Варфоломеевская ночь. Почему Екатерину Медичи называли «черной королевой», или Тайны Варфоломеевской ночи

May 22nd, 2011


Варфоломеевская ночь — массовое уничтожение гугенотов (протестанты кальвинисты)католиками во Франции в период Религиозных войн. Началось в Париже в ночь на 24 августа 1572 г. (праздник святого Варфоломея).

Екатерина Медичи (мать Карла IX) Карл IX
Было организовано матерью французского короля Карла IX Екатериной Медичи (оба католики) и Католической лигой, которую возглавляли представители аристократического рода Гизов. Опасаясь усиления гугенотов (так во Франции называли протестантов-кальвинистов) и влияния их главы адмирала Колиньи на короля, они решили уничтожить своих политических противников, воспользовавшись назначенной на этот день в Париже свадьбой одного из вождей гугенотов Генриха Наваррского (позднее — король Генрих IV) с сестрой короля Маргаритой.


Генрих Наваррский (позднее — король Генрих IV) с сестрой короля Маргаритой.

Дома гугенотов в городе были отмечены белыми крестами. Резня началась глубокой ночью. Во время Варфоломеевской ночи погибли Колиньи и др. влиятельные гугеноты, а также несколько тысяч простых горожан.

Сцена в спальне Маргариты в Варфоломеевскую ночь
Различия между протестантскими движениями были незначительными. Отвергая католицизм, протестанты упразднили многие таинства, согласившись оставить только крещение и евхаристию (причащение). Ими было отвергнуто учение о благодати, почитание святых, мощей и образов. Были отменены молитвы за усопших, а молитвенные дома освобождены от алтарей, образов, статуй, лишились колоколов и пышного убранства. Богослужение было упрощено и сводилось к проповеди, молитве, пению псалмов и гимнов на родном языке паствы. Библия была провозглашена единственным источником вероучения и переведена на национальные языки.

Убийство Колиньи в Варфоломеевскую ночь.
В протестантизме не было монахов и не существовало обета безбрачия. А главное, с чем никак не могли согласиться в Ватикане, отвергалась власть Римского папы и был введен принцип всеобщего священства, когда обязанности священника мог выполнять любой член общины.

Естественно, что новое религиозное движение встречало яростное сопротивление, выливавшееся в кровавые противостояния и войны. Ареной жестокого противостояния католиков и протестантов стала Франция, где новое учение распространялось в виде кальвинизма. Французские католики стали презрительно называть последователей учения Кальвина гугенотами, но вскоре это название прижилось и среди самих протестантов.

Милле.На картине изображена романтичная пара,девушка пытается привязать юноше защитную повязку католиков,
что-бы они его не убили,потомучто он гугенот.Но он отказывается и одной рукой обнимает девушку,другой рукой решительно снимает с себя повязку.
.

.
В преддверии свадьбы Генриха и Маргариты в Париж приехало большое количество высокопоставленных гугенотов и масса дворян. Население столицы, среди которого преобладали католики, встретило появление гугенотов крайне неприязненно. Эти отношения к гугенотам умело подогревало католическое духовенство. В столице распространялись слухи о гугенотском заговоре с целью свержения короля и введения новой религии.

Пышная свадьба, состоявшаяся 18 августа 1572 года, только усилила неприязнь горожан к гугенотам, которых они видели в королевской свите. События нарастали стремительно. На адмирала Колиньи 22 августа было совершено покушение, организатором которого оказался герцог Генрих де Гиз, пользовавшийся у парижан популярностью как защитник веры. Раненого адмирала с соболезнованиями посетили король и Екатерина Медичи. Но гугенотская знать требовала от короля наказания Гиза. Среди гугенотов распространялись слухи о неизбежности новой войны. Кальвинисты начали покидать Париж.

Сложившейся обстановкой умело воспользовалась Екатерина Медичи, убедившая короля в необходимости физического устранения вождей гугенотов, ради предотвращения новой гражданской войны. Парижскому муниципалитету 23 августа отдали приказ закрыть ворота и подготовить к действию городскую милицию.


В ночь на 24 августа заговорщики, перебив охрану, ворвались к Колиньи и пронзили его шпагами. В городских церквях ударили в набат, призывая народ к расправе над гугенотами. Началась откровенная резня, гугенотов убивали даже в королевском дворце. Только из городского предместья Сен-Жермен-де-Пре части гугенотов удалось вырваться с боем и спастись бегством. Скоординированное уничтожение гугенотов началось и в других французских городах. В столице король милостиво сохранил жизнь Генриху Наваррскому и его кузену Генриху Конде, но потребовал от них перехода в католичество.

Резня в Париже продолжалась несколько дней. Дома протестантов были заранее помечены мелом. В них врывались озверевшие от крови католики и убивали всех без разбора. Уничтожались не только французские гугеноты, вырезали всех, кто имел отличную от католицизма веру. Католическими священниками была организована «информационная поддержка» убийств. Сомневающихся в оправданности такой жестокости убеждали или грозили отлучить от церкви, прямо на залитых кровью улицах убийцам отпускали грехи, в церквях шли службы в благодарность за избавление города от гугенотов.

Ильяс Файзулин Видение Варфоломеевской ночи.1998г.
Этот момент представлен в форме мистики, что по мысли художника придает большую напряженность происходящему событию. Композицию держит фигура автора, лежащего в бредовом забытьи на подушках и видящего этот кошмар. Колорит картины тревожен. В слабом свете факелов написаны рыскающие убийцы - католики в поисках своих жертв - гугенотов. Это - сюжетная сторона. Художественный замысел раскрывается колоритом картины и пластическим решением. В верхнем правом углу - зловещая мистическая фигура католического священника, благословляющего эту бойню. Внизу на балконе - вдохновители резни - Екатерина Медичи и ее сын Карл IX


Миллес. Варфоломеевская ночь

26 августа Карл IX официально признался, что уничтожение кальвинистов проводилось по его приказу, так как он стремился сорвать новый гугенотский заговор и покарать мятежников.

Считается, что в эти дни в Париже погибло от 2,5 до 3 тысяч гугенотов, а по всей стране порядка 10 тысяч. События во Франции были с одобрением встречены в католическом мире. Папа Римский Григорий ХIII не только поддержал резню, но даже на радостях устроил в Ватикане фейерверк и распорядился изготовить памятную медаль. Справедливости ради заметим, что через 425 лет после Варфоломеевской ночи Римский папа Иоанн Павел II резню гугенотов осудил.
источник;

Ночь святого Варфоломея во Франции (24 августа 1572) стала одним из самых кровавых эпизодов мировой истории. Этот день стал поворотной точкой в религиозных войнах, раздирающих Францию с 1560-х до 1590-х годов. Влияние Варфоломеевской ночи на Францию было очень глубоко, она изменила ход истории и инициировала новую главу в «Религиозных войнах». Знаменитой ночи предшествовала серия событий, которые укрепили гугенотов и ослабили французскую монархию. Побоище, призванное окончить войну вместо этого продлило ее.

Предыстория

Перед массовыми убийствами середины XVI века во французском обществе шло активное разделение на католиков и протестантов. Чтобы понять, что предшествовало Варфоломеевской ночи, необходимо осознать всю степень нетерпимости и религиозного фанатизма царивших во Франции в то время. После ранней смерти короля Генриха II страна была сильно ослаблена. Начался период кризиса, наследники короля показали свою глубокую некомпетентность и неспособность управлять страной. Франциск II, Карл IX и Анри III находились во власти амбиций своей матери Екатерины Медичи, либо во власти различных дворянских групп. В то же время, в стране все возрастало число убежденных протестантов. Несмотря на жестокие преследования со стороны Церкви и государства, протестанты процветали.

Выбрали своим лидером Жана Кальвина, и он внушил им идею «избранности». Они верили, смогут спастись во время страшного суда, в отличие от своих собратьев католиков. Вскоре гугеноты основали свои церкви на всей территории Франции, но особенную власть имели на юге. Некоторое время спустя гугеноты и католики жили в отдельных, независимых друг от друга сообществах и были непримиримо враждебны по отношению друг к другу.

И протестантское и католическое сообщества возглавлялись дворянами. Католиками руководила семья Гизе, считавшая гугенотов еретиками, которые должны быть уничтожены. Насилие стало во Франции привычным явлением, даже скорее некой особенностью жизни страны. Семья Гизе спровоцировала первую Религиозную войну в 1562 году. Они уничтожали протестантов вплоть до 1564 года. Потом было еще три аналогичные войны: В 1566, 1567 и 1568 годах. Все эти войны были кровопролитными и отмечены актами массового насилия, истребления людей и анархии. Кроме того, войны не привели к решению конфликта, а только способствовали еще более ожесточенному сопротивлению гугенотов.

Во Франции воцарилось беззаконие, бандиты свободно ходили по улицам, король был бессилен прекратить беспорядки и убийства. К 1572 году гугеноты смогли укрепить свою силу. Несмотря на то, что официально война была окончена, на самом же деле французское общество просто пришло к такому режиму существования, когда беспорядки и насилие стали признанной нормой. Государственная власть была слишком слаба, чтобы остановить этот процесс.

Убийство Колиньи

После третьей войны король Карл IX и его советники договорились о заключении брака между лидером гугенотов Анри Наваррским и Маргарет Валуа, чтобы принести мир во Францию. Маргарет была сестрой короля. В 1572 году пара поженилась в соборе Нотр-Дам. Свадьбу отмечали неделю, и многие знатные лидеры протестантов посетили это торжество. хотела оказать гугенотам поддержку, поскольку она с подозрением относилась к намерениям герцога Гизе. Представители государственной власти также надеялись, что брачный союз Валуа и Анри поможет остановить религиозную вражду и положить конец десятилетней гражданской войне.

Тем не менее, нетерпимость в обществе продолжала держаться на крайне высоком уровне. Католическое духовенство предупредило королевский двор, что заключенный брак обрушит на Францию гнев Божий. Многие католики опасались, что гугеноты теперь смогут проникнуть в судебную власть и благодаря этому Франция будет втянута в войну Нидерландов с Испанией.

Екатерина Медичи была обеспокоена ростом влияния Колиньи на короля Франции. Она приняла решение избавиться от адмирала. 22 августа, когда Колиньи возвращался домой в него выстрелил наемный убийца. Колиньи не погиб, он получил серьезное ранение в руку. Однако, гугеноты молниеносно отреагировали на покушение. Начались беспорядки и королевская семья, вместе с семьей Гизе в страхе перед гугенотами приняли решение совершить упреждающую атаку. Королевским приказом была мобилизована милиция для задержания и убийства протестантского руководства. Ранним утром 23 числа Королевская гвардия убила Колиньи. Другие протестантские лидеры, вместе с Анри Наваррским, были задержаны.

Варфоломеевская ночь и ее последствия

Действия Королевской гвардии вдохновили католиков. Они сформировали отряды, которые патрулировали улицы и нападали убивая на каждого встреченного на пути протестанта. Не было никакого плана, католики просто вершили беззаконие и массовую резню. Беспорядки и насилие вышли из-под контроля. Гугенотов казнили прямо на улицах, обезображенные тела выставлялись напоказ развешенные на заборах и столбах. Король приказал остановить насилие, однако кровопролитие продолжалось еще несколько недель. Многие гугеноты бежали, точное количество погибших в результате массовых убийств во Франции за время с августа по конец осени 1572 года никогда не будет известно. Современные исследования предоставляют ориентировочные цифры: 10000 гугенотов, из которых 5000 были убиты непосредственно в Париже.

Известие о массовых убийствах шокировало протестантскую Европу. С другой стороны, в католической Европе новости из Парижа приняли с воодушевлением. Папа распорядился, чтобы в Риме радостные события Варфоломеевской ночи отмечались праздничным звоном колоколов. Королевская семья Франции была шокирована произошедшими событиями. Несмотря на то, что именно благодаря их покушению на Колиньи гугеноты устроили беспорядки, массовые убийства не входили в монарший замысел. Гизе предложил Медичи план, по которому короне было необходимо только обезглавить движение гугенотов.

Однако, после задержания лидеров движения все пошло вопреки сценарию. Католики решили, что теперь у них развязаны руки, и устроили в Париже кровавую баню. Медичи не ожидала этого. Поскольку к такому повороту событий власти были не готовы, то и ликвидировать последствия конфликта не было возможности. Никто не представлял, как это можно сделать, не усугубив ситуацию еще больше.

Французская монархия сильно ослабела после событий Варфоломеевской ночи. Истребив гугенотов они попали в полную зависимость от жесткой католической церкви. Все руководство французских протестантов было либо убито, либо арестовано. Самым тяжелым ударом для гугенотов стала гибель Колиньи. Принцу Анри Наваррскому был предоставлен выбор: смерть или католичество. Анри принял католическую веру и это спасло ему жизнь. Однако, позже он снова стал протестантом, но среди своих собратьев по вере он всегда слыл раскольником и ему не доверяли. В тот период многие гугеноты были вынуждены бежать из Франции, многие отказались от своей веры. Оставшиеся же во Франции протестанты подвергались гонениям. Они были вынуждены покинуть крупные города и вернуться в свои крепости на юге и западе.

Варфоломеевская ночь не положила конец войне. Гражданская война на религиозной почве тянулась во Франции еще до 1598 года. К тому моменту количество убитых с обеих сторон, по некоторым данным, составило около 3 миллионов человек.

ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ

24 августа 1572 года в Париже и во всей Франции произошли события, получившие затем имя «Варфоломеевской ночи». В ночь накануне дня святого Варфоломея католики устроили по приказу Карла IX и его матери Екатерины Медичи расправу над протестантами-гугенотами.


Франсуа Дюбуа "Варфоломеевская ночь". XVI век.
Картина того времени. В XVI веке на картине, изображающей историческое событие, спокойно могли сочетаться разные временные пласты. И здесь так: на первом плане - то, что происходило в ночь резни, а дальше - то, что было после. Обратите внимание на фигуру Екатерины Медичи в чёрном платье слева вдали. Когда всё стихло, она специально вышла из Лувра посмотреть на убитых протестантов, это исторический факт. Екатерину всегда изображают в чёрном, и правильно - после смерти мужа она до конца жизни носила траур, снимая его только в редчайших торжественных случаях. Вообще, здесь всё точно - по рассказам очевидцев, вода Сены действительно была красной от крови.

Эта резня стала возможной из-за сложного сочетания политических, религиозных и психологических факторов, постоянной борьбы за первенство между Францией, Испанией и Англией, а также жестоких противоречий внутри самой Франции. На первом месте в сложном клубке мотивов, приведшем к трагедии, стояло понятие Реформации. Когда в последний день октября 1517 года Лютер прибивал свои 95 тезисов к дверям церкви, а несколько позже Кальвин в Женеве разрабатывал свое учение об абсолютном предопределении, предпосылки для Варфоломеевской ночи уже были созданы, оставалось лишь подождать, когда в европейской бочке окажется достаточно пороха и найдется нужный человек с огнем.

В наши дни очень сложно понять, почему одни христиане называли других еретиками и были готовы убивать или отправлять на костер тех, кто не посещает мессу, не признает авторитета Папы или, напротив, прилежно ходит в храм, почитает Богоматерь и святых. Для человека Средневековья религия оставалась одним из важнейших факторов его жизни. Конечно, правители могли с легкостью переходить из католицизма в протестантизм и обратно в зависимости от политической конъюнктуры, знатные люди покупать индульгенции, не сильно заботясь о своем нравственном состоянии, а простые люди - отзываться на религиозные войны, преследуя при этом вполне земные цели.

В этой борьбе протестантов и католиков было бы неверно рассматривать одну из сторон, как прогрессивную и гуманную, а вторую - как жестокую и архаичную. Вне зависимости от принадлежности к той или иной христианской конфессии политики во Франции и за ее пределами могли являть как образец благородства, так и чудеса коварства и изворотливости - периодически происходили кровавые погромы, жертвами которых становилась то одна, то другая сторона. Вот, например, что говорилось в протестантской листовке, распространяемой в Париже 18 октября 1534 года: «Я призываю небо и землю в свидетели истины против этой напыщенной и горделивой папской мессы, которая сокрушает и однажды окончательно сокрушит мир, ввергнет в бездну, сгубит и опустошит». От протестантов не отставали и католики, отправлявшие своих противников на костер как еретиков. Однако сгоревшие мученики рождали на свет все новых последователей, так что Екатерине Медичи, правившей во Франции во второй половине XVI века, приходилось проявлять чудеса изворотливости для сохранения хотя бы видимости единства страны.

Мир вокруг стремительно менялся - все больше людей считали религию своим частным делом, все меньше христиан нуждалось в посредничестве Церкви. Эта индивидуализация веры не принесла успокоения людям - все громче раздавались проповеди, посвященные адским мукам, страшному суду и пляске смерти, все тише звучал голос христианского милосердия и любви. В этих условиях главным оружием протестантов и католиков стали интриги, а не способность передать свои убеждения другим. Власть над Францией была движущей силой этих сражений, в коих религия играла очень важную роль. 24 августа 1572 года католики убивали гугенотов с полным осознанием того, что эта ярость толпы угодна Богу: «Видно, какой может стать сила религиозной страсти, и это кажется непонятным и варварским, когда видишь на всех здешних улицах людей, хладнокровно совершающих жестокости против безобидных соотечественников, часто знакомых, родных» . Автор этих слов венецианский посланник Джованни Микиели был одним из очевидцев происходящего.

Варфоломеевской ночи непосредственно предшествовали два события - свадьба любимицы короля, его родной сестры, католички Маргариты де Валуа с лидером гугенотов Генрихом Наваррским. Это была отчаянная попытка Екатерины Медичи сохранить во Франции мир, но она окончилась неудачей. На брак не дал разрешения римский папа, Генриха сопровождала большая свита богатых гугенотов, все мероприятия проходили в католическом квартале Парижа, и протестантов обещали заставить посетить католический собор. Горожан возмущала показная роскошь церемонии - все это и привело через несколько дней к трагедии.

Формальным поводом к началу резни стало неудачное покушение на еще одного предводителя гугенотов - адмирала Гаспара де Колиньи. Он побуждал короля Карла IX к войне с католической Испанией в союзе с Англией. Человек лично храбрый, с постоянной зубочисткой во рту, которую жевал во время стрессов, адмирал пережил несколько покушений на свою жизнь. Последнее состоялось накануне трагедии: выстрел из аркебузы раздался в тот момент, когда Колиньи нагнулся. Две пули оторвали ему один палец и застряли во второй руке, но эта попытка убийства, заказанного Екатериной Медичи, не желавшей войны с Испанией, сделала резню практически неизбежной, поскольку в Париже находилось множество гугенотов, а сам город в основном населяли католики.

Все началось с сигнала с колокольни церкви Сен-Жермен-л"Оксеру. Истребив вождей протестантов, толпа ринулась убивать без разбора всех, кто не был католиком. На улицах Парижа и других городов разыгрывались кровавые сцены, гибли старики, женщины и дети. Уже на утро 24 августа предприимчивые дельцы стали продавать самодельные талисманы с надписью «Иисус-Мария», которые должны были защищать от погрома.

Испуганный зверствами, Карл IX уже 25 августа берет протестантов под свою защиту: «Его Величество желает знать в точности имена и прозвища всех тех, кто придерживается протестантской веры, у кого есть дома в этом городе и предместьях… (Король -А.З.) желает, чтобы указанные квартальные старшины повелели хозяевам и хозяйкам или тем, кто проживает в названных домах, тщательно охранять всех, кто держится упомянутой веры, чтобы им не было причинено какого-либо ущерба или неудовольствия, но была обеспечена добрая и надежная защита». Королевский приказ не смог остановить поток убийств - до середины сентября, а в отдельных областях еще и дольше, гугенотов грабили и убивали по всей Франции. Историки по-разному оценивают число жертв Варфоломеевской ночи. Максималисты говорили о 100 000 погибших, реальная цифра была значительно меньше - около 40 000 по всей Франции.

28 августа 1572 года в Париже появляется листовка, демонстрирующая до каких жестокостей скатились участники резни за четыре дня: «Впредь никто не дерзнул захватить и держать пленника по причине, указанной выше, без особого распоряжения короля или его служителей, и не пытаться забирать на полях, в усадьбах или имениях коней, кобыл, быков, коров и прочего скота... и не оскорблять ни словом, действием работников, но дозволять им производить и выполнять в мире со всей безопасностью их труд и следовать своему призванию». Но и это заявление Карла IX не смогло остановить бойню. Слишком соблазнительным для многих было желание завладеть имуществом и жизнью людей, фактически поставленных вне закона. Религиозная составляющая происходящего окончательно отошла на второй план, а на первый вышла жестокость отдельных мерзавцев, сотнями убивавших гугенотов (один убил 400 человек, другой - 120, и это только в Париже). По счастью, большинство людей сохранили человеческий облик и даже прятали детей протестантов, спасая их от злодеев.

Самой интересной реакцией на Варфоломеевскую ночь было заявление ярых приверженцев католицизма. Герцог де Невер в большой докладной записке оправдывал Карла IX, полагая, что король не несет ответственности за резню, совершавшуюся «гнусной городской чернью, безоружной, не считая небольших ножей». Самих же участников погромов герцог называл служителями Бога, которые помогли «очистить и облагородить Его Церковь». История показала, что попытка спасти страну или веру, убив часть населения, обречена на провал. Борьба между протестантами и католиками продолжалась еще несколько столетий.

Андрей ЗАЙЦЕВ

История и художественная литература по сей день рисуют Варфоломеевскую ночь как «массовую резню», «кровавую расправу», «жестокое избиение» католиками гугенотов, организованную вдовствующей королевой Екатериной Медичи 24 августа 1572 года в Париже. Вместе с тем старательно замалчивается обратная сторона конфликта, а на первый план выталкиваются зверства католиков, безумная нелогичность поступков и страсти. Эта картина нуждается в некотором уточнении…

КОРОЛЕВСКИЕ ИГРЫ

Сен-Жерменский мир положил конец третьей гражданской войне, между католиками и протестантами. Французские гугеноты получили частичную свободу, им передавался ряд крепостей, а их Лидер - адмирал Де Колиньи включен в королевский совет.

Гаспар II де Колиньи - известен как Адмирал де Колиньи — французский государственный деятель, один из вождей гугенотов во время Религиозных войн во Франции.

Протестант Де Колиньи оказывал большое влияние на короля-католика Карла IX, убеждая поддержать протестантов во Фландрии (Нидерланды) против Испании, Он видел в этом единственную альтернативу гражданской войны во Франции. В планах Де Колиньи явно прослеживалось желание силами Франции, не считаясь с внутренними проблемами, помочь протестантизму, все более распространявшемуся по Европе.

Однако Екатерина Медичи стремилась удержать венценосного сына от губительного шага. Ослабленная гражданскими войнами Франция была не в состоянии отразить общего врага, и конфликт с могущественной Испанией обернулся бы катастрофой, вплоть до потери Францией суверенитета. Екатерина была серьезным препятствием на пути протестантов.

У Карла IX и Екатерины Медичи имелись свои рецепты умиротворения Франции - женитьба Генриха Наваррского на сестре короля Маргарите Валуа. Свадьба состоялась 18 августа. По случаю свадьбы в столицу съехалось множество знати, относившей себя к обоим конфессиям.


Свадьба Генриха и Маргариты

22 августа на адмирала Колиньи было совершено покушение. Следы преступления указывали на причастность католика герцога Генриха Гиза, чрезвычайно популярного у парижан, видевших в нем защитника веры. По законам чести, он должен был отомстить Колиньи за своего отца, убитого в 1563 г. Раненого адмирала посетили Карл (X и Екатерина Медичи.

Но гугенотская знать не удовлетворилась соболезнованиями, потребовав от короля наказания Гиза. Раздались призывы готовиться к очередной войне. На протяжении субботы 23 августа требования гугенотов делались все более настойчивыми, усугубляя кризис. Шансы политического разрешения ситуации стремительно приближались к нулю.

Нам с детства внушали, что Варфоломеевская ночь была кровавейшим и злодейским преступлением католиков, достойным сурового осуждения. Вот только при этом забывали уточнить: это был первый случай, когда католики стали инициаторами резни. А протестанты-гугеноты к тому времени множество раз устраивали католические погромы, когда убивали всех подряд без различия пола и возраста.


Последнее избиение католиков гугенотами случилось в городе Ниме за три года до Варфоломеевской. Слово свидетелю: «...гугеноты врывались в церкви. Они срывали изображения святых, рушили распятия, органы, алтари...». Это о событиях 1566 г. в Валансьене.

В 1531 г. в Ульме лошадей запрягли в орган, выволокли его из церкви и разбили. В Вале в 1559 г., когда было установлено, что умерший три года назад житель де Брюж был втайне католиком, тело вырыли из могилы и вздернули на виселице.

Более того, по донесениям агентов французских секретных служб, работавших среди протестантов, глава протестантской партии, адмирал Колиньи, воспользовавшись свадьбой как предлогом, созвав со всей Франции дворян-протестантов, планировал захват Парижа, взятие Лувра, арест короля и Екатерины Медичи, мешавшей ввязаться в войну с Испанией.

Об этом в королевском дворце узнали в буквально последние часы, вот и пришлось импровизировать, бить набат посреди ночи, бросаться в контратаку в кромешной тьме, потому что не было другого выхода. Католики просто-напросто упредили удар, только и всего. Был очень простой выбор - либо ночью убивать будут они, либо резать будут их...

Убийство Колиньи в Варфоломеевскую ночь.

Убийства гугенотов произошли также в нескольких провинциальных городах. Только в Париже погибло около двух тысяч человек и пяти тысяч по всей Франции. Благодаря усилиям протестантов ночь 24 августа 1572 г. обрастала «подробностями».

Уже утверждали, что она была спланирована семью годами раньше, говорили о 100 тыс зарезанных и показывали то самое луврское окно, через которое, якобы, Его Величество стрелял из аркебузы по. Гугенотам.

Париж оказался во власти убийц и мародеров. Хаос стал поводом под шумок разделаться со своим кредитором, надоевшей женой, зажиточным соседом. Когда, наконец, Карл IX приказал навести порядок на парижских улицах, насилие выплеснулось за его пределы. Кровавая бойня продолжалась во Франции еще несколько недель.

Большинство исследователей считают, что в те дни погибло не менее 5 тысяч человек; называют и цифру в 30 тысяч убитых гугенотов и католиков - во время резни уже не спрашивали, какую веру ты исповедуешь…


Варфоломеевская ночь нанесла гугенотам сокрушительный удар. Порядка 200 тысяч их бежало из Франции, и их подвижничество и трудолюбие нашло благодарный приют в других странах. Самой же Франции победа над гугенотами спокойствия не принесла.

Варфоломеевская ночь стала очередным этапом Религиозных войн и была с одобрением встречена а Риме и Мадриде, и вызвала озабоченность в Англии, Германии и Польше. Внутри страны кальвинистское дворянство и города оказали ожесточенное сопротивление. В ходе последующих Религиозных войн правительство вынуждено было пойти на дальнейшие уступки гугенотам.

ПОСЛЕДСТВИЯ

Сегодня подробности Религиозных войн того времени практически забыты, и многие искренне полагают, будто гугеноты хотели всего-навсего «религиозного равноправия», в чем злые католики отказывали.

Однако претензии гугенотов прекрасно документированы: жить во Французском королевстве, но не подчиняться ни королю, ни властям, ни законам. В гугенотских городах должны были действовать свои законы, своя администрация и своя денежная система, а оказавшиеся на этой территории католики попросту не имели права исповедовать свою веру ни открыто, ни тайно.

Легко догадаться, что ни одно государство планеты, не могло допустить подобных «супероффшорных» зон. Когда претензии гугенотских вождей были отклонены, они Перешли к прямым военным действиям против французского короля - причем деньги, оружие и даже военную силу. получали из протестантской Англии.


Войны эти продолжались несколько десятилетий, пока с мятежниками окончательно не разделался Ришелье, человек железной воли и энергии.

Между прочим, тот самый адмирал Де Колиньи (воспетый талантливым Дюма), за несколько лет до Варфоломеевской ночи как раз и готовил похищение короля Генриха Ж. Так что нет ничего удивительного, что Варфоломеевская ночь была импровизированной ответной мерой католиков на вполне реальный заговор протестантов.

Мы знаем историю, где клеймится «реакционное и кровожадное папство», выступавшее против «прогрессивных» протестантов. Меж тем, протестанты, захватившие власть в Чехии, были компанией довольно жутковатой. Они задолго до Ленина приняли основной принцип большевизма: истинный большевик сам определяет, что хорошо, а что плохо.

Затем протестанты начали совершать вооруженные вылазки за пределы Чехии - «дарить» свое учение соседям. Отражение этой агрессии и стало впоследствии именоваться «карательными экспедициями папистов».

Потом появился Лютер. Он искренне желал усовершенствовать жизнь и сделать ее лучше. То же хотели и коммунисты, правда, путь по которому они вели людей к счастью, скорее напоминал ад. Поэтому важны не намерения, а результат.

Мартин Лютер — христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.

Изыскания Лютера вызвали череду гражданских войн, смут, междоусобиц, насилий и зверств. Швейцарец Кальвин творчески усовершенствовал учение Лютера и довел реформы до логического конца - в Женеве людей бросали в тюрьмы за появление в яркой одежде, игру на музыкальных инструментах, чтение «неправильных» книг...

В Тридцатилетней войне меж католиками и протестантами Германия потеряла треть населения. Благодаря протестантам Франция на полсотни лет погрузилась в огонь и кровь гражданских войн.

Варфоломеевская ночь не была погромом, грабежом и убийством, учиненным парижским плебсом в качестве «божественного» возмездия еретикам, а превентивным ударом по военному командованию гугенотов. Смыслом убийств являлось спасение государства. В каком-то смысле эта ночь даже открыла новый путь к миру. В случае победы католической веры никогда не появилась бы на свет «протестантская этика», определившая развитие нашей цивилизации.

О КАТОЛИКАХ И ПРОТЕСТАНТАХ

Не многие знают, что само понятие и концепция «права человека» в современном значении этого термина неразрывно связана с деятельностью в Южной Америке монахов-иезуитов. А писатель Алекс де Токвиль сто пятьдесят лет назад написал:

«Не смотря на беспрецедентные злодеяния, испанцы, покрывшие себя несмываемым позором, не только не истребили индейцев, но даже не запретили им пользоваться равными правами. Англичане в Северной Америке с легкостью добились и того, и другого ».


Если бы католицизм победил, конечно, были бы свои кровопролития, войны и беды, но не в пример меньше несчастий обрушилось бы на Европу. Наверняка меньше сил и рвения уделялось бы так называемому «техническому прогрессу» - бездумному нагромождению технических новинок, которые, по большому счету, уничтожают природные ресурсы и среду обитания, способствуют росту жертв войны, но никого еще не сделали счастливым.

Фридрих Великий, король Пруссии, в своем письме от 7-го января 1768 года писал:

«Не правда ли, что электрическая сила, и все чудеса, кои поныне ею открываются, что притяжение и тяготение, служат только к возбуждению нашего любопытства? Но менее ли от сего происходит грабительств по дорогам? Сделались ли откупщики менее жадными? Менее ли клеветы, истребилась ли зависть, смягчились ли сердца? Какая нужна обществу в сих нынешних открытиях?»

Не исключено, что Фридрих Великий в «постпротестантском» обществе первым сформулировал проблему, над которой всерьез задумались в XX веке: «научный и технический прогресс еще не ведет автоматически к прогрессу людской духовности и не делает жизнь лучше ».

А ведь именно под влиянием протестантов сформировалась идеология, утверждавшая, что человек, открыв массу новых законов природы, обратит себе на пользу, научится управлять природой, как телегой. Полагали, что развитие науки и техники само по себе, волшебным образом преобразит и общество, и людей.


Конечно, бессмысленно было бы призывать жить при лучине и бить рыбу костяной острогой. Однако и порожденные «протестантской этикой» крайности - бездумный «технический прогресс», «развитие науки» восторга не вызывают.

Каким был бы наш двадцатый век в результате развития Европы по католическим канонам? Гораздо менее техногенным, возможно, мы сейчас с удивлением смотрели бы на первые паровозы, а слава исследователей Америки и Африки досталась бы нашим дедам, в большинстве своем еще живых.

Возможно, самобытные культуры Америки, Африки, Индии, Дальнего Востока, избежав протестантского влияния, создали бы в сочетании с католической Европой совершенно другую цивилизацию, не столь занятую гонкой за золотом и успехом, не грозящую в кратчайшие сроки уничтожить все живое на планете. Несомненно одно: духовности было бы не в пример больше, а следовательно - больше душевного спокойствия, доброты и любви.

Распространение протестантизма беспокоило французских королей не меньше, чем правителей Испании и Священной Римской империи. Однако в связи с некоторыми внешнеполитическими обстоятельствами борьба с Реформацией велась не так рьяно. Болонский конкордат между папой Львом X и Франциском I в 1516 г. позволил королю самому назначать высших церковных сановников, что уже приближало католическую церковь во Франции к реформаторской. Да и постоянные стычки с императором объективно не способствовали одновременной борьбе с протестантами внутри страны. Однако к концу правления Франциска все более проявлялись его антипротестантские настроения. Гонения на протестантов во Франции начались в середине 30‑х годов XVI в.

В 1547 г. уже Генрихом II была заведена специальная судебная комиссия для разбора дел еретиков – «Огненная палата». Наибольшее влияние среди протестантов в этой стране имели гугеноты (так здесь называли кальвинистов; от исковерканного немецкого Eidgenossen – «швейцарцы»). Основу гугенотов составляли горожане и мелкие дворяне, т. е. представители рождающегося класса буржуазии.

В начале 1560‑х годов начались настоящие религиозные войны. Во главе гугенотской оппозиции стояли родовые дворяне южных и западных провинций, недовольные укреплением абсолютизма. Последними крупными землевладельцами, пострадавшими от собирательной политики короля Франциска, стали герцоги Бурбонские. Именно представители Бурбонов (принц Конде, затем Генрих Наваррский) стали вождями противников католической церкви. Вождями же католической партии были герцоги Гизы – боковая ветвь Лотарингского герцогского дома. Франсуа де Гиз прославился обороной Меца от Карла V и взятием Кале в 1558 г. Вместе с братом Карлом (Шарлем), епископом Лотарингским, он являлся фактическим правителем страны при Франциске II. Франсуа был убит в 1563 г., после чего во главе дома стал его сын Генрих.

В 1560 г. принц Конде возглавил так называемый Амбуазский заговор против Гизов и Франциска II. Заговор провалился. После вступления на престол малолетнего Карла IX регентша Екатерина Медичи пыталась примирить католиков и гугенотов, но эта попытка была сорвана Гизами. 1 марта 1562 г. в местечке Васси были убиты молившиеся кальвинисты, что послужило сигналом к началу войны. В ходе нее и те и другие стремились захватить короля и править от его имени, а также искали союзников вне Франции: гугеноты – в Нидерландах и Англии, католики – в Испании. За первыми тремя религиозными войнами (1562–1563, 1567–1568, 1568–1570) последовал Сен‑Жерменский мир (1570), по которому гугеноты получили четыре важных города‑крепости, право занимать государственные должности и другие привилегии. По всему королевству было разрешено кальвинистское богослужение.

Однако в 1572 г. хрупкое равновесие было нарушено. 18 августа в Париже состоялось бракосочетание сестры короля Карла Маргариты Валуа и лидера гугенотов Генриха Наваррского (Бурбона). Эта свадьба должна была означать прекращение религиозной вражды в государстве. Генрих и Марго были помолвлены еще в раннем детстве. В столицу, естественно, прибыли виднейшие вожди протестантской партии. В частности, прославленный адмирал Гаспар де Колиньи, виновник убийства Франсуа де Гиза. Как показало развитие событий, католическая партия во главе с Екатериной Медичи и Гизами подготовила гугенотам ловушку.

Де Колиньи оказывал определенное влияние на Карла, в частности пытался убедить его, что необходимо поддержать нидерландских повстанцев в противовес Испании. Он уверял, что эта война сплотит французов и удержит их от междоусобиц. Тесные отношения гугенотского лидера и короля не устраивали Екатерину.

22 августа на Колиньи было совершено покушение. Стреляли из дома герцога Гиза. Адмирал чудом остался жив, поскольку в момент выстрела нагнулся поправить обувь. Ему раздробило руку и оторвало палец. Гугеноты негодовали, король оправдывался и выслал Гиза из Парижа. Но вечером следующего дня герцог тайно вернулся. Католические лидеры решили устроить массовую расправу. Слабохарактерный монарх дал свое согласие на это, поскольку злополучное покушение на адмирала загнало его в политический тупик. Гугеноты требовали слишком многого, а радикальные католики могли поднять войну против самого короля.

23 августа в Лувр были приглашены все высшие чины монархии. В принятии решения помимо Карла и его матери участвовали брат короля герцог Анжуйский, маршал Таван, канцлер Бираг и еще несколько вельмож. В ночь с 24 на 25 августа началась резня гугенотов, вошедшая в историю как Варфоломеевская ночь (24 августа отмечался День св. Варфоломея).

В ночь с 24 на 25 августа, незадолго до рассвета, колокол собора Сен‑Жермен‑Л’Оксеруа известил всех католиков о начале бойни. Вооруженный отряд во главе с Гизом проник в дом Колиньи. Герцог собственноручно выбросил тело убитого адмирала из окна. Позже король приказал повесить главного гугенота, которому католики успели оторвать голову, за ноги. Генрих Наваррский укрылся в королевском дворце и отрекся от веры. Пусть так, но ему удалось спастись. Намного печальнее оказалась судьба простых протестантов: по легенде, их жилища были заранее отмечены, чтобы ночью все знали, где находятся гугеноты. Озверевшая толпа врывалась в дома, разрушала, грабила, насиловала, убивала. Католики не жалели никого, даже младенцев. Позже тела убитых были сброшены в Сену. Каким‑то чудом из Парижа удалось вырваться гугенотам, жившим в предместье Сен‑Жермен‑де‑Пре. Гиз бросился за ними в погоню. Безумие продолжалось даже после того, как 25 августа король приказал прекратить бойню. Карл объяснял, что произошедшее, конечно, ужасно, но это лишь реакция католиков на якобы имевший место тайный заговор гугенотов.

Ужасные новости из Парижа моментально достигли провинции. Католики Лиона, Боргеза, Орлеана и Бордо решили не отставать от парижан и устроили аналогичную резню. Локальные беспорядки продолжались до октября. Папа Григорий XIII и король Испании были в восторге от известия о варфоломеевском ужасе. Папа даже приказал отчеканить в честь «торжества» медали. Он считал, что это событие стоит пятидесяти таких битв, как при Лепанто.

В одном только Париже погибло более трех тысяч гугенотов, по всей же Франции число жертв составляло десятки тысяч. Естественно, что после Варфоломеевской ночи о религиозном примирении не могло быть и речи.

 

Возможно, будет полезно почитать: