Второе иерусалимское королевство. Короткая (насколько это возможно) история Иерусалимского королевства крестоносцев

Иерусали́мское короле́вство было христианским королевством, возникшим в Леванте в 1099 после завершения Первого Крестового похода. Оно было уничтожено в 1291 с падением Акры.

Основание и ранняя история

Королевство было создано после захвата крестоносцами Иерусалима в 1099. Готфрид Бульонский, один из лидеров Первого крестового похода, был избран первым королём. Он отказался принять этот титул, не желая носить королевский венец там, где Спаситель носил терновый; вместо этого он принял титул Advocatus Sancti Sepulchri («Защитник Гроба Господня»). Годфрид умер в следующем году, его брат и наследник, Балдуин I, не был столь благочестив и сразу принял титул «Король Иерусалима».

Балдуин удачно расширил королевство, захватив портовые города, Акра, Сидон и Бейрут, а также утвердив свой сюзеренитет над государствами крестоносцев на Севере - графством Эдесса (им же основанном), княжеством Антиохия и графством Триполи. При нём увеличилось количество жителей - латинян, пришедших с Арьергардным крестовым походом, а также появился латинский патриарх. Итальянские города-государства (Венеция, Пиза и Генуя) начали играть важную роль в королевстве. Их флот участвовал в захвате портов, где они получали cвои кварталы для торговли.

Балдуин умер в 1118 и не оставил наследников, его преемником стал его кузен Балдуин де Бурк, граф Эдессы. Балдуин II также был способным правителем, и, хотя он несколько раз в течение правления попадал в плен к сельджукам, границы государства расширялись, а в 1124 был взят Тир.

Жизнь в королевстве

Новое поколение, родившееся и выросшее в Леванте, считало Святую Землю своей Родиной и негативно относилось к вновь приезжающим крестоносцам. Также, они часто были похожи на сирийцев, а не на франков. Многие знали греческий, арабский и другие восточные языки, женились на гречанках или армянках.

Как писал Фульхерий Шартрский: «Мы, жители Запада, стали жителями Востока; тот, кто был римлянином или франком, превратился здесь в галилеянина или обитателя Палестины; тот, кто проживал в Реймсе или Шартре, видит себя горожанином из Тира или Антиохии» .

Устройство во многом основывалось на феодальных порядках тогдашней Западной Европы, но с многими важными отличиями. Королевство располагалось на небольшой территории, земель, пригодных для сельского хозяйства, было немного. С древних времён в этом регионе вся экономика сосредотачивалась в городах, в отличие от средневековой Европы. Феодалы, владея землями, тем не менее предпочитали жить в Иерусалиме и других городах.

Как и в Европе, бароны имели вассалов, при этом являясь вассалами короля. Сельское хозяйство основывалось на мусульманском варианте феодальной системы - iqta (система наделов), этот порядок не был изменён. Хотя мусульмане (а также евреи и восточные христиане) преследовались в некоторых городах и не имели права жить в Иерусалиме, в сельских районах они жили как и прежде. «Rais», лидер общины, был своеобразным вассалом барона, владевшего землёй, а поскольку бароны жили в городах, общины имели высокую степень автономии. Они поставляли войскам королевства продовольствие, но не несли военной службы, в отличие от Европы; аналогично и итальянцы не несли никаких повинностей, несмотря на проживание в портовых городах. В итоге армия королевства была немногочисленной и состояла из франков - жителей городов.

Преобладание в области городов и присутствие итальянских торговцев привели к развитию экономики, которая была более коммерческой, чем сельскохозяйственной. Палестина всегда была пересечением торговых путей; теперь торговля распространилась и на Европу. Европейские товары, например, текстиль из Северной Европы появились на Ближнем Востоке и в Азии, тогда как азиатские товары транспортировались обратно в Европу. Итальянские города-государства получали огромную прибыль, что повлияло на их расцвет в следующие века.

Поскольку знатные сеньоры больше жили в Иерусалиме, чем в провинции, они имели гораздо большее влияние на короля, чем это было в Европе. Знатные бароны составляли Высший совет, одну из ранних форм парламента в Западной Европе. Совет состоял из епископов и влиятельных баронов, отвечал за выборы короля, предоставление денег королю, мобилизацию армий.

Недостаток войск в значительной степени компенсировался созданием духовно-рыцарских орденов. Ордена тамплиеров и госпитальеров были созданы в первые годы королевства и часто заменяли баронов в провинции. Их лидеры находились в Иерусалиме, жили в огромных замках и часто покупали земли, которые бароны не могли защитить. Ордена находились непосредственно под папским управлением, а не королевским; они были в значительной степени самостоятельны и не обязаны были нести воинскую повинность, однако, на деле, участвовали во всех главных сражениях.

Важными источниками информации по жизни королевства являются труды Вильгельма Тирского и мусульманского писателя Усамы ибн Мункыза.

Середина XII столетия

Балдуину II наследовала его дочь Мелисенда, которая правила вместе со своим мужем Фульком Анжуйским. Во время их царствования было достигнуто наибольшее культурное и экономическое развитие, символ которого - псалтырь Мелисенды, заказанный королевой между 1135 и 1143 годами. Фульк, знаменитый полководец, столкнулся с новым опасным врагом - атабеком Мосула Зенги. Хотя Фульк удачно противостоял Зенги в течение своего правления, Гийом Тирский критиковал его за плохую организацию охраны границ. Фульк умер на охоте в 1143. Зенги воспользовался этим и захватил графство Эдесса в 1146. Королева Мелисанда, ставшая регентом при своём сыне Балдуине III, назначила нового Манассе Д’Иерж, возглавившего армию после смерти Фулька. В 1147 в королевство прибыли участники Второго Крестового похода.

Встретившись в Триполи, лидеры крестоносцев, король Франции Людовик VII и король Германии Конрад III, решили атаковать дружественного королевству Эмира Дамаска, как наиболее уязвимого противника, несмотря на договор между Дамаском и Иерусалимским королевством. Это было полным противоречием советам Мелисанды и Манассе, считавшим главным противником - Алеппо, победа над которым давала возможность вернуть Эдессу. Крестовый поход закончился в 1148 полным провалом. Мелисанда управляла страной как регент, пока Балдуин III не сверг её правительство в 1153, но уже в следующем году Балдуин назначил её регентом и главным советником. Балдуин III отобрал Аскалон у Фатимидов, последний египетский аванпост на палестинском побережье. В то же время общее положение крестоносных государств ухудшилось, так как Нур-Ад-Дин захватил Дамаск и объединил мусульманскую Сирию под своей властью.

Балдуин III умер в 1162, на год позже своей матери, ему наследовал его брат, Амори. Его правление сопровождалось противостоянием с Нур-Ад-Дином и коварными попытками не допустить захват Египта Саладином. Хотя и при поддержке византийского императора, Мануила Комнина, Амори провалил военную операцию против Египта. Амори и Нур-Ад-Дин умерли в 1174.

Бедствие и восстановление

Амальрику наследовал его молодой сын, Балдуин IV. С ранних лет он узнал, что он болен проказой. Балдуин, однако, доказал, что он является эффективным и энергичным королём и военным командующим.

Балдуин IV умер весной 1185, и Балдуин V стал королём.

Потеря Иерусалима и Третий Крестовый поход

Последующее падение Иерусалима по существу закончило первое Королевство Иерусалима. Захват города потряс Европу, приводя к Третьему Крестовому походу, который был начат в 1189, во главе с Ричардом Львиное Сердце и Филипом Августом (Фридрих Барбаросса умер в пути).

В 1192 Ричард Львиное Сердце стал посредником в достигнутом в дальнейшем соглашении, в силу которого маркграф Конрад Монферратский стал королём Иерусалимским, а Ги де Лузиньяну был предоставлен Кипр. В том же году Конрад пал от руки убийцы в Тире.

После гибели Конрада, на Изабелле женится его родственник Генрих II Шампанский.

  • - государство, созданное участниками 1-го Крестового похода после захвата ими Иерусалима в 1099 г. Территориально оформилось в начале 12 в. после новых завоеваний крестоносцев в Восточном Средиземноморье...

    Исторический словарь

  • - Иерусали́мское короле́вство было христианским королевством, возникшим в Леванте в 1099 после завершения Первого Крестового похода...

    Католическая энциклопедия

  • - наименование монархич. гос-ва, главой к-рого является король...

    Советская историческая энциклопедия

  • - монархическое государство, во главе которого стоит монарх, имеющий титул короля. Из современных государств К. являются, напр., Великобритания, Бельгия, Швеция, Нидерланды, Иордания, Саудовская Аравия...

    Словарь юридических терминов

  • - разновидность монархии: государство, во главе которого стоит монарх, имеющий титул короля...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - государство, основанное участниками 1-го крестового похода после захвата ими Иерусалима в 1099...

    Большая Советская энциклопедия

  • - государство, созданное участниками 1-го крестового похода после захвата ими Иерусалима в 1099...

    Большой энциклопедический словарь

  • - напр.: Соединённое, Иорданское Хашимитское, ...
  • - ; мн. короле/вства, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - КОРОЛЕ́ВСТВО, -а, ср. Государство, во главе к-рого стоит король...

    Толковый словарь Ожегова

  • - КОРОЛЕ́ВСТВО, королевства, ср. Монархическое государство, верховная власть в котором принадлежит королю. Королевство Италия...

    Толковый словарь Ушакова

  • - короле́вство I ср. 1. Титул короля или королевы. 2. Пребывание в положении короля или королевы. II ср. Монархическое государство, во главе которого стоит король I 2. или королева I 1....

    Толковый словарь Ефремовой

  • - корол"евство, -а; но Корол"евство, -а, напр.: Соединённое Корол"евство, Иорд"анское Хашим"итское Корол"евство, Корол"евство Нидерл"...

    Русский орфографический словарь

  • - Королевство кривых зеркал. Разг. О том, что не может быть объяснено с позиций здравого смысла; о месте, где всё наоборот. /i> Название кинофильма. Дядечко 2, 156–157...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Формы слова

  • - См....

    Словарь синонимов

"Иерусалимское королевство" в книгах

КОРОЛЕВСТВО

Из книги Мольер [с таблицами] автора Бордонов Жорж

КОРОЛЕВСТВО

Из книги Мольер автора Бордонов Жорж

КОРОЛЕВСТВО Его территория занимает примерно четыре пятых нынешней Франции. В нее не входят Эльзас и Лотарингия (независимое герцогство), Франш-Конте, Артуа, Савойя и Руссильон. Внутри страны некоторые области сохраняют автономию: Оранж принадлежит дому Нассау, графство

4 КОРОЛЕВСТВО иерусалимское и египетская реакция

Из книги Крестовые походы. Миф и реальность священной войны автора Виймар Пьер

4 КОРОЛЕВСТВО иерусалимское и египетская реакция Гильом Тирский и средневековая география Акра: Этот город возвышается на берегу моря, на земле, которая зовется Финикия. У него есть гавань, весьма надежная и защищенная крепостными стенами, но корабли могут в полной

КНИГА V ИЕРУСАЛИМСКОЕ КОРОЛЕВСТВО (1099-1146 гг.)

автора Мишо Жозеф-Франсуа

КНИГА V ИЕРУСАЛИМСКОЕ КОРОЛЕВСТВО (1099-1146 гг.) 1099 г. Если бы все земли Палестины с ее цветущими городами и областями находились под властью Готфрида, он бы, бесспорно, мог соперничать в могуществе с многими мусульманскими монархами. Однако Иерусалимское королевство,

Иерусалимское королевство

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Иерусалимское королевство 17 июля 1099 г. вожди похода собрались, дабы оформить результаты завоевания и вручить одному из своей среды власть как над покоренными землями, так и над теми, которые еще предстояло покорить. Раздавались голоса в пользу того, чтобы сделать

Италия (Савойя) Савойское герцогство с 1416 г., Сицилийское королевство с 1713 г., Сардинское королевство с 1720 г., Итальянское королевство с 1861 г.

автора

Италия (Савойя) Савойское герцогство с 1416 г., Сицилийское королевство с 1713 г., Сардинское королевство с 1720 г., Итальянское королевство с 1861 г. 1047-1051 Амадей I (даты имеют альтернативы)1051-1060 Отгон (даты имеют альтернативы)1060–1078 Петр I1060–1079 Амадей II1080–1103 Умберто II

Неаполь Королевство Обеих Сицилий (Сицилии и Неаполя) с 1130 г., королевство Неаполитанское с 1282 г.

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Неаполь Королевство Обеих Сицилий (Сицилии и Неаполя) с 1130 г., королевство Неаполитанское с 1282 г. Королевство Обеих Сицилий1061–1101 Роджер I1101–1105 Симон1105–1154 Роджер II1154–1166 Вильгельм I1166–1189 Вильгельм II1189–1194 Танкред1194–1194 Вильгельм III1194-1197 Констанция и Генрих I1197–1250

Испания (Кастилия) Королевство Леон с 917 г., королевство Леон и Кастилия с 1037 г., Испания с 1504 г.

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Испания (Кастилия) Королевство Леон с 917 г., королевство Леон и Кастилия с 1037 г., Испания с 1504 г. 913–923 Ордоньо II923–924 Фруэла II924–930 Альфонс IV930–950 Рамиро II950–957 Ордоньо III957–958 Санчо I958–959 Ордоньо IV Злой959–966 Санчо I (вторично)966–982 Рамиро III982–999 Бермудо II999–1027 Альфонс V1027–1037

Глава V

Из книги Иерусалим: три религии - три мира автора Носенко Татьяна Всеволодовна

Глава V Латино-Иерусалимское королевство «Не терпит Бог людской гордыни; Не с теми он, кто говорит: «Мы соль земли, мы столб святыни, Мы Божий меч, мы Божий щит!» А.С. Хомяков. «Мы род избранный…» В последние десятилетия XI в. в Иерусалиме вновь сменились правители. Новые

Латино-Иерусалимское королевство

Из книги История крестовых походов в документах и материалах автора Заборов Михаил Абрамович

Латино-Иерусалимское королевство

Иерусалимское королевство

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Иерусалимское королевство

Из книги Я познаю мир. Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Иерусалимское королевство Решительный штурм начался ранним утром 15 июля 1099 года. Главный удар христианские воины нанесли там, где сарацины меньше всего его ожидали. Крестоносцам удалось вскарабкаться на стену и завязать на ней рукопашный бой. В других местах арабы

Иерусалимское королевство

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИЕ) автора БСЭ

XIII. Иерусалимское пророчество

Из книги Александр Великий или Книга о Боге автора Дрюон Морис

XIII. Иерусалимское пророчество Во время осады Тира, когда Александру было необходимо собрать как можно больше сил, он обратился к жителям Самарии и Иерусалима с просьбой предоставить ему такую же помощь, какую они оказывали до сих пор своему повелителю Дарию.Самаритяне

Иерусалимское богослужение IV в. по «Паломничеству», приписываемому Сильвии

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Иерусалимское богослужение IV в. по «Паломничеству», приписываемому Сильвии Если «Апостольские Постановления» сохранили для нас образцы молитвы за суточным богослужением IV–V в. и потому знакомят нас с внутренним содержанием последнего, то «Путешествие ко св. местам»

В марте 1185 года в 23 года умер король Иерусалимский Балдуин (Бодуэн) IV. Он не особенно известен своими подвигами. Между тем этот обреченный молодой человек за свою короткую жизнь совершил гораздо более заметные деяния, чем, скажем, его всемирно известный современник Ричард Львиное Сердце (Richard the Lionheart, Cœur de Lion, 1157-1199), причем в гораздо более сложных условиях. В период его правления Иерусалимское королевство крестоносцев уподобилось ореху между смыкающимися вокруг него клещами мусульманского щелкунчика. И Балдуин, несмотря на страшный недуг, до последнего дня отстаивал интересы своих подданных.

Крестоносцы и их государство

К началу правления Балдуина IV франки (и их потомки) владели всем побережьем Сирии и Палестины от Аманских гор до Синайской пустыни. Существовал конгломерат автономных, но готовых прийти на помощь друг к другу христианских государств — Антиохия , Триполи и Иерусалим .

Королю Иерусалима помогали канцлер (он возглавлял канцелярию и хранил королевский архив) и сенешаль, при необходимости выполнявший функции монарха в гражданском управлении государством и отвечавший за казну. Армией руководил коннетабль, подчинявшийся королю, королевским хозяйством управлял камергер. Но центральная власть была не так сильна, потому что на постоянно воевавшем с соседями франкском Востоке король был вынужден делегировать значительные полномочия местным правителям, защищавшим границы. Высший Совет при короле исполнял тройственную функцию: судебную, консультативную и законодательную.

Церковь во всех трех крестоносных государствах был католическая , а возглавляли ее два латинских патриарха - антиохийский и иерусалимский, служивший в Храме Гроба Господня. Христианские храмы были центрами, вокруг которых обращалась жизнь государства - ведь именно ради их охраны и были затеяны крестовые походы. Население Иерусалимского королевства во второй половине XII века оценивается примерно в 620 тысяч человек, из которых франки-католики составляли 140, а подавляющее большинство было мусульманами или христианами восточного толка (армяне, сирийские якобиты, несториане и марониты). Жили в королевстве и иудеи, и самаритяне. Хотя в ходе Первого крестового похода в 1099 году франки устроили в Иерусалиме резню мусульман и иудеев, но в дальнейшем, установив свою власть над Палестиной, крестоносцы не посягали на свободу вероисповедания местного населения.

Организационными центрами жизни франков были города и замки, подпадавшие под сюзеренитет короля. Из всех городов лишь Иерусалим превратился в полностью христианский город - в нем не было мусульман и почти не было евреев, допускались только восточные христиане. В прибрежных городах наибольшими льготами и привилегиями обладали венецианцы, генуэзцы и пизанцы. Итальянцы охраняли морские пути сообщения с Западом , перевозили пилигримов, солдат и переселенцев и, в отличие от франков, умели торговать, а экономическое благосостояние государств Святой земли стояло все-таки на торговле: особо плодородных земель тут не наблюдалось. Главным предметом торговли, которую контролировали купцы из Дамаска и Алеппо , были предметы роскоши - оружие из дамасской стали, произведения арабских золотых дел мастеров, ювелирные украшения, парфюмерия, персидские ковры и керамика, китайский шелк, пряности и лекарства из Индии .

В окружении врагов

С окружающими мусульманскими владениями франки поддерживали торговые контакты, что не исключало опасности нападения воинов ислама . Большинство городов были обнесены стенами, каменные башни строились и в важнейших деревнях - для защиты населения. По той же причине рыцарская служба в Иерусалиме отличалась от службы на Западе продолжительностью - там она занимала всего сорок дней в году, а на Ближнем Востоке была круглогодичной, когда речь шла об обороне королевства, но платной, если король посылал войска за пределы своих границ, например, в Египет .

Местные восточные христиане говорили по-арабски и культурно были весьма близки к мусульманам, а потому относились к франкам как к чужакам. Католики на Ближнем Востоке то пытались наладить дружбу и «взаимовыгодное сотрудничество» с местным, глубоко чуждым, населением, то воевали с ними за свои святыни и за выживание .

Войдя в подростковый возраст, монарх вступил и в новую стадию развития болезни. Стало ясно: вскоре понадобится новый король. Сибилле снова стали искать мужа. Король жаждал помощи византийского императора Мануила Комнина и послал к нему Рейнальда Шатийонского - рыцаря незнатного происхождения, через брак с тетушкой Балдуина ставшего князем Антиохийским, но Мануил помочь крестоносцам не пожелал. А тем временем Саладин подготовился к нападению на Иерусалим.

И тогда 25 ноября 1177 года Балдуин и Рейнальд вышли из города с 375 рыцарями, к которым присоединилось 80 тамплиеров под руководством магистра Одо де Сент-Амана, и разбили превосходящие силы Саладина (26 тысяч человек) в битве при Мон-Жизаре. В победе сыграло роль и то, что Саладин недооценил юного противника, полагая, что тот не осмелится сразиться с ним, и то, что крестоносцы захватили Саладина врасплох, и то, что франки действительно умело бились. Балдуин преследовал противника до самого заката. Саладин потерял 90 процентов войска, включая личную охрану из мамлюков, бежал обратно в Египет, по дороге распуская слухи, что битву выиграл он, а не крестоносцы. Но в течение целого года, прежде чем возобновить атаки на франков, Саладин только зализывал раны.

Бесстыжий Ги

Летом 1180 года произошло событие, во многом предопределившее печальную судьбу Иерусалимского королевства. Сибиллу выдали замуж за Ги де Лузиньяна ( , 1160–1194), двусмысленного авантюриста, показавшегося Балдуину и его матери Агнессе приличным кандидатом - он был кузеном английского короля Генриха II (1133–1189). К тому времени Балдуин ослеп, не владел конечностями и потому пытался отречься от престола. Но раз за разом попытки найти подходящего кандидата на трон срывались. Подвел и Рейнальд Шатийонский: напал на торговый караван, шедший из Египта в Дамаск, и прямо оскорбил Саладина, захватив во время одного из таких нападений его мать. В 1182 году возмущенный Саладин возобновил атаки на франков, и Балдуин был вынужден назначить Ги де Лузиньяна регентом.

Битва при Хаттине. Средневековая миниатюра
Не прошло и года, как тот покрыл себя позором: когда Ги де Лузиньян присутствовал на свадебных торжествах в Кераке, Саладин напал на замок и осадил его прямо с гостями внутри. Балдуин, собрав оставшиеся физические силы, явился на место и снял осаду, но Ги отказался сражаться с Саладином, и султан просто отправился домой! Такой регент Балдуину не был нужен. Лузиньян удалился с супругой в Ашкалон, а королю так и не удалось добиться их развода.

«Пока он был жив, он всегда побеждал»

До последней секунды своей жизни Балдуин занимался делами Иерусалима. Разочаровавшись в регентах и попытках найти достойного наследника, в 1183 году он назначил своим соправителем пятилетнего племянника, Балдуина Монферратского. В день смерти прокаженный правитель провел последний королевский совет.

Через два года, 4 июля 1187 года Саладин победил крестоносцев и Ги де Лузиньяна, стараниями жены все-таки ставшего иерусалимским королем, при Хаттине. То была смертельная рана, нанесенная Иерусалимскому королевству; а в 1291 году крестоносцы были вовсе изгнаны с Ближнего Востока.

Но память о Балдуине в этом регионе сохранялась долго. В середине XIII века один мусульманин в Дамаске заявил оружейнику короля Людовика IX: «Были времена, когда король Балдуин Иерусалимский, тот, что был прокаженным, побил Саладина, хотя у него было всего 300 воинов против Саладиновых 30 тысяч. Сейчас ваши грехи так велики, что мы гоняем вас по полям, как скот».

Часто задаются вопросом, почему церковь не причислила этого короля-девственника и мученика к лику святых, ведь он сделал очень многое для христианства и вел исключительно праведную жизнь. Ответ прост: Балдуин мало интересовался религией. Даже будучи смертельно больным, он не рассматривал возможность удалиться в монастырь. Это был король-рыцарь, а не король-монах, и определяющими чертами его личности были личное мужество, отвага и гордость. Один хронист записал после его смерти: «Хотя с детства он страдал от проказы, он всеми силами сохранял неприкосновенность границ Иерусалимского королевства и одержал поразительную победу над Саладином при Мон-Жизар. Пока он был жив, он всегда побеждал».

Новости партнёров

)
Иерусалим (1229-)
Акра (1244-)

Язык(и) латинский , старофранцузский и итальянский (распростр. тж. арабский и греческий) Денежная единица Население Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Форма правления вотчинная монархия Конституция Так называемые «Иерусалимские ассизы » История - Первый крестовый поход - Второй крестовый поход - Осада Иерусалима - Третий крестовый поход - Падение Акры К:Появились в 1099 году К:Исчезли в 1291 году

Иерусали́мское короле́вство (старофр. Roiaume de Jherusalem , лат. Regnum Hierosolimitanum ) - христианское государство, возникшее в Леванте в после завершения Первого крестового похода . Оно было уничтожено в с падением Акры .

Основание и ранняя история

Королевство было создано после захвата крестоносцами Иерусалима в 1099. Готфрид Бульонский , один из предводителей Первого крестового похода , был избран первым королём. Он отказался принять этот титул, не желая носить королевский венец там, где Спаситель носил терновый ; вместо этого он принял титул Advocatus Sancti Sepulchri («Защитник Гроба Господня»). Годфрид умер в следующем году, его брат и наследник Балдуин I не был столь благочестив и сразу принял титул «Король Иерусалима».

Балдуин удачно расширил королевство, захватив портовые города Акра , Сидон и Бейрут , а также утвердив своё владычество над государствами крестоносцев на Севере - графством Эдесса (им же основанном), княжеством Антиохия и графством Триполи . При нём увеличилось количество жителей - латинян, пришедших с Арьергардным крестовым походом , а также появился латинский патриарх . Итальянские города-государства (Венеция , Пиза и Генуя) начали играть важную роль в королевстве. Их флот участвовал в захвате портов, где они получали свои кварталы для торговли.

Жизнь в королевстве

Новое поколение, родившееся и выросшее в Леванте, считало Святую землю своей родиной и негативно относилось к вновь приезжающим крестоносцам. Также они часто были больше похожи на сирийцев, а не на франков. Многие знали греческий , арабский и другие восточные языки, женились на гречанках или армянках .

Середина XII столетия

Балдуину II наследовала его дочь Мелисенда , которая правила вместе со своим мужем Фульком Анжуйским . Во время их царствования было достигнуто наибольшее культурное и экономическое развитие, символ которого - псалтырь Мелисенды , заказанный королевой между и 1143 годами . Фульк, знаменитый полководец, столкнулся с новым опасным врагом - атабеком Мосула Занги . Хотя Фульк удачно противостоял Занги в течение своего правления, Гийом Тирский порицал его за плохое устройство охраны границ. Фульк умер на охоте в 1143. Занги воспользовался этим и захватил графство Эдесса в . Королева Мелисанда, ставшая регентом при своём сыне Балдуине III , назначила нового коннетабля Манассе Иерж , возглавившего армию после смерти Фулька. В в королевство прибыли участники Второго Крестового похода .

Бедствие и восстановление

Амори I наследовал его молодой сын, Балдуин IV . С ранних лет он узнал, что болен проказой , но это не помешало ему доказать, что он является деятельным и сильным правителем и хорошим военачальником. Он смог на время отодвинуть внешнюю угрозу от королевства, но его болезнь и ранняя смерть внесли новые междоусобицы и раздоры в и без того парализованную жизнь королевства.

После гибели Конрада на Изабелле женился его родственник Генрих II Шампанский .

Когда в 1229 году Иерусалимским королём стал Фридрих II Штауфен , ему удалось на время вернуть Иерусалим христианам, воспользовавшись противоречиями между мусульманскими правителями.

Захват Иерусалима в 1244 году хорезмийцами (остатками туркменских войск Джелал ад-Дина Манкбурны), призванными айюбидским султаном Египта Ас-Салих Наджм ад-Дин Айюб ибн Мухаммадом , ознаменовал конец христианского владычества над этим древним городом.

См. также

Напишите отзыв о статье "Иерусалимское королевство"

Литература

  • Браун Р., По следам крестоносцев: Путеводитель по замкам Израиля. - Модиин: Издательство Евгения Озерова, 2010. – 180 с., ил., ISBN 978-965-91407-1-8
  • Браун Р., По следам крестоносцев - 2: Исторический путеводитель по местам сражений Иерусалимского королевства. - Тель-Авив: Артель, 2013. – 167 с., ил.

Ссылки

  • на сайте

Иерусали́мское короле́вство было христианским королевством, возникшим в Леванте в 1099 после завершения Первого Крестового похода. Оно было уничтожено в 1291 с падением Акры.


Основание и ранняя история


Королевство было создано после захвата крестоносцами Иерусалима в 1099. Готфрид Бульонский, один из лидеров Первого крестового похода, был избран первым королём. Он отказался принять этот титул, не желая носить королевский венец там, где Спаситель носил терновый; вместо этого он принял титул Advocatus Sancti Sepulchri («Защитник Гроба Господня»). Годфрид умер в следующем году, его брат и наследник, Балдуин I, не был столь благочестив и сразу принял титул «Король Иерусалима».


Балдуин удачно расширил королевство, захватив портовые города, Акра, Сидон и Бейрут, а также утвердив свой сюзеренитет над государствами крестоносцев на Севере — графством Эдесса (им же основанном), княжеством Антиохия и графством Триполи. При нём увеличилось количество жителей — латинян, пришедших с Арьергардным крестовым походом, а также появился латинский патриарх. Итальянские города-государства (Венеция, Пиза и Генуя) начали играть важную роль в королевстве. Их флот участвовал в захвате портов, где они получали cвои кварталы для торговли.


Балдуин умер в 1118 и не оставил наследников, его преемником стал его кузен Балдуин де Бурк, граф Эдессы. Балдуин II также был способным правителем, и, хотя он несколько раз в течение правления попадал в плен к сельджукам, границы государства расширялись, а в 1124 был взят Тир.



Жизнь в королевстве


Новое поколение, родившееся и выросшее в Леванте, считало Святую Землю своей Родиной и негативно относилось к вновь приезжающим крестоносцам. Также, они часто были похожи на сирийцев, а не на франков. Многие знали греческий, арабский и другие восточные языки, женились на гречанках или армянках.


Как писал Фульхерий Шартрский: «Мы, жители Запада, стали жителями Востока; тот, кто был римлянином или франком, превратился здесь в галилеянина или обитателя Палестины; тот, кто проживал в Реймсе или Шартре, видит себя горожанином из Тира или Антиохии ».


Устройство во многом основывалось на феодальных порядках тогдашней Западной Европы, но с многими важными отличиями. Королевство располагалось на небольшой территории, земель, пригодных для сельского хозяйства, было немного. С древних времён в этом регионе вся экономика сосредотачивалась в городах, в отличие от средневековой Европы. Феодалы, владея землями, тем не менее предпочитали жить в Иерусалиме и других городах.


Как и в Европе, бароны имели вассалов, при этом являясь вассалами короля. Сельское хозяйство основывалось на мусульманском варианте феодальной системы — iqta (система наделов), этот порядок не был изменён. Хотя мусульмане (а также евреи и восточные христиане) преследовались в некоторых городах и не имели права жить в Иерусалиме, в сельских районах они жили как и прежде. «Rais», лидер общины, был своеобразным вассалом барона, владевшего землёй, а поскольку бароны жили в городах, общины имели высокую степень автономии. Они поставляли войскам королевства продовольствие, но не несли военной службы, в отличие от Европы; аналогично и итальянцы не несли никаких повинностей, несмотря на проживание в портовых городах. В итоге армия королевства была немногочисленной и состояла из франков — жителей городов.


Преобладание в области городов и присутствие итальянских торговцев привели к развитию экономики, которая была более коммерческой, чем сельскохозяйственной. Палестина всегда была пересечением торговых путей; теперь торговля распространилась и на Европу. Европейские товары, например, текстиль из Северной Европы появились на Ближнем Востоке и в Азии, тогда как азиатские товары транспортировались обратно в Европу. Итальянские города-государства получали огромную прибыль, что повлияло на их расцвет в следующие века.


Поскольку знатные сеньоры больше жили в Иерусалиме, чем в провинции, они имели гораздо большее влияние на короля, чем это было в Европе. Знатные бароны составляли Высший совет, одну из ранних форм парламента в Западной Европе. Совет состоял из епископов и влиятельных баронов, отвечал за выборы короля, предоставление денег королю, мобилизацию армий.


Недостаток войск в значительной степени компенсировался созданием духовно-рыцарских орденов. Ордена тамплиеров и госпитальеров были созданы в первые годы королевства и часто заменяли баронов в провинции. Их лидеры находились в Иерусалиме, жили в огромных замках и часто покупали земли, которые бароны не могли защитить. Ордена находились непосредственно под папским управлением, а не королевским; они были в значительной степени самостоятельны и не обязаны были нести воинскую повинность, однако, на деле, участвовали во всех главных сражениях.


Важными источниками информации по жизни королевства являются труды Вильгельма Тирского и мусульманского писателя Усамы ибн Мункыза.



Середина XII столетия


Балдуину II наследовала его дочь Мелисенда, которая правила вместе со своим мужем Фульком Анжуйским. Во время их царствования было достигнуто наибольшее культурное и экономическое развитие, символ которого — псалтырь Мелисенды, заказанный королевой между 1135 и 1143 годами. Фульк, знаменитый полководец, столкнулся с новым опасным врагом — атабеком Мосула Зенги. Хотя Фульк удачно противостоял Зенги в течение своего правления, Гийом Тирский критиковал его за плохую организацию охраны границ. Фульк умер на охоте в 1143. Зенги воспользовался этим и захватил графство Эдесса в 1146. Королева Мелисанда, ставшая регентом при своём сыне Балдуине III, назначила нового Манассе Д’Иерж, возглавившего армию после смерти Фулька. В 1147 в королевство прибыли участники Второго Крестового похода.


Встретившись в Триполи, лидеры крестоносцев, король Франции Людовик VII и король Германии Конрад III, решили атаковать дружественного королевству Эмира Дамаска, как наиболее уязвимого противника, несмотря на договор между Дамаском и Иерусалимским королевством. Это было полным противоречием советам Мелисанды и Манассе, считавшим главным противником — Алеппо, победа над которым давала возможность вернуть Эдессу. Крестовый поход закончился в 1148 полным провалом. Мелисанда управляла страной как регент, пока Балдуин III не сверг её правительство в 1153, но уже в следующем году Балдуин назначил её регентом и главным советником. Балдуин III отобрал Аскалон у Фатимидов, последний египетский аванпост на палестинском побережье. В то же время общее положение крестоносных государств ухудшилось, так как Нур-Ад-Дин захватил Дамаск и объединил мусульманскую Сирию под своей властью.


Балдуин III умер в 1162, на год позже своей матери, ему наследовал его брат, Амори. Его правление сопровождалось противостоянием с Нур-Ад-Дином и коварными попытками не допустить захват Египта Саладином. Хотя и при поддержке византийского императора, Мануила Комнина, Амори провалил военную операцию против Египта. Амори и Нур-Ад-Дин умерли в 1174.



Бедствие и восстановление


Амальрику наследовал его молодой сын, Балдуин IV. С ранних лет он узнал, что он болен проказой. Балдуин, однако, доказал, что он является эффективным и энергичным королём и военным командующим.


Балдуин IV умер весной 1185, и Балдуин V стал королём.



Потеря Иерусалима и Третий Крестовый поход


Последующее падение Иерусалима по существу закончило первое Королевство Иерусалима. Захват города потряс Европу, приводя к Третьему Крестовому походу, который был начат в 1189, во главе с Ричардом Львиное Сердце и Филипом Августом (Фридрих Барбаросса умер в пути).


В 1192 Ричард Львиное Сердце стал посредником в достигнутом в дальнейшем соглашении, в силу которого маркграф Конрад Монферратский стал королём Иерусалимским, а Ги де Лузиньяну был предоставлен Кипр. В том же году Конрад пал от руки убийцы в Тире.


После гибели Конрада, на Изабелле женится его родственник Генрих II Шампанский.

[лат. regnum Hierosolymitanum], христ. гос-во, основанное западноевроп. рыцарями в Палестине и прибрежной полосе Сирии после 1-го крестового похода. Состояло из собственно И. к. и вассальных гос-в - Антиохийского княжества , графств Триполи и Эдесса , к-рые, хотя и признали сюзеренитет И. к., фактически сохраняли независимость. И. к. просуществовало с 1099 по 1291 г. В период наибольшего могущества И. к. контролировало полосу земли шириной в 150 км от моря до Заиорданского плато и ок. 450 км в меридиональном протяжении от Эйлата до Бейрута.

Первым правителем И. к. был избранный рыцарями-крестоносцами Готфрид Бульонский . Он отказался принять титул короля и 22 июля 1099 г. был провозглашен «защитником Гроба Господня» (advocatus S. Sepulchri). После его смерти в 1100 г. возник вопрос о юридическом статусе нового гос. образования. Лат. патриарх Иерусалима Даиберт , под властью к-рого фактически оказался Иерусалим, стремился создать теократическое гос-во, но, не получив поддержки среди духовенства и баронов, был вынужден признать светского правителя - Балдуина I (1100-1118), брата Готфрида Бульонского. На Рождество 1100 г. Балдуин был коронован как «первый латинский король Иерусалима» (rex Latinorum Hierusalem primus). При нем были существенно расширены границы И. к., захвачены Арсуф, Бейрут, Сидон и Кесария, и вскоре он добился признания сюзеренитета над вассальными гос-вами - Антиохийским княжеством, графствами Триполи и Эдесса. При Балдуине I благодаря участникам арьергардного крестового похода (1101) в И. к. увеличилось количество жителей-латинян. Важную роль в королевстве стали играть итал. города-гос-ва (Венеция , Пиза и Генуя), к-рые в случае захвата портов получали там кварталы для торговли. После смерти Балдуина I правителем был выбран граф Эдессы Балдуин II (1118-1131), чья политика упрочила позиции крестоносцев. Но уже при преемнике Балдуина II, Фульке Анжуйском, к-рый в 1131-1143 гг. правил И. к. вместе с супругой Мелисендой († 1161), мусульм. Сирия начала объединяться под предводительством атабека Мосула Имада ад-Дина Зенги (1127-1147). В 1144 г. мусульмане взяли Эдессу. Сын Имада ад-Дина Зенги, Нур ад-Дин (1146-1174), правитель Халеба и Дамаска, объединил под своей властью всю Сирию. В Европе был организован 2-й крестовый поход (1147-1149), в котором приняли участие франц. кор. Людовик VII и герм. имп. Конрад III. Этот поход не принес существенных результатов.

В годы правления Балдуина III (1143 (с 1153 единолично) - 1162) и Амори I (1162-1174) И. к. сблизилось с Византийской империей и фатимидским Египтом, но крах последнего привел к подчинению объединившихся Сирии и Египта Салах-ад-Дину , к-рый провозгласил себя султаном. Кор. Балдуин IV Прокаженный (1174-1185), а затем его племянник Балдуин V (1185-1186) могли бы выступить против Салах-ад-Дина, но политика последующих правителей (Ги Лузиньяна и др.) привела И. к. к краху. В 1187 г. Салах-ад-Дин разгромил войско крестоносцев при Хаттине и захватил большую часть королевства, в т. ч. и Иерусалим. В руках крестоносцев оставался лишь порт Тир, откуда Конрад Монферратский начал военную кампанию против мусульман. В ходе 3-го крестового похода (1189-1192), в к-ром приняли участие западноевроп. государи (герм. имп. Фридрих I Барбаросса , франц. кор. Людовик VII, англ. кор. Ричард I Львиное Сердце), христианами были отвоеваны некоторые важные стратегические пункты, в частности Акра. Возникло новое королевство (т. н. Второе И. к.). Оно сохранило прежнее название, несмотря на то что Иерусалим был утрачен (столицей нового гос-ва стала Акра, или Сен-Жан-д"Акр, ныне г. Акко , Израиль).

Первый правитель нового гос-ва Конрад Монферратский 24 апр. 1192 г. был убит асассинами (см. Неоисмаилиты). Его преемники, короли Генрих Шампанский (1192-1197), Амори II Лузиньян (брат Ги Лузиньяна; 1197-1205), стремились защищать границы И. к. Амори II удалось восстановить прибрежную полосу И. к. от Яффы до Бейрута. Преемницей Амори II стала Мария Монферратская (1205-1212; до 1210 правила вместе с регентом Жаном Ибелином). Ее муж Иоанн Бриенний в 1210-1212 гг. как король, а после смерти супруги как регент (1212-1225) при дочери Изабелле (Иоланте) возглавлял военную кампанию в Египте. В 1219 г. ему удалось взять порт Дамиетту (ныне Думьят, Египет) и добиться от султана Египта согласия обменять его на Иерусалим. Сделка не удалась из-за сопротивления папского легата.

Чтобы получить помощь с Запада, Иоанн Бриенний выдал дочь Изабеллу замуж за герм. имп. Фридриха II Гогенштауфена, к-рый сверг своего тестя с престола и встал во главе И. к. Путем переговоров с мусульм. правителями имп. Фридриху II удалось вернуть Иерусалим. По договору, подписанному 18 февр. 1229 г. в Яффе, перемирие с егип. султаном аль-Камилем продлевалось на 10 лет 5 месяцев и 40 дней; оговаривались территориальные уступки для франков: Сидонская сеньория (без Бофора) в своих прежних границах, сеньория Торона, область Назарета и Сефории, земли Лидды и Рамлы, «дорога паломников», Вифлеем и Иерусалим возвращались христианам (в Иерусалиме священные для мусульман места - мечеть Аль-Акса и мечеть Куббат-эс-Сахра (Купол скалы) - оставались в их руках, никому из христиан входить туда не дозволялось). Император также обещал султану помощь в борьбе против его врагов, как мусульман, так и христиан. Фридрих II вступил в Иерусалим 17 марта 1229 г., провозгласив себя на следующий день правителем И. к. Политикой Фридриха II в И. к. были недовольны бароны. Начавшиеся «ломбардские войны» между императором и баронами завершились в 1243 г. победой баронской коалиции. Сохранив формальное господство Гогенштауфенов, бароны пытались организовать коллегиальное правление под главенством Иоанна (Жана) Ибелина, потом его сына Балиана. В 1244 г. Иерусалим был вновь взят мусульманами.

С 1250 по 1254 г. гос-вом правил организатор 7-го и 8-го крестовых походов франц. кор. Людовик IX Святой , но после его отъезда усилились анархия, соперничество генуэзцев и венецианцев («война св. Саввы») и распри между претендентами на престол (Гуго III и Карлом Анжуйским). Мамлюкский султан Бейбарс захватывал города и крепости И. к. В 1291 г. пал последний оплот крестоносцев на Востоке - крепость Сен-Жан-д"Акр.

И. к. занимало только юж. часть владений крестоносцев - от Аскалона на юге до Бейрута на севере. Кроме Иерусалима ему принадлежали города Наблус, Акра и Тир; они же составляли часть королевского домена. Вся остальная территория распадалась на 4 баронства и др. сеньории. Баронствами считались княжество Галилея со столицей в Тивериаде, графство Яффы и Аскалона, сеньория Сидона, сеньория Керака. Правители этих владений обладали правом иметь свой суд, чеканить монету и иметь собственную печать. Бароны являлись вассалами короля. Кроме 4 баронств в И. к. было 22 крупные сеньории - Арсуф, Хеврон, Бейрут, Ибелин и др. Значительным влиянием обладали католич. иерархи: за помощь и участие в крестовых походах Римско-католическая Церковь получила обширные земельные владения.

Королевская власть в И. к. существенно ограничивалась Высокой палатой (Haute Cour), состоявшей из представителей высшей знати и рыцарства. Специальные законоположения (ассизы) Высокой палаты определяли порядок феодальной службы, права сеньоров, обязанности вассалов, принципы юрисдикции, касавшиеся высших слоев И. к. Для простолюдинов был учрежден др. суд - Палата горожан (Cour des Bourgeois). Впосл. законоположения обеих палат составили правовой кодекс «Иерусалимские ассизы» (Assises de royaume de Jérusalem), куда также вошли юридические трактаты, написанные, в частности, Иоанном (Жаном) Ибелином.

Знать в И. к. жила в основном в Иерусалиме и др. крупных городах, владела как земельными, так и безантными (в виде доходов от торговли, поступлений от рыночных налогов и проч.) фьефами. Итал. города обеспечивали связь И. к. с Зап. Европой, но, поскольку целью их торговли были внешние рынки, в И. к. не создалось предпосылок для экономической и политической консолидации. Связи между отдельными гос-вами крестоносцев и сеньориями были весьма слабыми. Вместе с тем у И. к. были тесные контакты с Киликийской Арменией и Византийской империей, «восточные» черты социальной и политической организации к-рых оно унаследовало. На социальные структуры И. к. повлияли и прежде существовавшие мусульм. институты. Уже после 1-го крестового похода и взятия Иерусалима большая часть рыцарей вернулась в Зап. Европу. За счет последующей эмиграции с Запада увеличивалось население зап. владений на Востоке, с течением времени получивших общее название «Outremer» (Заморье). В целом И. к. представляло собой гос-во, где небольшая прослойка западных рыцарей правила араб. и сир. населением.

Римско-католическая Церковь стремилась держать под контролем церковные владения на Востоке (о Иерусалимском лат. Патриархате см. ст. Латинские Патриархаты). Не реже 1 раза в год Св. землю посещали папские легаты, папы нередко вмешивались в выборы лат. Иерусалимского патриарха. Местное христ. население было подчинено лат. церковной иерархии. Большинство правосл. архиереев перебрались в Византию, где сохранялась ветвь Иерусалимских патриархов в изгнании. В то же время в источниках XII-XIII вв. упоминаются неск. правосл. епископов, живших в И. к. Они рукополагали священников и отправляли богослужение для местного восточнохрист. населения, но не обладали адм. властью. Католич. прелаты не вмешивались во внутреннюю жизнь палестинских арабов-христиан, которые, выплачивая установленные сборы лат. епископам, продолжали вести богослужение по визант. обряду и поминать на литургии правосл. патриархов в изгнании.

Армия И. к. была немногочисленной и состояла в основном из «латинян». Недостаток войск в значительной степени компенсировался созданием духовно-рыцарских орденов. Ордены тамплиеров и госпитальеров (см. Мальтийский орден) были созданы в нач. XII в. Они подчинялись непосредственно папе Римскому, в основном были самостоятельными и не несли воинскую повинность, хотя на самом деле участвовали во всех главных сражениях. Франки, родившиеся и выросшие на лат. Востоке, считали Св. землю своей родиной и негативно относились к вновь приезжающим крестоносцам. Нек-рые из них знали греч., араб. и др. вост. языки, женились на вост. женщинах.

Благодаря мусульманско-христ. контактам в И. к. быт и нравы крестоносцев подверглись существенной ориентализации: они стали украшать дома коврами, добавлять в пищу специи, посещать бани и проч. Искусство И. к. представляло собой своеобразную смесь зап., визант. и мусульм. стилей. Крестоносцами были построены крепости Крак-де-Моав (ныне Эль-Карак, Иордания), Монфор, Бофор и др. Мн. архитектурные сооружения крестоносцев целенаправленно разрушались: культовые постройки в Иерусалиме уничтожены после 1187 г., большинство замков после их взятия мусульманами срыто. Из художественных мастерских г. Сен-Жан-д"Акр происходят иллюминированные рукописи исторических и литургических сочинений, из которых наиболее известна иллюминированная Псалтирь кор. Мелисенды (Melisende Psalter - Lond. Brit. Lib. Egerton, 1139). В И. к. было создано немало лит. и исторических сочинений, представляющих большой интерес для исследователей (в частности, «Хроника» Вильгельма Тирского).

Ист.: Fulcherii Carnotensis Historia Hierosolymitana / Hrsg. H. Hagenmeyer. Hdlb., 1913; Willelmi Tyrensis archiepiscopi Chronicon / Ed. R. B. C. Huygens. Turnhout, 1986. 2 vol.; La Continuation de Guillaume de Tyr (1184-1197) / Éd. M. R. Morgan. P., 1982; Regesta regni Hierosolymitani, 1097-1291 / Ed. R. Röhricht. Oeniponti, 1893-1904. N. Y., 1960r. 2 vol.; Le cartulaire du chapitre du Saint-Sépulcre de Jérusalem / Publ. par G. Bresc-Bautier. P., 1984; Papsturkunden für Kirchen in Heiligen Lande / Hrsg. v. R. Hiestand. Gött., 1985; Jerusalem Pilgrimage, 1099-1185 / Ed. J. Wilkinson. L., 1988; Die Kanzlei der lateinischen Könige von Jerusalem. Hannover, 1996. 2 vol.

Лит.: Dodu G. Histoire des institutions monarchiques dans le Royaume latin de Jérusalem. P., 1894; Grousset R. Histoire des croisades et du royaume franc de Jérusalem. P., 1934-1936, 19912. 3 vol.; Richard J. Le Royaume latin de Jérusalem. P., 1953 (рус. пер.: Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. СПб., 2002); Prawer J. Histoire du Royaume latin de Jérusalem. P., 1969-1970, 20072. 2 vol.; idem. Crusader Institutions. Oxf.; N. Y., 1980; Runciman S. A History of the Crusades. Camb., 1975. 3 vol.; Mayer H. E. Bistümer, Kloster und Stifte im Königreich Jerusalem. Stuttg., 1977; Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980; Hamilton B. The Latin Church in the Crusader States: The Secular Church. L., 1980; Outremer: Stud. in the History of the Crusading Kingdom of Jerusalem presented to J. Prawer / Ed. B. Z. Kedar, H. E. Mayer, R. C. Smail. Jerusalem, 1982; Hoch M. Jerusalem, Damaskus und der Zweite Kreuzug: Konstitutionelle Krise und äussere Sicherheit des Kruezfahrerkönigreiches Jerusalem, A. D. 1126-1154. Fr./M., 1993; Pringle R. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1993-2007. 3 vol.; Mayer H. E. Kings and lords in the Latin Kingdom of Jerusalem. Aldershot; Brookfield, 1994; Лучицкая С. И. «Иерусалимские ассизы» - памятник средневекового права // Из истории социально-политической и культурной жизни античного мира и средневековья. М., 1985. С. 79-95; она же. Источниковедческие особенности «Иерусалимских ассиз» в медиевистике XIX-XX вв. // СВ. 1988. Вып. 51. С. 51-68; она же. Как умирали иерусалимские короли // В своем кругу: Индивид и группа на Западе и Востоке Европы до начала Нового времени / Ред.: М. А. Бойцов, А. Г. Эксле. М., 2003. С. 191-229.

С. И. Лучицкая

 

Возможно, будет полезно почитать: