Воздушная экспедиция Умберто Нобиле (1928). Ошибка генерала нобиле

21 января 2015 года исполняется сто тридцать лет со дня рождения Умберто Нобиле - конструктора дирижаблей и исследователя. Нобиле никогда не был только кабинетным работником - он сам конструировал дирижабли, сам строил их и сам летал на них. Он работал в Италии, США и нашей стране. Самым известным достижением Умберто, принесшим конструктору воистину мировую славу, был полет на Северный полюс. Впервые летательный аппарат достиг географического полюса Земли.


Начался знаменитый полет 11 мая 1926 года, когда дирижабль «Норвегия», пилотируемый Умберто Нобиле, стартовал со Шпицбергена. Только на следующие сутки, в 1 час 30 минут, воздухоплаватели достигли Северного полюса. Сбросив на лед национальные флаги участников экспедиции, воздушный корабль покружил над заветной точкой и взял курс на Аляску.

Что же представлял собой летательный аппарат, который избрали полярники для осуществления своего смелого замысла? Дирижабли системы Нобиле имели полужесткую конструкцию. Такие дирижабли занимали промежуточное положение между мягким и жестким типом кораблей. У мягких дирижаблей Нобиле заимствовал их основной конструктивный элемент - баллонет, то есть специальный газонепроницаемый мешок, прикрепленный изнутри к газовой оболочке. В этот мешок под большим давлением нагнетался воздух. В результате корпус корабля приобретал необходимую форму. В дирижаблях Нобиле были и жесткие элементы. Это, во-первых, киль. Раньше киль представлял собой платформу из стальных труб. Нобиле заменил платформу треугольной в сечении призматической конструкцией из стальных ферм. Такой киль гораздо более устойчив к деформациям. Другим жестким элементом были каркасы, которые усиливали носовую и кормовую части. Баллонет в виде сплошного мешка, заложенного во всю длину киля, обеспечивал корпусу недостающую прочность.

Для наполнения баллонета воздухом Нобиле применял автоматическое воздухоулавливающее устройство, расположенное в носовой части корабля. В зависимости от внешнего давления пилот мог регулировать давление в баллонете из командирской гондолы. Газовый баллон дирижабля наполнялся водородом или гелием. Чтобы избежать нарушения статического равновесия при подъеме и спуске аппарата, Нобиле разделил баллон и баллонет на отсеки мягкими диафрагмами. Если бы перегородок не было, то при подъеме, например, носовой части корабля газ, наполняющий баллон, устремлялся бы вверх, а воздух в баллонете - вниз. Резкое перераспределение масс могло бы привести к опрокидыванию дирижабля или к его подъему «свечкой». Во избежание сильных перепадов давления были проделаны небольшие отверстия в диафрагмах газового баллона и баллонета.

Генерал Умберто Нобиле

У дирижабля «Норвегия» было четыре гондолы: командирская, две симметрично расположенные моторные и кормовая. Во время полета к полюсу одному из механиков постоянно приходилось проверять, не образовалась ли наледь на корпусе дирижабля и в исправности ли верхние клапаны. В последствие Нобиле вспоминал: «Задача была не из приятных: надо было выходить через узкую дверь на нос корабля, карабкаться вверх по крутой стальной лестнице, упирающейся в наружную стенку, и под леденящим ветром, скорость которого достигала восьмидесяти километров в час, пробираться на четвереньках по «спине» дирижабля на другую сторону, держась одной рукой за канат».

Первый полет на полюс прошел блестяще. Воодушевленный успехом, Умберто Нобиле немедленно принялся за подготовку следующей экспедиции. Он разработал обширный план научных исследований, для которых планировал использовать дирижабль несколько иной конструкции и по объему в несколько раз превышающий «Норвегию».

Предполагалось, что теперь в состав экипажа войдут ученые разных специальностей. Планировалось на некоторое время высадить на лед группу исследователей. Однако фашисты, правившие в то время в Италии, не нуждались в научных исследованиях Северного полюса. Муссолини не дал осуществиться планам строительства нового корабля. И Нобиле отправился в опасное путешествие на дирижабле получившем название «Италия», который был полностью идентичным «Норвегии». Весной 1928 года дирижабль «Италия» стартовал со Шпицбергена. Сначала все шло хорошо, дирижабль продвигался на север.

Нобиле в гондоле "Италии"

Экспедиция достигла полюса, но от посадки была вынуждена отказаться: дул сильный порывистый ветер. Нобиле направил дирижабль к земле. Внезапно приборы показали резкое падение высоты. Команда делала все возможное, но корабль неудержимо несся вниз, на лед. Нобиле не терял мужества. У самого льда он встал к пульту управления, заменив отчаявшегося рулевого.

Через минуту корабль ударился об лед. Катастрофа была ужасна: кормовой механик убит, несколько человек, в том числе Умберто Нобиле, выпали из гондолы и получили тяжелые ранения. Людей, оставшихся на борту, унес ветер. Эпопея спасения экспедиции хорошо известна. На поиски потерпевшего аварию дирижабля несколько стран снарядили спасательные экспедиции. Во время поисков в Баренцевом море погиб всемирно известный норвежский полярник Р. Амундсен. Наконец, шведский летчик подобрал полуживого Умберто Нобиле. Остальных аэронавтов спас советский ледокол «Красин», сумевший пробиться сквозь льды.

Возвращение Нобиле в Италию стало для Нобиле кошмаром. Фашистское правительство устроило Умберто мрачную встречу. Муссолини был вне себя от ярости. Нобиле был обвинен в сознательном провале экспедиции. Конструктор был лишен генеральского звания, а печатные издания, еще недавно прославлявшие его как героя, организовали настоящую травлю. Так продолжалось пять лет, а затем Нобиле принял приглашение и выехал в Советский Союз.

В 1932 году Нобиле вместе с группой специалистов приехал в Долгопрудный (точнее, Дирижабльстрой). Здесь он в течение 4-х лет возглавлял конструкторское бюро, в котором создавались первые советские дирижабли. Итогом сотрудничества итальянского конструктора и отечественных инженеров стали дирижабли В5 и В6 объемом 2340 куб. м и 19000 куб. м соответственно. Все эти дирижабли были фирменной нобилевской полужесткой конструкции.

Вот что писал впоследствии У. Нобиле в своей книге «Мои пять лет с советскими дирижаблями» о В6: «Дирижабль В6 мог рассматриваться как усовершенствованный вариант дирижабля "Италия", который до того времени оставался непревзойденным среди полужестких дирижаблей данного объема. Русский дирижабль выявил превосходство над своим итальянским прототипом, как по своей форме, так и по полетным характеристикам. Действительно, крейсерская скорость была увеличена с 90 до 104 км/ч. При этом гондола управления была увеличена в расчете на размещение 20 пассажиров. Кроме того, хотя при сооружении дирижабля мы были вынуждены применять материалы более тяжелые, чем это требовалось, все же полезную грузоподъемность смогли увеличить до 8.500 кг. Можно считать, что достигнутый прогресс был действительно примечательным. Советские инженеры очень гордились этим, а я гордился еще больше, видя успех, увенчавший два года работы при наличии большого количества возникавших трудностей».

Несомненно, В6 был наиболее совершенным и самым большим советским дирижаблем. Поэтому в 1936 году на нем была предпринята попытка установления мирового рекорда, установленного «Норвегией» в 1936 году при полете к Северному полюсу. В тот раз «Норвегия» провела в непрерывном полете 71 час. Вылетев 29 сентября 1937 года из Долгопрудного, дирижабль В-6 прошел над Новгородом, Шуей, Ивановом, Калинином, Брянском, Курском, Пензой, Воронежем, Васильсурском и приземлился в Долгопрудном 4 октября 1937 года. Таким образом, В6 находился в полете 130 часов 27 минут. Все рекорды беспосадочных полетов дирижаблей того времени были превзойдены советским летательным аппаратом, построенным по проекту известного итальянского конструктора.

В 1936 году Умберто Нобиле уехал из Советского Союза в США. И лишь по окончании Второй мировой войны, в 1945 году, Умберто Нобиле вернулся в Италию. В последние годы жизни Умберто преподавал в Неапольском университете. О том, как относился Умберто к СССР и советскому строю, позволяет дать однозначный ответ тот факт, что в 1946 году Нобиле баллотировался в Учредительное собрание Италии в качестве независимого кандидата Итальянской компартии. Скончался Нобиле в возрасте 93 лет в 1978 году.



Источники:
Нобиле У. Мои пять лет с советскими дирижаблями.
Нобиле У. Крылья над полюсом.
ИР. 01.1985 г.
Обухович В., Кульбака С. Дирижабли на войне.

Недавно на свою стоянку на набережной им. Лейтенанта Шмидта в Петербурге, после капитального ремонта, вернулся легендарный ледокол “Красин”. Это событие заставило вспомнить одну из славных страниц в Ведь более 80 лет назад была спасена экспедиция Умберто Нобиле, выживших членов которой из полярного плена вывез именно “Красин”, которым на тот момент командовали капитан Карл Эгги и известный Р. Самойлович.

Умберто Нобиле: начало карьеры

Будущий знаменитый инженер-дирижаблестроитель родился в городке Лауро в Италии. Окончив Неополитанский университет по специальности "электротехника и инженерное дело", он стал работать в сфере железнодорожного транспорта, а в 1911 году поступил в Училище воздухоплавания. Спустя 7 лет Нобиле вместе с коллегами Бенедетто Кроче и Джузеппе Валле основал собственную компанию по изготовлению дирижаблей. Первый же проект нового предприятия оказался очень успешным, и воздухоплавательный аппарат T-34 был приобретен итальянской армией.

Первая полярная экспедиция

В 1923 году было начато строительство нового летательного аппарата N-1, который после испытаний получил название "Норвегия" и был передан в распоряжение полярной экспедиции Амундсена и Эллсворта. Причем командовать судном вызвался сам Умберто Нобиле, который давно мечтал о покорении Северного Полюса.

Старт экспедиции был дан в Риме, а дальнейший маршрут следования прошел с остановками в городах Пулхэм, Осло, Ленинград, Вадсе и Шпицберген. Утром 11 мая 1926 года дирижабль вылетел в направлении Северного Полюса и достиг его ночью 12 мая. Провисев над ним 2,5 часа, судно отправилось в направлении Аляски, где его подобрал итальянский корабль. Весть о покорении полюса вызвала ликование в Италии, а Муссолини произвел Умберто Нобиле в генералы. При этом фашистская пропаганда всячески принижала роль Амундсена.

Нобиле Умберто: вторая полярная экспедиция

В 1928 году был построен дирижабль “Италия”, на котором из Милана на Шпицберген вылетел экипаж из 18 человек, преимущественно итальянцев. Кроме того, в бухту Конгсфьорд направили корабль “Читта ди Милано”, который должен был выполнять роль плавучей базы для покорителей полюса. Эта новая, масштабная экспедиция задумывалась Умберто Нобиле как некий реванш. Дело в том, что он хотел доказать, что решающая роль в успехе прошлого путешествия принадлежала именно ему — конструктору и капитану судна, а не Амундсену, который был начальником группы. Подробности путешествия впоследствии были подробно изложены в книге Нобиле Умберто “Крылья над полюсом”, ставшей бестселлером. Однако некоторые специалисты утверждают, что не все приведенные там факты соответствуют действительности. В любом случае, несмотря на сложные метеоусловия, дирижабль с 16 членами экипажа достиг цели своего путешествия в ночь с 23 на 24 мая 1928 года и сбросил крест и

Катастрофа над Арктикой

Уже много десятилетий личность Умберто Нобиле и гибель “Италии” вызывают интерес, так как до сих пор не ясна судьба некоторых членов экипажа. Кроме того, не стихают споры по поводу поведения начальника экспедиции во время эвакуации.

Так какие же события происходили в Арктике в период с конца мая по середину июля 1928 года? Чтобы ответить на данный вопрос, следует ознакомиться с фактами, представленными самими участниками этого путешествия.

Итак, покорив полюс, дирижабль “Италия” двинулся в обратный путь при шквальном ветре, который дул им навстречу. Спустя несколько часов обледенело и упало на льды. При этом разбилась моторная гондола, погиб моторист, 9 членов команды, в том числе и командир, были выброшены на льды, а шестерых человек, оставшихся в дирижабле, ветер унес в неизвестном направлении.

Полярная одиссея команды “Италии”

Оказавшиеся среди ледяной пустыни, 10 членов экипажа начали борьбу за выживание в экстремальных условиях Арктики. К счастью, им удалось спасти часть продовольствия и снаряжения, а самое главное — у них оказался радиопередатчик и палатка. Однако вскоре между выжившими возникли разногласия. В их результате шведский метеоролог Финн Мальмгрен, а также итальянцы А. Мариано и Ф. Цаппи покинули лагерь.

Судьба группы Мальмгрена

Отправившись в путь 30 мая, трое членов команды надеялись дойти до станции на берегу бухты Конгсфьорд на Шпицбергене. Там они собирались сообщить о катастрофе “Италии” и вернуться вместе со спасателями за своими товарищами. Однако через две недели пути Мальмгрен, у которого после падения дирижабля оказалась сломанной рука, был истощен настолько, что попросил товарищей продолжить путь без него. Они так и поступили, а почти через месяц, 12 июля, их обнаружил советский летчик Чухновский, который был среди тех, кого отправили на спасение экспедиции Нобиле.

Жизнь в аварийном лагере спасенных с “Италии”

Как уже было сказано, по счастливой случайности во время падения из дирижабля выпало несколько мешков, поэтому у терпящих бедствие оказались 4-местная палатка, один спальный мешок, довольно много еды, включая 71 кг пеммикана и 41 кг шоколада, а также секстант, пистолет с патронами, 3 хронометра и коротковолновая резервная радиостанция. Кроме того, за несколько дней до своего ухода Мальмгрену удалось застрелить медведя, и у людей в лагере оказались некоторые запасы медвежатины.

В то же время радисту Бьяджи сначала не удавалось наладить связь с “Читта ди Милано”, а позже переданные им сигналы не были опознаны и их просто проигнорировали. Однако этот корабль все же вышел на спасение экспедиции Нобиле Умберто, но так как точные координаты местонахождения лагеря “Красной палатки”, как его назвали впоследствии, не были известны, все поиски были тщетны.

Обнаружение терпящих бедствие

3 июня Николай Шмидт, радиолюбитель из Северо-Двинской губернии, поймал на приемник сигнал радиостанции Бьяджи и сообщил об этом телеграммой в Москву. Сразу же был создан Комитет помощи экипажу “Италии”, который возглавил Иосиф Уншлихт, а 4 июня информацию о том, что Умберто Нобиле и часть его команды живы, передали итальянскому правительству. Таким образом, 8 июня была налажена радиосвязь между "Читта ди Милано" и радистом “Италии”, который передал точные координаты лагеря.

Неудачные попытки

Сегодня на вопрос о том, какой ледокол спасал экспедицию Умберто Нобиле, большинство людей, интересующихся историей российского флота, ответят, что это был ледокол “Красин”. Однако на самом деле на помощь экипажу “Италии” был направлен также советский ледокол “Малыгин”, а с первых же дней после катастрофы поисками терпящих бедствие занимались норвежские китобойные корабли “Браганца” и “Хобби”, зафрахтованные правительством Италии.

Кроме того, Руаль Амундсен, у которого уже несколько лет были более чем натянутые отношения с Нобиле, забыв обо всех обидах, с первых же дней после катастрофы стал заниматься изысканием средств на организацию спасательной экспедиции. Наконец, 18 июня он вылетел на самолете “Латам-47” с французским военным экипажем на борту на Шпицберген, однако так и не прибыл к месту назначения. Что произошло — не известно и по сей день, так как отправившиеся на поиски группы Амундсена норвежские военные нашли только поплавок и пустой бензобак.

Миссия Эйнара Лундборга

Главное, чем прославился в период между двумя мировыми войнами ледокол “Красин” (экспедиция 1928 года), — спасение экспедиции Нобиле. Однако самого генерала в тот момент на борту не было. Дело в том, что 23 июня шведский военный летчик Эйнар Лундборг перевез его вместе с собакой Тиной на шведскую авиабазу. Этот поступок командира, бросившего подчиненных, впоследствии часто ставили в упрек Нобиле, но, по свидетельству членов экспедиции, у Лундборга был приказ вывезти только генерала.

Спасение экипажа “Италии”

Как бы то ни было, 23 июня “Красин” отправился из Бергена к лагерю терпящих бедствие. На борту ледокола находился самолет, которым управлял Борис Чухновский. Именно он и обнаружил Мариано и Цаппи, о чем по радио сообщил командованию “Красина”. Однако во время вынужденной посадки на льды самолет повредил шасси и не смог принимать дальнейшее участие в экспедиции по спасению “Италии”.

12 июля ледокол забрал Мариано и Цаппи, а вечером того же дня и пятерых других членов второй полярной экспедиции Умберто Нобиле. Затем все они пересели на “Читта ди Милано” и, добравшись до порта Нарвик, вернулись в Италию на поезде.

Умберто Нобиле и гибель “Италии”: история и легенда

Таким образом, из второй полярной экспедиции на дирижабле живыми вернулось только 8 человек. Кроме того, погибло и несколько человек, которые занимались поиском и спасением его членов, включая итальянский экипаж и французских военных под руководством Амундсена. Поэтому неудивительно, что со временем одиссея экипажа “Италии” обросла многочисленными легендами, однако никто и никогда не пытался усомниться в том, какой ледокол спасал экспедицию Умберто Нобиле.

В частности, высказывалось мнение, что Цаппи мог питаться останками Мальмгрена, так как на момент спасения на нем была одежда шведа, а сам он выглядел более бодрым и полным сил, чем его товарищ по несчастью — Мариано. Еще одна легенда была связана с тем, что примерно через 20 минут после падения дирижабля спасшиеся члены экипажа “Италии” видели на востоке столб дыма. По одной из версий таким способом шестеро оставшихся на воздушном судне могли просить о помощи. В ее подтверждение приводились следующие доводы: дым не мог быть от пожара на дирижабле, так как там находилось довольно много бензина и водорода, и пламя должно было полыхать гораздо сильнее.

“Красная палатка”

Теперь вы знаете, какой ледокол спасал экспедицию Умберто Нобиле и некоторые подробности о событиях, которые этому предшествовали. Впоследствии большинство из них легли в основу сценария кинокартины “Красная палатка”. Этот фильм, снятый в 1969 году, уникален, по своему звездному интернациональному актерскому составу. Достаточно сказать, что режиссер М. Калатозов пригласили Питера Финча, Шона Коннери, Клаудию Кардинале, Никиту Михалкова, Юрия Визбора и Бориса Хмельницкого. Поверьте, фильм стоит того, чтобы его посмотреть.

Сегодня “Красин” вернулся к выполнению своих обязанностей корабля-музея, и те, кого интересует, как и какой ледокол спасал экспедицию Умберто Нобиле, могут посетить его и узнать массу интересных фактов о прошлом этого заслуженного ветерана Российского флота.

Умберто Нобиле. Когда-то имя полярника, пилота и дирижаблестроителя гремело на весь мир. Знакомством с этим человеком гордились папа Пий XI и президент США. Муссолини считал его героем Италии и даже возвел Нобиле, которому было отказано в армейской службе из-за слабого здоровья, в чин генерала. Репортеры дежурили у дверей его дома. Одним словом, Италия просто обожала своего кумира. А потом так же страстно возненавидела, не простив ему гибели «Италии»...

Умберто Нобиле и Титина

В начале XX века полярники ходили в героях — о карьере отважных путешественников, дерзнувших бросить вызов полюсу — Южному или Северному, — мечтали мальчишки во всем мире. Не был исключением и Умберто Нобиле, даром что жил в солнечной Италии. Но рвануть на полюс вслед за Нансеном и Амундсеном ему не позволили финансы, вернее, их полное отсутствие. Да и возраст был неподходящий. Пришлось подождать и набраться ума-разума — на инженерно-математическом факультете, а потом и в воздухоплавательном училище в Риме. Но за годы ученичества его мечта лишь окрепла и обрела реальные очертания: Умберто понял, что исследовать Арктику нужно на дирижабле. Он взялся за конструирование этих воздушных судов и даже основал компанию по их производству. Дела шли успешно. Умберто был нарасхват: его пригласили читать лекции в Университете Неаполя, он написал книгу, посвященную аэродинамике, и, разумеется, построил не один дирижабль для США, Аргентины, Испании, Японии. Немудрено, что именно к нему обратился знаменитый Руаль Амундсен, также замысливший путешествие в Арктику на дирижабле. Аэропланы к тому времени разочаровали Амундсена: в суровом северном климате ими было очень тяжело управлять, опасно сажать на лед, да и вести наблюдения со стремительно несущихся машин практически нереально.

Руаль Амундсен

Степенный дирижабль в этом смысле предоставлял куда более широкие возможности.

Умберто с энтузиазмом взялся за проектирование дирижабля «Норвегия». На Амундсена произвели впечатление опыт и знания итальянца, и он пригласил инженера стать пилотом в предстоящем путешествии. В 1926 году норвежско-американо-итальянская экспедиция в составе 16 человек совершила первый трансантарктический беспересадочный перелет по маршруту Рим — Северный полюс — Аляска. Они преодолели 13 000 км и доказали, что в Центральной Арктике нет никакого континента, вероятность существования которого тогда не исключали.

ЖИВОЙ ТАЛИСМАН

За время экспедиции Нобиле и Амундсен изрядно испортили отношения: оба были честолюбивы и амбициозны, каждый считал, что успех «Норвегии» — его личная заслуга. К тому же Амундсен страшно разозлился на Нобиле за то, что тот взял в арктический перелет свою собаку Титину. Хоть крошечный терьер и весил 5 кг, даже для него было трудно найти место на дирижабле. Но Умберто считал собаку своим талисманом, хранящим от бед. Титина сопровождала Нобиле во всех путешествиях. И он верил ей больше, чем себе. Если собачка вдруг начинала упрямиться и отказывалась заходить в гондолу, инженер просто-напросто отменял полет. Но на «Норвегию» Титина резво вбежала, устроилась на куче с провиантом, где и проспала весь полет, дико раздражая Амундсена.

ИТАЛЬЯНСКАЯ МОЩЬ

В Италию Нобиле вместе с Титиной вернулись настоящими героями. Муссолини немедленно пожаловал Умберто генеральский чин и дал задание: готовить новую полярную экспедицию! Северные успехи должны были подчеркнуть мощь Италии, так что будущее путешествие представлялось делом государственной важности. Нобиле, даже если бы он и захотел, просто не мог отказаться от такой чести.

Новый дирижабль, символично названный «Италией», построили за несколько месяцев. Он был оборудован по последнему слову тогдашней техники.

Дирижабль N-4 Italia

Инженеры-конструкторы с Нобиле во главе предусмотрели все, даже нежелательную, но возможную аварию. В гондолу погрузили сани, лодки, палатки, провиант, меховые куртки, лыжи, спальные мешки и запасную радиоаппаратуру. Столь же тщательно подбирали и состав экспедиции. В итоге на борт «Италии» поднялись три ученых, три офицера, четыре моториста, монтажник, радист, журналист, инженер, механик и сам Нобиле. Всего — 16 человек. Титина ни за что не хотела забираться в гондолу. Но за стартом «Италии» следил сам Муссолини: Нобиле пришлось изменить своим правилам и отправиться в полет...

КАТАСТРОФА

«Италия» отправилась к Северному полюсу с Новой Земли 23 мая 1928 года. Через 20 часов путешественники достигли заветной точки — Северного полюса. Но на обратном пути дирижабль оледенел и начал быстро терять высоту. Утром 25 мая «Италия» ударилась о ледяные торосы. Гондола разбилась на две половины, часть экипажа выбросило наружу. Потеряв в весе, дирижабль взмыл в воздух, унося с собой шестерых членов команды. Что с ними сталось — неизвестно до сих пор: не удалось найти ни тел, ни обломков дирижабля.

Но судьба десятерых, оставшихся на льду, оказалась незавидной. При падении моторист Помелла погиб, Нобиле сломал руку и голень, шведский метеоролог Мальмгрен — руку, а старший механик Чечоне — ногу. Остальные, включая Титину, отделались ушибами. Почти все снаряжение вместе с продовольствием осталось на дирижабле. В распоряжении уцелевших участников экспедиции оказались лишь палатка, которую те облили красной краской, дабы ее лучше было видно с воздуха, приличный запас шоколада и пеммикана — пищевого мясного концентрата, и самое главное — запасная рация!!! С последней были связаны все надежды на спасение. Радист тут же отбил — SOS-«Италия»-Нобиле, но его сигналы никто не услышал. Большая земля оставалась глуха на протяжении следующих пяти дней. Тогда два офицера — Цаппи и Мариано вместе со шведом Мальмгреном решили идти за помощью пешком. Нобиле был против, но все же отпустил небольшой отряд.

Умберто Нобиле и Финн Мальмгрен на борту дирижабля «Италия» над Баренцевым морем, 5 мая 1928 года

Оставшиеся продолжали посылать сигналы SOS. И 3 июня их наконец услышал русский радиолюбитель Николай Шмидт из деревни Вознесенье-Вохма Северо-Двинской губернии. 7 июня новость о крушении «Италии» опубликовали газеты. И началась самая крупномасштабная спасательная операция. Всего в ней приняли участие 6 стран, 18 кораблей, 21 самолет и около полутора тысяч человек!

ВСЕ УМЕРЛИ

Несмотря на то, что радист передал точные координаты лагеря, найти его оказалось не так-то просто. Тут надо учитывать и непроходимые льды, и сложные метеорологические условия, и постоянно дрейфующий лед. Первый самолет участники экспедиции увидели 17 июня. Но летчики не разглядели ни костра, ни красной палатки.

На спасение Нобиле, забыв о разногласиях, отправился и Руаль Амундсен — и это было последнее, что он успел в своей жизни: 18 июня гидросамолет норвежского полярника исчез в небе над Арктикой. Вместе с Амундсеном погибли и пять членов экипажа.

Это страшное известие Умберто Нобиле услышал пять дней спустя, когда на лед с красной палаткой приземлился одномоторный биплан. Шведский летчик Эйнар Лундборг имел четкие указания: взять на борт руководителя экспедиции. Нобиле отказывался. Хотел отправить вместо себя Чечоне, но тот оказался слишком тяжел. К тому же летчик уверял, что скоро вернется за остальными. В итоге Умберто сел в биплан вместе с Титиной: 23 июня он покинул экспедицию. Этого поступка ему не простили никогда.

Лундборг сдержал свое слово — он вернулся. Однако при посадке его самолет потерпел аварию, и летчик присоединился к тем, кто дожидался спасения в красной палатке. 6 июля его эвакуировали шведские летчики, но от дальнейших полетов отказались из-за огромной опасности.

Остальным пришлось ждать аж до вечера 12 июля: именно тогда советский ледокол «Красин» наконец смог пробиться к итальянцам.

На борту спасенных уже поджидали Цаппи и Мариано, которых «Красин» обнаружил утром того же дня. Мальмгрена с ними не оказалось. По словам офицеров, швед настолько обессилел от истощения, что попросил спутников оставить его умирать и идти дальше. Однако в глаза бросалась странность, которая так и не нашла объяснения. Мариано — изможденный и истощенный — был практически раздет и разут: позже, из-за обморожения, ему пришлось ампутировать ногу. Цаппи же, облаченный в три комплекта меховой одежды, буквально излучал здоровье и благополучие. Он решительно отказался идти искать Мальмгрена, ссылаясь на бесполезность поисков. Его тут же заподозрили в каннибализме. Но доказать что-либо так и не удалось.

СПАСИБО ОТ МУССОЛИНИ

Муссолини, благодарный за спасение своих соотечественников, отбил телеграмму на «Красин» руководителю экспедиции Рудольфу Самойловичу: «Вы совершили дело, которое станет достоянием истории. Вы работали в тяжелых условиях Арктики. От имени всех итальянцев благодарю вас».

И действительно, спасти экипаж «Италии» было для красинцев делом чести. Уже после того как семь членов этой экспедиции благополучно достигли берегов Италии, ледокол продолжал искать останки самого дирижабля, надеясь обнаружить остальных людей и Руаля Амундсена. Моряки свернули спасательную операцию лишь 23 сентября.

В порту Ленинграда их встречали с цветами и оркестром! Знали бы тогда красинцы, как дорого им обойдутся их благородство и отвага.

Встреча ледокола «Красин» в Ленинграде

В 1937-1938 гг. практически все они были арестованы по обвинению в шпионаже и связи с фашистами. Живыми из лагерей не вышел никто...

Не менее печально сложилась и дальнейшая судьба Умберто Нобиле.

Возвращение в Италию стало для него кошмаром. Муссолини был в ярости: он обвинил Умберто в провале экспедиции, разжаловал из генералов. Газеты начали настоящую травлю недавнего кумира. Писали, будто он больше заботился о собаке, чем о людях; что, как начальник экспедиции, не имел права покидать свою команду; что из-за него погиб Амундсен...

Нобиле выдержал пять лет. А потом принял предложение СССР и вместе с дочерью и неразлучной Титиной прибыл в подмосковный Долгопрудный, где пять лет помогал советским инженерам строить дирижабли. По словам Нобиле, то были лучшие годы в его жизни. Чего не скажешь о Титине — за ней охотились все мальчишки Долгопрудного. Дело в том, что на льдине собака заболела цингой и потеряла зубы, а Нобиле, души в ней не чаявший, справил ей золотые!

Из СССР Нобиле переехал в США, и только в 1945 году, после победы над фашизмом, вернулся в Италию. Ему вернули звание генерала, сняли с него все обвинения. Господь отвел ему долгие 93 года. И все эти годы Нобиле мучился вопросами, на которые у него не было ответов: что стало с теми шестерыми, оставшимися в дирижабле? где и как погиб Амундсен? что на самом деле случилось с Мальмгреном?..

Умберто Нобиле

Текст: ufolog.ru

Род деятельности

Биография

Начало жизни

Родился в многодетной семье служащего в Лауро (провинция Авеллино). Умберто Нобиле окончил инженерно-математический факультет Неаполитанского университета , в котором изучал электротехнику и инженерное дело. С 1906 года он начал работать на итальянских железных дорогах, где занимался электрификацией железнодорожного оборудования.

В 1911 году по конкурсу, объявленному военным министерством, поступил в воздухоплавательное училище в Риме .

Когда в 1915 году Италия вступила в Первую мировую войну , 29-летний Нобиле несколько раз пытался поступить на службу в армию, но ему было отказано по состоянию здоровья. Во время войны Нобиле работал над конструированием дирижаблей.

После войны Нобиле служил офицером-инженером на государственном авиазаводе в Риме, принимал участие в производстве различных типов авиационной техники и дирижаблей.

В июле 1918 года Нобиле вместе с инженерами Джузеппе Валле (Giuseppe Valle), Бенедетто Кроче (Benedetto Croce) и Челестино Узуэлли (Celestino Usuelli) основали компанию по производству дирижаблей. В это время Нобиле преподавал в университете Неаполя и написал книгу Elementi di Aerodinamica (Элементы аэродинамики). Нобиле пришёл к убеждению, что полужёсткие дирижабли среднего размера превосходят жёсткие и мягкие дирижабли.

Первым проектом компании был дирижабль T-34 (1919 г.), который был продан итальянской, а затем американской армии. В 1922 году Нобиле уехал в США, где работал консультантом Goodyear . В 1923 году он вернулся в Италию и начал постройку дирижабля N-1.

Первая полярная экспедиция

Дирижабль N-1 «Norge»

Умберто Нобиле контролирует отлет дирижабля «Norge» с базы на Шпицбергене

В 1926 году Нобиле участвовал в экспедиции на Северный полюс вместе с Руалем Амундсеном и американским миллионером Линкольном Эллсвортом . После серии испытательных полётов N-1 в марте 1926 года был передан экспедиции и 29 марта переименован в Norge (Норвегия).

15 апреля 1928 года экспедиция отправилась из Милана и прибыла на Шпицберген 8 мая, задержавшись из-за мелких поломок. Из-за плохих метеоусловий Нобиле был вынужден дважды возвращаться на базу, а в полночь с 23 на 24 мая дирижабль с шестнадцатью пассажирами (ещё двое членов экспедиции не принимали участия в этом вылете) достиг полюса . Обратный путь тоже проходил в тяжёлых погодных условиях при сильном встречном ветре. Дирижабль обледенел, в какой-то момент начал резко снижаться и упал на лёд. Катастрофа произошла 25 мая. Сначала о лёд ударилась моторная гондола, и находившийся в ней моторист погиб, затем девять аэронавтов, в том числе Нобиле, были выброшены из разбитой рубки управления . Шестерых людей, оставшихся в дирижабле, унесло в неизвестном направлении, место их гибели так и не было установлено. При аварии Нобиле сломал запястье и голень . Экипажу удалось спасти часть запасов и оборудования, включая еду, радиопередатчик и палатку, которую затем покрасили в красный цвет для облегчения поиска с воздуха. Через несколько дней после падения лагерь покинула группа из трёх человек, которые решили добраться до Шпицбергена пешком. Двое из них в результате были спасены, третий, Мальмгрен, погиб в пути.

Для спасения Нобиле были организованы экспедиции в Италии, Норвегии, Советском Союзе и других странах. Амундсен на самолёте с французским экипажем 18 июня вылетел из норвежского города Тромсё . Последний сеанс связи с Амундсеном состоялся через два часа сорок пять минут после вылета, затем его самолёт потерпел катастрофу где-то в Баренцевом море . 23 июня на льдине, где находился лагерь, сумел приземлиться лётчик шведских ВВС Эйнар Лундборг. На самолёте было только одно пассажирское место. Нобиле настаивал, чтобы первым был эвакуирован механик Чечоне, у которого была сломана нога, но Лундборг отказался взять на борт кого-то из людей, кроме Нобиле, предположительно, по приказу своего командования. Нобиле вместе со своей собакой покинул льдину на самолёте и на следующий день был доставлен на итальянское судно «Читта ди Милано» для руководства операцией по спасению остальных участников своей экспедиции. Все остальные выжившие члены экипажа «Италии» были спасены советским ледоколом «Красин» 12 июля.

Последующая жизнь

После возвращения в Италию Нобиле встретили восторженные толпы итальянцев. Однако итальянская и зарубежная пресса начала обвинять его в крушении и в том, что он оставил свой экипаж, улетев первым. К этому добавились непростые отношения Нобиле с некоторыми влиятельными фашистами .

В 1932 году Нобиле заключил с советским Всесоюзным объединением гражданского воздушного флота (ВОГВФ) соглашение, приняв на себя обязанности по техническому руководству проектированием и постройкой в

Великие географические открытия XV-XIX веков расширили представления людей о планете. Однако две точки, чисто виртуальные, никак не отмеченные природой оставались недостижимыми — Северный и Южный полюса.

Впервые идею достижения полюса воздушным путём высказал французский аэронавт Дюпон-Делькур. На самолёте пробовал достичь Северного полюса Руал Амундсен, однако это ему не удалось. Итальянский инженер-конструктор, генерал Умберто Нобиле впервые высказал идею использовать для достижения цели дирижабль.

Умоерто увлёкся дирижаблями ещё во время Первой мировой войны.

Тогда все воюющие страны имели дирижабельные флоты.

В отличие от немецких «цепеллинов» жёсткой конструкции итальянский инженер считал более прогрессивной полужёсткую конструкцию «воздушных мамонтов» и доказал, что они лучше выдерживают сильные ветры и штормы. Основу аппарата конструкции генерала составляла лёгкая ферма, к которой крепилась мягкая оболочка. Дирижабль мог изгибаться на поворотах, как железнодорожный состав. В качестве заполняющего газа использовался водород.

В местечке Чампино, недалеко от Рима, был создан завод по производству дирижаблей, находившийся в ведении Военного министерства. Строительство возглавлял Нобиле. К 1921 году было построено 13 дирижаблей, поступивших на вооружение армии.

Правительство во главе с Муссолини поддержало идею Нобиле добраться до полюса на дирижабле, однако денег на экспедицию давать не хотело. Было выработано компромиссное решение продать дирижабль известному датскому полярному исследователю Руалу Амундсену за три четверти стоимости.

Большую часть финансирования этого проекта взял на себя американец Линкольн Эльсворт. Так осуществилась экспедиция, вошедшая в историю под названием «Экспедиция Амундсена-Эльсворта-Нобиле». Она должна была стартовать с острова Шпицберген, находящегося ближе всего к полюсу.

Путешествие из Италии к этому острову тоже представляло собой нелёгкую задачу. Сначала дирижабль прибыл в Ленинградскую область в деревню Сализи, там сохранился огромный эллинг, построенный ещё перед Первой мировой войной. Советское правительство взяло на себя все расходы, связанные со стоянкой «Норвегии», так назывался воздушный корабль.

5 мая 1926 года Нобиле взял курс на Шпицберген. Над Северным Ледовитым океаном случилось ЧП. Заглох один из двигателей. Началось обледенение. Мокрый снег, налипший на дирижабль, мгновенно смерзался и своей тяжестью перегружал корабль. Огромная серая сигара двигалась буквально в нескольких метрах от поверхности воды. Итальянцы сбрасывали в волны всё, что только можно. Однако «Норвегия» опускалась всё ниже. Тогда механик Чиччоне влез на «спину» корабля, держась за верёвку, и попытался соскоблить снег. Это помогло, «Норвегия» благополучно прибыла в Кингсбей. Сюда, в Королевскую бухту нагонял тёплые воды Гольфстрим.

И вот «Норвегия» снова поднялась в воздух и взяла курс на север. Летательный аппарат облегчили самым жёстким образом. Из личных вещей позволялось взять лишь 5 килограммов. В брезентовой гондоле отважным навигаторам было очень холодно. Внизу проплывала ледяная пустыня, изрезанная огромными торосами.

Умберто и его товарищи видели белых медведей. 12 мая 1926 года дирижабль завис над полюсом. Умберто, убедившись по приборам, что он находится над той самой заветной точкой на земной поверхности, смахнул скупую мужскую слезу. Мечта всей его сорокалетней жизни осуществилась. Командир воздушного судна отдал приказ сбросить государственные флаги — Италии, Дании и США. Через два часа «Норвегия» возобновила полёт. Нобиле несколько раз менял курс, надеясь обнаружить таинственную землю Гарриса, в существование которой верили многие полярники, в том числе и Амундсен. Однако остров не был найден. «Новегия» проплыла над полюсом льдов, средней точкой между азиатским и американским континентами. Корабль вошёл в полосу тумана.

Снова началось обледенение, прекратилась радиосвязь, вести корабль по звёздам стало невозможно. Умберто прокладывал курс с помощью компаса, который в высоких широтах часто даёт сбои.

Затем новая напасть. Пропеллеры срывали куски льда и расшвыривали их в стороны. Ледяные «пули» пробивали обшивку дирижабля. Члены команды лезли наверх и заштопывали дыры, вися над бездной. Однако все злоключения закончились, и через несколько дней дирижабль совершил посадку в селении Теллеер на Аляске.

Умберто встретили на родине как героя. Ему предоставили кафедру в Неапольском университете. Теперь Муссолини готов был вложить средства в новую экспедицию, чтобы установить на Севере приоритет Италии. Нобиле был удостоен аудиенции Папы Римского. Тот вручил ему большой деревянный католический крест, полярник должен был сбросить его на полюсе.

Началось строительство нового, более мощного дирижабля «Италия». В середине мая 1928 года он пришвартовался в Кингсбее и совершил несколько пробных полётов. 25 мая дирижабль достиг полюса были сброшены крест и итальянский флаг. Однако на следующий день рация «Италии» прекратила отвечать на позывные.

Весь мир встревожился, радиостанции настраивались на волну полярной команды. Советский радиолюбитель из деревни Вохмы Северо-Двинской области первым принял сигнал бедствия экипажа «Италии».

Оказалось, дирижабль потерпел крушение близ Шпицбергена. Произошло это так. Корабль попал в шторм, обледенелый дирижабль опустился страшно низко и ударился о высокий торос. Во время столкновения погиб механик Помелла. Гондола разломилась, и люди вывалились на лёд. Облегчённая махина вновь взмыла в воздух, унося в повреждённой гондоле 6 членов команды. Остальные 9 вместе с командиром «Италии» остались на льдине. По счастью, вместе с ними на снег вывалилось и продовольствие, палатки и самое важное — рация. Однако путешественники сильно пострадали. У Мальмгрена была сломана рука, а у Умберто ноги. Однако в руках он держал свой талисман, собачку Титтину, которую всегда брал с собой в путешествия.

Дальнейшее развитие полярной драмы красочно показано в фильме «Красная палатка». Было снаряжено несколько спасательных экспедиций. Группы на собачьих упряжках, альпийские стрелки не нашли обитателей красной палатки, и сами просили о помощи. Навстречу погибающему во льдах другу ринулся Амундсен на борту самолёта и… пропал без вести. Лишь итальянские власти проявили равнодушие. Базовый корабль экспедиции «Читта ди Милано» пытался прорваться, но столкнувшись со льдами, повернул назад. Больше итальянцы не предпринимали попыток спасти своих соотечественников.

Шведский лётчик Лундборг сумел обнаружить дрейфующих на льдине и посадить свой самолёт. Он мог взять только одного пассажира. Терпящие бедствие предоставили это право страшно истощённому Умберто. Он сел в самолёт, держа на руках Титтину. Во время второго полёта самолёт Лундборга перевернулся, и он сам стал пленником льдов. Судьбу невезучих полярников решил мощный советский ледокол «Красин». Чех Франтишек Бегоунек, участвовавший в экспедиции, так описал свои чувства: «12 июля 1928 года мы отчётливо услышали сирену «Красина». Никакая музыка в мире не казалась мне такой упоительной, как эти звуки!»

Однако шестерых унесённых «Италией» так и не нашли, так же, как и пропавшего без вести Мальмгрена.

На этот раз Нобиле встретили на родине как предателя, обвинили в крушении дирижабля и в том, что он первым был снят со льдины.

Всю оставшуюся жизнь Нобиле пришлось оправдываться. Лундборг имел приказ взять на борт именно его, генерал должен был помочь организовать поиски остальных пропавших групп. Однако враги генерала заявили, что он спасал свою шкуру.

Была создана комиссия, расследовавшая причины трагедии, в результате которой погибли 17 человек. Единственным виновником был назван Нобиле.

Умберто был уволен из ВВС Италии, не мог больше заниматься любимыми дирижаблями. Ему всё труднее становилось дышать в фашистской Италии, и он принял предложение Советской России возглавить конструкторское бюро по созданию дирижаблей. Умберто вместе с дочерью Марией приехал в СССР. Позднее он сказал в одном из интервью: «Я прожил в России пять лет. Это был самый счастливый период моей жизни».

В 1931 году конструктор принял участие в советской полярной экспедиции на ледоколе. Один из построенных под руководством итальянца дирижаблей «СССР В-6» установил в 1936 году мировой рекорд длительности полёта — 130,5 часа. Однако со временем Умберто понял что правление Сталина, по сути, представляет собой фашистский режим. В 1936 году Умберто переехал в США.

На родину он вернулся лишь после войны. Решение комиссии по причинам гибели «Италии» к тому времени было признано неверным. Нобиле вернули звание генерала ВВС и снова пригласили преподавать в Неаполь. В 1946 году он был избран депутатом Итальянской конституционной ассамблеи.

Остаток жизни путешественник посвятил систематизации научных наблюдений, сделанных им во время полётов и морских арктических экспедиций резюмировав свой опыт в книге «Мои полярные полёты», вышедшей в 1959 году. Ныне итальянцы гордятся своим героическим соотечественником, на родине Нобиле, в местечке Лауро под Салерно, установлен его монумент.

 

Возможно, будет полезно почитать: