Защита троице-сергиевой лавры монахами от поляков. Троицкая осада Оборона Троице-Сергиевой Лавры

Оригинал взят у slovenorus14 в 12.01.1610 (25.01). - Конец осады Троице-Сергиевой Лавры поляками (1608-1610)

Оборона Троице-Сергиевой Лавры

В Смутное время начала XVII века наша знаменитая духовная твердыня Троице-Сергиева обитель явила собою также и пример должного сопротивления врагам-еретикам. Обитель преподобного Сергия - главный оплот Православия и средоточие всех путей к северу - была выстроена во имя Живоначальной Троицы в 64 верстах от Москвы. Лавра со времени Иоанна Грозного была обнесена каменными стенами вышиной в четыре и толщиной в три сажени, с башнями, острогами и глубоким рвом.


23 сентября 1608 г. командующий польскими войсками Ян-Петр Сапега приступил к осаде Троице-Сергиевой лавры, этого "курятника", как называли ее с презрением поляки. Вначале у Сапеги вместе с Лисовским было до 30.000 человек (поляков и войск "вора" - Лжедмитрия II), но так как осада затянулась и Сапега вынужден был рассылать отряды в разные стороны, то иногда у него бывало не более 10 000 человек.

Защитников же лавры было всего около полутора тысячи человек, в том числе дворян, боярских детей, казаков и разных людей - 1300 человек и до 200 человек иноков, способных носить оружие, из которых многие были прежде воинами и теперь поверх ряс надели ратные доспехи. В лавру, кроме того, собралось множество стариков, женщин и детей из окрестных деревень и сожженных вокруг монастыря посадов, так что теснота в ней была большая. Затем здесь же находилась бывшая королева ливонская Мария Владимировна, в иночестве Марфа, и инокиня Ольга - в миру царевна Ксения Борисовна Годунова. Архимандритом монастыря был доблестный старец Иосаф, а воеводами - окольничий князь Григорий Борисович Роща-Долгорукий и дворянин Алексей Голохвастов.

Продовольствием и боевыми припасами монастырь был снабжен довольно обильно, но было мало заготовлено дров.

Архимандрит Иосаф привел воевод и всех ратных людей к присяге у гроба преподобного Сергия, что они будут биться крепко и "без измены" против врагов Православия и Отечества, и затем повелел непрестанно совершать богослужение и пение молебнов св. Сергию. Защитники же его обители готовились всеми силами к отражению врага. Одна половина их всегда находилась на стенах и башнях, вооруженная пушками и пищалями, а другая предназначалась для замены убитых и больных и для производства вылазок; во главе этих вылазок часто становились храбрые иноки.

Вместе с тем иноки деятельно рассылали грамоты в неприятельский стан к казакам и русским "ворам", убеждая их покаяться и отложиться от врагов нашей веры.

Все первоначальные попытки овладеть обителью приступом были отбиты. Скоро поляки с негодованием стали писать "вору" в Тушино про иноков Сергиевой лавры, что эти «черные вороны.., возгнездившиеся в гроб каменный, и докуда седатые пакоствуют нами повсюду...».

На предложение поляков сдаться, с угрозой в противном случае взять монастырь и предать его защитников смерти, Иосаф отвечал: «Да ведает ваше темное державство, что напрасно прельщаете Христово стадо, православных христиан. Какая польза человеку возлюбить тьму больше света и преложить ложь на истину: как же нам оставить вечную святую истинную свою православную христианскую веру греческого закона и покориться еретическим законам, которые прокляты четырьмя вселенскими Патриархами? Или какое приобретение оставить нам своего православного государя Царя и покориться ложному врагу, и вам латыне иноземной, уподобиться жидам или быть еще хуже их?».

Убедившись, что придется провести зиму под стенами обители, Сапега стал укрепляться и с 3 октября в продолжение шести недель вел пальбу из 63 пушек с тем, чтобы разрушить стену. Однако большинство ядер летело мимо зданий и падало в пустыри или монастырские пруды.

Видя в малоуспешных действиях вражеских пушек явное доказательство милости Божией к обители св. Сергия, все укрепились духом в ожидании приступа, исповедались и приобщились Святых Тайн; многие приняли пострижение, чтобы умереть в иноческом чине. Несмотря на неприятельский огонь, вдоль стен обители ежедневно совершались крестные ходы со святыми иконами...

Ни пушечные обстрелы, ни приступы, ни подкопы, ни лазутчики не помогли полякам овладеть лаврой на протяжении 16-месячной ее осады. Мужественные защитники обители, терпя голод, холод и болезни, оставаясь порой числом до 200 человек, выстояли и 12 января 1610 г. радостно встретили войска князя-освободителя М.В. Скопина-Шуйского.

И еще не раз твердая духом Лавра помогала русскому народу одолеть смутное время. Так случилось и в переломное время сражений за освобождение Москвы от поляков, когда вызвавшиеся помочь казаки «не только не помогали, но и похвалялись разорить дворянские полки, - пишет И.Е. Забелин. - Слыша это, архмандрит Дионисий и келарь Авраамий... обещали казакам всю Сергиеву казну отдать, если постоят, и поможет им Господь... Казаки за это с радостью обещались за веру Христову стоять и головы свои положить...».

Когда же поляки были разбиты, то «архимандрит Дионисий с соборными старцами Троицкой лавры во исполнение обещания, данного казакам, отправили им в заклад в тысячу рублей сокровища святого Сергия - ризы церковные, епитрахили в окладах и церковную утварь. Когда казаки увидели эту посылку, то их православные сердца дрогнули. Они поспешили вернуть ее в монастырь и отправили в него грамоту, обещая все претерпеть, но от Москвы не отходить».

В 1337 году был основан преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиев монастырь. К концу XIV - началу XV веков вокруг монастыря появилось несколько самостоятельных поселений, которые в 1782-м году были объединены указом Екатерины II. Вновь образовавшееся поселение получило имя Сергиева Посада.
Сергий Радонежский внес значительную лепту в объединение русских земель вокруг Московского княжества. В 1380-м году Сергий благословил Московского князя Дмитрия на поход на татар, исход которого считается одним из поворотных пунктов в истории русского государства.

Как известно, сражение на Куликовом поле стало важной вехой в освобождении Руси от монголо-татарского ига, но окончательное высвобождение из-под него произошло значительно позже - лишь в 1480 году. А до тех пор разорительные набеги кочевников на русскую продолжались; жертвою одного из них в 1408 году стал Троицкий монастырь, который был сожжен.
Однако, спустя короткое время после этого монастырь восстал из пепла и отстроился заново. В 1422 году во вновь возведенном каменном Троицком соборе был перезахоронен Сергий Радонежский, канонизированный спустя 30 лет после своей кончины.
Троицкий монастырь пользовался значительным покровительством Великих князей, благодаря чему к концу XV века превратился в крупного и богатого землевладельца, обзавелся собственными солеварнями, рыбными ловлями, стадами скота. Во многом процветанию Троицы способствовала проведенная через нее дорога из Москвы в Ростов и далее в Архангельск.
Троицкий монастырь был местом свершения важных государственных событий, таких как заключение всевозможных договоров и крещения наследников престола, среди которых были Василий III и Иван Грозный. Великие князья часто приезжали в Троицу на богомолье.
В середине XV века на территории монастыря велось обширное каменное строительство: были возведены Никоновский придел Троицкого собора (1548 год), больничная и келарская палаты (1552 год), царские палаты (1552 год). Ближе к концу XV века - в 1559-1585 годах в ценрте монастыря был возведенный величественный Успенский собор.
Монастырь, которому казалось, после падения татарского ига ничего не угрожало, несмотря на внешнее спокойствие в 1540-1550 годах укрепился, фактически превратившись в серьезную крепость. Троица была обнесена каменными стенами общей протяженность в 1 370 метров, которые соединили между собой 12 башен. За ведением работ лично следил царь Иван Грозный. И уже в очень скором времени эти укрепления пригодились - они сыграли решающую роль в отстаивании монастыря от войск Лжедмитрия II, вошедшего в историю под именем Тушинского вора, и польско-литовских интервентов. Во многом благодаря этим укреплениям, преодолеть которые враг так и не смог, дожили до наших дней в неприкосновенности многие достопримечательности Троице-Сергиевой Лавры.

В 1608-1609 годах Сергиево-Посадская земля стала одним из центров отпора интервентам - в течение 16 месяцев Троице-Сергиева Лавра держала оборону от осаждавших ее поляков. Тогда в монастыре находились царские воеводы — князь Г. Б. Долгорукий и дворянин А. Голохвастов с небольшим отрядом, а остальные — иноки да окрестные жители, укрывшиеся в обители. Поляки хотели ограбить Лавру и перебить защитников, среди всеобщей смуты оставшихся верными отечеству. Мало было защитников, но сильны они были духом, а обитель была тверда верой и защитой «великого старца и чудотворца, заступника и скорого молитвенника». Все целовали над гробом преподобного Сергия крест и клялись сидеть в осаде без измены. Обитель Троицкая имела тогда более 300 человек братии; в числе их были такие, которые в миру служили отечеству на поле брани и в настоящих обстоятельствах могли быть полезными для обители своим мужеством и искусством. Весь же гарнизон крепости, изначально состоявший всего лишь из 2 400 вооруженных человек, противостоял силам польских воевод Сапеги и Лисовского, составлявшим по разным данным от 15 до 30 тысяч человек при более, чем 60 орудиях.

В сентябре 1610 г. воевода М. В. Скопин-Шуйский разгромил вражеское войско и 12 января 1610 года Сапега обратился в бегство, почти 16 месяцев продержав монастырь в осаде без успеха. В продолжение недели иноки еще не решались верить, что враги оставили их навсегда, но 20 числа отправили старца Макария в Москву к царю с извещением о милости Божией и со святою водою, окропив ею наперед стены монастырские.
Эта весть произвела огромное нравственное воздействие на все государство и вселила надежду на скорое окончательное освобождение. В летописях об этом сказано так: «Сам царь Василий, услышав об отбежании Литвы от Троицкого монастыря, зело возвеселися сердцем, благодаря Бога». Торжественно праздновала обитель, а вместе с ней и вся Россия свое освобождение от неприятеля. В память такого благодеяния и милости Божией Лавра на вечные времена учредила крестный ход вокруг монастырских стен — 12 января.
Несмотря на то, что в летописях часто прослеживается тенденция преувеличивать силы противника и приуменьшать свои, сопротивление осажденных осаждавшим было воистину героическим.

В 1618 году польский королевич Владислав вновь пытался угрожать Троицкому монастырю, но, отстроенные заново и значительно укрепленные оборонительные сооружения монастыря вновь оказались неприступными. В результате, в местечке Деулино, недалеко от Сергиева Посада, был подписан Деулинский мир, положивший конец русско-польской войне 1605-1618 годов.
Укрепления Троицкого монастыря, сильно пострадавшие в ходе войны, были перестроены, были увеличены толщина и высота стен, увеличилось число боевых ярусов, были перестроены все угловые башни монастыря, позволявшие, в случае необходимости, держать под обстрелом всю территорию перед крепостью, не подпуская возможных врагов ближе, чем на 100 метров к ее стенам.

Троицкая осада - осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II, продолжавшаяся почти шестнадцать месяцев - с 23 сентября 1608 по 12 января 1610, когда она была снята войсками Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и Якоба Делагарди.

Предшествующие события

К периоду Смутного времени Троице-Сергиев монастырь уже был влиятельным религиозным центром, обладателем богатейшей сокровищницы и первоклассной военной крепостью. Монастырь окружали 12 башен, соединённых крепостной стеной протяженностью 1250 метров, высотой от 8 до 14 метров, толщиной 1 метр. На стенах и башнях размещалось 110 пушек, имелись многочисленные метательные устройства, котлы для варки кипятка и смолы, приспособления для их опрокидывания на неприятеля. Укрепившись под Москвой, Лжедмитрий II и поддерживавшие его польские силы, предприняли попытку организовать её полную блокаду. Занятие монастыря и последующий контроль над ним обеспечивали полную блокаду Москвы с востока и контроль над северо-восточными районами Руси, захват сокровищ монастыря позволял укрепить финансовое положение, а привлечение на свою сторону влиятельной монастырской братии сулило окончательное крушение авторитета царя Василия Шуйского и последующее венчание на царство Лжедмитрия II.

Для решения этой задачи к монастырю было направлено объединённое польско-литовское войско гетмана Яна Сапеги, усиленное отрядами их русских союзников-тушинцев и казаков под командованием полковника Александра Лисовского. Данные о числе этих войск расходятся (по одним источникам - около 15 тысяч человек, по другим данным - до 30 тысяч человек). Историк И. Тюменцев приводит такие данные о войсках противника: польско-литовские полки и наёмники составляли 4,5 тысяч человек, тушинцы - 5-6 тысяч. В войске насчитывалось 6770 человек конницы и 3350 человек пехоты, общая численность войска составляла немногим более 10 тысяч человек, что по меркам того времени было значительной боевой силой. Имелось 17 орудий, но все они были полевыми, почти бесполезными для ведения осады.

Правительство Василия Шуйского заранее направило в монастырь стрелецкие и казачьи отряды воеводы Григория Долгорукова-Рощи и московского дворянина Алексея Голохвастова. Оборонявшиеся насчитывали к началу осады до 2300 человек ратных людей и около 1000 крестьян соседних сёл, паломников, монахов, служителей и работников монастыря, принявших активнейшее участие в его защите. Весь период осады в монастыре находилась царевна Ксения Годунова, постриженная по указанию Лжедмитрия I в монахини.

Начало осады

Руководители польско-литовского войска не ожидали упорной обороны монастыря, основываясь на массовом неприятии населением Руси царствования Василия Шуйского и параличе российской государственной власти. Поэтому отказ русского гарнизона сдать Троице-Сергиев монастырь без сопротивления поставил их в трудное положение. Первым делом осаждавшим пришлось спешно сооружать собственные укреплённые лагеря и готовиться к трудностям штурма, одновременно пытаясь вступить в переговоры с осаждёнными. Однако в последнем вопросе Сапегу ожидала неудача - архимандрит монастыря Иоасаф в ответном послании ему поставил во главу угла не исполнение присяги царю Василию Шуйскому, а защиту православия и обязанность «верно служить государю, который на Москве будет». Копии этого послания в виде грамот широко распространялись по Руси, сыграв значительную роль в росте национального самосознания русского народа. Таким образом, оборона монастыря с самого начала приобрела в глазах самих осаждённых и в глазах русского общества того времени общенациональный, глубоко государственный характер, умноженный на значение вооружённой защиты одной из главных православных святынь.

С октября 1608 года начались мелкие стычки: осаждавшие боролись с русскими лазутчиками, осаждённые пытались отсечь и уничтожить мелкие группы осаждавших на строительных работах и заготовке фуража. Началось строительство подкопов под башни монастыря. В ночь на 1 ноября 1608 года была предпринята первая попытка штурма одновременной атакой с трёх сторон. Осаждавшие зажгли одно из передовых русских деревянных укреплений. Пламя пожара осветило порядки наступавших войск. Прицельным огнём многочисленной русской артиллерии штурмующие были остановлены и обращены в бегство. В ходе последующей вылазки были уничтожены разрозненные группы тушинцев, укрывавшиеся во рвах. Первый штурм окончился полным провалом с значительным уроном для осаждавших.

Руководители гарнизона монастыря придерживались тактики активной обороны. В декабре 1608 - январе 1609 года дерзкими вылазками удалось отбить у осаждавших часть скота и запасы сена, разгромить ряд застав, поджечь некоторые укрепления осаждавших. Однако при этом они понесли значительные потери, составившие только в декабре 325 человек убитыми и пленными. Появились также перебежчики к противнику из числа гарнизона, в том числе дворяне и стрельцы. Видимо, благодаря их показаниям, в январе 1609 года одна из вылазок осаждённых едва не окончилась трагедией - противник атаковал их из засады и отрезал от монастыря, а конница осаждавших атаковала открытые монастырские ворота. Части атакующих удалось даже ворваться в монастырь. Положение вновь спасла многочисленная русская артиллерия, точным огнём вызвавшая замешательство тушинцев, атаковавших ушедших на вылазку бойцов. Благодаря этой поддержке, участвовавшие в вылазке стрельцы вернулись в монастырь, потеряв свыше 40 человек только убитыми. Ворвавшиеся в монастырь конники противника были в основной массе истреблены крестьянами и паломниками, забросавшими их камнями и брёвнами в узких улочках между постройками.

События 1609 года

С января 1609 года ухудшилось положение осаждённых - из-за отсутствия продовольственных запасов началась цинга. Уже в феврале смертность достигала 15 человек в сутки. Также стали истощаться немногочисленные запасы пороха. Получивший об этом информацию гетман Ян Сапега начал подготовку к новому штурму, планируя подрыв крепостных ворот заготовленными мощными петардами. В свою очередь, воеводы Василия Шуйского попытались поддержать осаждённых, направив в монастырь обоз с грузом в 20 пудов пороха, в сопровождении 70 казаков и 20 монастырских слуг. Полякам удалось захватить гонцов, которых старший этого обоза направил в монастырь для координации плана действий. Под пытками гонцы раскрыли известные им сведения. В результате в ночь на 16 февраля 1609 года обоз попал в одну из засад, охранявшие обоз казаки вступили в неравный бой. Услышав шум боя, воевода Долгорукий-Роща предпринял вылазку. В результате засада была рассеяна, ценный обоз прорвался в монастырь. Раздосадованный неудачей полковник Лисовский приказал наутро вывезти под стены монастыря и зверски казнить захваченных гонцов и взятых в ночном бою четырёх пленных. В ответ Долгорукий-Роща приказал вывести на стены и зарубить всех имевшихся в монастыре пленных - 61 человек, в большинстве казаков-тушинцев и наёмников. Итогом стал бунт тушинских отрядов среди осаждавших, обвинявших Лисовского в гибели своих товарищей. С этого времени раздоры в лагере осаждавших стали усиливаться.

Возникли раздоры и в гарнизоне монастыря между стрельцами и монахами. Имели место факты бегства людей к врагу. Знавший о трудностях осаждённых Сапега предпринял подготовку к новому штурму, а для гарантии успеха направил в монастырь перебежчика поляка Мартьяша с заданием войти в доверие к русскому воеводе, а в решающий момент вывести из строя часть крепостной артиллерии. Участвуя в вылазках и стреляя из пушек по тушинцам, Мартьяш действительно вошел в доверие к воеводе Долгорукому. Но накануне штурма, назначенного на 28 июня, в монастырь перебежал православный литвин, сообщивший о лазутчике. Мартьяш был схвачен и под пыткой сообщил все известное ему о предстоящем штурме. Хотя к тому времени силы гарнизона уменьшись более чем втрое с начала осады, правильная их расстановка в местах ударов противника и на этот раз позволила отстоять монастырь. Штурмующие были отбиты в ночном бою, при последующей вылазке в плен захвачено более 30 человек. Но число воинов среди осажденных уменьшилось до 200 человек.

Поэтому Сапега сразу же стал готовить третий штурм. За счет присоединения действовавших в окрестностях отрядов тушинцев, он довёл численность своего войска до 12000 человек. На этот раз атака должна была осуществляться со всех четырёх сторон, чтобы добиться полного раздробления ничтожных сил гарнизона. Сигналом для атаки был пушечный выстрел, от которого начнётся пожар в крепости, если пожар не возникнет - то второй выстрел, а если и тогда пожар не возникнет - то третий выстрел независимо от результатов. Штурм был назначен на 28 июля 1609 года. Видевший приготовления к нему воевода Долгорукий-Роща вооружил всех крестьян и монахов, приказал вынести на стены весь порох, но шансов на успех сражения практически не было.

Осаждённых могло спасти только чудо и оно состоялось. Запутанная система сигнала к штурму сыграла роковую роль - одни отряды бросились на штурм после первого выстрела, другие - после последующих. В темноте порядки штурмующих смешались. В одном месте немецкие наемники услышали за спиной крики русских тушинцев и решив, что это вышедшие на вылазку осажденные - вступили с ними в бой. В другом месте при вспышках выстрелов польская колонна увидела заходящий на неё с фланга отряд тушинцев и также открыла по нему огонь. Артиллерия осаждённых открыла огонь по полю сражения, усиливая суматоху и возникшую панику. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. Численность перебитых друг другом составила сотни человек.

Конец осады

По существу, несогласованность атакующих стала переломным моментом в борьбе за монастырь. Давние разногласия между тушинцами с одной стороны, поляками и наемниками - с другой, вылились наружу. В войске осаждавших произошёл раскол. Многие атаманы тушинцев увели свои войска от Троице-Сергиевого монастыря, в оставшихся отрядах дезертирство приобрело массовый характер. Вслед за тушинцами лагерь Сапеги покинули иностранные наёмники. Осаждённые, напротив, были уверены, что чудесное спасение монастыря стало результатом божественного заступничества и что конец осады близок.

Осенью 1609 года русские войска князя Михаила Скопина-Шуйского нанесли ряд поражений тушинцам и полякам, после чего начали наступление к Москве. Часть сил была выделена для борьбы с войском Сапеги, заблокировав его в собственном лагере. Было восстановлено регулярное сообщение между осаждёнными и идущими на помощь войсками.

19 октября 1609 года и 4 января 1610 года обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек). Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям. В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги. Численное превосходство неприятеля не позволило им ворваться в лагерь, но исход борьбы стал уже ясен. Зная о движении из Новгорода к монастырю войск Михаила Скопина-Шуйского, Сапега приказал спешно снять осаду. 12 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова. Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина. В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек.

В осаждённом монастыре к концу осады осталось не более 1000 человек из бывших там к началу осады, из них численность гарнизона составила менее 200 человек.

Благополучное окончание осады оказало значительное влияние на настроения населения, подняло боевой дух войска, которое впервые за время Смуты дало столь решительный отпор иноземным захватчикам.

Самое начало XVII века было отмечено в России тяжелой экономической обстановкой. Массовый голод способствовал возникновению протестных настроений, которые вылились в мощное крестьянское выступление под предводительством Ивана Болотникова. Сложной обстановкой в России воспользовались польско-литовские феодалы. В 1604 году они выдвинули в качестве своегоставленника на русский престол самозванца Лжедмитрия I и вторглись в пределы русских земель. После свержения первого появился второй самозванец, "тушинский вор" Лжедмитрий II. Его отряды и польская армия блокировали Москву с юга и запада и стремились отрезать подстуы к ней с севера, где форпостом защиты столицы являлся Троице-Сергиев монастырь.

В крепости находился сильный отряд воинов под предводительством воевод Г. Б. Долгорукова-Рощи и Л. И. Голохвостова, посланный сюда царем для поддержки крепости. Крепость была хорошо вооружена, о чём свидетельствуют найденные впоследствии артефакты: пушки и пищали разных калибров, ядра, осадные котлы для варки смолы, различные виды холодного оружия и специально изобретённые колючки, так называемый "троицкий чеснок",которые разбрасывались под копыта вражеской коннице.

Отряд тушинцев в 15 тысяч человек во главе с воеводами Сапегой и Лисовским в сентябре 1608 года подошел к стенам крепости. Так началась шестнадцатимесячная осада. Враги тщательно подготовились к ней, их войска превосходили русских численностью и были хорошо вооружены. На карте, представленной в музее, подробно изображен план ведения осады крепости. События того времени иллюстрируют также картины, литографии п рисунки. Они рассказывают о подлинном героизме защитников крепости, основную силу которых составляли крестьяне и ремесленники из соседних сел и деревень, сожженных и покинутых жителями при подходе врагов. Способных сражаться было около 2400 человек, а остальные осажденные - женщины, дети и старики.

Поляки предложили осажденным сдаться, по защитники крепости отвечали, что даже десятилетний отрок посмеётся над этим, что нет пользы человеку «возлюбить тьму больше света и переложить ложь на истину, и честь на бесчестие, и свободу на горькую работу».

Тогда враги решили взять крепость приступом. Первый большой приступ был предпринят Сапегой 13 октября 1608 года. В течение всей осени продолжались частые атаки, но крепость оставалась неприступной. Не помог подкоп, который сделали поляки под одну из башен. О подкопе стало известно от пленных солдат, и два крестьянина подмонастырского села Клементьева Никон Шилов и Слота взорвали его, пожертвовав своими жизнями. Прославились своим геройством и другие защитники крепости. Например, крестьянин Суета вступил в поединок с целым вражеским отрядом, прорвавшимся к Водяным воротам.

Тяжело приходилось осажденным в стенах монастыря. Они жестоко страдали от голода, недостатка воды, вражеского обстрела, цинги и других болезней. Дрова и продовольствие добывали с боями. О голоде, болезнях, измепах среди бояр, дворян и даже монахов сообщала в своем письме Ксения Годунова, находившаяся во время осады крепости в монастыре.

Беззаветный героизм защитников крепости и помощь отряда под командованием талантливого молодого полководца М. В. Скопина-Шуйского сделали свое дело: осада была снята, интервенты в январе 1610 года отступили.

Вскоре по всей русской земле прокатилась волна общенародного отпора врагу. Пример исключительного героизма показали защитники древнего Смоленска. Борьбу против польско-литовских войск пыталось организовать первое народное ополчение. Но решительную победу над интервентами осуществили лишь в 1612 году войска второго народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

В Троице-Сергиевом музее как реликвии хранятся вещи замечательного русского патриота - серебряная пороховница князя Д. Пожарского и уздечка с его боевого коня, подаренные монастырю в память о героической борьбе в 1612 году. Тогда народное ополчение на несколько дней останавливалось у стен монастыря.

Однако война еще не кончилась. В 1618 году к монастырю подходили со своими войсками ван Чаплинский и королевич Владислав, но на осаду русской твердыни не решились.

Троице-Сергиева лавра. Современный вид

Крепость Троице-Сергиева монастыря являлась примером стойкости и мужества для других подмосковных сторожей.В 1611-1612 годах здесь составляли и размножали грамоты с призывом к общенародной борьбе синтервентами. В составлении грамот принимал участие архимандрит Троицкого монастыря Дионисий.

Обороне монастыря посвящено одно из значительных литературных произведений начала XVII века - "Сказание", написанное одним из братьеы Палицыных. Братья дионисий и Авраамий Палицыны также вложили в монастырь серебрянную чарку с надписью.

В 1618 году интервенция окончилась. В селе Деулине было заключено перемирие с Польшей сроком на 11 лет. В память этого знаменательного события была построена деревянная церковь.

После окончания интервенции хозяйство монастыря быстро восстанавливается. Вступившая на престол династия Романовых подтвердила прежние права и феодальные привилегии Троицкого монастыря. Уже к середине XVII века его богатства приумножились. Троице-Сергиев монастырь по данным 1641 года занял первое место среди всех других монастырских общин по количеству принадлежащих ему крестьянских дворов (16 811). Его богатства намного превышали владения Романовых (7689 дворов) и патриарха (6481 двор). Вторая половина XVII века прошла для монастыря относительно спокойно. Монастырь, будучи крупнейшим землевладельцем, сосредочил немалые силы на ревизии и организации управления всем своим разросшимся хозяйством, зачастую остававшимся без присмотра в отдалённых губерниях и уездах.


Л.Э.Калмыкова, О.В.Круглова, Т.В.Николаева, Л.М.Спирина, Л.Ф.Трускова

Уже был влиятельным религиозным центром, обладателем богатейшей сокровищницы и первоклассной военной крепостью. Монастырь окружали 12 башен, соединённых крепостной стеной протяженностью 1250 метров, высотой от 8 до 14 метров, толщиной 1 метр. На стенах и башнях размещалось 110 пушек, имелись многочисленные метательные устройства, котлы для варки кипятка и смолы, приспособления для их опрокидывания на неприятеля. Укрепившись под Москвой , Лжедмитрий II и поддерживавшие его польские силы, предприняли попытку организовать её полную блокаду. Занятие монастыря и последующий контроль над ним обеспечивали полную блокаду Москвы с востока и контроль над северо-восточными районами Руси, захват сокровищ монастыря позволял укрепить финансовое положение, а привлечение на свою сторону влиятельной монастырской братии сулило окончательное крушение авторитета царя Василия Шуйского и последующее венчание на царство Лжедмитрия II .

Для решения этой задачи к монастырю было направлено объединённое польско-литовское войско гетмана Яна Сапеги , усиленное отрядами их русских союзников-тушинцев и казаков под командованием полковника Александра Лисовского . Данные о числе этих войск расходятся (по одним источникам - около 15 тысяч человек, по другим данным - до 30 тысяч человек). Историк И. Тюменцев приводит такие данные о войсках противника: польско-литовские полки и наёмники составляли 4,5 тысяч человек, тушинцы - 5-6 тысяч. В войске насчитывалось 6770 человек конницы и 3350 человек пехоты, общая численность войска составляла немногим более 10 тысяч человек, что по меркам того времени было значительной боевой силой. Имелось 17 орудий, но все они были полевыми, почти бесполезными для ведения осады.

Правительство Василия Шуйского заранее направило в монастырь стрелецкие и казачьи отряды воеводы Григория Долгорукова-Рощи и московского дворянина Алексея Голохвастова. Оборонявшиеся насчитывали к началу осады до 2300 человек ратных людей и около 1000 крестьян соседних сёл, паломников, монахов, служителей и работников монастыря, принявших активнейшее участие в его защите. Весь период осады в монастыре находилась царевна Ксения Годунова , постриженная по указанию Лжедмитрия I в монахини.

Начало осады

Руководители польско-литовского войска не ожидали упорной обороны монастыря, основываясь на массовом неприятии населением Руси царствования Василия Шуйского и параличе российской государственной власти. Поэтому отказ русского гарнизона сдать Троице-Сергиев монастырь без сопротивления поставил их в трудное положение. Первым делом осаждавшим пришлось спешно сооружать собственные укреплённые лагеря и готовиться к трудностям штурма, одновременно пытаясь вступить в переговоры с осаждёнными. Однако в последнем вопросе Сапегу ожидала неудача - архимандрит монастыря Иоасаф в ответном послании ему поставил во главу угла не исполнение присяги царю Василию Шуйскому, а защиту православия и обязанность «верно служить государю, который на Москве будет». Копии этого послания в виде грамот широко распространялись по Руси, сыграв значительную роль в росте национального самосознания русского народа. Таким образом, оборона монастыря с самого начала приобрела в глазах самих осаждённых и в глазах русского общества того времени общенациональный, глубоко государственный характер, умноженный на значение вооружённой защиты одной из главных православных святынь.

С октября 1608 года начались мелкие стычки: осаждавшие боролись с русскими лазутчиками, осаждённые пытались отсечь и уничтожить мелкие группы осаждавших на строительных работах и заготовке фуража. Началось строительство подкопов под башни монастыря. В ночь на 1 ноября 1608 года была предпринята первая попытка штурма одновременной атакой с трёх сторон. Осаждавшие зажгли одно из передовых русских деревянных укреплений. Пламя пожара осветило порядки наступавших войск. Прицельным огнём многочисленной русской артиллерии штурмующие были остановлены и обращены в бегство. В ходе последующей вылазки были уничтожены разрозненные группы тушинцев, укрывавшиеся во рвах. Первый штурм окончился полным провалом с значительным уроном для осаждавших.

Руководители гарнизона монастыря придерживались тактики активной обороны. В декабре - январе 1609 года дерзкими вылазками удалось отбить у осаждавших часть скота и запасы сена, разгромить ряд застав, поджечь некоторые укрепления осаждавших. Однако при этом они понесли значительные потери, составившие только в декабре 325 человек убитыми и пленными. Появились также перебежчики к противнику из числа гарнизона, в том числе дворяне и стрельцы. Видимо, благодаря их показаниям, в январе 1609 года одна из вылазок осаждённых едва не окончилась трагедией - противник атаковал их из засады и отрезал от монастыря, а конница осаждавших атаковала открытые монастырские ворота. Части атакующих удалось даже ворваться в монастырь. Положение вновь спасла многочисленная русская артиллерия, точным огнём вызвавшая замешательство тушинцев, атаковавших ушедших на вылазку бойцов. Благодаря этой поддержке, участвовавшие в вылазке стрельцы вернулись в монастырь, потеряв свыше 40 человек только убитыми. Ворвавшиеся в монастырь конники противника были в основной массе истреблены крестьянами и паломниками, забросавшими их камнями и брёвнами в узких улочках между постройками.

События 1609 года

«Оборона Троице-Сергиевой лавры» картина Алексея Кившенко

С января 1609 года ухудшилось положение осаждённых - из-за отсутствия продовольственных запасов началась цинга . Уже в феврале смертность достигала 15 человек в сутки. Также стали истощаться немногочисленные запасы пороха. Получивший об этом информацию гетман Ян Сапега начал подготовку к новому штурму, планируя подрыв крепостных ворот заготовленными мощными петардами. В свою очередь, воеводы Василия Шуйского попытались поддержать осаждённых, направив в монастырь обоз с грузом в 20 пудов пороха, в сопровождении 70 казаков и 20 монастырских слуг. Полякам удалось захватить гонцов, которых старший этого обоза направил в монастырь для координации плана действий. Под пытками гонцы раскрыли известные им сведения. В результате в ночь на 26 февраля 1609 года обоз попал в одну из засад, охранявшие обоз казаки вступили в неравный бой. Услышав шум боя, воевода Долгорукий-Роща предпринял вылазку. В результате засада была рассеяна, ценный обоз прорвался в монастырь. Раздосадованный неудачей полковник Лисовский приказал наутро вывезти под стены монастыря и зверски казнить захваченных гонцов и взятых в ночном бою четырёх пленных. В ответ Долгорукий-Роща приказал вывести на стены и зарубить всех имевшихся в монастыре пленных - 61 человек, в большинстве казаков-тушинцев и наёмников. Итогом стал бунт тушинских отрядов среди осаждавших, обвинявших Лисовского в гибели своих товарищей. С этого времени раздоры в лагере осаждавших стали усиливаться.

Возникли раздоры и в гарнизоне монастыря между стрельцами и монахами. Имели место факты бегства людей к врагу. Знавший о трудностях осаждённых Сапега предпринял подготовку к новому штурму, а для гарантии успеха направил в монастырь перебежчика поляка Мартьяша с заданием войти в доверие к русскому воеводе, а в решающий момент вывести из строя часть крепостной артиллерии. Участвуя в вылазках и стреляя из пушек по тушинцам, Мартьяш действительно вошел в доверие к воеводе Долгорукому. Но накануне штурма, назначенного на 8 июля , в монастырь перебежал православный литвин, сообщивший о лазутчике. Мартьяш был схвачен и под пыткой сообщил все известное ему о предстоящем штурме. Хотя к тому времени силы гарнизона уменьшись более чем втрое с начала осады, правильная их расстановка в местах ударов противника и на этот раз позволила отстоять монастырь. Штурмующие были отбиты в ночном бою, при последующей вылазке в плен захвачено более 30 человек. Но число воинов среди осажденных уменьшилось до 200 человек.

Поэтому Сапега сразу же стал готовить третий штурм. За счет присоединения действовавших в окрестностях отрядов тушинцев, он довёл численность своего войска до 12000 человек. На этот раз атака должна была осуществляться со всех четырёх сторон, чтобы добиться полного раздробления ничтожных сил гарнизона. Сигналом для атаки был пушечный выстрел, от которого начнётся пожар в крепости, если пожар не возникнет - то второй выстрел, а если и тогда пожар не возникнет - то третий выстрел независимо от результатов. Штурм был назначен на 7 августа 1609 года . Видевший приготовления к нему воевода Долгорукий-Роща вооружил всех крестьян и монахов, приказал вынести на стены весь порох, но шансов на успех сражения практически не было.

Осаждённых могло спасти только чудо и оно состоялось. Запутанная система сигнала к штурму сыграла роковую роль - одни отряды бросились на штурм после первого выстрела, другие - после последующих. В темноте порядки штурмующих смешались. В одном месте немецкие наемники услышали за спиной крики русских тушинцев и решив, что это вышедшие на вылазку осажденные - вступили с ними в бой. В другом месте при вспышках выстрелов польская колонна увидела заходящий на неё с фланга отряд тушинцев и также открыла по нему огонь. Артиллерия осаждённых открыла огонь по полю сражения, усиливая суматоху и возникшую панику. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. Численность перебитых друг другом составила сотни человек.

Конец осады

По существу, несогласованность атакующих стала переломным моментом в борьбе за монастырь. Давние разногласия между тушинцами с одной стороны, поляками и наемниками - с другой, вылились наружу. В войске осаждавших произошёл раскол. Многие атаманы тушинцев увели свои войска от Троице-Сергиевого монастыря, в оставшихся отрядах дезертирство приобрело массовый характер. Вслед за тушинцами лагерь Сапеги покинули иностранные наёмники. Осаждённые, напротив, были уверены, что чудесное спасение монастыря стало результатом Божественного заступничества и что конец осады близок.

Осенью 1609 года русские войска князя Михаила Скопина-Шуйского нанесли ряд поражений тушинцам и полякам, после чего начали наступление к Москве . Часть сил была выделена для борьбы с войском Сапеги, заблокировав его в собственном лагере. Было восстановлено регулярное сообщение между осаждёнными и идущими на помощь войсками.

29 октября 1609 года и 14 января 1610 года обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек). Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям. В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги. Численное превосходство неприятеля не позволило им ворваться в лагерь, но исход борьбы стал уже ясен. Зная о движении из Новгорода к монастырю войск Михаила Скопина-Шуйского , Сапега приказал спешно снять осаду. 22 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова . Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина. В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек.

В осаждённом монастыре к концу осады осталось не более 1000 человек из бывших там к началу осады, из них численность гарнизона составила менее 200 человек.

Благополучное окончание осады оказало значительное влияние на настроения населения, подняло боевой дух войска, которое впервые за время Смуты дало столь решительный отпор иноземным захватчикам.

 

Возможно, будет полезно почитать: