В каких странах есть мощи николая чудотворца. Правда и заблуждения о святителе николае и его мощах

Мощи Николая Чудотворца хранятся в Венеции на острове Лидо c 1099 года. «Венецианская часть» мощей святителя это та часть, которую не успели в спешке забрать барийцы во время взятия основной части мощей из Мир Ликийских в 1087 году. Совершение православных богослужений на мощах святителя Николая на острове Лидо уже стало доброй традицией для православных верующих. Впрочем, православные верующие Венеции и паломники приходят в базилику святителя Николая в течение всего года для совершения частной молитвы.

Начиная с мая 2005 года настоятель и верующие прихода святых Жен-Мироносиц в Венеции два раза в год, 22 мая и 19 декабря, в дни памяти святителя совершают Божественную Литургию на «венецианской части» его мощей. Базилику, в частном порядке, можно посетить и в другие дни года. Расписание открытия базилики смотрите ниже на этой странице.

Внимание! В августе храм Chiesa San Nicolò будет закрыт, поэтому приглашаем Вас поклониться мощам Св. Николая в храме прихода Св. Жен Мироносиц .


Мощи Святителя Николая находятся в католическом храме Chiesa San Nicolò на острове Лидо. Как попасть в базилику Chiesa San Nicolò:

Время открытия базилики San Nicolò:

8:00 — 12:00 16:00 — 18:00

По вторникам храм закрыт.

Николай Чудотворец Чтоб печаль превратилась в радость

Николай Чудотворец

Святителя Николая Чудотворца называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

Житие Николая Чудотворца

Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым - ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством - разрушал идолов и капища, и защитник христианства - обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода - своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах - точная дата неизвестна.

Мощи святителя Николая


Первое время мощи святого покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

В 1087 году часть мощей святого перенесли в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие - ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию.

В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю.

История перенесения мощей ликийских святых

В 1095 г. папа Урбан II объявил I Крестовый поход против сарацин, в котором приняли участие западные правители, назвавшие себя крестоносцами. Венеция не осталась в стороне от Крестового похода, однако приняла в нем участие в своем, особенном стиле. Перед отправлением в поход Пьетро Бадоаро, патриарх Градо, и епископ Кастелло Энрико, сын упомянутого дожа Доменико Контарини, напутствовали войска и флот в храме Сан-Николо. При этом патриарх обратился с молитвой к святителю Николаю, чтобы он помог христианскому оружию в битвах против неверных и благоволил привезти в Венецию его мощи.

Под командованием Джованни Микеля, сына дожа Витале, венецианцы направились к Иерусалиму через Далмацию и Родос, где произошла стычка с их врагами, пизанцами, окончившаяся победой островитян. Когда они поравнялись с Ликийскими берегами, епископ Контарини, пожелал взять мощи святителя Николая, чтобы, как говорит хронист, «умножить покровителей своей Родины». Вообще, их главной целью, судя отчасти и по словам патриарха Бадоаро, произнесенным перед отправлением крестоносцев, и было похищение мощей святителя Николая, поскольку в Палестину они явно не торопились.

С кораблей послали соглядатаев, которые доложили, что город Миры находится на расстоянии 6 миль от берега моря и что после турецкого опустошения жителей в нем почти не осталось. В самой же базилике из-за оскудения числа верующих службы совершались всего лишь раз в месяц. Венецианцы выставили засаду и дождались удобного момента.

Когда крестоносцы вошли в храм, то нашли его пустым. Четыре стража, находившиеся там, показали разбитую раку и рассказали о похищении мощей барийцами (1087 г.) – «вот гробница, откуда барийцы взяли часть мощей, а другую часть оставили». Местонахождения оставшейся части стражи, однако, указать не могли, так же как ничего не знали они и о судьбе другой части, которую, по их словам, еще раньше император Василий подготовил для перенесения в Константинополь.

Венецианцы не поверили грекам и разобрали остатки гробницы, где нашли только воду и «масло» (миро?), а затем обыскали всю церковь, по словам летописца, «перевернув все вверх дном». Одновременно с поисками они принялись мучить стражей, пока один из них, не выдержав пытки, попросил позволить ему поговорить с епископом. Последний призвал стража рассказать о том, где спрятаны мощи, но тот лишь начал умолять избавить его от напрасных мучений. Контарини устранился от помощи несчастному, а солдаты стали снова пытать его. Тогда тот вновь возопил к епископу, который, наконец, положил конец мучениям, а страж в благодарность показал ему мощи двух других святых епископов Мир Ликийских – священномученика Феодора и св. Николая «Дяди».

Венецианцы погрузили мощи в корабль и хотели было отплыть, когда некоторые их товарищи, замедлившие в храме, сказали, что обоняли чудесное благоухание в одном из церковных приделов.

Тогда кто-то из стражей вспомнил, что епископ в большие праздники совершал службу не на главном престоле, но уходил в помещение, находившееся поблизости (возможно, исповедальню), и служил там на переносном престоле. На потолке комнаты, кроме того, имелась фреска, изображавшая святителя Николая. Именно рядом с тем местом венецианцы и обоняли удивительно приятный аромат, который привлек их внимание. Таким образом, вначале благовоние, источаемое на том месте, а затем икона подсказали крестоносцам, где им следовало искать мощи святителя. Вернувшись в церковь и разбив пол алтаря, они обнаружили под земляной прослойкой другой пол. Разобрав и его, они вынули большие камни, служившие ему опорой, и увидели следующий слой, представлявший собой окаменевшую массу, по составу напоминавшую битум. Внутри нее в медном ларце и находилась часть святых мощей чудотворца. По всей церкви тогда распространилось чудесное благовоние.

На раке была выгравирована надпись по-гречески: «здесь почивает великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море».

Крестоносцы собрали все осколки сплава, содержавшего мощи, и отнесли их на корабль, где устроили особый храм в честь святителя Николая и поручили священникам денно и нощно молиться и прославлять св. архиепископа Мир Ликийских.

Мощи трех святых были взяты из Мир Ликийских 30 мая 1100 г., а привезены в Венецию 6 декабря 1100 г. в день памяти святителя Николая.
Мощи трех святых покоятся в одной раке, но в разных деревянных вместилищах. Автор рукописи «Перенесение мощей св. Николая» рассказывает о чудесах, совершавшихся у мощей святителя, многим из которых он лично был свидетелем.
Достоверность мощей и их освидетельствование в 1992 г.
Всего с момента перенесения мощей на Лидо освидетельствования проводились семь раз. Последнее и самое углубленное состоялось в октябре-ноябре 1992 г. с участием клирика храма св. Николая францисканца Л. Палюдет, впоследствии опубликовавшего иллюстрированный отчет об этом исследовании. Научную экспертизу возглавил профессор анатомии университета Бари Луиджи Мартино, тот самый, что был приглашен для подобного же освидетельствования мощей святителя Николая в Бари, имевшего место в 1953 г., в ходе которого было, в частности, установлено, что в апулийской базилике мощи святителя находятся не целиком.

Внутри мраморного саркофага находились три деревянных вместилища. Самое большое из них содержало мощи св. Николая Чудотворца. Когда гроб открыли, обнаружили еще одно, свинцовое покрытие. Сняв его, члены комиссии увидели множество костей разного размера и цвета. Кроме того, здесь же найдены: 1) камень черного цвета и округлой формы с надписью по гречески: «Мощи святого смиренного Николая»; 2) верхняя часть черепа, которая не могла быть главой святителя Николая, поскольку после освидетельствования мощей в Бари было достоверно известно, что глава святого находится там (впоследствии установлено, что глава принадлежала св. Николаю «Дяде»); 3) поливной сосуд с миром.

Результат освидетельствования: по заключению профессора Мартино, проводившего аналогичное освидетельствование в Бари, «белые кости, находящиеся в Венеции, дополняют останки, сохраняющиеся в Бари» . Бело-серый же цвет останков говорит о том, что они, возможно, долгое время испытывали на себе воздействие открытого воздуха или даже солнца, отчего сделались весьма хрупкими». В качестве примера он привел тот факт, что часть мощей святителя Николая, хранящаяся в Бари, после четырех лет, прошедших с момента их поднятия из закрытого пространства раки для освидетельствования в 1953–1957 гг., также изменила свою природу: находясь в сухом воздухе, «кости стали более хрупкими… по виду похожими на сухую глину, весьма ломкими».

Выписка же из заключения комиссии гласит: «Кости святого Николая, состоящие из большого числа обломков белого цвета, соответствуют частям скелета святого, недостающим в Бари. К сожалению, кости раздроблены на мелкие части барийским моряком во время бегства». Последнее соображение введено по предложению профессора Мартино, который в своем персональном заключении обратил внимание на грубый способ извлечения мощей из раки барийским матросом, что показала и экспертиза, проведенная в Бари, где были найдены поломанные части скелета.

Таким образом, мнения экспертов полностью подтверждают подлинность мощей святого Николая Чудотворца, сохраняющихся в церкви Сан Николо. Согласно мнению барийского ученого, «венецианские останки, хотя имеют скромный вид, не менее важны и не должны считаться менее важными, нежели барийские» (I resti di Venezia «…anche se di umile aspetto, non sono e non debbono essere considerati meno importanti dei resti di Bari»).

о Венеции

Венеция — это второй в Европе - после Рима - город по количеству святынь неразделенной Церкви . Город, в свое время осмелившийся не подчиниться указу папы римского. Город, бывший форпостом Византии, а после - спонсировавший Крестовый поход на Константинополь. Город, изначально свободный от языческого прошлого. «Республика Святого Марка».

Несмотря на то, что Святитель Николай умер 17 веков назад, вопрос, где находятся сейчас мощи Чудотворца, волнует православных верующих. Исследователи продолжают писать книги об этом удивительном Угоднике Божьем.

Но в житии, чудесах, которые приписывают великому Мирликийскому епископу, немало разночтений.

Это не удивительно, ведь многих храмов и монастырей, где хранились святыни и иконы, сегодня нет.

Вконтакте

Биография

Рождение будущего Чудотворца около 270 г. Семья, в которой он родился, была состоятельной, проживала в Ликии, в городе Патары. Православные родители верили в учение Спасителя Христа. Свое предназначение видели в оказании помощи тем, кто нуждается.

Николай много времени проводил в храме у дяди, настоятеля Николая Патарского. Когда подрос, был в нем чтецом, затем священником.

Когда умерли родители, отдал состояние нищим, и решил продолжать церковное служение. Вскоре стал епископом Мир Ликийских (сегодня Демре, Анталия в Турции).

Новый епископ пришелся по душе прихожанам, благодаря отзывчивости, справедливости. Но с язычеством боролся, был непримиримым по отношению к еретикам.

Сохранилось множество легенд, а всех чудес, которые совершил Святой и не перечтешь. Например:

  1. В городе Мире начался страшный голод. Святитель начал горячо молиться, город был спасен.
  2. Святитель всегда помогал тем, кто в море. Было спасено множество моряков, судна которых терпели крушение.
  3. Если в тюрьмах оказывались люди, не заслуживающие наказания, то он помогал им молитвами. Каким-то образом они оказывались на свободе.

Никто не может назвать точную дату смерти. Известно только, что был он глубоким стариком. Дата смерти между 345 и 351 годами. Посмотрев фильм «Чудотворец» Аркадия Мамонтова, рассказывающий об архиепископе Мир Ликийских, можно узнать много полезного и интересного.

Мощи

Его почитали во многих местах земного шара, хотели заполучить частичку останков в свои храмы.

После смерти Святителя похоронили в городе Миры. На Ликию в 11 веке нападали сельджуки. Ликийцы решили уйти в горы и забрать с собой останки св. Николая. Когда об этом узнали итальянцы из Бари, почитавшие Святителя, они решились на кражу останков.

Обратите внимание : история и судьба останков великого Угодника Божьего, как и вся его жизнь, оказалась сложной.

Это случилось в 87 году 11 века. Итальянцы под покровом ночи напали на храм. Святотатствовать грабители не стали, монахов не убили, а только связали. Таким образом, большая часть останков была похищена. Реликвию доставили в Бари и устроили большой праздник 9 мая (по новому стилю).

Местонахождение останков в наше время

Сначала местом хранения похищенных мощей предполагалось выбрать местный Кафедральный Собор. Но потом специально был выстроен храм. Через два года, в 89 году XI века, святыню поместили в подземную часовню в Базилике.

Каждый год в один и тот же день, в Базилику заходят священнослужители, чтобы собрать миро. Его источают останки. Миро разбавляют святой водой. Паломники из разных уголков земного шара увозят его с собой. Освященное маслице помогает в исцелении людей.

В городе Мира, после похищения итальянцами, оставалась еще часть мощей. Но им не суждено было остаться на родине. Вскоре ее похитили и увезли в . Теперь святыня находятся в двух гробницах. То, что они подлинны, доказано антропологом Луиджи Мартино.

Сегодня останки Святителя покоятся в двух разных церквях с одноименным названием:

  • в Бари основная часть;
  • на острове Лидо в Венеции.

Паломники каждый год стараются попасть в эти церкви, чтобы помолиться святому.

Как молиться

Православные люди молятся перед иконой Святого Угодника или у его мощей. Верующие вот уже несколько тысячелетий приезжают с разных концов земли. С какой бы просьбой не обращались христиане, они всегда получают помощь.

Чаще всего взывают к праведнику, чтобы:

  1. Помог детям, людям, находящимся далеко от дома и попавшим в беду.
  2. Пришел в дом достаток.
  3. Дочери вышли удачно замуж.
  4. Св. Угодник считается покровителем детей, ему молятся о мудрости в воспитании и помощи в учебе.
  5. Невинно осужденные оказались на свободе.
  6. Покровительствует морякам и путешественникам.

Людям, которые обращаются с молитвой, нужно иметь помыслы чистые и добрые. Тогда Чудотворец помогает пережить трудные ситуации, случившиеся в жизни.

Святым маслом следует рисовать крест на больных местах и совершать молитву. Как правило, ее нужно произносить, отбросив ненужные мысли, стоя перед иконой дома или в Храме.

Следует встать как можно раньше и в тишине воздать хвалу Божьему Угоднику. А молитвенные слова на ночь успокаивают, спится легко и спокойно. Если есть желание, то молиться можно столько, сколько душе угодно.

Важно знать: в России частичка мощей великого Святого находятся в Даниловом Свято-Троицком монастыре в Москве. В Санкт-Петербурге в Николо-Богоявленском соборе находится древняя XVII века икона Чудотворца с частицей мощей.

Молитва тогда помогает, когда верующий с чистой душой посещает церковь, горячо молится, живет христианской жизнью. Многие прихожане знают наизусть семь видов молитв, посвященных Святителю.

Но не нужно ограничиваться только молитвами. Намного больше чудес свершается после чтения акафиста. В нем особые слова, которые помогают справиться с любыми трудностями.

Многие женщины смогли родить долгожданных детей, обратившись с молитвой к Святому. Есть люди, которым чтение акафиста и горячие молитвы к Чудотворцу помогли преодолеть тяжелые недуги и страшные болезни.

Как доехать к мощам

Мощи Святого Угодника Божьего находятся по адресу: Италия, город Бари, Базилика Святого Николая. Её построили в 11 веке. Люди со всего мира находят любую возможность, чтобы прикоснуться к святыне. Бывают здесь и верующие из России.

Что касается паломничества, то оно стало активным в 19 — начале 20 века, когда в Бари построили православную Церковь Святителя Николая. До Старого города Бари — три километра. Новая церковь имеет широкое подворье, способное поместить большое число верующих людей со всего света.

Можно присоединиться к паломнической группе, приехав в Бари организованно. Если же принято решение добираться до Бари самостоятельно, то транспортное сообщение здесь хорошо развито:

  1. Прямого авиасообщения с Италией нет, поэтому сначала придется прилететь в какой-нибудь итальянский город или в Германию, а уже потом в Бари. Европейцам проще, поскольку существуют сезонные рейсы.
  2. Другой способ – железнодорожный транспорт.
  3. Можно также добираться из городов Италии на автобусе.
  4. Из Хорватии, Албании, ходят паромы.

Возьмите на заметку : в Православном календаре три важных даты. Рождество Святого Угодника празднуется 11 августа. Днем памяти считается 19 декабря - это дата смерти, и 22 мая - день перенесения святых мощей. В эти дни празднуют именины все мужчины, носящие имя Николай.

Несмотря на то, что Николай Чудотворец жил и творил чудеса много веков назад, люди продолжают в него верить. Вера приносит положительные плоды. Многие на себе прочувствовали чудеса, которые им подарил святой Угодник.

Как мироточат мощи Святого Николая Чудотворца, смотрите в следующем видео:

Николай Чудотворец, наверное, самый почитаемый из святых после Богородицы. Он совершал при своей земной жизни и до сих пор совершает чудеса, помогает людям, откликается на разные мольбы и просьбы о помощи.

Божий Угодник Николай помогает путешествующим (когда-то святитель с помощью молитв смог на море, чуть не потопившую корабль).

Святителя просят об удачном замужестве дочерей ( — он тайно пожертвовал их отцу деньги для приданого, тем самым оказал ему огромную помощь- спас семью от позора).

Святой был избавителем от напрасной смерти, мирил врагов, защищал невинно осужденных людей ().

Святой Божий Угодник Николай помогает в исцелении от болезней, ему молятся о благополучии и сохранении мира в семье, о заступничестве детей. Он оказывает помощь в избавлении от бедности и во многих трудных жизненных ситуациях.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ— ИССЛЕДОВАНИЕ О ЖИТИИ

В 1953-1957 гг. проводились радиологические исследования останков мощей Николая. Оказалось, что иконографический образ святого соответствует его портретному изображению, которое было реконструировано по черепу из Барской гробницы. Также стало возможным определить рост Николая – 167 см.

В интернете очень много информации о Николае Чудотворце. Но, к сожалению, после проведенных исследований выяснилось, что житие святого архиепископа ошибочно переплетается с житием другого святителя, которого звали Николай Пинарский (VI век). Оба святых жили в Ликии, но в разной время. Например, приписываемое Божиему Угоднику двухчасовое стояние в купели при крещении, осуществил святитель Николай Пинарский, и это у него был дядя-епископ, а не у Чудотворца.

Более подробно о житии самого известного святого можно узнать из книги «Святитель Николай архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец», в которой представлены наиболее точные факты после исследований А.В. Бугаевского и архимандрита Владимира Зорина. Издательство СКИНИЯ, Москва 2001г.

ЖИТИЕ СВЯТОГО УГОДНИКА

Точного времени появления Николая на свет, нет. Исследователи считают, что святой родился в 260 году в Ликии в городе Патаре (сейчас это провинции Анталья и Мугла на территории современной Турции).

Сразу же после рождения, со святым стали происходить необычные для младенцев вещи — по средам и пятницам он принимал материнское молоко всего один раз в сутки. И затем, всю жизнь святитель проводил среду и пятницу, по христианским обычаям, в строгом посте.
Когда Николай подрос и начал учиться, то в нем обнаружились способности к наукам, но особенная любовь у него проявилась к познанию Божественного Писания. Предположительно можно сделать выводы, что Николаем Чудотворцем Божии Законы изучались частным образом, у одного из священников. В те времена империя была еще языческой, и маловероятно, что тогда могли существовать христианские школы. Они стали открываться во время правления императора Константина Великого (306-337 гг.), когда возраст святителя Николая уже был около 40 лет.
Святой Николай всегда слушал своих богобоязненных родителей, все привычки, присущие молодым людям его возраста, были чужды для Николая Чудотворца. Он уклонялся от праздных бесед со своими сверстниками, не принимал участие в различных весельях и развлечениях, которые были несовместимы с добродетелью. Навсегда из своей жизни Николай исключил театральные зрелища. Ведь тогда многие театральные представления были непристойного характера, а актрисы, по римскому законодательству, приравнивались к блудницам.
Епископ города Патара знал и уважал благочестивого юношу Николая и способствовал его рукоположению в священники. После принятия сана он стал относиться к своей жизни еще строже.
После того, как умерли родители святителя, он унаследовал от них большое состояние. Но богатство не приносило ему той радости, какой было общение с Богом, поэтому Чудотворец просил Его указать, как лучше распорядиться своими деньгами.

Известно, что при помощи архиепископа Николая, его сосед спас от позора себя и трех своих дочерей. Еще недавно эта семья была обеспеченной, но обстоятельства привели к тому, что этот сосед стал нищим и он даже стал думать о том, чтобы его дети начали заниматься любодеянием и эти заработать на жизнь. Случайно святому удалось узнать об этом, и он решил оказать помощь этой семье.

Но свое благодеяние он решить сделать тайно, как написано в Евангелие:

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» (Мф.6,1).

Ночью Николай Чудотворец тайно положил в окно соседа мешочек с деньгами, и когда бедняк нашел золото, он сразу же подумал о Божией помощи. Эти деньги пошли на приданое старшей дочери, которая вскоре вышла замуж.
Вскоре святой Николаи решил помочь средней дочери своего соседа и снова подбросил ему узелок с деньгами. Когда несчастный отец опять нашел деньги, он стал молиться Господу, чтобы он открыл ему спасителя. Когда бедняк справил вторую свадьбу, он понял, что Господь подаст ему помощь и для брака третьей дочери. И вот однажды Божий угодник в третий раз решил помочь соседу и снова подкинул тому деньги. Но в этот раз хозяин догнал ночного гостя, узнал о том, что это был святой Николай Чудотворец, и припал к его ногам, долго благодарил святителя, который попросил не говорить никому о том, что это была его помощь, чтобы никто не узнал об этом добром деле.


От этого поступка в христианском мире пошла традиция, по которой детки в рождественское утро находят подарки, тайно привезенные ночью Николаем, которого на западе называют Санта-Клаус.

Прошло время, прихожане полюбили Николая. Правящий архиерей, при людях, рукоположил его в пресвитеры, сказав такие слова:

«Братья! Я вижу новое солнце, восходящее над землей. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь его своим пастырем, ибо он упасет души заблудших, насытит их на пажити благочестия и явится милосердным помощником в бедах и скорбях».

После того, как святитель Николай стал пресвитером, во многих источниках описывается поездка Чудотворца к гробу Господню. Но по , можно сделать вывод об ошибке, на самом деле эта история про Николая Пинарского.

Вскоре умер предстоятель Церкви в Ликии. Почивший владыка вел праведную жизнь, был очень любим своей паствой, его почитали за святейшего, поэтому на его место искали такого же, который не уступал ему в благочестии. Один из архиереев на Соборе предложил попросить у Бога помощи и сказал, что по их молитвам Господь поможет найти нового предстоятеля.
После этого решения одному из участников Собора было ночное видение, в котором Господь подсказал, что архиепископом нужно назначить того, человека, кто первым окажется утром в храме. У этого человека будет имя– Николай. По первым в притворе храма утром увидели человека, который на вопрос епископа о своем имени, ответил:

«Имя мое Николай, я раб твоей святости, владыка».

Такое смирение и кротость очень понравились епископу и он с радостью представил будущего архиепископа духовенству и народу.
Сначала святитель Николай пытался отказаться от такой чести, но узнав об откровении свыше, усмотрел в этом Божью волю и согласился. При этом он, понимая какую ответственность взял на себя перед людьми и Господом, говорил себе, что теперь ему необходимо было жить для спасения других, а не только себя.

Николай Чудотворец был избран архиепископом города Миры приблизительно в 300 году. Невзирая на высокую должность, он все равно оставался для своей паствы образцом смирения, кротости и любви к людям.
Одежда святого была простой и скромной, никаких украшений святитель Николаи не имел, постную еду принимал раз в сутки, при этом нередко прерывая или отменяя свою простую трапезу, чтобы помочь кому-нибудь, кто нуждался в его советах или помощи.
Во время начала служения Николая Чудотворца в архиерейском сане, в 302 году, Римская империя устроила уничтожение христиан. По приказам правителей Диоклетиана и Максимиана христиане должны были отречься от веры и стать идолопоклонниками. Конечно же, святитель Николай не сделал это и поэтому, прожив на земле около 50 лет, оказался в темнице, где он подвергался мучениям на дыбе и другим пыткам.
Жестокость к христианам не привела к желанным результатам и потихоньку, начиная с 308 года, гонения стали ослабевать. В 311 году, незадолго до смерти императора Максимиана, был обнародован указ о запрете преследований христиан.
В результате радиологических исследований мощей святителя Николая, были обнаружены костные нарушения, характерные для людей, которые долго находились под влиянием сырости и холода. Это подтверждает, что святителя Николая долго, скорее всего не один год, содержали под стражей. Но Господь хранил Своего избранника потому, что ему предстояло за его деяния и чудотворения стать светилом и великим столпом Церкви.
Когда Николая Чудотворца освободили из темницы (около 311 года), святитель снова вернулся к своему служению Господу в город Миры, где уже как мученик, снова продолжил исцеление людских страстей и болезней.
Но еще не раз в Ликии возобновлялись гонения на христиан, которые продолжались вплоть до 324 года, когда Великий равноапостольный царь Константин окончательно не победил правителя Ликиния и объединил разделенное прежде государство в могучую империю.

В Мирах, как и во всей Римской империи осталось много языческих святилищ, которым по привычке поклонялась некоторая часть горожан. Святитель Николай, пользуясь благоволением царя Константина к Христовой Церкви, начал вести с язычеством непримиримую борьбу. В те времена это требовало немалых сил и мужества, ведь тогда еще много оставалось поклонников язычества, которое не мог запретить даже император Константин из-за риска государственного мятежа.
Кроме этого, враг рода человеческого попытался испытать христианскую Церковь еще одной напастью – арианской ересью. Пресвитер Арий создал свою теорию, по которой Христос был меньший Бог, чем Бог Отец и имел другую сущность, а Святой Дух был Им подчинен. Кроме этого, возникло еще несколько сект и течений, таивших в себе опасность для христиан и поэтому император Константин решил созвать в 325 году Первый Вселенский Собор в Никее, на котором были приняты главные положения православной веры и появился на свет Символ веры. Также была предана проклятию арианская ересь.

Италия славится множеством христианских святынь, особенно верующие любят посещать город Бари (Bari) – столицу Апулии (Puglia). Италия по количеству достопримечательностей и памятников культуры занимает в Европе первое место. Для любого религиозного человека этот город имеет важную ценность. Здесь находится храм святителя Николая Чудотворца (Basilica di San Nicola) - Русская церковь, посвященная святому, почитаемому многими верующими, где хранятся его мощи.

Базилика Града Барского является уникальнейшим памятником русского зодчества, который украшен торжественным фасадом, богато отделан резьбой и увенчан арками. Прекрасный зодческий комплекс среди других сооружений нового города выделяется внушительными пропорциями и архитектурными формами.

Немало архитектурных сооружений возникло за пределами России, но почти все они были построены в московской или ярославской манере. Город Бари славится грандиозным комплексом, который напоминает древнерусский терем. Строение было выполнено в новгород-псковском стиле архитектуры 15 века. Каменная одноглавая церковь рассчитана на 260 человек.

Подворье Бар-града состоит из красивейшего храма, уютных построек для приема паломников, восхитительного большого сада. Этот комплекс — духовное пристанище для странников из России, которые посещают город в надежде увидеть мощи Святителя.

Церковь и подворье строилось на деньги, сбор которых шел по всей Российской империи. Так как долгое время не удавалось восстановить храм св. Николая Чудотворца в Мире Ликийской, в 1911 году был основан комитет Бар-града, которому покровительствовал сам император. Задачей организации являлось возведение в Бари постоялого двора для путешественников, которые стекались к мощам великого чудотворца, а также сооружение церкви, достойно отражавшей православное искусство.

Празднование памяти Чудотворца установлено 19 декабря и 22 мая, вот тогда то и устраивался Барградский сбор. Комитету были также переданы пожертвования на церковь от княгини Елизаветы Федоровны в сумме 3 тысячи рублей, от императора Николая II было получено 10 тысяч и внушительная сумма 246 тысяч рублей, которые ранее были собраны на храм в Мире Ликийской.

Проект постройки

Весной 1912 года уже был готов проект, составленный знаменитым знатоком древней храмовой архитектуры А. В. Щусевым, в личном архиве зодчего сохранилось множество рабочих чертежей, эскизов, различных вариантов создания внутренней отделки, разработанных до мельчайших деталей. Однако из-за начавшейся революции работы были остановлены, а памятник зодчества до сих пор находится без задуманного богатого интерьера.

Италия и Россия установила свои государственные флаги на участке для строительства, когда состоялась торжественная церемония начала постройки в 1913 году. В 1914 году уже вел свою работу приют для паломников, а позже он стал временным для беженцев.

Русские эмигранты стали смотрителями церковной собственности за рубежом, стремясь сохранить ее для возрожденной России. Но в 30-е годы 20 столетия храм перешел в собственность муниципалитета города, против воли людей его построивших. Постоялый двор и церковь в Бари на время забросили, паломничество к святым мощам прекратилось.

Базилика лишилась почти всего церковного имущества, без следа исчезли ценные вещи, такие как библиотека, старинная утварь, несколько десятков древних икон. Для церкви уже было подготовлено великолепное убранство и древние иконы, но из-за революции доставить их из Российской империи стало невозможно. Художнику К. С. Петрову-Водкину собирались доверить роспись нового храма, но он не смог выехать.

Русских верующих в Италии стало намного меньше после революции, и только благодаря большой греческой диаспоре православного вероисповедания, особо чтившей святителя Спиридона Тримифунтского (Саламинского), в 1921 году был освящен нижний приход в его честь.

Только в 2009 году Италия передала Базилику в Российское ведомство, и теперь храм опять стал достоянием и гордостью Русской Церкви. Одновременно с созданием храмового комплекса в Бари было заложено строительство нового «Барградского» храма в Санкт-Петербурге. Итальянская и российская Барградская церковь даже похожи между собой – одноглавые, квадратные, колокольни расположены над западными стенами, двухскатный кров, купола, похожие на ратный шлем.

Иконостас Подворья


Иконостас представляет собой каноническую композицию: образ Спасителя и Богородичная икона с Младенцем – справа от Царских ворот, образ св. Николая - слева от них. Слева направо в иконостасе также установлены иконы Св. Царицы Александры, Св. целителя и великомученика Пантелеймона, Святого Димитрия Солунского, Великомученика и Победоносца Георгия, Сергия Радонежского, Александра Невского, преподобного Серафима Саровского, чудотворца Спиридона Тримифунтского. Далее Базилика украшена иконами Святителей Василия, Григория и Иоанна, Святых апостолов Петра и Павла, Святого равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги.


В Апулии очень почитаема икона святых бессребреников Космы и Дамиана, ее разместили с северной стороны над входом в храм. Икона Богородицы «Знамение» была написана художником А. А. Бенуа-Конским совместно со своей супругой. Ниже Богородичной иконы - Спаситель на Престоле.

Среди святынь в нижнем приделе находится икона св. Николая Чудотворца, где хранятся его мощи. С 1087 года святые мощи Св. Николая бережно хранятся в часовне Базилики. С правой стороны от входа в верхний храм базилики находится великий храмовый образ.

Над входом в базилику размещена мозаичная икона, на которой запечатлены: Спаситель, Божья Матерь и святой Николай с Евангелием в руке, написал итальянский художник Никколо Колонна (Niccolo Colonna) в 1967 году.

Внушительных размеров паникадило изготовлено в Сербии на собранные пожертвования русских эмигрантов. Установленное в 1998 году, оно заметно выделяется на фоне белоснежного свода. Перед архитектурным комплексом установлена скульптура святителю Николаю, мастерски выполненная российским скульптором В. М. Клыковым.

Паломничество к мощам

Даже после своего упокоения, святой Николай не перестает опекать своих духовных чад, внимая их молитвам и содействуя болящим и страждущим. Особенно его молитвы помогают детям, пожилым людям, убогим и болящим, торговцам, морякам и путешественникам. Святителя почитают во всех конфессиях – православной, католической, мусульманской и даже язычники.

Каждый год в город Бари съезжаются тысячи российских паломников. У православных паломников есть право совершать службы и молебны, лицезреть целебные мощи святителя. Многие путешествующие получают божественную помощь исцеления от великого угодника Божия. Город Бари может гордиться тем, что имеет такую святыню, как досточтимая икона святителя и его мощи.

Полезная информация

  • Адрес: город Бари, Базилика Святителя Николая (Basilica di San Nicola)
  • Церковь открыта ежедневно с 7:30 – 13:00 и с 16:00 – 19:30. Вход бесплатный .
  • Каждый четверг в 10:30 церковь начинает Богослужение с Евхаристией (кроме Великого Поста).
  • Молебен с акафистом: четверг – 16:00, в остальные дни – 11:00.
  • Как добраться: в город Бари ходит паром до порта, храм располагается рядом с морским побережьем. От порта до церкви можно дойти пешком за 10 минут, железнодорожный вокзал находится в 15 минутах ходьбы.
  • Официальный сайт: bargrad.com

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Архиепископ Мир Ликийских Святитель Николай Чудотворец, более известный в России как Николай Угодник и Николай Мирликийский – один из самых известных христианских святых. Его память почитают и православные, и католики, и лютеране, и англиканцы, и прихожане древневосточных церквей. За свою праведную жизнь святитель Николай получил от Господа дар чудотворения. По молитвам верующих он всегда помогает в проблемах. В знак особых заслуг перед Богом, тело Николая Чудотворца стало источать миро. С тех пор оно стало одной из самых почитаемых реликвий в христианстве.

Мощи в Антиохии

Изначально хранились в городе Миры Ликийские, где тот провёл почти всю жизнь . В 792 году начальник флота Аббасидского халифата Хумейд отправился в эти места с целью взломать и разграбить гробницу. Ему в этом деле помогало войско. Однако Хумейд перепутал усыпальницы и вместо нужной ему начал разбивать стоявшую рядом. Но едва только он принялся за своё дело, на море образовался мощный шторм, уничтоживший все корабли флотоводца.

После этого нападения христиане в Европе поняли, что святыне грозит нешуточная опасность. В Италии, где в ту пору жило много выходцев из Греции, эту историю переживали особенно остро.

Вскоре весь христианский мир подвергся новому испытанию – Византию принялись атаковать турки-сельджуки. Империя практически не могла противостоять этой силе, тем более что туркам с севера помогали родственные гузы, а также печенеги. Отдельно от них на Византию нападали с запада норманны. Сельджуков отличала звериная ненависть к христианским материальным ценностям. Так, в городе Кесария они разграбили самую ценную святыню тех мест – церковь во имя Василия Великого, в которой покоились мощи этого святого. Также турки уничтожили огромное количество тех христиан, кто выступал против поругания святынь.

Кража мощей и вывоз в Бари

Варварство сельджуков привело к тому, что в Византии стали подозрительно относиться ко всем без исключения мусульман. Жители итальянского портового города Бари решили этим воспользоваться и выкрасть мощи Николая Угодника, поскольку хотели вернуть своей малой родине утраченный статус религиозного центра. По их мнению, обвинение в краже святыни ляжет на представителей исламской религии, а сами итальянцы-католики останутся безнаказанными.

В 1087 году барийские купцы направились в Антиохию, а 20 апреля того же года по дороге домой заехали в Миры. Сначала два человека с итальянского экипажа отправились в разведку по городу. Вернувшись, они сообщили спутникам, что в городе всё спокойно, а в церкви, где хранятся нужные им мощи, находится всего четверо монахов. После этого все барийцы в составе 47 человек пошли в храм.

В церкви итальянцы попросили братию провести их к мощам Николая Угодника, дабы те могли им поклониться. Иноки не заподозрили ничего плохого и спокойно отвели гостей к помосту, под которым стояла усыпальница Николая Чудотворца. При этом монах-проводник рассказал, что накануне одному старцу было видение, где сам святитель просил повысить бдительность и усилить контроль над его мощами.

Барийцы очень обрадовались, услышав это, поскольку они восприняли эту историю как приказ самого Николая Чудотворца. Потому они отказались от первоначального силового варианта своих действий и рассказали инокам о настоящей цели их визита, предложив тем три сотни золотых монет в качестве выкупа за святыню. Монахи наотрез отказались от подобной сделки и даже попытались вырваться из храма, чтобы предупредить горожан об опасности. Купцы не дали им уйти, связали и поставили своих охранников у ворот церкви.

Итальянцы разломали помост над гробницей и увидели, что она залита святым миром, источаемым мощами. Присутствовавшие там же барийские священники Дрого и Лупп отслужили литию, после которой молодой человек по имени Матфей вытащил из усыпальницы мощи. Ковчега для их переноски не было с собой, и тогда Дрого просто завернул их в свою верхнюю одежду и отнёс на судно, после чего барийцы отправились прочь. Тем временем монахи сумели освободиться и рассказали горожанам о случившемся несчастье. Те бросились к берегу, но те, кто забрал святыню, уже уплыли далеко, и их было не догнать. Горю людей нельзя было ничем помочь.

Вместе с барийцами в Антиохию с той же целью пытались попасть и их соотечественники – торговцы из Венеции, но они прибыли позже своих земляков.

9 мая 1087 года итальянцы вернулись в город Бари, где им устроили пышную торжественную встречу. Правителей города в тот день не было на месте, и привезённой реликвией распоряжался настоятель обители, монах-бенедиктинец Илия. Он повелел поместить её в прибрежной церкви Святого Стефана. Во время перенесения мощей произошёл ряд чудесных исцелений больных людей. Это добавило барийцам почитания святого угодника Божия, который всегда помогает людям.

В следующем году была выстроена церковь во имя Николая Чудотворца, освящённую лично Римский Папа Урбан II. В этом храме, который сегодня известен как Базилика Святого Николая , и сейчас под престолом алтаря хранится большая часть его мощей. Внизу этого престола вырезано небольшое отверстие, из которого ежегодно на 9 мая собирают прозрачное миро.

В 2005 году антропологи из Великобритании сумели восстановить по черепу примерный внешний образ Николая Чудотворца . Согласно данным учёных, он был человеком плотного телосложения и невысокого роста (не более 170 см). У него были следующие черты лица:

  • карие глаза;
  • смуглый цвет кожи;
  • высокий лоб;
  • выпирающие подбородок и скулы.

Частица мощей в Венеции

Жители Мир перепрятали останки реликвии в другое место (барийцы в суете и спешке собрали лишь наиболее крупные частицы мощей, а небольшие фрагменты, которые составляли около 20% всей святыни, оставили). Тем не менее, в 1099-1101 гг. они лишились и их. Участвовавшие в первом Крестовом походе венецианцы захватили стражников, и те под страшными пытками рассказали им, где покоятся мощи. Помимо этого, гости из Венеции забрали и другие святыни – мощи священномученика Феодора и святого Николая Пинарского.

Эти останки были доставлены на венецианский остров Лидо , где также был отстроен храм Святителя Николая. Впоследствии антропологическая экспертиза дважды (в 1957 и 1987 годах) подтверждала идентичность мощей в Бари и Венеции.

Доставка мощей в Россию

Во время нашумевшей встречи в кубинской столице Гаване Патриарха Русской православной Церкви Кирилла и Римского Папы Франциска в феврале 2016 года была достигнута договорённость, что в следующем году частица мощей Николая Мирликийского будет находиться в России. Это стало первым подобным случаем в своём роде, поскольку с момента доставления в Бари мощи не покидали пределов города.

Через отверстие, в котором собирают миро, было извлечено левое ребро Николая Мирликийского, и поздно вечером 21 мая 2017 года реликвия была доставлена в Москву самолётом. В столичном Храме Христа Спасителя частицу мощей встречал лично . Именно там фрагмент святыни находился с 22 мая до 12 июля 2017 года. На следующий день ребро доставили в Александро-Невскую Лавру Санкт-Петербурга, где она пребывала по 28 июля 2017 года и была впоследствии доставлена обратно в Бари.

Это стало знаковым событием в жизни православной России. На поклон к святыне приезжали верующие не только из России, но и из Беларуси, Украины, Молдавии, Сербии, стран Прибалтики и прочих близлежащих государств. В столице частице мощей преклонились свыше 1,8 млн. человек, а в Питере – почти 500 тысяч человек. Таким образом, общее количество тех, кто приложился к христианской реликвии, превысило 2,3 млн. человек .

Храмы, где можно поклониться мощам

Помимо мощей в Италии, частицы этой святыни хранятся во многих храмах по всему миру. Немало таких мест и в России. В одной только Москве приложиться к мощам святителя можно в следующих церквях:

Для поклонения мощам Николаю Угоднику необязательно ехать в Москву. Как правило, частица этой святыни имеется в храмах большинства городов, являющихся центрами той или иной епархии.

Праздник перенесения мощей

Барийцы в Италии первыми установили празднование перенесения мощей Николая Мирликийского. Этот день не прижился на остальной территории Римско-Католической церкви и в большинстве православных церквей, особенно в Греческой, которая считала потерю мощей невосполнимой трагедией. Однако на Руси, где Николая Угодника всегда почитали очень широко, сразу принялись отмечать праздник 22 мая. Точную дату, когда в Русской Православной Церкви началось почитание дня перенесения мощей, выяснить не удаётся. Большинство специалистов полагают, что это произошло в 1088-1098 годах.

 

Возможно, будет полезно почитать: