый решил избавиться от строптивого ордена, который за неимением дел на Востоке начал вмешиваться, и очень активно, в государственные дела Европы. Филиппу совсем не хотелось оказаться на месте Генриха Английского. К тому же королю было необходимо решить свои финансовые проблемы: он задолжал тамплиерам огромные деньги, а отдавать их совсем не хотелось. Филипп пошёл на хитрость.

Он попросил принять его в орден . Но Великий магистр Жан де Мале вежливо, но твёрдо отказал ему, поняв, что король хочет в будущем занять его место. Тогда Папа римский (которого посадил на престол Филипп) предложил ордену тамплиеров объединиться с вечными соперниками - госпитальерами.

В таком случае независимость ордена была бы утрачена . Но магистр опять отказался. Тогда в 1307 г. Филипп Красивый приказал тайно арестовать всех тамплиеров на территории королевства. Их обвинили в ереси, в служении дьяволу и в колдовстве. (Этому дали повод таинственные обряды посвящения в члены ордена и последующее сохранение тайны его деяний.) Семь лет длилось следствие. Под пытками храмовники признались во всём, но во время публичного суда отреклись от своих показаний. 18 марта 1314 г. Великого магистра де Мале и приора Нормандии сожгли на медленном огне.

Перед смертью великий магистр проклял короля и Папу римского: «Папа Климент! Король Филипп! Не пройдёт и года, как я призову вас на суд Божий!» Проклятие сбылось: Папа умер через две недели, а король - осенью. Скорее всего их отравили храмовники, искусные в изготовлении ядов. Хотя Филиппу Красивому не удалось организовать преследование тамплиеров во всей Европе, былое могущество храмовников было подорвано. Остатки этого ордена так и не смогли объединиться, хотя его символику продолжали использовать. Христофор Колумб открыл Америку под флагом тамплиеров: белым полотнищем с красным восьмиконечным крестом.

ГОСПИТАЛЬЕРЫ.

Официальное название - «Орден всадников госпиталя святого Иоанна Иерусалимского» (gospitalis - гость (лат.); первоначально слово «госпиталь» означало «странноприимный дом»).

В 1070 г. в Палестине купцом Мауро из Амальфи был основан госпиталь для паломников к святым местам. Постепенно там образовалось братство для ухода за больными и ранеными.

Оно крепло, увеличивалось, начало оказывать достаточно сильное влияние и в 1113 г. было официально признано Папой в качестве духовно-рыцарского ордена. Рыцари принимали три обета: бедности, целомудрия и послушания. Символом ордена стал восьмиконечный белый крест. Первоначально он находился на левом плече чёрной мантии.

У мантии были очень узкие рукава, что символизировало отсутствие свободы у инока . Позднее рыцари стали носить красное одеяние с нашитым на груди крестом. В ордене были три категории: рыцари, капелланы и служащая братия. С 1155 г. во главе ордена становится Великий магистр, которым был провозглашён Раймонд де Пюи.

Для принятия важнейших решений собирался генеральный капитул . Члены капитула отдавали Великому магистру кошель с восемью динариями, что должно было символизировать отказ рыцарей от богатства. Первоначально главной задачей ордена был уход за больными и ранеными. В главном госпитале в Палестине размещалось около 2 тыс. коек.

Рыцари раздавали безвозмездную помощь беднякам, устраивали для них три раза в неделю бесплатные обеды . Госпитальеры располагали приютом для подкидышей и грудных младенцев. Для всех больных и раненых были одинаковые условия: одежда и пища одного качества вне зависимости от происхождения.

С середины XII в. главной обязанностью рыцарей становится война с неверными и охрана паломников. Орден уже располагает владениями в Палестине и Южной Франции. Иоанниты начинают так же, как и тамплиеры, приобретать большое влияние в Европе. В конце XII в., когда христиан выбили из Палестины, иоанниты обосновались на Кипре.

Но это положение мало устраивало рыцарей. И в 1307 г. Великий магистр Фалькон де Вилларет повёл иоаннитов на штурм острова Родос. Местное население, боясь потерять свою независимость, яростно сопротивлялось.

Однако через два года рыцари окончательно укрепились на острове и создали там сильные оборонительные сооружения. Теперь госпитальеры, или, как их стали называть, «родосские рыцари», стали форпостом христиан на Востоке. В 1453 г. пал Константинополь - Малая Азия и Греция полностью оказались в руках турок.

Рыцари ожидали нападения на осжров. Оно не замедлило последовать. В 1480 г. турки атаковали остров Родос. Рыцари выстояли и отбили нападение.

Иоанниты просто «мозолили султану глаза» своим присутствием у самых его берегов, мешая хозяйничать на Средиземном море. Наконец терпение турок истощилось.

В 1522 г. султан Сулейман Великолепный поклялся изгнать христиан из своих владений. Остров Родос осадила 200-тысячная армия на 700 кораблях. Иоанниты держались три месяца, прежде чем Великий магистр Вилье де Лилль Адан сдал свою шпагу султану. Султан, уважая мужество противников, отпустил рыцарей и даже помог им с эвакуацией. У иоаннитов почти не было земель в Европе.

И вот защитники христианства прибыли к берегам Европы, которую они столь долго обороняли. Император Священной Римской империи Карл V предложил госпитальерам для проживания Мальтийский архипелаг. Отныне рыцари-госпитальеры стали называться Орденом мальтийских рыцарей. Мальтийцы продолжили свою борьбу с турками и морскими пиратами, благо орден располагал своим флотом.

В 60-х гг . XVI в. Великий магистр Жан де ла Валлетт, имея в своём распоряжении 600 рыцарей и 7 тыс. солдат, отразил нападение 35-тысячной армии отборных янычар. Осада длилась четыре месяца: рыцари потеряли 240 кавалеров и 5 тыс. солдат, однако отбились (см. ст. «Турецкие завоевания»). В 1798 г. Бонапарт, отправляясь с армией в Египет, взял штурмом остров Мальта и изгнал оттуда мальтийских рыцарей.

В очередной раз иоанниты оказались бездомными. На этот раз они нашли приют в России, императора которой, Павла I, они провозгласили в знак благодарности Великим магистром. В 1800 г. остров Мальта был захвачен англичанами, которые не собирались возвращать его мальтийским рыцарям. После убийства Павла I заговорщиками у иоаннитов не было Великого магистра и постоянной штаб-квартиры.

Наконец, в 1871 г. Великим магистром был провозглашён Жан-Батист Чесчиа-Санта-Кроче. Уже с 1262 г., чтобы вступить в орден госпитальеров, необходимо было иметь благородное происхождение. Впоследствии существовали две категории вступающих в орден - рыцари по праву рождения (cavalieri di giustizzia) и по призванию (cavalieri di grazzia). В последнюю категорию попадают люди, которые не должны представлять доказательств благородного происхождения.

Им достаточно было доказать, что их отец и дед не были рабами и ремесленниками. Также в орден принимались монархи, доказавшие свою верность христианству. В Мальтийском ордене могли состоять и женщины. Великие магистры выбирались только из рыцарей благородного происхождения.

Великий магистр был почти что суверенным государем о . Мальта. Символами его власти являлись корона, «кинжал веры» - меч и печать. От Папы римского Великий магистр получил звание «стража иерусалимского двора» и «блюстителя рати Христовой».

Сам же орден назывался «Державным орденом св. Иоанна Иерусалимского». Рыцари имели определённые обязанности перед орденом - они не могли покинуть казармы без разрешения Великого магистра, проводили в общей сложности 5 лет в конвенте (общежитии, точнее - казарме рыцарей) на о. Мальта. Рыцари должны были проплавать на кораблях ордена не менее 2,5 лет - эта обязанность называлась «караван». К середине XIX в. Мальтийский орден превращается из военной в духовно-благотворительную корпорацию, коей остаётся и поныне. Резиденция мальтийских рыцарей сейчас находится в Риме. Крест Мальтийского ордена служил с XVIII в. одной из высших наград в Италии, Австрии, Пруссии, Испании и в России.

При Павле I он назывался крестом Св . Иоанна Иерусалимского.

ТЕВТОНЦЫ (ТЕВТОНСКИЙ, ИЛИ НЕМЕЦКИЙ ОРДЕН. «ОРДЕН ДОМА СВЯТОЙ МАРИИ ТЕВТОНСКОЙ»).

В XII в. в Иерусалиме существовал госпиталь (странноприимный дом) немецкоязычных паломников. Он и стал предшественником Тевтонского ордена.

Первоначально тевтонцы занимали подчинённое положение по отношению к ордену госпитальеров . Но затем в 1199 г. Папа римский утвердил устав ордена, а Генрих Вальпот был провозглашён Великим магистром.

Однако лишь в 1221 г. на тевтонцев распространились все привилегии, которые имели и другие, старшие ордена тамплиеров и иоаннитов. Рыцари ордена давали обеты целомудрия, послушания и бедности. В отличие от других орденов, рыцари которых были разных «языков» (национальностей), Тевтонский орден в основном состоял из немецких рыцарей. Символами ордена были белый плащ и простой чёрный крест. Тевтонцы очень быстро оставили свои обязанности по охране паломников и лечению раненых в Палестине. Любые попытки вмешательства тевтонцев в дела мощной Священной Римской империи были пресечены.

Раздробленная же Германия не давала возможности развернуться, как это сделали тамплиеры во Франции и Англии . Поэтому Орден стал заниматься «благой деятельностью» - огнём и мечом нести слово Христово в восточные земли, предоставив сражаться за гроб Господень другим.

Земли, которые завоёвывали рыцари, становились их владением при верховной власти ордена . В 1198 г. рыцари стали основной ударной силой крестового похода против ливов и покорили Прибалтику, в начале ХШ в. основав г. Ригу. Так образовалось государство Тевтонского ордена.

Далее, в 1243 г. рыцари покорили пруссов и отобрали у Польского государства северные земли. Существовал ещё один немецкий орден - Ливонский. В 1237 г. Тевтонский орден объединился с ним и решил двинуться на завоевание северных русских земель, расширяя свои границы и укрепляя влияние. В 1240 г. союзники ордена - шведы потерпели сокрушительное поражение от князя Александра Ярославича на Неве. А в 1242 г. та же участь постигла и тевтонцев - погибло около 500 рыцарей, а 50 было взято в плен.

План присоединения русской территории к землям Тевтонского ордена потерпел полный крах . Тевтонские Великие магистры постоянно опасались объединения Руси и любыми способами пытались этому помешать. Однако на их пути стал мощный и опасный враг - Польско-Литовское государство. В 1409 г. между ним и Тевтонским орденом вспыхнула война.

Объединённые силы в 1410 г. в битве при Грюнвальде разбили тевтонских рыцарей. Но на этом несчастья Ордена не закончились. Великий магистр ордена, как и у мальтийцев, являлся суверенным государем.

В 1511 г. им стал Альберт Гогенцоллерн, который, будучи «добрым католиком», не поддержал Реформацию, борющуюся против католической церкви. А в 1525 г. он провозгласил себя светским государем Пруссии и Бранденбурга и лишил орден как владений, так и привилегий. После такого удара тевтонцы уже не оправились, и орден продолжал влачить жалкое существование. В XX в. германские фашисты превозносили прежние заслуги ордена и его идеологию.

Они использовали и символику тевтонцев . Вспомните, железный крест (чёрный крест на белом фоне) - важная награда «третьего рейха». Однако самих членов ордена преследовали, видимо, как не оправдавших доверия. Тевтонский орден существует в Германии и по сей день. .

Орден иоаннитов (госпитальеров)

Христианские паломники приходили в Святую землю истощенными путешествием; многие заболевали и оставались без призрения. Тотчас после того, как Иерусалим был взят крестоносцами (1099), несколько французских рыцарей соединились, чтобы основать странноприимный дом, в котором могли бы находить приют паломники. Они образовали духовную конгрегацию, члены которой обязывались посвящать себя уходу за бедными и больными, жить хлебом и водой и носить простое платье, «как бедные, их господа». Эти рыцари жили милостыней, которую рассылаемые ими люди собирали во всех христианских странах и которую они потом складывали в комнате для больных. Их госпиталь назывался «Странноприимным домом иерусалимского госпиталя» или госпиталем св. Иоанна. Позже он изменил свой характер. Кроме рыцарей, здесь были и послушники, то есть слуги, ходившие за больными. В больнице находило приют до 2 тысяч больных, и ежедневно раздавалась милостыня; рассказывают даже, что мусульманский султан Саладин переоделся нищим, чтобы ознакомиться с благотворительной деятельностью госпитальеров. Этот духовно-рыцарский орден сохранил свое название госпитальеров святого Иоанна (или иоаннитов) и свою печать, на которой был изображен простертый на ложе больной с крестом в головах и светильником в ногах. Но рыцари, вступавшие в орден иоаннитов, образовали военное сообщество, задачей которого была борьба с неверными.

В число госпитальеров допускались уже только рыцари благородного происхождения или побочные сыновья князей; каждый новый член должен был приносить с собой полное вооружение или вносить в арсенал ордена 2 тысячи турских су. Во всех государствах Сирии князья предоставили госпитальерам право строить замки вне городов и укрепленные дома – в городах. Главные поселения духовно-рыцарского ордена иоаннитов находились в областях Антиохии и Триполи, вокруг Тивериадского озера и на египетской границе. Его Маркабский замок, построенный в 1186 г., занимал всю площадь плоскогорья, круто спускавшегося в долину, имел церковь и деревню, в нем находился гарнизон в тысячу человек и припасы на 5 лет; здесь нашел убежище епископ Валении. Во всех странах Европы госпитальеры приобрели владения; в XIII в. они имели, по преданию, 19 тысяч обителей. В каждой из них жило несколько рыцарей с командором; многие деревни, носящие имя святого Иоанна (Saint-Jean), – древние госпитальерские командорства.

Вход во дворец великих магистров ордена Иоаннитов на острове Родос

Орден тамплиеров (храмовников)

Прежде чем этот духовно-рыцарский орден изменил свой характер, несколько рыцарей, которым наскучил уход за больными, захотели найти занятие, более соответствовавшее бы их вкусам. В 1123 г. восемь французских рыцарей составили братство, члены которого обязались сопровождать паломников по дороге в Иерусалим, чтобы защищать их против неверных; великим магистром ордена они избрали Гуго de Payens. Король Балдуин предоставил им часть своего дворца, так называемый Temple (буквально – «Храм»), построенный на месте древнего Соломонова храма ; они приняли название Бедных братьев Иерусалимского храма, или тамплиеров (букв. – «храмовников»). Знаменитый святой того времени, Бернард Клервоский , покровительствовал им и принимал участие в составлении их устава, который частью воспроизводил цистерцианский устав. Устав духовно-рыцарского ордена тамплиеров был утвержден на соборе в Труа (1128). Орден состоял из членов троякого рода; монашеские обеты бедности, послушания и целомудрия были обязательны для всех. Рыцарями были у тамплиеров люди благородного происхождения; они одни могли быть начальниками монастырей и занимать должности в ордене. Служителями были богатые горожане, которые отдали свое имущество ордену и занимали место либо оруженосцев, либо управителей; они руководили финансовыми делами ордена тамплиеров; береговой командор, который наблюдал за посадкой на корабли и за высадкой богомольцев, был служителем. Священники исполняли духовные обязанности в ордене. Папы, которые покровительствовали тамплиерам, позволили им иметь собственные капеллы и кладбища и выбирать себе священников для отправления божественной службы в их монастырях. Они постановили, что все духовные лица, находящиеся на службе ордена, должны подчиняться не своему епископу, а великому магистру тамплиеров (булла 1162 г.). Таким образом, духовно-рыцарский орден тамплиеров сделался в недрах Римской церкви независимой церковью, подчиненной одному только папе. Светские князья, особенно французские, из уважения к этим рыцарям, которые посвящали себя беспрерывной крестовой войне, делали им крупные подарки. Позже орден владел 10 тысячами обителей в Европе, флотом, банками и такой богатой казной, что мог предложить за остров Кипр 100 тысяч золотых.

Вооружение и эмблема духовно-рыцарского ордена тамплиеров

Как госпитальеры, так и тамплиеры были французскими орденами. Когда немцы начали являться в Святую землю в большем количестве, они также почувствовали необходимость иметь странноприимный дом, в котором говорили бы на их языке. В Иерусалиме существовало убежище для немецких паломников, но оно зависело от ордена госпитальеров. Во время осады крестоносцами Сен-Жан д"Акры (1189) несколько немцев собрали своих больных на одном судне, пришедшем в негодность. Немецкие князья дали им средства для основания больницы, которая и была организована в 1197 г. по образцу больницы св. Иоанна. Членами нового ордена были немецкие рыцари, которые обязывались одновременно и ходить за больными, и воевать с неверными. Они приняли наименование Братьев немецкого дома, а позже их стали чаще называть рыцарями Тевтонского ордена. Во время пребывания в Палестине императора Фридриха II они приобрели поместья и построили себе близ Сен-Жан д"Акры Монфортский замок (1229), который оставался центром ордена до 1271 г.

Герман фон Зальца - гроссмейстер Тевтонского ордена, перенесший в начале XIII века его местопребывание из Палестины в Прибалтику

Общие черты духовно-рыцарских орденов

Все эти три духовно-рыцарских ордена были религиозными братствами и принимали обычные три обета бедности, целомудрия и послушания. Каждый орден был организован по образцу клюнийского или цистерцианского. Генеральный капитул (то есть собрание должностных лиц и глав обителей, входивших в состав ордена) управлял всем орденом. Отдельные монастыри были как бы угодьями, которые управлялись за счет ордена. Но эти монахи были вместе с тем и рыцарями: их миссией была война. Они были все без исключения благородного происхождения, а их вождями часто бывали крупные сеньоры . Глава духовно-рыцарского ордена назывался не аббатом, а великим магистром, глава монастыря не приором, а командором. Их одежда была наполовину монашеская, наполовину – военная: они носили рыцарские доспехи и сверху плащ. У госпитальеров плащ был черного цвета, крест – белого; у тамплиеров – плащ белого, крест красного цвета; у рыцарей Тевтонского ордена плащ белого, крест черного цвета. Каждый орден со своей казной, своими поместьями, крепостями и воинами представлял собой как бы маленькое государство.

Но их деятельность не ограничивалась одной лишь войной, ибо рыцарь - это не только войн, но и человек высокой духовности и моральных качеств. Быть рыцарем - значило чтить «Рыцарский кодекс чести» (своеобразное включающее в себя свод негласных правил поведения, как в обществе, так и на войне). Но давайте поговорим о том, что же собой представляли рыцарские ордена.

Тамплиеры

Первый и самый популярный рыцарский орден, возникший ещё во времена крестовых походов из тех солдат, которые участвовали в захвате «святой земли» Иерусалима. Их так и называли - Орден Иерусалимских что говорило о явной принадлежности к духовно-религиозной основе христианства того времени. Знаменем организации стал красный крест на белом фоне а стягом, зачастую вывозившимся на огромной колеснице, - золотой считавшийся символом силы веры и воодушевлявший простых солдат на ратные подвиги. К сожалению, через пару столетий распался и был уничтожен. В пятницу 13 числа 1307-го года по приказу все тамплиеры были обвинены в ереси, поклонении Бафомету и, как следствие, арестованы и убиты. Это произошло потому, что тамплиеры, развиваясь и наращивая мощь, превратились из духовной организации в очень мощную экономико-политическую машину, что было неугодно ни власти, ни религиозным лидерам. Конечно, большинство обвинений было попросту сфальсифицировано, но на духовно-рыцарские ордена в целом это особого влияния не возымело.

Госпитальеры

Рыцарские ордена, как правило, зарождались на Святой Земле, именно там, где христианам для их паломничеств требовалась помощь и поддержка. Одним из таких «вспомогательных» формирований и стал орден святого княжества Антиохия, названый по имени занятого города (неподалёку от Иерусалима). Их отличительной чертой был белый крест на чёрном фоне, состоял орден в основном из французов и занимался помощью пилигримам. Рыцарские ордена этого типа, хоть и не были столь могущественны, но пережили своих собратьев. К примеру, те же госпитальеры в наше время - Обществом Красного Креста, которое до сих пор оказывает посильную медицинскую помощь в странах, задетых теми или иными военными конфликтами. Правда, религиозная основа несколько исказилась, и мало кто знает, что, наряду с этой организацией работает и ее ответвление, именуемое Орденом Красного Полумесяца.

Рыцарские ордена в мировой культуре

Так зачем же вообще нужны рыцари и почему они «вымерли»? Дело в том, что появление рыцарей-воинов, было закономерным явлением в тот период, когда сила одного человека могла быть противопоставлена силе многих, благодаря опыту, мастерству и умению. Но уже через столетие (с появлением пороха и даже арбалетов, пробивающих доспех и являющихся «бесчестным» оружием) популярность рыцарства пошла на убыль, а сами представители орденов "переквалифицировались" в военно-аристократическую элиту эпохи Ренессанса. Но это уже совсем другая история!

 

Возможно, будет полезно почитать: