Загадочное исчезновение экспедиции лаперуза. Был ли съеден Лаперуз

(1741-1788)

Двадцать шестого января 1788 года в Ботани-бей вошли два французских фрегата "Буссоль" и "Астролябия". Ими командовал известный мореплаватель Лаперуз , который вот уже несколько лет находился в труднейшем кругосветном плавании.

А буквально накануне в этой прекрасной бухте на юго-востоке Новой Голландии бросили якоря корабли английской эскадры, доставившие первую партию заключенных для будущей колонии каторжников - Новый Южный Уэльс (см. очерк "основание Австралии, или Беглецы из Ботани-бея").

Вскоре состоялась встреча Лаперуза с командующим английской флотилии Артуром Филлипом. И хотя тот знал, что французский капитан еще недавно принимал активное участие в войне против Британии, это не помешало дружеской беседе двух моряков. Чрезвычайно энергичный, с приятными чертами лица и немного печальными глазами, Лаперуз очаровал Филлипа. Он с увлечением рассказал англичанину о своих приключениях в Тихом океане и с нескрываемой грустью поведал о понесенных утратах. Узнав о том, что один из английских кораблей в скором времени отправляется на родину, Лаперуз передал Филлипу письма родным и друзьям, а также отчет французскому правительству. Спустя полтора месяца "Буссоль" и "Астролябия" на всех парусах устремились в открытое море навстречу своей судьбе. Больше их никто никогда не видел. Только 40 лет спустя в Европе стало известно о трагедии, разыгравшейся на острове Ваникоро.

Жан Франсуа де Гало граф де Лаперуз родился в поместье Го вблизи старинного городка Альби на юге Франции. Начальное образование он получил у иезуитов. 15-летнего Жана Франсуа родители отдали в школу гардемаринов в Бресте, где целеустремленный и любознательный юноша изучал астрономию, математику, естественные науки, навигацию, а также много читал о морских путешествиях.

В Европе шла Семилетняя война, и будущий моряк внимательно следил за успехами и поражениями французского флота. Ему представился случай принять участие в военных действиях. В бою при Бель-Иле у южного побережья Франции в 1759 году (ему тогда было всего 18 лет) он был тяжело ра-нен. Оказался в плену у англичан, бежал и снова воевал против них.

После окончания войны Лаперузу был присвоен чин лейтенанта. Вскоре он уже командовал кораблем. Несколько лет капитан Лаперуз плавал в Индийском океане, охраняя французские торговые фактории на Востоке, сражался против пиратов. На острове Иль-де-Франс (Маврикий) он влюбился в очаровательную креолку, дочь простого служащего, и сделал ей предложение. Этот "безумный" поступок вызвал гнев Виктора Жозефа, отца Лаперуза . Как мог Жан Франсуа , аристократ, связать судьбу с безродной девушкой, к тому же без всякого приданого! И все-таки она стала его женой, правда, после смерти старого графа.

В 1782 году Лаперузу было дано ответственное и опасное задание: незаметно проникнуть в Гудзонов залив, уничтожить английские торговые фактории и разрушить военные форты. Без точных карт, в сложных погодных условияхЛаперуз блестяще выполнил порученное ему дело, проявив при этом такое благородство, что сразу стал известен и во Франции и в Англии. Захваченных в плен англичан он отпустил на свободу с оружием, снабдил продовольствием, вернул им секретные карты северного побережья Америки, однако с условием, что они будут опубликованы.

Во второй половине XVIII века Франция ревниво следила за удачами англичан, открывавших новые земли в Тихом океане. Потеряв в предыдущих войнах основные заморские колонии, она стремилась заполучить новые. Людовик XVI внимательно читал все отчеты Джеймса Кука, напечатанные в Лондоне. Понимая научную значимость экспедиций английского мореплавателя, король в 1778 году подписал особый указ: в случае военных действий против англичан капитаны французских судов, встретивших на своем пути корабли Кука, обязаны были "воздержаться от проявления враждебности" и рассматривать его как представителя "нейтральной или дружественной страны".

Людовик XVI мечтал о такой экспедиции, которая превзойдет по успеху все путешествия Кука и вновь поднимет престиж Франции. Он привлек к разработке проекта лучших ученых, сам вникал в каждую его деталь, внося уточнения и исправления. Мореплавателям предстояло обследовать тихоокеанские побережья Северной Америки и Азии, найти северный проход в Атлантический океан, открыть и присоединить новые земли к владениям короны и, наконец, определить возможности для торговли с дальними странами. Руководителем экспедиции был назначен Жан Франсуа де Лаперуз .

Учитывая опыт Кука, Лаперуз выбрал два подходящих грузовых судна (габары) водоизмещением 500 тонн, которых нарекли "Буссоль" и "Астролябия", как бы подчеркивая научный характер предстоящего плавания. По настоянию Лаперуза капитаном "Астролябии" был назначен его старый боевой товарищ Флерио де Лангль. Это была действительно научная экспедиция, поскольку в ее состав входили академики-астрономы Монж и Лепот Дежеле, географ Бернизе, ботаник, доктор медицины де ла Мартиньер, физик Ламенон, натуралист Дюфрен, которого рекомендовал сам великий Бюффон. На корабли погрузили научные приборы и целую библиотеку. Только на закупку книг ушла немалая сумма - шесть тысяч ливров.

Рано утром 1 августа 1785 года "Буссоль" и "Астролябия" с 242 членами экипажа на борту вышли в открытое море. Благополучно обогнув мыс Горн, Лаперуз в феврале следующего года уже плыл вдоль чилийских берегов. В порту Консепсьон он пополнил запасы продовольствия и питьевой воды.

Лаперуз не мог не посетить открытый в 1722 году голландским мореплавателем Роггевеном таинственный остров Пасхи. На его каменистой, покрытой редкой травой земле проживало в те времена чуть более двух ты-сяч человек. Путешественники встретили здесь радушный прием. Лаперуз записал в своем дневнике, что туземцы красивы, ходят обнаженными, разрисовывают себя красной краской. Безоружны, только у некоторых есть дубинки. Начался оживленный обмен: за европейские товары островитяне отдавали продукты земледелия и кур. Правда, как и повсюду в Полинезии, аборигены, не смущаясь, открыто кра-ли у зазевавшихся европейцев вещи, особенно шляпы. Одному из туземцев удалось стянуть треуголку у самого Лаперуза , который, опасаясь стычки, обе-щал всем, кто лишился шляп, выдать по возвращении на корабль новые.

Лаперуз обследовал остров, распорядился измерить и зарисовать гигантские каменные статуи. Он справедливо полагал, что их воздвигли некогда предки современных островитян. В надежде "повысить жизненный уровень аборигенов" он подарил им пару свиней, коз и три овцы. По всей видимости, те были съедены вскоре после отплытия французов. По приказанию Лаперуза , на острове были посеяны капуста, морковь, свекла, тыква. "Буссоль" и "Астролябия" снова вышли в море, держа курс на Гавайские острова. Надо сказать, что Лаперуз не спешил вводить во владение французского короля новые земли. Он недоумевал, как могут европейцы, вооруженные пушками и штыками, покушаться на священные права десятков тысяч себе подобных существ, на землю, "политую их потом, землю, в которой они на протяжении веков хоронили своих предков". На Гавайских островахЛаперуз пробыл несколько дней, а затем направился на северо-восток. На рассвете 23 июня мореплаватели шли вдоль побережья Аляски. Перед ними вздымались поросшие густым сосновым лесом горы. Высоко в небо устремлялась огромная гора св.Ильи, вершина которой была покрыта вечными снегами. В поисках удобной стоянки для кораблей Лаперуз взял курс на юг.

Вскоре он открыл обширную и спокойную бухту, не обозначенную на карте. Туда вел узкий проход. Только на следующий день с приливом удалось войти в нее, правда, чуть не разбившись о прибрежные скалы. Лаперуз назвал эту бухту "гаванью французов". Здесь они пробыли несколько дней, ведя оживленную торговлю с местными жителями - индейцами, которые снабдили путешественников ценными мехами.

На редкость чудесным выдалось 13 июля. На небе ни облачка, светило яркое солнце, царило безветрие. Французы, решив обследовать южную сторону бухты, направили туда три шлюпки. Через несколько часов вернулась только одна. Лейтенант Бутен, шедший на последней лодке, рассказал страшную историю. На его глазах первые две лодки подхватило бешеное течение, бросило на выступающие из воды скалы и разбило вдребезги. Спустя мгновение водоворот поглотил людей. Только чудо спасло шлюпку Бутена. Эта трагедия потрясла Лаперуза и его спутников. Погибли молодые отважные моряки. Самому старшему не было и 33-х. Напрасно искали их тела - не нашли никого. На острове посреди бухты был установлен памятник жертвам несчастья. На табличке была выгравирована надпись: "В этой бухте погиб двадцать один храбрый моряк. Кто бы вы ни были, оплачьте их участь вместе с нами". У подножия памятника закопали бутылку, в которую вложили подробную записку о случившемся.

Отсюда Лаперуз отправился вдоль побережья на юг. В начале сентября он был в Монтерее, испанской части Калифорнии, а затем взял курс на Макао - португальскую колонию на китайской земле.

Весной 1787 года Лаперуз уже обследовал берега Восточной Азии, той ее части, о которой европейцы имели смутное представление. "Буссоль" и "Астролябия" медленно продвигались на север. Они пытались пройти Татарский пролив, отделяющий Сахалин от континента. Никто еще не знал, остров ли Сахалин или же часть материка. Высадившись на берег, Лаперуз попытался выяснить это у местных жителей - орочей. Один из них, глубокий старец, палкой начертил на земле схе-му, из которой стало ясно: Сахалин - остров. Это подтвердил и молодой туземец. Он взял у Лаперуза лист бумаги, быстро нарисовал карандашом план и знаками показал, что корабли французов могут, направляясь на се-вер, выйти в открытое море.

Несколько дней "Буссоль" и "Астролябия" шли на север. Густой туман препятствовал движению. Возникла реальная опасность сесть на мель.Лаперуз выслал вперед две шлюпки с заданием измерить глубину. Вскоре они вернулись с сообщением, что корабли не пройдут. ХотяЛаперуз был уверен, что плывет по проливу (в середине XIX века это докажет адмирал Г.И.Невельской, он все же дал приказ повернуть назад. Огибая Сахалин с юга, французский мореплаватель исправил географическую ошибку. На многих картах мира японский остров Хоккайдо и Сахалин были показаны как одно целое. Сейчас пролив, разделяющий оба острова, носит имя бесстрашного Лаперуза .

Шестого сентября 1787 года "Буссоль" и "Астролябия" бросили якоря в широкой и удобной Авачинской губе. Здесь 12 лет назад уже побывал Кук. На берегу расположен Петропавловск Камчатский, в те времена небольшой поселок в несколько сотен жителей. Сердечность и радушие русских оставили у Лаперуза неизгладимое впечатление. Они снабдили французов продовольствием, питьевой водой, дровами и не взяли с них за это ни копейки. Здесь Лаперуза ждали письма из Франции и среди них приказ морского министра о присвоении ему чина адмирала и звания командира эскадры. В честьЛаперуза был произведен салют из пушек местной батареи и устроен банкет. Не один часЛаперуз беседовал с лейтенантом Хабаровым, комендантом Петропавловска, и Козловым-Угреиным, правителем Охотска, отлично знавшим Сибирь.

Тридцатого сентября Лаперуз возобновил плавание. На берегу остался Бартоломей Лессепс, сын французского посланника в Санкт-Петербурге. Он должен был доставить во Францию собранные экспедицией богатые материалы и письма. В одном из них, адресованном морскому министру де Кастри,Лаперуз писал: "Я уверен, что нигде и никогда не было оказано большего гостеприимства, чем нам". Лессепс в точности выполнил указания Лаперуза . Он больше года добирался до Парижа, единственный уцелевший участник рокового плавания.

А Лаперуза ждала еще одна трагедия. В декабре 1787 года на острове Мауна (архипелаг Самоа) неожиданно напавшие туземцы насмерть забили камнями капитана "Астролябии" и еще 32 француза. Лаперуз оплакивал смерть своих товарищей. Велико было его разочарование. "Мы ошиблись, - писал он. - Это прекрасное место не было безгрешным садом невинности".

Напрасно родственники и друзья во Франции с надеждой ждали известий о бесстрашных мореплавателях. Они не приходили. Волновался и Людовик XVI. Тем временем в стране разразилась революция. Людовик XVI лишился трона, а вскоре и головы. Говорили, что, когда французский король взошел на эшафот, он первым делом спросил палача: "Нет ли вестей отЛаперуза ?"

В 1791 году Национальное собрание приняло решение направить в Тихий океан на поиски пропавшего Лаперуза два корабля, носившие символические названия "Поиск" и "Надежда". Их возглавлял Раймон Жозеф Антуан де Брюни д"Антркастро. Весной следующего года они заметили далеко впереди маленький островок, не обозначенный на карте. Д"Антркастро окрестил его в честь корабля - Поиск, однако по каким-то непонятным причинам не приблизился к нему. Сделав это, он нашел бы ключ к разгадке исчезновения экспедиции Лаперуза . Это был остров Ваникоро.

В 1826 году английский капитан Питер Диллон нашел на острове Ваникоро следы "Буссоли" и "Астролябии". Расспросы местных жителей мало что дали. Он установил только, что несколько десятков лет назад здесь во время страшного урагана разбились на рифах два судна. Часть моряков спаслась и нашла убежище на острове. Кто-то вскоре был убит аборигенами, другие, смастерив лодку, уплыли куда-то за горизонт. Был ли среди них Лаперуз - неизвестно. Вскоре остров Ваникоро посетил знаменитый мореплаватель Сезар Дюмон Дюрвиль. Он также нашел здесь некоторые вещественные свидетельства крушения кораблей Лаперуза .

С 1959 по 1964 годы в этих местах бывал известный бельгийский вулканолог Гарун Тазиев. С группой водолазов он поднял со дна моря останки "Буссоли" и "Астролябии". Среди находок оказалась и старинная русская монета с изображением Петра I - память о пребывании Лаперуза у берегов Камчатки.

Жан Франсуа Лаперуз

Трагическая судьба французского исследователя Лаперуза потрясла всю предреволюционную Европу.

После смерти Кука французское правительство решило продолжать исследования. Оно разработало чрезвычайно обширный план и отправило экспедицию во главе с офицером французского флота Лаперузом (1741–1788), которому предписывалось исследовать почти весь Тихий океан.

Жан Франсуа Голуп граф де Лаперуз был военным моряком с опытом плаваний в открытом океане. Когда он в 1785 году отплыл из Бреста, ему было уже сорок четыре года, и он имел за плечами опыт двух морских войн. В состав его экспедиции входили фрегаты «Буссоль» и «Астролябия» и двести двадцать три члена экипажа.

Лаперуз использовал богатое научное наследство и прекрасный опыт своего английского предшественника, прежде всего для того, чтобы избавиться от угрозы цинги. Очень хороший состав ученых, сопровождавших его, обеспечивал ему серьезный успех в научных исследованиях.

Обогнув мыс Горн, они через Маркизские и Гавайские острова направились к горе Святого Илии на Аляске. Оттуда путешественники спустились к бухте Монтерей в Калифорнии и снова пересекли Тихий океан на широте Гавайских островов в направлении Макао и Филиппин.

От Филиппин Лаперуз в 1787 году начал картографирование азиатских берегов. Его корабли прошли Формозу (Тайвань), острова Риу-Киу, остров Квельпарт и через Корейский пролив и Японское море вошли в Татарский пролив, отделяющий Сахалин от материка.

Лаперуз доказал, что Сахалин представляет собой остров. Далее экспедиция следовала проливом, отделяющим Сахалин от острова Хоккайдо (этот пролив теперь именуется проливом Лаперуза). Обследовав цепь Курильских островов, корабли пришли на Камчатку, откуда Лаперуз отправил через Сибирь во Францию донесение о состоянии экспедиции и ее достижениях, а также судовой журнал и сделанные им карты.

Затем он снова двинулся на юг, чтобы продолжать исследования. В январе 1788 года Лаперуз прибыл в Порт-Джексон (ныне Сидней). Вскоре его корабли покинули бухту Ботани и с тех пор исчезли бесследно.

В течение двух лет спасательная экспедиция д"Антркасто искала следы Лаперуза на многих островах Тихого океана, но вернулась ни с чем. Между прочим, д"Антркасто побывал и у берегов острова Ваникоро, но не высаживался там. Было немало различных, иногда совершенно противоречивых предположений о месте и причине гибели «Буссоли» и «Астролябии». В конце концов пришли к выводу, что оба корабля затонули, разбившись о рифы. Поиски были прекращены после того, как в 1827 году ирландец Питер Диллон, плававший на маленьком судне за сандаловым деревом, нашел на отмели у Ваникоро и доставил французскому правительству обломки погибших кораблей и вещи с них. Путешественник Дюмон-Дюрвилль, посетивший по поручению французского правительства Ваникоро, узнал от туземцев, что корабли Лаперуза разбились о рифы, но команда благополучно добралась до берега.

Французы много лет прожили на уединенном острове, и последний из спутников Лаперуза умер всего за несколько лет до того, как Диллон посетил Ваникоро.

Дюмон-Дюрвилль узнал от туземцев Ваникоро, что моряки, потерпевшие крушение, видели корабли д"Антркасто и, зажигая костры, пытались привлечь их внимание, но на кораблях не заметили их сигналов.

Памятью об этом трагическом происшествии стала книга Лаперуза «Вокруг света», написанная по материалам его экспедиции под редакцией Л Миле-Моро и вышедшая в 1797 году.

В 1513 году испанский конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа, основавший на западном берегу Дарьенского залива в юго-западной части Карибского моря поселение Санта-Мария-ла-Антигуа-дель-Дарьен, прослышал о богатой стране и большом море, расположенных на юге. Решив проверить эти сведения, он с небольшим отрядом отправился в путь и через четыре недели с одной из вершин горного кряжа он увидел расстилающуюся к западу безбрежную водную гладь Тихого океана...
Васко Нуньес де Бальбоа вышел на берег океана и окрестил его Южным морем (исп. Mar del Sur ).
Однако активно изучаться и картографироваться европейцами Тихий океан начал только к концу XVIII века.
В 1768-1779 годах английский мореплаватель и исследователь Джеймс Кук совершил три кругосветные экспедиции, которые внесли большой вклад в изучение Тихого океана.
Франция стремилась стать в один ряд с Британией, которая в то время по праву считалась ведущей морской державой. Достижению этой цели и была посвящена экспедиция адмирала Жана Франсуа де Гало, графа де Лаперуза.
Карьеру морскою офицера Лаперуз начал гардемарином в возрасте 15 лет в 1756 году - в начале Семилетней войны между Францией и Англией.
В 1783 году, отслужив родине в 18 кампаниях, он удалился в свое родовое поместье на юге Франции, но отставка длилась недолго - вскоре ему было предложено возглавить экспедицию, которая должна была открыть «все земли, ускользнувшие от зоркого глаза капитана Кука»...

Для снаряжения этой экспедиции не жалели усилий. На борт двух 500-тонных фрегатов, которые назвали по имени морских приборов «Буссоль» и «Астролябия», грузили запасы продовольствия для четырехлетнего плавания.
В качестве подарков для туземцев и обмена были 1260 фунтов стеклянных бус, 600 зеркал, 2600 расчесок и 50000 швейных игл.
Экспедиция была снабжена новейшими картами и отчетами предыдущих экспедиций, а на борту имелась даже переносная обсерватория. Также Лаперуз взял с собой две «магнитные стрелки» - компасы, совершавшие кругосветное путешествие с капитаном Куком.

Лаперуз получил их в дар от Королевского научного общества Великобритании и относился к ним как к реликвиям, то есть, как писал он сам, «с чувством, граничащим с почти что религиозным благоговением перед памятью этого великого и несравненного мореплавателя» 4 .

Всего в состав экспедиции были зачислены двести двадцать пять человек, в большинстве опытные военные моряки. Для участия в экспедиции были выбраны самые лучшие претенденты, причем в ее состав были включены также астроном, врач, три натуралиста, математик, три художника и даже несколько священников с техническим образованием. Кстати, в числе претендентов был и 16-летний младший лейтенант из Парижской военной школы, корсиканец по имени Наполеон Бонапарт. Он был включен в предварительный список, но потом его вычеркнули и он остался во Франции, что имело громадные последствия для его страны...

1 августа 1785 года адмирал Лаперуз известил своего короля Людовика XVI о том, что он покинул французский порт Брест, чтобы, пройдя через Атлантический океан, достичь Великого Южного моря, как называли тогда Тихий океан:
«Имеючесть донести, что «Буссоль» и «Астролябия» отплыли сегодня в четыре часа утра при северо-западном ветре. Двум шлюпам был дан приказ сопровождать корабли, пока они не выйдут в открытое море.
Таким образом, сегодня началось кругосветное плавание Лаперуза». 4
25 января 1786 года суда «Буссоль» и «Астролябия», пройдя Атлантику, обогнули мыс Горн и вошли в Тихий океан. После захода в Вальпараисо, Чили, 8 апреля они достигли острова Пасхи.
Следующей остановкой стал остров Мауи Гавайского архипелага, за 8 лет до этого открытый английским мореплавателем Куком, на котором он был убит враждебно настроенными местными жителями.
Гора Св. Ильи на северной оконечности Аляски стала первым, что увидели участники французской экспедиции на североамериканском побережье. Когда, продвигаясь на юг, исследователи составляли карту побережья, их постигла беда: волнами опрокинуло две лодки с учеными, которые проводили замеры глубины у входа в залив. В результате погиб 21 человек, в том числе 6 офицеров...
При всем при том адмирал Лаперуз продолжал исследовать побережье и к концу лета спустился на юг до Монтерея в Калифорнии, откуда экспедиция направилась на запад и 3 января 1787 года добралась до португальской колонии Макао в устье Жемчужной реки (Чжу-цзян) в Китае.
На Филиппинах были подремонтированы корабли и пополнены припасы. В апреле Лаперуз повел экспедицию на север для исследования побережья Азии: путь проходил мимо Тайваня, между Кореей и Японией, через Японское море и пролив, разделяющий Японию и остров Сахалин, который принадлежал России.
К концу лета 1787 года корабли достигли берегов Камчатки, где Лаперуз оставил своего офицера по имени де Лессеп, который говорил по-русски, с заданием пересечь Сибирь и доставить в Европу доклад о достижениях экспедиции.
Еще раз в южных широтах экспедиция оказалась к сентябрю 1787 года. На острове Тутуиле, где была сделана остановка для пополнения запасов пресной воды, вооруженные дубинами и камнями аборигены напали на баркасы и убили 12 человек, в том числе Флёрио де Лангля - капитана «Астролябии» и заместителя начальника экспедиции. Спаслись 43 человека, но многие из них получили тяжелые ранения. Экспедиция направилась к восточному побережью Австралии...

В конце января 1788 года французы вошли в залив Ботани, где увидели, к своему огромному удивлению, британскую эскадру знаменитого Первого флота. Эта эскадра в составе семи судов доставила из Англии около 750 заключенных, которые основали в Австралии первую колонию.
С возвращавшимися на родину англичанами Лаперуз отправил письма и донесения, в одном из которых он обещал вернуться во Францию к июню 1789 года.
Взяв курс на северо-восток, «Буссоль» и «Астролябия» 10 марта покинули Австралию и больше их никто никогда не видел...
«Он бесследно исчез в безбрежном синем океане, - напишет о Лаперузе шотландский эссеист Томас Карлейль, - и лишь скорбная, загадочная тень его долго не покидает наши умы и сердца». 4

14 июля 1789 года толпы парижан штурмом взяли тюрьму Бастилию - это было начало революции, которая сотрясала страну до конца столетия и завершилась тем, что Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором.
Прошло два года пока французское правительство что-то предприняло для поиска пропавшей экспедиции Лаперуза: 25 сентября 1791 года два корабля под командованием контр-адмирала Жозефа Антуана Брюни д"Антркасто вышли из Бреста.
Адмирал д"Антркасто, прочесывая Тихий океан в поисках «Буссоли» и «Астролябии», даже сделал несколько научных и географических открытий. В мае 1793 года поисковая экспедиция подошла к острову Ваникоро из группы островов Санта-Крус к северо-востоку от Австралии.
Когда на этом гористом, густо поросшем лесом острове экипаж заметил столбы дыма, Д"Антркасто был уверен, что нашел Лаперуза или, по крайней мере, остатки его экспедиции. Однако после того, как его корабли едва не сели на мель на коварных рифах, он был вынужден уйти, так и не послав на берег поисковый отряд. Позже адмирал заболел и через два месяца умер...
Осенью этого же года на Яве корабли Д"Антркасто были захвачены голландцами: к тому времени революционная Франция уже воевала с Голландией и фактически со всей остальной Европой.
Больше французы не предпринимали попыток найти пропавшую экспедицию Лаперуза...
Уже в мае 1826 года ирландец Питер Диллон, который бороздил южную часть Тихого океана в поисках выгодной торговли и приключений, сделал остановку на островке Тикопиа из группы островов Санта-Крус.
Увидев у аборигенов ожерелья из стеклянных бусин, Питер поинтересовался откуда они. Туземцы объяснили, что эти бусы, а также другие предметы явно европейского происхождения: серебряные вилку и ложку, ножи, чайные чашки, железные болты и серебряную рукоять шпаги с буквами «J.F.G.P.», они получили при меновой торговле от жителей острова Ваникоро, который расположен от Тикопиа в двух днях хода под парусом.
Диллон быстро сообразил, что инициалы на шпаге означали Jean Francois Galaup de La Perouse - Жан Франсуа Гало де Лаперуз, однако все его усилия попасть на Ваникоро к успеху не привели: сначала его корабль попал в штиль, а потом обнаружилась течь, так что ему пришлось уйти на Яву.
К концу лета Питер Диллон сумел достать денег на поиск оставшихся в живых участников экспедиции Лаперуза, но прежде чем он попал на Ваникоро, прошел еще год.
Старый туземец рассказал ему, что много лет назад в шторм два корабля сели на мель на окружающих остров рифах. Один корабль сразу затонул, а члены его экипажа или утонули, или были съедены акулами. Второе судно удержалось на рифе, и его уцелевшие моряки смогли построить из его останков небольшую лодку, в которой «через много лун» они уплыли.
Но двое чужеземцев - «вождь» и его слуга - остались на острове и еще несколько лет назад были живы. Везде на Ваникоро отряд Диллона находил доказательства пребывания здесь французов, в том числе корабельный колокол с гравировкой, доску с вырезанными на ней геральдическими лилиями, кусочек глобуса с полустершейся сеткой широт, отдельные детали астрономических приборов, нагели, шипы, топоры, ядра, куски медной обшивки кораблей, маленькую бронзовую пушку, корабельный колокол с надписью «Меня сделал Базен» - маркой литейной мастерской брестского арсенала в 1785 году, кусок шомпола, подсвечники, молотки.
В феврале 1829 года Питер Диллон привез то, что осталось от злосчастной экспедиции Лаперуза, в Париж. Все привезенные предметы опознал тот самый де Лессеп, который летом 1787 года сошел на берег на Камчатке, чтобы доставить доклад об итогах двух лет плавания, и потративший целый год на то, чтобы пересечь Сибирь.
По официальному указанию в южную часть Тихого океана отправился поисковый отряд под командованием Жюля Себастьяна Сезара Дюмон-Дюрвиля, бросивший в начале 1828 года якорь вблизи острова Ваникоро.
Коренные жители показали Дюмон-Дюрвилю проход в рифах, который они называли Коварным или Гибельным проходом. В тот ненастный день много лет назад флагманский корабль Лаперуза «Буссоль» прокладывал путь в казавшуюся безопасной гавань и потерпел крушение, когда налетел на коралловый риф с острыми краями, скрывавшийся под самой поверхностью воды.
Поспешившая ей на помощь «Астролябия» и села на мель...
«На дне, на глубине трех-четырех саженей, - писал Дюмон-Дюрвиль, - наши матросы видели якоря, орудия, ядра и множество свинцовых пластин». 4
Когда матросы подняли с рифа предметы, которые принадлежали «Астролябии» и «Буссоли», все были уверены, что они действительно нашли то место, где покоились два корабля Лаперуза. Прежде чем покинуть Ваникоро, Дюмон-Дюрвиль поставил на острове памятник Лаперузу и 200 другим участникам его печально закончившейся экспедиции - сложенный из коралловых плит четырехугольник с маленькой деревянной дощечкой «Памяти капитана Лаперуза и его товарищей»..
С помощью туземцев моряки Дюмон-Дюрвиля достают якорь, пушку, бронзовый колокол, заржавевший мушкетон. Все это с одного корабля, насколько можно судить, с «Астролябии». Но где же остатки «Буссоли»? Дюрвилю не удается их обнаружить: волны, песок и кораллы сделали, очевидно, свое дело.
В 1850-х годах Палло де ла Баррьер, тогдашний губернатор Новой Каледонии, самостоятельно принимает решение об отправке корабля «Брюа» под командованием Бенье на остров Ваникоро с целью получить новые данные об исчезнувшей экспедиции Лаперуза.
В результате этой экспедиции Бенье поднял со дна морского в том месте, где затонула «Астролябия», три якоря, две пушки девятисантиметрового калибра и несколько листов жести. Якори и пушки, доставленные «Брюа», были подарены городу Альби в котором родился Лаперуз. Их поместили у подножия памятника, сооруженного в честь мореплавателя в 1848 году.

В 1953 году капитан Бруаз и двое его спутников проводят месяц на Ваникоро, но, к сожалению, не находят ничего нового.
В 1958 году на Ваникоро опять прибывает небольшая экспедиция, в состав которой входят несколько специалистов по подводному плаванию, привыкшие иметь дело с кораллами.
Вначале на поверхность поднимают три свинцовых грузила, далее пакет с гвоздями, моток медной проволоки, пуговицы, обломки фарфоровой посуды. Следом поднимается большой якорь, а на следующий день - еще четыре якоря и пушка, вся облепленная кораллами. Напоследок якорь весом шестьсот килограммов.
В принципе ничего нового. Если не считать того обстоятельства, что в ход пущены новые технические средства и что внимание исследователей снова будоражит старый вопрос: а где же все-таки «Буссоль»?
В 1959 году состоялась новая экспедиция на Ваникоро. Эта экспедиция, в состав которой входит известный вулканолог Гарун Тазиев, обнаруживает на том же старом месте шесть якорей по семьсот - восемьсот килограммов, три пушки, бочонок с гвоздями. И русский рубль 1724 года чеканки...
Участник экспедиции новозеландец Рис Дискомб не только перечитал все, что написано о Лаперузе, но и внимательнейшим образом изучил все сообщения Диллона и Дюмон-Дюрвилля, все карты.
Также Рис подолгу беседовал с местными жителями. Его интересовал один вопрос: где же все-таки «Буссоль»? Затонула ли она возле Ваникоро - да или нет?
А если да, то где же?..
Наконец Дискомб приходит к выводу, что надо проверить сведения Диллона. Дело в том, что свидетельства эти в какой-то степени противоречивы: в своем рассказе Диллон утверждал, что «Буссоль» погибла перед Вану, внутри лагуны, в северо-западной части Ваникоро, но на его же карте все выглядит несколько иначе.
Оба судна помечены один неподалеку от другого, возле рифа, расположенного напротив Амби и Пайю, на юго-западе.
Два различных варианта?
Дискомб решает проверить оба варианта, но выполнить это очень трудно - море возле Ваникоро большей частью неспокойно, вокруг рифы, вечные течения и изменяющиеся очертания дна.
Он начинает проверку к юго-западному углу - именно там, где погибла «Астролябия», но только за внешней стеной рифов.
В 1962 году Рис Дискомб находит в расселине на глубине пятнадцати метров обросший кораллами якорь и блоки, похожие на те, что нашли в том месте, где затонула «Астролябия».
Позже в этой же расселине, которая спускается ступенчатообразно вниз, он находит уже известные исследователям свинцовые грузила с их характерной маркой, принадлежавшей брестскому арсеналу.
От места, где погибла «Астролябия», до подводной расселины, где Рис находит все вышеперечисленное, более мили. Остатки «Буссоли»?
Очень может быть, но необходимо продолжать поиски...
С обнародованием своих находок Дискомб не торопится, а дотошно продолжает поиски.
После новой находки в январе 1964 года он понимает, что одному тут не справиться - настало время организовать основательную проверку.

О том, что ему, скорее всего, действительно удалось разыскать место гибели «Буссоли» Дискомб сообщает в телеграмме, отправленной французскому комиссару на Новых Гебридах Делонею.
6 февраля Делоней вместе с Шарлем, проверенным ныряльщиком, и двумя французскими чиновниками прибывает на французском судне «Аквитания» в Ваникоро.
Дискомб и Шарль, надев автономные скафандры, приступают к дальнейшим поискам, в результате чего появляются новые находки: опять свинцовые грузила, такие же, как те, которые были извлечены на месте крушения «Астролябии», бронзовый блок, медная цепь, бронзовая ступа.
Общее восхищение вызвала поднятая на поверхность медная пластинка, на которой сохранилась надпись: «Ланглуа, инженер короля. Париж, апрель 1756 года».
Но в самом ли деле на этом месте затонула «Буссоль», или же все найденные предметы принадлежат «Астролябии»?
Может при ударе о рифы она потеряла, прежде чем войти в лагуну и сесть на мель, часть своей «поклажи»?
Тысяча восемьсот метров, которые отделяют место новых находок от того, где затонула «Астролябия», были далеко еще не самым длинным путем: судно , даже сильно поврежденное, могло, безусловно, пройти его.
Необходимо было найти хотя бы одно явное доказательство...
И вот небольшое специально оборудованное судно «Дюнкеркуаз» в марте 1964 года взяло курс из Новой Каледонии в Ваникоро. В составе экспедиции были аквалангисты, Дискомб, врач Беккер, океанограф Мерле, гидрограф Лаве и прилетевший из Парижа специальный уполномоченный военного министерства капитан Броссар.
20 марта в 12 часов дня аквалангисты принимаются за дело. На глубине тридцать пять метров они увидели обломок нижней, расширяющейся части колокола, который глубоко ушел в песок и оброс кораллами.
Колокол примерно такого же размера, что и тот, с «Астролябии» и на нем тоже есть надпись: на внешнем ободке артикль «Ла», затем пролом, вполне, однако, достаточный, чтобы тут могло поместиться слово «Буссоль». Далее следует имя: «Пишар».
Затем на глубине сорок два метра была найдена внутренняя часть главной бортовой помпы. Аквалангисты определяют, что обломки корабля находятся на разных глубинах - от пятнадцати до сорока - пятидесяти метров, на расстоянии сорок - пятьдесят метров. Скорее всего, что потерпевшее крушение судно затонуло под углом 40 о.
Все члены экспедиции согласны с мнением Дискомба - это остатки адмиральского корабля! По результатам работы экспедиции все увереннее можно реконструировать свершившееся несчастье.
« Лаперуз покинул Ботани-бей в начале марта. И где-то в конце марта - начале апреля 1788 года, возможно уже побывав у берегов Новой Каледонии, оказался вблизи острова Ваникоро. Это неудачное время года: дожди, штормы, бесконечные штормы. Особенно плохо дело обстоит ночью: не видно ни зги, кругом неисследованное, неведомое европейцам, грозное море. И здесь и там не нанесенные на карты, опасные, окруженные рифами острова.
Такой остров и вырос в ту грозную штормовую ночь перед Лаперузом. Корабль несся, подгоняемый бешеными порывами ветра, и никто на его борту не видел, не мог видеть подводный риф.
Сила удара была такова, что вероятно, упали мачты, а само судно немедленно пошло ко дну. Крушение произошло на месте ступенчатообразной расселины. Первые пятьдесят метров... судно должно было пройти под углом 40 - 50 градусов, а затем ушло вглубь.» 5
Крушение корабля произошло очень быстро и очень маловероятно, чтобы кто-нибудь в такой катастрофе остался в живых. Разве что чудом!
Кругосветная экспедиция французского адмирала Жана Франсуа де Гало, графа де Лаперуза не была закончена. Большая часть записей научных наблюдений, собранных коллекций, дневники и записки участников экспедиции - ученых и моряков – погибли, но тем не менее экспедиция Лаперуза занимает почетное место в истории всемирных кругосветных путешествий.
Тихий океан хранит свои тайны, но на его необъятных просторах памятником Лаперузу остались названия, данные им географическим объектам от острова Пасхи до Гавайев, Японии и Австралии...

Источники информации:
1. сайт Википедия
2. Большой энциклопедический словарь
3.«Новый Энциклопедический Словарь» (Рипол Классик, 2006 год)
4. «Великие тайны прошлого» (Издательский дом Ридерз Дайджест)
5. Варшавский А. «Следы на дне»
6. сайт www.laperouse.org

Во второй половине XVIII века затянувшееся противостояние Англии и Франции в споре о том, кто же главный в мире, казалось бы, окончательно было проиграно французами. Однако после гибели капитана Джеймса Кука в 1779 году французское правительство решило захватить пальму первенства в исследованиях Тихого океана. Французский король Людовик XVI вознамерился снарядить кругосветную экспедицию, чтобы открыть «все земли, ускользнувшие от зоркого взгляда капитана Кука». К началу 1785 года план экспедиции был готов. Вопрос оставался только в руководителе. Перебрав несколько кандидатур, Людовик остановился на капитане Жане Франсуа де Лаперузе.

Членам экспедиции вменялось в задачу «обследовать тихоокеанские побережья Северной Америки и Азии, найти северный проход в Атлантический океан, открыть и присоединить к владениям короны новые земли и, наконец, определить возможности для торговли с дальними странами». Плавание должно было носить исключительно мирный характер. В своих инструкциях Людовик XVI прямо указывал: «При любых обстоятельствах господин де Лаперуз будет обращаться к разным народам, какие он посетит во время своего плавания, с большой мягкостью и человечностью. Если бы экспедиция смогла закончиться, не потеряв ни одного человека, его величество воспринял бы это как одну из самых больших ее удач. Необходимо снискать расположение вождей далеких заморских племен как хорошим отношением к туземцам, так и подарками, определить, какие товары из цивилизованной Европы могут им больше всего понравиться и что они предложат в обмен».

Средств на подготовку экспедиции не жалели. Оба закупленных для этой цели корабля — вместительные торговые габары — по своим размерам превосходили суда Кука. После переоснащения для долгого плавания они получили названия «Буссоль» и «Астролябия». На корабли погрузили массу научных приборов и целую библиотеку. Кроме оборудования и запасов продовольствия в трюмы загрузили «товары для туземцев» — 600 зеркал, 2600 гребней для волос, 5 тыс. швейных игл, различные инструменты из металла, алое сукно и медали с отчеканенным профилем французского короля, бусы, кольца, ожерелья, бумажные цветы и множество других дешевых безделушек.

Наконец сборы и подготовка были закончены, и 1 августа 1785 года «Буссоль» и «Астролябия» под крики толпы и гром салюта отошли от причала французского порта Брест. Капитаном «Буссоли» был сам Лаперуз, «Астролябию» вел его близкий друг и боевой товарищ, капитан Флерио де Лангль. Экипаж судов с учетом ученых и офицеров составил 242 человека. Кораблям предстояло пересечь Атлантику и достичь Великого Южного моря, как называли тогда Тихий океан.

2 Мыс Горн

Благополучно пройдя Атлантический океан, парусники миновали мыс Горн, где их встретило стадо китов, «хором выпускающих фонтаны». Плавание вокруг мыса Горн оказалось более легким, чем можно было ожидать. 9 февраля экспедиция очутилась на траверзе 138 Магелланова пролива, а 24-го бросила якорь в бухте Консепсьон, так как из-за нехватки продуктов Лаперуз предпочел остановиться там, вместо того, чтобы идти к островам Хуан-Фернандес. Цветущее здоровье матросов привело в удивление испанского коменданта. До этого еще ни один корабль, обогнувший мыс Горн, не приходил в Чили, не имея больных. 15 марта корабли отправились дальше.

3 Остров Пасхи

9 апреля Лаперуз вошел в бухту Кука на острове Пасхи. Между жителями острова и участниками экспедиции установились довольно дружественные отношения, хотя жители Полинезии весьма своеобразно относились к частной собственности и при случае открыто крали у зазевавшихся европейцев их вещи. В этот раз предметом повышенного внимания жителей острова стали шляпы. Без шляп осталась значительная часть экипажа судов, в том числе и сам Лаперуз.

4 Гавайские острова

Покинув 10 апреля остров Пасхи, Лаперуз двигался почти тем же путем, по какому шел Кук в 1777 году, направляясь от Таити к берегам Америки, но его курс пролегал на сто лье западнее. Лаперуз льстил себя надеждой, что ему удастся совершить какое-нибудь открытие в этой мало исследованной части Тихого океана, и пообещал награду тому матросу, кто первый увидит землю.

29 мая «Буссоль» и «Астролябия» достигли острова Мауи Гавайского архипелага. Едва фрегаты стали на якорь, как их окружили пироги с туземцами, которые привезли свиней, сладкий картофель, бананы и т. д. Они торговали очень ловко и особенно ценили куски старых железных обручей.

5 Аляска

23 июня Лаперуз приблизился к американскому материку и увидел среди длинной, покрытой снегом горной цепи гору Святого Ильи, названную так Берингом. 2 июля на 58°36" северной широты и 140°31" западной долготы была замечена бухта, подходившая для якорной стоянки. На расположенном в бухте острове Лаперуз устроил астрономический наблюдательный пункт и разбил палатки для парусных мастеров и кузнецов.

13 июля случилась трагедия, первая за время экспедиции. Двухмачтовая парусная лодка с «Астролябии» и две шлюпки поменьше с «Буссоли» получили задание определить глубину бухты. Но вернулась только одна шлюпка, остальные две потерпели крушение. Двадцать один человек, в том числе шесть офицеров, погиб. В память о погибших Лаперуз назвал это место Бухтой Французов.

Вынужденная долгая стоянка помешала Лаперузу побывать в других местах и заняться, как он намеревался, исследованием всех извилин береговой линии. Ему необходимо было достигнуть не позднее февраля Китая, чтобы посвятить лето съемке берегов Восточной Азии. Двигаясь вдоль американского берега, он нанес на карту пролив Кросс-Саунд, где оканчиваются высокие, покрытые снегом горы, залив Кука, мыс Эджкомб, сильно выдающуюся в море полосу низменности с возвышающейся на ней горой, названной Куком горой Эджкомб, пролив Норфолк, гавани Неккер и Гильберт, мыс Чирикова, бухту Латуш острова Де ла Кройера. Далее «Буссоль» и «Астролябия» направились в испанскую Калифорнию, чтобы потом двинуться в Макао.

6 Макао

14 декабря «Астролябия» и «Буссоль» очутились в виду Марианских островов. Моряки высадились на вулканическом острове Асунсьон, но задерживаться там не стали. Лаперуз хотел достигнуть берегов Китая до отплытия в Европу кораблей, с которыми он должен был отослать отчет о работах экспедиции на американском берегу и о плавании до Макао. 2 января 1787 года суда экспедиции бросили якоря в гавани Макао. Лаперуз застал там небольшой французский шлюп под командованием мичмана Ришери.

Выйдя из Макао 5 февраля, корабли направились к Маниле. А 9 апреля отправились обратно к берегам Китая. 21 апреля Лаперуз очутился в виду Формозы (Тайваня) и немедленно вошел в пролив, отделяющий ее от Китая. Вскоре он миновал бухту, где когда-то находился голландский форт Зеланд, а теперь расположен город Тайвань, столица острова.

Затем суда вступили в Восточно-Китайское море и взяли курс ко входу в пролив, отделяющий Китай от Японии. Там Лаперуза встретили туманы, такие же густые, как на берегах Лабрадора, и сильные непостоянные течения. Прежде чем вступить в Японское море, он исследовал остров Чечжудо и определил координаты его южной оконечности, с исключительной тщательностью засняв берега на протяжении двенадцати лье.

7 Сахалин

Далее курс экспедиции Лаперуза лежал на север, к берегам Татарии — именно так европейцы называли территорию к востоку от Уральских гор. Лаперуз писал: «Мы горели нетерпением приступить к изучению страны, занимавшей наше воображение со времени отплытия из Франции». 11 июня Лаперуз увидел берег Татарии. Горы там имели, вероятно, от шестисот до семисот саженей в вышину. На их вершинах виднелся снег, но в небольшом количестве. Французы не обнаружили никаких следов возделанной земли или жилья.

23 июня «Буссоль» и «Астролябия» бросили якорь в бухте, расположенной на 45°13" северной широты и 135°9" восточной долготы. Она получила название бухты Терней. После стоянки в бухте Сюффрен, расположенной на 47°51" северной широты и 137°25" восточной долготы, Лаперуз 6 июля увидел остров, являвшийся не чем иным, как Сахалином. Увидев дымки и хижины, Лаперуз с членами экспедиции съехал на берег. Местный житель, по их просьбе, нарисовал очертания Сахалина, из которых явно следовало, что он является островом. «Между материком и островом Сахалином он оставил пролив и, обернувшись к нашим кораблям, которые были видны с берега, провел линию, показывая, что они могут там пройти. К югу от Сахалина он нарисовал другой остров и оставил между ними пролив, пояснив, что это еще один путь для наших кораблей», — писал Лаперуз.

Командир экспедиции решил проверить информацию о том, что Сахалин — это остров. Суда отправились в плавание по Татарскому проливу, между Сахалином и материком. Миновав залив Жонкиер (Александровский), Лаперуз бросил якорь в бухте Де-Кастри. Запас пресной воды у него подходил к концу, дров больше не было. Чем дальше, двигался он по проливу, тем мельче тот становился. Во время стоянки в Де-Кастри члены экспедиции выяснили у местных жителей, что северная оконечность Сахалина соединялась с материком лишь песчаной мелью, поросшей морскими водорослями, где глубина дна очень незначительна. Было принято решение не идти дальше, а повернуть обратно.

2 августа «Астролябия» и «Буссоль» покинули бухту Де-Кастри и вновь направились к югу. Мореплаватели обогнули южную оконечность Сахалина, названную ими мыс Крильон, и вступили в пролив между этим островом и Хоккайдо, получившим название пролива Лаперуза. Это была одна из наиболее важных географических проблем, которую оставили нерешенной предшествовавшие мореплаватели. До тех пор географы сообщали об этом районе самые фантастические сведения: для Сансона Корея являлась островом, а Хоккайдо, Сахалина и Камчатки вовсе не существовало; по мнению Г. Делиля, Хоккайдо и Сахалин представляли собой один остров, тянувшийся до Сангарского пролива. В этом вопросе царила полная неразбериха, которой Лаперуз положил конец.

8 Петропавловск

3 сентября путешественники увидели берег Камчатки. Три дня спустя корабли вошли в Петропавловскую бухту. Астрономы немедленно приступили к наблюдениям, а естествоиспытатели совершили очень трудное и опасное восхождение на вулкан, расположенный в восьми лье от берега моря. Тем временем остальной экипаж, свободный от работ на корабле, развлекался охотой или рыбной ловлей. Жители Петропавловска радушно встретили французов. В честь гостей был устроен бал, а по приказу коменданта города лейтенанта Хабарова корабли Лаперуза снабжались водой, топливом и продовольствием бесплатно.

В Петропавловске один из молодых офицеров эскадры, Жан-Батист-Бартелеми Лессепс, из морского путешественника стал сухопутным. По приказу Лаперуза знающий русский язык Лессепс должен был сухим путем отправиться в Европу с дневниками и записками экспедиции. Целый год он ехал через бескрайние просторы Российской империи. Именно на основе привезенных им записей, несмотря на трагическую гибель всех участников путешествия, во Франции впоследствии был издан отчет об экспедиции Лаперуза.

9 Самоа

Покинув Петропавловск, Лаперуз снова устремляется в южную часть Тихого океана. В декабре 1787 года его корабли бросили якорь у острова Мауиа, входящего в архипелаг Самоа. Сначала ничто не предвещало беды. Местные жители относились к французам с подчеркнутым дружелюбием, те в свою очередь восторгались красотой туземных женщин, кротким нравом островитян и идиллическими пейзажами. Однако в последний день пребывания экспедиции на этом острове разразилась кровавая бойня, стоившая жизни двенадцати французам, включая капитана «Астролябии» де Лангля.

Сойдя на берег, чтобы пронаблюдать за работой матросов, запасающих пресную воду, Флерио де Лангль захватил с собой «товары для туземцев», которые принялся раздавать обступившим его островитянам. Однако подарков на всех не хватило. В бухте собралось слишком большое количество местных жителей — более тысячи человек. Ситуацию усугублял отлив, бухта совсем обмелела. В конце концов на моряков градом посыпались камни. Де Лангль успел лишь дважды выстрелить из ружья. Затем он был сбит с ног и свалился, к несчастью, за левый борт. Туземцы убили его на месте ударами дубинок и камнями.

Баркас «Буссоли» под начальством Бутена стоял в двух саженях от шлюпки «Астролябии». Между ними оставалась полоса воды, куда не проникли индейцы. Благодаря этому все раненые, которым посчастливилось упасть не в ту сторону, где находились враги, спаслись. До шлюпок добрались сорок девять человек из шестидесяти одного, высадившегося на берег.

Лаперуз не стал мстить за погибших земляков. «Буссоль» и «Астролябия» снова устремились в открытое море. От Самоа французы взяли курс на острова Тонга, лишь частично исследованные Куком. 27 декабря в этом архипелаге были открыты острова Вавау; английскому мореплавателю на них не удалось побывать. По величине равные Тонгатабу, острова Вавау более возвышенные, и на них имеется достаточно пресной воды. Лаперуз исследовал несколько островов архипелага Тонга и завязывал иногда сношения с жителями, доставлявшими свежую провизию лишь в небольшом количестве, не покрывавшем ежедневный расход. Поэтому 1 января 1788 года он решил направиться в Ботани-Бей, избрав курс, по которому не проходил еще ни один мореплаватель.

10 Австралия

26 января 1788 года корабли вошли в залив Ботани-бей у побережья Австралии. Буквально накануне у берегов Новой Голландии, как тогда называли Австралию, появились корабли Артура Филлипа. Там началась английская колонизация.

Воспользовавшись оказией в лице английского капитана, Лаперуз передал во Францию письма родным, новую партию отчетов и письмо с планами на будущее. Капитан рассчитывал посетить острова Товарищества, Новую Каледонию, острова Санта-Крус и Луизиаду, после чего пересечь Индийский океан и добраться до Маврикия. Взяв курс на северо-восток, «Буссоль» и «Астролябия» 10 марта покинули Австралию. Однако ни в одном из указанных пунктов корабли Лаперуза так и не появились.

11 Гибель экспедиции

О судьбе экспедиции Лаперуза долгое время ничего не было известно. В 1789 году во Франции началась революция, всем было не до поисков пропавших кораблей. Прошло два года пока французское правительство что-то предприняло для поиска Лаперуза: 25 сентября 1791 года два корабля под командованием контр-адмирала Жозефа Антуана Брюни д’Антркасто вышли из Бреста. В мае 1793 года поисковая экспедиция подошла к острову Ваникоро из группы островов Санта-Крус к северо-востоку от Австралии. Когда на этом гористом, густо поросшем лесом острове экипаж заметил столбы дыма, Д’Антркасто был уверен, что нашел Лаперуза или, по крайней мере, остатки его экспедиции. Но после того, как его корабли едва не сели на мель на коварных рифах, он был вынужден уйти, так и не послав на берег поисковый отряд. Позже адмирал заболел и через два месяца умер.

В мае 1826 года ирландец Питер Диллон, который бороздил южную часть Тихого океана в поисках выгодной торговли и приключений, сделал остановку на островке Тикопиа из группы островов Санта-Крус. Увидев у аборигенов ожерелья из стеклянных бусин, Питер поинтересовался откуда они. Туземцы объяснили, что эти бусы, а также другие предметы явно европейского происхождения: серебряные вилку и ложку, ножи, чайные чашки, железные болты и серебряную рукоять шпаги с буквами «J.F.G.P.», они получили при меновой торговле от жителей острова Ваникоро, который расположен от Тикопиа в двух днях хода под парусом. К концу лета Диллон сумел достать денег на поиск оставшихся в живых участников экспедиции Лаперуза, но прежде чем он попал на Ваникоро, прошел еще год. Старый туземец рассказал ему, что много лет назад в шторм два корабля сели на мель на окружающих остров рифах.

На Ваникоро отряд Диллона нашел корабельный колокол с гравировкой, доску с вырезанными на ней геральдическими лилиями, кусочек глобуса с полустершейся сеткой широт, отдельные детали астрономических приборов, нагели, шипы, топоры, ядра, куски медной обшивки кораблей, маленькую бронзовую пушку, кусок шомпола, подсвечники, молотки. В феврале 1829 года Питер Диллон привез то, что осталось от злосчастной экспедиции Лаперуза, в Париж. Все привезенные предметы опознал Лессеп, покинувший экспедицию на Камчатке.

Впоследствии на острове Ваникоро работало множество экспедиций, в результате чего со дна моря были подняты различные предметы, подтверждающие, что «Буссоль» и «Астролябия» затонули именно здесь.

Жан Франсуа Лаперуз

Жан Франсуа де Гало граф де Лаперуз (1741–1788), французский мореплаватель. Руководил кругосветной экспедицией, открыл на Дальнем Востоке пролив, названный его именем.

В 1785 году по инициативе и под эгидой французского правительства была организована кругосветная морская экспедиция, имевшая целью исследование и по возможности захват новых земель в Тихом океане взамен утерянных владений в Индии и Северной Америке. В состав экспедиции входили два военных корабля – фрегаты «Буссоль» и «Астролябия». Экипаж состоял из 223 человек – матросов и офицеров. На офицерские должности были зачислены несколько курсантов Парижской военной школы. Кроме того, в состав экспедиции была включена группа учёных различных специальностей – астроном, географ, врач, ботаник. Как всегда в подобных экспедициях, на борту находились два художника – живописец и картограф. О научной составляющей экспедиции должны были говорить даже названия фрегатов, обозначающие непременные на борту судна измерительные инструменты.

Это была первая французская кругосветная экспедиции, и король Людовик ХVI назначил командором опытного военного моряка, капитана первого ранга Жана Франсуа графа де Лаперуза. Разумеется, это назначение было продиктовано не аристократическим происхождением Лаперуза и его высоким образованием, а исключительно качествами мореплавателя и боевыми заслугами в войне с Англией, когда капитан Лаперуз отличился в нескольких морских сражениях.

Руководя всей экспедицией, Лаперуз одновременно был командиром «Буссоли», а командиром «Астролябии» по его рекомендации назначили Поля Антуана Флерио де Лангля – боевого товарища и друга Лаперуза. Покинув берега Франции (порт Брест) 1 августа 1785 года, корабли после более чем трёхмесячного плавания через Атлантику подошли к берегам Бразилии, откуда проследовали к мысу Горн. Эти места давно снискали грозную славу своими штормами. Но Лаперуз, не заходя в проливы Огненной Земли, провёл суда вокруг мыса Горн – впервые в истории мореплавания без потерь «живой силы и техники».

Уже в феврале 1786 «Буссоль» и «Астролябия» вступили в Тихий океан. Путешественники посетили чилийский порт Консепсьон, после короткой стоянки в котором направились к острову Пасхи. После недолгого пребывания там и осмотра гигантских статуй «мауи» экспедиция двинулась дальше. Лаперуз рассчитывал обнаружить на пути неведомые земли, но до самых Гавайских островов Тихий океан не подарил французам никаких открытий. Достигнув Гавайского архипелага, моряки высаживались на острове Мауи. Здесь к бортам фрегатов подходили лодки местных жителей. Туземцы предлагали морякам в обмен на ножи и простые железные бруски и прутья свои богатства – свиней, бананы, сладкий картофель батат.

Отплыв от Гавайских островов, Лаперуз направил фрегаты на север. В двадцатых числах июня экспедиция достигла северных берегов Аляски и начала обследование с залива Айси-Бей. Отметили на картах гору Святого Ильи над Аляскинским заливом, открытую ещё Витусом Берингом, и присвоили его имя реке, обнаруженной во время съёмки берега. В водах океана у берегов Северной Америки экспедиция понесла первые потери: приливная волна опрокинула две шлюпки, отправленные к берегу, и все находившиеся в них моряки – 21 человек – погибли. Памятник на острове Кенотаф до сих пор напоминает людям о морской драме.

От этих мест корабли Лаперуза шли вдоль берега в направлении, противоположном движению Кука в 1778 году, то есть на юго-восток, до залива Монтерей. После обхода он сделал вывод, что в пятидесятых широтах близ материка расположен архипелаг (на самом деле их два, сейчас они носят имена Александра и K°ролевы Шарлотты). Далее Лаперуз направился к Филиппинским островам, а весной 1787 года начал обследовать берега Восточной Азии в умеренной зоне, постепенно продвигаясь на север. Французы нанесли на карту берега Восточно-Китайского и Японского морей, поднялись на север почти до 40-й широты, а 3 июля двинулись к северо-востоку. Утром 7 июля с борта увидели гористую землю, вытянутую вдоль меридиана. Уверенные, что перед ними побережье острова Хоккайдо, французские моряки шли в густом тумане на север практически наугад, а через пять дней бросили якорь в удобной бухте. Здесь благодаря помощи местных жителей и нарисованной ими карте выяснилось, что экспедиция находится на острове Сахалин, отделенном проливами от материка и острова Йессо (Хоккайдо).

У входа в узкий пролив (ныне – пролив Невельского), соединяющий Амурский лиман с Татарским проливом (название дано Лаперузом) капитан повернул назад – решив, что это залив, он сделал ошибочный вывод, что Сахалин есть полуостров, соединяемый с материком песчаным перешейком. Корабли, пройдя пролив между островами Сахалин и Хоккайдо (пролив Лаперуза), вышли из Японского моря в Тихий океан. Оставляя слева гигантскую дугу Курильских островов, Лаперуз начал подыматься к высоким широтам, и 6 сентября 1787 года фрегаты «Буссоль» и «Астролябия» прибыли в Петропавловский порт.

Плавание от Франции до Камчатки длилось два года. Маленький гарнизон порта под командованием прапорщика Хабарова гостеприимно встретил мореплавателей. Через несколько дней из Верхнекамчатска в Петропавловск прибыл комендант Охотского края Козлов-Угренин. По просьбе французов хозяева русского порта отправили на корабли семь голов крупного рогатого скота и различное продовольствие.

В письме сибирскому генерал-губернатору Лаперуз тепло поблагодарил жителей Петропавловска за гостеприимство. «Я не мог бы в собственной стране, у моих лучших друзей, встретить более теплого приема, чем здесь, на Камчатке», – писал он затем французскому послу в Петербург. Французское правительство высоко оценило помощь мореплавателям и через год наградило прапорщика Хабарова медалью Людовика XVI.

Пребывание фрегатов Лаперуза в Петропавловске длилось более трех недель. За это время французские моряки смогли полностью подготовить свои корабли к предстоящему дальнему плаванию. Перед отходом «Буссоли» и «Астролябии» из Петропавловска Лаперуз оставил на попечение хозяев порта своего помощника, вице-консула Жана Батиста Лессенса, которому предстояло отправиться сушей через Петербург во Францию с почтой экспедиции. Этот человек оказался единственным участником плавания, которому суждено было вернуться на родину…

30 сентября 1787 года фрегаты Лаперуза покинули Авачинскую губу и направились к Австралии. Сначала Лаперуз перешел в Океанию, к островам из восточной группы Самоа. Здесь по невыясненным причинам 11 декабря произошла кровопролитная стычка с туземцами, в ходе которой было убито было 11 самоанцев и 2 француза, в том числе капитан «Астролябии» Поль Антуан де Лангль. Затем корабли двинулись на запад. 17 декабря был открыт остров Савайи, крупнейший в архипелаге Самоа. Оттуда Лаперуз направился к Австралии и в конце января 1788 г. стал на якорь в заливе Ботани.

Там французы встретились с английской флотилией, доставившей в Восточную Австралию первую партию ссыльных каторжан. Так формировалось будущее население Австралии, ныне одной из самых богатых и процветающих стран мира. Начальник флотилии Артур Филипп, первый губернатор колонии Новый Южный Уэльс, основал у залива Порт-Джексон одноименный поселок, давший начало развитию будущего Сиднея. В феврале 1788 года Лаперуз послал оттуда во Францию донесение, где в числе прочего сообщал о намерении посетить острова Меланезии, в том числе Санта-Крус, обогнуть Новую Голландию и идти к острову Иль-де-Франс (Маврикий). Больше никаких известий об экспедиции не поступало…

Оставив Порт-Джексон, экспедиция Лаперуза пропала без вести. Спустя сорок лет исследователь Ж.С. Дюмон-Дюрвиль предположил, а в 1959 году известный вулканолог Гарун Тазиев подтвердил факт гибели кораблей в районе острова Ваникоро (архипелаг Веракрус).

В честь пребывания экспедиции Лаперуза в Петропавловске установлен памятник. Именем известного французского мореплавателя названы пролив между Сахалином и Хоккайдо, рифы у бухты Вилючинской и другие географические объекты.


| |

 

Возможно, будет полезно почитать: