Святополк. Окаянная жертва? Святополк владимирович окаянный

СВЯТОПОЛК I ОКАЯННЫЙ
Годы жизни: около 979 – 1019
Годы правления: 1015-1016, 1018-1019

Святополк Владимирович (при крещении ему дано имя – Пётр). В древнерусской историографии известен, как Святополк Окаянный. Князь туровский (с 988 года). Правитель Киевской Руси (1015-1016гг., 1018-1019гг.).

Его мать была по происхождению гречанка, вдова киевского князя Ярополка Святославича . Летопись говорит, что когда Владимир убил Ярополка и взял ее в наложницы, она уже была беременна. Таким образом, отцом Святополка был Ярополк . Несмотря на эти обстоятельства Владимир дал Святополку удел в Турове, считая его своим законным сыном. Летописцы называют Святополка сыном «от двою отцю» (двух отцов) и намекают на дальнейшую роковую судьбу князя: «от греховного плод злой бывает»

Отцы Святополка Владимировича Окаянного

Версия о рождении Святополка от двух отцов даёт основание предполагать, что он был рожден спустя 7-9 месяцев после вступления князя Владимира в июне 978 года в Киев, в соответствии с этим год рождения Святополка — начало 979-го.

Некоторые историки продолжают считать происхождение Святополка дискуссионным. Так, выводы Г.Котельщика основаны на изображении тамги (знака родовой принадлежности, который передавался по наследству) на монетах Святополка. Он пишет, что князь Святополк сам декларировал своё происхождение от Ярополка. Толкование княжеских тамг очень спорная вещь. Двузубец изображался и на тамге Мстислава Владимировича . Если версия Г.Котельщика верна, то это является доказательством желания Святополка отделиться от Владимира и его сыновей. Есть сведения, что в 1018г. Святополком былы взяты в наложницы мачеха и сестры Ярослава, что является едва допустимым, если бы он считал себя сыном именно князя Владимира .

Около 1013 года Святополк женился на дочери польского князя Болеслава Храброго (польск. Bolesław I Chrobry). Она родилась в третьем браке с Эмгильдой (между 991-1001 гг.), а умерла после 14 августа 1018 года. Большинство историков считают, что брак Святополка был последствием мира, который заключили с Польшей после неудачного похода Болеслава. Но есть и другая версия. Владимир выбрал Святополка на роль кандидата для бракосочетания с польской принцессой потому, что туровские земли, где был престол Святополка, граничили с Польшей. Вместе с юной княгиней прибыл в Туров и ее духовник, епископ Рейнберн, который символизировал своим прибытием отторжение русской церкви от греческой и подчинение ее Риму.

В начале XI в. Святополк, недовольный отцом и подстрекаемый женой и епископом, стал вести подготовку восстания против князя Владимира, заручившись поддержкой тестя. Но заговор был раскрыт, и Владимир посадил его с женой и Рейнберном в тюрьму. Причиной ареста князя Святополка скорее всего было намерение Владимира завещать своему любимому сыну Борису престол. Примечателен и тот факт, что новгородский князь Ярослав , другой старший сын Владимира, тоже восстал против отца в тот же временной период.

Годы правления Святополка Окаянного

Незадолго до смерти Владимира 15 июля 1015 года Святополк был освобожден и получил в удел Вышгород, около Киева. Окружающие скрыли смерть отчима от Святополка, который, по старшинству, мог претендовать на киевский престол, но Святополк был в это время в Киеве, и узнав важную для себя новость, принял быстрые меры к тому, чтобы занять место Владимира. Святополк стал раздавать горожанам подарки с целью привлечения симпатии киевлян. Летописцы писали, что киевляне принимали подарки, но сердца их не лежали к новому князю.

В Киеве Святополк выпустил сребреники (историкам известно 50 таких монет), которые похожи на сребреники князя Владимира . На лицевой стороне находилось изображение князя с надписью: «Святополк на столе [престоле]». На обратной стороне: княжеская тамга в виде двузубца, на левом конце которого находился крест, и надпись: «А се его серебро». Существовали и монеты, на которых Святополк значится под своим христианским именем Петор или Петрос.

Все ожидали действий со стороны Бориса, любимого сына Владимира, которому принадлежала многочисленная дружина отца. Но в виду того, что незадолго до своей кончины Владимир послал Бориса против печенегов, войско находилось вдали от Киева. Святополк понимал неустойчивость своего положения. Поэтому, помимо подкупов киевлян и бояр, он выбрал другое средство для укрепления власти — убийство братьев.

Почему Святополк «Окаянный»

В течение 1015 года по его приказу были убиты три сводных брата — Борис (убит на реке Альта вышгородцами), муромский князь Глеб (убит по дороге в Киев) и древлянский Святослав (при побеге от преследователей в Венгрию, был убит в Карпатских горах). В Повести временных лет Святополк обвиняется в организации убийства Бориса и Глеба, которые причислены к лику святых, как невинно убиенные. После произошедших расправ над родственниками Святополку было дано прозвище «Окаянный».

По мнению некоторых исследователей, прозвище «Окаянный» Святополк получил незаслуженно, потому что рассказ об убийствах Бориса и Глеба был вставлен в летопись позднее.

Также, в хронике Титмара Мерзебургского говорится, что Святополк бежал в Польшу, и в ней нет упоминаний о княжении Святополка на киевском престоле. Однако этому противоречит существование монет Святополка.

Узнав об убийстве братьев, новгородский князь Ярослав при поддержке варягов и новгородцев в 1016 году пошел войной на Святополка. Началась борьба за власть между Святополком и Ярославом. Войска встретились на Днепре при Листвене. Ярослав пошел в атаку, воспользовавшись моментом, когда шел пир Святополка с дружиной. Войска Святополка Окаянного были разгромлены и брошены в реку. Ярослав захватил престол в Киеве.

Князь Святополк бежал в Польшу и призвал на помощь короля Болеслава I Храброго, своего тестя. В 1017 г. при поддержке печенежских и польских войск они двинулись походом на Киев. Встреча дружин произошла на Буге, Ярослав потерпел поражение и бежал в г.Новгород.

Киевский престол стал принадлежать снова Святополку. Чтобы не содержать войска своего тестя Болеслава, которые были поставлены в русских городах, он изгнал поляков. Вместе с Болеславом Храбрым ушло и большинство киевских бояр. Менее, чем через год, будучи лишен военной силы, князь Святополк Окаянный вынужден был бежать из Киева от Ярослава, который пришел с варягами.

Битва на берегу реки Альты, на том самом месте, где был убит Борис, стала решающей. Святополк получил рану, от которой и умер. Летописцы писали: «…и расслабишася кости его не можааше седети, несяхут и на носилех». Всеми покинутый, он умер в 1019 году по дороге где-то между Польшей и Чехией в каком-то пустынном месте.

Святополк Владимирович «Окаянный»
(Худ. В.Шереметьев. 1867)

(по прозвищу «Окаянный»)сын или пасынок князя Владимира Святославича от неизвестной «гречанки», бывшей женою у князя Ярополка, и взятой в наложницы Владимиром после убийства брата.

Родившись около 979 года, Святополк никогда не считал себя родным сыном Владимира, и после его смерти захватил власть в Киеве, положив начало междоусобной войне 1015-1019 годов (правил Киевом в 1015-1016 и 1018-1019). Согласно общепринятой версии истории именно Святополк послал убийц к своим братьям-князьям Борису, Глебу и Святославу, за что получил прозвище «Окаянный» .

Боролся со своим братом Ярославом за власть с помощью польского князя Болеслава, на дочери которого был женат. После поражения в 1019 году бежал на Запад, и умер где-то между Чехией и Польшей.

Ранние годы и княжение в Турове

О детстве Святополка ничего не известно. Около 988-990 годов он был посажен отцом на княжение в Турове. После смерти князей Всеволода и Позвизда Владимировичей, прививших на Волыни, территории земли Святополка стали граничить с Польшей. Возможно именно поэтому он был избран в качестве кандидата на брак с дочерью польского князя Болеслава I Храброго.

Брак с дочерью Болеслава I Храброго

По разным версиям, дочь Болеслава I от его третьего брака с Эмгильдой была выдана за Святополка в 1008 (миссия цистерцианца Бруно) или 1013-1014 года (в знак мира с Польшей после неудачного похода Болеслава).

На заключение брака в Туров польскую принцессу сопровождал католический епископ Рейнберн. Впоследствии, за организацию заговора по отвращению Руси от «византийского обряда» Святополк был отстранен от наследования киевского престола и заключен в тюрьму вместе с женой и её духовником Рейнберном, которые, по предположению историков, обещали Святополку поддержку Польши в случае успеха заговора. Кроме того, одной из возможных причин заговора называется план Владимира передать правление сыну Борису, которому он ранее поручил возглавить киевскую княжескую дружину.

Болеслав I Храбрый
(худ. Я. Б. Якоби, 1828)

Междоусобная война 1015-1019

Еще до смерти князя Владимира в Киевской Руси видны признаки грядущей междоусобицы — князь Ярослав Мудрый, правивший в Новгороде, в 1014 году отказался выплачивать ежегодную дань Киеву. В ответ на это, Владимир приказал своему любимому сыну Борису готовиться к походу против Ярослава, а новгородский князь стал нанимать варягов для будущего противостояния.

Святополк был прощен и выпущен из тюрьмы, но понимая опасность оставлять молодого князя без внимания, Владимир посадил его близ Киева — в Вышгороде.

В 1015 году князь Владимир умирает в селе Берестово и Киевская Русь погружается в кровопролитное противостояние его детей за право на Киевский престол.

Святополк скрывает смерть князя Владимира

«Умер же (Владимир) на Берестовом, и потаили (смерть) его, потому что был Святополк в Киеве: ночью же, разобрав помост между двумя клетями, обернули его в ковёр и спустили на верёвках на землю; возложили на сани, повезли и поставили в церковь Святой Богородицы, которую он сам создал» — ПВЛ


Скрывают смерть князя Владимира (Фрагмент летописей)

После смерти Владимира Святополк утверждается в Киеве и начинает раздавать местной знати имения и подарки, желая задобрить киевлян в начале своего правления.

Убийства Бориса, Глеба и Святослава

Согласно устоявшейся версии именно Святополк послал убийц к своим братьям-князьям, чтобы предотвратить возможные притязания на Киевский престол. Однако впоследствии, после перевода скандинавских саг пересекающихся с данными событиями, некоторые историки сделали предположения о виновности в смерти Бориса не Святополка, а Ярослава. Ниже будет изложена официальная трактовка.

Смерть Бориса Владимировича
князя Ростовского

На момент смерти Владимира, князь Борис Ростовский возвращался из похода на печенегов — противник бежал, не вступив в бой, поэтому сопровождающая Бориса княжеская дружина была в полной боевой готовности.

Во время остановке на реке Альте сначала пришло сообщение о смерти Владимира, а затем от Святополка:

“Брат, хочу жить с тобой в любви и к полученному от отца владению добавлю еще” - Святополк Окаянный

Узнав о смерти великого князя дружинники предложили Борису идти на Киев и силой отнять у Святополка отцовский престол, но молодой князь ответил:

«Не могу я поднять руку на брата своего, которого чту как отца». — Борис Муромский

«Святополк же пришёл ночью к Вышгороду, тайно, призвал Путшу и вышгородских болярцев и спросил их: “Преданы ли мне всем сердцем?” Отвечали же Путша и вышгородцы: “Можем головы свои положить за тебя”. И сказал он им: “Никому не говоря, идите и убейте брата моего Бориса”. Они же обещали ему вскоре всё исполнить». — Летописи

После того как Бориса покинули дружинники и он остался только с ближайшими слугами. Князь Борис начал молиться, скорбя об умершем отце. Глубокой ночью, отправленные Святополком вышегородские бояре, во главе с Путшей, окружили шатер князя и дождавшись пока он уснёт — напали, перебив слуг и пронзив Бориса копьями.

Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в шатёрное полотно и повезли в Киев. Проезжая на повозке мимо леса, Борис вдруг стал поднимать голову. Когда Святополку доложили, что его брат ещё жив, новый киевский князь послал двух варягов прикончить его, что те и сделали, пронзив Бориса мечом в сердце. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено в церкви св. Василия.

Смерть Глеба Владимировича
князя Муромского

Узнав об убийстве Бориса, родная сестра Ярослава Мудрого, Предслава, написала брату о совершенном злодеянии и предупредила о грозящей тому опастности:

«Отец твой умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса и за Глебом послал, берегись его очень». — Предслава

Ярослав, в свою очередь, послал сообщение князю Глебу Муромскому, который на тот момент находился на пути в Киев, куда был вызван Святополком под предлогом «навестить тяжко больного отца». Официальные историки предполагают, что Святополк решил заманить Глеба, так как тот был родным братом убитого ранее Бориса и мог захотеть мести.

«Приезжай сюда поскорее, отец тебя зовет: сильно он болен!» — Святополк Окаянный

Глеб получил от Ярослава письмо во время одной из остановок, недалеко от Смоленска на реке Смядыни:

«Не ходи, брат! Отец твой умер, а брат твой убит Святополком». - Ярослав Мудрый

Как гласит житие, когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Сопровождавшие его отроки, по известиям летописей, приуныли, а по житиям святого князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару.

Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на брези межи двемя колодами» (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен).

Убийство Глеба в ладье. Клеймо иконы из Борисоглебской церкви в Запрудах в Коломне

Смерть Святослава Владимировича
князя Древлянского

Узнав о гибели Бориса и Глеба, Святослав Древлянский покинул свою столицу и попытался бежать в Карпаты. Погоня догнала Святослава Древлянского на берегу Опир близ нынешнего города Сколе. Согласно местной легенде, когда киевский князь увидел, что победа близка он решил не оставлять в живых никого из семьи преследуемого брата и отдал приказ:

«Сколоть их всех!»

С этим эпизодом легенда и связывает название города Сколе. В сражении с войсками Святополка погибли семеро сыновей Святослава и сам князь.

Гибель Святослава и борьба за власть между сыновьями Владимира Святославича лишила карпатских хорватов последнего союзника, и долины Боржавы и Латорицы были аннексированы венграми.

Борьба между Ярославом и Святополком за киевский престол

1016 — битва под Любечем

В 1016 году Ярослав во главе 3-тысячного новгородского войска и наёмных варяжских отрядов двинулся против Святополка, позвавшего на помощь печенегов. Два войска встретились на Днепре вблизи Любеча и на протяжении трёх месяцев, до поздней осени, ни одна из сторон не рисковала перейти реку. Наконец это сделали новгородцы, которым и досталась победа. Печенеги были отрезаны от войск Святополка озером и не смогли прийти к нему на помощь.

1017 — осада Киева

В следующем 1017 (6525) году печенеги по наущению Бурицлейфа (здесь мнения историков расходятся, одни считают Бурицлейфа - Святополком, другие - Болеславом) предприняли поход на Киев. Печенеги пошли на приступ значительными силами, тогда как Ярослав мог опираться только на остатки варяжской дружины под предводительством конунга Эймунда, новгородцев и небольшой киевский отряд. По данным скандинавской саги, Ярослав в этом бою был ранен в ногу. Печенегам удалось ворваться в город, но мощный контрудар отборной дружины после тяжелого кровоприлитного боя обратил печенегов в бегство. Кроме того, для обороны Киева положительную роль сыграли большие «волчьи ямы» у стен Киева, вырытые и замаскированные по приказу Ярослава. Осаждённые предприняли вылазку и в ходе преследования захватили стяг Святополка.

1018 — Сражение на реке Буге
Святополк и Болеслав Храбрый захватывают Киев

В 1018 году Святополк, женатый на дочери польского короля Болеслава Храброго, заручился поддержкой тестя и вновь собрал войска для сражения с Ярославом. Войско Болеслава, помимо поляков, включало 300 немцев, 500 венгров и 1000 печенегов. Ярослав же, собрав свою дружину, двинулся навстречу и в результате сражения на Западном Буге войско киевского князя было разбито. Ярослав бежал в Новгород, а дорога на Киев была открыта.

14 августа 1018 года Болеслав и Святополк вступили в Киев. Обстоятельства возвращения Болеслава из похода туманны. В Повести временных лет говорится об изгнании поляков в результате восстания киевлян, однако Титмар Мерзебургский и Галл Аноним пишут следующее:

Болеслав Храбрый и Святополк у Золотых ворот Киева

«Болеслав поставил там в Киеве на свое место одного русского, породнившегося с ним, а сам с оставшимися сокровищами стал собираться в Польшу.»

Болеслав получил в награду за помощь Червенские города (важный торговый узел на пути из Польши в Киев) киевскую казну и множество пленных, а также, согласно Хронике Титмара Мерзебургского, Предславу Владимировну - любимую сестру Ярослава, которую он взял в наложницы.

А Ярослав приготовился бежать «за море». Но новгородцы изрубили его ладьи и убедили князя продолжить борьбу со Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились.

1019 — битва на реке Альте


Весной 1019 года Святополк сразился с Ярославом в решающей битве на реке Альте. Летопись не сохранила точного места и подробностей битвы. Известно только, что битва протекала весь день и носила крайне ожесточённый характер.

«Пришёл Святополк с печенегами в силе тяжкой, и Ярослав собрал множество воинов и вышел против него на Альту. Пошли друг на друга, и покрылось поле альтинское множеством воинов. … и на восходе солнца сошлись обе стороны, и была сеча злая, какой не бывало на Руси. И, за руки хватаясь, рубились и сходились трижды, так что кровь текла по низинам. К вечеру одел Ярослав, и Святополк бежал»

Ярослав Мудрый вновь занял Киев, но положение его было шатким и князю предстояло еще не раз доказать собственное право на владение столицей Киевской Руси.

Смерть Святополка Окаянного

Согласно летописям, после поражения на реке Альте Святополк бежал через Берестье и Польшу в Чехию. В пути, страдая от болезни, умер.

Не можаше терпети на единомь месте, и пробежа Лядьскую землю, гонимъ Божьимъ гневомъ, прибежа в пустыню межю Ляхы и Чехы, испроверже зле животь свои — летописи

Ненависть - активное чувство недовольства; за­висть - пассивное. Нечего удивляться тому, что зависть быстро переходит в ненависть.

Гёте Иоганн Вольфганг

В 1015 году в Киевской Руси вспыхнула новая междоусбоная война. Причиной тому стала смерть великого князя Владимира. После себя он оставил двенадцать детей, которые и начали делить между собой великокняжеский престол. Первым свои права на власть объявил приемный сын Владимира – Святополк. Быстро воспользовавшись предоставленным ему случаем, он самостоятельно собрал киевское вече и назвал себя правителем Киевской Руси.

Убийство Бориса и Глеба

В это время в Киев возвращался из похода князь Борис со своей дружиной. На реке Альт ему сообщили печальные известия о смерти его отца и о том, что брат его захватил власть в Киеве. Дружина, которой руководил Борис, состоявшая, главным образом, из старых воинов Владимира, предложила молодому князю силой отобрать власть. Воспитание и братские чувства не позволили молодому человеку обнажить оружие на старшего брата. Такое поведение молодого князя было воспринято, как малодушие и трусость, поэтому большая часть дружины Бориса отправилась в Киев служить тамошнему князю.

Святополк тем временем отправился в Ижгород, чтобы лично убедиться в преданности тамошних бояр. Не веря простым словам, он потребовал от бояр в качестве доказательства их преданности принести ему голову Бориса. Бояре согласились и отправились на реку Альт, где стоял стан Бориса. Молодой князь молился в своем шатре. Убийцы дождались, пока он уснет, и убили его. Тело завернули в простыни и отправили Святополку. Так Борис был убит собственным братом.

Святополк Окаянный продолжал свои злодеяния. После убийства Бориса, он отправил гонцов в Муром, которым правил другой его брат - Глеб. Гонцы передали князю весть о том, что Владимир тяжело болен, и хочет видеть своего сына. Обман сработал, и Глеб с малым войском отправился в Киев. Святополк велел организовать засаду и умертвить своего брата. Недалеко от Смоленска Глеб со своей дружиной был остановлен посланниками Ярослава, которые сообщили ему весть о смерти отца и предательстве брата. Глеб оплакивал отца. В это время его окружили убийцы. Малая дружина не смогла спасти князя, его убил собственный повар, в надежде угодить киевскому правителю. Убийство Бориса и Глеба было подлым шагом, а сами братья позже были причислены православной церковью к лику святых. Самого же Святополка народ за эти злодеяния окрестил "окаянный".

Новые злодеяния

Древлянский князь Святослав, узнав о случившемся, пришел в отчаяние. Не видя возможности противостоять Святополку, он решил бежать в Венгерское государство. Однако, Святополк предвидел это и его войско уже выдвинулось во владение Святослава. Вблизи Карпат они догнали князя и, как свидетельствуют летописцы, жестоко убили его. Так, Святополк окаянный, как народ начал называть его, умертвил уже трех своих братьев. Он не чувствовал за собой вины, но знал, что народ его может не простить. Поэтому он часто собирал людей и раздавал им деньги, меха и одежды, пытаясь купить их уважение.

Противостояние Святополка и Ярослава

В 1016 году Ярослав отправился наказать брата. Впервые они встретились возле города Любеч. Силы были равны, Святополк окаянный нанял для войны половцев. Однако, Ярослав, грамотный тактик, нанес поражение своему брату и въехал победителем в Киев. Святослав же бежал в Польшу и просил помощи у местного короля Болеслава. Польский король согласился предоставить свое войско и лично отправился в военный поход на Киев. У реки Буга Ярослав со своим войском встретил неприятеля. Поляки, войско которых состояло главным образом из немецких и венгерских наемников, храбро сражались и нанесли руссим поражение. С небольшой горсткой солдат Ярославу удалось добраться до Новгорода. Оттуда молодой князь хотел отправиться в Швецию, дабы там найти соратников в борьбе с Болеславом и Святополком. Новгородцы отговорили его от бегства. Одновременно с этим Болеслав со своим войском подошел к Киеву. Сопротивлялся город недолго и 14 августа 1018 года киевляне сдались. Болеслав, король Польши, въехал в Киев, чтобы провозгласить Святополка новым князем Киевским.

Польский король, находя задачу решенной, отпустил по домам все наемное войско. Поляки же из его дружины были расквартированы по южным городам. Не знал еще Болеслав о коварстве и предательстве своего "ставленника", который боясь за посягательство поляков на свой престол, тайно отдал приказ убить всех воинов, с которыми пришел польский король. Резня была ужасной. Практически все навемное польское воиско было уничтожено, только Болеславу удалось спастись бегством.

В это время Ярослав собрал новое войско и отправился с ним в Киев. Святополк Окаянный не верил в преданность киевлян, а союзного войска поляков у него уже не было. Это вынудило его бежать к половцам, среди которых он и завербовал свою новую армию, с которой и отправился на Русь. Два войска сошлись на реке Альт в 1019 году , на том самом месте, где убийцы, подговоренные коварным Святополком, убили князя Бориса. В ходе битвы Святополк был вынужден отступить, но был настигнут одним из варяг, который и доставил его голову Ярославу.

Святополк Владимирович (в крещении Пётр, в древнерусской историографии по прозвищу «Окаянный», ок. 979-1019) - князь туровский (с 988, первый из рода Рюриковичей), великий князь киевский в 1015-1016 и 1018-1019.
Князь Святополк Владимирович замыслил истребить всех сыновей Владимира и завладеть их уделами. Сначала посланные им люди убили , князя Ростовского на реке Альте в то время, когда он молился, затем у Смоленска убийцы настигли , князя Муромского. Борис и Глеб, любимые сыновья , отличались необычайной добротой и христианским благочестием. Церковь признала их Святыми.
Затем был убит и Святослав Древлянский. После расправы над родственниками князь Святополк Владимирович получил прозвище «Окаянный ».
Узнав об убийстве братьев, (в будущем Мудрый) при поддержке новгородцев и варяжских воинов пошел войной на Святополка. Оба войска встретились на Днепре. Ярослав атаковал, когда Святополк пировал со своими воинами, оттеснил его войско к озеру, на котором был еще тонкий лед, и множество воинов Святополка утонуло. Святополк Окаянный бежал в Польшу за помощью тестя.
При поддержке польских и печенежских воинов в 1017 г. Святополк Окаянный отвоевал престол, а бежал обратно в Новгород. Когда поляки ушли из Киева, Ярослав снова напал на Святополка. В битве на реке Альте Ярослав победил, а князь Святополк Окаянный, раненный, бежал в Польшу и по дороге, всеми покинутый, в 1019 г. умер.

Из “Повести Временных Лет”.

Святополк сел в Киеве по смерти отца своего , и созвал киевлян, и стал давать им дары. Они же брали, но сердце их не лежало к нему, потому что братья их были с Борисом. Когда Борис уже возвратился с войском назад, не найдя печенегов, пришла к нему весть: «Отец у тебя умер». И плакался по отце горько, потому что любим был отцом больше всех, и остановился, дойдя до Альты. Сказала же ему дружина отцовская: «Вот у тебя отцовская дружина и войско. Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе». Он же отвечал: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Услышав это, воины разошлись от него. Борис же остался стоять с одними своими отроками. Между тем Святополк, исполнившись беззакония, воспринял мысль Каинову и послал сказать Борису: «Хочу с тобою любовь иметь и придам тебе еще к полученному от отца владению», но сам обманывал его, чтобы как-нибудь его погубить. Святополк пришел ночью в Вышгород, тайно призвал Путшу и вышгородских мужей боярских и сказал им: «Преданы ли вы мне всем сердцем?». Отвечали же Путша с вышгородцами: «Согласны головы свои сложить за тебя». Тогда он сказал им: «Не говоря никому, ступайте и убейте брата моего Бориса». Те же обещали ему немедленно исполнить это. О таких сказал Соломон: «Спешат они на неправедное пролитие крови. Ибо принимают они участие в пролитии крови и навлекают на себя несчастия. Таковы пути всех, совершающих беззаконие, ибо нечестием изымают свою душу». Посланные же пришли на Альту ночью, и когда подступили ближе, то услыхали, что Борис поет заутреню, так как пришла ему уже весть, что собираются погубить его. И, встав, начал он петь: «Господи! За что умножились враги мои! Многие восстают на меня» (Пс.3:2); и еще: «Ибо стрелы твои вонзились в меня; ибо я готов к бедам, и скорбь моя… предо мною» (Пс.37:3); и еще говорил он: «Господи! Услышь молитву мою… и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой никто из живущих, так как преследует враг душу мою» (Пс.142:1-3). И, окончив шестопсалмие и увидев, что пришли посланные убить его, начал петь псалмы: «Обступили меня тельцы тучные… Скопище злых обступило меня» (Пс.21:13, 17); «Господи, Боже мой, на Тебя уповаю, спаси меня и от всех гонителей моих избавь меня» (Пс.7:2). Затем начал он петь канон. А затем, кончив заутреню, помолился и сказал так, смотря на икону, на образ Владыки: «Господи Иисусе Христе! Как ты в этом образе явился на землю ради нашего спасения, собственною волею дав пригвоздить руки свои на кресте, и принял страдание за наши грехи, так и меня сподобь принять страдание. Я же не от врагов принимаю это страдание, но от своего же брата, и не вмени ему, Господи, это в грех». И, помолившись Богу, возлег на постель свою. И вот напали на него, как звери дикие, обступив шатер, и проткнули его копьями, и пронзили Бориса и слугу его, прикрывшего его своим телом, пронзили. Был же он любим Борисом. Был отрок этот родом венгр, по имени Георгий; Борис его сильно любил, и возложил он на него гривну золотую большую, в которой он и служил ему. Убили они и многих других отроков Бориса. С Георгия же с этого не могли они быстро снять гривну с шеи, и отсекли голову его, и только тогда сняли гривну, а голову отбросили прочь; поэтому-то впоследствии и не обрели тела его среди трупов. Убив же Бориса, окаянные завернули его в шатер, положив на телегу, повезли, еще дышавшего. Святополк же окаянный, узнав, что Борис еще дышит, послал двух варягов прикончить его. Когда те пришли и увидели, что он еще жив, то один из них извлек меч и пронзил его в сердце. И так скончался блаженный Борис, приняв с другими праведниками венец вечной жизни от Христа Бога, сравнявшись с пророками и апостолами, пребывая с сонмом мучеников, почивая на лоне Авраама, видя неизреченную радость, распевая с ангелами и в веселии пребывая со всеми святыми. И положили тело его в церкви Василия, тайно принеся его в Вышгород. Окаянные же те убийцы пришли к Святополку, точно хвалу заслужившие, беззаконники, Вот имена этих законопреступников: Путша, Талец, Еловит, Ляшко, а отец им всем сатана. Ибо такие слуги подобны бесам: бесы ведь посылаются на злое, ангелы же посылаются для добрых дел. Ангелы ведь не творят человеку зла, но добра ему желают постоянно, особенно же помогают христианам и защищают их от супостата-дьявола; а бесы побуждают человека на зле, завидуя ему; и так как видят, что человек от Бога в чести, – потому и завидуют и скоры на совершение зла. Злой человек, усердствуя злому делу, хуже беса, ибо бесы Бога боятся, а злой человек ни Бога не боится, ни людей не стыдится; бесы ведь и креста Господня боятся, а человек злой и креста не боится.

Святополк же окаянный стал думать: «Вот убил я Бориса; как бы убить Глеба?». И, замыслив Каиново дело, послал, обманывая, гонца к Глебу, говоря так: «Приезжай сюда поскорее, отец тебя зовет: сильно он болен». Глеб тотчас же сел на коня и отправился с малою дружиною, потому что был послушлив отцу. И когда пришел он на Волгу, то в поле споткнулся конь его на рытвине, и повредил Глеб себе немного ногу. И пришел в Смоленск, и отошел от Смоленска недалеко, и стал на Смядыне в насаде. В это же время пришла от Предславы весть к Ярославу о смерти отца и послал Ярослав сказать Глебу: «Не ходи: отец у тебя умер, а брат твой убит Святополком». Услыхав это, Глеб громко возопил со слезами, плачась по отце, но еще больше по брате, и стал молиться со слезами, говоря так: «Увы мне, Господи! Лучше было бы мне умереть с братом, нежели жить на свете этом. Если бы видел я, брат мой, лицо твое ангельское, то умер бы с тобою: ныне же зачем остался я один? Где речи твои, что говорил ты мне, брат мой любимый? Ныне уже не услышу тихого твоего наставления. Если доходят молитвы твои к Богу, то помолись обо мне, чтобы и я принял ту же мученическую кончину. Лучше бы было мне умереть с тобою, чем жить на этом полном лжи свете». И когда он так молился со слезами, внезапно пришли посланные Святополком погубить Глеба. И тут вдруг захватили посланные корабль Глебов, и обнажили оружие. Отроки же Глебовы пали духом. Окаянный же Горясер, один из посланных, велел тотчас же зарезать Глеба. Повар же Глеба, именем Торчин, вынув нож, зарезал Глеба, как безвинного ягненка. Так был принесен он в жертву Богу, вместо благоуханного фимиама жертва разумная, и принял венец царствия Божия, войдя в небесные обители, и увидел там желанного брата своего, и радовался с ним неизреченною радостию, которой удостоились они за свое братолюбие. «Как хорошо и как прекрасно жить братьям вместе!». Окаянные же возвратились назад, как сказал Давид: «Да возвратятся грешники в ад». Когда же они пришли, сказали Святополку: «Сделали приказанное тобою». Он же, услышав это, возгордился еще больше, не ведая, что Давид сказал: «Что хвалишься злодейством, сильный? Весь день беззаконие… умышляет язык твой» (Пс.51:3).

Итак, Глеб был убит, и был он брошен на берегу между двумя колодами, затем же, взяв его, увезли и положили его рядом с братом его Борисом в церкви святого Василия.

Святополк же окаянный и злой убил Святослава, послав к нему к горе Угорской, когда тот бежал в Угры. И стал Святополк думать: «Перебью всех своих братьев и стану один владеть Русскою землею». Так думал он в гордости своей, не зная, что «Бог дает власть кому хочет, ибо поставляет Всевышний цесаря и князя, каких захочет дать». Если же какая-нибудь страна станет угодной Богу, то ставит ей Бог цесаря или князя праведного, любящего справедливость и закон, и дарует властителя и судью, судящего суд. Ибо если князья справедливы в стране, то много согрешений прощается стране той; если же злы и лживы, то еще большее зло насылает Бог на страну ту, потому что князь – глава земли. Ибо так сказал Исайя: «Согрешили от головы и до ног, то есть от цесаря и до простых людей». «Горе городу тому, в котором князь юн», любящий пить вино под звуки гуслей вместе с молодыми советниками. Таких князей дает Бог за грехи, а старых и мудрых отнимает, как сказал Исайя: «Отнимет Господь у Иерусалима крепкого исполина и храброго мужа, и судью, и пророка, и смиренного старца, и дивного советника, и мудрого художника, и разумного, живущего по закону. И дам им юношу князя, и обидчика поставлю обладать ими» (Ис.3:1-4).

Святополк же окаянный стал княжить в Киеве. Созвав людей, стал он им давать кому плащи, а другим деньгами, и роздал много богатства. Когда Ярослав не знал еще об отцовской смерти, было у него множество варягов, и творили они насилие новгородцам и женам их. Новгородцы восстали и перебили варягов во дворе Поромоньем. И разгневался Ярослав, и пошел в село Ракомо, сел там во дворе. И послал к новгородцам сказать: «Мне уже тех не воскресить». И призвал к себе лучших мужей, которые перебили варягов, и, обманув их, перебил. В ту же ночь пришла ему весть из Киева от сестры его Предславы: «Отец твой умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса, а на Глеба послал, берегись его очень». Услышав это, печален был Ярослав и об отце, и о братьях, и о дружине. На другой день, собрав остаток новгородцев, сказал Ярослав: «О милая моя дружина, которую я вчера перебил, а сегодня она оказалась нужна». Утер слезы и обратился к ним на вече: «Отец мой умер, а Святополк сидит в Киеве и убивает братьев своих». И сказали новгородцы: «Хотя, князь, и иссечены братья наши, – можем за тебя бороться!». И собрал Ярослав тысячу варягов, а других воинов 40 000, и пошел на Святополка, призвав Бога в свидетели своей правды и сказав: «Не я начал избивать братьев моих, но он; да будет Бог мстителем за кровь братьев моих, потому что без вины пролил он праведную кровь Бориса и Глеба. Или же и мне то же сделать? Рассуди меня, Господи, по правде, да прекратятся злодеяния грешного». И пошел на Святополка. Услышав же, что Ярослав идет, Святополк собрал бесчисленное количество воинов, русских и печенегов, и вышел против него к Любечу на тот берег Днепра, а Ярослав был на этом.

Князь Святополк Изяславич (в крещении Михаил) - один из представителей уже разветвленной династии Рюрюковичей, которые к 11 веку втянули Русь в череду социально-экономических потрясений. Они были вызваны в первую очередь постоянными распрями и междоусобицами на внутренней арене. До полной раздробленности дело еще не дошло усилиями отдельных князей. Однако правители некоторых княжеств, пожалуй, делали для этого все. Причина: династия Рюриковичей сильна разрослась. Кроме того, расцвет отдельных земель привел к выдвижению на политическую арену многих городов, которые несколько веков назад были запустелыми деревнями. Обладание Киевом уже не являлось столь значим событием, как ранее. Теперь внутриполитическая борьба велась за другие вотчинные города - Чернигов, Полоцк, Владимир-Волынский, Ростов. В это непростое время и жил Святополк Изяславич. Кратко рассмотрим его генеалогическое древо.

Родословная Святополка II

Князь Святополк II родился в 1050 году. Неизвестно до сих пор, кем являлась его мать. Большинство историков склоняются к тому, что это была Гертруда - дочь польского короля. Некоторые утверждают, что мать Святополка была наложницей его отца - Изяслава Ярославича, киевского князя. Как бы то ни было, но при жизни никто не оспаривал благородство его крови. Политические распри были среди всех Рюриковичей, в которые также оказался втянут и князь Святополк Изяславич.

Его отец, Изяслав, был средним сыном Ярослава Мудрого и Ирины, которая получила это имя при крещении. Ее настоящее имя - Ингегерда, дочь шведского короля. В период княжения Ярослава Мудрого подобное не было редкостью. Почти все европейские династии хотели породниться с Русью. Это вполне объяснимо: христианство еще официально не разделилось на католичество и православие, Русь переживала период наивысшего расцвета, была верным союзником одного из мощных и богатых государств того времени - Византии.

При жизни отца Изяслава 19-летнего Святополка отправили править в Полоцк в 1069 году.

После смерти Ярослава Мудрого начинаются периоды постоянных смут и войн. Это еще не период «Феодальных войн», т. к. феодальной раздробленности как таковой еще не было. Однако предпосылки к этому, связанные с династическими кризисами, расцветом удельных княжеств, уже появились.

Правление Святополка Изяславича в Киеве

Святополк правил в Киеве с 1093 по 1113 год после смерти его дяди - отца Владимира Мономаха - Всеволода. Это время можно назвать тяжелым для Матери городов Русских. Сами киевляне желали видеть в качестве своего правителя «более авторитетного» Владимира Мономаха. Однако тот, судя по историческим источникам, «захотел подчиниться» древним обычаям предков и уступил по праву Киев Святополку. На самом деле такой щедрый жест говорит потомкам о заметном снижении статуса Киева как крупнейшего экономического и политического центра Руси. Это свидетельствует о непрерывном процессе феодальной раздробленности. Только сильный лидер - Владимир Мономах, ну и его сын Мстислав, - понимая внешнюю опасность распада государства, не давал княжествам обособиться друг от друга. Остальные князья уже в конце 11 века были не прочь это сделать.

В тот период мало кто из князей запомнился выдающимися реформами во внутренней политике. Это особенность сложившихся обстоятельств, а не личные качества самих правителей. Даже такая выдающаяся личность, как Владимир Мономах, мог бы сделать намного больше, родись он чуть раньше.

11-12 век - это объективный период упадка, связанный со многими факторами. Отдельная личность, пусть даже и самая выдающаяся, мало что может сделать в такой ситуации. Святополк Изяславич запомнился в истории в связи с некоторыми внешнеполитическими событиями, распрями на внутренней арене. Также он являлся одним из организаторов княжеских съездов, которые активно проводились в этот период времени на Руси. Был другом и союзником Мономаха, но народную славу и любовь так и не получил.

Нашествие половцев

Узнав о смерти в 1093 году Всеволода в Киеве, половцы решили совершить набег на Русь. Исторические источники делают виновным в этом самого Святополка, который плохо обошелся с прибывшими половецкими послами. Однако вопросы вызывают причины подобного поведения князя. Неизвестно, что такого сказали ему половецкие парламентеры, но они оказались в тюрьме. Хочется провести историческую параллель с посольством персов к спартанцам, желающим «земли и воды». Царь Леонид и вовсе скинул послов в колодец. Возможно, что-то подобное требовали и половецкие послы от нового киевского князя. Началась война.

Владимир и Святополк имели разногласия. Мономах предлагал переговоры, Святополк Изяславич и киевляне желали войны. Их упрекнуть сложно, т. к. половцы уже напали на верных союзников торков, а также пожгли окрестности Киева. Мономах хоть и был противником войны, но выступил вместе с киевским князем.

Битва на берегу Стугны

Берег реки Стугны являлся вторым рубежом Киева. Именно здесь и расположились русские войска. Слева встал Владимир, справа - Святополк, в центре - третий союзник Ростислав Всеволодович. Главный недостаток всех русских княжеских армий в тот период времени - отсутствие единого командования. Каждый управлял своей дружиной. Никто из князей не имел права отдавать приказы и распоряжения всему войску. Перед боем вырабатывалась общая тактика, которая сводилась лишь к решению вопроса о том, кто и где будет располагаться. Впервые единоначалие и боевую тактику с большой армией применил Дмитрий Донской, посадив засадный полк в кустах. Именно это стало полнейшей неожиданностью для Мамая. Но это произошло спустя почти 300 лет. В 11-12 веке каждый из князей сам решал, когда ему можно отступить, когда атаковать. Это часто заканчивалось полным разгромом для всей армии. Так произошло и на этот раз. Зная слабое место русских, половцы по одному разгромили князей.

Сначала они напали на Святополка, обратив его в бегство, затем на Владимира. Последнему досталось Ростиславу, который, убегая, утонул в реке в тяжелой кольчуге.

Второе поражение Руси. Осада Киева

Князь Владимир после поражения уехал в свою безопасную вотчину - Чернигов. Святополк Изяславич остался один на один с внешним врагом. Ростислав Влеволодович утонул при отступлении. Его похоронили в Киеве, рядом с отцом.

Половцы, разгромив русскую рать, разделились. Часть осадила Торческ, который затем сдался. Вторая часть подошла к Киеву.

23 июля 1093 года под Киевом было еще одно сражение. Видимо, сам князь понимал его бесперспективность, т. к. источники обвиняют его в трусости и нежелании воевать. Под влиянием киевлян он все-таки решил дать бой. Сражение закончилось вторым разгромом русских.

Мир и женитьба

После этого Святополку пришлось заключить мир и взять в жены дочь половецкого хана Тугоркана. Видимо, послы в Киеве на этом и настаивали до войны. Женитьба русских христианских князей, супруги которых до этого являлись только видными европейскими принцессами, на «поганой» половчанке, пусть и дочери хана, - шаг явно вынужденный. Это событие можно сравнить с тем, что некогда князь и язычник Владимир, позже прозванный Святым, силой заставил византийского императора отдать в жену его дочь Анну. Цель таких браков - политическое влияние и престиж. Для половецкого хана породниться с Киевским князем было равносильно тому, как для русских несколько веков назад - породниться с византийским императором.

После этих событий войны с половцами не прекращались. Однако их характер стал напоминать междоусобицы. Битвы перестали отличаться жестокостью, постоянно велись переговоры, противники договаривались мирно. О настоящей жестокости степняков Русь узнает позже, во время нашествия монголо-татар.

Любечский съезд

Съезд князей в 1097 году в Любече стал следствием поражения русских войск от половцев. Князья решили, что только единой силой можно противостоять внешней опасности. На съезде, организаторами которой стали Владимир и Святополк, было решено обороняться от врагов вместе. Чтобы избежать междоусобиц, князья решили оставить все земли и города в вотчины тем правителям, которые владели ими на момент съезда. Фактически он закреплял право князей на постоянное владение, что не могло не сказаться на будущей раздробленности.

Нарушение клятвы и новый съезд в Витечеве

Именно Святополк стал первым соучастником, нарушившим клятву, данную в Любече. При его согласии и непосредственном участии князь Давид Игоревич в Киеве ослепил своего политического противника Василька и увез его во Владимир.

После этих событий Святополк был вынужден встать на сторону Владимира Мономаха и пойти войной на Владимир-Волынский против Давида. Результатом этого похода станет присоединение Владимира-Волынского к Киеву. Решение принимали на съезде в 1100 году в Витичевске.

Смерть Святополка Изяславича

Святополк умер в 1113 году. От жены хана Тугоркана у него родились два сына: Брячислав и Изяслав. Кроме них, от первого брака у него был сын Ярослав. После смерти Святополка Изяславича в Киеве все-таки начал править Владимир Мономах. Это время еще считается периодом единой Киевской Руси. Официальной датой раздробленности считается 1132 год - смерть Мстислава, сына Мономаха.

Святополк - отрицательный персонаж в истории?

Святополк Изяславич, годы правления которого пришлись на неблагоприятное время войн с половцами и начавшиеся междоусобицы, в негативном ключе упоминается в источниках и современных учебниках. Заслуженно ли? Этот вопрос до сих пор остается без ответа. Верный союзник Мономаха, он все же сумел получить негативную оценку. Возможно, Святополк - этот тот персонаж в истории, на которого можно было «повесить» все ошибки Мономаха, а все заслуги приписать только Владимиру Всеволодовичу.

 

Возможно, будет полезно почитать: