Богослужения в Рождественский Сочельник: расписание, список храмов. Церковные богослужения на рождество

В ночь с 6 на 7 января в православных церквях проходят рождественские богослужения. А как готовятся к Рождеству в православной церкви?

В Приходе Святого Архангела Михаила в Минске корреспондентов встречают настоятель прихода протоиерей Игорь Галак и диакон Дмитрий.

Рождественский сочельник, или Навечерие Рождества Христова, среди православных верующих принято отмечать 6 января. В этот день после утреннего богослужения в храме верующие воздерживаются от принятия пищи до появления на небе первой звезды, которая является символом звезды, взошедшей над Вифлеемом в момент рождения Христа.

Одно из главных мест в церкви — аналой (высокий узкий столик на которую кладут икону, крест или Евангелие) в центре храма. На нём — икона Рождества с изображением сакрального момента Рождения Христова.

По загоревшейся Вифлеемской звезде волхвы смоли определить, где родился Христос. Иудеи ждали рождения Царя мирского, который мог бы избавить их от рабства и помочь создать свое государство. Но родился не земной царь, а небесный. В дары ему волхвы принесли ладан, смирну и серебро – символы богатства и царствования. Божья Матерь Мария изображена с младенцем Иисусом в колыбели. Иосиф и Мария пошли на перепись и, так как им пришлось проделать долгий путь, они провели ночь в пещере в хлеву. Именно поэтому момент Рождения Христа изображен в хлеву среди животных.

Аналой с иконой Рождества

Иисус Христос родился ночью поэтому и проводится ночная литургия с 6 на 7 января. Икона Рождества находится в храме с 6 января до 13 января и перед вечерней службой украшается еловым венком, символом вечнозеленого живого дерева.

Праздник Рождества Христова длится до Обрезания Господнего. После наступает период Крещения. Все эти праздники связаны с жизнью Господа Иисуса Христа и охватывают период с 7 по 18 января. В церкви они называются Святки. Одежда священников в период церковных праздников отличается от одежды во время обычной службы. Так, например, на Пасху она должна быть красного цвета, а в период рождественских богослужений, Крещения Господнего и святок черные одеяния заменяются белыми.

Одежда священника для Рождественского Богослужения: фелонь, поручи, пояс и епитрахиль

Есть в православной традиции и калядовщики, но они отличаются от привычных «языческих». В церкви таких людей называют Богославы. Они не наряжаются в такие костюмы, как колядовщики и приходят к своим знакомым, поют церковные песнопения в период святок.

Общий вид алтаря внутри храма, украшенного к Рождеству

В некоторых храмах к празднику ставят вертепы с фигурами младенца, ягнят и волхвов, символизирующие Рождение Христа.

Вечернее Рождественское Богослужение в храме начинается с 6 утра 6-ого января. Эта служба носит название Царские Часы. В сочельники служится особая литургия Василия Великого. Начиная с вечерней службы, наступает праздник Святого Рождества, так как в древнем Иерусалиме считалось, что день начинается с 6 вечера. До Рождества верующие следуют 40-дневному посту. 6 числа принято пить воду и не употреблять пищу. Вечером происходит помазание специальным маслом, освещение хлеба, пшена и вина.

Специальная посуда, инструменты для причастия и просфора, находящиеся в алтаре (фото из архива Прихода Святого Архангела Михаила)

Традиционно Рождественская служба проходит при открытых Царских вратах, чтобы все смогли увидеть, что происходит в алтаре. В алтаре в это время совершается Проскомидия, первая часть литургии, во время которой проходит подготовка к Богослужению: кладут специальную посуду, инструменты, вино, просфора, читают молитвы.

Богослужебные просфора с печатями и Рождественский хлеб

Хлеб, который принято использовать в церкви, называется просфора. Он заготавливается в специальной просфорне с помощью муки, крещенской воды и дрожжей. Сначала делается закваска, с молитвой замешивается тесто и пекутся специальные хлеба. Одна из просфор специально заготавливается для причастия.

В Рождество при храме пекут специальный круглый Рождественский хлеб. Выпечка такого особого хлеба – это очень долгий и кропотливый процесс, занимающий целый день. Готовят его, как говорят просфорщицы, по воле Божьей и со словом Божьим.

Празднование Рождества Христова 7 января начинается с подготовительного периода. За сорок дней до празднования события рождения нашего Господа мы начинаем Рождественский пост, очищая душу и тело для того, чтобы должным образом войти в праздник и участвовать в великой духовной реальности Христова пришествия. Период Рождественского поста отражается в церковной жизни рядом литургических особенностей, которые указывают на грядущий праздник.

Канун Рождества

В канун 6 января во всех православных храмах проходит Вечерня, которая обычно следует за часами, непосредственно начинает празднование, потому что, как мы знаем, литургический день начинается с вечера. Тон праздника задается пятью стихирами на «Господи воззвах…» Они – поистине взрыв радости о даре Христова воплощения, которое совершилось ныне. Восемь библейских чтений показывают, что Христос явился исполнением всех пророчеств, что Его Царство – Царство «всех веков», что вся человеческая история обретает в Нем свой смысл, а центром Его прихода в мир была вся вселенная.

Сочельник

Сочельник - кульминация сорокадневного Рождественского поста. День самого строгого поста. Верующие не вкушают пищу до первой звезды, появившейся на небе, которая напоминает нам о пришествии в мир Спасителя.

В этот момент в православных храмах совершается Вечерня, после которой служится Всенощное бдение и Литургия Василия Великого. Священнослужители читают отрывки из Ветхого Завета, указывая особо о пришествии Господа нашего Иисуса Христа на землю, как нашего Спасителя. После проведения службы в центр храма вносится символическое изображение Вифлеемской звезды, взошедшей на небо во время рождения Сына Божьего.

Всенощное бдение состоит из Великого Повечерия и Утрени. Первая часть длится более 60 минут и делится на 3 части. На службе поются песнопения особенные, праздничные. Затем бдение плавно переходит в Утреню.

Всенощное бдение и Литургия

Поскольку праздничная Вечерня уже была отслужена, Всенощное бдение начинается с Великого повечерия и радостного возгласа пророка Исаии: «С нами Бог!» Утреня совершается по чину великих праздников. На ней впервые полностью поется канон «Христос рождается…» – один из самых красивых канонов в православном богослужении. Во время пения канона верующие прикладываются к иконе Рождества Христова. Далее следуют стихиры на Хвалитех, в которых радостно соединяется вся праздничная тематика:

Веселитеся, праведнии,
Небеса, радуйтеся,
Взыграйте, горы, Христу рождшуся!
Дева сидит, херувимом подобящися,
Носящи в недрех Бога Слова воплощенна;
Пастырие Рожденному дивятся,
Волсви Владыце дары приносят,
Ангели воспевающе глаголют:
Непостижиме Господи, слава Тебе!

Заключает празднование Рождества Христова непосредственно Литургия дня с ее праздничными антифонами, которые возвещают:

Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих.

Попразднество

На следующий день совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Матерь Божию, Церковь указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение. Человечество Христа – конкретно и исторически – есть то человечество, которое Он воспринял от Марии. Его Тело – это прежде всего Ее тело, Его жизнь – это Ее жизнь. Праздник Собора Пресвятой Богородицы, вероятно, является в христианской традиции наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.

Шесть дней попразднества продолжаются до 13 января и завершают рождественский период. В течение этих дней на богослужениях Церковь повторяет гимны и песнопения, прославляющие воплощение Христа, напоминая, что источник и основание нашего спасения можно отыскать только в Том, Кто, будучи предвечным Богом, ради нас пришел в мир и родился как маленький Младенец.

Присутствие в храме в ночь с 6 на 7 января - дело индивидуальное. Некоторые семьи приходят в храм вместе с маленькими детьми, испытывая особый трепет и уважение к великому празднику. Кто–то, в силу своего здоровья просто не может посетить службу и наблюдает за всем происходящим по телевизору. Благо, в наши дни не запрещены трансляции из храмов, которые идут в прямом эфире. Поэтому если есть желание принять участие в службе, но нет возможности посетить храм, то это можно осуществить заочно, используя телевизионную трансляцию.

Уже хорошо знают, что в этот праздник принято дарить подарки и поздравлять друг друга красивыми открытками. Некоторые слышали про особенный рождественский ужин с индейкой в странах Запада. Но существует еще один, очень важный и сугубо церковный ритуал, который непременно знаменует это событие - рождественская литургия. Смысл этого действа определяется как общим значением самого Рождества, так и литургическим церковным обрядом. Поэтому необходимо для начала поговорить о каждом из этих элементов в отдельности.

Рождество Христово - история, смысл и значение праздника

Как следует из названия, Рождество Христово - это день Вообще-то дата этого события несколько условна в церковном календаре, так как, во-первых, изначально в церкви это событие не праздновалось. Во-вторых, когда его все-таки приняли, то объединили вместе с крещением Христа и эпизодом посещения восточными волхвами младенца Иисуса вскоре после его появления на свет. Назывался этот объединенный праздник Теофанией, или, по-русски, Богоявлением. И праздновался он 6 января. Ну а в-третьих, чуть позже эти события все же разнесли по разным датам, в результате чего память о Рождестве стала приходиться на 25 декабря - день зимнего солнцестояния (в то время).

Это было не случайно, но и с событием рождения Христа никак не связано. Дело в том, что зимнее солнцестояние - крупный языческий праздник, в который почитались многие солярные божества самых различных пантеонов. Христианские власти империи, чтобы перекрыть древние языческие традиции, в целях евангелизации связали эту дату с рождением Христа - Солнцем правды, как его именуют христиане, очевидно, противопоставляя «ложным» с их точки зрения солнечным богам. С тех пор дата поменялась еще один раз - во время смены юлианского календаря григорианским. Тринадцать дней разницы между ними обуславливают то, что сегодня Рождество в России празднуется 7 января. Эта ситуация актуальна для тех церквей, которые в своей внутренней жизни придерживаются юлианского календаря.

Само по себе Рождество знаменует собой идею Боговоплощения. Христиане верят в то, что сам Бог стал человеком в лице Иисуса, и его рождение от земной женщины и при этом девственницы - великое чудо. Верующие усматривают в этом событии исполнение пророчеств о пришествии Мессии - божественного посланника, который спасет мир. Поэтому для них так важен.

Литургия - определение понятия

Само слово «литургия» с греческого языка переводится как «общее дело». В дохристианские времена им обозначались общественные служения и повинности аристократии на содержание нужд города. В христианской церкви этим термином стало называться главное богослужение, в ходе которого совершалось центральное таинство - Евхаристия. Лейтмотивом всей церемонии служила идея, согласно которой предложенные на алтаре хлеб и вино мистериальным образом пресуществлялись в плоть и кровь Христа (внешне оставаясь хлебом и вином), которыми затем причащались верующие. Это таинство было установлено самим Иисусом во время так называемой и им же было заповедано воспроизводить его во время собраний учеников, то есть христиан. Без участия в этом ритуале, как считается, невозможно обрести спасение, которое предлагает Бог во Христе. Вот почему регулярное служение и участие в литургии так важны для верующих.

Со временем в церквях выработалось огромное множество чинопоследований литургии. Некоторые из них уже не существуют. Другие, развившись, продолжают употребляться до нашего времени.

Чины литургии, используемые в РПЦ

Что касается практики современной Русской Церкви, то сегодня в ней общепринятыми являются три чина литургии: Иоанна Златоуста, Василия Великого и литургия преждеосвященных даров, употребляющаяся только Великим постом. Наиболее частой, так сказать, повседневной, является литургия А чин Василия Великого идет в ход только десять раз в году. Рождественская литургия - в их числе. Но только в том случае, если навечерие, то есть канун самого праздника, приходится на субботу или воскресенье. В противном случае в день праздника служится рождественская литургия Иоанна Златоуста, а Василия Великого - в канун.

Особенности служения литургии на Рождество

Как и любая праздничная церемония, богослужение, приуроченное ко дню появления Иисуса Христа на свет, имеет свои особенности. Первое, чем отличается рождественская литургия - текст. Так, вместо повседневных псалмов на службе поются праздничные антифоны. Вместо так называемого Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия». Аналогично «Достойно есть» заменяется на «Величай, душе́… Любити убо нам… ». Последнее, чем отличается рождественская литургия - текст библейских чтений, то есть евангелия и апостольского послания, которые в этот день повествуют о поклонении волхвов и воплощении Бога соответственно. Масштаб праздника также подчеркивает время служения Евхаристии. Если во все прочие дни она отправляется рано утром, то в данном случае ночь - обычное время, когда служится рождественская литургия. Сколько длится она - вопрос сложный. Это зависит от пения, от количества причащающихся и от местных традиций. Если в некоторых приходах укладываются за два часа, то в ряде монастырей службу могут растянуть практически на всю ночь.

Рождество и рождественская литургия: 2015 год

Последнее, что стоит отметить, это даты празднования в текущем, 2015 году. Поскольку, как уже было сказано, одна часть церквей придерживается григорианского календаря, а другая - юлианского, то и получается, что одни уже отпраздновали Рождество в этом году 6 января. Для других же рождественская литургия будет отправляться в самом конце 2015 года - 25 декабря. Что касается Русской православной церкви, то она входит в число уже отпраздновавших церквей.

Православная Рождественская служба с 6 на 7 января проходит в церквях и храмах по всему миру.

Начинаются Рождественские богослужения 6-го января еще утром, завершаются в 1 -3 часа ночи 7-го, однако время от времени уже на рассвете- Литургией с песнопениями колядок…

В канун Рождества, в церковь идут прихожане на вечернюю службу, исповедуются, причащаются. Служители в церкви примерно знают собственный приход, от количества людей зависит длительность службы.

Поэтому и время начала определяют различное - Всенощное бдение бывает в канун огромных церковных праздников, начало в различных Храмах - с 17:00 до 23:00 часов.

Начинается Великая вечерня (великое повечерие) с песнопениями, после время от времени исповедуют практически до полуночи, а потом в 00:00 ночная Рождественская литургия, а время от времени напротив поначалу вся служба,потомисповедь и причастие, тут строгих правил нет…

Служба на праздник Рождества Христова начинается поздно вечером 6-го января. Обычно в 11 часов после полуночи во всех православных храмах совершается особое праздничное богослужение, которое длится приблизительно до 3 — 4 часов утра.

На праздник Рождества Христова в ночь события служится всенощное бдение, часы и божественная литургия Иоанна Златоуста. Всенощное бдение начинается не обычной вечерней, а последованием повечерья. Большая часть богослужебных текстов этой службы вычитывается. Однако, на рождественском повечерьи есть главное торжественное праздничное песнопение. Оно включает в себя пение хором стихов из пророческой книги Исаии о том, что ныне с людьми присутствует сам Бог, который является великим и крепким. Господь именуется в этом песнопении Отцом будущего века. Это песнопение начинается словами «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Само праздничное песнопение именуется кратко по первым словам пророчества Исаии — «С нами Бог».

noname пишет:Я сегодня утром ходил в храм и спросил во сколько начнется Рождественная служба, мне сказали, что в двенадцать. Ого! Я ни разу не был на Рождественской службе и в связи с этим вопрос: сколько времени она длится? Часа 2? Или болшьше? Кто был?

Как я понимаю, в 12 ночи, а не в 12 дня. У вас два варианта: 1) с 12-ти ночи служится рождественское всенощное бдение, состоящее из великого повечерия, утрени и 1-го часа, затем, как обычно: 3, 6 часы и Литургия, 2) либо всенощное бдение служится заранее, вечером, а в 12-ть начинаются часы, исповедь и Литургия. Я почти уверен, что у вас 1-й вариант, хотя всякое случается в нашем королевстве. По 1-му варианту 3-4 часа минимум, по второму — 1,5-3…

Я ж говорю, у нас — было дело — закончили под утро, за час до транспорта, но пришлось оставить открытым вход в монастырь и Большой собор — многие без машин, и не выехать было уже никак. Потом перестали так делать — видимо, решили, что не дело всё-таки, когда посторонний народ ночью по монастырю болтается.

У нас когда приход поменьше был — всегда ночью служили, под утро заканчивали. И до первого транспорта как раз успевали все разговеться вместе. Но сейчас народу стало много, организовать общее разговение сложнее. К тому же раньше те, кто готовил чай и бутерброды, фактически не могли полноценно участвовать в службе (а это не чужие наемники, а наши прихожане и сотрудники храма). Поэтому теперь общий праздник проходит уже не после ночной службы, а днем следующего дня, когда люди уже отдохнули и выспались.
Но если кто-то не успевает по каким-то причинам уехать ночью (например, ехать далеко и с пересадками) — спокойно остаются ночевать в храме, на мороз никого не…

Ночью во всех церквях и храмах России прошли праздничные богослужения. Центром этих торжеств стал кафедральный храм Христа Спасителя в Москве. Свыше 5 тысяч человек собрались там минувшей ночью. Несмотря на то, что вход в храм был свободным, он не смог вместить всех желающих.

В центре храма была установлена икона Рождества, это подарок из Вифлиема на 2000-летие христианства. Возглавил Рождественское богослужение Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй. Он отслужил повечерие, утреню и Божественную литургию.

В ночь с 6-го на 7-ое января заканчивается и Рождественский пост. Поэтому все верующие уже утром устраивают праздничную трапезу. Обычно запекают гуся с яблоками, а не десерт пекут торт в виде часов со стрелками, приближающимися к полуночи.

В деревнях колядуют и обмениваются подарками. Но, пожалуй, самая главная традиция Рождества — творить в эти дни добрые дела, чтобы никто в светлый праздник не чувствовал себя…

Торжественная литургия состоялась и в Храме святой Троицы в Пойковском.

Николай Савин в рождественский сочельник всегда на посту. Помогает вести службу. Для него этот праздник дарует особую радость.

Когда рождается ребенок в доме – какие могут быть чувства? Предвкушение рождения нового человека, а здесь появился ну сам Христос. Появилась сама жизнь для всех нас верующих, неверующих. Спаситель всех, кто ждет спасения, – делится радостью Николай Савин, заведующий хозяйством Храма святой троицы

Помолиться о рождении спасителя мира на всенощную пришли десятки пойковчан. Но именно в этот мироспасительный праздник в церкви всегда много молодёжи. Причем приезжают в храм городского поселения даже из других городов.

В этот светлый праздник принято надевать белые одежды и дарить рождественские подарки. А также ходить колядовать.

Согласно Библии Иисус Христос…

вчера в 02:15

РИА Воронеж

Около 1,5 тыс человек пришли на рождественские службы в храмы Павловска

В Казанском и Покровском храмах Павловска прошли праздничные богослужения, посвященные празднику Рождества Христова в четверг, 7 января. …В храмах зачитали рождественские послания патриарха Московского и всея Руси Кирилла, главы Воронежской митрополии владыки Сергия и правящего архиерея Россошанской епархии владыки Андрея.

Коммерсантъ-Online

Рождество в Храме Христа Спасителя

7 января православные христиане отмечают один из важнейших христианских праздников - Рождество Христово. Как проходило богослужение в Храме Христа Спасителя - в фотогалерее «Ъ». 7 января православные христиане отмечают один из важнейших христианских праздников - Рождество Христово.

Праздничные богослужения прошли по всей планете

Праздничные богослужения…

Бронхит характеризуется воспалением внутренней оболочки (слизистой мембраны) бронхов. Бронхи являются воздушными каналами, которые ведут поток воздуха в легкие. Они выстланы тонкими крошечными волосками, называемые ресничками. Реснички устраняют чужеродные вещества, такие как пыль, чтобы они не проникни в легкие.

Когда бронхи воспалены, работа ресничек сбивается с ритма, и кашель будет являться основным симптомом такого заболевания, как бронхит. Кашель является реакцией организма, который справляется с раздражителями и инфекциями. Он также предотвращает скопление излишка слизи в бронхах и помогает изгнать его из воздушного канала.

Какие основные симптомы бронхита?

Один из самых отличительных признаков бронхита является отхаркивающий кашель, который производит к избытку желтоватой мокроты.

Другие симптомы включают в себя:

Боль в горле; Небольшое повышение температуры; Одышка; Головная боль; Кашель с последующей болью в груди; Озноб; …

Дружинина Елена, 2-«Б» класс, МБОУ СОШ №4 г. Ленск

Руководитель: Плахова О.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ №4

Православные праздники. Рождество Христово.

Один из любимых моих православных праздников – это великий двунадесятый праздник Церкви Рождество Христово.

В то время, когда Марии было предначертано родить младенца, проходила перепись населения Римской Империи по приказу императора Августа. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, поскольку по тому же указу императора для облегчения процесса переписи каждый житель должен был прийти в «свой» город. Оба, и Мария, и Иосиф были из рода Давида, поэтому они должны были отправиться в Вифлеем.

После того, как Мария и Иосиф не смогли расположиться в гостинице, так как все места были заняты, они были вынуждены переночевать в пещере, предназначенной для укрытия на ночь скота. Именно в этой пещере (позже ее назовут Пещерой Рождества) у Марии начались роды. Она родила сына, которого нарекла по…

У православных христиан, празднующих Рождество по юлианскому календарю, в среду наступил рождественский сочельник. По традиции православная церковь празднует его на две недели позже, чем представители других христианских конфессий.

Сочельник - канун праздников Рождества Христова и Богоявления Господня соответственно. В сочельник начинаются Святки - две недели зимних праздников, продолжающихся вплоть до Крещения, которое празднуется Православной Церковью 19 января. По традиции, в сочельник принято отказываться от пищи до первой звезды.

В Литве богослужения начались с утра 6-го января, а в ночь с 6-го на 7-ое число в Пречистенском кафедральном соборе в Вильнюсе пройдет Всенощная служба.

С утра в православных храмах началась служба Навечерия Рождества Христова. В разных храмах она начинается в разное время.

В Литве сегодня насчитывается около 130 000…

Рождество Христово — самый большой православный праздник после Пасхи (Воскресение Христа). Празднуется вечером 6-го января (этот день называется «сочельником») и днём 7-го января. (Эти даты соответствуют 24 и 25 декабрю по старому стилю).

Рождеству Христову предшествует Рождественский пост который длится 40 дней; от 28 ноября и по 6 января (по новому календарю). 6 января — сочельник — день строгого поста, в течение которого полагается полностью воздерживаться от пищи «до первой звезды». Пост же заканчивается с окончанием службы 7-го января.

История рождения Христа. Во время богослужений, чтения и песнопения упоминают о Рождение Иисуса Христа, Спасителя мира (Луки 2:1-21), которое было предсказано многими пророками. В частности упоминается о том, как прошло это историческое событие: «Римский император Август приказал сделать в…

В ночь с 6-го на 7-ое января по новому стилю (25 декабря по старому стилю) Православная Церковь торжественным богослужением встречает, пожалуй, самый радостный христианский праздник – Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Этот великий праздник посвящен воспоминанию пришествия в наш земной мир Безграничного и Безначального Божества – одного из Лиц Пресвятой Троицы – Бога-Сына.

Отнесение праздника Рождества Христова на 25 декабря по старому стилю не обусловлено историческим соответствием этой даты истинному дню рождения Господа, который и в древности, и до настоящего времени остается неизвестным.

Христос родился более двух тысяч лет назад от осененной Духом Святым Пречистой и Непорочной Девы Марии, жившей в городке Назарете со своим мнимым мужем, а скорее попечителем,…

На праздничном Всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется Родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками, а основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Также нужно сказать, что рождественская служба начинается раньше - в Рождественский Сочельник. Богослужения Сочельника в 2019 году будут совершены в пятницу, поскольку Сочельник совпадает с воскресным днем.

В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

2. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать.

В наших храмах службы не ежедневные, литургии ночью - вообще редкость. Поэтому к тому, чтобы выйти на ночную молитву, можно подготовиться совершенно обычными житейскими способами.

Например, обязательно поспать накануне перед службой. Пока позволяет евхаристический пост, выпить кофе. Раз Господь дал нам такие плоды, которые бодрят, то нужно ими пользоваться.

Но если во время ночной службы начинает одолевать сон правильнее будет выйти, сделать несколько кругов вокруг храма с Иисусовой молитвой. Эта небольшая прогулка обязательно освежит и даст силы и дальше находиться во внимании.

3. Поститесь правильно. «До первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении.

Откуда взялся обычай не вкушать пищи в Рождественский Сочельник, 6 января, «до первой звезды»? Раньше рождественская вечерня начиналась в послеобеденное время, переходила в Литургию Василия Великого, которая заканчивалась тогда, когда на небе, действительно, уже появлялись звездочки. После Литургии уставом разрешалось вкушение трапезы. То есть, «до первой звезды» означало, фактически - до окончания Литургии.

Но со временем, когда богослужебный круг был вычленен из жизни христиан, когда люди стали относиться к богослужению достаточно поверхностно, это переросло в оторванный от практики обычай. Люди и на службу не идут, и не причащаются 6 января, но при этом голодают.

Как поститься в Рождественский сочельник? Если вы присутствовали утром на Рождественской вечерне и на Литургии Василия Великого, то благословляется вкушать пищу, как положено по уставу, после окончания Литургии. То есть, днем. Но если этот день вы решили посвятить уборке помещений, приготовлению блюд и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.

Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов. Но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.

В любом случае этот вопрос лучше согласовать с духовником.

4. О дате и времени исповеди узнайте и договоритесь заранее. Чтобы не провести в очереди всю праздничную службу.

Вопрос исповеди на рождественской службе сугубо индивидуальный, потому что в каждом храме есть свои обычаи, традиции. Легко говорить об исповеди в монастырях или тех храмах, где большое количество служащих священников. Но лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться, а о том, как действительно достойно встретить пришествие в мир Христа Спасителя.

5. Не променяйте богослужение и молитву на «12 постных блюд» и вообще на приготовление праздничного стола. Это традиция не евангельская и не литургическая.

Часто спрашивают о том, как увязать присутствие на службах в Сочельник и Рождество с традицией застолья в Навечерие Рождества, когда специально готовится 12 постных блюд. Рождественский, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино. «12 постных блюд» – это народный обычай, ничего общего не имеющий ни с Евангелием, ни с богослужебным уставом, ни с литургической традицией Православной Церкви. К сожалению, в СМИ накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее – вещах, зачастую очень далеких от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.

Приходится слышать, что такие вещи, как традиции, нужны для людей пока еще не особо воцерковленных, чтобы их как-то заинтересовать. Но лучше, чтобы человек узнавал христианство сразу с евангельской, с традиционной святоотеческой православной позиции.

6. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день - прежде всего, духовная радость. И для здоровья не полезно выходить из поста обильным застольем.

Все дело в приоритетах. Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением различных кушаний, салатов оливье и прочих пышных блюд.

Если для человека важнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.

Вообще странно, что считается обязательным в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения не полезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время…

7. Пойте Богу разумно. Подготовьтесь к богослужению - почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов.

Есть такое выражение: знание – сила. И, действительно, знание придает силы не только в морально-нравственном отношении, но и буквально - в физическом. Если человек в свое время потрудился над тем, чтобы изучить православное богослужение, вникнуть в его суть, если он знает, что в данный момент происходит в храме, то для него вопрос длительного стояния, усталости не стоит. Он живет духом богослужения, знает, что за чем следует. Для него служба не разделяется на две части, как это бывает: «Что сейчас на службе?» - «Ну, поют». - «А сейчас?» - «Ну, читают».

Знание службы дает понимание, что в определенный момент богослужения можно присесть и сидя внимать тому, что поется и читается. Богослужебный устав в некоторых случаях разрешает, а в некоторых даже предписывает сидеть. Это, в частности, время чтения псалмов, часов, кафизм, стихиры на «Господи, воззвах». То есть, много моментов службы, когда сидеть можно. А, по выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах.

Многие верующие поступают очень практично, беря с собой легкие раскладные скамейки. Действительно, чтобы в нужный момент не отвлекаться на поиск места для сидения, лучше будет взять с собой такую скамеечку. Не стоит смущаться сидения во время службы. Суббота для человека, а не человек для субботы. В какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится.

Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении - толкование и тексты с переводами.

Многие считают, что нельзя в храме следить за Литургией по книжке - нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, это одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания.

8. В праздники храмы переполнены. Пожалейте ближнего - поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз.

Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу – это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены.

Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше, как известно, все необходимое для Литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма. И это, действительно, являлось их посильной жертвой.

Сейчас ситуация изменилась и постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства. Свеча - это наша видимая жертва Богу. У нее есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем. Это также и наша жертва на храм, потому что мы знаем - из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нем. И в новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются. И те деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва.

Но в таких случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, возможно, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять передачей свечей братьев и сестер, молящихся рядом.

9. Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме.

Если у вас маленькие дети или престарелые родственники, то пойдите с ними на Литургию утром. Если же вы решили привести детей в храм ночью, то главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение!

Есть для ребенка вещи статусные, которые являются для него критериями взрослости. Такие, например, как первая исповедь, первое посещение ночного богослужения. Если он очень просит, чтобы взрослые взяли его с собой, то в данном случае это нужно сделать.

Понятно, что ребенок всю службу внимательно простоять не сможет. Для этого можно взять для него какую-то мягкую подстилочку, чтобы, когда он утомится, можно было положить его в уголок поспать и разбудить уже перед причастием. Но чтобы ребенок не был лишен радости ночной службы.

Трогательно, когда дети приходят с родителями на службу, стоят радостные, со сверкающими глазами, ведь ночная служба для них – это очень значимо и необычно. Потом постепенно они стихают… Сколько ребенок выдержит - столько выдержит. Но лишать его такой радости не стоит. Однако попасть на эту службу должно быть желанием самого ребенка. Чтобы Рождество было связано для него только с любовью, только с радостью о родившемся младенце Христе.

10. Причаститесь обязательно!

Приходя в храм, мы часто переживаем, что не успели свечки поставить или к иконе какой-то не приложились. Но не об этом нужно думать. Переживать нужно о том, часто ли мы соединяемся со Христом.

Наша обязанность на богослужении - внимательно молиться и максимально часто, насколько это возможно, причащаться Святых Христовых Таин. Храм, в первую очередь, – это место, где мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Это мы обязаны делать.

И, действительно, посещение Литургии без причащения лишено смысла. Христос призывает: «Примите, ядите», а мы отворачиваемся и уходим. Господь говорит: «Пейте от Чаши Жизни все», и мы не хотим. А разве у слова «все» есть иное значение? Господь не говорит: пейте от меня 10%, - те, которые готовились. Он говорит: пейте от Меня все!

 

Возможно, будет полезно почитать: