Зачем нужны знаки препинания в конце предложения? Кому и зачем нужны знаки препинания.

Наверное, все знают, зачем нужны знаки препинания – они разделяют текст на смысловые части, дают ему эмоциональную окраску, с их помощью становится понятно, данное предложение вопросительное, утвердительное или восклицательное. Чтобы заинтересовать школьника в изучении синтаксиса, в школьной программе есть сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания, 4 класс пишет свое понимание этого.

Знаки препинания нужны, чтобы не получилась бессвязная словесная каша. Какие есть знаки препинания? А вы знаете, зачем нужны знаки препинания в письменной речи в русском языке? Рассмотрим отдельно каждый из них.

Какие знаки самые распространенные

  1. Точка.
  2. Запятая.
  3. Многоточие.
  4. Двоеточие.
  5. Точка с запятой.
  6. Вопросительный знак.

Точка

Она завершает предложения и используется в сокращениях слов.

Запятая

Используется при перечислении и для соединения частей сложного предложения. Также, если вы в предложении к кому-то обращаетесь, вам нужно выделить запятыми такое обращение с двух сторон.

Многоточие

Ставится, если мысль не завершена.

Двоеточие

Точка с запятой

Используют ее для разделения частей сложного предложения, где уже есть много запятых.

Вопросительный знак

Его мы ставим в конце предложения с вопросом.

Если вы учитель и хотите помочь детям делать первые шаги в грамотности, дайте им на уроке интересную тему для размышлений – сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания и предложите порассуждать, что было бы, если бы их не было в речи, если бы тексты были сплошным потоком? Ребята будут с интересом высказываться. Можно также придумать игру, чтобы заинтересовать школьников. В 4 классе игровой элемент на уроках еще не теряет своей актуальности. Это заложит фундамент для легкого изучения в будущем правил расстановки знаков. Ну, а грамотность всегда была в цене.

Мультимедийные технологии при освоении пунктуации

Интересное сочинение, зачем нужны знаки препинания можно найти в Интернете. Также на эту тему интересно создать познавательную наглядную презентацию. Ее можно сделать с большим количеством слайдов и указкой показывать и одновременно рассказывать о каждом знаке. Используйте наглядные списки, примеры предложений, где тот или иной знак применяется в разных ситуациях. Ваша задача, как учителя — вырастить грамотных учеников. Этому, конечно же, в большой степени способствует чтение. Написание сочинений – также интересный способ. Он помогает научиться структурированию и свободному выражению мыслей.

Быть грамотным – показатель культурного человека, уважающего себя. Помимо того, что нужно научить школьников правильно писать слова, очень важно также сформировать у них навык правильно расставлять знаки препинания. Именно они делают текст «живым». Особую сложность представляют авторские знаки – при написании диктантов нужно обращать внимание на то, что в данном случае расставляются они не по правилам.

Как быть, если знаки препинания становятся камнями преткновения? Проще всего, конечно, как знаменитый герой из мультфильма, махнуть на них рукой и решить вовсе без них обходиться. Но что тогда произойдет?

Нет, конечно, казнить вас никто не будет. Но представьте, что вам срочно нужно узнать ответ на злободневный вопрос. Например, как организовать вечеринку для друзей. Вы забиваете свой вопрос в Интернете, а перед вами открывается страница, с верху до низу написанная без единого знака препинания. Вы просто не сможете осилить ее и дочитать до конца, а если бы и дочитали, то не смогли бы правильно понять ее смысл.

Знаки препинания – очень важные помощники в понимании письменного текста. Они придают смысл написанному, разделяют на фрагменты, облегчающие восприятие, обогащают текст интонациями и эмоциями. Эти маленькие знаки могут передать удивление, восхищение и радость, помогут подчеркнуть важность какой-либо мысли или пригласят вас придумать продолжение прочитанной истории. Вот какой большой силой обладают знаки препинания! А запомнить их совсем нетрудно, ведь их всего десять.

Знаки первой необходимости – это запятая и точка. Точка стоит в конце предложения, давая нам понять, что определенная мысль высказана полностью и пришла к своему логическому завершению. Интонационно точка передается длинной паузой. С помощью запятой выделяются вводные фразы, обращения и уточнения. Запятой разделяются перечисления, она помогает не запутаться в сложных предложениях, отделяя простые предложения друг от друга. Кроме того, запятая создает короткую паузу внутри предложения.

Восклицательный знак – любимый знак препинания даже не очень грамотных людей. Не зря на различных форумах так часто открываются темы с названием «помогите» и тремя восклицательными знаками в конце. Знак восклицания – самый эмоциональный знак, он может передать радость и злость, удивление и разочарование, предупредить о чем-то или привлечь внимание. Восклицательный знак часто употребляют вместе с вопросительным, образуя вопрос-эмоцию, или с многоточием, подчеркивая помимо восклицательности недосказанность.

Вопросительный знак, конечно же, обозначает вопрос, который может быть задан как в форме отдельного предложения, так и внутри него.

Точка с запятой помогает нам найти простые фразы в составе сложных. Обычно она нужна там, где много уточняющих оборотов, осложненных запятыми – еще одна запятая в этом случае только запутала бы наше восприятие, поэтому на помощь приходит точка с запятой.

Двоеточие обычно ставится перед перечислением, а в сложных предложениях перед второй частью, если она разъясняет первую. Также двоеточие ставится перед прямой речью.

Тире используется как связка между словами и предложениями или употребляется вместо пропущенного слова, оно может объяснить какое-либо явление или противопоставить по смыслу слова и фразы. С помощью тире можно выделить слово или часть предложения, придавая им тем самым особенный смысл.

Если мы используем в тексте цитату или прямую речь, то ее нужно обособлять кавычками. Кавычки также необходимы для выделения слов, используемых в переносном значении. Круглые скобки отделяют отвлеченную мысль, не связанную с предложением в целом. Незавершенная мысль обозначается многоточием. Многоточие побуждает нас к размышлению над продолжением текста.

Большинство писателей ставят знаки препинания, опираясь не на правила пунктуации, а на свое авторское право передавать мысль так, как они ее видят. Таким правом обладает любой человек. Но для того чтобы самостоятельно дирижировать знаками препинания, надо глубоко понимать их значение, их необходимость в тексте, надо суметь доказать себе и окружающим, что применение знаков препинания наполнено смыслом. Тогда вы сможете донести до адресата свою мысль во всей ее глубине до мельчайшего оттенка.

Источник картинки: savepic.ru

Осмысление того, зачем нужна пунктуация, способствует грамотному письму и легкости выражения мыслей. Пунктуация нужна для облегчения чтения текста, с её помощью предложения и их части отделяются друг от друга, что позволяет выделить конкретную мысль.

Рассматривая знаки препинания, нельзя обойти стороной их функции в русском языке.

Затеяв разговор о том, зачем нужна пунктуация, необходимо уточнить, какие знаки препинания существуют, поскольку их много и каждый исполняет свою роль. Пунктуация может применяться в тексте — как с целью разделения нескольких различных предложений, так и внутри одного предложения.

Точка — разделяет предложения и символизирует нейтральную интонацию: «Завтра я пойду в театр.». Применяется в сокращениях: «т.е. - то есть».

Восклицательный знак — служит для выражения эмоций восхищения, удивления, страха и др., отделяет друг от друга предложения: «Торопись, ты должен успеть!». Также восклицательным знаком выделяются внутри самого предложения обращения, акцентируется интонация: «Ребята! Прошу вас, не опаздывайте на занятия».

Вопросительный знак — выражает вопрос или сомнение, одно предложение отделяет от другого: «А ты уверена, что сделала всё правильно?»

Внутри предложения пунктуация также играет заметную роль. Но без осмысления того, зачем нужна пунктуация, мы не сможем, четко изложив свои мысли, написать сочинение, поскольку без верного выделения частей смысл утратится.

Следующие знаки препинания применяются внутри предложений:

Запятая — разделяет на части предложение, служит для выделения отдельных мыслей или обращений, отделяет в сложном предложении составляющие его простые друг от друга. «Мне не очень важно, что ты об этом думаешь» - предложение сложноподчиненное. «К обеду подали щи, пюре с отбивной, салат и чай с лимоном» - однородные члены в предложении.

Тире — им обозначают паузы, заменяют пропущенные слова, также обозначают прямую речь. «Здоровое питание — залог долголетия» - здесь тире заменяет слово «это». «- В котором часу вы можете завтра подойти? - спросила кассирша. - Часа в три, - ответила ей Наталья.» - прямая речь.

Двоеточие — применяется для акцентирования внимания на том, что следует далее; разграничивает части одного предложения, друг друга поясняющие, связанные между собой; прямую речь отделяет от слов автора либо так обозначается начало перечисления. «В буфете продавались вкусные пирожки с разной начинкой: с яблоками, с картошкой, с капустой, с сыром, с вареной сгущенкой и повидлом.» - перечисление. Прямая речь: «Не глядя ей в глаза, он произнес: «Не надейся, никогда я не вернусь к тебе» и быстрым шагом удалился».

Точка с запятой — применяется в предложениях, имеющих сложный состав, в которых уже мало запятой для отделения частей. «Это было ощущение тепла и света, которое приносило счастье и покой, делало мир лучше, наполняя душу радостью; впервые эти чувства посетили меня здесь много лет назад и с тех пор я всегда стремлюсь обратно, чтобы испытать их вновь и вновь.»

Понимая, зачем нужна пунктуация, вы сможете грамотно и четко выразить свою мысль при письме, акцентируете то, что нужно акцентировать, а сделав это в соответствии с правилами, покажете читателям ваших сочинений, что вы человек грамотный.

Знание правил пунктуации тщательно проверяют при сдаче экзаменов ГИА (государственной итоговой аттестации), ведь без этих знаний нельзя обойтись. И действительно, лишь правильное использование пунктуации позволит в любой переписке понять вас правильно.

Точка, точка, запятая — вышла рожица кривая… Знаки препинания нужны, чтобы рисовать человечков! Ну и еще — чтобы не казнить того, кого надо помиловать. Или наоборот. Это скажет любой, кого спросят, зачем нужны знаки препинания. А часто ли у нас в жизни встречается зависимость от одной запятой? Кто пострадает, если не принцесса в приказе, а обычный человек в переписке просто забудет о запятых, точках, тире и прочих невразумительных символах?

Пунктуация — система расстановки знаков препинания в русской письменной речи — в русском языке очень сложная, даже профессора-филологи не до конца знают все ее правила и исключения из правил. А потому что русский — язык очень богатый и выразительный, чрезвычайно развитый и максимально гибкий. И не в последнюю очередь за счет тех самых запятых и точек.

Когда мы произносим вслух фразы, мы обязательно делаем паузы между словами. Даже та Трындычиха из старого фильма, выстреливая со скоростью пулеметных очередей свои причитания, паузы делала. Так мы на слух определяем, где закончилось одно слово и началось другое, иначе бы для нас все слилось бы в бессмысленную тарабарщину. На письме слова разделяются пробелом. Если же записать на диктофон наш самый простой разговор, а потом измерить длительность пауз, окажется, что они все разные. Самые короткие — между словами, самые долгие — в конце предложения. Если все эти паузы выровнять между собой, а потом воспроизвести запись, то мы прослушаем набор самых разных слов, никак не связанных друг с другом. И, естественно, не поймем, о чем идет речь.

На письме паузы разной длины обозначаются разными знаками препинания. С их помощью подчеркивается смысл фразы, выделяется самое главное или, наоборот, второстепенное, разделяются предложения. Интонацию мы не слышим, а видим: без запятых, двоеточий, тире придется читать монотонно, ибо где автор запланировал паузу, узнать невозможно. А они во множестве есть, потому что чем сложнее построена фраза, тем больше возможностей передать не только основную мысль, но и эмоциональные оттенки.

С помощью знаков препинания мы на письме передаем то, что вслух выделили бы интонацией. “Пойдем на каток!” — это нас позвали с энтузиазмом, впору хватать коньки и мчаться. “Пойдем на каток” — это нам сообщили о собственных планах. “Пойдем на каток?” — это нас спросили, оставив возможность предложить еще варианты развлечений. Отличия — в знаках препинания. Смотрите, как заговорили восклицательный знак, точка и вопросительный знак! А ведь мы и рта не открывали, всего лишь пробежали пальцами по клавиатуре.

Да, скажут многие, знаки препинания в конце предложения нужны. Так от них никто и не отказывается: уж с точками и восклицательными проблем нет ни у кого, иногда их даже слишком много. А зачем нужны знаки в середине предложения? Нельзя же постоянно на “казнить нельзя помиловать” ссылаться — устарело.

Каждый знак препинания о чем-то сигнализирует читателю. Запятая, к примеру, может подчеркивать схожесть предметов или явлений в контексте обсуждения: И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строганье, и про слоненка, и про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах, и про древних воинов, и про прохладные звезды, и про лошадиные лица, все, все… (В. Драгунский). Все такое разное, но для Дениски Кораблева — одинаково любимое, через запятые. А тире может приравнивать одно к другому: Звезды — черви, пьяные туманом. (Д. Бурлюк). Да, футуристы очень по-своему видят мир, но без тире-то этого передать не смогли бы! Двоеточие может объяснять и раскрывать, скобки — уточнять, замечать между прочим, многоточие — передавать растерянность или ленивую интонацию. В это нелегко поверить, когда в смс и “вконтактиках” привык обходиться без знаков препинания, а порой и с минимумом букв, однако владеющие речью этих маленьких регулировщиков мысли очень ценят.

Вот, к примеру, задача — накормить гостей фруктами.

Пришли четыре важных человека: Мишка, Дениска, Павлов — три мушкетера, Аленка — и Миледи, и Констанция. Сколько яблок надо, чтобы никого не обидеть? Мишке, Дениске, Павлову и Аленке — четыре антоновки на стол, пожалуйста.

Пришли четыре важных человека, Мишка, Дениска, Павлов, три мушкетера, Аленка, и Миледи, и Констанция. Теперь сколько человек пришли и сколько яблок готовить? 13 штук — безымянных важных и мушкетеров обижать не стоит.

Пришли четыре важных человека, Мишка: Дениска (Павлов), три мушкетера — Аленка, и Миледи, и Констанция. Это донесение в штаб Мишке потребует от него выложить четыре яблока для четырех важных людей, хоть некоторые и не рассекречивают имен. Расстановка сил поменялась: три девчонки прихватили с собой Дениску.

Разница — только в знаках препинания! И в яблоках.

Простые предложения из одного подлежащего и одного сказуемого, конечно, никаких проблем со знаками не принесут, однако речь, построенная так, будет речью папуаса из дикого племени или, в лучшем случае, Эллочки-людоедки: “Поедем в таксо? Не учите меня жить! Хо-хо!”. Это ли подходит современному образованному человеку?

Таким вопросом задаются по большей части ученики, которым изучение пунктуации далеко не всегда даётся легко. Но если попробовать прочесть текст без знаков препинания, их роль тут же становится прозрачна и ясна. У каждого из этих незатейливых знаков есть своё предназначение и роль в тексте.

Зачем нужны знаки препинания в предложениях

Во-первых, они выполняют разделительную функцию, помогают распознать на письме предложение и его части в целом. Без них мы не сможем понять, где начало и конец, возникают проблемы с логическим восприятием. Во-вторых, знаки препинания позволяют придать эмоциональную окраску тексту. Без вопросительного или же восклицательного знака мы не смогли бы понять чувства, которые вложил автор в то или иное предложение. И, в-третьих, без знаков препинания текст был бы похож на бессмысленное нагромождение слов. Если вы попытаетесь прочесть его вслух, выйдет никому не понятная каша. Когда читаешь текст с правильной пунктуацией, то прекрасно понимаешь, где нужно сделать паузу, какую часть предложения стоит интонационно выделить, а какую прочесть без лишних остановок.

Прямая речь на бумаге

Добавить в текст динамики и живости многим писателям помогает прямая речь. Знаки препинания при этом ставятся особым образом. Используя определенный набор правил, прямую речь нужно отделить от всего текста, чтобы она не сливалась со словами автора - вот зачем нужны знаки препинания.

В школьном курсе русского языка пунктуация не изучается углублённо, поэтому если возникает желание более детально разобраться в этом вопросе, не стоит полностью полагаться на школьные знания. В обычной программе рассматривается два варианта использования прямой речи:

Завершаться она может любым из знаков препинания, кроме запятой.

Чтобы иметь в школе пятёрку за эту тему, достаточно не запутаться, где прописана прямая речь, знаки препинания расставить правильно, и понять, какую из частей начать со строчной, а какую — с заглавной буквы. Быть внимательнее и не запутаться, где и какой знак можно использовать, вам также помогут практические работы и чтение классической литературы.

Запятые в предложении. Проблема наших дней

Верное обращение с пунктуацией - признак грамотности человека, которая особенно ценится в наше время, когда большинство предпочитает довериться редакторам онлайн или же программе Word. Никто не спорит с тем, что программы оснащены базой и могут на определённом уровне справиться с орфографией, но вот с пунктуацией у большей части из них возникают проблемы.

Хотя зачем нужны знаки препинания — запятые, тире или двоеточия, когда их использование обусловлено таким большим количеством тонкостей, и если можно обойтись более простыми и односложными предложениями? В этом-то и проблема. Люди боятся знаков препинания, потому что не умеют ими пользоваться. Большинство и вовсе забывают правила русского языка через несколько лет после окончания школы, особенно если род их деятельности далёк от филологии. Кто-то не ставит нужное количество, а кто-то употребляет их слишком много. После такого хочется, чтобы запятые исчезли вовсе, но их наличие в тексте играет особую роль, которую не сможет заменить другой знак препинания.

Расстановка запятых. Как помочь себе?

Если вас озадачил вопрос собственной грамотности, и не на шутку захотелось поднять свой уровень знаний или хотя бы немного освежить правила в памяти, мы можем предложить несколько способов. Первый и самый очевидный метод - заглянуть в учебник и пересмотреть правила, прописанные в нём. В век Интернета можно запросто отыскать в сети грамматический справочник. Второй способ не менее действенный - чтение. Возьмите в библиотеке книгу, перечитайте что-то из классики. Это не только кладезь грамматически верных конструкций, но и копилка слов, а расширение словарного запаса тоже благотворно повлияет на уровень эрудированности.

И последнее - практика. Мало просто посмотреть правила и закрыть учебник, так они забудутся довольно быстро, их вытеснит другая информация. Достаточно хотя бы нескольких написанных предложений в день. Наверняка у каждого найдётся хотя бы полчаса в день на спасение и укрепление своих знаний.

Особенности изучения пунктуации в 5 классе

В начальной школе, как известно, дети получают лишь азы богатой русской грамматики, узнают про подлежащее и сказуемое, как строится предложение, из чего состоит слово, что такое знаки препинания. 5 класс становится второй ступенью. Поднявшись на неё, ребёнку предстоит более углубленно познакомиться с грамматикой и пунктуацией, лексикой и морфологией, синтаксисом и орфографией.

В средних классах детям подробнее объясняют, зачем нужны знаки препинания, обозначают их роль в тексте и предлагают набор правил, которыми они могут оперировать, чтобы правильно расставить их. Важно именно в этом возрасте втолковать чаду, насколько важна пунктуация, какое значение придаётся людям, владеющим искусством грамотного слова. Если привить ребёнку любовь и интерес к родному языку, он сам потянется к нему, изучение не будет казаться каторгой или наказанием, ведь успех в освоении языка во многом определяется желанием самого ученика постичь тонкости письма.

 

Возможно, будет полезно почитать: