Святые мощи святителя николая чудотворца. Где находятся мощи святителя николая чудотворца

Святитель Николай, прославился как великий угодник Божий и один из самых почитаемых Святых во всем христианском мире, как скорый помощник в самых, казалось бы, безнадежных и неразрешимых проблемах — и духовных, и житейских.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и мирно скончался примерно в 351 году. Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне.

Куда перенесли мощи Святого

Поклониться мощам Николая Чудотворца верующие могут уже в России — впервые за 930 лет мощи святителя покинули пределы итальянского города Бари.

Мощи Святого были доставлены в Россию 21 мая — святыня была принесена в кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве к началу вечернего богослужения, накануне дня памяти святителя Николая. Праздничное богослужение и встречу мощей 21 мая в храме Христа Спасителя возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Доступ паломников к святыне в Москве будет организован 22 мая с 12:00 до 21:00. Мощи Николая Угодника будут находится в России по 28 июля 2017 года.

Чудотворец

Святой Николай появился на свет благодаря молитве отчаявшихся родителей, у которых долгое время не было детей. Он родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии (ныне территория Турции) и был греческой колонией.

Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным. Святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, который расположен в провинции Анталия в Турции.

© photo: Sputnik / Alexander Yuriev

Люди очень полюбили нового архиепископа — он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым. Ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Святой Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством — разрушал идолов и капища, и защитник христианства — обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода — своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Святитель Николай Чудотворец считается покровителем всех странствующих.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Италия славится множеством христианских святынь, особенно верующие любят посещать город Бари (Bari) – столицу Апулии (Puglia). Италия по количеству достопримечательностей и памятников культуры занимает в Европе первое место. Для любого религиозного человека этот город имеет важную ценность. Здесь находится храм святителя Николая Чудотворца (Basilica di San Nicola) - Русская церковь, посвященная святому, почитаемому многими верующими, где хранятся его мощи.

Базилика Града Барского является уникальнейшим памятником русского зодчества, который украшен торжественным фасадом, богато отделан резьбой и увенчан арками. Прекрасный зодческий комплекс среди других сооружений нового города выделяется внушительными пропорциями и архитектурными формами.

Немало архитектурных сооружений возникло за пределами России, но почти все они были построены в московской или ярославской манере. Город Бари славится грандиозным комплексом, который напоминает древнерусский терем. Строение было выполнено в новгород-псковском стиле архитектуры 15 века. Каменная одноглавая церковь рассчитана на 260 человек.

Подворье Бар-града состоит из красивейшего храма, уютных построек для приема паломников, восхитительного большого сада. Этот комплекс — духовное пристанище для странников из России, которые посещают город в надежде увидеть мощи Святителя.

Церковь и подворье строилось на деньги, сбор которых шел по всей Российской империи. Так как долгое время не удавалось восстановить храм св. Николая Чудотворца в Мире Ликийской, в 1911 году был основан комитет Бар-града, которому покровительствовал сам император. Задачей организации являлось возведение в Бари постоялого двора для путешественников, которые стекались к мощам великого чудотворца, а также сооружение церкви, достойно отражавшей православное искусство.

Празднование памяти Чудотворца установлено 19 декабря и 22 мая, вот тогда то и устраивался Барградский сбор. Комитету были также переданы пожертвования на церковь от княгини Елизаветы Федоровны в сумме 3 тысячи рублей, от императора Николая II было получено 10 тысяч и внушительная сумма 246 тысяч рублей, которые ранее были собраны на храм в Мире Ликийской.

Проект постройки

Весной 1912 года уже был готов проект, составленный знаменитым знатоком древней храмовой архитектуры А. В. Щусевым, в личном архиве зодчего сохранилось множество рабочих чертежей, эскизов, различных вариантов создания внутренней отделки, разработанных до мельчайших деталей. Однако из-за начавшейся революции работы были остановлены, а памятник зодчества до сих пор находится без задуманного богатого интерьера.

Италия и Россия установила свои государственные флаги на участке для строительства, когда состоялась торжественная церемония начала постройки в 1913 году. В 1914 году уже вел свою работу приют для паломников, а позже он стал временным для беженцев.

Русские эмигранты стали смотрителями церковной собственности за рубежом, стремясь сохранить ее для возрожденной России. Но в 30-е годы 20 столетия храм перешел в собственность муниципалитета города, против воли людей его построивших. Постоялый двор и церковь в Бари на время забросили, паломничество к святым мощам прекратилось.

Базилика лишилась почти всего церковного имущества, без следа исчезли ценные вещи, такие как библиотека, старинная утварь, несколько десятков древних икон. Для церкви уже было подготовлено великолепное убранство и древние иконы, но из-за революции доставить их из Российской империи стало невозможно. Художнику К. С. Петрову-Водкину собирались доверить роспись нового храма, но он не смог выехать.

Русских верующих в Италии стало намного меньше после революции, и только благодаря большой греческой диаспоре православного вероисповедания, особо чтившей святителя Спиридона Тримифунтского (Саламинского), в 1921 году был освящен нижний приход в его честь.

Только в 2009 году Италия передала Базилику в Российское ведомство, и теперь храм опять стал достоянием и гордостью Русской Церкви. Одновременно с созданием храмового комплекса в Бари было заложено строительство нового «Барградского» храма в Санкт-Петербурге. Итальянская и российская Барградская церковь даже похожи между собой – одноглавые, квадратные, колокольни расположены над западными стенами, двухскатный кров, купола, похожие на ратный шлем.

Иконостас Подворья


Иконостас представляет собой каноническую композицию: образ Спасителя и Богородичная икона с Младенцем – справа от Царских ворот, образ св. Николая - слева от них. Слева направо в иконостасе также установлены иконы Св. Царицы Александры, Св. целителя и великомученика Пантелеймона, Святого Димитрия Солунского, Великомученика и Победоносца Георгия, Сергия Радонежского, Александра Невского, преподобного Серафима Саровского, чудотворца Спиридона Тримифунтского. Далее Базилика украшена иконами Святителей Василия, Григория и Иоанна, Святых апостолов Петра и Павла, Святого равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги.


В Апулии очень почитаема икона святых бессребреников Космы и Дамиана, ее разместили с северной стороны над входом в храм. Икона Богородицы «Знамение» была написана художником А. А. Бенуа-Конским совместно со своей супругой. Ниже Богородичной иконы - Спаситель на Престоле.

Среди святынь в нижнем приделе находится икона св. Николая Чудотворца, где хранятся его мощи. С 1087 года святые мощи Св. Николая бережно хранятся в часовне Базилики. С правой стороны от входа в верхний храм базилики находится великий храмовый образ.

Над входом в базилику размещена мозаичная икона, на которой запечатлены: Спаситель, Божья Матерь и святой Николай с Евангелием в руке, написал итальянский художник Никколо Колонна (Niccolo Colonna) в 1967 году.

Внушительных размеров паникадило изготовлено в Сербии на собранные пожертвования русских эмигрантов. Установленное в 1998 году, оно заметно выделяется на фоне белоснежного свода. Перед архитектурным комплексом установлена скульптура святителю Николаю, мастерски выполненная российским скульптором В. М. Клыковым.

Паломничество к мощам

Даже после своего упокоения, святой Николай не перестает опекать своих духовных чад, внимая их молитвам и содействуя болящим и страждущим. Особенно его молитвы помогают детям, пожилым людям, убогим и болящим, торговцам, морякам и путешественникам. Святителя почитают во всех конфессиях – православной, католической, мусульманской и даже язычники.

Каждый год в город Бари съезжаются тысячи российских паломников. У православных паломников есть право совершать службы и молебны, лицезреть целебные мощи святителя. Многие путешествующие получают божественную помощь исцеления от великого угодника Божия. Город Бари может гордиться тем, что имеет такую святыню, как досточтимая икона святителя и его мощи.

Полезная информация

  • Адрес: город Бари, Базилика Святителя Николая (Basilica di San Nicola)
  • Церковь открыта ежедневно с 7:30 – 13:00 и с 16:00 – 19:30. Вход бесплатный .
  • Каждый четверг в 10:30 церковь начинает Богослужение с Евхаристией (кроме Великого Поста).
  • Молебен с акафистом: четверг – 16:00, в остальные дни – 11:00.
  • Как добраться: в город Бари ходит паром до порта, храм располагается рядом с морским побережьем. От порта до церкви можно дойти пешком за 10 минут, железнодорожный вокзал находится в 15 минутах ходьбы.
  • Официальный сайт: bargrad.com

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий. Всё об этом почитаемом святом Вы узнаете из данной статьи! Дни памяти Николая Чудотворца:

  • 6 (19) декабря - день праведной кончины;
  • 9 (22) мая - день прибытия мощей в город Бари;
  • 29 июля (11 августа) - рождество святого Николая;
  • каждый будничный четверг.

Святитель Николай Чудотворец: житие

Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.

Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину.

Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: “Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое”. В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь – омофор.

И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий – святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям.

Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284-305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника.

Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.

В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солью премудрости.

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую известность доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на .

Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (22 мая н.с., 9 мая с.с.).

Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма.

Во имя святителя Николая Чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин († 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга (память 11 июля) воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве. Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города – Николо-Дворищенская церковь (XII), ставшая позже собором.

Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) – в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской.

Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Иногда они получали в народе именование “Николы Мокрого”. Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая Чудотворца.

Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером.

Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского – в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского – тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой – в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражия. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.

Иконы, фрески и мозаика с образом Николая Чудотворца

Священное Предание, частью которого является и церковное искусство, точно сохраняло на протяжении веков портретные черты святителя Николая Чудотворца. Его внешний облик на иконах всегда отличался ярко выраженной индивидуальностью, поэтому даже не искушенный в области иконографии человек без труда узнает образ этого святого.

Местное почитание архиепископа Мир Ликийских Николая началось вскоре после его кончины, а почитание на территории всего христианского мира оформляется на протяжении IV - VII веков. Однако, в связи с иконоборческими гонениями, иконография святого складывается достаточно поздно, только в X - XI веках. Древнейшее изображение святого в монументальной живописи находится в римской церкви Санта Мария Антиква.

Свт. Николай с житием. 1-я половина XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Икона из Свято-Духова монастыря. Серед.XIII в. Новгород. Русский музей, СПб.

Никола. 1-я половина XIV в. Ростов. ГТГ, Москва

Икона, вложенная в 1327 г. сербским царем Стефаном III (Урошем) в базилику св.Николая. Бари, Италия

Роспись на Никольской башне Московского Кремля. Кон.XV – нач.XVI в.

Никола Зарайский с клеймами жития. 1-я половина XVI в. Вологда. Вологодский областной краеведческий музей

Никола Можайский. Пелена. 2-я половина XVI в. Русский музей, СПб.

Никола Дворищский со св. Саввой и Варварой. Кон. XVII века. Москва. Государственный исторический музей, Москва

Дни памяти святителя Николая Чудотворца - 22 мая, 19 декабря в 2019 году

Вы прочитали статью Святитель Николай Чудотворец: житие, иконы, чудеса . Обратите внимание на другие материалы сайта “Православие и мир”:

Святителя Николая Чудотворца называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

Житие Николая Чудотворца

Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым - ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством - разрушал идолов и капища, и защитник христианства - обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода - своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах - точная дата неизвестна.

Мощи святителя Николая

Мощи Николая Чудотворца хранятся в Венеции на острове Лидо c 1099 года. «Венецианская часть» мощей святителя это та часть, которую не успели в спешке забрать барийцы во время взятия основной части мощей из Мир Ликийских в 1087 году. Совершение православных богослужений на мощах святителя Николая на острове Лидо уже стало доброй традицией для православных верующих. Впрочем, православные верующие Венеции и паломники приходят в базилику святителя Николая в течение всего года для совершения частной молитвы.

Первое время мощи святого покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

В 1087 году часть мощей святого перенесли в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие - ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию.

В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю.

История перенесения мощей ликийских святых

В 1095 г. папа Урбан II объявил I Крестовый поход против сарацин, в котором приняли участие западные правители, назвавшие себя крестоносцами. Венеция не осталась в стороне от Крестового похода, однако приняла в нем участие в своем, особенном стиле. Перед отправлением в поход Пьетро Бадоаро, патриарх Градо, и епископ Кастелло Энрико, сын упомянутого дожа Доменико Контарини, напутствовали войска и флот в храме Сан-Николо. При этом патриарх обратился с молитвой к святителю Николаю, чтобы он помог христианскому оружию в битвах против неверных и благоволил привезти в Венецию его мощи.

Под командованием Джованни Микеля, сына дожа Витале, венецианцы направились к Иерусалиму через Далмацию и Родос, где произошла стычка с их врагами, пизанцами, окончившаяся победой островитян. Когда они поравнялись с Ликийскими берегами, епископ Контарини, пожелал взять мощи святителя Николая, чтобы, как говорит хронист, «умножить покровителей своей Родины». Вообще, их главной целью, судя отчасти и по словам патриарха Бадоаро, произнесенным перед отправлением крестоносцев, и было похищение мощей святителя Николая, поскольку в Палестину они явно не торопились.

С кораблей послали соглядатаев, которые доложили, что город Миры находится на расстоянии 6 миль от берега моря и что после турецкого опустошения жителей в нем почти не осталось. В самой же базилике из-за оскудения числа верующих службы совершались всего лишь раз в месяц. Венецианцы выставили засаду и дождались удобного момента.

Когда крестоносцы вошли в храм, то нашли его пустым. Четыре стража, находившиеся там, показали разбитую раку и рассказали о похищении мощей барийцами (1087 г.) – «вот гробница, откуда барийцы взяли часть мощей, а другую часть оставили». Местонахождения оставшейся части стражи, однако, указать не могли, так же как ничего не знали они и о судьбе другой части, которую, по их словам, еще раньше император Василий подготовил для перенесения в Константинополь.

Венецианцы не поверили грекам и разобрали остатки гробницы, где нашли только воду и «масло» (миро?), а затем обыскали всю церковь, по словам летописца, «перевернув все вверх дном». Одновременно с поисками они принялись мучить стражей, пока один из них, не выдержав пытки, попросил позволить ему поговорить с епископом. Последний призвал стража рассказать о том, где спрятаны мощи, но тот лишь начал умолять избавить его от напрасных мучений. Контарини устранился от помощи несчастному, а солдаты стали снова пытать его. Тогда тот вновь возопил к епископу, который, наконец, положил конец мучениям, а страж в благодарность показал ему мощи двух других святых епископов Мир Ликийских – священномученика Феодора и св. Николая «Дяди».

Венецианцы погрузили мощи в корабль и хотели было отплыть, когда некоторые их товарищи, замедлившие в храме, сказали, что обоняли чудесное благоухание в одном из церковных приделов.

Тогда кто-то из стражей вспомнил, что епископ в большие праздники совершал службу не на главном престоле, но уходил в помещение, находившееся поблизости (возможно, исповедальню), и служил там на переносном престоле. На потолке комнаты, кроме того, имелась фреска, изображавшая святителя Николая. Именно рядом с тем местом венецианцы и обоняли удивительно приятный аромат, который привлек их внимание. Таким образом, вначале благовоние, источаемое на том месте, а затем икона подсказали крестоносцам, где им следовало искать мощи святителя. Вернувшись в церковь и разбив пол алтаря, они обнаружили под земляной прослойкой другой пол. Разобрав и его, они вынули большие камни, служившие ему опорой, и увидели следующий слой, представлявший собой окаменевшую массу, по составу напоминавшую битум. Внутри нее в медном ларце и находилась часть святых мощей чудотворца. По всей церкви тогда распространилось чудесное благовоние.

На раке была выгравирована надпись по-гречески: «здесь почивает великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море».

Крестоносцы собрали все осколки сплава, содержавшего мощи, и отнесли их на корабль, где устроили особый храм в честь святителя Николая и поручили священникам денно и нощно молиться и прославлять св. архиепископа Мир Ликийских.

Мощи трех святых были взяты из Мир Ликийских 30 мая 1100 г., а привезены в Венецию 6 декабря 1100 г. в день памяти святителя Николая. Мощи трех святых покоятся в одной раке, но в разных деревянных вместилищах. Автор рукописи «Перенесение мощей св. Николая» рассказывает о чудесах, совершавшихся у мощей святителя, многим из которых он лично был свидетелем. Достоверность мощей и их освидетельствование в 1992 г. Всего с момента перенесения мощей на Лидо освидетельствования проводились семь раз. Последнее и самое углубленное состоялось в октябре-ноябре 1992 г. с участием клирика храма св. Николая францисканца Л. Палюдет, впоследствии опубликовавшего иллюстрированный отчет об этом исследовании. Научную экспертизу возглавил профессор анатомии университета Бари Луиджи Мартино, тот самый, что был приглашен для подобного же освидетельствования мощей святителя Николая в Бари, имевшего место в 1953 г., в ходе которого было, в частности, установлено, что в апулийской базилике мощи святителя находятся не целиком.

Мощи св. Николая в Венеции

Внутри мраморного саркофага находились три деревянных вместилища. Самое большое из них содержало мощи св. Николая Чудотворца. Когда гроб открыли, обнаружили еще одно, свинцовое покрытие. Сняв его, члены комиссии увидели множество костей разного размера и цвета. Кроме того, здесь же найдены: 1) камень черного цвета и округлой формы с надписью по гречески: «Мощи святого смиренного Николая»; 2) верхняя часть черепа, которая не могла быть главой святителя Николая, поскольку после освидетельствования мощей в Бари было достоверно известно, что глава святого находится там (впоследствии установлено, что глава принадлежала св. Николаю «Дяде»); 3) поливной сосуд с миром.

Результат освидетельствования: по заключению профессора Мартино, проводившего аналогичное освидетельствование в Бари, «белые кости, находящиеся в Венеции, дополняют останки, сохраняющиеся в Бари». Бело-серый же цвет останков говорит о том, что они, возможно, долгое время испытывали на себе воздействие открытого воздуха или даже солнца, отчего сделались весьма хрупкими». В качестве примера он привел тот факт, что часть мощей святителя Николая, хранящаяся в Бари, после четырех лет, прошедших с момента их поднятия из закрытого пространства раки для освидетельствования в 1953–1957 гг., также изменила свою природу: находясь в сухом воздухе, «кости стали более хрупкими… по виду похожими на сухую глину, весьма ломкими».

Выписка же из заключения комиссии гласит: «Кости святого Николая, состоящие из большого числа обломков белого цвета, соответствуют частям скелета святого, недостающим в Бари. К сожалению, кости раздроблены на мелкие части барийским моряком во время бегства». Последнее соображение введено по предложению профессора Мартино, который в своем персональном заключении обратил внимание на грубый способ извлечения мощей из раки барийским матросом, что показала и экспертиза, проведенная в Бари, где были найдены поломанные части скелета.

Таким образом, мнения экспертов полностью подтверждают подлинность мощей святого Николая Чудотворца, сохраняющихся в церкви Сан Николо. Согласно мнению барийского ученого, «венецианские останки, хотя имеют скромный вид, не менее важны и не должны считаться менее важными, нежели барийские» (I resti di Venezia «…anche se di umile aspetto, non sono e non debbono essere considerati meno importanti dei resti di Bari»).

Спецрейс из итальянского города Бари доставил в Москву мощи святителя Николая Чудотворца. В аэропорту Внуково святыню встречали десятки верующих московских приходов. Также на лётном поле находилась рота почетного караула и духовенство. По прибытии митрополит Истринский Арсений отслужил молебен святителю у трапа самолета. Останки святителя Николая находились в итальянском Бари более 900 лет. Договоренность о принесение мощей в нашу страну была достигнута еще год назад. До 12 июля мощи будут находится в храме Христа Спасителя в Москве, а с 13 июля по 28 июля - в Санкт-Петербурге. Подробнее - корреспондент “Вестей FM” Борис Бейлин .

Епископ Николай умер в середине IV века и был похоронен в Мирах - это город в Малой Азии, на побережье Средиземного моря (сейчас там располагается турецкий Демре). Мощи находились в Мирах в местной церкви более 700 лет. В 1087 году они были похищены купцами из итальянского города Бари. К тому времени Малая Азии фактически перешла от Византии к туркам и была реальная опасность захвата останков. Кстати, сам Бари долгое время был под контролем византийских императоров. Среди прочего купцы из Бари надеялись, что их город, став обладателем мощей святителя Николая, сделается центром паломничества, что, в свою очередь, приведет к его процветанию. Но в любом случае это было похищение, отмечает митрополит волоколамский Илларион :

"Вся эта история была не чем иным, как похищением мощей. Тем не менее, в Русской Православной Церкви это событие празднуется как перенесение мощей и великий церковный праздник. Это связано с почитанием святителя Николая, потому что на Руси его почитали с самых древних времен".

В XI веке купцы из Бари торопились. Они разобрали пол в храме в Мирах, вскрыли саркофаг и взяли большую часть останков. Примерно 2/3, включая главу святого. Через несколько лет, во время Первого крестового похода, в Мирах побывали венецианцы, которые забрали мелкие части мощей, оставшиеся от предыдущего похищения. Кстати, костные останки, которые сейчас демонстрируется в музее в турецкой Анталии, Николая Чудотворцу не принадлежат. Скорее всего, не имеет никакого отношения к святому и саркофаг римских времен. Его сейчас в Демре выдают за подлинный гроб Николая Мирликийского.

Таким образом, сейчас мощи святого находятся в двух итальянских городах. Большая часть - в Бари, меньшая - в Венеции, на острове Лидо. Венецианская рака с мощами неоднократно вскрывалась, и мелкие частицы передавались в другие храмы. Сейчас такие частицы есть во многих церквях. В том числе и в Москве. Но проследить их историю и тем самым установить подлинность - затруднительно.

Гробницу в Бари, которая расположена в крипте Никольского собора под престолом, открывали лишь один раз - во время реставрации базилики в 1953 году. Тогда же была проведена экспертиза. Она подтвердила, что останки в Бари и в Венеции принадлежат одному человеку. Крипта находится ниже уровня моря, а сами мощи покоятся под тремя каменными блоками с небольшими отверстиями диаметром в 6 сантиметров. Именно через такие отверстия в блоках и извлекли частицу мощей, которую отправили в Россию. Для операции использовали лапароскопическое оборудование, которое применяется в медицине. Нужно было опуститься почти на метр. Сначала туда поместили микро-видеокамеру для осмотра останков. Затем с помощью специальных инструментов выбрали левое ребро. Оно прошло через отверстие без повреждений. Это была самая большая по размеру реликвия, которую возможно было извлечь, не вскрывая гробницу. Перед отправкой в Россию мощи поместили в ковчег, изготовленный в Софрино.

Сообщается, что во время операции на дне крипты обнаружили золотую пятирублевую монету конца XIX века. Интересно, что в 1953 году ее там не было. То есть она попала туда позже через отверстие. Возможно, ее обронил, случайно или преднамеренно, какой-то русский паломник.

Мощи Николая Чудотворца будут находиться в России более двух месяцев. С 22 мая по 12 июля их выставят для поклонения в храме Христа Спасителя в Москве. Доступ будет открыт ежедневно с 8 утра до 9 вечера. С 13 по 28 июля святыня будет находиться в Санкт-Петербурге. В РПЦ обещают, что никаких VIP-пропусков для прохода в храм вне очереди не будет. Единственное исключение сделают для инвалидов с повреждением опорно-двигательной системы и для родителей с грудными детьми. Всех остальных паломников пускать к мощам планируется в порядке общей очереди.

Чтобы поклонится святыне, рекомендуется приехать не к самому храму Христа Спасителя, а сначала добраться до станции метро “Парк Культуры” и пройти пешком до Пречистенской набережной, где можно будет встать в очередь и уже оттуда пройти к храму. Московские власти готовы организовать для паломников платное питание по доступным ценам, поскольку не исключено, что стоять придется несколько часов. В организации доставки мощей участвуют более 10 000 волонтеров. Сменяя друг друга, они будут помогать в храмах. В конце июля мощи Николая Чудотворца вернутся в Бари.

Популярное

22.02.2019, 10:07

Америка хотела, чтобы с Россией воевала Украина, а Украина – чтобы США

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: "Климкин буквально вчера сделал заявление о том, что будет денонсирован в ближайшее время договор по Азовскому морю. Если не организовывать провокации в Керченском проливе, то сама по себе денонсация договора вредна для Украины, Если между двумя государствами нет никакого договора о том, как регулируется территориальная проблема, в том числе разграничение моря, то преимущество – у сильного. Не надо объяснять, кто в Азовском море сильнее".

 

Возможно, будет полезно почитать: