Упражнения для развития артикуляции. Артикуляционная гимнастика

Что такое мелкая моторика? Это способность малыша выполнять последовательно мелкие и точные движения кистями, а также пальцами ног и рук. В простонародье это понятие, называется просто "ловкость". К мелкой моторики относят разные движения: от простых(просто взять игрушку) до сложных(рисовать и писать).

Упражнения для развития артикуляции

Упражнения, которые помогают ребенку развивать артикуляцию и усовершенствовать движение тех органов, которые непосредственно участвуют в произношении звуков и слов, нужно проводить на начальном этапе развития малыша, причем ежедневно. Это нужно для того, чтобы те двигательные навыки, которые изучаются и усваиваются, могли стать более прочными и закрепиться надолго.

Продолжительность самого занятия при этом не должна перевешать 5 минут, так как занятия, которые длятся больше, вызывают у ребенка усталость, что приводит не к усвоению материала, а к исчезновению общего интереса к упражнениям. Для начала время занятий вообще следует сократить до нескольких минут. Чтобы упражнения не были для малыша слишком сложными, следует учитывать его возраст и выбирать легкие материалы, такие которые были бы доступными для развития ребенка.

Гимнастику и ее упражнения, которые развивают артикуляцию малыша, можно проводить как группами, так и индивидуально, главное, чтобы при выполнении всех упражнений, ребенок мог смотреть в зеркало и на своего педагога и мог видеть те движения и мимику, которые происходят при разговоре, чтобы сравнивать с тем, как это получается у него. Специалисты, которые разрабатывают подобные упражнения, не рекомендуют выполнять их сразу же после еды, а выполнение всех заданий и гимнастических упражнений в игровой форме – только приветствуется.

Все упражнения, развивающие артикуляцию ребенка, выполняются в некой последовательности, которую, прежде всего, определяет возраст малыша. Сначала это должен быть рассказ какой-нибудь сказки или истории, который бы отвечал теме упражнений. После этого педагог, воспитатель показывает ребенку технику выполнения задания или упражнения, после чего ребенок начинает сам пробовать его исполнить, контролируя движение органов речи перед зеркалом. Все это время воспитатель наблюдает за малышом, и если он делает что-нибудь неверно, то тот указывает на неточности, после чего ребенок может попробовать выполнить упражнения самостоятельно и уже без помощи зеркала. Но так как маленькие дети зачастую не могут выполнить задание без зеркала, то для них этот пункт можно упустить.

Игры на развитие артикуляции у детей

Для игр можно использовать разные картинки и изготовить простые пособия, о которых поговорим ниже.

Взрослый – тот, кто проводит артикуляционную гимнастику, должен очень внимательно следить за малышом, допуская выполнение только правильной технологии упражнений, и тогда ребенок быстрее сможет усвоить все нужные для правильной артикуляции детали.

«Весёлые лягушки» (выполняйте упражнения в соответствии с текстом)

Квака любит улыбаться.

Тянуть губы прямо к ушкам20

Очень нравится лягушкам.

Рот у Кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

«Трубочка»

Мои губы – трубочка –

превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.

«Обезьянки»

Попросите малыша повторять за вами: вытягивайте губы в улыбке, посылайте поцелуйчики. Попробуйте показывать пасть крокодила, с открытым ртом предложите малышу высунуть и удержать язык несколько секунд. Складывайте губки трубочкой и цокайте, как лошадка.

«Пузырь»

Надувайте обе щёки и лопайте пузырь. Игра очень увлекает малыша. Потом попытайтесь научить ребёнка надувать одну щеку, а потом другую.

«Котёнок»

Пусть малыш покажет, как котёнок лакает молоко, облизывает губки (ах как вкусно). Для развития правильного речевого дыхания (короткий вдох, удлиненный выдох) вам необходимо изготовить простые атрибуты.Возьмите трубочку для коктейля и проденьте в ней нитку. Завяжите нитку, чтобы удобно было держать и повесить игру на крючок. Вырежьте из цветной бумаги листочки, цветочки или бабочек (предметы выбирайте в соответствии с темой ваших занятий). Возьмите нитку. Один край нитки привяжите к трубочке, а на другой конец закрепите бабочку. На одну трубочку можно привязать несколько бабочек на разной высоте. Играя с малышом, предложите ему подуть на бабочек. Это упражнение очень нравится детям.

Можно на конец трубочки привязать комочек ваты или пёрышко, или ласкуток лёгкой ткани. На все это ребёнок может дуть с разной силой (лёгкий ветерок, сильный ветер).

Можно изготовить маленькие воротца и пытаться задуть в них комочки ваты.

Для развития дыхания подойдут вертушки, надувные шары, дудочки и т.д., а так же речёвки на гласные звуки, например:

Девочка плачет – а-а-а-а (длительное произнесение);23

Мышонок смеётся – и-и-и-и;

Волк зовёт другого волка – у-у-у-у;

Лось трубит в лесу – о-о-о-о;

Ребёнок маленький плачет – уа-уа-уа-уа;

Дети в лесу перекликаются – ау-ау-ау-ау.

Артикуляционные упражнения

Можно так же использовать следующие упражнения:

  1. Вдох и выдох через нос (стоя или сидя на стуле)
  2. Вдох через нос, выдох через рот.
  3. Вдох через рот, выдох через нос.
  4. Вдох и выдох через левую половину носа (тоже через правую)
  5. Вдох через одну половину носа, выдох через другую.
  6. Глубокий вдох, выдох через нос толчками.

Артикуляционная гимнастика

Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

«Болтун-болботун» - упражнения для языка

Сначала объясните ребёнку, кто такой «болтун», ведь язычку предстоит в него превратиться.

Чтобы это превращение прошло успешно, надо сделать язык широком-широким! Не получается? Путь ребёнок положит язык на нижнюю губу и пошлёпает, «накажет» его, произнося при этом: «пя-пя-пя-пя…». Теперь язык стал послушным и широким? Самое время превращать его в болтуна-болботуна! Широкий язык выбрасывается изо рта и бьёт по верхней губе, издавая характерные звуки: «бл-бл-бл-бл- …».

У этого упражнения есть и другое название: «Индюк». Ведь правда же, похоже на то, как болбочет рассерженный индюк?

Упражнение для языка и нижней челюсти «Печём блинчики»

Кто сказал, что блинчики можно испечь только на сковородке? На нижней губе они тоже неплохо получаются, особенно если в качестве «блинчика» выступает сам язычок!

Итак, «печём блинчики». Рот приоткрыт, губы не напряжены и расслаблены. Широкий, плоский язык-блинчик спокойно лежит ни нижней губе: остывает… Удерживать это положение не менее 10 секунд. Один блинчик остыл? Печём второй, третий, четвёртый… Одним словом, пока не устанем.

Упражнение для языка «Вкусно!»

Блинчики испекли? Поели? Ах, как же было вкусно!!! А ели-то, наверное, со сметаной или с вареньем? Вот и перемазали верхнюю губку. Теперь с верхней губы надо слизать остатки варенья или сметаны.

Облизываем верхнюю губу широким языком движением сверху-вниз. Рот при этом приоткрыт, а нижняя губа не помогает, не «подсаживает» язык. К сожалению, ребёнку не всегда удаётся правильно выполнить это упражнение: нижняя губа не слушается… Достичь желаемого результата удаётся после нескольких неудачных попыток.

Упражнение для языка и нижней челюсти «Волна»

Ребёнок видел морскую волну? Она то накатывает на берег, то убегает от него.

Вот сейчас – волна как раз «накатила». Рот широко открыт. Кончик языка крепко упирается в нижние резцы. Прилив… Подержав какое-то время язык в этом положении, убрать его глубоко-глубоко в рот. Отлив. …

Повторить это чередование несколько раз.

Если выполнить только первую часть упражнения, название его можно изменить на «Горочку», «Катушечку». В отличие от «Волны», эти упражнения - статические.

Упражнение для языка и нижней челюсти «На море штиль»

Море бывает не только бурным, но и спокойным. А вот может ли быть какое-то время спокойным язык ребёнка?

Рот открыт. Язык укладывается на дно ротовой полости и становится абсолютно неподвижным.

При всей простоте, упражнение очень сложное! В этом родители и педагоги могут убедиться, заглянув в рот ребёнка. В мышцах языка – подёргивания и «зыбь»? Ведь так? Добиваемся полного «штиля»!

Экология жизни: Здоровье и красота. Хотите, чтобы произносимые вами слова звучали внятно, ясно и чётко, а речь стала красивой и запоминающейся?

Артикуляционная гимнастика

Многим людям, даже не связанным с публичными выступлениями как таковыми, нередко всё же приходится брать на себя функцию оратора, ведущего или конферансье. Это может быть презентация проекта или доклад, проведение какого-либо мероприятия или просто рассказ интересной истории в кругу друзей. Что уж говорить о тех, для кого выступления – это профессия?

Но абсолютно неважно, выступает человек профессионально, только обучается этому мастерству или же вообще толком не имеет к этому отношения, в любом случае правильная артикуляция всегда будет играть ему только на руку, т.к. благодаря ей все произносимые слова будут звучать внятно, ясно и чётко, а речь будет красивой и запоминающейся. В особенности же это, конечно, касается тех людей, которые имеют к выступлениям непосредственное отношение. В этой статье мы представляем вашему вниманию 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

  1. Зевание с открытым ртом
  2. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
  3. Произношение гласных звуков с позёвываниями
  4. Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье

Гимнастика языка

  1. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
  2. Пожёвывание языка
  3. Похлопывание языка губами
  4. Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
  5. Попытки достать языком до подбородка и до носа
  6. Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
  7. Переворачивание языка на разные бока
  8. Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнения на улучшение артикуляции

Упражнение 1

Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык - это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам, проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

Упражнение 2

Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение 3

Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

Упражнение 4

Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».

Упражнение 5

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение 6

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение 7

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Упражнение 8

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение 9

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

Упражнение 10

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще - это работа с зеркалом . Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

  • Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль
  • Очень важно регулярно работать перед зеркалом
  • В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны
  • Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении
  • Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами
  • Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе. Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.

Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!

Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:

  1. Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу.
  2. Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом.
  3. Повторите пункт №2 у зеркала.


    Возможно, определение «артикуляционная гимнастика» вызовет недоумение. Ведь все привыкли, что гимнастика нужна для укрепления мышц, для гибкости, ловкости… Все верно. Органы, участвующие в звукообразовании – губы, щеки, язык, – тоже состоят из мышц. И когда они недостаточно развиты, сильны, подвижны, речь получается неразборчивой, у говорящего словно «каша» из звуков во рту. Поэтому в развитии речи дошкольников артикуляционная гимнастика для детей имеет огромное значение. Ведь именно в детстве легче и важнее всего выработать нужные качества мышц, участвующих в речи.

    Самые детские игры

    Что же нужно этим мышцам? Губам, щекам и нижней челюсти – подвижность, языку – сила, упругость, ловкость, достаточная длина уздечки, способность быстро принимать разные положения и состояния. Не менее важно умение делать выдох нужной силы и в нужном направлении. Все эти способности ребенок вполне может приобрести к моменту начала активного говорения (около 2 лет), если все это время с ним заниматься артикуляционной гимнастикой. Кроме того, существуют различные комплексы артикуляционных упражнений, позволяющие исправить неправильное произношение некоторых звуков речи (шипящих, свистящих, [л], [р]) у детей 4, 5, 6, 7 лет. Так что значение таких занятий переоценить трудно.

    Чтобы проблем с неправильным произношением было как можно меньше, начинать занятия по развитию артикуляции можно еще до 1 года – уже с первых месяцев жизни малыша. Сначала это будут звуки, которые показывает ребенку мама. Причем показывает утрированно, делая каждое движение преувеличенным, чтобы кроха постепенно запоминал движения губ.

    Например, при купании, переодевании, во время игр для самых маленьких деток можно изображать:

    • шум воды;
    • гогочущих гусей;
    • рыбок (шлепать губами без звука);
    • вой ветра;
    • лошадок – цокать, фыркать;
    • собачек; высовывающих язык или рычащих;
    • слоников, вытягивающих хоботок;
    • кошечек, которые лакают, облизываются, мяукают;
    • ухающих сов;
    • тикающие часики;
    • пение петушка;
    • писк мышки и пр.

    Такие занятия нужно проводить постоянно, чтобы малыш привыкал к тому, что речь – это активная работа губ, языка и всех остальных мышц, участвующих в процессе звукообразования. Вначале он будет просто смотреть, как это делают взрослые.

    От двух до четырех

    В возрасте 2-3 лет ребенок уже может повторять за родителями простейшие упражнения. С этого возраста занятия с дошкольниками должны носить систематический характер.

    Чтобы убедиться, что все делается правильно, ребенку обязательно нужно зеркало. А чтобы малыш не считал занятия нудными уроками, выполнять которые не хочется, проходить они должны в виде игры. В это время можно рассказывать малышу сказочные истории о путешествиях язычка, слоника, отважных грибников, маленьких поварят и т. д. Можно облекать каждое упражнение в стихотворную форму.

    В возрасте 3-4 лет уже можно контролировать правильное выполнение каждого движения, у деток постарше важно вырабатывать четкость и плавность.

    Малыши 2-4 лет не способны долго концентрировать внимание и быстро устают, даже от игр. Поэтому занятие артикуляционной гимнастикой для детей этого возраста не должно длиться более 10 минут. Начинать нужно и вовсе с 2-3 минут в день, с самых простых упражнений, постепенно изучая все новые, по мере того, как будут освоены предыдущие.

    Во время таких «уроков» чередуйте статичные и динамичные упражнения, чтобы дольше удерживать интерес малыша к занятию.


    В этом возрасте подойдут следующие артикуляционные упражнения.

    Статические:

    • «Улыбочка» – ребенок улыбается, скрыв зубы за сомкнутыми губами, положение сохраняется 4-5 секунд;
    • «Блинчик» – язычок выкладывается в расслабленном, плоском состоянии на нижнюю губу, но не выдвигается вперед (держим также около 5 секунд);
    • «Бегемотик» – малыш держит ротик широко открытым около 5 секунд;
    • «Хоботок» – губы складываются в трубочку и вытягиваются вперед, насколько возможно (задержать положение до 5 секунд);
    • «Голодный хомячок» – втянуть щеки и задержаться в таком положении на 5-6 секунд.

    Динамические:

    • «Месим тесто» – язык находится в положении «блинчика», в это время ребенок смыкает-размыкает губы, слегка покусывает язык зубками;
    • «Чистим зубки» – кончиком языка малыш должен провести по верхним зубкам слева направо, затем точно так же по нижним;
    • «Змейка (стрелочка)» – язычок нужно сделать узким, острым и вытянуть максимально вперед, задержать на несколько секунд;
    • «Качели» – с открытым ртом надо поочередно поднимать язычок вверх и опускать вниз. Можно выполнить вариацию: сделать упражнение перед зубками и за зубками;
    • «Часики» – с открытым ртом малыш поочередно касается кончиком язычка правого и левого уголка рта;
    • «Шарики» – малыш надувает щечки, а затем хлопает по ним пальчиками, выпуская воздух;
    • «Сытый хомячок» – надуваются сначала обе щечки, затем каждая по очереди.

    Начинать нужно с 2-3 повторений, постепенно увеличивая их число до 7-10. Но если ребенок устает, занятие следует остановить и доделать оставшуюся часть в другое время.

    Домашние занятия по развитию артикуляционного аппарата у малыша не стоит прекращать, если он пошел в садик. Занятий, проводимых воспитателем со всей группой в детском саду, может быть недостаточно. Ведь в детском коллективе сложно уделить достаточное внимание каждому ребенку индивидуально, чтобы убедиться, что он все выполняет правильно и в нужном объеме. Даже если кроха занимается у профессионального логопеда, он вам посоветует закреплять пройденное дома.

    От четырех до семи

    В этот период своего развития дошкольник (или младший школьник) уже готов к более продолжительным и сложным по содержанию занятиям. Комплекс артикуляционных упражнений может длиться уже до 20 минут. Ребенок теперь в состоянии выполнять довольно сложные просьбы взрослых, поэтому «заковыристые» упражнения больше подходят именно для этой возрастной группы.

    В этом возрасте ребенку можно показывать видео уроки по развитию артикуляционного аппарата (при этом и сами родители могут более правильно освоить методику проведения таких занятий).

    Обучая своего ребенка правильной речи, следите, чтобы ваша собственная речь тоже была правильной. Дети учатся, копируя наши действия. Поэтому если у родителей есть дефекты речи или они неграмотно строят предложения, то же самое будут делать и дети. Если вы сами не выговариваете какие-то звуки, займитесь сначала своей артикуляцией. Добейтесь чистого звукоизвлечения и только после этого учите своего кроху. В противном случае переучивать его придется логопеду. А это намного сложнее.

    К тому же, такая ситуация непременно окажется стрессовой для ребенка, когда он попадет в языковую среду, отличную от той, что окружает его дома (например, пойдет в детский сад). Ведь для него все, что делают родители, априори правильно.

    Итак, артикуляционная гимнастика для возраста 4-7 лет выглядит следующим образом.

    Упражнения для развития подвижности губ:

    • «Слоник» («Хоботок»);
    • «Улыбочка»;
    • «Бегемотик»;
    • «Блинчик»;
    • «Заборчик»;
    • Чередование «Улыбочка» – «Заборчик».


    Упражнения для укрепления мышц языка:

    • «Блинчик»;
    • «Качели»;
    • «Месим тесто»;
    • «Сердитая киска» – кончиком языка малыш упирается в нижние зубы, середину языка выгибает «горкой», теперь нужно слегка покусывать «горку» зубками;
    • «Змейка»;
    • «Парус» – ребенок должен упереться кончиком языка в передние зубы и задержаться так несколько секунд (рот при этом открыт);
    • «Маляр» – нужно «покрасить» язычком нёбо по направлению от зубов к горлу;
    • «Чистим зубки»;
    • «Часики»;
    • «Чашечка» – ротик нужно широко открыть, высунуть язычок и сделать его округлым, подняв кончик и бока (удерживать так несколько секунд, не касаясь губ или зубов);
    • «Индюшонок» – ребенок быстро двигает кончиком языка по верхней губе вперед-назад, издавая звук «бл»;
    • «Вкусное варенье» – широким языком малыш должен облизать верхнюю губу сверху вниз;
    • «Дятел» – острым кончиком языка нужно быстро бить за верхними зубами у их основания, произнося звук «д»;
    • «Моторчик» – упражнение похоже на предыдущее, только выдыхать нужно с большей силой и произносить «дын-дын».

    Упражнения для развития подъязычной уздечки:

    • «Грибочек» – язык надо присосать к нёбу (ротик максимально открыт) и так задержать на 7-10 секунд;
    • «Гармошка» – упражнение похоже на предыдущее, только нижнюю челюсть при этом нужно покачивать – открывать с максимально возможной амплитудой и немного прикрывать;
    • «Лошадка» – упражнение похоже на грибочек, только более динамичное: язычок нужно отрывать, издавая звук, похожий на цокание копыт.

    Упражнения для щек:

    • «Голодный хомячок»;
    • «Сытый хомячок»;
    • «Шарики».

    Занимаясь с ребенком артикуляционными упражнениями дома, следует помнить о том, что во время таких игр малыш должен находиться в хорошем настроении и заниматься с удовольствием. Занятия после 4 лет можно организовывать по 2 раза в день продолжительностью около 10 минут каждое. Одно из основных слагаемых успеха – систематичность тренировок и их игровая форма. Никакого насилия и никакой «обязаловки»!

    В идеале время выполнения каждого упражнения – около 10 секунд. Но ориентироваться следует на желание и способности ребенка. Если он устает или не хочет – лучше на время снизить темпы.

    Если какое-то упражнение не получается даже у вас, не стесняйтесь признаться в этом малышу и предложить ему поучиться вместе. Можно посмотреть его на видео, попробовать снова и вместе решить, что вы непременно осилите сложную игру.

    Занятия на отработку артикуляции не обязательно должны быть именно занятиями – элементы упражнений можно включать в повседневную жизнь: подражать домашним животным, облизывать ложку или тарелку во время еды и т. д.

    Тренируем силу выдоха

    В любом возрасте будут полезны упражнения для тренировки дыхания. Ведь если у ребенка не будет развита сила речевого выдоха, он не сможет произносить длинных фраз, будет добирать воздух в процессе говорения и договаривать предложение либо шепотом, либо «взахлеб».

    Тренировать речевое дыхание можно при любом удобном случае. Например, читая книжку. Если в ней есть описание ветра, мама может изобразить, как он дует. Придя зимой с прогулки, можно подуть на озябшие ручки. Купая кроху в ванной, дуем на пенку, сдуваем ее с рук. За обедом можно подуть на горячий чай. Такие игры кроме непосредственной пользы принесут ребенку и массу положительных эмоций.

    Основной упор при развитии речевого дыхания следует делать на то, чтобы ребенок мог сделать длительный плавный выдох одинаковой силы на всем протяжении. Это поможет ему в дальнейшем правильно распределять количество воздуха при произнесении длинных фраз.

    Существуют специальные упражнения на отработку речевого дыхания.

    • «Одуванчик». Летом на прогулке нужно найти опушенный одуванчик и показать малышу, как сдувать с него пух.
    • «Бабочка». Вырезать бумажную бабочку. Прикрепленная к нитке, она очень красиво порхает, если правильно на нее подуть – ровно и долго.
    • «Снежинка». Нужно сделать снежинку – распушить маленький кусочек ватки. Когда на нее дуют, она летает. Чем дольше выдох, тем выше летит снежинка.
    • «Пушок». То же самое, только с перышком. Играть можно вдвоем: мама гонит пушинку к ребенку, он – обратно к ней.
    • «Ивушка». К карандашу или палочке приклеивают несколько узких полосок бумаги. Делая «ветерок», малыш заставит «ветви ивы» колыхаться.
    • «Свечка». Малыш должен научиться задувать свечку (например, для своего дня рождения).
    • «Перелетные птицы». Вырезанные фигурки небольших птиц кладут на стол. По команде («птички улетают!») взрослый вместе с ребенком дует на птичек. Чья улетит дальше – тот и победил.
    • «Дудочка». Игрушка в виде дудочки или свистка (свистульки) также прекрасно тренирует дыхание.
    • «Буря в стакане». Ребенок с силой дует в трубочку для коктейля, помещенную в стакан с водой или напитком. Настоящая буря!

    Такова общая методика развития артикуляционного аппарата у дошкольников. Корректировать ее нужно исходя из возможностей, здоровья, интересов ребенка. Кому-то вместо «Змейки» упражнение лучше назвать «Иголочка» или «Стрела», с кем-то больше внимания уделять растяжению уздечки (особенно если малышу не удаются звуки [р] и [л]), кто-то не отличается усидчивостью, тогда занятия придется делить на 3-4 захода за день и выполнять их совсем маленькими порциями.

    Если же, несмотря на все усилия родителей, к 4-5 годам ребенок не научился правильно произносить все звуки или путает, к примеру, звонкие с глухими, следует обратиться за помощью к логопеду. Возможно, у малыша есть врожденные дефекты органов речи (нёба, языка), либо у него неправильный прикус, слишком короткая подъязычная уздечка, короткий язык, большие губы и т. д. К дефектам речи приводит и повышенный тонус мышц губ, языка, гортани.

    Для коррекции таких дефектов может понадобиться курс логопедического массажа или даже оперативное вмешательство.

    Правильная, красивая речь, окрашенная яркой интонацией, имеющая приятную ритмику, не появится у ребенка просто так. Это – большая «незаметная» работа, которую предстоит проделать родителям малыша в первые 5-6 лет его жизни, чтобы потом он мог уже самостоятельно обогащать и совершенствовать речевой багаж в школе, радуя папу с мамой своими успехами.

    Хорошо поставленная речь - залог приятного впечатления и зачастую успеха в целом. Научите ребёнка говорить красиво и понятно, и плоды вашего труда не заставят себя ждать.

    Что же такое артикуляция? Это совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. Если проще, то именно благодаря артикуляции мы различаем на слух слова.

    Упражнения на развитие артикуляции (артикуляционная гимнастика) направлены на работу со многими группами мышц - языка, губ, нёба, а также грудной клетки и плечевого пояса.

    Правила артикуляционной гимнастики

    1. Выполнять упражнения каждый день, лучше делать 3-4 захода по 3-5 минут каждый.
    2. 1 заход - это 2-3 упражнения, причём только одно из них новое, остальные - на закрепление и повторение.
    3. Каждое упражнение выполнять по 5-7 раз.
    4. Упражнения делать сидя, спина прямая, тело расслаблено.
    5. Упражнения идут от простых к сложным, постепенно.

    Упражнения для губ

    • Улыбка. Так, чтобы не было видно зубов, удерживать губы в улыбке.
    • Трубочка. Вытягивать губы трубочкой.
    • Заборчик. Улыбаться, при этом зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
    • Бублик. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд, так что верхние и нижние резцы видны.
    • Заборчик - Бублик. Улыбка - Трубочка.
    • Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

    Упражнения для подвижности губ

    • Щётка . Нужно покусывать и почесывать зубами сначала верхнюю, потом нижнюю губу.
    • Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
    • Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
    • Говорящие рыбки. Хлопать губами друг о друга.
    • Хлопок. Щёки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался отчётливый звук.
    • Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха посылать к губам, пока они не начнут вибрировать, и будет слышаться звук, похожий на фырканье лошади.
    • Сдувшийся мяч. Рот широко открыть, губы втягивать внутрь, плотно прижимаясь к зубам.


    Упражнения для губ и щёк

    • Зарядка. Покусывать, похлопывать и растирать щёки.
    • Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щёки поочерёдно.
    • Голодный хомячок. Втянуть щёки.
    • Рот на замок . Бить кулачком по надутым щекам, чтобы воздух выходил с шумом.

    Статические упражнения для языка

    • Птенчики . Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
    • Лопаточка . Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
    • Чашечка . Рот широко открыт. Передний и боковой края языка подняты, но не касаются зубов.
    • Иголочка . Рот открыт. Напряжённый язык выдвинуть вперёд.
    • Горка . Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
    • Трубочка . Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
    • Грибок . Рот открыт. Язык присосать к нёбу.


    Динамические упражнения для языка

    • Часики . Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.
    • Змейка . Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать вглубь.
    • Качели . Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
    • Футбол . Рот закрыт. Напряжённым языком упираться то в одну, то в другую щёку.
    • Чистим зубы. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
    • Катушка . Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперёд и убирается вглубь рта.
    • Гармошка . Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
    • Маляр . Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба.
    • Оближем губки. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

    Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

    • Трусливый птенчик. Широко открывать и закрывать рот так, чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язык «сидит», не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
    • Акулы . На счёт «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счёт «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперёд, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно без резких движений.
    • Завтрак . Имитировать жевание с закрытым и открытым ртом.
    • Обезьяна . Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
    • Силач . Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот.
    • Барьер . Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).
    • Дразнилки . Широко и часто открывать рот и произносить: па-па-па.
    • Урок пения. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки: «а», «я» (расстояние между зубами в два пальца), «о», «ё» (расстояние между зубами в один палец), «и» (рот слегка открыт).
    • В полный голос. Произнесите гласные звуки с голосом: «а», «я», «о», «ё», «и».

    Правильное и четкое произнесение звуков зависит от работы речевого аппарата. Эта работа называется артикуляцией. Если речевой аппарат функционирует активно, если отсутствуют дефекты, то артикуляция речи считается правильной, а дикция будет четкой.

    Дикция и артикуляция – это связанные понятия. Упражнения на усовершенствование речи предполагают активизацию работы речевого аппарата, улучшение артикуляции. Для этого существует специальная гимнастика, подготавливающая органы речи к правильной работе. Гимнастика состоит из упражнений, регулярное выполнение которых способствует развитию дикции и улучшению произнесения звуков.

    Выполнять упражнения нужно перед зеркалом. Так вы сможете контролировать процесс, избегать неправильного движения органов речи. Причем контролировать следует движения всего тела, поэтому нужно брать зеркало в полный рост. Одна из основных ошибок артикуляции – это перенесение движения, предназначенного для органов речи, на другие части тела – руки, бедра, ноги. При выполнении упражнений для артикуляции нужно расслабиться, но тело двигаться не должно. Лишняя жестикуляция – это признак напряжения, поэтому при ее возникновении нужно остановиться, расслабиться и начать упражнение заново. Естественно, что в привычных условиях тело участвует в речевом акте, но во время артикуляционной гимнастики работать должен только речевой аппарат.

    Упражнения для развития артикуляции

    1) Сядьте перед зеркалом и выпрямите спину. Все внимание должно быть направлено на лицо. Сначала поднимите брови и держите их поднятыми, пока мышцы не устанут. Потом зажмурьтесь, тут же откройте глаза и расслабьтесь. Улыбнитесь как можно шире и сразу вытяните губы трубочкой.

    2) Широко откройте рот. Затем двигайте челюстью в разные стороны, но осторожно. В каждом положении необходимо зафиксировать ее на несколько секунд. После движений в стороны делайте круговые движения.

    3) Снова необходимо широко открыть рот. Не только опустите челюсть, но и растяните губы. С открытым ртом попытайтесь свести губы вместе. Естественно, что у вас не получится, но упражнение на развитие артикуляции речи заключается в тренировке и растягивании губ.

    4) Теперь тренируем язык. Его кончик нужно немного закрутить. Представим, что нам нужно покрасить нёбо малярным валиком, его роль выполняет закрученный кончик языка. Доставать нужно до всех возможных участков нёба.

    5) Для этого упражнения на развитие артикуляции нужно представить, что вы очень устали и собираетесь пойти ко сну. При этом широко и сладко зеваете. Но зевать нужно не бесшумно, а громко, при этом издавать необходимо определенные звуки:

    6) Здесь нужно вспомнить, как мы полощем горло, например во время простуды. Делать нужно то же самое, только без лечебных отваров. Запрокиньте голову и издавайте звуки как при полоскании – «ррррр».

    7) Снова нужно открыть рот, сильно опустив нижнюю челюсть. Не напрягайтесь, пусть она остается свободной. Попытайтесь закрывать рот кулаком, подставив его снизу. Но при этом челюсть должна давить на кулак, препятствовать его силе. Сначала давите незначительно, постепенно увеличивайте нагрузку. Положение рта при этом не должно изменяться.

    8) Наберите в рот воздуха, чтобы щеки сильно надулись, а потом выпустите его, чтобы получился характерный звук – «пфу». Повторите это упражнение на развитие артикуляции. Потом разувайте щеки, не открывая рот и не выпуская воздух.

    9) Перекатывайте воздух из одной щеки к другой под губами. Постепенно увеличивайте размер этого шарика воздуха.

    10) Теперь нужно изобразить рыбку. Для этого щеки втягиваются, а нижняя челюсть откидывается. Открывайте и закрывайте рот, представляя, что рыбка ест корм или хватает пузырьки воздуха.

    11) Эти упражнения для развития артикуляции тренируют губы. Нужно сильно натягивать их на зубы, будто вы хотите спрятать внутреннюю поверхность. Еще нужно чесать губы о зубы.

    12) Тянитесь верхней губой к носу. Потом нижнюю губу тяните вниз, пытаясь достать до подбородка.

    13) Теперь изображаем лошадь. Закройте рот, не напрягайте мышцы. Пропустите воздух со звуком «фрррр». Так обычно делают лошади, постарайтесь воспроизвести этот звук.

    14) «Почистите» языком полость рта – нёбо, зубы под нижней и под верхней губой, под языком.

    15) Немного откройте рот и касайтесь языком поочередно уголков губ.

    16) Нужно цокать языком, прислоняя его к нёбу.

    17) Глубоко вдохните и на выдохе тяните звук «а». Затем зажмите язык и на выдохе произнесите звук «л». Чередуйте звуки.

    18) Эти артикулярные упражнения выполняются с прямой спиной. Расслабьтесь, глядя в зеркало «нарисуйте» губами дерево или яблоко. Повторите «рисунок» бровями и глазами. Используйте все части лица, которые двигаются. При этом голова не должна поворачиваться.

    19) У следующего упражнения богатая история. Им для развития голоса пользовалась сама Екатерина II. По словам современников, она всегда была царственной и величественной, ее лицо выражало спокойствие. Причем Екатерина сама изобрела гимнастику, от которой не только улучшалась артикуляция речи, но и стимулировались лицевые мышцы. Об этом писал историк Пыляев. Императрица перед зеркалом руками убирала все показатели гнева или других эмоций на лице, а к публике выходила уже эмоционально спокойной и приветливой. Вы тоже можете узнать о секрете этого способа.

    Нужно встать перед зеркалом и полностью расслабиться, не напрягать лицевые мышцы. Затем всеми пальцами нужно водить от скул к носу, будто вы собираете все части лица в середине. Прикройте глаза, но контролируйте процесс. После этого начните расправлять лицо, проводя пальцами от носа к скулам. Это стимулирует не только развитие артикуляции речи, но и возвращает коже упругость и гладкость, выступая в качестве массажа.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

     

    Возможно, будет полезно почитать: