Технология развития критического мышления. Как развить критическое мышление

Знание того, как развить критическое мышление, помогает усовершенствоваться в профессиональной сфере, научиться подходить к любой работе творчески и уменьшить риск быть обманутым. Ниже описаны методы, приемы и способы критического анализа.

Критическое мышление: что это такое

Познание окружающего мира у любого развитого человека предполагает следующие процессы:

  1. Получение новой информации.
  2. Обработка полученных сведений.

Первый процесс осуществляется абсолютно любым из нас независимо от возраста и уровня образования.

Важно! Где бы мы ни были и что бы мы не делали, мы получает какие-то сведения извне и либо принимаем их как факт, либо оцениваем.

На этапе приобретения каких-либо навыков, будь то изучение нового языка или ознакомление с принципом действия двигателя внутреннего сгорания, необходимо сначала пассивно заучивать новое. Однако человек, принимающий все и всегда «на веру», рискует стать жертвой обмана и манипуляций как в профессиональной, так и в личной сфере.

Пассивное принятие не требует большой затраты энергии, критическое же мышление имеет два аспекта:

  1. Способность сомневаться . Поступающая к человеку информация изначально не принимается как истинная и потому требует проверки на подлинность.
  2. Способность оценивать . Человек сопоставляет новые сведения с тем, что ему уже известно. Опираясь на свой личный опыт, он оценивает, насколько новая информация является актуальной, правдивой и интересной.

Думать критически означает не только скептически относиться ко всему, что нас окружает, но и мыслить творчески. Обыденный скептицизм, основанный на неприятии и отрицании, не имеет ничего общего с критическим анализом. Последний предполагает глубокую умственную работу, целью которой является поиск истины, а не отрицание как таковое.

Методы критического мышления

Для того, чтобы улучшить собственные способности подходить критически к получаемой из внешнего мира информации, можно использовать такие методы:

Выделение ключевых мыслей из книги, статьи

Читая литературный, публицистический или научный текст, подчеркивайте фразы, которые кажутся вам основными, а затем собирайте их вместе и анализируйте.

Построение синквейнов

Синквейн – это упражнение, которое предполагает создание небольшого текста по строго установленным правилам. Сначала пишется существительное – тема анализа, затем под ним записывают два прилагательных, под прилагательными – три глагола. На 4-й строке пишут фразу, которая раскрывает главную мысль темы. На 5-й, заключительной, строке должно быть одно существительное, подводящее итога сказанному.

Пример синквейна:

  • Учеба
  • Интересная, трудная
  • Учиться, оценивать, развиваться
  • Учеба помогает построить успешную карьеру
  • Профессия

Попробуйте формировать подобные короткие тексты к тем проблемам, которые нужно решить. Слово в последней строке должно отражать итог информации, описанной в остальной части синквейна.

Проверка фактов

От кого бы ни исходила информация (от вашего начальника или от соседки по лестничной площадке), не принимайте ее как истину, но и не отвергайте. Проверьте подлинность фактов из надежных источников.

Плюсы и минусы

Это общепсихологический прием, направленный на принятие решения. Если перед вами стоит выбор, впишите в левую колонку плюсы, которые вы приобретете в случае положительного решения, а в правую – минусы и их последствия. Проанализируйте полученные результаты.

Работа на результат

До начала обучения новым навыкам и умениям, составьте вопросы, на которые хотите получить ответы, затем проверьте, достигли ли вы желаемых целей.

Развитие критического мышления на уроках в начальной школе

С детского сада и школы большинство людей приучают принимать несомненный авторитет старших. От детей часто требуют механического заучивания и впитывания новой информации. С одной стороны, это не так уж и плохо, потому что составлению собственного мнения должно предшествовать пассивное получение знаний.

С другой стороны, чрезмерная авторитарность учителей может привести к тому, что у учащегося просто-напросто исчезнет потребность сомневаться. Важно! Развитие навыков критического анализа не предполагает навязывание своей точки зрения или неуважение к старшим.

Наоборот, учитель, умеющий создать пространство для творческой мыслительной работы, пользуется большим авторитетом.

Обучение критическому мышлению проходит эффективней в игровых формах. В начальной школе для развития способности детей мыслить критически могут быть использованы следующие педагогические приемы:

  1. Если ученик делает ошибку в выполнении устного задания, учитель спрашивает других, согласны ли они с его ответом . Если кто-то не согласен, педагог просит объяснить, почему. Одновременно с этим учитель должен сказать совершившему ошибку ученику, что в этом нет ничего страшного, потому что, только делая ошибки, мы по-настоящему познаем новое.
  2. Давать задания на поиск ложной или ошибочной информации . Упражнение может быть оформлено в виде «вредных советов» от какого-нибудь персонажа, например, 1. Алина считает, что когда кто-то угостил конфетой, не нужно говорить «спасибо». 2. Максим думает, что если на светофоре горит красный свет, нужно перебежать дорогу. 3. Саша считает, что все девочки глупые и потому их нужно дёргать за косички.
  3. Предложить ученикам выявить положительные и отрицательные стороны какого-нибудь события . Например, ситуация «Холодно и идет снег». Что хорошего в такой погоде? Что плохого? Ответы нужно записывать в две колонки.
  4. Перед началом занятия учитель пишет на доске его план . В конце урока педагог задает учащимся вопросы по теме урока и интересуется, соответствовало ли занятие указанному плату и что еще они хотели бы узнать по данной теме. Учащиеся должны почувствовать, что для учителя важно не только дать новый материал, но и иметь обратную связь.

Всесторонне развитого человека невозможно представить без критического мышления – элемента, позволяющего ему сформировать свой взгляд на вещи и не зависеть от чужого мнения. Оно способствует личностному росту и подталкивает человека к развитию. Анализ ситуации и выбор пути решения – способность личности, без которой невозможно иметь свое мнение. Как развить критическое мышление?

Чтобы научиться критически мыслить, необходимо все время тренироваться. Начинать развиваться можно в любом возрасте. Тренируя мышление, человек способен выйти на новый уровень развития и приблизиться к реализации целей.

Тренировать мышление и следовать по намеченному пути не так просто, как кажется. Но определив жизненные задачи и разработав с помощью критического мышления план их выполнения, человек способен достичь успеха.

Как начинать развивать мышление

Для тренировок мышления нужно выделить время, которое обычно человек тратит впустую. Для этого необходимо проанализировать распорядок дня. Для развития мышления может быть использовано время, которое раньше тратилось на:

  • просмотр телевизора;
  • компьютерные игры;
  • социальные сети.

Первым шагом к выработки критического мышления является ежедневное проведение анализа. Под конец дня необходимо взвесить и изучить совершенные за день достижения. Требуется учитывать и количество промахов. Анализ должен заключаться в выявлении действий, во время выполнения которых были допущены ошибки. Выявив недостатки за прошедший день, следует подумать, как их можно устранить. Под конец необходимо сделать вывод, приблизило ли произошедшее к поставленной цели или отдалило от нее. На основе этих простых действий разовьется мышление, перерастающее впоследствии в критическое. Можно вести записи для выявления повторяющихся действий.

Необходимо решать по 1 задаче в день. Спеша на работу, по дороге нужно наметить какую-то главную проблему и постараться решить ее в течение дня. Человек должен стремиться получить как можно больше информации, способствующей решению соответствующей задачи. Для решения проблемы нужно проанализировать различные варианты и выбрать лучший. Определив план действий, нужно придерживаться стратегии. Если в ходе решения задачи обстоятельства изменятся, необходимо оперативно вносить изменения в план. В процессе решения задач следует развивать интеллект, внимательность, логику.

Развитие навыков критического мышления

К навыкам мышления следует подходить критически. Стоит пересмотреть их, если они приводят к нежелательным последствиям. Нужно стараться мыслить позитивно и не допускать негативных мыслей. Для , человек должен научиться:

Решив развить критическое мышление, человек должен провести черту между выводами и наблюдением. Нельзя рассуждать, не проверив сведения. Только владея точной информацией, можно делать выводы. При этом во время тренировок следует следить за тем, чтобы не исчезло чувство юмора. Способность подшучивать над собой и видеть юмор в ситуациях помогает сохранению ясного ума и ненавязчиво выражению своего мнения по поводу проблемы. Но следует проявлять осторожность, если смех используется в качестве психологической защиты.

Навыки, способствующие самосовершенствованию

Чтобы научиться мыслить критически, человеку должно быть дело до всего. В жизни есть много неизученных вещей. Любопытство развивает ум. Благодаря любознательности происходят открытия, случаются приключения. Развивший способность интересоваться происходящим не только выработает критический склад ума, но и сделает свою жизнь насыщеннее и разнообразнее.

У каждого обитателя современного мира должно быть выработано объективное восприятие информации. Нельзя всецело доверять всему тому, о чем говорят в СМИ, телевизионной рекламе. Необходимо трезво смотреть на реальность и проверять информацию, вызывающую недоверие. Правда устанавливается в ходе мышления, а не под воздействием общественного мнения. Не все предполагаемое является истиной. Необходимо научиться сопротивляться бурным эмоциям. При их проявлении, у человека может затмеваться разум.

Выработка критического склада ума и современное общество

Человеку, живущему в современном обществе, постоянно пытаются навязать чужое мнение. Следует критично относиться к информации, получаемой из:

  • рекламы;
  • уст агитаторов.

Сведения, распространяемые среди людей, не всегда являются правдивыми. Необходимо научиться отличать правду от лжи и не доверять всему слепо.

Человек должен помнить о перспективах. Любая ситуация должна оцениваться критично, а план действий обдумываться трезво. Не следует завышать или занижать самооценку. Требуется трезво понимать свои возможности и действовать, исходя из них. При этом следует заниматься самосовершенствованием. Чтение книг, занятия спортом, получение новой информации и обучение навыкам могут поднять человека на новый уровень. Бывает, что поведение человека диктуется негласными правилами. Их знание ведет к принятию правильного решения и поведения. При незнакомой ситуации или нахождении в чужой культуре, необходимо проявить наблюдательность или расспросить тех, кто ближе знаком с ситуацией. Негласные правила современного мира необходимо изучать.

Разговор является лишь составной частью общения, которое ежедневно происходит общения между людьми. Существует обмен невербальными знаками. Необходимо знать и уметь применять разновидность общения на практике. Если человек мило улыбается и ведет себя дружелюбно, но при этом стремится доставить боль собеседнику при рукопожатии, следует подвергнуть сомнению искренность данного человека. Если слушатель утверждает, что ему интересно повествование, но при этом откровенно зевает и всем своим видом показывает скуку, у докладчика появляется весомый повод усомниться в словах.

Если на человека давят, то, чтобы не ошибиться в принятии решения, следует остановиться и подумать, взвесив все за и против. Быстрое решение под чужим напором не всегда верное. Научившись анализировать, прежде чем доверять, человек сделает большой шаг на пути развития критического мышления.

Чувства и способность мыслить критически

Чтобы научиться мыслить критически, человек должен стремиться не поддаваться чувствам и общественному мнению. Ярлыки и стереотипы способны сбить с толку и привести к неверным выводам. Перед принятием важного решения, следует узнать как можно больше о всех его аспектах.

Негатив – чувство, способное сбить с толку любого. Часто человек слишком критичен к себе. Надо постараться заменить негатив на позитив. Это не только благотворно повлияет на решение, но и повысит самооценку.

Встав на путь саморазвития, не следует забывать об общечеловеческих чувствах. Нельзя осуждать других, не поняв конкретную ситуацию и действия другого человека в определенных условиях. Сопереживая, можно принять правильное решение. Осудив человека, не разобравшись в ситуации, впоследствии можно сильно пожалеть. Решая чью-то судьбу, следует поставить себя на его место. Стараясь понять поведение других людей, можно научиться правильно мыслить и принимать решения.

Факты, влияющие на принятое решение, должны быть неоднократно проверены. Пунктов для анализа должно быть много. При недостаточном количестве фактов, решение может быть принято неверно. Необходимо получить как можно больше информации из надежных источников.

Важный навык – умение выслушать. Часто человек задает вопрос, а другой просто пропускает его слова. Озабоченность мыслями не позволяет сосредоточиться и вникнуть в важные вещи. Этот простой навык развить очень трудно. Если слушать внимательно, то можно получить больше полезной и важной информации.

Учимся думать нелогично

В книгах по философии описывается логическое мышление, а также приводится пример его искажения. В современном мире ценится креативность и оригинальность. Необходимо разбираться в этом и трезво оценивать жизненные примеры.

Во время выработки критического хода мыслей, на помощь может прийти 6 чувство. Догадки о вещах, событиях, поступках существуют и на подсознательном уровне. Интуиция не подвержена логике, но она ценна в качестве дополнения в принятии решений.

Плюсы умения мыслить критически

Считается, что критическое мышление – естественный процесс, обычный ход мыслей. Однако в жизненных ситуациях люди отклоняются от этого. Воспитать и развивать мышление – значит повысить качество жизни, принимать правильные решения и добиваться успехов в жизни. Ход мысли формирует правильный взгляд на мир и развивает логику.

Развитие мышления дает много преимуществ. К ним относятся:

  • способность делать правильные выводы;
  • умение собирать нужную информацию;
  • способность обосновывать и рассуждать;
  • умение четко знать проблему;
  • умение использовать идеи;
  • взаимодействие с людьми;
  • умение использовать альтернативное мышление.

Выработав критический склад ума, человек начинает мыслить направленно, с корректированием своих выводов. Такое мышление отличается от стандартов и позволяет решать сложные задачи.

Любой человек принимает сотни решений в день, поэтому хотите вы или нет, но все мы являемся критически мыслящими созданиями. Разница состоит лишь в качестве нашего критического мышления. Когда мы взвешиваем варианты, расставляем приоритеты и думаем наперед, то используем именно этот навык. Однако он состоит из других, которые в итоге формируют его качество.

Первым делом для развития критического мышления вам нужно понять важность превалирования над . Поэтому изучайте и противоречия для того, чтобы принимать более качественные решения. А также практикуйте и культивируйте следующие навыки.

Сбор информации

Многие люди принимают совершенно глупые решения лишь потому, что уверены в своей правоте. Их информация устарела, а обновить ее у них нет никакого желания. Поэтому не забывайте о том, как быстро меняется наш мир. Собирайте всю доступную информацию, благо в нашем мире в ней нет недостатка.

Наблюдение

Вам необходимо быть любопытными. Замечайте вещи, которые всегда были у вас под носом, а вы их воспринимали как должное. Причем это могут быть не только предметы, но и манера вашего и чужого поведения, самые разные иронические ситуации и необычные построения фраз. Когда вы наблюдаете, ваш внутренний голос на время успокаивается и не подвергает цензуре то, что видят глаза.

Умозаключения

Для того, чтобы делать правильные умозаключения, вам нужно изучать логику. В ней есть свои законы, исключения и противоречия, но тем не менее это прекрасный способ доказать свою мысль в любой дискуссии. Вы научитесь подмечать нелогичность высказываний других людей и указывать им на это, если ситуация позволяет.

Рационализация

Это означает применение законов разума: индукции, дедукции и аналогии. При помощи этих инструментов вы сможете оценивать аргумент и находить в нем достоинства и недостатки.

Рефлективность

Регулярно делайте шаг назад от деталей вашей проблемы и посмотрите на картину целиком. Отметьте, чему вы научились и какой опыт приобрели.

Творчество

Сравнение и контраст

Научитесь определять, чем похожи и чем различны два или больше предмета, ситуации, проблемы. Составляйте список достоинств и недостатков, после чего выберите что-то одно.

Анализ причины и следствия

Иронично, но многие люди неспособны отличить одно от другого. Поэтому вашим первым шагом будет именно навык определения что есть причина и следствие. Иногда причина и следствие могут быть не связаны - значит вы что-то не учли.

Синтез

Собирайте самые разные кусочки информации и объединяйте их для того, чтобы получить новый непредсказуемый результат. Говорят, именно так и функционирует любое творчество.

Оценивание

Научитесь взвешивать два и больше решения проблемы и оценивать, какое подойдет лучше.

Прогнозирование

Это сложный процесс, над которым люди обычно не заморачиваются. Они тратят несколько секунд на «анализ» и принимают решение, исходя из того будущего, которое они только что придумали. Не будьте такими, тщательно собирайте и анализируйте информацию. Конечно, в мире существуют тысячи факторов, но вы хотя бы можете учесть большую часть.

Расстановка приоритетов

Изучайте для того, чтобы понять, на что будете тратить свое время и почему. Помните, что время, потраченное на что-то бессмысленное, можно потратить на что-то значимое, на то, что перевернет вашу жизнь и сделает вас счастливым.

Резюмирование

Этот навык обычно является суммирующим и конечным. Вы должны осознать, что именно поняли, какой опыт приобрели, какие выводы сделали и подвести всему этому итог.

Скорее всего вам не удастся освоить все эти навыки одновременно. Однако вы можете их комбинировать для того, чтобы принять более правильные решения и смело действовать. С каждым освоенным навыком ваш образ мышления будет существенно меняться и улучшаться. Желаем вам удачи!

С Олей мы дружим с детства. Её главной чертой, помимо доброты и отзывчивости, была наивность. Когда Оле пришла смс, с текстом «зайди на сайт и узнай, какую открытку тебе отправили», Оля, не задумываясь, перешла по ссылке.

С баланса тут же ушла немаленькая сумма, и на какое-то время Оля уже никому не могла позвонить или написать. Когда на улице к Оле подошла гадалка, Оля, как под гипнозом, отдала ей несколько тысяч рублей «на обряд от безбрачия». Оля тогда училась в институте, и остаться старой девой ей никак не хотелось. И такие истории с ней происходили с завидной регулярностью.

Если бы Оля тогда знала про критическое мышление, она возможно избежала бы подобных ситуаций.

Под критическим мышлением, исходя из названия, мы понимаем образ мыслей, когда любую поступающую информацию мы не воспринимаем, как нам подали, а предварительно анализируем и по определению сомневаемся в ее правдивости. Сам термин говорит о том, что данный тип мышления подвергает критике все, что узнает из телевизора, газет, радио, интернета, от знакомых.

Термин возник не случайно. Еще во времена расцвета греческой философии такие яркие умы, как Сократ (а он бы в этом направлении первым известным исследователем), Платон и Аристотель доказали с помощью опросов и веских обоснований что люди, вне зависимости от опыта и уровня благосостояния эмоциональны.

И в первую очередь воспринимают информацию эмоционально, и рассуждают так, как им подсказывают чувства, а не разум.

Сократ говорил о том, что какими бы привлекательными не были доводы для нашего сердца, всегда необходимо рассматривать ситуацию ос всех сторон, и приводить разумные доказательства. Которые логичны и реальны.

Зачем нужно критическое мышление

В наше время навыки критического мышления особенно нужны: мы все вспомним случаи, когда СМИ публиковали «утки» — вымышленные или непроверенные истории.

Самый известный пример — это швейцарский видеоролик, в котором рассказывали о макаронных деревьях. В трехминутном видео работники «собирают урожай» макаронных изделий с деревьев. Видео показали в вечерних новостях на известном телеканале ВВС.

После показа на студию обрушился шквал телефонных звонков: швейцарцам было ужасно интересно — как же вырастить такое дерево дома? Продолжая начатую линию, работники студии посоветовали опустить спагетти в банку с томатным соусом и ждать.

Зрители этой телепередачи также изучали биологию в школе, многие после этого закончили ВУЗы. Но в школе не было предмета под названием «критическое мышление». И взрослые люди, имеющие опыт в самых разных сферах, доверились телевизору — потому что зрение не может обманывать.

Это пример ситуации, когда обман совершается из добрых побуждений: данный выпуск — всего лишь розыгрыш в день 1 апреля. В этот день принято разыгрывать друзей и знакомых, и вполне ожидаемо, что и телевидение присоединиться к празднику в своих сюжетах.

Но мы все знаем случаи, когда нами сознательно манипулируют для получения своей выгоды. Это случаи, когда мы сталкиваемся с мошенниками, несознательными организациями (особенно много таких компаний в сфере продаж), пропагандистами, рекламщиками и политтехнологами.

Сфера услуг — место, где мерилом успеха является процент выручки, заполонено «специалистами», которые готовы за ваши же деньги пообещать вам золотые горы.

Вникая и поддерживая, доверяя им – мы отдаем время, деньги (иногда и большее) без получения обещанного результата. Чтобы не быть обманутым (в самом позитивном случае), давайте рассмотрим, как развить критическое мышление.

Навыки и способности человека, обладающего критическим мышлением

Помимо самостоятельности, необходимы навыки:

  • аналитического и творческого мышления;

Любую информацию необходимо анализировать, объяснять самому себе те факты, с которыми приходится сталкиваться.

  • Умение отличать логичные от псевдологичных выводов;

Здесь вам потребуется изучить основы логики, науки, которая поможет вам отличать рассуждения, «притянутые за уши».

  • умение трактовать и сравнивать факты;

Важно уметь предполагать, какие события могут последовать за тем или иным явлением, а также предпосылки, которые привели к нынешнему состоянию дел.

Сравнение предметов или явлений — метод, к которому нас приучали с детства, дополнительные объяснения здесь не нужны.

  • Знание причинно-следственных связей;

Понимаю, что является первопричиной, многое расскажет вам о перспективах и особенностях чего-либо.

  • Структурирование;

Рассматривайте факты не по отдельности, а в различных комбинациях друг с другом (психологи утверждают, что именно это действие отличает творческую деятельность).

  • Оценка;

Сравнивая и анализируя, вы обязательно придете к какому-либо решению. Практикуйтесь, и это решение будет с каждым разом более грамотным.

  • Составление прогноза;

Имея на руках факты, практикуйтесь в прогнозировании — некоторые факты являются основополагающими, и доля вариантов может быть просто неосуществима.

  • умение объяснять явления и делать выводы.
  • Акцент на персоналии

Кто занимается изучением данного явления? А кто изучал ранее? Что мы знаем об этих людях? Как давно человек находится в данной должности, имеет ли он достаточно практического опыта в данной сфере, чтобы доверять его мнению?

Как развить критическое мышление

Стоит сразу сказать, что есть факты, которые подвергать критике необязательно: это физические и математические законы, установленные границ и расстояния, некоторые исторические факты.

Они утверждены ученым сообществом, и часть из них (например, расстояние от земли до Солнца) мы не можем доказать или опровергнуть, мы можем только принять на веру.

Если речь идет не о них, то у каждого сообщения (не важно, информацию рассказывают нам или мы получаем ее при чтении) должно быть:

  1. Проблематика

Это круг вопросов или тема, о которой пойдет речь в повествовании. Есть большая разница между проблемой в повествовании, для которой автор предлагает решение, от проблемы, о которой предлагает только побеседовать и проанализировать сложившуюся ситуацию.

  1. Допущения

Допущением называют информацию или факт, которую автор не подвергает сомнению. В этом случае следует обратить внимание, какую именно информацию мы считаем не требующей доказательств и почему.

  1. Угол зрения

Не все мнения являются основополагающими. Не все явления в мире носят сугубо положительный или отрицательный характер. Поэтому полагаться на мнение автора о том, что «А» — хорошо, а «Б» — плохо не обязательно.

  1. Факты

Опять же, говоря о том, что «А» хорошо, а «Б» — плохо, важно подключать к доказательству факты. Исследования, научные разработки, похожие ситуации, случавшиеся ранее – но не мнение подруги или маминого брата.

  1. Теория

Совпадают ли идеи, термины, которые присутствуют в повествовании с его темой? Имеют ли они четкое и понятное разъяснение?

  1. Вывод

Итогом вышесказанного должно быть суждение. Суждение базируется на нескольких фактах. Недостаточность информации не дает нам право сделать полноценный вывод.

  1. Результат

Читая очередной материал об изменениях в политическом строе, экономическом укладе или неоднозначном событии, нам важно выяснить: каковы цели данного события, данного текста? Что нам хотел сказать автор повествования? Какая тема главная, а какая второстепенная? Что автор считает априори таким, а что иным? Какие выводы делает автора в конце, и в других частях повествования?

Важно понимать, что некоторые выводы лейтмотивом проходят через весь текст или сообщение, и важно эти скрытые «умозаключения» выявить и обозначить. Очень рассудительно нужно отнестись к новостям «о шокирующих результатах исследования», «исторических находках», программах о тайном и неизведанном. На что опираются их доказательства? Какие исследования были проведены и кем? Что об этом явлении говорили ранее?

Развивая критическое мышление, вы заметите, насколько многогранный и неоднородный окружающий мир.

Сделайте вывод

Прочитав эту статью, вы встали на путь развития полезного навыка — критического мышления. Больше читайте и изучайте научные труды и исследования, проверяйте факты и опирайтесь на них в дальнейшем.

Успехов вам!

 

Возможно, будет полезно почитать: