Вера православная - житие св афанасия великого. Икона святой афанасий

Святитель Афанасий Великий родился в конце III века в столице Египта Александрии незадолго до Диоклетианова гонения. Родители его были люди богобоязненные и добродетельные. Уже с рождения будущий святой был отмечен особым Божиим помазанием. Все его детские устремления и поступки были окрашены верой и церковностью. В дни отрочества Афанасия, когда патриархом Александрийским был святитель Александр, произошел знаменательный случай. Афанасий вместе с детьми играл на берегу моря, изображая епископа, который совершает крещение. Случайно взглянув из окон своего дома, святой Александр увидел эту игру и приказал привести всех детей к себе. Подробно расспросив детей, патриарх узнал, что они в своей игре совершали все согласно церковному уставу. После того, посоветовавшись с клиром своим, он признал совершенное Афанасием крещение языческих детей истинным и довершил его миропомазанием, родителям же посоветовал, чтобы они воспитали их для священства.

Александрия представляла тогда много средств для образования ума, и Афанасий изучал “круг наук”. Главное же внимание было обращено им на изучение Священного Писания под руководством опытных наставников. Как можно полагать по одному из первых сочинений святого Афанасия, это были преподаватели знаменитого Огласительного училища в Александрии, да тому же исповедники за веру. Духовное образование Афанасия довершено было в обществе египетских пустынников, чьей аскетической жизни он подражал даже в сане архиерея.

Когда Афанасий достаточно изучил науки, родители привели его к святому патриарху Александру, где он занял место в качестве любимого члена семьи, живя со святителем, как сын с отцом. Таким образом Афанасий провел несколько плодотворных лет под кровлей уважаемого всеми первосвятителя. В сан диакона святой Афанасий был рукоположен в 319 году. Уже в это время Афанасия сделали известным его сочинения: “Против язычников” и “О воплощении Бога Слова”.

С самого начала своего церковного служения Афанасий мужественно боролся с еретиками и много от них претерпел, особенно от ариан. Вместе со святителем Александром он еще будучи диаконом присутствовал на Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 году. На этом Соборе была изобличена и осуждена ересь александрийского пресвитера Ария, который учил, что Сын Божий не рождается предвечно из существа Бога Отца, а сотворен Им из небытия во времени, не единосущен Ему и не равночестен. Арианская ересь заключала в себе отрицание Божества Иисуса Христа и нашего искупления Им, то есть этой ересью ниспровергалось само христианство.

Безумный Арий был отлучен от общения с Церковью Христовой и осужден на заточение. Однако, низверженный и еле живой, он, обуянный диавольской гордыней, не прекращал своей борьбы против православия. Имея за себя пред царем многих ходатаев, особенно Евсевия, епископа Никомидийского, Арий через них испрашивал у Константина Великого себе милости, говоря, что спор якобы идет не о вере, а только из-за пустых, отвлеченных слов. Еще на Первом Вселенском Соборе ариане предлагали такой Символ веры, в котором неопределенность выражений о Сыне Божием давала место перетолкованиям ариан. Но святые отцы, исповедуя Сына Божиего “из сущности Отца” рожденным и “Отцу единосущным”, включили эти выражения в свой Символ, и тем утвердили древнюю веру “в Бога истинна от Бога истинна”. Символ этот подписали все члены Собора, даже державшиеся стороны ариевой, - но эти подписали неискренно и греческий термин, выражающий единосущие Сына Божия “омоусиос”, читали как “омиусиос” (подобосущный). Евсевий и хотел представить царю дело так, что между православными и арианами происходит лишь недоразумение из-за различного понимания терминов и выражений Символа, а не из-за сущности веры, и что Арий совершенно согласен с символом Никейского Собора. Царь поверил ложным уверениям и позволил Арию возвратиться в Александрию.

Это обстоятельство было весьма тяжело для святого Афанасия как твердого защитника православия. В то время он был удостоен уже архидиаконского сана. Сей воин Христов преследовал опасного еретика, изобличая его и писаниями своими, и проповедью. Афанасий также побуждал и святейшего архиепископа Александра Александрийского написать послание к царю, и сам вместе с ним писал. Но Константин Великий, по внушению Евсевия и не желая раздоров, уже отвечал им резким посланием, угрожая даже извержением от сана.

Вскоре святитель Александр преставился. Кончина последовала пять месяцев спустя по возвращении его с Первого Вселенского Собора. Афанасия в то время не было в Александрии. Оставляя свою паству, умирающий старец искал вокруг блуждающим взором, кому бы поручить ее. “Афанасий, Афанасий! - взывал Александр. - Ты думаешь убежать. Нет! не убежишь”. Действительно, Афанасий долго отказывался от этой высоты, но не избежал жребия, предназначенного ему Свыше. Едва он явился в Александрию, как народ неотступно стал требовать от собравшихся епископов, чтобы посвятили ему в епископа Афанасия, и не успокоился, пока не получил желаемого, хотя и против воли самого Афанасия. Это произошло в 326 году.

В то время преподобный Пахомий Великий предрек о святом своим ученикам: “Когда был поставлен Афанасий в епископы, то нечестивые люди не одобряли определения Божия, над ним свершившегося, указывая на молодость его лет, и покушались разделить Церковь Божию. Но мне Дух Святой сказал: “Я воздвиг его, как столп и светильник Церкви. Много скорбей и оклеветаний человеческих ждет его за благочестивую веру во Христа. Но, победив все искушения, укрепляемый Им до конца, он возвестит Церквам евангельскую истину!” Пророчество святого подвижника сбылось полностью в жизни пламенного Христоносца, от чьего орлиного ока не сокрылась ни одна неправда.

Одним из первых дел святого Афанасия было обозрение своего обширнейшего округа. Святитель Афанасий предпринял путешествие до самых отдаленных пределов епархии по Нилу. Епископы раскрывали перед ним свои нужды, иноки многочисленных монастырей встречали святителя-аскета славословием и были первыми помощниками в его трудах. В житии преподобного Пахомия описывается посещение Тавеннского монастыря святым Афанасием. В то время там находился епископ Тентирский Серапион.

Однако возобновившиеся смуты ариан вскоре вновь привлекли пристальное внимание Александрийского архиепископа и уже не отпускали до конца его дней. Ни в ком ариане не имели такого страшного и неумолимого противника, как в святителе Афанасии, который вел с ними беспощадную борьбу проповедями, сочинениями и окружными посланиями, - и вынес из этой борьбы победоносное знамя православия невредимым. Он мгновенно вооружался на врагов Бога Слова одним только оружием - словом истины. “Не мечом и стрелами, - говорил он, - не с помощью воинов возвращается истина, но убеждением и советом”. В продолжение этой борьбы он сам подвергался бесчисленным опасностям, самой дикой клевете и смертельным гонениям со стороны ариан. Его неоднократно силой изгоняли из Александрии арианствующие правители и еретики-царедворцы. Годами он вынужден был вести жизнь странника, скрываясь в Галлии и Италии, а также в пустыне - у святых подвижников или даже среди зверей. При этом каждый раз Господь чудесным образом предупреждал святого об опасности, укрывал его от преследователей и соделовал невидимым даже перед взором врагов. В изгнаниях он неутомимо писал свои бессмертные творения во славу Святой Троицы и наносил решительное поражение еретикам, какие бы изощренные интриги они не плели, особенно после устрашающей смерти Ария.

Испытывая Своего воина в горниле страданий, Господь посылал святому Афанасию и многочисленных заступников. Например, в Галлии он пользовался почетом и уважением императора Константина Младшего, который и годами, и первородством был первым среди братьев. Ему неизменно помогали и верные духовные чада, подвергая опасности свои собственные жизни. Так он какое-то время скрывался у одной добродетельной девицы, которая была посвящена Богу и жила, как истинная раба Христова. Он пребывал в тайной комнате ее дома до самой кончины царя Констанция, и никто о нем ничего не знал, кроме Бога и той девицы, которая сама прислуживала ему и приносила книги, какие ему требовались. Во время пребывания там Афанасий написал много сочинений против еретиков. А в другой раз он довольно продолжительное время провел в глубоком рве запустевшего колодца, куда один боголюбец приносил ему еду. Когда святой Афанасий жил в Риме в продолжение трех лет, то пользовался уважением царя Константа и папы Юлия. Имел он там себе другом и святителя Павла, архиепископа Цареградского, также изгнанного нечестивыми еретиками со своего престола. В Александрию на защиту православия от ариан приходил Антоний Великий, с которым святитель Афанасий был дружен. Великим подвижником было составлено письмо императору Константину Великому в поддержку святого Афанасия. Благоговел перед святителем и преподобный Павел Фивейский, испросивший у Антония Великого мантию святителя для своего погребения.

Не раз святитель Афанасий находил во время гонений приют у других египетских пустынножителей, переходя с места на место, чтобы не подвергать братию опасностям. Одним из таких его друзей-подвижников был авва Памво, имеющий монастырь в Антиное. Святой Афанасий пребывал в этом монастыре в то время, когда туда явился святой Феодор Освященный, Тавеннский настоятель. Оба аввы всегда помогали святителю укрываться от преследователей и сами вызывались быть спутниками. Позже эти прозорливые старцы утешили опального святителя своим предречением о скорой гибели нечестивого Юлиана.

В Святом граде Иерусалиме святитель Афанасий с любовью был принят святейшим Максимом Исповедником. Это было во время третьего возвращения святого Афанасия на Александрийский патриарший престол после трех его изгнаний. Позже против Афанасия снова начались наветы и гонения, и все прежнее зло возобновилось. О характере гонений и о том, что происходило в это время в Александрии, святой Афанасий сам рассказывает следующее: “Снова некоторые, ища убить нас, пришли в Александрию, и наступили бедствия, жесточайшие прежних. Воины внезапно окружили церковь, и, вместо молитв, раздались вопли, восклицания и смятение; все это происходило в Святую Четыредесятницу. Завладев патриаршим престолом, Георгий Каппадокийский, избранный македонянами и арианами, еще более возрастил зло. После пасхальной седмицы девицы были заключаемы в узы, епископы связанными уводились воинами, дома сирых и вдовиц расхищались, и в городе происходил совершеннейший разбой. Христиане ночью выходили из города, дома запечатывались; клирики же бедствовали за своих братий... После Святой Пятидесятницы, народ постился и собрался помолиться при гробнице священномученика Петра... Стратилат Себастиан, державшийся манихейской ереси, с множеством воинов, вооруженных обнаженными мечами, луками и стрелами, ворвался в самую церковь и напал на бывший там народ... Тем же, которые находились в церкви, Себастиян причинил жесточайшую скорбь. Он приказал разжечь огромный костер и, поставив дев близ огня, принуждал их исповедать ариеву ересь. Но когда Себастиан оказался не в силах принудить их к этому, так как увидел, что они совсем не обращают внимания ни на огонь, ни на угрозы, - обнажил их и повелел бить без пощады, лица же их иссек настолько, что, по прошествии продолжительного времени, родные едва могли узнавать их. Мужей же, которых числом было 40 человек, предал новому мучительству: их бичевали жесткими и колючими ветвями только что срубленной финиковой пальмы и содрали им плечи, так что у некоторых пришлось несколько раз вырезать тело, вследствие того, что иглы глубоко вонзились в него; другие же, не вытерпев боли, умерли от язв. Всех же тех дев, которых с особенною жестокостью мучил, послал в заточение в великий Оасим (оазис Ливийской пустыни, где с давнего времени существовала греческая колония, служившая также местом ссылки), а мертвые тела убиенных ни православным, ни своим не позволил взять... Вслед за тем из Египта и Ливии были сосланы на изгнание епископы: Аммоний, Моин, Гаий, Филон, Ермий, Павлин, Псиносир, Линамон, Агафон, Агамфа, Марк, еще другие Аммоний и Марк, Драконтий, Аделфий, Афинодор и пресвитеры Иеракс и Диоскор; мучители так жестоко угнетали их, что некоторые умерли в пути, а другие в местах заточений. На вечное же заточение ариане осудили более 30 епископов, ибо злоба их была настолько сильна, что если бы было возможно, они готовы были бы изгнать и истребить истину с лица всей земли”.

По смерти Констанция на царский престол вступил Юлиан. Утвердившись на царстве, он пред всеми отрекся от Христа, поклонился идолам, соорудил повсюду капища. Обличаемый великими столпами и учителями церковными, Юлиан воздвиг на Церковь жестокое гонение, и в самом начале гонения вооружился против святого Афанасия как главного столпа христианства. Снова в Александрию было послано войско, но разыскивали только одного Афанасия, чтобы убить его. Он же, как и прежде, пройдя незамеченным среди толпы, избег рук ищущих его. И такие гонения продолжались почти до тех пор, пока сам народ, подняв мятеж, не заставил правителей вернуть святого на Александрийскую кафедру.

Таким образом, святитель Афанасий, престарелый воин Христов, после долгих трудов и многих подвигов за православие, перед самою уже кончиною своею, наступившей в 373 г., пожил непродолжительно в тишине и мире на своей кафедре. Всего же он епископствовал 47 лет и преемником по себе на Александрийской кафедре поставил за пять дней до своей кончины святителя Петра, блаженного друга своего, участника во всех своих бедствиях. Позже святой Петр, архиепископ Александрийский, мученически пострадает в 311 году.

Святитель Афанасий, по отзывам современников, отличался непреклонной твердостью, геройским мужеством и пламенной ревностью в православной вере. Все испытания он переносил с великим терпением, борясь с противниками исключительно духовным оружием. Святитель имел редкое знание людей и обладал искусством проникать в самые сокровенные изгибы их мыслей. Он выработал замечательный такт в обращении с людьми. “Приятный в беседе, ангелоподобный наружностью”, святой Афанасий, по свидетельству святителя Григория Богослова, “имел в себе все добродетели, его жизнь и нравы - правило для епископов, его догматы - законы для православия”. Все, кому было дорого православие, обращались к нему за советом, сообразовывали свое учение с его учением.

Святой Афанасий Великий был одним из величайших богословов Древней Церкви после апостола Павла. Так как он всю жизнь свою провел в борьбе с арианами, то и сочинения его носят отпечаток этой борьбы. Важнейшие из сочинений святого Афанасия: четыре Слова против ариан; Послание к Епиктету, епископу Коринфскому о божественной и человеческой природе в Иисусе Христе; четыре Письма к святому Серапиону, епископу Тмуитскому, в которых он доказывает Божество Святого Духа и равенство его с Отцом и Сыном (против македониан, учивших, что Святой Дух есть служебная тварь, не имеющая участия в Божестве и славе Отца и Сына); Послание об определениях Никейского Собора в защиту “единосущия”; книга о Святом Духе. Высокий образец пастырской апологии составляет письмо святого Афанасия к императору Констанцию. Кроме того, известны сочинения святителя, относящиеся к объяснению Священного Писания. К числу нравоучительных сочинений относятся послание его к Аммуну против порицающих супружество и послание к Руфиниану о том, как принимать еретиков в Церковь.

Одно из самых назидательных сочинений святого Афанасия есть Житие Антония Великого, которое повлияло на тысячи желающих спасения. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать это Житие не только монашествующим. Сам святитель Афанасий также хотел, чтобы пример иноческой жизни сиял всем христианам. Воспитанников пустыни, всегда готовых на лишения ради веры, он поставлял в епископы, подражая примеру святителя Александра Александрийского. Впоследствии и в других Церквах, глядя на строгую, ревностную жизнь иноков, именно их старались выбирать на епископские кафедры. Такие архиереи, “которые от юности до преклонных лет подвизались в путыни”, и доселе наиболее ненавидимы еретиками и другими врагами Церкви за их непреклонность в христианском шествии и соблюдение святоотеческих преданий.

Святитель Афанасий имел духоносных преемников, вдохновляемых полетом его богословской мысли и ревностью о православии. Прошло не более пяти или шести лет после написания им первого письма против ариан, как вступил на то же поприще будущий святитель Василий Кесарийский, затем святители Григорий Богослов, Григорий Нисский и другие. Таким образом, шестидесятилетний старец, из пустыни поражавший врага, отнявшего у него все, кроме его веры, стал предводителем этой священной дружины. Своим высочайшим богословием святитель Афанасий Великий заложил основы ответам на все вопросы, которые рассматривались на семи Вселенских Соборах.

Сам же святитель Афанасий преставился для получения светлых венцов и воздаяния неизреченных благ от Христа Господа своего, ему же со Отцем и Святым Духом слава и держава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков.

Введение

Святой Афанасий, прозванный Святой Церковью Великим за свои выдающиеся добродетели, за непоколебимый характер и за отважную борьбу, которую он вел, спасая Православие от опасности, которую несла в себе ересь антихриста Ария, был крупной исторической фигурой одного из самых важных периодов истории человечества. Именно тогда Римская империя, осознав свою неспособность задушить христианство варварскими гонениями, была вынуждена признать его и опереться на него в попытках продлить свое существование. Подробности жизни и деятельности Афанасия Великого дают нам наглядное представление о той смутной эпохе, когда древняя языческая религия находилась уже на последнем издыхании, а государство перестраивалось на новой религиозной основе - на основе христианства. Одновременно в Церкви шли споры, и созывались местные и Вселенские соборы по вопросам формулировки догматов веры и регулированию проблем, касающихся организации и управления Церкви.

Происхождение и образование Афанасия Великого

Святитель Афанасий родился в Александрии в 295 г. после Р.Х. от греческих родителей-христиан, вскормивших и вспоивших его на источниках христианского и греческого образования. С младых лет Афанасий выделялся острым умом, преданной любовью к Церкви и жаждой знаний. Получив светское образование, он продолжил более углубленно изучать богословие и философию в переживавших тогда свой расцвет Александрийских школах, досконально изучил Святое Писание и посвященные ему труды святых отцов Церкви и церковных писателей, а также древнегреческих поэтов, философов, риторов и историков, прежде всего Гомера, Платона и Аристотеля. Таким образом, он приобрел глубокие знания в христианской и светской (древнегреческой) науке и философии.

Одновременно с получением образования Афанасий подвизался в праведной жизни, в любви и преданности Христу, Церкви и Православию, во имя которого он испытал неслыханные преследования, гонения и изгнания. О его безграничной любви ко Христу и Церкви свидетельствует следующее предание: некогда, еще в детском возрасте, играя на берегу моря, Афанасий крестил несколько детей язычников, и поскольку он точно соблюдал при этом все правила этого церковного Таинства, Александрийский патриарх Александр Первый (313-328) признал это крещение, совершенное маленьким Афанасием, действительным, а самого Афанасия взял под свое покровительство, заботясь с тех пор о его образовании.

В дальнейшем патриарх Александр, высоко ценя праведность, ученость и выдающиеся личные качества Афанасия, дал ему должность секретаря Патриархата, посвятив его в церковный сан чтеца. Позже, в возрасте двадцати четырех лет, патриарх рукоположил его в диаконы. Еще в юном возрасте Афанасий познакомился с прославленным аскетом пустыни Антонием Великим (250-355 после Р.Х.), жил некоторое время рядом с ним, стяжав от общения с ним богатые духовные плоды. Его уважение и почитание Антония Великого были настолько велики, что впоследствии он написал подробнейшее житие великого аскета пустыни.

Битвы за Православие, преследования и гонения

В 318 г., когда Афанасию Великому было 23 года, в Александрии возникла ересь Ария, провозгласившего в своих проповедях и книгах, что Христос был не Богом, а творением Божием. Три года спустя эта ересь появляется и в философском обличье, начав собирать вокруг себя толпы последователей и колебать основы евангельской веры. По этому поводу было решено созвать Собор в Александрии, что и произошло в 321 г. Во время Собора Афанасий, вооруженный богословскими и философскими знаниями, оказал неоценимую помощь патриарху Александру в борьбе с лжеучением Ария.

Однако главная битва православной веры против ереси Ария произошла несколько лет спустя, на Первом Вселенском Соборе, созванном в 325 г. после Р.Х. в вифинском городе Никее. Юный иеродиакон Афанасий принял участие в этом Соборе, сопровождая престарелого патриарха Александра и «несущих с ним служение игуменов» (Сократ Схоластик. Церковн . История . I 25). Там Афанасий, благодаря учености и, прежде всего, горячей вере, стал самым мужественным и непобедимым воином за православную веру против нападок «антихриста Ария». Именно он, главным образом, поразил недуг арианства, поддержав всей своей богословской и философской ученостью и ораторским искусством термин «Единосущный» (Отцу) для второй ипостаси Святой Троицы, Иисуса Христа. Основываясь на учении святого Афанасия, Собор сформулировал семь первых членов Символа Веры, начинающегося со слов «Верую…». (Остальные пять членов Символа Веры были сформулированы на Втором Вселенском Соборе, состоявшемся в Константинополе в 381 г. после Р.Х.). Так имя Афанасия стало с тех пор символом Православия в его борьбе против нападений ариан, многие из которых занимали высокие руководящие посты.

Первый Вселенский Собор столь сильно упрочил славу и влияние святого Афанасия, что уже три года спустя, то есть в 328 г. после Р.Х., когда отошел ко Господу престарелый Александрийский патриарх Александр Первый (313 - 328 гг. после Р.Х.), он в возрасте тридцати трех лет взошел на патриарший трон по «приговору всего народа», как точно отмечает Григорий Назианзин в «Похвальном Слове Афанасию Великому».

Афанасий нес патриаршее служение на Александрийском троне на протяжении сорока шести лет и за все время своего длительного архиерейства оставался «столпом Церкви» и величайшим «отцом Православия». Непосредственно после своего восшествия на патриарший престол он начал деятельно заботиться об устроении Церкви. Путешествуя по своей архиерейской епархии, он посетил Фиваиду, Пентаполь, оазис Аммона (Сива) в Южном Египте, чтобы на месте ознакомиться с нуждами своей паствы, которая везде встречала его с неописуемой радостью и любовью. В посещенных им городах он поставил достойных епископов, в числе которых был и Фрументий - выдающийся человек, обладавший горячим миссионерским пылом. Его Афанасий рукоположил в епископы Аксума и предоставлял ему всемерную помощь и поддержку в работе по распространению христианства в Абиссинии.

Между тем Арий, несмотря на то, что он был низложен Первым Вселенским Собором, вместе со своими последователями причинял много горя святому Афанасию и не переставал сеять смуту в Церкви. Активная деятельность Афанасия по решению церковных вопросов в его обширной епархии, его особый интерес к распространению христианства в Абиссинии, его непревзойденная богословская, филологическая и философская ученость и образование, сила его личности и несгибаемость его характера, а также беспредельное уважение со стороны его паствы обеспокоили предводителя еретиков Ария и его единомышленников. Они пришли к заключению, что, оставаясь на патриаршеском троне Александрии, Афанасий мог нанести смертельный удар их ереси.

По этой причине антихристы ариане начали возводить наветы на святого, пытаясь при помощи интриг и козней скинуть его с патриаршего престола. Он же, сохраняя твердыми и неизменными свои убеждения и непоколебимой веру в Божественную природу Иисуса Христа, выносил с необыкновенным мужеством жестокие гонения со стороны своих противников и их нечестивые интриги и наветы, возводимые на него.

Ариане, склонившие к своему мнению даже самого императора, с небывалой ловкостью плели мириады интриг и наветов, лживость которых обнаруживалась постоянно, так что сами интриганы подвергались осмеянию. Однако эти наветы привели к тому, что святого низлагали с патриаршего престола пять раз, и из сорока шести лет своего патриаршего служения шестнадцать он провел в изгнании.

Поводом для жестокой полемики ариан против святого Афанасия послужил тот факт, что святитель отказался принять в лоно Церкви Ария, несмотря на его исповедание веры, которое он представил в 330 или 331 г. Константину Великому, где лукавейший еретик, конечно, старательно избегал говорить о своих еретических и лживых взглядах на Иисуса Христа. Константин Великий, несмотря на все свое уважение и восхищение, которое он питал к Афанасию Великому за его бескомпромиссный нрав, ученость и храбрость, попал под влияние козней ариан против святого и созвал в 335 г. после Р.Х. Собор в Кесарии Палестинской для изучения обвинений против Афанасия. Собор, в конце концов, собрался в финикийском городе Тире.

Продолжение следует…

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Святой архиепископ Александрийский Афанасий, известный под именем «Великого» и «Отца Православия» является первым в хронологическом ряду среди святых отцов «золотого» IV столетия святоотеческой письменности. Он занимает особое место среди крупнейших богословов периода тринитарных споров, его называют великим борцом за единосущие Слова. Величайшее значение для судеб Церкви трудов и подвига этого борца за истину может быть понята только на фоне его бурной, богатой событиями жизни. Творения его неразрывно связаны с нитью его жизни; без знания ее, многое в них осталось бы неясным. Внешними событиями освещаются условия создания того или иного произведения. К счастью, историк не может пожаловаться на недостаток биографических данных. Историки того бурного времени – Евсевий, Сократ, Созомен, Филосторгий – оставили нам ценные сведения; переписка самого св. Афанасия с выдающимися деятелями того века, равно как и его собственные исторические произведения о событиях, дополняют то, чего не хватает у других его современников.

Он, конечно, прошел тот же путь общего светского образования, что и все молодые люди его времени и его общественного класса. Произведения его свидетельствуют о большой начитанности, язык его вполне литературный, ум острый, а диалектика его не оставляет желать лучшего. Слава его, признанная современниками, не померкла и до наших дней. Свт. Василий Великий назвал его «врачем недугов церковных»; свт. Григорий Назианзин – «столпом Церкви»; в наше время его по справедливости называют «одним из величайших явлений всей истории Церкви». «Характерная особенность св. Афанасия это быть великим во всем».

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, родился около 297 г. в Александрии в добродетельной христианской семье. По всей вероятности, образование он получил в знаменитом Огласительном училище в Александрии, в числе преподавателей которого был святитель Александрийский Петр († 311 г.; память 25 ноября). Святой Афанасий хорошо знал право, философию, литературу, физику, астрономию и другие светские науки. По свидетельству святителя Григория Богослова († 389 г.; память 25 января и 30 января), основное внимание он уделял изучению Священного Писания. Духовное воспитание и образование святой Афанасий завершил в обществе великих подвижников, одним из которых был и преподобный Антоний Великий († 356 г.; память 17 января), возможно, некоторое время был его наставником.

Впоследствии святой Афанасий написал житие преподобного Антония, которое святитель Иоанн Златоуст († 407; память 27 января, 30 января и 13 ноября) советовал читать для духовного назидания. Известно, что преподобный Антоний глубоко почитал святого Афанасия и перед своей кончиной он завещал ему одну из своих одежд.

Еще в отроческие годы святого Афанасия Господь открыл в нем великого служителя Церкви Христовой. Однажды будущий святитель со сверстниками играл на берегу моря. Во время игры дети-христиане решили крестить своих товарищей язычников. Так как святой Афанасий, особенно любивший посещать храм Божий, лучше других знал церковное Богослужение, то его избрали «епископом». Совершая крещение товарищей, святой Афанасий произносил слова в полном соответствии с церковным уставом. Затем он сказал «новокрещенным» поучение. Все это с большим удивлением наблюдал находившийся поблизости епископ Александрийский Александр (312–326 гг.). Побеседовав с отроками, он признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием.


Призвав родителей святого Афанасия, святитель Александр просил их воспитать мальчика в книжном научении и, когда он придет в возраст, посвятить его на служение Церкви. Через некоторое время родители привели сына в храм и посвятили его Богу. С того времени святой Афанасий стал жить в доме епископа «как сын с отцом», был его помощником и секретарем. Таким образом, под благотворным влиянием известного защитника Православия, каким был Александрийский архипастырь, он с юных лет приобщился к служению Церкви, раздираемой в то время еретическими лжеучениями.

Проницательный ум святого Афанасия, дар рассуждения, основательное знание истин христианского вероучения, святая ревность о Господе уже тогда выделяли его в окружении епископа Александра. В 319 году епископ Александр рукоположил святого Афанасия в сан диакона. К тому времени относятся первые творения святого Афанасия – «Против язычников» и «О воплощении Бога Слова». В первом он объясняет возникновение язычества грехопадением человека и показывает нелепость и безнравственность мифологических преданий и суеверий языческого мира, а также указывает пути к познанию истинного Бога. Во втором сочинении святой Афанасий излагает учение об искуплении рода человеческого Господом Иисусом Христом и защищает это учение от нападок иудеев и язычников.

Когда в Александрии возникла арианская ересь, заключавшаяся в отрицании Божественной сущности Господа Иисуса Христа, святой Афанасий принял деятельное участие в борьбе епископа Александра против еретиков и тем самым возбудил к себе ненависть ариан. В 325 году святой Афанасий сопровождал епископа Александра в Никею на Первый Вселенский Собор, осудивший ересь Ария. На Соборе святой Афанасий произнес обличительную речь против ариан, которая была поддержана отцами Собора. С тех пор и до конца его жизни ариане подвергали святого Афанасия гонениям, клеветали на него императору и даже покушались на его жизнь.

Через пять месяцев после Никейского Собора, в 326 году, епископ Александр скончался. Александрийские клирики и паства единодушно избрали архипастырем святого Афанасия. 8 июля 326 года он был рукоположен во епископа Александрийского. Возглавляя Александрийскую Церковь, он продолжал ревностную борьбу против еретиков, последователей Ария. Знакомясь с состоянием духовной жизни в Александрийской Церкви, он посетил мареотскую область, а также отдаленные пределы своей архиепископии по реке Нилу. Однако для мирной работы ему удавалось уделять не очень много времени, так как практически вся жизнь святителя прошла в борьбе и многолетнем изгнании. Если первые десять лет он и оставался в Александрии, то начиная с 335 года одно изгнание следует за другим.

Возобновившиеся смуты ариан побудили святителя Афанасия возвратиться в Александрию. Вернувшийся из ссылки лжеучитель Арий и другие еретики не были приняты им в церковное общение. В течение нескольких лет ариане всеми способами старались сместить святителя Афанасия с Александрийской кафедры. Они измышляли одну ложь за другой, всячески пороча святого архипастыря перед императором и епископами других Церквей. Наконец, в 335 году император Константин Великий († 337 г.; память 21 мая) собрал Церковный Собор в Тире для расследования обвинений против святителя Афанасия. Еретики преобладали на Соборе, святому Афанасию не дали возможности защищаться до конца и он, хотя и доказал ложность возводимых на него обвинений, был незаконно осужден и изгнан в Галлию, в г. Трир.

Правителем Галлии в то время был старший сын Константина Великого тезоименитый ему Константин (впоследствии император Константин II; 337–340 гг.), который вместе с епископом Трирским Максимом принял святого изгнанника с большим почетом. В 338 году Константин II возвратил святителя Афанасия на Александрийскую кафедру. Однако после смерти Константина II ариане возбудили против святого Афанасия императора Констанция (337–361 гг.), правителя восточной части Византийской империи. Святитель Афанасий, спасаясь от разъяренных ариан, покушавшихся на его жизнь, скрывался в глубоком безводном колодце, куда ему приносил пищу некий боголюбивый христианин. Там он написал «Окружное послание» (341 г.) к епископам всех Церквей, в котором призвал их оказать помощь Александрийской Церкви в борьбе с еретиками.

Через некоторое время святитель Афанасий отправился в Рим, где был принят святителем Юлием, Папой Римским (337–352 гг.). Через некоторое время святитель Афанасий вернулся в Александрию, однако ариане вновь пытались убить его, и он вынужден был возвратиться в Рим, где пробыл еще три года. Своей подвижнической жизнью святитель Афанасий снискал глубокое уважение правителя западной части Византийской империи Константа (337–350 гг.), который в письме к своему брату императору Констанцию потребовал пересмотреть дело святителя. Опасаясь разрыва с братом, Констанций в 347 году созвал так называемый Сардикийский Собор. Последствием этого было возвращение святителя на Александрийскую кафедру в 348 году. Как и прежде, святитель Афанасий всеми силами утверждал свою паству в истине. Устно и письменно он учил, что Сын Божий единосущен Отцу. После смерти Константа ариане вновь склонили на свою сторону Констанция, который изгнал святителя. Он удалился в Египетскую пустыню, населенную отшельниками. Там святитель Афанасий вел подвижническую жизнь и писал богословские труды, а также утешительные и назидательные послания к бедствовавшей и гонимой еретиками александрийской пастве.


Когда императором стал Юлиан, прозванный впоследствии Отступником (361–363 гг.), он вернул на свои кафедры всех изгнанных епископов, как православных, так и еретиков. Однако вскоре, публично отрекшись от Христа, Юлиан приказал «гнать Афанасия везде, где только можно». В царствование Иовиана (363–364 гг.) святитель Афанасий мирно управлял Александрийской Церковью, но это время было недолгим. В 364 году императором стал арианин Валент (364–378 гг.), который изгнал со своих кафедр православных епископов. Однако волнения в обширной империи и особенно в Александрии, готовой поднять мятеж против нового императора, заставили Валента вернуть святителя Афанасия на его кафедру.

В последние годы жизни святитель Афанасий продолжал ревностно бороться с разными еретическими заблуждениями, искажавшими православное учение о воплощении Сына Божия. Опровержению подобных учений святитель посвятил первую и вторую книги против Аполлинария, который исповедовал Никейский Символ веры, но неверно учил о человеческом естестве Иисуса Христа. Догматические определения святителя Афанасия о Божестве Святого Духа и о человеческом естестве в Иисусе Христе, объясняющие и дополняющие сказанное в Никейском Символе веры, настолько важны для Церкви, что святитель Григорий Богослов писал о них в «Похвальном слове Афанасию»: «Это полезнее продолжительных трудов и речей, предпочтительнее многих бдений; это равняется достославным изгнаниям и неоднократному бегству самого Афанасия»; «… его жизнь и нравы – правило для епископов; его догматы – законы для Православия». В своих творениях святитель оставил Церкви духовное оружие и против тех ересей, которые возникли в следующем столетии.

Велики заслуги святителя Афанасия и в деле умиротворения Церкви. Важнейшим миротворческим деланием святителя была забота о восстановлении мира между Церквами Сирии и Малой Азии и Церковью Римской, а также об умиротворении Церкви Антиохийской. Письма святителя Василия Великого († 379 г.; память 1 января) к святителю Афанасию показывают, какие надежды восточные епископы возлагали на него как посредника между ними и Западной Церковью.

Следуя в своей жизни правилам, которые усвоил еще в юности от подвижников благочестия, святитель Афанасий заботился о том, чтобы пример иноческой жизни назидал не только удалившихся от мира, но и всех православных христиан. Именно поэтому он призывал на служение Церкви и поставлял в пресвитеры и епископы достойных иноков, возвысившихся своими добродетелями. Примеру Александрийского архипастыря следовали и Предстоятели других Церквей.

Святитель Афанасий, прозванный за свои исключительные заслуги перед Церковью Христовой Великим, мирно отошел ко Господу 2 мая 373 года, после сорокасемилетнего управления Александрийской Церковью. За пять дней до кончины он посвятил в сан епископа Александрийского одного из своих сподвижников – пресвитера Петра (управлял Александрийской Церковью с 373 по 380 год). Впоследствии мощи святителя Афанасия были перенесены в Константинополь.

Творения

Святитель Афанасий оставил огромное духовное наследие: многочисленные комментарии к Священному Писанию, аскетические наставления, слова и беседы, письма, апологетические и догматические сочинения, в которых отстаивал чистоту православного вероучения. Особое значение в полемике с арианами имели «История ариан для монахов», «Четыре слова против ариан», «Книга о Троице и о Духе Святом». Святителю Афанасию принадлежит также жизнеописание преподобного Антония Великого (память 17 января). При всей начитанности святителя Афанасия в Священном Писании, что очевидно из всех его творений, истолкование текста не было его специальностью.

Учение о воплощении Слова

Раннее произведение святителя «О воплощении Слова » представляет собою непреходящей важности труд для всей антропологии Востока, для православного учения о спасении, для правильного понимания сущности христианства. Противо-арианские произведения святителя Афанасия в каком-то смысле пережили себя; арианства, как самостоятельной ереси в наше время нет (хотя в западном протестантизме много арианских мотивов), поэтому и все творения, направленные когда-то против Ария и его последователей, имеют для нас теперь скорее исторический интерес. Что же касается «Слова о воплощении Слова», то оно не утратило и теперь, да и не утратит никогда значения для понимания, в чем же состоит сущность христианства, в чем значение пришествия Логоса во плоти, как понимать цель христианской жизни.

Очень распространенное мнение о христианстве как о религии любви, самопожертвования, чистоты, аскетического подвига и т. п. Но христианство нельзя понимать, как только высокое нравственное учение. В философских учениях вне христианства можно найти те же мотивы высокой нравственности, проповедь любви, самоотречения, чистоты и т. д. Христианство же принесло нечто совершенно новое, небывалое и никогда больше не повторимое, а это – пришествие самого Сына Божия во плоти. Бездна, отделяющая тварь от Творца, ограниченное от вечного заполняется воплощением Слова Божия. Не та или иная заповедь нравственного усовершенствования, а исповедание веры в воплощенного Бога и делает христианство религией и учением единственным.

Из учения о боговоплощении вытекает и учение о приобщении человека к этому воплощенному Богу, учение о возможности причастия к божественной жизни, учение, скажем словами святителя Афанасия, об обожении. Таким образом, произведение святителя Афанасия о воплощении обосновывает христианское церковное учение о спасении и о цели христианской жизни. Мысли святителя Афанасия потому-то и стали так дороги на Востоке и были так всецело и всеми отцами Востока восприняты, как важнейшие в антропологии. Призыв не к пуританизму и не к юридическому оправданию, как это слышится в западных исповеданиях, протестантском и католическом, а призыв к обожению и составляет в глазах учителей Востока истинную сущность христианства.

В основе «Слова» лежит библейское учение о создании человека по образу и подобию Божию. Человек по своей природе смертен, но по своему подобию божественному прообразу он может замедлять тление. Боговоплощение тесно связано с учением об образе. Для автора прежде всего видны с очевидностью две причины боговоплощения. Первая: Бог воплощается, чтобы освободить нас от тления, так как тление и смерть могли быть побеждены только смертию же; к этой мысли автор вернется снова несколько ниже. Вторая: Бог воплощается, чтобы через воплощение Слова могли лучше увидеть Отца. Характерный для Александрии мотив о разумности Слова и о возможности нашему разуму приобщиться к уразумению Разума божественного. Бог даровал людям закон, посылал Своих Ангелов, посылал и пророков, но ничто из этого не могло дать того, что даст воплощение Сына Божия, ибо ни люди, ни Ангелы не суть образ Отца. Образом Отца является только Его Сын, Его Слово.

Святитель Афанасий, начиная с главы 13-й, развивает свою мысль об иконе, образ которой потускнел на доске (гл. 14). Можно было бы, конечно, оставить эту старую доску и создать иконописный образ на новой, но Бог восхотел иное: он не пишет новой иконы, а восстановляет потускневший Свой образ на старой доске. Для этого однако нужен сам первообраз. Для этого Сын Божий и приходит на землю, чтобы обновить человека, созданного по Его образу. Своим вочеловечением Сын Божий отвращает в то же время людей от идолослужения (гл. 15), а следовательно, приводит их к познанию Слова (гл. 16). Автор в следующих главах касается попутно и другой темы, так сказать христологической, предвосхищая богословскую проблему, в его время еще не созревшую, но имеющую раскрыться в следующем, пятом веке: воплощение Слова не есть ограничение Божества. Быв в теле, Сын Божий остается повсюду; испытывая все человеческое, Он в то же время обнаруживает в чудесах, в смерти и в воскресении всю полноту Своего Божества.

Здесь святитель Афанасий останавливается на теме об искуплении. Его внимание сосредоточивается на смерти Христа в теле. Сыну Божию не подобало в конце Своего земного существования освободиться от тела, чтобы таким образом избежать смерти телесной; не подобало Ему и уклониться от злоумышлении иудейских. Почему? Потому что Его главная цель есть воскресение тела, а воскресению должна была предшествовать смерть (гл. 23). Но почему же Он избирает такой именно вид смерти, смерти крестной? Он мог бы, без сомнения, умереть где-либо в пустыне, или дома, а потом появиться, по Своем воскресении иудеям, ученикам и всему миру. Он умирает, следовательно, тою смертью, которая наиболее подходит к цели искупления, хотя и считалась смертью позорною.

Христос не проходит через врата смерти, как Иоанн Предтеча через усекновение главы, Он не избирает смерть прор. Исайи (рассечением тела), по той именно причине, чтобы сохранить целость тела, чтобы воскресло все тело. Христос, следовательно, распространяет блага воскресения на всю природу человеческую целиком, без всякого ее ущерба. Кроме того, Он не задерживается в Своей смерти, а воскресает немедленно, чтобы показать, что смерть Его не по немощи естества вселившегося Слова, а только ради уничтожения смертию самой смерти (гл. 26). После этих главных утверждений святитель Афанасий развивает мысль о бессилии смерти после победы Христа над нею, о безопасности ее для нас, о величайшем значении Его смерти.

Святителю Афанасию остается подтвердить свои мысли об искупительном значении Христовой смерти доводами от ветхозаветных пророчеств для уверения колеблющихся иудеев (главы 33–40). Наряду с этим он лишний раз обращает свою речь и против эллинов (главы 41–52), чтобы обличить суетность язычества и показать истинность христианского вероучения. Пришествие Христово, автор повторяет это вновь, было нужно для научения людей. Спаситель пришел на землю не для того, чтобы Себя показать, но чтобы уврачевать недуги и научить людей вере. Ни одно творение не отвернулось от Бога: силы природы продолжали Ему служить и после падения Адама; они исполняли то, что по закону творения им надлежало исполнять. Только люди отвратились от Бога, сотворили себе идолов, исказили истину. Нужно было пришествие Бога во плоти, чтобы восстановить истину, чтобы человека приблизить к Богу, чтобы поднять его на небесную высоту, чтобы сделать его причастником божеского естества. Заключительная мысль св. Афанасия: «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» (гл. 54).

Эта идея не была новой. Уже св. Ириней говорил несколько раз то же самое. Святитель Афанасий только формулировал ее более выпукло и привел к ней рядом убедительных доказательств. В его время эта мысль была более понятной для богословского сознания, а арианские споры подтвердили ее и осмыслили ее. Слово, если Оно не единосущно Отцу, не в состоянии обожить человека. Арианство не может сообщить нам того, что дает православное понимание Второй Ипостаси. Идея обожения, становится «религиозным идеалом Православия». За святителем Афанасием эта мысль не перестанет повторяться всеми значительными учителями Востока. Она встречается у всех богословов, она оправдывает мистико-аскетическое делание пустынножителей, она повторяется устами верующих в наших богослужебных песнопениях и молитвах, она лежит в основе нашего евхаристического причащения.


Идея обожения была одной из главных тем всего греческого святоотеческого богословия. В работе о святителе Афанасии Великом наш выдающийся богослов новомученик профессор МДА И. В. Попов подчеркивает это и замечает: «Обаятельный и величественный идеал обожения был широко распространен на Востоке и оказывал могучее влияние на умы. Это он в большинстве случаев служил скрытым практическим мотивом, сообщавшим столько силы, горячности, страсти и самоотвержения в отстаивании церковных догматов. Стремление отстоять его, инстинктивная потребность дать ему твердую опору в догматике двигали пером полемистов. Он просвечивает сквозь чуждые нам формы древней диалектики в полемических трактатах против докетизма, учений Ария, Аполлинария, Нестория. Он объясняет нам отчасти популярность богословских споров и странный, на наш взгляд, интерес к отвлеченностям, проявлявшийся в таких широких кругах. Эти отвлеченности были дороги, потому что в них видели залог осуществимости жгучих стремлений к бессмертной, сверхъестественной и сверхфизической жизни.

Общая цель христианских писателей IV столетия – возвыситься над границами человеческой природы, стать богами через теснейшее соединение с Богом. Их путь – концентрация всей внутренней жизни (воли, мысли и чувства) на единой, всеобъемлющей идее Божества. Идея обожения была центральным пунктом религиозной жизни христианского Востока, вокруг которой вращались все вопросы догматики, этики, мистики. Она облечена, быть может, в такие формы древней философии, которые недоступны нашему пониманию непосредственно, без комментариев. Но ее зерно – жажда физического обновления – составляет существенную и необходимую часть всякой религии.

Тщета всех наших усилий и холод зияющей могилы отравляют все наши радости. И это нужно сказать не в отношении только к индивидууму. Пусть человечество проживет еще десятки тысяч лет, покорит природу, подсмотрит ее тайны. В его библиотеках будет тогда запечатлено столько фактов и идей, что если бы какое-нибудь человеческое сознание могло вместить их всецело, то оно поистине стало бы божественным. Бесчисленные картины, ноты, произведения поэзии, ваяния, зодчества будут тогда находиться в его обладании, и если бы можно было собрать в одну точку весь энтузиазм творчества и теплоту чувства, породившие их, то, кажется, получился бы очаг, способный воспламенить весь мир. Но говорят, что наше солнце постепенно остывает и через сколько-то лет совсем погаснет… И перед лицом этого будущего, в той или иной форме, явно или тайно, с надеждой или скорбью отчаяния, не перестанет человек стремиться к тому, чтобы стать богом».

На основании всего сказанного о «Слове о воплощении Слова», ему принадлежит основоположное место и в богословии вообще, и в системе учения святителя Афанасия, в частности. Его учение об обожении было, есть и навсегда останется любимою и вечно живою истиною православного учения о человеке. В этом заслуга великого александрийского предстоятеля.

Борьба за единосущие Слова


Большинство творений святителя Афанасия посвящено самому острому вопросу той эпохи, тринитарному, или, точнее, утверждению веры в единосущие Сына и Отца, а по логической последовательности и единосущие Святого Духа. Указать, в каких именно его произведениях раскрывается эта тема, значит, в сущности, повторить почти весь список его трудов. Но все же особую ценность для нас, в данном случае, должны иметь «Книги против ариан», «История ариан», «О Никейском соборе», «О соборах в Аримине и Селевкии » и некоторые праздничные послания. Вопросу о Святом Духе посвящена переписка с Серапионом. Арианство, опровергая единосущие, уничтожает все дело спасения, совершенное Господом Христом. А так как главное для святителя Афанасия в его богословствовании это утверждение учения о нашем спасении, то понятно, что борьба за единосущие Слова и было делом всей его жизни.

Век третий, сделавший так много для уточнения тринитарного учения, не удержал равновесия. Веку четвертому, названному золотым веком святоотеческой письменности, и в частности святителю Афанасию, надлежало преодолеть многие соблазны, возникшие в Церкви. Разбор книг св. Афанасия против ариан и сродных с ними произведений позволяет уловить главные начала православного учения о Святой Троице в его постепенном становлении.

Написанные в годы 356–361, то есть в свое третье изгнание, проведенное им в пустыне, «Три книги против ариан» представляют собою главный материал для полемики и для богословского утверждения. В них опровергаются экзегетические и рационалистические доводы ариан. Замечательно самое начало первой книги. Автор говорит о кажущейся невинности и безопасности арианства. Но на самом деле, арианство не есть даже и христианство. Есть или христианство, или же секты и ереси, потерявшие даже и наименование христианства, как, например: маркионитство, василидианство, манихейство, мелетианство и им подобные. В ту эпоху, когда догматическими идеями жили все и споры о богословии проникали на базары и в бани (по свидетельству св. Григория Нисского), слова святителя Афанасия имели, конечно, совершенно иной вес и значение, чем в наши дни.

В наше время даже начинающий ученик богословия усваивает из учебника догматики «учение о Боге, Едином по Существу и Троичном в Ипостасях». Это – азбучная истина, с которой начинают. Совершенно иначе обстояло дело в IV веке. Самые понятия «существа», «сущности» и «Ипостаси» далеко еще не были ясны писателям, положившим все свои силы на уточнение тринитарного догмата. Термины эти были и оставались долго еще пререкаемыми. Главнейшая задача терминологии была в том, чтобы выяснить значение: а) понятия «Ипостаси» наряду с «сущностью» и б) термина «единосущный», выдвинутого и принятого Первым Вселенским собором. Вполне понятно нежелание приять слово «единосущный», так как его нет в Библии, оно осуждено на антиохийском соборе, да, в сущности, оно и слишком сложно по своему содержанию. Известны из учебника истории Церкви все дальнейшие попытки избежать его. Выдвигались две формулы, казалось бы, весьма близкие к «единосущный» Это «подобосущный» и «подобный во всем».

Если вторая могла бы еще быть со всеми возможными оговорками принята, хотя уступала по своей четкости никейскому «единосущный», то согласительное «подобосущный» таило в себе не только соблазн возможных перетолкований, двусмысленностей и пр., но оно было и невозможным по своему смыслу, так как оно противоречило духу греческого языка.

Не узостью и не нетерпимостью, не спорами о словах и ненужными отвлеченностями в то время казались рассуждения о правильности «единосущия» и недопустимости для христианского сознания «подобосущия»; в приятии того или иного термина заключалось: быть учеником Христа и спастись, или же – последователем того или иного лжеучителя, и погибнуть. Понимали, что сущность христианства не в одной только заповеди любви к ближним и в стремлении к нравственному совершенствованию, а в правой вере, в стоянии в истине, в исповедании догмата и следовании ему в своей жизни. Догмат не был «отвлеченной теорией», как это кажется многим далеким от церковности людям, а живой и жизненною реальностью. Понятными, поэтому, должны быть вступительные слова сввятителя Афанасия, что искаженная Арием вера, отрицание им единосущия Отца и Сына (и Святого Духа) не может привести ко спасению и не достойна даже называться христианством.

Одним из важнейших источников богословской системы и религиозного идеала святителя Афанасия стали явления Духа в древней Церкви и связанные с ними представления, возродившиеся в монашестве, идеал которого святитель Афанасий рисует в «Жизни преподобного Антония».


Святитель Афанасий был почитателем и проповедником монашества. Идеалом его было обожение человеческой природы вследствие соединения ее с Божеством, достигаемого удалением от всего чувственного. В лице преподобного Антония святителб Афанасий видел осуществление идеала человека, достигшего уже здесь, на земле, возможной для твари меры обожения.

Трудная внутренняя борьба с самим собой требует руководства со стороны опыта прошедших этот путь ранее. В подвижнической литературе найдется немало сочинений, посвященных аскетике, то есть содержащих в себе практические правила и наставления, касающиеся борьбы с теми или иными определенными пороками, страстями, дурными помыслами. В «Жизни Антония», написанной святителем. Афанасием, подчеркивается другое – благодатные дары святого. Харизматики из монахов хвалились именно силой изгонять бесов и превозносились не чем иным, как даром исцелений. Святитель Афанасий оспаривает устами знаменитого отшельника крайности этого воззрения. Харизмы, будучи прямым результатом удаления от чувственности, не должны, однако, быть сознательно поставляемой целью, для достижения которой монах предается подвигам. Очищать свою душу от страстей и нечистых помыслов должно для того, чтобы угодить Господу, а не для того, чтобы стяжать дар чудотворений, исцелений или прозрения в будущее.


В «Жизни Антония» не раскрывается внутренний мир подвижника,– вместо этого святитель Афанасий сосредоточивает все свое внимание на тех чертах преподобного, которые роднят его с харизматиком первых веков христианства. Преп. Антоний в его изображении является исключительно носителем Духа Святого, а содержанием «Жизни Антония» служит главным образом описание чудес, совершенных пустынником, его власти над демонами и над природой, его сверхъестественной мудрости, его видений, его прозорливости и проявлений пророческого дара. Святитель Афанасий изображает нам в лице преподобного Антония носителя Духа Святого, человека, в котором обитает Бог. После того как Антоний пробыл в пустынном уединении двадцать лет и этим достиг решительной власти над самим собой, по настоянию других он выходит из своего уединения, «как таинник и богоносец из некоего святилища».

Святитель Афанасий был замечательным человеком необычайно цельного характера,– мужественным и неутомимым, настоящим христианским героем. Всю свою жизнь он положил на борьбу с арианской ересью. Для него единосущие было тем словом, от которого зависела судьба Православия и наше спасение. Святителю Афанасию не суждено было дожить до торжества Православия над арианством на Константинопольском соборе 381 года, но его последние письма были полны надежды. Он знал, что уже появились каппадокийские богословы, которым предстояло отстоять никейскую веру. Они объяснили и выразили ее так, что она стала приемлемой для огромного большинства восточных епископов и одержали окончательную победу над арианством.

Почитание святителей Афанасия Великого и Кирилла Александрийских в Византии и в Древней Руси


18 января Церковью было установлено совместное празднование обоим выдающимся святителям Александрийской Церкви –Афанасию и Кириллу за их многолетние великие труды и подвиги, понесенные в защиту догматов Вселенской Церкви против еретиков.
Каждому из этих отцов Церкви установлено и отдельное празднование: святителю Афанасию – 2 мая, святителю Кириллу – 9 июня.

В Византии празднества в честь святителя Афанасия Великого, патриарха Александрийского совершались два раза в году: 2 мая и 18 января. 2 мая отмечалась память преставления святителя Афанасия (известная во всем христианском мире); 18 января – совместное празднование Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. По поводу последней даты существуют различные мнения: например, считалось, что 18 января произошло поставление Афанасия Великого в патриархи.

Древнейшие константинопольские месяцесловы отмечают 18 января, как дату возвращения из ссылки святителя Афанасия. Но вероятнее всего церковное торжество 18 января в честь Александрийских Святителей было особо учреждено в Константинопольском Патриархате. Неслучайно в ряде древних календарей вместе с именами Афанасия и Кирилла названо имя еще одного александрийского патриарха – Александра, предшественника и наставника Афанасия Великого. Эта традиция нашла отражение в древнейших русских месяцесловах.

Сирийским календарям известны совместные празднования Афанасия Великого: вместе с Григорием Чудотворцем, Кириллом Александрийским и «другими православными епископами» (30 июня) и вместе с «тремя Григориями» (Богословом, Неокесарийским и Нисским), Иоанном Златоустом и Кириллом Александрийским (24 ноября); а древним календарям Иерусалимской церкви – вместе с Василием Великим, «двумя Григориями», Иоанном Златоустом, Кириллом Александрийским и Епифанием Кипрским (23 августа).

Еще один праздник константинопольского происхождения – память перенесения мощей Афанасия Великого в Константинополь, появляется в календарях под 2 мая, начиная с XI в. Афанасий Великий был похоронен в Александрии в церкви, которая называлась Вуколией, где находились гробницы апостола Марка и его преемников на Александрийской кафедре.


Перенесение мощей из Александрии в Константинополь предположительно относят ко времени патриарха Германа (715–730 гг.), год и месяц этого события точно не известны. Мощи были положены в храме Святой Софии. Видимо, перенесение мощей было приурочено ко дню преставления святителя – 2 мая. В XII веке мощи святителя Афанасия находились в церкви Богородицы Триаконтафиллос (Перивлепты), построенной в 1034 году императором Романом III Аргиром. При захвате столицы Византийской империи в 1204 году крестоносцами рука Афанасия Великого была увезена кардиналом Петром Капуанским в монастырь Монте-Кассино. После взятия Константинополя турками мощи святителя были перевезены итальянцами в Венецию и хранились в церкви Санта Кроче алла Джудекка. В 1806 году они были перенесены в другую венецианскую церковь – во имя Святого Захарии. В 1973 году перст Афанасия Великого был подарен римским папой Павлом VI коптскому патриарху Шенуде III и положен в соборе апостола Марка (Каир), другая частица мощей была передана в 1998 году в собор в Даманхуре.

Особое почитание Александрийских святителей характерно для Великого Новгорода. В 1-й Новгородской летописи поворот монгольского войска у Игнача креста и спасение Новгорода от нашествия (март 1238 г.) объяснены так: «Новъ же град заступи Богъ и святаа и великая сборная и апостольская церковь святыя Софея и святыи преподобнии святители Кирилл и Афанасеи…». При этом упоминание александрийских патриархов никак не связано с днем их чествования, а свидетельствует о восприятии их как заступников, чья молитва сохранит православный град от разорения иноверцами. Мы знаем, что во время военной опасности за помощью обращались не только к воинам-мученикам, но и к святителям, борцам с еретиками и язычниками.

Другая характерная черта почитания Афанасия Александрийского в Северо-Западной Руси – ему молились о прекращении эпидемий. В летописях неоднократно рассказывается о том, что по заступничеству этого святого после торжественных молебнов и сооружения за один день «обетных» церквей прекратился мор в Новгороде (1390 г.), в Пскове (1407 г.) и в Торжке (1417 г.). Храмы во имя святителя Афанасия существовали также в Твери и в Москве.

Афанасий Великий пользовался почитанием в княжеской среде. Он был небесным покровителем ряда князей, происходивших из тверской и московской ветвей потомков Ярослава Всеволодовича. В честь этого святого был наречен Ярослав-Афанасий Ярославич Тверской († 1272 г.), Великий князь Владимирский с 1263 года. Сохранились печати Ярослава Тверского с изображением святителя Афанасия в рост. Имя Афанасия получил младший брат Ивана Калиты, княживший в Новгороде († 1322 г.). Назван был в крещении Афанасием Ярослав Владимирович Серпуховской († 1426 г.), правнук Калиты, родившийся в день празднования святителя (18 января 1388 г.)

Уникальным является известие о существовании мощей Афанасия Великого на Руси в XIV веке. Частицы их были помещены в иконе-мощевике, принадлежащей князю Константину Дмитриевичу, сыну Дмитрия Донского. Это, видимо, связано с почитанием александрийского святителя в московском княжеском доме и Дмитрием Донским в особенности. Мы знаем, что его свадьба с Евдокией, дочерью Дмитрия Константиновича Суздальского, была приурочена к дню памяти Афанасия и Кирилла (18 января 1366 г.).

Афанасий Александрийский почитается Церковью как выдающийся церковный писатель, великий святитель, борец за чистоту Православного вероучения.

Нам с достоверностью неизвестно ни о родителях Афанасия, ни о дате его рождения, ни о детских годах.

Если следовать некоторым данным, он ещё в малолетство крестил своих сверстников, как бы играя. Однако местный епископ, узнав о случившемся и рассудив, счёл эти Крещения имеющими силу. Насколько данное предание соответствует действительности, сказать сложно. Во всяком случае оснований однозначно принимать его за истину нет.

Известно, что детство святителя затронуло эпоху кровавых гонений на христиан. Может быть он или его родители (если они были христианами) ощутили последствия Диоклетианова гонения на себе.

Обширный кругозор общих знаний и знаний относительно предметов христианской веры и нравственности дают основания считать, что в юности Афанасий получил превосходное светское образование, и был наставлен в истинах Священного Писания и Предания.

Он достаточно рано приобщился к клиру Александрийской Церкви. В течении шести лет исполнял обязанности чтеца, а затем был возведен в диаконское достоинство. Этот период его жизни совпал с распространением одной из самых опасных и разрушительных ересей — арианством.

Афанасий был близок духовно Александрийскому епископу Александру, и когда тот отправился на Первый Вселенский Собор, он взял Афанасия с собой.

Епископская деятельность

По смерти епископа Александра, наступившей, по разным оценкам, в 326 или 328 году, осиротевшую Александрийскую кафедру занял Афанасий. К тому времени он был известен как человек твердой веры.

Его идейные противники, ариане, впоследствии утверждали, будто он был избран с нарушением канонических правил, меньшинством голосов, но это было не так. Ложь и клевета в отношении Афанасия служили одними из самых распространенных приемов, используемых против него еретиками. В дальнейшем они выдвигали обвинения, одно нелепее другого.

Помимо трудностей, связанных с борьбой с арианством, святителю приходилось сталкиваться и со следствиями мелитианского раскола.

Спустя некоторое время после I Вселенского Собора арианстующие иерархи, прибегнув к лицемерному смирению и формально выраженному согласию с учением Вселенской Церкви, нашли подход к императору Константину и добились у него разрешения возвратиться из ссылок.

Никомидийский, воспользовавшись ситуацией, призвал Афанасия Александрийского принять в общение родоначальника ереси — нечестивого богохульника и еретика, Ария. Святитель, как и следовало ожидать, ответил отказом, хорошо понимая, что слова ариан о согласии с Церковью — только слова.

Тогда евсевиане вступили против него в открытую борьбу. Для этой борьбы они объединились с мелитианами. Сознавая, что бороться с ортодоксальным святителем на почве богословия бессмысленно, так как это вскрыло бы подлинное отношение ариан к Никейскому Символу Веры, они сосредоточили усилия на дискредитации его личности.

Для этого они прибегли к надуманным и весьма экзотическим обвинениям: в незаконном обременении Афанасием египтян льняным налогом; поставках золота заговорщику и мятежнику Феломену; безнравственном, аморальном поведении; бесчинстве (будто бы по приказанию Афанасия был избит пресвитер Исхира, опрокинут престол в храме, разбита Чаша, сожжены книги).

В результате нападок Афанасий был вынужден лично встретиться с императором, что он и сделал. Вопреки желанию еретиков, ему удалось оправдаться и вскрыть всю нелепость этих огульных обвинений.

Однако враги Афанасия не торопились отказываться от ненависти и борьбы. На сей раз они прибегли к более изощренному обвинению: распространили слух, довольно странный, будто Афанасий злодейски убил епископа Арсения. В качестве доказательства они демонстрировали руку «убитого» архиерея. И это не взирая на то, что в действительности епископ Арсений был жив и скрывался в одном отдаленном монастыре.

Осуждение и преследования

Несмотря на очевидность лживости обвинений, тень на Александрийского святителя была брошена. Вскоре враги добились у императора вызова Афанасия на Собор в Тире, от которого, учитывая настрой большинства предполагавшихся участников, нельзя было ожидать ничего хорошего. Так и произошло. Афанасий Александрийский был низложен с кафедры и осужден на изгнание.

Между тем, в ноябре 335 года он был торжественно встречен в Тире. Из изгнания он писал к своей пастве, а верующие, в свою очередь, не оставляли попыток добиться возвращения любимого святителя.

В 336 году при загадочных обстоятельствах умер Арий, что расценивалось верующими как суд Божьей Правды, а в 337 году последовала смерть императора Константина.

Возвращение из ссылки

После этих событий Афанасий был возвращен из ссылки на Александрийскую кафедру, старанием Константина младшего. На пути он имел встречу с императором Констанцием. Жители Александрии встретили его с радостными криками.

Но ариане и мелетиане вновь воспламенились желанием низложить святителя. На сей раз против него выдвинули обвинение, что он взошёл на Александрийскую кафедру без специального решения Собора, единственно по разрешению императора.

Святой Афанасий собрал Собор, состоявший почти из 100 епископов. Это Собор отверг обвинения, однако арине не успокоились и продолжали интриговать.

Евсевиане, составившие Собор в Антиохии около 340 года, избрали на Александрийскую кафедру другого епископа, Григория Каппадокийца, который, затем, был возведен на архиерейский престол при помощи гражданской власти и военной силы.

Афанасий был вынужден скрыться. Первое время он прятался в окрестностях Александрии, а затем отправился в Рим, где на тамошнем Соборе 341 года был признан невиновным и оправдан. Здесь он провел около трех лет, не теряя связи со своей паствой.

В 343 году он отправился в Галлию, а оттуда — на Собор в Сердику. Собор подтвердил его невиновность. Однако вернуться он не мог, так как евсевиане, настроившие против него императора Констанция, добились запрета на его возвращение.

И лишь в 345 году, после смерти Григория Каппадокийца, Констанций, побуждаемый сторонниками Афанасия, согласился с его возвращением на Александрийскую кафедру. В октябре 346 года страдалец прибыл в Александрию.

Через несколько лет, а особенно после 353 года, в связи с изменением политической ситуации в стране, гонения повторились.
В 357 году Александрийская кафедра была передана арианствующему еретику Георгию Каппадокийцу.

Афанасий же вынужден был перейти на полулегальное положение. Императорские власти разыскивали его всюду, но ему удавалось менять места пребывания, путая след.

Ситуация исправилась после 361 года, со смертью императора Констанция и убийством Георгия Каппадокийца.

На следующий год святой Афанасий вновь вернулся на кафедру. Он приложил массу усилий, чтобы очистить церковь от последствий насилия ариан.

Между тем новый правитель, Юлиан, не желал видеть в Александрии столь сильного пастыря, и в 362 году Афанасий опять оставил этот город, опять стал скитальцем.

После смерти Юлиана на престол взошёл Иовиан. Афанасий был восстановлен в правах. Но вскоре Иовиан умер и на престол взошёл Валент, симпатизировавший арианам. Начались преследования Православных епископов.

Афанасий снова покинул Александрию и скрылся. Однако поднимаемые народом волнения привели к тому, что Валент разрешил ему вернуться и приказал оставить его в покое.

В 366 году Афанасий был торжественно встречен александрийцами.

Оставшиеся годы своей жизни он посвятил управлению паствой и утверждению Православия. Сердце святого остановилось 2-го мая (возможно, в ночь со 2-го на 3-е мая) 373 года.

Тропарь святителю Афанасию Великому, глас 3

Столп был еси православия, / Божественными подтверждая Церковь , / священноначальниче Афанасие: / Отцу бо Сына Единосущна проповедав, / посрамил еси Ария. / Отче преподобне, / Христа Бога моли // даровати нам велию милость.

Кондак святителю Афанасию Великому, глас 2

Православия насадив учения, / злославия терния изсекл еси, / умножив семя веры одождением Духа, преподобне, // темже тя поем, Афанасие.

Тропарь святителям Афанасию и Кириллу Александрийским, глас 4

Боже отец наших, / творяй присно с нами по Твоей кротости, / не отстави милость Твою от нас, / но молитвами их // в мире управи живот наш.

Ин тропарь святителям Афанасию и Кириллу, архиепископам Александрийским, глас 3

Делы возсиявше православия, / все погасившие злославие, / победителие, победоносцы бысте, / благочестием вся обогативше, / Церковь вельми украсивше, / достойно обретосте Христа Бога, // дарующаго нам велию милость.

Кондак святителям Афанасию и Кириллу Александрийским, глас 4

Священноначальницы величайшии благочестия / и доблии поборницы Церкве Христовы, / вся соблюдите, поющия: / спаси, Щедре, // верою чтущия Тя.

Кондак святителю Афанасию Александрийскому, глас 2

Православия насадив учения, / злославия терпение изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне, // темже тя поем, Афанасие.

Три (четыре) слова против apиaн

Orationes contra Arianos

В первом опровергаются рациональные и экзегетические доводы ариан; св. Афанасий приводит и разбирает здесь ряд выдержек из «Талии» Ария.

Второе слово посвящено главным образом истолкованию Притч. 8:22 - текста, служившего одним из главных доводов арианствующих в доказательство тварности Сына - Премудрости («Созда мя в начало путей своих...»).

В третьем слове объясняется смысл Божественного единосущия и значение уничижительных речений Священного Писания о Христе.

[Протоиерей Георгий В. Флоровский ]

Относительно четвертого слова :

отрицают не только его связь с первыми тремя, но и принадлежность св. Афанасию.

В доказательство того, что так называемое четвертое слово первоначально не было соединено с остальными указывают на то, что четвертого слова в некоторых рукописях, содержащих первые три, нет, а в некоторых к третьему слову примыкают другие произведения. Кроме того и по своему содержанию четвертое слово не требуется тремя первыми, а скорее, исключается ими: в нем автор... излагает отчасти уже то, о чем речь была в первых словах.

Но, с другой стороны, происхождение слова от св. Афанасия поддерживается многими параллелями в мыслях между III и IV словами.

[Сагарда Н.И. ]

Четыре послания к Серапиону, еп. Тмуитскому

Epistulae IV ad Serapionem episcopum Thmuitanum

Аутентичность оспаривается.

Представляет собой Символ веры с толкованиями, где изложена вера во Святую Троицу и в Боговоплощение... Это изложение веры скорее не Символ веры, изложенный, как Никейский, а объяснение какого-то Символа,.. он не тождествен ни с одним из древних вероизложений... Могло ли быть, чтобы Афанасий, неутомимый борец за Никейский Символ, составил какой-то собственный Символ или пользовался чьим-то Символом, который отличается от Никейского?
[Прот. Николай Гундяев ]

Слово пространнейшее о вере

Некоторые главы почти дословно заимствованы из «Слова о воплощении» и «Изложения веры», что возбуждает сомнения относительно принадлежности его св. Афанасию. Возможно, что св. Афанасий и написал «Большое слово о вере», но оно в подлинном своем виде не сохранилось и мы располагаем переработкой его, которая также дошла до нас в отрывках и, может быть, с искажениями, но, во всяком случае, с дополнениями из других источников, и, в частности, из произведений самого св. Афанасия. Реконструкция первоначального произведения представляется невозможной.
[Парафраз: Сагарда Н.И. ]

На слова: «Вся Мне предана суть Отцем Моим…»

(Матф. 11,27)

Цель - показать ложность толкований Евсевия и других приверженцев арианства на эти слова... святой Афанасий неоднократно обращается к Евсевию Никомидийскому...
[Сергий, митрополит Воронежский и Борисоглебский ]

Послание Эпиктету, Епископу коринфскому,
против еретиков.

Epistula ad Epictetum episcopum Corinthi

Епископ Коринфский Епиктет обратился к Афанасию за советом по поводу поднявшихся в его Церкви христологических споров.

  • Одни утверждали, что Логос преложился... в тело человеческое, и, приобретя человеческое тело, Слово изменилось в Своем божественном естестве.
  • Другие считали, что Слово восприняло тело не от Девы Марии, но как бы из собственной божественной сущности образовало себе удобостраждущее тело. Они заключали, что Тело Христово единосущно божеству Слова, более того, "Тело Христа не позднее божества Слова, всегда было совечно Ему".
  • Существовала и другая партия – ... они говорили, что Слово только снизошло на святого человека как на одного из пророков...

Афанасий одинаково отвергает эти 3 понимания, как противные кафолической вере.

[Прот. Николай Гундяев ]

Послание Епископу и исповеднику Аделфию,
против ариан.

Epistula ad Adelphium episcopum et confessorem

Этот епископ, ... сообщил Афанасию, что некоторые из еретиков упрекают, что православные, поклоняясь Христу, которого они признают истинным и совершенным человеком, поклоняются твари... Афанасий осуждает их и говорит, что поклоняться Христу Богу и Человеку не значит поклоняться твари, но значит поклоняться Слову, соделавшемуся человеком.
Вследствие соединения божественного и человеческого естеств в единую ипостась Бога Слова невозможно уже отделять человеческую природу от природы божественной, невозможно поклоняться одному Слову, отвергая человеческую природу Христа.
[Прот. Николай Гундяев ]

Послание Максиму Философу.

Epistula ad Maximum philosophum

Максим писал Афанасию относительно еретических движений в Египте:

  • одни отрицали, что Христос есть Бог,
  • другие говорили, что Слово сошло на человека, но не сделалось человеком,
  • третьи видели во Христе человека, рожденного естественным образом.

Афанасий опровергает все эти 3 рационалистических направления.

[Прот. Николай Гундяев ]

Две книги против Аполлинария:

Книга первая

«О воплощении Господа нашего Иисуса Христа»

книга вторая

«О спасительном пришествии Христовом»

дают настойчивое и подробное опровержение заблуждений аполлинаристов, без упоминания имени Аполлинария, особенно ясно защищается целостность человеческой природы во Христе.

излагают и защищают существенные пункты христологии:

  • учение о двойстве естеств в Иисусе Христе, об ипостасном их соединении,
  • о необходимости для дела искупления полной человеческой души во Христе,
  • о принятии Им от Девы Марии истинного человеческого тела,
  • о законности Божеского поклонения, воздаваемого христианами Сыну Человеческому
  • и т. п.

Принадлежность этих книг св. Афанасию сомнительна.
Главные возражения против подлинности:

а) свидетельства о принадлежности книг против Аполлинария начинаются только с VI в.;
б) различия в языке подлинных произведений св. Афанасия и двух книг против Аполлинария.

Но идейное содержание, основная тенденция, существенные мысли - насквозь Афанасиевы
Признают весьма вероятным, что книги происходят от александрийца, который обязан основными воззрениями и некоторыми частностями св. Афанасию, - таким образом легче объясняется и сходство, и уклонения.

[Парафраз: Сагарда Н.И. ]

 

Возможно, будет полезно почитать: